Какие однородные обстоятельства места показывают что война. Предложения, осложненные однородными членами. А) Уточнение и пояснение

Курс пунктуации новой школы основан на интонационно-грамматическом принципе, в отличие от школы классической, где интонация практически не изучается. Хотя в новой методике используются классические формулировки правил, но они получают дополнительное смысловое и интонационное обоснование. В целом новый метод основан на знании грамматики и позволяет расставлять знаки препинания без заучивания формальных правил, в том числе наилучшим образом выражая авторскую семантику текста.

* * *

компанией ЛитРес .

Лекция 3. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения с бессоюзной связью

Материал включает три темы:

1. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

2. Различение однородных, неоднородных, уточняющих и пояснительных обстоятельств

3. Различение однородных, неоднородных, уточняющих и пояснительных определений

Тема 1. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

§1. ГРАММАТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1. Грамматическая роль уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения

В качестве уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения с бессоюзной связью обычно выступают определения и обстоятельства , реже составные именные сказуемые.

Подлежащие и дополнения в данной теме рассматриваются как обособленные приложения .

2. Уточняющие члены предложения

Уточнение основано на логическом сужении, ограничении объема понятия , а также предполагает переход от понятия более абстрактному к более конкретному.

Соответственно, уточняющие члены предложения сужают (или расширяют) значение предыдущего слова, то есть изменяют объём его значения , например:

А) На бугре, среди двух берёз , сидит старик с рожком (уточнение, сужение значения).

Б) Я очнулся на постели, в большой и светлой горнице (уточнение, расширение значения).

3. Пояснительные члены предложения

Пояснение основано на логическом отношении тождества и является повторным наименованием уже названного.

Соответственно, пояснительные члены предложения раскрывают значение предыдущего слова или заменяют его близким по значению словом , например:

А) Они часто употребляли в разговоре такие, мало понятные для меня , слова (пояснение, раскрытие содержания местоимения).

Б) Пошли ровным, в ногу, шагом (пояснение, замена близким по смыслу словом).

4. Сходство значений для уточняющих и пояснительных членов предложения

В ряде случаев уточняющие и пояснительные члены близки по значению. Тогда для правильной постановки знаков препинания их различение не является обязательным, так как в обоих вариантах они обособляются с помощью запятых, например:

Здесь господствовал коричневый, почти красный , цвет почвы (уточнение оттенка при сужении значения или пояснение с заменой близким синонимом).

5. Отличие уточняющих и пояснительных членов от обособленных членов предложения


– А уточняющие и пояснительные члены можно назвать обособленными?


Уточняющие и пояснительные члены предложения отличаются от обособленных членов тем, что в первом случае всегда присутствуют, по меньшей мере, два одноименных слова (второе слово уточняет или поясняет первое), в то время как обособленные члены не имеют такой пары , например:

А) Уточнение и пояснение:

Внизу, в овраге, протекал ручей.

Солнце уже выглянуло из-за горы и тихо, без хлопот , принялось за свою работу.

Б) Обособление:

Вследствие прошедших дождей , дорога стала непроходимой.

Утомлённый , он быстро заснул.

В то же время уточняющие и пояснительные члены предложения могут называться обособленными в широком смысле этого слова , так как они всегда обособляются, то есть на письме выделяются запятыми.

6. Присоединительные члены предложения

Присоединение – это придание члену предложения вид дополнительного высказывания (пояснения, замечания).

Соответственно, присоединительные члены предложения – это уточняющие, пояснительные и неоднородные члены предложения в добавочном сообщении .

К присоединительным членам относят как неоднородные, уточняющие, пояснительные , так и просто обособленные члены предложения.


§2. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ

1. Знаки препинания

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены с бессоюзной связью могут находиться в середине или в конце предложения, при этом уточняющие и пояснительные члены обособляются с помощью запятых, а присоединительные – с помощью тире.

2. Интонация

Уточняющие и пояснительные члены предложения произносятся с интонацией обособления, то есть выделяются паузами и интонационным ударением.

В интерпозиции дополнительно используется «вставочная интонация» – общее понижение тона, изменение темпа речи.

Для присоединительных членов также используется особая интонация с увеличенной паузой , связанной с постановкой тире .


§3. УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ)

1. Постановка задачи

При уточнении второе слово сужает (или расширяет) значение первого слова.

2. Примеры уточняющих членов предложения

А) Уточняющее обстоятельство места, сужение значения

Против границы, на том берегу , всё было пусто.

Никита повернул направо, к речке , и старался идти по дороге, по чужим следам.

Внизу, между белыми стволами, свет блестит яркими, длинными лучами.

Б) Уточняющее обстоятельство времени, сужение значения

На другой день, чуть свет , мы были на берегу.

Наши места издавна, ещё со времён дедушки , славились своим богатством.

В) Уточняющее обстоятельство места, расширение значения

Он очнулся на кровати, в большой и светлой горнице.

Г) Два уточняющих обстоятельства

Я нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подножия Машука .

Вдали, за пылью переулочной, за скукой загородных дач, чуть золотится крендель булочной и раздаётся детский плач.

Д) Уточняющее (несогласованное) определение

Внизу лежала широкая, в полмили, полоса земли.

Они вышли на глубокий, по ступицу, песок и сели в извозчичью пролётку.

На поляне рос могучий, в три обхвата, дуб.

Вошла молодая, лет семнадцати, девушка.

Е) Уточняющее составное именное сказуемое

Кораблик был маленький, в несколько дюймов .

Скатерть на столе была длинная, до пола .


§4. ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ)

1. Постановка задачи

При пояснении второе слово (обычно местоимения, вариант 1) или дополняет значение первого слова, называя признак или предмет сходным по значению словом (вариант 2).

Во втором случае пояснительные члены сходны с однородными членами , но отличаются от них вторым планом речи .

2. Пояснение (1)

Второе слово раскрывает содержание первого слова (местоимения):

Обстоятельство

Тогда, поздней осенью , на даче было тихо и пустынно.

То ли он спал, то ли так, в забытьи , лежал.

Определение

Другая, железная , лестница висела в воздухе, как подвесной мост.

На ней уже было другое платье, очень простое и очень ловкое .

Такие записки, для одного себя , часто бывают нелогичными и непоследовательными.

Сказуемое

Он оставался таким же, спокойным и трудолюбивым .

3. Пояснение (2)

Второе слово синонимично первому слову (тот же признак называется другим словом)

Обстоятельство

Он наивно, по-детски , вытер пальцами глаза.

Тихо, без криков и выстрелов , будет плыть этот корабль.

Определение

Мы увидели пустое, без признаков жилья , место.

Сказуемое

Снег был чистый, без единого пятнышка .

Ночь была ясная, в мелких белых звёздах .


§5. ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ВЫДЕЛЯЮТСЯ ТИРЕ)

1. Постановка задачи

Уточняющие, пояснительные и неоднородные члены предложения в добавочном сообщении относятся к группе присоединительных членов. Как уже говорилось, к присоединительным членам относят как неоднородные, уточняющие, пояснительные, так и просто обособленные второстепенные члены предложения.

2. Уточнение в добавочном сообщении (сужение значения)

Обстоятельство

В этом доме она и поселилась – в крошечной комнатушке на втором этаже .

У шоссе стоял одинокий домик – около самого входа в туннель .

В комнате стояло ещё пианино – в самом углу, напротив дивана .

Сказуемое

Листья ландышей здесь необыкновенно сочные и крупные – величиной в ладонь .

3. Пояснение в добавочном сообщении

Определение

И необычайный – смутный и зловещий – гул доносился от этой страшной человеческой массы.

Сказуемое

Дорога была одна – широкая, обставленная вехами .

Осенние зори иные – хмурые, медленные .

4. Неоднородные (по отношению к первому слову) члены в добавочном сообщении

Лесные щеглы кормились здесь среди всякой травяной всячины – весёлые, никогда не унывающие.

5. Обособленные члены в добавочном сообщении (не являются одноименными)

Определение

Мы зашли в ельник – тёмный, пропахший запахом хвои .

Чаадаев находился в центре внимания мыслящей – и одновременно немыслимой – России.

Обстоятельства и дополнения

Посидели – больше для приличия – несколько минут.

Отправились домой – с большой неохотой – только к вечеру.

Он и сам не подозревал, сколько было правды – и неправды – в его думах.

Тема 2. Различение однородных, неоднородных, уточняющих и пояснительных обстоятельств

§1. ГРАММАТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1. Постановка задачи

Однородные обстоятельства раскрывают общую тему (однородный ряд можно заменить обобщающим словом), произносятся с интонацией перечисления и на письме отделяются друг от друга запятыми.

Неоднородные обстоятельства характеризуют определяемое слово с разных сторон (например, координаты предмета во времени и в пространстве); они не выделяются перечислительной интонацией и не отделяются запятыми на письме.

Уточняющие обстоятельства сужают (или расширяют) значение предыдущего слова, а пояснительные раскрывают его содержание (1) или заменяют другим словом (2); они произносятся с интонацией обособления и на письме выделяются запятыми.

2. Общий принцип решения

Однородные, неоднородные, уточняющие и пояснительные обстоятельства обычно отличаются друг от друга по смыслу в соответствии с их определением (раскрытие общей темы, обозначение различных признаков и т.д.).

Парные варианты в этом случае часто составляют:

А) однородные и пояснительные (2) обстоятельства образа действия ;

Б) неоднородные и уточняющие обстоятельства места и времени .

В ряде случаев вид обстоятельств может определяться неоднозначно или быть авторским .


– Кажется, это довольно сложная тема ?

– В этой теме, действительно, излагается много различной информации , поэтому она кажется сложной. С другой стороны, свой выбор вы очень часто (хотя и не всегда) можете объяснить авторским решением , что вполне соответствует действительности.


§2. СРАВНЕНИЕ ОДНОРОДНЫХ И ПОЯСНИТЕЛЬНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

1. Различение по смыслу

А) Однородные обстоятельства места, времени и образа действия раскрывают независимо друг от друга общую тему:

В поле, в роще, на лугах чувствовалось безмолвие.

Занятия будут проходить по вторникам, четвергам, субботам .

Недалёкий лес роптал и гудел непрерывно, затаённо, с глухой угрозой .

Б) Пояснительные обстоятельства (1) места, времени и образа действия: второе слово раскрывает содержание первого слова:

Здесь, в тайге , человек может полагаться только на свою изобретательность.

Там, за седыми горами , тёмный нахмурился лес.

В это время суток, после заката солнца , у горизонта долго держится серебряная полоса.

Она тогда, перед половодьем , накупила много хлеба.

Так, без грусти и без удовольствия , проходили дни.

В) Пояснительные обстоятельства (2) места и образа действия: второе слово дополняет (поясняет) содержание первого слова:

Внизу, в долине, лес стал чаще.

Тихо, без единого шороха , пробирался по лесу охотник.

На стогу уныло, по-сиротски , сидит ворона.

2. Парные варианты (для обстоятельств образа действия)

Сближение значений однородных и пояснительных обстоятельств образа действия связано с тем, что однородные обстоятельства, раскрывающие общую тему, и пояснительные (2) обстоятельства, называющие один и тот же признак разными словами, в этом случае близки по значению. Их различие часто бывает связано с желанием автора отнести обстоятельство на второй план речи.

А) Однородные обстоятельства образа действия: первый план речи

Иван шёпотом, чуть слышно продолжал ей что-то рассказывать.

Самоуверенно, почти с вызовом прозвучали эти слова.

Б) Пояснительное обстоятельство образа действия (2): второй план речи

Она озорно, по-девичьи, взглянула на него.

Он тряхнул кудрями и самоуверенно, почти с вызовом , глянул на небо.


§3. СРАВНЕНИЕ НЕОДНОРОДНЫХ И УТОЧНЯЮЩИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

1. Различение по смыслу

А) Неоднородные обстоятельства обозначают разные признаки:

Неоднородные обстоятельства места: разные координаты

На озере среди лесов зелёных кувшинки белые, как звёзды, расцвели.

Неоднородные обстоятельства времени : разные координаты

По вечерам в такие дни всё семейство собиралось в гостиной.

Неоднородные обстоятельства: координаты места и времени :

Полночной порою в болотной тиши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

Ранним утром на самом краю болота танцует глухарь.

Только изредка в темноте листвы блеснёт солнечный кружочек, похожий на золотую монету.

Б) Уточняющие обстоятельства сужают (расширяют) значение ранее названного признака:

Уточняющие обстоятельства места : сужение значения

В гостинице, на втором этаже, в номере с окном на площадь, сидят обычно под вечер бывший помещик Теплов и его друг Языков.

Уточняющие обстоятельства времени : сужение значения

Ранним утром, ещё до рассвета, я затоптал костёр и отправился на ток.

2. Парные варианты (для обстоятельств места и времени )

В авторском варианте возможно различное толкование неоднородных и уточняющих обстоятельств места и времени, если сужение или расширение значения для уточняющих обстоятельств не является принципиальным . В этом случае они близки по значению и различаются по первому или второму планам речи , причём обособление обстоятельств второго плана речи часто связано с их распространённостью :

А) Неоднородные (нераспространенные) обстоятельства: разные признаки, первый план речи:

За рекой на горе лес зелёный стоит.

Далеко на восток тянутся горные хребты.

Летом в дождливую погоду здесь скучно.

Б) Уточняющие (обычно распространенные) обстоятельства: сужение значения,

второй план речи:

За рекой, в розовеющем небе , ярко сверкала вечерняя звезда.

Летом, вечерними зорями, на вершину кургана прилетает беркут.

За рекой, на высокой горе, одиноко темнеет лес.


– Парный вариант с авторским выбором возможен в том случае, когда нет четкой границы в различении обстоятельств , и тогда автор может их представить и как неоднородные, и как уточняющие. Кроме того, возможность обособления зависит от структуры и распространенности предложения.

Тема 3. Различение однородных, неоднородных, уточняющих и пояснительных определений

Примечание. Тема различения однородных и неоднородных определений уже рассматривалась подробно.


§1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

1. Особенности решения

Различение однородных, неоднородных, уточняющих и пояснительных определений имеет свои особенности по сравнению с различением подобных обстоятельств.

2. Ограниченная тематика

Тематика уточняющих и пояснительных определений практически ограничена следующими темами:

А) второе определение является несогласованным;

Б) первое определение является местоименным;

В) на втором месте стоит определительный оборот.

3. Пояснительные определения однородного типа

Следует отметить существование пояснительных определений однородного типа , которые относятся к первому плану речи, произносятся с перечислительной интонацией и отделяются на письме запятыми.


§2. ВТОРОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ НЕСОГЛАСОВАННЫМ

1. Три варианта постановки знаков препинания

Если второе определение относится к разряду несогласованных, то оно может являться по отношению к первому определению однородным (отделяется запятой), неоднородным (нет запятой), пояснительным или уточняющим (выделяется запятыми).

2. Однородные определения:

Для однородных определений характерно раскрытие общей темы, сближенные признаки, первый план речи:

Иногда дорога пресекала обширные, в полном цвету и блеске рощицы ландышей.

В приземистой, с коричневатыми стенами избушке горела лампа.

Она сняла толстую, с бахромой скатерть и постелила другую.

Из темноты послышался тихий, с лёгким присвистом смех.

3. Неоднородные определения:

Неоднородные определения обозначают разные признаки :

У стены стоял старинный деревянный с инкрустацией шкаф.

На стол поставили синие с позолотой по краю чашки.

Стена была облицована светлым с розовыми прожилками мрамором.

4. Уточняющие определения:

Уточняющие определения уточняют признак, названный предыдущим словом, обычно сужая его объем:

Небольшие деревья, высотой около полутора метров , встречаются здесь повсеместно.

Только узкая, саженей в триста , полоса плодородной земли составляет владение казаков.

Я увидел на белой шапке кургана рдяно-жёлтую, с огнистым отливом , лису.

Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста в длинной, до пят , шинели.

Скользили серые, под цвет земли , ящерицы.

5. Пояснительные определения (2):

Пояснительные определения (2) подробнее раскрывают уже названный признак, называя его другим словом:

Это был посёлок за городом на голом, без деревца, без кустика , низком месте.

Малиновое, без лучей , солнце садилось за рекой.

Камнелом расправил усы и бороду белыми, в извёстке , руками.

§3. ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ

1. Два варианта постановки знаков препинания

Если на втором месте стоит определительный оборот, то он является по отношению к первому определению однородным (отделяется запятой), уточняющим или пояснительным (выделяется запятыми):

2. Однородные определения: сближенные признаки, раскрытие общей темы:

Открылся вид на высокий, чуть розовеющий небосвод.

В ста шагах от мельницы находился маленький, со всех сторон открытый навес.

Мы вошли в холодный, всю зиму нетопленный зал.

3. Уточняющие определения: сужение признака, второй план речи:

Он приобрел старую, датированную концом XVIII века, картину.

4. Пояснительный оборот (1): раскрытие содержания местоимения, второй план речи:

Каждое явление имеет свои, присущие только ему , признаки.

Дашу удивила доморощенность всего этого, так нашумевшего , дерзновения.

Чичиков немного озадачился таким, отчасти резким , определением.

5. Пояснительный оборот (2): дополнительное пояснение признака, второй план речи

Пьер, с раннего утра стянутый в неловком, сделавшемся ему узким , мундире, был уже в залах.


§4. ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОДНОРОДНОГО ТИПА

– Это общепринятый термин?

– Не совсем, но по факту такие определения существуют, и поэтому желательно их как-то обозначить.


1. Определение

Пояснительное определение однородного типа имеют следующие особенности:

С одной стороны , по смыслу оно являются зависимым, так как поясняет значение первого определения.

С другой стороны , оба определения грамматически ведут себя как однородные , то есть относятся к первому плану речи, произносятся с перечислительной интонацией и на письме отделяются запятыми.

2. Пояснительное определение однородного типа или неоднородное определение

Пояснительные определения однородного типа следует отличать от неоднородных определений. Различение пояснительных определений однородного типа (отделяются запятыми ) и неоднородных определений (нет запятых ) делается по смыслу :

А) пояснительное определение (1) однородного типа (раскрытие содержания местоимения )

Я хочу купить другой, кожаный портфель (другой = кожаный).

Эта задача требует новых, нестандартных решений.

Здесь его ожидала другая, интересная жизнь.

Б) неоднородные определения (разные признаки):

С правой стороны дороги тянется другая горная цепь (есть две горные цепи – одна и другая).

3. Пояснительное определение однородного типа или обычное

Пояснительные определения однородного типа следует отличать от обычных пояснительных определений. Пояснительные определения однородного типа (разделяются запятыми ) и обычные пояснительные определения (выделяются запятыми ) различаются только планами речи, что во многих случаях является авторским решением:

А) пояснительное определение (1) и (2) однородного типа, первый план речи, разделение запятыми.

Он заговорил совсем другим, серьёзным тоном.

Это были свои, слободские люди.

Ещё одно, последнее сказанье – и летопись закончена моя.

Я умоляю вас, князь, отдайте приказ на еще один, последний штурм.

Надо стремиться к нормальному, мирному существованию различных стран.

В воздухе стояла та особенная, тяжёлая духота, которая предвещает грозу.

Б) обычное пояснительное определение (1), второй план речи, выделение запятыми:

Еще один, последний , коридорчик вел мимо маленькой комнаты.


– Кажется, такие определения чаще разделяются запятыми ?

– Да, и это видно из следующего общеизвестного примера:

Ещё одно, последнее сказанье – и летопись закончена моя (А. С. Пушкин).

– А почему именно эти пары ?

– Это связано, во-первых, со сходством однородных и пояснительных признаков и, во-вторых, с не всегда четкой границей между признаками уточняющими и неоднородными .

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 2. Лекции по пунктуации (Н. П. Киреева) предоставлен нашим книжным партнёром -

Простое предложение, как распространенное, так и нераспространенное, может быть осложнено однородными членами. Синтаксические отношения в таком предложении включают и сочинение, и подчинение. Однородные члены синтаксически равноправны по отношению друг к другу, в то же время все они подчинены какому-либо члену предложения или им подчинен какой-либо член. Например: Заблестели па листьях орешника капли не то росы , не то вчерашнего дождя (Иауст.) - однородные определения подчинены подлежащему капли ; Слышались голоса , храп коней , лязг котелков и чайников , взбульк воды , свисты , шорохи (Шишк.) - однородные подлежащие подчиняют себе сказуемое слышались.

Сущность однородности и заключается в одновременном, параллельном подчинении ряда членов тому или иному члену предложения или в господстве по отношению к нему - при полной независимости друг от друга, при полном синтаксическом равенстве. Ряд однородных членов предложения - это сочинительное сочетание слов, в котором ни одно не является главным, господствующим.

Предложение может быть осложнено однородным рядом главных или второстепенных членов. Например: И всё это. и фонари. и голые деревья, и дома , и небо - отражалось в асфальте (А. Т.) - ряд однородных подлежащих; Облака то наплывали на луну , то разлетались (Шишк.) - ряд однородных сказуемых; От супанций , от паровозов , от вагонов валил густой пар (Пауст.) - ряд однородных дополнений; Жалобный плач слышался то за окном , то над крышей , то в печке (Ч.) - ряд однородных обстоятельств. В предложении может быть несколько рядов однородных членов - главных или второстепенных. Например: Было душно , сухо. неряшливо , шумно, тесно и сильно пахло не то новой клеёнкой , не то жжёной пробкой , не то щенком (С.-Ц.) - ряд однородных главных членов безличного предложения и ряд однородных дополнений. Предложение может быть осложнено одновременно однородными рядами подлежащего и сказуемого: Любуйтесь , запоминайте : тут природа - карнавал. Здесь всё играет и поёт, и море , и горы, и скалы (Гл.).

Условия однородности

Однородность членов предложения - это синтаксическое явление, которое не вытекает непосредственно ни из морфологических, ни из семантических условий, хотя в известной мере и зависит от них. Так, однородными могут быть члены предложения, представленные или одинаковыми словоформами: Огонь то вспыхивал , то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле зелёных мошек (Науст.), или разными: Таня говорила долго и с большим чувством (Ч.).

Синтаксическими условиями однородности членов предложения являются: а) синтаксическая связь с одним и тем же членом как подчиненным или господствующим; б) однотипность синтаксической функции; в) отсутствие между членами однородного ряда отношений зависимости. Семантико-синтаксическое условие - это пояснение всеми однородными членами подчиненного или господствующего слова в одной логической плоскости, в одном отношении.

  • 1. Ряд членов предложения одного типа не является однородным, если они поясняют (или их поясняют) разные слова. Например: Л а е в с к и и ?по садился у стола , то опять отходил к окну ; о н то тушил свечу , то опять зажигал её (Ч.) - однородными являются сказуемые садился , отходил по отношению к подлежащему Лаевский , а также тушил , зажигал по отношению к подлежащему он , однако все четыре глагола-сказуемых не являются однородными.
  • 2. Члены предложения, связанные с одним и тем же словом, как правило, могут быть однородными только при условии, что они выполняют однотипную функцию, т.е. принадлежат к одному разряду (подлежащие, дополнения и т.д.). Так, в предложении (М. Г.) члены дважды и копытом не являются однородными, поскольку дважды - обстоятельство, а копытом - дополнение.
  • 3. При наличии первых двух условий члены предложения могут быть неоднородными, если они поясняют не только господствующий по отношению к ним член, но и друг друга. Это, в частности, наблюдается при отношениях уточнения. Например: Вид у него был томный , замученный , и говорил он еле-еле, чуть дыша , как умирающий (Ч.) - здесь все обстоятельства, включая сравнительный оборот (все одного разряда - образа действия), относятся к глаголу говорил , однако не являются однородными, ибо между ними отношения не сочинительные, не равноправные, а отношения уточнения; каждое из них поясняет глагол (говорил еле-еле; говорил чуть дыша; говорил , как умирающий); кроме того, второе обстоятельство уточняет значение первого, а сравнительный оборот семантически связан и с первым, и со вторым обстоятельством.

Наконец, при наличии всех синтаксических условий однородность предполагает однотипность, логическую одноплановость

семантических отношений всех членов ряда и каждого из них к господствующему или к зависимому слову. Так, дополнения в однородном ряду должны иметь значения одного плана (дополнения с различными значениями, хотя и поясняющие одно слово, не являются однородными). Например, в предложении Лошадь дважды ударила копытом по мягкой земле (М. Г.) дополнения неоднородные, так как первое имеет значение орудия действия, а второе - объекта, частично охваченного действием ("точки приложения" действия).

Однородные обстоятельства, при наличии всех других условий, должны принадлежать к одному разряду. Семантико- синтаксическое условие необходимо и для однородных определений. Известно, что согласованные определения при одном существительном не являются однородными, если они обозначают разноплановые признаки, т.е. поясняют предмет в разных отношениях, определяют с разных сторон: Цвёл шиповник - спутник светлых июньских и о ч е и. В чистом меркнущем небе реактивный самолёт тянул свой белый быстрый след (Пауст.).

Если же определения поясняют существительное в одном семантическом плане, они являются однородными и на письме разделяются занятыми. Например: Однажды летом я взял ружьё , припасы и сплавился вёрст на двести вниз по таёжной речке, в самые глухие , трущобные м е с т а (Шишк.); Толстый слой серой , холодной скуки висел над городом (М. Г.) - в этих предложениях значение однородных определений может быть подведено под общее (более широкое по объему) понятие (самые глухие , трущобные - "недоступные"; серая , холодная - "угнетающая").

При наличии всех рассмотренных условий в однородный ряд могут входить не только члены предложения однотипной формы (см. приведенные примеры), но и существенно различающиеся по оформлению, па первый взгляд несопоставимые, несоединимые. Например: Таня говорила долго и с большим чувством (Ч.); Вокруг либо пожилые семейные мужики , либо зелёные юнцы , у которых на уме ещё не девки , а залезть бы к кому в огород за крыжовником (Сол.); Так иногда раздражает непрестанный , скучный , как зубная боль , плач грудного ребёнка , пронзительное верещание канарейки или если кто беспрерывно и фальшиво свистит в комнате рядом (Купр.) - для однородности выделенных рядов решающим условием оказалась именно одноплановость их семантических отношений с поясняемыми/поясняющими словами.

Однородными называются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним и тем же членом предложения.

Сравните два предложения:

Я часто получаю письма и посылки . Я часто получаю и отправляю письма .

В первом предложении два дополнения отвечают на вопрос ЧТО? и относятся к одному и тому же сказуемому, а во втором предложении два сказуемых поясняются одним общим дополнением.

Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, как это было в предложениях выше, но могут быть выражены и разными частями речи. Например: Он говорил медленно , с большими паузами . В этом предложении первое обстоятельство выражено наречием, а второе – существительным с предлогом.

Однородные члены в предложениях могут быть распространены, то есть могут иметь зависимые слова. Рассмотрите внимательно следующее предложение.

Мужики снимали с головы шапки и кланялись .

Здесь два однородных сказуемых (СНИМАЛИ и КЛАНЯЛИСЬ): первое распространено обстоятельством (С ГОЛОВЫ) и дополнением (ШАПКИ), а второе не распространено (у него нет зависимых слов).

В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Например:

Луна поднималась и освещала дорогу , поле и дома деревни.

Первый ряд однородных членов в этом предложении создают сказуемые, второй – дополнения.


Однородные и неоднородные определения

К одному и тому же слову в предложении может относиться несколько определений, которые могут быть однородными и неоднородными. Научиться различать эти два вида определений необходимо, так как однородные определения на письме разделяются запятыми, а между неоднородными определениями запятая не ставится.

1. Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией и характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, форме, размеру и так далее.

По утрам солнце бьет в беседку сквозь пурпурную , лиловую , зеленую и лимонную листву (Паустовский).

В этом предложении четыре определения к слову ЛИСТВА, они однородные, так как все называют цвет и произносятся с интонацией перечисления.

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон и произносятся без перечислительной интонации, например:

Был невыносимо жаркий июльский день (Тургенев).

Определение ЖАРКИЙ сообщает нам о погоде, а определение ИЮЛЬСКИЙ о том, в каком месяце был этот день.

Обратите внимание, что однородные определения могут соединяться сочинительными союзами, а если союзов нет, то их легко можно вставить. Сравните три предложения, расположенные ниже.

Он владел немецким, французским, английским языком.
Он владел немецким, французским и английским языком.
Он владел и немецким, и французским, и английским языком.

2. Однородные определения не могут быть выражены прилагательными, относящимися к разным лексическим разрядам.

Если определения выражены прилагательными, то определить, нужно ли их разделять запятыми, можно следующим способом. Известно, что прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные . Если у одного слова есть определения, выраженные прилагательными разных разрядов, то эти определения будут неоднородными.

На крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке (Пушкин).

У слова ДУШЕГРЕЙКА два определения: ДОРОГОЙ (качественное прилагательное) и СОБОЛЬЕЙ (относительное прилагательное).

3. Определения считаются неоднородными, если одно определение выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным.

Рассмотрите примеры на иллюстрации.

Почему ты не надеваешь свое новое платье?
Наконец мы дождались
первых теплых дней.

4. Иногда в художественных произведениях могут встретиться предложения, в которых между определениями, характеризующими предмет с разных сторон, стоят запятые.

Прочитайте предложения из произведений И. А. Бунина и А. П. Чехова. В них авторы стремятся создать единое, целостное представление о предмете или явлении, и такие определения можно считать однородными.

Наступила дождливая, грязная, темная осень (Чехов).
Ясные дни сменились холодными, синевато-серенькими, беззвучными (Бунин).


Пунктуация в предложениях с однородными членами, соединенными сочинительными союзами

Сочинительные союзы в русском языке речи делятся на три разряда: соединительные, разделительные и противительные .

Значение соединительных союзов можно условно обозначить фразой: "И ЭТО, И ТО". Они соединяют два однородных члена между собой. Значение разделительных союзов можно определить так: "ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО". Такие союзы указывают на возможность только одного однородного члена из нескольких или на их чередование. Значение противительных союзов выражается иначе: "НЕ ТО, А ЭТО". Противительные союзы противопоставляют один однородный член другому. Рассмотрите примеры союзов каждого разряда на иллюстрации.

Обратите внимание, что союз ДА записан и в столбике с соединительными союзами, и в столбике с противительными союзами. Дело в том, что он может употребляться в двух значениях. Сравните две поговорки: Без нитки да иголки шубы не пошить и Мал золотник, да дорог . В первой поговорке союз ДА может быть заменен на И, а во второй – на НО.

Некоторые сочинительные союзы состоят из нескольких слов, например, КАК… ТАК И; НЕ ТОЛЬКО… НО И. Такие союзы называются составными.

Постановка запятых в предложениях, где однородные члены связаны сочинительными союзами, зависит от того, к какому разряду они принадлежат.

Перед сочинительными союзами, соединяющими однородные члены, запятая ставится в трех случаях:

1) если в предложении однородные члены связаны противительным союзом:
Ягодка красна, да на вкус горька. Задача трудная, зато интересная;

2) если однородные члены связаны повторяющимися союзами:
В лесу одному шумно, и жутко, и весело (Фет);

3) если однородные члены соединены составными союзами:
Там будет праздник не только сегодня, но и завтра. .

Теперь обратимся к случаям, когда запятую перед союзами, соединяющими однородные члены, ставить не нужно.

1. Если однородные члены соединены одиночным соединительным или разделительным союзом, например:

В садке плескались пескари и окуни.
В этом лесу на соснах вы можете заметить белку
или дятла .

2. Если союзы объединяют однородные члены в пары, например:

В его коллекции было много ножей и кинжалов , пистолетов и ружей , украшенных драгоценными камнями.

3. Если два однородных члена соединяются повторяющимися союзами, но образуют устойчивое сочетание: И ДЕНЬ И НОЧЬ, И СМЕХ И ГРЕХ, НИ ДА НИ НЕТ, НИ ДВА НИ ПОЛТОРА, НИ ВЗАД НИ ВПЕРЕД и другие.

Нас разбудили ни свет ни заря .


Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами

Внимательно прочитайте предложение.

Рядом с домом росли хвойные деревья : ели, сосны, пихты .

В этом примере четыре подлежащих, но назвать их всех однородными нельзя, потому что первое из них – слово ДЕРЕВЬЯ – объединяет в своем значении последующие, или, наоборот, три последних подлежащих конкретизируют, уточняют значение первого. Между первым подлежащим и последующими можно вставить вопрос: "А какие именно?".

Если одно из слов в предложении конкретизируется, уточняется рядом однородных членов, то такое слово называется обобщающим . Обратите внимание: обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены.

Обобщающие слова в предложениях могут быть выражены разными частями речи, но особенно часто в этом качестве используются местоимения, например:

Ни знатный род, ни красота, ни сила, ни богатство – ничто беды не может миновать (Пушкин) или Так было всегда: и сто, и триста лет назад.

Обобщающие слова могут быть выражены также цельными словосочетаниями, например:

Всякий день стал приносить старый Мосеич разную крупную рыбу : щук, язей, голавлей, линей, окуней (Аксаков).

В этом предложении обобщающим будет сочетание РАЗНУЮ КРУПНУЮ РЫБУ.

В предложениях с обобщающими словами знаки препинания ставятся в соответствии с правилом из трех основных пунктов.

1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Желтые кленовые листья лежали всюду : машин .

2. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.

На дорожках, на скамейках, на крышах машин всюду лежали желтые кленовые листья.

3. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов – тире.

Всюду : на дорожках, на скамейках, на крышах машин лежали желтые кленовые листья .


Упражнение

    Он лежал на спине_ и долго смотрел в небо.

    Очерки деревьев, обрызганных дождем_ и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака (Тургенев).

    Измученные_ грязные_ мокрые, мы достигли берега (По Тургеневу).

    В глубокой тишине четко_ и осторожно отдавалось по саду чоканье соловья (Бунин).

    Собрала я свое добришко_ и вернулась к сестре (Бунин).

    Роса серебрилась по мокрым_ пахучим_ густым цветам_ и травам (Бунин).

    Стук копыт_ звон колеса отзывались громом_ и отдавались с четырех сторон (По Гоголю).

    Шумнее_ и шумнее раздавались по улицам песни_ и крики (Гоголь).

    Мы взяли с собой резиновую_ надувную лодку_ и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу. (Паустовский)

    Официант поставил на стол холодные_ горячие закуски, а также главное блюдо – фаршированную семгу.

    Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий_ могучий_ грозный шум громадной толпы (Бабель).

    Я бросил в волчицу тяжелым_ свинцовым грузилом (Паустовский).

    Отсюда был виден большой_ запущенный сад (А. Гайдар).

    В меню был представлен большой выбор белого_ красного вина_ а также газированные напитки_ и соки.

    Евгений Шварц вырос в маленьком_ провинциальном_ южном городе Майкопе.

    В глубине сада торчал неуклюжий_ двухэтажный сарай, а под крышей этого сарая развевался маленький_ красный флаг (Гайдар).

    Особенно хорошо в беседке в тихие_ осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый_ отвесный дождь (Паустовский).

    На выставке представлено много газовых_ электрических плит_ и печей.

    Впереди - пустынный_ сентябрьский день (Паустовский).

    Он уложил в чемодан_ не только одежду_ но и книги.

    Он решил укладывать в чемодан_ либо одежду_ либо книги.

    Он достал чемодан и положил туда_ и рубашки_ и галстуки_ и альбом с фотографиями.

    В альбоме были фотографии его жены_ и родственников_ и друзей.

    В глубине сада стоял небольшой флигель с маленькими окнами, не открывавшимися_ ни зимой_ ни летом.

    На столе уже стояли пирожки_ и блины, оладьи_ и сырники.

    Я закажу_ или мороженое_ или клубничный сок.

    Я закажу мороженое_ или клубничный пирог_ или ватрушку.

    Я закажу_ не только мороженое_ но и яблочный пирог.

    Раньше Егорушка не видел никогда_ ни пароходов_ ни локомотивов_ ни широких рек (Чехов).

    Ему хорошо знаком_ и помещичий быт_ и крестьянский_ и мещанский (Тургенев).

    На левой стороне видны обширные поля_ лесочки_ три_ или четыре деревеньки_ и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим (Карамзин).

    И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды_ и пращ_ и стрела_ и лукавый кинжал_ щадят победителя годы (Пушкин).

    Частокол был обвешан связками сушеных груш_ и яблок_ и проветривающимися коврами (по Гоголю).

    Цветов росло там много_ журавлиного горошку_ кашки_ колокольчиков_ незабудок_ полевых гвоздик (Тургенев).

    Он знает толк во всем, что важно_ и занимательно для русского человека_ в лошадях_ и в скотине_ в лесе_ в кирпичах_ и в посуде_ в красном товаре_ и в кожевенном_ в песнях_ и плясках (Тургенев).

    У зайца много врагов: и волк_ и лиса_ и человек.

    Дома ли_ на улице ли_ в гостях_ везде чувствовал он на себе чей-то взгляд.

    Татьяна приготовила все необходимое для вышивки_ разноцветные нитки_ бисер_ блестки_ бусины.

    В нашем универмаге вы сможете приобрести различные_ головные уборы_ кепки_ шляпы_ зимние_ и спортивные шапки.

    Повсюду_ в клубе_ на улицах_ на скамейках у ворот_ в домах_ происходили шумные разговоры (Гаршин).

    Все слилось, все смешалось_ земля_ воздух_ небо.

    На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки_ раков_ и бараньи котлеты (Чехов).

    В нем не осталось никаких человеческих чувств_ ни любви к сыну_ ни сострадания к ближнему.

    Лиственные деревья_ осины_ ольха_ березки_ еще голы (Солоухин).

    Капли росы переливались всеми цветами радуги_ красным_ желтым_ зеленым_ фиолетовым.

    Радостно_ молодо было_ и на небе_ и на земле_ и в сердце человека (Толстой).

  1. _ и гроба тайны роковые, судьба_ и жизнь в свою чреду_ все подвергалось их суду (Пушкин).
  2. И подпасок, гонящий коров_ и землемер, едущий в бричке через плотину_ и гуляющие господа_ все глядят на закат и все до одного находят, что он страшно красив, но никто не знает и не скажет, в чем тут красота (Чехов).

    И то, что они сидели в гостиной, где все_ и люстра в чехле_ и кресла_ и ковры под ногами_ говорило, что здесь когда-то ходили_ сидели_ пили чай вот эти самые люди, которые глядели теперь из рам, и то, что здесь теперь бесшумно ходила красивая Пелагея, - это было лучше всяких рассказов (Чехов).

    Иногда бывает, что облака в беспорядке толпятся на горизонте, и солнце, прячась за них, красит их_ и небо во всевозможные цвета_ в багряный_ оранжевый_ золотой_ лиловый_ грязно-розовый; одно облачко похоже на монаха, другое на рыбу, третье на турка в чалме (Чехов).

    Зарево охватило треть неба, блестит в церковном кресте_ и в стеклах господского дома_ отсвечивает в реке_ и в лужах_ дрожит на деревьях; далеко-далеко на фоне зари летит куда-то ночевать стая диких уток... (Чехов).

    Представьте себе... стриженую головку с густыми_ низко нависшими бровями_ с птичьим носом_ с длинными_ седыми усами_ и с широким ртом, из которого торчит длинный_ черешневый чубук; головка эта неумело приклеена к тощему_ горбатому туловищу, одетому в фантастический костюм_ в куцую_ красную куртку и в широкие_ ярко-голубые шаровары; ходила эта фигура, расставя ноги_ и шаркая туфлями, говорила, не вынимая изо рта чубука, а держала себя с чисто армянским достоинством_ не улыбалась_ не пучила глаза_ и старалась обращать на своих гостей как можно меньше внимания.

    Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел_ читает партитуру, машет палочкой_ следит за певцом_ делает движение в сторону то барабана_ то валторны и проч. (Чехов).

    Чуждые люди_ чуждая природа_ жалкая культура_ все это, брат, не так легко, как гулять по Невскому в шубе, под ручку с Надеждой Федоровной_ и мечтать о теплых краях (Чехов).

    Ненависть к фон Корену_ и беспокойство_ все исчезло из души (Чехов).

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака. Обстоятельства поясняют сказуемые или другие члены предложения. При синтаксическом разборе предложения обстоятельства подчеркиваются пунктирной линией (тире, точка, тире). Обстоятельства необходимо выделять запятыми в трех случаях. Рассмотрим каждый из них по очереди.

Первый случай

Обстоятельства в предложениях могут быть выражены четырьмя частями речи:

    наречием, например: Дворник встает рано;

    деепричастием или деепричастным оборотом, например: Мужики, увидев помещика, сняли шапки;

    инфинитивом, например: Все отправились на улицу (зачем?) расчищать снег;

Кроме этого, обстоятельство может быть выражено цельным по смыслу выражением, например: Дождь шел две недели подряд.

Необходимо запомнить, что выделять запятыми нужно обстоятельства, которые выражены деепричастием или деепричастным оборотом. Сравните: Он сидел, листая журнал, и скучал и Он сидел на скамейке . В первом предложении обстоятельство листая журнал выделяется, так как оно выражено деепричастным оборотом, а во втором обстоятельство на скамейке не обособляется, так как оно выражено существительным с предлогом.

Второй и третий случаи

По значению обстоятельства делятся на следующие основные группы:

    обстоятельства места, отвечающие на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? Например: Мы въехали (куда?) в город;

    обстоятельства времени, отвечающие на вопросы КОГДА? С КАКИХ ПОР? ДО КАКИХ ПОР? КАК ДОЛГО? Например: Мы прождали их около двух часов;

    обстоятельства причины, которые отвечают на вопросы ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ? Например: От усталости я не мог говорить;

    обстоятельства цели, которые отвечают на вопросы ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? Например: В санатории все приготовлено для лечения отдыхающих;

    обстоятельства образа действия и степени, отвечающие на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? Например: Я несколько призадумался или Отец ни на шаг не отпускал меня;

    обстоятельства условия, которые отвечают на вопрос ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Например: При старании можно добиться успеха;

    обстоятельства уступки, которые отвечают на вопрос НЕСМОТРЯ НА ЧТО? Например: На улице, несмотря на мороз, было многолюдно;

    обстоятельства сравнения, отвечающие на вопрос КАК? Например: Голова у нее острижена, как у мальчишки.

В классификации обстоятельств по значению одним из восьми видов являются обстоятельства сравнения: они отвечают на вопрос КАК? и начинается с союзов КАК, СЛОВНО или БУДТО. Например: У нее были длинные волосы, мягкие, как лен. В некоторых учебниках и справочных пособиях обстоятельства сравнения называют также сравнительными оборотами. Необходимо запомнить, что обстоятельства сравнения в предложениях выделяются запятыми .

Еще один вид обстоятельств, который необходимо выделять запятыми, это обстоятельства уступки. Такие обстоятельства отвечают на вопрос НЕСМОТРЯ НА ЧТО? и начинаются с предлога НЕСМОТРЯ НА (или, реже, ВОПРЕКИ). Например: На улицах, несмотря на яркое солнце, горели фонари.

Итак, следует запомнить три случая, когда обстоятельства необходимо выделять запятыми:

    если они выражены деепричастным оборотом,

    если они представляют собой сравнительный оборот,

    если они начинаются с предлога НЕСМОТРЯ НА.

Еще раз рассмотрите примеры. Сверкая быстро в вышине, кружились искры. (Лермонтов) Она вдруг скрылась, как птичка, вспугнутая из кустарника (Лермонтов). Несмотря на непредвиденные трудности, работа закончена в срок.

Это правило имеет несколько важных примечаний:

От деепричастий следует отличать наречия СТОЯ, СИДЯ, ЛЕЖА, МОЛЧА. НЕХОТЯ, ШУТЯ, НЕ ГЛЯДЯ, ИГРАЯ. Они образовались благодаря переходу слов из разряда деепричастий в наречия. Обстоятельства, выраженные такими словами, не обособляются. Например: Он стоял молча.

Не выделяются также обстоятельства, выраженные фразеологическими оборотами, например: Они работали засучив рукава или Верчусь целый день как белка в колесе.

Кроме обстоятельств уступки, которые выделяются всегда, могут факультативно обособляться обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, например: Благодаря хорошей погоде, мы купались в реке все лето. Обычно такие обстоятельства обособляются, если они распространены и стоят перед сказуемым.

Упражнение

    Через две недели_ наш сотрудник выйдет из отпуска.

    Петр пошел в библиотеку_ готовиться к экзамену.

    Выбежав на трибуну_ он быстро заговорил.

    Обгоняя грузовик_ машина выехала на встречную полосу.

    Несмотря на опасность_ капитан приказал продолжить движение.

    Ради победы_ они готовы на все.

    Мокрые ступени оказались скользкими_ как лед.

    Порт будет закрыт_ в случае усиления ветра.

    Было темно, только две звездочки_ как два спасательных маяка_ сверкали на темно-синем своде (Лермонтов).

    – Летит_ сломя голову! Чуть с ног не сбил! – пробормотала старуха.

    На борту пиджака_ как глаз_ торчал драгоценный камень (М. Булгаков).

    Старуха_ несмотря на преклонный возраст_ отлично видит и слышит (А. Чехов).

    Пройдя через тяжкие испытания_ он сумел сохранить свое человеческое достоинство (М. Шолохов).

    В плите гудело_ как на пожаре (М. Булгаков).

    На вопросы следователя он отвечал_ нехотя.

    Лодка_ как утка_ ныряла и потом_ взмахнув веслами_ будто крыльями_ выскакивала на поверхности (М. Лермонтов).

    Прихватив немецкого майора и портфель с документами_ Соколов добирается до своих (М. Шолохов).

    Пережив сильное потрясение_ он заснул_ как убитый.

    Везде и во всем он старался подчеркнуть свое превосходство_ считая себя благовоспитанным и гуманным (А. Фадеев).

    А затем на пожарища посыпали сотни мелких зажигательных бомб_ как зерна на свежевспаханную землю (К. Воннегут).

    Людей, одиноких по натуре, которые_ как рак-отшельник или улитка_ стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете не мало (А. Чехов).

    Какой-то сволочной, под сибирского деланный кот-бродяга вынырнул из-за водосточной трубы и_ несмотря на вьюгу_ учуял краковскую (М. Булгаков).

    Долгое время он боролся с своею догадкою_ принимая ее за мечту воспаленного съестными припасами воображения_ но чем чаще повторялись свидания, тем мучительнее становились сомнения (М. Салтыков-Щедрин).

В русском языке много небольших нюансов, которые тем не менее очень важны и для понимания его структуры, и для формирования привычки к грамотности. Одной из тем, которые можно отнести к категории таких нюансов являются обособленные однородные обстоятельства. Что это такое и что в них особенного?

Однородные обособленные обстоятельства: как они выделяются и какие характерные признаки имеют

Этот член предложения объединяет в себе черты обособленных обстоятельств, которые на письме выделяются запятыми, и однородных членов предложения, между которыми ставятся соединительные союзы (такие как и, либо, или). То есть это такие однородные обстоятельства, которые обособляются от остального предложения с помощью запятых, но при этом между ними запятая не ставится.

Чаще всего обособленное обстоятельство выражается деепричастным оборотом или одиночным деепричастием, однородные члены предложения в этом плане исключениями не являются, хотя однородными могут быть обстоятельства, выраженные существительным с предлогом или без.

Чтобы лучше понять эту тему, нужно рассмотреть примеры однородных обособленных обстоятельств. Так, в предложении “Она стояла, поправляя макияж и закалывая растрепавшиеся локоны” деепричастные обороты являются обстоятельствами образа действия, которые относятся к одному и тому же главному члену, значит, они однородные. Таким образом, это однородные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, между которыми не нужна запятая, но которые отделяются от остального предложения, обособляясь с помощью этого знака препинания.

Однородные обособленные обстоятельства могут стоять в любой части предложения – в начале, в конце или в середине, выделение запятой необходимо во всех случаях, от положения зависит только то, где эта запятая будет стоять.

В некоторых случаях между однородными обстоятельствами ставится не соединительный союз, а запятая – чаще всего в тех случаях, когда это не деепричастный оборот или одиночное деепричастие, а сравнительный оборот или существительное (обычно с такими предлогами, как несмотря на, ввиду и т.п.).

В таких ситуациях обстоятельства, если они относятся к одному члену предложения, все равно остаются однородными и обособляются, как если бы между ними стоял соединительный союз. Для лучшего понимания темы следует рассмотреть примеры: Она сияла как маленькая звездочка, как свет самого яркого маяка. Он любил нее, несмотря на холодность, несмотря на любовь к другому.

Что мы узнали?

Однородные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями, сравнительными оборотами или существительными, обособляются так же, как обычные обособленные обстоятельства. Если между ними стоит соединительный союз, то запятая не нужна, а если они разделяются только интонационно, то она ставится обязательно. Обычно интонацией разделяются сравнительные обороты или однородные обстоятельства, выраженные существительными.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 242.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх