От геев до флага: какие референдумы в мире прошли за год. Референдумы в современном мире: сравнительный анализ предметов и последствий

По мнению некоторых авторов, разница между референдумом и плебисцитом, состоит в том, что референдум принимается по вопросам принятия конституции или законов или по вопросам их отмены, тогда как плебисцит принимается по всем остальным вопросам. Французские авторы придерживаются мнения, что плебисцит принимается по вопросам наделения какого-либо лица верховной властью. Так, мероприятие по предоставлению Наполеону Бонапарту императорского титула, во французской литературе XIX века, именовалось плебисцитом .

В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.

Виды референдумов

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума - проект закона), обязательный референдум или факультативный.

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

Древний Рим

Некоторые примеры референдумов, проводившихся в различных государствах мира

Акты волеизъявления населения стран по результатам референдумов могут игнорироваться их властями, например, результаты Всеукраинского референдума 2000 года , когда проголосовали около 30 млн украинцев.

Референдумы в России

Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года - в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

Попытка граждан РФ, живущих в Хабаровском крае, провести референдум для оценки изменений границы края (передачи КНР островов Тарабаров и Большой Уссурийский); и о доверии губернатору края, давшему письменное согласие на передачу островов; и о доверии президенту, подписавшему соглашение, была организована в строгом соответствии с законом (май 2005 г.). Законодательная Дума края отказалась рассматривать документы; а при их повторном направлении отказала в разрешении проводить его.

Попытка организации референдума с целью принятия закона, повышающего ответственность выборных должностных лиц перед избирателями (обязательная оценка их деятельности по завершении срока работы - при проведении выборов нового должностного лица) не удалась. Сначала действия группы активистов были квалифицированы как экстремизм на основании одной из листовок . Затем организацию распустили. Так как потребность в таком законе была велика, параллельную работу выполняла группа других граждан - и после запрета деятельности Армии воли народа активные участники перешли в ИГПР «ЗОВ» (созданную задолго до запрета АВН). Однако судья Тверского суда г. Москвы счёл, что переход в другую организацию является прикрытием продолжения экстремистской деятельности, выявленной ранее (хотя единственная листовка, признанная экстремистской, не переиздавалась) - и приговорил трёх активистов к разным срокам лишения свободы.

Референдумы на местном (муниципальном) уровнях

С начала 2010-х годов в России часто проводятся референдум муниципального уровня. Этому способствовало принятие Постановления Правительства Российской Федерация № 1578 «О внесении изменений в правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ», которое установило следующее :

  • Каждый муниципалитет с населением свыше 20 тыс. человек для получения федерального финансирования своего проекта благоустройства парка (сквера) должен вынести его на референдум.

Порядок проведения местного референдума определяется уставом соответствующего муниципального образования - нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок осуществления местного самоуправления на конкретной территории.

Референдумы в Швейцарии

Референдум в Швейцарии является инструментом прямой демократии . Используя этот инструмент, швейцарцы могут влиять на политические процессы в своей стране. При помощи голосования швейцарские граждане могут высказать свое мнение по законам, уже принятым парламентом. Собрав 50 тысяч заверенных подписей в течение 100 дней со дня публикации закона, их необходимо передать в руки Федеральной канцелярии в Берне. Для успеха референдума необходимо простое численное большинство граждан страны.

Как работает народная инициатива

Идею новой народной инициативы вначале предлагают на рассмотрение властям, которые должны убедиться, что она не нарушает другие законы. После стартует агитационная кампания. Собрав в течение 18 месяцев сто тысяч подписей под законопроектом, инициаторы имеют право вынести его на референдум. Законодательная инициатива может касаться вопросов на уровне Конфедерации, кантона , общины. Граждане Швейцарии могут потребовать внести поправки в конституцию страны или даже полностью пересмотреть основной закон государства. Однако прежде, чем вступить в силу, народная законодательная инициатива должна преодолеть целый ряд непростых барьеров.

В случае, если народная законодательная инициатива признается действительной, то есть если делается вывод, что она в своей субстанции в целом не противоречит национальному и международному законодательству, Федеральный совет обсуждает суть законодательной инициативы, а затем передает ее на рассмотрение палат парламента . Как правило, палаты парламента, рассмотрев суть законодательной инициативы, вырабатывают свое контрпредложение, которое потом выносится на референдум вместе с изначальным вариантом предложенной инициативы. Избиратели получают, таким образом возможность выбрать для реализации один из предложенных вариантов инициативы. Для своего успеха народные инициативы должны получить на референдуме «двойное большинство»: большинство голосов избирателей в целом по стране, а также большинство голосов избирателей в каждом из кантонов.

Обязательный референдум

Обязательному вынесению на общенациональный референдум подлежат важные акты международной политики и дипломатии, например, решение правительства и парламента о вступлении в те или иные наднациональные организации и институты многосторонней международной политики.

Факультативный референдум

Факультативный (необязательный, но возможный) референдум можно организовать против любого закона, принятого парламентом. Этот инструмент можно использовать и для внесения изменений в действующие законодательные акты.

История

Методы прямой демократии применяются в Швейцарии на федеральном уровне с конца 19 века. Начиная с 1891 года до стадии референдума дошли 196 законопроектов. В период с 1983 года на референдум было вынесено более 100 инициатив, но только 14 были приняты избирателем.

Важные референдумы в истории Швейцарии

Референдум 28 февраля 2016 года

63 % граждан Швейцарии приняли участие в голосовании. В среднем по стране эта цифра обычно на 20 % ниже. Причиной высокого интереса избирателей к референдуму стали вынесенные на него вопросы: порядок высылки из страны иностранных граждан, нарушивших закон, перспективы строительства второго автомобильного туннеля под перевалом Сен-Готард.

21 мая 1944 года в Исландии на плебисците жители поддержали решение парламента об отделении от Дании. Каким еще странам удалось добиться суверенитета - в фотогалерее «Ъ».

Референдумы о независимости

20 мая 1980 года в канадской провинции Квебек прошел референдум о независимости от Канады. Попытка оказалась неудачной: 59,56% высказались «против», 40,44% - «за». 30 октября 1995 года прошел еще один референдум по вопросу об отделении от Канады, на котором эту идею поддержали уже 49,42%. Однако в 1998 году Верховный суд Канады признал незаконным односторонний выход из состава страны и ввел обязательное согласование вопросов суверенитета с федеральным правительством и другими провинциями.

1 декабря 1991 года состоялся первый референдум о суверенитете Приднестровской Молдавской Республики. 97,7% проголосовавших высказались за независимость от Молдавии. Явка составила 78%. 17 сентября 2006 года на голосование вынесли два вопроса: о независимости и «последующем свободном присоединении к России» и об отказе от независимости и возвращении в состав Молдавии. При явке 78,6% на первый вопрос положительно ответили 97,2%, на второй отрицательно - 94,6%. Госдума признала последний референдум легитимным.

10 декабря 1991 года прошел референдум о независимости Нагорно-Карабахской Республики от Азербайджана. По данным местных властей, при явке 82,17% независимость поддержали 99% голосовавших. Азербайджанское население бойкотировало голосование. Референдум не был признан Россией легитимным

19 января 1992 года референдум прошел в Южной Осетии. Было два вопроса: первый - о независимости республики, второй - о ее «воссоединении с Россией». На первый положительно ответили 99,91% голосовавших, на второй - 99,98% при явке 96,9%. 12 ноября 2006 года прошел еще один референдум, на котором 99% проголосовали за сохранение независимого статуса. Явка составила 95,2%. В 2008 году Россия признала независимость республики.

3 октября 1999 года в Абхазии прошел референдум о признании принятой в 1994 году Верховным советом республики конституции, закрепившей провозглашение независимости. При явке 87,6% 97,7% голосовавших поддержали основной закон. В дальнейшем власти республики обращались к России с предложением об объединении на правах независимого ассоциированного государства. В 2008 году Москва признала независимость республики.

21 мая 2006 года состоялся референдум о независимости Черногории и выходе ее из состава Государственного Союза Сербии и Черногории. Явка составила 86,5%. 55,5% проголосовали за независимость Черногории и 44,5% отдали свои голоса против нарушения государственного союза с Сербией. 3 июня 2006 года парламент Черногории официально опубликовал декларацию о независимости.

С 9 по 15 февраля 2011 года состоялся референдум по вопросу независимости Южного Судана от Судана. Голосование прошло в соответствии с Найвашским соглашением 2005 года между Народной армией освобождения Судана и центральным правительством Судана о завершении гражданской войны. За независимость высказались 98,83% жителей. Суверенный статус Южного Судана вступил в силу 9 июля 2011 года, после подписания декларации о провозглашении его независимым государством.

16 марта 2014 года в Крыму и Севастополе состоялся референдум, участники которого должны были выбрать из двух вариантов: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» или «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?». Явка в Крыму составила 83,1%. За первый вариант высказалось 96,77%, за второй - 2,51%. В Севастополе за воссоединение с Россией высказались 95,6% при явке 89,5%. 18 марта подписан договор о вхождении Республики Крым и города Севастополя в состав РФ на правах субъектов.

http://www.kommersant.ru/doc/2475953

Проект внесения поправок в Основной закон путем референдума инициировали в августе парламентские фракции СДПК, "Республика — Ата-Журт", "Онугуу — Прогресс" и "Кыргызстан". Всего предлагается внести изменения и дополнения в 29 статей Конституции. Некоторые из них вызвали ожесточенные споры у сторонников и противников.

Самый главный вопрос — это факт проведения самого плебисцита, затем — укрепление власти премьер-министра. Сторонники указывают, что правительство станет устойчивей, а противники замечают, что премьер получит авторитарную власть.

Помимо этих положений, есть и другие, не менее интересные. Например, прописан запрет на однополые браки. Изменения признают только союз мужчины и женщины. Предлагается отменить сроки давности по ряду преступлений: при разработке Кумтора, геноцид и экоцид. Также в изменениях прописана возможность лишения гражданства Кыргызстана. Еще одно нововведение — высшие ценности: человек, его жизнь, здоровье, права и свободы.

Таким образом, завтра мы узнаем, чьи аргументы оказались более убедительными — апологетов или противников изменений.

Не впервой

Для кыргызстанцев слово "референдум" уже давно не новое. Предстоящий — уже восьмое волеизъявление народа. Рекордсменом является первый президент Аскар Акаев: при нем к референдумам прибегали пять раз.

Первый раз — в далеком 1994 году. 30 января вынесли на обсуждение один вопрос: "Вы подтверждаете, что президент Кыргызстана, который был демократически избран 12 октября 1991 года на 5 лет, является президентом Кыргызстана с правом выступать в качестве главы государства во время его пребывания в должности?". То есть он получил подтверждение своих полномочий. Поддержали 97 процентов проголосовавших.

Следующий референдум прошел в том же году, 22 октября. Почти 90 процентов проголосовавших поддержали укрепление власти президента и создание двухпалатного парламента.

10 февраля 1996 года состоялся третий референдум. 98,6 процента "за" он разграничил полномочия парламента и президента в пользу главы государства. Президент осуществлял назначение определенной части должностных лиц (министров, послов, глав местных государственных администраций и др.).

17 октября 1998-го прошло еще одно народное волеизъявление. Основные положения референдума: введение частной собственности на землю для граждан Кыргызстана, увеличение числа мест в Законодательном собрании с 35 до 60 и сокращение количества мест в Собрании народных представителей с 70 до 45, ликвидация права депутатов менять бюджет без утверждения правительства. Изменения поддержали 95,4 процента проголосовавших.

2 февраля 2003 года провели плебисцит, который решал два вопроса: согласие на продление полномочий тогдашнего президента Аскара Акаева и принятие новых изменений в Основной закон (увеличение полномочий президента, уменьшение парламента, который вновь становится однопалатным, и роли Конституционного суда). Более 86 процентов ответили на оба вопроса положительно.

Референдум 21 октября 2007-го укрепил позиции президента. При этом парламент стали избирать не по одномандатной системе, а по партийным спискам.

27 июня 2010 года подавляющим большинством голосов (90,55 процента) кыргызстанцы одобрили изменения в Конституции, ограничивающие полномочия президента и расширяющие права парламента. Также было введено понятие "президент переходного периода" — до конца 2011 года.

Референдумы в мире

Не только в Кыргызстане любят прибегать к механизму всенародного волеизъявления. Редакция Sputnik отобрала самые интересные референдумы за последний год — какую цель преследовали и чем завершились.

По парламентским стопам Кыргызстана

6 декабря 2015 года в Армении более 60 процентов проголосовавших одобрили референдум по поправкам в Конституцию. Теперь премьер-министр и парламент имеют больше полномочий, чем президент. У главы государства остаются практически только церемониальные полномочия, а основным органом исполнительной власти становится правительство, которое формируется парламентом.

Геям и лесбиянкам разрешили браки законом и запретили референдумом.

20 декабря прошлого года в Словении большинство (63,12 процента голосов) граждан проголосовало против одобренного в начале года закона о разрешении однополых браков и возможности им усыновлять детей.

Флаг тебе в руки

В Новой Зеландии не первый год идут дискуссии вокруг дизайна национального флага. Критики нынешнего (синее полотнище с британским "Юнион Джеком" в левой верхней четверти и четырьмя красными звездами с белой окантовкой в правой части) говорят, что он слишком похож на флаги других стран, ранее входивших в Британскую империю. Правительство Новой Зеландии инициировало проведение референдумов, касающегося дизайна флага страны. В ходе первого, состоявшегося 20 ноября 2015 года, был отобран один из альтернативных дизайнов флага. В ходе второго референдума, проходившего 3-24 марта 2016 года, более 56 процентов проголосовало за действующий вариант, а чуть более 43 процентов — за альтернативный.

Чем не угодила Украина жителям Нидерландов?

Соглашение об ассоциации Украины с ЕС было подписано в июне 2014 года. Оно подразумевает углубление торговых, экономических и политических связей между сторонами. Соглашение ратифицировали парламенты всех 28 стран, которые входят в ЕС. Однако в Нидерландах 6 апреля 2016 года состоялся референдум по вопросу о целесообразности ассоциации с Украиной, итоги которого оказались отрицательными для Киева — против выступили 60 процентов голландцев. Жители Нидерландов опасались, что сделка обяжет страну оказывать Украине финансовую или военную поддержку.

Власти заявили, что намерены учесть результаты голосования, в связи с чем процесс ратификации был приостановлен. Парламент Нидерландов имеет полномочия по денонсации соглашения.

Обречен на пожизненное

22 мая 2016 года более 94 процентов таджикистанцев из принявших участие в референдуме за внесение поправок в Конституцию страны, в том числе за то, чтобы дать Эмомали Рахмону право избираться президентом без ограничений.

Уплыть из Европы, или Просто Brexit

На референдуме 23 июня Великобритания (51,89 процента) проголосовала за , тогда как Шотландия высказалась за сохранение членства. Хотя референдум не имеет юридической силы, в отставку подал премьер-министр Дэвид Кэмерон. Соединенное Королевство начало работу по выходу из Евросоюза.

Вице-президенты и сроки

Постсоветские страны богаты на референдумы — за последний год они прошли в Абхазии, Грузии, Таджикистане и Туркменистане. В этом списке и Азербайджан: 26 сентября избирателям предложили почти три десятка поправок, по каждой из которых они голосовали отдельно. Все поправки были одобрены (за каждую из них отдавали от 90 до 95 процентов). В результате учредили должности вице-президентов, увеличили президентский срок с пяти до семи лет, дали президенту право распускать парламент.

Инициатор поплатился креслом

4 декабря в Италии состоялся референдум по конституционной реформе, которая предполагала усиление роли премьер-министра и нижней палаты парламента, а также ослабление верхней палаты — сената и местных органов власти.

Не состоялись

Решением Евросоюза в Венгрию должны были переселить 1 294 мигранта. Однако правительство страны во главе с премьер-министром Виктором Орбаном выступило против и инициировало референдум по отказу от мигрантов. Против решения Евросоюза 2 октября выступило более 98 процентов проголосовавших, однако референдум был признан несостоявшимся: явка составила 44 процента вместо необходимых 50.

6 ноября в Болгарии на референдуме решали три вопроса: об ограничении государственного финансирования политических партий, о введении обязательного голосования и о введении системы абсолютного большинства на парламентских выборах. Большинство проголосовали "за", но явка на голосование оказалась ниже необходимой, чтобы признать его состоявшимся. Однако в связи с тем, что явка составила более 20 процентов, вынесенные на референдум вопросы должны будут обсуждаться в Народном собрании Болгарии.

За последний год референдумы прошли в более 20 странах. Помимо вышеперечисленных, к плебисциту прибегали в Таиланде, Замбии, Боливии и ряде других государств. Также в Италии в 2016 году состоялось два референдума: помимо конституционной реформы, 7 апреля народ голосовал за запрет на добычу нефти и газа в прибрежной зоне страны.

plebiscitum , от лат. plebs - плебс (простой народ) и лат. scitum - решение, постановление) - опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории или других вопросов локального характера.

По мнению некоторых авторов, разница между референдумом и плебисцитом, состоит в том, что референдум принимается по вопросам принятия конституции или законов или по вопросам их отмены, тогда как плебисцит принимается по всем остальным вопросам. Французские авторы придерживаются мнения, что плебисцит принимается по вопросам наделения какого-либо лица верховной властью. Так, мероприятие по предоставлению Наполеону Бонапарту императорского титула, во французской литературе XIX века, именовалось плебисцитом .

В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.

Видео по теме

Виды референдумов

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума - проект закона), обязательный референдум или факультативный.

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

Древний Рим

Некоторые примеры референдумов, проводившихся в различных государствах мира

Акты волеизъявления населения стран по результатам референдумов могут игнорироваться их властями, например, результаты Всеукраинского референдума 2000 года , когда проголосовали около 30 млн украинцев.

Референдумы в России

Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года - в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

Попытка граждан РФ, живущих в Хабаровском крае, провести референдум для оценки изменений границы края (передачи КНР островов Тарабаров и Большой Уссурийский); и о доверии губернатору края, давшему письменное согласие на передачу островов; и о доверии президенту, подписавшему соглашение, была организована в строгом соответствии с законом (май 2005 г.). Законодательная Дума края отказалась рассматривать документы; а при их повторном направлении отказала в разрешении проводить его.

Попытка организации референдума с целью принятия закона, повышающего ответственность выборных должностных лиц перед избирателями (обязательная оценка их деятельности по завершении срока работы - при проведении выборов нового должностного лица) не удалась. Сначала действия группы активистов были квалифицированы как экстремизм на основании одной из листовок . Затем организацию распустили. Так как потребность в таком законе была велика, параллельную работу выполняла группа других граждан - и после запрета деятельности Армии воли народа активные участники перешли в ИГПР «ЗОВ» (созданную задолго до запрета АВН). Однако судья Тверского суда г. Москвы счёл, что переход в другую организацию является прикрытием продолжения экстремистской деятельности, выявленной ранее (хотя единственная листовка, признанная экстремистской, не переиздавалась) - и приговорил трёх активистов к разным срокам лишения свободы.

Референдумы на местном (муниципальном) уровнях

В 2010-е годы референдумы на муниципальном уровне в России проводились часто. Этому способствовало Постановление Правительства Российской Федерация № 1578 «О внесении изменений в правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ», которое установило следующее :

  • Каждый муниципалитет с населением свыше 20 тыс. человек для получения федерального финансирования своего проекта благоустройства парка (сквера) должен вынести его на референдум.

Порядок организации и проведения местного референдума утверждается муниципальными правовыми актами (почти везде был просто принят без существенных изменений проект порядка, разработанного Минстроем России) . В Единый день голосования 18 марта 2018 года голосование прошло в большинстве регионов России . Обычно голосование проходило на избирательных участках, но в отдельных помещениях, в некоторых регионах с предварительной регистрацией избирателей на рабочем месте .

Референдумы в Швейцарии

Референдум в Швейцарии является инструментом прямой демократии . Используя этот инструмент, швейцарцы могут влиять на политические процессы в своей стране. При помощи голосования швейцарские граждане могут высказать свое мнение по законам, уже принятым парламентом. Собрав 50 тысяч заверенных подписей в течение 100 дней со дня публикации закона, их необходимо передать в руки Федеральной канцелярии в Берне. Для успеха референдума необходимо простое численное большинство граждан страны.

Как работает народная инициатива

Идею новой народной инициативы вначале предлагают на рассмотрение властям, которые должны убедиться, что она не нарушает другие законы. После стартует агитационная кампания. Собрав в течение 18 месяцев сто тысяч подписей под законопроектом, инициаторы имеют право вынести его на референдум. Законодательная инициатива может касаться вопросов на уровне Конфедерации, кантона , общины. Граждане Швейцарии могут потребовать внести поправки в конституцию страны или даже полностью пересмотреть основной закон государства. Однако прежде, чем вступить в силу, народная законодательная инициатива должна преодолеть целый ряд непростых барьеров.

В случае, если народная законодательная инициатива признается действительной, то есть если делается вывод, что она в своей субстанции в целом не противоречит национальному и международному законодательству, Федеральный совет обсуждает суть законодательной инициативы, а затем передает ее на рассмотрение палат парламента . Как правило, палаты парламента, рассмотрев суть законодательной инициативы, вырабатывают свое контрпредложение, которое потом выносится на референдум вместе с изначальным вариантом предложенной инициативы. Избиратели получают, таким образом возможность выбрать для реализации один из предложенных вариантов инициативы. Для своего успеха народные инициативы должны получить на референдуме «двойное большинство»: большинство голосов избирателей в целом по стране, а также большинство голосов избирателей в каждом из кантонов.

Обязательный референдум

Обязательному вынесению на общенациональный референдум подлежат важные акты международной политики и дипломатии, например, решение правительства и парламента о вступлении в те или иные наднациональные организации и институты многосторонней международной политики.

Факультативный референдум

Факультативный (необязательный, но возможный) референдум можно организовать против любого закона, принятого парламентом. Этот инструмент можно использовать и для внесения изменений в действующие законодательные акты.

История

Методы прямой демократии применяются в Швейцарии на федеральном уровне с конца 19 века. Начиная с 1891 года до стадии референдума дошли 196 законопроектов. В период с 1983 года на референдум было вынесено более 100 инициатив, но только 14 были приняты избирателем.

Важные референдумы в истории Швейцарии

Референдум 28 февраля 2016 года

63% граждан Швейцарии приняли участиве в голосовании. В среднем по стране эта цифра обычно на 20% ниже. Причиной высокого интереса избирателей к референдуму стали вынесенные на него вопросы: порядок высылки из страны иностранных граждан, нарушивших закон, перспективы строительства второго автомобильного туннеля под перевалом Сен-Готард.

Введение

Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации.

Политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От состояния политических прав и свобод во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и, прежде всего, при опоре на уважение к человеку.

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Он позволяет достичь высшей легитимности при принятии решения, ощутить гражданам ответственность за происходящее в стране, совместить интересы народа и органов власти. Вместе с тем референдум может быть использован как противовес представительной демократии, как средство в борьбе ветвей власти; он содержит в себе опасность подмены профессионализма популизмом, а значит принятия некомпетентного решения.

Цель данной контрольной работы - охарактеризовать практику проведения референдума в нашей стране, ознакомиться с нормативными актами и законами о референдуме.

Референдум: понятие, виды, значение, формы

Важнейший принцип, на котором основывается деятельность демократического государства, - принцип народного суверенитета : народ является источником власти в обществе.

Народ осуществляет свою власть:

Непосредственно

Через избираемых ими представителей (например депутатов, президента и д.р.)

Основными формами непосредственной демократии являются -

Референдум.

Выборы и референдум одинаковы по форме проведения (голосование), но различают по объекту волеизъявления.

Выборы - проводятся при выборе кандидата, партии.

Референдум - вопросы государственной жизни, по которым народ должен выразить свое мнение.

Референдум - высшее непосредственное выражение воли народа по законопроектам, действующим законам, иным вопросам государственной жизни.

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Существую понятия близкие к понятию референдум, но отличающиеся спецификой решаемых вопросов - это плебисцит, всенародный опрос, всенародное обсуждение.

Рассмотрим некоторые отличия.

Референдум (от латинского -- “должное быть сообщенным”) -- это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местного самоуправления.

Плебисцит (“то, что сказал плебс”, под которым в данном случае понимался народ, а не римская аристократия) -- это тоже голосование избирателей, но часто плебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности (например, при голосовании за единственную кандидатуру на должность президента).

Всенародный опрос предполагает выявление мнения населения всей страны, причем не обязательно путем голосования. Опрос может быть произведен той или иной общественной организацией, прессой. Если такой опрос не предполагает принятия решения избирателями, то он может быть проведен и путем их голосования. В этом случае он может представлять собой консультативный референдум -- для этого необходимо проведение его уполномоченными государственными органами и с соблюдением необходимых процедур. Хотя Конституция РСФСР 1937 г. и называла всенародный опрос референдумом, ставя первое понятие в скобки по отношению ко второму, их не следует отождествлять: опрос по своему смыслу ограничивается выявлением мнения населения, а не принятие решения избирателями. Таким образом, юридические последствия и юридическая сила у опроса и референдума - разная.

Необходимо также указать, что в некоторых странах не признается особой разницы между плебисцитом и референдумом. Так например в США.

Предметом плебисцита являются вопросы исключительной государственной важности, определяющие судьбу страны. Чаще это вопросы о государственной независимости или изменении статуса территории.

Примеры плебисцитов Материалы лекций профессора юридического факультет МГУ Златопольского Д.Л. :

1. 1945 г - плебисцит в Монголии по вопросу государственной независимости или вхождении в состав Китая (около 10% высказалось за независимость)

2. 1962 г. Плебисцит во Франции и Алжире об изменении государственного статуса Алжира (около 70% избирателей высказалось за выход Алжира из состава Франции и полную государственную независимость.)

Предметом референдума являются следующие вопросы:

Принятие или изменение в конституции

Вхождения или выхода из международных союзов, организаций

О форме правления

Важнейшие законы

Примеры референдумов :

1. 1958 г. - референдум во Франции по вопросу принятия новой конституции (конституция Ш. де Голля)

2. 1982 г. референдум в Испании по вопросу вступления в НАТО

3. 1996 г. Референдум Белоруссии по вопросу изменения конституции 1994 г.

4. 1997 г. - референдум о форме правления в Албании.

В РФ начиная с 1991 года было проведено только 3 референдума:

1. 17.03.1991 г - всесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР и одновременно с ним референдум РСФСР об учреждении поста президента РСФСР

2. 25.04.1993 - всероссийский референдум о доверии Президенту Б.Н. Ельцину, об одобрении социально-экономического курса, о досрочных выборах Президента и верховного совета РСФСР.

3. 12.12.1993 г. - всероссийский референдум по вопросу принятия Конституции РФ.

Предмет референдума

По предмету референдумы делятся на:

1. Конституционные (референдумы по вопросам принятия конституции, или поправок к конституции - референдум 12.12.1993 г.);

2. Законодательные;

3. По международным вопросам;

4. По административным вопросам.

По правовым последствиям референдумы могут быть следующего характера:

1. Консультативные;

2. "Дозаконодательные";

3. Совещательные;

4. "Послезаконодательные";

5. Ратифицирующие.

По юридической силе решения бывают:

1. Обязательными

2. Факультативными.

По территориальному охвату бывают:

1. общенациональными,

2. региональными,

3. местными.

Факультативный - это такой, который можно проводить или не проводить. Назначение факультативного референдума зависит от органа, компетентного назначать референдум на основании конституции или специального закона. Предметом может быть любой вопрос или проект государственного (самоуправленческого) решения, если это не запрещено конституцией или законом.

Решения же обязательного референдума имеют высшую юридическую силу и не нуждаются в дополнительном утверждении (например - референдумы о принятии Конституции).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх