Как давид победил голиафа. Давид и голиаф в библии - легенда. Победа Давида над Голиафом

Библейская история Давида и Голиафа популярна не только у христиан, она известна и людям, не имеющим отношения к религии. Популярность ей принес практически фантастичный сюжет: молодой пастушок сражает насмерть при помощи пращи и обычного речного камня воина-скалу, филистимлянина Голиафа. Исследователи Библии делают акцент на вмешательство Всемогущего, но так ли это на самом деле?

Историческая справка: кто такие филистимляне

Чтобы вникнуть в библейскую историю, стоит упомянуть о сути конфликта израильтян и филистимлян.

После того как освобожденные Моисеем из египетского плена евреи вступили на обетованную землю, Ханаан, их стали одолевать местные воинствующие племена, в том числе филистимляне. Интересен факт, что филистимляне не являлись исконным народом Ханаана: согласно Библии, это племена, пришедшие на обетованную землю с острова Крит. Покинуть насиженные места их заставили неурожаи и голод. Сначала филистимляне начали продвигаться в сторону Египта, но потерпели поражение от армии Рамзеса III. Египтяне поработили часть народа, а другой части была отдана для заселения ханаанская земля: область в долине реки Иордан. Сейчас эта территория принадлежит Палестине. Филистимляне создали пять независимых городов, в каждом из которых правил свой князь. В то же время народ был един в ведении войн.

Поселившийся на обетованной земле еврейский народ постоянно подвергался нападению филистимлян. Израильские цари Самуил, Саул, Давид вели с ними ожесточенные войны. След филистимлян встречается еще в одной известной библейской истории о силаче Самсоне. Могущественному иудею Далила, филистимлянка, отрезала волосы - секрет силы, помогавшей Самсону побеждать ее народ. Именно благодаря филистимлянам происходит становление израильского царства: ведь нужно было отражать атаки воинственного племени.

Почему же филистимляне одерживали победы над божьим народом? Ответ кроется в их искусстве ковать железо. А вот согласно Библии, у израильтян не было ни одного кузнеца. Победить филистимлянское войско смог только царь Давид. Он, захватив город Едом, завладел ископаемыми Синайского полуострова и выведал секрет изготовления оружия из железа. Израильский народ стал жить в относительном спокойствии, тем не менее изредка наблюдались одиночные набеги филистимлян. Окончательно покончил с ними богоугодный израильский царь Езекия.

Давид - пастух, ставший царем

Давид был вторым царем израильтян. Но прежде чем взойти на престол, он перенес множество побед и лишений. Выросший в семье богатого землевладельца, Давид с детства тяготел к природе, любовался божьим творением, учился сострадать и быть великодушным. Именно эти качества впоследствии сделают его одним из самых могущественных и справедливых царей. До сих пор Давид почитаем евреями, о нем знают не только люди, близкие к христианской вере, но и далекие от нее. Потомок колена Иуды, Давид, упомянут в родословной Иисуса Христа.

Начинал будущий царь с выпаса овец - это была его обязанность как младшего в семье. Именно молодым пастушком мы впервые встречаем его в Библии. Но уже здесь подчеркнуты его красота, статность и смелость. История Давида как победителя филистимлян начинается с его поединка с могучим воином Голиафом. Этот эпизод перевернул жизнь молодого пастушка, сделав его народным любимцем, а впоследствии великим царем Израиля.

Время его царствования по праву считается золотым веком еврейского государства. Давид проводит экономические, политические реформы, избавляет страну от частых набегов филистимлян.

Давид был прекрасным музыкантом и певцом: его песнопения до сих пор живут в библейской книге «Псалтырь».

Давид и Голиаф: начало противостояния

Известность и народную любовь принес Давиду его поединок с могучим филистимским воином Голиафом.

Сорок дней продолжалось противостояние израильского войска под руководством царя Саула и филистимлян. Последние, чувствуя свое превосходство, всячески унижали и оскорбляли не только воинов Израиля, но и Бога. Особенно активным был самый сильный и устрашающий воин по имени Голиаф. Он выступил вперед, сверкая тяжелыми латами, доспехами, щитом и мечом. Никто из войска Саула не рискнул выйти с ним на бой. Такова была древняя традиция: сначала воюют два самых сильных воина от каждой стороны.

Ничего не подозревающий Давид в это время занимался своим привычным делом: пас овец. За армию Израиля воевали его старшие братья. Так как противостояние двух сторон затянулось, отец попросил Давида отнести братьям немного еды. Очутившись в стане Саула и его воинов, Давид возмутился, почему никто не дает отпор Голиафу, так оскорбляющему израильский народ? Не найдя ответа, юноша решил защитить честь своего народа. Так, Голиаф и Давид встретились в первый и последний раз.

Победа Давида

Царь Саул поражен смелым решением юноши. Он предлагает Давиду хорошие доспехи, дабы хоть немного защитить его от могучего Голиафа. Юноша отказывается, ибо броня сковывает движения и непривычна ему. Все, что делает молодой человек, - это спускается к ручью и набирает речных камней для своей пращи - того, чем Давид поразил Голиафа впоследствии.

Давид не боится смерти: главное для него - защитить честь своего народа и не дать «поносить» Бога. Увидев хрупкого юношу, вышедшего на бой с великаном-Голиафом без доспехов и меча, с несколькими камешками и пращой, филистимляне еще больше начинают поднимать на смех евреев. «Я иду против тебя во имя Бога Израиля», - говорит Давид, и Голиаф замолкает. Великан видит камень, летящий в его голову из пращи юноши. Давид поражает великана прямо в голову, и тот падает замертво. Взяв меч Голиафа, юноша отрубает ему голову, и вот так Давид с головой Голиафа повергает опешивших филистимлян в бегство. Израильская армия нагоняет их и разбивает. В столицу Давид приезжает победителем.

Миф или реальность?

До сих пор между исследователями Библии и атеистами ведутся споры о правдоподобности этой библейской истории. Сомнению подвергаются даже сами Голиаф и Давид. Атеисты мотивируют свою точку зрения тем, что нет никаких реальных доказательств, артефактов или письменных свидетельств существования одного и второго библейского героя.

С другой стороны, еще Иосиф Флавий, римский историк, писал о том, что поединок такой в истории был. Кроме того, в 1996 году найдены археологические доказательства того, что Голиаф и Давид существовали.

В долине Иудейских гор был обнаружен скелет почти трехметровой длины с отделенной головой, в которой застрял камень. Проведя ряд исследований, археологи выяснили, что временной промежуток, к которому принадлежит данный скелет, - примерно 3000 лет до нашей эры. Таким образом, было доказано, что история, скорее всего, - не миф, а реальность.

Давид и Голиаф в искусстве

История противостояния безоружного пастуха и могучего воина на протяжении многих веков привлекает деятелей искусства. До сих пор люди задумываются о том, как Давид победил Голиафа. Скульпторы, художники, деятели кинематографа снова и снова обращаются к этой теме. Тициан, Караваждо, Гвидо Рени - лишь немногие художники, на картинах которых запечатлена история поединка.

Скульпторы Донателло, Микеланджело, Лоренцо Берини увековечили героев в камне. Голиаф и Давид фигурируют на фресках и предметах христианского культа. На эту тему не раз снимались художественные фильмы. Например, лента Фердинандо Балди (1960 г.), мультипликационный фильм, вышедший в США в 2003 году, документальный фильм BBC с одноименным названием.

Как можно увидеть, история Давида и Голиафа жива, она волнует человечество до сих пор. Христианам она дает мощнейший заряд веры, а светским людям - повод к размышлению о смелости, чести и достоинстве.

Обращение к теме этой ветхозаветной легенды вызвано двумя причинами. Рассказывая в постах рубрики «Легенды и мифы» о Вирсавии, помещая картины Давида с арфой в тему «Музыкальные инструменты», я был абсолютно уверен, что и о великане Голиафе шла речь. На днях я получил письмо от читателя под ником Cat с просьбой подсказать автора этой картины. (Если у кого-то есть информация, размышления и предположения по поводу этой картины, поделитесь ими в комментариях к посту!).

Ошибочно респондент посчитал, что на полотне голова Иоанна Крестителя, но общими усилиями знатоков сайта ARTinvestment.RU все же пришли к выводу, что на полотне изображен Давид и голова Голиафа. В результате этих «дебатов» я и обнаружил, что об этой легенде в моем Дневнике материала нет. А вот теперь есть!

Давид - царь Израильско-Иудейского государства (10 в. до н. э.), ветхозаветное повествование о котором придало ему черты эпического героя, царя-воителя. Согласно ветхозаветному повествованию, Давид - выходец из иудейского города Вифлеема, младший сын Иессея (из колена Иуды), пастух. Предание характеризует его как юношу, «умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах, и видного собою», пользующегося покровительством Яхве.

Голиаф - в ветхозаветном предании великан-филистимлянин из Гефа, побеждённый в единоборстве Давидом.

Рассказ о поединке Давида и Голиафа, отразивший борьбу израильских племён против филистимлян, содержит более всего фольклорно-сказочных мотивов.

Когда филистимляне собрали войска и стали против стана израильского, вперёд выступил Голиаф, великан-филистимлянин (ростом «шести локтей и пяди») из города Гат (Геф). Подробно описывается его вооружение: медный шлем, чешуйчатая броня (весом «пять тысяч сиклей меди»), медные наколенники и щит, копьё «в шестьсот сиклей железа».
Сорок дней выставлял себя филистимлянин, но не находилось никого в израильском стане, кто бы вышел на единоборство с ним.
И только юноша-пастух Давид, оставивший свои стада и пришедший в стан царя Саула, услышав, что Голиаф поносит израильтян, выражает готовность сразиться со страшным противником.

Борис Михайлов Юный Давид. 1999 г.

Анастасия Хохрякова Давид и Голиаф 2002 г.

Пьетро да Кортона Давид отнимает ягненка из пасти льва 17 в.

Пьетро да Кортона Давид убивает Голиафа 17 в.

Микеланджело Давид

Он отказывается от полного вооружения (т. к. к нему не привык), которое даёт ему Саул, и выступает против Голиафа только с пращой. Со словами: «Ты идёшь против меня с мечом и копьём и щитом, а я иду против тебя во имя... бога воинств израильских», - Давид поражает великана из пращи так, что камень вонзается в его лоб и он падает на землю.
Затем, наступив ногой на Голиафа, Давид отсекает ему голову. Это обеспечивает победу израильтянам.

Беноццо Гоццоли. Давид и Голиаф

Микеланджело David and Goliath 1509 г.

Julius Schnorr von Carolsfeld Давид и Голиаф

Эдгар Дега David and Goliath 1863 г.

Джеймс Тиссо Давид и Голиаф

Филистимляне, увидев, что силач их умер, обращаются в бегство.
Согласно более краткому изложению героического мотива поединка с Голиафом, победу над великаном одержал воин по имени Элханан. Многие исследователи полагают, что это и есть подлинное имя героя, тогда как Давид - его позднее прозвище.

Неизв. худ. Scenes from the Legend of David and Goliath 1450 г.
Pietro della Vecchia Saul and David with head of Goliath

Рембрандт David Presenting the Head of Goliath to King Saul 1627 г.

Никола Пуссен Триумф Давида

Никола Пуссен Триумф Давида 1627-30 г.г.

Илья Глазунов Гимн героям 1984 г.

Острицкий Аркадий Гершевич Давид и Голиаф 1994 г.

Давид с арфой

Пожалованный в царские оруженосцы, прославившийся в боях с филистимлянами, отваживавшийся на схватки со львом и медведем, искусный музыкант и поэт, Давид стал вскоре любимцем народа.
Он появляется при дворе израильско-иудейского царя Саула. По одной версии Давид был призван к Саулу, как певец-гусляр, чтобы успокаивать царя игрой, когда того тревожил злой дух. По другой - Давид снискал расположение Саула, одержав победу в поединке с Голиафом.

Ян де Брай David Playing the Harp

Интересно, что де Брай изобразил Давида старцем, хотя по легенде он был юношей. Правдивей образ выглядит у Рембрандта.

Рембрандт Давид играющий на арфе перед Саулом 1629 г.

Рембрандт Давид играющий на арфе перед Саулом 1655-60 г.г.

Николай Загорский Давид играет на гуслях перед Саулом. 1873 г.

А на двух следующих картинах изображен Давид-арфист, увлекающийся игрой на инструменте, уже будучи царем.

Ivsha King David

Часто Давида предстаёт как музыкант с инструментом (обычно арфой) в руках (книжная миниатюра Псалтири - т. н. Хлудовской псалтири 9 в., хранящейся в Историческом музее в Москве, Парижской псалтири Ю в.- в Национальной библиотеке в Париже и др.; каменная резьба фасадов церкви Покрова на Нерли и Дмитриевского собора во Владимире, 12 в., витражи Шартрского собора, 13 в.).
Сюда же можно отнести картины «Давид играет на арфе перед Саулом» художников Пинтуриккьо. Луки Лейденского, Рембрандта, М. Прети и других.

Давид снискал преданную любовь Ионафана, старшего сына Саула, добился руки царевны Мелхолы (Михали), дочери Саула. Но тем несноснее становится Давид для Саула (когда бы ни возвращались с очередного сражения, повсюду народ говорил: «Саул поразил тысячи, а Давид - десятки тысяч»).
Царь замышляет убить Давида. Давид бежит от Саула, скрываясь в пустыне, в пещере, в лесу. Сплотив вокруг себя вольницу, Давид держит в страхе население. Он переходит на службу к царю города Гат. В борьбе с Саулом Давиду удаётся расположить к себе жрецов из Новы, Саул же навлекает гнев поклонников Яхве, истребляя жрецов этой святыни.
После гибели потерпевшего поражение от филистимлян Саула и его сыновей военачальник Саула Авенир провозглашает царём Иевосфея (Ишбаала), оставшегося в живых сына Саула, Давид же провозглашён царём в Хевроне (т. е. над Иудеей).
Ишбаал вскоре был убит своими стражниками (Давид их публично казнит за цареубийство, демонстрируя свою непричастность к гибели Саулидской династии), затем Давид провозглашается царём и израильтянами, и иудеями.
«Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился, царствовал он сорок лет» - пишет Ветхий завет.

Давид и Вирсавия

Давид изображается как патриарх, как отец множества детей, рождённых его многочисленными жёнами и наложницами.

Педро Берругете Царь Давид 15 в.

Известностью пользуются рассказы о любви Давида к умной и красивой Авигее и особенно к Батшебе (Вирсавии), которую он увидел купающейся и затем взял в жёны, а мужа её, верного воина Урию Хеттянина, отослал на войну с аммонитянами заведомо на смерть.
Яхве наказывает Давида смертью младенца, рождённого Вирсавией, однако второй сын Вирсавии - Соломон оказывается угодным богу (пророк Нафан нарекает ему имя Иедидиа, «возлюбленный богом»).

Лукас Кранах старш. Давид и Вирсавия 1526 г.

Ян Массейс Давид и Вирсавия 1562 г.

Артемизия Джентилески Давид и Вирсавия 1640е г.

Ангелика Кауфман Нафан обличает Давида 1797 г.

Распря с сыном Авессаломом (начавшаяся с убийства тем Амнона, сына Давида, как месть за изнасилование Амноном, сводным братом Авессалома, Фамари, родной сестры Авессалома) перерастает в открытый мятеж, в ходе которого Давид вынужден бежать из Иерусалима. Эта распря оканчивается подавлением мятежа и гибелью царевича (он убит военачальником Иоавом).
Давид оплакивает сына (к недоумению тех, кто победой спас царя). Другой сын Давида - царевич Адония стремится воцариться при жизни престарелого отца, но пророк Нафан умело склоняет Давида назначить наследником Соломона.

Ветхозаветный образ Давида противоречив. Это, с одной стороны, свидетельствует о наличии достоверных сведений об исторической личности, а с другой - способствует развитию легенды путём усиления одних черт и сглаживания других.
Летописцы - современники Давида воплотили в его жизнеописании концепцию нелицеприятного божьего покарания порочного царя через пророков, уделив поэтому в книгах Царств значительное внимание описанию проступков Давида.
В книге израильского пророка Амоса Давид упоминается как искусный музыкант. По более поздней традиции ему приписывается составление псалмов (объединённых в библейской книге Псалтирь).
В книгах Исаии и Иеремии - пророков, живших в период нависшей над иудейским царством угрозы утраты независимости, выражены надежды на предстоящее восстановление «царства Давидова».
Образ Давида, потомки которого продолжали править в Иудейском царстве около 400 лет, до завоевания его в 587/586 до н. э. вавилонским царём Навуходоносором II, приобретает со времени вавилонского пленения черты бессмертного царя-спасителя.
Внешности Давида уделено внимание уже в ветхозаветных текстах: он белокур, с красивыми глазами и приятным лицом. В каббалистической книге «Зогар» говорится, что глаза Давида были цвета радуги и блестели, но после «греха» с Вирсавией стали тускнеть.

И напоследок современный взгляд на эту легенду в работах художника, живущего в Казахстане - Вячеслава Луйко.

Вячеслав Луйко Давид и Голиаф 2002 г.

Вячеслав Луйко Давид и Голиаф 2008 г.

Вроде бы этот относительно небольшой эпизод был поднят атеистами и скептиками, как знамя для высмеивания Библии, в которой сообщалось о гиганте и победе над ним мальчишки, причём ещё и с помощью камня.

Долгое время учёные высмеивали и само имя Голиаф, утверждая, что подобного имени вообще никогда не существовало. Сегодня же даже самые скептически настроенные к этой истории учёные пишут, что “само имя филистимского великана, напоминающее некоторые балканские топонимы, создаёт впечатление подлинности” [Циркин. Указ. соч. С. 142]. Историчность Голиафа и поединка между ним и Давидом в деталях подтверждает римский историк Иосиф Флавий.

Когда в июле 1996 года в долине Эла, вблизи Иудейских гор, археологом, доктором Саймоном Дором был обнаружен скелет более трёхметровой длины, во лбу черепа которого находился камень, от удара которым и погиб этот великан. Удивлённые и пораженные археологи сразу же вспомнили библейский рассказ о Голиафе и поняли, что перед ними, видимо, лежит именно его скелет.

Ибо, во-первых, совпали огромные размеры найденного скелета с размерами, упомянутыми в Библии; во-вторых, место находки соответствует району битвы между Давидом и Голиафом; в-третьих, камень во лбу исполина полностью согласуется с библейским описанием причины гибели Голиафа; в-четвёртых, голова была отделена от туловища, что так же согласуется с библейским сообщением; и, наконец, в-пятых, после долгих лабораторных исследований было установлено, что возраст костей примерно составляет 2900-3000 лет, что также соответствует библейской хронологии данной битвы [Тайны XX века. №6(39). 2000. Март]. Дело в том, как это показано сегодня многими учеными на нашей земле, в древности обитали люди очень высокого роста, составлявшие целые племена

Историчность Голиафа - Скелет Голиафа

Историчность Голиафа и поединка между ним и Давидом в деталях подтверждает римский историк Иосиф Флавий. Вот что он пишет об этом: “И вот однажды из лагеря филистимлян вышел исполинского роста человек по имени Голиаф, из города Гитты. Ростом он был четырёх аршин с половиною и вооружение его вполне соответствовало его исполинским размерам: так, например, на нем был панцирь весом в пять тысяч сиклов; шлем и медные поножи его также соответствовали размерам такого огромного человека; копьё его не представляло собой легкой игрушки в правой руке, но по тяжести своей всегда лежало у него на плече, один наконечник его был весом в шестьсот сиклов.

За Голиафом следовала толпа оруженосцев. Затем Голиаф, став между обоими лагерями и обратившись к Саулу и евреям, закричал громким голосом: „Я готов освободить вас от необходимости биться в бою и подвергать себя опасностям. К чему вашему войску сходиться с нашим и терпеть урон? Выставьте из среды себя человека, который бы взялся сразиться со мною, и пусть будет ускорен конец войны победою одного из нас: та сторона, на которой окажется победитель, пусть будет признана повелительницею противной стороны…“ Сказав это исполин вернулся назад в свой лагерь.

На следующий день он опять вышел из своего стана и вновь обратился к евреям с той же речью… Между тем обе стороны готовились к бою… ” [Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 1. Книга 6. Глава 9, 1. С. 291]. “Однажды [Давиду] пришлось по поручению отца отправиться в еврейский лагерь, чтобы доставить братьям съестных припасов и узнать, что они поделывают. В то время Голиаф как раз опять вышел со своим вызовом на единоборство и стал поносить евреев, среди которых не находится храбреца, решившегося бы вступить с ним в бой.

Когда Давид, в то время разговаривавший с братьями и передававший им поручения отца, услышал, как филистимлянин поносит еврейское войско и укоряет его в трусости, он страшно рассердился и заявил своим братьям о своей готовности вступить с врагом в единоборство. На это старший из братьев, Елиав, закричал на него, что это, при его молодости, было бы безумною смелостью, и велел ему немедленно вернуться назад к стадам и отцу. Боясь брата, Давид собрался уходить к отцу, но при этом заявил нескольким воинам о своем желании принять вызов на бой. Когда последние тотчас донесли об этом желании юноши Саулу, царь немедленно послал за ним и на расспросы свои получил от Давида ответ: „Не падай, царь, духом и не сомневайся, мне удастся отнять у врага его самомнение, вступив с ним в бой и поразив огромного исполина.

Тогда он навлечет на себя насмешки, твое же войско покроет великая слава, когда Голиафу придется пасть от руки не человека, уже испытанного в бою и знакомого с военным делом, но от мальчика моего возраста, по которому я кажусь вам еще ребенком“. Хотя Саул и выразил удивление по поводу смелости и бесстрашия юноши, однако он не рассчитывал на него вследствие его молодости, считая его слишком слабым для такого боя. Когда он сказал Давиду об этих своих сомнениях, последний ответил: „Обещание свое я исполню, почерпая смелость в уповании на Господа Бога, который поддержит меня и помощь которого я уже раз испытал на себе. Дело в том, что когда однажды лев напал на мои стада и утащил у меня овцу, то я погнался за ним, настиг его, вырвал у него из пасти овцу и, когда он бросился на меня, схватил его за хвост, повалил на землю и умертвил зверя.


То же самое я сделал в другой раз и с напавшим на меня медведем. И так как этого врага, который теперь так поносит наше войско и глумится над Богом нашим, нельзя считать сильнее тех диких зверей, то я и теперь уповаю на Господа Бога, который даст мне возможность осилить его“. Ввиду такого мужества и бесстрашия юноши Саул призвал на него благословение Божие, пожелал ему удачи и отпустил со словами: „Ну, вступай в бой“ . Вместе с тем он сам облек его в свой панцирь, дал ему свой меч и надел на него свой собственный шлем.

Но так как Давид не занимался раньше военными упражнениями и не умел носить оружия, то его стесняла тяжесть вооружения, и он сказал: „Царь! Эти военные украшения принадлежат тебе, и ты один можешь носить их; позволь поэтому мне, рабу твоему, сразиться, как это мне будет удобно“. С этими словами он снял с себя все вооружение, схватил дубину, сунул в свою пастушескую суму пять подобранных в ближайшем ручье камней, взял в правую руку пращу свою и с этим вышел на бой с Голиафом. Последний же, увидев такого врага, стал глумиться над ним и говорить, что с таким оружием, как у Давида, бьются обыкновенно не с людьми, а отгоняют от себя собак. Не считает ли Давид поэтому и его за собаку? На это Давид отвечал, что считает его не собакою, но еще гораздо более низким существом.

Это привело Голиафа в ярость, он стал изрыгать против него целый поток проклятий и грозно призывать в свидетели своего бога, чтобы изрубить его в мелкие куски и бросить их на пищу зверям и птицам . На это Давид возразил: „Ты вот выходишь на меня, вооруженный мечом, копьем и панцирем, тогда как моим единственным оружием является Господь Бог, который нашими руками уничтожит как тебя самого, так и все ваше войско: я еще сегодня отрублю тебе голову и брошу твой труп на съедение родственникам твоим, псам, и тогда все узнают, что Предвечный наш оплот и наша сила и что всякая мощь и всякое оружие оказываются ничтожными, если нет поддержки со стороны Господа Бога“.

Тогда филистимлянин, не имевший, благодаря тяжести своего вооружения, возможности двигаться свободно и быстро наступать на врага, медленно двинулся на Давида, глумясь над ним и рассчитывая без труда уложить безоружного и в то же время столь юного противника. Давид же вышел ему навстречу под охраной невидимого для врага союзника, самого Господа Бога. Затем он вынул из своей сумки один из положенных туда речных валунов, метнул им из пращи в Голиафа и попал ему прямо в лоб, так что камень пробил череп и проник до самого мозга. Голиаф тотчас упал навзничь. Давид быстро приблизился к лежавшему на земле врагу и, за неимением собственного меча, отрубил голову мечом исполина.

Смерть Голиафа вызвала смятение среди филистимлян , и они бросились бежать, потому что, когда они увидели падение своего славнейшего воина, то потеряли всякую надежду на победу и в ужасе уже более не хотели выжидать нападения евреев, пытаясь избежать угрожающей опасности путем постыдного, беспорядочного бегства. Саул же и все еврейское войско с военным кликом ударили на врагов, перерезали множество их и преследовали остальных до пределов Гитты и ворот Аскалона. Таким образом из числа филистимлян пало до тридцати тысяч человек, а вдвое большее количество их было ранено. Саул вернулся затем к стану неприятелей, совершенно разграбил его и поджег, тогда как Давид отнес голову Голиафа в свой шатер, а меч его посвятил Господу Богу” [Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 1. Книга 6. Глава 9, 3-5. С. 292-294].

Археологи и Историки полагают, что Давид либо войны через время отнесли голову обратно. Голова Голиафа было огромной и ходить с ней было-бы проблематично и тем более в таком жарком климате, где разлагающий процесс начинается довольно быстро.

По материалам сайта-

Два войска сошлись у безымянной долины, посреди которой рос единственный дуб.
Но никто не решался начать первым.
Воины, расположившись на противоположных скатах гор, покрикивали друг на друга, матерились, бряцали оружием, но дальше этого дело не шло.


«И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он – шести локтей и пяди. Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его – пять тысяч сиклей меди; медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его. И древко копья его, как навой у ткачей» (1.Цар.17.4-7)


Голиаф был велик и могуч, как дубовый шкаф старой работы. На нём были медные доспехи весом в сорок килограммов. Его можно было выгодно продать вместе с доспехами в сборный двор, где скупают цветные металлы.
Этот сверкающий на солнце медный истукан хвастливо прохаживался перед строем филистимлян и одним своим дурацким видом оскорблял достоинство евреев, задевая их национальную гордость. Он громко вызывал на поединок любого израильтянина, который был бы готов отдать Богу душу. Но таких почему-то не находилось.

«И сказал Филистимлянин: сегодня я посрамлю полки Израильские; дайте мне человека, и мы сразимся вдвоём. И услышал Саул и все Израильтяне эти слова Филистимлянина, и очень испугались, и ужаснулись» (1.Цар.17.10-11)


Видите, сколько страху нагнал Голиаф на израильтян, звеня блестящей медной кольчугой и пуская в стан противника солнечные зайчики.

И тут Библия, как ни в чём ни бывало, заново знакомит нас с Давидом, позабыв, что уже представляла его нам. Рассказывает, что Давид был сыном Иессея, у которого было восемь сыновей. Хотя мы уже убедились, что их было семеро.


Трое старших братьев Давида находились в ополчении. Иессей послал им подкрепление: хлеба и сушеные зёрна. И десять сыров в дар их полковнику. Чтобы присматривал за его парнями и не сильно выталкивал их вперёд.

Разыскав братьев, Давид вежливо справился об их здоровье.

- «Какое там здоровье , - хмуро отвечал один из них. – Посмотри на это филистимское чудище, которое поносит нас матерными словами. Чувствуем, что приходит наш конец».


В народе распространился слух, что тому смельчаку, который выступит против Голиафа и победит его, царь отдаст в жёны свою дочь и половину царства. Заинтригованный Давид начал усиленно расспрашивать ополченцев, правда ли это.

«И услышал Элиав, старший брат Давида, что говорил он с людьми, и сказал: я знаю высокомерие твоё и дурное сердце твоё; ты пришёл посмотреть на сражение» (1.Цар.17.28)


Элиав отлично знал своего младшего братишку, которого возбуждал запах человеческой крови.
В дальнейшем мы не раз убедимся, что сердце будущего царя действительно было злым и жестоким, а в голове рождались нечестивые замыслы.

В ответ на слова брата Давид только пожал плечами. И улыбаясь, отвечал: «Это всего лишь слова. Говорить никому не воспрещается» . Но, отойдя подальше, продолжал расспрашивать солдат, тонко намекая, что от царевны и половины царства не отказался бы.

Эти речи донесли до ушей Саула, и царь призвал Давида. И спросил:

Как ты, юноша, сможешь справиться с этим зрелым, закалённым в боях мужем, с этим великанистым великаном?

Умудрённый Саул улыбнулся этой похвальбе, но у него не было выбора. Других добровольцев не нашлось.


Тут предоставим слово Библии. Подвиг Давида описан в ней так живо и красочно, что был бы грех пересказывать это своими корявыми словами.

«И одел Саул Давида в свои одежды, и возложил на голову его медный шлем, и надел на него броню. И опоясался Давид мечом его сверх одежды, и начал ходить; ибо не привык к такому вооружению. Потом сказал Давид Саулу: я не могу ходить в этом; я не привык; и снял Давид всё это с себя.

И взял посох свой в руку свою, и выбрал пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним. И с сумкою и с пращёю в руке своей выступил против Филистимлянина.

И взглянул Филистимлянин; и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицем. И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идёшь на меня с палкою? Разве я собака? Подойди ко мне, и я отдам твоё тело птицам небесным и зверям полевым.

А Давид отвечал Филистимлянину: ты идёшь против меня с копьём, мечом и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил. Ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя. И сниму с тебя голову твою.

Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем. Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсёк им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали»».(1 Цар.17.38-51)



Хочу обратить Ваше внимание на тот удивительный факт, что Саул не узнал Давида, который был у него некоторое время певцом и оруженосцем. Это служит ясным доказательством того, что в «Первой Книге Царств» («Первая Самуила») собрано и довольно неумело скомпановано несколько легенд о царе Давиде.

"Когда Саул увидел Давида, выходившего против Филистимлянина, то сказал Авениру, начальнику войска: Авенир! Чей сын этот юноша? Авенир сказал: я не знаю.
Когда же Давид возвращался после поражения Филистимлянина, то Авенир взял его и привёл к Саулу. И спросил его Саул: чей ты сын, юноша? И отвечал Давид: сын раба твоего Иессея из Вифлеема” (1 Цар.17.55-58)


Слух о великом подвиге Давида быстро распространился по всему государству, обрастая всё новыми и новыми подробностями. Молодой пастух мгновенно стал национальным героем…

И здесь пришла пора высказать очередную крамольную мысль: подвиг юного Давида непомерно раздут!
Говоря начистоту, это вовсе не был никакой подвиг . Потому что, совершая подвиг, человек сознательно идёт на верную смерть.

Когда воин бросается на амбразуру дзота, он совершает подвиг. Известно более тридцати случаев, когда солдаты закрывали грудью фашистский дзот, спасая жизни своих товарищей и позволяя им захватить стратегическую высоту. Кстати, к вашему сведению, среди этих тридцати героев, совершивших подвиги во славу Родины, были три еврея.
Некоторые из тридцати бойцов всё же остались живы. Но это не умаляет их заслуг - они шли на верную смерть.

Поступок Давида нельзя назвать и героическим поступком . Потому что, совершая героический поступок, человек рискует жизнью.
Тот, кто бросается в горящий дом, чтобы спасти ребёнка, тот, кто идёт с гранатой на танк, тот, кто в одиночку врывается в бандитское логово, - совершают героический поступок.

Поступок Давида нельзя назвать и смелым поступком . Потому что, совершая смелый поступок, человек рискует своим здоровьем, рискует быть раненым, изувеченным, рискует заразиться опасной болезнью.
Войти безоружным в клетку со львом, схватиться в единоборстве с заведомо более сильным противником, остановить коня на скаку, лечить больного тифом вне больничных условий, - всё это смелые поступки.

Поступок Давида был просто поступком. Пусть даже с большой буквы «П» .
Утверждая это, автор вовсе не желает умалить достоинств Давида. Автор (тоже, кстати, Давид) очень уважает людей Поступка, людей дела, а не слова. Тех, которые что-то делают, а не говорят, что могли бы сделать ещё лучше. Написав эту книгу, автор без ложной скромности считает, что совершил Поступок.

Ловкий, сильный, меткий бросок Давида был Поступком без всяких высококачественных определений.

Но белокурый юноша не шёл на верную смерть, не подвергал никакой опасности ни жизнь свою, ни своё здоровье. Он рисковал не более, чем рискует метатель молота на спортивных соревнованиях.

Могучий Голиаф, с его трёхпудовыми латами, не представлял для Давида абсолютно никакой опасности.
Посудите сами: опасен ли носорог для кролика? Опасен ли удав для муравья? Огромный слон панически боится маленькой мышки. Она его может укусить, а он её – нет. Он даже растоптать её не может. Пока подымет и опустит ногу, мышка прогуляется под ней десять раз туда - сюда.

Давид не зря отказался от доспехов и от меча. Они бы только сковывали его движения.

Это был неравный поединок .

Огромное преимущество было на стороне Давида. Он был лёгок и ловок, быстро перемещался по полю, мог увернуться от удара. Но он даже не вошел в контакт с Голиафом, он был недосягаем для богатырского меча. Голиаф не только не имел возможности рассечь его, но не мог даже ущипнуть такого противного противника. Если бы Голиаф погнался за Давидом, поединок кончился бы для него ещё позорнее, - он умер бы от разрыва сердца.

В книге Марка Твена «Янки при дворе короля Артура» есть забавный эпизод. Молодой парнишка янки, волею судьбы заброшенный в средневековую Англию, вызван на поединок одним из грозных рыцарей короля Артура. Как и Давид, он отказывается от лат, копья и тяжёлого забронированного коня. Сидя верхом на осле, вооруженный обычной метлой, он легко расправляется с рыцарем, неповоротливым и тяжеловесным.

Так совершил ли тот янки подвиг?

Неужели я вас ещё не убедил? Ну, знаете! Вы неубедимы и непобедимы, как медный истукан Голиаф!
Придётся применить последнее средство убеждения, больше их у меня для Вас нет.

Попробуйте представить себе поединок на звание чемпиона мира между … чемпионом Японии в борьбе «сумо» и сопливым пацаном, чемпионом одесской Молдаванки по стрельбе из рогатки.

А теперь спрошу я Вас: как Вы думаете, кто у кого первым запросит пощады? Могу поставить десять против одного, что это не будет мой маленький земляк!

В первые послевоенные годы, годы моего голодного детства, мы играли в войну выстроганными из дерева ружьями, саблями и пистолетами. Но самым лучшим оружием была примитивная рогатка.

Тому, кто не знает, что это такое, объясняю: это небольшая веточка в форме буквы «Y». К двум ушкам этого ипсилона привязывалась резинка с укреплённым на ней кусочком кожи. Внутрь кожицы вставлялся голыш, резинка натягивалась и - трах! дзинь! – стекла в окне вредной соседки как не бывало.

С рогатками выходили двор на двор, улица на улицу. Выбитый глаз не был редкостью. Камень, выпущенный из рогатки, мог и убить, если бы случайно попал в висок. Некоторые снайперы добивались неплохих результатов: с двадцати шагов попадали в дикого голубя или даже в воробья. Тогда не было обществ защиты животных, людей не было кому защищать.

Древнееврейские мальчишки, как и мальчишки других народов, тоже играли в войну. На вооружении были деревянные мечи, копья, щиты. Но рогаток, к сожалению, не было. Потому что не было ни резины, ни стеклянных окон.
Но самым действенным оружием была праща.

Праща – это сыромятный ремень, концы которого складывались, образуя петлю. Пращник вкладывал в петлю гладкий камень и быстро раскручивал ремень над головой. В нужный момент следовало отпустить один конец пращи, с таким расчетом, чтобы камень летел как можно точнее по направлению к цели. Целью мог служить какой-то суслик, ворона, а лучше всего – голова мальчишки из соседнего, враждебного племени, или девчонки из соседнего шатра.

Ребята с раннего детства соревновались между собой, чей бросок будет более метким. И постоянными упражнениями достигали впечатляющих результатов.

Были среди них и выдающиеся метатели, вроде нынешних чемпионов по гольфу. Лучшие снайперы, достигнув совершеннолетия, пополняли собой отборные роты пращников. Потому что праща была боевым оружием.
Так что меткие стрелки не были такой уж редкостью. Вот что пишет Библия о войске вениамитян: «Из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши, и все они, бросая из пращей камни в волос, не бросали мимо» (Суд. 20. 16).
Видите - попадали с большого расстояния в волос! В один волос. А у Голиафа этих волос была целая копна.

Но отбросив шутки, как камни из пращи, следует заявить вполне серьёзно: сильный, меткий бросок Давида решил ход сражения. В этом, конечно, заслуга юного пастуха несомненна. Он сохранил множество жизней, обеспечил израильтянам лёгкую победу над грозным и многочисленным противником. И, конечно же, заслуживал того, чтобы его носили на руках. Народная молва придала этому удачному броску героическую окраску, расценила его, как чудо, счастливое предзнаменование. Несомненно, считал простой народ, что руку Давида направляет сам Господь. На этого парня сошёл Дух Божий. Он – избранник Бога!

Но бросок Давида не был чудом. Возможно даже, что он сделал несколько бросков, пока не попал в Голиафа. Ведь в Библии сказано, что он подобрал несколько камней.

Теперь подведём итог.

Давид не совершил подвиг и не был, к сожалению, героем. Он был сильным, метким, ловким парнем, довольно умным, самоуверенным и смекалистым. Он сумел оказаться в нужный момент в нужном месте. И выиграл джек-пот в лотерее, именуемой Жизнь.

То, что он не был героем, подтверждает и его дальнейшая жизнь, подробно описанная в Библии.
Давид никогда не встречал опасность лицом к лицу, всегда был на стороне сильных против слабых, и очень любил таскать каштаны из огня чужими руками.

И последнее, самое важное замечание.

Легенда о поединке Давида с Голиафом настолько красива, что не может быть правдой! Скорее всего, эта славная победа приписана ему придворными льстецами.

При внимательном чтении «Первой Книги Царств» становится ясным, что эта книга (как и некоторые другие) является собранием легенд об одном герое, записанных со слов нескольких сказителей.

Одна легенда гласит , что Давида выбрал Самуил для замены неугодного ему Саула.
В другой легенде Давид попадает в дом Саула по протекции, как хороший мастер игры на гуслях. Хотя немножко непонятно, каким путём в руки Давида попал русский национальный музыкальный инструмент?
Согласно третьему сказанию , Давид, подобно Иосифу Прекрасному, стал любимцем царя и его оруженосцем.

Но, заняв такое видное положение при дворе, Давид, волей четвёртого сказителя , снова переносится в дом своего отца, где продолжает пасти овец. Библия во второй раз знакомит нас со своим любимцем. Пастушок Давид приносит своим старшим братьям хлебы. И пока они обедают, шутя расправляется с Голиафом, богатырём из Гефа.

Саул, почему-то не узнаёт ни своего гусляра, ни своего оруженосца. Он спрашивает военачальника: «Кто этот парень и кто его отец?» . Но ведь он же сам совсем недавно посылал гонца к Иессею, прося его согласия на то, чтобы Давид и дальше услаждал его душу и охранял тело. Это показывает, как цари неблагодарны и склеротичны.

Мало того, что разные сказители рассказывали свои сказки по-разному, но и чередовались писцы. Один писец ленился читать то, что до него записал другой.
Третий писец, не мудрствуя лукаво, вёл запись исторических событий, войн, сражений, слово в слово, как слышал об этом из уст участников событий, воинов и военачальников. И записал так:

«Было и другое сражение в Гобе; тогда убил Елханан, сын Ягаре - Оргима Вифлеемского, Голиафа Гефянина, у которого древко копья было, как навой у ткачей» (2.Цар.21.19).


Спустя годы, а может быть, столетия, четвёртый писец, разбирая архивы, натыкается на это коротенькое сообщение. И, обладая буйной фантазией, желая угодить одному из потомков царя Давида, начинает по-своему интерпретировать его. И пишет:

«И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа. Медный шлем на голове его. Медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его. И древко копья его, как навой у ткачей» (1 Цар.17.4-7)


Так этот дееписатель, отталкиваясь от, возможно, реального события, создаёт свою легенду.

Как видите, речь идёт всё о том же Голиафе из Гефа, человеке богатырского телосложения. И даже копьё у него то же самое. Но, по новой версии, он уже единоборец, и убит не в сражении, а в поединке, что гораздо более впечатляет.

Убивает его не какой - то там рядовой Елханан, а легендарный царь Давид. Кстати, эти два героя родом из одного и того же города – Вифлеема. Возможно даже, что они были друзьями и соревновались в метании из пращи. Давид не только убивает Голиафа, он приводит в ужас и обращает в бегство всё войско филистимлян. Так создаются мифы о героях.

Нас всё время уверяют, что всё, написанное в Библии, - святая правда. Слово в слова, буква в букву! Поэтому остается предположить, что Голиаф, обезглавленный Давидом, всё же подобрал свою голову, пришурупил её на место, и с новыми силами кинулся в новый бой. Всё с тем же копьём, переделанным из ткацкого навоя.

Но, спрошу я Вас, что это за богатырь, если позволяет убить себя дважды подряд?

Так кто же в действительности убил Голиафа?

Что это за Елханан такой, который внезапно свалился на нашу голову, чтобы подорвать героическую репутацию царя Давида? С этим именем мы раньше как будто не встречались. Попробуем поискать внимательней.

Ах, вот где ты спрятался, голубчик!

Совершенно случайно обнаружил я имя Елханана среди пятидесяти имён героев войны. (2 Цар.23.24) Правда, здесь его отцом назван не Ягаре-Оргим, а Додо. Что поделать, многие библейские герои имеют ту особенность, что родились сразу от двух отцов.

А в остальном, всё сходится. Это всё тот же Елханан из Вифлеема.

Надеюсь, Вы понимаете, что подвиг, который совершил царь, не могли приписать простому воину? Дело было как раз чуть-чуть наоборот. Тем более, что сражение, о котором идёт речь, произошло тогда, когда Давид уже был в преклонном возрасте. А когда Давид был юношей, Голиаф ещё не родился. Но уже был обезглавлен.

Такова библейская «Правда».

Найдис Давид

Однажды филистимляне собрали свои войска против израильского народа. Израильтяне под предводительством царя Саула тоже приготовились к войне, расположившись на горе, напротив филистимлянских войск. Трое старших братьев Давида пошли с войсками Саула. Через некоторое время отец послал Давида в израильский стан отнести хлеб для братьев и узнать об их нуждах и о здоровье. Когда Давид пришел к израильским войскам, то он, пробравшись к братьям, вдруг увидел громадного ростом филистимлянина, по имени Голиаф, одетого в медную броню, шлем и держащего огромное копье и щит. Голиаф смеялся над народом Божиим, поносил живого Бога и говорил, что если кто-нибудь из израильтян победит его, то филистимляне будут их рабами. Однако никто из израильского стана не решался выйти сразиться с Голиафом, страшась и ужасаясь его вида. Давид, услышав, как Голиаф поносит живого Бога и воинство израильтян, подошел к Саулу с просьбой разрешить ему сразиться с Голиафом. Саул сказал ему: "…Ты еще юноша, а он воин от юности своей". Но Давид рассказал Саулу, как Бог помогал ему в борьбе со львами и медведями, когда он пас овец. Тогда Саул позволил ему сразиться и одел его в броню и медный шлем. Но Давид не привык к такому вооружению. Он снял его с себя, взял свой посох в руку, выбрал пять гладких камней из ручья, положил их в пастушескую сумку и выступил против филистимлянина. Голиаф, увидев идущего к нему Давида, стал смеяться над ним, говоря: "Что ты идешь на меня с палкою? Разве я собака?" Давид ответил ему: "Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа. Бога воинств Израильских, которые ты поносил". Затем Давид опустил руку в свою пастушескую сумку, достал оттуда камень, бросил его из пращи и поразил Голиафа так, что камень попал Голиафу прямо в лоб и тот замертво упал на землю. Филистимляне, увидев, что их силач погиб, стали разбегаться, а израильское войско одержало над ними победу.

  • ← Пастушок Давид – будущий царь
  • Пастушок Давид – будущий царь →

Размещено на сайте Библия Онлайн с разрешения правообладателя.

Наличие разрешение у Библии Онлайн, не означает, что вы можете свободно брать и копировать текст, изображения и другую информацию для использования в собственных проектах, без разрешения правообладателя.За получением разрешения, вам необходимо самостоятельно обращаться к владельцу прав.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, не являются авторами Детской Библии и могут частично или вовсе не разделять изложенный в ней взгляд. По вопросам содержимого, соответствия Библейскому вероучению, и другим вопросам необходимо обращаться к авторам.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх