Арт-терапия для родителей «редких» детей: как преодолеть стресс. Арт-терапия для детей и родителей

Что такое арт-терапия? Уже само название дает нам подсказку о сущности данного термина. Арт-терапия - это не что иное, как лечение с помощью искусства. Как же оно происходит? Без капельниц и таблеток, без массажей и микстур. Это направление использует лишь краски и кисти, цветное тесто и бумагу, глину и пластилин, манку, песок, ткани, фотографии и еще множество других различных материалов, которые при грамотном к ним подходе способствуют исцелению человеческой души.

Арт-терапия является некоей связующей нитью между подсознанием и сознанием. Таким своеобразным мостиком между мозгом и душой. Использование этой методики позволяет решить множество проблем. Ведь чаще всего они находятся не на сознательном уровне. Они лежат намного глубже. Именно поэтому их устранение словесно или медикаментозно - задача практически невыполнимая. Но решить ее на уровне искусства, метафор и образов вполне можно.

Арт-терапия является отдельным и при этом весьма перспективным направлением психотерапии, возникшим сравнительно недавно, лишь в конце 20 в. Она находится на стыке психологии и искусства, завоевывая год от года все большую популярность.

Творчество, помогающее жить

В наше сложное время человеку весьма сложно избежать психологических проблем. Практически на каждого из нас неподъемным грузом давят различные страхи, а также нередко приходит не только повышенная возбудимость, но и одолевает внезапно приходящая агрессия. От всего этого страдают не только взрослые. Подобные проблемы наблюдаются и у детей. Как скорректировать имеющиеся душевные «неполадки»? Самый безболезненный способ предлагает нам сила искусства. Благотворное влияние на человека оказывает музыка, живопись и театр. Они дарят нам множество положительных эмоций, что позволяет избавиться от внутренних напряжений, а также переключиться на позитивный настрой.

Еще лучше, если человек будет не созерцать, а творить. Это позволит ему выразить свои чувства и освободить внутренний потенциал. Подобная деятельность лечит в буквальном смысле этого слова. Именно поэтому ее и назвали арт-терапией.

Творчество или таблетки?

С кем чаще всего работают арт-терапевты? Да практически со всеми. Данное направление не ограничивается возрастными рамками и замечательно подходит как взрослым, так и детям. У арт-терапии имеется множество достоинств. Среди них:

  1. Доступность. Для того чтобы заниматься рисованием, оригами или лепкой, не потребуется дорогостоящих материалов, специальных условий или длительной подготовки. Что касается сказок, то рассказывать их можно практически везде - по дороге в детский сад, дома или на прогулке.
  2. Отсутствие каких бы то ни было противопоказаний. Применять арт-терапию можно ко всем. Ведь она является самым эффективным и безобидным способом, позволяющим избавиться от негативной энергии.
  3. Наличие своего «языка», с помощью которого намного проще выразить возникшие переживания и чувства. Человек, применяя пластическую и визуальную экспрессию, получает возможность не подбирать эмоции и выражения. Они передаются сами собой.

Задачи арт-терапии

Для чего же служит это направление, позволяющее лечить человеческие души? Его основными конкретными задачами, с которыми, кстати, арт-терапия справляется довольно успешно, являются:

  1. Диагностика. Творчество позволяет выявить основные проблемы человека. При этом арт-терапевту становится понятным, на что следует обратить особое внимание, и что происходит в душе его пациента на самом деле.
  2. Коррекция. Использование средств арт-терапии позволяют изменить поведение человека, направив его в более конструктивное русло. При этом пациент исцеляется от страхов и тревог, фобий и ограничивающих убеждений.
  3. Развитие. Использование арт-терапии в работе с детьми позволяет выявить сильные и слабые стороны ребенка, а также способствует их развитию.
  4. Удовлетворение имеющихся Арт-терапевтический процесс предусматривает истинное творчество. Взрослые и дети начинают создавать картины и музыку, писать стихи и книги. Причем чаще всего свои способности проявляют именно те люди, которые считали себя совершенно далекими от вдохновения и творчества.
  5. Психотерапия. Данное направление позволяет специалисту работать с глубинами подсознания, с тяжелыми переживаниями и психическими травмами.

Формы арт-терапии

Лечение искусством может быть:

  • пассивным;
  • активным.

Если используется первый вариант арт-терапии в работе с детьми, то он предусматривает «потребление» маленькими пациентами художественных произведений, которые уже созданы другими людьми. Ребенок в этом случае читает книги, рассматривает картинки, слушает музыку.

Активная форма арт-терапии предусматривает создание своих продуктов творчества, в том числе рисунков, скульптур и т.д.

Помимо этого, занятия по лечению искусством бывают структурированными или неструктурированными. В первом случае тема занятия задается психологом. Он же предлагает и материал для использования. В конце этого творческого процесса обсуждается сама тема, а также манера исполнения и т.д. На неструктурированных занятиях пациенты имеют право сами выбрать инструменты, материал и тему для освещения.

Виды арт-терапии

Существуют различные техники арт-терапии в работе с детьми и пациентами старшего возраста. Психологам в этом случае открывается практически бескрайнее поле для деятельности. Конкретные приемы подбираются специалистами в зависимости от имеющихся проблем и возраста их клиентов. Например, арт-терапия в коррекционной работе с гипервозбудимыми и тревожными детьми предполагает выдачу им задания по рисованию на стекле. Далее полученное изображение должно быть перенесено на бумагу. Этот вид художественного лечения носит название монотипии.

Арт-терапия в коррекционной работе с детьми, обладающими замкнутым или агрессивным характером, предполагает выдачу ребенку задания по складыванию силуэтов, разматыванию клубка нитей. Пациенты, имеющие заниженную самооценку, должны рассказывать друг другу интересные истории.

В работе с малышами нередко используются элементы театрализации и игры. Ведь все дети - это великие фантазеры. Именно поэтому подобные виды деятельности им понятны и близки. Применяемые творческие техники арт-терапии в работе с детьми позволяют создать настолько комфортную атмосферу, что занятия никому не покажутся скучными и превратятся в настоящую мастерскую юных талантов. Все участники подобного процесса непременно ощущают радость от возможности самовыражения, одновременно с этим решая свои психологические проблемы.

В работе с детьми существует огромное множество. При этом постоянно разрабатываются и внедряются в практику все новые и новые. Но основными направлениями, которые чаще всего используют в своей работе психологи, являются:

  1. Изотерапия. Она представляет собой лечение с помощью изобразительного искусства и рисования.
  2. Мандалотерапия. Благотворное воздействие на человека с помощью особого построения рисунка.
  3. Музыкотерапия. Этот вид арт-терапии подразумевает лечение звуками. Человек может не только слушать готовое музыкальное произведение, но и создать собственный ритм, а также проиграть его.
  4. Песочная терапия. В этом виде лечения используется тот потенциал, который заложен в песке.
  5. Сказкотерапия. В этом случае психологом применяются метафоры в мифах, легендах и сказках.
  6. Тканевая терапия. Терапевтическая работа порой проводится и с ткаными материалами, из которых пациенту предлагается создать композиции.
  7. Куклотерапия. При проведении подобной лечебной арт-терапии в работе с детьми маленьким пациентам предлагается изготовить свою игрушку. Материалы при этом могут быть самыми разнообразными.
  8. Коллажирование. Во время таких занятий лечение осуществляется при создании карты желаемого из вырезанных из журналов картинок.
  9. Тестопластика. Данный вид арт-терапии в работе с детьми позволяет проходить им курс лечения благодаря работе с любым из пластичных материалов, в том числе пластилином, тестом и глиной.

Показания для арт-терапии

Лечение с использованием описанных выше методов основывается на спонтанном самовыражении. При этом оно в некоторой степени игнорирует те эстетические критерии, которые применяются для оценки результатов творений и их профессионализма. Арт-терапия в работе с детьми направлена на сам процесс творчества, а не на его итоги.

Кому же в первую очередь показаны подобные занятия? Методы арт-терапии в работе с детьми применяются, если малыши:

  • Упрямы.
  • Агрессивны.
  • Страдают от заикания или тиков.
  • Находятся в постоянных страхах и имеют навязчивые состояния.
  • Отличаются частой сменой настроения.
  • Имеют задержки в психическом и речевом развитии.
  • Оказались в кризисной ситуации.
  • Апатичны или возбудимы.
  • Сменили место жительства.
  • Готовятся к посещению детского сада, школы или находятся в периоде адаптации.
  • Гиперактивны.

Помимо этого, использование приемов арт-терапии в работе с детьми необходимо в тех случаях, когда у малышей возникают трудности в общении со своими сверстниками или со взрослыми. Необходимо подобное лечение и при потере контроля родителей над поведением своего ребенка из-за его непослушания.

Особенности лечения искусством

С помощью применения тех или иных видов задачи данного направления решаются довольно быстро и эффективно.

Дело в том, что подобная методика позволяет:

  • создать у ребенка положительное эмоциональное настроение;
  • непосредственно обратиться к уже существующим фантазиям или проблемам, которые по тем или иным причинам пациенту сложно обсудить вербальным способом;
  • дать возможность проводить на символическом уровне эксперименты с самыми различными чувствами, исследовать их и выражать в приемлемой для социума форме;
  • творчески самовыражаться, развивать воображение, набираться эстетического опыта, а также практических навыков в изобразительной деятельности;
  • повысить адаптивные способности малыша к повседневной жизни, снизив утомление, а также негативные эмоциональные состояния, связанные с процессом обучения;
  • эффективно корректировать имеющиеся нарушения и отклонения в личностном развитии, опираясь на внутренние механизмы исцеления и саморегуляции.

Принципы проведения занятий

Использование методов арт-терапии в работе с детьми будет иметь результативность только в том случае, если:

  1. Ребенок будет иметь желание заниматься. Это является основным условием для применения методов арт-терапии. Ведь творчество человека, не имеющего на то желания, просто невозможно. При этом психолог не сможет начать и доверительный диалог с ребенком.
  2. Маленький пациент будет получать поощрение и благодарность.
  3. Педагог заранее будет готов к получению от ребенка ответа «Не знаю». Очень часто именно таким образом дети реагируют на общие вопросы. В этом случае взрослому необходимо предложить своему маленькому пациенту несколько вариантов ответов.
  4. Педагог будет сам принимать непосредственное участие в предложенной им работе. При этом взрослый в начале и в конце занятия должен поговорить с ребенком о своем настроении, рисовать с ним, лепить, рассуждать о художественных или музыкальных произведениях, то есть выполнять те задачи, которые при этом ставятся и маленькому пациенту.
  5. Материал, который используется при применении различных методов арт-терапии в работе с детьми, будет добротным, красивым и ярким. Карандаши и краски, бумага и пластилин должны обязательно иметь аккуратный вид. Ведь через материал для работы ребенок чувствует отношение к себе. Для тех детей, которые приходят на занятия с неохотой, яркие канцелярские принадлежности станут привлекательным моментом.
  6. Рассказ педагога на занятиях будет содержать в себе детали гипнотического повествования. В какой-то степени речь взрослого должна вводить ребенка в легкий транс. Этого можно добиться при повторении предложений или слов, а также благодаря использованию метафор, эпитетов и изменения голосовой интонации. Подобный прием позволяет создать атмосферу таинственности, необычности происходящего, что, в свою очередь, помогает произойти чуду в виде спонтанного самораскрытия маленького пациента.
  7. Будет получено удовольствие от процесса рисования. Ведь даже каракули или черканья весьма важны для исцеления.

Работа с детьми, имеющими ОВЗ

Арт-терапия в работе с маленькими пациентами, имеющими ограниченные возможности, предполагает развитие у них познавательной и эмоционально-волевой сферы. Практические занятия с таким ребенком призваны решить задачи социализации и адаптации. При этом используемые методы арт-терапии в работе с детьми ОВЗ должны принимать во внимание структуру дефекта, психологические отклонения пациентов, а также их индивидуально-личностные и возрастные особенности.

Важнейшей техникой лечебного воздействия в этом случае является направление, использующее активное воображение. Это позволяет психологу столкнуть лицом к лицу бессознательное и сознательное, а после примирить их между собой с помощью эффективного взаимодействия.

Арт-терапия в работе с детьми-инвалидами, применяющая искусство, является самой естественной формой коррекции эмоциональных и психических состояний. При этом используются такие ее методы как изотерапия, психогимнастика, музыкотерапия, анималотерапия и сказкотерапия. Они позволяют психологу обнаружить те скрытые способности, которые имеются у ребенка, а также избавить его от внутренних конфликтов и от различных страхов. Принципы работы с такими пациентами являются щадящими. Арт-терапия не оказывает какого-либо негативного влияния на психику малыша. Взрослый вступает в диалог с маленьким пациентом в игровой форме. Постепенно он начинает завоевывать его доверие и таким образом узнает все то, что беспокоит ребенка. В дальнейшем арт-терапевтом должно быть принято решение о том, что следует делать в такой ситуации.

Благодаря работе с символическим материалом у ребенка начинают активно развиваться слаборазвитые до этого момента системы восприятия, а также ассоциативно-образное мышление. С помощью арт-терапии ребенок значительно расширяет свой жизненный опыт, что придает ему уверенности в себе.

Работа с агрессивными детьми

Коррекционная терапия с такими маленькими пациентами обладает некоторыми особенностями. Например, на ее начальных этапах проведения запрещено применять групповые формы. Ведь в таких случаях неизбежными становятся отрицательные эмоции. Именно поэтому наиболее эффективной считается проведение индивидуальной арт-терапии в работе с агрессивными детьми.

Абсолютно неэффективны в таких случаях беседы с маленькими пациентами, разъясняющие им, что себя нужно хорошо вести. Основной спецификой подобных детей является то, что их эмоциональное состояние характеризуется как острое. Проблемы, которые существуют в их поведении, возникают из-за высокого уровня страхов и тревоги, а также из-за сильных чувств обиды и вины. Провести коррекцию поведения в такой ситуации позволит только снятие остроты эмоционального состояния ребенка. Этому будут способствовать самые различные методы арт-терапии, но особенно эффективным в данном случае явится использование лепки и рисования. Рекомендуется и применение пескотерапии. Демонстративный негативизм и агрессия после проведения подобных занятий сменяются у ребенка на творчество и инициативность.

Открытое мероприятие

Тренинг с элементами арт-терапии, как одна из форм взаимодействия с родителями

«Счастливая семья»

Подготовила и провела: педагог-психолог Юдина Е.С. МАОУ СОШ № 7 г.Усть-Катав

Цель: формирование доброго отношения в семье.

Задачи:

- создание в семьях доверительных отношений между родителями и ребенком;

- обучение родителей позитивным способам общения с ребенком;

- выработка навыков сотрудничества с ребенком.

- создание «герба Семьи».

Оборудование: макет сердца из бумаги, ручки, цветная бумага, клей, ножницы, прозрачная ваза, музыка, проектор, анкеты, слова песни.

Ход занятия.

Вводная часть.

Просмотр видеоролика «Притча о счастливой семье»

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашей встрече?

(о семье, о взаимоотношениях в семье)

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любить, заботиться и уважать других людей. Сегодня я предлагаю вам сделать один шаг к познанию своего ребенка.

Существует китайская поговорка: «Расскажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

Надеюсь, что сегодняшняя встреча поможет кому – то из вас понять что-то и чему-то научиться.

Основная часть.

Упражнение «Ладошки» (звучит красивая, спокойная музыка)

Музыка 1.

Закройте глаза, положите руки перед собой ладошками вверх. Вспомните самые нежные, самые ласковые и добрые слова. Мысленно пошлите их самым родным на свете людям - своим детям. Улыбнитесь и пошлите эту улыбку своему ребенку.

Педагог подходит к любому родителю, кладет свои ладони на его ладони. Потом переходит к другому (подойти к 3-4 родителям).

Чему может научить нас это упражнение?

Вывод: Для детей очень важно почувствовать прикосновения близких людей, ощутить внимание к себе со стороны взрослых. Когда ладошки одного человека прикасаются к ладошкам другого, происходит контакт 2 людей, и третьего нет. Никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком: ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети.

Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет
ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее. Наша задача - научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей душевной добротой.

Упражнение «Ребенок в лучах солнца» (с элементами арт-терапии)
(Раздаются белые листы, цветные карандаши).

    В центре листа нарисуйте круг и напишите имя вашего ребенка.

    Нарисуйте лучики. Напишите на лучиках, какой ваш ребенок, его черты характера.(звучит спокойная музыка, родители работают)

А сейчас попробуем проанализировать, что у нас получилось. Кто желает рассказать о своем ребенке? (слушаем всех, кто хочет рассказать)
- А теперь каждый посмотрите на свой рисунок, это ваш ребенок, ваше солнышко. И каждый из вас должен его любить просто за то, что он есть, безусловной любовью.

Сейчас мы с вами разделимся на 3 группы, каждая группа получит свое задание и 5 минут времени на его выполнение.

Упражнения в группах. Все группы получают свое задание, выполняют, потом идет совместное обсуждение. Время работы 5 минут. Звучит спокойная музыка.

Задание для 1 группы . З авершите предложения:

Добрые поступки – это …

Добро - это...

Добро ассоциируется с...

Добрый человек похож на...

Вывод: Мы служим примером для детей. Делая добрые поступки сами, мы этому учим детей. Делайте хорошие поступки вместе. Пусть ребенок увидит, что кому-то помогать – это здорово, это приятно, это поднимает настроение.

Задание для 2 группы.

Определите «помощников» и «врагов» душевных качеств человека . Составьте ассоциативный ряд.

«Помощники» - это….

«Враги» - это ….

(«Помощники» - щедрость, помощь, благодарность, понимание...

«Враги» - жадность, зависть, злость, безразличие...)

Вопросы родителям:

Какие душевные качества вы цените в людях?

Каких качеств больше у наших современных детей? Почему?

«Помощники душевных качеств» - душевная теплота, взаимопонимание, доверие – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

«Враги» – безразличие членов семьи друг к другу, равнодушное отношение делают ребенка жестокими, агрессивными, тревожными и т.д.

Вывод: в каждой семье ребенок должен видеть тепло, любовь и уважение.

Что же делает ребенка добрым, душевным, благородным, щедрым мы узнаем от 3 группы, которые создавали «Добрые советы – помощники в воспитании ребенка»

Задание для 3 группы.

Создайте несколько «Добрых советов – помощников в воспитании ребенка».

Вести себя так, чтобы другим было приятно с вами.

Помогать слабым, больным, старым, а также тем, кто попал в беду и т.д.

Упражнение «Душа ребенка».

На листе цветной бумаги нарисуйте сердечко и вырежьте его.

Напишите на нем качество, которым вы хотите наделить вашего ребёнка, и поместите его в чашу.

Вывод: Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! И такими же должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, не потускнела, а стала еще богаче?

Заключительная часть.

А сейчас мы с вами вместе будем создавать герб семьи.

На листе цветной бумаги обведите свою ладошку и вырежьте ее.

Напишите на ладошке ответ на вопрос:

«Что Я делаю для того, чтобы мой ребенок стал СЧАСТЛИВЫМ?»

Подписанные ладошки прикрепите к нашему родительскому сердцу (нарисовано на плакате ) Время работы 3 минуты.

Давайте взглянем на наши результаты! Посмотрите, какое наше родительское сердце большое, доброе, яркое! Оно щедро дарит нашим детям свое тепло, ласку, любовь, не выбирая время и место для этого. А наши ладошки – это руки, которые мы протягиваем нашим детям, чтобы поддержать их, помочь им или просто обнять. И очень хочется, чтобы такое сердце было в каждом доме и в каждой семье.

Зажечь свечу.

- Существует древняя притча:

«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.

Что еще тебе слепить? - спросил Бог.

Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».

Всё в наших руках. И счастье наших детей тоже в наших руках.

Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью.

А кусочек этого большого родительского сердца был в вашем доме всегда (раздать каждому родителю маленькое сердечко-магнит, как напоминание о встрече).

Давайте возьмемся за руки и мысленно поблагодарим друг друга за нашу работу, которая помогла нам вспомнить самые простые вещи, но которые так необходимы нашим детям: доброта, любовь, внимание, понимание, уважение.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

«Какая хорошая Ваша семья!».

Мы с вами создали герб семьи, а существует еще и гимн семьи. И слова этой песни вам тоже знакомы (раздать слова песни, можно подпевать).

Просмотр видеоролика «Гимн семьи»

Каждая семья уникальна. Каждая семья имеет свои ценности и законы. В каждой семье воспитывают детей по – разному. Но каждая семья хочет вырастить достойного ребенка.

Анкета «Стиль воспитания в семье».

Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты (раздать бланки анкеты) и выяснить, какой стиль воспитания ребенка характерен для вашей семьи.

Время работы 5 минут.

Анкета для родителей

«Стиль воспитания в семье»

Перед вами 10 обыденных и часто встречающихся ситуаций, которые могут происходить с вашим ребенком. Решение вами этих ситуаций и определяет стиль воспитания ребенка в вашей семье. Дайте свой вариант ответа и подсчитайте очки.

1. Ваш ребенок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно – то вернется домой с синяком, то в испорченной одежде. Вы…

а) расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете, если нужно, компресс – 3 балла;

б) оказываете помощь ребенку, но при этом постоянно внушаете ему, что это может плохо кончиться – 0 баллов;

в) делаете вид, что ничего не произошло, даете возможность ребенку самому справляться со случившимся – 5 баллов.

2. У вашего ребенка есть друзья, но они не слушаются своих родителей и, по вашему мнению, они плохо воспитаны. Вы…

а) беседуете с родителями друзей и просите их обратить внимание на поведение своих детей – 2 балла;

б) приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно повлиять на них – 5 баллов;

в) объясняете своему ребенку, что эти друзья ему не пара – 0 баллов.

3. Ваш ребенок хочет быть лидером в общественных делах и играх и, если ему это не удается, он обижается и пытается бунтовать. Вы…

а) считаете, что умение проигрывать пойдет ему на пользу – 0 баллов;

б) стараетесь ему объяснить, в чем истинная причина поражения – 3 балла;

в) стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не испытывал поражения – 5 баллов.

4. Вашего ребенка трудно вечером отправить спать. Вы…

а) постоянно объясняете, как важен для ребенка сон – 3 балла;

б) позволяете ребенку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда в одно и то же время – 5 баллов;

в) всегда укладываете ребенка в одно и то же время, не принимая никаких возражений с его стороны – 0 баллов.

5. Ваш ребенок обожает телевизор. Вы…

а) разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет, без ограничений, так как считаете, что, несмотря на запреты, он все равно будет его смотреть – 0 баллов;

б) говорите своему ребенку, что ему можно смотреть и что нельзя – 2 балла;

в) вместе определяете круг передач, которые ребенок может смотреть – 5 баллов.

6. Ваш ребенок с раннего детства за словом в карман не лезет. Вы…

а) объясняете, что такое поведение неприлично – 5 баллов;

б) запрещаете своему ребенку вести себя подобным образом – 0 баллов;

7. Ваш ребенок, который еще, по вашему мнению, так мал, уже интересуется противоположным полом. Вы…

а) пытаетесь пресечь интерес любой ценой – 0 баллов;

б) оставляете все как есть, считая, что все встанет на свои места само собой – 3 балла;

в) поощряете своего ребенка за приличное поведение – 3 балла.

8. Вашему ребенку иногда достается от сверстников. Вы…

а) учите своего ребенка давать сдачи обидчикам – 5 баллов;

б) проводите профилактическую беседу с родителями таких учеников – 3 балла;

в) советуете своему ребенку избегать контактов с такими детьми и просите педагога помочь в этом – 0 баллов.

9. Ваш старший ребенок достаточно часто обижает младшего. Вы…

а) не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший ребенок поймет свои ошибки без подсказки – 0 баллов;

б) наказываете старшего ребенка за это в присутствии младшего – 5 баллов;

в) стараетесь уделить больше внимания младшему ребенку независимо от их взаимоотношений со старшим – 3 балла.

10. Ваш ребенок грубит, дерется с другими детьми, становится злым и бессердечным. Вы…

а) тоже ведете себя по отношению к нему подобным образом, чтобы он на себе почувствовал, как плохо он себя ведет – 0 баллов;

б) стараетесь влиять на него добром и лаской – 5 баллов;

в) ищите причины такой реакции ребенка в окружающих людях и мире: жестокие фильмы, окружение ребенка во дворе и классе и т.д. - 2 балла.

Анализ результатов теста

0-18 баллов . Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию. Но ребенок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость, уверенность в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях. Если вы над этим не задумываетесь, это может привести к тому, что сын или дочка, столкнувшись со взрослым миром, могут в нем просто потеряться и не найти себя. Вы считаете, что опекать ребенка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.

19-35 баллов. В вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Считаете, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте методом проб и ошибок. Однако в своих методах вы не всегда последовательны: доверяя своему ребенку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение сына или дочки и может привести очень скоро к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо последовательно идти к его реализации.

36-50 баллов. Вы осознаете, что ребенок не может проживать свою жизнь вашим умом, и создаете условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу событий и явлений. Вы не отстраняетесь от воспитания своего ребенка, а идете рядом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одноклассниками и педагогами. Вы не только учите сына или дочку осознавать свои ошибки, но и подводите к самостоятельному их исправлению. Вам нравится видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно.

Рефлексия

Что интересного и полезного вы сегодня заберете с собой с нашей встречи?

Использование различных видов искусства в лечебно-профилактических и коррекционных целях носит название арт-терапия. Арт-терапевтическое лечение является одной из форм психотерапии. Существует множество различных методик, помогающих диагностировать эмоциональное состояние ребенка и уровень его психического развития, а также вылечить с помощью волшебной силы искусства некоторые заболевания.

Как работают арт-терапевты

Психотерапевты, использующие методики арт-терапии, помогают обнаружить скрытые способности ребенка, избавляют его от различных страхов и внутренних конфликтов. Принципы работы таких врачей являются очень щадящими, поэтому не оказывают никакого негативного влияния на психику маленького пациента. Арт-терапевт в игровой форме вступает в диалог с малышом, постепенно завоевывает его доверие и узнает от ребенка все, что его беспокоит, после чего решает, что делать в сложившейся ситуации.

Как помогает изотерапия

Самый распространенный и наиболее изученный на сегодняшний день вид арт-терапии – это или изотерапия. Все малыши любят рисовать, а специалисты по этому виду детского творчества, исходя из рисунков ребенка, способны классифицировать его эмоциональное и психическое состояние, и оказать ему помощь в борьбе с обнаруженными страхами и комплексами.

Если ребенок проявляет интерес к рисованию, то родителям можно начинать учить его самостоятельно, а потом отдать на занятия в художественную студию, где навыки ребенка будут развивать дальше.

В вашем браузере отключен JavaScript

Все переживания ребенка, которые он не может высказать словами, отражаются в его рисунке. Наличие или отсутствие определенных фигур, используемые в , характер штрихов и линий – все это может рассказать арт-терапевту очень многое. Малыши, рисуя, выражают в красках свое настроение, показывают свой внутренний мир, выплескивают все скопившиеся внутри эмоции, а грамотный специалист ненавязчиво обсуждает все это с ними, чтобы лучше понять психологическое состояние своих маленьких пациентов. Процесс избавления малыша от страхов будет наглядно отражаться в его последующих рисунках, в которые, после нескольких психотерапевтических сеансов, ребенок обязательно внесет определенные коррективы.

Чем полезна психотерапевтическая лепка

Лепка развивает у детей мелкую моторику, а также развивает такие качества как внимательность и усидчивость. Дети могут лепить из традиционного пластилина, полимерной глины, воска, соленого теста. Опытный психотерапевт, наблюдающий за этим процессом, может скорректировать многие детские заболевания и отклонения в поведении ребенка. Арт-терапевт может увидеть и снять излишнюю «моторность», а также направить энергию малыша в нужное русло.

Специалистами по арт-терапии разработана одна из самых интересных для ребенка и полезных для лечения его психического здоровья методика – маскотерапия. Сам малыш или врач лепит своеобразный портрет-маску, который ассоциируется у ребенка со всеми его страхами, тревогами или пережитыми давным-давно негативными воспоминаниями. Арт-терапевт объясняет малышу, что теперь все плохое ушло из него и осталось в этой маске, и теперь про нее нужно просто забыть, оставив ее навсегда брошенной в кабинете врача.

Как помогают звуки и танцы

Музыкотерапевты – психотерапевты, работающие со звуками и музыкой, пока еще встречаются в нашей стране достаточно редко, однако постепенно эта профессия все-таки набирает популярность. снять стресс, отрегулировать нарушения речи, а также избавиться от отклонений в поведении. С помощью музыки арт-терапевты способны полностью устранить все симптомы неврологических проблем малыша.

Во время музыкальных психотерапевтических занятий врач объясняет малышу базовые понятия из музыки в виде игровых образов. Арт-терапевт рассказывает детям о волшебной стране Гармонии, в которой правит королева Мелодия, король Ритм и так далее. Такие занятия не только дают детям необходимые базовые навыки, но и позволяют им отвлечься от проблем в реальном мире.

Также существуют и специальные методики для детей, имеющих задержки психомоторного развития. Во время таких сеансов малыши учатся развивать двигательные функции под соответствующий музыкальный фон. Танцевальная терапия помогает детям снять эмоциональное напряжение и увеличивает их подвижность.

Чем полезен песок для детей

Все дети любят играть с песком, а специалисты арт-терапии, наблюдая за ними, могут анализировать состояние малышей и даже лечить такие заболевания, как задержка психического развития и легкие формы аутизма. Также песочная терапия помогает детям, пережившим какие-либо стрессы: болезнь близких, переезд на новое место жительство, переход в другой детский сад и так далее. Психотерапевты считают, что при работе с песком и водой ребенок проявляет свой внутренний мир и даже может корректировать определенные стороны своей личности. Такая работа также отлично развивает мелкую моторику и учит малыша концентрироваться.

Для занятий ребенку предлагается небольшая песочница, емкость с водой и множество различных игрушек, чтобы малыш мог как можно точнее во время игры показать свой персональный мир. Арт-терапевт наблюдает за действиями малыша, комментирует их и задает малышу вопросы, что помогает ребенку постепенно учиться контролировать свои действия, называть свои чувства и формировать связь между внутренними ощущениями и внешним поведением.

Как помогает театр

Еще одним направлением арт-терапии является сценическое искусство. Участие малыша в театральной постановке помогает ему погрузиться в мир собственных переживаний, учит его выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Малыш, примеряя на себя различные образы, обретает индивидуальность и учится понимать переживания других людей, а арт-терапевт во время сеансов мягко проводит психологическую коррекцию поведения ребенка.

Чем полезна сказкотерапия

Сказкотерапия – это арт-терапия для самых маленьких. Во время таких занятий врач просит малыша поговорить с ним о каком-либо сказочном сюжете и проанализировать его, либо вместе с ним придумывает собственную историю-импровизацию. Основными целями являются эмоциональная поддержка ребенка, формирование у него правильных представлений об окружающем мире и взаимоотношениях между людьми, а также развитие творческих навыков и способности общаться в коллективе.

Виктория Грицук

Татьяна Глазкова
Консультация «Арттерапия в помощь родителям»

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями : в семье, в детском саду, в школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь , но часто не знают как : убеждения и нравоучения не помогают , а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия .

Арт-терапия (лат. ars - искусство, греч. therapeia - лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи , основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Арттерапия включает в себя хромотерапию и изотерапию. Хромотерапия изучает свойства цвета. Издавна было замечено, что цвет оказывает благотворное или отрицательное влияние на человека, так как зрение является самым важным из всех видов чувств. Все цвета определенным образом действуют на нашу жизнь. Вы ведь наверняка замечали, что в одной обстановке хочется радоваться и ликовать, а в другой – молча сесть и думать о высоком. Конечно, такое может быть, ведь каждый оттенок направляет нас в определенное жизненное русло. Он может как поднять нам настроение, так и ухудшить его или подавить агрессию или раздражительность. Доказано, что, меняя цветовой режим, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринные железы и другие органы и процессы в организме. Еще сильнее цвета действуют на наших малышей.

Хромотерапия – это лечение цветом. Такая методика не имеет противопоказаний. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей :

Что означает каждый цвет?

Например, красный цвет пробуждает волю к жизни, повышает работоспособность и физическую силу, способствует устранению депрессии, воспалительных процессов, вирусных инфекций, и различных хронических иммунодефицитных заболеваний.

Оранжевый цвет по праву считается самым радостным. Он помогает преодолеть депрессию и нервные срывы, благотворно влияет на мышечную систему, способствует избавлению от страхов и неврозов, снимает спазмы, уменьшает проявление астматических явлений и повышает аппетит. Данный цвет, кстати согревает и бодрит организм.

Желтый – создает веселое настроение,повышает умственные способности, нормализует деятельность желудочно-кишечного тракта, печени. Также именно этот цвет способствует выздоровлению при анемии, хроническом бронхите и различных заболеваниях кожи.

Зеленый цвет признан наиболее полезным. Он вызывает внутреннюю гармонию. Цвет повышает остроту зрения, благотворно влияет на сон, дарит спокойствие, а также помогает контролировать состояние раздражительности при нервных расстройствах.

Голубой цвет приведет к состоянию альтруизма и покоя. Он способствует устранению стрессов, неврозов, воспалительных процессов органов дыхания и переутомления. С точки зрения психотерапевтов данный цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении. По утверждению специалистов, у него есть свойство создавать ощущение прохлады.

Фиолетовый цвет повышает творческую активность, иммунитет, помогает преодолеть нервные и психические расстройства, бессонницу, лечить головные боли, невралгию.

Розовый – тонизирует при подавленном состоянии.

Коричневый – вызывает чувство вины.

Черный – оказывает угнетающее действие, вызывает страх.

Синий является «цветом здоровья» : успокаивает нервную систему, помогает умиротворению , что немаловажно для комфорта и сохранения психического здоровья детей, а также оказывает положительное воздействие на органы дыхания.

Применение данного цвета в спальне способствует более быстрому засыпанию, достаточному по продолжительности, спокойному и глубокому сну у малышей, а значит– хорошему отдыху. Это в значительной мере повышает уровень активности и работоспособности (если малыш уже детсадовского возраста) . Ребенок быстрее овладевает знаниями, умениями и навыками. Синий цвет способствует формированию и развитию у детей основных психических процессов, навыков учебной деятельности.

Оформление интерьера в определенной цветовой гамме дает возможность эффективно использовать цвет в оздоровительных целях.

Помните, что в комнате с преобладанием красного цвета увеличивается мускульное напряжение, ритм дыхания ускоряется и повышается давление. Оранжевый цвет усиливает ваш кровоток и улучшает пищеварение. Желтый – стимулирует зрение, а светлый его оттенок – успокаивает. В зеленой обстановке у человека оптимизируется кровяное давление и расширяются сосуды. В голубой комнате замедляется дыхание и легче переносятся боль или недомогание. Фиолетовый цвет улучшает работу сердечно-сосудистой системы, снижает температуру, облегчает течение простудных заболеваний.

Родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в воспитательно-образовательном процессе и коррекции.

Владея информацией о цвете с лёгкостью можно прочитать по рисунку, душевное состояние ребёнка, а зная о проблемах на ранней стадии, можно оказать быструю и квалифицированную помощь в любой , создавшейся ситуации.

Ребёнок и его рисунки

Посмотрите на рисунки Вашего ребёнка! Что Вы видите?

Какие цвета использует Ваш ребёнок в своих рисунках?

Если листы изрисованы резкими чёрными или красными линиями, местами прорваны – пора бить тревогу, Ваш малыш живёт в состоянии глубокого стресса.

Частое использование чёрного цвета предупреждает о появлении «зоны мрака» в душе Вашего малыша, такие зоны могут скрывать ужасающие секреты, не пропускайте это мимо своего внимания.

Использование коричневого и серого цвета говорит о надвигающейся депрессии.

Красный в больших количествах говорит о склонности к агрессии.

Оранжевый цвет очень позитивен, явный признак большого запаса энергии.

Жёлтый – цвет лёгкого веселья, радости.

Синий, голубой – цвета спокойного комфортного состояния души.

Зелёный – цвет развития, роста, его наличие в рисунке не может не радовать Наличие на детском рисунке сексуальных символов, должно напугать любого родителя .

Наличие в живописи сцен насилия также должны Вас привести в боевую готовность.

Предложите малышу нарисовать человечка. Посмотрите, как исполнен рисунок.

Если он состоит из робких прерывистых линий – это верный признак застарелых навязчивых страхов.

Если рисунок выполнен резкими, глубоко врезающимися линиями – это верный признак агрессии. Если на рисунке много острых углов, направленных вверх – агрессия испытывается к вышестоящим персонам. Если на рисунке больше углов направленных вниз – налицо агрессия к более слабым.

Большие округлённые глаза с ярко выделенными зрачками, говорят о глубинных страхах.

Я предлагаю вам рассмотреть несколько приемов арт-терапии, которые вы сможете использовать самостоятельно.

1. Рисунок вашей семьи. Данный прием используется для диагностики психологической обстановки в семье и самооценки ребёнка. Положите цветные карандаши, краски, акварель, простой карандаш и чистый лист бумаги. И дайте полную свободу своему ребёнку. Не нужно подсказывать ему кого или что рисовать, кого «забыли» изобразить. Если есть возможность наблюдайте кого первым нарисовал ребёнок, кого вторым. Если есть изображения непонятные для родителей , обязательно уточните, что или кто это! Обратите внимание, если ребёнок нарисовал себя по центру – хорошее самопринятие, в уголке или вообще отсутствует на листе бумаги – заниженная самооценка. Возможно разделение на пары, или наоборот, кто-то из членов семьи будет стоять отдельно. Обратите внимание на цветовую гамму, на нажим карандаша (сильный нажим-чувство тревоги, слабый – неуверенность в себе, на размер фигур и кто выше находится (авторитет) .

2. Следующий прием арт-терапии подойдет вам, если ребёнка мучают кошмары. Как правило, снится один и тот же персонаж (Бабая Яга, Кощей Бессмертный) . Нарисуйте / слепите вместе со своим ребенком это «чудовище» / куклу «Вуду» , либо ребёнок сам нарисует/слепит (вы будете просто наблюдать за этим процессом) . Пусть он расскажет вам всё, что он о нем думает, выговорит все свои претензии, может даже что-то сделает с этим нарисованным/слепленным «кошмаром» (порежет ножницами, сожжёт лист бумаги, выкинет в мусор вне дома) . Цель : выход агрессии, обретение чувства силы.

Затем нужно создать игрушку в виде положительного героя, например, Фею. По такой же аналогии только в доброжелательном смысле. Поговорите с ребенком о том, какая фея хорошая, добрая, красивая, любимая, дорогая. Нужно причесать её, одеть, покормить, возможно, уложить ребенка спать с этой игрушкой (по желанию малыша) . Цель : закрепление положительных эмоций и чувство защищённости.

3. Волшебный колокольчик. Купите или сделайте сами что-то, что теперь будет волшебным. Например, приобретите небольшой металлический колокольчик. И скажите ребёнку, что этот колокольчик меня попросила передать Лисичка/Дед Мороз/Зубная Фея (обязательно добрый персонаж и любимый для вашего ребёнка) . Сообщите, что этот колокольчик необычный, вол-шеб-ный. И расскажите в чём заключается волшебство в зависимости от страхов, фобий и комплексов ребёнка. Например, он будет защищать его от кошмаров, теперь ему будут сниться только хорошие и красивые сны; он не будет болеть так часто и т. д.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Арт-терапия в помощь родителям»

Воспитатель МАДОУ №60 г. Нижнекамск

Сунгатуллина Лилия Рустамовна,

Арт-терапия (лат. ars - искусство, греч. therapeia - лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Арттерапия включает в себя хромотерапию и изотерапию. Хромотерапия изучает свойства цвета. Издавна было замечено, что цвет оказывает благотворное или отрицательное влияние на человека, так как зрение является самым важным из всех видов чувств. Все цвета определенным образом действуют на нашу жизнь. Вы ведь наверняка замечали, что в одной обстановке хочется радоваться и ликовать, а в другой – молча сесть и думать о высоком. Конечно, такое может быть, ведь каждый оттенок направляет нас в определенное жизненное русло. Он может как поднять нам настроение, так и ухудшить его или подавить агрессию или раздражительность. Доказано, что, меняя цветовой режим, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринные железы и другие органы и процессы в организме. Еще сильнее цвета действуют на наших малышей.

Хромотерапия – это лечение цветом. Такая методика не имеет противопоказаний. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей:

Что означает каждый цвет?

Например, красный цвет пробуждает волю к жизни, повышает работоспособность и физическую силу, способствует устранению депрессии, воспалительных процессов, вирусных инфекций, и различных хронических иммунодефицитных заболеваний.

Оранжевый цвет по праву считается самым радостным. Он помогает преодолеть депрессию и нервные срывы, благотворно влияет на мышечную систему, способствует избавлению от страхов и неврозов, снимает спазмы, уменьшает проявление астматических явлений и повышает аппетит. Данный цвет, кстати согревает и бодрит организм.

Желтый – создает веселое настроение,повышает умственные способности, нормализует деятельность желудочно-кишечного тракта, печени. Также именно этот цвет способствует выздоровлению при анемии, хроническом бронхите и различных заболеваниях кожи.

Зеленый цвет признан наиболее полезным. Он вызывает внутреннюю гармонию. Цвет повышает остроту зрения, благотворно влияет на сон, дарит спокойствие, а также помогает контролировать состояние раздражительности при нервных расстройствах.

Голубой цвет приведет к состоянию альтруизма и покоя. Он способствует устранению стрессов, неврозов, воспалительных процессов органов дыхания и переутомления. С точки зрения психотерапевтов данный цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении. По утверждению специалистов, у него есть свойство создавать ощущение прохлады.

Фиолетовый цвет повышает творческую активность, иммунитет, помогает преодолеть нервные и психические расстройства, бессонницу, лечить головные боли, невралгию.

Розовый – тонизирует при подавленном состоянии.

Коричневый – вызывает чувство вины.

Черный – оказывает угнетающее действие, вызывает страх.

Синий является «цветом здоровья»: успокаивает нервную систему, помогает умиротворению, что немаловажно для комфорта и сохранения психического здоровья детей, а также оказывает положительное воздействие на органы дыхания.

Применение данного цвета в спальне способствует более быстрому засыпанию, достаточному по продолжительности, спокойному и глубокому сну у малышей, а значит– хорошему отдыху. Это в значительной мере повышает уровень активности и работоспособности (если малыш уже детсадовского возраста). Ребенок быстрее овладевает знаниями, умениями и навыками. Синий цвет способствует формированию и развитию у детей основных психических процессов, навыков учебной деятельности.

Оформление интерьера в определенной цветовой гамме дает возможность эффективно использовать цвет в оздоровительных целях.

Помните, что в комнате с преобладанием красного цвета увеличивается мускульное напряжение, ритм дыхания ускоряется и повышается давление. Оранжевый цвет усиливает ваш кровоток и улучшает пищеварение. Желтый – стимулирует зрение, а светлый его оттенок – успокаивает. В зеленой обстановке у человека оптимизируется кровяное давление и расширяются сосуды. В голубой комнате замедляется дыхание и легче переносятся боль или недомогание. Фиолетовый цвет улучшает работу сердечно-сосудистой системы, снижает температуру, облегчает течение простудных заболеваний.

Родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в воспитательно-образовательном процессе и коррекции.

Владея информацией о цвете с лёгкостью можно прочитать по рисунку, душевное состояние ребёнка, а зная о проблемах на ранней стадии, можно оказать быструю и квалифицированную помощь в любой, создавшейся ситуации.

Ребёнок и его рисунки

Посмотрите на рисунки Вашего ребёнка! Что Вы видите? Какие цвета использует Ваш ребёнок в своих рисунках?

Если листы изрисованы резкими чёрными или красными линиями, местами прорваны – пора бить тревогу, Ваш малыш живёт в состоянии глубокого стресса.

Частое использование чёрного цвета предупреждает о появлении «зоны мрака» в душе Вашего малыша, такие зоны могут скрывать ужасающие секреты, не пропускайте это мимо своего внимания.

Использование коричневого и серого цвета говорит о надвигающейся депрессии.

Красный в больших количествах говорит о склонности к агрессии.

Оранжевый цвет очень позитивен, явный признак большого запаса энергии.

Жёлтый – цвет лёгкого веселья, радости.

Синий, голубой – цвета спокойного комфортного состояния души.

Зелёный – цвет развития, роста, его наличие в рисунке не может не радовать Наличие на детском рисунке сексуальных символов, должно напугать любого родителя.

Наличие в живописи сцен насилия также должны Вас привести в боевую готовность.

Предложите малышу нарисовать человечка. Посмотрите, как исполнен рисунок.

Если он состоит из робких прерывистых линий – это верный признак застарелых навязчивых страхов.

Если рисунок выполнен резкими, глубоко врезающимися линиями – это верный признак агрессии. Если на рисунке много острых углов, направленных вверх – агрессия испытывается к вышестоящим персонам. Если на рисунке больше углов направленных вниз – налицо агрессия к более слабым.

Большие округлённые глаза с ярко выделенными зрачками, говорят о глубинных страхах.

Я предлагаю вам рассмотреть несколько приемов арт-терапии, которые вы сможете использовать самостоятельно.

1. Рисунок вашей семьи. Данный прием используется для диагностики психологической обстановки в семье и самооценки ребёнка. Положите цветные карандаши, краски, акварель, простой карандаш и чистый лист бумаги. И дайте полную свободу своему ребёнку. Не нужно подсказывать ему кого или что рисовать, кого «забыли» изобразить. Если есть возможность наблюдайте кого первым нарисовал ребёнок, кого вторым. Если есть изображения непонятные для родителей, обязательно уточните, что или кто это! Обратите внимание, если ребёнок нарисовал себя по центру – хорошее самопринятие, в уголке или вообще отсутствует на листе бумаги – заниженная самооценка. Возможно разделение на пары, или наоборот, кто-то из членов семьи будет стоять отдельно. Обратите внимание на цветовую гамму, на нажим карандаша (сильный нажим-чувство тревоги, слабый – неуверенность в себе), на размер фигур и кто выше находится (авторитет).

2. Следующий прием арт-терапии подойдет вам, если ребёнка мучают кошмары. Как правило, снится один и тот же персонаж (Бабая Яга, Кощей Бессмертный). Нарисуйте / слепите вместе со своим ребенком это «чудовище» / куклу «Вуду», либо ребёнок сам нарисует/слепит (вы будете просто наблюдать за этим процессом). Пусть он расскажет вам всё, что он о нем думает, выговорит все свои претензии, может даже что-то сделает с этим нарисованным/слепленным «кошмаром» (порежет ножницами, сожжёт лист бумаги, выкинет в мусор вне дома). Цель: выход агрессии, обретение чувства силы.

Затем нужно создать игрушку в виде положительного героя, например, Фею. По такой же аналогии только в доброжелательном смысле. Поговорите с ребенком о том, какая фея хорошая, добрая, красивая, любимая, дорогая. Нужно причесать её, одеть, покормить, возможно, уложить ребенка спать с этой игрушкой (по желанию малыша). Цель: закрепление положительных эмоций и чувство защищённости.

3. Волшебный колокольчик. Купите или сделайте сами что-то, что теперь будет волшебным. Например, приобретите небольшой металлический колокольчик. И скажите ребёнку, что этот колокольчик меня попросила передать Лисичка/Дед Мороз/Зубная Фея (обязательно добрый персонаж и любимый для вашего ребёнка). Сообщите, что этот колокольчик необычный, волшебный. И расскажите, в чём заключается волшебство в зависимости от страхов, фобий и комплексов ребёнка. Например, он будет защищать его от кошмаров, теперь ему будут сниться только хорошие и красивые сны; он не будет болеть так часто и т.д.




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх