Германия после второй мировой войны. Мир после Второй мировой войны: время перемен
Победа Объединенных Наций - СССР, США, Великобритании и их союзников над агрессивными государствами "оси" во Второй мировой войне коренным образом изменила ситуацию в мире и определила будущее развитие стран на десятилетия. С одной стороны, зачинщице войны - Германия, Италия и Япония, ранее имевшие статус великих держав, вследствие военного поражения не только были ослаблены экономически, но и потеряли на время возможность активно участвовать в международной жизни. С другой стороны, Франция и Великобритания, понеся большие материальные потери в войне, также потеряли статус мировых держав. Распад их колониальных империй, начавшийся сразу после окончания войны, еще больше продемонстрировал ослабление международных позиций бывших мировых метрополий. В то же время доминирующие позиции на мировой арене занимают США и СССР, которые вышли из войны наиболее окрепшими в военном и политическом планах. Во Второй мировой войне они выступали как союзники и совместно обеспечили победу государств антигитлеровской коалиции. Однако еще не успела закончиться война, как между СССР и США стали возникать недоразумения и противоречия. Они были обусловлены разногласиями двух великих держав в подходах к послевоенного устройства, в частности стремлением Советского Союза, вопреки Атлантической хартии, установить свою гегемонию в Европе и некоторых азиатских регионах. Советское руководство, вдохновленное победой, стало на путь активного продвижения идеи социализма в страны Центральной и Юго-Восточной Европы, насаждая в них тоталитарные коммунистические режимы. Внешняя и внутренняя политика этих стран была поставлена под контроль Советского Союза. Усиление СССР и превращение стран Центральной и Юго-Восточной Европы в форпост дальнейшего продвижения социализма были восприняты недавними союзниками такие, что угрожали их коренным интересам. И если Советский Союз ставил своей целью насаждения социализма в мире, то Запад всячески противодействовал этому. США, самая сильная в экономическом плане страна мира, стала объединяющей силой европейских стран в противодействии СССР. США заполнили тот вакуум силы в Западной Европе, образовавшийся в результате разгрома Германии.
Однако прежде чем отношения между вчерашними союзниками достигли критической отметки (начало 50-х годов), им удалось воплотить в жизнь ряд договоренностей и заключить важные соглашения. Так, был успешно разработан устав ООН (1945 г.) и начато ее деятельность, осужден главных военных преступников на Нюрнбергском (1946-1946) и Токио (1946-1948) процессах. Преодолев различные трудности, союзники смогли довести до логического завершения Парижскую мирную конференцию (июль - октябрь 1946 г.), на которой согласовывались условия мирных договоров с европейскими союзниками Германии - Италией, Финляндией, Болгарией, Венгрией и Румынией. Мирные договоры, подписанные 10 февраля 1947 г., утверждали возвращение к довоенным границам и фиксировали определенные территориальные изменения в Европе. Италия лишалась всех своих колоний, уничтожала военные укрепления на границах Франции, итало-югославский рубеж менялся в пользу Югославии, острова Додеканес от Италии передавались Греции. Советско-финляндский граница устанавливалась по состоянию на 1 января 1941 г., Финляндия передавала СССР область Петсамо (Печенга). Договоры узаконивали передачу СССР ранее уже присоединенных к УССР Северной Буковины, Южной Бессарабии и украинского Закарпатья. Среди территориальных приобретений СССР были также часть немецкой Восточной Пруссии (Калининградская область России), Южный Сахалин, Курильские острова и тому подобное. Договоры предусматривали выплату репарационных платежей странами-агрессорами.
Мирные договоры с Германией и Японией не были разработаны в то время, и их решение было отложено. Запад и СССР не нашли взаимопонимания по этим вопросам. Особую важность в послевоенных міжсоюзницьких отношениях мало германский вопрос. Летом 1945 г. в Потсдаме Трумэн, Сталин и Черчилль договорились о том, что разделена на 4 оккупационные зоны Германия будет рассматриваться как единое экономическое целое, а мирный договор с ней будет подписан одновременно всеми победителями. Оккупационная политика сводилась к 4 "где": денацификация, демилитаризация, демонополизация и демократизация. В реализации этой программы выявились глубокие разногласия между СССР и Западом. В советской зоне послевоенные преобразования имели целью прежде всего закрепление советского влияния. Здесь формировались органы новой власти, где преобладали прорадянсь-ки деятели социал-демократической партии и коммунисты. Западные государства поставили цель помочь немцам создать в будущем стабильную экономически здоровую державу, которая будет разделять западные общественные стоимости. Представители США и Англии 2 декабря 1946 г. в Вашингтоне подписали соглашение об экономическом и административном объединении американской и английской зоны оккупации и создания так называемой Бизонии. Вскоре Бизония была объединена с французской зоной оккупации. Союзническая совещание (без СССР) в Лондоне (февраль - июнь 1948 г.), созвана для рассмотрения положения в Германии, привела к тому, что Запад открыто заявил о намерении включить Германию в европейских экономических структур и программы американской помощи Европе (план Маршалла). На совещании был решен вопрос о созыве в Западной Германии Учредительного собрания для подготовки конституции и проведения денежной реформы. Советский Союз осудил эти намерения, что привело к прекращению (март 1948 г.) деятельности Союзного контрольного совета - последней символической основы немецкого единства. В ответ на сепаратную денежную реформу в Западной Германии (июнь 1948 г.) СССР установил блокаду Западного Берлина. После этого раскол Германии стал неизбежным. В апреле 1949 г. США, Англия и Франция приняли Оккупационный устав и решение о создании федеральной западногерманской государства. В 1949 г. раскол Германии на две части получил институциональное оформление - в сентябре было создано Федеративную Республику Германию с правительством во главе с Конрадом Аденауэром, в октябре - Германскую Демократическую Республику. На четыре десятилетия в центре Европы пролег немецко-немецкую границу, который стал едва ли не главным символом раскола мира на два враждебных блока.
На Дальнем Востоке международная ситуация в послевоенные годы оставалась достаточно напряженной. После разгрома японской армии Советский Союз по соглашению между союзными государствами временно оккупировал Маньчжурию (Северо-Восточный Китай и север Корейского полуострова (до 8-й параллели). С юга Корею заняли американские войска. Союзники имели целью принять капитуляцию японской армии. В зонах оккупации начали формироваться прора-советский и проамериканский режимы. В мае 1948 г. на юге страны под наблюдением ООН были проведешь парламентские выборы и провозглашено создание Республики Корея. Однако северный режим не признал результатов выборов и в августе провел свои выборы, в результате которых была провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). Промосковский лидер Ким Ир Сен и ставленник Вашингтона Ли Сын Ман, провозгласив намерения мирного объединения Страны, поспешно готовились к войне.
Основная борьба на Дальнем Востоке между Москвой и Вашингтоном развернулась за Китай. Несмотря на подписанный в августе 1946 г. Договор о дружбе и союзе между СССР и Республикой Китай, сталинская оккупационная администрация не допустила войска Чан Кайши в Маньчжурию и чинила всевозможные препятствия его чиновникам. В советской зоне оккупации активно формировалась армия коммунистов Китая. Москва их вооружала и оказывала всяческую помощь. Вашингтон в свою очередь поддержал официальное правительство Чан Кайши. На протяжении послевоенных лет между коммунистическими и гомінданівськими вооруженными силами происходили локальные стычки. Весной 1947 г. в Китае разгорелась широкомасштабная гражданская война завершилась победой коммунистов. 1 октября 1949 г. было провозглашено образование Китайской Народной Республики (КНР). Остатки партии Гоминьдан переправились на остров Тайвань, освобожден американцами от японцев.
Мирный договор с Японией был подписан в сентябре 1951 г. на международной конференции в Сан-Франциско. По его условиям Япония признавала независимость Кореи и отказывалась от претензий на Курильские острова, Южный Сахалин, Тайвань. СССР, Польша и Чехословакия, которые были участниками конференции, отказались поставить свои подписи под этим договором, требуя приглашения для участия в работе конференции делегаций коммунистического Китая, Монголии и других союзников. Кроме того, СССР требовал вывести из Японии американские войска и ликвидировать военные базы США. Лишь в 1956 г. была подписана советско-японская декларация о прекращении войны и восстановлении дипломатических отношений. Вопрос о мирном договоре России как правопреемник СССР с Японией остается на сегодня не решенной.
Итак, уже с первых месяцев после окончания Второй мировой войны вследствие острых противоречий между двумя великими державами, противостояние демократии и тоталитаризма международное положение начало резко обостряться, что привело к "холодной войны",
Мир после Второй мировой войны
Распад антигитлеровской коалиции а раскол Европы на Западную и Восточную, “германский вопрос ” во второй половине 40-х -- 50-е гг., межамериканские отношения в 40-е гг.
Вторая мировая война кардинальным образом изменила мир. Два союзника по антигитлеровской коалиции - США и СССР вышли из войны сверхдержавами. Соединенные Штаты подчинили себе Западную Европу и страны Дальнего Востока, которые без их помощи не могли восстановить свои экономики. Они являлись единственными обладателями сверхоружия - атомной бомбы, которую США опробовали на японских городах Хиросиме и Нагасаки, чтобы держать в узде Сталина. Советский Союз поставил иод свой контроль Восточную Европу и сформировал лагерь социалистических стран.
Вместе с тем психологический шок от радикальности произошедших в мире перемен был присущ всем государственным элитам, в том числе и правящим кругам США и СССР. Ни США, ни СССР в первые послевоенные годы не знали и не понимали пределов терпимости друг друга, а стало быть, и пределов возможного в отношениях друг с другом. Взаимное недоверие, с которым завершили войну две сверхдержавы, заставило их готовиться к возможному столкновению, хотя ресурсная база их кардинальным образом различалась. В то время как европейская часть СССР от его западных границ и до Волги лежала в руинах, Америка избежала разрушений на своей территории. Бомбы и снаряды не обрушивались на США, не разрушали их города и инфраструктуру. За годы войны ВНП США увеличился в два раза, была полностью ликвидирована безработица. При том, что в 1945 г. на территории США проживало 6 % населения Земли, они производили почти половину всей мировой промышленной продукции и потребляли 50 % производимой в мире жгргии. Авиационные заводы США могли выпускать 100 тыс.
■ амолётов в год. Более 80 % золотого запаса капиталистического мира лежало в банках США. Ни одна страна мира не обладала
■ юль непререкаемым могуществом. На территории США размес- |Ц шеь штаб-квартиры Всемирного Банка и Международного Ваши пого фонда, созданных в 1945 г., в их уставном капитале доля | 111 А была такой, что позволяла им определять кредитную поли-
11 к у этих крупнейших финансовых институ тов мира.
Уже на последнем этапе войны между СССР и его союзниками по антигитлеровской коалиции начались трения из-за разною видения картины послевоенного мира. Эти трения вскоре "Прели характер “холодной войны” -- войны за власть в мире за пределами национальных границ. “Холодная война” - в высшей
■ юпени противоречивое и запутанное явление. Она включала в
< бя гонку вооружений, вселявших ужас своей разрушительной | илой, экономическое противостояние вплоть до диверсий. Хотя ресурсы СССР в военном секторе были достаточными, чтобы противостоять США, в остальных секторах общее преимуществ но было на стороне США. Корни “холодной войны” следует искать в недоверии, которое обрело характер великого страха, раздуваемого как на Западе, так и на Востоке. На наш взгляд, инициатива в раздувании войны принадлежала Западу, таким ноли- шкам, как У. Черчилль и Г. Трумэн, не желавшим учитывать национальные интересы народов Советского Союза и полагавшим, что то, что дозволено им, не позволено другим. Они утверждали, что враждебность Советского Союза неискоренима, носит зловещий характер и может быть обуздана только силой.
После войны державы-победительницы начали согласованно текстов мирных договоров с бывшими союзниками фашистской Германии: Италией, Финляндией, Венгрией, Румынией и Болгарией, и 10 февраля 1947 г. в Париже эти договоры были подписаны. За исключением территориальных статей, договоры пили однотипными. Тем самым завершался процесс формирования послевоенных границ в Европе. Границы стран ЦВЕ претерпели масштабные изменения, в то время как на Западе Европы они не были столь существенными.
Из многих восточноевропейских государств в официальном
порядке выселялись или негласно выдавливались этнические немцы. Поток еврейских переселенцев из стран ЦВЕ потянулся в Палестину и страны Запада. Масса украинцев, жителей Западной Украины, солдат и офицеров Украинской повстанческой армии Степана Бандсры, воевавшей против Красной Армии, бежала на Запад. Туда же перемещалась часть бывших советских граждан, сотрудничавших в годы войны с немцами, либо служивших в охранных, полицейских, националистических формированиях (личный состав армии Власова, Воскобойникова-Кос- минского, мусульманских формирований). Многие из них затем переселились в США, Австралию, Канаду, Южную Америку и Африку.
В целом территориальные изменения второй половины 40-х гг. имели огромное значение для стабилизации послевоенной Европы, хотя они не могли обеспечить окончательного разрешения межгосударственных противоречий в этой части мира.
Сразу после войны формально во всех четырёх зонах оккупации Германии были созданы единые политические структуры, которые должны были исполнять решения Контрольного Совета, созданного державами-победительницами. Но уже в 1946 г. его деятельность была парализована в силу разногласий, главным образом между СССР, с одной стороны, и США с Англией, с другой. Это привело к тому, что развитие германских земель в западных и восточной зонах пошло разными путями. Потсдамские решения руководство каждой из зон трактовало по-своему. В то время как в восточном секторе оккупации начались реформы, направленные на ликвидацию крупной собственности и создание “народной собственности”, в западных секторах, наоборот, огосударствленная собственность рейха передавалась в частную собственность.
1 января 1947 г. Англия и США объединили свои сектора оккупации Германии и была создана Бизония. 8 апреля 1949 г. к ней присоединила свою зону оккупации Франция. Инициатором и двигателем процесса объединения немецких земель были США, создававшие в Западной Европе противовес СССР,
Раскол Германии, ставший неизбежным из-за расхождений бывших союзников по антигитлеровской коалиции, совершился.
64 >1и расхождения по германскому вопросу являлись частным явлением нараставшего глобального противостояния между Западом и Востоком, или миром капитализма и миром социализма. Сразу после войны Сталин обратился к Турции с предложением установить общий контроль над ес морской границей, имея в виду прежде всего зону черноморских проливов. Турция, ■.аручившись поддержкой США, ответила отказом, и Сталин отступил, не получив возможности запретить ввод военных судов нечерноморских стран в его акваторию. В это же время в Греции шла гражданская война между коммунистами и сторонниками консервативного режима. Левым силам оказывала помощь Югославия (И.Б. Тито), в то время как правые получали поддержку Англии. Советский Союз держался в стороне от конфликта, однако это не мешало Англии обвинять Сталина в стремлении привести к власти в Греции компартию и в феврале
1947 г. просить США воспрепятствовать этому.
Американский президент Трумэн давно искал предлог для объявления идеологической войны коммунизму. Ещё в 1946 - начале 1947 гг. появились экономические предпосылки для такой войны, и они были связаны не только с германским вопросом. В начале 1947 г. 23 страны подписали соглашение о торговле и таможенных пошлинах. Если какая-либо из стран снижала таможенные пошлины для импорта из другой страны, то эти же правила автоматически должны были применяться ко всем, подписавшим соглашение. СССР не вошел в это соглашение и запретил его подписывать своим союзникам. В восточноевропейских странах был введён государственный контроль и государственная монополия на внешнюю торговлю. Таким образом, СССР закрыл для США рынки стран ЦВЕ и началась политика "железного занавеса’ 1 с насаждением сталинской модели общественной и экономической жизни. События в Греции и Турции дали политический повод Трумэну объявить войну за демократию и свободу, олицетворением которых он объявил США, борющиеся против диктатуры и принуждения, насаждаемых Советским Союзом. Так появилась “доктрина Трумэна”. В июне 1947 г. госсекретарь США Джордж Маршалл обнародовал план восстановления Европы, которым было охвачено 17 енро-
пейских государств. СССР и страны ЦВЕ отказались его принять. Попытки Польши и Чехословакии к нему присоединиться были жёстко пресечены Москвой. Лишь И.Б. Тито, порвавший в
1948 г. со сталинской моделью, получил помощь США.
В 1948 г. в Западной Германии была введена единая валюта и начались мощные финансовые вливания в её экономику в рамках “плана Маршалла”. В СССР подозревали бывших союзников по антигитлеровской коалиции в намерениях возродить германский милитаризм, тем паче, что против Восточной Германии спецслужбами США и Западной Германии (бюро Гелле- на) велась масштабная подрывная работа. В июне 1948 г. СССР закрыл все подъездные пути к Западному Берлину, находившемуся внутри советской зоны оккупации. Так начался “Берлинский кризис”. В ответ на блокаду Трумэн приказал наладить воздушное снабжение Западного Берлина и перебросить в Англию самолёты Б-29 - носители атомных боезарядов. Союзники форсировали объявление Западной Германии Федеративной Республикой. СССР ответил провозглашением своей зоны оккупации Германской Демократической Республикой, Раздел Германии стал свершившимся фактом.
Во время “Берлинского кризиса” при поддержке США Великобритания, Франция, Италия и страны Бенилюкса подписали Брюссельский пакт, или Западный военный Союз, ставший прологом НАТО. В апреле 1949 г. к этому пакту присоединились США и ряд других государств, которых стало 12. Созданный союз назвали Атлантическим пактом, или НАТО. Таким образом, “доктрина Трумэна”, “план Маршалла” и НАТО стали ступенями формирования Западного блока.
В 1949 г., всего лишь 4 года спустя после Хиросимы. СССР испытал свою атомную бомбу. Таким образом, США уфатили монополию на атомное оружие гораздо раньше, чем они этого ожидали. Но, с другой стороны, у Советского Союза в это время ещё не было средств доставки атомных боезарядов на дальние расстояния.
В 50-е гг. международные отношения стали обретать некую упорядоченность и предсказуемость. Западная Европа входила в это десятилетие с планом объединения экономик. Первым этапом на этом пути стал план французского министра иностран-
66 пм.х дел Р. Шумана по созданию Европейского объединения уг- ш и стали, принятый в 1950 г. канцлером ФРГ К. Аденауэром. Вторым столпом нового европейского порядка стала попытка отдания Европейского оборонительного сообщества. Споры вокруг него позволили США опять активно вмешаться в европейские дела и 26 мая 1952 г. добиться подписания Германского, или Боннского, договора, отменявшего оккупационный статут и прс-
■ вставившего ФРГ суверенитет. Таким образом, оборонительного союза создать не удалось, зато появилась суверенная ФРГ, что вызвало крайнее беспокойство СССР, предложившего весной 1952 г. создать единую нейтральную Германию. Предложение было оформлено нотой Сталина, которая была отклонена К. Аденауэром, предпочитавшим объединить ФРГ с Западом. Канцлер ФРГ при принятии этого решения не был свободен, он действовал с учётом рекомендаций США. Англии и Франции, с которыми в Париже были подписаны соответствующие соглашения. По ним соглашениям 5 мая 1955 г. ФРГ была принята в НАТО. В ответ СССР и его союзники, включая ГДР, создали с вое военно- нолитичсскос объединение - Варшавский договор.
Создание двух военных блоков и запуск Советским Союзом первого спутника Земли с помошыо ракеты-носителя, показавшей уязвимость территории всех западных держав и США, снизили накал военной риторики и сделали ситуацию в мире более стабильной.
Окончание Второй мировой войны совпало в Западном полушарии с ускорением формирования континентальной системы военно-политических гарантий, начало которой было положено на первом Консультативном совещании министров иностранных дел американских государств в Панаме в 1939 г. о провозглашении 300-мильной зоны “военно-морской безопасности” вокруг всего Американского материка от Канады на севере до мыса Горн на юге. На Чапультспекской конференции по проблемам войны и мира 3 марта 1945 г. в Мехико США и латиноамериканские страны согласились строить между собой отношения на основе формулы “нападение на одного является нападением на всех”, подписав так называемый Чапультепскский акт. Так складывались политико-правовые основы будущей системы коллективной безопасности и обороны в Западном полушарии.
2 сентября 1947 г. в их развитие на межамериканской конференции в Рио-де-Жанейро в Бразилии был подписан Межамериканский договор о взаимной помощи (“Пакт Рио”), вступивший в силу в декабре 1948 г. США и 19 латиноамериканских государств, подписавших договор, обязались оказывать друг другу помощь в случае нападения, совершённого на них “изнутри и извне континента”, в пределах зоны безопасности Западного полушария от Гренландии до Антарктики. “Пакт Рио” стал моделью для создания аналогичных региональных пактов в других регионах мира, прежде всего - в Европе (НАТО). Его положения легли в оспопу подписанного 30 апреля 1948 г. на 9-й Панамериканской конференции в столице Колумбии г. Боготе устава ноной Организации американских государств (ОЛГ), создание которой придало ускорение формированию региональной подсистемы международных отношений.
Среди факторов, способствовавших сплочению латиноамериканских стран под знамёнами панамериканизма, следует отметить, прежде всего, Вторую мировую войну, когда почти все государства региона, хотя не без колебаний, в первую очередь со стороны Аргентины, выступили на стороне США прошв держав “оси”. После войны энтузиазм латиноамериканцев в отношении развития межамериканских отношений опирался на понимание невозможности развиваться без связей как со своими соседями, так и с Соединенными Штатами, экономическое и военное влияние которых стало в Западном полушарии всепроникающим.
Но правящие элиты латиноамериканских стран не смирялись с ростом американского влияния на их внутренние дела, пытаясь ограничить его. Им хотелось, с одной стороны, исключить угрозу возвращения Вашингтона к открытому интервенционизму первых десятилетий XX в., с другой - найти оптимальное сочетание уважительного отношения к суверенитету латиноамериканских стран и элементов “покровительствснно- сти” к ним со стороны Вашингтона, которые были характерны еще в предвоенный период в политике “доброго соседа” - президента Ф.Д. Рузвельта. Страны Латинской Америки согласились на подписание межамериканских документов потому, что рассчитывали с их помощью сдержать или хотя бы регламенти-
ровать “американский натиск”. Умеренный оптимизм в этом смысле внушала процедура принятия решений в ОАГ, в основе которой лежал принцип “одна страна - один голос”. При таком механизме латиноамериканские страны всегда могли получить большинство при рассмотрении спорных вопросов.
Несмотря на опасения за свой суверенитет, страны Латинской Америки привлекало углубление связей с США. Взаимодействие с передовой американской экономикой способствовало их хозяйственному развитию. Для многих стран США были основным рынком сбыта аграрной продукции и сырьевых товаров. Кроме того, стремление Вашингтона реформировать латиноамериканские страны “по своему образу и подобию” стимулировало развитие демократических тенденций в Латинской Америке и способствовало “размягчению” диктаторских и авторитарных }