Почему время ускоряется с возрастом? Быстрее с каждым днем. Почему с возрастом время так летит Почему в старости время идет быстрее

Когда мы становимся старше, появляется ощущение быстротечности времени, каждая секундочка убегает быстрее. Ускорение заметно каждую неделю, месяц становится короче, и даже уходящий год промелькнул махом.

Очевидно, что время не истекает быстрее. Час по-прежнему 60 минут, сутки состоят из 24 часов, и год, как всегда, занимает 12 месяцев и 365 дней (366 високосный). Вместе с тем исследования показали, что восприятие времени действительно изменяется когда мы становимся старше. С годами, время словно бы ускоряет свой ход.

Многие психологи считают, что время вовсе не ускорилось так, что наше восприятие меняется с возрастом. Биологические изменения в организме человека являются естественными процессами старения, такие как уменьшение выхода дофамина от мозга, что оказывает влияние на внутренние часы.

Учёные полагают, что ускорение времени означает уменьшение частоты эмоциональных переживаний, такие как первый поцелуй, рождение ребёнка, первая награда за достижения — живущие в памяти долговременно. Однако со временем, накопленный безэмоциональный и последующий опыт сливаются в памяти единым целым, и кажется, что время «ускорилось» — чисто субъективное восприятие.

Снижение эмоциональной интенсивности, когда мы становимся старше, является продуктом «привыкания». Это означает, что все больше и больше мы делаем машинальных операций в определенных местах, тем меньше это выделяется на общем фоне действий. События буквально «выпадают» из памяти и не запоминаются во времени.

Подумайте о том времени, когда вы находитесь в режиме «автопилота», — двигаясь на работу, выполняя рабочие задачи, либо проводя время с семьей. Все это, как правило, сливается в общую память, делая прошлые эмоционально пробужденные переживания на этом фоне значительно дольше, чем они были на самом деле.

Жизнь на «автопилоте» в целом нормальное состояние, поскольку мозг человека натуральным образом подключен к экономии энергии, чтобы сохранить ресурсы для использования в нештатных ситуациях.

Повседневная жизнь конденсируется в меньшую часть нашей памяти. Тогда как события, которые побуждают яркие эмоции, к примеру, крайняя радость, любовь, печаль и стресс, занимают большую часть базы данных в памяти.

Выделив много энергии в высоко эмоциональных переживаниях — событий, которые происходят реже, мы становимся старше из-за опыта — все остальное при этом выглядит ускоренным.

Существует феномен «быстрого телескопирования», в котором знаковые события занимают непропорциональное количество пространства мозга из-за значимости событий в жизни до этой точки времени, и после отметки. Вот почему женатые 10 лет пары делают замечания «Это только кажется, что мы были женаты десять лет». На самом деле память о женитьбе настолько плотно имплантировалась в их сознании, что время в памяти «до и после» объединилось.

Еще одна причина, почему время, кажется, летит с возрастом — простая математика. В «Пропорциональной теории» Пола Джанет, предполагается, отчего каждый раздел времени (месяц, год, либо десятилетие), идет быстрее, чем в прошлом. Все от того, что пропорционально, каждый новый эпизод занимает меньше места жизни, чем предыдущий. Рассмотрим замечательную цитату Уильяма Джеймса:

Видимая длина отрезка в данный период жизни человека пропорционально общей длине самой жизни. К примеру 10-летний ребенок чувствует, что год 1/10 всей его жизни, 50-летний оценивает как 1/50, — а жизнь и тем временем сохраняет постоянную длину.

Мы можем замедлить время?

1. Найти больше эмоционального чувства в переживаемых событиях, что поможет удлинить время. Это увлечет и даст больше впечатляющих моментов, чтобы оглядываясь назад видеть предыдущие мощные воспоминания.

2. Наслаждайтесь настоящим: Вместо того, чтобы всегда планировать и разрабатывать стратегию следующего шага на будущее, воспользуйтесь моментом и оцените, где вы находитесь на данный момент. Не пытайтесь постоянно ускорить себя, чтобы добраться до будущей точки, живите в данный момент, наслаждаясь эмоциями.

3. Снижение уровня многозадачности: Жизнь зачастую понуждает нас выполнять несколько вещей сразу. Но решение многозадачности не даст больше времени, чтобы сделать новые воспоминания, напротив, это «состарит» память.

Бывает так, что мелкие события требуют приложить больше умственных способностей одновременно, уменьшая вашу способность к долговечным воспоминаниям в такие моменты. Расслабьтесь и принимайте вещи по одному за раз. Вы будете в состоянии выполнить вещи, которые окажут более длительное воздействие в жизни.

Наконец попробуйте что-то новое: эмоциональная составляющая, изменяющие жизнь переживания, это поможет заполнить банк памяти и замедлить время, выйти из зоны комфорта и «обновится».

Займитесь чем-то новым, тем самым поднимая шансы на долговечные воспоминания выше, чем занимаясь старыми и привычными вещами. Смените образ жизни, чем больше воспоминаний приобретете — тем замедление станет восприятие времени.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Многие панически боятся болезней, прочно связанных в нашем сознании с жизнью пожилых людей

Молодые люди от неизбежной старости ожидают беспомощности, утраты ясности ума, ухудшения зрения и слуха и прочих неприятностей. Но так ли уж всё страшно на самом деле? На самом деле у старости есть свои преимущества.

Прежде всего возникает вопрос - кто вообще считается пожилым, а кто - старым? Согласно классификации геронтологов, возраст от 60 до 74 лет считается пожилым, от 75 до 89 - старческим, от 90 и выше - возрастом долгожителей.

Старость у нас в сознании ассоциируется с ворчанием и глухотой, шаркающей походкой, атеросклерозом, ишемической болезнью сердца, сахарным диабетом, гипертонией, онкологическими заболеваниями. Но в реальности это давно не так. Потому, что обычно уже к 40 годам люди умудряются заполучить букет хронических заболеваний. А от самой старости, по сути, мы получаем не так уж много болезней. Как правило, это остеопороз, ломкость костной ткани, или болезнь Альцгеймера - вид старческого слабоумия, при котором человек теряет память и координацию движений. Однако оснований для черного пессимизма всё-таки нет. Ведь старость - просто определенный отрезок жизни, и у нее есть свои радости.

Это грозит каждому

Старение - необратимый процесс, относящийся к любым объектам - живым и неживым. С течением времени все в природе изнашивается. На протяжении жизни любые организмы накапливают внешние воздействия окружающей среды и становятся более хрупкими. Становится недостаточным количество новых клеток, образовывающихся на замену «отработавшим». Этот момент считается началом биологического старения.

На течение старения влияют также факторы внешнего воздействия - окружающая среда, пища, привычки, физическая и интеллектуальная активность. Большую роль играет стрессовый фактор, смена привычных условий жизни, окружения. В процессе старения ряд органов становится меньше в объеме. В среднем, все органы тела с 25 до 75 лет теряют 25%-30% от своей массы.

Основные проявления старения связаны с возрастными изменениями функции центральной нервной системы - уменьшается подвижность процессов возбуждения и торможения, ослабляются чувствительность, обоняние, острота зрения, постепенно понижается верхняя граница слуха. Отмечается снижение психической активности.

Мозг должен работать!

Увы, ни один врач не предложит курс профилактики возрастных нарушений. Никто не назначит пилюлю от старости - ее просто не существует. Каждому придется осознать, что старость неизбежна.

Действенным методом для того, чтобы старость была счастливой, а не мучительной, является сам образ жизни человека. Многие предлагают простой рецепт: активная жизнь без вредных привычек, с обязательным наличием любимого дела. И это действительно работает - долгожители до последнего не уходят «на покой» из профессии.

Ученые подсчитали, что после сорока лет люди ежедневно теряют примерно двадцать тысяч нервных клеток. А ведь гибель нейронов ускоряется из-за их бездействия - с годами осмысливается все меньше новой информации. Оказавшиеся ненужными клетки гибнут, и деградация становится необратимой. Но отсрочить старость вполне реально. Секрет прост: мозг должен работать. Все, что не работает, погибает, и мозг не является исключением.

Люди, живущие интенсивной интеллектуальной жизнью, повышающие образовательный уровень, занимающиеся профессиональной деятельностью, интересующиеся искусством, путешествующие и много читающие, задействуют все структуры мозга. Поэтому у них максимально снижен риск раннего развития слабоумия. Также врачебная практика показывает, что процент страдающих старческой деменцией среди людей, которые ведут активный образ жизни, куда меньше, чем у их малоподвижных сверстников.

В любом возрасте физическая активность является залогом здоровья, а малоподвижный образ жизни никому на пользу не идет. Посильная нагрузка стимулирует работу организма и является отличной профилактикой заболеваний сердечно-сосудистой системы, которые в преклонном возрасте ведут к необратимым нарушениям.

Как таковой профилактики старческих недугов не существует, но каждый из нас сможет снизить риск. Для этого нужно, как минимум, смолоду заботиться о своем питании. Целый ряд продуктов способствует активизации работы мозга - рыба, орехи, семечки и сухофрукты, печень и яйца, бобовые и злаковые.

Болезнь Паркинсона развивается гораздо реже у людей, ведущих активный образ жизни. Физические нагрузки вкупе с отсутствием вредных привычек способны оттянуть наступление старости. Положительные эмоции тоже играют не последнюю роль в профилактике многих недугов. И не стоит впадать в отчаяние от того, что на лице появляются морщины, а в волосах - седина. Выход на пенсию можно использовать как возможность пожить для себя: путешествуйте, занимайтесь спортом, оздоравливайтесь в санаториях.

Счастье - в гармонии

Может ли старость быть счастливой? Безусловно, да. Счастье в преклонном возрасте - состояние, которое впитывает в себя все положительные переживания, присущие любому возрасту, но дополненные незнакомым прежде чувством гармонии с окружающим миром.

Для людей, считающих себя счастливыми в этом возрасте, характерным является стремление к переосмыслению жизненного опыта и тяга к обновлению своих взглядов. Такие пожилые люди вовсе не настроены с тоской вспоминать прошлое. Они активно живут настоящим и даже строят планы на будущее. Живя в согласии с собой и окружающим миром, они философски воспринимают мысль о конечности своего существования. Мудрое созерцательное отношение к жизни является основой счастливого старения.

Старость не нужно воспринимать как период регресса, о чем напрямую свидетельствуют результаты изучения познавательных способностей людей в возрастной категории 60-90 лет. Выявлено, что пожилые люди не только сохраняют имеющиеся у них способности, но и развивают ряд новых.

Также на поведение человека в преклонном возрасте влияют его индивидуальные особенности. Сможет ли он успешно адаптироваться к старости, зависит от его предыдущего жизненного пути, в процессе которого формировалась система жизненных ценностей. Если человек не мыслит себя без активной творческой деятельности, то старость не вызывает у него негативных переживаний. Даже неизбежное ослабление физических сил не приводит к дряхлости, потому что активный пожилой человек сохраняет свои эмоциональные качества и умственные способности.

Успешные люди конструктивно воспринимают снижение физических возможностей и ухудшение здоровья в преклонном возрасте. Поэтому человек, проживший жизнь, наполненную яркими событиями, склонен относиться к проявлениям собственной старости и окружающим людям с большим пониманием, чем желчный неудачник, превращающийся с возрастом в брюзгу.

Ощущение счастья в преклонном возрасте - естественное состояние человека, определяющееся выбором правильной жизненной позиции. Надо отметить, что в создании условий для благоприятного старения большая роль принадлежит любви и заботе близких людей, закладывающих основу и для собственной счастливой старости.

Всё под контролем!

Важный метод профилактики деменции и других старческих недугов - контроль собственного здоровья. Нельзя забывать о своевременном посещении медицинских обследований. Зачастую одной из причин возникновения болезней могут стать запущенные хронические заболевания и инфекции. А своевременная диагностика и лечение даст куда больше шансов прожить необременительную старость.

Иными словами, здоровый образ жизни, регулярное посещение медицинских учреждений и позитивный взгляд на жизнь помогут сохранить хорошее настроение, ясный рассудок и бодрость духа даже в преклонном возрасте.

Вообще, исследования ученых доказывают, что не старость плоха - требует перемен наше представление о ней. Преимущество старости прежде всего в том, что у многих - часто впервые в жизни - появляется возможность читать хорошую литературу, общаться, много гулять. Физическая и интеллектуальная активность, потребление пищи, богатой витаминами, особенно овощей и фруктов, оптимизм и жизнелюбие - вот залог красивой и здоровой старости.

Согласно теории Эйнштейна, описывающей законы физики, время - понятие относительное. И действительно, все люди воспринимают егопо-разному. Для кого-то оно сейчас тянется невероятно долго, а кому-то рядом кажется, что время несется, как метеор и поэтому он ничего не успевает сделать. Не смотря на то, что физика относится к точным наукам, измерение времени в ней не совпадает с тем, как его воспринимает человеческий мозг. У каждого существуют свои, внутренние часы и чем старше становится человек, тем быстрее идет «его время». Но как это происходит и в каком возрасте восприятие времени меняется?

Математические пропорции

О том, что в разном возрасте время течет неодинаково, несколько лет назад задумался известный автомобильный дизайнер из Австрии Максимилиан Кинер. Используя математические пропорции он разработал шкалу, согласно которой, чем дольше живет любой человек, тем более коротким ему кажется год. Например, ребенку 5 лет и тогда, согласно пропорции, год - это пятая часть его жизни, соответственно, она течет очень медленно. В 50 лет год - это одна пятидесятая часть и конечно кажется, что это очень короткое время, которое полетает мгновенно. На эффект пропорциональности накладывается и восприятие прошлого, ведь пожилой человек зачастую помнит свою молодость или отдельное фрагменты всплывают в его памяти. И поскольку в 20 лет один год, согласно шкале Кинера, являлся одной двадцатой бытия, то в 100 лет, когда год - одна сотая часть, человеку кажется, что именно тогда он прожил половину всей своей жизни, хотя это противоречит объективной реальности. Но у этого восприятия имеется своеобразное подспорье.

Время получения опыта

Известный американский нейробиолог и автор книг Дэвид Иглман постоянно проводит тесты и исследования человеческого мозга и принципов его работы. Он считает, что на восприятие времени влияет человеческий опыт. Это доказывает эксперимент, который доктор Иглман провел с десятком добровольцев. Он демонстрировал им различные изображения, часть из которых люди уже видели ранее, а остальные картинки были для них абсолютно новыми. Выяснилось, что по своим субъективным ощущениям испытуемые тратили больше времени на разглядывание новых изображений, чем на просмотр уже виденных ранее, хотя абсолютно все картинки демонстрировались им с равной продолжительностью. Таким образом нейробиолог выяснил, что время получения новой информации для человека субъективно течет медленнее, чем аналогичные минуты использования накопленного опыта. Соответственно, в 5 лет, когда ребенок только познает мир время для него тянется бесконечно, по сравнению с ощущением 50-летнего человека, умудренного жизненных опытом. И даже если в этом возрасте начать обучение чему-нибудь новому, это все равно будет базироваться на уже имеющейся информации, поэтому только на чуть-чуть «притормозит бег» кажущегося времени. Именно поэтому детские годы, когда для человека все в мире ново, кажутся «растянутыми», в отличие от взрослой «мимолетной» жизни, основанной на уже полученной и ныне используемой информации.

Возрастное замедление биологических процессов

Почему с возрастом человеку кажется, что время для него течет быстрее выяснял и американский психолог Питер Манган. На базе колледжа Университета Виргинии в городе Уайзе, США, ученый проводил эксперимент с тремя группами людей. Молодежи - 19-24 года, зрелым людям - 35 - 47 и пожилым - 65 - 80 лет, он предложил мысленно засечь время в 3 минуты и сказать, когда, по их мнению, эти 3 минуты истекли. В группе молодых людей время оценили наиболее точно: для них 3 минуты прошли через 3 минуты и 3 секунды. Люди зрелого возраста ошиблись на 8 секунд, а вот пожилые на целых 40 секунд фактического времени. Таким образом Питер Манган сделал вывод, что люди в возрасте в самом деле воспринимают временные промежутки более короткими, чем они есть на самом деле. Но с чем это связано? Получив медицинские освидетельствования своих испытуемых, психолог отметил только возрастные проблемы у третьей группы людей, но оказывается они и влияют на восприятие времени. После наступления климактерического периода, метаболизм у людей становится особенно медленным и в связи с этим в головном мозге уменьшается содержание нейротрансмиттеров - посредников в передаче сигналов между нейронами. Соответственно получение и даже общее восприятие информации у пожилых людей сильно замедляется, но окружающий мир продолжает функционировать все в том же режиме. Поэтому люди в возрасте «отстают» от реального времени и им кажется, что прошли только 4 минуты, хотя на самом деле - 3. И хотя психолог зафиксировал небольшое изменение и в группе зрелых добровольцев, наиболее быстро время идет у человека все-таки после физиологического угасания его эндокринно-половой системы. Соответственно в детском возрасте - до начала полового созревания, время воспринимается максимально медленно, чем есть на самом деле, ведь в этот период метаболизм юного организма максимально высок.

Многим кажется, что годы пролетают тем быстрее, чем старше мы становимся. Videnskab ищет причину.

Старый актер Поль Роймерт (Poul Reumert) наблюдал за беседой двух актеров. Один жаловался, что снова остается лишь ждать прихода нескорого Рождества.

Роймерт вмешался в беседу и сказал:

«Молодой человек, в моем возрасте Рождество приходит каждые две недели».

Этот анекдот отдел Spørg Videnskaben получил от нашего читателя Торбена Вииса (Torben Wiis). Ему сейчас 68 лет, и он начал чувствовать, что время у него летит так же быстро, как летело для старого Роймерта.

«Время с годами изменилось, но почему вообще случается это изменение в восприятии времени?— спросил Торбен Виис. — Мои дни, недели и годы бесконтрольно несутся вперед из-за этого иного восприятия времени».

«Первые десять лет моей жизни шли бесконечно долго, насколько я помню», — пишет Торбен Виис.

Ответ не обнадеживает

Довольно интересный вопрос, который мы передаем далее философу Полю Любке (Poul Lübcke) из Института средств массовой информации, восприятия и коммуникации Копенгагенского университета.

Он исследовал феномен времени и считает, у него есть ответ на вопрос Торбена Вииса.

Контекст

Наши фантастические внутренние часы

Yle 06.10.2017

Откуда берется время?

Nautilus 21.07.2017

Депрессия и заговор фармацевтов

T24 03.09.2017

Исчезновение видов: время бить тревогу

Le Monde 12.07.2017 «Я думаю, у меня есть ответ на этот вопрос. Но он, однако, не особенно обнадеживает».

«Так происходит с большинством из нас. Конечно, не потому, что время объективно изменяет скорость», — говорит Поль Любке.

Мы воспринимаем время двумя разными способами

Как наш читатель довольно справедливо констатирует, когда мы становимся старше, часто кажется, что время идет быстрее.

Пол Любке считает, что причина, пожалуй, в том, что мы, люди, воспринимаем время двумя разными способами:

Объективный способ: используя часы и календарь. Этот способ определяется астрономическими условиями, временами года и тем, когда восходит и заходит солнце.

Субъективный способ: мы подсчитываем важные события и основываемся на них, определяя, сколько времени прошло. Когда мы переживаем множество разных вещей за какой-то период, нам кажется, что время идет медленнее.

Большая разница в восприятии времени у детей и взрослых

В детстве большое значение имеет субъективное восприятие времени. И не без основания.

«Когда ты — ребенок, кажется, что все время происходит очень много событий, так как ты все время переживаешь что-нибудь новое. Например, поездка на автобусе может быть настоящим впечатлением для ребенка, тогда как для взрослого она практически ничего не значит», — говорит Поль Любке.

У детей больше новых впечатлений

С возрастом вы уже не так восприимчивы к новым впечатлениям, как были в детстве.

«Например, между двумя днями рождения ребенок может получить 100 больших впечатлений. Но когда тебе 50 лет, ты, возможно, получаешь всего 10 больших впечатлений между двумя днями рождения. А когда становишься еще старше, они могут вообще свестись к нулю».

Поэтому когда человек становится старше, ему кажется, что в течение года он должен был получить больше впечатлений. Просто потому, что он сравнивает с детством.

«Но это может измениться, если мы, пожилые, начнем подсчитывать моменты раздражения вместо положительных впечатлений», — констатирует Поль Любке, посмеиваясь.

Spørg Videnskaben благодарит его за хорошее объяснение. А также мы благодарим Торбена Вииса за то, что он заинтересовался и послал нам этот вопрос. Награждаем его вневременной футболкой от Videnskab.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Задумайтесь, ведь это действительно так было в детстве – летним каникулам, казалось, не было конца, и ждать новогодних праздников приходилось вечно. Так почему же с годами время как будто набирает ход: недели, а то и месяцы пролетают незаметно, и времена года меняются с такой головокружительной скоростью?

Не является же такое очевидное ускорение времени результатом навалившихся на нас в нашей взрослой жизни обязанностей и забот? Впрочем, на самом деле, исследования показывают, что ощущаемое время действительно движется быстрее для взрослых, наполняя нашу жизнь хлопотами и суетой.

Есть несколько теорий, которые пытаются объяснить, почему наше ощущение времени ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Одна из них указывает на постепенное изменение наших внутренних биологических часов. Замедление обменных процессов в нашем организме, по мере того как мы становимся старше, соответствует замедлению нашего пульса и дыхания. Биологические кардиостимуляторы у детей пульсируют быстрее, а это означает, что их биологические показатели (сердцебиение, дыхание) выше в установленный период времени, поэтому по ощущениям и время длится дольше.

Другая теория предполагает, что течение времени, которое мы ощущаем, связано с количеством новой информации, которую мы воспринимаем. С возникновением большого количества новых раздражителей нашему мозгу требуется больше времени, чтобы обработать информацию - таким образом, этот период времени ощущается дольше. Этим можно было бы объяснить и «медленное восприятие действительности», которое, как часто сообщается, имеет место за секунды до аварии. Столкнуться с непривычными обстоятельствами означает получить лавину новой информации, которую надо обработать.

На самом деле, может такое быть, что, сталкиваясь с новыми ситуациями, наш мозг запечатлевает более подробные воспоминания, так что это наше воспоминание о событии проявляется медленнее, а не само событие. То, что это соответствует действительности, было продемонстрировано в ходе эксперимента с людьми, испытывающими свободное падение.

Но как все это объясняет постоянное сокращение ощущаемого времени по мере того как мы стареем? Теория гласит, что чем старше мы становимся, тем привычнее становится наше окружение. Мы не замечаем деталей окружающей нас обстановки дома и на работе. Для детей же мир - это часто незнакомое место, где много новых впечатлений, которые можно получить. Это означает, что дети должны задействовать значительно больше интеллектуальной мощи для преобразования своих умственных представлений о внешнем мире. Эта теория предполагает, что таким образом время идет медленнее для детей, чем для взрослых, застрявших в рутине обыденной жизни.

Таким образом, чем привычнее для нас становится ежедневная жизнь, тем быстрее, как нам кажется, пробегает время, а, как правило, привычка и формируется с возрастом.

Было высказано предположение, что биохимический механизм, лежащий в основе этой теории, представляет собой ничто иное как высвобождение нейротрансмиттерного гормона при восприятии новых раздражителей, которые помогают нам научиться измерять время. После 20-ти и до старости, уровень этого гормона счастья падает, поэтому нам и кажется, что время идет быстрее.

Но все же, кажется, ни одна из этих теорий совершенно точно так и не может объяснить, откуда берется коэффициент ускорения времени, увеличивающийся чуть ли не с математическим постоянством.

Очевидное сокращение продолжительности определенного периода, по мере того как мы взрослеем, предполагает существование «логарифмической шкалы» по отношению ко времени. Логарифмические шкалы используют вместо традиционных линейных шкал при измерении силы землетрясения или громкости звука. Поскольку величины, которые мы измеряем, могут варьироваться и достигать огромных степеней, нам нужна шкала с более широким диапазоном измерений, для того чтобы действительно понять, что происходит. То же самое можно сказать и о времени.

На логарифмической шкале Рихтера (для измерения силы землетрясений) увеличение магнитуды от 10 до 11 отличается от увеличения наземных колебаний на 10%, что не показала бы линейная шкала. Каждый пункт приращения по шкале Рихтера соответствует десятикратному увеличению колебаний.

Младенчество

Но почему наше восприятие времени также должно измеряться с помощью логарифмической шкалы? Дело в том, что мы соотносим любой период времени с частью жизни, которую мы уже прожили. Для двухлетних малышей год составляет половину их прожитой жизни, вот поэтому, когда вы маленькие, и кажется, что дни рождения приходится ждать так долго.

Для десятилетних год – это лишь 10% от их жизни, (что делает ожидание немного более терпимым), а для 20-летних - это всего лишь 5%. Если взять логарифмическую шкалу, то видно, что 20-летнему, чтобы испытать то же самое пропорциональное увеличение времени, которое испытывает 2-летний малыш в ожидании следующего дня рождения, нужно было бы подождать, пока ему не исполнилось бы 30. С учетом всего этого не удивительно, что время, как нам кажется, ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Обычно мы думаем о нашей жизни в масштабах десятилетий - наши 20-е, наши 30-е и так далее – они представляются, как равнозначные периоды. Однако, если взять логарифмическою шкалу, то окажется, что мы ошибочно воспринимаем различные периоды времени как периоды одинаковой продолжительности. В рамках этой теории, следующие возрастные периоды будут восприниматься одинаково: от пяти до десяти, от десяти до 20, от 20 до 40 и от 40 до 80 лет.

Я не хочу заканчивать на депрессивной ноте, но получается, что пятилетний ваш опыт, охватывающий возраст от пяти до десяти лет, по восприятию равноценен периоду жизни, охватывающий возраст от 40 до 80 лет.

Что ж, занимайтесь своими делами. Время летит, независимо от того, получаете ли вы удовольствие от жизни или нет. И с каждым днем оно летит все быстрее и быстрее.

Вот еще немного связанная с этим тема, почему мы не помним, как были детьми

По Фрейду

На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания – травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.

«Активация»

Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние – не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.

Среда обитания

Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.

Без вины виноватые?

Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.

Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.

Клетки, «стирающие» память

Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.

Опытным путем

Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, – мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх