Как сфотографировать ночное небо на айфон. Как фотографировать звёзды и метеоры

Несколько людей просили меня написать простой урок о том, как я делаю снимки ночного неба . Я, в любом случае, не астрофотограф, и у меня нет специального дорогостоящего оборудования. Я просто прочел несколько статей, нашел темное место на побережье и постарался сделать все, от меня зависящее.

Как бы то ни было, вот, как я это делал.

1. Что вам нужно

Вам нужна камера с возможностью ручной настройки экспозиции. Большинство SLR камер имеют функцию под названием «Bulb» (B, ручная выдержка), и это именно то, что нам нужно.

Вам также нужен будет пульт дистанционного управления или тросик, чтобы минимизировать дрожание камеры во время съемки.

Вам, определенно, понадобится штатив.

2. Выбор точки съемки

Чем темнее место, тем лучше. Съемка звезд у вас на заднем дворе возможна, но для получения лучших результатов желательно выбирать место подальше от городских огней. Эти огни, как правило, снижают качество изображения, и звезды из-за них видно хуже.

3. Настройки камеры

Во-первых, попробуйте использовать объектив с широкой диафрагмой. В моем случае это был объектив Sigma 28 мм на f/3.5.

Во-вторых, установите высокое значение ISO на камере. Я пробовал снимать и на 1600, и на 800 ISO, и в обоих случаях получал хорошие результаты.

В-третьих, чтобы избежать звездных следов (имеется в виду фиксация движения звезд из-за вращения Земли), вам следует использовать правило 600, которое очень просто: разделите 600 на фокусное расстояние используемого объектива. В моем случае я разделил 600/28 = 21.42 (то есть я могу оставить затвор открытым на 21 секунду и избежать размытия звезд).

И наконец, переведите объектив на ручную фокусировку и сфокусируйтесь на бесконечность (это будет символ в конце ряда чисел на вашем объективе).

4. Съемка кадра

Установите камеру на штатив и снимите по крайней мере 5 последовательных кадров звезд, используя корректную выдержку (рассчитанную через правило 600). Не передвигайте камеру на другую точку и не меняйте настройки, пока не закончите с этой серией изображений.

Совет: Каждый раз, когда я заканчиваю одну такую серию, я кладу руку на переднюю часть объектива и делаю снимок. Таким образом, я знаю, что кадр, который полностью черный, это конец серии.

5. Обработка изображений

Не расстраивайтесь, если вы не увидите цветов на ваших кадрах. Это нормально. Вам нужно будет вытянуть цвета в Photoshop или в любом другом графическом редакторе.

В первую очередь, вам нужно объединить изображения. Это значит, что следует наложить одно изображение на другие (не на все, а лишь на те, что принадлежат к одной серии). Вы можете сделать это при помощи бесплатной программы под названием Deep Sky Stacker . Просто используйте стандартные настройки программы. Финальное изображение будет представлять собой большой файл TIF, который вы используете для вытягивания цветов в Photoshop.

Затем откройте этот TIF файл в Photoshop и настройте кривые и уровни. Вы можете следовать этому простому видеоуроку:

Я также редактирую синий, красный и зеленый цвета в уровнях для того, чтобы туманности были более заметными.

Вот и все.

Вот исходное изображение и финальный результат.

Главный плюс ночной фотографии заключается в том, что такая съемка прощает многие ошибки. Для такой съемки не нужны специальные погодные условия, чтобы получить красивый кадр. Всевозможные ночные фонари и огни города дают нам все, с чем можно работать и получать отменные кадры. Но если вы попытаетесь сфотографировать ночное звездное небо, то это будет совсем другая история.

Реальность заключается в том, что для съемки ночного неба нужна определенная сноровка. Если вы собираетесь проводить такую ​​съемку, будьте готовы к тому, что ваши возможности будут очень ограниченными. И вы должны быть готовы к некоторым накладкам и возможным ошибкам.

Получение красивых фотографий ночного неба подразумевает вашу мобильность. Вам придется ездить в отдаленные места, преодолевать большие расстояния, чтобы получить по-настоящему стоящий снимок. Из-за этого вы будете терять ценное время для сна. Поэтому давайте попробуем избежать некоторых ошибок при съемки ночного звездного неба. Поэтому я подготовил и разобрал для вас 6 основных проблем с которыми вы можете столкнуться при съемке звезд.

Убийца № 1: Луна

Один из самых главных врагов при съемке звезд, а в частности млечного пути, это луна. Это может вас удивить, но это правда. Почему это так? Поскольку свет, исходящий даже из четверти луны, более чем в 100 раз сильнее, чем звездный свет. Поэтому свет луны просто смывает сцену.

Наличие луны в небе имеет и свои преимущества. Например, луна может осветить передний план выбранной вами сцены и поможет сделать красивую ночную картину. Но когда дело касается именно съемки звезд (млечного пути), то луна - это убийца.

Более того, луна находится в ночном небе большую часть месяца. Честно говоря, я бы не планировал съемку ночного неба, в период до и после 5 дней от новолуния. О съемки в полнолуние не может быть и речи. Неудачное время для съемки млечного пути составляет около 70% из расчета в год. Таким образом, это довольно сильное ограничение для съемки.

Итак, а как вы избегаете проблем с луной? Есть два способа избежать ее в ночном небе, и для них обоих вам нужен веб-сайт под названием TimeAndDate.com . Этот веб-сайт расскажет вам все о фазе Луны. Таким образом, вы можете планировать свои съемки ночного неба в новолуние или близко к нему.

Если вы не знакомы с фазами луни и не знаете, что такое новолуние, то отвечу, новая луна - это когда в небе ночью нет луны. С новой луны, Луна перейдет в полумесяц, на четверть, а затем через несколько недель на полнолуние (а затем процесс начнется в обратном направлении). Ночи до и после новолуния критически важны для съемки звезд, потому что это не только ограничивает освещение, исходящее от Луны, но и во время новой фазы, луна даже не будет в ночном небе.

Луна путешествует по небу днем во время фазы новолуния и путешествует по небу ночью во время фазы полной луны. Чем ближе время новолуния, тем меньше времени луна будет в небе ночью.

Это приводит ко второму способу, мы можем избежать луны пока она не взошла в ночном небе. Опять же, вы можете рассчитать время до восхода луны через TimeAndDate.com . Однако нужно убедиться, что это соответствует другим условиям, которые вам необходимы для успешной съемки звезд (т.е. время полной темноты, погодные условия, движение звезд и т.д.). О них мы поговорим ниже.

Убийца № 2: Световое загрязнение

Вы уже знаете, что вам нужно подобрать время максимальной темноты, чтобы добиться хороших результатов в съемке звезд. Но вы можете быть удивлены тем, насколько темным оно может быть на самом деле. Вы не можете просто выехать за город за полчаса до съемки и ожидать, что оно будет достаточно темным, чтобы действительно сфотографировать прекрасное ночное небо или Млечный Путь. У города небо не будет идеально темным из-за светового загрязнения. Световое загрязнение - это свет от городского освещения, который освещает и небо.

Чтобы подобрать лучшее место для съемки, проконсультируйтесь с Dark Site Finder . Это лучший ресурс, что я видел, который показывает места с минимальным световым загрязнением. Это в основном карты Google с наложением разных цветов, которые говорят вам, насколько сильным будет световое загрязнение в том или ином месте. Чем темнее цвет, тем лучше (т.е. тем меньше световое загрязнение).

Как темно должно быть чтобы получить отличное звездное небо? Действительно темно. Взгляните на эту фотографию:

Эта фотография была сделана в синей области на сайте Dark Site Finder, данная область на пятом месте по темноте из 15. Световое загрязнение, которое вы видите в нижней левой части рисунка, было не от мегаполиса, а от небольшого городка, затененного зеленым на карте. Городок находился на расстоянии 15-20 километров.

Невооруженным глазом я не увидел этого светового загрязнения, небо казалось абсолютно темным. Но на снимке оно очевидно. Поэтому убедитесь, что небо достаточно темное перед съемкой.

Убийца №3: ​​Звездное движение

Если вы не знакомы с астрофотографией и съемкой звезд, вы можете подумать, что нужно просто открыть затвор на минуту или две, чтобы обеспечить достаточное количество света в камеру. И вы добьётесь правильной экспозиции. Но это не поможет, потому что звезды движутся. И они двигаются намного быстрее, чем вы думаете. (Хорошо, я знаю, что это происходит из-за того, что земля вращается)

Если вы снимаете ночное небо с длительной выдержкой, звезды будут двигаться, пока открыт затвор. Звезды получатся на фото как небольшие треки. Часто звезды специально снимают с огромной выдержкой, чтобы получить большие треки на весь кадр, но это совсем другая история. То, о чем мы говорим здесь, - это получение четких звезд в ночном небе.

Как долго затвор должен быть открыт, чтобы получились четкие звезды? На всех объектах, кроме сверхширокоугольных, вы не должны использовать выдержку длиннее 15 секунд. Даже на сверхширокоугольных вы не должны использовать выдержку длиннее 30 секунд. Вы также можете использовать особое правило, это правило 500, чтобы определить максимально возможную выдержку при которой звезды будут четкие. В этом правиле указано, что максимальная выдержка рассчитывается так: 500 нужно поделить на используемое фокусное расстояние, получится максимальная выдержка (например, с 24-миллиметровым объективом - 500/24 ​​или 20,8 секунды). Иногда вместо 500 используют цифру 600. Но более четкие звезды получатся именно при использовании цифры 500.

Из-за этого для фотографии ночного неба вы должны использовать свой самый широкий угол, самый светосильный объектив. К тому же придется увеличить светочувствительность ISO довольно экстремально.

Убийца №4: Отсутствие переднего плана

Звездное небо или млечный путь обеспечит хороший фон для вашего снимка. Это похоже на хороший закат. Это здорово и красиво, но самого по себе звёздного неба будет недостаточно для отличного кадра. Вам также нужен элемент переднего плана.

Если вы просто отправляетесь снимать ночное небо, не имея реального представления о том, куда идете, у вас наверняка возникнут проблемы. У вас будет неинтересный передний план и, следовательно, неинтересная фотография. Середина ночи - это не время, чтобы исследовать искать ракурс и передний план. Помните, что там, где вы собираетесь снимать, будет очень темно. Это будет полная тьма, без луны, в месте, в котором нет света. Поэтому у вас и будут затруднения с выбором переднего плана.

Чтобы устранить эту проблему, вам нужно заранее изучить район съемки. Иногда это возможно физически, если место не далеко, но часто это не так. Очень часто может помочь интернет. Используйте функцию «Просмотр улиц» на Картах Google, чтобы подготовиться к съемке.

Убийца №5: Непредвиденные условия, блокирующие звезды

Вы, наверное, уже знаете, что вы не можете отправиться в облачную ночь и рассчитывать на успешную съемку звезд. Вам нужно чистое небо. Как это проверить? Существует множество приложений для просмотра погоды, пользуйтесь тем, к которому привыкли.

Но это еще не все. У меня было много неудачных попыток поснимать звезды, когда в небе не было ни облачка. Они были разрушены такими вещами, как пылевые облака, дым и туман. Эти вещи могут все испортить.

Например, в пустыне и слабый ветер поднимает в атмосферу пыль и мелкий песок, что существенно блокирует звезды. Если вы находитесь в прибрежной среде, морской туман может делать то же самое. Лесные пожары за сотни километров могут также повлиять на вашу фотосъемку.

Поэтому не забудьте внимательно ознакомиться с условиями вашем районе съемки. Поверьте, это не весело ездить в течение многих часов, а затем даже не расчехлить камеру.

Убийца №6: скучное небо

Наконец, вы дождались ясной безлунной ночи. Если вы выйдете на съемку, не понимая, какие звезды будут в небе, вы рискуете получить скучное малозвездное небо. Если у вас есть достаточно сильный элемент переднего плана, то это может и не иметь особого значения. Но если ночное небо является преобладающим объектом съемки, вам нужно, чтобы оно выглядело действительно хорошо.

Для большинства людей это означает включение Млечного Пути в вашу кадр. Это означает захват группы звезд, которая проходит по небу. Лучше всего захватить кластер звезд в центре млечного пути. Но Млечный Путь виден не весь год. Он не виден в любое время ночи в течение ноября-февраля. Начиная с марта он станет видимым непосредственно перед восходом солнца. В июне и до августа он будет виден большую часть ночи. Начиная с сентября он будет виден только после захода солнца. И независимо от того, в каком полушарии вы живете.

Чтобы планировать включение самых интересных звезд и созвездий (и, опять же, как правило, «Млечный путь»), просто выберите одно из приложений, доступных для вашего телефона. Я использую Sky Guide, и мне оно очень нравится, но есть и другие, такие как Star Walk 2 и PhotoPills

Вывод

Фотография звездного неба предполагает поездку в нужное место-локацию. Примите меры по подготовке, и вы получите огромные дивиденды. Планирование съемки позволит вам тратить меньше времени и сил.

Но не ждите и не ищите совершенства, его не бывает. Планируйте и используйте лучшие условия, которые вы можете получить, а затем просто снимайте. Только это может привести к потрясающим фотографиям. Ну а если у вас есть пробелы в съемке с длинной выдержкой, то вас срочно нужно пройти пошаговый видеокурс, который с нуля научит вас делать потрясающие фотографии с длинной выдержкой даже при помощи недорогой фотокамеры. Чтобы ознакомиться с курсом кликните по картинке ниже.

Александр Павлов , июнь 2013 г.

Большинство фотографов считает, что после того как солнце село за горизонт, снимать особо и нечего. Единственным источником света ночью выступает луна. Света от звезд недостаточно, чтобы хоть как-то осветить окружающий пейзаж. Ночная съемка — один из самых сложных видов пейзажной фотографии. Из-за необходимости снимать с длинными выдержками получается, что это еще и самый непродуктивный вид фотографии, но все это с лихвой компенсируется необычностью получаемых результатов. То, что можно снять ночью, просто невозможно увидеть собственными глазами. По этой причине хорошие ночные пейзажи притягивают внимание зрителей.

Ниже рассмотрим 8 необходимых условий для получения хорошего кадра, разумеется, их можно насчитать и больше, но мы остановимся на самых основных.

1. Место для съемки

Прежде всего нужно присмотреть место для съемки, и сделать это лучше в светлое время суток, например вечером перед закатом. Без переднего плана снимок будет скучноват. Идеальный вариант - это сухое дерево, валуны, развалины чего-либо или что-нибудь хорошо узнаваемое по силуэту. Силуэты гор смотрятся отлично (видел на снимках). Место для первого спланированного снимка треков было найдено по картам со спутника, в 7-8 километрах от города - одинокая береза в посадках в поле (17mm, ISO400, F/8, выдержка 6 минут, 19 кадров)

Желательно, чтобы в направлении съемки не было сильной засветки.

Зачастую фотографы уделяют много внимания камере, объективам и прочим аксессуарам, что, безусловно, правильно, но штатив при этом используют какой придется, откладывая покупку хорошей треноги напотом. И правда, штатив на первый взгяд не оказывает решающего действия на получаемую картинку - свет проходит через объектив, ловится матрицей, обрабатывается процессором камеры и так далее, при этом не важно, поставлена ли камера на ближайшей пень, или привязана к дереву, или установлена на дорогой штатив.

Однако удобный штатив с хорошей качественной головкой поможет вести съемку более комфортно, крепче закрепить камеру, лучше построить кадр, заставит обратить внимание на горизонт и на другие мелочи, из которых и складывается в результате красивая картинка, а съемка доставляет удовольствие. Карбоновый штатив, например Manfrotto, к тому же немного весит, мгновенно раскладывается и по-всякому настраивается. Если у вас еще нет хорошего надежного штатива, рекомендую задуматься о нем прямо сейчас!

3. Программируемый пульт

Пульт пригодится не только ночью, но именно при ночной съемке без пульта просто никуда. Пульт позволит выставить выдержку от нескольких минут, задать количество кадров и интервал между кадрами. Подойдет любой китайский с ebay.com за 15$. Можно купить родной пульт для своей камеры, но цены на брендовые аксессуары как правило значительно выше, например пульт TC-80N3 для Canon EOS 5D Mark II стоит 6090 руб., что более чем в 12,5 раз дороже китайского:-)

4. Мощный фонарик

Мощный фонарик пригодится для подсветки точки фокусировки и возможно переднего плана. Желательно взять еще и маломощный фонарик (лучше налобный) для подсветки камеры - и руки свободны, и глаза не слепит.

5. Ясное небо

Идеальный вариант наличие за спиной 30-50% луны, которая сядет через полчаса-час после начала съемки. Такого света будет достаточно, чтобы осветить передний план, более полная луна - ПП точно будет пересвечен, и второй момент: чем ярче луна - тем меньше видимость звезд.

6. Вид треков

Определяемся какого вида треки нам нужны. Если хотим получить окружности - значит нужно искать Полярную звезду и включить её в кадр, так как звезды будут «закручиваться» вокруг точки рядом с ней. Вот пример без луны, подсветка сухой ветки выполнена габаритами машины метрах в 20 от точки сьемки (Фишай 15mm, ISO200, F/4.5, выдержка 8 минут, 6 кадров) ниже приведу пример расчетов для этого снимка:

Полярная звезда находится на севере, под углом к горизонту, равным примерно широте, на которой мы находимся. Ищем Большую медведицу и в указанном направлении отмеряем 5 расстояний между альфой и бетой:

Если хотим получить треки в виде почти прямых линий - тогда снимать нужно так, чтобы центр кадра был направлен в сторону запада или востока. Снимок сделан на восток, луна в этот день была 3/4 и передний план пришлось затемнить почти на стоп, а по берегу можно было ходить без фонарика (Фишай 15mm, ISO100, F=4, выдержка 4 минуты, 32 кадра)

7. Фокусировка в темноте

Здесь мощный фонарик просто незаменим. Светим мощным фонариком на передний план (или просим отойти коллегу метров на 20-30 и пусть светит в вашу сторону, кто же ночью на 3-4 часа выезжает один???) и пытаемся сфокусироваться. Если удалось сфокусироваться - тогда отключаем автофокус и больше не трогаем кольцо фокусировки. Если сфокусироваться не удалось (такой вариант мне попадался чаще) включаем LiveView, увеличиваем изображение в 5-10 раз и фокусируемся вручную.

8. Расчет выдержки

Устанавливаем максимально возможное значение ISO (1600 или 3200) и открываем диафрагму на максимум.

Делаем тестовый снимок с выдержкой 15-20 секунд (можно в режиме «приоритет диафрагмы» или в «ручном режиме») и оцениваем что получилось. Лучше смотреть по гистограмме. Если мы видим, что кадр недоэкспонирован, ставим выдержку 30 секунд (если не помогло - тогда еще поднимаем ISO). Если кадр получился пересвеченным, то прикрываем диафрагму на один стоп (например с 4 до 5,6). После нескольких снимков у нас получится правильно проэкспонированный кадр (можно передержать на полстопа)

Например, хорошая экспозиция получилась с такими параметрами: ISO1600, f/5.6, выдержка 30 секунд. Теперь необходимо пересчитать эту экспозицию в те значения ISO и диафрагмы, которые мы хотим использовать для съемки. Пусть будет ISO200 (вычитал что для Canon EOS 5D Mark II это оптимально). Для хорошей глубины резкости ставим диафрагму f/8. Пересчет происходит следующим образом. Для того чтобы перейти от ISO1600 к ISO200 нужно увеличить выдержку на 3 стопа:

ISO1600 -> ISO800 = 1 стоп
ISO800 -> ISO400 = 2 стопа
ISO400 -> ISO200 = 3 стопа

Для того чтобы перейти от диафрагмы 5.6 к 8 необходимо увеличение выдержки еще на один стоп. Что суммарно дает нам 4 стопа. Пересчитываем выдержку:

30 секунд -> 1 минута = 1 стоп
1 минута -> 2 минуты = 2 стопа
2 минуты -> 4 минуты = 3 стопа
4 минуты -> 8 минут = 4 стопа

В результате получаем следующие параметры съемки: ISO200, f/8, выдержка 8 минут . Камеру ставим в режим «BULB». Желательно сделать тестовый кадр при таких настройках, но мне жаль было тратить столько времени, я поставил ISO400, то есть уменьшил выдержку на стоп, таким образом стало 4 минуты - тестовый кадр меня устроил. Поставил ISO200 и запрограммировал пульт: выдержка 8 минут, количество кадров 99 (процесс можно прервать когда надоест), интервал между кадрами 5 секунд.

Примечание 1 : Если снимаете на кропнутой камере - интервал между кадрами ставьте не более 3-х секунд, иначе получите разрывы треков между кадрами. Я снимал треки Сanon 7D на фокусном 17мм с интервалом 5 секунд и на 100% кропе снимка ясно видны разрывы:

Примечание 2 : Чем больше фокусное расстояние объектива - тем длиннее получаются треки на снимке (это логично, но стоит об этом помнить).

Примечание 3 : На камерах Canon вместо пульта можно использовать надстройку над прошивкой «Magic Lantern» http://wiki.magiclantern.fm/ru:install Съемка на Котовском водохранилище была сделана с этой прошивкой, а пульт задействовал на 7D - снимал немного в другую сторону.

Примечание 4 : Если снимать через час после заката то с каждым кадром цветовая температура падает и общая освещенность тоже - потом придется их выравнивать в редакторе. Но зато можно получить хороший цвет неба и горизонта. Провал в треках связан с тем, что выдержку замерял через час после заката, а минут через 40 стемнело, пришлось остановить серию, увеличить выдержку в 2 раза и продолжить серию:

Примечание 5 : При съемке треков нужно стараться исключать из кадра Млечный путь, так как треки от него выходят размазанными, а на месте Млечного пути на снимках получается белесое пятно. Пролистайте быстро эти кадры, начиная с тестового, то поймете о чем я говорю.

9. Программа для склейки кадров

Из бесплатных пробовал StarTrails и StarStaX. StarStaX мне понравилась больше - выдаваемая картинка не отличается от одиночного кадра.

Порядок работы по склейке кадров:

  1. Равы грузим в редактор (я использую Lightroom) приводим к одной цветовой температуре и приблизительно одинаковой яркости, остальные настройки по вкусу.
  2. Сохраняем результат в.tif (нам нужна качественная картинка!).
  3. В StarStaX выбираем эти тифы . Настроек у программы мало (настройки по умолчанию выдают хороший результат), но можно поэкспериментировать с режимом блендинга.
  4. Запускаем процесс и через несколько секунд получаем результат, который сохраняем опять в.tif (программа автоматом сохраняет в.jpg).
  5. Результат можно подкорректировать в редакторе , горизонт точно придется править, если не выставляли камеру по уровню.

Примеры расчетов

Первый пример . Снимал на 7D c 17-40, фокусное 17мм, фаза луны 58%, снято 19 мая, передний план хорошо освещен. Обязательно раскрывайте все примеры на полный экран (щелчок не миниатюре).

20130519-IMG_4460.jpg
ISO3200, диафрагма 5.6, выдержка 6с - недодержано (был автозамер, видно посчитался свет фонарика)
20130519-IMG_4461.jpg
ISO3200, диафрагма 5.6, выдержка 10с - вполне хорошо, но можно чуть прибавить
20130519-IMG_4462.jpg
ISO100, диафрагма 5.6, выдержка 373с - расчет выдержки:
  • ISO3200 -> ISO1600 = 1 стоп
  • ISO1600 -> ISO800 = 2 стопа
  • ISO800 -> ISO400 = 3 стопа
  • ISO400 -> ISO200 = 4 стопа
  • ISO200 -> ISO100 = 5 стопов
  • 10 секунд -> 20 секунд = 1 стоп
  • 20 секунд -> 40 секунд = 2 стопа
  • 40 секунд -> 80 секунд = 3 стопа
  • 80 секунд -> 160 секунд = 4 стопа
  • 160 секунд -> 320 секунд = 5 стопов, то есть получилось 5 минут и 20 секунд

Помня о том, что можно чуть прибавить, прибавил еще минуту и запрограммировал пульт.

20130512-IMG_4941.jpg - ISO6400, диафрагма 3.5, выдержка 20с - тут явно пересвечено небо, не обращаем внимание на сильный пересвет ветки (пока я делал тестовый кадр - сотоварищ фокусировался по фонарику), то есть один стоп можно отнять при расчете выдержки:

  • ISO6400 -> ISO3200 = 1 стоп
  • ISO3200 -> ISO1600 = 2 стопа
  • ISO1600 -> ISO800 = 3 стопа
  • ISO800 -> ISO400 = 4 стопа
  • ISO400 -> ISO200 = 5 стопов, для марка достаточно ISO200
  • 20 секунд -> 40 секунд = 1 стоп
  • 40 секунд -> 80 секунд = 2 стопа
  • 80 секунд -> 160 секунд = 3 стопа
  • 160 секунд -> 320 секунд = 4 стопа - 5 минут и 20 секунд
  • 320 секунд -> 640 секунд = 5 стопов - 10 минут и 40 секунд

Но у меня в запасе есть стоп - решил чуть прикрыть диафрагму до 4.5 (фишай виньетирует на открытой диафрагме)

Диафрагма 3.5 -> 4.5 - это меньше стопа, т.е. выдержку 10 минут и 40 секунд можно уменьшить, решил остановиться на 8 минутах (впоследствии интуиция не подвела: через полчаса начало светать)

Вот 6 кадров из которых был склеен снимок:

20130512-IMG_4942.jpg 20130512-IMG_4943.jpg 20130512-IMG_4944.jpg
20130512-IMG_4945.jpg - ясно видно, как посветлел горизонт 20130512-IMG_4946.jpg 20130512-IMG_4947.jpg

© 2018 сайт

Альтаир, Вега и Рас Альхаге

У многих людей, любующихся звёздным небом в ясную ночь, возникает желание сфотографировать увиденное зрелище. К сожалению, далеко не всегда эти попытки увенчиваются успехом, тем более что человеку, привыкшему фотографировать исключительно днём при избытке света, зачастую вообще непонятно с какой стороны подступиться к съёмке в столь, казалось бы, неблагоприятных условиях. Тем не менее, получить красивый ночной снимок с насыщенными цветами, хорошо различимыми созвездиями и белесой полосой Млечного Пути, пересекающей небосклон, проще, чем это может поначалу показаться, и в настоящей статье я постараюсь по возможности доступно осветить практическую сторону вопроса. Замечу, что речь у нас пойдёт не о высокой астрофотографии, а скорее об ординарной съёмке звёздного неба в контексте фотографии пейзажной. Для детальной съёмки объектов глубокого космоса (галактик, туманностей, квазаров и т.д.) требуются весьма специфические навыки и инструменты, в то время как украсить ночной пейзаж общим планом Млечного Пути под силу каждому.

Существует два сорта фотографий со звёздным небом. В первом случае звёзды представлены как отдельные точки, т.е. примерно так, как мы их видим в реальной жизни. Для получения подобных фотографий используются сравнительно короткие (по ночным меркам) выдержки – до 30 с. Во втором случае используются очень длинные выдержки – до нескольких часов (либо же серия коротких экспозиций сшивается в дальнейшем с помощью специальной программы), – и вследствие вращения Земли звёзды успевают прочертить в небе длинные светящиеся следы, закручивающиеся вокруг полюса мира. Такие изображения выглядят весьма необычно, но лично мне больше нравятся фотографии первого типа, как более реалистичные и вместе с тем более художественные. А поскольку они вдобавок ещё и значительно проще в техническом отношении, то именно о получении таких снимков, т.е. изображающих звёзды условно неподвижными, мы и поговорим.

Оборудование

Камера

Вам понадобится фотокамера с большой матрицей (кроп-фактор не более 2) и ручными настройками экспозиции, т.е. зеркалка, беззеркалка или, на худой конец, продвинутый компакт. Мыльница с маленьким сенсором бесполезна даже при наличии ручных настроек, поскольку любые звёзды утонут в шумах, вплоть до полной неразличимости. Мобильный же телефон на ночной фотосессии может пригодиться разве что в качестве фонарика.

Мне неприятно об этом писать, но съёмка звёздного неба – это один из тех редких случаев, когда полнокадровый фотоаппарат обладает объективным преимуществом перед кропнутыми моделями. При прочих равных условиях полнокадровая матрица даёт выигрыш по шуму примерно на одну ступень по сравнению с матрицей формата APS-C, а в условиях острого дефицита света это немало. Впрочем, как показывает практика, умеренно кропнутые аппараты также позволяют получать достаточно неплохие снимки ночного неба – просто картинка будет чуть менее чистой.

Зеркальные камеры предпочтительнее беззеркальных в связи с наличием оптического видоискателя. Электронный видоискатель некоторых беззеркалок порой слепнет в темноте, в то время как традиционный оптический видоискатель позволяет худо-бедно скомпоновать кадр даже при свете звёзд.

Объектив

Возьмите самый широкоугольный и светосильный объектив, который имеется в вашем распоряжении. Широкоугольный, чтобы вместить в кадр побольше неба и уменьшить эффект смазывания звёзд из-за вращения Земли, а светосильный потому, что света будет по-настоящему мало, и возможность открыть диафрагму на лишнюю ступень покажется вам ценной как никогда раньше.

Идеальный вариант – это объектив с фиксированным фокусным расстоянием 20-24 мм (в 35-мм эквиваленте) и светосилой f/1,4 или f/1,8. Зум или фикс со светосилой f/2,8 приемлем, но далеко не так хорош. Однако даже если всё, что у вас есть, это китовый зум 18-55 мм с максимальной диафрагмой f/3,5 в широкоугольном положении, не стоит унывать: сгодится и он.

Обычно я не жалую объективы типа «рыбий глаз», но для съёмки звёздного неба они (при умении ими пользоваться) вполне уместны.

Штатив

Подойдёт любой штатив , способный выдержать вес вашей камеры.

Дистанционный спуск

Пульт или тросик дистанционного спуска удобен, но не обязателен. Мы будем использовать столь длинные выдержки , что любая вибрация, вызванная спуском затвора, займёт лишь небольшую часть от общего времени экспозиции и на резкость конечного изображения практически никак не повлияет.

Фонарик

Фонарик нужен, чтобы в кромешной темноте не свалиться в овраг и не наступить в коровью лепёшку, а также для облегчения фокусировки. Кроме того, фонарик позволяет подсветить элементы пейзажа, если того потребует художественный замысел. Чем мощнее будет фонарик, тем лучше.

Место и время для съёмки

Чем дальше от города, тем меньше засветка от уличного освещения и тем лучше видны звёзды. Световое загрязнение является главной и наиболее трудноустранимой помехой при съёмке ночного неба. Именно из-за него небо на ночных фотографиях вместо чёрного часто выглядит бурым или даже оранжевым. Словом, чем более глухое место вы выберете для съёмки, тем лучше. Желательно, чтобы до ближайшего населённого пункта, имеющего минимальное уличное освещение, было не менее пары километров, а расстояние до крупных городов должно измеряться десятками километров. При желании можно воспользоваться картой Blue Marble , чтобы оценить масштабы светового загрязнения в вашем регионе.

Кстати, лунный свет тоже неплохо засвечивает небо, и потому, если ваша основная цель именно звёзды, а не освещённый луной пейзаж (что, в общем-то, тоже по своему красиво), то снимать стоит по возможности в безлунные ночи.

Очевидно, что небо должно быть ясным, так что не лишним будет ознакомиться с прогнозом погоды, чтобы сплошная облачность не застала вас врасплох. С другой стороны, наличие в небе незначительных полупрозрачных облаков иногда может даже украсить снимок. В сущности, даже световое зарево от лежащих на некотором отдалении городов можно использовать в художественных целях, если уж убежать от него всё равно никак не получается.

Что же касается времени съёмки, то после захода солнца должно пройти не менее двух часов (справедливо для 54° северной широты, где я проживаю). Чем ближе к полуночи, тем лучше (кстати, в Беларуси астрономическая полночь наступает примерно в 1:00). Самые тёмные ночи с яркими, как самоцветы, звёздами обыкновенно случаются зимой. Жаль только, что зимой погода у нас чаще всего пасмурная и звёзд на небе не видно, а редкие безоблачные зимние ночи всегда сопровождаются сильными морозами.

Композиция

Композиция, говорите… Хорошо, если при взгляде в видоискатель вы сможете отличить небо от земли. Впрочем, иногда всё-таки можно что-то увидеть. В этом случае обычно имеет смысл расположить линию горизонта как можно ниже. Земля чаще всего слишком темна, чтобы представлять серьёзный художественный интерес, а вот звёздное небо, ради которого, собственно, всё и затевалось, хотелось бы сделать основной областью интереса. Можно, например, пустить Млечный Путь через весь кадр из угла в угол, можно найти знакомые созвездия, яркие звёзды, планеты (желающим подтянуть свои знания по астрономии рекомендую Stellarium), а если на небе присутствуют отдельные облака, использовать их в качестве структурообразующих элементов. Хорошо работают кадры с вертикальной ориентацией.

Совсем исключать землю из кадра не стоит – снимок станет слишком абстрактным. Лучше поискать объекты, обладающие выразительным силуэтом (деревья, валуны, старые здания), и разместить их внизу или по сторонам кадра. Главное, чтобы они не занимали слишком много места. Если поблизости имеется озеро – прекрасно, – у вас будет возможность показать не только звёздное небо, но и его отражение в воде.

При большом желании, можно подсветить объекты переднего плана фонариком, если вы не боитесь, что они станут отвлекать внимание зрителя от звёздного неба. Как правило, это оправдано, когда ночь не слишком тёмная (мешает засветка или лунный свет) и небо смотрится недостаточно выразительно, чтобы стать основным композиционным центром.

Настройки фотоаппарата

RAW или JPEG?

Отсылаю читателя к соответствующей статье . На мой взгляд, RAW предпочтительнее, поскольку ночные снимки практически всегда требуют достаточно интенсивной обработки, но и снимая в JPEG вы можете получить неплохие (хотя и менее контролируемые) результаты.

Фокусировка

Если вы наведёте фотоаппарат на ночное небо и попробуете воспользоваться автофокусом, ничего путного из этого, скорее всего, не выйдет. Яркость звёзд обычно недостаточна для того, чтобы датчики автофокуса могли за них зацепиться (с планетами бывает, что и срабатывает). Выполнить наводку на резкость вручную традиционным способом также вряд ли получится, поскольку при использовании широкоугольной оптики отдельные звёзды в видоискатель практически не видны. Следовательно, объектив нужно принудительно сфокусировать на фотографическую бесконечность. Как это сделать?

Старые мануальные объективы позволяли навестись на бесконечность вслепую, просто повернув фокусировочное кольцо до упора. У современных автофокусных объективов мало того что отсутствует упор, так ещё и шкала дистанции фокусировки, мягко говоря, не отличается большой точностью. В принципе, такой шкалой можно пользоваться (при наличии фонарика, естественно), но предварительно вам придётся провести своего рода калибровку, изучив, какие значения на шкале соответствуют реальной фотографической бесконечности. При свете дня позвольте автофокусу выполнить наводку на резкость по какому-нибудь максимально удалённому объекту у самого горизонта и, взглянув на шкалу, запомните или запишите нужное значение, чтобы воспользоваться им, когда автофокус окажется бессилен.

У некоторых бюджетных объективов отсутствует даже примитивная фокусировочная шкала. В таком случае придётся всё-таки прибегнуть к помощи автофокуса, даже если он не захочет фокусироваться на звёздах. Поищите вокруг любой достаточно яркий объект, находящийся на максимальном удалении от вас (чаще всего это будут далёкие огоньки какого-нибудь населённого пункта), и попробуйте сфокусироваться на нём. Если всё получилось, выключите автофокус и постарайтесь в дальнейшем не прикасаться к фокусировочному кольцу. Если подходящих источников света по близости не наблюдается (что, в общем-то, неплохо, по соображениям, описанным выше) воспользуйтесь фонариком. Положите включённый фонарик на землю, пенёк или камень, после чего отойдите как можно дальше и выполните фокусировку. Если не страдать излишней педантичностью, то, в среднем, для широкоугольных объективов всё, что находится дальше десяти метров от фотоаппарата, можно считать бесконечностью.

Экспозиция

Толку от экспонометра в темноте ещё меньше, чем от автофокуса, т.е. никакого вообще, в связи с чем камеру следует перевести в ручной режим и устанавливать экспозицию наощупь. Оценка экспозиции будет затруднена по ряду причин. Во-первых, экран фотоаппарата в темноте кажется очень ярким, и потому недодержанные снимки могут выглядеть нормальными, а нормальные – передержанными. Во-вторых, экспонировать по светам (как я обычно советую делать) в данном случае не лучшая идея, поскольку звёзды являются слишком яркими объектами и, пытаясь не допустить клиппинга в светах, вы утопите кадр во мраке. Следовательно, вам придётся смириться с тем, что и тени, и света будут лежать за пределами динамического диапазона камеры. В-третьих, длинные выдержки делают экспериментальный подбор параметров экспозиции крайне трудозатратным процессом.

Ниже я постараюсь показать, как, не мудрствуя лукаво, получить более-менее корректную экспозицию, не прибегая к помощи экспонометра и не занимаясь утомительным подбором.

Диафрагма

Диафрагму откройте до предела, т.е. установите минимальное число диафрагмы, доступное для вашего объектива. Нам сейчас дорог каждый фотон, и это как раз та ситуация, когда ради менее шумной картинки можно немного поступиться резкостью.

Выдержка

Чем дольше будет открыт затвор, тем больше света попадёт на матрицу, что, конечно же, хорошо, но и тем сильнее смажутся звёзды на снимке вследствие вращения Земли, что уже не столь отрадно.

Для таких случаев существует популярное «правило 600», согласно которому, разделив число 600 на эквивалентное фокусное расстояние объектива в миллиметрах, можно получить максимальную допустимую выдержку в секундах. Например, для объектива с фокусным расстоянием 20 мм выдержка будет равна 600 ÷ 20, т.е. 30 секунд. Для более длинного 35-мм объектива понадобилась выдержка покороче: 600 ÷ 35 = 17. Поскольку не всякий затвор отрабатывает 17 секунд, результат можно округлить до 15.

Тем не менее, мой опыт показывает, что даже при использовании выдержек в полтора раза более длинных, чем это продиктовано правилом 600 (назовите это «правилом 900», если хотите), получаются вполне приличные снимки. Да, вблизи небесного экватора при 100 % увеличении звёзды будут немного смазаны, но эффект этот будет столь незначителен, что им с лёгкостью можно пренебречь.

Тем, кто только начинает осваивать ночную фотосъёмку, я бы порекомендовал ещё более простой и либеральный подход: если вы используете широкоугольный объектив (или стандартный зум в широкоугольном положении), установите выдержку в 30 секунд и не морочьте себе голову, тем более что для многих фотоаппаратов 30 секунд – это максимальная выдержка доступная в штатных режимах, а меньшую выдержку вам ставить незачем.

ISO

Если вы, следуя моему совету, установили выдержку в 30 с и полностью открыли диафрагму, то, в зависимости от светосилы вашего объектива, вам следует установить следующее значение чувствительности ISO:

Диафрагма ISO
f/1,4 800
f/1,8 1250
f/2 1 600
f/2,8 3 200
f/3,5 5 000
f/4 6 400

Указанные в таблице значения следует воспринимать как стартовые ориентиры, от которых допустимо отступать в большую или меньшую сторону при возникновении такой необходимости.

Подавление шума

Если камера позволяет, включите подавление шума для длинных экспозиций (Long exposure noise reduction), при том, конечно же, условии, что у вас достанет терпения после каждой экспозиции ждать дополнительные полминуты, пока камера сделает контрольный снимок с закрытым затвором. Фотография, сделанная при высоких значениях ISO, всё равно получится довольно шумной – к этому нужно быть готовым, но если уж имеется возможность хоть немного улучшить качество изображения, этой возможностью не стоит пренебрегать.

Баланс белого, как и стиль изображения, не имеют никакого значения при съёмке в RAW, но на тот случай, если вы снимаете в JPEG, или просто хотите, чтобы ваши снимки выглядели достойно уже на экране фотоаппарата, я позволю себе дать вам ещё пару рекомендаций.

Баланс белого

Автоматический баланс белого при съёмке звёздного неба абсолютно неприемлем, если, конечно, вы не стремитесь сознательно придать небу мутный серо-буро-малиновый оттенок. Можно установить баланс белого для ламп накаливания (Tungsten или Incandescent), т.е. примерно 3000 K, но, на мой взгляд, это делает картинку чересчур холодной. Лучшие из готовых пресетов это, как правило, настройки для люминесцентных ламп, например, «Лампы белого света» (White fluorescent – 3700 K) либо «Лампы холодного белого дневного света» (Cool-white fluorescent – 4200 K). Если ваш фотоаппарат позволяет устанавливать цветовую температуру вручную, то начните с 4000 K и немного сместите Tint в сторону Magenta. Окончательные значения можно подобрать экспериментально.

Стиль изображения

Для звёздного неба наилучшим образом подходит стиль Vivid или какой-нибудь аналогичный, т.е. с максимально насыщенными цветами и высоким контрастом, причём цветовую насыщенность можно дополнительно увеличить, подкрутив параметр Saturation. В отличие от дневных пейзажей, здесь не стоит бояться получить нереалистично насыщенные цвета, поскольку сцена в любом случае будет выглядеть весьма необычно, и дополнительные краски ей никоим образом не повредят.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Как фотографировать звездное небо

Красивая фотография звездного неба приводит в восторг практически любого, кто ее увидит. Можно ли легко и самостоятельно сделать ночное фото или это удел профессионалов с дорогим и качественным оборудованием? Разбираемся максимально подробно: как фотографировать звездное небо.

1. Выбор места и погоды

Наверно, легко догадаться: небо для съёмки должно быть ясное. Но есть ещё несколько менее очевидных советов. Перед объективом
не должно быть ярко освещенных предметов , таких как фонари, окна домов или квартир. На небе не должно быть луны. Любые сильные источники света на больших выдержках перекроют весь кадр. Проверьте отсутствие бокового света, который так же может дать засветку. Лучше всего, отправится искать фон для съемки далеко за город, на природу. Как снимают звезды в условиях города? Профессионалы делают несколько снимков с разной длиной выдержки, и затем объединяют их с помощью программ-редакторов, таких, как Adobe Photoshop. Фотография «Следы звезд над Столовой горой» Эрика Натана была снята в Кейптауне, Южная Африка, в июне 2014 года. Чтобы получить этот снимок, фотограф сделал 900(!) кадров с 30-секундной выдержкой и сшил их вместе:

> Желательно, чтобы в кадр кроме неба попали другие,
статичные предметы . Это нужно как минимум для повышения художественной ценности снимка, как максимум - для передачи масштаба. Мало интересного смотреть просто на чёрный снимок с белыми точками, не правда ли? Красивый вид можно присмотреть заранее днем, чтобы после половины ночи, проведенной на ногах, не нашлось какой-нибудь мусорный кучи, живописно лежащей по центру кадра.

2. Оборудование


  • Съемка ночного неба производится при больших выдержках, поэтому необходимо закрепить фотоаппарат на штатив, чтобы получить необходимую резкость фотографий. Конечно, в отсутствии штатива можно попробовать подручных средства: положить фотоаппарат на камень или использовать другие неподвижные элементы пейзажа. Важно, чтобы ваша техника совершенно не двигалась во время всего процесса съёмки.

  • Штатив выбираем исходя из того, какие путешествия вам больше по душе. Большой и тяжелый вариант лучше противостоит любым атмосферным колебаниям,это хороший выбор для автопутешественников. Маленький и легкий штатив хуже справляется со своими обязанностями, зато мало весит и не занимает много места в рюкзаке пешего туриста.

  • Для дополнительной стабилизации изображения обычно используется тросик . Это пульт для выставления выдержки и дистанционного спуска затвора. При нажатии кнопки вы так или иначе немного сдвигаете фотоаппарат, что сказывается на качестве фото. Тросик позволяет производить спуск не трогая фототехнику.

  • Желательно иметь в наличии светосильный объектив . Чем меньше значение диафрагмы можно выставить, тем меньше придётся поднимать ISO. Напомню, большие цифры которого дают зернистость не однородной картинку.

  • Так же желательно, чтобы объектив был широкоугольный , для лучшей картинки и более широкого захвата звездного неба.

Млечный путь над обсерваторией Пик Терскол (в центре кадра) недалеко от Эльбруса. Это работа фотографа Евгения Триско «Над световым шумом»:

>

3. Как фотографировать звездное небо

Любые настройки фотоаппарата, описанные в интернете, являются примерными. Это не инструкции, которым надо неукоснительно следовать, а, скорее, отправная точка, с которой надо начинать съемку, последовательно корректируя значения в зависимости от задумки и полученного результата. Разберем очень подробно каждую настройку фотоаппарата для съемки звезд. Фотография «Прогулки по звездной реке» Карена Жао из Китая была снята над Уюни - крупнейшим солончаком в мире, расположенным в Боливии.

>

Режим

Для начала, перевести фотоаппарат в режим “М” для полного контроля над ситуацией. По опыту скажу, что иногда достаточно режима “Т” (выбора выдержки), поскольку диафрагму современная техника и так выставит на минимум.

Диафрагма

Выставляем минимально возможное значение диафрагмы. Да, это уменьшая резкость объектов, например, выбранного природного фона. Но чем меньше будет цифра, тем больше света попадёт на линзы объектива, а значит, снимок будет ярче, удастся поймать больше звезд без повышения ISO. На моем объективе это 2.8.

ISO

Выставляем значение ISO где-то от 400 до 1600. Зависит от многих факторов: длительности выдержки, значения диафрагмы. Стоит попробовать с цифрой 800 и потом подобрать по ходу дела. Выше 1600 ставить не рекомендуется, появится зернистость, которая может испортить даже самый красивый снимок.

Фокусировка

Объектив переводим на ручной режим фокусировки и устанавливаем значение “на бесконечность”.

Выдержка

Выдержка составит в среднем 15-30 секунд. Чем больше число, тем более яркой будет ваша фотография, однако за слишком большое количество секунд звезды успеют поменять свое местоположение на небе, и получатся не точками, а смазанными линиями. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше времени есть в запасе. Вычисляется это по следующей формуле. Для полного кадра делим 600 на фокусное расстояние. Для учета кроп-фактора делим результат вычисления еще и на него. Например, у меня фотоаппарат Canon 650d. Для техники Canon кроп-фактор составляет 1,6. Сложно? Есть простая табличка, по которой вы сами можете определить максимальное значение выдержки:



































































Полнокадровый фотоаппарат С учетом кроп-фактора 1,6 (напр., Canon)
Фокусное расстояние Фокусное расстояние Максимальное значение выдержки
15 мм 40 сек 10 мм 38 сек
24 мм 25 сек 11 мм 34 сек
35 мм 17 сек 12 мм 32 сек
50 мм 12 сек 15 мм 25 сек
85 мм 7 сек 16 мм 24 сек
135 мм 4 сек 17 мм 22 сек
200 мм 3 сек 24 мм 15 сек
300 мм 2 сек 35 мм 10 сек
600 мм 1 сек 50 мм 8 сек
Так что оставьте портретный объектив для съемки людей, тех 8 секунд, которые от дает, слишком мало для получения хорошего снимка. Стоит заметить, что приведенные значения являются средними. Конечно, ничего не случится, если вы поставите выдержку чуть больше, чем указанно в таблице. Особенно, если снимку суждено украшать личный блог или Инстаграм. Однако, если планируете когда-нибудь его распечатать в большом формате и повесить над кроватью, то здесь уже смазанная картинка будет заметна. Автор фото не известен:

>

4. Съемка трека

Наверняка вам встречались в сети фотографии, где звезды не похожи на статичные точки, а “нарисованы” линиями. Звезды движутся по небосклону в течение ночи, и подобные снимки наглядно это демонстрируют. Так же логично, что если видимая траекторная небесных тел - это круг (“звезды ходят по кругу”), то где-то должен быть центр этого круга. Для Северного полушария, в котором находится наша страна, центров является Полярная звезда. Для южного - звезда Альфа-Центавра. Как снимать трек? Есть два основных способа.

1. Легкий

Это установить сверхдлинную выдержку, то есть такую, длина которой варьируется от нескольких минут до нескольких часов. Достоинством этого способа является его простота. Пожалуй, это все. Однако такая долгая работа с открытой диафрагмой вредна для объектива. К тому же, чем больше снимается фотография, тем большее влияние на неё оказывают колебания фотоаппарата. В итоге снимок получается пересвеченым и смазанным.

2. Качественный

Второй способ съемки трека более сложный, но выдаёт более качественный результат. Делаем большое количество одинаковых фотографий одного и того же кусочка неба с одним и тем же ракурсом Проще всего сделать это программно с помощью дистанционного пульта. Каждая отдельная фотография делается с настройками, описанными выше для съемки статичных звезд. Промежуток между снимками - примерно 1 секунда. Так мы получаем огромное количество точек, которые затем, с помощью специальных программ, можно соединить в одно фото или красочное видео звездного неба (timelaps). Автор фото: Денис Французов

>

5. Заключение.

Надеюсь, стало немного понятнее, как фотографировать звездное небо. Хотя скорее всего, не стало. Берите полученные знания и вперед, на практику. Именно тогда придет осознание и понимание технологии съемки. Можно предсказать, что первые фотографии не будут удовлетворять всем задумкам, но с каждым новым походом за звездами качество работ будет расти. Учитесь у профессионалов. Напримр, один из самых моих любимых фотографов - это

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх