Анализ стихотворения Блока «Мы встречались с тобой на закате. Анализ стихотворения блока мы встречались

Данный стих был тесно сплетен с влюбленностью писателя к Менделеевой. В летний период 1898 года он гостит в потомственном поместье под Санкт-Петербургом. В то время у него начинается любовь с соседской дочкой Менделеевой. Но роман этот не приобрел дальнейшей продолжительности: молодая девушка не испытывала чувств к Блоку. В 1902 году он написал это произведение, которое потом представил барышне.

История создания

С целью оторваться от угрюмых размышлений и отыскать объяснение своему поражению, поэт сознается, что облик возлюбленной в определенный период был для него более существенным мерилом, нежели ее внутренние качества. Тем временем, он замечал, что его любимая ведет себя с ним крайне неотзывчиво и равнодушно. Однако, Блок не придавал этому значения, сваливая такие действия на естественную скромность и незрелость барышни. В результате, он был воистину поражен, когда понял, что конкретно думает о нем его возлюбленная.

Она просто-напросто осмеяла молодого поэта вместе с его вздорными чувствами и произведениями, после чего у него не было выбора, кроме как отбыть из поместья, поклявшись никогда в жизни не гостить здесь. Только через три года Блок сумел поведать о том, что чувствует к своей возлюбленной, сознавшись, что у него внутри не осталось ничего. Однако рок - вещь крайне лукавая и непостоянная, и непредвиденная встреча поэта с Менделеевой в Санкт-Петербурге 1903 года станет фатальной, основой буйного и чрезвычайно особенного романа с очень грустным, хотя и совершенно ожидаемым, концом.

Анализ "Мы встречались с тобой на закате..." Блока

Произведение причисляется к романтической поэзии, слог его — возвышенный.

Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате … », анализ которого мы проведем, имеет отношение к сборнику «Стихи О Прекрасной Даме». В нём присутствуют две темы: тема свидания, проявляющаяся в первых трёх четверостишиях, и тема разлуки пары в последнем четверостишии.

В какой момент действительность превращается в иллюзию, а грезы выливаются в настоящий мир? Граница меж явью и мечтанием у автора весьма размыта. Он повествует нам об эмоциях персонажа и передает его свидание и разлуку с восхитительной девушкой, словно через туман. Ему больше по душе мечтательность — только так он достигает избавления. Благодаря этому структура у данного произведения круговая.

Произведение служит продолжением сборника о Прекрасной Даме, однако данный образ ощутимо поменялся. Перед нами теперь не величественная супруга. Образ её неясен и туманен: представлен лишь её силуэт в белоснежном платье. Однако платье — признак обычной земной девушки.

И такие истинные черты сравниваются с ее изысканностью. Фон рассказа также убавлен. Мы оказываемся не в церкви, как раньше, а в бухте и лицезреем влюбленных на фоне залива. Если обратиться к анализу "Мы встречались с тобой на закате..." Блока и сопоставить его с иными творениями о Прекрасной Даме, то мы поймем, как переменились окраски и звуки.

Особенности

Нет сочных оттенков — все тона смягчены. Все совершается на в мареве мглы. Образ девушки преисполнен красотой. В персонаже также происходят значительные изменения, его былые восхищения ушли.

Любопытно узнать смысл знаков, которые вводит писатель в поэтическую ткань "Мы встречались с тобой на закате...", анализ которого мы проводим.

Символика

Закат, мгла, река, янтарное весло, тона — всё обладает собственным смыслом. Влюблённые встречаются на заходе солнца. Их рандеву, пускай и закутано вечерним сиянием загадочности, однако всё-таки это финал их любовных взаимоотношений.

Туман — также знак неустойчивости и хрупкости союза. Девушка молчалива и таинственна. Герой, как и прежде, обожает её образ, однако у них нет перспективы.

На девушке надето платье молочного оттенка. Белый цвет — символ кончины. Не исключено, что это двигается куда-то в лодке умершая пара? Сначала стиха весло разрезало поверхность залива, а в финале оно изображено замерзшим и неподвижным.

Роль звуков

Они вызывают унылое расположение духа, выявляют грусть персонажа и его тоску по былому. Встречи с возлюбленной молчаливые, а в небесной тиши слышатся лишь молитвы. Это и есть основная тема "Мы встречались с тобой на закате" Блока.

Описательные определения (вечерний туман, белое платье) принимают участие в изображении природы, в окружении которой проистекают события. Олицетворения выделяют мирскую, настоящую картину действительности. Рифма в стихе "Мы встречались с тобой на закате" перекрестная.

Средства художественной изобразительности

В стихотворении олицетворено классическое столкновение грез и действительности. В основании структуры стиха принцип контраста земного и Священного. Настоящая дама, облаченная в белое платье, сопоставляется с изысканными мечтаниями. Данная антитеза продолжается в течение целого произведения, присутствует она и в конце.

И мечта в результате одерживает победу. Амурная история завершается, а мечта все еще обитает в душе персонажа, в «вечернем тумане», в определенных раздумьях «о бледной красе».

Это противопоставление грез и реалий существует во всех четверостишиях. Вначале герой упоминает о своих свиданиях с дамой. И симпатия тут всесильно захватывает его душу, угнетая мечтания.

В завершении персонаж целиком избавился от захвативших его разум и сердце чувств и остался один на один с собственными грезами.

Структурно можно распределить произведение на два эпизода. Первый — это мемуары о минувшем (три четверостишия). Второй эпизод — настоящий период в бытие персонажа (последнее четверостишие).

При повторном прочтении отрывка "Мы встречались с тобой на закате", опять-таки понимаешь, насколько зыбкой бывает рубеж между грезами и явью. Мечта не динамична, недвижима, это зримо сквозь мелодичность и единство всех четверостиший, сквозь перекрестную эпифору. Действительность же ощутима, понятна, мы повинуемся ее правилам.

По этой причине поэт сотворил стих крайне отчетливо, ритмично, вследствие чего выходит антитеза формы и значения произведения, до нас доносится шум волн, разрезаемых веслом, песочный шорох, камышовый шелест. Если оторваться от реального мира, прочувствовать происходящее, рисуемое в строчках, то ощущается воздушная влажность тумана, проглядываются контуры пламени.

И мы как будто переносимся вместе с Блоком в блестящую золотом мечту. Собственно, в этом весь автор, поражающий своей уникальностью, умеющий уводить за собой в мир фантастического, завлечь. Хочется прочитать это прекрасное произведение заново, раскрывать и постигать новые секреты бытия.

Мы встречались с тобой на закате.

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Впереди - на песчаной косе

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний -

Не приемлет лазурная тишь...

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Всё померкло, прошло, отошло..

И твое золотое весло.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Историко-биографический материал

История создания и дата написания стихотворения

В стихотворениях начала 1900-х годов отразились отношения поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью великого химика.

Место стихотворения в творчестве поэта

Стихотворение входит в цикл «Стихи о Прекрасной Даме». В этот период центральным в поэзии Блока был образ «Величавой Вечной Жены».

Главная тема стихотворения

Тема любви

Лирический сюжет

Лирический герой вспоминает о своих встречах с возлюбленной и горько сожалеет о том, что все прекратилось.

Проблема стихотворения

Невозможность соединения реального с идеальным.

Композиция стихотворения

Композиция кольцевая. В последней строфе автор снова возвращается к образам первой, на этот раз окончательно стирая контуры реальности.

Лирический герой

В лирическом герое происходит раздвоение. Он существует в двух мирах.

Преобладающее настроение, его изменение

Минорные мотивы. Легкая грусть постепенно перерастает в отчаянье.

Цветовая гамма стихотворения.

1-я строфа. Ярко – красный закат на темном фоне реки.

2-я строфа. Тёмный фон их встречи.

3-я строфа. Вечерний туман на фоне речного берега, вдалеке светлый отблеск луны.

4-я строфа. Рассвет, преобладание алого и золотого цвета. Ее образ в белом.

Любовная лирика

4 строфы четверостишия

Основные образы

Образ героини двойственный. В нем видны черты реальные «белое платье», «веслом рассекала залив», противопоставленные «утонченности мечты».

В стихотворении «Мы встречались с тобой на закате» перед нами открывается особый мир влюбленного героя.

В основе стихотворения из 4-х строф лежит сюжет встречи, не обещающей будущего, граничащей с разлукой.

Кроме того в стихотворении ярко выражены 2 мотива: мотив встречи (1 и 2строфы) и мотив расставания лирического героя с любимой (3-4 строфы).

Встреча героев происходит на закате, окутанном вечерним ореолом таинственности, это уже изначально свидетельствует о «закате» отношений. К тому же они встречаются на фоне реки, которая олицетворяет необратимое течение времени. Она «веслом рассекала залив», как бы нанося удар по чувству, которое уносит течение реки.

У героев нет будущего: все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени. Их свидания окутаны туманом, который символизирует зыбкость, непрочность, иллюзорность их встреч.

Но их свидания были романтичны, пронизаны тайной, которые скрывал вечер. Образ вечерних свечей подчеркивает чистоту и непорочность их отношений.

Её образ скрывается, ускользает, его тоже уносит течение реки. Образ Её неуловим, расплывчат: мы видим только очертания стана в белом платье (« Я любил твоё белое платье»). Она безмолвна, непостижима, непорочна. Её образ он боготворит.

Нечётко, смутно намечая Её образ, поэт тем самым описывает в основном ощущения лирического героя. Он искренне любил Её недосягаемый образ, «утончённость мечты разлюбив».

Но реальность не приемлет их встреч. Поэтому в 3-ей строфе четко выражен мотив расставания: « …приближений, сближений, сгораний – не приемлет лазурная тишь …» . Эти строки являются границей между отношениями героев. Наличие тире и многоточия еще раз этот разрыв подчеркивают.

Но Ее образ для героя – источник вечного счастья, вечной радости, красоты. Несмотря на то что в душе героя осталась пустота: «… ни тоски, ни любви, ни обиды, все померкло,прошло, отошло …», последние две строки стихотворения: « Белый стан, голоса панихиды // И твое золотое весло.» - звучат как песня, обращенная к Величию, Женственности, Красоте и Любви.

Лексика стихотворения

Нет специальных слов и неологизмов. Использовано устаревшее «панихида».

Поэтический синтаксис

в стихотворении использовано очень много эпитетов («золотое весло», «бледная краса») и метафор («утонченность мечты», «голоса панихиды», «лазурная тишь»)

Изобразительные средства иносказания

Использованы эллипсис («приближений, сближений, сгораний») и инверсии («были странны вечерние встречи»).

Звукопись

аллитерация – [ж/г]

Доминируют гласные «е, и» – нежность светлость; «о» – восторг; «а» – великолепие.

Согласные «в, л» – символизируют ласковое, обволакивающее, приятное.

Эти звуки наполняют стихотворение музыкальностью, напевностью, величием.

Трехстопный анапест создает впечатление накатывающих на берег волн, чему соответствует ряд деталей: «залив», «песчаная коса», «у берега рябь и камыш», «весло», «вечерний туман».

Стопа трехсложная с ударением на третий слог.

Ритм и рифма. Способы рифмовки

Рифма перекрестная

«Мы встречались с тобой на закате…» Александр Блок

Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.
Впереди — на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний —
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло..
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.

Анализ стихотворения Блока «Мы встречались с тобой на закате…»

Лето 1898 года Александр Блок проводил в своем родовом имении под Петербургом, которое не посещал несколько лет. Именно там он повстречался с Любовью Менделеевой, дочерью своих соседей, которая из задиристой сельской девчонки превратилась в 16-летнюю барышню сдержанную и утонченную. Блок влюбился без памяти и старался как можно больше времени проводить со своей избранницей, которая игнорировала юного поэта, считая его пустым и никчемным человеком.

Тем не менее, Александр Блок продолжал настойчиво ухаживать за девушкой и при первой же возможности старался провести в имении Шахматово хоть несколько дней. Однако вскоре между ним и Любовью Менделеевой произошло объяснение, и поэт, получивший отказ, решил больше никогда не встречаться со своей избранницей.

В 1902 году он посвятил своему летнему роману стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…», которое впоследствии Любовь Менделеева, ставшая вскоре супругой поэта, все же прочла. Однако к тому моменту, как доведенный до отчаяния Блок писал эти нежные и полные любви строки, в его сердце уже умерла надежда на то, что он сможет обрести счастье с девушкой, в которую влюблен.

Для того, чтобы отвлечься от мрачных мыслей и найти оправдание собственной неудаче, Блок признается : «Я любил твое белое платье, утонченность мечты разлюбив». Этой фразой автор хочет подчеркнуть, что внешность избранницы в какой-то момент оказалась для него более важным критерием, чем ее душевные качества. Между тем, поэт видел, что Любовь Менделеева держится с ним весьма холодно и отрешенно. Правда, предпочитал смотреть на это сквозь пальцы, приписывая подобное поведение природной скромности и неопытности девушки. В итоге, Блок был действительно шокирован, когда узнал, что именно думает о нем Любовь Менделеева. Она попросту высмеяла юного франта вместе с его нелепыми чувствами и стихами, после чего Блоку не оставалось ничего иного, как уехать из Шахматово, дав себе зарок никогда больше не проводить лето в имении. Лишь спустя три года поэт смог рассказать о том, что испытывает к своей избраннице, в стихах, признавшись, что в его душе не осталось «ни тоски, ни любви, ни обиды». Но судьба – дама весьма коварная и капризная, и случайная встреча Блока и Менделеевой в Петербурге зимой 1903 года окажется роковой, став началом бурного и очень необычного романа с весьма печальным, хотя и вполне предсказуемым, финалом.

Цикл Стихов о Прекрасной Даме пополнился в 1902 году еще одним творением «Мы встречались с тобой на закате».Вот перед нами еще один образ возлюбленной, мы представляем его реально, зримо:

Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.

Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.

Автор подчеркивает, что нереальность ему ближе, именно в ней он находит спасение, здесь его любимый образ, его возлюбленная. Иногда мечта охватывает нас полностью, занимает все мысли, именно поэтому Блок сделал композицию стиха кольцевой:

Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив…..

Нельзя сказать, что Блок употребил большое количество изобразительно-выразительных средств. Здесь все лаконично и как нельзя лучше к месту: метафоры: утонченность мечты, бледная краса, лазурная тишь, голоса панихиды подчеркивают земную, реальную картину происходящего. Также присутствуют и метафорические эпитеты: безмолвная встреча, вечерние свечи, бледная краса, лазурная тишь, белый стан, они посвящены образу возлюбленной

Изобразительные эпитеты: белое платье, песчаная коса, вечерний туман, золотое весло описывают пейзаж, на фоне которого все и происходит.

Перечитывая стихотворение еще раз еще больше убеждаешься, какой тонкой бывает грань между мечтой и реальностью. Мечта статична, неподвижна, это заметно через звукопись, певучесть одинаковости размера всех строф, через перекрестную рифму. Реальность же осязаема, объяснима, мы подчиняемся ее законам.

Поэтому Блок создал стихотворение очень четко, размеренно трехстопным дактилем, тем самым получается противопоставление формы смыслу стихотворения, мы слышим плеск волны, рассекаемой веслом, шорох песка шуршание камыша. Если отвлечься от реальности, проникнуться картиной, описываемой в строках, то чувствуется легкая сырость тумана, просматриваются очертания огня.

Начинается казаться, что уносишься и вместе с поэтом в сияющую золотом мечту, которая сплетена из вечерних приглушенных теней. Именно в этом весь Блок, гениальный поэт, умевший увести за собой в мир не реального, увлечь, хочется перечитывать эти строки снова и снова, открывать новые тайны и строки для себя.

Романтическое стихотворение Александра Блока «Мы встречались с тобой на закате» написано поэтом в 1902 году и наполнено грустью, так как писалось оно под влиянием былых чувств к Любе Менделеевой. Годом позже Менделеева стала женой поэта, но прежней романтики уже не было, хотя суженой посвящён целый цикл стихов под символичным названием «Стихи о прекрасной даме».

Блок и Менделеева

Стихи относят воспоминания Блока к 1898 году, когда между ним и Любой вспыхнули первые чувства. В это время Александр жил в родовом имении под Питером, а Менделеева была дочерью его соседей. Романтика 1898 года сразу не переросла в серьёзные отношения, так как поначалу Люба была холодна к Блоку.

В строке:

Были странны безмолвные встречи

Хорошо заметно, что страсти нет, даже разговора не складывается, хотя зерно отношений посеяно именно тогда. Заметим, что стихи пишутся в 1902 году, за год до венчания, когда стало понятно, что Люба и Александр будут мужем и женой, поэтому о том времени можно вспоминать без боли. В строках:


Не приемлет лазурная тишь…

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Стиль стихотворения

Период романтики закончен, не за горами долгая супружеская жизнь, до которой остаётся всего шаг.

В стихотворении Блоком используется символизм, что свойственно его стилю. Золотое весло, белое платье, бледная краса – это очевидный символизм, с помощью которого Блок передаёт свои чувства и эмоции, шифруя их от других.

Стиль написания – трёхстопный дактиль, стихи читаются легко и быстро запоминаются, что делает их любимыми для многих почитателей поэта. Лично мне концовка «Мы встречались» напомнила есенинское «Сукин сын» , хотя у Блока в строках больше романтизма и используется символизм, чуждый Есенину.

Стихотворение, безусловно, относится к золотому фонду русской поэзии, поэтому мимо него не стоит проходить.

Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.
Впереди - на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгорании
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло..
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.
1902 год



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх