Послание апостола павла любовь долготерпит. Двенадцать новелл о любви или избранные размышления над посланием апостола павла. Что же говорит Апостол Павел о любви

Любовь. В современном мире это слово приобрело попсовый, даже пошлый смысл. Не задумываясь, люди произносят его изо дня в день, не осознавая и не понимая важности и значения своих слов.

Что же понимает под любовью церковь? Многие святые говорят о ней, но апостол Павел о любви выразился точнее и яснее всех. Под ней понимается не только чувство между мужчиной и женщиной, но и общечеловеческие отношения. Не зря в греческом языке, которой прозвали самым мудрым и точным из существующих ныне, у этого слова целых девять значений и переводов.

Павел, а точнее, еще Савл – такое имя было у апостола до принятия христианства, был фарисеем и ярым гонителем учеников Иисуса. Красивый, образованный, могущественный человек, он обрек множество людей из числа первых христиан на мучения.

Так могло продолжаться до конца жизни Павла, если бы Господь не явил к нему величайшего милосердия – одного из проявлений любви. «Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?..» (Деяние апостолов). Просиявший свет освятил душу бывшего гонителя, Павел узрел истинного Бога.

В скором времени он принял крещение и был избран верховным апостолом – единственным, кому не посчастливилось быть свидетелем земной жизни и проповедей Сына Божия.

На протяжении всей своей жизни Павел нес служение, основанием которого были две важнейшие заповеди, оставленные Иисусом Христом о любви к Богу и ближним. Апостол Павел затрагивает в своих посланиях эту тему множество раз.

Апостол Павел о любви

Среди всех двенадцати избранных апостолов труды Павла стали самыми плодотворными. Он оставил четырнадцать дошедших до наших времен посланий, обращенных к своим ученикам и целым народам.

Познавательно! : кто это такой и чем занимается в церкви

Все слова верховного апостола были написаны в пламенном духе любви ко всем чадам Церкви и еще не обратившимся ко Христу людям. Бывший иудей и гонитель, Павел с великим пониманием относился к неверным и решался проповедовать в таких местах, откуда другие бежали в ужасе. Будучи человеком образованным и грамотным, Павел говорил красиво и понятно, мог найти подход к разным людям.

Изучая послания верховного апостола, нельзя не обратить внимания, как часто он упоминает о любви. Это слово встречается в каждом его послании и проповеди, каждое действие святого пропитано ей. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» – эти слова по сей день пытается донести апостол Павел.

Познавательно! Высказывания о любви в послании к коринфянам

Все, наверное, слышали выражение «светится от счастья»? Об этом писал святой Иоанн Дамаскин. Смысл жизни человека, говорил он, в становлении Богом в смысле участия в Божественном свете. А достигается такое состояние исключительно при помощи любви.

Полезное видео: апостол Павел о любви

Послание к коринфянам Апостола Павла

Коринфяны (уроженцы города Коринф) – ученики апостола Павла. Им и адресовано воззвание, в котором как нельзя более точно дал определение любви и ее составляющие. Символично: Павел стал тринадцатым апостолом, и послание к коринфянам дошло до современников под номером тринадцать.

Именно этот текст содержит в себе так называемый гимн любви апостола Павла. На сегодняшний день он популяризирован, на его основе слагают стихи, пишут песни, снимают фильмы.

Читая слова послания, складывается впечатление, что написано оно не человеком, а самим Богом. «Христовы же уста – Павловы уста», – верно подметит святитель Иоанн Златоуст спустя четыре столетия.

Послание начинается с утверждения полного и неоспоримого превосходства любви надо всеми делами, добродетелями и чудесами. Такое простое и доступное каждому чувство апостол превозносит выше всего. Ни говорение языками ангельскими, ни пророчества и познание всех тайн, ни вера, ни полное отдание самого себя и раздача своего имения без любви не дают возможности для спасения.

Это удивительно, но человек, столько рассуждавший на любовную тему, никогда не был женат. Между тем его высказывания о любви и браке очень ценимы христианами. Апостол Павел не чурается брака, наоборот, считает семью малой церковью.

За свою христианскую жизнь он благословил на супружество тысячи пар. В одном из своих посланий он говорит: «Мужия, любите своя жены, якоже Христос возлюбил Церковь». Что может быть выше любви Сына Божия? Господь создал жену как помощницу мужу.

Адам и Ева, жившие в Раю, не знали ничего, кроме истинной любви, но согрешили и попали на Землю. Их потомки не сумели сохранить заповеданного чувства. В Ветхом Завете женщина была унижена, была никем. Христос же на своем примере показал нормальное отношение, призвал к своего рода равноправию.

Если вспомнить Евангелие, то именно женщины первыми стали свидетелями его Воскресения. Иерархия осталась – жена подчиняется мужу, а муж – Христу. Но сам Бог говорит «И первые станут последними, а последние – первыми».

Важно! В посланиях апостола Павла есть рецепт идеального брака. Он прост, состоит из постоянной взаимовыручки, поддержки и радости. Не зря именно оно читается во время венчания.

«Гимн любви» Апостола Павла


Первое послание к коринфянам продолжают глубочайшие слова, раскрывающие евангельский смысл любви, весь путь Христа от Рождества до Голгофского креста пропитан им
. Нужно быть очень внимательным, читать, тщательно рассматривать каждое слово и его толкование для получения большей пользы.

  • «Любовь долготерпит». Как часто хочется закричать, ругаться, начать бить посуду в пылу ссоры. Все люди неидеальны, конфликты случаются не редко. Именно долготерпение Павел ставит на первое место. Еще в ветхозаветных притчах мудрейшего Царя Соломона написано: «У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость». Смириться с недостатками человека, принимать его таким, какой он на самом деле, – это и есть одно из проявлений любви.
  • «Милосердствует». «Блаженны милостивыи, яко тии помилованы будут» – сказал Иисус Христос в Нагорной проповеди. Милосердие в отношении к своим друзьям, членам семьи и окружающим – это совсем не сложно, но уже является подражанием Богу. Ведь высшим примером милосердия стал сам Христос, распятый и воскресший, дабы взять на себя грехи всей Вселенной и обещать вечную жизнь.
  • «Не завидует». Зависть – порок, съедающий человека изнутри. Любовь же, оставаясь абсолютно совершенной, лишена этого порока. Любящий искренне будет радоваться удачи и достатку другого человека, не ропща и не желая его себе. Поистине светлое чувство есть величайшее из всех богатств.

  • «Не превозносится». Христос был сыном самого Бога, но никогда не считал себя выше других. С одинаковым почетом он относился как к главам городов и первосвященникам, так и к нищенствующим, блудницам и пьяницам.
  • «Не гордится» Гордость, как пишут святые отцы, – матерь всех грехов. Гордый человек абсолютно не восприимчив к обличению и смирению себя перед Богом. Во всех неудачах он винит других, считая себя идеальным. Многие страдают и тем, что гордятся отсутствием зависти, гнева, безрассудства. Но любовь уничтожает и эти препятствия.
  • «Не бесчинствует». Весь мир зиждется на определенном Богом устроении. Все имеет свой чин. Любовь действует на созидание в соответствии с Божьим промыслом и не вносит никакого беспорядка и хаоса в жизнь.
  • «Не ищет своего». Искать своего значит идти в разрез с Божьей правдой, мыслить человеческим разумом, ограниченным и зачастую порочным. Человек же, пребывающий в любви, ищет только волю своего Создателя и живет в соответствии с ней.
  • «Не раздражается». Раздражительность и гневливость – частые слабости людей. Это может быть последствием гордости, превозношения, бесчинств. Они разрушают человеческую душу бесконечным недовольством и ропотом на Господа. Любовь на корню срубает это зло, предупреждая предшествующие ему грехи. Она всегда спокойна и ищет только мира и единения с Богом.

  • «Не мыслит зла». Любовь столь совершенна, что даже злые помыслы не входят в душу, обладающие ею. От нее исходят только добрые мысли и соответствующие им добродетели.
  • «Не радуется неправде, но сорадуется истине». Ложь связана только с одним именем человекоубийцей – дьяволом. Он полная противоположность правде, порядку и миру. Кто обладает любовью, навсегда будет жить в правде, подтверждая это своими словами и поступками. Она сорадуется, сливается в одно целое с истиной, которую утверждает Апостол Павел, написав: «Христос возлюбил Церковь и предал себя за нее» (К Ефесянам послание апостола Павла глава 5 стих 23).
  • «Все покрывает». Как имеющая своим началом превысший источник света – Творца, покрывает любой мрак. Все силы тьмы с ней становятся беспомощны, самый последний грешник становится одесную Христа.
  • «Всему верит». Доверие – важная часть отношений. «Пускай лучше ты обманешь меня, чем я тебе не поверю» — пишет Вероника Тушнова – поэтесса двадцатого века. Это высказывание как нельзя лучше иллюстрирует слова апостола. Чистейшее чувство любовь доверяется вновь и вновь прощая неисчислимо, как учит Евангелие.
  • «Всего надеется». Без надежды нет будущего, а уныние и отчаяние – самые страшные грехи. Даже маленький уголек надежды, оставшийся в душе, может вновь разжечь большое пламя любви. А вот без нее все угаснет.
  • «Все переносит». С трудностями люди сталкиваются каждый день. Но ни усталость, ни трудность, ни неприятности не смогут сломить любовь, даже если «и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знания упразднятся» (Первое послание к коринфянам 13 глава 8 стих). Любовь была, есть и будет всегда.

Важно! Слова апостола Павла о любви помогут каждому христианину задуматься о том, насколько важно это чувство для праведной жизни.

Полезное видео: Гимн Любви — Апостол Павел

Вывод

Многие, прочитав гимн любви, подумают, что в нем речь идет о каких-то нереальных, идеальных людях, стать которыми невозможно. Однако для Бога нет ничего невозможного. Он дал людям пример, идеал – своего сына Иисуса, смотря на которого, каждый должен становиться лучше, добрее.

На вопросы телезрителей отвечает иерей Александр Асонов, клирик храма Святой Троицы при подворье Череменецкого монастыря. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 26 июля 2013 г.

Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". Ведущий - Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях клирик Храма Святой Троицы при подворье Череменецкого мужского монастыря иерей Александр Асонов.

Здравствуйте, батюшка. По традиции благословите наших телезрителей.

Рад приветствовать всех телезрителей телеканала "Союз", желаю, чтобы Господь хранил всех, берег и направлял силой Святого Духа.

- Тема нашей сегодняшней программы "Понятие любви у святого апостола Павла".

Отец Александр, скажите, пожалуйста, по каким источникам мы можем судить о понятии любви у святого апостола Павла?

Источников существует много, но самый выдающийся и бросающийся в глаза каждому, кто хотя бы начинал читать Священное Писание - это 13-я глава Первого Послания апостола Павла к коринфянам. Это то место, которое посвящено вопросу о любви в христианском смысле этого слова. Отрывки из этой главы часто цитируются в классических произведениях, различных кинофильмах. Зачитаю небольшой отрывок из нее, чтобы напомнить телезрителям, о чем идет речь:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы передвигать, а не имею любви, - то я ничто».

Уже эти первые стихи позволяют вспомнить, о какой главе идет речь. В 13 главе Первого Послания к коринфянам святой апостол Павел описывает качества любви, что она из себя представляет. Эти слова прозвучали даже в кинофильме советского периода - "Андрее Рублеве" Андрея Тарковского. Эпизод, где известный иконописец Андрей Рублев общается с дочерью князя, девочкой, по памяти цитирует именно эту главу о любви.

В этой главе очень много интересных аспектов, о которых стоит сегодня подробно говорить, потому что они не потеряли сегодня своей актуальности, хотя написано Послание было более двух тысяч лет тому назад. Всем рекомендую перечитать тринадцатую главу, и в ней много откроется.

Отец Александр, наверное, в современном обществе мы привыкли к определениям, например, апостол Иоанн Богослов в своем Послании дает определение, что Бог есть любовь. Но апостол Павел не дает такого прямого определения. Как Вы считаете, что такое любовь по апостолу Павлу?

Несомненно, для святого апостола Павла любовь - это начало начал. И несомненно, что любовь для него полностью ассоциируется с понятием Бог. Просто он иначе истолковывает свое видение. Потому что святой апостол Иоанн Богослов и святой апостол Павел - это разные люди, но у них одно убеждение: любовь никогда не перестанет, все прекратится, все прейдет, языки умолкнут, государства рухнут, знание упразднится, а любовь будет пребывать вовек. Потому что любовь - это Бог.

Любовь - это такое понятие, которое понимается по-разному в разных языках, и по-разному истолковывается в разных контекстах.

В Библии Богу приписываются самые разнообразные качества. В частности, Ветхий Завет приписывает Ему достаточно грозные качества, неужели и это любовь?

Потому мы и говорим о Ветхом и Новом Заветах, что в Ветхом описывается восприятие Бога с позиции людей того времени, их представлений о Боге. Мы понимаем, что благодаря пришествию Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа мы познали истинного Бога. То, что в Ветхом Завете люди могли предположить, каков Бог - это ветхозаветный образ, который был создан в сознании людей, которые не могли по-настоящему открыть для себя Бога, ибо бездна разделяла этих людей от Бога после грехопадения. Для того чтобы Бог открылся в той полноте, в которой мы Его знаем, и произошло Боговоплощение. Через явление на земле Сына Божия мы только и познали, что есть действительно Бог. Что Бог - это любовь.

В Ветхом Завете люди только предполагали, что Он есть Всеведущий, Вселюбящий, Всепрощающий Отец всех, об этом постоянно говорится. В то же самое время они не знали Его сути, у них не было полноты восприятия Бога.

Вопрос телезрительницы из Кировской области: В Евангелии от Луки Господь говорит, что принес разделение: пойдет сын против отца своего, дочь против матери и так далее. Как понять эти слова, если Господь есть любовь?

Когда Спаситель рассуждает о том, что между людьми произойдет разделение, Он, прежде всего, говорит о том, что кто-то станет против Него, а кто-то пойдет за Ним. Что, так или иначе, между людьми будет несогласие, и разделение будет происходить даже между близкими по вопросу о том, чего хочет Господь. Не все люди готовы последовать призыву Божию, а призыв Его состоит в том, чтобы любить ближнего своего. К сожалению, человек не всегда готов полностью отдаться любви к ближнему, эгоистическая природа любви к себе берет верх.

Наверное, иудеям это было особенно трудно слышать, ведь для них семья - нечто совершенно нерушимое, а здесь Господь говорит о том, что родственные узы не самые важные.

Потому что самые важные узы - духовные узы. Важен духовный посыл, духовная интенция.

Вопрос телезрительницы из г. Дмитрова Московской области: Мы с мужем прожили пятнадцать лет, у нас двое детей. Теперь, когда мы пришли к вере и Церкви, понимаем, что женились по страсти, а не любви. Можно ли "заставить" себя любить человека, воспитать в себе любовь, если ты уже связан с ним узами брака?

Для того чтобы полюбить ближнего своего, надо полюбить Бога. Это самая первая и важная заповедь: "Возлюби Господа Бога своего всем сердцем и разумением и возлюби ближнего своего". Для того чтобы возлюбить Бога, надо искать Бога, иметь стремление. Господь говорит: "ищите и обретете", "стучите, и отворят вам", и в этом проявляется человеческая воля. Это первый шажок, который ведет человека к настоящей подлинной любви. Обретая Бога, общение с Ним, человек научается любить ближнего своего, тех людей, которые окружают его, то, что ему дано в жизни. Через это же человек научается своего супруга или супругу, любовь - это, конечно, труд, а не просто "порхающее в небе существо".

Любовь - это, прежде всего, внутренний человеческий духовный труд. Любовь - осознанный акт человеческой воли под действием Божественной благодати. Это важно понимать.

Мне вспоминаются слова святого Иоанна Златоуста по поводу любви между мужчиной и женщиной, где он называет влюбленность, этот первый страстный порыв также даром Божиим, тем пламенем, из которого должна разгореться настоящая любовь, та, которая дается уже трудом. Часто, наверное, люди теряют этот порыв и сталкиваются с тлеющими углями своих отношений, которые надо раздувать заново.

Всегда рассуждая об эросе, назовем эту любовь этим греческим термином, который обозначает любовь-страсть, не стоит забывать, что первично, а что вторично.

Первично - внутреннее человеческое духовное восприятие личности, которая живет с тобой. Когда речь идет о телесных отношениях между мужчиной и женщиной - это не то, что помогает строить семью. Семью помогает строить внутреннее принятие личности. Тематика очень сложная, и о ней можно говорить часами. Столь сложная она потому, что здесь все очень индивидуально, то есть, у каждого в семье складывается своя ситуация. Сколько уже написано по этому поводу классических произведений, и люди все равно продолжают ее затрагивать. Сразу дать полноценный ответ на этот вопрос сложно, поэтому и приходится говорить в общем и целом.

Вопрос телезрительницы из Воронежской области: Готова помочь человеку, готова подставить плечо, но не готова к общению, потому что нет общих тем. Что это - гордыня или надо заставить себя общаться?

Нет желания, не общайтесь, не насилуйте себя, но помогайте тем, кого встречаете на пути и кто находится в нужде. Все очень просто: в притче о добром самаритянине все то же самое. Ты видишь человека, который нуждается в помощи, и даже если он другой религии, окажи ему помощь: он твой ближний. Многие пройдут мимо, в притче описано, что те, кто прошел мимо, были весьма религиозные люди. А человек, совершенно иной веры, остановился и помог. Он не стал общаться, а помог ему в нужде

Если Вы видите того, кто нуждается, помогайте, а общение придет само по себе. Господь специально посылает нам людей, которые находятся в нужде, чтобы мы научались быть милосердными, оказывали этим людям помощь, и тем самым приобретали истинное познание Его любви. Так же Господь и нас посылает кому-то когда-то.

Просто помогайте людям и не забывайте, не все могут Вас понять: все люди разные. Есть такая хорошая поговорка: тот, кто слишком хороший друг всем, друг никому. Любя всех, не забывайте, что есть люди близкие, которых Вы понимаете хорошо и которые Вас понимают, а есть люди, которые на это неспособны, не потому что они плохие, но потому, что они другие, и у них другие жизненные обстоятельства.

Давайте поясним нашим телезрителям, что филия, стерго, агапэ - все это разные греческие слова, обозначающие на русском языке всю ту же любовь.

Не только в русском языке, но и многих европейский, существует лишь один термин, которые определяет понятие любовь. Во многих древних языках было несколько терминов, которые определяли понятие любовь, в зависимости от контекста, от того, о каком чувстве шла речь. "Я люблю театр" и " я люблю маму" - понятно, что это разные вещи. Это специфика речи, некая бедность терминологии.

У греков использовалось больше терминов в отношении понятий любви, и все они предполагали разные аспекты в отношении того, что мы называем любовь. Надо всегда помнить, что наша речь не позволяет нам использовать разные термины.

Та любовь, о которой рассуждают святой апостол Павел и святой апостол Иоанн в Священном Писании, - это не мания, не эрос, но, скорее всего, филия и агапэ.

Филия - любовь чувственная, дружеская, когда Вы расположены по отношению к человеку. Агапэ - это уже братская любовь. В нашей христианской культуре существует понятие такой агапэ, когда люди могут иметь братское, сестринское общение, когда люди чувствуют себя одной семьей, для нас это очень важно. Именно об этих понятиях любви говорят святые апостолы, именно эти понятия любви открывает нам Господь силой Своего Святого Духа. Под действием Божественной благодати мы обретаем представление о них, причем, мы не имеем полноты их познания. Это очень долгий путь, который бывает длиною в жизнь. Мы видим все это пока гадательно, как через тусклое стекло, но чувствуем, что это существует реально, реально происходит в жизни и имеет свое действие. Конечно, нам следует помнить об этих разных дефинициях, определениях, любви, и разделять их в разных контекстах, ни в коем случае не обобщать. Надо очень внимательно относиться к этому слову, не бросаться им.

Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: Как понимать выражение "Ничто не может человек, если не дано ему свыше". И второе "Всех люби и от всех беги". И еще выражение: "Если уберем белое, не будет и черного, уберем черное, не будет и белого"?

Здесь несколько глубоких тем, о которых нужно говорить отдельно. Начнем с последней. Если говорить о добре и зле, то в нашем видении это две противоположности. С другой стороны, в нашей человеческой культуре понятие добра очень относительно, зависит от социальных, этнических, национально-культурных моральных понятий. Вопрос о добре философский. То же самое можно сказать о зле. И если рассуждать о том, что есть белое и что черное, здесь тоже много относительного.

Не буду слишком углубляться в вопросы дуализма, то есть существования двух начал, скажу только, что для святой Церкви не существует реального противления Богу со стороны зла. В соответствии с учением святой христианской Православной Церкви зло давно повержено, как бы оно не пыталось противостоять добру. Так или иначе, Господь использует все проявления какого-то пагубного начала таким образом, чтобы оно служило добру. Тематика очень сложная, здесь надо философски очень долго размышлять, затрагивать многие аспекты.

По своему субъективному опыту я мог бы сказать так: для человека в состоянии настоящего счастья, настоящей любви не требуется никакого негативного внутреннего контраста. По-моему, это иллюзия - необходимость зла для поддержания добра, когда человек счастлив, он не испытывает необходимости в страдании.

Несомненно, так. Отвечая на вопрос телезрителя, надо отметить, что все приведенные высказывания довольно огульны. Это игра поговорок, все они достаточно незакончены. Все слышали разные поговорки, например, поговорка "В здоровом теле здоровый дух", но ее окончание "- редко встречается". Так именно сказал древнегреческий философ. Или "пьяному море по колено", а ее продолжение - "а лужа по уши". Надо довести до конца то, что сказано, рассмотреть в контексте сказанного.

Наверное, надо направить нашего телезрителя к Священному Писанию, где в процессе чтения он получит ответы на все эти вопросы.

Несомненно. Надо больше изучать Священное Писание, труды отцов Церкви, и тогда многое откроется. Естественно, надо больше времени посвящать молитве. Через молитву, даже самую простую, Господь многое открывает нам в жизни.

Вопрос, заданный через интернет: дьякон Владимир из Испании спрашивает "Думаю, что настоящей любовью обладали только святые, грешно ли нам просить у Господа дарования такой любви?"

Мы все призваны к святости, и поскольку Христос посреди нас есть и будет, и все мы ведомы силою Духа Святого, а именно так учит святая Церковь, ничего плохого в том, что мы стремимся к святости, нет. Как говорил святой апостол Петр, вы все царственное священство, в том смысле, что все мы призваны, и во всех обитает Дух Святый. Не забывайте об этом, помните и следуйте по своему пути, который у каждого свой. Но все мы святые и верные чада Божии. Есть известные святые, а есть неизвестные, которые порой могли сделать даже больше. Мы считаем, что вся Церковь свята, все ведомы Духом Святым, мы все святые Божии, поэтому нет ничего неправильного в том, чтобы стремится к святости, это нормально.

Все-таки у многих людей в наше время слово "любовь" ассоциируется с отношениями между мужчиной и женщиной. Еще один вопрос, заданный через интернет: "Как поступать, если любви нет, и после попытки создать семью и некоторого времени пребывания в браке люди развелись, и теперь женщина живет одна?"

Это трагедия, всегда печально, когда люди ошибаются и происходит разочарование. Не надо отчаиваться, надо просить, чтобы Господь помог пережить эту ситуацию, помог встретить новых людей, тех, кто тебя понимает. Надо двигаться дальше, дальше учиться любить, делать добро. Надо двигаться вперед с молитвой, верой и надеждой, и любовь придет.

Вопрос телезрительницы из Самарской области: Моя дочь выходила котенка, прожила с ним трех лет, сейчас она встретила молодого человека с серьезными намерениями, но который не любит животных, и он поставил ее перед выбором: если она выходит за него замуж, то должна расстаться с котом. Как ей быть?

Вы понимаете, что это очень частный, индивидуальный вопрос, и молодые должны сами решить его. Мое частное мнение: я бы, конечно, выбрал свою любимую половинку, а не кота или кошку, но это мое частное мнение. Тем не менее, он и она должны сами разобраться в этой ситуации, и мы здесь не советчики. Любить животных, конечно, правильно, но любить людей важнее. Вам я настоятельно рекомендую молиться о них, о нынешней ситуации, об их будущем, молитва верующего христианина многое может.

Вопрос телезрительницы из г. Буденновска: Я знаю, что надо любить своих врагов, молиться за них, что от этого становится легче мне самой: Бог помогает мне пережить это. А что это дает моим врагам?

Мы хотели поговорить об этом, в связи с чем я собирался привести слова Силуана Афонского о том, что по любви к врагам познается настоящее христианство.

Это дает врагам очень многое, потому что тот, кто нам сегодня враг, может быть, и есть самый большой друг. Тот, кто сегодня нас гонит, может быть, завтра будет нас защищать. Тот, кто сегодня, возможно, готовит для нас что-то пагубное, завтра будет единственным, кто услышит наш голос и придет к нам на помощь. Надо всегда помнить об этом, никогда не забывать и не ожесточаться в сердце своем. Наши молитвы за врагов наших многое делают.

Мы можем не видеть полноты происходящего, всей картины нашей жизни, но лишь ее отрезки: лицом к лицу лица не увидать. Но со временем все открывается. Молитва за врагов не означает, что мы должны идти просить у них сделать нам еще что-то пагубное, но означает, что мы не держим на них в своем сердце зла, молимся за этих людей, понимая, что они тоже чада Божии, тоже потомки Адама и Евы.

Давно уже доказано, даже научно, что все люди в мире взаимосвязаны между собой. Где-то на сороковом знакомстве мы понимаем, что все мы как-то связаны друг с другом. Если мы знаем, что такое любовь, милость, сострадание, если почувствовали это на себе даже со стороны чужих людей, через которых Господь открыл нам Свою любовь, то и мы должны учиться так же любить тех людей, которые сейчас не любят нас, но нуждаются в том, чтобы кто-то молился за них. Эти кто-то - мы. И это очень многое делает для этих людей, даже если Вы сейчас этого не видите, это все равно происходит.

Самый лучший пример - это святой апостол Павел. Мы не знаем предела силе Духа Святого: вчерашний враг - сегодняшний друг. Савл был жестоким гонителем христиан, убежденным, что это враги, которых надо убивать, у него были специальные документы, разрешающие это. Это тот самый апостол Павел, который так говорит о любви. Вот жизненный пример, ведь за него молились гонимые первохристиане.

Есть хорошая книга "Камо грядеши" Генриха Сенкевича. На Аппиевой дороге есть базилика святого апостола Петра, на которой по латыни сделана эта надпись. В переводе на русский язык она означает "Куда идешь, Господи". По преданию, святой апостол Петр в ночь перед началом гонений на христиан был предупрежден его учениками. И ученики тайно ночью выводили его по этой дороге. И вдруг на этой дороге святому апостолу Петру было видение Господа, Которого, кроме него самого, никто не видел, а только слышали, что апостол Петр обращается к кому-то на латыни. Потом святой апостол Петр рассказывал, что увидел Спасителя, идущего ему навстречу. Когда он спросил его "Куда идешь, Господи?", Он ответил ему: "В Рим, раз ты покидаешь мой народ". И апостол Петр вернулся в Рим, где, как мы знаем, он был распят главой вниз.

Эта книга основана на данной истории, она посвящена периоду становления ранней христианской церкви, первых гонений, римской общины. И там есть отрицательнейший персонаж, который ненавидит христиан и все их убеждения, и в результате в конце произведения этот персонаж становится на сторону христиан, и его распинают вместе со всеми. Чтобы понять, о чем я говорю, рекомендую найти эту книгу и почитать. Даже были сняты фильмы на основе этой книги. Это произведение, которое потрясло мир.

Конечно, есть множество и жизненных примеров, и всех их не перечислить. Но все изменения в жизни людей, и в жизни тех людей, которые нам кажутся лишенными возможностей спасения, происходят благодаря молитвам родных и близких, нашим молитвам за наших врагов, и благодаря тому, что Господь человека любит.

- Не зря Господь сказал, что последние станут первыми.

Несомненно, все взаимосвязано. Можно долго обсуждать, и вся наша вера посвящена именно этому. Первые и последние; молитва, любовь и сострадание. Молитва за тех, которые, вроде бы, недостойны этих молитв. Прощение тех, кто, может быть, и просит прощения, но можно ли их прощать? Все это - удивительная глубина нашей веры.

Если углубиться в историю и подумать о том, какие представления о любви были у тех людей, к которым апостол Павел адресовал свои строки?

Естественно, в те времена в Коринфе были самые разнообразные представления о любви. Это древнегреческая культура, и она полна языческих восприятий любви: особо трактуются отношения между мужчиной и женщиной, есть некоторые вольные взаимоотношения между полами. Несмотря на то, что в древнегреческом языке существуют разные термины, в культуре, где жил апостол Павел, было много представителей поклонения греческим богам.

Простите, отец Александр, вынужден прервать Вас. У нас вопрос телезрителя из г. Ярославля: В Евангелии Господом сказано, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное. Каков на Ваш взгляд критерий богатства, которое не позволит сделать это?

Всегда были богатые и бедные. Не надо забывать лишь то, что там, где богатство человека, там и сердце его. До тех пор, пока твое богатство не стало твоим идолом, ты свободен, вне зависимости от того, каков именно твой достаток. Все зависит от того, как ты относишься к деньгам, что для тебя главное, каковы для тебя жизненные приоритеты. Это очень важно понимать, потому что самое губительное богатство то, которое заставляет человека быть идолопоклонником, то есть поклоняться своему богатству.

К сожалению, часто встречается, что вроде и богатство небольшое, а человек полностью находиться во власти этого идола. И готов даже не за деньги и достаток, но лишь для того чтобы почувствовать себя выше кого-то, ради собственного эгоистического удовлетворения сделать что-то плохое. О таких богатых говорит Господь и, конечно, о тех, кто не ищет истины, не ищет добра, но живет в своем определенном мире, который уже полностью завладел ими. Вопрос в том, готов ли ты искать истину или боишься, что потеряешь все, что имеешь, и ничего больше не обретешь.

Рассуждая о богатстве, всегда нужно помнить о том, что у всех нас есть соблазн кому-то завидовать, всегда есть кто-то, кто живет лучше нас. К сожалению, вследствие нашей греховной природы, тех, кто живет лучше, мы замечаем быстрее, чем тех, кто живет хуже. Следовало бы замечать тех, кто живет хуже, ведь тогда мы бы помнили, какое богатство имеем и кому можем помочь благодаря этому богатству. И ценить то доброе, что ты имеешь.

- Если богатство приходит в ущерб любви, оно мешает спасению.

Несомненно, об этом идет речь, об этой степени богатства, когда человек становится идолопоклонником, находится во власти, пусть даже маленького идола. Это даже могут быть не деньги, а какая-то отдельная идея, идея-фикс, назовем ее так. Не в том смысле, что человеку хочется купить какие-то часы, в этом ничего плохого, но если он уже жить не может без этих часов, ночей не спит, это уже, в конце концов, некоторая психиатрическая патология.

В терминах "психиатрия", "психология" нет ничего плохого, в их корне находится понятие "психе", то есть души, они связаны с теми вопросами, которые мы затрагиваем всякий раз, когда читаем Священное Писание.

Время нашей программы уже подходит к концу. Может быть, Вы могли бы сказать нашим телезрителям какое-то напутствие, чтобы каждый постарался взрастить в себе настоящую любовь.

С Вашего позволения я зачитаю один из стихов 13-ой главы Первого Послания к Коринфянам апостола Павла. Это определение любви, которое дает святой апостол Павел:

"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

Не радуется неправде, а сорадуется истине;

Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" .

Будем же, возлюбленные о Господе братья и сестры, помнить об этом и стремиться искать эту любовь и обретать ее в нашей жизни. Просить Господа Бога, Иисуса Христа, чтобы Он силою Своего Святого Духа наставлял нас на пути правды, веры, надежды и любви. Дай Бог нам никогда не забывать, что любовь всегда первая, и да благословит всех нас Господь.

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Использованы фрагменты комментариев Баркли.
Одна из самых важных глав Библии. Павел желает показать в Коринфе путь жизни христианина, более превосходнейший по сравнению с тем образом жизни, который они ведут, используя разные духовные проявления в них святого духа.
Павел станет говорить им о самом главном Божьем даре, об основе основ Божьего человека, о конечном результате всех усилий святого духа, действующего в христианине; о том, без чего все остальные способности христианина бессмысленны и не принесут ему никакой пользы.

Павел покажет им, что всё, чем они обладают сейчас и чем гордятся - всего лишь этапы на пути к достижению совершенства, к высшей духовной точки христианства – БОЖЬЕЙ ЛЮБВИ. И если христианин не научится любить так, как любит Бог, не будет ему части в Божьем мире.


Любящий христианин - это апогей воздействия святого духа на верующего человека, это созревший плод Божьего воспитания, поэтому любовь и ничто другое - является самым ценным даром от Бога человечеству и верным признаком христианина.

Божья любовь к христианину не приходит сама по себе. Божьей любви нужно учиться, поэтому Павел и показал, как выглядит Божья любовь, описав её качества и свойства, чтобы христиане всех времён имели представление о том, к чему же им нужно стремиться, какие внутренние качества нужно формировать в себе при помощи святого духа.

Итак, наставления Павла о превосходстве Божьего дара для христианина - Его многогранной любви; будем останавливаться подробно на каждой её грани, выделенной апостолом:

13:1,2 Здесь - о бесполезности самых диковинных способностей, какими гордились в Коринфе, если их применение не движимо любовью Божьей:
поскольку Бог создал человека по образу и подобию Своему, значит, стремление к совершенству есть не что иное, как стремление христианина иметь те же мотивы и намерения, что и у Бога.
Бог создал всё из любви, и побуждающей силой во всех его действиях является любовь. Значит, и христианином тоже должна двигать любовь, ибо для Бога немаловажно, из каких именно побуждений мы совершаем тот или иной поступок:
1 Если я говорю языками … ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

Здесь – преувеличение для усиления эффекта разъяснения в сочетании типа: «даже ЕСЛИ (в реальности это не так) я летаю на луну, но не из любви к Богу и ближним, нет в этом для меня пользы». То же самое и для нереальных «ЕСЛИ горы переставляю » и «ЕСЛИ знаю ВСЕ тайны », ибо всё это в реальности в буквальном смысле невозможно:
2 Если … знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.

Даже если бы все вышеперечисленные самые невероятные чудеса я совершал бы в реальности из желания, например, прославиться или из желания получить какую-либо награду за свои дела, то я не могу приблизиться к Богу и достичь совершенства, ибо для того, чтобы приблизиться к Богу любви - и самому нужно постараться стать любовью.

13:3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы
То же самое - и в отношении готовности идти на огромные жертвы: даже жизнью жертвовать (самым дорогим, что есть у человека) ради, например, раздобывания сенсаций при извержении вулкана, ради спортивных достижений или ради исполнения приказа военачальника - не имеет смысла, если жертвующий делает это не из любви к Богу и людям.

13:4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
Павел описывает не чувства и не эмоции, а проявления Божьей любви в конкретных действиях. Божья любовь превосходит романтическую, родственную и дружескую, поэтому является основой нового миропорядка: если в семье, среди родственников и друзей поселится Божья любовь, то во всей вечности их взаимоотношения не прервутся и они никогда не наскучат друг другу.

Любовь долготерпит - здесь о терпении именно в отношениях с людьми, а не о претерпевании каких-то личных трудностей, например, терпеть плохое здоровье или бедность.
Терпеливо переносить немощи ближних из-за несовершенства в надежде, что однажды все они смогут стать духовно сильными - признак силы христианина, а не слабости; Бог долго терпит несовершенство всего человечества, и в этом - Его сила: благодаря долготерпению Он и сможет воспитать для Себя сыновей и дочерей из несовершенных людей.

Милосердствует любящий христианин готов проявить милосердие, снисходительность к проступкам и не ищет, за что наказать, но всегда активно ищет возможность простить согрешившего и помиловать. Милосердие побуждает даже врагам не вредить, а помогать, если они испытывают серьезную нужду.

Любовь не завидует Согласны полностью с характеристикой зависти у Баркли:
Существует два вида зависти. Одна из них жаждет того, что принадлежит другим.. Другой вид зависти: она недовольна уже самим фактом, что другие имеют то, чего нет у нее; она не столь желает сама иметь эти вещи, сколько, чтобы другие не получили их. Это самое низкое свойство человеческой души .

Божий любящий человек должен быть далёк от этих двух:
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. (Исх.20:17)
не так, как Каин, [который] был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. (1Иоан.3:12)

Любовь не превозносится Любящий христианин всегда готов уступить и никогда не готов вырывать для себя какие-то блага любой ценой. К тому же, он никогда не считает, что кто-то ему чем-то обязан, но всегда считает себя обязанным во всём и для всех.

Не гордится Любящий христианин никогда не считает себя лучше других и достойным лучшего обращения с собой по сравнению с остальными соверующими. Он всегда готов признавать свои ошибки и извиняться, не считая это чем-то незначительным в христианском пути. Также он всегда готов простить вину согрешающему против него и всегда готов первым сделать шаг к примирению, даже если сам - невиновен.

13:5 Любовь...не бесчинствует Любящий никогда не позволит себе грубости, хамства, вызывающего поведения, беспардонности, бестактности, пренебрежения Божьими принципами и т.д. Любящий христианин всегда мягок и доброжелателен в общении независимо от того, как поступают с ним.
Любящий всегда боится нечаянно обидеть человека, он тактичен и внимателен к тому, чтобы не нарушить чьих -то прав или не причинить неудобств своими действиями: собственными правами ради удобства ближних любящий христианин всегда готов поступиться.

Не ищет своего , но ищет того, что угодно Христу: любящий христианин никогда не станет добиваться своих личных целей ценой нарушения Божьих принципов - это один момент.
И второй: любящий христианин всегда готов больше к тому, чтобы давать другим, а не к тому, чтобы брать у других; он считает, что имеет больше обязанностей пред всеми, чем прав.

Не раздражается , Ничто и никто не может вывести любящего христианина из состояния долготерпения и доброжелательности, но не потому, что он подавляет в себе адреналин и сдерживает раздражение внутри, а потому, что адреналин в нём не выделяется. Силою духа любви и разума христианин в состоянии найти здравое объяснение всему происходящему и оправдать его так, чтобы негатив внутри него даже не вырабатывался.

Баркли: Раздражение - всегда признак поражения. Когда мы выходим из себя, когда мы теряем над собой контроль, мы теряем все.

Не мыслит зла , Любящий христианин не носит камни «за пазухой» на ближних своих и не подсчитывает их количество, но сбрасывает их независимо от того, заслуживает ли обидчик прощения или нет, удаётся с ним примириться или нет.

Баркли:
Греческое слово логииешфай, (переведенное в Библии как мыслит ), происходит из бухгалтерии. Оно означает заносить в гроссбух какой-нибудь факт, чтобы позже не забыть его. Именно так поступают очень многие люди.
В жизни очень важно научиться забывать то, что лучше забыть. Многие люди пестуют свою ненависть, непрерывно подогревая и освежая ее в памяти; они до тех пор раздумывают о своих обидах, пока их уже невозможно забыть. Христианская любовь учит прощать и забывать.

13:6 Любовь..не радуется неправде, любящий христианин никогда не станет радоваться неправедным поступкам ближних своих или падениям врагов своих. Так же, как и не станет радоваться успеху, достигнутому благодаря обману или неправедным поступкам.

Баркли: Странная особенность человеческой природы заключается в том, что мы предпочитаем слышать о неудачах других людей, нежели об их счастливой судьбе. …Христианская любовь свободна от этой человеческой злобы, радующейся дурным известиям о других

а сорадуется истине здесь не только о радости от распространения правды Божьей через благовествование.
Любящий христианин всегда радуется тому, что ему и соверующим удаётся справляться
со всеми трудностями пути Христова, не согрешая и поступая по истине, даже если поступать по истине - невыгодно или сопряжено с плохими последствиями для них: дьявол так и ожидает, что христианин не выдержит давления нечестия века сего и сам начнёт поступать неправедно ради облегчения своих обстоятельств. Поэтому, когда христианин выдерживает все его давления и поступает правильно - радость его о торжестве истины - беспредельна.
А падающим врагам – любящий христианин всегда желает подниматься и становиться на путь Божий.

13:7 Любовь… все покрывает Любящий христианин всегда ищет и находит разумное объяснение проступкам окружающих и потому он не склонен ни обижаться на других, ни осуждать их, ни обсуждать, ни тем более - выставлять напоказ их ошибки и неблаговидные поступки. Он более склонен прощать, нежели обвинять, стараясь снисходительно относится к поступкам там, где это только возможно. Он не станет никому напоминать о прошлых грехах и ошибках, а оставит их в прошлом, как и Бог - наши.

Баркли: любовь может выносить любое оскорбление, обиду или разочарование.

всему верит, Любящий христианин не склонен ко всем и ко всему происходящему относиться подозрительно, он не спешит приписывать плохие мотивы согрешающим против него. Он больше склонен доверять на слово соверующим своим, нежели думать о них плохо. Любящий не желает думать плохо о людях и всегда старается найти смягчающие обстоятельства там, где их только возможно найти.
В собрании соверующие не стремятся следить за личной жизнью друг друга, понимая, что у каждого есть Библия, и если кто-то хочет быть Божьим и не желает позорить ни Бога, ни народ Его своим недостойным поведением, то он сам и постарается поступать по истине. Полное доверие Богу и друг другу - основа будущего счастливого человеческого общества.

Примечание : согласно Пр.14:15 всему верит только глупый ("Глупый верит всякому слову ").
Есть ли противоречие между словами Притчи и Павла?
Нет: Притча 14:15 показывает положение вещей для века сего (Соломон сделал выводы из своего жизненного опыта в этом веке), в котором процветает ложь и лживые люди.
То есть, согласно Притче, любящий человек (доверчивый, на доверии строящий свои отношении) - в этом веке поступит глупо, если будет верить всякому слову (не будет осторожным.)

А Павел описал внутреннее состояние человека нового мира , любящего Бога и ближнего, и потому - строящего свои отношения на полном доверии .
Без доверительных отношений новый мир невозможен, как и любая прочная долговечная семья: если семья держится на любви, то каждый в ней полностью доверяет друг другу, ибо сама по себе любовь -гарант постоянства, прочности и созидания всей семьи.

Кто не научится любить Бога и ближнего своего - тот в новый мир не попадёт, даже если в этом веке никому доверять не будет (не будет глупым согласно притче)
А кто научится любить - тот в новый мир непременно попадёт, даже если в этом веке его много раз подводили и обманывали из-за за доверчивости и его любви (даже если он выглядел глупым в глазах мира сего из-за своей любви и доверия к ближним)

всего надеется Любящий христианин – оптимист по сути, основание для его оптимизма - надежда на Бога, поэтому его трудно обидеть или разочаровать. Он никому и ничему безнадёжных приговоров не выносит, но всегда надеется на то, что обстоятельства изменятся к лучшему, что каждый в потенциале способен прийти к Богу и принять Христа, просто условия для этого должны созреть. И он готов ждать и надеяться на то, что однажды условия для обращения каждого созреют

все переносит
Сколько перенёс Иисус от тех, ради кого пришёл и для кого старался? Сколько перенёс Павел ради сохранения тех, кого приобрёл для церкви Божией, и сколько от них же самих - обид натерпелся?Любящий христианин способен претерпевать всё, что выпадает ему на пути, но не просто пассивно терпеть, а стойко выносить испытания, сохраняя верность Богу, предпринимая усилия для того, чтобы выстоять самому и другим выстоять помочь.

Баркли: Глагол хипоменеин - одно из великих греческих слов. Обычно его переводят как переносить или терпеть, но смысл его заключается..в том, чтобы перенести, преодолеть, быть в состоянии победить и преобразовать. Этот глагол определяли как мужественное постоянство, подвергающееся серьезному испытанию.

13:8 Любовь никогда не перестает Божья любовь – это сущность отношений в вечности миропорядка Бога. Абсолютно все отношения ТАМ будут строиться на этой любви, именно поэтому общество и сможет существовать вечно и гармония его не разрушится.
Всё, чем обладает христианин в этом мире - даруется Богом для того, чтобы развить в нём самое главное качество - любовь. Для этого и собрание организовано, и различные дары святого духа розданы, и звучит призыв исполнять Божье поручение совместно - всё соделано Богом для того, чтобы люди научились любить друг друга Божьей любовью уже сейчас, и чтобы в новом мире не передрались меж собой во всей вечности
(Еф.4:11-16)

хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
В новом миропорядке Бога ни умение пророчествовать, ни говорить сложными иностранными и духовными языками (о духовных языках - см. разбор 14 главы ), ни умение особыми знаниями духовными обладать - не будут уже нужны: пророчества все исполнятся и изживут себя; знамения с чудесами для подтверждения перста Божьего - там не понадобятся; а знания все приобретут одинаковые, ибо все будут научены Богом через Его небесное правительство. Потому всё то, чем так кичились коринфяне в своём собрании сейчас - в Божьем мире упразднится.
И лишь любовь неизменно навсегда останется сутью Божьего мироустройства для того, чтобы оно было счастливым и могло радовать как самого Бога-Отца, так и жителей Его нового мироустройства.

13:9,10 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
Все дары, которые имеет христианское собрание в этом веке - лишь отчасти, не в полном объёме, способны показать нам суть вечности и формировать в нас христианскую личность.
когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
Когда же настанет период дня вечного, в котором человечество достигнет духовного и физического совершенства, тогда всё, что являлось лишь частичкой Божьей картины - упразднится: зачем нужен кому-то всего лишь фрагмент картины - при возможности наслаждаться всей её полнотой?

Зачем взрослому обладать умением не твёрдо ходить на младенческих ножках и падать, если хождение младенца - это лишь этап к уверенному хождению по-взрослому?
Низачем.
Так же и знания с пророчествами, языками и прочим - это «ножки младенческие», а для духовного возраста взрослого Христа - в них и надобность сама собой отпадёт.

13:11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
Младенцы имеют очень ограниченные знания и опыт, и мыслят они, исходя из этих ограничений. Знания же и опыт взрослых во много раз превосходят детские, поэтому взрослые и мыслят иначе, опираясь на те свои знания и опыт, которые приобрели за время взросления.

Для того, чтобы объяснить подробнее, как же это понять: всё, что отчасти – прекратится в момент, когда настанет совершенное - Павел приводит наглядный пример различия между восприятием реальности у младенца и взрослого.
Младенец, например, имел знания, допустим, о манной каше - ограниченные, отчасти : он знает, что у него есть каша на завтрак, она вкусная, когда он её съедает - он перестаёт чувствовать голод. И этого малышу достаточно для того, чтобы чувствовать себя всезнающим и счастливым на тот момент.
Будучи младенцем, он пока не знает и не может вместить того, что манная каша, например, не появляются из ниоткуда, её делают из пшеницы и для того, чтобы она попала на стол к малышу - многие люди затрачивают множество усилий для её производства.
Но когда он вырастает - то, что он знал отчасти о манной каше – прекращается, и к нему приходят более полные знания не только о каше, но и о том, каков её состав, как её производят, чем она полезна, сколько она стоит и т.д.

То есть, христиане из Коринфа должны были бы усвоить: всё, чем они владеют от святого духа в настоящий момент - это лишь крошечная часть того, чем они должны владеть на самом деле по замыслу Бога. Любовь - вот полнота взрослого возраста Христова, к обретению её - нужно стремиться (Еф.4:11-16).

13:12 Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
Через тусклое стекло человек способен видеть лишь очертания и не видит чётко всех деталей картины.
Так же дела обстоят и со знаниями, и с духовным вИдением: в настоящий момент, будучи несовершенными (младенцами) – христиане обладают весьма ограниченными представлениями о Боге и Его намерениях, о Его сущности и чувствованиях, они видят лишь смутные очертания истинной картины вещей. Но когда все станут совершенными, и знания, и духовное вИдение Бога будет у всех иным, раскроется во всей прозрачности и полноте того понимания, которым обладает совершенный человек (взрослый).
Но это - вопрос будущего.

13:13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. А на данном этапе христианского пути века сего - христианину главное усвоить то, что вера в Бога, надежда на будущее и любовь к Богу и ближним – это основа необходимого минимума для верующего «младенца» века сего.
Но и в этом минимуме есть преобладающая грань для верующего человека: это умение любить так же, как любит Бог.
Божья любовь в христианине должна быть самым главным внутренним его качеством. Почему?

Потому, что как вера, так и надежда, когда настанет совершенное и осуществится всё, во что верили и на что надеялись – упразднится и исчерпает себя. Останется только сам христианин и бескрайние просторы нового мира в Миллениуме - пред ним. И если он на тот момент окажется НЕ ЛЮБЯЩЕЙ личностью, не научится любить так, как любит Бог,то он рискует своим будущим:
не любящий брата пребывает в смерти. (1Иоанн.3:14)
любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога (1Иоан 4:7)
любящий другого исполнил закон . (Римл.13:8)

В вечности будут жить только любящие христиане.

Я не знаю более сильных и глубоких слов о любви, чем те, которые сказал апостол Павел в главе 13 Первого послания к коринфянам. Эти слова называют «Гимнам любви». «Если я говорю языками человеческими и им ангельским, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, знаю тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то и ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13).

Любовь превыше всего, она превыше всех духовных даров, - говорит апостол Павел. Путь любви - это путь превосходнейший, то есть путь, который превосходит действие всех духовных даров в том случае, если мы пользуемся этими дарами без любви, которая призвана координировать и гармонизировать использование даров.

В нашей обыденной жизни словом «любовь», как правило, обозначается чувство (эмоция). Когда, например, говорят, что Иван любит Марью, то имеют в виду определенное более или менее глубокое чувство, которое Иван испытывает к Марье. Апостол же описывает любовь не как чувство, не как эмоцию. Он показывает ее проявление в действии, говорит о том, как поступают любящие. По существу словом «любовь» апостол описывает святую жизнь, которую производит в нас полнота Святого Духа.

Подлинная любовь в нас - всегда от Духа Святого, Подлинная любовь диктует мотивы наших поступков и объяснит их. Пребывание в состоянии подлинной любви - это важнейшая характеристика зрелого христианина, характеристика святого. А к святости призваны все мы, то есть все мы призваны к любви.

Павел говорит нам, что любовь долготерпелива, милосердна, бескорыстна, правдива, исполнена надежды, вынослива, не завистлива, не горда, не эгоцентрична, то есть не ставит конкретного человека в центр забот и попечений.

Но какое время в будущем имеет в виду апостол, говоря, что тогда и пророчества упразднятся, и языки умолкнут, и знание упразднится? Конечно же, время после второго пришествия Иисуса Христа.

Любовь - это живой динамический центр, который собирает, координирует, организует и регулирует духовные дары. Любовь направляет действие духовных даров, ориентирует их действие на служение ближним во славу Господа. Можно сказать, что любовь - это необходимое и достаточное условие правильного пользования духовными дарами. Дарования бесполезны, если ими пользуются без любви.

Высший вид любви - это любовь к Богу, которая проявляется прежде всего в нашей любви к ближнему. Воз любви к Богу невозможна и подлинная любовь к ближнему. Апостол Иоанн утверждал: «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец; Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (1 Ин. 4:20). Любая подлинная любовь - это, в конечном счете, любовь к Богу.

Если любовь к Богу будет руководить нами, нашим сердцем, то мы будем святыми и не сможем совершить греховного, то есть неправильного поступка. Именно поэтому святой Августин дает такую рекомендацию для повседневной жизни: «Люби Бога и делай, что хочешь».

Почему именно любовь превыше всех духовных даров? Потому что она является образом Божиим, подобием нашего Творца, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16).

Духовные дары временны, они действуют лишь в земном, временном мире и сохраняют свое значение лишь до второго пришествия Иисуса Христа. Когда Иисус вернется к нам, верующие обретут иные дары, которые, видимо, будут бесконечно превосходить известные нам духовные дары, о которых апостол Павел пишет в Первом послании к коринфянам: слово мудрости, знания, вера, дар исцелений, дар чудотворения, дар пророчества, дар различения духов и т. д.

О дарах же, которые верующие обретут после второго пришествия Иисуса, апостол написал такие слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

И пророчества, и знания позволяют лишь отчасти проникнуть в истину, поэтому они потеряют всякое значение, когда истина откроется нам во всей полноте и абсолютной всецелостности.

Любовь по своей природе всеобъемлюща и всепроникающая, поэтому она переживет все земное и пребудет вовеки.

В завершение скажу немного о смысле 12-го стихи из главы 13 Первого послания к коринфянам: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан». Апостол говорит: и этой жизни мы видим небесное как бы в тусклом зеркальном отражении, туманно и неопределенно, а и жизни будущего века нам дано будет узреть Бога «лицом к лицу».

Кстати, то, что в русской Библии переведено с оригинального греческого текста Послания словами: «видим как бы сквозь тусклое стекло», точнее было бы перевести словами: «видим как бы в туманном зеркале».

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 13, ст. 4-13; глава 14, ст. 1-5.

13:4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

13:5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

13:6. не радуется неправде, а сорадуется истине;

13:7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

13:8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

13:9. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;

13:10. когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

13:11. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

13:12. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

13:13. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

14:1. Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.

14:2. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;

14:3. а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.

14:4. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.

14:5. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.

(1 Кор. 13, 4 – 14, 5)

Напомню, что 12-я, 13-я и 14-я главы посвящены рассуждениям апостола Павла о дарах духовных. Проблема была в том, что коринфяне считали себя особо одаренными, некоторые дары ставили выше других, тем самым у них появлялся повод для превозношения. Апостол Павел как обычно пытается их отрезвить. При чтении 12-й главы мы рассуждали о том, что Церковь – это Тело Христово и каждая ее часть, каждый член является важным, необходимым в этом теле. Соответственно, каждый человек напоен Духом, как и все остальные христиане, поэтому его роль в этом Теле, Церкви, уникальна, и нет смысла превозноситься. Наоборот, всегда нужно больше заботиться о том, кто требует заботы, и еще больше радоваться, если немощный член проявляет себя положительно. Самая главная мысль апостола Павла оказывается в 13-й главе. Сегодня мы начали читать 14-ю главу, которой речь будет идти о говорении на языках, это отдельная серьезная тема. Возможно, мы начнем ее сегодня, а может быть, поговорим в следующий раз, поскольку сегодня практически целиком читали 13-ю главу, известную многим людям, христианам и не только, которую часто цитируют в художественных текстах и даже фильмах. В библеистике, новозаветном богословии этот отрывок называется «гимном любви». Здесь апостол Павел говорит о том, что все духовные дары, какие бы ни были: знания, пророчества, говорение на языках и прочее – ничто, если они не пронизаны любовью.

Первые три стиха 13-й главы мы сегодня не читали, но я рекомендую рассмотреть их тоже сегодня. В них апостол Павел говорит, что чем бы он ни обладал: говорю языками человеческими и ангельскими (1 Кор. 13, 1), имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание (1 Кор. 13, 2) или раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение (1 Кор. 13,3), если все это без любви, то ничего не значит. Вспомните практически ту же мысль в Послании к Римлянам: любовь есть исполнение закона. В субботу мы читали отрывок из 13-й главы Послания к Римлянам, с 1-го по 10-й стих, и особое внимание я обращал на 8-й, 9-й и 10-й стихи. Любовь не делает ближнему зла (Рим. 13, 10), любящий другого исполнил закон (Рим. 13, 8). Если человек живет в любви, если любовь Божия пребывает в нем, то что бы он ни делал, он не сделает ближнему зла, выполнит волю Божию, то есть закон. Если человек в любви, то исполнение воли Божьей становится естественной нормой его жизни, и наоборот. Сегодняшний текст говорит нам о том, что какой бы человек ни был внешне добродетельный, самоотверженный, даже готовый пойти на сожжение, раздать все свое имение, знающий все тайны, имеющий различные дарования, уважаемый в обществе и так далее – если он не имеет любви, не живет в любви, а все это только лишь внешняя форма, то никакой пользы не будет. Поэтому единственное, к чему призван стремиться христианин, – стяжанию Духа Святого, как говорил Серафим Саровский, то есть к любви Божией, ее энергии, которую христианин призван пропустить через себя. Для этого нужно открыть свое сердце, не делать препятствий между собой и Богом. Бог всегда идет навстречу человеку, а человек сопротивляется, поэтому нужно убрать это препятствие: очистить свое сознание, чтобы ум, как говорят наши аскеты-подвижники, опустился в сердце. Там, в сердце, человек встречается с Богом, познает Божественную любовь, впускает ее в себя и дальше распространяет на все остальное мироздание: людей и прочее творение – вот в чем на самом деле цель человека.

Дальше апостол Павел характеризует любовь. Конечно, здесь приведены характеристики, не исчерпывающие, но принципиальные и важные, которые говорят о том, что такое христианская любовь. Это не эмоции, не чувства, не восторг и не эйфория, а именно любовь, которая по-гречески звучит как αγάπη [агапи] (мы недавно это слово упоминали), то есть некая жизненная позиция. Она проявляет себя в действии, поступках, в стойкости, доброделании. Это действительно больше, чем просто что-то чувственное, мимолетное, преходящее, обусловленное лишь биологией или химией. Сейчас есть рассуждения, статьи, передачи на тему «Химия любви», где говорится, почему человек влюбляется, почему раздражается, делает еще что-то. Здесь же говорится о том, что любовь христианская – это что-то фундаментальное, это дар Духа Святого, поэтому просто так она никуда не испарится, как может испариться влюбленность или другие чувства.

4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла...

Русский перевод не мыслит зла не совсем точно отражает смысл оригинала. Любовь не мыслит зла не в том плане, что не думает о зле, а в том, что не запоминает зло. Если кто-то обижает, то любящий человек это пропускает, это зло не задевает его сердце и не оставляет следа обиды; человек все равно пребывает в любви: обида не колеблет его любви.

6. не радуется неправде, а сорадуется истине;

7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Все, о чем говорит апостол Павел в начале 13-й главы, пройдет, и знание этого мира, которым можно превозноситься, кичиться, надмеваться, будет бессмысленно. Мы увидим Бога «лицом к лицу» (как будет написано дальше), поэтому то знание упразднится, языки и пророчества там не будут иметь значения, а любовь всегда будет актуальна, потому что это суть Божественной энергии, Божественной природы. По большому счету главное проявление Бога, по крайней мере нам известное и открытое, – это любовь.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх