Краткий анализ стихотворения "Нате!" Маяковского. Анализ стихотворения «Нате» Маяковского: на что обратить внимание

Маяковский В.В. «НАТЕ!»

Литературоведческий блок.

Ранний период творчества поэта представлен многими открытиями в области стихосложения. Практически сразу отказавшись от попыток литературного подражания, М. буквально ворвался в русскую поэзию начала ХХ века - поэзию, где по праву блистали такие светила, как А. Блок, А. Белый, Гумилев Н., Ахматова А., Брюсов. Его стихи разительно отличались от того, что принято было считать хорошей поэзией, но он быстро вошел в силу и утвердил свою творческую индивидуальность, право на то, чтобы быть Маяковским. Его рассвет, по словам, А. Ахматовой, был бурным: Отрицая «классическую скуку», поэт предлагал новое, революционное искусство, и в своем лице - его представителя. Несомненно, многое в раннем творчестве Маяковского связано с таким художественным направлением, как футуризм, но при этом идеи и поэтические средства их воплощения в произведениях автора были много шире традиционных футуристических установок. Своеобразие ранней лирики М. Обусловлено прежде всего его личностью, его ярким талантом, его взглядами и убеждениями.

«Нате!» первое из стих-й М.на тему поэта и толпы, появилось только через год после начала его профессиональной литературной деятельностью. Впервые оно прочитано на открытии литературного кабаре «Розовый фонарь» 19 октября 1913 года. М. в нем предвосхищает реакцию респектабельной публики на свое выступление.

В «Нате!» художественно отражено антагоничстическое противоречие между М. и тогдашней аудиторией - буржуазной «толпой». В результате отрыва от революционной среды поэт фактически, остаётся 1 на 1 с этой идейно-чуждой и враждебной ему буржуазной «толпой».В «Нате!» М.говорит с «толпой» уже не от имени кубо-футуристов, как это было в его полемичных докладах и лекциях, а от своего имени. Он прямо выражает свое отношение к ней - 2-я строфа. Цель М.была достигнута: чтение «Нате!» на открытии лит.кабаре «Розовый фонарь» (см.выше) перед публикой, к которой непосредственно обращенно это стихотворение, буквально привело её в ярость.

Название произведения уже режет слух, в нем выражено негодование творца, которого избалованная публика принимает за раба, готового выполнить любое ее желание. Но герой стихотворения - поэт – хочет служить искусству, а не этой толпе, которая прожигает жизнь. Название отличается эмоциональной окраской и пробуждает в памяти (вероятно, не у каждого читателя) определённый диапазон вызывающих жестов. Воспользовавшись словарём В.Даля, мы можем уточнить первое впечатление: “«Нате» - мн. от на - повелит. вот тебе, бери, возьми. Нате все, отвяжитесь ”. Как видим, первое впечатление подтверждается. Так уже с первого слова формируется особый разговорный, подчёркнуто-сниженный стиль стихотворения. Почему? Иначе на поймёт адресат? Возникает конфликт на разных уровнях, в том числе и на уровне языка.

Очевидно противопоставление лирического героя, поэта - “я” - и толпы - “вас”. “я - вам открыл столько стихов-шкатулок, бесценных слов мот и транжир» , у поэта сердце-бабочка и одновременно он грубый гунн, шут, комедиант, кривляющийся перед толпой и бросающий ей вызов. Даже на фонетическом уровне очевидно противопоставление поэта и толпы: в первых двух строках настойчиво повторяется звук “ч”, шипящие “ж”, “ш”, свистящий “с” и глухие “т”, “п”, “к”. Чередование этих звуков при внимательном чтении создаёт впечатление чего-то текущего, струящегося, змеящегося, медленно вытекающего “обрюзгшего жира”. В третьей и четвёртой строках звук “ч” исчезает, а чередование тех же согласных в другом порядке и преобладание звонких согласных в по следней строке вызывают ощущение сыплющихся из шкатулок бесконечных драгоценностей - “бесценных слов”.

Таким образом, ложными ценностями уже в первом четверостишии противопоставляются драгоценности подлинные, духовные: «... а я вам открыл столько стихов шкатулок,// я - бесценных словмот и транжир». В шкатулках хранят самое ценное. Поэт готов щедро раздавать свои богатства, но знает, что в ответ его нежное, как бабочка, сердце подврегнется грубой агрессии. Бабочка летает, ногами ходят по грязной земле, отсюда противопоставление третьей строфы, заканчивающейся собирательным образом ползающего нечистого насекомого, мелкого и все же способного «озвереть» - 3-я строфа.

Теперь толпа М. не безлика,из неё выглядывают жутковатые лица мужчины с капустой в усах и женщины-устрицы, высовывающейся из раковины вещей. Но обе метафоры проникнуты резким неприятием со стороны поэта, злой иронией, насмешкой. Общими для “вы” становится бездуховность. Образ толпы в этих стихотворениях тесно связан с мотивом еды, обжорства, перенасыщения.

С отвращением герой описывает представителей этого мира:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста/где-то недокушанных, недоеденных щей;/вот вы, женщина, на вас белила густо,/вы смотрите устрицей из раковин вещей. Публика вся в материальном. Мужчина выглядит частичкой «обрюзгшего жира» из второй строки стих-я, который «вытечет по человеку» - люди выйдут один за другим. То есть все месте и составляют «жир», им будет испачкан «чистый переулок». Запачканные щами усы - образ, материализующий метафору, подразумеваемую в определении «чистый», внешне нейтральном, но в поэтическом контексте превращающемся в эпитет. Удвоение мотива еды призвано объяснить «жир»; к тому же в собственном восприятии мужчина «кушает», но для М., конечно же, «ест». Смотреть устрицей значит иметь крайне ограниченный кругозор. Женщина и сама почти не видна за своими нарядами («раковины вещей») и неумеренной косметикой, напоминающей белила (которыми раскрашивают отнюдь не человеческие лица). Косвенно сравнение продолжает изначальный мотив: устрицы - деликатес богатых, жирные мужчины потребляют женщин так же, как еду.

Для стоглавого, как самые страшные чудовища мифов, насекомого поэт - нецивилизованный человек, «грубый гунн». Он принимает это отношение к себе и готов соответственоо себя вести, «не кривляться», а быть доконца последовательным в своем презрении к толпе: «... я захохочу и радостно плюну,// плюну в лицо вам / я - бесценных слов транжир и мот» . Повторение самоопределения первой строфы по сути, вопреки его предполагаемому поведению, опровергает согласие поэта считаться «грубым гунном». У гунна нет бесценных слов, тем более он их не транжирит. «Грубый гунн, - пишет исследовательница Пицкель Ф.Н., рассуждая о герое М., - это как бы его вторая, вынужденная и вызванная обстоятельствами ипостась, а более органичное для него состояние, суть которого выразительно передает метафора о «бабочке поэтиного сердца». Поэт, обладатель нежной и ранимой души, «бабочки»-сердца, должен быть сильным, чтобы выдержать напор озверевшей толпы. И Маяковский стремится доказать свою возможность быть сильным: «и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам...».

Стих-е «Нате!» написано акцентным стихом, однако связь его с классической поэтикой пока не порвана. Композиция кольцевая. Это редкий случай, когда художественное время произведения - не прошедшее, как обычно в эпосе, и не настоящее, как по преимуществу бывает в лирике, а будущее, но не отдаленное - М.рассказывает о том, что произойдет «через час», хотя и будто бы прямо обращаеся к тем, кто не слышал его стихов (адресат - «вы», ожидаемая публика). «Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир...». Второе четверостишие представляет слушателей уже на месте, здесь время настоящее, но, конечно, тоже воображенное: /Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста/где-то недокушанных, недоеденных щей;/вот вы, женщина, на вас белила густо,/вы смотрит устрицей из раковин вещей.

Рифмы естественны. Из всех рифм только одна неточная: сердца-тереться, но она же и самая изысканная (звук Р после ударного гласного в первом слове и перед ним во втором, а в созвучии все равно участвует), стих-е еще не разбито ни столбиком, ни тем более лексикой, (так как стих-е относится к ранней лирике) кроме последнего, затянутого: созданная здесь пауза вновь резко противопоставляет в финале «вам\я».

Помимо этого прослеживается еще одна особенность ранней лирики М. - эгоцентризм, «Я», (1-я и 4-я строфа) от которого зависит существование всего мира. В этом подчеркнутом эгоцентризме-свойсвенная поэзии М. склонность к общественному эпатажу. (Например, скандально-известное «я люблю смотреть как умирают дети»). В ранней лирике М.отдает дань экспериментаторству, поиску новых форм, словотворчеству. И нужно уметь увидеть за обилием сложных метафор, гипербол, неологизмов, непривычных синтаксических конструкций глубинный смысл текста. Поэт предлагает нам свое видение мира и свои способы его воплощения. Отвергнув традиционные формы поэзии, М. обрек себя на непростую судьбу экспериментатора, человека, который не будет понят многими.

Творческий дебют М. Был непосредственно связан с художественной практикой и выступлениями русских футуристов. Как всякий большой худ-к, он пришел в искусство с заявкой нового зрения. Причем заявка была демонстративной, а жажда незнаемого, эпатаж-по-мальчишески вызывающими. Вместе с тем не стоит забывать,что сначала М.утверждал себя в группе футуристов. М. дает дополнительную возможность и необходимость широко представить рус.футуризм как явление значительное и непростое. Преодолевая гармоничность и психологизм предшествующей лит-ры, футуристы намеренно «остраняли» явления, лишали восприятие автоматизма:они вводили новые темы, расшатывали синтаксис и сокрушали ритмы, смешивали трагическое и комическое, лирику, эпос и драму, упоенно занимались поиском ощутимого слова. Футуризм М.не ограничен созиданием форм. Кроме стремления овладеть мастерством, он включал в себя и атеизм, и интернационализм, и антибуржуазность, и революционность. В ранних статьях поэта многократно сказано о самоцельности слова, но там же заявлено: «нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства». Футуризм М.-опыт не столько самоценноготворчества, сколько факт жизнетворчества.

Методический блок.

1.Урок ориентирован на 11 класс по программам Курдюмовой, Коровина,

Кутузова. На урок отводится 1 час.

Жанр урока - урок исследование, урок-практикум, урок-комментарий, урок группового анализа

2. Вопросы на первичное восприятие: Почему стих-е названо «Нате!»? к кому обращено? Понравилось ли вам оно, чем? Какие образы произвели на вас наибольшее впечатление, почему? Почему лир.субъект и толпа противопоставлены друг другу.

3. Методика работы на уроке: эвристический метод с использованием следующих приемов:1. Обучение учащихся анализу лирического произведения, образы героев, языка, композиции произ-я.2. Постановка системы вопросов, причем ответ на каждый вопрос логически предполагает переход к следующему вопросу или соответствующим заданиям; 3. самостоятельный поиск учащимися существенной проблемы для анализа, попытаться ответить на вопросы, разрешить проблемы. Методика работы с текстом: структурно-семиотический. Вопросы: что вы знаете о личности В.В. Маяковского? К какому литературному направлению он принадлежал? Что такое футуризм? Каковы его худ.принципы? Одно из ранних стих-й автора - «Нате!». Почему так называется стих-е? К кому обращено? Как вы думаете, какую коммуникативную установку преследовал автор? Что таится в этих строчках? Как вы видите эту картину?с помощью каких средств она создается?каков механизм создания образа? Что вы можете сказать про лирического героя? Какие строчки характеризуют лирического героя, и какие представляют тех, кому герой бросает вызов? Какие его качества проявлены в данном тексте? Какая метафора помогает представить мир лирического героя? Как показаны ценности героя и толпы? Почему так графически организуется стих-е?

Заключительный этап: письменно ответить на вопросы: (на выбор): основные принципы отеч.футуризма2. Расскажите о восприятии вызывающего поведения и творчества футуристов современниками. Поделитесь собственными впечатлениями.3. Сравните М. с Хлебниковым и Северяниным - в чем видится вам своеобразие его футуризма? Обратите внимание на наглядность его образов, особенности метафорического ряда и построения произведений. Для обучения анализу лирического произведения можно использовать логические схемы – планы. Подобные схемы можно предлагать ученикам готовые, сделанные учителем, можно составлять вместе с учащимися в процессе разбора произведения, можно просить детей составить подобные схемы самостоятельно.

При изучении ранней лирики В. В. Маяковского можно составить схемы вместе с учениками. За основу можно взять тезис, характеризующий ранний период творчества поэта, – противостояние лирического героя и окружающего мира, эпатажность поведения героя, его одиночество. Схема будет состоять из двух частей: в первой части дана характеристика лирического героя, во второй – представлены те, кому герой бросает вызов. Задание ученикам: собрать материал для характеристики обоих образов:

Учащиеся легко найдут в стихотворении нужные слова, труднее будет дать более глубокую оценку лирического героя. Именно логическая схема поможет детям сделать вывод самим. Метафора (бабочка поэтиного сердца) поможет представить мир лирического героя. Этот мир хрупкий, незащищенный, поэт раним, болезненно чуток, а окружающая его толпа бесцеремонна, груба, равнодушна, духовна бедна. Это помогают понять язвительные сравнения, эпитеты, метонимия, гипербола, найденные в тексте; работа оформляется опять с помощью схемы. В результате такой работы ученикам понятно, почему герой надевает маску. Поведение героя в маске тоже анализируем, выстраивая определенную схему:


Стихотворение «Нате!» было написано в 1913 году. В данном произведении лирический герой совершенно одинок. Он вынужден находиться в окружении «жирных» обывателей, которым нет дела до поэзии. Это одно из самых саркастичных произведений поэта.

Первая строфа: противопоставление людей и лирического героя

Анализ стихотворения «Нате!» Маяковского показывает, что один из основных художественных приемов, которые используются Маяковским в его произведении «Нате!» - это антитеза. Даже само броское заглавие стихотворения говорит о его характере. Лирический герой в раннем творчестве Маяковского почти всегда противопоставляет себя окружающему миру. Он старается посмотреть на действительность со стороны, и все, что вызывает в нем этот взгляд, - ужас. Лирический герой является романтиком, а обрюзгший мир противопоставлен ему. Это подчеркивается при помощи использования местоимений «я» - «мы», которые достаточно контрастно противопоставляются в структуре произведения.

Особенности второй строфы: необычные сравнения

Проводя дальнейший анализ стихотворения «Нате!» Маяковского, школьник может рассказать о содержании следующей строфы. Она отличается тем, что в ней описана не только глухота слушателей к сказанному поэтом. Люди начинают менять и свой внешний вид. Например, мужчина становится из-за своего неряшливого поведения похож на свинью, женщина - на устрицу. Здесь можно увидеть, что за этими словами, которые на первый взгляд покажутся обычными оскорблениями, стоит стремление поэта указать на ограниченность простых обывателей. Ведь устрица всегда сидит в своей раковине, и она не может увидеть, что происходит за пределами ее мирка.

Белила, которыми густо покрыто лицо героини, вызывают ассоциацию с куклой. Женщина не слышит, о чем ей говорит лирический герой. Она похожа на куклу с красивой внешностью и совершенно пустым внутренним миром.

Третья строфа: противостояние людей и лирического героя

Дальнейший анализ стихотворения «Нате!» Маяковского показывает, что здесь это противопоставление достигает кульминации. Неправильная форма, употребляемая Маяковским в выражении «бабочка поэтиного сердца» призвана подчеркнуть уязвимость поэзии перед судом толпы. Озверев, она грозит растоптать лирического героя. Для того чтобы описать толпу, Маяковский использует эпитет «грязная». Сам образ толпы людей создается поэтом с помощью всего лишь одной детали - калош. С помощью этой характеристики поэт создает достаточно приземленный образ.

Антитеза в произведении

Противостоит лирическому герою и сам город, что подчеркивается с помощью антонимов «чистое» - «грязное». Данный факт также можно указать, проводя анализ стихотворения «Нате!» Маяковского. Переулок утром прекрасен, потому что он чист. Но постепенно прохожие выползают из своих домов и начинают его пачкать. Маяковский пишет: «Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир». В этом месте поэт применяет метод эпатажа. Это также можно указать, проводя краткий анализ стихотворения «Нате!» Маяковского по плану. Он хочет разозлить своего читателя, шокировать его. Одновременно поэт хочет заставить задуматься о настоящих ценностях, которые не могут быть заменены внешней красотой.

Маяковского раздражают сытые и самодовольные люди, которые разодеты и раскрашены. Ведь под этой благопристойной внешностью, словно за личиной, скрываются гнусные и злые души. Их внутреннее состояние, к сожалению, никак не может быть подменено внешностью.

Каждый житель города живет, идет своим путем. Ему нет никакого дела до того, что думает и чувствует лирический герой произведения. Он оказывается обделенным вниманием других людей. Возможно, именно поэтому лирическому герою Маяковского и хотелось бы задеть как можно больнее жителей города.

Четвертая строфа: разрешение конфликта

Проводя краткий анализ стихотворения «Нате!» В. В. Маяковского, учащийся может указать: в этой части пять строк, а не четыре, как в предыдущих. Поэт пишет, что если захочет, то «плюнет в лицо» толпе. И, возможно, это единственный способ разрешить существующий между поэтом и толпой конфликт. Лирический герой чувствует себя совершенно непонятым и одиноким.

В своем произведении Маяковский говорит о тех ценностях, которые принадлежат к высшему порядку. Это духовная сторона человеческой жизни, счастье и горе. Данные ценности воплотить в жизнь призвана, прежде всего, поэзия. Почти весь арсенал возвышенных художественных средств оказывается посвященным именно ей («стихов шкатулок», «бабочка поэтиного сердца»).

Анализ стихотворения «Нате!» В. В. Маяковского: поэт и толпа

Нередко критики считали, что раннее творчество Маяковского слишком эгоистично. Но важен именно тот момент, что Владимир Владимирович противопоставлял обществу не себя как отдельно взятого индивида, а тип поэтической личности - любое человеческое существо, которое одарено в философском отношении. В начале своего произведения поэт всматривается в облики прохожих, однако затем все они сливаются в одно. Когда Маяковский говорит о толпе, которая «озвереет», и о «стоглавой воши», читатель может почувствовать отсылку к определенной литературной традиции.

Что может ждать того, кто противопоставляет себя обществу

Анализ стихотворения «Нате!» Владимира Маяковского - один из лучших образцов саркастического творчества поэта. Однако такая ирония не всегда приводит к хорошему. Вдумчивый читатель может невольно вспомнить и главный персонаж произведения «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, Раскольникова. Он все человечество делил на два типа: «тварей дрожащих» и более достойных - «право имеющих». Для тех, кто принадлежит к первой категории, жизнью уготовано жалкое существование посреди повседневных проблем, нескончаемой суеты. А другим море по колено - для них не существует ровным счетом никаких законов. И читателю из произведения Достоевского известно, к чему могут привести подобные тенденции. Но положение «хозяина жизни» для многих оказывается слишком заманчивым.

В данном отношении поэт становится похожим на Раскольникова. Он презирает людей как жалкую толпу; они представляются ему злобными и совершенно ничтожными. С другой стороны, поэт оказывается очень легкораним - ведь его сердце сравнимо с бабочкой. Во многих произведениях Маяковского лирический герой имеет смелость бросать вызов толпе. Однако в этом стихотворении его охватывает чувство другого рода - и это скорее ужас.

«Нате!» Владимир Маяковский

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.

Анализ стихотворения Маяковского «Нате»

Литературный мир на рубеже 19 и 20 веков претерпевает существенные изменения, появляется множество различных течений и направлений, которые не вписываются в общепринятые каноны. Но даже в этом хаосе и сумбуре, из которого лишь спустя несколько десятилетий предстоит выкристаллизоваться настоящим бриллиантам русской поэзии, фигура Владимира Маяковского изначально играет весьма эпатажную роль. Слог, чувство ритма, построение фраз – эти отличительные особенности позволяют безошибочно узнать произведения поэта в море литературных экспериментов. При этом каждая рифмованная строчка Маяковского несет в себе определенную смысловую нагрузку, которая порой выражается в достаточно грубой и шокирующей форме.

Стихотворение «Нате!», созданное в 1913 году, относится к раннему периоду творчества поэта, у которого еще только начинает формироваться общественное мировоззрение. Данный этап поэтических экспериментов Маяковского по праву можно назвать бунтарским, так как форма для него имеет второстепенное значение, а вот содержанию автор уделяет особое внимание . Его излюбленный прием – противопоставление, которым поэт владеет мастерски, что позволяет создавать яркие и многогранные литературные образы. «Нате!» — это своеобразный вызов буржуазному обществу, для которого поэзия по-прежнему является аморфным искусством, призванным услаждать слух. Поэтому автор, которому приходится зарабатывать себе на жизнь публичным чтением собственных стихов, весьма возмущен таким потребительским отношением к литературе. Его стихотворение «Нате!» как раз таки и посвящено всем тем, кто видит не суть поэзии, а лишь ее оболочку , пустую обертку, в которую можно вложить любое лакомство, вкуса которого обыватели так и не смогут почувствовать.

Уже с первых строчек своего произведения Владимир Маяковский обращается к толпе, пытаясь ее спровоцировать, задеть побольнее и расшевелить. Его цель проста и ясна – заставить людей, которые причисляют себя к касте истинных ценителей искусства, взглянуть на себя со стороны. В итоге вырисовывается весьма ироничная и карикатурная картина, которая заставляет улыбаться даже тех, кто в образе мужчины, у которого «в усах капуста» или женщины, смотрящей «устрицей из раковины вещей», узнают самих себя.

Подобная нарочитая грубость является не только стремлением выразить презрение тем, для кого посещение литературных чтений является данью моды . Таким нехитрым способом молодой Маяковский, ко всему прочему, хочет привлечь внимание к своему творчеству, неординарному, лишенному романтики и сентиментальности, но обладающему несомненным шармом и притягательностью. Эпатажные выходки для поэта являются вполне обычным явлением, однако за напускным безразличием, язвительностью и сатирой прячется очень ранимая и чувственная натура, которой не чужды возвышенные порывы и душевные терзания.

Как футурист и модернист Владимир Маяковский стремился не только бросать вызов собратьям по перу, но и провоцировать современную публику. Его манера писать и читать стихи вызывала у интеллигенции удивление, перераставшее в возмущение. Собственно, к такой интеллигенции и обращено знаменитейшее стихотворение раннего периода творчества Маяковского – «Нате!».

Само название, состоящее из просторечного и неприемлемого для поэзии начала двадцатого века выражения, задает тон будущему стихотворению. Оно же представляет собой речь лирического героя, в котором читатель легко узнает поэта – «вам открыл столько стихов шкатулок». Герой произносит эту речь на одном из поэтических вечеров, обращаясь к публике в весьма ироническом ключе.

«Обрюзгший жир», мужчина с капустой в усах, женщина, сравненная с устрицей; грязные, «стоглавая вошь» - это всё о публике, посетившей поэтический вечер. Герой противопоставляет себя публике – получается бессмертная пушкинская антитеза «поэт – толпа». Поэт в данном случае – «грубый гунн», а вот толпа отнюдь не уподобляется, как можно было бы ожидать, изящным жителям Рима, культуру которых гунн, по идее, уничтожает. Напротив – нарочитая грубость и естественность поэта противопоставлена зажатости, неестественности и абсолютной приземленности тех, на кого он тратит свои стихи.

И «транжира и мот» он потому, что позволяет себе бесценные слова разглашать тем, кто их – очевидно – не понимает. Такая толпа – вошь на сердце поэта, чернящая его стихи своей неспособностью их понять, оценить по достоинству и полюбить в силу своей удаленности от всего высокого, что даровано поэту. Неудивительно, что прочтение этого стихотворения на реальном литературном вечере вызвало скандал и возмущение публики, которая как раз стихотворение поняла, но, по понятным причинам, не оценила.

Анализ стихотворения В.В. Маяковского "Нате!"

Стихотворение «Нате!», написанное в 1913 году, принадлежит к числу ранних произведений поэта. Это один из классических образцов ранней сатиры Маяковского. Основная тема ранней лирики вообще и данного стихотворения в частности - неприятие существующей действитель­ности. Здесь поэт беспощадно, яростно критикует существующий миропорядок, создавая яркие сатирические образы сытых, самодовольных, равнодушных людей. В центре стихотворения - традиционный конфликт поэта и толпы. Публика, толпа принимает поэта за раба, готового вы­полнить любое ее желание. Но он восстает против нее, провозглашая свою главную цель - слу­жение искусству. Первая строфа рисует окружение лирического героя. Людей поэт изображает в виде «обрюзгшего жира» (символ сытости, перешедшей в самодовольство и тупость). Герой противопоставляет себя этому обществу, потому что его отличительная черта - душевная щедрость, он - «бесценных слов мот и транжир».

Во второй строфе пропасть между поэтом и толпой увеличивается: поэт изображает людей, пол­ностью погруженных в быт и уничтоженных, нравственно убитых им:

Вы смотрите устрицей из раковины вещей.

Третья строфа, как и первая, построена на противопоставлении хрупкой, трепетной «бабочки поэтиного сердца» мерзкой «стоглавой вши», олицетворяющей толпу обывателей. Эпатажное, ци­ничное и грубое поведение героя в финальной строфе вызвано, с одной стороны, тем, что творец должен быть сильным, уметь себя защитить, не дать в обиду. А с другой - стремлением обратить на себя внимание и быть услышанным.

Анализ стихотворения В.Маяковского "Нате"

Неприятие существующей действительности – основной мотив ранней лирики Владимира Маяковского. Поэт объявляет себя глашатаем новых истин и сталкивается с отчуждением окружающих его людей. Мир вокруг лирического героя Маяковского бесчеловечен, жесток и духовно убог. Человек нравственный, благородный душой бесконечно одинок в таком обществе. Однако он не столько отчаивается и чуждается своего окружения, сколько пытается бороться с ним. Поэт беспощадно, яростно критикует существующий миропорядок, создавая яркие сатирические образы сытых, самодовольных, равнодушных людей. Одним из классических образцов ранней сатиры Владимира Маяковского является стихотворение «Нате!». Название произведения уже режет слух, в нем выражено негодование творца, которого избалованная публика принимает за раба, готового выполнить любое ее желание. Нет, герой стихотворения - поэт – будет служить искусству, а не этой толпе, которая впустую прожигает жизнь. Монолог творца очень эмоционален, каждое слово в нем бичует публику, состоящую из пошлых обывателей:



я – бесценных слов мот и транжир.

Первая строфа произведения представляет нам окружение лирического героя в общем. Людей поэт изображает в виде одного сплошного жира, к тому же «обрюзгшего» (эпитет). Эта метафора свидетельствует как раз об их излишней сытости, перешедшей в самодовольство и тупость. Поэт противопоставляет себя всему такому обществу, потому что суть творца – отнюдь не скопидомство, а душевная щедрость. Герой называет свои слова «бесценными» (эпитет) не из тщеславия. Просто искусство, поэзия – самое дорогое, что есть у него. Стихи являются «самоцветами» сердца поэта, и хранятся они, видимо, поэтому в «шкатулках». Герой не прячет эти «драгоценности», он готов открыть тайники своей души всем и каждому. Но беда в том, что его поэзия не нужна обществу, как, впрочем, и культура вообще. С отвращением герой описывает представителей этого мира:


где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,

Поэт оскорбляет этих людей не просто так. Он хочет быть услышанным, пытается всколыхнуть обывательское «болото», пробудить души этих людей, заплывшие жиром. Больше всего во второй строфе мне нравится метафора «раковина вещей». На мой взгляд, она очень точно отражает полное погружение человека в быт, убивающий личность, превращающий людей в каких-то «моллюсков», лишенных внутренней формы и безропотно принимающих любое обличье, даже самое жуткое. Окинув своим пророческим взглядом это гнусное общество, поэт понимает одно: впереди его ждет множество страданий:


Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без
калош,


я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я – бесценных слов транжир и мот.

Эпатажная выходка лирического героя вызвана опять-таки стремлением обратить на себя внимание и быть услышанным во что бы то ни стало. Так «грубым гунном» врывается Маяковский в поэзию ХХ века, чтобы показать мир сытых, изнанку настоящей жизни. Несовершенство миропорядка, резкое несоответствие мечты и действительности, удручающая бездуховность и пошлость порождали в душе поэта гневный протест. А оружие у него было одно – слово. Стихотворения Маяковского всегда будут современны. Они устремлены в будущее, потому что призывают человека совершенствоваться. Поэт ненавязчиво воспитывает нас. Так, в сатирическом произведении «Нате» он утверждает: духовная смерть гораздо страшнее физической. Мы должны это помнить и быть бдительными.

Анализ стихотворения Маяковского «Нате!»

Центральный композиционный прием в стихотворении «Нате!» – антитеза. Уже само броское название красноречиво свидетельствует об этом. Ранний лирический герой В. Маяковского романтически противопоставляет себя всему человечеству.

Он пытается взглянуть на мир со стороны. И этот вид ужасает его. Противостояние романтически окрыленного лирического героя и обрюзгшего мира подчеркивают и местоимения «я» – «вы», контрастно противопоставленные в структуре стихотворения.

Художественно сниженному образу толпы противостоит и сам город. Это противостояние подчеркивает антитеза «чистое» – «грязное». Утренний пустой переулок чист и прекрасен. И вот, постепенно выползая из своих домов, обыватели начинают его пачкать:

Через час отсюда в чистый переулок

Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир.

В. Маяковский использует в данном произведении прием эпатажа. Он словно хочет разозлить, шокировать своего читателя и одновременно с этим заставить его задуматься о ценностях непреходящих и вечных, которые, увы, подменяются стремлением к внешней красивости.

Поэта раздражает это общество сытых и самодовольных, омещанившихся горожан, разодетых и накрашенных, и под этой благопристойной личиной замаскировавших гнуснейшие и злобные души, сохранение чистоты которых, увы, подменяется обществом стремлением к внешней красивости.

Каждый в городе живет своей суетной повседневной жизнью. Ему и дела нет до нашего лирического героя. Он, несомненно, обижен и обделен вниманием. Может быть, поэтому ему так хочется побольнее уколоть, задеть обывателей.

Что же провозглашает В. Маяковский ценностью высшего порядка? Это духовная жизнь человека, его радости и страдания. Их способна воплотить прежде всего поэзия. Ей в произведении и посвящены практически все возвышенные изобразительно-выразительные средства («стихов шкатулок», «бесценные слова», «бабочка поэтиного сердца»).

Раннего Маяковского критика часто упрекает в эгоизме. Однако важно, что он стремится противопоставить миру не себя (как конкретную личность), а тип поэтической души, философски одаренного существа. Поэт всматривается в окружающих, сначала пытается рассмотреть людей по одному, затем все типы и лики сливаются.

В этом стихотворении чувствуется игра в отсылке к определенной традиции:

Толпа озвереет, будет тереться,

Ощетинит ножки стоглавая вошь.

Невольно вспоминается роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором главный герой Родион Раскольников делит людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Для одних уготовано лишь жалкое существование среди мелких и обыденных проблем, бесконечной суеты и беспросветной нищеты. Другим же законы не писаны. По праву сильного и одаренного им позволено вершить чужие судьбы. Читатель знает, к чему подобные теории приводят на страницах романа Ф.М. Достоевского. Однако поза хозяина жизни для многих еще заманчива.

В данном случае лирический герой В. Маяковского во многом уподобляется Раскольникову, презирая людей как толпу жалких, ничтожных, злобных человечков, стремится возвыситься над миром обыденных существ, подчеркнуть свою неординарность и исключительность. В то же время лирический герой легкораним. Сердце его подобно крупной бабочке.

Во многих стихотворениях Маяковского, где лирический герой также бросает вызов миру, ему и дела особого нет до остальных. Но в этом произведении поэта охватывает неподдельный ужас перед озверевшей толпой.

«Нате» В.Маяковский Анализ 4

Стих «Нате!» Владимир Маяковский

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.

Анализ стихотворения Маяковского «Нате»

Литературный мир на рубеже 19 и 20 веков претерпевает существенные изменения, появляется множество различных течений и направлений, которые не вписываются в общепринятые каноны. Но даже в этом хаосе и сумбуре, из которого лишь спустя несколько десятилетий предстоит выкристаллизоваться настоящим бриллиантам русской поэзии, фигура Владимира Маяковского изначально играет весьма эпатажную роль. Слог, чувство ритма, построение фраз – эти отличительные особенности позволяют безошибочно узнать произведения поэта в море литературных экспериментов. При этом каждая рифмованная строчка Маяковского несет в себе определенную смысловую нагрузку, которая порой выражается в достаточно грубой и шокирующей форме.

Стихотворение «Нате!», созданное в 1913 году, относится к раннему периоду творчества поэта, у которого еще только начинает формироваться общественное мировоззрение. Данный этап поэтических экспериментов Маяковского по праву можно назвать бунтарским, так как форма для него имеет второстепенное значение, а вот содержанию автор уделяет особое внимание . Его излюбленный прием – противопоставление, которым поэт владеет мастерски, что позволяет создавать яркие и многогранные литературные образы. «Нате!» - это своеобразный вызов буржуазному обществу, для которого поэзия по-прежнему является аморфным искусством, призванным услаждать слух. Поэтому автор, которому приходится зарабатывать себе на жизнь публичным чтением собственных стихов, весьма возмущен таким потребительским отношением к литературе. Его стихотворение «Нате!» как раз таки и посвящено всем тем, кто видит не суть поэзии, а лишь ее оболочку . пустую обертку, в которую можно вложить любое лакомство, вкуса которого обыватели так и не смогут почувствовать.

Уже с первых строчек своего произведения Владимир Маяковский обращается к толпе, пытаясь ее спровоцировать, задеть побольнее и расшевелить. Его цель проста и ясна – заставить людей, которые причисляют себя к касте истинных ценителей искусства, взглянуть на себя со стороны. В итоге вырисовывается весьма ироничная и карикатурная картина, которая заставляет улыбаться даже тех, кто в образе мужчины, у которого «в усах капуста» или женщины, смотрящей «устрицей из раковины вещей», узнают самих себя.

Подобная нарочитая грубость является не только стремлением выразить презрение тем, для кого посещение литературных чтений является данью моды . Таким нехитрым способом молодой Маяковский, ко всему прочему, хочет привлечь внимание к своему творчеству, неординарному, лишенному романтики и сентиментальности, но обладающему несомненным шармом и притягательностью. Эпатажные выходки для поэта являются вполне обычным явлением, однако за напускным безразличием, язвительностью и сатирой прячется очень ранимая и чувственная натура, которой не чужды возвышенные порывы и душевные терзания.

«Нате!», анализ стихотворения Маяковского

Поэты – люди необычные. Не такие, как все. У них обостренное восприятие действительности, особый, метафорический, язык. Простому обывателю поэзия чужда. Очевидно, поэтому противостояние поэта и толпы в русской литературе известно еще со времен Александра Сергеевича Пушкина. а в мировой – с древнегреческих времен. В 1828 году, в тяжелое для себя время неопределенности, одиночества Пушкин написал стихотворение «Поэт и толпа». Его герой, не имеющий взаимопонимания с «чернью тупой», предпочитает творческое уединение.

Не таков герой поэта ХХ века Владимира Маяковского. Как и сами футуристы, как и сам Владимир Маяковский, герой ранней лирики бросает вызов толпе. Даже названия этих произведений содержат призыв сродни приказу: «Послушайте!». «Нате!», «Вам!» .

В стихотворении «Нате!» (1913) поэт не «небес избранник», а «грубый гунн» . А собирательный образ толпы отвратителен:

Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

Уже с первых строк, когда герой уверен, что через час «вытечет по капле ваш обрюзгший жир» . становится очевиден обличительный пафос этого стихотворения. Причем самому поэту довелось бросить это обличение в лицо благопристойной буржуазной публике, которая собралась на открытие кабаре «Розовый фонарь», а Маяковский был приглашен в качестве гостя.

Стихотворение «Нате!» противопоставляет не просто поэта и толпу. В начале ХХ века, накануне Первой мировой войны, жизнь в России не отличалась высоким уровнем. Поэтому в кафе, рестораны, кабаре приходили люди, получавшие большие доходы: спекулянты, торгаши, мещане. Такие представители общества наживались подчас на чужой беде, сами при этом богатея, а тратили их на еду и развлечения.

Для героя этот вещный мир связан с сытостью и, как следствие, с самодовольством и тупостью. Мир героя представлен другими ценностями: его богатство – «столько стихов шкатулок» . а сам он – «бесценных слов мот и транжир» . Конечно, он так называет себя потому, что готов раскрыть душу любому, чтобы драгоценные слова дошли до сердца каждого, но только достойных слушателей не видит. Это либо мужчина, у которого «в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей» . либо женщина, на которой «белила густо» . и она «смотрит устрицей из раковины вещей» .

Пока они безобидны: ведь тот, кто сидит в своей «раковине вещей» . может там провести всю жизнь, не причинив никому никакого вреда. Есть такой человек или нет – не интересно. Еще в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» был высмеян такой тип обывателя, который «жил – дрожал и умирал – дрожал».

Но Маяковский понимал, что рано или поздно таких людей станет больше, и они превратятся в угрожающую силу – в «стоглавую вошь» . которая «ощетинит ножки» и «в калошах и без калош» взгромоздится на «бабочку поэтиного сердца» . Такая метафора, на первый взгляд, несопоставима по стилю с лексикой всего стихотворения: это не грубые слова, это не эпатирующие высказывания, наконец, это не вызов. Наоборот, бабочка – существо хрупкое и беззащитное, которое нельзя трогать руками, даже просто задевать, иначе бабочка погибнет.

После прочтения этих строк на какой-то миг становится искренне жаль героя, обреченного на такую «славу». Но уже в следующем четверостишии проявляется прежний герой – уверенный в себе, громкоголосый, презирающий всех, кто с ним не вровень. Человеческая природа, как считал Маяковский, - это единство двух начал: биологического и духовного. В буржуазном обществе эти начала разъединены, поэтому духовное не только отделено от материального – ему просто нет места. Поэтому все материальное автор изображает нарочито отталкивающе: «обрюзгший жир» . «недоеденные щи» . «в усах капуста» .

В последнем четверостишии появляется «грубый гунн» . который не только может себе позволить не кривляться перед жующей толпой, но может даже «захохотать и радостно плюнуть в лицо» тем, для кого искусство всего лишь повод развлечься. Композиция замыкается в кольцо повторением слов из начала стихотворения:

Я бесценных слов транжир и мот.

Таким образом, последнее слово остается за героем. В этом весь Маяковский. В его ранней поэзии, по признанию критиков, слышен эмоциональный диапазон – от страстного накала до застенчивой робости, от доверительного признания до гневной обличительной речи. Лирический герой становится неким средоточием гармонии, поэтому оказывается в одиночестве. Возможно, вызов, звучащий в стихотворении «Нате!» - это не столько желание обличить, сколько стремление обратить на себя внимание, быть услышанным среди миллионов разъединенных людей, найти таких же, как сам герой. Неповторимость всему стихотворению придают как неологизмы Маяковского («поэтиному» ), так и его необычные метафоры («стоглавая вошь» ).

Послушайте стихотворение Маяковского Нате

Пояснение.

Наш современник Е.Евтушенко сказал: «Поэт в России больше, чем поэт», - эти строки как нельзя лучше определяют суть поэтического творчества.

Этой теме посвящено стихотворение Владимира Маяковского «Нате!». Название произведения уже режет слух, в нем выражено негодование творца, которого избалованная публика принимает за раба, готового выполнить любое ее желание. Нет, герой стихотворения - поэт – будет служить искусству, а не этой толпе, которая впустую прожигает жизнь. Монолог творца очень эмоционален, каждое слово в нем бичует публику, состоящую из пошлых обывателей:

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я – бесценных слов мот и транжир.

Поэт хочет быть услышанным, пытается всколыхнуть обывательское «болото», пробудить души людей, заплывшие жиром.

Похожее звучание темы находим и в стихотворении Марины Цветае-вой «Я счастлива жить образцово и просто». Поэтесса счастье свое видит в том, чтобы «жить так, как пишу: образцово и сжато».

Ее предшественник Н.А.Некрасов считал своим долгом быть по-этом−гражданином и творчеством нести пользу людям, служить Родине. Истинный поэт для Н. А. Некрасова не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Строки из стихотворения «Поэт и гражданин»:

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать... -

становятся поэтическим кредо Н. А. Некрасова.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх