Конспект НОД в детском саду в старшей группе с использованием ИКТ на тему: Дружба. План-конспект коррекционного занятия для старших дошкольников с использованием мульт-терапии «Можно и нельзя
О грубости и сквернословии.
Урок по русскому языку
Учитель Бобрышева Н.И.,
Воронежский музыкальный колледж
им. Ростроповичей
Цели: осознать ответственность за современное состояние русского языка; сформировать критическое отношение к использованию ненормативной лексики.
Задачи: познакомить учащихся с понятием «языковая ситуация», «языковая культура личности», разъяснить понятие «ненормативная лексика», способствовать формированию гражданской ответственности за состояние русского языка и собственной речевой практики.
Форма урока: круглый стол.
Готовясь к уроку, ребята провели анкетирование, получили задания к занятию.
Оборудование: презентация «Ненормативная лексика», анкеты и фрагмент из художественного фильма «Председатель».
Ход урока.
Какова жизнь, такова и речь.
Сенека
Русский тот, кто никогда не забывает, что он русский; кто знает родной язык великого народа. Надо помнить, что мы в ответе за государство.
И. А. Ильин
I Языковая ситуация.
Лекция учителя.
О состоянии общества, о его культуре и нравственных ценностях свидетельствует языковая ситуация, т.е. соотношение разных форм языка в речи людей. Говорят ли они на литературном языке, на жаргоне, можно ли услышать диалекты, просторечия. На каком языке мы с вами говорим в период, который назвали периодом «межцивилизационного развития»? В переломные периоды в языке обычно меняется лексика, способ её употребления, общая манера выражения мысли.
Исследователи языка отмечают две наиболее отрицательные тенденции в современной языковой ситуации в России: 1) резкое стилистическое снижение русской речи, её огрубление и вульгаризация, массовые отступления от русского литературного языка, резкое падение престижа русской речевой культуры 2) агрессивное воздействие со стороны американского варианта английского языка. Я бы прибавила еще и третью беду нашего общества. Это грубость и сквернословие. В нашем общении они получили такое же распространение, как пьянство. В России 70 – 90-х гг. сквернословие приобрело тотальный характер. Отмена цензуры, ложно понимаемая демократия, свобода слова сделали своё дело. Сквернословие охватило все регионы страны, все население, почти все ситуации речи. А. Солженицын с горечью пишет о стране, где каждый второй прошел академию ругани, где ругаются не только при посадке в загородный автобус, но и в задушевных беседах. («В круге первом»).
Распространение сквернословия привело к тому, что из области сознания оно проникло в область бессознательных процессов. Хирург не мог оперировать одну очень интеллигентную женщину, потому что, когда ей дали наркоз, она заговорила… Даже если сам не говоришь скверные слова, твои земляки позаботятся о том, чтобы ты их не забыл.
Представьте себе, что есть определенное заболевание-синдром Туретта, когда человек, кроме ряда других признаков этой болезни, обладает и такой особенностью речи: речь утрачивается, а способность к сквернословию сохраняется..
Сквернословие стало печальным знаком нашей отечественной речи. Иностранные студенты усваивают первые русские слова, которые являются непечатными. В настоящее время к сквернословию проявляют интерес почти все. Защищают диссертации на эту тему, выпускают словари мата, студенты исследуют в своих курсовых работах язык Лимонова, С. Довлатова и т.д. Итак, сегодняшняя практика пользования родным языком вызывает тревогу. В связи с этим мы тоже решили провести небольшое исследование. Студентам нашего колледжа была предложена анкета. Интересно познакомиться с её результатами.
Группа учащихся знакомит аудиторию с результатами анкет.
Учитель.
Как видим, анкетирование показало, что ситуация с использованием сквернословия противоречивая.
Чтобы наши размышления на тему сквернословия не были пустыми, давайте проясним некоторые языковые понятия. Где место бранной лексики в родном языке? Прослушайте сообщения ребят по этой теме.
II Сообщение I группы.
Выступающий 1.
В каждом языке выделяют литературную, разговорную и ненормативную лексику. Литературная лексика -это лексика культурная, которая может быть использована в любой ситуации, причем в устной и письменной речи, в общественном месте и в средствах массовой информации. Сюда входят традиционно разграничиваемые книжная, высокая, научная, специальная, официально-деловая и часть традиционно выделяемой разговорной лексики (литературно-разговорная). Например, куда мы отнесём слова «человек», «гражданин», «чувак», «чел». Последние 2 слова НЕ являются литературными.
Выступающий 2.
Разговорная лексика-лексика уместная и допустимая преимущественно в устной речи между своими, в узкой компании близких, хорошо знакомых и равноправных в общении людей; сюда же входит сниженная лексика, общенациональная жаргонная (сленг) и просторечие. Например, человек, человечище, тащиться (медленно идти). Есть разговорные слова нейтральные и сниженные.
Литературная и разговорная лексика образуют лексику нормативную, употребление которой соответствует нормам литературной и разговорной речи.
Выступающий 3.
Ненормативная лексика рассматривается как оскорбляющая собеседника и негативно характеризующая говорящего, в связи с чем в общественном мнении она рассматривается подлежащая исключению из публичного употребления.
Среди ненормативной лексики языковое сознание выделяет два разряда – грубую и нецензурную.
Выступающий 4.
Грубая лексика включает вульгарную и бранную (инвективную). Употребление вульгарной лексики (пузо, плешь) свидетельствует прежде всего о бескультурье говорящего и не адресуется собеседнику как оскорбление; обычно культурного человека оскорбляет просто её употребление кем-либо в его присутствии.
Бранная или инвективная лексика (свинья, собака) обычно употребляется с намерением оскорбить или унизить адресата или третье лицо. Но она в определенных ситуациях может употребляться и без такого намерения, для выброса эмоций. Публичное употребление бранной лексики осуждается общественным сознанием.
Нецензурная (синоним — неприличная) лексика-это экспрессивная лексика, которую общественное сознание современного общества постоянно запрещает в публичном употреблении. На базе приведенной классификации представляется возможным определить термин сквернословие. Сквернословие – это экспрессивные слова с недоброжелательным значением, используемые с намерением или без намерения оскорбить слушающего – бранная и нецензурная лексика. Сквернословие, таким образом, включает бранную лексику (осуждается общественным сознанием) и нецензурную лексику (запрещена к публичному использованию общественным сознанием), но не включает вульгарную (свидетельство о бескультурье говорящего).
Ненормативная лексика включает вульгарную и сквернословие (бранную и нецензурную лексику) и является более широким понятием, чем сквернословие.
Учитель.
Брань есть в каждом языке. Но существует мнение об исключительности русского мата: русский мат самый сильный, все иностранцы его признают, в первую очередь его заучивают и предпочитают ругаться исключительно по-русски.
I II Сообщение II группы.
Сквернословие в языках мира.
Выступающий 1.
Ругаться на чужом языке действительно люди любят. Так легче нарушить запрет. Кавказцы, жители Средней Азии часто ругаются по-русски потому, что не решаются ругаться на своём родном языке. Русские в Германии часто ругаются немецкими словами.
Американцы издали словарь «7000 русских ругательств» , куда включили слова, которые называют какие-то недостатки человека. Сюда вошли определения глухой, хромой, слепой и под . А немцы издали словарь «100 русских вульгарных слов» . Первое из них — аппаратчик. Туда вошли такие слова, как главарь, вкалывать, недотрога, она беременная, мешок, забегаловка, шмотки, кайф, тюрьма, подружка, трус и др . Вряд ли эти слова являются ругательствами – это просто слова, которые дают человеку или предмету неодобрительную оценку, да и то не во всех случаях.
Выступающий 2.
А что понимать под матом? Мат – это самые грубые из инвектив, выражающие крайнюю степень презрения, раздражения, наиболее сильную степень эмоции, обычно – отрицательной. При этом подчеркнём, что к мату относятся некодифицированные единицы, то есть такие, которые не признаются единицами литературного языка, не фиксируются общеупотребительными толковыми словарями и не употребляются в письменной форме, не могут быть употреблены при выступлении перед аудиторией, в печати, в средствах массовой информации, художественных произведениях.
Таких слов в русском языке, как и в других языках, немного, хотя это и не делает их менее заметными, поскольку они, к сожалению, очень часто употребляются в устной речи.
Важным признаком этих слов и выражений является их сугубо устный характер – их нельзя писать, печатать, они чисто устные.
Этот запрет, к сожалению, сейчас начал сплошь и рядом нарушаться нашей прессой, телевидением, современными писателями, что оказывает серьёзное отрицательное воздействие на развитие современного русского языка, на культуру общения и вообще на культуру общества.
Выступающий 3.
Один из наиболее распространенных в мире способов ругаться – поношение святыни. Именно нарушение “святого запрета” и делает такие ругательства очень сильными. В своей докторской диссертации В.И. Желвис сравнивал инвективы в 50 языках мира и установил, что ругательства с компонентом “мать” встречаются в 11 языках. Оскорбление матери – это оскорбление богоматери, удар по святому. Инвективы есть во всех языках, хотя каждый народ находил свои способы выражать недовольство собеседником. Мы скажем: “Дурак!” , а японец использует конструкцию типа “я умнее” , а результат тот же.
О наличии неприличных слов во всех языках свидетельствует и такое любопытное явление: иностранцы, изучающие русский язык, начинают избегать некоторых русских слов, смущаясь при их употреблении. Болгары избегают русского слова “спички” , чехи – “лекарша”, арабы — “зуб”, немцы – “пупс” и т.д.
IV Беседы по вопросам.
Учитель:
Почему люди ругаются?
Ответы учащихся :
Снятие стресса, “разрядка” переживаемой в данный момент эмоции.
Помогает снять физическую и душевную боль.
Средство защиты своего статуса. Чаще скандал – защитное оружие слабого, кто боится за свое положение, престиж, привилегии и т.д.
Функция “самоподбадривания”. Боксёры нередко начинают с оскорблений, а затем, с гонгом бросаются друг на друга с кулаками.
Средство подавления собеседника, как агрессивное средство нападения. Не случайно “браниться” и “поле брани” однокоренные слова. В рукопашной схватке фронтовики всегда матерились.
Как средство самоунижения. “Ах, я дурак, что наделал!”
Ругательства помогают человеку скрыть страх, уязвимость. “Иди к чёрту! Чёрт бы тебя побрал!” и т.д.
В качестве магической силы. “Ругайте меня, когда я буду сдавать экзамен” . Ср.: Ни пуха, ни пера!
Традиционные ругательства – ритуальные речи: “корительные” русские свадебные песни (поношение жениха), в частушках, куплетах, анекдотах.
Для демонстрации высокопоставленными людьми своей близости к народу.
Ругательства часто используются в функции междометий, для “заполнения пауз”, для связи слов в предложении. Например, слово “блин”, ”ёлки-палки”, “ё-моё” и подобные им.
Учитель:
Итак, причин, по которым люди прибегают к сквернословию, много. Но ни одна из них не может служить оправданием. Это первая ступень к нарушению законов общества. С другой стороны, у человека, использующего мат, постепенно атрофируется мыслительная способность.
— Кто, на ваш взгляд, чаще всего использует ненормативную лексику?
Ответы учащихся:
Дети чаще, чем взрослые, выражают своё недовольство друг другом, используют ругательства, дразнилки, оскорбления. Они обладают повышенной эмоциональностью и не усвоили еще навыков культуры поведения и общения.
Подростки используют брань как средство повышения статуса, как защиту от возможной агрессии или как демонстрацию агрессии. Или как проявление бунта.
Чаще ругаются мужчины. Это стремление продемонстрировать мужскую силу или “принадлежность к группе”, показать, что я свой: “И тут нас выручил пожилой солдат, который спустился к самому берегу реки и принялся крыть часового отборными словечками. Только тогда часовой по-настоящему поверил, что на другом берегу свои” (“Неделя”, 1982г.)
Мужчины и подростки нередко начинают ругаться, оказавшись в мужской компании. Ругаться как бы считается “ по-мужски” .
Люди, занимающие высокое положение в обществе, обычно публично меньше ругаются, чем низы и “слабые” люди.
Учитель:
Правда, в России нередко наблюдается начальственное сквернословие – начальник сквернословит в присутствии подчиненных, подчеркивая свою доминантность, власть. Физик В. Шкловский рассказывал об одном очень серьёзном совещании у Берии: “Берия прервал докладчика и обрушил на собравшихся академиков поток грязной брани. Учёные потупили глаза. И тут встал академик П.Капица и стал в тех же выражениях честить Берию: мол, когда разговариваешь с физиками, …, ты должен стоять по стойке смирно, а не позволять себе такую наглость. Берия тут же прекратил совещание, а на следующий день П.Капица был снят с поста директора Института физических проблем АН СССР и посажен под домашний арест. Материться имел право только Сам…”
— А как вы относитесь к тому, что ругаются женщины?
Учитель:
Публичное употребление ругательств является грубейшим нарушением общественного, морального запрета. Кстати, в некоторых странах есть уголовные статьи, предусматривающие наказание за брань в общественном месте. Верховный суд США в 1978 году официально признал 7 английских слов наиболее непристойными ругательствами. Однако, что характерно – ни одна из американских газет не решилась опубликовать этот список – именно из-за его крайней непристойности.
— А вы знаете о правовой ответственности за употребление ненормативной лексики?
Ответы учащихся:
— Создан Совет по русскому языку при Президенте РФ, разработана государственная программа “Русский язык”, принят Закон “О государственном языке Российской Федерации”, 2007 год был объявлен Годом русского языка, существует статья в Уголовном кодексе “За брань в общественном месте”.
Учитель:
Однако остается много неясного и сложного, в том числе в осуществлении Закона о русском языке.
— Нужно ли бороться с использованием ненормативной лексики в речи и каким образом?
Группа учащихся – исследователей знакомит аудиторию с вариантами ответов анкет.
Учитель:
Итак, подавляющее число опрошенных считают, что необходимо изгнать нецензурщину со страниц газет, с экранов телевидения.
Оптимальный пример изображения сквернословия в художественном произведении мы видим в фильме “Председатель” (просмотр отрывка из фильма “Председатель”).
Свою роль в борьбе со сквернословием должны сыграть женщины – они не должны допускать сквернословия в своем присутствии или в присутствии детей.
Долг интеллигентных мужчин – не допускать в своем присутствии публичного сквернословия.
И, наконец, необходимо демонстрировать образцы культурной, интеллигентной речи.
Итоги урока.
Учитель благодарит ребят за работу и делает вывод о том, что люди должны повышать свою языковую культуру – это их долг перед страной и родным языком.
Домашнее задание.
Написать свои предложения на тему:
“Как бороться с нецензурной бранью”,
“Как я боролся с нецензурной бранью”.
Конспект занятия
«Путешествие в страну Вежливости» (подготовительная группа)
Холоденко Юлия Евгеньевна
МБДОУ д/с №5, МО г. Железнодорожный
воспитатель
Цель: совершенствовать речевой этикет детей, культуру общения.
Задачи:
Развивать умение детей анализировать свои поступки; поступки товарищей, сравнивать их с общепринятыми. Направлять сознание, чувства и действия детей на совершение положительных поступков.
Закреплять в речи детей употребление этикетных форм (приветствия, прощания, благодарности)
Воспитывать доброжелательность, чуткость и отзывчивость, вежливость и дружеские отношения между детьми и взрослыми.
Оборудование : 2 куклы (Фея Вежливости и Королева Грубости), карточки с заданиями, 2 стрелки; модель «Сухое дерево»; листочки; лепестки к цветку «вежливости»; коробка; презентация «Волшебные слова».
Предварительная работа: Словесная игра «Вежливые слова», беседа «Какого человека можно назвать вежливым?», чтение книги В.Осеевой «Волшебное слово».
Ход занятия :
Воспитатель:
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
- Дети, скажите, пожалуйста, какого человека можно назвать вежливым? воспитанным? (ответы детей).
Ребята, а давайте мы с вами отправимся в страну Вежливости и проверим, можно ли нас с вами назвать вежливыми и воспитанными?
А поможет нам указать правильный путь вот это волшебное яблочко и серебряное блюдечко.
"Катись, катись, яблочко
По серебряному блюдечку,
Покажи ты мне на блюдечке
Города и поля,
И леса и моря,
И гор высоту,
И небес красоту.
Приведи нас в страну вежливости!
Ребята, посмотрите, кажется, волшебные предметы указали нам неправильный путь. Мы попали в какое то мрачное место.
Королева Грубости: Я, Королева Грубости, и вы попали в мое царство. Я захватила в плен Фею Вежливости. Теперь все люди будут грубыми, злыми, невежливыми. Но вы сможете ее освободить, если выполните мои задания.
Воспитатель: Ребята, вы не испугались? Вы хотите, чтобы все люди были грубыми, злыми, невоспитанными?
Нет. Тогда будем выполнять задания.
- Задание
Вежливая викторина
Воспитатель: О невоспитанных людях и животных снято много мультфильмов и художественных фильмов.
Кто из героев мультфильма, устроив разгром в доме, сказал: «Пустяки, дело житейское»? (Карлсон)
Кто из героев мультфильма съел все запасы меда у Кролика и застрял в парадном проходе? (Винни -Пух)
Кто говорил такие слова в мультфильме: «Леопольд, выходи. Выходи, подлый трус!» (Мыши)
Кто в мультфильме пел:
Какой чудесный день!
Какой чудесный пень!
Какой чудесный я,
И песенка моя!(Мышонок)
Вед: АХ, как нам вежливые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может, не слова, дела важны?
Дела делами, а слова- словами.
2. задание
«Выбери правильный путь»
(2 стрелки)
Воспитатель: Чтобы выручить Фею Вежливости нужно выбрать правильный путь.
Налево пойдешь - грубить и драться ты начнешь
Направо пойдешь -сказочных героев найдёшь».
Воспитатель: Дети, какой путь мы с вами выберем? (ответы детей)
Я согласна с вами, я бы тоже выбрала этот путь.
Сценка
Воспитатель : Жили-были Птичка и Петушок. Вот как-то раз они поссорились и сидят хмурые и надутые.
Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Ну, конечно, поссорились. А надо бы помириться!
Птичка : Я с этим Петушком мириться не буду. Он невежливый. Я сказала ему «здравствуй», а он мне не ответил.
Петушок : А зачем опять говорить, я тебя только вчера видел.
Птичка : Но я же сегодня сказала «здравствуй»!
Петушок : Ну и что? У меня ещё вчерашнее не кончилось.
Воспитатель: Да ты что, Петушок, ты хочешь, чтобы Птичка заболела?
Петушок : Почему? Я не хочу, чтобы она болела!
Воспитатель: А что ты для неё «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей!
Петушок : А ты тоже, птица, не очень-то вежлива!
Птичка : Это ты невежлив. Почему ты зовешь меня птицей?
Воспитатель: Птичка, а как ты зовешь Петушка?
Птичка : Никак, я просто кричу ему: «Эй, ты! »
Вопросы к детям:
Как вы думаете, правильно ли ведут себя герои этого сюжета?
Что было неправильным в их поведении?
Как бы вы повели себя в этой ситуации?
Вы знаете, как надо общаться друг с другом и обращаться друг к другу?
(Ответы детей)
Правильно, нужно ласково обращаться друг к другу, по имени, не грубить, не дразнить и уважать друг друга.
Мне кажется, что и это задание мы выполнили правильно. Пойдемте дальше.
3.задание
Модель «Заколдованное дерево».
Воспитатель: Ребята, посмотрите какое деревце. Мне, кажется, его заколдовала злая Королева Грубости. Оно погибает, сохнет. Как вы думаете, какое у него настроение? (грустное, печальное)
Дети, можно ли ему помочь?
У меня есть зеленые листочки, они волшебные. Каждый, кто возьмет их в руки, вспомнит пословицу о вежливости.
Вежливости открываются все двери.
Ласковое слово и кошке приятно.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Плохое слово, что грязная вода.
Ласковым словом и мед растопишь.
Доброе дело делай смело.
Ласковое слово — что весенний день.
Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.
В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет.
На всякие приветы надобно иметь ответы.
Воспитатель: Посмотрите, как оно зазеленело, на нем выросло много листочков от добрых ваших пожеланий.
Оно благодарит вас за помощь. А нам пора отправляться дальше.
Физминутка.
4. задание
Игра «Цветик - семицветик»
Воспитатель: Дети, мы пришли с вами на полянку. Как вы думаете, чего не хватает на этой полянке? Чтобы украсило эту поляну? - (цветы)
Вот видите, в Королевстве Грубости даже цветы не растут. Нам надо постараться оживить полянку. Наше следующее задание такое: нам нужно вырастить цветик-семицветик добрых и вежливых слов.
Если мы сможем выложить красивый цветок вежливости, то королева Грубости освободит Фею Вежливости.
Добрый день. Простите.
Добрый день! - тебе сказали. Простите, я больше не буду
Добрый день!- ответил ты. Нечаянно бить посуду,
Как две ниточки связали- И взрослых перебивать,
Теплоты и доброты. И что обещал- забывать,
Но если я все же забуду -
Здравствуйте. Простите, я больше не буду.
Здравствуйте!-ты скажешь человеку.
Здравствуй!-улыбнется он в ответ.
И.наверно не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Спасибо.
За что мы говорим «спасибо»?
За все,что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали? Сколько раз?
Доброго пути .
Нам желают: « Доброго пути»
Будет легче ехать и идти.
Приведет,конечно, добрый путь
Только к доброму чему - нибудь.
Пожалуйста.
Отменить, что- ли слово « пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет,пожалуй что, без « пожалуйста»?
Нам становится неуютно.
Будьте здоровы.
Эти слова все известны давно,
Видишь,они и просты, и не новы
Но я еще раз повторю все равно:
Добрые люди,будьте здоровы!
Воспитатель: Ребята, мы с вами выполнили все задания. Посмотрите, каким стало королевство. Здесь цветут волшебные цветы, зеленеют деревья, совершаются только добрые дела и поступки.
Королева Грубости: Да, вы выполнили все мои задания. Получайте свою Фею Вежливости (появление Феи Вежливости)
Фея Вежливости : Ребята, спасибо вам за то, что меня выручили. Не испугались трудного путешествия, справились со всеми заданиями.
Воспитатель: Только воспитанные и вежливые дети смогли победить грубость.
Фея Вежливости : Я приготовила для вас сюрприз: дарю вам вот такую красивую коробочку. Но открыть её можно только с помощью волшебных слов.
Какие волшебные слова вы знаете? (показ презентации с загадками о волшебных словах)
(дети достают из коробочки угощение для каждого ребёнка)
Воспитатель: Давайте поблагодарим Фею Вежливости, попрощаемся с ней.
И нам пора возвращаться в группу.
« То жара на планете, то вьюга
Только вместе нас не испугать
Мы поближе узнаем друг друга
И друг друга начнем уважать.
Как бы ни было нам туго
Нужно вежливость не растерять
Мы окажем друг другу вниманье
И друг друга сумеем понять»
Анна Чусовитина
Конспект образовательной деятельности «Путешествие в школу героев мультфильмов»
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА : «ПУТЕШЕСТВИЕ В ШКОЛУ ГЕРОЕВ МУЛЬТФИЛЬМОВ »
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Выполнила : Педагог-психолог Чусовитина А. Н.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия )
Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту )
1. Доминирующая образовательная область Речевое развитие
2. Вид деятельности детей Игровая , коммуникативная, двигательная.
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «Путешествие в школу героев мультфильмов »
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Беседа с детьми, использование демонстрационного материала, создание ситуации выбора, поощрение и обсуждение.
3. Интеграция образовательных областей социально-коммуникативное развитие
4. Возрастная группа 6-7 лет
5. Цель : Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
6. Задачи :
6.1 Обучающая задача - расширять представления об обучении в школе .
6.2 Развивающая задача - развивать речь, воображение (умение выражать свое мнение, чисто произносить звуки, придумывать рассказ по картинки) в процессе игры.
6.3 Воспитательная задача - воспитывать инициативность, взаимопомощь в процессе коллективной деятельности .
7. Планируемые результаты :
Охотно делится знаниями о жизни первоклассников.
Способен лучше выговаривать звуки и сочинять рассказ по картинкам.
Принимает участие в предлагаемой игровой и исследовательской деятельности .
Проявляет интерес к добыванию знаний о школе , свободно общается со сверстниками и взрослыми по вопросам обучения в школе .
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности ) Сундук;
Распечатанные задания - чистоговорки и картинки;
Стол для ящика с песком, стол для игрушек;
Оформление в песочнице – парты, стулья, доска, учебники.
Пальчиковая игрушка – учитель Ёж;
Набор игрушек и их фото – фея, принцесса, божья коровка, еж, олень, котенок, страшила, смурфик;
Новогодняя елочка;
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Знакомство с учителем ежом и лесной школой .
Конспект занятия (образовательной деятельности )
I. Вводная часть Психолог обращает внимание на фотографию с героями из мультфильма . 1 минута
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Психолог сообщает детям о том, что герои мультфильмов услышали о лесной школе . Им захотелось больше узнать о занятиях и уроках. И найти школу для себя . Для этого они отправились в лес на лесную полянку. Когда они приближались к ней, начался ураган. Сильный ветер разнес героев по разным уголкам леса, и они потерялись. 1 минута
1.2 Мотивация деятельности детей Психолог : - Ребята, вы готовы помочь героям мультфильмов спастись ? 1 минута
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Психолог : - А как это можно сделать?
Да, их можно найти, и показать где находится школа . Заодно познакомиться и подружиться с ними. А как их найти, нам может подсказать учитель Ёж.
Учитель Ёж : - Здравствуйте ребята! В Лесу есть волшебный говорящий сундук, который помогает справиться с самыми сложными трудностями. И вам он может помочь. Вот и сундук. А мне пора с вами прощаться. До свидания!
Психолог предлагает ребенку открыть сундук.
Сундук : - Здравствуйте ребята! Зачем вы меня побеспокоили?
Я могу вам помочь, ребята! Для этого, я хочу убедиться, что вы уже сами многое знаете о школе , находчивые, умеете красиво говорить, сочинять рассказы. Только тогда, я смогу сказать, куда занесло героев мультфильмов !
Психолог : - Ребята, как же нам убедить волшебный сундук, что мы многое уже знаем и умеем? Что же для этого нам нужно сделать?
Психолог : - Волшебный сундук, на занятиях с ребятами мы много беседуем о школе и выполняем разные задания. Может быть, у тебя есть какие-нибудь задания? Выполнив их, ты сможешь узнать какие наши ребята умные и находчивые!
Сундук : - Да, есть у меня такие задания! Ребята их выполнят, а я скажу, где сейчас находятся герои мультфильмов и их школа ! 5 минут
II. Основная часть :
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Сундук : - Расскажите мне ребята о том, что вы знаете о школе ! Чем дети в школе занимаются , что им для этого нужно, какие учителя бывают в школе и что нужно делать , что бы хорошо учиться?
Сундук : - Молодцы ребята, справились с первым заданием! Фея, принцесса, божья коровка и еж ждут вас в домике на лесной опушке.
Психолог предлагает ребенку найти в домике героев и поставить их на стол. Спрашивает у сундука, где же другие герои . 3 минут
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Сундук : - Что бы мне убедиться, что ребята находчивые, пусть они продолжат чистоговорки и подберут к ним подходящие слова.
Психолог достает из сундука задание с чистоговорками. Ребята выполняют задание.
Сундук : - Молодцы ребята, справились со вторым заданием! Олень, котенок, страшила и смурфик ждут вас за новогодней елкой.
Психолог предлагает ребенку найти за елкой героев и поставить их на стол. Говорит о том, что все герои уже в сборе и можно теперь немного отдохнуть. Проводит физкультминутку :
Зайцы скачут скок-скок-скок,
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают – не идет ли волк!
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три - в ладошки три хлопка,
Головою три кивка.
Психолог спрашивает у сундука, где же находится школа героев мультфильмов ?
Сундук : - Что бы мне убедиться, что ребята умеют сочинять рассказы и красиво рассказывать, пусть они придумают рассказ по картинкам.
Психолог достает из сундука картинки и дает детям. Ребята в микрогруппах по 4 человека придумывают рассказ. Психолог просит по одному из детей от группы рассказать, какой рассказ у них получился.
Сундук : - Молодцы ребята, справились с третьим заданием! Школа для героев мультфильмов находится за горой снежной.
Психолог передвигает гору за ящик с песком, благодарит сундук за помощь! 10 минут
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Психолог просит выходить детей по очереди по 2 человека, брать по одной игрушке и размещать их в школе героев мультфильмов (в ящике с песком) . А после этого рассказать остальным детям о героях мультфильма от лица героев и познакомить с ними. 5 минут
III. Заключительная часть
3.1 Все ребята рассаживаются за столы, Психолог предлагает героям мультфильма побывать на занятиях у ребят в лесной школе . Задает детям вопросы «Что хотели сделать?» , «Зачем вы все это делали?» , «Что получилось?» . Хвалит каждого ребенка. Спрашивает ребят, когда им могут пригодиться знания о школе , умение сочинять рассказы и рассказывать их и красиво говорить. 5 минут
4.1 Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т. д., вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т. п.) Занятие «Школьный портфель » , коммуникативная, игровая деятельность .
Публикации по теме:
История мировой мультипликации начинается со второй половины 19 в. Сегодня почти для каждого ребенка средства массовой коммуникации стали.
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Вот и осень к нам пришла!» Возрастная группа: 2-я младшая Цель: способствовать развитию связной речи. Задачи: Образовательная: - обобщить и систематизировать знания.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «По дорогам радуги в школу» Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Ыныргинская средняя общеобразовательная школа» Детский сад «Солнышко» Конспект итогового.
Автор: воспитатель 1 категории Умерова Нияра Ганиевна Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Маша собирается в школу» Реализуемые образовательные.
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Путешествие в страну мультфильмов» Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Путешествие в страну мультфильмов» Составитель: Абрамова.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Маша собирается в школу» Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Маша собирается в школу…» Интеграция образовательных областей:.
Конспект образовательной деятельности в средней группе Тема: «Путешествие в весенний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: закреплять представления детей о внешнем виде и образе жизни лесных обитателей. Задачи:.
«Маша идет в школу». Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Дети заходят в группу, приветствуют гостей. -Ребята, сегодня у нас еще одна гостья, вот она, узнали? Маша решила, что ей пора в школу и.
Мастер-класс «Использование героев мультфильмов как метод активизации умственной деятельности в работе с блоками Дьенеша» Мастер-класс «Использование героев мультипликационных фильмов как метод активизации умственной деятельности в работе с логическими блоками.
НОД по познавательному развитию для второй младшей группы «В гостях у героев мультфильмов» Программное содержание: Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб. Называть.
Библиотека изображений:
Название:
Номинация:
Детский сад, Конспекты занятий, НОД, занятия психолога, Дошкольники – 4-6 лет
Должность: педагог-психолог
Место работы: ГКУ «СРЦН Воротынского района»
Месторасположение: с. Красная Горка, Воротынский район, Нижегородская область
Конспект занятия с элементами мульттерапии «Подарок для самого слабого» для детей дошкольного возраста
Цель: воспитывать уважительное отношение к младшим детям, взрослым.
Задачи:
— Воспитывать положительное отношение к людям;
— Осознание значимости помощи детям и взрослым;
— Снятие мышечных зажимов, психоэмоционального напряжения.
Оборудование: Проектор, мультфильм «Подарок для самого слабого», музыкальное сопровождение (релаксация, клубок, музыкальная физкультминутка (видео), картон, цветная бумага, клей.
Ход занятия
Педагог-психолог: Здравствуйте ребята, очень рада снова вас всех видеть. Но сначала давайте поздороваемся.
Ритуал приветствия
Сегодня к нам на занятие пришел вот такой плюшевый мишка, который будет наблюдать за вами в течение всего занятия. Давай те мы все с ним сейчас поздороваемся, и скажем ему как нас зовут.
Начинает педагог-психолог «Здравствуй мишка, меня зовут Ирина Александровна». Дети по аналогии повторяют.
Педагог-психолог: Сегодня я хочу поговорить с вами о том, надо или нет заступаться, защищать младших детей. А поможет нам в этом мультфильм о зайчике, который был самый слабый.
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА
Педагог-психолог: Какие звери хотели стать самыми слабыми?
Дети: Ответы детей.
Педагог-психолог: Как вы думаете, кто из мультфильма был самый слабый? Почему вы так решили?
Дети: Ответы детей.
Педагог-психолог: Кто помог самому слабому?
Дети: Ответы детей
Педагог-психолог: Молодцы ребята, вы все внимательно посмотрели мультфильм и ответили на мои вопросы. А сейчас давай те немного отдохнем и сделаем физкультминутку.
Проводится музыкальная физкультминутка.
«Весёлая зарядка» (видео)
Педагог-психолог: Молодцы! Ребята а вы любите получать подарки?
Дети: Ответы детей
Педагог-психолог: Давай те сейчас мы сделаем подарок своими руками. Я вам раздам все необходимое, и мы сможем сделать божью коровку.
Дети: Начинают делать поделку.
Педагог-психолог: Смотрим внимательно на меня и повторяем.
Изготовление поделки.
Педагог-психолог: Ну, вот мы и закончили. Какие красивые у вас получились божьи коровки. Молодцы.
Рефлексия
— Понравился ли вам зайчик? Почему?
— Как можно помочь слабому?
Будите ли вы помогать младшим?
Ритуал прощания «Всем-всем до свидания»
Конспект занятия в старшей группе "Страна мультипликации"
Назначение: Мультипликация как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет несомненно полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям.
Цели и задачи:
Создать условия для ознакомления детей с историей и способами создания мультфильмов.
Способствовать развитию любознательности, интереса к созданию мультипликационных фильмов.
Материал: мультимедийный проектор; компьютер (ноутбук); презентации; картинки движений человечка.I.Организационный момент.
Дети входят в музыкальный зал под музыку (Гимн Карусель-Карусель) и делают круг
Педагог: Всем, всем доброе утро! Сегодня такой прекрасный день, и вы все такие прекрасные. Поделимся друг с другом теплотой. Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, какие вы замечательные. А теперь, смотря соседу в глаза, скажите доброе слово, и так по кругу. «Алина, ты такая солнечная…..» (Педагог наглядно демонстрирует).
Педагог: Молодцы, а теперь займите свои места.
II. Основная часть
На проекте изображены картинки героев из мультфильмов (Слайд 2).
Педагог: Внимание, посмотрите на экран и скажите, как вы думаете, откуда все эти герои?
Ответы детей (из мультфильмов)
Педагог А из каких мультфильмов эти герои?
Ответы детей (Маша и медведь, Фиксики, Барбоскины, Лунтик, мультфильмы о богатырях).
Педагог: Ребята, я забыла, как называется место, где создают мультфильмы? Помогите мне.
Ответы детей
Педагог: Спасибо за помощь. Вспомнила, это же мультипликационная студия. А как бы вы назвали свою студию?
Ответы детей
Педагог: Я предлагаю вам, отправится в путешествие в мультипликационную студию (Название студии из ответов детей). А у меня нет от неё ключа? У какого героя мультфильма мы можем спросить ключ от студии, в которую хотим попасть?
Ответы детей
Вместе зовем Буратино (под музыку из кино «Буратино»)
Педагог:
Буратино принес нам ключик. Посмотрите, какой ключ? Но Буратино спешит в свою страну и не может остаться с нами.
Педагог:
Но чтобы туда попасть нам следует сказать заклинание. А какие заклинания из мультфильмов вы знаете? / Придумаем вместе?
Варианты детей
Теперь закрываем глаза и шёпотом произносим заклинание. Раз-два…..(заклинание).
«Раз, два, три в студию мультфильмов попади!»
На экране открывается дверь
Видео (Открывается мультстудия)
Педагог:
Скажите, как же создаются мультфильмы, кто знает?
Ответы детей
Педагог:
Люди не сразу придумали мультфильмы, сначала был создан такой подобный аппарат, которые сейчас спрятан в этих пазлах, и чтобы увидеть его нужно собрать картинку.
На столе раскладываюся пазлы и дети собирают картинку
Педагог:
Мы тоже можем создать похожий аппарат у нас в студии. Что это у нас? (Педагог показывает окошечко и пустые кадры, вращает)
Педагог:
Это мультфильм? А чего не хватает?
Варианты ответов детей
Педагог наклеивает на пустые кадры изображения с различными движениями человечка и вращает, дает детям попробовать.
Педагог:
Что случилось с человечком? Почему нам кажется, что картинки ожили?
Варианты ответов детей
Педагог:
А теперь можно сказать, что это мультфильм? Почему?
Ответы детей
Педагог:
Мальчики и девочки, взгляните на экран и посмотрите, как работал аппарат.
Видео.
Рисунки помещались на вращающийся предмет, в небольшое окошечко можно было смотреть на движение рисованного человечка или животного.
Педагог:
Ребята, мы создали похожий аппарат, как в далеком прошлом.
Педагог:
А как называют людей, которые изготовляют мультики?
Ответы детей
А изготавливают героев мультфильма художники-мультипликаторы.
Педагог:
А из чего или из каких предметов можно сделать мультик?
Варианты ответов детей
Педагог:
А теперь взгляните на экран и скажите, как выполнены герои этих мультфильмов, из чего?
Дети рассматривают эпизоды из мультипликационных фильмов
Если герой нарисованный: художник рисует множество рисунков с движениями своих героев. Фотографирует каждое движение и составляет из снимков фильм.
Если герой выполнен из пластилина: художник-мультипликатор постепенно меняет положение фигуры своего героя и фотографирует каждое изменение. Затем собираются снимки в один фильм.
также перемещая кукольного героя, и фотографируя каждое его движение- создается кукольный фильм.
Компьютерный. Художник рисует на компьютере каждое движение человечка.
Педагог:
Хотите побыть художниками-мультипликаторами?
Педагог раздает карандаши и согнутые листы, на которых изображен человек в движении.
Педагог:
А что у вас там на листочках?
Ответы детей
Педагог:
Вспомните, как мы с вами сделали мультфильм. А теперь попробуйте сделать так, чтобы человечек ожил.
Если дети не догадались, педагог наглядно показывает процесс
III. Заключительная часть
Педагог:
А это мультфильм? Значит, кем мы сегодня были? А из чего вы бы хотели в следующий раз сделать мультфильм?
Педагог:
До новых встреч!
Дети уходят под музыку
(Гимн Карусель-Карусель)
Презентация на тему: Страна мультипликации