Налог в фонд медицинского страхования. Что входит во взносооблагаемую базу. Возможен ли возврат излишне уплаченных сумм

Согласно Законодательству РФ, работодатели обязаны каждый месяц уплачивать за своих работников страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Уплата работодателем страховых взносов в ПФР гарантирует гражданам, трудоустроенным официально и получающим так называемую «белую» зарплату, выплату . Кроме того, взносами на обязательное пенсионное страхование сейчас финансируются выплаты пенсий нынешним пенсионерам.

Порядок перечисления средств в Пенсионный фонд

Оплата производится через банк отдельными расчетными документами по каждому виду страхования. На этих документах необходимо указывать соответствующие счета Федерального казначейства и КБК. Сумма должна быть указана точно - в рублях и копейках . При уплате взносов на обязательное медицинское страхование, необходимо указывать регистрационный номер .

Если нет возможности оплачивать страховые взносы через банк, плательщики (физические лица) вправе оплачивать их в кассе местной администрации или в отделении почтовой связи.

Величина базы для начисления страховых взносов в отношении каждого сотрудника определяется отдельно . При этом для работодателей, у которых имеются рабочие места на вредных и опасных для здоровья производствах, при начислении взносов по дополнительному тарифу ограничения для базы не применяются, то есть предельная величина базы на них никак не влияет.

Срок оплаты пенсионных взносов

В соответствии с п. 3 ст. 431 НК РФ уплата страховых взносов производится за предыдущий месяц до 15 числа текущего месяца. Если 15 число приходится на выходной день или является нерабочим праздничным днем, то окончательный срок уплаты переносится на рабочий день, следующий за ним.

Просрочка по уплате страховых взносов в ПФР грозит работодателю значительными штрафами:

  • за неуплату начисленных сумм и грубые нарушения в учете доходов и расчетов, повлекшее занижение расчетной базы - штраф в размере 20% от недоплаченной суммы;
  • за умышленную неуплату и занижение базы - 40% от суммы.

Обязательное медицинское страхование - это часть государственной страховой программы (наряду с добровольным медстрахованием), позволяющей компенсировать расходы гражданина на медицинскую помощь. Объем медицинских услуг определяется федеральным и региональным законодательством (территориальная программа может расширять и дополнять федеральную). Средства на такую компенсацию аккумулируются в Федеральном Фонде обязательного медицинского страхования. А поступают они туда от страхователей, которые перечисляют взносы в ФФОМС; ставка 2019 г. таких взносов отличается для разных типов страхователей. Об этом и пойдет разговор в статье.

Кто администрирует платежи

Напомним, что с 2017 года Федеральная налоговая служба является администратором платежей, которые в дальнейшем зачисляются на счета таких фондов, как Пенсионный (ПФР), Социального страхования (ФСС) и Обязательного медстрахования (ФФОМС). Это надо учитывать и при формировании платежных поручений и квитанций с учетом реквизитов Налоговой. Важно не ошибиться и с указанием .

Взносы в ПФР и ФФОМС, а также в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством администрируются ФНС. Только взносы «на травматизм», то есть на случай травмы на производственном объекте или возникновения профзаболевания, уплачиваются по-прежнему в ФСС. Порядок отчетности, уплаты и размеры отчислений теперь регулируются главой 34 НК РФ « .

Итак, несмотря на то, что в платежке в поле 104 «Назначение платежа» вы укажете КБК, начинающийся с цифр 182 (это код Налоговой службы), в дальнейшем деньги поступят в ФОМС; процент отчисления 2019 г. зависит от ряда обстоятельств. Подробнее об этом — в таблице ниже.

Порядок начисления и правовая природа

Для начала определимся: считать, что отчисления в ФФОМС — налог, будет ошибкой. У этих обязательных выплат совершенно отличная правовая природа. Отчисления в фонды осуществляются в качестве страховых взносов на случай наступления определенного события, при котором будут производиться выплаты застрахованному лицу.

Размер выплаты по-прежнему рассчитывается исходя из:

  • отчислений в пользу граждан, физических лиц;
  • установленных пределов облагаемой базы;
  • тарифов выплат.

Для медицинского страхования предельная база отчислений не устанавливается, таким образом, размер тарифа от нее не зависит. Взносы в Фонд обязательного медицинского страхования начисляются и уплачиваются со следующих доходов:

  • вознаграждений по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера об оказании услуги, выполнении работ;
  • авторских отчислений (иные средства, полученные в счет реализации имущественных прав, не учитываются);
  • доходов от предпринимательской и иной подобной деятельности.

В ст. 422 НК РФ перечислены суммы, которые не облагаются этими обязательными платежами.

Размер тарифов

Взносы в ФФОМС в 2019 году останутся прежними, изменения тарифов в ближайшем будущем не предвидятся. Ставка составляет 5,1 %. Для пенсионного страхования она равна 22 % и для социального — 2,9 % (на общих основаниях, если не достигнут предел дохода). «На травматизм» отчисляется от 0,2 до 8,5 %. Но есть лица, которые имеют право на применение пониженных ставок. Эти категории в текущем году также остались без изменений.

Так, для целого ряда страхователей определены более благоприятные условия: например, для фармацевтических организаций; коммерческих, благотворительных организаций и ИП на УСН; для научных, спортивных, культурных организаций и ряда других вообще установлена нулевая ставка на медстрахование. Все льготники перечислены в таблице ниже.

Страховые взносы в 2019 году, ставки, таблица:

Условия, при которых используется пониженная ставка

Пенсионное страхование

Социальное

Медицинское

Юридические лица, участвующие в проекте «Сколково»

Юрлица и ИП на УСН, занимающиеся определенными видами деятельности, при доходе за календарный год менее 79 миллионов рублей

Юрлица и ИП на ЕНВД, осуществляющие фармацевтическую деятельность

Благотворительные организации на УСН

Некоммерческие организации на УСН, занимающиеся научными изысканиями, образованием, организацией массового спорта, действующие в области культуры, искусства, здравоохранения (кроме ГУ и МУ)

Юрлица и ИП, имеющие статус резидентов порта Владивосток, территории опережающего социально-экономического развития

IT-компании

Субъекты, работающие на патентной системе налогообложения, за исключением занятых сдачей помещений в аренду и в сфере общепита

Субъекты, занимающиеся технико-внедренческой деятельностью

Партнерства и хозяйственные общества, применяющие на практике результаты интеллектуальной деятельности, созданные бюджетными образовательными организациями, являющимися их участниками

Субъекты, занимающиеся туристско-рекреационной деятельностью

  • взносы на обязательное пенсионное страхование, проще говоря, пенсионные;
  • взносы в фонд обязательного медицинского страхования. Начисляются они на отдельный КБК, но курирует их собираемость до конца 2016 года ПФР (ч. 1 ст. 11 , п. 2 ч. 2 ст. 17 Закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ).

Уплата взносов - прямая обязанность работодателя. За их неуплату или неполную уплату ему грозит . Но чтобы верную сумму взносов уплатить в ФФОМС, ее сначала нужно правильно определить и начислить. Для этого нужно знать ставки для расчета взносов в ФФОМС.

Взносы в ФФОМС: сколько процентов (2016)

Взносы на ОМС в 2016 году большинство страхователей рассчитывают по тарифу 5,1% (п. 3 ч. 1.1 ст. 58.2 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Отметим, что для этих взносов не установлено предельной величины базы. Соответственно, сколько бы ни заработал работник с начала календарного года, со всех начисленных в его пользу облагаемых выплат нужно будет сделать отчисления в ФОМС.

Кто не платит взносы в ФФОМС

Некоторые страхователи вправе платить взносы в ФФОМС в 2016 году по пониженным тарифам. А есть и такие счастливчики, для которых ставка установлена в размере 0%. То есть они взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС платить вообще не должны. Ниже в таблицах перечислены категории таких страхователей.

Взносы в ФФОМС: ставка 2016 - 0%

Категория страхователя
Организации и ИП на УСН, ведущие льготируемый вид деятельности, доход от которого составляет не менее 70% в общем объеме доходов упрощенца (п. 8 ч. 1 , ч. 1.4 , ) 17, 18, 19, 20 и др.
Аптечные организации, а также ИП, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности, на ЕНВД. Пониженные тарифы взносов применяются только в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности (п. 10 ч. 1 , ч. 3.4 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). 51.18.1, 51.46.1, 52.31
ИП, применяющие патентную систему налогообложения, - в отношении работников, которые заняты в патентном виде деятельности. При некоторых видах деятельности данная «льгота» не применяется (п. 14 ч. 1 , ч. 3.4 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). 36.1, 74.81, 85.2, 93.01, 93.02 и др.
Некоммерческие организации на УСН, кроме государственных, ведущие деятельность в сфере социального обслуживания граждан, образования, здравоохранения и др. (п. 11 ч. 1 , ч. 3.4 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). 85, 90, 92 и др.
Благотворительные организации на УСН (п. 12 ч. 1 , ч. 3.4 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). 65.2, 85.32
Плательщики взносов, делающие выплаты и вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за некоторым исключением), в отношении этих выплат (п. 9 ч. 1 , ч. 3.3 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). 61
Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов «Сколково» (ч. 1 ст. 58.1 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ) 73.1 (ч. 8 ст. 10 Закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ)

Пониженные взносы в ФОМС: процент отчисления 2016 - 4%

Категория страхователя Коды ОКВЭД видов деятельности
Организации, ведущие деятельность в сфере информационных технологий (п. 6 ч. 1 , ). 72
Хозяйственные общества и партнерства, которые занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей и т.д.), права на которые принадлежат бюджетным и автономным (в том числе научным) учреждениям (п. 4 ч. 1 , ч. 3 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). 73
Организации и ИП, заключившие соглашения с органами управления особыми экономическими зонами об осуществлении технико-внедренческой деятельности, а также туристско-рекреационной деятельности (п. 5 ч. 1 , ч. 3 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). 55.21, 63.3, 91.33, 72.2, 72.3, 72.4 и др.

Пониженные взносы в ФОМС: процент отчисления 2016 - 0,1%

Категория страхователя Коды ОКВЭД видов деятельности
Плательщики взносов, получившие статус участника свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (ч. 1 ст. 58.4 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ) Любые коды ОКВЭД, кроме 10, 11, 12, 13, 14, 74.20.2 (ч. 2 ст. 12 Закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ)
Плательщики взносов, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (ч. 1 ст. 58.5 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Виды деятельности устанавливаются отдельно для каждой территории (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ).
Плательщики взносов, получившие статус резидента свободного порта «Владивосток» (ч. 1 ст. 58.6 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ) Любые виды деятельности, кроме запрещенных решением Наблюдательного совета свободного порта Владивосток (ч. 1, 2 ст. 6 Закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ). К примеру, запрещена деятельность по добыче нефти и природного газа, код ОКВЭД 11.1

«Страховые взносы в 2015-2016 годах ставки» — введя такую фразу в поисковую строку в Яндексе или Google, легко можно найти соответствующие данные. С 2015 года порядок начисления страховых взносов существенно изменен. О применяемых в 2015-2016 годах ставках и порядке расчета взносов рассказывается в настоящей статье.

Страховые взносы — 2013: ставки

Для лучшего понимания изменений, вступивших в силу в 2015-м, вернемся в прошлое и рассмотрим ставки страховых взносов в 2013 году. Между ними есть несколько принципиальных отличий.

  • До 2015 года существовало две системы пенсионного страхования. Пенсионное обеспечение лиц моложе 1967 года рождения складывалось из двух составляющих: накопительной и страховой части. Согласно системе пенсионного обеспечения, при которой отсутствовало финансирование накопительной части, размер взносов только на страховую часть пенсии составлял 22% от суммы зарплатных выплат. Если же застрахованное лицо выбирало вариант пенсионного обеспечения с накопительной частью, то 22% делились на 16% на финансирование страховой пенсии и 6% на ее накопительную часть. Напомним, что ставки по страховым взносам в 2012 году не предусматривали вариантов пенсионного обеспечения. Все взносы в обязательном порядке разбивались на страховую и накопительную части для лиц моложе 1967 года рождения.
  • Для работников старше 1966 года рождения был предусмотрен единый страховой тариф в размере 22% от зарплатных выплат без возможности выбора варианта пенсионного обеспечения.
  • Что касается взносов в ФСС и ФФОМС, они исчислялись в размере 2,9 и 5,1% соответственно. Они не зависели от возраста работника и начислялись также на все зарплатные выплаты. При достижении предельной величины дохода взносы в ФСС и ФОМС не начислялись.

Ставка страховых взносов в 2014 году

Так же, как и в 2013-м, по страховым взносам в 2014 году ставки для их начисления зависели как от возраста сотрудника, так и от предельной величины базы для начисления. В 2014 году страховые взносы в ФСС и ФФОМС не начислялись на суммы свыше 624 000 рублей.

Подробнее о том, каким образом рассчитываются страховые взносы, читайте в статье .

Ставки страховых взносов в 2014 году не изменились и остались на уровне предыдущего года.

Тариф в ПФР, ФСС, ФФОМС - сколько процентов в 2015 году

В 2015 году начисления по всем категориям работников независимо от возрастной группы стали производится по единым тарифам. Исключение составили организации, имеющие право на применение пониженных коэффициентов (ст. 58, 58.1, 58.2 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ)).

ПФР, ФСС, ФФОМС —сколько процентов в 2015 году составляет тариф для взносов в эти фонды, указано в ч. 1.1 ст. 58.2 закона № 212-ФЗ:

  • на пенсионное обеспечение до достижения предельной величины обложения — 22%, при достижении предельной величины базы для взносов размер пониженной ставки на ОПС составит 10%;
  • в ФСС — 2,9%;
  • в ФФОМС — 5,1%.

Отметим, что в 2015 году величина предельной базы для начисления страховых взносов будет рассматриваться отдельно по видам взносов: база для взносов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством будет отличаться от базы для взносов на пенсионное страхование. А вот для взносов в фонд медицинского страхования предельная величина отменена. На вопрос, в ФФОМС сколько процентов придется платить, ответ следующий: по-прежнему 5,1%, причем на всю сумму выплат, причитающихся работнику.

Таким образом, для выплат по ОПС при достижении верхнего предела будет использоваться пониженный тариф, начисление взносов в ФСС по достижении предела прекращается (п. 4 ст. 8 закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ), а для взносов в ФФОМС предела не существует. Следовательно, даже при достижении верхней границы облагаемого дохода взносы на медицинское страхование начисляются по общему правилу.

Пороговые значения с 1 января 2015 года разные. Для взносов на ОПС предельная величина равна 711 000 рублей, а для взносов в ФСС (ВНиМ) — 670 000 рублей (ст. 8 Закона № 212-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2014 года № 1316).

Тариф в ПФР, ФСС, ФФОМС - сколько процентов в 2016 году

Что касается взносов в 2016 году, то ответ на вопрос, в ПРФ, ФСС, ФФОМС сколько процентов в 2016 году составляет тариф, ответ будет таким: ставки тарифов во внебюджетные фонды в 2016 году такие же, как и в 2015-м.

Однако с началом 2016 года изменена величина предела облагаемой взносами базы (постановление Правительства от 26.11.2015 № 1265), и теперь он составляет:

  • для ПФР - 796 000 рублей;
  • для ФСС - 718 000 рублей.

С 2017 года предел облагаемой страховыми взносами базы снова изменится, и это будет не единственное изменение.

Объединение Фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования и Пенсионного фонда в одну структуру может привести к отказу от лимитирования страховых сумм, а это в перспективе - даже к росту страховых выплат. Такое мнение высказал доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов.

Счетная палата выступает с предложением объединить в одну структуру три негосударственных внебюджетных фонда - Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд. Об этом заявила глава ведомства Татьяна Голикова в ходе Гайдаровского форума, организованного РАНХиГС. По мнению Голиковой, нужно исключить "необходимость создания параллельных информационных систем всеми этими тремя государственными внебюджетными фондами".

"Ресурсы, которые они затрачивают на информатизацию, достаточно большие. В этой связи мы рискуем предложить рассмотреть вопрос о создании единой организационной структуры - единый государственный внебюджетный фонд, который бы объединил все эти фонды", - сказала глава Счетной палаты.

"По опыту большинства аналогичных институтов, объединенный фонд обязательного социального страхования должен представлять собой уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности", - отметила также Голикова, объяснив инициативу объединения фондов ростом расходом на их содержание.

Поводом предложить реформу стали большие расходы на содержание внебюджетных фондов.

Отказ от лимитирования

Объединение упростит администрирование фондов, говорит Алисен Алисенов. Другое дело, что сегодня выплаты страховых взносов, осуществляемые этими фондами, лимитированы. И неясно, как эти выплаты будут лимитироваться, например, из Фонда социального страхования - те же выплаты по больничным листкам, различные пособия.

"Существуют минимальные и максимальные суммы (утвержденные, кстати, и на текущий год). Раньше они лимитировались в случае, если зарплата превышала в среднем 85 000 рублей в месяц. В таком случае страховые взносы в Фонд социального страхования уже не производятся, а в Пенсионный фонд производятся не в размере 22%, а в размере 14%. Когда все будет поступать в единый фонд, суммы станут обезличены. Если объединение позволит отказаться от лимитирования этих выплат и размер пособий будет зависеть от средней зарплаты, это упростит администрирование страховых взносов (что сократит издержки по содержанию этих фондов), упростит сам механизм исчисления страховых взносов", - сказал эксперт.

Алисенов допустил также, что отказ от лимитирования страховых сумм в будущем может привести даже к росту страховых выплат.


ФНС справится

Что касается того сокращения расходов на содержание фондов, на госаппарат, Алисен Алисенов предполагает, что объединение может к этому привести: "Но вот насколько это будет эффективно, сказать сложно, все зависит от того, каким будет штат работников, их функционал".

Сама же инициатива Счетной палаты может быть связана с изменениями в Налоговом кодексе.

"В 2017 году в Налоговый кодекс была включена отдельная глава об уплате страховых взносов. И все, что касается администрирования сборов, теперь относится к Федеральной налоговой службе. Учитывая то, что ФНС передан большой объем полномочий, ведомству будет несложно справиться с тем объемом задач, которые решают обособлено все эти фонды. Мне кажется, необходимость этого объединения назрела именно потому, что налоговики теперь этим занимаются больше других", - сказал эксперт.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх