Политический процесс

Цель: Раскрыть сущность и структуру политического процесса, разновидности его проявления.

1. Сущность и структура политического процесса.

2. Типы и разновидности политического процесса.

Основные понятия: политический процесс, политическая деятельность, фазы (этапы) политического процесса, виды политического процесса. Режим существования, стадии, война, революция, реформа, терроризм, компромисс.

Литература:

Основная:

1. Божанов В.А. Политология: мир современной политики. – М, 2008. – с.233-250.

2. Мельник В.А. Политология. Учебник. - Мн.: Выш.шк., 2002. – с. 280-324.

3. Политология: Учебник/ Под ред.М.А.Василика. - М.: Юристъ, 1999. – с 257-272.

Дополнительная:

2. Политология: Учебник/ Под ред. С.Б. Решетникова. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – с 258-280.

3. Политология. Учебник/ Под ред. В.А. Ачкасова. – М.: 2005. – с. 457-568.

4. Приложение 8.

1. Политический процесс – это совместная деятельность субъектов политики, организуемая для достижения общих целей. Понятие политического процесса используется обычно в двух отношениях, условно обозначаемых как его макро и микро измерения. В макроаспекте его определяют как ход развития вообще воспроизводство политической системы под влиянием воздействующих факторов. В микроаспекте под политическим процессом понимается некая равнодействующая акций различных социальных и политических субъектов, т.е. совокупность субпроцессов.

В современной политологии существуют несколько подходов в исследовании политических процессов:

Системный подход (Д. Истон, Т. Парсонс). Процесс делится на 4 фазы: вход, конверсия, выход, обратная связь. Это модель циклического функционирования п/п (круговорот) была распространения в 50-80-е годы ХХ века.

Динамический подход (Г. Алмонд). Рассматривает п/процесс как адаптацию политической системы к изменяющимся условиям он выделяет несколько блоков совместной деятельности субъектов.

Блок преобразования социальных потребностей (артикуляция, агрегирование, реализация и контроль за исполнением;

Блок воздействия;

Блок адаптации, приобщения индивидов и их групп к политической жизни.

Поведенческий и интеракционистский подходы рассматривают политический процесс как равнодействующая акции всех участников либо как совокупность взаимодействий (интеракций).

Основу политического процесса составляет политическая деятельность.

Политическая деятельность – это сумма практических действий, направленная на завоевание, осуществление и удержание власти.

Политическую деятельность часто обозначают категорией «политическое поведение».

Политическая деятельность имеет свои субъекты, т.е. непосредственных участников политических акций (индивиды, группы людей, социальные институты и их органы, которые обладают политической властью, политические партии и их функционеры, общественно политические движения и их лидеры, социальные слои, классы, нации, этносы).

Объектами политической деятельности является существующая общественная и политическая система, т.е. субъекты политики в ходе своей деятельности стремятся преобразовать, видоизменить или сохранить существующую социальную структуру общества, содержание общественно-политических отношений, структуру политических организаций и государственного устройства.

При этом различные субъекты, в конечной своей цели, имеют в виду преобразования всей социально-политической реальности. Проекты преобразований могут быть реалистичными, а могут выступать в виде абсолютных и относительных политических утопий.

Итак, политический процесс – это совокупная деятельность всех субъектов политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы, опосредующей публичную власть.

Существуют 3 режима существования политического процесса:

Функционирования;

Развития;

Упадка.

Характер политического процесса:

Амбивалентный (внутренне противоречивый);

Асинхронный (обратимый, непропорциональный).

Поэтому, политический процесс – это совокупность институализированных и неинституализированных действий субъектов политики, осуществляющих формирование и реализацию межгрупповой властью воли общества.

Фазы (этапы) политического процесса:

1. Представление политических интересов групп институтам, принимающим управленческие решения (артикуляция интересов).

2. Принятие решений и формирование политической воли.

А.) Рационально-универсальный.

Б.) Метод последовательных ограничений (метод ветвей).

3. Этап реализации политической воли, выраженный в форме управленческих решений.

Политический процесс разделяется на 4 стадии:

1. Конституирование политической системы.

2. Воспроизведение компонентов и признаков политической культуры.

3. Принятие и исполнение политико-управленческих решений.

4. Контроль за функционированием и направлением развития политической системы.

Процесс признания политической системы может быть активным или пассивным, открытым или скрытым, добровольным или вынужденным, прямым или косвенным, осознанным или бессознательным.

Политический процесс связан с воссозданием политических отношений, институтов, политических норм, ценностей, знаков, символов, языками. Он очень тесно связан с преемственностью.

Политический процесс не может существовать без механизма контроля, который включает в себя: критерии оценок политических факторов. Самооценивание политически значимых фактов; воздействие лиц, вовлеченных в политический процесс на факты.

Значительное место в политическом процессе занимает государственное управление как политический субпроцесс. Специфику государственного управления определяют всеобщая роль Конституционного права как система базовых норм; универсальность, предопределенность широких властных полномочий и функций.

С государственным управлением тесно связана государственная политика. В ней выделяются такие блоки:

Формирование легитимных субъектов и институциональной иерархии;

Разработка стратегического курса и принятие государственных решений;

Административные средства реализации управленческих решений;

Государственный контроль и арбитраж.

С политическим руководством и государственным управлением тесно связана проблема принятия политических решений.

Политическое решение – это сознательный выбор одного из не менее двух возможных вариантов действий. Подготовка и принятие политического решения представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов:

Постановка или выявление социально-политической проблемы, требующей разрешения;

Формирование возможных альтернатив разрешения данной проблемы;

Обсуждение или сравнительный анализ предполагаемых решений;

Принятие окончательного решения.

Существуют несколько методов принятия решений: рационально-универсальный и метод последовательных ограничений («метод ветвей»). Большинство политологов склоняются к тому, что «метод ветвей» более эффективен, однако целый ряд ученых предлагают более совершенный метод, т.к. смешено-сканнирующий метод, который соединяет преимущество первых двух.

Можно выделить следующие типы принимаемых решений:

Законы и постановления высших органов власти;

Решения местных органов власти;

Решения, принимаемые непосредственно гражданами;

Решения высших органов политических партий и общественно-политических организаций;

Решения местных органов политических партий и общественных организаций.

Политика по своей сути является деятельностью, поэтому не может не быть процессом. Анализ политического процесса-одна из важнейших проблем политической науки. Понятие "процесс" (от лат. processus - продвижение, прохождение) может определять: 1) последовательную смену явлений, состояний, событий, ситуаций, стадий и т. д.; 2) совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов и целей. Кроме того, это понятие знакомо студентам благодаря изучению таких предметов, как уголовный процесс, гражданский процесс и других, где процесс является порядком осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов, рассмотрения конкретных судебных дел.

Понятие "политический процесс" - важная специфическая категория политической науки, чаще всего его трактуют как совокупную деятельность всех субъектов, связанных с формированием, изменениями, преобразованием и функционированием политической системы. Некоторые ученые других стран связывают его с политикой в целом (Р. Доуз) или со всей совокупностью поведения акций субъектов власти, изменением их статусов и воздействия (Ч. Мерриам). Сторонники институционального подхода связывают политический процесс с функционированием и трансформацией института власти (С. Хантингтон). Т. Парсонс видел специфику политического процесса в последствиях функционирования политической системы. Д. Истон понимает его как совокупность реакций политической системы на окружающую среду. Г. Дарендорф делает акцент на соперничестве групп за статусы и ресурсы власти, а Дж. Мангейм и Р. Дело трактуют политический процесс как сложный комплекс событий, определяющий характер деятельности государственных институтов и их влияние на общество.

В пределах этих различных подходов политический процесс открывает свои более важные источники, состояние и элементы; он отображает реальное взаимодействие субъектов политики под влиянием разнообразных внешних и внутренних факторов. Политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты власти взаимодействуют друг с другом и государством через специфические роли и функции. А в связи с тем, что ситуации, стимулы и мотивы человеческого поведения постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо заданность в развитии событий и явлений.

Таким образом, политический процесс-это функциональная характеристика политической системы, содержание которой определяется выполнением субъектами власти своих специфических ролей и функций, это также форма функционирования политической системы, которая постоянно меняется в пространстве и времени.

Под таким углом зрения политический процесс можно представить как некоторую последовательность событий политической жизни. На базе этого подхода универсальную концепцию политического процесса предложил Д. Истон. Согласно теории систем и системного изучения политической жизни политический процесс выступает одновременно и как воспроизводство целостной структуры, и как цикличное функционирование политической системы во взаимодействии с социальной и позасоціальним средой, включающий воздействие на политическую жизнь экономических, экологических, культурных и других факторов.

В рамках системного подхода целостный политический процесс проходит четыре стадии (или четыре режима):

1) конституирование - становление политической системы;

2) функционирование существующей политической системы;

3) развитие политической системы;

4) разложение (распад) политической системы.

Разделение на эти стадии условно, но в целостном политическом процессе они взаимодействуют друг с другом, выполняют свою роль и осуществляются своими специфическими методами политического действия.

Восстановления - становление политической системы - начальная стадия политического процесса. Она происходит одновременно и постоянно. Одновременно - в момент возникновения той или иной политической системы. Эта стадия, как правило, совпадает с переломным периодом в развитии общества, когда теряют легитимность существующие политические силы и господствующее положение занимают другие силы. Эти новые силы создают согласно своих нужд новую политическую систему, в которой их волю проводят качественно новые органы власти и другие политические институты. Одновременно происходит замена прежних правовых норм на новые, в которых закреплены новые, созданы институты власти, другие элементы политической системы. Центральный момент этой стадии - полный пересмотр конституции, потому что принятие новой конституции является легальным и демократическим средством легитимации политической власти. Однако легитимация власти не заканчивается принятием новой конституции - это длительный постоянный процесс. С этой точки зрения конституирования политической системы не является одновременным актом: система постоянно обновляется, идет непрерывный процесс легитимации власти, т.е. признание новой системы, ее одобрение и поддержка со стороны членов общества.

Стадия функционирования политической системы совпадает со стабильным периодом общественного развития, когда господствующие социальные слои занимают более устойчивое положение, чем другие социальные классы. На этой стадии политического процесса осуществляются процедуры воспроизведения и поддержки деятельности уже конституированных органов государства, политических партий, общественных организаций. В демократических обществах такими процедурами являются выборы и перевыборы представительных органов власти, их заседания, назначение, ротация исполнительных органов, съезды, конференции политических партий, общественных организаций и др. Важную роль в этом процессе играют уточнение, пересмотр, расширение и обновление действующего законодательства, в процессе которого ценности и нормы политической системы переносятся (воспроизводятся) по традиции. На стадии функционирования политической системы воспроизводятся и сами участники политического процесса, как представители определенных политических позиций и интересов, носители определенных взглядов и убеждений, стереотипов политического поведения.

Стадия развития политической системы наступает во время определенного перегруппировки и новой расстановки политических сил. На этом этапе политического процесса происходит частичное изменение в системе органов государства, реформирования деятельности политических партий и общественных организаций согласно изменениям в социальной структуре общества и изменений соотношения политических сил в государстве и на международной арене. Изменения в структурах и механизмах власти выводят политику правящей элиты на новый уровень. Стадия развития политической системы сопровождается противоборством различных течений и тенденций, которое в конечном итоге должно привести к адаптации системы, соответствия действующих властных структур внешним социальным условиям. Однако на определенном этапе развития возникают новые силы, интересы которых не совпадают с целями существующей политической систем ы.

Новая стадия - стадия упадка и распада. Наступления стадии упадка совпадает с ростом новых социальных сил, которые продвигают другие виды организации политической жизни. На этой стадии происходит изменение направления развития политического процесса. Эта динамика имеет отрицательный относительно существующих институтов власти характер. Разрушительные тенденции здесь превышают конструктивные и образовательные. В результате те решения, которые принимает правящая элита, теряют руководящие способности, а сама правящая элита и ее институты власти теряют легитимность. Таким образом, стадия упадка политической системы связана с окончательной делегитимацией власти. Так завершается цикл политического процесса.

Однако политический процесс не исчезает, а продолжается. Начало следующего цикла в политическом процессе связан с изменением субъекта политической власти, политических институтов и полным расписанием предыдущей политической системы. Следует отметить, что циклический путь по этих четырех стадиях не является раз и навсегда определенным. Начало и продолжительность каждой стадии во времени обусловлены множеством конкретно-исторических обстоятельств.

Таким образом, политический процесс следует рассматривать как совокупность действий институционализированных и неінституціоналізованих субъектов по осуществлению своих властных функций или политических дисфункций, которые в конце концов приводят к развитию или упадку политической системы общества.

Воспроизведения политической системы - сложное, диалектически противоречивое явление. Это и повторное восстановление всех устоявшихся элементов и параметров системы, и момент их изменения и обновления. Эта составляющая политического процесса закрепляет и одновременно обновляет исторический тип политической системы, ее социальную природу и специфические черты. Следует понимать, что не существует единой общей формы или общего ритма воспроизводства политической системы, универсальных для всех формаций. Однако, например, в демократических обществах уже устоявшимся и определенным средством воспроизводства институтов представительной власти стали периодические, свободные, тайные и прямые выборы (перевыборы) на альтернативных началах. Преемственность - главная черта воспроизведения. Вместе с тем содержание наследственного связи является не механическим копированием существующих форм политических отношений, но и моментом рождения новых черт и качеств, развитие политической системы.

Политическая преемственность - одна из необходимых характеристик и составляющих политического процесса. Политическая система, разумеется, не конституирует сам себя из своего же "материала", ее порождает и постоянно воспроизводит государственно организованное общество. Политическое преемственность является условием и принципом процесса воспроизводства, оно определяет характер процесса восстановления элементов политической системы. Человечество и его политические общности издавна наследуют политическую деятельность предыдущих поколений и одновременно превращают политические реалии в новых условиях; следовательно, в актах воспроизведения политической системы всегда присутствуют моменты рождения каких-то новых черт и свойств. Политические нормы и ценности, обычаи и ритуалы, как правило, переходят в следующий цикл политического процесса благодаря общественно-политической традиции. Содержанием политического преемства является не только механическое копирование политических институтов и форм, которые когда-то сложились; прежде всего это упорядоченные преемственные связи в политике, что имеют свое содержание и особенности.

Так, во-первых, политическое преемство непосредственно связано с характером и механизмами власти, поэтому современная кратологія требует рассматривать его в условиях конкретного политического режима и с учетом исторического типа лидера, правящего в стране (партии, политической группе). Во-вторых, политическое преемство неизбежно испытывает влияние координирующих факторов: объективных-экономическая ситуация, социальное положение, национальный вопрос, духовно-культурная традиция; и субъективных - роль политического лидера, наличие политической элиты, позиция гражданского общества и т.д. В-третьих, наследственность власти в современных политических системах непосредственно признается действующим законодательством, что свидетельствует о ее легальный (или нелегальный характер, а в сочетании с оценкой общественности - о легитимности (или нелегитимности) политической преемственности. В-четвертых, тот или иной вид преемственности в политике напрямую связан с определенным типом политического процесса (западного или "незападного"; технократического, ідеократичного. харизматичного и т.п.).

Наконец, исходя из этих и других черт и условий, можно выделить следующие виды политической преемственности:

а) династическая, когда власть передается по наследству члену династической семьи, довольно часто благодаря обычной норме, традиции или политической ритуала;

б) корпоративная, когда власть как ресурс управления переходит из рук господствующей элиты контреліті ("обмен элит"), или в пределах одной правящей элиты передается наиболее достойным лицам;

в) демократическая, что осуществляется благодаря общепризнанным механизмам представительной или плебисцитарной демократии (выборы, референдум и т.п.).

совокупность действий субъектов политики, их взаимодействие по использованию политической власти для реализации своих политических идей, интересов и концепций.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ

совокупность видов деятельности политических субъектов, гарантированных законом и включенных в динамику практически-политических отношений, которые охватывают все стадии развития и функционирования политической системы общества. Политический процесс непрерывен и сложен. Он может развиваться в разных направлениях, накладывать одну деятельность на другую, стадию на стадию, быть единством многообразия и многообразием единства.

Политический процесс имеет следующие стадии: выявление и согласование интересов, формирование цели и программы деятельности; обсуждение и принятие политической программы; осуществление программы в деятельности социально-политических общностей, личности; контроль за ее реализацией; оценка результата, определение видов ответственности за ее реализацию, успех или провал.

Политический процесс имеет также ряд собственных характеристик. Во-первых, основное значение в определении политического процесса имеет анализ субъектов политической деятельности, выяснение того, кто именно выступает инициатором этого процесса, в чьих интересах он осуществляется, кто в состоянии обеспечить его последовательное развитие. Во-вторых, реально происходящий политический процесс всегда испытывает влияние различных политических усилий. "Правые" и "левые", консерваторы и радикалы, реакционеры и либералы - все они, каждый по-своему, влияют на конкретный ход политических событий. От верной оценки расстановки действующих сил в политическом процессе зависит очень многое в понимании происходящих перемен. Анализ расстановки политических сил в процессе не следует, однако, замыкать лишь на характеристике собственно политических партий или движений. Они сами во многом являются лишь отражением более глубоких явлений, наблюдающихся в обществе. В конечном итоге от того, какой социальный слой стоит в центре событий, какая группа или класс общества объективно доминирует в них, зависит общий вид и направленность происходящих изменений. В-третьих, важное значение имеет учет особенностей внешнего воздействия на ход событий в политическом процессе. Если речь идет о процессе политического развития в масштабе общества, то здесь уместно говорить об особенностях международной обстановки. Однако во всех случаях, не следует нарушать живые связи исследуемого процесса с политической средой.

Основные характеристики политического процесса можно отнести к внешним и внутренним. К первым будут относиться временные характеристики (т. е. время возникновения и развития политических систем, партий, организаций, движений; степень постоянства или периодичности их функционирования; затяжной или быстротечный характер существования), а также пространственные (центральные или периферийные; общегосударственные, общенациональные или местные; в отдельных сферах жизнедеятельности общества или в отдельных политических организациях). Внутренние характеристики будут касаться качества связи участников политического процесса (сотрудничество или противоборство); направленности развития политического процесса (прогрессивное, регрессивное); роли объективных условий и субъективного фактора; стихийности или сознательности происходящих событий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Политический процесс - упорядоченная последовательность единичных действий и взаимодействий политических субъектов, как правило, создающих и воссоздающих .

Политическая действительность образуется деятельностью людей, связанной с реализацией властных интересов и достижением цели. В процессе деятельности индивиды, группы, организации, институты, то есть разного рода политические субъекты или акторы взаимодействуют с другими субъектами. Действия и взаимодействия политических акторов осуществляется во времени и в пространстве. В итоге возникает связанная последовательность действий и взаимодействий. Такая последовательность и обозначается в политической науке словами политический процесс . Можно дать и другое определение политического процесса - иное по форме, но близкое сути: политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности единичных действий и взаимодействий, которую связывает определенная логика или смысл.

Политический процесс - динамическая характеристика политики, поэтому его формами являются политическое изменение и политическое развитие.

Категория «политический процесс» в политической науке

В обыденном сознании словосочетание политический процесс часто ассоциируется с использованием властями своего судебного карательного аппарата для преследования политических противников, например, со сталинскими политическими процессами, с показательными судами над диссидентами, с попытками судебного преследования антифашистов в гитлеровской Германии и т.п. При описании подобных явлений политологи также пользуются данным выражением. Однако в политической науке слова политический процесс представляет собой одну из базовых категорий политического анализа, которую используют, прежде всего, для обозначения развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности действий и взаимодействий политических субъектов по поводу использования институтов власти, которую объединяет определенная логика или смысл.

Иногда эти взаимодействия политических акторов могут быть чисто случайными. Иногда они закономерны или даже “запрограммированы” - не в деталях, а в целом, по своему характеру, типу. В результате совершения подобных “ожидаемых” действий создаются устойчивые связи и взаимоотношения. Так возникают правила, нормы, организации и т.д., которые в совокупности обозначаются понятием “институт”.

В качестве примера политического процесса можно привести всю ту совокупность взаимодействий, которая связана с выборами. В ходе избирательной кампании происходит действие и взаимодействие политических акторов (избирателей, политических партий и т.д.). В электоральном процессе также воспроизводятся (или создаются) политические институты (институт выборов, избирательная система и др.). Можно обнаружить также и различные смыслы электорального процесса. Так, для стран современной развитой демократии он заключается в реализации принципа народного суверенитета, выборности и сменяемости органов власти в результате выборов, а также в выборе политических курсов, предлагаемых правящими или оппозиционными партиями.

В политической науке существуют различные точки зрения на то, что такое политический процесс. Некоторые исследователи считают, что понятие политический процесс может иметь два значения в зависимости от того, о каком уровне развертывания политики идет речь - о микроуровне, то есть о непосредственно наблюдаемой деятельности или даже единичных действиях индивидов, или о макроуровне, то есть о фазах функционирования институтов, например, партий, государств и т.д. В первом случае под политическим процессом понимается “некая равнодействующая суммы акций (действий - Авт .) различных социально-политических субъектов” . Во втором случае политический процесс определяют как “цикл (точнее было бы “фаза” - Авт .) политических изменений, последовательную смену состояний политической системы” . Хотя в каждом из приведенных определений речь идет, казалось бы, о разных (разнопорядковых) явлениях, фактически оба характеризуют одну и ту же сторону политики, одну и ту же действительность. Разница заключается в принятой исследователями системе координат и единицах измерения политического процесса.

И речь политика, и ход отдельного митинга, и противоборство политических партий, и взаимодействие системы со средой - все это и каждая череда этих явлений сама по себе, и все они вместе оказываются тем, что в политологии именуется политический процесс. Выводы относительно характера и содержания политического процесса делаются на основании того, кого исследователи или аналитики выбирают в качестве основных субъектов взаимодействия, а также на основании того, какая временная единица берется за основу измерения этого процесса. Также имеет значение и то, учитывается ли влияние среды на взаимодействие политических акторов, а если да, то какой (социальной, культурной, экономической, политической) и каким образом.

В европейской и англо-американской политической науке понятие «политический процесс» в том широком смысле, о котором шла речь выше, как правило, не используется. Тем не менее, активно изучаются отдельные формы политического процесса, например, или его типы, такие, например, как , или содержание отдельных политических процессов, например, принятия решений. Понятие «политический процесс» принято использовать для обозначения особой частной теории в политической науке - «теории политических процессов» (political process theory, PPT). Эта теория была разработана в 1970-1980-х гг. преимущественно в США для исследования роли политических возможностей и мобилизационных структур в становлении и функционировании социальных движений. В ее развитие особый вклад внесли такие исследователи, как Б.Кландерманс, Х.Крайзи, Д.Макадам, Дж. Маккарти, С.Тарроу, Ч.Тилли , М.Зальд. Основное внимание авторы теории сосредотачивали на взаимодействии характеристик социальных движений, в частности организационной структуры, с более широким экономически и политическим контекстом. Основное внимание уделялось преимущественно структурным аспектам политики .В последние десятилетия сторонники теории политического процесса уделяют большее внимание ее динамическим характеристикам . Однако в фокусе внимания авторов остаются социальные движения.

Структура, акторы и анализ политического процесса

Многие обыватели, журналисты, а также некоторые аналитики и даже ученые полагают, что политический процесс - стихийное явление, имеющее иррациональный характер, зависящее от воли и характера людей, прежде всего политических лидеров. Доля истины в этих рассуждениях есть, так как “в отличие от статических элементов политики, именно в политическом процессе в полной мере проявляется фактор случайности, будь то внезапная смерть лидера-харизмы, неизбежно влекущая за собой качественно новую политическую ситуацию, или же внешнее воздействие (например, обострение глобальных проблем), могущее поменять доминирующих субъектов .

Значимость случайных явлений и событий особенно заметна на микроуровне. Однако общий характер политической деятельности как целедостижения, а также институциональный и прочие контексты данной деятельности (правила, определенные формы и способы поведения, традиции, господствующие ценности и т.п.) делают политический процесс в целом упорядоченным и осмысленным. Он представляет собой логически разворачиваемую последовательность взаимодействий между акторами. Таким образом, политический процесс - это отнюдь не хаотичная сумма случайных явлений и событий, а поддающаяся структурированию и научному анализу целостность.

Структура политического процесса может быть описана с помощью анализа взаимодействия между различными политическими акторами, а также посредством выявления динамики (основных фаз политического процесса, смены этих фаз и т.п.) этого явления. Большое значение имеет также выяснение факторов, влияющих на политический процесс. Таким образом, структуру политического процесса можно определить как совокупность взаимодействий между акторами, условий этих взаимодействий, его логической последовательности (“сюжета” политического процесса) и результатов. Каждый отдельно взятый политический процесс имеет свою собственную структуру и, соответственно, свой собственный “сюжет”. Акторы политического процесса, совокупность их взаимодействий, последовательность, динамика или сюжет, временные единицы измерения, а также факторы, влияющие на политический процесс, называются параметрами политического процесса .

Основными акторами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство , гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.

Необходимо отметить, что данная модель отражает лишь один из типов политического процесса и не может рассматриваться как универсальная.

Анализ политических процессов включает в себя выявление его основных акторов, их ресурсов, способов и условий их взаимодействия, а также саму логическую последовательность этого взаимодействия. Кроме того, в качестве параметров политического процесса можно выделить факторы политического процесса, уровень равновесия, пространство и время его протекания.

Важным моментом анализа политического процесса является выявление его статических и динамических характеристик, обобщенных в понятиях “политическая ситуация” и “политическое изменение” .

В зависимости от характера изменений выделяют эволюционный и революционный типы политического развития . Под эволюционным понимается такой тип, который включает в себя постепенные, пошаговые качественные изменения. Под революционным - тип развития, ориентированный на масштабность и быстротечность. Несмотря на эвристическую значимость выделения этих типов, следует признать условность их различия применительно к политическому развитию. В действительности политическое развитие носит эволюционный характер, революции являются лишь частью эволюционного пути. Их масштабность и быстротечность имеет принципиально важное значение лишь с точки зрения повседневности и истории.

Довольно часто выделяют стабильный и кризисный типы развития. Предполагается, что стабильный тип политического развития характерен для обществ, где существуют достаточные институциональные гарантии и общественный консенсус, предотвращающие резкие изменения политического курса и тем более резкую смену политического режима . В то же время предполагается, что основой стабильного развития служит способность системы адекватно реагировать на вызовы среды. Это способствует постепенному и плавному характеру изменений.

Кризисный тип развития характерен для обществ, где такие отсутствуют необходимые условия и система неспособна давать адекватные ответы на внешние изменения. Тогда политическое развитие осуществляется в виде кризиса, который может затрагивать как отдельные стороны политической жизни, так и всю систему целиком. Развитие полномасштабного кризиса приводит к неустойчивому состоянию системы или даже к ее распаду.

Выделение этих двух типов политического развития также следует признать условным. На самом деле под стабильным или кризисным развитием очень часто понимается не эволюционная динамика политической системы, а характеристика повседневных и исторических политических процессов, происходящих в ее рамках. Однако сообщения, например, о правительственном кризисе отнюдь не свидетельствуют о кризисном характере политического развития данной политической системы.

Следует отметить также и то, что на практике толчком и в определенном смысле двигателем развития любой политической системы являются системные кризисы. Кризисы появляются в результате несоответствия структур и способов связи между элементами системы возникающим потребностям. Их разрешение требует качественных изменений системы или ее отдельных частей. На практике мы можем, как правило, наблюдать чередование кризисов и периодов относительной стабильности. Таким образом следует рассматривать кризисный характер изменений и политическую стабильность не как характеристики политического развития в целом, а как особенности его отдельных моментов.

.

Термином «процесс» (от лат. processus – продвижение) обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Политический процесс – это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. Политический процесс – это совокупная и последовательная деятельность социальных общностей, общественно-политических организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.

Политический процесс в целом: ход развития политических явлений, совокупность действий различных политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления определенных политических целей; форма функционирования определенной политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени; один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического и др.; обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного масштаба (революции, реформирования общества, формирования политической партии, движения, хода забастовки, избирательной кампании и др.).

Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений, то есть показывает, как общество формирует свою государственность, а государство в свою очередь – «завоевывает общество. С точки зрения внутреннего содержания политический процесс выражает своего рода технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельных, локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными целями и интересами в поддержании (или изменении) системы правления.

Структура политического процесса включает в себя три основных элемента.

1) Субъекты политики – это те, кто принимает активное, осознанное участие в политической деятельности: индивиды и их группы, реализующие самостоятельно выработанные программы действия, осуществляющие свою сознательную цель и обладающие способностью проявлять себя как совокупные субъекты. Любые действия субъектов политики в конечном счете преследуют одну цель: повлиять на принимаемые государственной властью решения. Собственно политический процесс начинается с выявления проблемы, поиска ее решения во взаимодействии всех заинтересованных политических сил и завершается тем или иным результатом, который выражается в действиях властей.


2) Объект должен быть создан или достигнут как цель политического процесса.

3) Средства, методы, ресурсы исполнителей процесса связывают субъект и объект-цель. Ресурсами политического процесса могут служить его идеальные и материальные основы – наука, знания, технические и финансовые средства, настроения масс, участников процесса, идеология и другие факторы.

Политические процессы бывают системные (глобальные) и частные.

Системный процесс предполагает совокупные действия субъектов политики, обеспечивающие формирование, функционирование и развитие всей политической системы.

Частные процессы представляют собой деятельность политических субъектов, воплощающуюся в развитии отдельных элементов и сторон политической системы: политико-идеологической, политико-правовой и т.д.

Системный политический процесс в развитии проходит ряд стадий:

1. Конституциирование политической системы . На этой стадии создаются новые политические институты, формируются конституционные основы нового политического строя, осуществляется его правовая легитимация, расширяются и утверждаются массовые организации, в том числе и международное признание и поддержка новой политической системы.

2. Функционирование. На этой стадии воспроизводятся характерные для данной политической системы политические институты и признаки. Воспроизводство представительных органов власти осуществляется путем выборов, а исполнительных - путем ротаций, конкурсов, избраний. Основной задачей правящих сил на данном этапе является обеспечение стабильностисоциально-политической системы, избавление ее от конфликтов и кризисов. Стабильность поддерживается с помощью насилия, удовлетворения интересов отдельных общественных групп, идеологическим воздействием на сознание и поведение граждан. Эффективной формой поддержания стабильности является не консервация политического строя, а изменение политических институтов, приспособление их к изменившимся условиям.

3. Развитие. На стадии развитияпроисходят реформирование деятельности государственных органов, корректировка программ и тактики политических партий и общественных организаций. Реформы осуществляются посредством принятия и реализации политических решений.

4. Деградация и распад системы. Если политические решения не обеспечивают стабильность в обществе и в нем начинают обостряться социально-политические противоречия, наступает стадия деградации и распада политической системы. На этой стадии одни политические силы вынуждены уступать свое лидирующее место другим, стремящимся провести революционные преобразования в политической системе.

Политические процессы развертываются как в мировых масштабах, так и в рамках политической системы общества, отдельного региона, локальной территории. Их можно классифицировать по масштабам, характеру преобразований, составу участников, временной продолжительности и др. Политические процессы выступают как мировые и национальные, общегосударственные и региональные (местные), как межклассовые, межгрупповые, так и внутри классов, социальных и иных групп, вне или внутри политических партий и движений.

Политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические. Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики (классами, другими социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает различные сферы жизни общества – политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную и военную. Внутриполитические цели могут достигаться как мирными, так и насильственными методами. Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел. Он обладает рядом особенностей, обусловленных существованием в мире множества государств с несовпадающими интересами и программами в различных областях. В современных условиях внешнеполитический процесс во всевозрастающей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов.

По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы подразделяются на базовые и периферийные. Базовый политический процесс характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политического участия в государственном управлении (в принятии решений, законодательном процессе и др.). Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти.

По характеру участия масс в политической жизни можно выделить демократические , где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические , внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов.

Также выделяют открытые и скрытые политические процессы. Открытый политический процесс характеризуется, прежде всего, тем, что политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений, а также в других формах публичных притязаний людей к государственной власти. Скрытый (теневой) процесс базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти, а также на таких властных притязаниях, которые по разным причинам не предусматривают обращения к официальным носителям власти. В качестве же центров власти, к которым в таком случае апеллируют граждане, могут выступать запрещенные, нелегализованные и не признанные обществом структуры (например, мафиозные кланы), действующие в данном политическом пространстве.

Различают также революционные и эволюционные политические процессы. Революционный тип политического процесса развивается в обстановке революционной ситуации или близкой к ней (по В.И. Ленину: «верхи» не могут, а «низы» не хотят жить по-старому, высокая политическая активность масс). Для этого типа характерно быстрое качественное изменение власти, полный пересмотр конституции государства; использование как мирных, так и насильственных средств для низвержения предыдущего режима; падение роли консультативных и экспертных органов, возрастание ответственности политических лидеров; нарастание конфликтности традиционной и новой элит. Эволюционный тип политического процесса характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и проблем; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; совместной деятельностью элиты и электората, взаимоконтролирующих друг друга и обладающих свободой действий в рамках обретенных ими статусов; легитимностью власти; консенсусом и наличием конструктивной оппозиции; сочетанием управления с самоуправлением и самоорганизацией политической жизни.

С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно выделить стабильные и нестабильные политические процессы. Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми институциализированными формами политической мобилизации и поведения граждан, а также функционально отработанными механизмами принятия политических решений. Такой процесс основывается на легитимном режиме правления, соответствующей социальной структуре, высокой эффективности господствующих в обществе правовых и культурных норм. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса как проявление необходимости изменения политического курса. К этому может привести целый ряд факторов: спад производства, социальные конфликты, вызванные изменившимися условиями вертикальной и горизонтальной мобильности, осложнения международных отношений.

Политическое участие

Одной из важнейших характеристик политического процесса является политическое участие. Оно служит той материей, из которой складывается реальный политический процесс.

Политическое участие - это действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на государственную политику или на выбор политических лидеров. Политическое участие в отличие от политической деятельности имеет лишь одного субъекта - личность. Политическое участие бывает постоянным и эпизодическим , организованным и неорганизованным . Степень его организованности во многом зависит от политического режима. При авторитарном и тоталитарном режимах оно чаще всего вынужденное или принудительное , при демократическом - свободное и сознательное .

Формы политического участия разнообразны, например, участие:

В осуществлении власти или противодействии ее осуществлению (примеры участия - деятельность представительных органов, депутатских комиссий, примеры противодействия - гражданское неповиновение, саботаж, вооруженное противодействие);

В деятельности формальных общественных организаций (партий, молодежных политических организаций и т.д.);

В деятельности неформальных организаций и движений (народных фронтов и т.д.);

В выборах и проведении избирательных кампаний и референдумов;

В публичных манифестациях с целью воздействия на общественное мнение, политические институты или руководящие политические группы, влияния на других людей. Манифестация взглядов может осуществляться на собраниях, митингах, демонстрациях, через СМИ, в политических беседах, дискуссиях, посредством различных обращений к государственным органам, политическим организациям, через наказы избирателей и т.п.

Самой распространенной формой участия в политической жизни является чтение политической периодики и литературы, прослушивание и просмотр политических радио- и телепередач с последующим обсуждением. Такая форма участия является как бы переходной от «открытого» политического поведения к «закрытому» - политическому бездействию, или, как его еще называют в политической литературе, иммобильности.

Политическое бездействие может проявляться в:

Неучастии в политической деятельности, обусловленном низким уровнем общественного развития;

Политической выключенности из-за заорганизованности политической системы, низкой эффективности политической деятельности, разочарования в ней;

Политической апатии как форме неприятия политической системы;

Политическом бойкоте как выражении враждебности к политической системе и ее институтам.

Мотивы политического участия бывают различными: для одних это - улучшение своего материального положения, получение определенных привилегий, повышение социального статуса; для других - это стремление снять психологическую напряженность и чувство неопределенности в сложных ситуациях, апеллируя к определенной политической группе; для третьих - это удовлетворение властных потребностей, стремление повелевать другими.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх