Московский государственный университет печати. А10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении

Знаки препинания играют важную роль в восприятии письменного текста. С этим не поспоришь. Возьмем пример - фраза "Казнить нельзя помиловать", которая меняет значение на противоположное в зависимости от того, где стоит запятая. Правильно расставленные знаки препинания - залог того, что текст будет понятен, кому он был адресован. Однако даже мы, успешно закончившие школу (я тут рядом проходил), часто испытывают сложности с пунктуацией.

Многие помнят со школьной скамьи, что перед "что" всегда ставится запятая. Говоря о знаках препинания, слово "всегда" лучше избегать. Например, союз может встретиться в составе цельных по смыслу выражений (их еще называют неразложимыми сочетаниями), и тогда постановка запятой перед ним будет ошибкой. Правильно, например: достать что нужно, делай что хочешь, есть чем заняться, сделать как следует, явиться как ни в чем не бывало, добиваться во что бы то ни стало, не лезть куда не следует, ночевать где придется, картина чудо как хороша, работа что надо.

В сложном-то предложении перед союзом "что" запятая всегда нужна! Не всегда! И здесь слово "всегда" лучше забыть. Да, запятая ставится перед союзом, присоединяющим придаточное предложение. Например: Сочинил же какой-то бездельник, что бывает любовь на земле. Или: Жди, когда наводят грусть желтые дожди. Но если придаточное состоит из одного только союзного слова, запятая перед ним отсутствует: Мы собираемся встретиться, но еще не знаем когда. Девушка не пришла на свидание и даже не объяснила почему.

Еще о трудностях, которые поджидают в сложных предложениях. В них может быть и такое: у одного главного предложения есть несколько придаточных. В этом случае действуют такие же правила, как при однородных членах. Если придаточные не соединены союзами, запятая между ними ставится: Как я хочу придумать средство, чтоб счастье было впереди, чтоб хоть на час вернуться в детство, догнать, спасти, прижать к груди… А если между придаточными стоит неповторяющийся союз и, запятая не ставится ни до него, ни после. Пример на это правило был в тексте Тотального диктанта - 2016 и привел к большому количеству ошибок. А правильно так: Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры…

А если между частями предложения не союз "что", а союз "и"? Такие предложения называются сложносочиненными. По общему правилу в них перед союзом и ставится запятая. Например: Ржавеет золото, и истлевает сталь. Но и здесь есть свои подводные камни. Так, мы не ставим запятую, если в состав сложносочиненного предложения входят вопросительные или восклицательные предложения: Кому адресованы эти тексты и каков их смысл? Как он смешон и как глупы его выходки! Ошибкой будет запятая и в том случае, если у двух простых предложений в составе сложного есть общий второстепенный член: От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина.

В сложном предложении отсутствуют союзы. Сложное предложение, между частями которого нет союзов, называется бессоюзным. Знаки препинания в нем зависят от смысла фразы. При простом перечислении ставится запятая. Если вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой части, указывает на причину того, о чем говорилось выше, необходимо двоеточие. Если же вторая часть, наоборот, содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорилось в первой части, мы поставим тире. Сравните: Она вышла за него замуж, он стал больше зарабатывать (простое перечисление событий). Она вышла за него замуж: он стал больше зарабатывать (она решила стать его женой, потому что он стал больше зарабатывать). Она вышла за него замуж — он стал больше зарабатывать (рост его доходов стал следствием женитьбы).

Когда нужен знак перед "как"? Запятая перед союзом "как" ставится, если он присоединяет придаточное предложение: Я помню, как впервые приехал в этот город. Выделяется сравнительный оборот с союзом как, например: Как соломинкой, пьешь мою душу; Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Но не надо ставить запятую, если союз как имеет значение «в качестве», например: Я говорю вам это как лингвист (= «я и есть лингвист», здесь нет сравнения). Запятая не ставится и в том случае, если оборот с союзом как входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу, например: Сын не позвонил, и мать сидела как на иголках (без оборота с как сказуемое здесь не имеет смысла).

Как все в простых предложениях? Простое предложение (такое, где только одна грамматическая основа) может быть осложнено вводными словами и вставными предложениями, причастными и деепричастными оборотами, уточняющими, пояснительными и присоединительными конструкциями… И здесь самое время назвать справочные пособия по пунктуации, где обо всех этих конструкциях подробно написано. Самый полный - справочник Д. Э. Розенталя "Пунктуация". И, конечно же, незаменим для всех пишущих полный академический справочник "Правила русской орфографии и пунктуации" под редакцией В. В. Лопатина.

Вводные слова. Вводные слова выделяются запятыми, это помнят многие: Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была… Реже вспоминают другое правило: если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота оно не отделяется: Этот фильм снимали в каком-то советском городе, кажется в Риге. Этот фильм снимали в каком-то советском городе, в Риге кажется.

Слова, которые ошибочно выделяют запятыми. Надо запомнить, что не являются вводными и не выделяются запятыми такие слова и сочетания, как буквально, будто, вдобавок, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, даже, как будто, как бы, к тому же, между тем, наверняка. Много вопросов вызывает слово однако. Запомните: если оно стоит в начале предложения или между частями предложения и употребляется в роли союза но, запятая после него ошибочна: Все эти правила запомнить сложно, однако необходимо. Или: Этот разговор можно продолжать еще долго. Однако нам пора обедать. Вводным слово однако может быть только в середине предложения: Пора нам, однако, и пообедать.

Почему многие из этих правил не проходят в школе? В школьных учебниках действительно рассказывается не обо всех пунктуационных правилах. В этом нет ничего страшного, ведь и на уроках биологии не сообщаются все сведения, известные академикам, и на школьных уроках физики не готовят докторов физико-математических наук. Так же обстоят дела и с уроками русского языка: задача школы - дать базовые сведения о русском языке и правописании, а не подготовить профессиональных редакторов и корректоров. Чтобы стать специалистом в области русского языка, надо учиться дальше - как и для освоения любой другой профессии.

Самая нелепая пунктуационная ошибка. Это запятая внутри обращения. Со школы почти все помнят, что обращения отделяются запятой: Привет, Юра! Здравствуй, мама! Добрый вечер, Иван Петрович! И ставят запятую в таком, например, месте: Уважаемый, Иван Петрович! Дорогая, Катя! Но запятая здесь - ошибка, ведь слова уважаемый, дорогой, любимый и т. д. входят в состав обращения. Правильно: Уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя! Но: Добрый вечер, уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя, я люблю тебя - в этих примерах запятой отделяется все обращение уважаемый Иван Петрович и дорогая Катя.

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник Лопатин Владимир Владимирович

Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения

§ 79. Уточняющие члены предложения выделяются запятыми . Относясь к тому или иному слову в предложении, они сужают обозначаемое ими понятие или в каком-либо отношении ограничивают его. Чаще всего значение уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени, меры: Там, в горах , повалил снег (Т. Толст.); Внизу, в зале , стали тушить огни (Ч.); Предвоенную зиму Вихров прожил в Петербурге, у себя в Лесном , на природе (Леон.); Восьмого июля, в пятницу , Елизаров, по прозванию Костыль, и Леша возвращались из села Казанского (Ч.); Теперь же, после половодья , это была река саженей в шесть (Ч.); Через часа три или четыре, поближе к сумеркам , в стороне от дороги в поле как из-под земли выросли две фигуры (Б. Паст.); Рагим лежит грудью на песке, головой к морю , и вдумчиво смотрит в мутную даль (М. Г.); Так, в беспорядке и среди постоянных загадок , прошла жизнь Юры, часто на руках у чужих (Б. Паст.); Темнело быстро, по-осеннему (Пауст.); На покривившемся стогу уныло, по-сиротски , примостилась ворона (Фад.); Ответ пришел скоро, через два с половиной часа (Акун.).

Примечание. Уточняющий смысл члена предложения может возникнуть в условиях контекста, хотя прямые значения обстоятельственных слов и не указывают на такое соотношение: И вдруг, у самого поворота в Суходол , увидели мы в высоких мокрых ржах высокую и престрашную фигуру (Бун.) - под воздействием значения обстоятельства вдруг у следующего обстоятельства - у самого поворота в Суходол - выдвигается на первый план временно?е значение (в тот момент, когда подъезжали); В этот раз, подле больной матери , Султанмурат особенно остро почувствовал запустение жизни без отца (Айтм.) - временно?е значение сочетания в этот раз снимает пространственный оттенок в значении обстоятельства подле больной матери . Подобные члены предложения при сохранении своего собственного значения выделения знаками не требуют, ср.: В этот раз подле больной матери Султанмурат особенно остро почувствовал

Уточняющими могут быть определения (обычно уточнения касаются размера, цвета, возраста) и приложения: Через минуту они прошли сонную конторку, вышли на глубокий, по ступицу , песок и молча сели в запыленную извозчичью пролетку (Бун.); Катер шел, всё время подвигаясь в черной, почти чернильного цвета , тени, отбрасываемой высокими прибрежными скалами (Сим.); Степанида жила в большом, на две семьи , доме вдвоем с племянницей Галькой (Расп.); Молодой человек, лет под тридцать , сидел на скамейке и читал газету (газ.); Обе, мать и дочь , были в соломенных шляпах (Ч.). (См. также § 59, 61.)

§ 80. Уточняющие члены при подчеркивании смысла выделяются или отделяются тире : Они [статуи] были расставлены прямо на земле и на газонах - без пьедесталов - в каком-то продуманном беспорядке (Кат.) - уточняется обстоятельство; Мины же все в снегу, который тут совсем неглубокий - до щиколотки (В. Бык.) - уточняется сказуемое; Памятников, правда, было мало - всего пять-шесть (Пауст.) - уточнение в нерасчлененном односоставном предложении.

§ 81. Уточняющий характер членов предложения может усиливаться специальными словами вернее, точнее, иначе (они имеют значение вводных слов - см. § 91 - или в сочетании с а употребляются в значении союза, вводящего уточнение). Запятая ставится только перед этими словами, которые не отделяются от уточняющего члена предложения. Ср.: Приду вечером, точнее в девять часов - вводное слово при уточнении; Приеду осенью, а точнее в октябре - союзное сочетание; Он переутомился, а вернее болен ; Отчет о том, каких высот, а точнее глубин удалось добиться в познании природы… (газ.).

§ 82. Пояснительные члены предложения выделяются запятыми . В отличие от уточняющих членов предложения, которые по своему значению неравнозначны уточняемым членам (они сужают уточняемое понятие), пояснительные члены предложения равнозначны поясняемым, но называют их по-другому. Они являются вторыми наименованиями по отношению к первым, поясняемым, которые выражают то или иное понятие недостаточно определенно или по каким-то причинам недостаточно понятно. Эти члены предложения обычно имеют указание на их пояснительный характер, т. е. сопровождаются специальными союзами: то есть, именно, а именно, или в значении «то есть»: Но в это время, то есть на рассвете субботы , не спал целый этаж в одном из московских учреждений (Булг.); От Невского проспекта ведет к бывшему Михайловскому дворцу, то есть к Русскому музею , короткая и широкая улица (Сол.); Для Константина Левина деревня была местом жизни, то есть радостей, страданий, труда (Л. Т.); Недалеко от вас, а именно в деревне Пестрове , происходят прискорбные факты (Ч); Дом наш в Печатниковом расселили десять лет тому назад, а именно в шестьдесят восьмом году (Улиц.); В этом отношении случилось даже одно очень важное для них обоих событие, именно встреча Кити с Вронским (Л. Т.); Вот кто-то вышел из дома и остановился на крыльце; это Александр Тимофеич, или попросту Саша , гость, приехавший из Москвы (Ч.).

Примечание. Слово именно может выступать и в качестве частицы: Именно его я жду сегодня (выражение идентификации); Он вечный друг - именно так! (выражение уверенного подтверждения).

При наличии слов, обязательно требующих раскрытия (пояснения) значения, ставится тире: Он всеми силами души всегда желал одного - быть вполне хорошим (Л. Т.); Цель, поставленная перед отрядом, была одна - до рассвета дойти до леса; Байкал славен и свят другим - своей чудесной, животворной силой (Расп.). В таких предложениях тире замещает пропущенный пояснительный союз (можно вставить а именно ). Пропуск союза может фиксироваться тире и в предложениях с достаточно определенными по значению словами, но нуждающимися в пояснении с точки зрения пишущего: Задача, поставленная перед отрядом, была трудная - до рассвета дойти до леса; Погода-то самая подходящая - пурга (П. Нил.).

Примечание. В подобных случаях при более подчеркнутом пояснении может употребляться и двоеточие : Все они [письма] о главном: перестройке в нашей жизни (газ.); Настроение одно: скорее добраться до дома (газ.).

§ 83. Пояснительные согласованные определения не выделяются, а лишь отделяются от поясняемого определения запятой . Пояснение возникает при особых по значению определениях - они имеют общий неконкретизированный, неопределенный смысл. Второе, поясняющее определение снимает неопределенность: Подснежники были особой, неодолимой страстью Славы (Бар.); Совсем другие, городские звуки слышались снаружи и внутри квартала (Кат.) (см. § 41).

Однако при отсутствии непосредственного контакта между такими определениями поясняющее определение обособляется: Другое ложе, пустое , находилось с другой стороны стола (Булг.).

Пояснительный характер второго определения может быть обнаружен и при сочетании контекстуальных синонимов: Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими, крутыми берегами (Пауст.) - высокий берег не может быть пологим (высокий, т. е. крутой).

Пояснение может возникнуть и в случае, когда первое определение достаточно конкретно (например, выражено числительным), а второе определение поясняет его иными словами: Страшный путь! На тридцатой, последней версте ничего не сулит хорошего (А. Меж.) - т. е. тридцатая, оказавшаяся последней.

§ 84. Присоединительные члены предложения имеют характер сведений добавочных, сообщаемых попутно, в дополнение к содержанию основного высказывания. Такие члены предложения выделяются запятыми и обычно вводятся словами и сочетаниями слов (частицами, союзами или их сочетанием) даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому, да и, да и только, да и вообще, и, тоже, и тоже, причем и др.: Было очень тепло, даже жарко (Чак.); По ночам, особенно в грозу , когда бушевал под дождем сад, поминутно озарялись в зале лики образов… (Бун.); Полагаю, что как раз вот этого - тайны или предчувствия ее - и недостает не только твоей повести, но и всем произведениям твоих сверстников, в особенности современной лирике (Аст.); Большое, тоже квадратное , окно выходило в садик (Зал.); Словари, в частности толковые , должны широко использоваться в учебном процессе; В выходные можно отдохнуть, например поехать за город ; Все, в том числе и смешной подпрыгивающий парень , потянулись к окошечку (Ч.); Студенты вузов, да и многие школьники , приняли участие в Олимпиаде (о словах в частности, например см. также § 93).

Возможно выделение присоединительных членов и при помощи тире , особенно в конечной позиции: Неожиданно, перебивая ее воспоминания о ребятах, перед ней высветился дальний-дальний день - и тоже с рекой (Расп.).

Примечание. Перед сочетанием да и запятая не ставится: а) если оно имеет соединительное значение: Поехал в город да и не вернулся ; Думал, думал да и надумал ; б) в выражении нет-нет да и при указании на нерегулярность действия: Нет-нет да и послышится голос кукушки ; в) если включается в сочетание глаголов типа Взял да и приехал со значением неожиданности.

§ 85. Присоединительные члены предложения, не имеющие специальных вводящих слов и выступающие в качестве разъясняющих добавочных сообщений, отделяются знаком тире . Они стоят в конце предложения: Старуха приняла кончину шарика как судьбу - не больше и не меньше (Расп.); Лестницы тоже исчезнут - до следующего раза (Расп.); Князев вместе со всеми перешел улицу и пошел себе не спеша по той стороне улицы - просто так, от нечего делать (Шукш.); Он даже не умывался, а шел сразу во двор - колоть дрова (Шукш.); Всю ночь и весь день и опять всю ночь Никита бегал по городу - к докторам, к аптекарю, в лавку за морошкой (Гейч.).

Примечание. При отсутствии значения добавочного сообщения такие члены предложения не требуют выделения. Ср.: Он даже не умывался, а шел сразу во двор колоть дрова ; Лестницы тоже исчезнут до следующего раза .

§ 86. При расчленении предложения (при парцелляции) для усиления их значения присоединительные члены предложения могут отделяться точкой (см. § 9, 32, 66). Ср.: Всю ночь и весь день и опять всю ночь Никита бегал по городу. К докторам, к аптекарю, в лавку за морошкой ; Хоть и сказал Кузьма тетке Наталье, что Мария плачет, она больше не плакала. Молчала (Расп.); Девушка говорила без умолку. Про Сибирь, про счастье, про Джека Лондона (Шукш.); В этих книгах ключ ко всему. Ко всей жизни (Н. Ил.); Трое, пришедшие к ней в тот вечер, вели долгий разговор о политике. О науке. О ведомственных дотациях (Мак.).

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

РАЗДЕЛ 1 Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи § 1. Точка 1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения: Навстречу солнцу ползёт тёмная свинцовая громада. На ней то там, то сям красными зигзагами мелькает молния. Слышны далёкие

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

РАЗДЕЛ 7 Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

7.13. Знаки препинания в конце предложения Знаки препинания – это графические знаки, которые ставятся на письме между словами и словосочетаниями, служащие для обозначения смысловой законченности отдельных отрезков текста, а также для интонационного и синтаксического

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

XX. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи § 75. Точка 1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения, например: Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел (Пушкин). Примечание. Точка не ставится в конце предложения после точки,

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

XX. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПРИ ПЕРЕРЫВЕ РЕЧИ § 75. Точка 1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения, например: Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел (Пушкин).Примечание. Точка не ставится в конце предложения после точки,

Из книги автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ И В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КОНЕЧНЫЕ ЗНАКИ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Знаки препинания в конце предложения § 1. В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка

Из книги автора

Знаки препинания в конце предложения § 1. В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка (повествование, побуждение к действию), вопросительный (поиск информации) знак. При восклицательной

Из книги автора

Знаки препинания в начале предложения § 4. В начале предложения для обозначения логического или содержательного разрыва в тексте, резкого перехода от одной мысли к другой (в начале абзаца), ставится многоточие:Но только стучали колеса в черной пустоте: Ка-тень-ка,

Из книги автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Из книги автора

Знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и без союзов § 25. Однородные члены предложения (главные и второстепенные), не соединенные союзами, разделяются запятыми: В кабинете стояли коричневые бархатные кресла, книжный шкап (Наб.); После обеда он сидел

Из книги автора

Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами § 33. Если обобщающее слово предшествует ряду однородных членов, то после обобщающего слова ставится двоеточие: Рыбак-подледник бывает разный: рыбак-пенсионер, рыбак - рабочий и служащий,

Из книги автора

Знаки препинания при повторяющихся членах предложения § 44. Между повторяющимися членами предложения ставится занятая. Например, повторение подчеркивает длительность действия: Еду, еду в чистом поле; колокольчик дин-дин-дин… (П.); Плыли, плыли в синей смутной глубине

Из книги автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНАХ

Из книги автора

при уточняющих членах предложения запятыепри уточняющих обстоятельствах § 79при уточняющих определениях § 79, § 59при уточняющих приложениях § 79, § 61при уточняющих членах предложения со словами вернее, точнее, иначе § 81тирепри уточняющих членах для особого выделения

Из книги автора

при пояснительных членах предложения запятыепри членах предложения с союзами то есть, а именно, или (в значении «то есть») § 82тирепри членах предложения со словами, требующими раскрытия (пояснения) значения § 82запятая не ставитсяпосле согласованных определений,

Из книги автора

при присоединительных членах предложения запятыепри членах предложения со словами даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому; да и, да и только, да и вообще, тоже, и тоже и др. § 84запятая не ставитсяперед сочетанием

Укажите правильное объяснение написания выделенного слова в предложении:

Дорога скверная, каменистая, сани некова___ые.

а) Пишется нн, так как есть зависемое слово.
б) Пишется н, так как образовано от бесприставочного глагола совершенного вида.
в) Пишется н, так как образовано от глагола несовершенного вида.

Укажите правильное объяснение написания выделенного слова в предложении:

Все войны (их было девяносто человек) были молчаливы и сосредоточены

а) Пишется н, так как это краткое причастие.
б)Пишется нн, так как это краткое прилагательное, образованное от полного с нн.
в) Пишется нн, так как прилагательное с суффиксом -енн-.

А1 Укажите правильно выделенное словосочетание из предложения: Проводник наш в течение получаса наблюдал за аистами,

поправлявшими своё гнездо после проливного дождя.

в течение получаса

проводник наблюдал

гнездо после дождя

наблюдал за аистами

А2 Укажите словосочетание, соответствующее данной схеме: деепричастие + существительное.

загружая полностью

загрузить фуру

загрузивший вагоны

загрузив багажник

А3 Укажите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.

Два бойца сидят в дозоре над холодною водой.

Картина «Золотая осень» написана И.И. Левитаном.

Архитектурные ансамбли Петербурга изучают архитекторы всего мира.

А4 Укажите предложение, в котором у глагола нулевое окончание – □.

Шоссе блестел.. от дождя.

ТЮЗ открыл.. сезон премьерой.

Кофе подавал.. хозяева с утра.

А5 Укажите предложение с составным именным сказуемым.

Смелый к победе стремится.

Есть в шахматах такой закон.

Стал накрапывать тёплый дождик.

Закон этот применим к теннису.

А6 Укажите предложение, в котором надо поставить тире между подлежа­ щим и сказуемым (знаки не расставлены).

Простота есть необходимое условие прекрасного.

Двадцать лет совершенно ничтожный срок в жизни народа.

Слово не воробей...

Снег у крыльца как песок зыбучий.

А7 Укажите предложение, в котором выделенное слово является определением.

Это блюдо приготовлено хуже.

Утаивание правды подчас хуже лжи.

Худшие выбыли уже после первого тура.

Внезапно они попали в список худших вузов.

А8 Укажите правильно выделенное из предложения несогласованное определение.

Городской человек лелеет мечту отдохнуть на природе.

отдохнуть

городской

на природе

А9 Укажите предложения с однородными определениями (знаки не расставле­ны).

По широкому мокрому лугу полились потоки солнечного света.

И чист и тих и ясен свод небес.

Солнце сверкает на жёлтых соломенных крышах.

Дождь хлынул обильным сплошным неиссякаемым потоком.

А10 Укажите неопределённо-личное предложение.

В каждой избушке на пути своём пользуюсь дровишками.

Ему поставили маленькую будку с полевым телефоном.

Со двора пахнет сырым тёсом.

Шила в мешке не утаишь.

А11 Укажите предложение, в котором необходимо поставить тире.

Во льдах полное безмолвие.

Ломоносов был первым нашим поэтом и первым физиком.

Горы были справа, а река слева.

Между славянскими языками много общего.

А12 Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

Там не будет ни могучих гор, ни кипарисов, ни пышных южных цветов, ни лазурного неба.

По вечерам дедушка смотрел телевизор, или читал, или уходил в театр.

На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса.

А13 Укажите предложение, в котором надо выделить приложение запятыми (знаки не расставлены).

На высоком берегу Москвы реки укрепление было построено в середине XII века.

Грачи первые вестники весны опустились на ветви берёзы.

Мы познакомились с учеником 8 класса Антоном.

Я беру тебя с собой как свидетеля.

А14 Укажите предложение, в котором обособленное обстоятельство выражено существительным с производным предлогом.

Вследствие дождливой погоды, темпы жатвы замедлились.

Дед и Андрейка работали не покладая рук.

Над крышей летая, кричат молодые грачи.

Не смотря в афишу, он рассказала о репертуаре театра.

А15 Укажите предложение, в котором сравнительный оборот выделяет­ся запятой (знаки не расставлены).

Проблему как-то надо было решить.

Работа шла как по маслу.

Дождь за окном потрескивал как поленья в костре.

Магеллан известен как исследователь, совершивший кругосветное путешествие.

А16 Укажите предложение с уточняющим членом предложения (знаки не рас­ставлены ).

В начале лета в России отмечается день рождения Пушкина.

Вдруг на рассвете подул сильный ветер.

Вчера на хуторе произошло нечто странное.

Здесь среди поросших растительностью болот пробирается тоненький ручеёк.

А17 Укажите конструкцию с вводным предложением (знаки не расставлены ).

Дождь не только не утихает но ещё больше усиливается.

Ничто ни дождь ни снег ни ветер не остановит их в пути.

Пожар в лесу как говорят очевидцы страшное зрелище.

Мы заблудились и он совсем растерялся.

А18 Укажите правильное объяснение постановки знаков препинания в предложении:

И ветер, нарушитель тишины, шумит, скользя во мраке вдоль стены.

однородные подлежащие и уточняющий член предложения

обособленное определение, выраженное причастным оборотом, и обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом

однородные подлежащие и обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом

обособленное приложение и обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом

А19 Укажите правильный вариант постановки запятых в предложении:

Вскидывается мелкая рыбёшка (1) дробит сонную воду (2) оставляя после себя (3) медленно разбегающиеся (4) колечки (5) похожие на шлепки дождевых капель.

Упражнение 388. Перепишите отрывки. При списывании тек-

ста ставьте порядковые номера около поставленного знака и

после текста кратко объясните, почему поставили тот или дру-

гой знак.

жена старосты, (4) Мавра, ^5) женщина здоровая и не-

глупая, (6) во всю свою жизнь не видела ни города, (7) ни

железной дороги, (8), а в последние десять лет сидела дома,

(9) за печью, (10) выходя на улицу по ночам.

1-2 - запятыми выделено вводное слово, указыва-

ющее на отношения между мыслями;

3 - запятой отделено главное предложение от при-

даточного;

4-5 - выделено одиночное приложение;

5-6 - выделено распространенное приложение;

7-8 - отделены однородные члены предложения

(однородные дополнения, однородные сказуемые);

9-10 - обособленное уточняющее обстоятельство

10 - обособленное обстоятельство - деепричаст-

ный оборот.

Изо дня в день в мучной пыли в грязи натасканной

нашими ногами со двора в густой пахучей духоте мы

рассучивали тесто и делали крендели смачивая их на-

шим потом и мы ненавидели нашу работу острой нена-

вистью мы никогда не ели того что выходило из-под

наших рук предпочитая кренделям черный хлеб. Сидя

за длинным столом друг против друга девять против девя-

ти мы в продолжение длинных часов механически дви-

гали руками и пальцами и так привыкли к своей работе

что иногда уже и не следили за движениями своими. И

мы до того присмотрелись друг к другу что каждый из

нас знал все морщины на лицах товарищей. Нам не о

чем было говорить мы к этому привыкли и все время

молчали если не ругались ибо всегда есть за что отругать

человека а особенно товарища. Но и ругались мы редко

в чем может быть виновен человек если он полумертв

если он как истукан если все чувства его подавлены тя-

жестью труда? Но молчание страшно и мучительно лишь

для тех которые все уже сказали и нечего им больше

говорить для людей же которые не начинали своих ре-

чей для них молчание просто и легко... Иногда мы пели



и песня наша начиналась так среди работы вдруг кто-

нибудь вздыхал тяжелым вздохом усталой лошади и запе-

вал тихонько одну из тех протяжных песен жалобно-

ласковый мотив которых всегда облегчает тяжесть на

душе поющего. Поет один из нас и мы сначала молча

слушаем его одинокую песню и она гаснет и глохнет

под тяжелым потолком подвала как маленький огонь

костра в степи сырой осенней ночью когда серое небо

висит над землей как свинцовая крыша. Потом к певцу

плавают в духоте нашей тесной ямы. И вдруг сразу не-

становится сильнее громче и точно раздвигает сырые

тяжелые стены нашей каменной тюрьмы...

(М. Горький)

Предисловие 5

ОРФОГРАФИЯ

Правописание гласных в корне 7

§ 1. Проверяемые безударные гласные 7

§ 2. Непроверяемые безударные гласные 9

§ 3. Чередующиеся гласные 9

§ 4. Гласные о-е после щипящих в корне 18

§ 5. Гласные ы-и после ц в корне 20

§ 6. Букваэ 20

Правописание согласных в корне 22

§ 7. Звонкие и глухие согласные 22

§ 8. Двойные согласные 23

§ 9. Непроизносимые согласные 26

Употребление прописных букв 27

§ 10. Прописные буквы в собственных именах 27

Буквы ъ и ь 33

§ 11. Употребление б и ь как разделительных знаков 33

§ 12. Буква ь как знак мягкости 33

§ 13. Буква ь как показатель грамматической формы 34

Правописание приставок 37

§ 14. Гласные ыи «после приставок 37

§ 15. Приставки на зи приставка с- 37

§ 16. Приставки пре- и при- 40

Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях 43

§ 17. Гласные ои е после шипящих 43

§ 18. Гласные после ц 46

Правописание имен существительных 49

§ 19. Окончания имен существительных 49

§ 20. Суффиксы имен существительных 53

Правописание имен прилагательных 62

§ 21. Окончания имен прилагательных 62

§ 22. Суффиксы имен прилагательных 64

Правописание сложных слов 74

§ 23. Соединительные гласные о и е 74

§ 24. Сложные слова без соединительных гласных 75

§ 25. Правописание сложных существительных 77

§ 26. Правописание сложных прилагательных 80

Правописание имен числительных 88

§ 27. Числительные количественные, порядковые, дробные 88

Правописание местоимений, 91

§ 28. Отрицательные местоимения 91

§ 29. Неопределенные местоимения 94

Правописание глаголов 97

§ 30. Личные окончания глаголов 97

§ 31. Употребление буквы ь в глагольных формах 100

§ 32. Суффиксы глаголов 103

Правописание причастий 109

§ 33. Окончания и суффиксы причастий 109

§ 34. Правописание пни нв причастиях и в отглагольных прилагательных 114

Правописание наречий 125

§ 35. Гласные на конце наречий 125

§ 36. Наречия на шипящую 127

§ 37. Отрицательные и неопределенные наречия 127

§ 38. Слитное написание наречий 129

§ 39. Дефисное написание наречий 137

§ 40. Раздельное написание наречий и наречных выражений 139

Правописание предлогов и союзов 150

§ 41. Предлоги 150

§ 42. Союзы 152

Правописание частиц 157

§ 43. Раздельное и дефисное написание частиц, 157

§ 44. Частицы не и mi 159

Правописание междометий и звукоподражательных слов 184

§ 45. Дефис в сложных междометиях 187

Повторительные упражнения по орфографии 185

ПУНКТУАЦИЯ

Простое предложение

Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи 193

§ 46. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие 193

Тире между членами предложения 194

§ 47. Тире между подлежащим и сказуемым 194

§ 48. Тире в неполном предложении 199

§ 49. Тире для обозначения пределов пространствен-ных, времетшх, количественных 198

Знаки препинания в предложениях с однородными членами 200

§ 50. Однородные члены, не соединенные союзами 200

§ 51. Однородные и неоднородные определения 200

§ 52. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами 203

§ 53. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами ч 205

§ 54. Однородные члены, соединенные двойными союзами 207

§ 55. Обобщающие слова при однородных членах 208

§ 56. Запятая между повторяющимися словами 215

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 217

§ 57. Обособленные определения 217

§ 58. Обособленные и необособленные приложения 223

§ 59. Обособленные обстоятельства 231

§ 60. Обособленные дополнения 238

§ 61. Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения 238

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения 247

§ 62. Вводные слова и предложения. Вставные предложения 247

§ 63. Обращение 258

§ 64. Междометие. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова 259

Повторительные упражнения по пунктуации в простом предложении 262

Сложное предложение

§ 65. Знаки препинания в сложносочиненном предложении 265

§ 66. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 272

§ 67. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и т. п 284

§ 68. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 294

Повторительные упражнения по пунктуации в сложном предложении 304

Прямая речь

§ 69. Знаки препинания при прямой речи 312

§ 70. Знаки препинания при цитатах, при выражениях, взятых из чуждого автору

словаря или употребляемых в ироническом значении 314

Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации 318

ЛЕКСИКА И СТИЛИСТИКА

Лексико-фразеологические упражнения 327

§ 71. Многозначность слова 327

§ 72. Синонимы, антонимы, омонимы 331

§ 73. Значение слов и выражений 341

§ 74. Употребление иноязычных слов 345

Грамматикр-стилистические упражнения 346

§ 75, Употребление форм имен существительных 346

§ 76. Употребление форм имен прилагательных 348

§ 77. Употребление форм имен числительных 348

§ 78. Употребление местоимений 349

§ 79. Употребление форм глагола 349

§ 80. Строй простого предложения 350

§ 81. Согласование сказуемого с подлежащим 352

§ 82. Согласование определений и приложений 353

§ 83. Некоторые случаи управления А 355

§ 84. Предложения с однородными членами 357

Древние люди воспринимали очаг как место обитания светлого божества (…) и позднее огню приписывались многие чудесные свойства.

1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2.Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3.Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4.Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Первые тополиные листочки сильно и терпко пахли () и аромат их перебивал все остальные запахи.

1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом Й нужна запятая.

3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

11. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены запятые?

Вечереющее солнце (…) вдоволь накупавшись в облаках (…) бросит на небосклон несколько лиловых мазков.

1. выделяется причастный оборот

2. выделяется деепричастный оборот

3. не выделяется причастный оборот

4. не выделяется деепричастный оборот

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1. Ему принадлежит столько мировых рекордов, что их помнят только заядлые любители спорта.

2. Погода была прекрасная: солнечная, ясная, совсем без дождей и без ветра.

3. В XII веке, общая культура россиян находилась на высокой ступени развития.

4. Умение пользоваться средствами языка в соответствии с ситуацией, условиями и целями общения необходимо каждому образованному человеку.

В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены)

1. Земная слава как дым.

2. Много всяких мелочей было в моей сумочке зеркальце булавки расческа календарик.

3. Дед оказался прав к вечеру пришла гроза

4. Мещёра остаток лесного океана.

14. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Три раза зимовал он в Мирном (…) и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4. Простое предложение, перед союзом И запятая не нужна.


Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

После долгих споров было принято твёрдое решение: будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле.

1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ №3

Орфоэпические нормы

1. Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог
1. добыча 2. завидно 3. порты 4. звонит 5. избалованный

2. Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог
1. шарфы 2. средства 3. туфля 4. каталог 5. феномен

3. В каком слове ударение падает на второй слог
1. ходатайствовать 2. апостроф 3. вечеря 4. позвонит 5. алфавит

4. В каком слове ударение падает на третий слог
1. позвонит 2. феномен 3. кружево 4. красивейший 5. ворожея 6. издавна

5. В каком слове ударение падает на третий слог
1. бунгало 2. красивее 3. названый 4. накладной

6. В каком слове правильно выделен ударный слог
1.БАлованный 2. ДЕфис 3. дозвоНИтся 4.Оберег

7. В каком слове правильно выделена буква, обозначающая ударный звук
1. сосредотОчение 2. килОметр 3. издАвна 4. дОговор

8. В каком слове НЕправильно выделен ударный слог
1. фарфОр 2. сИроты 3. простынЯ 4. завИдно 5. пломбировАть 6. хозЯева



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх