Доклад: Модель Земли - глобус. Интернет-урок по окружающему миру «Древние пресмыкающиеся

Все мы видели глобус, но всё ли мы знаем о нем? На этом уроке вы узнаете много нового о модели земного шара. Познакомитесь с представлениями древних людей о внешнем виде Земли. Узнаете об открытии шарообразности Земли Магелланом. Рассмотрите модель земного шара - глобус, и узнаете, какие линии на глобусе называются меридианами и параллелями, зачем они нужны, что такое экватор и где проходит нулевой меридиан. Узнаете об истории создания глобусов и огромном их разнообразии.

Тема: Планета,на которой мы живем

Урок: Глобус - модель земного шара

Правильное представление о Земле и ее форме сложилось у разных народов не сразу и не в одно время, а опирались люди, прежде всего, на мифы. Некоторые народы считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают в безбрежном всемирном океане.

Рис. 1. Мифическое представление глобуса

Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат слоны, стоящие на огромной черепахе.

Рис. 2. Индийское представление глобуса

В давние времена люди верили, что если очень долго идти в одну сторону, то можно добраться до места, где небо встречается с землей. Конечно, человеку хотелось знать, что за краем Земли. У людей было множество вопросов, на которые представления о плоской Земле не давали ответа. Например, почему корабль, отдаляясь от берега, исчезает из вида? Почему, если подняться на возвышенность, расширяется горизонт?

Рис. 3. Корабль, отдаляющийся от берега

Рис. 4. Возвышенность

Португальский мореплаватель возглавил экспедицию, состоявшую из пяти парусников. Они отправились от берегов Испании к островам пряностей (к Молуккским и Филиппинским островам) за перцем, гвоздикой, корицей, - эти пряности в Европе стоили очень дорого.

Рис. 5. Фернан Магеллан

Рис. 6. Купанг - архипелаг Кай (Молуккские острова)

Рис. 7. Палаван, пятый по величине остров Архипелага, расположен к западу, в отдалении от основной части Филиппинских островов.

Путешествие было очень трудным: первый парусник разбился о скалы, команда второго вернулась домой с полпути, третий парусник так сильно обветшал, что его пришлось сжечь, команда четвертого попала в плен, а сам Магеллан погиб. Спустя три года парусник «Виктория», что значит победа, достиг родного берега. Это была экспедиция, которая совершила первое известное кругосветное путешествие и доказала правильность предположения о шарообразности Земли. И этим великим открытием мы обязаны славному мореходу Фернану Магеллану.

Чтобы лучше представить себе внешний вид Земли, люди создали её модель - глобус (от лат. globus - шар), который имеет такую же форму, как и Земля, только во много раз меньше.

Рис. 8. Модель глобуса

С помощью глобуса легко представить себе шарообразную форму Земли. Почему мы говорим именно шарообразную, а не шар? Искусственные спутники помогли получить точные знания о форме Земли. Облетая Землю, спутники все время посылали радиосигналы - сообщения о своей удаленности от Земли.

Рис. 9. Спутник, облетающий Землю

По этим сигналам специальные электронные машины определили высоту полета спутников, а пишущие устройства помогли «нарисовать» форму Земли. Оказалось, наша Земля не правильный шар - она немного сплюснута у полюсов. Глобус закреплен на оси, но наша планета вращается вокруг воображаемой оси. Обратите внимание, точка, где ось выходит из глобуса сверху, называется Северным географическим полюсом (от лат. polus - ось), а нижняя точка - Южным географическим полюсом Земли .

Рис. 10. Вращение Земли вокруг воображаемой оси

Если рассмотреть глобус внимательнее, вы увидите, что по его поверхности проведены круговые линии. Они помогают определять точное местоположение различных земных объектов. Линии на глобусе или на карте, условно проведённые по поверхности Земли от одного полюса к другому, называются меридианами (от лат. meridianus - полуденный). Направление тени от предметов в полдень совпадает с направлением меридиана в данной точке на земной поверхности. Меридиан можно провести через любую точку на Земле, и он всегда будет направлен с севера на юг. Все меридианы имеют одинаковую длину. Мысленно путешествуя по любому меридиану, вы обязательно окажетесь либо на самой северной точке земли - Северном полюсе, либо на самой южной - Южном полюсе. Нулевым условно считают меридиан , который проходит через старейшую астрономическую обсерваторию города Гринвич в Великобритании.

Рис. 11. Гринвичская обсерватория.

Он был признан начальным по специальному международному соглашению в 1884 году. До этого соглашения каждая страна называла нулевым меридианом тот, который проходил через ее столицу. Например, в Испании отсчет начинался от Мадрида, в Италии - от Рима. В России долгое время нулевым считался Пулковский меридиан, проходивший через главную астрономическую обсерваторию страны, которая была основана недалеко от Санкт-Петербурга.

Обсерват ория (от лат. observo - наблюдаю) - это научное учреждение, где производят наблюдения и исследования погоды, атмосферы, астрономических тел.

Рис. 12. Пулковская обсерватория.

Линия Гринвичского нулевого меридиана делит земной шар на Западное и Восточное полушария .

Рис. 13. Западное и Восточное полушарие

На равном расстоянии от полюсов проходит условная линия, которая называется экватор (от лат. aequador - уравнитель). Экватор делит земной шар на Северное и Южное полушария . На линии экватора день всегда равен ночи, а Солнце бывает в зените дважды в году - в дни весеннего и осеннего равноденствия.

Если посмотреть на глобус сверху, мы увидим Северное полушарие и Северный полюс, а снизу - Южный полюс и Южное полушарие. Наша родина Россия находится в Северном полушарии.

Параллельно экватору на глобусах и картах проведены параллели (от греч. parallelos - идущий рядом), все они направлены с запада на восток.

Самая длинная параллель - экватор , длина других параллелей уменьшается к полюсам, а на полюсе параллель превращается в точку. Пересекаясь, параллели и меридианы образуют градусную сетку.

Рис. 14. Северное и Южное полушарие

Известно, что модель земного шара впервые построил хранитель Пергамской библиотеки Кратес Малосский во II в. до н.э., однако она, к сожалению, не сохранилась.

Рис. 15. Глобус Кратеса

Первый дошедший до нас земной глобус был изготовлен в 1492 г. немецким географом и путешественником Мартином Бехаймом (1459-1507). Бехайм разместил на своей модели, которую называли «земным яблоком», карту мира древнегреческого ученого Птолемея. Естественно, на этом глобусе не хватало очень многих объектов.

Рис. 16. «Земное яблоко» Бехайма

Позже глобусы стали очень популярны. Их можно было увидеть в покоях монархов, в кабинетах министров, учёных и купцов. Карманные глобусы в специальных футлярах предназначались для путешествий. Изготовленные для кабинетов глобусы среднего размера часто снабжались механизмом, который приводил их в движение, вращая вокруг оси.

В прошлом глобусы устанавливали на морских судах, а сейчас на космических кораблях.

Некоторые глобусы превышают человеческий рост, и на них умещаются не только красочные карты поверхности Земли или неба, но и сведения о разных странах, растениях и животных, а возвышенности сделаны выпуклыми.

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.
  1. Фестиваль педагогических идей ().
  2. Shack.ru ().
  3. Планета Земля ().
  1. Возьмите обычную нитку и определите длину различных меридианов на глобусе. Что вы можете сказать о них? (Они имеют одну и ту же длину).
  2. Определите с помощью нитки длины параллелей. Что вы о них можете сказать? (Самая большая параллель - это экватор. Длина параллелей уменьшается в сторону полюсов).
  3. Какие параллели самые короткие? (Это Северный и Южный полюс).
  4. Отвечайте «да» или «нет» на приведенные утверждения:

1) На глобусе можно увидеть тончайшие линии, покрывающие поверхность глобуса. (Да)

2) Эти линии воображаемые, на самом деле на земной поверхности их нет. (Да)

3) Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют параллелями. (Нет)

4) Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют меридианами. (Да)

5) Все меридианы пересекаются на Северном и Южном полюсах (Да)

6) Самый длинный меридиан - это экватор. (Нет)

7) Экватор - это самая длинная параллель. (Да)

8) Экватор делит земной шар на два полушария - Северное и Южное. (Да)

9) Экватор - это линия, которая делит все меридианы пополам. (Да)

10) Самые маленькие параллели - это Северный и Южный полюса Земли. (Да)

11) Все меридианы Земли имеют разную длину (Нет)

12) Все меридианы Земли имеют одинаковую длину. (Да)


Интернет — урок окружающего мира 2 класс по теме «Глобус- модель Земли». Глобус с латинского языка globus означает «шар». Глобусом называется шарообразная модель планеты или небесной сферы.

Первый упоминаемый в литературе земной глобус - глобус Кратеса из Пергамы - был сделан во II в. до н.э. Однако ни сам глобус, ни его изображение не найдены….

Первым из сохранившихся считается глобус, изготовленный в 1492 г. немецким географом М. Бехаймом. На нем еще не было Америки, и расстояние между западным побережьем Европы и восточным побережьем Азии было в два раза меньше, чем в действительности. Называли эту модели Земли «Земным яблоком».

В XVI-XVII вв. глобусы стали очень популярны. Их можно было увидеть в покоях монархов, в кабинетах министров, учёных и купцов. Карманные глобусы в специальных футлярах предназначались для путешествий.

Говоря об истории создания глобусов, нельзя не упомянуть о глобусах-гигантах. Один из них — глобус-планетарий диаметром 3.1 м и весом 3.5 т — находится в Санкт-Петербурге в музее М.В.Ломоносова. Он был изготовлен известным европейским географом А.Олеарием (1599-1671) и мастером А.Бушем в 1650-1664 гг. для герцога Фридриха III.

Он был создан как глобус — планетарий. Он был расписан снаружи — изображение земного глобуса, изнутри — звездное небо со всеми созвездиями. Глобус-планетарий вращался с помощью водяного колеса и гидравлического привода, совершая один оборот в сутки. Внутрь шара вела четырехугольная дверь

Идея создания глобусов-гигантов не оставляет архитекторов и инженеров. В Италии сооружен 10-метровый вращающийся “Глобус Мира” весом 3.5 т, а в Нью-Йорке на Всемирной выставке 1964 г. демонстрировался самый большой в мире глобус — Унисфера. Стальной шар диаметром 37 м весил более 400 т.

В Нью-Йоркском Корона парке находится необычная достопримечательность:

Глобо де Эриксон (Globo de Ericsson) – самая большая модель солнечной системы, расположенный в Стокгольме:

Eartha (так называется глобус) ровно в миллион раз меньше оригинала, и каждый дюйм его поверхности соответствует 26 километрам реальной Земли. Глобус с высокой достоверностью отражает земной рельеф, расположение крупнейших транспортных магистралей и населённых пунктов.


Есть и такие необычные глобусы:

глобус из лего

В Бостонской библиотеке Мерри Бейкер Эдди есть гигантский шар Маппариум, выполненный из стекла. Внутренние стенки шара представляют собой гигантскую политическую карту мира со сверкающую цветной подсветкой и огоньками городов. Глобус изнутри.

Самый уникальный для изучения нашей планеты виртуальный глобус Google Earth. (следует скачать программу на свой компьютер). Благодаря виртуальному глобусу вы сможете побывать и на северном полюсе и на острове в Тихим океане.

Изучая нашу планету следует знать некоторые понятия:

Экватор — воображаемая линия пересечения земной поверхности плоскостью.

Меридианы и параллели в географии называют условные линии разделения земного шара. На картах и глобусах они исполняют роль ориентира, по которому можно указать местонахождение объекта на материке или в океане.

Все эти воображаемые линии делят Землю на полушария: Северное и Южное; Западное и Восточное

Есть еще у Земли воображаемая ось, вокруг которой наша планета вращается. От этого вращения зависит смена дня и ночи.

Итак, глобус — модель Земли. Он показывает, какую форму имеет Земля, ее вращение и что находится на ее поверхности.

Ещё раз о глобусе…

Планета Земля — самая уникальная и такая прекрасная. Берегите её!


Слайд 2

История глобуса

Глобус с латинского языка globus означает «шар». Глобусом называется шарообразная модель планеты или небесной сферы.
Первый упоминаемый в литературе земной глобус - глобус Кратеса из Пергамы - был сделан во II в. до н.э. Однако ни сам глобус, ни его изображение не найдены.

Слайд 3

Первым из сохранившихся считается глобус, изготовленный в 1492 г. немецким географом М. Бехаймом. На нем еще не было Америки, и расстояние между западным побережьем Европы и восточным побережьем Азии было в два раза меньше, чем в действительности. Называли эту модель Земли «Земным яблоком».

Слайд 4

В XVI-XVII вв. глобусы стали очень популярны. Их можно было увидеть в покоях монархов, в кабинетах министров, учёных и купцов. Карманные глобусы в специальных футлярах предназначались для путешествий.
Говоря об истории создания глобусов, нельзя не упомянуть о глобусах-гигантах. Один из них - глобус-планетарий диаметром 3.1 м и весом 3.5 т - находится в Санкт-Петербурге в музее М.В. Ломоносова. Он был изготовлен известным европейским географом А. Олеарием (1599-1671) и мастером А. Бушем в 1650-1664 гг. для герцога Фридриха III.

Слайд 5

Глобусы-гиганты

Он был создан как глобус-планетарий. Он был расписан снаружи - изображение земного глобуса, изнутри - звездное небо со всеми созвездиями. Глобус-планетарий вращался с помощью водяного колеса и гидравлического привода, совершая один оборот в сутки.Внутрь шара вела четырехугольная дверь.

Слайд 6

Идея создания глобусов-гигантов не оставляет архитекторов и инженеров. В Италии сооружен 10-метровый вращающийся “Глобус Мира" весом 3.5 т, а в Нью-Йорке на Всемирной выставке 1964 г. демонстрировался самый большой в мире глобус - Унисфера. Стальной шар диаметром 37 м весил более 400 т.

Слайд 7

В Нью-Йоркском Корона парке находится необычная достопримечательность.

Слайд 8

Глобо де Эриксон (GlobodeEricsson) – самая большая модель солнечной системы, расположенный в Стокгольме.

Слайд 9

Eartha

Eartha (так называется глобус) ровно в миллион раз меньше оригинала, и каждый дюйм его поверхности соответствует 26 километрам реальной Земли. Глобус с высокой достоверностью отражает земной рельеф, расположение крупнейших транспортных магистралей и населённых пунктов.

Слайд 10

Есть и такие необычные глобусы

  • Слайд 11

    Глобус из лего

  • Слайд 12

    Маппариум

    В Бостонской библиотеке Мерри Бейкер Эдди есть гигантский шар Маппариум, выполненный из стекла. Внутренние стенки шара представляют собой гигантскую политическую карту мира со сверкающую цветной подсветкой и огоньками городов. Глобус изнутри.

    Слайд 13

    Экватор и меридианы

    Изучая нашу планету следует знать некоторые понятия.

    Тема: «Глобус - модель земного шара».

    Цели и задачи урока:

    • Закрепить понимание учащимися о шарообразности Земли.
    • Развивать навыки исследовательской деятельности учащихся.
    • Способствовать формированию понятий: «глобус-модель земного шара», «океан», «материк», «экватор», «параллели», «меридианы».
    • Формировать у детей мотивации к обучению, к саморазвитию.
    • Развивать мышление, внимание, память, коммуникативным навыки взаимодействия в группе, расширять словарный запас, кругозор учащихся.
    • Воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, чувство любви к Планете Земля.

    Оборудование: мультимедийный проектор, 2 глобуса, стикер наклеивающийся в виде флажка, раздаточный материал для 2х групп.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    Здравствуйте дети! Сегодня на уроке географии, мы с вами совершим небольшое космическое путешествие.

    Начинается урок,

    И пойдет он всем нам впрок,

    Постарайся все понять,

    Учись тайны открывать,

    Ответы полные давать,

    Чтоб за работу получать

    Только лишь оценку «пять»!

    II. Проверка домашнего задания.

    Но прежде чем наш полёт начнётся, нам необходимо собрать команду, которая будет готова к полёту. А для этого давайте ответим на вопросы:

    Какую форму имеет Земля? (Земля имеет форму шара)

    Кто совершил первое кругосветное путешествие в космосе? (12 апреля 1961 - летчик – космонавт Юрий Гагарин осуществил первый в истории человечества космический полёт, за 108 минут совершив один виток вокруг Земли на корабле «Восток-1)

    Что такое звезда?

    Что такое солнечная система?

    Что такое планета? (Земля – это 3 планета солнечной системы).

    Назовите спутник Земли. (Луна – спутник земли, она вращается вокруг Земли)

    Какие планеты солнечной системы вы знаете?

    Молодцы! Все справились и наш космический корабль готов к путешествию!

    Внимание, взлет!

    И наша ракета

    Помчится вперед!

    Как говорил Гагарин:

    «Поехали!»

    III. Сообщение темы урока.

    Откройте бортовые журналы (учебники) на стр. 91, посмотрите не рис. 79. Какой мы видим землю из космоса? Каким она цветом? Какой формы? (голубой, шарообразной). Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель. Как вы считаете, придумали ли люди модель Земли? (Глобус).

    Тема урока: Глобус – модель земного шара.

    С чем познакомимся на уроке? Что узнаем? Чему научимся?

    Правильно. Мы узнаем, что такое глобус, кто его изобрёл. Узнаем, что есть на глобусе и раскроем тайны и загадки Земли.

    III. Работа по теме урока .

    Отгадайте загадку, о чем она?

    Он Земли изображение

    И не любит искажения (Глобус) .

    Глобус – это модель земли. Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает? (Круглый, шарообразный, шар.

    Верно. Глобус в переводе с латинского – шар. Первый, кто сказал, что земля шар - Аристотель - за 350 лет до н.э. Первый, кто определил радиус Земли - Эратосфен - за 220 лет до н.э.

    Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделал он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии.

    А известно ли Вам, что в нашей стране находятся два любопытных глобуса? Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, искусными мастерами того времени, и оба принадлежали Петру Первому. Один из них в диаметре составляет 173 см, другой 319 см. Оба приводились в движение особым механизмом. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием. Во внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек. Посетители могли наблюдать суточное движение звезд. Чтобы перевести первый глобус из Москвы, пришлось впрягать 14 лошадей. Интересна судьба этих гигантов. В настоящее время оба они находятся в музеях и на них можно посмотреть любому желающему.

    Посмотрите на глобус. Во всем ли он похож на Землю? (Глобус - это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый цвета. Глобус стоит на ножке и его можно вращать).

    Как вы думаете, что на глобусе изображено синим цветом? А что изображено другими цветами? (Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша, горы и реки).

    Голубой, синий цвет – это вода. На земле много океанов и морей.

    Коричневый, зелёный цвет - это вся суша и горы.

    Темно-синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А темно- коричневые - самые высокие горы.

    Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.

    Глобус можно повернуть. Попробуйте вращать глобус. Что помогает совершать это движение? (Внутри находится штырь).

    А как при этом расположен глобус? (Он наклонен).

    Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус- уменьшенная копия Земли.

    Как вы думаете, почему его сделали вращающимся? Нам с вами кажется, что вращается Солнце и звезды. А на самом деле Земля вращается очень плавно, равномерно, а мы вместе с ней.

    Вращайте глобус вокруг Земной оси. Кто знает, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси. (Происходит смена дня и ночи).

    IV. Физкультминутка

    А теперь не пора ли нам совершить выход в открытый космос?

    На ноге стоит одной,

    Крутит-вертит головой.

    Нам показывает страны,

    Реки, горы, океаны.

    Ты как глобус покрутись,

    А теперь остановись!

    V. Практическая работа

    Сейчас мы с вами переместимся в космическую лабораторию и проведём несколько исследований. Перед этим прошу вас разделиться на 2 группы. Практическая работа (по группам):

    Найди на глобусе Москву. Приклей рядом с ней метку (липкую бумажку- стикерс).

    Поверни глобус. Какое движение совершает Москва при вращении Земли?

    Наклей другие метки выше и ниже Москвы. Различается ли их путь при вращении?

    Наклей метку так, чтобы её путь был самым большим.

    Наклей другие метки так, чтобы у каждой был такой же большой путь.

    Если вы выполнили задание правильно, то эти метки окажутся на одной линии. Прочти на глобусе её название. (Эта линия называется ЭКВАТОР).

    Каждая точка Земли движется по кругу. Самый большой путь проходят точки на экваторе.

    Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте. (Это самая верхняя и нижняя точки).

    Кто знает их названия?(Они называются полюса. Сверху северный полюс (Арктика), а внизу Южный полюс (Антарктида)).

    На какой полюс показывает стрелка компаса? (Северный).

    Экватор делит Землю на полушария: Северное и Южное.

    Экватор – это линия,

    Кривая, ярко – синяя.

    Делит глобус пополам –

    Чтобы нам не спутать вдруг,

    Где там Север, а где Юг.

    В каком полушарии мы живем? (В северном).

    Какие ещё есть линии на глобусе?(На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии).

    Есть ли такие линии на земле? (Таких линий на Земле нет).

    Как называются линии на глобусе, которые, как пояски? (Параллели).

    А как называются линии, которые идут сверху вниз? (Меридианы).

    Параллели, меридианы, экватор и полюсы - это воображаемые линии и точки. Они никак не обозначены на поверхности Земли. Но положение каждой из них можно найти, наблюдая за Солнцем.

    VI. Загадки.

    Внимание! Внимание! Борт-проводник получил из космоса послание от инопланетян:

    Отгадайте загадки:

    Ты держишь целый мир в руках

    Моря и океаны

    Тайгу, вершины гор в снегах

    Все города и страны

    Ты держишь мир в руках как мяч

    Но только он учебный

    А вот теперь скажи, трюкач

    Что за предмет волшебный?

    (глобус)

    Вокруг неё Земля вращается,

    А утро с ночью не встречается (ось)

    На Земле живут две точки,

    Обе в беленьких платочках (полюса)

    VII. Работа в группах.

    Помогите восстановить рассказ, в котором много « белых пятен», вы же исследователи и должны все знать.

    Модель Земли - _________________ .

    На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________. На земном шаре _______ океана и _______ материков.

    Спасибо, вы умницы. Теперь мы можем вернуться на родную Землю. О чём говорят нам последнее предложение?

    Чтение учителем стихотворения Е. Шкловского

    «Ты береги нас».

    Смотрю на глобус – шар земной.

    И вдруг вздохнул он, как живой.

    И шепчут мне материки:

    «Ты береги нас, береги!»

    В тревоге рощи и леса.

    Роса на травах, как слеза.

    И тихо просят родники:

    «Ты береги нас, береги!»

    Остановил олень свой бег:

    «Будь Человеком, человек.

    В тебя мы верим – не солги,

    Ты береги нас, береги».

    Грустит глубокая река,

    Свои теряя берега.

    «Ты береги нас, береги!»

    Смотрю на глобус – шар земной,

    Такой прекрасный и родной.

    И шепчут губы: «Не солгу,

    Я сберегу вас, сберегу!»

    Вот мы и приземлились на нашу голубую планету Земля.

    VIII. Домашнее задание.

    Стр.

    Подготовить интересный вопрос, загадку по теме нашего урока.

    IX. Итог урока:

    С чем познакомились на уроке?

    Что нового узнали?

    А что же такое глобус?

    Вам понравился урок?

    X. Рефлексия

    У каждого ребенка рисунок инопланетянина.

    Красный инопланетянин - на уроке было интересно, легко.

    Желтый инопланетянин – на уроке испытывал затруднения.

    Коричневый инопланетянин - на уроке скучно, трудно, я ничего не понял, не запомнил.

    Это слово в переводе с латинского означает_____________.

    Главный пояс Земли - это ___________________. На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются _____________и __________________.

    Планета Земля наш общий дом и её надо __________!

    Модель Земли - это _________________ .

    Это слово в переводе с латинского означает_____________.

    На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________.

    Главный пояс Земли - это ___________________. На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются _____________и __________________.

    Планета Земля наш общий дом и её надо __________!

    Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир»

    Задачи урока:

    • Определить уровень знаний о планете Земля и ее модели.
    • Уточнить представления о модели Земли – глобусе.
    • Познакомить с новыми понятиями: «параллели», «меридиан », «нулевой меридиан», «экватор».
    • Находить на глобусе необходимые географические объекты.
    • Продолжить формирование умений работы с глобусом и навыка устного составления рассказа
    • Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.
    • Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.

    Планируемые результаты

    • Предметные: уметь объяснять значение терминов «меридианы», «нулевой меридиан», «параллели», « экватор», находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария.
    • Метапредметные:
      • коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
      • регулятивные:
        • рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
        • оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
      • познавательные:
        • общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; излекать необходимую информацию из текста/
        • логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений
    • Личностные: формирование позитивной самооценки.

    Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками

    Форма проведения урока: индивидуально-групповая

    Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

    Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, демонстративный глобус, ИКТ, раздаточный материал.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    (Цель: Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.)

    Окружающий нас мир
    Интересно познавать.
    Его тайны и загадки (Презентация , слайд 2)
    Мы готовы разгадать.

    II. Актуализация опорных знаний (Цель: определить уровень знаний о планете Земля и ее модели)

    Ответьте на вопросы:

    • Как называется ближайшая к Земле звезда?
    • Какую форму имеет планета Земля?
    • Как называется модель Земли?
    • Что нарисовано на поверхности глобуса?
    • Чего на Земле больше: суши или воды?

    III. Изучение нового материала

    Отгадайте загадку: (слайд 3)

    На нем уместилась вся наша Земля:
    Моря, океаны, леса и поля.
    И Северный полюс там тоже найдешь,
    А если захочешь – в руках унесешь. (Глобус)

    Самостоятельная работа с учебником

    Глобус – это модель земного шара. Прочитайте об этом на с.7-8 (предложенный материал частично известен ребятам) чтение текста с пометами методом «инсерт» (слайд 5)

    «V» – информация мне известна
    «+» – узнал что-то новое
    «–» – думал иначе
    «?» – хочу уточнить (спросить)

    – Какая информация вам уже была известна?
    – Что нового узнали?
    – О чем думали иначе? (Земля имеет шарообразную форму, а не шар. Что она немного сплюснута у полюсов)
    – Что хотели бы уточнить?

    – Получить точные знания о форме Земли помогли искусственные спутники Земли. Облетая землю, спутники все время посылали на Землю радиосигналы – сообщения о своем удалении от центра земли. По этим сигналам электронные машины определили высоту полета спутников, а специальные пишущие устройства помогли «нарисовать» форму планеты. Оказалось, что наша планета вовсе не правильный шар.

    Работа с новыми понятиями (Цель: Знакомство с новыми понятиями: «меридианы», «нулевой меридиан», «параллели», «экватор»).

    – Давайте рассмотрим глобус более внимательно. (слайд 6)
    – Обратите внимание на тончайшую сеть линий, которые покрывают модель Земли.
    – Для чего нужны эти линии на глобусе?

    – Обратите внимание на круговые линии, которые соединяют Северный полюс Земли с Южным полюсом. Эти линии называются меридианами.
    Мысленно совершая путешествие по любой такой линии, обязательно окажешься либо на самой северной точке Земли – Северном полюсе, либо на самой южной – Южном полюсе.
    – Рассмотрите глобус на стр. 9. Найдите меридианы.
    – А теперь на доске на глобусе покажите меридианы.(слайд 7)
    _ Почему один меридиан проведен более толстой и красной линией?
    – Это – нулевой меридиан . Его еще называют начальным меридианом. От него ученые всех стран договорились вести отчет меридианов. Этот меридиан проходит через старейшую астрономическую обсерваторию английского города Гринвич. (слайд 8)
    Гринвичский меридиан был признан начальным по специальному международному соглашению в 1884 году. (слайды 9-10)
    До этого соглашения каждая страна называла нулевым меридианом тот, который проходил через ее столицу.
    Например, в Испании отсчет начинался от Мадрида, в Италии – от Рима. В России долгое время нулевым считался Пулковский меридиан, проходивший через главную астрономическую обсерваторию страны, которая была основана недалеко от Санкт- Петербурга.

    – На глобусе можно провести круговую линию через оба полюса так, что она разделит земной шар на две равные половины – западное и восточное полушария. Эти полушария изображены на карте в вашем учебнике.

    – Посмотрите внимательно. А как еще можно разделить земной шар? (По горизонтали) (слайд 11)

    – Рассмотрите второй глобус на странице 9. Что вы видите?
    – Это линии, которые проведены к Северному и Южному полюсу. Они называются параллели.
    – Это воображаемые линии на поверхности Земли, проведенные на одинаковом расстоянии от экватора. Где находится самая длинная параллель?
    – Это экватор – воображаемая линия на поверхности Земли, проведенная на одинаковом расстоянии от полюсов. Длина экватора составляет 40000 км. Он делит земной шар на два полушария. Подумайте, на какие? (На Северное и Южное полушария)
    – Если мы посмотрим на глобус – сверху, что мы увидим? (Северный полюс и Северное полушарие)
    – Если мы посмотрим на глобус снизу, что увидим? (Южный полюс и южное полушарие)
    – Для чего нужны параллели и меридианы? (Они помогают определить точное положение любого географического объекта на поверхности земного шара).
    – Можем ли мы увидеть параллели и меридианы? (Нет, это воображаемые линии).

    Физминутка для глаз (слайд 12)

    4. Закрепление изученного

    Практическая работа (Цель: находить на глобусе необходимые географические объекты).

    Работа в парах

    На рисунке (стр. 9) покажите соседу по парте Северный и Южный полюсы, а также нулевой меридиан и экватор.

    – Возьмите обычную нитку и определите длину различных меридианов на глобусе. Что вы можете сказать о них? (Они имеют одну и ту же длину).
    – А сейчас определите с помощью нитки длины параллелей. Что о них можете сказать? (Самая большая параллель – это экватор. Длина параллелей уменьшается в сторону полюсов).
    – Какие самые короткие параллели? (Это Северный и Южный полюс)

    Игра «Да – нет» (Цель: закрепить знания о модели Земли.)

    – Если согласны с данным высказыванием, то хлопаете в ладоши.

    1. На глобусе можно увидеть тончайшие линии, покрывающие поверхность глобуса. (Да)
    2. Эти линии воображаемые, на самом деле на земной поверхности их нет. (Да)
    3. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют параллелями. (Нет )
    4. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют меридианами. (Да)
    5. Все меридианы пересекаются на Северном и Южном полюсах (Да)
    6. Самый длинный меридиан – это экватор. (Нет )
    7. Экватор – это самая длинная параллель. (Да)
    8. Экватор делит земной шар на два полушария – Северное и Южное (Да) .
    9. Экватор – это линия, которая делит все меридианы пополам. (да)
    10. Самые маленькие параллели – это Северный и Южный полюса Земли. (да)
    11. Все меридианы Земли имеют разную длину (нет )
    12. Все меридианы Земли имеют одинаковую длину. (да)

    Работа в тетради (слайд 13)

    Задание 1.

    – Рассмотрите глобус и подпишите названия на нем. Какие полушария вы знаете? (Северное, Южное, Западное и Восточное)
    – В каком полушарии находится наша страна Россия? (В Восточном полушарии)

    Работа с хрестоматией (слайд 14)

    Чтение рассказа «Земля в авоське» (по цепочке):

    – А теперь ответим на вопросы в конце текста.

    5. Итог урока (слайд 15)

    Игра «10 секунд»

    – Ребята каждый по цепочке одним предложением говорит, что нового узнал на уроке.

    Домашнее задание (слайд 16): стр. 11, вопросы.

    Используемая литература:

    1. Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 3 кл.: Учебник: В 2 ч. / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва. – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2009.– Ч.1: 128 с: цв. ил.
    2. Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 3 кл.: Хрестоматия. / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2009.– 160 с: ил.
    3. Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 3 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы № 1 / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва. – 3-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.– Ч.1: 48с. :. ил.
    4. Федотова О.Н. Окружающий мир: Методическое пособие [Текст]: 3 кл. / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва. – 2-е изд., испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2009.– 185 с.



  • Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх