Какой тип восприятия информации у ребенка. Какой тип восприятия у вашего ребенка? Дети с аудиальным восприятием

Какой тип восприятия у вашего ребенка?

Вы знаете тип восприятия у вашего ребенка? Мы все по-разному воспринимаем получаемую информацию: у кого-то хорошо развита визуальная память, у кого-то слуховая. От того, к какому типу восприятия относится ваш ребенок, зависит, в каком виде ему лучше преподносить информацию. Если вы легко запоминаете стишки, а ребенок нет, это не значит, что он бестолковый. Измените подход и вы удивитесь, как легко и быстро ваш ребенок схватывает информацию.

Большую часть информации мы получаем через три канала: аудиальный, визуальный и кинестетический.

Аудиальный канал восприятия окружающего мира — это слух. Людей, у которых данный вид восприятия выходит на первое место, в психологии принято называть аудиалами .

Визуальный канал восприятия — это зрение. Людей, которые большую часть информации воспринимают через зрительный анализатор, называют визуалами .

Кинестетики воспринимают мир в большей мере через чувства, эмоции, движения, отношения.

В отдельную группу также выделяют так называемых дискретов — людей, воспринимающих информацию через логику, при помощи цифр, знаков, доказательств, но среди детей данный тип практически не встречается, поэтому о них мы не будем говорить.

Как распознать, какой тип восприятия преобладает у вашего ребенка.

В данном случае воспользоваться какими-то стандартизованными методиками не получится, придется воспользоваться возможностью наблюдать за поведением ребенка.

Во-первых, обратите внимание на речь. Аудиал чаще использует в речи слова, так или иначе касающиеся звуков, звучания, голосов, говорения — громко, тихо, шумно, кричать, послушайте, я где-то слышал, говорят и т. д. Часто может что-то мурлыкать себе под нос или отбивать ему одному ведомый ритм. Для визуала важно видеть и в речи чаще слова, описывающие внешнюю сторону предметов, событий, — видеть, ярко, точка зрения, видимость, прозрачность, красочность и т. д. Для кинестетика важны ощущения, движения, чувства — мягко, удобно, быстро, прикоснуться, скакать и т. д.

Во-вторых, обратите внимание на движения глаз ребенка, когда он что-то рассказывает. З адайте ребенку любой вопрос, отвечая на который, ему придется что-то вспомнить или придумать, например, спросите, что он делал в прошлые выходные? Визуалы чаще невольно смотрят вверх, особенно если что-то припоминают. Они рассказывают, а перед их глазами за доли секунды буквально проносится кинолента, на которой отображается все, что впоследствии они скажут. Аудиалы чаще смотрят вбок, движения глаз на средней линии, примерно на уровне ушей. Кинестетики чаще смотрят вниз.

В-третьих, обратите внимание на внешний вид ребенка. Визуалу важно хорошо выглядеть, важно, чтобы рядом с ним все было аккуратно и красиво. Он не терпит, чтобы его трогали, в разговоре держит дистанцию. Кинестетик любит удобство — удобную одежду, мебель, позу, для него очень важен комфорт. В разговоре много жестикулирует, использует мимику, пантомимику, может касаться собеседника, дергать его за рукав или крутить пуговицу на его пиджаке. Аудиал в этом отношении будет вести себя усредненно, никогда не доходя до крайностей, которые могут быть присущи и визуалу, и кинестетику.

Ну, надеюсь, более или менее определились, хотя сделать это довольно непросто, так как все же чистые виды — это скорее редкость. Кроме того, порой дети, приспосабливаясь к нам, взрослым, просто вынуждены вести себя не так, как им хотелось бы. Например, очень требовательная мама-визуал будет очень много уделять тому, чтобы приучить ребенка-кинестетика к порядку, и рано или поздно, но ребенку придется научиться выполнять определенные требования, как бы внутренне он не протестовал.

Зачем нужно знать тип восприятия вашего ребенка?

Прежде всего, потому, что все три типа по-разному воспринимают окружающую их действительность, а, следовательно, обучая их, стоит использовать приемы, непосредственно воздействующие на ведущие каналы.

Визуалу важно образное представление материала — схемы, таблицы, наглядные пособия, образцы. Важное выделять цветом, «рисовать» конспект. В речи стараться использовать слова, описывающие информацию визуально. Если ребенок испытывает необходимость, нужно ему разрешить чиркать, рисовать во время осмысления или запоминания материала. При заучивании стихотворения или пересказе текста для визуала желательна зарисовка основных моментов.

Аудиал больше реагирует на звуковое оформление. Обучая его, используйте возможности голоса — паузы, громкость, различный тембр и высоту. Особо важный материал можно спеть. Если требуется заучить большой объем информации, можно воспользоваться магнитофоном, на который предварительно наговорить запоминаемый материал (например, иностранные слова или стихотворение).

Кинестетику важно включить мышечную память. Используйте жесты, мимику, прикосновения. Позволяйте ребенку по возможности проводить опыты и эксперименты, дайте возможность добывать знания самому. Пусть сам делает выводы, заключения, пытается найти проблему и задает вопрос. Можно использовать преувеличения, проигрывать те или иные элементы изучаемого материала. В речи старайтесь использовать слова, настроенные на кинестетическую модальность. О том, как подавать информацию ребенку-кинестетику.

Конечно, строить обучение ребенка в рамках только одной модальности невозможно, да и не нужно. Тем более что время от времени все мы проявляем себя по-разному, но все же знание о ведущем типе восприятия ребенка может быть весьма полезным. Способы запоминания наиболее трудного, важного материала, приемы работы с информацией все же лучше использовать такие, которые максимально подходят каждому конкретному ребенку.

Немного информации по результатам диагностики о типе восприятия детей нашего дошкольного учреждения. Родителям одной из групп было предложено ответить на несколько вопросов с целью выявить тип восприятия своего ребенка. Родители 11 детей ответили на вопросы, касающиеся их детей. В результате чего выяснилось, что 3 ребенка имеют аудиальный тип восприятия, 2 - кинестетический, а 6 воспитанников - визуалы.

Данная информация имеет важное значение как, для педагогов в построении занятия и подготовки разнопланового по восприятию материала и это облегчает усвоение материала дошкольниками, так и родителям, т.к. зная тип восприятия своего ребенка легче контактировать, правильно выстроить взаимоотношения с ним, а также более гармонично организовывать процесс восприятия окружающего мира.

Процесс обучения вашего ребенка может стать гораздо легче и эффективнее как для вас, так и для него самого, если вы поймете, каким образом он лучше воспринимает информацию. В обучении не существует универсального подхода, поэтому эксперты в области образования условно разделили всех детей на три основных типа по способу восприятия информации. Типы восприятия у детей: аудиалы, визуалы и кинестетики. Для того, чтобы определить тип вашего ребенка, для начала вам нужно определить свой, так как от этого зависит и способ вашего преподавания. Давайте же конкретно рассмотрим все типы восприятия у детей.

Аудиалы (слуховое восприятие)

Предствители этого типа легче обучаются, когда они слушают других или сами говорят на тему того, что они изучают. Они обычно: лучше запоминают что-либо, когда проговаривают это вслух нуждаются в устном объяснении предмета могут испытывать трудности с выполнением предписаний, представленных в письменном виде разговаривают сами с собой, когда изучают что-то новое предпочитают обсуждать что-либо в группах, нежели чем работать одному Важно: при общении с аудиалами у вас может сложиться впечатление, что они не обращают никакого внимания на то, что вы говорите, но на самом деле их навыки слушания развиты гораздо лучше, чем зрительные.

Визуалы (зрительное восприятие)

Как это понятно из самого названия, люди этого типа учатся посредством наблюдения. Считается, что это самый распространенный тип восприятия, и поэтому, большинство традиционных классов для занятий приспособлены для учеников именно такого типа. Для наиболее эффективного обучения им необходимо видеть, мысленно представлять и наглядно изображать полученные ими знания и навыки. Представители данного типа характеризуются тем, что они: запоминают наглядные примеры стремятся собственными глазами видеть то, что они изучают, чтобы под рукой всегда были бумага и ручка набрасывают рисунки, когда слушают лучше усваивают инструкции, когда записывают их или видят наглядный пример их исполнения Важно: порой бессмысленно объяснять людям этого типа, как делать что-либо, пока они сами не увидят, как это делается.

Кинестетики (тактильное восприятие)

Представители этого типа, как правило, активно вовлечены в процесс обучения и лучше усваивают информацию посредством практической деятельности. Также кинестетики стремятся осуществить на практике то, о чем они говорят или что изучают, обычно совершают какие-то движения, когда говорят или слушают часто используют язык жестов прикасаются к предметам, чтобы что-то узнать о них больше обращают внимание на то, что было сделано, а не то что было сказано, когда вспоминают о каком-либо событии Важно: таким детям зачастую ошибочно ставят диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) только потому, что традиционные слуховой и зрительный способы восприятия оказываются для них неэффективными.

Существует ли четвертый тип?

Несмотря на то, что специалистами чаще выделяются три вышеперечисленных типа, некоторые из них также говорят о логическом или аналитическом типе восприятия. Люди этого типа легче усваивают что-либо, когда изучают схемы и понимают, как объекты в ней соотносятся между собой. Они обычно: стремятся узнавать, как что-либо работает способны к достаточно логическим рассуждениям еще в раннем возрасте задают много вопросов, чтобы узнать, как вещи взаимосвязаны рано проявляют способности к решению математических задач в раннем возрасте способны улавливать суть игр-стратегий.

Каждый человек по-особенному воспринимает окружающую действительность и обрабатывает полученную из нее информацию. Аудиалами называют людей, к которым большая часть сведений поступает через слух. У визуалов ведущий канал восприятия – зрительный. Кинестетики же воспринимают мир посредством различных движений и ощущений (прикосновений, запахов и т.д.).

Конечно, данная классификация условна, к тому же людей, которые полностью соответствуют какому-либо одному типу, встретить сложно, однако даже в раннем возрасте можно говорить о преобладании у ребенка определенного вида восприятия.

Почему же необходимо знать, к какой категории относится ваш малыш? Это позволит грамотно развивать у него новые умения и навыки, сделает процесс получения знаний как более продуктивным, так и более увлекательным. Ребенок прочнее усвоит полученную информацию, а родителям станет проще выстраивать с ним отношения.

Чем же отличаются дети разных типов восприятия и как определить ведущий канал получения информации?

Поговорка «В одно ухо влетело, в другое вылетело» точно не про таких детей. Полученная информация надолго задерживается, хорошо перерабатывается, превращается в логичные выводы и гипотезы. Ребенок-аудиал усидчив, внимателен, обожает говорить и слушать.

В развитии детей с аудиальным типом восприятия общение играет огромную роль, вот почему родителям следует почаще разговаривать с ними с раннего детства. Аудиалы любят заниматься в небольших группах, поскольку в этом случае воспитатель или учитель сможет выкроить достаточно времени на каждого воспитанника.

Со стороны кажется, что ребенок-аудиал немного надоедлив – он любит рассказывать в деталях, что произошло в детском саду или школе, а садясь за домашнюю работу, начинает вслух обсуждать решение задачи.

Кстати, проговаривание вслух своих действий является отличительной чертой людей с аудиальной модальностью.

Правила обучения и воспитания детей-аудиалов:

  • постарайтесь создать малышу спокойную атмосферу для игр и учебы – отдельное пространство, изолированное от громких звуков, мешающих сосредоточиться;
  • не настаивайте на обучении чтению, если ребенок предпочитает слушать вас, а не самостоятельно листать книгу;
  • при общении используйте голосовые возможности: в вашей речи обязательно должны быть паузы, интонационно окрашенные выражения, выделенные громким голосом слова;
  • приобретайте или скачивайте аудиокниги, музыку (не обязательно классические произведения);
  • школьнику можно приобрести самый простой диктофон, он пригодится и при дальнейшем обучении;
  • научите ребенка проговаривать последовательность действий не только вслух, но и шепотом или в уме;
  • поощряйте желание детей посещать курсы изучения иностранных языков, поскольку большая часть занятий посвящена разговорной практике.

Читайте также: 5 скрытых проявлений ревности старшего ребёнка

Особенности ребенка-визуала

Дети с визуальным типом восприятия лучше запоминают информацию, которая состоит из рисунков, графиков, схем, выделенных фрагментов текста, плакатов и т.д. У них хорошо развита моторика пальцев, замечательная зрительная память, однако словесные инструкции они воспринимают с трудом и поэтому часто переспрашивают задания.

Его мыслительный процесс имеет ряд отличительных особенностей: воспоминания из прошлого и представления о будущем предстают в виде картинок, ребенок постоянно проигрывает воображаемые ситуации, благодаря бурной и живой фантазии. То есть думает маленький визуал образами.

Школьникам-визуалам проще запомнить объяснения педагога, если он дублирует задания на школьной доске или на схемах.

Таким детям намного легче увидеть и зрительно зафиксировать слова, чем понять правила, почему необходимо писать именно так.

Правила обучения и воспитания детей-визуалов:

  • создайте для них комфортные для домашнего обучения условия – удобный стол, набор канцелярских принадлежностей (скрепки, карандаши, маркеры, блокноты);
  • особое внимание уделяйте развитию речи, общительности, чувства коллективизма, физической координации;
  • в раннем возрасте развешивайте в комнате стикеры и картинки с названием предметов, это поможет при обучении чтению;
  • разработайте каталоги по самым разным областям знаний – карточки со схемами, рисунками являются лучшим способом изучения для такого ребенка;
  • повесьте на стену или магнитную доску карты, плакаты, макеты, объясните, как с ними работать, если малыш прежде ими не пользовался;
  • разрешите детям подчеркивать цветными карандашами или маркерами важные абзацы в книгах, журналах, также приобретите для визуалов черновики, в которых можно будет рисовать, чертить или просто черкаться.

Особенности ребенка-кинестетика

Такой малыш является практиком: он стремится изучить окружающий мир со всех сторон, принюхиваясь, ощупывая и даже пробуя на вкус. Игрушки детей этого типа восприятия, к сожалению, недолговечны – их быстро разбирают на части. Да и в школе кинестетик любит трогать учебные материалы, конструировать, собирать или, наоборот, разбирать пособия.

Читайте также: Что делать, если ребенок ворует: советы психолога

Малыш перед сном не станет слушать сказку, если мама при этом не будет гладить или обнимать его. Он сильно привязан к родителям, растет «ручным» ребенком и даже в школьном возрасте любит забираться на колени к родителям.

Маленькие кинестетики отдают предпочтение подвижным играм, чтение же они зачастую считают скучным занятием.

Именно такие дети начинают писать раньше, чем читать, вот почему чтению их следует обучать через письмо.

Правила обучения и воспитания детей-кинестетиков:

  • для плодотворных занятий ребенку необходимы практические материалы – объемные игрушки, фигурки животных, набор камней и минералов, глобус и т.д.;
  • приобретите объемистые детские энциклопедии по разным областям знаний, толковые словари, книги о природе;
  • обязательно посещайте с детьми различные выставки, музеи, контактный зоопарк;
  • не заставляйте малыша долго сидеть над заданием, так как у него быстро накапливается усталость, а внимание рассеивается, поэтому чередуйте физические и умственные нагрузки;
  • чтобы запомнить правильное написание какого-либо слова, предложите ребенку записать его несколько раз, в этом случае сработает так называемая нервно-мышечная память.

Как определить тип восприятия у ребенка?

Подросток может пройти тест «Аудиал, визуал, кинестетик» С. Ефремцева, ответив на 48 несложных вопросов.

Чтобы узнать ведущий канал восприятия у маленького ребенка, обратите внимание на несколько важных моментов.

  1. Употребляемые слова:
  • Аудиал использует слова, связанные со слухом – «слышу», «звуки», «говорю», «молчу», «громко», «тихо»;
  • Визуалы основной упор в речи делают на слова, связанные со зрением – «смотрю», «вижу», «ярко», «светло», «темно», «наблюдаю»;
  • Кинестетик описывает в речи собственные чувства или движения – «держу», «трогаю», «тепло», «холодно», «чувствую».
  1. Выражение любви к родным:
  • Аудиал выражает эмоции словами, даже не смотря на родителей;
  • Визуалу важно видеть мамино лицо, необходим контакт глаза в глаза;
  • Кинестетикам необходим физический контакт – поцелуй, объятие, поглаживание.
  1. Направление взгляда:
  • При общении ребенок-аудиал чаще всего смотрит прямо;
  • Взгляд визуала направлен вверх;
  • Кинестетики же смотрят преимущественно вниз, как будто под ноги.

Восприятие информации детьми

Восприятие информации ребёнком. Типы

Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Получив знания об особенностях восприятия ребенка, родители сами могут подбирать соответствующие способы обучения.

Известно, что человек имеет слуховое (аудиальное), зрительное (визуальное), тактильное (кинестетическое), вкусовое и обонятельное восприятие. Основными у человека являются первые три канала восприятия информации. В зависимости от того, какой из трех будет ведущим, каждого человека относят к аудиалам, визуалам или кинестетикам. Особенности того или иного вида восприятия проявляются достаточно рано в поведении ребенка. Приведем краткую характеристику каждого из трех.

Аудиал. Такой ребенок лучше всего воспринимает информацию на слух, для него важны интонации, тембр голоса, то есть не то, что говорят, а то, как говорят. Дети-аудиалы легко узнают людей по голосу. Еще до того, как их сверстники начинают говорить, они уже имеют большой словарный запас. Любят слушать, когда им читают, как правило, знают много стихов, рано проявляют интерес к самостоятельному чтению, задают много вопросов, любят сочинять разные истории и небылицы, охотно слушают аудиозаписи.

Визуал . Визуальное восприятие - зрительное. Эти дети ориентируются прежде всего на образы, картинки. С раннего детства любят разглядывать предметы, наблюдать за людьми. Они, скорее, будут разглядывать иллюстрации в книжках, чем слушать то, что читает взрослый. Охотно играют в настольные игры, любят пазлы, рисовать и лепить. Дети-визуалы обычно замечают любые изменения во внешности человека, в окружающем пространстве, хорошо запоминают лица.

Кинестетики . Дети, которые все воспринимают через ощущения, чувства и движение, рано начинают ползать и ходить, все стремятся исследовать на ощупь. Предпочитают активные игры, где можно бегать и прыгать. Плохо концентрируются и могут быть невнимательными. Часто что-то теребят в руках, стремятся дотронуться до собеседника, любят обниматься и целоваться. Бывают капризны в отношении одежды: колючая, колется, жесткая и пр. У них хорошо развита моторная память. Чтобы, например, запомнить какую-то информацию, ребенок должен ее сам записать.

Редко можно встретить человека с одним ярко выраженным видом восприятия, у большинства людей он смешанный. Но доминирующий способ восприятия остается на всю жизнь. Родителям с раннего детства важно знать, какой тип восприятия у их ребенка, это поможет им правильно выстроить процесс обучения. Допустим, пришло время учить ребенка чтению. Для аудиала важно, чтобы книга звучала: можно проговаривать буквы, слоги, пропевать их, слушать диски с текстами. Дети- аудиалы хорошо запоминают стихи, сказки на слух. Для визуала приоритет имеют картинки, иллюстрации в книгах. Поэтому, обучая чтению, постарайтесь рисовать и писать буквы, можно разыграть маленький спектакль с кукольными персонажами, посмотреть видеоролики в Интернете. Ребенку-кинестетику надо дать возможность самому нарисовать или вылепить буквы, слоги.

Существует точка зрения, что все дети - кинестетики. В определенной мере это справедливо. Большинство дошкольников и младших школьников очень подвижны и эмоциональны. Однако наблюдая за особенностями поведения детей, вы точно обнаружите различия.

Американские психологи Л. Брэдвей и Б. Алберс Хил разработали тест для определения способа познания у детей младшего школьного возраста. Данная анкета заполняется родителями.

Инструкция . Внимательно посмотрите, какое из нижеприведенных утверждений больше всего относится к вашему ребенку. Подчеркните его.

1. Общение

Когда моему ребенку хочется выразить свои мысли, он пользуется простыми фразами (3).

Мой ребенок неправильно произносит некоторые звуки и слова (3).

Мой ребенок редко сам вызывается отвечать (3).

Мой ребенок правильно использует глагольное время (С).

Моему ребенку нравится разговаривать со взрослыми (С).

Мой ребенок любит сочинять и рассказывать вымышленные истории (С).

Мой ребенок говорит короткими, прямыми фразами (Д).

Мой ребенок невнятно произносит некоторые звуки (Д).

Мой ребенок может рассказывать что-нибудь непоследовательно (Д).

2. Любимые игрушки и занятия

Моему ребенку нравятся калькуляторы и компьютеры (3).

Моему ребенку нравится рукоделие и моделирование (3).

Моему ребенку нравится придумывать игры (С).

Моему ребенку нравится заниматься спортом и играть в подвижные игры (Д).

Мой ребенок любит кататься на велосипеде и ходить в походы (Д).

Мой ребенок любит ухаживать за домашними животными (Д).

3. Микромоторика

Мой ребенок правильно выводит буквы, точно в границах строки (3).

Для письменных работ моего ребенка характерна аккуратность (3).

Моему ребенку особенно нравится раскрашивание (3).

Мой ребенок аккуратно пишет печатными буквами (С).

Мой ребенок диктует или читает самому себе во время занятий (С).

Мой ребенок часто просит помочь при выполнении творческих заданий (С).

Моему ребенку трудно писать на разлинованной бумаге (Д).

Мой ребенок путает порядок букв и слов (Д).

Мой ребенок сильно нажимает на карандаш или кисточку (Д).

4. Навыки поведения в коллективе

Мой ребенок чувствует себя одиноко в группе детей (3).

Мой ребенок редко сам заводит разговор, он отвечает, когда его спрашивают (3).

Индивидуальные занятия нравятся моему ребенку больше, чем групповые (3).

Мой ребенок очень разговорчив (С).

Мой ребенок обычно первым начинает разговор (С).

Моему ребенку часто делают замечания за то, что он слишком много говорит на уроках (С).

Мой ребенок более общителен на игровой площадке (Д).

Моему ребенку легче выражать мысли с помощью жестов (Д).

Мой ребенок выступает в роли лидера на игровой площадке (Д).

5. Память

Мой ребенок запоминает то, что видит (3).

Мой ребенок читает, вспоминая значение слов (3).

Мой ребенок легко усваивает математические правила (С).

Мой ребенок читает, узнавая слова по их звучанию (С).

Моему ребенку нелегко вспомнить то, что он видел и слышал (Д).

Моему ребенку нужна помощь, чтобы научиться читать (Д).

6. В школе

Мой ребенок аккуратно одевается (3).

Мой ребенок отвлекается, обращая внимание на цвета и движущиеся предметы (3).

Мой ребенок следит за порядком на своем рабочем месте (3 .

Внешний вид моего ребенка ни аккуратный, ни чрезмерно опрятный (С).

Мой ребенок легко отвлекается на звуки и голоса (С).

Мой ребенок ведет дискуссии и часто сам вызывается отвечать (С.

Мой ребенок часто выглядит довольно неопрятно (Д).

Мой ребенок чрезмерно активен и часто отвлекается (Д).

Моему ребенку трудно усидеть на своем вместе (Д).

Каждый ответ соотносится с определенным способом познания, на что указывает буква в скобках после каждого варианта ответа:

3 - «зритель» или визуал

С - «слушатель» или аудиал

Д - «деятель» или кинестетик

Скорее всего, ответы будут сосредоточены в одной или двух колонках. Преобладание ответов по какому-либо варианту будет указывать, каким способом познания преимущественно пользуется ребенок.

По материалам книги Е. И. Шапиро «Как пробудить у ребенка интерес к учёбе»


Какой тип восприятия у вашего ребенка?

Каким образом (через какие каналы) ваш ребенок познает окружающий мир (воспринимает информацию)? И как лучше до него донести что-то важное или как ему легче запомнить что-то новое.

Итак, все мы знаем, что от природы у человека пять источников получения информации извне. Это уши - аудиальный источник, глаза - визуальный источник, кожа - тактильные ощущения, или кинестетические, вкусовые рецепторы, расположенные во рту, и обонятельный канал восприятия – нос. С самого рождения человек получает сведения об окружающей среде по этим каналам восприятия. Постепенно под воздействием воспитания и среды у каждого человека выделяется один-два ведущих канала. Чаще всего, главными становятся аудиальный, визуальный и кинестетический канал. Конечно, это не говорит о том, что человек не воспринимает другие виды информации, просто первостепенно обрабатывается та, которая получена из ведущего источника. В психологии каждого человека, в зависимости от его главной системы восприятия, так и называют: аудиал, визуал, кинестетик (или кинестет). В чистом виде аудиалов, визуалов и кинестетиков практически не бывает. К основному виду почти всегда примешивается еще какой-либо.

Виды каналов восприятия:

  1. Аудиальный
    То, что мы слышим. Как речь, так и свист ветра, или звук капающий воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.

Аудиал – прежде всего, слышит, а потом видит и чувствует, такой человек может абсолютно не смотреть на собеседника, но очень хорошо воспринимать то, что ему говорят. Иногда может специально отвернуться от говорящего, чтобы лучше расслышать. Обладая не очень хорошей памятью на лица, он безошибочно определяет людей по голосу. Если человек, который с тобой разговаривает, смотрит по сторонам - это не значит, что он тебя игнорирует, скорее всего, это явный аудиал.

Как распознать: В речи аудиал употребляет слова «слышишь», «слушай». Поворачивает к собеседнику ухо, а не лицо. Легко произнесет: «Слушай, какая картина».

  1. Визуальный .
    То, что мы видим: образы, картинки, кино.

Визуал – человек, который видит. Он заметит каждую пылинку, крошку, незначительный оттенок цвета, при разговоре всегда старается смотреть собеседнику в глаза. Обладает прекрасной памятью на лица, а по голосу может и перепутать. Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен «видеть весь лист».
Как распознать: Визуал чаще всего говорит «смотри», «видишь», «посмотрим». Легко может сказать: «Видишь, какая музыка».

  1. Кинестетический .
    (От греч. « кинес» – движение). То, что мы чувствуем. Сюда же относятся запах и вкус. То, что мы чувствуем в теле удобно разделить на 3 части:
    - тактильные ощущения: ощущения кожи, осязание;
    - внутренние: мышечные, ощущения в желудке, тепло;
    - мета - ощущения – оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении, эмоции: радости, любви, счастье, горе и пр.

Кинестетик . Он слышит и видит, только когда ощущает. В разговоре может дотрагиваться до собеседника, а если нельзя, то будет что-то теребить в руках. Если он находится на значительном расстоянии от вас, то весьма вероятно, что разговор вообще не состоится, пока он вас не «почувствует кожей». Одежду кинестетики выбирают мягкую, приятную к коже, колючие шерстяные свитера исключены. Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен. Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен записать его,
Как распознать: слова «чувствую», «мягкий», «приятный». Легко произнесет: «Чувствуешь, какая мягкая музыка». Всегда старается сократить дистанцию в разговоре, потрогать или вас, или вашу сумочку, молнию, пуговку и т.д

Очень важно с раннего возраста распознать кто ваш ребенок: аудиал, визуал или кинестетик. Поскольку это позволит построить занятия, игры, учебный процесс таким образом, чтобы извлечь из них максимум пользы и удовольствия и способствовать развитию ребенка. Известно, что приоритет того или иного способа познания не зависит от возраста. Свойственный ребенку способ познания останется доминирующим на протяжении всей жизни, однако расширение возможностей только помогает ему добиться прогресса в каждой конкретной области.
Отличия между кинестетиками, визуалами, аудиалами касаются очень многих вещей, например, организации мышления, памяти, способов обучения.

Степень риска в обучении у детей с разной модальностью различная.

Степень риска учащихся визуального типа по мере их обучения в школе изменяется, так как школьники старших классов становятся все более визуально-ориентированными. В раннем возрасте учащимся визуального типа необходимо «видеть» ответы, что лучше всего обеспечивается поиском возможных путей обращения к зрительной памяти. Их заставляют смотреть в свою тетрадь, говоря, что ответы не на потолке. Они лучше воспринимают письменные инструкции, и им становится трудно, если им дают вербальные указания к текстам. Им нужно зрительно представить математические задачи, а от них требуют устного выполнения задания в соответствии с программными требованиями. Изучая иностранные языки, они должны видеть новые слова, но в школе они часто сталкиваются с представлением новых слов в видеофильмах или аудиозаписи, в виде примеров учителя в обсуждении.

Степень риска учащихся аудиального типа. В процессе обучения в школе объем информации, получаемый через аудиальные каналы, практически сводится к нулю. После того, как учащиеся научились хорошо читать, от них автоматически ожидают, что они будут воспринимать информацию визуально. Учащиеся аудиального типа легче воспринимают информацию на слух, а им предлагают инструкции. Им нужен звук, а они получают тишину.

Степень риска учащихся кинестетического типа связана с тем, что их заставляют сидеть смирно, когда им для лучшего усвоения требуется движение. Им нужны физические упражнения в перерыве между уроками, а они имеют лишь пять минут, чтобы пройти от одного класса к другому. Им нужно стоять, а они вынуждены сидеть. Им необходимо дотрагиваться до предметов, а их заставляют держать руки на парте. Насколько эти учащиеся группы риска смогут выполнять то, что им велено, развивать в себе основные стили обучения или адаптироваться к превалирующему учебному стилю класса, настолько они станут успевающими учениками. И если они не смогут приспособиться, то вне зависимости от того, насколько они талантливы, они будут получать свои «двойки», пока учитель не адаптирует учебный план, совместные виды деятельности на уроке и способы тестирования. Труднее всего приходится ученикам с кинестетическим типом обучения. Классные комнаты не рассчитаны на необходимый им объем физической активности и уровень шума. А оставаться в покое эти дети не могут просто физически. У них не хватает терпения сидеть за ручкой и бумагой, а это – основное времяпрепровождение в классе.

Положение учеников аудиального типа несколько лучше, но и они не получают нужного им количества звуков, разве что в младших классах, где преподавание носит преимущественно аудиальный характер.

Ученики визуального типа попадают в затруднительное положение в классах, где учительница – аудиальщик и большую часть материала подает вербально, рассчитывая на устное восприятие. Дети визуального типа чаще всего не могут развивать в себе навыки восприятия на слух в уроки, соответствующие принятым требованиям. И, как правило, не успевают на таких уроках, если только заблаговременно не воспользуются каким-либо видом шпаргалок, текстом упражнения и т.д.




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх