Факторы становления личности кратко. Что влияет на формирование личности человека. Факторы становления личности

Власенко Марина

Личность и процесс ее формирования – это феномен, который редко истолковывается одинаково разными исследователями по данному направлению.

С одной точки зрения формирование и развитие личности обуславливается ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом мало влияет на данный процесс. С другой точки зрения личность формируется и развивается в ходе социального опыта, а внутренние черты и способности личности при этом играют небольшую роль.

Но, несмотря на различие взглядов, все психологические теории личности сходятся в одном: личность утверждается и процесс ее становления протекает всю жизнь.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биологических, социальных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. Социальное “измерение” личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует.

Так какие же факторы влияют на формирование личности?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Региональная учебно-научная конференция учащихся

«ИНИЦИАТИВА МОЛОДЫХ»

Факторы, влияющие на формирование личности

Выполнила:

Власенко Марина Олеговна,

Обучающаяся 11 класса

член ШНОУ «Мысль»

МКОУ СОШ с. Бобровка

Руководитель:

Волкова Татьяна Павловна,

учитель истории и обществознания

г. Саратов

2012г

Введение…………………………………………………………………

1. Факторы, влияющие на формирование личности…………………..

2. Социальные факторы, воздействующие на личность………………

2.1 Роль семьи в формировании личности………………………….

2.2 Влияние коллектива на формирование личности………………

Вывод…………………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………..

Приложение……………………………………………………………...

Введение

Предметом моего исследования является изучение факторов, которые влияют на развитие личности в юношеском возрасте. Важность этого вопроса я вижу в том, что именно на данном этапе, когда формируется мировоззрение, происходит нравственное самоопределение. Под влиянием мировоззрения происходит выбор дальнейшего пути, профессиональное самоопределение. Проблема смысла жизни очень значима для нас, подростков, и смысложизненные ориентации возникают не на пустом месте, а подготавливаются всем ходом предыдущего личностного развития. Можно сказать, что это период формирования личностного фундамента.

Личность и процесс ее формирования – это феномен, который редко истолковывается одинаково разными исследователями по данному направлению.

С одной точки зрения формирование и развитие личности обуславливается ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом мало влияет на данный процесс. С другой точки зрения личность формируется и развивается в ходе социального опыта, а внутренние черты и способности личности при этом играют небольшую роль.

Но, несмотря на различие взглядов, все психологические теории личности сходятся в одном: личность утверждается и процесс ее становления протекает всю жизнь.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биологических, социальных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. Социальное “измерение” личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует.

Так какие же факторы влияют на формирование личности?

1. Факторы, влияющие на формирование личности

Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

Слово “личность” употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим “личность новорожденного”. Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения. Личность не только существует, но и впервые рождается именно как “узелок”, завязывающийся в сети взаимных отношений факторов ее формирования.

Здесь я и подошла к главному вопросу своей работы. Так какие же факторы оказывают на нас влияние? А главное, кто является непосредственным участником этого воздействия?

Существует множество аспектов, изменяющих личность. Ученые уже много времени занимаются их изучением и приходят к выводу, что в формировании личности задействована вся окружающая среда, вплоть до климата и географического положения. Но наиболее значимыми факторами являются биологические и социальные. На них и сосредоточу основное внимание.

Под биологическими факторами понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию о свойствах организма.
Наследственная программа развития человека обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования.

Значительный интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельно с ти, что указывает, прежде всего на то, что в воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов. Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества, которые всегда конкретно исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития.

Рассматривая вопрос о генетическом наследовании, я занялась изучением работы Э.Эриксона, его теории о формировании личности. Меня заинтересовало это учение своим нетрадиционным подходом к трактовке генетики как нечто предопределенного, социально присущего каждому человеку.

Э.Эриксон подходил к рассмотрению вопроса о формировании личности с точки зрения эмпирического принципа, он подчеркивает, что существует генетическая предопределенность стадий развития.

Он выделял восемь жизненных психологических кризисов, которые неизбежно наступают у каждого человека.

1.Кризис доверия – недоверия (на первом году жизни).

2.Автономия и противоположность сомнениям и стыду (около 2-3 лет).

3.Проявление инициативности в противовес чувству вины (от 3 до 6 лет)

4.Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (7-12 лет).

5.Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (12-18 лет).

6.Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7.Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению» в себя (между 30 и 60 годами).

8. Поздняя зрелость. Осмысление всей жизни, мудрость в противовес смерти и отчаянию (от 65 лет).

Формирование личности Эриксон понимает как смену этапов, каждый из которых дает качественное преобразование личности.

И все же преобладающими факторами развития и формирования личности, с точки зрения Эриксона, являются социальные факторы .

Я рассматриваю более подробно влияние социальных факторов, одним из которых является влияние социального окружения.

Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации.

Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе . К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности человека, относятся: семья как основная ячейка общества, учебно-воспитательные заведения, охватывающие все звенья системы народного образования, внешкольные и культурно-просветительные учреждения, массовые средства распространения информации.

Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

2. Социальные факторы, воздействующие на личность

Вопросы моих анкет (см. приложение) были направлены на выявление взаимоотношений в семье , школе и коллективе, так как главное в воспитании и дальнейшем формировании личности маленького человека – достижение душевного единения, связи родителей с ребенком. Также известно, что ребенок, находясь во взаимодействии с той или иной средой, непременно подстраивается под нее и становится ее частью. При этом чем больше времени человек проводит во взаимодействии с этой средой, тем большее влияние она оказывает на него. Рассмотрим влияние этих сред на развитие и формирование личности.

2.1 Роль семьи в формировании личности

На формирование личности человека большое влияние имеет воспитательное воздействие. Огромная роль здесь отведена семейному воспитанию. Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. Именно неправильная воспитательная позиция родителей может нарушить процесс формирования личностных качеств ребенка. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей: матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры - не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько это может сделать семья. Например, известно, что по статистике в тех семьях, где курят взрослые, в 79-86% случаев начинают курить и дети.

Кроме того, собственная самооценка ребенка во многом зависит от благоприятной атмосферы, в которой он находится и, в первую очередь – в семье. Положительная самооценка способностей благоприятствует более гармоничному развитию задатков и создает прочную основу для нормальной социализации в будущем. Низкая самооценка служит тормозом в формировании личности и принижения в будущем своей роли в обществе. Чтобы этого не произошло, родители должны уделять достаточно внимания своему чаду, учить объективной оценке действительности и закладывать в ребенка общепринятые нормы. Так, по данным моего исследования, в семьях, где уделяется недостаточное внимание ребенку, в 25% случаев он не хочет быть похожим в будущем на своих родителей. Тем не менее для 80% мнение родителей более значимо и 95% гордятся своими мамой и папой.

Но часто в возрасте 14 – 16 лет многие страдают из-за более низкого, чем у других сверстников, общественного положения своих родителей или их невысокого материального достатка, невозможности дорого и со вкусом одеваться, чтобы чувствовать себя свободнее и увереннее. Закладываются предрассудки и комплексы. Принижение роли семьи может привести к большим потерям, в основном нравственного порядка, которые впоследствии могут обернуться крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни. Как говорит следующая цитата: «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы».

2.3 Влияние коллектива на формирование личности

Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности: социальные группы, социальные институты, социальные организации системы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него особое воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру .

Школа является вторым по значимости после семьи социальным

институтом, участвующим в формировании личности ребенка. В школе, кроме того, что приобретаются знания, так же формируется самостоятельность и адекватность самооценки. В этом процессе кроме самого ребенка участвуют так же сверстники, учителя и родители. Все это формирует определенные и не редко противоречивые требования к поведению ребенка, которые вызывают у него внутренний конфликт и попытки его компромиссного разрешения. Результаты моего опроса показали, что 50% ребят на вопрос: «Кто на тебя оказывает большее влияние?» затрудняются ответить.

Влияние коллектива на формирование личности я рассматриваю на примере взаимодействия в учебной группе (классе), потому как именно годы, проведенные в школе – это во многом определяющий период в жизни каждого человека. Идет интенсивное усвоение норм и правил общества, в котором находится человек. От того, насколько гармоничным будет этот период, зависит полнота получения необходимой для жизни взрослого человека информации, широта и глубина охвата проблем, с которыми придется сталкиваться в будущем, выработка правильных реакций на них; выявление и развитие природных задатков и способностей, выбор оптимального направления профессиональной деятельности. Для анализа и характеристики этого периода я задала ребятам вопрос: «С кем бы вам больше хотелось поехать отдохнуть?» , 80% опрошенных ответили, что у них отличный класс, много друзей и они не прочь поехать куда-нибудь с одноклассниками, но 20% ни за что бы так не поступили. Это свидетельствует о наличии конфликтной атмосферы в среде сверстников-подростков.

Вывод

В ходе теоретического анализа литературы и результатам анкетирования по теме данной работы я поняла, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она находится. Результаты опроса представлю в виде графиков. По характеру кривых видно, что на первом этапе (8 – 9 класс) в процессе формирования личности роль семьи и коллектива оказывается примерно одинаковой. К концу периода роль семьи в формировании личности снижается на фоне роста влияния коллектива. Я связываю это с началом периода определения областей своего преимущественного интереса, формируются основы мировоззрения, складываются свои взгляды на жизнь и на свое место в жизни.

Рис. 1.

Полагаю, что дальнейшее резкое увеличение влияния коллектива, наблюдаемое у старших школьников, связанно с возникающими первыми серьезными чувствами и отношениями впервые в жизни становятся наиболее значимыми такие этические ценности как взаимопомощь, любовь и дружба, забота о душевном и физическом комфорте, поиск гармонии в отношениях, стремление к взаимопониманию, поиску общности интересов.

Говоря о сравнении формирования личности мальчиков и девочек, хочу отметить, что в период развития соответствующий обучению в 8 – 9 классах протекает примерно одинаково. Период пребывания в старших классах школы, отмеченный резким увеличением влияния коллектива, наиболее характерен для девочек. Я не связываю данный процесс с особым влиянием социальной среды, на мой взгляд, это в большей степени связанно с физиологическими различиями.

Вышеизложенные факторы, оказывающие влияние на процесс формирования личности – только лишь часть огромной системы, воздействующей на личность. Для полной оценки всех факторов влияющих на становление личности необходимо много усилий и знаний в данной области. Мы, сегодняшние дети – это взрослые 21 века. Семья, школа общество должны помочь нам сформировать гражданскую позицию и первый опыт для активной гражданской деятельности в будущем.

Список использованной литературы

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1986.-381с.

2. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту – М.: Педагогика, 1983.-831.

3. Каменская У.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций: Издательство ФЕНИКС, 2008.-251с.

4. Лупоядова Л.Ю. Школа и родители. Издательство «Учитель» Волгоград, 2006.-207с.

5. Эриксон. Э. Идентичность. Юность и кризис – М.: Флинта,2006.-352с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета

«Друзья, как фактор формирования личности»

  1. Много ли у тебя друзей?

а) много б) мало в) друзей мало, но много хороших знакомых

  1. Дорожишь ли ты общением с ними?

а) дорожу б) не дорожу в) дорожу, но не со всеми

  1. Большое влияние оказывают на тебя друзья?

а) большое б) среднее в) небольшое

  1. Всегда ли тебе приятно проводить время в компании друзей?
  1. Ты можешь совершить правонарушение с друзьями «за компанию»?

а) могу б) не могу в) затрудняюсь ответить

а) всегда б) не всегда в) никогда

  1. Всегда ли можешь обратиться к друзьям за помощью?

а) всегда могу б) могу, но не всегда в) никогда

  1. Способен ли ты отказаться от личных убеждений, если они не совпадают с мнением друзей?

а) способен б) не способен в) способен от некоторых

Анкета

« Семья, как фактор формирования личности»

  1. Много ли времени ты проводишь с семьей?

А) много б) мало в) достаточно

  1. Достаточно ли внимания, на твой взгляд, уделяют тебе родители?

а) да б) нет в) затрудняюсь ответить

  1. Гордишься ли ты своими родителями?

а) горжусь б) горжусь только папой (мамой) в) нет, не горжусь

  1. Обладают ли родители в твоих глазах авторитетом?

А) обладают б) не обладают в) обладает только папа (мама)

  1. Хочешь ли ты в будущем быть похожим на своего отца или мать?

а) хочу б) не хочу в) затрудняюсь ответить

  1. Всегда ли ты можешь обратиться за помощью к родителям?

а) всегда могу б) могу, но не всегда в) не могу

  1. Часто ли ты пренебрегаешь мнением родителей?

а) часто б) не часто в) никогда

ОПРОС.

  1. Как ты проводишь свободное время?

а) дома с родителями б) в школе на секциях и кружках в) на улице с друзьями

  1. Что (кто) на тебя оказывает большее влияние?

а) родители б) школа (педагоги) в) друзья

  1. Если у тебя проблема, к кому ты обратишься за помощью в первую очередь?

а) к родителям б) к друзьям в) к учителю

  1. Кто обладает в твоих глазах большим авторитетом?

а) родители б) педагоги в) друзья

  1. С кем ты поделишься своей тайной?

а) с родителями б) с друзьями в) с учителем

  1. С кем тебе больше хотелось бы поехать отдохнуть?

а) с родителями б) с классом и кл. рук. в) с друзьями

  1. Чье мнение для тебя более ценно и значимо?

а) родителей б) педагогов в) друзей

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С.И. Ожегов).

К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание – это социсиьные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор.

Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека.

Одни из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобс и др.). Представители этого направления возводят наследственные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Они ошибочно переносят достижения биологической науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о приоритете врожденных способностей.

Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций и др.) Они отрицают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения – "чистая доска, на которой можно все написать", т.е. развитие зависит от воспитания и среды.

Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния биологических и социальных факторов.

К. Д. Ушинский утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование личностных качеств. Человек – не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения, улучшения внешних факторов. Изменяя их, человек изменяет и самого себя.

Рассмотрим более подробно сущностную сторону влияния ведущих факторов на развитие и формирование личности.

Некоторые авторы, как отмечено выше, определяющую роль отводят биологическому фактору – наследственности. Наследственность – свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого "ген" означает "рождающий"), Наукой доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

Что же человек наследует?

По наследству от родителей к детям передаются:

  • анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;
  • физические данные: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;
  • физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;
  • особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности;
  • аномалии в развитии организма: дальтонизм (частичная цветовая слепота), "заячья губа", "волчья пасть";
  • предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилии (болезни крови), сахарному диабету, шизофрении, эндокринным расстройствам (карликовости и др.).

Необходимо отличать врожденные особенности человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием неблагоприятных жизненных условий. Например, осложнений после болезни, физических травм или недосмотра при развитии ребенка, нарушения режима питания, труда, закаливания организма и т.д. Отклонение или изменение психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений. Приобретенные изменения не наследуются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его внутриутробным развитием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.

Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли интеллектуальные, специальные и моральные качества? А также, что передается детям: готовые способности к определенному виду деятельности или только задатки?

Установлено, что наследуются только задатки. Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.

Различают задатки двух видов:

  • а) общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов);
  • б) индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей – талант, гениальность.

Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов – физиологов, психологов, педагогов – рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе жизнедеятельности и в результате воспитания. Передаются не способности, а только задатки.

Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних факторов и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии соответствующих задатков. И наоборот, ранние достижения могут свидетельствовать не об особых способностях, а, скорее, об адекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности.

Одни ученые считают, что все люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Эти ученые не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем они признают, что наследственность может неблагоприятно влиять на развитие интеллектуальных способностей. Отрицательную предрасположенность создают клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые психические заболевания.

Другая группа ученых считает доказанным фактом наличие интеллектуального неравенства людей. Его причиной признают биологическую наследственность. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными.

Понимание процесса передачи интеллектуальных задатков является очень важным, так как предопределяет практиче-ские цуги воспитания и обучения людей. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков.

Важным является вопрос о наследовании специальных задатков и моральных качеств. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. К специальным относятся музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и другие наклонности. Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких результатов, продвигаются более быстрыми темпами в соответствующей области деятельности. Это может проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия.

Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей было в роду Ч. Дарвина.

Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных качеств и психики. Долгое время господствовало утверждение, что психические качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нравственные основы формируются только прижизненно.

Считалось, что человек рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, зависит от среды и воспитания.

В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что мораль человека биологически обусловлена. От поколения к поколению передаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки как положительные, так и отрицательные ("яблоко от яблони недалеко падает"). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Согласно учению И. П. Павлова, и животным, и человеку присущи инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение высокоорганизованных живых существ в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, моральные качества, поведение может наследоваться.

Вопрос этот очень сложный, ответственный. В последнее время позицию о генной обусловленности нравственности и социального поведения человека занимают отечественные ученые (П. К. Анохин, Η. М. Амосов и др.).

Кроме наследственности определяющим фактором развития личности является среда. Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. К. последней относятся такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.

Дискуссионным остается вопрос о том, среда или наследственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский философ К. А. Гельвеций считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Реальная действительность понимается в этом случае метафизически, она фатально предопределяет судьбу человека. Индивидуум рассматривается как пассивный объект влияния обстоятельств.

Таким образом, всеми учеными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их оценка степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Личность формируется только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Кроме перечисленных выше важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является воспитание. В широком социальном смысле его нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение целого к частному. Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Большинством исследователей воспитание рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитательной системы.

Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познавательной, трудовой, общественной, политической, художественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:

  • обеспечивает создание материальных условий жизни человека;
  • способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей;
  • содействует познанию и преобразованию окружающего мира;
  • является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;
  • дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь жизненных целей;
  • создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от собственных усилий человека, от той энергии и работоспособности, которые он проявляет в различных видах деятельности.

На развитие личностных качеств большое влияние оказывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а, с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Такая деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются как биологическими, так и социальными факторами, которые действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

Формирование личности

объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.

Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни - об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. В разные времена и разных культурах эти системы различны, но смысл их от того не меняется и может выражаться посредством понятий «объективного предбытия» или «социальных планов (программ)» личности. Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества встречается с его активностью; процессы, кои при этом разыгрываются, и составляют самые главные, порой драматичные события в ходе формирования и жизни личности.

Формирование личности - это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно - это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда - эмоционально насыщенный, часто - субъективно творческий.

Самые главные и крупные этапы формирования личности таковы. Согласно А. Н. Леонтьеву, в русле теории деятельности, личность «рождается» дважды. Первое ее «рождение» - в возрасте дошкольном, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями - возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

Второе ее «рождение» - в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности. Ее обязательность зафиксирована и в юридическом понятии уголовной ответственности.

Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формирования личности разработан далеко не достаточно.

К стихийным механизмам формирования личности можно отнести достаточно общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и освоения ролей социальных (- ; ). Это - механизмы стихийные, ибо субъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае сознательно ими не управляет. Они господствуют до возраста подросткового, но и после продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами самопостроения. Названные механизмы в той мере, в коей касаются развития личности, действуют в русле общего, генерального процесса опредмечения потребности в общении (- : ; ). Этой потребности придается в психологии все большее значение. По фундаментальности она приравнивается к потребностям органическим: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение приводит к ухудшению физического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их гибели. Она оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.

Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые действия, - ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.

Механизм идентификации начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем - в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваивается и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью. Характерная особенность идентификации - в том, что она проходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Это накладывает на воспитателей особую ответственность - за качество собственной личности. На более поздних возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из коих выбирается образец-объект идентификации. Среди таковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и литературные герои. Но обычно наступает время, когда «образец» теряет притягательность и субъективную значимость, и это естественно: личность восприняла от образца нечто важное и нужное, но у нее - свой путь. Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем на новую ступень: оказывается, что сложились новые отношения, появились новые мотивы, и это заставляет ставить новые цели и искать новые идеалы.

Механизм принятия и освоения ролей социальных тоже действует с раннего, дошкольного возраста: старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмом идентификации, но значительно более обобщен; часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона-роли социальной или позиции социальной. Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения и выполнения - «горячие точки» в жизни. Нередко о ролях мечтают - в таких мечтаниях существенную роль занимают представления о том, как индивид будет выглядеть в новой, желаемой роли. Эти переживания отражают стремление предстать перед другими в новом виде, согласно новой роли. На более продвинутой фазе индивид нередко срастается с ролью, она становится частью его личности, и потеря привычной роли переживается как утрата части личности. Близки к этому и ситуации временного «обезроливания» - при тяжелых болезнях, стихийных бедствиях и пр.

Освоение ролей социальных имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности, ибо в ходе его:

1) появляются новые мотивы;

2) происходит соподчинение мотивов;

3) видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.

Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но осознание не необходимо для их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы действуют совместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование позволяет рассматривать их в отдельности.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "формирование личности" в других словарях:

    Формирование личности - процесс становления человека как социальногосущества под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Формирование подразумевает некую законченность человеческой… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ - процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, соц. среды; целенаправленное развитие личности или к. л. ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения; процесс становления человека как… … Педагогический словарь

    ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ - процесс и результат ее развития под влиянием среды, наследственности и воспитания … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ - процесс становления социально значимых качеств человека, его убеждений, взглядов, способностей, черт характера. Применительно к задачам образования имеется в виду достижение определенного уровня социальной зрелости, позволяющего человеку успешно… … Профессиональное образование. Словарь

    Обеспечение того, чтобы в ПОО работали умные, способные, ответственные, честные люди – одна из важнейших задач в работе с персоналом. Она может быть решена по комплексу направлений, среди которых важное место занимает работа с молодыми людьми –… … Энциклопедия современной юридической психологии

    формирование личности, психики - термин, введенный в широкую практику А.С. Макаренко это процесс ее изменения и развития в результате внешнего воздействия на нее. В этом отличие от созревания как изменения в силу внутренних, врожденных причин... Можно выделить три основных вида… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Формирование характера и пути его воспитания - X. начинает складываться уже в раннем детстве. Под влиянием общения со взрослыми, в зависимости от их отношения к ребенку, от конкретных условий жизни в семье начинает формироваться индивидуально своеобразное поведение ребенка, первые и… … Российская педагогическая энциклопедия

    Формирование впечатления (impression formation) - Истоки научного изучения проблемы Ф. в. восходят к известной статье Соломона Аша «Формирование впечатлений о личности» (Forming impressions of personality), В этой статье были обозначены две осн. проблемы. Во первых, при Ф. в. наблюдатель должен… … Психологическая энциклопедия

    Формирование - сознательное управление процессом развития человека или отдельных сторон личности, качеств и свойств характера и доведение их до задуманной формы (уровня, образа, идеи). В педагогической практике формирование означает применение приемов и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте (adolescent identity formation) - Совр. психология в большом долгу перед Уильямом Джемсом за проведенный им в «Принципах психологии» (Principles of psychology) проницательный теорет. анализ Я как интегратора опыта и локуса личной идентичности. Взгляды Эрика Эриксона на эго… … Психологическая энциклопедия

Книги

  • , С. С. Комиссаренко. В монографии рассматривается личность как предмет научного гуманитарного знания и основной субъект социально-культурных процессов. Используя культурно-антропологический подход, личность…

Если в соседнем подъезде живут алкоголики и постоянно приглашают тебя выпить и ты проводишь немало времени в их обществе, то рано или поздно ты сделаешь то, о чем они тебя просят. Кто дружит с глупыми – развратится. Большое значение на формирование личности оказывает чтение книг и музыка. Хорошая пища для тела приносит здоровье человеку, плохая – болезни. Так и пища для души и духа: здоровая, хорошая – произведения мировой классики в литературе, кино, музыке, формирует здорового и красивого человека. «Классика» в переводе обозначает образец для подражания; то, чему стоит подражать. Если мы читаем низкопробные «быстопроходящие» книги и слушаем такую же музыку, мы засоряем свою душу, дух и мозг, деградируем, а не гармонично развиваемся. В любом возрасте человек должен размышлять, рассуждать, а не быть подобно животным – есть, спать и жить в теплой «норе». Это так же влияет на формирование личности, определяет, в каком состоянии будет ваш разум в преклонном возрасте. Если не «шевелить» постоянно мозгами – к старости наступает маразм, человек деградирует физически и интеллектуально. В человеке заложены свойства учиться всему, что он видит и слышит. И если у него нет различения, что такое хорошо и что такое плохо, он учится всему – и хорошему и плохому, что встретится на его пути. Наиболее уязвимая категория таких учеников – это дети. 90 % информации поступает в мозг через глаза и 10% через уши. Поэтому все, что «глотают» дети через телевизор (глаза + уши) усваивается на 100%. А фильмы и передачи сейчас как на подбор – насилие, разврат, ужасы и убийства. Если ребенок, подросток и даже взрослый человек постоянно смотрит такие передачи, то, естественно, они оказывают сильное влияние на формировании их личности в этом направлении: вырастает потенциальный насильник, грабитель, сексуальный маньяк, человек, лишенный сострадания, жестокий, не способный любить. Художественный телефильм – это мир иллюзий, где участником становится сам зритель. Много подростков ушло в «мир иллюзий» также от чрезмерного время провождения у компьютера. Некоторых из них не удалось вернуть в реальный мир. Недавно, в поисках интернета, я зашла в зал игровых автоматов. Зал был полон подростков и все «стреляют» друг в друга, часто попадают, «льется кровь». Сегодня – это кинофильмы или игровые автоматы, но завтра это может стать реальностью их жизни.

Зачавшая плоть рождает грех. Грех рождает смерть.

То, на что мы мысленно согласились, уже вошло в наше естество и обязательно, как следствие, выльется в поступок. Сначала мысли – потом действие. Поэтому, если наши дети смотрят бесконтрольно все телепередачи - это отрицательно сказывается на формировании их личности. Чему человек научился мысленно, то он захочет попробовать это на практике. На что (кого) смотрят наши дети сегодня – тем они станут завтра . Не одно поколение людей воспитывалось на народных сказках: про Емелю-дурачка, который ездил на печке, про скатерть-самобранку, сапоги-скороходы и т.д. Какая суть в них: будь дураком, не работай, не учись и ожидай чудо – вдруг само свалится?! Не со сказок и не с пеленок ли закладывалось такое мышление и установка на лень, отсутствие трудолюбия? Возможно, поэтому мы имеем низкую производительность труда и низкий уровень экономики. Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.

Очень важно сначала самим определиться, знаем ли мы сами куда и как идти, чтобы правильно наставить детей. У людей часто бывают ложные представления о том, что их окружает, сути их жизни. Существует единственно правильное «мерило», критерий наших мыслей, поступков и действий, правильных ориентиров и самой истины – это Библия. Как сказал известный русский ученый и академик Н.М. Амосов: «Никакие другие морали, ни социалистические, ни коммунистические не сравнятся с вечной моралью. Вечная мораль – только проповедь Иисуса Христа». Кто-то может возразить: «Это старо, написано 2000 лет назад и религиозно». Но разве истина и мораль может устареть, например, такие как «Не убей», «Не укради» и т.д.? Строители коммунизма строили коммунизм на библейских принципах, но без самого главного – Бога. Конституции всех существующих сегодня стран основаны на 10 библейских заповедях. Другое дело, что некоторые люди не хотят или не могут их исполнить, потому что более возлюбили тьму, нежели свет. Поэтому Библия – самая прогрессивная и актуальная книга для правильной ориентации в этом обезумевшем мире.

« Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота и раб Твой охраняется ими».

Если ты хочешь «твердо стоять на ногах», получить необходимое «снаряжение» для жизни и правильно наставить детей – это единственный остров безопасности в этом бушующем мире. Это то, что поможет тебе сформироваться и состояться целостной, гармоничной, индивидуальной личностью; раскрыть все грани и таланты, открыть заново самого себя и состояться как личность в обществе.

Личностные качества человека проявляются исключительно во время социализации, т. е. в процессе осуществления общей деятельности с другими индивидуумами. В другом случае совершенствование его духовного, психического и душевного саморазвития невозможно. Кроме этого, во время социализации происходит формирование окружения каждого человека.

Настоящая действительность, в условиях которой индивидуум развивается, называется средой. Кроме этого, на совершенствование личности влияют различные внешние обстоятельства: семейные, социальные, школьные и географические. Учёные, рассуждая о воздействии среды на становление личности, в большинстве случаев имеют в виду домашний и социальный микроклимат. Первый фактор соответствует ближнему окружению (семья, знакомые, родственники и т. д.), а второй – дальнему (материальное благосостояние, политический строй в стране, взаимодействия в обществе и т. д.).

Большое влияние на самосовершенствование человека начиная с самого его рождения, оказывает домашняя обстановка. Именно там проходят первые и самые важные годы, необходимые для становления человека. Семейные отношения определяют интересы, потребности, ценности и взгляды на определённые ситуации. Кроме этого, там закладываются первоначальные условия для совершенствования личностных качеств каждого индивидуума.

Процесс взаимодействия между человеком и его окружением называется социализацией. Данный термин появился в американской психологии и изначально подразумевал взаимоотношения, с помощью которых индивидуум адаптировался, к окружающей его среде. Исходя из этого, адаптация является начальной составляющей социализации.

Главной целью общества является поддержание социальной среды в оптимальном состоянии. При этом оно постоянно формирует стереотипы и стандарты, которые старается поддерживать на должном уровне. Для того чтобы личность нормально развивалась, необходимо придерживаться этих правил, так как, в противном случае процесс социализации может развиваться очень долго или полностью остановиться. Однако, благодаря изначально заложенным в каждую личность принципов свободы и независимости, у каждого индивидуума должно сформироваться собственное мнение на любую ситуацию. Таким образом, формируется индивидуальность, которая является основным движущим фактором развития как каждой отдельной личности, так и всего общества.

В результате полное раскрытие понятия социализации происходит в общей совокупности следующих факторов: самостоятельная регуляция, адаптация, развитие, интеграция, а также диалектическое единство. Чем больше этих составляющих оказывают влияние на индивидуума, тем быстрее он становится личностью.

Социализация состоит из нескольких этапов, во время которых происходит решение определённых задач. Современная психология подразделяет эти стадии, в зависимости от участия индивидуума в трудовой деятельности, а также от того, как он к ней относится.

Факторы, оказывающие влияние на совершенствование личности

В социологии, факторами принято называть определённые обстоятельства, создающие благоприятные условия для социализации. А.В.Мудрик сформулировал основные принципы и выделил четыре стадии специализации:

  • микрофакторы – социальные условия, оказывающие влияние на каждую, без исключения, личность: семья, домашняя атмосфера, группа сверстников в техникуме или ВУЗе, различные организации, в которых индивидуум обучается и взаимодействует в с подобным ему окружением;
  • мезофакторы (или промежуточные факторы) – определяются более обширной социальной атмосферой, т. е., с тем местом, где проживает каждый индивидуум в данный момент: село, город, район, область и т. д. Кроме этого, различия могут быть по принадлежности к какой-либо субкультуре (группа, секта, партия и т. д.) а также по средству получения информации (телевидение, интернет и т. д.);
  • макрофакторы – оказывают влияние на значительные человеческие группы, которые занимают определенную территорию в масштабах: планеты, страны, государства и т. д. Причём некоторые факторы могут наследоваться от предыдущих факторов.
    – мегафакторы (или самые масштабные) – подразумевают под собой факторы в самых масштабных представлениях: мир, планета, вселенная и т. д. Также в некоторых случаях может рассматриваться применительно к населению земли, проживающему на обширных площадях (страны, континенты и т. д.).

Если сравнить все эти составляющие, то больше всего на развитие личности оказывают влияние микрофакторы. С их помощью процесс взаимодействия происходит, через, так называемых, агентов социализации. К ним относятся те лица, с которыми осуществляет взаимодействие каждый конкретный человек. В зависимости от его возраста агентами могут являться совершенно разные люди. Например, для детей таковыми являются ближайшие родственники (родители, братья, сестры, бабушки, дедушки), соседи, знакомые, друзья и т. д. В юности и молодости основными агентами социализации становятся: супруги, коллеги по учёбе и работе, сослуживцы по армии. В зрелом и пожилом возрасте происходит добавление собственных детей, внуков и т. д. При этом большинство агентов может переходить из категории в категорию начиная с самого раннего возраста.

Как формируется окружение человека

Каждый человек старается сформировать вокруг себя такое окружение, которое всячески бы способствовала его развитию и самосовершенствованию. При этом он не должен чувствовать себя стеснённым и беспокойным. Ведь каждому понятно, что развиваться гораздо легче в той обстановке, где все остальные люди также стремятся к совершенствованию и улучшению своей жизни.

По заключениям учёных, влияние окружения на каждого конкретного человека практически незаметно, но оказывает очень мощный эффект. Поэтому необходимо стараться сформировать вокруг себя окружение исключительно из успешных и интересных людей.
Для формирования успешного окружения необходимо следовать следующим принципам:

  1. Всегда искать возможность встретится и пообщаться с интересными и успешными людьми. При разговоре с ними всегда можно почерпнуть какую-либо важную и нужную информацию. Однако следует помнить, что вы сами должны быть чем-то интересны этому человеку.
  2. Изучать труды интересных людей. Это может быть автобиография, книга, видео- или аудиоматериалы. Из них можно почерпнуть много полезного для себя.
  3. Развиваться разносторонне. Это включает в себя различные привычки и увлечения: утренние тренировки на открытом воздухе, занятия йогой, тренинги, семинары и т. д. На таких мероприятиях очень часто можно встретить близких по духу и формировать успешное окружение.

Создание окружения подразумевает непрерывную работу над совершенствованием самого себя, в каждый момент времени и в любой области.

Для самосовершенствования необходимо с каждым разом ставить для себя более сложные задачи и цели. В зависимости от возраста и социального положения они могут быть полностью разными, но неизменной должен оставаться главный фактор, что, любая деятельность обязана быть направлена на совершенствование индивидуума, как личности.

Существует две основные теории, как окружение влияет на развитие личности. По одной из них, человек изначально рождается с заложенной в него программой, которая формирует его способности и характер. По другой – именно окружение человека формирует личность каждого конкретного человека.

Если человек, окинет взглядом своё окружение, то он сможет выявить определённые закономерности, т. е. всё эти люди будут примерно одного социального статуса, образования, а также иметь общие интересы. Таким образом, он также будет соответствовать всем этим параметрам. И если индивидуум захочет изменить свою жизнь и в чём-то её улучшить, то первое что необходимо будет сделать – это поменять своё окружение. Ведь дойти до поставленной цели, в той обстановке, где в тебя не верят, будет очень сложно или практически невозможно.

В нашей истории существует наглядный пример – Михаил Ломоносов. Будучи юношей, у него была сильная тяга к знаниям. Однако в той обстановке, в которой он находился изначально, мальчик не мог получить необходимые навыки и умения. Поэтому он сделал очень сложный выбор. Юноша не только сменил своё окружение, но и место жительства, уехав в незнакомый город. Оказавшись совершенно один, он не сдался, а, наоборот, окреп и раскрылся как одарённая и талантливая личность.

С другой стороны, в настоящее время, существует масса обратных примеров. Множество молодых людей, родившись в крупных городах, получивших прекрасное образование и работу, становятся обычной «серой» массой. Они не имеют никаких интересов, существуют исключительно одним днём и являются обычными прожигателями жизни.

Из всего этого можно сделать вывод, что окружение всегда оказывает влияние на формирование и развитие личности. Иногда в большей, иногда в меньшей степени. Особенно сильно его влияние на детей, поэтому главной целью родителей является помочь сформировать у своего ребёнка круг друзей и знакомых, а также показывать некоторые принципы на собственном примере. Взрослому человеку необходимо самому обозначить для себя приоритеты своей дальнейшей жизни и исходя из них, формировать вокруг себя нужное и успешное окружение.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх