Что такое совесть определение обществознанию. Что такое совесть – определение, что значит совесть

Что такое Совесть? Значение и толкование слова sovest, определение термина

1) Совесть - - категория этики, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам, линии поведения. С. выносит свои оценки как бы независимо от практич. интереса, однако в действительности в различных проявлениях С. человека отражает воздействие на него конкр. историч., соц.-клас. условий жизни и воспитания. С. не порождает, а лишь закрепляет и воспроизводит те ценности и оценки, к-рые выработаны в обществ. практике, а следовательно, зависит в конечном счете от клас. и обществ, принадлежности человека. Науч. атеизм выступает как против нигилистич. отношения к С., считая ее существ, чертой духовного облика личности, так и против отношения к ней как неизменному и непогрешимому судье, данному нам богом. С ходом соц. и культурного прогресса интеллект. честность как одно из требований С. все более настоятельно требует отказа от релит, веры, как не имеющей логич. и фактич. обоснования, а также и морального оправдания.

2) Совесть - (греч. syneidesis, лат. conscientia) - обычно трактуется как способность человека различать добро и зло, как внутренний голос, говорящий нам о нравственной правде, о высших ценностях, о нашем достоинстве. Человек не просто "имеет совесть ", но "сам есть совесть" (С.Фейджин). Совесть действует сверхразумно как нравственная интуиция: " существование совести не совместимо с последовательным рационализмом, ибо ее духовная реальность ограничивает претензии разума на абсолютизм, а рационализма - на право быть исчерпывающей философской позицией" (Ю.Шрейдер). В христианстве: совесть - дар Божий для свидетельства Высшей правды: "Совесть - самое тайное и святое святых человека, где он пребывает наедине с Богом, Чей голос звучит в глубине его души. Через совесть дивным образом исполняется закон, который исполняется в любви к Богу и ближнему" (Ват.-II. РН, 16). Нередко говорят, что она не ошибается, а ее действие ограничивается или извращается ошибками разума, неверной направленностью воли, неведением, невниманием к высшим ценностям, пристрастиями к земному, самоутверждением или разладом психики человека. Искажения есть, но верно и другое: совесть не безгрешна и нуждается в очищении и развитии в духе смирения и открытости к Богу, к Церкви, к Евангелию. Человек должен всегда поступать по совести, отдавая себе отчет в ее возможности ошибиться, и должен трудиться, чтобы в голосе совести все яснее звучал голос свыше. Совесть может омертветь, если человек не раз отвергал ее и поступал вопреки. Голос совести может вступить в конфликт также и с требованиями, провозглашаемыми от имени Церкви. В таком случае долг христианина - следовать голосу совести, а не церковного авторитета. В жизни святых это в конечном счете служило благу Церкви.

3) Совесть - - этическая категория, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиции добра и зла отношение к своим и чужим поступкам. Совесть выносит свои оценки как бы независимо от практических интересов, однако в различных проявлениях совесть человека отражает воздействие на него конкретных социальных и исторических условий жизни и воспитания. Совесть не порождает, а лишь закрепляет и воспроизводит те ценности и оценки, которые выработаны в общественной практике. В отличие от мотива (чувства долга) совесть включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед другими людьми и обществом .

4) Совесть - - одно из качеств человеческой личности (свойств человеческого интеллекта), обеспечивающее сохранение гомеостаза (состояния среды и своего положения в ней) и обусловленное способностью интеллекта моделировать свое будущее состояние и поведение других людей по отношению к "носителю" совести. Совесть является одним из продуктов воспитания. По совесть - категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности (во многих европейских языках слово "совесть" этимологически значит "совместное знание "; в русском языке оно происходит от слова "ведать" - " знать "). Ассоциативный блок. В связи с тем, что совесть - свойство личности, то ее "наполнение и качество " существенно зависят от той культуры, которой обладает человек (как этнической, так и индивидуальной).

5) Совесть - (совместное знание, ведать, знать): способность человека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам. « Дело совести есть дело человека, которое он ведет против себя самого» (И. Кант). Совесть – нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков. Через совесть человек познает этические ценности в их фактическом виде. В узком смысле совесть определяется как нравственное чувство, а в широком, как барометр мудрости, как софийное сознание, ориентирующее человека в космосе поступков. Способность в оценке действий с точки зрения добра и зла – основная черта человека, которая хотя и изменчива, все же, без сомнения, свойственна людям. Однако в реальности оно может притупиться или оказаться предельно ослабленным. Христианская этика сравнивает совесть с окном, через которое проникает божественная воля. Совесть может выражаться в чувстве стыда, раскаяния, сожаления о содеянном, в ощущении разлада с самим собой, что свидетельствует о наличии у человека самокритичности В то же время совесть – это деятельное сострадание чужому горю, несчастью, осознание несправедливости существующего порядка вещей с позиций добра и зла, нравственного идеала. Совесть требует от человека самооценки, самоосуждения с точки зрения интересов, надежд, чаяний окружающих. Чуткость, открытость миру, его проблемам и перспективам ведут к изменению взгляда на самого себя, позволяют подняться над собственными убеждениями и пристрастиями, стать их господином, а не рабом. В чувстве совести отражается не только неудовлетворенность человека самим собой, но и конфликт между тем, что существует, и тем, что, по его мнению, должно быть (между сущим и должным). Противоречивость окружающей действительности, ее несовершенство создают импульс для изменения себя и мира, заставляют человека жить по совести. Таким образом, совесть – это способность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности и поступать в соответствии с выдвигаемыми ими требованиями, способ, каким чувство ценности становится значимым для человека. В более узком смысле – нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо, что мудро, а что глупо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям. Совесть как изначальное онтологическое нравственное побуждение является врожденной, но благодаря внешнему, влиянию может развиться или заглохнуть. Христианская этика рассматривает совесть как окно, через которое проникает божественная воля. В фундаментальной онтологии Хайдеггера совесть – это призыв заботы. Она зовет человека и возвращает его от затерянности, потерянности в мир, к свободе на основе ничто. Очень интересны и актуальны взгляды казахского мыслителя Шакарима, ученика Абая на проблему совести. Он считает, что совесть обладает онтологическим статусом существования. Чтобы исправить природу человека и избавить его от пороков, надо создать науку совести и обучать этой науке всех «с младых ногтей». Для зрелого культурного человека существует не только нравственная, но и логическая и эстетическая совесть, он знает обязанности как для своей воли и поведения, так и для своего мышления и чувства и в то же время знает, ощущает с болью и стыдом, как часто естественнонеобходимый ход его жизни нарушает эти обязанности.

6) Совесть - - способность человека осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнение и производить самооценку совершаемых поступков. С. может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний, например, в чувстве угрызений С. или в положительных эмоциях "спокойной С.".

7) Совесть - - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль на базе сформулированных в данном обществе норм и правил поведения, самостоятельно формулировать для себя высокие нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков с высот морали и нравственности.

8) Совесть - – “Зов совести имеет характер призыва присутствия к его наиболее своей способности быть самим собой, причем в модусе взывания к его наиболее своему бытию-виновным. Зов совести, взывая к способности быть, не выдвигает пустого идеала, а вызывает в ситуацию.

9) Совесть - - категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности (во мн. европейских языках слово «С.» этимологически значит «совместное знание »; в рус, языке оно происходит от слова «ведать» - « знать »), С. может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний, напр. в чувстве угрызений С. или в положительных эмоциях «спокойной С.». Т. обр., С. - это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед об-вом. Но форма этого осознания такова, что они выступают как долг и ответственность человека перед самим собой. Руководствуясь личной С., человек судит свои поступки как бы от своего собственного имени. Эта субъективная форма проявления С. послужила источником множества идеалистических мистификаций данного понятия в истории этической мысли. С. истолковывалась как голос «внутреннего Я», проявление прирожденного человеку чувства (Нравственного чувства теории), как единственное основание морального долга (Кант, Фихте). Ее часто противопоставляли не только повиновению внешним авторитетам, но также требованиям, предъявляемым человеку об-вом (Экзистенциализм). Марксистская этика доказывает, что С. имеет общественное происхождение, определяется условиями социального бытия и воспитания человека, зависит от его классовой и общественной принадлежности. «У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего - иная, чем у неимущего, у мыслящего-иная, чем у того, кто неспособен мыслить», - писал К. Маркс (т. 6, с. 140). И если С. человека, его внутренние убеждения приходят в столкновение с повелениями, идущими извне, то происходит это потому, что объективная действительность по-разному отражаетсяв сознании различных социальных групп, в официальных установках государственных и общественных институтов и убеждениях отдельных людей. Источник этих столкновений -общественные противоречия и социальная несправедливость, конфликты классовых интересов. В социалистическом об-ве требования С. нравственной личности не могут означать ничего иного, кроме служения интересам др. людей, коллективу. Поэтому возникающие иногда конфликты между личной С. и предъявляемыми извне требованиями являются только результатом неправильного понимания данной личностью или др. людьми долга человека перед об-вом. Принцип коллективизма в коммунистической нравственности нисколько не умаляет значения индивидуальной С. каждого. Напротив, в процессе строительства коммунистического об-ва все более возрастает роль сознательности каждого человека. С. все в большей мере проявляется в непримиримости к собственным недостаткам, в нравственной самокритике, к-рая в условиях развитого социализма выступает как нравственное требование (см. также Самодеятельность и творчество, Свобода нравственная).

10) Совесть - - способность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности и вместе с выдвигаемыми ими требованиями; способ, каким чувство ценности становится значимым для человека; в более узком смысле - нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям. Совесть как изначальное нравственное побуждение является врожденной, но благодаря внешнему влиянию может развиться или заглохнуть. Христ. этика рассматривает совесть как окно, через которое проникает божественная воля (Вюнш). Для Канта авторитарный судья совести - это идеальная личность, которая сама себе создает разум. В фундаментальной онтологии Хайдеггера совесть - это призыв заботы. Она зовет человека и возвращает его от затерянности, потерянности в Man к свободе на основе ничто. Этот призыв делает возможным движение собственного самостановления. Желание иметь совесть конституирует подлинную бытийную возможность существования (Брехт). Для зрелого культурного человека существует не только нравственная, но и логическая и эстетическая совесть, он знает обязанности как для своей воли и поведения, так и для своего мышления и чувства и в то же время знает, ощущает с болью и стыдом, как часто естественно-необходимый ход его жизни нарушает эти обязанности (Виндельбанд).

11) Совесть - - этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю, сторону ее самосознания. В отличие от мотива (чувства долга), С. включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед об-вом. С. обязует человека своими действиями не просто заслужить уважение к себе (не унижать себя), как, скажем, чувство чести и личного достоинства, но полностью отдавать себя служению об-ву, передовому классу, человечеству. С., кроме того, предполагает способность индивида критически относиться равно к своим и чужим мнениям в соответствии с объективными потребностями об-ва, а также ответственность человека не только за собственные действия, но и за все то, что происходит вокруг него. С.- общественно воспитуемая способность человека. Она определяется мерой его исторического развития, а также его социальной позицией в тех объективных условиях, в к-рые он поставлен. Как активная ответная реакция человека на требования об-ва и его прогрессивного развития С. является не только внутренним двигателем нравственного самосовершенствования личности, но и стимулом ее деятельно-практического отношения к действительности. С. может проявляться как в рациональной форме осознания нравственного значения своих действий, так и в комплексе эмоциональных переживаний (“угрызения С.”). Воспитание в каждом человеке С.- одна из наиболее важных сторон формирования личности.

Совесть

Категория этики, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам, линии поведения. С. выносит свои оценки как бы независимо от практич. интереса, однако в действительности в различных проявлениях С. человека отражает воздействие на него конкр. историч., соц.-клас. условий жизни и воспитания. С. не порождает, а лишь закрепляет и воспроизводит те ценности и оценки, к-рые выработаны в обществ. практике, а следовательно, зависит в конечном счете от клас. и обществ, принадлежности человека. Науч. атеизм выступает как против нигилистич. отношения к С., считая ее существ, чертой духовного облика личности, так и против отношения к ней как неизменному и непогрешимому судье, данному нам богом. С ходом соц. и культурного прогресса интеллект. честность как одно из требований С. все более настоятельно требует отказа от релит, веры, как не имеющей логич. и фактич. обоснования, а также и морального оправдания.

(греч. syneidesis, лат. conscientia) - обычно трактуется как способность человека различать добро и зло, как внутренний голос, говорящий нам о нравственной правде, о высших ценностях, о нашем достоинстве. Человек не просто "имеет совесть ", но "сам есть совесть" (С.Фейджин). Совесть действует сверхразумно как нравственная интуиция: " существование совести не совместимо с последовательным рационализмом, ибо ее духовная реальность ограничивает претензии разума на абсолютизм, а рационализма - на право быть исчерпывающей философской позицией" (Ю.Шрейдер). В христианстве: совесть - дар Божий для свидетельства Высшей правды: "Совесть - самое тайное и святое святых человека, где он пребывает наедине с Богом, Чей голос звучит в глубине его души. Через совесть дивным образом исполняется закон, который исполняется в любви к Богу и ближнему" (Ват.-II. РН, 16). Нередко говорят, что она не ошибается, а ее действие ограничивается или извращается ошибками разума, неверной направленностью воли, неведением, невниманием к высшим ценностям, пристрастиями к земному, самоутверждением или разладом психики человека. Искажения есть, но верно и другое: совесть не безгрешна и нуждается в очищении и развитии в духе смирения и открытости к Богу, к Церкви, к Евангелию. Человек должен всегда поступать по совести, отдавая себе отчет в ее возможности ошибиться, и должен трудиться, чтобы в голосе совести все яснее звучал голос свыше. Совесть может омертветь, если человек не раз отвергал ее и поступал вопреки. Голос совести может вступить в конфликт также и с требованиями, провозглашаемыми от имени Церкви. В таком случае долг христианина - следовать голосу совести, а не церковного авторитета. В жизни святых это в конечном счете служило благу Церкви.

Этическая категория, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиции добра и зла отношение к своим и чужим поступкам. Совесть выносит свои оценки как бы независимо от практических интересов, однако в различных проявлениях совесть человека отражает воздействие на него конкретных социальных и исторических условий жизни и воспитания. Совесть не порождает, а лишь закрепляет и воспроизводит те ценности и оценки, которые выработаны в общественной практике. В отличие от мотива (чувства долга) совесть включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед другими людьми и обществом .

Одно из качеств человеческой личности (свойств человеческого интеллекта), обеспечивающее сохранение гомеостаза (состояния среды и своего положения в ней) и обусловленное способностью интеллекта моделировать свое будущее состояние и поведение других людей по отношению к "носителю" совести. Совесть является одним из продуктов воспитания. По совесть - категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности (во многих европейских языках слово "совесть" этимологически значит "совместное знание "; в русском языке оно происходит от слова "ведать" - " знать "). Ассоциативный блок. В связи с тем, что совесть - свойство личности, то ее "наполнение и качество " существенно зависят от той культуры, которой обладает человек (как этнической, так и индивидуальной).

(совместное знание, ведать, знать): способность человека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам. « Дело совести есть дело человека, которое он ведет против себя самого» (И. Кант). Совесть – нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков. Через совесть человек познает этические ценности в их фактическом виде. В узком смысле совесть определяется как нравственное чувство, а в широком, как барометр мудрости, как софийное сознание, ориентирующее человека в космосе поступков. Способность в оценке действий с точки зрения добра и зла – основная черта человека, которая хотя и изменчива, все же, без сомнения, свойственна людям. Однако в реальности оно может притупиться или оказаться предельно ослабленным. Христианская этика сравнивает совесть с окном, через которое проникает божественная воля. Совесть может выражаться в чувстве стыда, раскаяния, сожаления о содеянном, в ощущении разлада с самим собой, что свидетельствует о наличии у человека самокритичности В то же время совесть – это деятельное сострадание чужому горю, несчастью, осознание несправедливости существующего порядка вещей с позиций добра и зла, нравственного идеала. Совесть требует от человека самооценки, самоосуждения с точки зрения интересов, надежд, чаяний окружающих. Чуткость, открытость миру, его проблемам и перспективам ведут к изменению взгляда на самого себя, позволяют подняться над собственными убеждениями и пристрастиями, стать их господином, а не рабом. В чувстве совести отражается не только неудовлетворенность человека самим собой, но и конфликт между тем, что существует, и тем, что, по его мнению, должно быть (между сущим и должным). Противоречивость окружающей действительности, ее несовершенство создают импульс для изменения себя и мира, заставляют человека жить по совести. Таким образом, совесть – это способность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности и поступать в соответствии с выдвигаемыми ими требованиями, способ, каким чувство ценности становится значимым для человека. В более узком смысле – нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо, что мудро, а что глупо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям. Совесть как изначальное онтологическое нравственное побуждение является врожденной, но благодаря внешнему, влиянию может развиться или заглохнуть. Христианская этика рассматривает совесть как окно, через которое проникает божественная воля. В фундаментальной онтологии Хайдеггера совесть – это призыв заботы. Она зовет человека и возвращает его от затерянности, потерянности в мир, к свободе на основе ничто. Очень интересны и актуальны взгляды казахского мыслителя Шакарима, ученика Абая на проблему совести. Он считает, что совесть обладает онтологическим статусом существования. Чтобы исправить природу человека и избавить его от пороков, надо создать науку совести и обучать этой науке всех «с младых ногтей». Для зрелого культурного человека существует не только нравственная, но и логическая и эстетическая совесть, он знает обязанности как для своей воли и поведения, так и для своего мышления и чувства и в то же время знает, ощущает с болью и стыдом, как часто естественнонеобходимый ход его жизни нарушает эти обязанности.

Способность человека осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнение и производить самооценку совершаемых поступков. С. может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний, например, в чувстве угрызений С. или в положительных эмоциях "спокойной С.".

Понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль на базе сформулированных в данном обществе норм и правил поведения, самостоятельно формулировать для себя высокие нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков с высот морали и нравственности.

– “Зов совести имеет характер призыва присутствия к его наиболее своей способности быть самим собой, причем в модусе взывания к его наиболее своему бытию-виновным. Зов совести, взывая к способности быть, не выдвигает пустого идеала, а вызывает в ситуацию.

Категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности (во мн. европейских языках слово «С.» этимологически значит «совместное знание »; в рус, языке оно происходит от слова «ведать» - « знать »), С. может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний, напр. в чувстве угрызений С. или в положительных эмоциях «спокойной С.». Т. обр., С. - это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед об-вом. Но форма этого осознания такова, что они выступают как долг и ответственность человека перед самим собой. Руководствуясь личной С., человек судит свои поступки как бы от своего собственного имени. Эта субъективная форма проявления С. послужила источником множества идеалистических мистификаций данного понятия в истории этической мысли. С. истолковывалась как голос «внутреннего Я», проявление прирожденного человеку чувства (Нравственного чувства теории), как единственное основание морального долга (Кант, Фихте). Ее часто противопоставляли не только повиновению внешним авторитетам, но также требованиям, предъявляемым человеку об-вом (Экзистенциализм). Марксистская этика доказывает, что С. имеет общественное происхождение, определяется условиями социального бытия и воспитания человека, зависит от его классовой и общественной принадлежности. «У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего - иная, чем у неимущего, у мыслящего-иная, чем у того, кто неспособен мыслить», - писал К. Маркс (т. 6, с. 140). И если С. человека, его внутренние убеждения приходят в столкновение с повелениями, идущими извне, то происходит это потому, что объективная действительность по-разному отражаетсяв сознании различных социальных групп, в официальных установках государственных и общественных институтов и убеждениях отдельных людей. Источник этих столкновений -общественные противоречия и социальная несправедливость, конфликты классовых интересов. В социалистическом об-ве требования С. нравственной личности не могут означать ничего иного, кроме служения интересам др. людей, коллективу. Поэтому возникающие иногда конфликты между личной С. и предъявляемыми извне требованиями являются только результатом неправильного понимания данной личностью или др. людьми долга человека перед об-вом. Принцип коллективизма в коммунистической нравственности нисколько не умаляет значения индивидуальной С. каждого. Напротив, в процессе строительства коммунистического об-ва все более возрастает роль сознательности каждого человека. С. все в большей мере проявляется в непримиримости к собственным недостаткам, в нравственной самокритике, к-рая в условиях развитого социализма выступает как нравственное требование (см. также Самодеятельность и творчество, Свобода нравственная).

Способность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности и вместе с выдвигаемыми ими требованиями; способ, каким чувство ценности становится значимым для человека; в более узком смысле - нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям. Совесть как изначальное нравственное побуждение является врожденной, но благодаря внешнему влиянию может развиться или заглохнуть. Христ. этика рассматривает совесть как окно, через которое проникает божественная воля (Вюнш). Для Канта авторитарный судья совести - это идеальная личность, которая сама себе создает разум. В фундаментальной онтологии Хайдеггера совесть - это призыв заботы. Она зовет человека и возвращает его от затерянности, потерянности в Man к свободе на основе ничто. Этот призыв делает возможным движение собственного самостановления. Желание иметь совесть конституирует подлинную бытийную возможность существования (Брехт). Для зрелого культурного человека существует не только нравственная, но и логическая и эстетическая совесть, он знает обязанности как для своей воли и поведения, так и для своего мышления и чувства и в то же время знает, ощущает с болью и стыдом, как часто естественно-необходимый ход его жизни нарушает эти обязанности (Виндельбанд).

Этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю, сторону ее самосознания. В отличие от мотива (чувства долга), С. включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед об-вом. С. обязует человека своими действиями не просто заслужить уважение к себе (не унижать себя), как, скажем, чувство чести и личного достоинства, но полностью отдавать себя служению об-ву, передовому классу, человечеству. С., кроме того, предполагает способность индивида критически относиться равно к своим и чужим мнениям в соответствии с объективными потребностями об-ва, а также ответственность человека не только за собственные действия, но и за все то, что происходит вокруг него. С.- общественно воспитуемая способность человека. Она определяется мерой его исторического развития, а также его социальной позицией в тех объективных условиях, в к-рые он поставлен. Как активная ответная реакция человека на требования об-ва и его прогрессивного развития С. является не только внутренним двигателем нравственного самосовершенствования личности, но и стимулом ее деятельно-практического отношения к действительности. С. может проявляться как в рациональной форме осознания нравственного значения своих действий, так и в комплексе эмоциональных переживаний (“угрызения С.”). Воспитание в каждом человеке С.- одна из наиболее важных сторон формирования личности.

Совестью называют некоторое нравственное напряжение, переживание человека за слова и поступки. При этом проблема совести может затрагивать не только собственные поступки и слова человека, а и действия кого-то другого, а значение слова совесть искажается от одного индивидуума к другому.

Определение и типы

Определить, что такое совесть, сразу достаточно непросто. Все дело в том, что проблема совести является многовековой и психологи, философы каждого периода несколько по-своему определяли это слово.

Что значит совесть с психологической точки зрения: это качество человека, которое говорит о том, что он способен нести ответственность за свои поступки и слова. У философов чувство совести определяется, как нравственное самосознание, различающее плохое и хорошее, а также побуждающее человека делать добрые дела.

В. Даль давал совести такое определение – это внутреннее сознание, тайный уголок души, где происходит самосуд над каждым действием и фразой, разделяя их на хорошие и плохие, а также чувство, способное породить любовь к добру и отвращения к злу.

Честь и совесть присущи нравственным людям, которые придерживаются принципов справедливости и жизненных правил. Если же совесть грызет человека, это означает, что он совершил поступок, который сам же не может одобрить.

Если человека она никогда не мучит, он нем говорят, как о бездушном. Так если вернуть обратно сказанные слова и действия нельзя, зачем нужна совесть, и нужна ли она вообще, или есть мотивы и способы, как избавиться от совести?

Понятие в религии

В христианской терминологии данное слово состоит из содружества и вести. Это означает, что значит жить по совести в христианстве – жить, принося пользу социуму, жить с ним сообща. Глубоко верующие люди часто говорят, что, если мучает совесть – это голос Бога порицает нас за какие-то неблаговидные деяния.

Почему она у всех разная?

Когда мучает совесть, человек занимается самокопанием и самоистязанием, укоряет и стыдит себя, снова и снова прокручивая в голове поступок, как предмет укоров. Некоторых людей она не мучит и никогда не мучала, потому что они не осознают, что своими действиями причиняют кому-то вред.

По сути, иметь такие нравственные чувства свойственно людям, воспитанным по определенной схеме разграничения добра и зла. К зрелому возрасту в их сознании формируется так называемое мерило, по которому они определяют окраску своих и чужих поступков. Такая схема воспитания очень распространена: мы часто слышим, как маленьким детям говорят, что рвать листья на деревьях – это плохо, а делиться игрушками – хорошо.

Но такое воспитание способно сделать ребенка счастливым в будущем лишь в том случае, если значения и определения добра и зла у родителей не были искажены. Если же данные понятия прививались в искаженном виде или не прививались совсем, не исключено, что во взрослой жизни человек живет, не давая отчет перед честью и совестью.

Что значить иметь совесть?

На вопрос: «Нужна ли совесть?» можно ответить только утвердительно. Человеку совесть служит справедливым, но и безжалостным мерилом его дел. Если совесть грызет, значит, сделанное не соответствует вашим собственным представлениям о добрых или нейтральных поступках.

Если представить, что честь и совесть не присущи ни одному человеку на Земле, можно смело утверждать, что начнется хаос. Все будут делать абсолютно рандомные вещи: пойти и убить обидчика, который для других является кормильцем семьи и обожаемым родственником, украсть у кого-то деньги, возможно, последние, предназначающиеся на пищу или лечение. В конце концов, назначить встречу и не прийти, оскорбить или ударить – все это было бы повсеместно, потому что никто бы не мог сказать, что эти действия отвратительны и несправедливы по отношению к другим.

Зигмунд Фрейд достаточно кратко описывал данное качество. Он считал, что оно зарождается в младенчестве: ребенок зависит от родительской любви и поступает в соответствии их мерилу добра и зла, чтобы не лишится этой любви.

Из этого следует, что совесть появляется именно в детстве, и немаловажную роль в ее формировании играют родители и окружение. Многократные исследования доказали, что совестливым человеком становится тот, чьи родители в детстве не били его за проступки, а выражали свое огорчение его поведением. Во взрослом возрасте этот человек отвечает за каждое свое слово и делает все соответственно.

Мучающая совесть

Определений у данного слова масса, и среди этих определений есть одно устойчивое – мучающая и грызущая. Что делать человеку, которого мучает совесть? В первую очередь, порадоваться за себя. Это означает, что вы ясно видите проблему и знаете, что делали и почему потеряли душевный покой.

Иногда нужны откровенные беседы о проблеме. Например, родители, сестры и братья, близкие друзья, супруги – это люди, которые должны принимать вас любым, а значит, выслушают, если вас замучила собственная совесть.

Если же потеря равновесия вызвана благодаря делам или словам, поранившим другого человека, нужно попросить у него прощения. Принятые извинения станут настоящим бальзамом для неспокойной души.

Не старайтесь заглушать такие чувства или определять как-то по-другому, списывая на усталость или нервозность. Если вам достанет чести признаться в содеянном самому себе, жить станет значительно проще.

Мучивший поступок не всегда является равноценным тем ощущениям, которые испытывает совершивший. Например, некоторые сильно преувеличивают содеянное – такая ситуация хорошо описана в короткой повести Антона Чехова «Смерть чиновника». Человек может просто довести себя до истерики, когда для этого нет объективных поводов.

Самым действенным все же остается диалог с обиженным человеком. Помните, что откровенное извинение не является унижением или ущемлением гордости, а показывает вас, как человека высоконравственного и воспитанного, могущего ответить за свои слова и поступки.

Отличия от чести

Честь, совесть, вина, долг – это лишь краткий перечень терминов и состояний, которые часто отождествляются. Честь и совесть – понятия достаточно близкие, но в них есть определенные отличия, причем коренные.

Последней мы измеряем собственные поступки по отношению к другим. Это некий внутренний судья всех слов и поступков, которые принесли кому-то радость, а кому-то – горе. В соответствии с этим на душе становится хорошо и легко, а в противном случае – мучает совесть.

Честь же является мерилом поведения по отношению к самому себе. Существует устойчивое выражение: это ниже моей чести и достоинства. Это значит, что человек не может поступить определенным образом, не уязвив собственных чувств.

Стоит отметить, что честь накладывает значительно большую ответственность. Честью является ряд жестких правил и принципов, в которых человек воспитывается с детства. Это не значит ставить себя выше других, напротив, – это значит знать свое место среди людей и относится к себе строже, чем к другим.

Нередко при совершении не вполне достойных поступков человек ощущает негативные эмоции внутри. Возникает некий дискомфорт, порой довольно сильный, не дающий спокойно существовать дальше. Подобное чувство принято называть совестью. Этот внутренний контролер гложет после негативных поступков, слов либо мыслей и приносит удовлетворение при противоположном поведении. Хотя догадываются о ее существовании почти все, мало кто с уверенностью сможет рассказать, что такое совесть, откуда берется и почему навевает определенные эмоции и ощущения. В этом стоит разобраться по порядку.

Что такое совесть: популярное определение

Существует множество вариантов трактовок природы этого явления, пояснений, что оно собою представляет. Значительное их число связано с различными религиозными течениями, где обычно под указанным термином понимается некое чувство вины перед высшими силами (Богом) за нарушение данных ими заповедей. Часто дается пояснение о «свете истины», мешающем поступать плохо. Популярное же определение, что такое чувство совести, не ассоциированное с религией, подразумевает в этом случае определенные свойства личности. Каждый психически здоровый и полноценно развитый человек вырабатывает внутренний саморегуляционный механизм, помогающий формулировать эталоны нравственности для последующего измерения всего сказанного и сделанного, оценки слов и поступков по собственной шкале достойного/недостойного.

Что такое стыд и совесть: врожденное или приобретенное

Те, кто пытается дать определение этому внутреннему «полицейскому», ломают копья в основном относительно того, дано ли подобное чувство от рождения априори или развивается уже по ходу взросления, на основе испытываемых человеком социальных влияний, внушенных ему нравственных установок, принятых в конкретной семье или социуме как таковом. Пока подобный вопрос остается открытым, по причине отсутствия доказательств с обеих сторон. Сходятся же они в одном: совесть представляет собою внутренние рамки, сформированные самим человеком исходя из принятых им моральных установок. Нарушение таких границ и вызывает дискомфорт разной интенсивности, а сохранение, особенно в ситуации непростого нравственного выбора, улучшает самооценку. Личность осознает, что сохранила свою идентичность, не позволила обстоятельствам ее попрать.

Как объяснить ребенку, что такое совесть

С подобной необходимостью сталкиваются родители подрастающего малыша и педагоги, которым приходится заниматься с ним в учебных учреждениях. Пояснения надо давать с учетом степени понимания конкретного крохи, его возрастных особенностей. При общении с дошкольниками стоит использовать конкретику, приводя доступные им примеры. Один из вариантов: совесть — это когда родители запрещают снимать шапку на холоде, и ребенок осознает, что не слушаться старших плохо. Потому, когда он снимает шапку, тем самым нарушая мамин и папин запрет, он отлично знает, что поступает нехорошо, из-за чего душа у него болит. Нужно дать крохе понять: указанное чувство — помощник, поскольку мешает вести себя неправильно, и к ней надо прислушиваться.

Что такое «совесть грызет»

Под этим выражением скрывается та самая гамма чувств, которую провоцирует не соответствующий нравственным установкам самого человека поступок. Сопряжены ее проявления с резким снижением самооценки. Появляется это из-за осознания предательства самого себя, собственных внутренних убеждений. Обычно сила таких душевных мук пропорциональная тяжести проступка. Разброс велик — от легких «покалываний» до настоящего огня, приносящего боль, мешающего полноценно жить дальше, особенно если отсутствует возможность исправления содеянного. Множество людей, превращавшихся в предателей или совершавших иные гнусные действия, нередко из-за невозможности перенести внутренние терзания отваживалось на суицид.

Что такое угрызение совести: поворот в конструктивное русло

Не стоит полагать, будто понимание, что такое совесть человека, и само ее действие деструктивны. Тут многое зависит от ракурса, под которым рассматриваются такие нравственные проблемы. Попытки бороться с проявлениями совести, заглушать ее путем воздействия на организм психотропных соединений, алкогольных возлияний, даруют лишь временную иллюзию спокойствия. Проступки никуда не деваются — человек только ненадолго сбегает от них, чтобы потом, по мере протрезвления, ощутить гамму еще больше усилившихся негативных эмоций. Нежелательно воспринимать указанное чувство как врага. Мудрая личность обернет ее проявления на пользу саморазвитию. Подсказками своего душевного нравственного регулятора имеет смысл пользоваться для предотвращения нежелательных поступков, избегания способного разрушить жизнь поведения. Подобный подход принесет личное счастье, карьерный рост, из-за возникшего уважения окружающих.

Понятие «совесть» появилось еще в древние времена, и многие философы пытались дать ему определение. Кто-то говорил, что это чувство, которое делает человека слабым, а кто-то, наоборот, утверждал, что это одно из сильнейших качеств хорошего человека. Особенно сложно было говорить о том, своими словами тем, кто некогда не испытывал подобного чувства. Попробуем разобраться, что же означает данное слово.

Морально-этические нормы

Большинство источников утверждает, что совесть - это необходимость придерживаться сформировавшихся в той среде, где вырос человек. Если же по каким-то причинам не получается выполнять определенные принципы, тогда индивидуум испытывает Что такое совесть, своими словами описывают и служащие в религиозной общине - раввины. Они считают, что это внутренний голос каждого человека, не дающий сойти с верного пути и оберегающий от совершения греха.

Как возникает чувство

Когда люди говорят о каком-либо понятии или событии, пытаются понять его суть, они обязательно обращаются к истокам. В данном случае также очень важно знать, как и когда впервые возникает чувство совести. В современной науке существуют две абсолютно противоположные теории, но при этом каждая из них очень интересна и актуальна. Приверженцы первой считают, что совесть человека - это чувство, которое имеет природный характер. Другие же уверены в том, что оно прививается с раннего детства.

Обе теории имеют право на жизнь, поскольку, для того чтобы сформировалось данное чувство, необходимо наличие причинно-следственной связи. К примеру, когда в младенчестве эгоистические поступки, доставляющие неприятности, порицаются, а альтруистические, приносящие пользу, одобряются, у ребенка формируется причинно-следственная связь.

Со временем порицание и одобрение возникает у человека само по себе. Так, теперь во взрослой жизни эгоистические поступки порицают уже не родители, а внутренний голос. Благодаря тому что такие ассоциации возникают еще с самого младенчества и прочно укореняются в мозгу человека, кажется, что это врождённое качество. Но, опять же, поскольку это чувство формируется в той среде, где вырос человек, его «понятие совести» может значительно отличаться от мнения на этот счет остальных.

Попробуем объяснить, что такое совесть, своими словами на достаточно простом примере. Есть две семьи. В одной эгоизм не считается каким-то негативным качеством, а называется всего лишь «любовью к себе». Порицание в этой семье возникает, когда ребенок себя в чем-то ущемляет, родителям кажется, что он совсем не любит себя. Здесь ребенка «мучает совесть», к примеру, за то, что он вместо того, чтобы купить себе конфету, отдает эти деньги бедняку. Другая же семья - полная противоположность: точно такой же поступок не порицается, а одобряется.

И у того, и у другого ребенка так или иначе присутствует чувство «совести», однако направлено оно в разные стороны. Следует понимать, что общепринятые моральные понятия совести все же будут на стороне ребенка из второй семьи.

Альтруизм и эгоизм

Несмотря на то что среда, в которой растет человек, имеет на него очень большое влияние, не всегда определенные качества возникают благодаря ей. Бывает так, что принципы, по которым живет семья, совсем не совпадают с сущностью их ребенка. Альтруист может вырасти в абсолютно аморальной семье, поэтому он негативно относится к их образу жизни и во что бы то ни стало хочет быть другим. Ему стыдно за те поступки, которые совершают его родители, а если он сам совершает подобное, то его мучает совесть. Ч. Дарвин называл такое проявление природным альтруизмом.

Если ситуация совершенно противоположная, то можно говорить о природном эгоизме. Многие ученые и философы считают, что это чувство в разной мере присуще каждому. Степень порицания эгоизма с раннего детства, скорей всего, и определяет то, насколько совестливым вырастет человек. Западные науки считают, что дети рождаются с равной степенью альтруизма и эгоизма, преобладает то качество, которое большего всего одобряют.

Анализ совести

Для того чтобы проанализировать это понятие, необходимо сознание свободы и греховности. Математическим языком можно сказать, что совесть человека - это разность между теми поступками, которые допустимы, и теми, которые невозможны по каким-либо соображениям. Довольно часто проявление этого чувства связано именно с верой. Совесть - это некий внутренний надзиратель, который контролирует моральность поступков. Для верующих людей в первую очередь аморальными будут считаться те, которые противоречат их заповедям.

Как правило, честь и совесть всегда отождествляются с друг другом. К примеру, немецкий мыслитель И. Кант называет данное чувство законом, живущим в каждом человеке и определяющим его достоинство. А. Гольбах говорил, что совесть - это внутренний судья. Только это чувство ответственности точно свидетельствует, насколько поступки человека заслуживают порицания или одобрения.

Свобода совести

С начала зарождения рассматриваемого понятия было огромное количество различных толкований данного слова, однако все они основывались на общих моральных принципах (честь, достоинство, альтруизм, доброта), объясняя, что такое совесть. Значение этого слова и его основные принципы описывал в своих работах практически каждый мыслитель и философ.

В 19-м столетии постепенно стало появляться такое понятие, как свобода совести. Это дало определенный толчок к нравственной демократичности. Понятие совести стало для каждого чем-то сугубо личным. Та среда, в которой растет человек, стала для него определяющей. Соответственно, если человек хочет, чтобы его семья жила по определенным морально-этическим нормам, их нужно соблюдать и прививать. То, что считается неправильным и аморальным, нужно порицать, хорошее же необходимо одобрять.

Дети и совесть

Для того чтобы разобраться, на каких принципах растет ребенок, можно попросить его написать небольшое рассуждение на тему «Совесть и я». Из текста будет абсолютно понятно, в каких моментах воспитанию нужно уделять больше внимания. Более того, совесть может приводить и к определенным психическим проблемам. Когда у ребенка или взрослого не получается делать что-либо «по совести», его начинает терзать чувство вины. Такие частые состояния могут приводить даже к суицидам. Детям нужно объяснять, что такое совесть, своими словами, учить, как поступать, чтобы не было угрызений совести, и рассказывать, о том, что бывают ситуации, когда нет возможности поступить так или иначе.

«У вас нет совести!», «Совесть бы поимел!», «Совесть - самый лучший контролер». «Угрызения совести». Эти и многие другие нам не раз и не два приходилось слышать в жизни. Так что такое совесть? Для чего она нам нужна? Как узнать, есть она у нас или нет, и как ее не потерять?

Совесть представляет собой эдакий регулятор наших отношений с окружающими людьми. При этом регулятор этот у каждого свой. Совесть человека - есть понятие сугубо индивидуальное, нет в ней эталонности, нельзя ее измерить и сказать: «Моя совесть больше твоей». Все зависит от того, насколько способен человек регулировать свое морально-этическое поведение, нормы которого у каждого разные и зависят среды обитания, личностных качеств, жизненного опыта. На уровне чувств совесть помогает нам оценить ошибочность или верность действий или поступков.

Совесть: совесть в жизненных примерах

Совесть оказывает сильное влияние на нашу жизнь и может повлечь за собой нешуточные моральные страдания (особенно у эмоциональных и чувствительных личностей) вследствие совершения плохого или даже просто неправильного поступка по отношению к кому-либо. К примеру, мы можем нахамить пассажиру в транспорте ввиду своего раздражения или недостатка воспитания. Так называемый «совестливый» человек извинится за свое неподобающее поведение сразу или будет испытывать «муки совести» еще длительное время, а для «бессовестного» хамство - это норма, с этим ничего не поделаешь. Мы можем нагрубить родителям, которые не устают нас учить жизни, но потом понимаем, что были не правы, ведь с детства нас учили, что грубить старшим - это плохо. Во многих ситуациях, участниками которых мы становимся каждодневно, совесть ограждает, предостерегает нас от совершения действий, о которых мы потом будем жалеть, как бы подавая тревожный сигнал об ошибочности, неправильности или нецелесообразности того или иного поступка.

Что такое совесть: источники совести

Основы совести закладываются родителями в нас еще в раннем возрасте (в 3-5 лет), а процесс ее формирования и называется воспитанием. При этом наиважнейшую роль тут играют отнюдь не словесные истории о том, что такое плохо и что такое хорошо, а наглядное поведение родителей и их реакция на действия и поступки малыша. Чтобы воспитать в ребенке совесть, нужно сильно потрудиться. Так, если вы говорите, что врать - это плохо, а потом сами же говорите неправду, что ожидать от ребенка, который считает, что все поступки родителей - норма поведения и для него? Если вы учите ребенка уважительному отношению к взрослому поколению, а потом срываетесь друг на друге или на окружающих, то дадут ли зачатки совести хорошие плоды? Если малыш сделал что-то неправильно, не нужно сразу кричать: «Нельзя так делать!» и наказывать его за проступок. Объясните доступно, почему именно нельзя, какими это может обернуться негативными последствиями («Если ты будешь трогать горячую поверхность утюга, то обожжешь пальчики, будет очень больно, ты не сможешь играть в игрушки, рисовать», «Если ты не поднимешь с пола игрушки и не положишь на место, кто-нибудь наступит на них и они сломаются» и т.д.).

Позор, стыд и совесть

Когда мы кого-то осуждаем, можно сказать, мы стыдим человека, пытаемся пробудить в нем совесть. Чувство стыда является индикатором морального поведения. Считается, что у него существует такой синоним, как позор. Это не совсем верно. Стыд на самом деле - это определенное состояние нашей души, самоосуждение. Позор же - это навязанное нам состояние души, можно сказать, провокация. Нас кто-то оскорбил, рассказал о нас нелицеприятную историю, а мы приняли это на себя, мы ощущаем себя опозоренными (и не важно, правду сказали или выдумали). И тут уже нам становится гложет человека более глубже, чем совесть.

Что такое совесть: разновидности и формы совести

Науку о морали, в частности совести, называют этикой. Этика классифицирует совесть по:

2. Форме проявления (индивидуальная, коллективная).

3. Интенсивности проявления (страдальческая, приглушенная, активная).

Формы совести также представлены достаточно широким диапазоном проявления: это и сомнение, и и болезненные колебания, и упрек, и исповедь, и стыд, и самоирония, и др.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх