Икона Казанской Божьей Матери: история святого образа. Казанская икона Божией Матери: значение, чудеса и помощь

— одна из самых почитаемых икон в России. Именно эту икону, обычно, вешают у детских кроваток и этой иконой благословляют молодых. Многим страждущим помогала молитва перед Казанской иконой: слепые обретали зрение, а немощные исцелялись.
Образ Казанской Богородицы относится к иконам Одигитрии – Путеводительницы и многим людям она не раз указывала верный путь.

История обретения

После того, как войска Иоанна Грозного взяли Казань в 1552 году, по царскому повелению, в городе был заложен Благовещенский собор Пресвятой Богородицы, и после учреждена Казанская епархия.

Спустя почти тридцать лет после этого знакового для Российской истории события, в 1579 году в Казани произошёл сильнейший пожар, который тушили целую неделю, и который уничтожил больше половины всех строений кремля и прилегающих к нему городских строений. Многие люди остались без крова или погибли в огне. Мусульмане поговаривали, что пожар — это знак русского Бога, который показал Свой гнев людям, из-за чего, как говорил летописец, «Вера Христова стала притчею и поруганием».

Однако, именно в это время Господь показал людям Своё милосердие. Маленькой девочке Матрёне, дочери стрельца, во сне явилась Богородица, повелевшая той искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке никто не верил и не брался ей помочь. Однако, сон девочке всё повторялся. Тогда родители Матрёны сами решили проверить слова дочери, отправившись на поиски.

Каково было удивление, когда указанном Божией Матерью месте и вправду была найдена икона, завернутая в рукав мужской одежды из вишнёвого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана.

Чудесную икону благоговейно принял архиепископ Иеремия и перенёс её в храм святителя Николая, откуда после молебна с крестным ходом была она перенесена в Благовещенский собор.
Во время крестного хода от иконы Божией матери было явлено первое чудо, когда обрели зрение два слепца: Иосиф и Никита.

После явления чуда, те, кто насмехался над верой православной, уже спешили к чудотворной иконе с мольбой – Царица Небесная, помоги, вразуми, исцели!

История обретения иконы так поразила царя Иоанна Грозного, что он повелел воздвигнуть Казанский собор и основать женский монастырь. В том монастыре спустя время приняли монашеский постриг Матрона и её мать.

Казанская икона и освобождение Москвы

К концу 1611 года Московское государство выглядело полностью разрушенным: правительство было парализовано, в столице хозяйничали поляки, захватившие Смоленск и Москву, а Новгород был захвачен шведами.

Зимой 1611 года, чудотворная Казанская икона Божией Матери возвращалась в Казанский Благовещенский собор. На пути, в Ярославле, икону встретило ополчение, шедшее из Нижнего Новгорода на Москву. Ополчение было собрано Мининым, а начальство над ним принял князь Пожарский. Узнав о чудесах, произошедших от иконы, ополченцы взяли её с собой и молились перед нею, прося о ниспослании им помощи.

Пресвятая Богородица явила Свою милость, взяв под Свой Покров верных сынов отечества, и с Ее помощью Россия была спасена от своих врагов.

4 ноября 1612 года (по новому стилю) ополчение освободило Китай-город, и через два дня был взят и сам Кремль, обратив поляков в бегство. Этот день в настоящее время является государственным праздником России — днём народного единства .

В память об избавлении Москвы от поляков, по указу царя Михаила Феодоровича и благословению патриарха Филарета, установлено Церковию ежегодно 22 октября (4 ноября по новому стилю) совершать в Москве празднование в честь Казанской иконы Божией Матери с крестным ходом.

Храмы в честь Казанской иконы Божией матери

Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен на Красной площади во второй четверти XVII века. Строился собор на средства князя Пожарского, возглавлявшего освободительное ополчение в благодарность за помощь и заступничество Пресвятой Богородицы.

Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого Пожарского. Сохранилось старинное предание, что Казанская икона находится не в самом храме, а над колокольней посреди креста и будто бы святую икону несколько раз вносили в собор, но всякий раз она снова являлась на кресте колокольни.

Казанский собор в Санкт-Петербурге

История Казанского собора Санкт-Петербурга начинается в 1710 году, когда на Невском проспекте рядом с деревянным зданием госпиталя была построена часовня, а позже – деревянная церковь Казанской Божьей Матери. В 1733 году по указу императрицы Анны Иоанновны на месте деревянной церкви была заложена каменная Рождественская церковь. По окончании строительства, из Троицкого собора сюда была перенесена Казанская икона Божьей Матери, и Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени этой иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице.

К концу 18 века здание Казанского собора обветшало, и было принято решение построить новый храм. Император Павел I пожелал, чтобы новый храм был похож на собор Святого Петра в Риме и в 1799 году был объявлен конкурс на проект нового здания собора. В конкурсе на выиграл проект молодого архитектора Андрея Никифоровича Воронихина, бывшего крепостного. В присутствии императора Александра I закладывается новый храм, строительство которого было завершено в 1811 году.

Храмы России в честь Казанской иконы

Казанская икона Божией матери почитается во всём Православном мире, и по всей территории России есть множество храмов, посвящённых чудотворной иконе Пресвятой Богородицы. Среди этих храмов есть как кафедральные соборы, так и маленькие церкви, построенные на средства верующих.

Храм Казанской иконы Божией Матери в селе Александровка

На севере Волгоградской области, в селе Александровка находится маленькая деревянная церковь в честь Казанской иконы Божьей матери, которую установили в честь избавления села от губительного пожара, который охватил весь север Волгоградской области в 2010 году.
Службы в этом храме проводятся по средам, субботам и воскресеньям.

В этом храме через сервис можно заказать и молебны о вас и ваших близких.

Утрата Казанской иконы Божией Матери

В ночь на 29 июня 1904 года несколько грабителей во главе с некиим В. А. Стояном-Чайкиным забрались в Казанский собор и выкрали Казанскую икону вместе с богато украшенной ризой. Когда же грабители были пойманы, ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Чайкин уверял, что риза была распилена и продана ювелирам, а икона была сожжена в печи, куда он её бросил, чтобы проверить, действительно ли она чудотворная. Многолетнее следствие так и не смогло установить, была ли, действительно, икона сожжена, либо продана купцу Шевлягину, после революции уехавшему в Англию и продавшим её там в частные руки.

В 1960-х на Западе действительно появилась Казанская икона в драгоценной ризе. Образ этот оказался мастерски исполненным уже в XX столетии списком; но вот риза на нем, судя по всем свидетельствам, подлинная - та самая, что была на пропавшей в 1904 году чудотворной. Православные американцы пытались было выкупить этот образ, он даже выставлялся для молебна в бостонском православном храме, где его видели тысячи людей, но собрать средства не удалось. В итоге эта Казанская вместе с украшающей ее ризой была куплена в 1970 году католиками, долгое время хранилась в португальском городе Фатима, а с 1982 года находится в Ватикане.

Несмотря на противоречивость версий о судьбе Казанской Иконы Божией матери, доподлинно известно то, что с тех пор как она бесследно пропала, Россию постигло множество горестей: поражения в войнах и две революции. Однако, любые смутные времена по милости Божией кончаются, и мы с вами надеемся, что благодать Его снова коснётся России.

Молитвы

Тропарь Казанской иконе Богоматери, глас 4

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Кондак Казанской иконе Богоматери, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, / скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы. / Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: / источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, / предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, // благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Молитва перед Казанской иконой Богоматери

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит Церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Икона КАЗАНСКОЙ Божией Матери описание, молитвы и акафист к ней

Икона КАЗАНСКОЙ Божией Матери

Казанская Чудотворная икона, которую прозвали по месту её обретения Казанской, стала на Руси одной из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы.

Описание Казанской иконы Пресвятой Богородицы:

Обретение Казанской иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 года в Казани, через четверть века после покорения царём Иоанном Грозным Казанского ханства. В июне 1579 года Казань пострадала от страшного пожара, обратившего в пепелище часть города и половину Казанского кремля. Мусульмане злорадствовали, думая, что Творец прогневался на христиан. Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного утверждения Православия на всей златоордынской земле – будущем Востоке Российского государства.

Во время пожара сгорел и дом стрельца Даниила Онучина. Через несколько дней после пожара стрелец решил начать на прежнем месте постройку нового дома. Тогда его десятилетней дочери Матроне явилась во сне Богородица с повелением возвестить архиепископу и начальникам города, чтобы они обрели в земле, на месте недавнего пожара, Её Казанскую икону Божией Матери. Словам девочки не придали значения, но после третьего явления Матрона слёзно упросила свою мать исполнить повеление Богородицы. И вот, начав разгребать пепелище в указанном месте, они увидели сияющую чудным светом икону Казанской Божией Матери.

Весть о чудесной находке мгновенно облетела всю Казань. К месту обретения Казанской иконы Божией Матери стало стекаться множество народа. После молебна икона была торжественно перенесена в Казанский Благовещенский собор. Многочисленные чудотворения от новоявленной Казанской иконы начались с прозрения двух слепцов, Иосифа и Никиты.

Икона Божией Матери Казанская вдохновляла русских ратников в период Смутного времени при освобождении Москвы от поляков. Перед Казанской иконой в 1709 году, накануне Полтавской победы, император Петр I молился о даровании победы русскому войску (этот список в настоящее время находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга). В 1812 году накануне отъезда в действующую армию перед чудотворной иконой Божией Матери молился князь Михаил Кутузов.

К сожалению, в 1904 году Казанская чудотворная икона Богородицы была похищена грабителями и, после снятия с неё драгоценных риз, ими уничтожена. После российской революционной смуты 1917 года многочисленные древние списки с Казанской чудотворной иконы Божией Матери разошлись по всему миру. Русская Православная Церковь прилагает все усилия для возвращения святынь на родину. В России самый ранний из известных списков чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы (1606 г.) находится в Третьяковской галерее.

Пред иконой Пресвятой Богородицы Казанская молятся о прозрении слепых очей и исцелении болезней глаз, об избавлении от нашествия иноплеменных, об заступлении в тяжелые времена, об исцелении всякой немощи телесной, о сохранении Российской державы, ею благословляют вступающих в брак.

МОЛИТВЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ И ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ ПРЕД ЕЯ ИКОНОЮ «КАЗАНСКАЯ»

МОЛИТВА 1-Я перед иконой Божьей Матери Казанская

О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление!Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия.О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение.Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему, яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА 2-Я перед иконой Божьей Матери Казанская

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирно страну нашу, Церковь Свою святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево, Ты еси всесильная христиан Помощница и заступница. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

ТРОПАРЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ И ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ ПРЕД ЕЯ ИКОНОЮ «КАЗАНСКАЯ»

ТРОПАРЬ, ГЛАС 4

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о. Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред Пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол. Всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

КОНДАК, ГЛАС 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы; ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ «КАЗАНСКАЯ»

Кондак 1

Избранной от всех родов Заступнице рода христианскаго, покровом Своея благости покрывающей страну нашу православную, благодарственная пения приносим Ти, Богородице, о явлении чудныя Твоея иконы. Ты же, яко Всемилостивая, всех притекающих к Тебе Помощнице, заступай нас во всех скорбех и нуждах, бедах и напастех, да зовем Ти: Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Икос 1

Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице «Радуйся», егда Бог Слово воплощашеся во утробе Ея: и мы, грешнии, прославляюще явление чудныя Ея иконы и Божественнаго Младенца Спаса Христа, со умилением вопием Благодатней: Радуйся, Богоизбранная Отроковице; Радуйся, Мати Божия. Радуйся, Царице Небесе и земли; Радуйся, светлое Церкве Небесныя и земныя украшение. Радуйся, Ангелы чтимая; Радуйся, певаемая от Серафим. Радуйся, светлое пророческое сбытие; Радуйся, апостолов похвало. Радуйся, мученическое исповедание; Радуйся, преподобных венче. Радуйся, праведных веселие; Радуйся, грешных упование. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 2

Видящи, Всенепорочная, с высоты Небеснаго жилища Своего, идеже с Сыном Твоим в славе пребываеши, скорбь рабов Твоих в новопросвещеннем граде, яко гневнаго ради Божия посещения вера Христова поругаема бывает агарянским зловерием, благоволила еси явити икону Свою, чудесы ю прославляющи, да утверждаемии знаменьми Твоея благодати, христолюбивии людие верно вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумение трикратнаго явления Богоматере мудрая отроковица ищущи, тече ко властем, поведающи им дивное явление и грозное прещение: мы же дивящеся свыше данному отроковице вразумлению, благоговейно вопием к Преблагословенней: Радуйся, устнами чистыми хвалу Богов и совершающая; Радуйся, тайны благодати Божия верным открывающая. Радуйся, верных известная похвало; Радуйся, молние, неверных устрашающая. Радуйся, славою чудес Твоих верных разум озаряющая; Радуйся, агарянскаго зловерия обличение. Радуйся, гордыни их низложение; Радуйся, веры христианския утверждение. Радуйся, почитания святых икон освящение; Радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая. Радуйся, несумненною надеждою нас увеселяющая. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 3

Сила Вышняго благодатию Богоматере умудри и укрепи отроковицу к исканию многоценнаго Божия дара, и та, с верою дерзающи о Господе, приступи к труду и, скрытое в земли обретши сокровище святыя иконы БогоМатери, радостно возопи к Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеющи благоутробное промышление о новопросвещенных людех града Казани, от пречестныя Твоея иконы токи чудес источила еси, Владычице, слепым телесныма очима зрение подавающи, омраченных же душевно светом богопознания и благочестия озаряющи, девствующим под осенением Твоея иконы пристанище небурное дарующи. Сего ради зовем Ти: Радуйся, явлением иконы Твоея тьму лютых обстояний отгоняющая; Радуйся, лучами чудес всех просвещающая. Радуйся, слепых прозрение; Радуйся, омраченных смыслом просвещение. Радуйся, славо Православия; Радуйся, тихое пристанище ищущих спасения. Радуйся, Мати целомудрия; Радуйся, покрове и ограждение девства. Радуйся, Еюже ликовствует все множество верных; Радуйся, Еяже ради рыдает демонское полчище. Радуйся, всех христиан вожделенная Помощнице; Радуйся, всех скорбящих Радосте. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 4

Бурю смятений и крамолы врагами воздвигнутую в стране нашей утолити тщащься блаженный Ермоген, списатель чудес Твоея, Богомати, иконы, слезно пред нею моляшеся и, видев, яко воинству православному в щит и победное знамение Твоя икона даровася, верою укрепляемый до конца живота своего, вопияше Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше православнии воини откровенную Преподобным Сергием святителю Арсению тайну, яко предстательством Богоматере суд об Отечестве нашем преложен на милость, икону Богоматерню, яко знамя победное, приимше, исхитиша матерь градов русских из рук супостат и
возопиша Заступнице христиан: Радуйся, Мати Бога Вышняго; Радуйся, яко за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего. Радуйся, яко всем твориши спастися в державный Твой покров прибегающим; Радуйся, Заступнице всех сущих в скорбех и болезнех. Радуйся, всем молящимся сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом полезная дарующая; Радуйся, избавление зол всем, невозвратно надежду имущим на Тя. Радуйся, тихое и доброе пристанище; Радуйся, скорая Помощнице. Радуйся, готовый и теплый покрове спасения; Радуйся, источающая нам неоскудныя милости. Радуйся, пред-варяющая на помощь; Радуйся, избавляющая от всех бед. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 5

Боготечная звезда явися Твоя, Богомати, икона, всю страну Российскую обтекающая, лучами чудес Твоих осиявающая всех блуждающих по морю страстнаго жития, мрак печалей и мглу всяких недуг и скорбей прогоняющая и наставляющая на путь спасения с верою к Тебе притекающих и вопиющих к Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видев царь Петр, яко от святыя иконы Богоматерни благодатию Божиею содеваются многия чудеса, приемлет ю в путеводительницу воинству своему и в день брани на свеев в щит и покров, и победив до конца врага с помощию Богоматере, тем камень совершенный во основание новаго царствующего града положи, икону же Твою чудную, яко освящение, яко щит и ограждение, в сердце града поста-ви. Сего ради вопием Пречистей: Радуйся, жилище и доме Христа Бога нашего; Радуйся, вместилище неизреченныя Его славы. Радуйся, граде одушевленный, присно царствующий; Радуйся, палато преукрашенная. Радуйся, Радосте градов и весей; Радуйся, непобедимое христиан в бедах хранилище и предградие. Радуйся, Церкве Православныя похвало; Радуйся, Русской земли утверждение. Радуйся, христолюбиваго воинства Помощнице; Радуйся, врагов одоление. Радуйся, от бед избавление; Радуйся, Матерними Твоими щедротами всех посещающая. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 6

Предстояще пред пречистым Твоим образом архиереев сословии и вси людие, монаси и мирстии, проповедуют, Госпоже Богородитель-нице, великия Твоя милости, яко грады ограждаеши, обители покрываеши, веси защищаеши, и, ведуще Тя воистинну Помощницу сильну и непобедиму, со слезами приносят Ти молитвы, да простреши к Сыну Твоему Богоносныя руки за люди Твоя, во еже избавити нас от всех бед и напастей, да благодарне вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявши просвещение истинное и отгнавши древле лесть агарянскую во новопросвещенней стране Казанской, ныне во всех градех российских светиши светом чудес и милостей: притекающий бо с верою ко Твоей иконе цельбоносней скорбей избавление, недугов исцеление и радости всякия исполнения приемлют, вопиюще Тебе усердно: Радуйся, неистощимый источниче святыни; Радуйся, многотекущая реко Божественная благодати. Радуйся, грешных с Богом примирение; Радуйся, грехов наших очищение. Радуйся, благочестия Наставнице; Радуйся, в добрых делех утверждение и помоще. Радуйся, добрыя обеты приемлющая; Радуйся, благим намерением способствующая. Радуйся, злыя начинания разрушающая; Радуйся, вражия козни расторгающая. Радуйся, скорая человеком Помощнице; Радуйся, милость сугубо нам подающая. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 7

Хотящу народу православному исповедати милости Преблагос-ловенныя Царицы Неба и земли и по силе благодарственная принести о избавлении его от нашествия иноплеменных, дивному храму, созданному в честь пречудныя иконы, победная в дар принесе, да вси памятующе милость Богоматере, спасшия град сей и страну, выну воспевают Богу благодарными усты: Аллилуиа.

Икос 7

Стольному граду России святая икона Твоя, Богомати, воистинну явися благая Одигитрия, якоже древле Цареграду: к Тебе бо прибегают людие, помощи Твоея на начало пути и дел своих просяще и благодарственная приносяще моления пред пречистою иконою Твоею за избавление от скорбей и напастей, Тебе Помощницу и Заступницу крепкую ведают. Темже благодарственно вопием Ти: Радуйся, Российския страны покрове; Радуйся, Православия в ней ограждение и утверждение. Радуйся, несокрушимый щите воинов наших; Радуйся, броне их неуязвимая. Радуйся, козни врагов обличающая; Радуйся, яко паучину их растерзающая. Радуйся, нечестия обличение; Радуйся, крамолы разрушение. Радуйся, юных от заблуждений исправление; Радуйся, старцев утешение. Радуйся, душевредных учений низложение; Радуйся, душеполезных знаний дарование. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 8

Странно и сумнителъно неверующим слушати, како от иконы Твоея токи благодати истекают, воня животная благоухает: мы же, верующе слову, реченному Тобой, Владычице, к первонаписанней иконе: «С тобой Моя благодать и сила», уповаем, яко и с сею иконою благодать Твоя выну: темже благоговейно предстояще лобызаем ю, поклоняемся ей, яко Тебе Самей сущей, честь бо иконы на первообразное восходит, и Твоя благодать сею иконою знамения и чудеса содевает всем с верою притекающим к Тебе и вопиющим Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся бывши горе, к Небесным взята, и земных не оставляеши, Богомати, священным Твоим предстательством: имаши бо матернее дерзновение ко Христу Богу нашему. Темже утверди в мире глубоце православных житие и вся полезная всегда даруй рабом Твоим, да величающе воспеваем Ти: Радуйся, Невместимаго вместилище; Радуйся, осененная силою Вышняго. Радуйся, прозябшая Клас Небесный; Радуйся, мир весь душепагубнаго глада избавльшая. Радуйся, выну ходатайствующая за род наш; Радуйся, яко много может молитва Твоя пред Сыном Твоим и Богом. Радуйся, всех нас при Кресте Сына Твоего усыновившая; Радуйся, всегда Матернюю любовь к нам являющая. Радуйся, Ходатаице вечных благ; Радуйся, и во временней жизни полезная нам подающая. Радуйся, известное прибежище наше во всех скорбных обстояниих; Радуйся, несомненное утешение в печалех. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 9

Всякаго естества ангельскаго превышшая явилася еси, Пресвятая Дево: Бога бо зачала еси плотию, Невместимаго всеми вместила еси во утробе Твоей, на руках носила еси Носящаго весь мир дланию: темже, яко Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим вели-чающе Тя, вопием о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе, Богородице: недоумеет бо всяк язык благохвалити Тя по достоянию, изумевает ум пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, приими и от нас архангельский глас, Тебе вопиющих: Радуйся, Благодатная; Радуйся, яко Господь с Тобою. Радуйся, Благословенная в женах; Радуйся, обретшая благодать у Бога. Радуйся, родившая Спасителя миру; Радуйся, Мати Сына Божия. Радуйся, Родительнице Вечнаго Царя; Радуйся, израстившая нам плод живота. Радуйся, освященная Духом Святым; Радуйся, осененная силою Всевышняго. Радуйся, верная Рабо Господня; Радуйся, яко Тя блажат вси роди. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 10

Спасти хотящи многия от находящих зол, скорбей и болезней, чудную икону Твою, Богомати, даровала еси, еяже ради слепии презирают, хромии ходят, разслабленнии возстают, беснующиися исцеляются, земли плодоносие подается, людие от смертоносныя язвы избавляются, грады и домы от огня спасаются: темже прославляюще Бога, дающаго нам таковыя милости, вопием Ему усердно: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси, Богородице, стране Российстей, градом ограждение и слава, православному воинству на враги укрепление. Темже, благодаряще Тя, вопием: Радуйся, прославляющих Тя прославляющая; Радуйся, не чтущих Тя посрамляющая. Радуйся, врагов устрашение; Радуйся, от нашествия иноплеменных избавление. Радуйся, воинов крепосте; Радуйся, в дни брани забрало и ограждение. Радуйся, в дни мира живоносный саде, увеселяющий сердца верных; Радуйся, оружие, егоже трепещут демони. Радуйся, спасительный елей, умащающий греховныя раны кающихся; Радуйся, теплое наше упование. Радуйся, несумненная наша Надеждо; Радуйся, тихое и доброе пристанище. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 11

Пение хвалебное и благодарственное приносят Тебе, Владычице, припадающе ко иконе Твоей и любезно лобызающе ю, дев лицы, под державным покровом Твоим тихое и мирное иноческое житие провождающии, и возложивше на Тя все упование, радостно вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Яко светоприемную свещу, зрим Твою честную икону, Пресвятая Владычице: та бо невещественный огнь благодати Твоея восприемши, и в подобиих ея новы возжигает светильники, причастны тояжде силы благодатныя, и озаряет чудесы, наставляющи на путь спасения всех вопиющих Ти сице: Радуйся, Невесто Неневестная; Радуйся, Богоизбранная Отроковице, Мати Дево. Радуйся, добрая Наставнице непорочнаго девства; Радуйся, Хранительнице ревнующих о чистоте. Радуйся, жен похвало; Радуйся, дев величание. Радуйся, вдов заступление; Радуйся, сирот призрение. Радуйся, нищих Питательнице; Радуйся, нагих одеяние. Радуйся, печальных утешение; Радуйся, скорбящих веселие. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 12

Благодать дати восхотевши почитающим Тя с любовию, Богородительнице, присущего Ти силу благодатную оставила еси во святых Твоих иконах, ибо Божественная благодать, спребывающи тем (иконам), знамения и чудеса выну содевает и душевных и телесных недуг исцеление всем с верою приходящим подает Твоими Богоматерними непрестанными к Богу молитвами о вопиющих Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твоя чудеса, бывшая в древняя и настоящая времена, хвалим Тя, яко Живоносный Источник благодати, яко неистощимую реку чудес, яко бездну милости и щедрот, и все упование по Бозе возлагающе на Тя и в сей и в будущей жизни, прославляюще Тя, вопием: Радуйся, христиан непостыдное упование; Радуйся, верных спасительное прибежище. Радуйся, ненадежных надеяние; Радуйся, отчаянных спасение. Радуйся, бане, омывающая совесть; Радуйся, росо, оживляющая души. Радуйся, болезней врачевство скорое и безмездное; Радуйся, от всех бед быстрое избавление. Радуйся, Утешительнице во всякой скорби; Радуйся, из глубины погибели спасающая. Радуйся, отрадо в день смерти; Радуйся, единая Надеждо и по смерти. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 13

О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, приими ныне малое сие моление и, величия ради благости Твоея и бездны щедрот Твоих, не помяни множества грехов наших, но исполни во благих прошения наша, подавающи телу здравие, души спасение, избавляющи от всякия нужды и печали и Царствия Небеснаго наследники сотворяющи всех верно вопиющих Богу: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Празднование Казанской иконы Божьей Матери установлено совершать два раза в год: 8/21 июля - в честь ее чудесного обретения и 22 октября/4 ноября в честь избавления Москвы и Руси от польского нашествия.

4 ноября/22 октября - «Осенняя Казанская».
В октябре 1612 года русское ополчение во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польско-литовских захватчиков. Перед решающей битвой русские молились перед Казанским образом Божией Матери. Победа была одержана благодаря заступничеству Богородицы, поэтому в честь ее иконы установили праздник. Сначала он был только московским и казанским, а в 1649 году стал отмечаться во всей Руси. До Октябрьской революции этот день (4 ноября по новому стилю) был нерабочим. С 2005 года традиция восстановлена, государственный праздник назван «Днем народного единства» и является выходным.

8/21 июля - «Летняя Казанская».
День обретения Казанской иконы Божией Матери празднуется с XVI века. Икона была чудесным образом явлена людям в 1579 году, после того как практически половина Казани была уничтожена пожаром.

История становления праздника подробно изложена в разделе «События из истории иконы». 8 июля и 4 ноября в церкви совершается одна и та же служба. Кондак звучит следующим образом: «Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, - скорой помощнице, готовому и теплому спасению, - к покрову Девы. Ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от всяких бед и зол, благонравныя и богобоящияся рабы Своя». Таким образом, о Казанской иконе Божией Матери говорят как о защитнице Русской земли. Богородица хранит нас и благословляет.

С большим почтением относится к чудотворной Казанской иконе Божией Матери русский народ. Она есть в каждом городе во многих церквах и домах. Через этот образ Богородица становится Помощницей и Целительницей. С душевной бедой или физическим недугом обращаются к ней православные, и происходит чудо. Недаром Россия называется Богородичной, более 500 икон Божией Матери явили себя как чудотворные.
В день празднования Казанской иконы Божией Матери архимандрит Кирилл (Павлов) говорил о том, что нужно обращаться с молитвой к Царице Небесной, которая помогает нам идти по пути к спасению. Она всегда заступается за нас, не забывает нас, бережет и спасает от зла. Богородица ходатайствует в молитвах за нас пред Богом. Она видит всех: тех, кому угрожает опасность от врагов, кого одолевают скорбь и болезни.
Любя весь человеческий род, Она замечает каждую нашу слезу, всякую беду и просто вздох и непрестанно молит Своего Божественного Сына и Господа о милости к людям и избавлении их от всякого зла. Если вдруг случилась беда, нужно вспомнить об этом и позвать Матерь Царицу Небесную, и она тотчас придет и поможет.

История и значение иконы Казанской Божией Матери

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это - знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.

Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга - главный водный путь страны - стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики - святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом († 1567; память 6 ноября).

Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.

Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, - говорит летописец, - сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.

Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор - первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца - Иосиф и Никита.

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский († 1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись «Повести» - автограф Святейшего Патриарха Ермогена - целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.

Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля) и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.

В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского († 1584), увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.

Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605-1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия - священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.

В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите... везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.

Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.

Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».

Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня - Кремль.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.

В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.

В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год - как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь...

В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».

Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.

Совершенно особенной любовью и почитанием именно в России пользуется Казанская икона - каждый верующий сразу понимает, о каком образе идет речь. Именно этот образ дарится новой повенчанной паре, как хранитель очага и семейная реликвия. Уникальная история появления, чудеса, случившиеся по молитвам православного люда возле образа - все это делает Казанскую Богородицу совершенно особенной, среди тысяч других икон.


Девочка Матрена и пресвятая Дева - история иконы

В названии отражается история появления Казанской иконы - была она явлена в г. Казани при весьма необычных обстоятельствах. Это был период после сильного пожара, пострадала добрая половина Кремля, иноверцы начали говорить о том, что христианский Бог гневается на Свой народ.

Отроковица (так называют детей от 6 до 14 лет) по имени Матрена увидела во сне Пречистую Деву, которая сказала ей отправиться на поиски образа. Девочка рассказала о своем сне родителям, но они не приняли его всерьез. Но видения повторялись, и вот наконец мать сдалась - она сама пошла на пепелище. Там была обретена икона Царицы Небесной, которая именуется явленной (чтобы отличать «оригинал» от множества последующий копий).

Весть о чудесной находке моментально облетела весь город, правящий архиерей явился под звон колоколов, чтобы поклониться святыне. Во время первого же крестного хода по городу, возле образа прозрело двое сле пых. В летописи святителя Ермогена, который был очевидцем многих из перечисленных событий, зафиксировано еще 16 чудес:

  • паломник из другого города избавился от неизлечимой болезни (какой - не указано);
  • слепой младенец прозрел;
  • невестка некоего боярина исцелилась от болезни ног;
  • вышли бесы из нескольких женщин - подобные же события происходили, наверняка, и в остальное время, ведь к образу сразу потянулись страждущие.

Образ стал храниться в ближайшем храме, а на месте чудесного события Иван Грозный выстроил монастырь: Матрена с матерью стали там инокинями. В 1594 г. состоялась закладка Казанского собора, куда жертвовали много драгоценностей и золота. Например, Екатерина II подарила иконе новую ризу с собственными бриллиантами.


Описание Казанской иконы Божией Матери

Узнать образ можно, прежде всего, по тому, что на нем - сокращенное по плечи изображение Богородицы. Это один из вариантов «Путеводительницы» - ведь Царица Небесная есть дорога к Христу.

  • Она является земной Матерью Иисуса.
  • Богородица молится о спасении всего человечества.
  • Человеческая природа святой Марии объединяет каждого верующего через нее с Христом.

Голова Божией Матери немного наклонена к сыну - это и знак материнской любви, и поклонение Богу. Младенец же благословляет Марию, и всех людей в ее лице. Взоры обеих фигур направлены к молящимся людям, как бы подчеркивая единение Божественной и человеческой природы.

Богословское значение Казанской иконы - указать верующим истинный Путь к спасению, который лежит через Христа. Только Божия Матерь имеет настолько сильное дерзновение к Спасителю, что может ходатайствовать перед Ним за всех верных. Эта мысль явно прослеживается именно в иконах типа «Одигитрия», где святая Мария указывает на Богомладенца рукой. Но поскольку данный образ выполнен в укороченном варианте, этого жеста просто не видно (хотя он подразумевается).


Ризы явленного образа

Многие верующие видели списки Казанской иконы, практически полностью покрытой жемчугом, драгоценными камнями. Как свидетельствуют письменные документы и фото конца прошлого века, икона действительно имела такой оклад. Причем он был не единственным.

Праздничная риза была сделана из золота, на нее надевалась еще одна - украшенная жемчугами, алмазами и т.д. В обычные дни надевали оклад другой, не менее красивый - московские мастера сплошь покрыли его жемчугом, золотые венцы - розами из бриллиантов. Именно на этом окладе красовалась и царская корона.

Небольших размеров явленная икона имела двойной кивот. Внутренняя рама содержала также 12 небольших икон (клейм): праздники в честь Господа и Божией Матери, и обретение чудотворного образа.

Подвиг Святителя Ермогена

Значение Казанской иконы велико именно для истории русского народа - с момента ее появление Россия стала просвещать светом Православия восточные народы, как будто Царица Небесная заново открыла Азию. Особое покровительство на этом не закончилось.

Во время Смутных времен престол Патриарха занимал святитель Ермоген, очень переживавший из-за распрей внутри страны. Не давали покоя стране и поляки. Захватить власть было тем проще, чем больше нападали друг на друга сами жители России, стремясь захватить больше власти. Наводнили страну бандиты.

Будучи под арестом, Патриарх делал, что мог - он составил обращение во все концы, стремясь вразумить и объединить страну, которой угрожало полное порабощение. Он напоминает людям, что они забыли о Боге, грабя и убивая собственных братьев по вере. Слова святителя достигли своей цели, начало формироваться ополчение - дальнейшая история всем хорошо известна.

Присоединившись к войску Пожарского и Минина, жители Казани приносят с собой и святой образ. С тех пор считается, что Казанская икона помогает одерживать победу над врагами. Ведь именно она тогда стала той духовной силой, которая объединила Россию. Осенью 1612 г. в Кремле состоялся крестный ход, образ Божией Матери был оставлен в храме на Лубянке, затем перенесен в Казанский собор, построенный в честь победы над поляками.

В каких бедах помогает Казанская икона

Временами кажется - силы на исходе, и единственная помощь может прийти лишь с небес. Тогда следует взять паузу, прочитать молитвы около Казанской иконы. Не зря она зовется Путеводительницей - наставит на правильную стезю, сохранит от неверных решений. Иногда Царица Небесная является людям во сне и прямо говорит, что надо сделать. В чем еще помогает Казанская икона Божией Матери?

  • Скорби житейского характера.
  • Исцеление плохого зрения.
  • Можно просить за сыновей, ушедших в армию или несущих военную службу.
  • Молодожены молятся о сохранении мира в отношениях.
  • Женщины просят о процветании своего дома.
  • Особое покровительство - детям, образ можно поставить возле кроватки.

Существует специальный акафист, посвященный Казанской иконе. Его можно читать как ежедневно, так и в день церковного празднования. Молиться в храме или дома - особого значения не имеет. Иногда прихожане читают акафисты по очереди, таким образом, он каждый день будет звучать в храме перед образом. На подобные молитвы нужно взять благословение настоятеля.

Слушать акафист Казанской иконе Божией Матери

Исчезновение иконы

В самом начале прошлого столетия, а именно летом 1904 г. грабители проникли в собор, привлеченные богатыми украшениями, имевшимися на ризе.

После поимки разбойники утверждали, что икону уничтожили, а украшения продали по частям . Следствие зашло в тупик - Казанская икона Божией Матери пропала.

Спустя десятилетия некий образ появился за границей - хотя сама икона оказалась копией, риза весьма похожа на украденную. Вскоре образ был приобретен Ватиканом, где хранится по сей день.

Сразу же на Россию посыпались удары, которые закончились революцией. Но благочестивые верующие не теряют надежды, что подлинный чудотворный образ еще вернется в Россию.

Пребывание известных копий

Где сегодня находится икона Казанской Божий Матери? Местонахождение чудотворного образа, явившегося девочке Матроне, неизвестно.

Зато в России много чтимых списков. Самый известный, конечно, в соборе на Красной площади столицы.

Известный список находится в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе (Невский проспект). Его привезла вдова Иоанна пятого, царица Прасковья в начале 18 в.

Этот образ внешне отличается от оригинального. Он намного больше по размеру (60Х50 см), пропорции имеет квадратные, характерные для того периода. Младенец Христос находится дальше от Матери, благословляющий жест другой формы. Изображения ликов также выполнены в других традициях.

Почитаемая Казанская икона Божией Матери долгое время хранилась у Папы Римского Иоанна II. Список датируется серединой 18 в., драгоценный оклад более поздний. Образ был вывезен из России после революции. Некоторое время считалось, что это именно та икона, которая была найдена на пожарище в Казани. Коллекционер из Англии предлагал ее выкупить архиепископу Сан-Францисскому (Зарубежная Православная церковь), но средств не нашлось.

В 1963 г. образ был доступен для поклонения на выставке в Нью-Йорке. Чтобы выкупить его, не хватало средств, предлагалось написать сценарий для Голливуда, повезти икону в Россию, но архиепископ Иоанн отверг все эти предложения. В итоге святыня была выкуплена католической организацией.

Ватиканский список отличается от явленного размером, хотя риза похожа на оригинальную. Икона была возвращена РПЦ в 2004 г., в праздник Успения Божией Матери. В следующем году Патриарх Алексий благословил передать ее в Казанский монастырь.

До настоящего времени образ находится в Крестовоздвиженском монастырском храме, где пользуется заслуженным уважением верующим, привлекает массу паломников со всего мира.

Роль святого образа в 20 - 21 веке

Значение Казанской иконы не стало меньше со временем. Во время Великой Отечественной, маршал Г. Жуков ездил с образом к солдатам, чтобы они могли помолиться своей Небесной Покровительнице. Молебны служились и в Ленинграде, и в партизанских отрядах. В 1943 г. началось возрождение Православия, стали открываться храмы, возрождались монастыри, духовные семинарии.

Настоятелем Казанского храма под Сталинградом был св. Серафим Вырицкий. Днем и ночью он возносил Богу молитвы, молился народ и перед Казанской иконой накануне сражений. Существует легенда, что во время штурма Москвы, самолет с иконой облетал линию фронта. Россияне связывают победу в этой страшной войне с заступничеством Матери Божией.

Новые церкви и монастыри в честь образа особенно часто возводятся на границах страны (во Владивостоке, например). Как и до революции, Казанская икона является полковым образом. В честь 60-летия Победы для Центрального военного госпиталя был отстроен храм в ее честь.

Не иссякают чудеса по молитвам Казанской иконе и в наше время, зафиксированы они по всей России от Иванова до Екатеринбурга. Особым духовным знаком верующие считают мироточение. Случилось истечение мира (благовонного масла) из Казанского образа в годовщину повторного открытия Оптиной пустыни.

В Смоленске образ Богородицы начал плакать (1991 г.), несколько лет спустя в Казанском храме (с. Пучково) храмовая икона стала кровоточить - ее признали местной святыней. Зафиксированы в разных епархиях многочисленные случаи исцеления .

Пока будет продолжаться на земле жизнь, не оскудеет и помощь верующим от Царицы Небесной. Неважно, возносятся молитвы чудотворной Казанской иконе, или около обычного бумажного образа, вырезанного из календаря. Главное, чтобы молитва исходила из самого сердца, тогда она обязательно будет услышана.

Молитва Казанской иконе Божией Матери

Тропарь, глас 4

Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и в скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Православные христиане с почитанием относятся к иконе Божьей матери. Это объясняется многочисленными чудесами, которые связаны с чудотворной иконой. В честь казанской иконы построены одноименные храмы и церкви. А в церковном календаре явление иконы отмечено праздничными датами, одна из которых припадает на 21 июля – день перового явления в Казани.

21 июля – праздник Казанской иконы Божьей матери, история чудесного явления

История чудесного явления иконы произошла в 1579 году. Вера христиан была еще не настолько крепка, чтобы противиться испытаниям. Немилостивое испытание выпадает на плечи казанских жителей.

Лучи палящего солнца не способны пробить столбы пыли и пепла. Страшный пожар, полыхающий здесь неделю, безжалостно уничтожил церковь Николы.

Пламя охватило и Казанский Кремль. Как ни старались мужики, не удалось потушить – и зарево стояло над градом многие часы. Ужас охватил женщин и малышню. что будет, если не получится остановить стихию и пламя перебросится на дома. Ведь совсем скоро зима, и никак не успеть отстроить новое жилище.

А противники церкви ехидно усмехались, что ж ваш бог допустил пожар – не уберег своего храма. И многие усомнились в вере. Может это знак недовольства Бога, что люди обратились к Христу.

Старания были напрасными – и пожар все же смог уничтожить многие дома. Началось строительство.

Некогда горевать, да и помощи ждать не от кого.

Совсем скоро холода – и работа закипела в ускоренных темпах. В заботах проходили и дни погорельца Даниила Онучина.

А вот дочери стрельца Матроне совсем непонятны были родительские хлопоты. Девятилетняя девчушка и рада была, что мать с отцом не запрещают интересных забав. И было малышне, чем увлечься.

Целый день проводили исследовательские раскопки на пожарище. То камешек интересный найдется, то стеклышко диковинное. Только к вечеру, угомонившись, Матрона прибегала домой и быстро засыпала.

Но одной ночью проснулась девчушка от необычного сна.

Сама Дева Мария приходила к ней, озарив ярким светом. И рассказывала, где на пожарище найти икону чудотворную. Испугалась девчушка – и не понять, то ли сон то был, то ли видение.

Уставшие родители заругались на дочь. Сны не все от Бога, а видения бывают только у святых. Так что остался необычный сон Матроши без внимания.

Но видение повторяется на следующую ночь, и через день. Решили все же родители проверить, а вдруг неспроста Матрона каждую ночь видит Богородицу.

И отправились Матрона с матерью на пожарище в указанное место. Начали копать. Еще немножко, еще и, о чудо, что это, неужели икона. Достали они сверток, а там действительно, икона Божьей Матери.

Как же икона оказалась в земле? Скорее всего, таким способом первые христиане спасли икону от посягательств иноверцев.

Весть о находке быстро облетела соседние селения. И поспешили священники к чудесному месту.

Архиепископ Иеремия принял икону и велел перенести в храм святого Николая.

Проведя молебен, икону переносят Крестным ходом в первый православный храм города Казань – Благовещенский собор.

Чудотворная сила иконы проявилась еще в пути. Два слепца из Казани Никита и Иосиф прозрели во время Крестного хода. И поспешили к иконе вереницы страждущих, и даже те, кто еще вчера усмехался, усомнившись в вере.

Просили паломники икону вернуть здоровье, благости для великих дел, помощи в ответственных событиях.

Сам Иван Грозный был настолько поражен историей обретения иконы, что тут же велел начать строение Казанского собора и женского монастыря.

Именно в этом монастыре Матрона и ее мать в последствии приняли монашеский постриг.

Чудеса иконы Казанской Божьей Матери

Икона Божьей Матери является путеводительницей, и многие православные нашли свой путь благодаря святому образу.

С иконой Казанской ополчение выступило в сторону Москвы в Смутные времена и смогло освободить град от самозванцев.

В 1636 году в Москве был возведен самый знаменательный храм – Казанский собор. Именно в тот храм позже перенесли чудотворную икону.

Петр I со своими воинами впредверии важной битвы – Полтавского сражения обращался именно к иконе Казанской Богоматери, которая находилась в селе Каплуновка.

В войне с Наполеоном солдаты шли в бой с образом Казанской Божьей Матери. Именно 22 октября в день празднования явления Казанской иконы была одержана крупная победа над французами после ухода тех из Москвы. День начался со снегопада и сильных морозов, что стало одной из причин таяния армии противника.

Но не только воинам и освободителям указывает путь святой образ. Именно этой иконой благословляют молодых на совместную жизнь родители. Многие чудеса связаны с иконой, ставшей любимой на Руси.

Празднование чудотворной иконы Казанской Божьей матери

Прежде всего, с этого дня в селениях начиналась уборочная.

Но для деревень и городов, где икона была престольной, 21 июля был праздничным и нерабочим днем.

Трудиться в такой день было грешно.

Поэтому организовывали праздничные гуляния, на которые собирались и жители соседних деревень. Обязательны были угощения и песни под гармонь.

Пели коротенькие песенки и частушки. Молодежь устраивала танцы на улицах. Праздник мог продолжаться и несколько дней.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх