Классный час «Подростки XXI века в кризисных ситуациях. Психология в жизни каждого». Разработала: учитель мкоу «оглухинская сош» королькова анна анатольевна классный час: «трудные жизненные ситуации в нашей жизни» - презентация Чего нельзя делать

Классный час по теме: «Трудные жизненные ситуации».

Альберт Эйнштейн

Цель: знакомство с понятиями «трудная жизненная ситуация», осознание стрессовых ситуаций и способов поведения в них.

1. Введение.

Здравствуйте, уважаемые гости. Ребята, давайте поприветствуем всех собравшихся.

Уважаемые ребята! На сегодняшний момент в вашей жизни произошло достаточно много событий, кому-то пришлось менять школьные коллективы, были переезды, смена места жительства, личные победы и поражения.

Жизнь от вас требует социальной смелости и самостоятельности. Поэтому именно сегодня считаю уместным поговорить с вами о жизненном пути, о тех трудностх, которые могут возникать на нем.

Слайд 1

А начать, я бы хотела с притчи. Сейчас я прочитаю вам ее, а вы подумайте и посчитайте в микрогруппах, сколько трудных жизненных ситуаций пришлось на долю это­го человека?

Притча «Шалаш».

В океане корабль попал в сильнейший шторм . Единственный человек, уцелевший после гибели корабля, был выброшен вол­ной на необитаемый остров. Он всматривался в горизонт в надежде уви­деть корабль, который принесет ему спасение, но шло время, и ни один ко­рабль не появлялся . Дневной зной и ночной холод, ветер и дождь подрывали физические силы человека. Тогда он решил построить нехитрый шалаш из бревен , выброшенных на берег волнами. Человек уже потерял счет дням, проведенным на острове.

Однажды вечером, возвращаясь из похода в поисках пищи , он увидел, что его шалаш объят пламенем . Огненный столб взметнулся высоко в вечер­нее небо. Человек был в отчаянии.

Господи, почему это случилось со мной, за что? - рыдал он у тлеющих останков своего жилища.

Рано утром человек увидел приближающийся к острову корабль. Ока­залось, что корабль появился здесь не случайно.

Как вы узнали, что я здесь? - спросил человек у капитана корабля.

Мы увидели твой дымовой сигнал, - ответил капитан.

Обсуждение:

Сколько раз во время рассказа человек находился в отчаянии?

Что помогло ему вернуться домой?

Трудности – это испытание. Пройдя это испытание, мы обретаем счастье.

2. Работа по теме занятия.

    Работа с эпиграфом 2 слайд

В сердце каждой трудности кроется возможность.

Альберт Эйнштейн

А какие ситуации можно назвать трудными? (отвержение близкими, назойливая опека, жестокость, чрезмерная критичность к проявлениям, недовольство друзьями, отсутствие друзей, отвержение в классе, серия неудач в учебе, общении, ссора с другом, с родителями).

Как вы думаете, есть ли люди, у которых совершенно не бывает трудностей? (У каждого здорового и полноценного человека есть в жизни и хорошие и плохие моменты. Это обстоятельство свидетельствует о том, что человек живет полноценной жизнью и берет от нее все, что она может дать, а мир, как известно, очень многообразен, многогранен).

Почему одни люди видят в своей линии жизни больше радостей, а другие горестей? (Одни оптимисты и жизнелюбы, а другие пессимисты и реалисты).

Для чего нам нужны кризисы? (Любые трудности и кризисы в нашей жизни не случайны и даны нам для личностного роста. Из всего человек может извлечь урок и стать лучше, сильнее и мудрее).

В нашей чередуются хорошие и плохие события. Действительно, в жизни не все гладко. Кроме праздников, удач и хороших дней, бывают отрицательные события. Трудно себе представить долгую жизнь без кризисов, потерь, утрат и неудач.

Слайд 3 Поэтому нужно учиться правильно выходить из трудных жизненных ситуаций.

3. Тренинг

Упражнение «Солнце и тучи»

Представьте, что Солнышко - это тепло отношений с родственниками, с одноклассниками, с друзьями, его лучи согревают наши души, дарят нам понимания, поддержку. Но очень часто в отношениях нас не всё устраивает, и появляются «тучи»- наши проблемы.

На прошлых занятиях, мы с вами обсуждали ваши проблемы. Он сегодня и закрыли наше теплое солнышко. Сейчас Вам в группах предстоит подумать над решением этих трудностей.

В со­ответствии с выделенными в упражнении «Трудные жизненные ситуации» стрессовыми ситуациями участники начинают в груп­пе обсуждать ситуацию, а также свои чувства и поведение в ней. Одновременно во время групповой работы участники запол­няют таблицу:

Ситуация

Настроение, мысли

Поведение

Какие мысли у вас возникали в трудной жизненной ситуации?

Какие чувства вы испытывали при этом?

Как вы вели себя в стрессовой ситуации?

Молодцы! Ваши предложения очень хорошие и я предлагаю вам создать книгу «Вместе мы преодолеем любые трудности!». Первые страницу я уже подготовила. Теперь наша задача с вами делиться и совместно решать наши проблемы.

Но иногда в трудной жизненной ситуации кажется, что так тяжело будет всегда, что никогда не кончится этот кошмар и нет никакой надежды. И тогда мир сужается до одной проблемы и человек ничего вокруг не замечает. В его голове стучит только одна мысль, как выйти из этого положения.

Побег из дома – довольно частое явление среди подростков. Наверняка у тебя во время сильной ссоры с родителями хотя бы раз возникала такая мысль? Почему ребята твоего возраста сбегают от родителей, что ими движет? Давай попробуем разобраться в этих вопросах. Привычка сбегать из дома может закончиться плачевно для здоровья и жизни подростка. Так, статистика гласит, что если ребенка не удается найти в первые три дня, то шансы на его спасение практически равны нулю.

Почему подростки убегают из дома? Шапка ответов!

    Сложная обстановка в семье, постоянные ссоры.

    Родители не принимают того, что подросток стал личностью, с которой нужно считаться.

    Появление в семье чужого человека – отчима или мачехи.

    Подросток стал изгоем в школе и компании, не умеет выстраивать взаимоотношения со сверстниками.

    Рождение в семье малыша, когда о старших детях временно забывают.

    Развод родителей может спровоцировать протестное поведение.

    Попытка обратить на себя внимание, дефицит любви.

    Чрезмерная опека или, наоборот, полная вседозволенность.

    Постоянные придирки и критика со стороны родителей.

    Подросток сблизился с плохой компанией.

    Желание скорее стать взрослым и обрести самостоятельность.

    Проблемы с алкоголем, наркотиками.

    Страх наказания за крупный проступок.

    Желание быть свободным от всех.

    Насилие в семье или со стороны сверстников.

    Излишняя избалованность.

    Желание острых ощущений, любопытство, скука.

    Неблагополучные родители, страдающие алкоголизмом и наркоманией.

    Психологические или психические отклонения у подростка.

Как видите, причин для побега из дома у ребят вашего возраста более чем достаточно. Поэтому важно не доводить проблему до такой острой стадии, а брать ситуацию под контроль. Если у тебя иногда возникают мысли сбежать из дома, не стоит пугаться. Так проявляются твои внутренние конфликты и желания, чтобы тебя любили и прислушивались к твоему мнению.

4. Тренинг «Дерево поддержки»

Кто может нас поддержать? Что могут сделать родители, близкие, друзья, чтобы избежать этой ситуации?

Ребята на местах записывают свои мнения-пожелания для родителей на листочках дерева. По окончании работы каждый подходит и крепит свой листочек к дереву.

Озвучивают мнения, систематизируют их. Спрашивает почему были высказаны такие пожелания, просит ребят аргументировать свою точку зрения.

Вывод ребята из этого тренинга можно сделать вывод, что наравне с семьей вы говорили о членах коллектива нашего класса. Это очень важно поддержка друзей и коллектива. Я рада, что наш класс вы считаете второй семьей, Вам здесь комфортно и легко общаться.

Тренинг убедил нас в том, что жить в обществе очень трудно. Это и жизненные, семейные неурядицы, конфликты. Некоторые мы учились сегодня с вами преодолевать. Получили практические советы и для вас и для родителей. Это наше очередное занятие из системы классных часов - тренингов которые учат нас главной ценности общению. Каждый человек должен искать выход из сложившейся трудной ситуации, и не допустить ухода из семьи.

Вывод : слад 4

Дорога гладкой в жизни не всегда бывает,
Порой камнями весь усыпан путь…
Но сильный духом камни убирает,
А слабый попытается свернуть…

Завершение. Рефлексия. «Спасибо Вам за приятное общение»

Сегодня вы все активно работали. Помогали друг другу искать пути выхода из проблемной ситуации. Давайте каждый из нас поблагодарит друг друга за это дружными аплодисментами.

Заключительные слова. Давайте и впредь всё делать вместе, дружно, сообща, прислушиваться к советам, уходить от проблем или ходя бы мысленно отдаляться от них.

Чего нельзя делать:

Накапливать негативные переживания.

Отказываться от жизни.

Нужно делать:

    Обратиться к другому человеку, который может тебя выслушать. Это может быть психолог, учитель, родитель (если травма не связана с ним). Есть люди, которым ты дорог.

    Искать свои внутренние резервы. Нужно, чтобы в вас очень прочно сидела мысль, что все плохое, когда то кончается и скоро наступят хорошие времена. Иногда достаточно просто переждать или перетерпеть.

    Что ваша жизнь нужна родным, близким, друзьям, и ваш уход из жизни станет для них тяжелым ударом.

    В каждой проблеме, если проанализировать ее хорошо, есть ответ и спрятан выход из нее.

    Надеяться на лучшее. Часто бывают самые невероятные повороты судьбы, которые меняют кардинально ход событий. Рассказ о моряке .

Литература:

Классный руководитель учит своих подопечных достойно перенести жизненные трудности, неудачи и поражения. Не отступать от намеченной цели, ссылаясь на разные обстоятельства. При этом классный руководитель невольно становится главным помощником, советчиком на пути преодоления этих трудностей, ведь многие дети, не решаются рассказать о своих проблемах своим родителям и чаще всего обращаются за помощью именно к своему классному руководителю или любимому учителю. Этот сценарий классного часа поможет учителю в деле воспитания у детей стойкости характера и упорства в достижении цели.

Классный час: «Трудные ситуации в жизни людей».

Цели: - Формировать чувство милосердия, доброты, способности к

сопереживанию и состраданию;

Воспитание чувства человеческого достоинства, сохранения

самообладания в трудных жизненных обстоятельствах;

с обстоятельствами, способами преодоления трусости, лживости и

нерешительности.

П лан

    Вводная беседа психолога.

    Ситуация № 1.

    Ситуация № 2

    Игра по группам. «Плюсы и минусы».

    Составление памятки вместе с детьми.

    Проблемный вопрос. Из каждой ли трудной ситуации можно найти выход?

    Просмотр мультфильма «Про обезьянку Анфиску».

8.СЛАЙД-напутствие.

9. Итоги классного часа.

Ход классного часа.

    Вступление.

«Человек создается не только благодаря, сколько вопреки ситуациям» - слова замечательного русского писателя А.М.Горького. Ч то такое трудная жизненная ситуация? Это, ребята, условия, в которых живет человек, например материальное благополучие, культурные условия или их отсутствие формирует у человека мысли, чувства, характер. Погружаясь в эти условия, человек постепенно привыкает к ним, и его поведение начинает зависеть от окружающих людей, предметов и событий.

Как вы думаете, от условий жизни зависит каким станет человек?

Добрым или злым, трудолюбивым или лентяем, здоровым или больным?

Попробуем ответить на вопрос: Что творит человека: обстоятельства? Какие?

Что творит добро: обстоятельства или человек?

А что творит тогда зло: человек или обстоятельства? (дискуссионные вопросы)

Как найти выход из сложившейся ситуации? ( проблемный вопрос)

Сегодня мы будем говорить о том, как найти решения проблемных ситуаций в жизни на примере невыдуманных историй.

2 . Рассказ 1.

Ямиль проснулся от непонятного шума на улице, казалось как на 9 мая в небе появляются разноцветные узоры от салюта, посмотрев в ночное окно, увидел, как охвачен огнем крыша дома соседей. Вдруг он испугался: там ведь могут сгореть малыши: 6 – летняя Настя и 3 – летний Егор! А их мама на заводе в ночную смену сегодня. Не раздумывая он бросился на улицу, разбудив сестру и попросив побыстрее позвать на помощь еще кого – нибудь. Разбив стекла, он полез в окно горящего дома. Внутри было темно и дым не давал дышать полной грудью, он начал задыхаться… «Нет, я не отступлю, я должен их найти!» - приказал сам себе и продолжал идти. Но, силы покидали его. И вдруг заметил за шкафом Настю, она была бес сознания. Взяв на руки, он понес её к окну, тут подбежали к ним и выхватили с его рук девочку и помогли Ямилю выйти. Уже к этому времени собралось много тех, кто пытался тушить пожар подручными средствами.

Не было сил, руки и ноги не слушались, но он снова полез в окно из которого как из трубы шел густой дым, ведь никто, кроме него не решался идти спасать Егорку.

Пока искал мальчика на ощупь, ему казалось прошла целая вечность, уже потолок, охваченный огнем, начал обваливаться. Ямиль не сдавался, продолжал искать и наконец нашел!

За спасение двух малышей десятиклассник Ямиль был награжден медалью «За храбрость и героизм». Ему вручали эту награду прямо в больнице, где проходил курс лечения из – за многочисленных ран: от ожога и порезов.

Вопрос: Как вы думаете, если б он знал заранее, что окажется на больничной койке, то пошел бы спасать Егора?

Мы говорим: он действовал по обстоятельствам. А чтобы во второй раз войти в горящий дом, рискуя своей жизнью, смог только он.

Вывод: Если человек вступает в борьбу с обстоятельствами, то он влияет на них и даже преодолевает. Он может в этой борьбе стать сильнее, умнее, снискать признание и уважение людей благодаря добру, принесенному им в дар, может стать героем. Ведь не зря великий Наполеон сказал: «Духовная сила человека относится к физической как 3 к 1».

3. Ситуация – игра.

Два друга бегом спешат на городские соревнования по футболу, когда пройдена половина пути, один из них нечаянно вывихнул ногу. Как поступит каждый из вас в этой ситуации? Учитель читает варианты ответов. Дети выбирают свой. /Анализ ответов/. Свой вариант.

1)Продолжит путь, игра важнее и его ждут,

2) Поможет дойти до больницы и позвонит его маме,

3)Попросит друга немного потерпеть и подождать его, пока тот сбегает на стадион и предупредит команду о случившемся.

Вот ребята, мы все разные, при одних и тех же обстоятельствах можем поступить по-разному.

4. Игра по группам. «Плюсы и минусы». Учитель рассказывает ребятам о том, что в любой ситуации всегда можно найти «плюсы» и «минусы», например, полученная пятерка может заставить, ученика еще больше стараться, а может привести к тому, что человек решит: можно уже ничего не делать. Все вместе они ищут «плюсы» и «минусы» полученной двойки. Затем каждый получает по карточке, на которой записано то или иное событие, и должен найти в нем «плюсы» и «минусы». Ситуации могут быть, например, такими: «Все ребята из класса считают тебя виноватым в драке, не хотят с тобой играть»; «На уроке ты не успеваешь сделать задание, все над тобой смеются»; «Учитель сказал, что ты лучше всех выполнил задание»; «В играх тебя всегда выбирают ведущим» и т.п.

5.Составление памятки вместе с детьми. Учитель даёт первые три пункта памятки, а дети составляют ещё три своих пункта памятки.

    Помните и знайте: безвыходных ситуаций нет!

    Не ищите легких путей: они заведут в тупик!

    В трудной ситуации ищите силу внутри себя.

    Хороших людей больше, чем плохих. Но плохие заметнее.

    Зло агрессивно, добро молчаливо, оно не кричит. Вот почему кажется, что плохих людей больше, чем хороших.

6.Что такое трудная жизненная ситуация?- это урок, который должен чему-либо научить. Из каждой ли трудной ситуации можно найти выход?

7.Просмотр мультфильма «Про обезьянку Анфиску»

Все трудные ситуации знакомы и нашим меньшим собратьям.

8. СЛАЙД: Не бойтесь трудностей.

И пусть камни, которые встретятся на Вашем пути

Станут ступенями, ведущими вверх.

9. Итоги классного часа. Д/З. спросить у родителей, в каких трудных ситуациях были ваши родители? Как они выходили из этих ситуаций?

Классный час:

« Подростки XXI века в кризисных ситуациях»

«Жизнь не может быть настолько тяжела,

чтобы ее нельзя было облегчить своим отношением к ней»

Э. Глезгоу

Цель: научить старшеклассников реально оценивать себя, находить пути решения выхода из трудных жизненных ситуаций; дать практические рекомендации, как вести себя в нестандартных ситуациях, и по самовоспитанию, самовосстановлению.

Ход классного часа.

Трудные ситуации... Они подстерегают нас повсюду. Особенно, когда в жизненных отношениях с другими людьми противопоставляешь себя им, испытывая при этом ту или иную степень своей обособленности, ведь мы «не похожи друг на друга»). Разумеется, все это лишь конфликты, создаваемые негативным отношением... к себе. Постарайтесь относиться к себе положительно. Появится тот фактор, который, в конечном счете, и способствует творческому отношению к миру, к себе, проявлению творческих способностей вообще.

Разминка «Мои сильные стороны»

У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту. Передавая друг другу поросенка, назовите это качество, или то положительное качество, которое вы бы хотели выработать в себе.

А теперь, давайте, определим, реально ли вы на самом деле оцениваете свои силы и возможности с помощью методики определения самооценки.

Инструкция: отвечая на вопросы, укажите, как часты для вас перечисленные ниже состояния, по следующей шкале:

Очень часто - 4 балла

Часто - 3 балла

Иногда - 2 балла

Редко - 1 балл

Никогда – 0 баллов


Трудные жизненные ситуации.

(классный час с просмотром и обсуждением фильма

«Я пришел из детства, как из страны…»)

Цель: знакомство с понятиями «трудная жизненная ситуация», осознание стрессовых ситуаций и способов поведения в них.

1. Вступительная беседа.

Дорогие ребята! На сегодняшний момент в вашей жизни произошло достаточно много событий: кому-то пришлось менять школьные коллективы, были переезды, смена места жительства, личные победы и поражения.

Жизнь от вас требует социальной смелости и самостоятельности. Поэтому именно сегодня считаю уместным поговорить с вами о жизненном пути, о тех трудностях, которые могут возникать на нем.

А начать, я бы хотела с притчи. Сейчас я прочитаю вам ее, а вы подумайте и посчитайте, сколько трудных жизненных ситуаций пришлось на долю этого человека?

Притча «Шалаш».

В океане корабль попал в сильнейший шторм . Единственный человек, уцелевший после гибели корабля, был выброшен волной на необитаемый остров. Он всматривался в горизонт в надежде увидеть корабль, который принесет ему спасение, но шло время, и ни один корабль не появлялся . Дневной зной и ночной холод, ветер и дождь подрывали физические силы человека. Тогда он решил построить нехитрый шалаш из бревен , выброшенных на берег волнами. Человек уже потерял счет дням, проведенным на острове.

Однажды вечером, возвращаясь из похода в поисках пищи , он увидел, что его шалаш объят пламенем . Огненный столб взметнулся высоко в вечернее небо. Человек был в отчаянии.

- Господи, почему это случилось со мной, за что? - рыдал он у тлеющих останков своего жилища.

Рано утром человек увидел приближающийся к острову корабль. Оказалось, что корабль появился здесь не случайно.

- Как вы узнали, что я здесь? - спросил человек у капитана корабля.

- Мы увидели твой дымовой сигнал, - ответил капитан.

2. Обсуждение:

- Сколько раз во время рассказа человек находился в отчаянии?

- Что помогло ему вернуться домой?

Трудности – это испытание. Пройдя это испытание, мы обретаем счастье.

- А какие ситуации можно назвать трудными? (отвержение близкими, назойливая опека, жестокость, чрезмерная критичность к проявлениям, недовольство друзьями, отсутствие друзей, отвержение в классе, серия неудач в учебе, общении, ссора с другом, с родителями).

- Как вы думаете, есть ли люди, у которых совершенно не бывает трудностей? (У каждого здорового и полноценного человека есть в жизни и хорошие и плохие моменты. Это обстоятельство свидетельствует о том, что человек живет полноценной жизнью и берет от нее все, что она может дать, а мир, как известно, очень многообразен, многогранен).

- Почему, одни люди видят в своей линии жизни больше радостей, а другие горестей? (Одни оптимисты и жизнелюбы, а другие пессимисты и реалисты).

- Для чего нам нужны кризисы? (Любые трудности и кризисы в нашей жизни не случайны и даны нам для личностного роста. Из всего человек может извлечь урок и стать лучше, сильнее и мудрее).

В нашей чередуются хорошие и плохие события. Действительно, в жизни не все гладко. Кроме праздников, удач и хороших дней, бывают отрицательные события. Трудно себе представить долгую жизнь без кризисов, потерь, утрат и неудач.

Поэтому нужно учиться правильно выходить из трудных жизненных ситуаций.

3. Просмотр фильма «Я пришел из детства, как из страны…»

4. Обсуждение.

- Какие мысли у вас возникали в трудной жизненной ситуации?

- Какие чувства вы испытывали при этом?

- Как вы вели себя в стрессовой ситуации?

Чего нельзя делать:

    Накапливать негативные переживания.

    Отказываться от жизни.

Нужно делать:

    Обратиться к другому человеку, который может тебя выслушать. Это может быть психолог, учитель, родитель (если травма не связана с ним). Есть люди, которым ты дорог.

    Искать свои внутренние резервы. Нужно, чтобы в вас очень прочно сидела мысль, что все плохое, когда-то кончается и скоро наступят хорошие времена. Иногда достаточно просто переждать или перетерпеть.

    Помнить о том, что ваша жизнь нужна родным, близким, друзьям, и ваш уход из жизни станет для них тяжелым ударом.

    В каждой проблеме, если проанализировать ее хорошо, есть ответ и спрятан выход из нее.

    Надеяться на лучшее. Часто бывают самые невероятные повороты судьбы, которые меняют кардинально ход событий

Молодцы! Ваши предложения очень хорошие. Теперь наша с вами задача совместно решать наши проблемы.

Но иногда в трудной жизненной ситуации кажется, что так тяжело будет всегда, что никогда не кончится этот кошмар и нет никакой надежды. И тогда мир сужается до одной проблемы и человек ничего вокруг не замечает. В его голове стучит только одна мысль, как выйти из этого положения.

Побег из дома – довольно частое явление среди подростков. Наверняка у тебя во время сильной ссоры с родителями хотя бы раз возникала такая мысль? Почему ребята твоего возраста сбегают от родителей, что ими движет? Давай попробуем разобраться в этих вопросах. Привычка сбегать из дома может закончиться плачевно для здоровья и жизни подростка. Так, статистика гласит, что если ребенка не удается найти в первые три дня, то шансы на его спасение практически равны нулю.

Почему подростки убегают из дома?

    Сложная обстановка в семье, постоянные ссоры.

    Родители не принимают того, что подросток стал личностью, с которой нужно считаться.

    Появление в семье чужого человека – отчима или мачехи.

    Подросток стал изгоем в школе и компании, не умеет выстраивать взаимоотношения со сверстниками.

    Рождение в семье малыша, когда о старших детях временно забывают.

    Развод родителей может спровоцировать протестное поведение.

    Попытка обратить на себя внимание, дефицит любви.

    Чрезмерная опека или, наоборот, полная вседозволенность.

    Постоянные придирки и критика со стороны родителей.

    Подросток сблизился с плохой компанией.

    Желание скорее стать взрослым и обрести самостоятельность.

    Проблемы с алкоголем, наркотиками.

    Страх наказания за крупный проступок.

    Желание быть свободным от всех.

    Насилие в семье или со стороны сверстников.

    Излишняя избалованность.

    Желание острых ощущений, любопытство, скука.

    Неблагополучные родители, страдающие алкоголизмом и наркоманией.

    Психологические или психические отклонения у подростка.

Как видите, причин для побега из дома у ребят вашего возраста более чем достаточно. Поэтому важно не доводить проблему до такой острой стадии, а брать ситуацию под контроль. Если у тебя иногда возникают мысли сбежать из дома, не стоит пугаться. Так проявляются твои внутренние конфликты и желания, чтобы тебя любили и прислушивались к твоему мнению.

5. Тренинг «Дерево поддержки»

Кто может нас поддержать? Что могут сделать родители, близкие, друзья, чтобы избежать этой ситуации?

Ребята на местах записывают свои мнения-пожелания для родителей на листочках дерева. По окончании работы каждый подходит и крепит свой листочек к дереву . (Озвучивают мнения по желанию. Соц.педагог систематизирует их, спрашивает почему были высказаны такие пожелания, просит ребят аргументировать свою точку зрения.)

Сегодня мы убедились в том, что жить в обществе очень трудно. Это и жизненные, семейные неурядицы, конфликты. Некоторые мы учились сегодня с вами преодолевать. Получили практические советы и для вас и для родителей. Каждый человек должен искать выход из сложившейся трудной ситуации.

Дорога гладкой в жизни не всегда бывает,
Порой камнями весь усыпан путь…
Но сильный духом камни убирает,
А слабый попытается свернуть…

6.Завершение . Рефлексия. «Спасибо Вам за приятное общение»

Классный час подготовлен

социальным педагогом

МБОУ Федоровской СОШ

Покорской Н.П.

Цель: научить учеников реально оценивать себя, находить пути решения выхода из трудных жизненных ситуаций; дать практические рекомендации, как вести себя в нестандартных ситуациях, и по самовоспитанию, самовосстановлению.

Ход мероприятия.

Трудные ситуации... Они подстерегают нас повсюду. Особенно, когда в жизненных отношениях с другими людьми противопоставляешь себя им, испытывая при этом ту или иную степень своей обособленности, ведь мы «не похожи друг на друга»). Разумеется, все это лишь конфликты, создаваемые негативным отношением... к себе. Постарайтесь относиться к себе положительно. Появится тот фактор, который, в конечном счете, и способствует творческому отношению к миру, к себе, проявлению творческих способностей вообще.

Разминка «Мои сильные стороны»

У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту. Передавая друг другу поросенка, назовите это качество, или то положительное качество, которое вы бы хотели выработать в себе.

А теперь, давайте, определим, реально ли вы на самом деле оцениваете свои силы и возможности с помощью методики определения самооценки.

Инструкция: отвечая на вопросы, укажите, как часты для вас перечисленные ниже состояния, по следующей шкале:

Очень часто - 4 балла

Часто - 3 балла

Иногда - 2 балла

Редко - 1 балл

Никогда – 0 баллов

Обработка результатов

Сложить все полученные баллы по утверждениям и посчитать сумму.

Если меньше 10 баллов , то самооценка завышена. Вам нужно избавляться от чувства превосходства над окружающими, хвастовства. Возьми за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую ты высек или помог разжечь.

От 10 до 30 баллов свидетельствуют о психологической зрелости, которая проявляется, прежде всего, в адекватности самоотражения, то есть реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Тебе по плечу серьезные дела. Дерзай!

Сумма больше 30 баллов говорит о заниженной самооценке. Вы себя явно недооцениваете.

Известно, что эмоциональная отягощенность не только мешает обретать и накапливать опыт, но и управлять собственными действиями, мобилизовать волю, самостоятельно решать те задачи, которые встают перед человеком. Именно поэтому необходима человеку эмоционально- психологическая разгрузка, направленная на установление равновесия в своем внутреннем мире на достижение «эмоционального благополучия», т.е. удовлетворенность результатами своей деятельности и взаимоотношениями с окружающими людьми.

Одним из лучших методов самокоррекции (самопоправки, самовосстановления) является релаксировка, которую мы с вами проведем.

Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Набрать в руки воображаемый песок (вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком по степенно раскрывая пальцы (вдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками (2-3 раза повторите упражнение).

Классный руководитель:

Несколько простых приемов, которые помогают справиться с нестандартными ситуация

Попробуйте много раз осмыслить происходящее событие, чтобы привыкнуть к будущей ситуации. Как известно, привычное и знакомое волнует меньше, чем неизвестное и неопределенное.

Мысленно проанализируйте решение ситуации и вы придете к выводу: «Я решал более сложные задачи, справлюсь и с этой». Однако надо помнить, что этот прием может подвести излишне самоуверенных, если не подготовиться к решению задачи как следует.

Заранее подготовив себя к возможной неудаче, внутренне пережив ее, вы сохраните присутствие духа, если оправдаются мрачные прогнозы.

Опираясь на предложенные приемы, постарайтесь найти выход из ситуаций. У нас 3 группы: Родители, Дети и Эксперты, каждая группа должна высказать свою точку зрения.

СИТУАЦИЯ 1.

(2 ученика читают по ролям отрывок из произведения Ч. Айтматова «Белый пароход».

1 ученик: У него было две сказки. Одна своя, о которой никто не знал, другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной. Об этом речь! В тот год ему исполнилось семь лет, шел восьмой.

2 ученик: Так начинается повесть Ч. Айтматова «После сказки» или «Белый пароход». Герой этой повести семилетний мальчик был брошен разведенными родителями. Его детская мечта была проста – увидеть отца, который по слухам был матросом на пароходе. В минуты отчаяния и тоски, он приходил на берег реки, долго мечтал, как он превращается в рыбу и доплывает до отца.

1 ученик: Маленький человек не мог перенести предательства единственно близкого человека – деда Мамута. Однажды возле угасшего очага мальчик наткнулся на смертельно пьяного деда. Старик лежал весь в пыли и грязи, рядом с вырубленными рогами Рогатой матери оленихи. Обрубок головы грызла собака, Больше никого не было. Не было и той сказки деда, которую любил мальчик!

2 ученик: Он заставил деда перевалиться на бок и вздрогнул, когда к нему повернулось лицо пьяного старика, запятнанное грязью и пылью, и почудилось мальчику в ту минуту, голова белой, зарубленной давеча топором. Мальчик отпрянул в страхе и, отступая от деда, проговорил: «Я сделаюсь рыбой. Ты слышишь, Ата, я уплыву! А когда придёт отец, скажи ему, что я сделался рыбой».

1 ученик: Старик не отвечал. Мальчик побрёл дальше, спустился к реке и ступил прямо в воду. Никто ещё не знал, что мальчик уплыл рыбой по реке. На дворе раздавались пьяные песни!

Кто мог ему помочь выйти из сложившихся обстоятельств? Как быть?

СИТУАЦИЯ 2.

(исполняет несколько учеников).

1 ученик: Любовь… Сколько тайного, загадочного скрывает в себе это обычное и, казалось бы, простое слово.

2 ученик: Любовь… Именно она имеет огромную, почти магическую власть над людьми, заставляет пережить целую бурю эмоций: и страдание, и радость, и сомнение, и надежду, и ревность. Ведь недаром говорят, что влюбленный подобен безумцу.

1 ученик: В Библии сказано, что любовь дарована человеку от Бога. Это дар, над тайной которого бьётся не одно поколение людей.

2 ученик: (читает стихотворение Вс. Рождественского «Любовь, любовь – загадочное слово…».

Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всем, старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката,

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждет:

С природою, с беспамятством слиянье

И вечный мировой круговорот?

1 ученик: Любовь к каждому человеку приходит по-разному. Искренность первой и чистота первой любви с большим трепетом воспевались во все века.

2 ученик: Перенесёмся на несколько веков назад. Представим себе старую Италию, в которой два могущественных семейных клана Монтекки и Капулетти враждуют между собой уже много лет. Двое юных сердец: тринадцатилетняя Джульетта, дочь семейства Капулетти, и Ромео, наследник семьи Монтекки, - искренне влюблены друг в друга. Но из-за человеческой ненависти и злобы их хрупкие и нежные чувства заканчиваются трагически. Измените финал произведения и выскажите свою точку зрения, как надо было поступить, чтобы не допустить трагедии?

Памятка: «Помоги себе сам»

Если ты считаешь, что твоя жизнь невыносима, попробуй изменить ее.

Если тебе плохо, поговори с кем-нибудь об этом. Позвони другу, знакомому, на "Телефон доверия".

Найди в себе что-то хорошее. Это хорошее всегда есть. Помни: все наши недостатки - это продолжение наших достоинств.

Познай себя! У каждого из нас есть мечта!

Определи, что тебе в этом мире интересно. Найди единомышленников.

Идеальный вариант - обратись к родителям, мудрым учителям. Добрые книги помогут тебе разобраться в себе.

Бог дает испытания по силам. Значит, ты можешь преодолеть свои проблемы.

Готовь себя к трудностям жизни! Помни: только сильный, уверенный в себе человек может преодолеть все!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх