Место и роль политических партий в политической системе общества. Общие отличительные признаки политических партий. Становление Российской многопартийности

Политические партии - это политические общественные объединения, объединяющие передовую часть определенных социальных групп, ставящей своей целью достижение политической власти в обществе.

Партии занимают особое положение в политической системе, они являются самым активным из звеньев политической системы. В отличие от многих неполитических образований, общественно-политических структур, партии выполняют чисто политические функции, они создаются специально для участия в политике как особой сфере общественных отношений. От всех иных видов общественных объединений партии отличаются прежде всего своим политическим характером, который выражается в том, что партия стремится стать правящей, завоевать государственную власть для проведения в жизнь своей программы.

Партия - это объединение людей одного политического направления, ставящее своей целью осуществление государственной власти и стремящееся обеспечить себе поддержку населения.

Признаки политической партии:

Партия - это всегда носитель идеологии;

Партия - это организация, т. е. достаточно длительно существующее устойчивое
объединение людей на разных уровнях политики - от местного до международного.

Цель партии - завоевание и осуществление государственной власти.

Стремление обеспечить себе широкую поддержку населения (поддержка может быть
различной: от участия в избирательной кампании до активного членства).

Специфическое положение партии в государстве (выражается в связи партии с
государственным аппаратом, в том, что члены партий входят в состав парламента,
правительства).

Функции политической партии:

Обеспечение связи между обществом и государством;

Стимулируют активное участие граждан в политической жизни;

Оказывают влияние на формирование государственной политики;

Способствуют развитию политической культуры и политического сознания;

Осуществляют выдвижение кандидатов на выборах в органы государства всех уровней

Виды политических партий.

По идеологической направленности выделяют:

1. Консервативные партии . Ратуют за постепенные преобразования в
обществе, за преемственность политики от прежних времен.

2. Либеральные партии . Провозглашают свободу личности, ратуют за приоритет личных
интересов, а не общественных.

3. Социал-демократические партии . Провозглашают идеи социализма, всеобщего братства и равенства.

4. Коммунистические партии . В основе их идеологии лежат идеи классовой борьбы и
диктатуры пролетариата.

5. Религиозные партии . Создаются на основе какого-либо религиозного течения, выражают идеи соответствующей религиозной направленности.

6. Национал-патриотические или фашистские партии . В основе их идеологии лежит идея приоритета какой-либо нации, защиты национальных интересов.

По способу связи с государством партии подразделяют на:

Правящие или правительственные (находятся у власти, имеют большинство голосов в
парламенте, участвуют в формировании правительства);

Оппозиционные (находятся в оппозиции к официальной власти, проводят
противоположные программы, стремятся стать правящими).

По характеру членства:

а) кадровые (закрытого типа) жесткое ограничение членства

б) массовые (открытого типа) не имеют четко фиксировано членства, любой может стать
членом этой партии

Партии участвуют в формировании органов государства, разрабатывает цели и задачи общества.

14. Общественные объединения: понятие, виды, роль в политической системе

Общественные объединения - это добровольные, массовые, некоммерческие объединения, созданные с целью удовлетворения их законных интересов.

Признаки общественных объединений:

1. коллектив людей

2. добровольность (свобода вступления и выхождения из объединения)

3. массовость (не менее трех членов)

4. самоуправляемость (самостоятельное, под свою ответственность решение задач общественного объединения).

5. легальность

6. Общественные объединения должны участвовать в политической жизни общества.

Виды общественных объединений

1) Основная классификация производится в зависимости от организационно-правовых форм объединения:

A) общественная организация

B) общественное движение

C) общественные учреждения

D) общественные фонд

E) орган общественной самодеятельности

2) По территориальному масштабу деятельности:

а) международные (GreenPeace)

б) общероссийские (44 субъектов, память солдатских матерей)

в) межрегиональные (менее 44 субъектов, МАСС)

г) "региональные объединения (на территории одного субъекта федерации, Союз предпринимателей Томской области)

д) местные общественные объединения (действуют на территории одного города, района и т.д.).

3) По возрастному критерию

а) детские (8-14 лет) хотя бы одно совершеннолетние лицо

б) молодежные (14-17 лет) хотя бы одно совершеннолетние лицо

в) взрослые (18 и старше)

Все лица, принимающие участие в деятельности объединения, могут быть подразделены на три группы:

· учредители - это лица, по инициативе которых создается объединение.

· члены общественного объединения - это лица, чья заинтересованность в решении задач общественного объединения и сама деятельность в нем оформляется документально

· участники обществе нного объед инения - это лица, выражающие поддержку целям данного объединения и (или) ею отдельным акциям и принимающие участие в его деятельности без обязательного документального оформления своего участия.

Принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть оговорена в его уставе.

Политические общественные объединения подлежат обязательной государственной регистрации.

Государство и общественные объединения не вмешиваются в деятельность друг друга. Государство не может быть членом, или учредителем общественного объединения. Государство испытывает воздействие со стороны общественных объединений, ибо последние участвуют в формировании государственных органов (политические общественные объединения), могут влиять на назначение лиц на государственные должности, участвовать в правотворчестве, предлагая те или иные законопроекты, имеют возможность влиять на принятие решений органами государства (в том числе и путем формирования общественного мнения). Таким образом, общественные объединения участвуют в политической деятельности.

  • 8. Власть и еѐ виды. Понятие государственной власти.
  • 9. Форма государства: понятие, элементы, факторы, влияющие на форму государства
  • 10. Форма правления: понятие, виды
  • 3. Смешанная республика (Польша, Португалия, Россия, Болгария):
  • 11. Политико-территориальная организация государства: понятие, виды.
  • 4 Способа размежевания компетенции:
  • 12. Государственно-правовой режим государства: понятие, виды
  • 13. Межгосударственные объединения: конфедерация, содружества, союзы.
  • 14. Функции государства: понятие и классификация. Влияние процессов глобализации на функции государства
  • 15. Механизм государства и его роль в выполнении функций государства
  • 16. Органы государства: понятие, виды, принципы организации и деятельности
  • 17. Государственная служба, государственные служащие
  • 18. Государство и гражданское общество: соотношение и сферы сотрудничества
  • 19. Понятие и структура политической системы общества (псо). Место государства в псо
  • 20. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования
  • 21. Роль партий в политической системе общества. Формы сотрудничества с государством и иными элементами политической системы.
  • 22. Государство и общественные объединения. Государство и церковь
  • 23. Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства
  • 24. Государство и личность: сущность взаимоотношений. Права человека, их классификация, внутригосударственная и международная системы их защиты
  • 25. Социальные нормы и место права в системе социального регулирования общественных отношений
  • 26. Технико-правовые категории: правовые аксиомы, презумпции, юридические фикции, преюдиции
  • 27. Социальное назначение права и его функции. Ценность права.
  • 28. Право как нормативный регулятор общественных отношений. Признаки и сущность права
  • 29. Проблемы правопонимания в современной юридической науке
  • 3 Основных типа правопонимания:
  • 30. Государство, право и экономика: их соотношение и взаимовлияние
  • 31. Форма права: понятие, виды, общая характеристика
  • 32. Правоотношение: понятие, структура, виды. Характеристика правоотношения как формы реализации права
  • 33. Субъекты-участники правоотношений. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, правовой статус
  • 34. Теории происхождения права: теологическая, естественно-правовая, историческая школа права,
  • 35. Составы правоотношений. Юридические факты как основание возникновения правоотношений
  • 36. Нормы права: понятие, признаки, структура, классификация
  • 1. По субъектам правотворчества (сфере действия):
  • 2. По выполняемым функциям
  • 3. По социальному назначению и роли в правовой системе:
  • 5. По методу правового регулирования:
  • 6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:
  • 9. Специализированные нормы:
  • 11. По степени определенности.
  • 37. Нормативный правовой акт (нпа): понятие, признаки, виды
  • 1. По юридической силе законы могут быть:
  • 2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться:
  • 3. По территориальному признаку:
  • 4. По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом рф
  • 38. Законы: понятие, признаки, виды
  • 39. Пределы действия нпа во времени, пространстве и по кругу лиц, предметное действие
  • 40. Система права: понятие, структурные элементы. Система права и система законодательства
  • 41. Отрасль права (оп). Предмет и метод правового регулирования. Характеристика основных оп
  • 43. Право и политика
  • 44. Правотворческий процесс. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нпа
  • 45. Правосознание: понятие, структура, виды, уровни. Правосознание юристов
  • 46. Правовая культура: понятие, структура, виды
  • 47. Понятие и формы реализации права
  • 48. Правоприменение (понятие, особенности, субъекты, стадии). Правоприменительные акты
  • 49. Систематизация нпа
  • 50. Толкование права. Понятие, приёмы, способы толкования
  • 51. Виды и объем толкования права. Акты толкования
  • 53. Юридические коллизии: понятие, виды, причины возникновения, способы разрешения и предупреждения
  • 54. Правопорядок: понятие, признаки. Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка. Международный правопорядок
  • 55. Понятие и признаки законности, еѐ значение в жизни общества и в функционировании государства. Гарантии законности и способы еѐ обеспечения в современных условиях
  • 56. Правомерное поведение: понятие, объективная и субъективная стороны, типология.
  • 68. Виды и причины правонарушений
  • 59. Государство и право: современные представления об их соотношении
  • 60. Юо: понятие, признаки, цели, основания и принципы применения
  • 61. Виды и меры юридической ответственности (юо). Основания освобождения от юо
  • 62. Юридические ошибки: понятие, виды, объективные и субъективные причины их появления
  • 61. Механизм правового регулирования: понятие, структура, стадии. Соотношение правового регулирования и правового воздействия
  • 64. Понятие и виды юридической техники, еѐ значение в юридической деятельности
  • 65. Понятие и классификация современных национально-правовых систем
  • 66. Романо-германская правовая семья и семья общего прецедентного права: общая характеристика
  • 67. Религиозные правовые семьи: общая характеристика
  • 68. Влияние процессов глобализма на унификации правовых систем.
  • 21. Роль партий в политической системе общества. Формы сотрудничества с государством и иными элементами политической системы.

    В тех государствах, где существует многопартийность, как правило, утверждается режим демократии. В ФЗ от 11 июля 2001 года «О политических партиях» политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах МСУ (статья 3).

    Политическая партия (от лат. pars, partis - часть) - наиболее активная и организованная часть общественного слоя или класса, формулирующая и выражающая его интересы. Главные цели политической партии:

      Формирование общественного мнения;

      Осуществление полит. образования и воспитания граждан;

      Выражение мнения по вопросам общест. жизни и доведении его до широкой общественности и органов гос. власти;

      Выдвижение кандидатов в депутаты, участие в выборах и в работе представительных органов. Важнейшие признаки политической партии:

      Политическая, общественная (негосударственная) организация, имеющая свою программу и устав;

      Участие в политической жизни, в том числе в государственном управлении;

      Стремление овладеть гос. властью, то есть стать правящей;

      Связь с избирательной системой;

      Отражение определенной идеологии;

      Представление интересов опред. слоев и групп населения;

      Ее существование в качестве средства рекрутирования и продвижения отдельных индивидов в политические лидеры и как формы политического обучения масс;

      Участие в разработке и осуществлении политического курса страны, зависящее от ее положения (правящая или оппозиционная) в политической системе.

    Функции политической партии:

      обеспечение связи между обществом и государством;

      стимулирование активного участия граждан в политической жизни;

      оказание влияния на формирование государственной политики;

      способствование развитию политической культуры и политического сознания;

      выдвижение кандидатов на выборах в органы государственной власти.

    Сущность политической партии зависит от (социального состава; лидера; чьи интересы представляет; основных

    направлений программы действия).

    Формы участия политических партий в ПСО:

    У выдвижение кандидатов в органы государственной власти;

    У наличие программы;

    ^ агитация и иные формы политической деятельности.

    Классификация партий:

    по идейным основаниям деятельности:

    доктринальные - нацелены на пропаганду и воплощение в жизнь определенной идеологии (религиозные,

    идеологические);

    прагматические - защита интересов определенного социального слоя, группы;

    харизматические - объединение вокруг лидера;

    с точки зрения организационной структуры:

    парламентские - структуру формируют региональные отделения в различных регионах;

    лейбористские - сформированы на основе профсоюзов;

    авангардные - построены на принципах территориально-производственного объединения;

    с точки зрения отношения к правящему режиму: правящие, оппозиционные, легальные, нелегальные,

    лидеры, аутсайдеры, правящие монопольно, правящие в составе коалиций;

    в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства: кадровые, массовые, строго

    централизованные;

    по социально-классовому содержанию и идеологической направленности: коммунистические, социал-демократические, буржуазно-реформистские, консервативные;

    в зависимости от ориентации на идеологию: левые, центристские, правые либерального толка, правые

    националистического толка. Партийная система - совокупность политических партий, действующих в пределах страны и политической системы (однопартийная (СССР), беспартийная, квазимногопартийная с одной доминирующей партией, двухпартийная (США - республиканцы и демократы; Великобритания - консерваторы и лейбористы), упорядоченная и беспорядочная многопартийная (Германия, Франция)).

    Если гос-во стремится к сотрудничеству с общественными объединениями, обеспечивает их свободное развитие и функционирование, гарантирует их самостоятельность в решении внутриорганизационных проблем, такое гос-во следует оценивать как демократическое, поскольку оно гарантирует и реально обеспечивает важнейшее право человека - право на объединение в различные союзы, организации, творческие корпорации и т. д. для выражения и защиты своих интересов и достижения общих целей.

    Партийная система - хар-ет положение полит. партии в обществе, ее взаимоотношения с другими партиями, политику по отношению к различным слоям общества.

    Формы взаимодействия государства и партий заключаются в следующем:

    1. Участие в формировании выборных предст. органов гос. власти. Это предполагает, что все полит. партии в той или иной степени участвуют в орг-ции избир. кампаний, в выдвижении своих кандидатов в депутаты, поскольку в демокр. обществе единственным средством овладения гос. властью служат выборы.

    2. Участие в формировании полит. курса гос-ва определяется заинтересованностью партии в проведении выгодной для данной партии и ее сторонников политики. Это относится и к правящей, и к оппозиционной партиям. Возможностей у правящей партии всегда больше. Но и оппоз. партии имеют опред. возможности для такого влияния. Например, путем: а) участия в предвыборных дискуссиях, дебатах, где выражаются подходы партии к решению тех или иных актуальных проблем; 6) обнародования предвыборных платформ, программ; в) подготовки и продвижения на гос. посты своих лидеров; г) формир-я обществ. мнения и при его помощи давле­ ния на гос. органы и курс политики государства.

    3. Влияние на процесс законотворч., правотворч. исп. органов и правоприменит. деят-ти гос. органов – внесение предложений о принятии новых законов, иных НПА, об отмене сущ-щих; в использовании права законод. инициатив через своих депутатов, другие каналы.

    4. Контроль за гос. органами и процессом управления страной, здесь также используются разнообразные пути в том числе и общественное мнение.

    Гос-во в свою очередь воздействует на полит. партии по следующим каналам:

    а) регулирует посредством зак. и иных актов статус полит. партии, их регистрацию, т.е. устан-ет рамки их деят- ти;

    б) регламентирует их участие в избир. кампаниях, например путем определения порядка выдвижения кандидатов в депутаты, участия наблюдателей в работе изб. комиссий и т. д.;

    в) решает вопросы о конституц-ти партий через Конст. Суд;

    г) контролирует фин. деят-ть партий, налогообложение их предприятий.

    Это так наз. внешнее рег-е деят-ти партий. Внутреннее рег-е осущ-ся самими партиями в своих уставах, положениях, иных актах парт. органов, в кот. опред-ся структура партии, ее цели и задачи, партийная дисциплина и др.

    Политическая система - государство, политические партии, общественные объединения. Место и роль каждого элемента определяется типом политической системы. Определяется их функциональная роль, место и взаимодействие.

    Отличие политической партии от общественной организации

    Основное назначение партии - завоевание власти. Захват власти осуществляется через избирательные компании, программу партии. Общественные организации не могут ставить такой цели. Партия овладевает государственной машиной, чтобы реализовать свою программу. Государство - орудие, средство в руках партии для решения своих задач. Таким образом, партии принадлежит ведущая роль, организующая сила. Государство - основное звено политической системы, так как только государство выступает в качестве официального представителя всего общества, только у государства имеется аппарат управления и принуждения, только государство обладает материальными, финансовыми ресурсами. Общественные организации: раньше считалось, что они связывают партии и государство с народом ("приводные ремни"), но нельзя рассматривать это как одностороннее движение: необходимо учитывать интересы этих организаций.

    Подобная схема условна.

    Правящая партия как ядро политической системы может быть только при парламентской республике. Когда партия получает возможность формировать правительство, она использует механизм государства как орудие, так как государство обладает механизмом управления и принуждения и материальными ресурсами.

    Назначение политической партии (Матузов, Малько):

    1. осуществление функций представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности

    2. активная работа по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений

    3. снятие внутренних противоречий.

    Функции политических партий:

    Выявление, формулирование и удовлетворение интресов соц. групп (больших соц. групп)

    Активизация и интеграция определенной части людей

    Борьба за политическую власть, её использование, определение форм, методов и средств борьбы в зависимости от меняющейся обстановки

    Формирование высших и местных органов власти (выдвижегние своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью)

    Разработка партийной идеологи, создание и реализация политической программы разврития общества, ведение пропоганды, формирование общественного мнения

    Политическое воспитание общества или его части

    Подготовка и выдвижение кадров для партии, гос. аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

    Типы политических партий:

    Классовые (представляют интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений, например, предпринимательские, рабочие)

    Национальные, религиозные (выражают на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставят задачу обеспечения их приоритета в государстве, например, партия исламского возрождения)

    Проблемные (подчиняют свою деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, например, экологическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы)

    Государственно-патриотические (ориентированы на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечение целостности и стабильности государства)

    Формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки

    Гротескные партии (видят смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан, отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав, например, партия любителей пива).

    Революционные

    Реформистские

    Консервативно-реакционные

    Умеренные

    Радикально-экстремистские

    Правящие,

    Оппозиционные;

    Центристские;

    Авангардного типа,

    Парламентского типа;

    Доктринальные (защита своей идеологии),

    Прагматические (практическая целесообразность деятельности)

    Харизматические (вокруг лидера)

    Кадровые - состоят из небольшого числа людей, нет постоянного членства, их активность направлена на выборные компании.

    Массовые - основаны на постоянном членстве, платят взносы, имеют территориальные подразделения. Например, КПРФ

    Деление на правящие и оппозиционные зависит от позиции власти, от того, какую партию поддерживает власть, на кого опирается. Правящая партия - обычно при парламентской форме правления. Она добивается большинства депутатских мест и получает возможность сформировать правительство. При президентской форме правления партии не играют решающей роли при формировании правительства. Оппозиционные партии также влияют на политическую жизнь. Например, в Англии: оппозиционная партия вправе создавать свой теневой кабинет, содержание которого осуществляется государством. Он дублирует все важнейшие решения государства. Если мнение не совпадает с мнением правящей партии, то доводит до сведения всех, высказывает свое сомнение, указывает на недостатки, чем контролирует правительство. В случае смены одного правительства на другое не надо времени на раскачку, т.к. оно уже готово.

    Партия авангардного типа - компартия в период СССР. Ведущая роль закреплена законодательно, однопартийная система, не терпит политического плюрализма, ее идеология поддерживается государственным принуждением. Четко фиксированное членство, взносы. Строится на основе производственно-территориального принципа (Указ Ельцина отменил этот принцип), что позволяет охватывать все производственные отношения через трудовые коллективы, все общественные объединения и т.д. Охватывала все сферы жизни общества.

    Партия парламентского типа: основное назначение - выборные кампании в представительный орган, завоевание власти через получение большинства мест в парламенте. Активизируются в период выборной кампании.

    Место и роль партии зависит не только от типа партии, но и от типа политической системы, в которой она функционирует.

    Политическая партия – это устойчивая политическая организация, объединяющая лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, культурно-национальными и иными интересами и идеалами, ставящая пред собой цель завоевания государственной власти.

    Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в ОГВ и ОМС. (ФЗ «О политических партиях» 11.06.03)

    Отличие политических партий от общественных организаций заключается в том, что основное назначение партии – захват власти, если общественная организация ставит политические цели, то она должна перерегистрироваться.

    Это связующее звено между демократическим государством и обществом. Важное назначение политических партий - установление взаимосвязи между корпорациями гражданского общества и группами депутатов выборных представителей органов государственной власти.

    Решения парламента всегда представляет собой форму компромисса между основными депутатскими группами, должны подкрепляться готовностью к адекватному компромиссу в гражданском обществе. Такое соглашение способно обеспечить партии в той мере, в которой они выражают интересы корпораций гражданского общества и пользуются влиянием парламента. Население воспримет с пониманием самые непопулярные решения, если им будет обеспечена поддержка партий, пользующихся авторитетом корпораций. Без таких партий решения законодателей повисают в воздухе, и их исполнение становится возможным только за счет особых мер принуждения. Законодатели встают пред необходимостью усиления исполнительной власти, которая затем их же и подминает. Партии играют важнейшую регулирующую роль в политической системе путем влияния на общественное мнение, разъяснения и претворения в жизнь решений органов государственной власти.

    Место и роль партии зависит от:

    1. тип политической системы.

    2. тип партии.

    3. форма правления.

    Вопрос: А государство может оказать финансово-материальную поддержку партии? Использование государственных бюджетов для усиления партии, которую поддерживает власть (и которая поддерживает власть) влечет несменяемость власти. Поэтому на такое финансирование налагается запрет. Другие организации и физические лица можно поддерживать. Иностранным государствам запрещено помогать в предвыборных целях, в избирательных кампаниях.

    Еще по теме Место и роль партий в политической системе общества:

    1. Место и роль государства в политической системе общества

    [Определение] Политическая партия – это один из видов общественных объединений граждан, создаваемых на добровольных началах в целях участия в политической жизни общества (участие в выборах, представление интересов в органах государственной власти и органах местного самоуправления) посредством формирования и выражения политической воли граждан.

    Политическая партия представляет устойчивую политическую организацию, объединяющую лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, культурно-национальными и иными интересами и идеалами, ставящую пред собой цель завоевания и удержания государственной власти.

    [На заметку] Немецкий социолог М. Вебер выделял три этапа (ступени) в формировании политических партий:

    Аристократические группировки (XVI-XVII вв.);

    Политические клубы (XVIII-XIX вв.);

    Современные массовые партии (XIX-XX вв.).

    Первые две ступени считаются предысторией политических партий, а в развитой форме выступают лишь массовые организации. По мысли Вебера, процесс становления и развития политических партий непосредственно связан со стремлением политически активных людей к власти, к занятию государственных должностей и к извлечению выгод из своего положения.

    [Внимание] Для современных политических партий характерны следующие черты:

    Это негосударственные, действующие на постоянной основе добровольные общественные организации;

    Имеют органы управления и структурные образования;

    Имеют устав и программу действий;

    Чаще всего имеют фиксированное членство;

    Отражают интересы определенного слоя людей.

    [Внимание] В Российской Федерации порядок создания и деятельности политических партий определяется ФЗ РФ «О политических партиях». Этим законом определяются требования, предъявляемые к политическим партиям (см. слайд 5)

    Цели и задачи политических партий отражаются в их уставах и программах (см. слайд 6).

    Цели политической партии проявляются в ее функциях (см. слайд 7).

    Возрастание роли политических партий – характерная черта формирования и развития демократии в государстве и обусловлено следующими факторами:

    Возрастанием политической активности граждан;

    Процессом демократизации властных структур государства;

    Политическим и идеологическим плюрализмом, что обусловлено, прежде всего, разнообразием форм собственности.

    Нормальное функционирование партийной системы и устранение почвы для захвата власти или присвоения властных полномочий какой-либо партией обеспечивается правовым регулированием деятельности партий. Оно сводится к следующему:

    никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо партию или пребывание в ней;

    партии свободно создаются и действуют в обществе на основе их уставных документов и после регистрации в установленном законом порядке;

    деятельность партий не должна ущемлять основные права и свободы человека и гражданина;

    решения политических партий не имеют обязывающей силы для органов государства;

    партии призваны содействовать выражению политической воли гражданского общества;

    создание организационных структур партий в государственных органах, воинских частях не допускается;

    недопустимость деятельности партий, призывающих к свержению конституционного строя или проповедующих национальную, религиозную рознь и нетерпимость.

    Материальная база политической партии формируются за счет:

    а) вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом политической партии;

    б) средств федерального бюджета, предоставляемых в соответствии с законом;

    в) пожертвований;

    г) поступлений от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов от предпринимательской деятельности;

    д) поступлений от гражданско-правовых сделок;

    е) других не запрещенных законом поступлений.

    Политическая партия и ее региональные отделения вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены и указан их источник. Пожертвования политической партии и ее региональным отделениям в виде денежных средств осуществляются безналичным перечислением. Допускаются пожертвования от физических лиц путем передачи наличных денежных средств политической партии и ее региональным отделениям.

    Политические партии можно классифицировать по различным основаниям:

    1 В зависимости от отношения к государственной власти партии делятся на правящие и оппозиционные.

    Правящей называется партия, победившая на парламентских или президентских выборах, в результате чего ее программные цели стали целями развития государства.

    Оппозиционная партия – это партия, не победившая на выборах и имеющая альтернативную программу развития.

    2 В зависимости от характера членства французский политолог М. Дюверже (1870-1914) предложил различать кадровые и массовые партии.

    Состав кадровой партии ограничивается партийными функционерами или фиксированное членство вообще отсутствует: к членам партии причисляют тех, кто голосует за нее на выборах, либо поддерживает ее материально, или участвует в проводимых ею собраниях, митингах и других мероприятиях.

    Массовые партии имеют фиксированное членство, более централизованы, существует жесткая зависимость членов от первичных организаций. Отбор политических лидеров в таких партиях многоступенчатый, а члены партийных фракций в парламенте строят свою деятельность в зависимости от партийных решений.

    3 В зависимости от используемых методов политической деятельности со времен Великой французской революции принято деление партий на левые, правые и центристские.

    Левые партии обычно выступают за социальную обеспеченность и сглаживание социальной дифференциации.

    Правые партии чаще всего провозглашают в качестве основного лозунга либеральные ценности и свободу частной собственности.

    Центристские партии проповедуют умеренность в политической борьбе, компромисс, примирение полярных позиций.

    4 В зависимости от характера программных целей партии делятся на:

    классовые (представляют интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений, например, предпринимательские, рабочие);

    национальные, религиозные (выражают на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставят задачу обеспечения их приоритета в государстве);

    проблемные (подчиняют свою деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, например, экологическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы);

    государственно-патриотические (ориентированы на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп, на обеспечение целостности и стабильности государства);

    формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующие как группы его поддержки;

    гротескные партии (видят смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан, отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав, например, партия любителей пива).

    5 В зависимости от программных целей преобразования общества выделяют консервативные, либеральные и радикальные политические партии.

    Консервативные партии выступают за сохранение государственного и общественного строя в неизменном виде.

    Либеральные партии провозглашают в качестве своей цели постепенное последовательное преобразование общества путем умеренных реформ.

    Радикальные партии выступают за немедленное коренное переустройство общества, в том числе и насильственным, революционным путем.

    6 В зависимости от способа завоевания и удержания государственной власти партии бывают парламентскими и авангардными.

    Партия парламентского типа приходит к власти в результате победы на выборах. Она является правящей до тех пор, пока ее программа отвечает интересам развития общества. Если же программа партии перестает отвечать целям общественного развития, то на очередных выборах такая партия теряет голоса избирателей и уходит в оппозицию.

    Партия авангардного типа приходит к власти, как правило, путем ее открытого захвата (история знает примеры, когда такая партия приходила к власти путем победы на парламентских выборах. Таким образом пришла к власти в 1933 г. Национал-социалистическая рабочая партия Германии). Захватив государственную власть, такая партия осуществляет ее независимо от того, отвечает ее программа интересам общества или нет. Добровольно такая партия власть никогда не отдаст.

    Что такое партия? По латыни pars — означает род, a partis — часть. Partio — делю, разделяю. Таким образом, партия — это группа людей, отделяющаяся от других групп общностью интересов, приверженностью каким-то идеям, учению, идеологии.

    Советский Энциклопедический Словарь (с. 969) определяет политическую партию как политическую организацию, выражающую интересы общественного класса или его слоя, объединяющую их наиболее активных представителей и руководящую ими в достижении определенных целей и идеалов. Кроме политических партий групповые интересы в обществе выражают т. н. группы давления.

    Под группами давления понимаются формальные (общественные организации, профсоюзы и др.) и неформальные организации (группы предпринимателей, лоббистов, представляющих интересы военно-промышленного комплекса или организованной преступности и т. д.), не ставящие задачу завоевания власти, а добивающиеся своих целей с помощью различных форм давления на представителей властных структур. Такими формами могут быть: общественные акции протеста, прямое воздействие через средства массовой информации, организация конференций, семинаров, лекций, использование личных связей лоббистов, подкуп и т. д. Лоббистами (лобби (англ.) — означает коридор, фойе, кулуары) называют людей, оказывающих скрытое влияние на представителей власти.

    В отличие от групп давления политические партии ставят цели достижения власти и реализации своей программы. Поэтому политические партии лучше организованы, имеют более четкую структуру, иерархию и лидеров.

    Таким образом, мы можем сформулировать следующие признаки политической партии :

    Выражение интересов и идеалов отдельных социальных групп;

    Борьба за политическую власть и реализацию своей программы;

    Наличие организационной структуры: организационное ядро, лидеры, определенная иерархия, дисциплина и т. д.;

    Существование идеологии (философия, программа, идейные установки), из которой вытекает стратегия и тактика партии.

    Какое место занимают партии в жизни общества? Мы подчеркнули, что партии не являются правительственными структурами. В то же время каждая партия стремится провести своих представителей в эти структуры (в парламент, правительство).

    Значит, с одной стороны, партия является общественной организацией, принадлежит гражданскому обществу и оказывает давление на правительство снизу. С другой стороны, партийные фракции в парламенте и партийные лидеры принадлежат государственным структурам и управляют страной. Таким образом, партийная система является как бы связующим мостиком между государством и гражданским обществом. Именно через нее отдельные граждане и организации могут выражать свои чаяния, оказывать влияние на политику страны.


    Исходя из места в политической жизни страны и поставленных целей, определяется и роль политических партий.

    Основные функции партий в обществе следующие:

    Определение целей политического развития, выработка и распространение политической идеологии;

    Аккумуляция и выражение национальных и групповых интересов;

    Политическая социализация и мобилизация населения;

    Рекрутирование новых членов, формирование политической элиты;

    Реализация политической программы через законодательные и правительственные органы власти.

    По месту и роли в политической системе партии подразделяются на правительственные (которые входят в парламентское большинство и формируют правительство единолично или в коалиции) и оппозиционные (т. е. те, которые противостоят правительству, оппонируют ему, критикуют осуществляемый им курс и показывают его порочность, вскрывают ошибки, нарушения законности, в общем осуществляют «санитарные» функции в политике).

    Французский политолог Морис Дюверже выделил так называемые внутриобразуемые и внешнеобразуемые партии. Под первыми он понимал такие политические группировки, которые сначала формируются внутри политической системы, как фракции парламента, а затем, разрастаясь, образуют руководящие органы и местные партийные организации. Таким путём шло образование политических партий в Великобритании, США, Франции в начале XIX века. Внешнеобразуемые партии, наоборот, сначала институализируются вне политической системы, в недрах гражданского общества, например в виде социальных движений, а затем постепенно посредством выборов внедряются в политическую систему. Этим путём шло образование социалистических и социал-демократических партий во второй половине XIX века.

    По организационной структуре М. Дюверже разделил все партии на кадровые , т.е. небольшие по численности, но не по количеству избирателей и влиянию в обществе, состоящие из влиятельных нотаблей (профессиональных политиков) обеспечивающих выдвижение и избрание «нужных» партии людей, и массовые , состоящие из большого количества членов, выплачивающих членские взносы.

    Существуют и другие классификации политических партий. Например, Стивен Коэн (США) по функциональному назначению разделяет политические партии следующим образом :

    1. Партии парламентского типа (европейский тип). Это партии в традиционном понимании. Они имеют постоянную структуру, организацию, дисциплину и учет членов. Члены партии, как правило, платят членские взносы и имеют партийные билеты. Хотя это теперь не всегда соблюдается и все чаще уходит в прошлое.

    2. Партии для участия в избирательной кампании (архаический, американский тип). Это партии, существующие главным образом для выборов. А так как в демократичном обществе это стало главной задачей партии, то все большее количество партий и не только в Америке отходят от принципов постоянной организации и фиксированного членства. Например, в партийном комитете даже такого очень крупного американского города, как Чикаго или Детройт в обычное время вы застанете лишь несколько человек. Это партийные функционеры, получающие зарплату из партийной кассы.

    Во время предвыборной кампании количество функционеров многократно увеличивается за счет активистов-добровольцев. Они и выполняют львиную долю агитационно-пропагандистской и организаторской партийной работы. Организуются благотворительные банкеты, вечера, митинги, расклеиваются листовки. Главная работа сосредотачивается на сборе средств и организации выступлений представителей партии. Лидерами партии автоматически становятся кандидаты в президенты. Членами — все те, кто отдает за них свой голос. Заканчиваются выборы — сворачивается и партийная работа.

    3. Партия как политический авангард (коммунистический тип). Такие партии остались на сегодня в Китае, Северной Корее и на Кубе.

    4. Внепарламентские партии (партия-община, партия-клуб, масонские ложи и т. д.). Эти партии мало чем отличаются от общественных организаций, хотя некоторые из них ведут не явную борьбу за власть или политическое влияние. Часто это либо отжившие свое время партии, либо зарождающиеся партии.

    По своим программным установкам, идеологии и стратегии, как мы упоминали выше, партии делятся на правые, центристские и левые. Следующая таблица дает представление об основных критериях партийной политики.

    Таблица 10. Основные критерии партийной политики.

    Критерии ГРУППЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
    Правые Центр Левые
    Форма собственности Частная Смешанная Общественная
    Форма государственной власти Монархия , автократия , теократия Конституционная монархия, парламентская или президентская республика Анархия, тоталитаризм, демократический социализм.
    Форма идеологии Национальный, религиозный фундаментализм, фашизм Либерализм, христианская демократия , демократия, консерватизм Анархизм, коммунизм, социал-демократия
    Политика Националистическая, крайне клерикальная Национальная, обеспечение национальных интересов с учетом интересов других стран Интернациональная


    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх