Особенности педагогической профессии - доклад. Общая характеристика и особенности педагогической профессии Предмет труда в педагогической профессии

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ “ПЕДАГОГИКА»

1.Возникновение и становление пед.профессии. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение вынуждено было начинать сначала. С момента возникновения пед.професии за учителем закрепилась воспитательная функция.

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинны пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики. Первопричина возникновения всех научных отраслей – потребность к жизни. Образование стало играть заметную роль в жизни. Общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того,как в нем поставлено воспитание. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании спец.уч.воспит.учреждений(Китай, Индия, Египет, Греция).

Задачи,встававшие перед школой,существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Гос.политика в обл.образования всегда недооценивала единство обучения и воспитания,целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать,не оказывая воспитательного влияния,так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний,умений и навыков.

2.Сущность и содержание пед. профессии. Смысл – выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Это особый вид социальной деятельности, которая направлена на передачу опыта и культуры, накопленной предыдущими поколениями, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. 2 типа пед.деятельности: 1.профессиональная(педагоги,учителя и т.д.) и 2.общепедагогическая (родители,общественные организации).

Признаки проф.деятельности: носит преднамеренный характер, ей занимаются специально подготовленные люди, для ее реализации существуют определенные методы,средства формы работы,имеет определенную цель, ребенок включается в определенные отношения с педагогом, результаты проф.пед.деятельности могут быть проверены.



Пед.деятельность носит гуманитарный характер,коллективный характер, творческий характер (пед. творчество – процесс решения пед. задач в меняющихся обстоятельствах).

Строение пед.деятельности можно представить как единство цели,мотивов,действий,результата. В качестве основных объектов цели пед.деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные способности воспитанников. Реализация цели пед.деятельности связана с решением таких соц-пед задач,как формирование воспитательной среды,организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Особенности пед. профессии.

Относится к группе профессий,предметом которой является другой человек. Главное ее отличие – пед.профессия относится как к классу преобразующих,так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального,эмоционального и физического развития,формирование ее духовного мира. Основное содержание пед. профессии – взаимоотношение с людьми. Ведущая задача – понять общестенные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Особенность – пед.профессия имеет как бы двойной предмет труда: с одной стороны взаимоотношения с людьми, с другой – профессия этого типа требует специальных знаний,умений и навыков.

Педагог должен хорошо знать и представлять учащихся,процессом развития которых он руководит. Т.о. пед.проф. требует двойной подготовки – человековедческой и специальной.

Умение общаться становится проф. необходимым качеством. С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной соц.ситуации, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры,несет в себе вневременный фактор. Учитель работает на будущее.

Л.Н.Толстой: «Если учитель соединяет в себе любовь и к делу,и к ученикам,он – совершенный учитель.»

В.А.Сухомлинский считал, что основой успеха учителя явл.духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность пед.явления.

Гуманистический характер пед. профессии – воспитание во имя счастья ребенка; распознать, выявить, раскрыть, взлелеять в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант, - значит поднять личность на высокий уровень расцвета творческого достоинства». Учитель должен быть активным. Это значит, что он должен быть способным довести учащихся до уровня самоуправления в условиях доверительного общения и сотрудничества.

Коллективный характер пед. профессии.

А.С.Макаренко: «Должен быть коллетив воспитателей,и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса. Те или иные черты коллектива проявляются прежде всего в настроении его членов, их работоспособности, психическом и физическом самочувствии. Хорошим мастером можно стать только в пед.коллективе.

Творческий характер пед.профессии.

Содержание и организацию труда учителя можно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им соц.опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых умений и навыков. Творчество приходит тогда и тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению проф.квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и их учеников.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Особенности педагогической профессии

Учительская профессия - особая профессия, прежде всего в том, что ее объектом и продуктом педагогической деятельности является человек, духовность растущего человека, его внутренний мир.

Профессия учителя самая древняя, но и самая современная в мире. Ее специфика выражается в постоянном общении с детьми, поэтому ведущей стороной педагогической мастерства учителя является умение правильно поправить процесс развития подрастающего поколения, так организовать всю деятельность учащихся, чтобы каждый мог полноценно развивать свои наклонности и интересы. Педагогический труд характеризуется как специфическое общественное явление:

1) педагогический труд состоит в формировании подрастающего поколения, его человеческих качеств;

2) педагогический труд - это процесс взаимодействия между учителем и учащимися;

3) в педагогическом труде различают объект труда и субъект труда, но учащийся выступает здесь не только объектом, но и субъектом, т.к. он является не пассивным созерцателем педагогического процесса, а активным его участником.

Процесс обучения и воспитания преобразует не только учащихся, но и самого педагога, воздействуя на него как личность. Важнейшая особенность педагогического труда в том, что это процесс взаимодействия людей.

В нем предмет - человек, орудие труда - человек, продукт труда - человек. В педагогическом труде цели, задачи и методы обучения и воспитания осуществляются в форме личностных отношений.

Деятельность педагога всегда высоко ценилась в обществе, в настоящее время важность педагогической профессии все более повышается.

Введение в педагогическую деятельность

Тема 1: Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога.

1. Сообщение студентам знаний о возникновении и развитии педагогической профессии. Изучить современные подходы к гуманизации педагогической деятельности.

2. Развивать внимание, умение находить главное, анализировать; формировать умение конспектировать лекционный материал.

3. Способствовать формированию интереса к выбранной профессии.

Основные понятия: педагогическая деятельность, структура и компоненты педагогической деятельности, цель педагогической деятельности, гуманизация образовательного процесса (гуманистическая природа педагогической деятельности).

Методы: словесные.

Форма проведения: лекция.

1. Возникновение и развитие педагогической профессии.

2. Перспектива педагогической профессии.

3. Образовательные услуги в современном мире.

4. Гуманистическая природа педагогической деятельности.

5. Задачная структура педагогической деятельности.

6. Личность педагога как основное средство педагогической деятельности.

Литература:

1. Педагогика / Под ред. Сластенина В.А.

2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990.

3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону, 1999.

4. Кузьмина Н.В. Способность, одаренность, талант учителя. Л., 1985.

5. Митина Л.К. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

6. Мижериков Введение в педагогическую деятельность.

Задания для самостоятельной работы:

1. Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, учителей, писателей, педагогов об учителе и педагогической профессии.

Литература:

1. Вержеловский С.Г. Молодой учитель: труд, быт, творчество. М., 1983.

2. Кузьмина Н.В. Способность, одаренность, талант учителя. Л., 1985.

3. Котова И.В., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. Р-н-Д, 1997.

I. Подберите пословицы и поговорки об учителе и педагогической профессии.

II. Напишите сочинение на тему: «Мой любимый учитель», «Мой идеал учителя» и др.

1. Возникновение и развитие педагогической профессии

В глубокой древности берет свои истоки педагогическая деятельность. Передача накопленного опыта предшествующими поколениями еще в дородовой общине была включена в трудовую деятельность (здесь дети учились собирательству, охоте, рыболовству, домоводству). По мере совершенствования орудий труда появилась возможность привлекать к этому членов общины. Сначала это были больные и старики, освобожденные от трудовой деятельности и осуществлявшие присмотр за детьми, хранение огня. Позже в общине появляются уважаемые люди, умудренные опытом. Их прямая обязанность - передача опыта, нравственное воспитание, подготовка к жизни.

Воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

Возникновение педагогической профессии всегда объективно, т.к. общество не сможет существовать и развиваться, если бы молодое поколение не обладало суммой знаний накопленных предыдущим поколением и само бы начинало все сначала.

Слово «воспитатель» происходит от слова «питатель» - воспитывать, вскармливать, а современное слово «воспитатель» - определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо.

Слово «учитель» появилось позже, когда человечество осознало, что знание есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений.

Деятельность эта получила название - обучение.

Древний Вавилон - учителя-жрецы.

Древняя Греция - наиболее талантливые, умные вольнонаемные граждане - дидаскалы, педаномы.

Древний Рим - государственные чиновники (их назначал сам император).

Древний Китай - учителя-мудрейшие.

Киевская Русь - обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. Киевский князь Рюрик сам учил детей (нравственности, целомудрию, трудолюбию и т.д.).

В Древней Руси учитель - самый уважаемый человек, его называли мастером.

Со временем в обществе выделилась социально-профессиональная группа людей, основная обязанность которой - целенаправленная передача опыта, культуры. Во все исторические периоды подчеркивалась специфичность учителя, его особая значимость для общества.

Учитель - это воспитатель, наставник.

Задачи школы существенно менялись на разных этапах развития общества. Передовые мыслители рассматривали учителя как, прежде всего - воспитателя, однако государство недооценивало единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, направленные на то, чтобы понять и удовлетворить запросы людей.

2. Перспективы педагогической профессии

В наше время больше принято говорить о функциях и обязанностях учителя, нежели о внимании к нему и, тем не менее, можно с уверенностью сказать, что учительство - это передовой класс и констатировать факт возрастающей роли педагогической профессии.

Изменение социально-экономических условий жизни и повышенный спрос на высококвалифицированное обучение и воспитание приводит к появлению новых педагогических специальностей.

Педагогическая специальность - вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующейся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и решения определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Педагогическая квалификация - уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности.

Дифференциация педагогических специальностей:

1) по различным предметным областям знаний, науки, культуры и т.д. (литература, русский язык, экономика, физика, информатика и т.д.);

2) с учетом возрастных периодов развития личности (дошкольник, младший школьник, подросток и т.д.);

3) с учетом особенностей развития личности, связанного с психофизическими и социальными факторами (нарушение слуха, зрения, умственно неполноценный и т.д.);

4) по направлениям воспитательной работы (эстетическая, трудовая, нравственная и т.д.).

3. Образовательные услуги в современном мире

Услуги - это деятельность, выполняемая для удовлетворения чьих-либо нужд, потребностей.

Педагогические услуги - это деятельность обучающего и воспитывающего характера по удовлетворению чьих-либо потребностей.

Изменилась эпоха - изменились услуги.

В настоящее время закон РФ «Об образовании» предусматривает реформирование всей системы образования и создание образовательных учреждений различных типов (школы, гимназии, лицеи, частные школы различных профилей и направлений). Каждое образовательное учреждение может определять объем учебного времени каждого предмета, их углубленное изучение, учитывая образовательные запросы родителей и учащихся.

4. Гуманистическая природа педагогической деятельности

Общество нуждается в педагогах-демократах, гуманистах, которые (отличаются) ориентируются не на научный предмет, а на личность воспитанника.

Педагогическая профессия связана с двумя функциями:

џ адаптивная - связана с приспособлением учащихся к требованиям современной социокультурной ситуации, к запросам общества.

џ гуманистическая - связана с развитием личности учащихся, его творческой индивидуальности.

Учитель-гуманист не только верит в демократические идеалы и высокое предназначение своей профессии, но и выступает субъектом образовательного процесса, т.е. он признает право и за учащимися быть им субъектами. В условиях доверительного общения и сотрудничества он должен быть способным довести учащихся до уровня самоуправления.

педагог квалификация

5. Структура педагогической деятельности

Смысл педагогической профессии заключается в деятельности, которая называется педагогической деятельностью - это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культуры, опыта, создание условий для личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Эту деятельность осуществляют педагоги, родители, организации.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет цель, мотивы, действия.

Педагоги выделяют в структуре педагогической деятельности основные компоненты.

Кузьмина Н.В .:

1) конструктивный;

2) организаторский;

3) коммуникативный.

Конструктивная деятельность состоит из:

а) конструктивно-содержательной (отбор учебного материала, планирование и построение педагогического процесса);

б) конструктивно-оперативной (планирование своих действий и учащихся);

в) конструктивно-материальной (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

Организаторская деятельность - система действий, направленная на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организация совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанником, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Щербаков А.И .: конструктивный, организаторский, исследовательский компоненты (сформулировать совместно со студентами).

6. Личность педагога - основное средство педагогической деятельности.

Виды педагогической деятельности:

1. воспитательная работа (направлена на организацию воспитательной среды и управление деятельностью учащихся с целью решения задач гармонии развития);

2. преподавание - вид воспитательной деятельности, направленный на управление познавательной деятельностью учащихся.

Это 2 стороны одного процесса - педагогического (таблица).

Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

Учителя нового типа должно характеризовать:

– высокая гражданская ответственность и социальная активность;

– любовь к детям;

– подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

– высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

– потребность в постоянном самообразовании;

– физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Особое место в профессионализме учителя имеет направленность его личности.

I. Профессиональная направленность включает:

1) интерес к профессии (положительное эмоциональное отношение к детям, родителям и педагогической деятельности);

2) педагогическое призвание (склонность к педагогическому делу, основа - любовь к детям);

3) профессионально значимые качества:

а) педагогический долг и ответственность (высшее проявление педагогического долга);

б) самоотверженность;

в) педагогический такт;

г) педагогическая справедливость;

II. Познавательная направленность:

1) ее основу составляют духовные потребности и интересы (потребность в знаниях, любовь к предмету);

2) культура научно-педагогического мышления - это наиболее общая характеристика познавательной направленности.

В педагогической науке деятельность, технология и мастерство понятия одного рода. Все они характеризуются высоким уровнем профессиональной подготовки. Их связующим звеном является творчество и общая культура учителя.

Педагогическая деятельность - это особый вид педагогической деятельности, который реализуется от поколения к поколению как передача социального опыта материальной и духовной культуры.

Педагогическая деятельность - это взаимосвязанная деятельность учителя и обучающегося.

Предмет и продукт педагогической деятельности - личность ребенка и его гармоничное развитие.

Педагогическая деятельность предусматривает социализацию каждого ученика, включение его в общественные межличностные отношения в овладении общественным опытом.

Система деятельности учителя включает разные виды деятельности:

1) преподавание;

2) воспитательная работа.

Функции педагогической деятельности:

1. Гностическая - связана с накоплением знаний о целях обучения и воспитания, методах, возрастных и психологических особенностях детей, знание методики.

2. Проектировочная - перспективное планирование педагогических задач и способов их решения (планирование урока, плана воспитательной работы).

3. Конструктивная - это установление того или иного типа отношений с учителем и учащимися, с группой учеников, с коллегами.

4. Коммуникативная - выражается в типе отношений педагога с учениками.

5. Организаторская - организация поэтапного характера действий.

Исходя из особенностей педагогической деятельности, можно выделить следующие бинарные группы педагогических задач:

Ш аналитико-рефлекторные (задачи анализа и рефлексии, целостного педагогического процесса и его элементов, субъект-субъектных отношений, возникающих затруднений и т.д.).

Ш конструктивно-прогностические (задачи построения целостного педагогического процесса в соответствии с общими целями педагогической деятельности).

Ш организацио-деятельностные (задачи реализации оптимальных вариантов педагогического процесса, сочетание многообразных видов педагогической деятельности).

Ш оценочно-информационные (задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективная оценка).

Ш коррекционно-регулирующие (задачи коррекции хода, содержания и методов педагогического процесса).

Выделенные группы задач являются типичными для учителя как субъекта профессиональной деятельности, но они предполагают творческое индивидуально-личностное решение.

Уровни педагогической деятельности:

1. репродуктивный (умение делать все только по образцу). Такому учителю трудно дается все новое.

2. адаптивный (умение педагога приспосабливаться к новым требованиям жизни).

3. творческий (способность педагога к необычным действиям).

Педагогические ситуации и педагогические задачи.

Распространенными понятиями в педагогической деятельности являются педагогические ситуации и педагогические задачи.

Педагогические ситуации - это совокупность условий и обстоятельств, требующих от учителя быстрого принятия верного решения.

Они подразделяются на стихийно возникающие в ходе обучения и специально созданные педагогом. Они подразделяются на 4 вида (автор - Брюйн де Поль):

1) ситуация-иллюстрация - какой-то конкретный пример, образец предлагается для демонстрации;

2) ситуация-упражнение - в предлагаемой для демонстрации ситуации, обучаемые должны выявить какие-либо элементы;

3) ситуация-оценка - предлагаемая проблема уже решена, а ученик должен ее оценить.

4) ситуация-проблема - разыгрывается ситуация и ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить.

Педагогическая задача - это материализованная ситуация воспитания и обучения, педагогическая ситуация, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

Педагогическая задача - осознание педагогом ситуации, постановка целей и реальных условий их достижения.

Процесс решения педагогической задачи представляется как поиск выхода из затруднения в характере взаимодействия с учащимися. Этот процесс состоит из этапов:

I. анализ ситуации, характера затруднений, выявление противоречий;

II. формулировка педагогической цели;

III. поиск путей и средств достижения цели;

IV. анализ результатов;

V. анализ ошибок и возможных трудностей решения этой задачи.

1. Усвоить ведущие понятия: педагогическая деятельность, структура и компоненты педагогической деятельности, педагогическая задача, педагогические ситуации, гуманизация образовательного процесса.

2. Способствовать развитию основных учебных навыков.

3. Способствовать формированию интереса к будущей профессии.

Методы: диалогическое общение, устный и письменный опрос, работа с литературой.

План занятия:

1. Организационный момент

2. Проверочная работа для самоконтроля

Вопросы для обсуждения:

а) Откуда берет свои истоки педагогическая деятельность?

б) В чем на Ваш взгляд заключается особенность профессиональной деятельности педагога?

в) Раскройте сущность гуманистической природы педагогической деятельности.

г) Сформулируйте основные функции педагогической деятельности.

д) Раскройте структуру педагогической деятельности (работа у доски).

3. Работа по методикам исследования склонностей студентов к педагогической деятельности (работа с тестами).

4. Решение педагогических ситуаций выбора профессии.

5. Выполнение творческой работы: «Современный учитель, кто он?».

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание:

1) подобрать пословицы и поговорки о педагогической профессии.

2) найти и выписать высказывания о педагогической профессии.

3) подготовка по материалам лекции.

4) самодиагностика личностных качеств.

Формы работы студентов:

џ беседа по предлагаемым вопросам.

џ работа (индивидуальная) с тестами.

џ работа над предлагаемыми педагогическими ситуациями.

џ работа с дополнительной литературой.

Формы контроля:

Ш ответы на устные и письменные вопросы.

Ш выполнение тестовых заданий.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История зарождения педагогической профессии. Великие педагоги прошлого. Особенности педагогической профессии. Коллективный характер педагогической деятельности. Творческая природа труда учителя. Перспективы развития профессии в современном обществе.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2017

    Гуманистическая природа и специфика педагогической деятельности, главное условие ее возникновения. Ее функции, субъект и объект, конструктивный, организаторский и коммуникативный структурные компоненты. Понятие, условия и стадии педагогического общения.

    презентация , добавлен 14.11.2014

    Понятие о самоопределении педагога. Система ценностей педагогической деятельности. Иерархическая структура педагогической направленности учителя. Мотивы выбора профессии. Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами.

    лекция , добавлен 26.03.2014

    Сущность педагогической деятельности. Сравнительная характеристика профессионально-педагогической и общественно-педагогической деятельности. Возникновение и развитие педагогической профессии. Структура профессионально-педагогической деятельности.

    контрольная работа , добавлен 25.06.2012

    Знакомство с историей возникновения педагогической профессии. Анализ отличительных особенностей педагогической деятельности: человековедческий характер профессии, гуманистическая направленность. Рассмотрение особенностей творческой деятельности учителя.

    дипломная работа , добавлен 11.09.2016

    Сущность категории "профессия", ее характеристики. Противопоказания к выбору профессии учителя. Человек как объект педагогической профессии. Специфические требования к профессии учителя, критерии их классификации. Понятие педагогической профессии.

    презентация , добавлен 13.11.2016

    Сущность и своеобразие педагогической профессии. Профессиональная педагогическая деятельность, её виды. Учитель как субъект педагогической деятельности и профессионально обусловленные требования к нему. Изучение пригодности к педагогической деятельности.

    дипломная работа , добавлен 08.04.2009

    Теоретические основы педагогической профессии как института современного общества. Содержание педагогической профессии. Социальный статус педагогической профессии. Национальный проект "Образование" как средство модернизации российского образования.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2011

    Общая характеристика и особенности педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Российская система образования. Методы и логика педагогического исследования. Формы, методы, задачи воспитания, его закономерности и принципы.

    шпаргалка , добавлен 24.12.2009

    Возникновение и развитие педагогической профессии. Педагогические способности, функции и свойства личности учителя. Оценка качества работы педагога в урочной и внеурочной деятельности. Анализ персональной результативности учебно-воспитательного процесса.

Как и у всякой другой, у педагогической профессии есть свои особенности. К ним можно отнести:

1) преемственно-перспективный характер деятельности педагога . Владея опытом прошлых поколений, педагог должен хорошо ориентироваться в современной жизни и проектировать развитие личности на перспективу, опираясь на контуры будущей жизни;

2) концентрическое расположение содержания и организации учебно-воспитательной работы : базовую культуру личности (нравственную, физическую, эстетическую, гражданскую и т.п.) воспитывают и у дошкольников, и у младших школьников, и у подростков, и у старшеклассников, но на более высоком уровне;

3) «объектом» педагогической деятельности является воспитанник или группа учащихся, которые в то же время являются субъектами собственной деятельности, а значит, имеют свои потребности, цели, мотивы, интересы, ценности и т.п., которые регулируют их деятельность и поведение. Педагогу приходится «приспосабливать» свою деятельность к особенностям учащихся. По сути, взаимодействие между педагогом и учащимися есть не субъектно-объектное, а субъектно-субъектное ;

4) педагогическая деятельность имеет групповой (коллективный) характер . В других профессиях группы «человек-человек» (врач, продавец, библиотекарь и т.д.) результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека. В педагогической профессии трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и т.д. в процесс и результат образования воспитанника. В педагогике существует понятие совокупного субъекта педагогической деятельности. В широком смысле – это педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, в узком - круг тех педагогов, которые имеют отношение к группе учащихся или отдельному ученику. В настоящее время остается актуальной мысль В.А. Сухомлинского о том, что там, где нет педагогического коллектива, нет и коллектива ученического;

5) профессиональная деятельность педагога многофакторна . Она проходит в природной и социальной среде, которая, в свою очередь, представляет мощный, чаще всего неуправляемый фактор развития воспитанников. Поэтому педагогу приходится вести поиск благоприятных влияний среды, используя их в своей работе, и «бороться» с неблагоприятными её воздействиями;

6) творческий характер педагогической деятельности вытекает из того, что педагог постоянно изучает и оценивает возникающие педагогические ситуации, корректирует свои действия и операции, ищет новые пути решения педагогических задач, овладевает новыми педагогическими технологиями, создает свою собственную педагогическую систему. В педагогической профессии не обойтись без таких качеств, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, стремление к познанию нового, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память, оригинальность, фантазия, чувствительность и т.п. Именно эти качества характеризуют творческую личность;

7) гуманистический характер профессии педагога вытекает из цели педагогической профессии – развития личности воспитанника, его неповторимой индивидуальности. Гуманистическое начало педагогической профессии находит выражение в таких качествах педагога, как уважение личности ребенка, вера в возможности ребенка, доверие к нему, любовь к людям, желание помочь им в сложных жизненных ситуациях; щедрость души педагога, высокий уровень его эмоциональной культуры и т.д.;

8) отдаленность по времени результатов педагогической деятельности . Каким стал его ученик во взрослой жизни, оправдал ли надежды талантливый ученик, учитель узнает много лет спустя. Кроме того, учитель непреднамеренно естественно «продолжается» в своих учениках;

9) учитель, в отличие от ученика, не имеет права на ошибку , так как в его руках судьба ученика. Ошибкой может быть, например, то, что учитель не заметил склонность, способности ребенка чему-то и не помог их развитию. Ошибочно подозревать ребенка в совершении проступка, не имея на то достаточных оснований;

10) непрерывное образование . Учитель сам должен постоянно учиться, пополняя свой знания и совершенствуя своё мастерство.

Особенности педагогической профессии

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности.Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек-человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Гуманистическая функция педагогической профессии. За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая"). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности.

СВОЕОБРАЗИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ, ЕЕ ХАРАКТЕР: ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, КОЛЛЕКТИВНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ

С О Д Е Р Ж А Н И Е :

Введение …………………………………………………………………………….. 3

    Своеобразие педагогической профессии, ее характер: гуманистический, коллективный и творческий

    1. ………………………………... 4

      Гуманистическая функция педагогической профессии……………….. .5

      Коллективный характер педагогической деятельности………………... 7

      Творческая природа труда учителя……………………………………… 8

    Взаимосвязь педагогической науки с практикой………………………...10

Заключение… …………………………………………………………………....... 13

Список использованных источников…………………………………………..15

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в развитых странах учительство составляет наиболее многочисленную группу интеллигенции, она более чем в 2 раза превышает число инженеров и врачей. Что же заставляет современного учителя сохранить привязанность к своей профессии? Американский психолог Ф. Герсберг установил, что настоящими мотивами деятельности учителя является многообразие труда, самостоятельность, профессиональный рост, осознание важности дела и д.р. Важным преимуществом учительского труда и является богатство социальных связей – с коллегами, учениками, родителями.

Формирование общительности учителя, уравновешенность – неуравновешенность, как неотъемлемое свойство для организации и сохранение нормальных взаимоотношений учителя с учащимся в процессе общения, сила-слабость нервной системы, как свойство, необходимое для плодотворной и эффективной педагогической деятельности в течение всего рабочего дня, имеют положительное значение и влияют на выбор педагогической профессии - показано в исследованиях Н.А. Аминова и Я. Стреляц. Согласно разрабатываемой концепции профессионального развития личности, под профессионализмом следует понимать совокупность психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях.

Таким образом, учитель не только профессия, суть которой дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности, утверждение человека в человеке. Жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души.

    1. Своеобразие педагогической профессии

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа «человек-человек» также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

1.2. Гуманистическая функция педагогической профессии

За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая"). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности.

С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.

В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. "В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям"". В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым поучительным примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя.

Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. "Если учитель имеет только любовь к делу, - писал Толстой, - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он - совершенный учитель".

В 50 - 60-е гг. XX в. наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес Василий Александрович Сухомлинский - директор Павлышской средней школы на Полтавщине. Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности. Воспитание во имя счастья ребенка - таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А.Сухомлинского, а его практическая деятельность - убедительное доказательство тому, что без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны.

Учитель-гуманист не только верит в демократические идеалы и высокое предназначение своей профессии. Он своей деятельностью приближает гуманистическое будущее. А для этого он должен быть активным сам. При этом имеется в виду не любая его активность. Так, нередко встречаются учителя сверхактивные в своем стремлении "воспитывать", брать на себя право поучать, лишенные способности оценивать свои действия со стороны. Выступая субъектом образовательного процесса, учитель должен признавать право быть субъектами и за учащимися. Это значит, что он должен быть способным довести их до уровня самоуправления в условиях доверительного общения и сотрудничества.

1.3. Коллективный характер педагогической деятельности

Если в других профессиях группы "человек - человек" результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека - представителя профессии (например, продавца, врача, библиотекаря и т.п.), то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности - воспитанника.

С осознанием закономерного усиления коллективистических начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие совокупного субъекта педагогической деятельности. Под совокупным субъектом в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком - круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику.

Большое значение формированию педагогического коллектива придавал А.С. Макаренко. Он писал: "Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса".

Неоценимый вклад в развитие теории и практики формирования педагогического коллектива внес В.А.Сухомлинский. Будучи сам на протяжении многих лет руководителем школы, он пришел к выводу об определяющей роли педагогического сотрудничества в достижении тех целей, которые стоят перед школой. Исследуя влияние педагогического коллектива на коллектив воспитанников, В.А. Сухомлинский установил следующую закономерность: чем богаче духовные ценности, накопленные и заботливо охраняемые в педагогическом коллективе, тем отчетливее коллектив воспитанников выступает как активная, действенная сила, как участник воспитательного процесса, как воспитатель. В.А.Сухомлинскому принадлежит мысль, которая, надо полагать, и в настоящее время еще не до конца осознана руководителями школ и органов образования: если нет педагогического коллектива, то нет и коллектива ученического. На вопрос, как же и благодаря чему создается педагогический коллектив, В.А.Сухомлинский отвечал однозначно - его творят коллективная мысль, идея, творчество.

1.4. Творческая природа труда учителя

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.

В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач.

Решение специально подобранных задач, направленных на развитие каких-либо структурных компонентов творческого мышления (целеполагание, анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов, перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является главным фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя.

Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

    ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ С ПРАКТИКОЙ

Проблема соотношения педагогической науки и практики, их взаимосвязи - это самая общая, можно сказать, глобальная проблема педагогики. От того, как она решается, зависит и развитие педагогической науки, и качество педагогических инноваций, и успех осуществляемой сейчас модернизации образования, в конечном счете - эффективность образовательной системы в целом.

Никто не сомневается в том, что педагогическая практика, в которой реализуется важнейшая социальная функция образования должна быть научно обоснованной, а теоретическая работа в связи с этой практикой - получать все большее развитие. В наше время нельзя определять возможный эффект тех или иных форм, методов, средств обучения и воспитания «на глазок». Педагогическая наука дает знание о способах предвидения последствий введения новых методов, учебных материалов и т.п. в образовательный процесс. А практические работники нуждаются в твердом научном основании для своей деятельности.

Однако дело обстоит не так просто. Среди части педагогов бытует мнение, что чуть ли не каждое педагогическое исследование должно быть нацелено на помощь учителю во всех конкретных затруднениях, которые могут встретиться в его работе, чуть ли не предусматривать и «расписывать» каждый его шаг. В соответствии с этой точкой зрения любое дидактическое или методическое исследование должно предусматривать разработки и рекомендации для непосредственной работы в школе, а задача учителя сводится к точному выполнению этих рекомендаций.

Другие считают, что подобные разработки лишь сковывают инициативу и творчество учителя, что наука должна давать знание сущности педагогического процесса и закономерности развития психики детей, а учитель сам разберется в том, как это знание использовать, ибо все зависит от его мастерства.

В недавнем прошлом высказывалась и такая точка зрения, что главной и едва ли не единственной задачей педагогической науки должно быть обобщение опыта учителей. С другой стороны, высказывается мнение, что для педагогической науки настало время перейти от простого описания на уровень теории, для которой обобщенный опыт - лишь материал для специального анализа.

Действительно, сфера влияния педагогической науки, особенно в ее теоретической части, не ограничивается применением к деятельности учителя. В широком контексте социальной практики разрабатывается общая стратегия реформирования образования, создаются проекты образовательных процессов, готовятся образовательные стандарты и т.д. Задача науки - обоснование всех этих материалов и соответствующих действий в их целостности. Это означает, что степень обобщенности знаний, входящих в такое обоснование, должна быть достаточно высокой и что этим определяется потребность в теоретическом знании.

Первым и главным ориентиром в изучении проблемы интересующей нас взаимосвязи будет, естественно, основополагающий и никем не оспариваемый тезис о единстве теории и практики.

Однако просто констатировать, что такое единство существует также и в сфере, которую мы рассматриваем, было бы недостаточно. Потребуется содержательное рассмотрение его на материале самой действительности, умение видеть в единстве различия, а в различиях - единство. Единство не есть тождество, не то же самое. Вода - это водород и кислород в их единстве. Единство семьи было бы невозможно, если бы не было различий между мужчиной и женщиной. Оно как раз и существует благодаря различиям.

В чем же реализуется единство и в чем состоят различия между наукой и практикой в сфере образования?

Чтобы обоснованно ответить на этот вопрос, необходимо выйти за пределы педагогической науки и посмотреть на ее связь с практикой как бы со стороны.

Как нам известно, существуют четыре вида педагогической деятельности: практическая, административная, научная, передача результатов науки в практику. Все они, в том числе и практическая деятельность, и научная, в конечном счете, осуществляют одну и ту же функцию подготовки подрастающего поколения к участию в жизни общества путем приобщения каждого человека к культуре, развития его личности. В этом и состоит одна из форм проявления единства науки и практики в сфере образования. Говоря о таком единстве, мы имеем в виду единство двух видов деятельности: научной и практической. Другая форма - единая система их взаимосвязи, наличие которой является необходимым условием влияния педагогической науки на практику и выполнения практикой роли источника научного знания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогическая профессия – это особая сфера деятельности, направленная на передачу новому поколению человечества опыта, накопленного предыдущими поколениями.

Педагог –это педагогическая профессия, которая занимается в сфере "человек-человек", центральное место которого целенаправленные взаимные контакты с людьми. Главным условием эффективности этих контактов и является их адекватность индивидуально-психологическим особенностям конкретной личности.

Смысл и значение профессиональной деятельности для человека во многом определяются ее общественной значимостью - тем, насколько она востребована в обществе и что дает для него. Педагогическая деятельность выполняет важнейшую социальную функцию.

Деятельность педагога социально обусловлена, ее успешность зависит не только от него, но и от уровня социально-экономического развития общества. Гражданская позиция педагога - предпосылка развития педагогического творчества, роста педагогической ответственности, активности, смелости в принятии педагогических решений.

Осуществление педагогом своей высокой социальной миссии невозможно без четкого представления о тех профессиональных функциях, которые он призван выполнять. Независимо от специфики труда каждого из представителей педагогической профессии основное содержание и функции их деятельности оставляют образование, воспитание и обучение подрастающего поколения. Одна из важнейших задач педагога заключается в формировании общей культуры школьников: умственной, духовно-нравственной, эстетической, экологической, правовой, экономической, физической, психологической, культуры общения и семейных отношений.

Многообразие профессиональных функций позволяет рассматривать педагогическую деятельность в качестве сложного единства различных видов деятельности, взаимосвязанных и взаимоопределяющих друг друга и благодаря этому обеспечивающих целостность учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, учитель не только профессия, суть которой - дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности, утверждение человека в человеке. Жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию - Новосит. 1994г.

    Писаренко В. И. Педагогическая этика - Минск народ. Асвента 1996г.

    Рогов Е. И. Личность учителя: Теория и практика - Изд. Феникс Ростов-на-Дону 1996г.

    Сластёнин В. А. Педагогика - М: Шк. Пресс 1988г.

    Смирнов С. А. Педагогика - М: изд. Академ. 1999г.-512с.

    Сластёнин В. А. Профессиональная культура учителя М. Шк. Пресс. 1995г.

    Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям М. Педаг. 1983г.

    Фридман Л. М. Психологический справочник учителя. М. Просв. 1991г.

    Ушинский К.Д. – Педагогика М: 1951г.

    Харламов И. Ф. Педагогика - Мн. Университет 2000г.-560с.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх