Древняя Персия. От племени до империи. Основные занятия жителей персидской державы Занятие народа и местоположение персии

В конце VI в. до н.э. крупнейшим государством Ближнего Востока становится держава Ахеменидов, объединившая в результате успешных завоевательных войн территории Месопотамии, Восточного Средиземноморья, Египет, северо-восточную часть Индии. Во главе ее стал персидский царь Кир II (558-530 до н.э.) из рода Ахеменидов.

Для управления таким огромным государством, включавшим множество стран с различным уровнем социально-экономического развития, необходимы были специальная структура государственного аппарата и организация внутренней жизни, которая была создана в результате проведения в конце VI в. до н.э. административно-финансовых реформ царя Дария I (522-486 до н.э.).

Все государство было разделено на 20 административно-податных округов, называвшихся сатрапиями. Во главе каждого округа стоял сатрап, выполнявший гражданские функции. Армия каждого округа находилась в ведении военачальника, подчинявшегося непосредственно царю. Существовали также отдаленные провинции, в повседневную жизнь которых персидская администрация вмешивалась редко, осуществляя управление с помощью местных правителей.

Дарий ввел новую систему государственных налогов: все сатрапии обязаны были платить серебром установленную для каждой из них подать, которая определялась с учетом оценки обрабатываемой земли. Для управления страной был создан большой центральный аппарат во главе с царской канцелярией, административным центром державы стал город Сузы (бывшая столица Элама).

В VI в. до н.э. еще до персидского завоевания в Лидийском царстве начали чеканить первые в мире монеты, и Дарий I ввел общую для всей державы денежную единицу – дарик. Впрочем, вне пределов Малой Азии персидские монеты играли второстепенную роль в торговле, в основном использовались слитки нечеканного серебра.

В период существования государства Ахеменидов очень широкое развитие получила международная торговля, поскольку в составе одного государства оказались различные по природным, климатическим условиям страны, между которыми были установлены регулярные контакты, налажены морские и караванные пути.

В первой половине V в. до н.э. Ахемениды пытаются расширить свою экспансию на запад идут – греко-персидские войны. Однако небольшие греческие города-государства сумели противостоять огромной державе и изгнали персов с Балканского полуострова.

В 334 г. до н.э. Александр Македонский (356-323 до н.э.), добившийся господства над Грецией, начинает поход против Персии и в 329 г. до н.э. захватывает все ее владения. Ахеменидское государство прекращает свое существование, войдя в состав державы Александра Македонского.

После смерти Александра в 323 г. до н.э. его громадная империя распадается на множество эллинистических государств: Египет при Птолемеях, государство Селевкидов, Пергамское царство, Понтийское царство и др. В дальнейшем (в конце 1 тыс. до н.э.) почти все эллинистические государства оказались в составе двух держав – Рима и Парфии, Парфия (первоначально области к юго-востоку от Каспийского моря) отпала от государства Селевкидов в середине III в. до н.э., вскоре ее захватили кочевники парны, которые поставили в зависимость местное оседлое население: крестьяне, объединенные в общины, были прикреплены к земле, обработка которой рассматривалась как государственная повинность.

Во II в. до н.э. Парфия включает в свой состав значительную часть Средней Азии, Ирана, Месопотамию и превращается в мировую державу, наследницу государства Ахеменидов – его политического могущества, а в какой-то мере и культуры.

В середине VI в. до н. э. на арену мировой истории вышли персы - загадочное племя, о котором ранее цивилизованные народы Ближнего Востока знали только понаслышке.

О нравах и обычаях древних персов известно из сочинений народов, живших рядом с ними. Помимо могучего роста и физической развитости, персы обладали волей, закалённой в борьбе с суровым климатом и опасностями кочевой жизни в горах и степях. В то время они славились своим умеренным образом жизни, воздержанностью, силой, храбростью и сплочённостью.

По словам Геродота, персы носили одежду из шкур животных и войлочные тиары (колпаки), не употребляли вина, ели не столько, сколько хотели, а сколько имели. Они были равнодушны к серебру и золоту.

Простота и скромность в пище и одежде оставались одной из основных добродетелей и в пору господства персов над , когда они стали облачаться в роскошные мидийские наряды, носить золотые ожерелья и браслеты, когда к столу персидских царей и знати доставляли в свежем виде рыбу из отдалённых морей, фрукты из Вавилонии и Сирии. Даже тогда во время обряда коронации персидских царей вступающий на престол Ахеменид должен был надеть одежду, которую носил не будучи царём, съесть немного сушёных фиг и выпить чашу кислого молока.

Древним персам разрешалось иметь много жён, а также наложниц, жениться на близких родственницах, например на племянницах и единокровных сестрах. Древнеперсидские обычаи запрещали женщинам показываться посторонним (среди многочисленных рельефов в Персеполе нет ни одного женского изображения). Античный историк Плутарх писал, что персам свойственна дикая ревность не только по отношению к жёнам. Даже рабынь и наложниц они держали взаперти, чтобы посторонние не видели их, и возили в закрытых повозках.

История древней Персии

Персидский царь Кир II из рода Ахеменидов за короткий срок завоевал Мидию и многие другие страны и имел огромную и хорошо вооружённую армию, которая начала готовиться к походу против Вавилонии. В Передней Азии появилась новая сила, сумевшая за короткий срок - всего за несколько десятилетий - полностью изменить политическую карту Ближнего Востока.

Вавилония и Египет отказались от многолетней враждебной политики по отношению друг к другу, ибо правители обеих стран хорошо осознавали необходимость подготовки к войне с Персидской империей. Начало войны было только делом времени.

Поход персов против начался в 539 г. до н. э. Решительное сражение между персами и вавилонянами произошло у города Описа на реке Тигр. Кир одержал здесь полную победу, вскоре его войска взяли хорошо укреплённый город Сиппар, и персы без боя овладели Вавилоном.

После этого взоры персидского правителя обратились на Восток, где в течение нескольких лет он вёл изнурительную войну с кочевыми племенами и где в итоге погиб в 530 г. до н. э.

Преемники Кира - Камбис и Дарий завершили дело, начатое им. в 524-523 гг. до н. э. состоялся поход Камбиса на Египет, в результате чего установилась власть Ахеменидов на берегах Нила. превратился в одну из сатрапий новой империи. Дарий продолжал укреплять восточные и западные границы империи. К концу правления Дария, умершего в 485 г. до н. э., персидская держава господствовала на огромной территории от Эгейского моря на западе до Индии на востоке и от пустынь Средней Азии на севере до порогов Нила на юге. Ахемениды (Персы) объединили почти весь известный им цивилизованный мир и владели им до IV в. до н. э., когда их держава была сломлена и покорена полководческим гением Александра Македонского.

Хронология правителей династии Ахеменидов:

  • Ахемен, 600-е гг. до н.э.
  • Тейспес, 600-е гг до н.э.
  • Кир I, 640 - 580 гг. до н.э.
  • Камбис I, 580 - 559 гг. до н.э.
  • Кир II Великий, 559 - 530 гг. до н.э.
  • Камбис II, 530 - 522 гг до н.э.
  • Бардия, 522 г до н.э.
  • Дарий I, 522 - 486 гг до н.э.
  • Ксеркс I, 485 - 465 гг до н.э.
  • Артаксеркс I, 465 - 424 гг до н.э.
  • Ксеркс II, 424 г. до н.э.
  • Секудиан, 424 - 423 гг до н.э.
  • Дарий II, 423 - 404 гг до н.э.
  • Артаксеркс II, 404 - 358 гг до н.э.
  • Артаксеркс III, 358 - 338 гг до н.э.
  • Артаксеркс IV Арсес, 338 - 336 гг до н.э.
  • Дарий III, 336 - 330 гг до н.э.
  • Артаксеркс V Бессус, 330 - 329 гг до н.э.

Карта Персидской империи

Племена ариев - восточная ветвь индоевропейцев - к началу I тысячелетия до н. э. населили почти всю территорию нынешнего Ирана. Само слово «Иран» является современной формой названия «Ариана», т. е. страна ариев . Первоначально это были воинственные племена полукочевых скотоводов, сражавшихся на боевых колесницах. Часть ариев ещё раньше переселилась и захватила её, дав начало индоарийской культуре. Другие арийские племена, более близкие иранцам, остались кочевать в Средней Азии и северных степях - , саки, сарматы и пр. Сами же иранцы, осев на плодородных землях Иранского нагорья, постепенно отказались от кочевого быта, занялись земледелием, перенимая навыки . Высокого уровня достигло уже в XI-VIII вв. до н. э. иранское ремесло. Его памятником являются знаменитые «луристанские бронзы» - искусно выполненные оружие и предметы быта с изображениями мифических и действительно существующих животных.

«Луристанские бронзы» - памятник культуры Западного Ирана. Именно здесь, в непосредственном соседстве и противостоянии сложились наиболее сильные иранские царства. Первым из них усилилась Мидия (на северо-западе Ирана). Мидийские цари участвовали в сокрушении Ассирии. История их государства неплохо известна из письменных памятников. Но мидийские памятники VII-VI вв. до н. э. изучены очень плохо. Не найдена пока даже столица страны - город Экбатаны. Известно лишь то, что она находилась в окрестностях современного города Хамадан. Тем не менее уже исследованные археологами две мидийские крепости времён борьбы с Ассирией говорят о довольно высокой культуре мидийцев.

В 553 г. до н. э. против мидийцев восстал Кир (Куруш) II, царь подвластного племени персов из рода Ахеменидов. В 550 г. до н. э. Кир объединил иранцев под своей властью и повёл их на завоевание мира . В 546 г. до н. э. он покорил Малую Азию, а в 538 г. до н. э. пал . Сын Кира, Камбис, покорил , а при царе Дарий I на рубеже VI-V вв. до. н. э. Персидская держава достигла наибольшего расширения и расцвета.

Памятниками её величия являются раскопанные археологами царские столицы - самые известные и лучше всего исследованные памятники персидской культуры. Самая древняя из них - Пасаргады, столица Кира.

Сасанидское возрождение - Сасанидская держава

В 331-330 гг. до н. э. прославленный завоеватель Александр Македонский уничтожил Персидскую империю. В отместку за некогда разорённые персами Афины грекомакедонские солдаты жестоко разграбили и сожгли Персеполь. Династия Ахеменидов пресеклась. Наступил период греко-македонского владычества над Востоком, который обычно именуется эпохой эллинизма.

Для иранцев завоевание явилось катастрофой. На смену власти над всеми соседями пришло униженное подчинение давним врагам - грекам. Традиции иранской культуры, уже поколебленные стремлением царей и знати подражать в роскоши побеждённым, теперь были окончательно попраны. Немногое менялось и после освобождения страны кочевым иранским племенем парфян. Парфяне изгнали греков из Ирана во II в. до н. э., но сами немало заимствовали из греческой культуры. На монетах и надписях их царей ещё используется греческий язык. Храмы по-прежнему возводятся с многочисленными изваяниями, по греческим образцам, что казалось многим иранцам кощунством. Заратуштра в древности запретил поклонение идолам, заповедав почитать в качестве символа божества неугасимое пламя и ему приносить жертвы. Именно религиозное унижение было наибольшим, и недаром города, возведённые греческими завоевателями, в Иране позднее называли «строениями Дракона».

В 226 г. н. э. восставший владетель Парса, носивший древнее царское имя Ардашир (Артаксеркс), сверг парфянскую династию. Началась история второй персидской империи - державы Сасанидов , династии, к которой принадлежал победитель.

Сасаниды стремились возродить культуру древнего Ирана. Сама история Ахеменидской державы к тому времени стала смутной легендой. Так что в качестве идеала было выдвинуто то общество, которое описывалось в преданиях зороастрийских жрецов-мобедов. Сасаниды выстраивали, по сути, никогда не существовавшую в прошлом культуру, насквозь проникнутую религиозной идеей. Это имело мало общего с эпохой Ахеменидов, которые охотно перенимали обычаи покорённых племён.

При Сасанидах иранское решительно восторжествовало над эллинским. Полностью исчезают греческие храмы, греческий язык выходит из официального употребления. На смену разбитым статуям Зевса (которого при парфянах отождествляли с Ахура-Маздой) приходят безликие жертвенники огня. Новыми рельефами и надписями украшается Накш-и-Рустем. В III в. второй сасанидский царь Шапур I велел высечь на скалах свою победу над римским императором Валерианом. На рельефах царей осеняет птицеобразный фарн - знак божественного покровительства.

Столицей Персии стал город Ктесифон , построенный ещё парфянами рядом с пустеющим Вавилоном. При Сасанидах в Ктесифоне строятся новые дворцовые комплексы и разбиваются огромные (до 120 га) царские парки. Самый знаменитый из сасанидских дворцов - Так-и-Кисра, дворец царя Хосрова I, правившего в VI в. Наряду с монументальными рельефами дворцы теперь украшались тонким резным орнаментом по известковой смеси.

При Сасанидах была усовершенствована система орошения иранских и месопотамских земель. В VI в. страну охватила сеть каризов (подземных водопроводов с глиняными трубами), тянувшихся до 40 км. Очистка каризов проводилась через специальные колодцы, вырытые через каждые 10 м. Каризы прослужили долго и обеспечили бурное развитие земледелия в Иране в сасанидскую эпоху. Именно тогда в Иране начали выращивать хлопок и сахарный тростник, развились садоводство и виноделие. Тогда же Иран стал одним из поставщиков собственных тканей - как шерстяных, так и льняных и шёлковых.

Сасанидская держава была гораздо меньше Ахеменидской, охватывала лишь сам Иран, часть земель Средней Азии, территории нынешних Ирака, Армении и Азербайджана. Ей пришлось долго бороться сначала с Римом, затем с Византийской империей. Несмотря на всё это, Сасаниды продержались дольше Ахеменидов - более четырёх веков . В конечном счёте, истощённое непрерывными войнами на западе государство было охвачено борьбой за власть. Этим воспользовались арабы, нёсшие силой оружия новую веру - ислам. В 633-651 гг. после ожесточённой войны они завоевали Персию. Так было покончено с древнеперсидским государством и древнеиранской культурой.

Персидская система управления

Древние греки, познакомившиеся с организацией государственного управления в империи Ахеменидов, восторгались мудростью и дальновидностью персидских царей. По их мнению, эта организация была вершиной развития монархической формы правления.

Персидское царство делилось на большие провинции, называвшиеся сатрапиями по титулу их правителей - сатрапов (перс, «кшатра-паван» - «блюститель области»). Обычно их было 20, но это число колебалось, так как иногда управление двумя или более сатрапиями поручалось одному лицу и, наоборот, одна область делилась на несколько. Это преследовало главным образом цели налогообложения, но также учитывались иногда особенности народов, населявших их, и исторические особенности. Сатрапы и правители более мелких областей были не единственными представителями местного управления. Кроме них во многих провинциях существовали наследственные местные цари или владетельные жрецы, а также вольные города и, наконец, «благодетели», получившие в пожизненное, а то и наследственное владение города и округа. Эти цари, управители и первосвященники по положению отличались от сатрапов только тем, что были наследственны и имели историческую и национальную связь с населением, видевшим в них носителей древних традиций. Они самостоятельно осуществляли внутреннее управление, сохраняли местное право, систему мер, язык, налагали подати и пошлины, но находились под постоянным контролем сатрапов, которые часто могли вмешаться в дела областей, особенно при смутах и волнениях. Сатрапы также решали пограничные споры между городами и областями, тяжбы по делам, когда участники были гражданами различных городских общин или различных вассальных областей, регулировали политические отношения. Местные правители, как и сатрапы, имели право непосредственно сноситься с центральным правительством, а некоторые из них, такие как цари финикийских городов, Киликии, греческие тираны, содержали свои войско и флот, которыми лично командовали, сопровождая персидскую армию в больших походах или исполняя военные поручения царя. Однако сатрап мог во всякое время потребовать эти войска на царскую службу, поставить во владениях местных правителей свой гарнизон. Главное командование над войсками провинции также принадлежало ему. Сатрапу разрешалось даже самостоятельно и за свой счёт вербовать солдат и наёмников. Он был, как бы назвали его в более близкую нам эпоху, генерал-губернатором своей сатрапии, обеспечивая её внутреннюю и внешнюю безопасность.

Высшее командование войсками осуществлялось начальниками четырёх или, как во время подчинения Египта, пяти военных округов, на которые было разделено царство.

Персидская система управления даёт пример удивительного уважения победителями местных обычаев и прав покорённых народов. В Вавилонии, например, все документы времён персидского владычества в юридическом отношении не отличаются от тех, которые относятся к периоду независимости. То же самое было в Египте и Иудее. В Египте персы оставили прежними не только деление на номы, но и владетельные фамилии, расположение войск и гарнизонов, а также податную неприкосновенность храмов и жречества. Конечно, центральное правительство и сатрап во всякое время могли вмешаться и решать дела по своему усмотрению, но большей частью им было достаточно, если в стране спокойно, подати поступают исправно, войска находятся в порядке.

Такая система управления сложилась на Ближнем Востоке не сразу. Например первоначально на завоёванных территориях опиралась только на силу оружия и устрашение. Области, взятые «с боем», включались непосредственно в Дом Ашшура - центральную область . Сдавшиеся на милость победителя часто сохраняли свою местную династию. Но со временем эта система оказалась мало приспособленной для управления разрастающимся государством. Реорганизация управления, проведённая царём Тиглатпаласаром III в УНТ в. до н. э., помимо политики насильственных переселений изменила и систему управления областями империи. Цари старались не допускать возникновения чересчур могущественных родов. Чтобы воспрепятствовать созданию наследственных владений и новых династий среди управителей областей, на важнейшие посты часто назначались евнухи . Кроме того, хотя крупные чиновники получали огромные земельные владения, они не составляли единого массива, а были разбросаны по всей стране.

Но всё же основной опорой ассирийского господства, как и вавилонского впоследствии, была армия. Военные гарнизоны буквально опоясывали всю страну. Учтя опыт своих предшественников, Ахемениды к силе оружия присоединили идею «царства стран», т. е. разумного сочетания местных особенностей с интересами центральной власти.

Обширное государство нуждалось в средствах сообщения, необходимых для контроля центральной власти над местными чиновниками и правителями. Языком персидской канцелярии, на котором издавались даже царские указы, был арамейский. Это объясняется тем, что фактически он был общеупотребительным в Ассирии и Вавилонии ещё в ассирийские времена. Завоевания ассирийскими и вавилонскими царями западных областей, Сирии и Палестины, ещё более содействовали его распространению. Этот язык постепенно занял место древней аккадской клинописи в международных сношениях; он использовался даже на монетах малоазиатских сатрапов персидского царя.

Ещё одной восхищавшей греков особенностью персидской империи были прекрасные дороги , описанные Геродотом и Ксенофонтом в рассказах о походах царя Кира. Самыми известными были так называемая Царская, шедшая от Эфеса в Малой Азии, у побережья Эгейского моря, на восток - в Сузы, одну из столиц персидской державы, через Евфрат, Армению и Ассирию вдоль реки Тигр; дорога, ведшая от Вавилонии через горы Загрос на восток к другой столице Персии - Экбатане, а отсюда к бактрийской и индийской границе; дорога от Исского залива Средиземного моря к Синопу на Чёрном море, пересекавшая Малую Азию, и пр.

Эти дороги прокладывали не только персы. Большинство из них существовало в ассирийское и даже более раннее время. Начало строительства Царской дороги, которая была главной артерией персидской монархии, вероятно, относится к эпохе Хеттского царства, находившегося в Малой Азии на пути из Месопотамии и Сирии в Европу. Сарды, столица покорённой мидийцами Лидии, были соединены дорогой с другим большим городом - Птерией. От него дорога шла к Евфрату. Геродот, говоря о лидийцах, называет их первыми лавочниками, что было естественно для хозяев дороги между Европой и Вавилоном. Персы продолжили этот путь от Вавилонии далее на восток, к своим столицам, усовершенствовали его и приспособили не только для торговых целей, но и для государственных потребностей - почты.

Персидское царство воспользовалось и другим изобретением лидийцев - монетой. До VII в. до н. э. на всём Востоке господствовало натуральное хозяйство, денежное обращение лишь начинало зарождаться: роль денег выполняли слитки металла определённого веса и формы. Это могли быть кольца, пластины, кружки без чеканки и изображений. Вес везде был различен, а потому вне места происхождения слиток просто терял значение монеты и должен был каждый раз вновь взвешиваться, т. е. делался обычным товаром. На границе между Европой и Азией лидийские цари первыми перешли к чеканке государственной монеты чётко определённого веса и достоинства. Отсюда употребление таких монет распространилось по всей Малой Азии, на Кипр и в Палестину. Древние торговые страны - , и - ещё очень долго сохраняли старую систему. Они начали чеканить монету уже после походов Александра Македонского, а до этого использовали монеты, изготовленные в Малой Азии.

Устанавливая единую налоговую систему, персидские цари не могли обойтись без чеканки монет; кроме того, потребности государства, державшего наёмников, а также небывалый расцвет международной торговли вызвали необходимость в единой монете. И в царстве была введена золотая монета, причем право чеканить ее имело только правительство; местные правители, города и сатрапы для платежа наёмникам получили право чеканить только серебряную и медную монеты, которые вне их области оставались обыкновенным товаром.

Итак, к середине I тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке усилиями многих поколений и многих народов возникла цивилизация, которая даже свободолюбивыми греками считалась идеальной . Вот что писал древнегреческий историк Ксенофонт: «Где бы царь ни жил, куда бы ни отправлялся, он заботится, чтобы везде были сады, называемые парадисами, полные всем красивым и хорошим из того, что может производить земля. В них он проводит большую часть времени, если этому не препятствует время года... Некоторые говорят, что, когда царь даёт подарки, сначала вызываются отличившиеся на войне, ибо бесполезно много пахать, если некому защищать, а потом - наилучшим образом обрабатывающие землю, ибо не могли бы существовать и сильные, если бы не было обрабатывающих...».

Неудивительно, что эта цивилизация сложилась именно в Западной Азии. Она не только возникла раньше других, но и развивалась быстрее и энергичнее , имела наиболее выгодные условия для своего развития благодаря постоянным контактам с соседями и обмену нововведениями. Здесь чаще, чем в других древних очагах мировой культуры, возникали новые идеи и совершались важные открытия едва ли не во всех областях производства и культуры. Гончарный круг и колесо, изготовление бронзы и железа, боевая колесница как принципиально новое средство ведения войны , различные формы письма от пиктограмм до алфавита - всё это и многое другое генетически восходит именно к Западной Азии, откуда эти новшества распространялись по остальному миру, включая и иные очаги первичной цивилизации.


Природные условия, этнические характеристики, момент образования государства

Земли, населенные древними персами, лишь приблизительно совпадают с границами современного Ирана. B глубокой древности таких границ просто не существовало. Были периоды, когда персидские цари являлись владыками большей части известного тогда мира, в иные времена основные города империи находились в Месопотамии, к западу от собственно Персии, а случалось и так, что вся территория царства оказывалась поделенной между враждовавшими местными правителями.

Значительную часть территории Персии занимает высокое засушливое нагорье (1200 м), пересеченное горными хребтами с отдельными вершинами, достигающими 5500 м/ На западе и севере расположены горные массивы Загрос и Эльбурс, которые обрамляют нагорье в виде буквы V, оставляя его открытым к востоку. Западные и северные границы нагорья приблизительно совпадают с нынешними границами Ирана, но на востоке оно выходит за пределы страны, занимая часть территории современного Афганистана и Пакистана От плато изолированы три области: побережье Каспийского моря, побережье Персидского залива и юго-западные равнины, представляющие собой восточное продолжение Месопотамской низменности.

Геродот в своем всемирно известном труде перечисляет все персидские племена. На первое место он ставит персов, пасаргадов, марафиев и маспиев, затем идут пан фиал ей, дерусиеи, германии, дай, марды и дропики. Наиболее многочисленными и могущественными, по словам Геродота, были пасаргады. Дай, марды и дропики были кочевниками, остальные - земледельцами.

Ричард Фрай, английский исследователь этого вопроса, считал, что проникновение иранских племен в район Загросских гор началось, вероятно, уже в X в. до п. э., однако иранские имена собственные появляются в источниках, видимо, лишь с 879 г., а о мидянах впервые говорится в описании похода Салманаса-ра III на восток в 834-г.

Незадолго до этого мы встречаем название Парсуа, причем оба упоминания - страны Парсуа и мидян - связаны, скорее всего, с обозначением территории с оседлым населением, а не с кочевыми племенами.2

В древнейшее время Персида относилась к эламской культурной области. Здесь, на побережье Персидского залива, когда-то стоял древний эламский город Лиян.

Когда здесь впервые появились иранцы – неизвестно. Страна Парсумаш(Парсуаш) упоминается как крайняя из эламских земель уже в надписи ассирийского царя Шамаш-Адада V(823-810 года до н. э.) и в надписи Синнахериба под 691 годом до н. э. в связи с битвой при Халуле, а также в ряде ассирийских писем царского архива, относящихся к событиям 653-652 годов до н. э., возможно, и есть Персида.

Экономика Персии до восстания 553-550 годов до н. э.

В 9-7 вв. до н.э. основным занятием персов было скотоводство: разводили овец, коров, верблюдов и лошадей. В наиболее благоприятных районах процветало земледелие: почва обрабатывалась с помощью сохи, а на возделанных полях выращивались ячмень и пшеница. Для изготовления орудий труда и оружия персы широко использовали железо, медь и бронзу, золото и серебро употребляли для украшений.

В стороне от нескольких главных дорог по длинным и узким горным долинам были разбросаны поселения тысяч сельскохозяйственных общин. Они вели натуральное хозяйство, в силу изолированности от соседей многие из них оставались в стороне от войн и нашествий и в течение многих веков выполняли важную миссию по сохранению преемственности культуры, столь характерной для древней истории Персии.3

Социальные отношения. Внутренняя политика и административное устройство

Можно предположить, что основы ахеменидского законодательства связаны с родовыми или племенными правовыми установлениями, существовавшими еще в период арийской общности.

В древнем Иране, несомненно, сохранились пережитки широко распространенных у индоевропейцев представлений об испытании огнем или клятвой; существовали также и религиозные обряды инициации. В Иране, очевидно, клялись Ахура Маздой, подобно тому, как клянутся богами повсюду. Мы знаем уже о функции Митры как божества-охранителя договора у арийцев. Соблюдению договора, его святости отведено много места в персидском законодательстве на протяжении всей его истории.

Мы рассматривали до сих пор главным образом деятельность верховной администрации, унаследовавшей многое от предшественников державы Ахеменидов. (Больше нововведений можно отметить в структуре управления отдельными областями: Провинции и вассальные царства существовали уже в Ассирии и в Мидии, но при Ахеменидах система сатрапий получила дальнейшее развитие. Новые сатрапии учитывали политические и этнические границы прежних владений. Титул «царь царей» приобрел широкую известность благодаря Ирану; ассирийцы его не знали, но в Урарту он уже употреблялся.) Среди сатрапов мы находим ахеменидских принцев и местных владетелей. Аппарат управления сатрапии во многом копировал центральную администрацию. Сатрапии делились на более мелкие административные единицы, во главе их стояли персы или представители местной знати. В целом, сведений о провинциальном административном аппарате очень немного; структура его, очевидно, различалась по отдельным сатрапиям.

Работы, проводившиеся в провинциях и требовавшие привлечения большого числа людей, оплачивались, вероятно, за счет местных налогов, а не из центральной казны, тогда как. золото и серебро должны были наполнять царские сундуки, Сюда же стекались и доходы от поместий, принадлежащих самому царю, от рудников и ирригационных сооружений, которые также.доставляли огромные суммы. Значительная часть золота расходовалась на войны или шла на подарки, раздаваемые царем. Из греческих источников известно, сколько денег тратилось Персидским царем и сатрапами на подкуп греков.

Чеканка монет существовала до Ахеменидов; принято считать, что первыми начали выпуск монет в государственном масштабе лидийцы. Большая часть золота и серебра расплавлялась и хранилась в слитках определенного веса, так что количество монет было довольно ограниченно, и пользовались ими, как уже отмечалось, для выплаты жалования греческим наемникам и торговли с греками и средиземноморскими городами. Золото было редкостью, оно копилось в царской сокровищнице. Монеты, находившиеся в обращении, обычно ценились по весу, подобно слиткам. Только царь царей имел право чеканить золотую монету. Сатрапы чеканили медные и серебряные монеты, но последние могли выпускаться и полководцами - эти монеты предназначались прежде всего для военных нужд.

Внешняя политика

В середине VII вв. до н.э. вождем пасаргадов стал Ахемен, который приказал называть себя царем. Он стремился объединить все персидские племена под своей властью. Мидийское царство, располагавшееся севернее, помешало ему в этом. Царь Мидии Фраорт пошел войной на персов. У него была многочисленная, хорошо вооруженная и дисциплинированная армия, поэтому он быстро подчинил разрозненные персидские племена и наложил на них дань.

Пасаргады и их вождь Ахемен оказывали самое сильное и организованное сопротивление, но мидийская армия в результате нескольких побед подчинила и их.

В конце VII века до н.э. в Мидию вторглись скифы. Мидийский царь Киаксар почти 30 лет вел с ними борьбу. Персы в первые в этот период решили освободится от мидийского гнета. Несколько персидских племен объединились под началом Теиспа, сына Ахемена. Но Киаксар, когда справился со скифами, разбил восставших персов.

После смерти Теиспа персидскими племенами управлял его младший брат Кир, потом его племянник Камбиз.4 У Геродота, Ксенофонта и Ктесия мы находим подробные сведения о жизни Кира II и о его связях с мидийским двором. К сожалению, большая часть этих сведений носит легендарный характер. Много исследований посвящено так называемой легенде о Кире; здесь нет возможности обсуждать ее подробно.

Содержание легенды, как она изложена у Геродота (I, 107- 130), упоминающего о существовании и трех других, менее достоверных версий истории Кира (I, 95 и 214), сводится в основном к следующему. Астиагу приснился зловещий сон, и он отдал свою дочь в жены персу Камбизу, так как боялся выдать ее за знатного мидянина, который мог попытаться завладеть троном. От этого брака родился Кир, но новый сон возвестил Астиагу, что Кир может свергнуть его, и потому он приказал убить" младенца. Астиаг поручил это сделать своему главному советнику, но Гарпаг отдал мальчика пастуху, жена которого только что родила мертвого ребенка. Пастух и его жена вместо Кира выдали труп ребенка, так что у Гарпага не было оснований для беспокойства. Жену пастуха звали Спако, что, как сообщает Геродот, означало по-мидййски «собака», ибо греч. гуоп соответствует в индийском зра&а (I, 110). Эта легенда перекликается с широко известным мифом о Ромуле и Реме, ребенке, вскормленном волчицей или собакой (ср. Геродот, I, 122). Когда Киру исполнилось десять лет, Астиаг «опознал» его, но маги на сей раз иначе истолковали сны, так что Астиаг перестал бояться Кира и даже отправил мальчика к настоящим его родителям в Перейду. Достигнув зрелости, Кир поднял восстание. Против него была послана индийская армия во главе с Гарпагом, но часть войска и сам Гарпаг перешли на сторону Кира, а остальные бежали. Спустя некоторое время Астиаг был разбит в сражении и взят в плен. В рассказе приводятся еще многие подробности, излагаются, в частности, причины измены Гарпага. Некоторые куски этого рассказа, иногда с вариациями, повторяются, и у других, более поздних, античных авторов.

В конце концов Кир наносит поражение мидянам и захватывает Экбатану. Чем можно объяснить столь сильные различия между версиями Ктесия и Геродота? Проще всего считать, что Ктесий намеренно отрицал царское происхождение Кира. Примечательно, что Ксенофонт в своей «Киропедии» решительно утверждает, что Кир Старший был сыном Камбиза, царя персов, и Майданы, дочери Астиага. Нет, видимо, оснований сомневаться в том, что Кир действительно происходил из царского рода Ахеменидов и что он поднял восстание и с помощью самих мидян нанес поражение индийскому царю. В источниках имеются свидетельства, указывающие на жестокость Астиага и его непопулярность среди своих подданных.

Культура

Кир II построил город на месте Пасаргад и руины древнего города должны быть отнесены ко времени основателя Ахеменидской державы. Развалины Пасаргад находятся в 43 км по прямой (самолетом) к северу от Персеполя; если добираться по дороге, то это расстояние удваивается. Город лежит на высоте около 1800 м над уровнем моря (та же отметка у Хамадана), так что в качестве зимней резиденции он был малоудобен. Эти надписи кратки и фрагментарны, но вызывают большой интерес. В одной из них, сохранившейся в трех версиях - древнеперсидской, эламской и аккадской и составленной в обычной для царских надписей форме, говорится: «Я - Кир, царь, Ахеменид». Эта надпись повторяется, по меньшей мере, пять раз на пяти колоннах дворца в Пасаргадах. Она является в настоящее время основным аргументом для тех исследователей, которые считают, что древнеперсидское слоговое письмо употреблялось еще до Дария. Однако наличие сходных формул с именем Дария в надписях па гирях, относящихся, несомненно, ко времени после Дария, ослабляет убедительность этого аргумента. Весьма стандартный тип ахеменидских кратких надписей указывает на то, что древнеперсидская клинопись имела весьма ограниченное применение, она употреблялась главным образом при Дарии и, возможно, была изобретена в его правление. Доказано, что другая надпись с именем Кира из Пасаргад была высечена при Дарии - об этом свидетельствуют обнаруженные недавно новые фрагменты надписи, а также явно более поздняя дата сооружения здания, в котором была найдена надпись. Отсюда следует, что многие постройки в Пасаргадах были возведены уже при Дарии, а не при Кире.

В глубокой древности был широко распространен культ великой богини-матери, символа деторождения и плодородия. В Эламе ее называли Кирисиша, и на протяжении всего парфянского периода ее изображения отливались на луристанских бронзовых изделиях и выполнялись в виде статуэток из терракоты, кости, слоновой кости и металлов.

Жители Иранского нагорья поклонялись и многим божествам Месопотамии. После того как первая волна ариев прошла через Иран, здесь появились такие индоиранские божества, как Митра, Варуна, Индра и Насатья. Во всех верованиях непременно присутствовала пара божеств - богиня, олицетворявшая Солнце и Землю, и ее супруг, олицетворявший Луну и природные стихии. Местные боги носили имена племен и народов, которые им поклонялись. В Эламе были свои божества, в первую очередь богиня Шала и ее супруг Иншушинак. Ахеменидский период ознаменовался решительным поворотом от политеизма к более универсальной системе, отражающей вечную борьбу между добром и злом. Самая ранняя из надписей этого периода - металлическая дощечка, изготовленная до 590 до н.э., - содержит имя бога Агурамазды (Ахурамазды). Косвенным образом надпись может являться отражением реформы маздаизма (культа Агурамазды), осуществленной пророком Заратуштрой, или Зороастром, о чем повествуется в Гатах, древних священных гимнах.

Личность Заратуштры продолжает окутывать тайна. По-видимому, он родился ок. 660 до н.э., но, возможно, значительно раньше, а может быть, и много позже. Бог Агурамазда олицетворял доброе начало, истину и свет, по-видимому, в противовес Ариману (Ангра-Манью), олицетворению злого начала, хотя само понятие Ангра-Манью могло появиться и позднее. Личность Заратуштры продолжает окутывать тайна. По-видимому, он родился ок. 660 до н.э., но, возможно, значительно раньше, а может быть, и много позже. Бог Агурамазда олицетворял доброе начало, истину и свет, по-видимому, в противовес Ариману (Ангра-Манью), олицетворению злого начала, хотя само понятие Ангра-Манью могло появиться и позднее. В надписях Дария упоминается Агурамазда, а рельеф на его могиле изображает поклонение этому божеству у жертвенного огня. Летописи дают основание полагать, что Дарий и Ксеркс верили в бессмертие. Поклонение священному огню происходило как внутри храмов, так и на открытых местах. Маги, первоначально члены одного из мидийских кланов, превратились в наследственных жрецов. Они надзирали за храмами, заботились об укреплении веры, исполняя определенные ритуалы. Почиталась этическая доктрина, основанная на добрых помыслах, добрых словах и добрых делах. На протяжении всего Ахеменидского периода правители весьма терпимо относились к местным божествам.

Помимо колоссального количества предметов из керамики исключительно важное значение для изучения Древнего Ирана имеют изделия, выполненные из таких долговечных материалов, как бронза, серебро и золото. Огромное число т.н. луристанских бронз было обнаружено в Луристане, в горах Загроса, во время нелегальных раскопок могил полукочевых племен. Эти не имеющие аналогов образцы включали оружие, конскую сбрую, украшения, а также предметы с изображениями сцен из религиозной жизни или обрядового назначения. До сих пор ученые не пришли к единому мнению относительно того, кем и когда они были изготовлены. В частности, было выдвинуто предположение, что они создавались с 15 в. до н.э. по 7 в. до н.э., вероятнее всего - касситами или скифо-киммерийскими племенами. Бронзовые изделия продолжают находить в провинции Азербайджан на северо-западе Ирана. По стилю они существенно отличаются от луристанских бронз, хотя, по-видимому, и те и другие относятся к одному и тому же периоду. Бронзовые изделия из Северо-Западного Ирана сходны с новейшими находками, сделанными в том же регионе; например, похожи друг на друга находки случайно обнаруженного клада в Зивие и замечательный золотой кубок, найденный во время раскопок в Хасанлу-Тепе. Эти предметы относятся к 9-7 вв. до н.э., в их стилизованном орнаменте и изображении божеств просматривается ассирийское и скифское влияние.

Древнейшая письменность Ирана представлена пока еще не расшифрованными надписями на протоэламском языке, на котором говорили в Сузах ок. 3000 до н.э. Гораздо более развитые письменные языки Месопотамии быстро распространились в Иране, и в Сузах и на Иранском нагорье много веков население пользовалось аккадским языком

Пришедшие на Иранское нагорье арии принесли с собой индоевропейские языки, отличные от семитских языков Месопотамии. В Ахеменидский период царские надписи, высеченные на скалах, представляли собой параллельные колонки на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках.

Архитектурных памятников доахеменидского периода не сохранилось, хотя на рельефах в дворцах Ассирии изображены города на Иранском нагорье. Весьма вероятно, что еще долгое время и при Ахеменидах население нагорья вело полукочевой образ жизни и для региона были типичны деревянные постройки.



Сейчас основное внимание уделяется новым технологиям в обучении. Но возможности старых, “ традиционных “ далеко не исчерпаны ни в решении задач воспитания, ни в решении задач обучения. Хочу показать это на примере комбинированного урока в 5 классе.

“ Междуречье (Персия.) Местоположение.
Основные занятия жителей.
Правители и подданные.
Культурное наследие.”

На уроке используется карта “ Древний Восток. Египет и Междуречье, “ таблицы “ Вавилон “ и “ Персидский воин, “ аппликации, рисунки.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с тремя великими царствами VII-VI вв. до н.э.: Вавилонское, Лидийское и Мидийское царства;
  • с причинами образования и падения Персидской державы, ее управлением, жизнью и культурой;
  • способствовать воспитанию интереса к Древней истории.

ХОД УРОКА

I. Повторение пройденного.

1. Работа на доске с кроссвордом:

1 – один из ассирийских царей (Ашшурбанапал);
2 – город – “ Логовище Львов “ (Ниневия);
3 – большое сильное государство (держава);
4 – письменность жителей Двуречья (клинопись);
5 – город в центре Двуречья, на реке Евфрат (Вавилон);
6 – страна, расположенная в верхнем течении реки Тигр (Ассирия).

Если задание выполнено верно, то в выделенных клетках мы получим название страны, расположенной недалеко от Персидского залива (Персия).

II. Ответы у доски.

1) Рассказать о начале “ железного века. “ Почему он так называется?
2) Рассказать о царском дворце в Ниневии.

III. Работа с классом.

Соотнесите города и их характеристики:

1. Мемфис

а) Город, который называли “ Логовищем львов “ и “ Городом крови “ (3).

2. Вавилон

б) Город, основанный финикийцами в сев.африке (6).

3. Ниневея

в) Первая столица египетского государства (10).

г) Один из крупнейших финикийских городов (5).

5. Тир

д) Город, где правил царь Хаммурапи (2).

6. Карфаген

е) Один из крупнейших городов Двуречья.

IV. Обобщение и переход к новой теме.

Т.обр., мы вспомнили, что представляла из себя Ассирийская держава – огромное Государство, созданное путём завоеваний; а сегодня мы познакомимся с ещё одной крупнейшей державой древности, название которой мы нашли в кроссворде – Персия.

Тема нашего урока:

“ Междуречье (Персия). Место положения. Основные занятия жителей. Правители и подданные. Культурное наследие.”

Домашнее задание: п.19 по учебнику Вигасин. Годер. Свенцицкая. "История древнего мира."

V. Изучение нового учебного материала.

На уроке мы рассмотрим следующие вопросы (Записаны на доске ):

  1. Три великих царства в Западной Азии.
  2. Завоевания персов.
  3. Персидская держава при Дарии I; - и попробуем выяснить:

“ Почему персам удалось покорить все крупные государства Западной Азии и Египет? Что помогало персам побеждать?”

  1. Вспомните, как и когда погибла Ассирийская держава? (612 г. до н.э.- Вавилония в союзе с кочевниками – мидийцами захватила Ниневию).

С этого момента и начинается новое возвышение Вавилона, который покоряет все Двуречье.

(Показываем на карте и отмечаем значком на меловой картосхеме на доске г. Вавилон )

Сообщение учащегося, работа с таблицей “ Вавилон”:

“Вавилон стал самым большим и знаменитым городом Азии. Сюда съезжались купцы со всех концов света.

Город так велик и прекрасен, как ни один из городов мира. Он застроен трех и четырех этажными домами, его пересекали широкие прямые улицы. Река Евфрат делила Вавилон на Старый и Новый город, Вавилон был окружен двойным кольцом крепостных стен. Они поражали своей толщиной, огромным количеством зубчатых башен. Стены и башни выложены из высушенного на солнце кирпича и снаружи обложены обожженным кирпичом. В стенах было 8 ворот, названных именами вавилонских богов. Возле ворот Иштар находился царский дворец, отделенный от остального города крепостной стеной. За ней – “ висячие сады”. Царь Навуходоносор II приказал их построить для своей жены, лидийской царевны. В жаркой и безлесой Вавилонии она тосковала по горам и лесам своей Родины. “Висячие сады” - одно из “семи чудес света” - поднимаются ярусами – террасами с аллеями тропических растений и водоемами.

Террасы опираются на мощные кирпичные своды. Широкие лестницы соединяют террасы друг с другом. На верхней – тенистая беседка среди пальм. Тысячи рабов строили сады – возводили своды, втаскивали на них тяжелые плиты, покрывали их слоем камыша, заливали асфальтом, сверху в два ряда укладывали кирпичи на растворе гипса. Свинцовыми пластинами прикрывали кирпичи, чтобы через них не протекала вода. На террасы внесли толстый слой плодородной земли, достаточной, чтобы могли расти даже крупные деревья. Для поливки садов рабы день и ночь качали воду из Евфрата, вращая громадное колесо, черпавшее воду кожаными ведрами. Левее садов – главная широкая улица города. Вдали- Зиккурат – 7-этажная башня при храме, с которой наблюдали за небом. Если от Вавилонии двигаться на запад, то в западной части полуострова Малая Азия, между Черным, Эгейским и Средиземным морями, попадем в Лидийское царство (делаем запись на меловой картосхеме ), о сокровищах царей которых ходили легенды. Именно здесь, в VII в. До нашей эры начали чеканить первую в мире монету из сплава золота с серебром.

А к востоку от Лидии находилась Мидия (запись на меловой картосхеме ). Здесь тянулась обширное и высокое Иранское нагорье, большую часть которого занимали степи и пустыни. И большие, протекавшие там реки, летом обычно пересыхали. В западных долинах, где с гор текли ручьи, дававшие влагу для орошения земли, было возможно земледелие; в восточной части нагорья преобладала степь: основное занятие здесь – скотоводство.

На территории Мидии проживали многочисленные иранские племена, главную роль среди которых играли персы, населявшие земли неподалеку от Персидского залива (запись на меловой картосхеме ).

Предводителем персов был Кир. Примерно в 550 г. до н.э. ему удалось поднять восстание против мидийского царя и стать владыкой обширного государства. Древнегреческий историк Геродот так рассказывает о том, как Кир убедил персов воевать с мидийцами.

Инсценирование учащихся:

Я – Кир, из рода Ахеменидов, предводитель персов, повелеваю собрать всех персов и иметь каждому по серпу. (Выходят персы с серпами ).

О, персы, мой избранный народ, приказываю вам каждому за день расчистить серпом от колючего кустарника этот большой участок земли. (Персы “очищают” землю )

О, чем мы разгневали всемогущего бога и царя царей? Наши руки в ранах от колючек, наши спины ноют от усталости, мы еле можем разогнуть.
(Уходят )

Я – Кир, из рода Ахеменидов, предводитель персов, вновь повелеваю собрать к себе всех персов. Я приготовил для них пир с вином и вкусными угощениями. (Персы “пируют” )

О, всемогущие боги, о, Кир, наш предводитель! До чего сладко твое вино, как вкусно твое угощенье! Как приятно твое веселье!

Я- Кир, из рода Ахеминидов, спрашиваю вас, о персы, какой день вам больше понравился – вчерашний или сегодняшний?

О, добрейший из людей, могущественный из царей! Конечно, вкусная еда и веселье приятнее изнурительного труда и забот.

О, персы! Я- Кир, из рода Ахеминидов, объявляю вам: если вы последуете за мной, вас ждет свобода, у вас будут пиршества, подобные сегодняшнему. Если же вы не захотите сражаться за свободу, будете обречены на бесконечный тяжелый труд, как вчера.

О, мудрейший из людей, могущественный из царей, веди нас. Мы поднимемся под твоим предводительством против ненавистного мидийского царя. (Уходят )

Кир много внимания уделял армии: он ввел конницу, атакам которой в ту эпоху не могла противостоять ни одна армия. (Показываем рисунок персидского воина ). Захватив Мидию, Кир с многочисленным войском конных лучников двинулся дальше на запад. Вскоре он завоевал Лидию, вторгся в Вавилонию и осадил город Вавилон (показываем все на карте ). Но жители города приготовились к осаде, а штурмовать крепости персы не умели. Тогда Кир пошел на хитрость: он приказал своим воинам выкопать канал, чтобы отвести реку Евфрат в другое русло. Река сразу же обмелела и по ее руслу в 538 году до н.э. (выставляем карточки с датой “538 год до н.э.” и событием “ Взятие Вавилона персами” ) (Приложение 2) персы проникли в город. Вся Вавилония подчинилась Киру. Теперь его держава растилалась от границ Индии на востоке до греческих городов на западе, а сам Кир стал величаться Кир Великий. В 525 году до н.э. (карточки с датой “ 525 год до н.э.” и событием “ Захват Египта персами ) (Приложение 3) его сын Камбиз захватил Египет.

ВОПРОСЫ К КЛАССУ: “Как вы думаете, почему? Что такое держава? Почему персам удалось покорить так много стран? Что помогало персам побеждать?”

Но покоренными странами надо было и управлять, что очень хорошо делал самый могущественный правитель Персии Дарий I. Какой была Персидская держава при Дарии, мы можем узнать из текста документов (тексты с документами и заданиями находятся на столах учащихся – приложение 4 ) и учебника.

ЗАДАНИЕ учащиеся получают по группам (рядам):

1 группа: Документ и задание № 1 (приложение 4).
2 группа: Документ и задание № 3 (приложение 4).
3 группа: Работают с текстом учебника, с.89-90 – ищут ответы на вопросы задания № 4 (приложение 4).

Через 5-6 минут самостоятельной работы учащихся проверяем:

    1. Каковы были заботы жителей Персидской державы?
    2. Как были устроены пути сообщения? Почему?
    3. Как управлялась держава? Каким было положение областей?

Давайте подведем итоги: О чем мы узнали на сегодняшнем уроке?

VI. Выводы:

Таким образом, мы видим, что в Передней Азии в VII-VI вв. до н.э. существовало 3 крупнейших государства: Вавилонское царство, Лидийское царство и Мидия, среди которых возвышается Вавилония, а затем – одно из Мидийских племен – персы, в результате завоеваний образовавшие огромную Персидскую державу; наивысшего расцвета она достигала при Дарии I, который усовершенствовал управление, укрепил дороги, построил роскошные дворцы и создал огромную армию.

1. Природные условия и обитатели Иранского плоскогорья. Иранское плоскогорье и обширные территории Центральной Азии находятся к востоку от Месопотамии, составляя регион Среднего Востока. Сюда в середине первого тысячелетия до н. э., после гибели или ослабления некогда могущественных держав Ближнего Востока, переместились центры культурно-исторического развития народов Древнего Востока.

Иранское плоскогорье, где располагались древнейшие, первоначальные территории Мидийской и Персидской «мировых» держав, простиралось от Каспийского моря на севере до Персидского залива на юге. Со всех сторон оно было замкнуто и защищено горными хребтами. На юге и юго-западе Иранское плато окаймлено Южноиранской горной дугой, на северо-западе – горами Загроса; на востоке горы Брагуй и Соломоновы горы отделяют Иранское плоскогорье от полуострова Индостан, горные хребты Копетдáга и Гиндукуша служат границей между Ираном и находящейся к северу от него Средней Азией. Нетрудно представить, что коренное население Иранского плоскогорья: племена кутиев, касситов, луллубеев и другие – жило словно в гигантском каменном мешке, который изолировал их от развитых цивилизаций речных долин. Более благоприятным по сравнению с остальными было местоположение племён, проживавших в западной части Иранского плоскогорья, граничащего с Вавилонией и Ассирией. Являясь объектами экспансионистских намерений со стороны правителей Вавилонии и Ассирии, они нередко оказывались в плену, что давало им возможность знакомиться с богатой культурой завоевателей. Именно в западной (Мидия) и юго-западной частях (Элам и Персида) Иранского плоскогорья, раньше вступивших в контакт с высокоразвитыми цивилизациями Месопотамии, быстрее, чем в других областях Ирана, начала формироваться собственная государственность, были созданы новые на Востоке цивилизационные центры.

Две трети территории Иранского плоскогорья были заняты полупустынями и степями, где выпадало мало осадков. Знойным и жарким летом пересыхали небольшие горные речки и озёра. Продолжительные и очень суровые зимы оказывали неблагоприятное воздействие на существование садовых культур и не позволяли круглогодично содержать скот на подножном корме. Эти природные условия, вызванные резко-континентальным климатом, предопределили главное занятие местного населения – скотоводство, которое ещё не полностью утратило свой кочевой характер. Земледелие было возможно в ограниченном масштабе, в долинах рек и оазисах. Для орошения полей использовались резервуары, накапливавшие подпочвенные воды, а также воду, образовывавшуюся при таянии снегов.

Территория Иранского плоскогорья была исключительно богата полезными ископаемыми: рудами разнообразных металлов, строительным камнем, самоцветами, что предопределило высокий уровень развития ремесла. Здесь виртуозно изготавливали металлические чаши, высеченные из камня вазы, кубки из слоновой кости; громкую славу приносили и ювелирные изделия. Мастерам особенно удавались реалистичные изображения домашних и диких животных.


Исконное население Ирана было очень пёстрым. На рубеже третьего–второго тысячелетий до н. э. области Иранского плоскогорья и пустынные районы Средней Азии начали заселять племена, относившиеся к индоиранской группе, выделившейся из индоевропейской языковой семьи. Прародиной индоевропейских языков обычно считаются либо восточные районы Центральной и Южной Европы (между Вислой и Дунаем), либо степные пространства к северу от Чёрного и Каспийского морей. Начало распада индоевропейской общности относят к четвёртому тысячелетию до н. э. С этого времени племена, говорившие на индоевропейских диалектах, распространились на юг – в Малую Азию (хетты, лувийцы), на юго-запад – на Балканский полуостров (греки, фракийцы), а также на восток – Иранское плоскогорье, в Среднюю Азию, Северную Индию (индоиранцы).

Индоиранские племена, относившиеся к южной ветви индоевропейцев, характеризовались большой близостью языков, общими явлениями в религии и культуре. В середине второго тысячелетия до н. э. индоиранская культурно-языковая общность разделилась на индоарийскую и иранскую ветви. Индоарийская группа проникла в Северную Индию и расселилась в долине Ганга, иранская – захватила Иранское плоскогорье и прилегающие к нему территории, дав им название Иран, производное от «Арьянам», что означает «страна ариев». Термин «арья», обладавший религиозно-социальным смыслом, был широко распространён среди индоиранцев. Им называли себя члены племён, занимавшие руководящее положение в племенных союзах. Поэтому индоиранские по языку племена в науке часто называются и арийскими. Таким образом, термин «арий», первоначально – социальный, в современном научном употреблении – лингвистический, не имеет никакого отношения к расовой принадлежности, указывающей на антропологические черты. Никакой арийской расы никогда не существовало, поэтому и понятие «арийская раса», возникшее около ста лет назад, не имеет права на существование.

В результате расселения ираноязычных племён в первой половине первого тысячелетия до н. э. произошёл процесс иранизации всего Среднего Востока. Иранцы, ассимилировавшись с местным населением (хурритами, касситами), к VIII в. до н. э. превратились в господствующий этнос, состоявший из двух основных племенных групп: мидийцев и персов. Мидийцы, расселившиеся в северо-западной части Иранского плоскогорья, постоянно испытывали на себе давление воинственных соседей: ассирийцев, эламитов, кочевников-киммерийцев и скифов, что и заставило их в VIII в. до н. э. консолидироваться в Мидийское царство. В VII в. до н. э. мидийцы, воспользовавшись благоприятной международной ситуацией (уничтожением Элама, ослаблением Ассирии), начали создавать свою «мировую» державу, в состав которой вскоре вошли громадные территории, простиравшиеся на западе от реки Галис в Малой Азии до оазисов Средней Азии на востоке, от Большого Кавказского хребта на севере до берегов Персидского залива – на юге. В составе Мидийской империи оказалась и область Персида, заселённая племенами персов.

2. Создание Персидской «мировой» державы. Освобождение персов из-под власти Мидии произошло при царе Кире II (559–530), принадлежавшем к знатному роду Ахеменидов (потомков родоначальника Ахемена), в середине VI в. до н. э. В 553 г. до н. э. он вступил в борьбу против мидийского царя Астиага, который приходился ему дедом по линии матери. Астиаг, несмотря на преклонный возраст, сам вёл своё войско в бой, однако предательство мидийской аристократии решило исход сражений. Столица Мидии Экбатáны была захвачена персидскими войсками, Кир II был провозглашён царём Мидии и правителем всех стран, которые составляли мидийские владения: Элама, Северной Месопотамии, Урáрту, Каппадóкии. Развивая свои успехи, в 547 г. до н. э. Кир присоединил к своей державе земли богатейшего государства в Малой Азии – Лидии и распространил своё влияние на греческие пóлисы (карликовые государства) Малой Азии. Последующие пять лет (545–540) он воевал в центральной части Иранского плато, добиваясь покорности Гиркáнии и Пáрфии и признания его законным наследником власти мидийских царей.

Когда владения Кира II стали простираться от Эгейского моря до границ Индии, он счёл возможным приступить к завоеванию Нововавилонского царства. Не имея опыта ведения осадной войны, он прекрасно понимал, что взятие Вавилона – первоклассной по тем временам крепости – представляет для него неразрешимую задачу, поэтому он стал готовиться к бескровной войне, спекулируя на ошибках, допущенных царём Набонидом во взаимоотношениях с месопотамской знатью, и с выгодой для себя используя изоляцию Междуречья от окружающего мира, вошедшего в состав его «мировой» державы. Он точно рассчитал, что торгово-ростовщические круги Месопотамии, неся колоссальные убытки от того, что все земли к западу и востоку от Междуречья стали принадлежать Киру и без его согласия не смогут использоваться для осуществления международных торговых сделок, быстрее всех других слоёв Нововавилонского царства склонятся к предательству. Кир сделал ставку и на влиятельное вавилонское жречество, недовольное религиозной политикой Набонида, обещая очистить храмы Мардука от иноземных идолов и продолжить политику дарений храмам. Кир не прочь был заигрывать и с богатой еврейской диаспорой, оказавшейся в «вавилонском плену», и с тысячами депортированных сирийцев и финикийцев, обещая им возвращение на родину сразу после того, как персидская армия войдёт в Вавилон.

Пущенные в ход дипломатические усилия имели успех. Неприступный Вавилон открыл свои ворота персам в 539 г. до н. э. Этому примеру последовали и другие крупные города Месопотамии, которые встречали Кира II не как завоевателя, а как освободителя от власти тирана Набонида.

Войдя в Вавилон, не обнажив меча, Кир выполнил все свои обещания. В «Манифесте» по случаю взятия Вавилона, сохранившемся до наших дней, Кир объявил себя покровителем вавилонской религии и культуры. Он гарантировал Вавилону неприкосновенность и возвестил стране мир. Кир принёс жертвы Мардуку, восстановил разрушенные храмы, сохранил большинство должностных лиц на их постах, оставил цены на прежнем уровне, разрешил насильственно угнанным вернуться на родину.

Кир придал своей власти характер личной унии с вавилонянами. Формально он сохранил Вавилонское царство, провозгласил себя царём Вавилонии, объявил Вавилон столичным городом и увеличил привилегии его жрецам и представителям деловых кругов, предпринял энергичные меры к восстановлению привычной экономической жизни страны. Персы демонстративно выражали уважение к местным святыням, традициям и религиозным ритуалам вавилонян. Все эти меры, заметно отличавшиеся от проводимой прежде политики ассирийских и вавилонских царей, ловко скрывали потерю независимости Вавилонии. Она превращалась в одну из сатрáпий Ахеменидской державы, лишалась независимости во внешней политике и должна была признать власть персидского наместника.

Умением решать сложные международные проблемы дипломатическими средствами, а также талантом располагать к себе противника Кир II облегчил завоевание стран, лежавших к западу от Месопотамии. Богатые города Восточного Средиземноморья: Сирии, Финикии и Палестины – поспешили изъявить покорность мудрому завоевателю и получили его высокое покровительство. Знать Восточного Средиземноморья видела в Кире правителя сильной державы, который мог на долгое время обеспечить мир, обезопасить торговые пути, создать условия для выгодного экономического и культурного сотрудничества народам всего Древнего Востока. Сам Кир тоже был заинтересован в мирном продвижении к побережью Средиземного моря, так как он, одержимый идеей захвата Египта, нуждался в финикийском флоте и удобном плацдарме для ведения военных действий.

Предполагая, что борьба за Египет может оказаться долгой, Кир решил обезопасить свои восточные владения, которые в его отсутствие подвергались набегам скифов и массагéтов. Прибыв в Среднюю Азию во главе хорошо подготовленного войска, Кир рассчитывал только на скорые победы. Однако в 530 г. до н. э. он трагически погиб.

Создатель Персидской «мировой» державы Ахеменидов – Кир II стал легендой персидского народа. Его имя всегда было окружено славой, почётом, уважением, поэтому, сохраняя память о своём доблестном и мудром правителе, персы называли его именем города, местности, реки. Каждый новый царь, проходя обряд коронации, равный второму рождению, одевался в одежды Кира, мечтая повторить его судьбу.

Кир II заложил интегративные основы существования Персидского «мира» – принципы существования огромной по размерам державы, созданной силой оружия и включавшей в единую военно-административную систему десятки покорённых народов. Он уважал культурные достижения завоёванных народов и стремился заимствовать их, отличался религиозной терпимостью, политической гибкостью. Преемники власти Кира II, прозванного Великим, должны были ради сохранения «мира» Ахеменидов, научиться у своего прославленного предшественника лояльности, политическому такту, почтительному отношению к религиозным и культурным ценностям, созданным иноземцами.

После гибели Кира II на престол вступил его старший сын Кáмбиз II (530–525), которому и досталось владычество над огромной державой. Продолжая экспансионистскую политику отца, он в 525 г. до н. э., разбив войска последнего саисского фараона в битве у крепости Пелусий, захватил Египет. Камбиз был провозглашён египетским фараоном, основателем XXVII (персидской) династии и как «потомок Ра, Гора, Осириса» старался подражать великодушной политике сохранения привилегий и должностей знати, приумножения богатств храмов, благодатные плоды от реализации которой пожинал Кир Великий.

Однако, узнав во время неудачного похода в Нубию о начавшихся в Египте волнениях против персидского владычества, он вынужден был прибегнуть к жестоким методам: наказаниям, преследованиям, репрессиям – ради сохранения персидского присутствия на берегах Нила.

После подавления восстания в Египте Камбизу срочно пришлось отправиться в Персиду, откуда пришло тревожное известие о том, что его младший брат Бардия осуществил государственный переворот и пришёл к власти. Камбиз поспешил разобраться в сложившейся ситуации, но по дороге погиб при странных обстоятельствах.

Последующие события истории Персидской державы отражены в знаменитой Бехистунской надписи. С её прочтения офицером английской армии Г. Рóулинсоном начался процесс дешифровки месопотамской клинописи. Высеченная на неприступной Бехистунской скале, над пропастью, на высоте 105 метров, надпись открывалась приказом сохранить её для потомков. Текст был выбит по приказу царя Дáрия I, оказавшегося на персидском престоле в сентябре 522 г. до н. э.

3. Приход к власти Дария I. В Бехистунской надписи сообщается о том, что ещё до начала египетского похода Камбиз отдал приказ убить своего младшего брата, Бардию. Приказ был незамедлительно исполнен, однако сохранить преступление в тайне не удалось, так как нашёлся невольный свидетель происшествия, мидийский маг (жрец) по имени Гаумата. Обладая невероятной внешней схожестью с убиенным Бардией, он решил воспользоваться ситуацией, поэтому в марте 522 г. до н. э. объявил себя царём. Чтобы удержаться на троне, Гаумата-Бардия начал склонять на свою сторону народы Персидской державы, и с этой целью он на три года отменил налоги, которые они прежде платили в персидскую казну, и военную повинность. Представители знатных персидских родов, и Дарий в том числе, не вынесли произвола самозванца, политика которого ущемляла их интересы, поэтому они организовали переворот, в ходе которого лже-Бардия был убит, и власть досталась Дарию I – законному представителю рода Ахеменидов, происходившему из его боковой ветви.

Иную версию прихода Дария I к власти высказал отечественный исследователь М. А. Дандамаев. Тщательное изучение Бехистунской надписи и всех сохранившихся до наших дней письменных свидетельств по истории Персидской державы позволило ему утверждать, что содержание надписи является первой в истории человечества политической фальсификацией, злонамеренным вымыслом, потребовавшимся Дарию I и его сторонникам для сокрытия следов кровавого преступления – убийства законного наследника престола, младшего сына Кира II, Бардии.

Для того чтобы разобраться в хитросплетениях изложенной ситуации, необходимо более тщательно рассмотреть своеобразие внутриполитического развития Персидской монархии.

Едва возникнув при Кире II, Персидское государство всего за два десятилетия – исторически ничтожно короткий срок, – ещё не освободившись от родо-племенных пережитков, превратилось в величайшую империю древности. В силу этого у персов не наблюдался закономерный период становления цивилизации, хорошо различимый в истории других народов, – период борьбы царя с потомственной знатью. При Кире II эта борьба была незаметна, так как царь и знать были объединены одной глобальной задачей – подчинение всего известного мира персам. Непрекращавшиеся военные действия требовали сплочённости, организованности политической элиты персов, объединённости вокруг личности царя. Войны имели блестящий для персов, победный характер, они приносили лишь добычу, обогащали царя и преданную ему верхушку общества. Никаких поводов для конфронтации, проявлений взаимного недовольства и недоверия у Кира II и его ближайшего окружения не было. Оттого-то о Кире и слыла молва как об «отце страны», мудром, справедливом, заботливом правителе.

Ситуация начала изменяться тогда, когда на персидский престол вступил Камбиз II. Хотя никаких прямых улик, свидетельствующих о возникновении противоречий между усиливавшейся царской властью и персидской аристократией, не сохранилось, анализ косвенных данных позволяет утверждать: при Камбизе привилегии родовой знати стали сокращаться. Не случайно поэтому Камбиза, в отличие от Кира, называли деспотом, жестоким, неуравновешенным властителем. Ему приписали преступления, которых он никогда не совершал: издевательства над беременной женой, серия святотатств в Египте, в том числе убийство священных быков Аписов.

Дальнейшее обострение противоречий в высших эшелонах власти наблюдалось в течение короткого – семимесячного – правления младшего сына Кира II Бардии. Стремясь к неограниченной власти, это он, а не самозванец Гаумата, попытался пресечь источники обогащения персидской знати. Отменив во всей империи налоги и повинности с подвластного населения, он заметно ограничил экономическую мощь, а следовательно, и политическое могущество персидской аристократии. Это ослабляло влияние знатных и богатых персидских родов на царскую власть и социально-политическую жизнь империи.

Кроме того, Бардия попытался низвергнуть могущество родовой знати при помощи поддержки новых религиозных идей. При нём особое предпочтение было оказано распространявшемуся зороастризму, видимо, потому, что обещаемое этой религией посмертное блаженство не зависело от знатности рода и нажитых богатств. Только праведные мысли, слова и поступки могли гарантировать сторонникам обожествлённого пророка Зороáстра сохранение бессмертия души.

Использование не только экономических рычагов, но и идеологических методов воздействия на знать превращало Бардию в последовательного борца с привилегиями аристократии, в могущественного и независимого монарха.

Представители семи знатных персидских родов, утрачивавших в ходе этих преобразований власть и влияние в империи, поспешили убрать непокорного властителя – и привели свои планы в исполнение. После семимесячного правления Бардия был убит. Новым персидским царём стал Дарий I, использовавший сфальсифицированную надпись на Бехистунской скале для того, чтобы навсегда истребить память о Бардии и тщательно утаить детали кровавой расправы над ним.

4. Организация управления Персидской империей. Начало правления Дария I (522–465) было ознаменовано мощным народно-освободительным движением, в котором приняли участие захваченные персами жители Египта, Вавилонии, Мидии, Элама, Средней Азии. На подавление волнений потребовалось около двух лет. В Бехистунской надписи сообщается о том, что Дарий I дал девятнадцать сражений, пленил девять царей – руководителей повстанцев, истребил более ста тысяч человек.

Для предотвращения новых восстаний, ослаблявших империю, укрепления государственного единства, преодоления центробежных процессов на территориях Ближнего и Среднего Востока, захваченных персами, Дарий I приступил к реформированию подвластного ему общества и государства.

Вся территория империи была разделена на административно-податные округа – сатрапии, границы которых, как правило, совпадали с границами присоединённых к Персиде государственных и племенных образований. Сначала империя состояла из двадцати сатрапий, но по мере расширения её владений появились ещё четыре новые сатрапии. Во главе сатрапии стоял назначаемый царём из персидской знати сатрап, или «хранитель царства», в обязанности которого входили сбор налогов, судопроизводство, обеспечение порядка и безопасности на вверенных территориях, контроль за деятельностью чиновников.

Военными силами сатрапий заведовали военачальники, независимые от сатрапов и подчинявшиеся непосредственно царю.

Сатрапы и военачальники, следившие за деятельностью друг друга, сами находились под бдительным контролем тайной полиции, представители которой назывались «око и уши царя». Верховный контроль за деятельностью чиновников возлагался на начальника личной гвардии царя.

Обширный штат придворной бюрократии, разделённой на многочисленные департаменты, канцелярии и службы, находился в четырёх столицах Персидской империи: Персéполе, Экбатанах, Вавилоне, Сузах. Официальная резиденция «царя царей», «царя стран» размещалась в древнем Мемфисе. Такое рассредоточение центрального аппарата приближало управление к регионам и позволяло эффективно контролировать общую ситуацию. Местная знать допускалась на низшие административные должности, занималась привлечением населения к трудовым повинностям, руководила жизнью городов, получивших самоуправление (автономию).

Для сохранения власти на завоёванных территориях, обеспечения безопасности границ и их расширения Дарий I провёл реформу военной системы.

Территория Персидской империи была поделена на пять военных округов во главе с назначаемыми царём из персидской знати начальниками. Начальникам округов подчинялись военачальники сатрапий. Командные должности во всех воинских подразделениях занимали персы. В каждую сатрапию посылали воинский отряд, костяк которого составляли персы, а вспомогательные подразделения комплектовались из населения покорённых областей, причём в гарнизон сатрапии не допускались уроженцы данной местности.

Ядром персидской армии был гвардейский корпус – десять тысяч «бессмертных». Первая тысяча «бессмертных» комплектовалась исключительно из высшей персидской знати и была личной охраной царя. Остальные полки «бессмертных» набирались из уроженцев Персиды и Элама.

В персидскую армию общей численностью 0,5–1 миллион человек призывалось население всех сатрапий. Служба в армии начиналась с двадцати лет и продолжалась тридцать пять лет. Воинам выплачивалось натуральное довольствие или выдавался земельный участок – «кормление». Его размеры определялись родом войск, в которых мужчина отбывал свою воинскую повинность.

Персидская армия делилась по родам войск (кавалерия, пехота, сапёрные части, разведка), существовала также градация и по видам оружия: копьеносцы, лучники, колесничие. Воинские подразделения строились на этнической основе, при этом персы сохранили самые популярные у этносов виды оружия и не изменили привычную воинам одежду. Крупные отряды численностью в тысячу человек делились на сотни и десятки.

Как и у ассирийцев, в персидской армии большое значение придавалось разнообразным формам поощрения воинов. За доблесть и верную службу солдат и командиров награждали орденами в виде золотых лавровых листьев, военными трофеями, дорогостоящим оружием, золотыми браслетами. Не менее почётным было и продвижение по службе – самыми престижными должностями считались: царский копьеносец, копьеносец знатного сановника.

Нововведениями в персидской армии были колесницы с косами и боевые слоны.

Кроме сухопутной армии персы располагали большим и хорошо оснащённым военным флотом.

Для содержания огромной армии и громоздкого аппарата управления требовались немалые средства, поэтому важным направлением реформирования империи явилась организация налоговой системы. Дарий I упорядочил сбор налогов и установил размер податей с учётом количества обрабатываемой земли и степени её плодородия. С каждой сатрапии собирались и натуральные, и денежные подати. Наибольшие тяготы налогов несли богатейшие сатрапии: Египет и Вавилония. Ремесленники и торговцы не освобождались от налоговых выплат: первые должны были отдавать определённый процент от выпускаемой продукции, вторые – от объёма оборота. Установленный размер податей оставался неизменным даже при чрезвычайных обстоятельствах, поэтому неурожаи или стихийные бедствия не отражались на состоянии персидской казны.

При сборе налогов была введена откупная система, впоследствии заимствованная римлянами. Суть её сводилась к тому, что знатные вельможи или торговые дома вносили в царскую казну установленный с той или иной сатрапии объём платежей, а затем, собирая налоги на месте, выколачивали из персидских подданных значительно большие суммы по сравнению с царской раскладкой. Это было очень выгодно для сборщиков налогов: они быстро обогащались, а безнаказанность за злоупотребления им была гарантирована подкупленными чиновниками.

При Дарии I происходит укрепление персидского «мира», так как захваченные территории были объединены не только силой оружия, но и продуманной социально-экономической политикой царя.

На всей территории империи была введена единая денежная система. Основу персидской денежной системы составлял золотой дáрик весом 8,4 г. Его чеканка была исключительной монополией царя. Благодаря малой доле примесей (всего три процента) дарик в течение нескольких веков занимал положение основной золотой монеты в торговом мире.

Дарик был очень дорогой денежной единицей, поэтому в качестве обычного средства обмена и платежа использовались серебряные монеты, приведённые в соответствие с царским сиклем (весом 5,6 г), который чеканился в царских мастерских.

Введение единой денежной системы способствовало активизации торговых сделок на территории Персидской державы, что укрепляло экономические связи между сатрапиями и способствовало втягиванию в денежное обращение народов с натуральным характером хозяйства.

Цели консолидации империи служило и дорожное строительство. При Дарии I была создана уникальная система магистральных дорог, связавших персидские столицы с крупными городами сатрапий. Хорошо построенные дороги соединяли Сарды в Малой Азии и Вавилон, Вавилон; Сузы и Персеполь; Вавилон и Экбатаны с Бáктрией и Индией. К услугам торговцев, перемещавшихся по этим маршрутам, были гостиницы, хранилища для товаров, средства передвижения. Безопасность торговых караванов обеспечивали расставленные через каждые двадцать километров военные посты.

Созданная система коммуникаций использовалась и службами связи, и – в случае необходимости – военачальниками сатрапий для подавления недовольства восставших народов.

Для выравнивания завоёванных областей по уровню экономического развития Дарий I перемещал квалифицированных ремесленников во вновь основанные города на восточных границах его державы. Важным средством укрепления империи было также введение в качестве государственного языка – арамейского языка. Законы, действовавшие в различных частях империи, были приведены к единообразию, но могли претерпевать изменения, отражая повороты в государственной политике.

При Дарии I Персидская держава достигла своего наивысшего могущества. В результате успешных военных действий её восточные границы после присоединения среднеазиатских государств: Бактрии, Согдиáны и Хорéзма – достигли северо-западной Индии. Западные рубежи империи, после того как в её составе оказались острова Эгейского моря, Фрáкия и Македóния на Балканском полуострове, приблизились к Эллáде. Для завоевания всего остального известного персам мира требовалось лишь покорить балканских греков. В начале V в. до н. э. Греция состояла из множества независимых, а нередко и враждующих друг с другом карликовых государств-полисов. Дарию казалось, что покорение Греции не представляет большой трудности. Однако он недооценил своего противника. Начавшиеся в 500 г. до н. э. Греко-персидские войны привели не только к разгрому персидской сухопутной армии и военного флота. Многолетние войны, продолжавшиеся пятьдесят лет, ослабили империю Ахеменидов, и вскоре после поражений от греков она стала терять одну сатрапию за другой. В конце IV в. до н. э. некогда могущественная держава была покорена армией Александра Македонского и вошла в его «мировую» империю.

5. Причины гибели империи Ахеменидов. Гибель империи Ахеменидов была предопределена. За внешне блестящим её фасадом скрывалось немало проблем, которые обострились в IV в. до н. э.

Огромное влияние на внутреннюю и внешнюю политику державы оказывали представители семи знатных родов, поддержка которых позволила Дарию I захватить власть в 522 г. до н. э. Они имели право беспрепятственного входа в царский дворец, с их мнением царь обязан был считаться, потому что они фактически были его соправителями. Царь мог брать себе в жёны девушек только из этих знатных родов, которые располагали гигантскими и практически бесконтрольными земельными владениями во всех персидских сатрапиях. Наличие столь сильной группировки знати заметно ограничивало могущество монарха, который ради сохранения трона вынужден был идти на бесконечные уступки и расширение её привилегий. Персидским царям не принадлежала высшая судебная власть, их личность никогда не обожествлялась. Поскольку полномочия аристократии укоренялись в родоплеменных пережитках, а они оставались в силе на протяжении всей истории существования Персидской державы, новые явления в социально-экономической жизни не имели благоприятной почвы для своего быстрого развития.

Исключительно влиятельной политической силой в Древней Персии был и царский гарем. Здесь плелись интриги, зрели нити заговоров, направленных на неугодных правителей. Так, сын Дария I Ксеркс, участник Греко-персидских войн, в 465 г. до н. э. стал жертвой гаремного заговора. Такая же участь ожидала Артаксéркса I и Артаксеркса II (V–IV вв. до н. э.).

В конце V – начале IV в. до н. э. сам царский род превратился в арену династических распрей. Известно, что Кир Младший после смерти своего отца, Дария II, вступил в борьбу со своим старшим братом, Артаксерксом II, игнорируя традиции престолонаследия: в Персии власть передавалась от отца старшему сыну. Бросая вызов устоям существования царского рода и желая выйти победителем в борьбе со старшим братом, Кир пригласил на помощь греков-наёмников, но погиб в борьбе за власть.

В IV в. до н. э. серьёзные изменения стали происходить и в сатрапиях. Ослабление царской власти нередко использовалось сатрапами в личных целях.

Их стремления к автономии, бесконтрольному правлению на вверенных областях оборачивались зарождением политического сепаратизма, возрождением центробежных явлений. Сатрапы стремились соединить в своих руках и административную и военную власть, что превращало их в независимых от центральной власти «царьков».

К концу правления Артаксеркса II (404–359) от Персидской империи отпали окраинные территории: Кипр, Хорезм, Бактрия, области в Малой Азии (Кáрия, Лидия, Киликия), индийские владения.

Грабительская откупная система также создавала отношения социальной напряжённости в сатрапиях. В V в. до н. э. волнениями были охвачены Вавилония и Египет, области Малой Азии, Сирия.

Таким образом, несвоевременное разрешение проблем существования Персидской державы привело к непоправимым для неё последствиям. Держава Ахеменидов исчезла так же быстро, как и её предшественница, великая Ассирийская империя, но просуществовала значительно дольше. По всей видимости, это надо объяснять тем, что в ходе многолетней реформаторской деятельности Дария I были найдены эффективные средства управления прежде рыхлым и непрочным государством. Опыт организации жизни на обширных территориях, завоёванных силой оружия, у персов перенимут римляне, которые создадут самую большую империю в Древнем мире.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх