Психологический климат в коллективе сотрудников исправительных учреждений. Как сформировать сплоченный коллектив

Командная (групповая) сплоченность - это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений. Командная сплоченность - необходимое условие успешной работы команды. В группе, сформированной из незнакомых людей, некоторое время обязательно будет потрачено на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения общих командных задач. Именно сплоченная команда, в отличии от группы лишь совместимых людей, способна успешно преодолевать кризисы на пути своего развития.

Именно сплоченная команда способна преодолевать кризисы на пути своего развития без потерь, чего не скажешь о группе совместимых между собой людей.

Совместимость предполагает возможность выполнить задачу.

Сплоченность означает, что состав команды интегрирован наилучшим образом.

Командная (групповая) сплоченность - это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений. Она характеризуется взаимной эмоциональной притягательностью и общей удовлетворенностью участников как командой, так и совместной деятельностью в целом. Командная сплоченность - необходимое условие успешной работы команды. В группе, сформированной из незнакомых людей, некоторое время обязательно будет потрачено на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения общих командных задач.

Факторы, усиливающие групповую сплоченность

К. Рудестам (1993 г.), А. А. Александров (1997 г.) и другие исследователи группового поведения выделяют следующие факторы, способствующие усилению групповой сплоченности:

  • совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы;
  • однородный состав групп (особенно по возрастному показателю: нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и моложе восемнадцати);
  • атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
  • активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;
  • привлекательность лидера как образца, модели оптимально функционирующего участника;
  • квалифицированная работа лидера, способного провести специальную работу для усиления сплоченности команды;
  • наличие другой группы, которая рассматривается как соперничающая;

присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников.

Отметим, что последние два пункта, хотя и способствуют сплоченности команды, являются деструктивными и не могут рассматриваться в качестве инструментов сплочения команды.

Причины снижения групповой сплоченности

Во-первых , возникновение в группе мелких подгрупп, что вызывает «местечковое» поведение и мышление. Чем больше группа, тем вероятнее образование подгрупп. Понятно, что в большой группе такое неизбежно; с этим и связано определенное ограниченное количество (пять-семь, редко - до двадцати) человек в команде. Кроме того, знакомство, дружба, симпатия между отдельными членами группы до начала взаимодействия может привести к отчуждению такой пары или малой группы от всей команды. С этим связана и проблема совмещения «старых» и «новеньких» членов формирующейся команды, которую хотят решить заказчики.

Во-вторых , неумелое руководство со стороны лидера может привести к излишнему напряжению, конфликтам и даже развалу команды. Например, если лидер затевает интриги, приближает к себе или удаляет от себя тех или иных участников, распределяет полномочия и вознаграждения, исходя из личных пристрастий, а не из компетентности и реальных заслуг коллектива, тем или иным способом манипулирует людьми и информацией, то такая группа рано или поздно перестает быть командой (если вообще можно ее таковой назвать).

В-третьих , отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, а также отсутствие совместной деятельности. Например, когда задаешь группе обучающихся вопрос: «Является ли, на ваш взгляд, наша группа командой?» - участники отвечают: «Нет, мы не команда: мы все чудесные люди, но разъединены, у нас ведь нет единой цели...». Когда у людей нет объединяющего их будущего, это будущее создается лидером, спускающим цель сверху. Когда единая поставленная лидером цель осознается и принимается - интериоризируется - каждым членом группы, тогда появляется среда для возникновения групповой сплоченности и превращения группы в команду. Если лидер не ставит перед своей группой объединяющей цели, то каждый участник движется по направлению к своей собственной. Возникающий на этой почве конфликт целей приводит к снижению групповой сплоченности.

Сплоченность определяет успех совместной работы потому, что помогает преодолевать кризисы в развитии, делает группу неуязвимой и устойчивой к ситуациям, насыщенным негативными эмоциональными переживаниями, позволяет решать сложные задачи, которые не под силу выполнить одному члену группы в одиночку. Сплочение и формирование команды наиболее существенны для тех организаций, эффективная деятельность которых напрямую зависит от степени единства и взаимопонимания сотрудников.

Различие между сплоченностью и групповой идентификацией

Необходимо подчеркнуть разницу между феноменом групповой идентификации и сплоченностью.

Групповая идентификация - отождествление себя с обобщенным образом члена какой-либо социальной группы, за счет которого происходит принятие, часто некритическое, ее целей и ценностей.

В соответствии с определением команды (ее члены «определяют себя и своих партнеров принадлежащими к команде»), групповая идентификация - важный фактор, позволяющий группе превратиться в команду. Однако зачастую групповая идентификация приводит к неприятным последствиям, проявляющимся в так называемом групповом мышлении.

Групповое мышление - стиль мышления людей, которые полностью идентифицируют себя с конкретной социальной группой. При этом создается ситуация, когда единомыслие становится большей ценностью, чем следование логике и рациональному выбору решений. Растет уровень конформизма, информация, существенная для деятельности группы, начинает анализироваться тенденциозно, культивируется убеждение во всесилии группы и неоправданный оптимизм.

Групповое мышление проявляется чаще всего на первом этапе формирования команды. Стремясь во что бы то ни стало сохранить единство группы, на первом этапе люди способны приносить в жертву ощущению псевдосплоченности не только истину, но и любых выделяющихся из общей массы членов группы.

Иногда на тренинге этот феномен проявляется поразительно ярко, когда на глазах у тренера в рамках обсуждения или ролевой игры разворачивается драма приношения меньшинства в жертву большинству. Однажды мы наблюдали, как группа, помещенная в кризисную ситуацию «катастрофической» задачи «Авария на Луне», стремясь уложиться во время, казнила одного из участников - сначала на символическом уровне, лишив его «кислорода», а затем переведя свои действия в реальность, лишив его права голоса в обсуждении и посадив за круг. Мужчина, переживая отвержение группой, вышел из комнаты. Никто из членов группы этого даже не заметил. Группа казнила своего члена за инакомыслие: этот человек слишком много знал. В частности, он единственный из группы помнил из школьного курса физики о том, что в условиях отсутствия магнитного поля на Луне компас там работать не будет и потому бесполезен. Он настойчиво пытался донести свои знания до группы, чтобы она смогла успешно справиться с задачей. Но групповое мышление заставило идентифицировавшихся с группой участников пренебречь мнением одного из своих коллег - и истиной в конечном итоге. Когда упражнение закончилось и группа приступила к анализу своей деятельности, «разыдентифицировавшиеся» участники испытывали жесточайшее чувство вины.

Как бы это ни выглядело со стороны, не следует выносить оценочных суждений относительно поведения участников группы, переживающих первый этап ее развития, сопровождающийся неприятным явлением группового мышления. Люди действуют согласно социальным законам развития групп и ни в коем случае не заслуживают осуждения. Однако эта ситуация обязательно должна быть проанализирована с тем, чтобы помочь формирующейся команде выйти на новый этап развития, преодолев бессознательное стремление к групповой идентификации и групповому мышлению, перейти к осознанной сплоченности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра общей и социальной педагогики

Курсовая работа

по дисциплине «Педагогика»

ФОРМИРОВАНИЕ СПЛОЧЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Исполнитель:

Щербинина С . П .

Научный руководитель:

Кискаев И . А .

Нижневартовск 2014

Введение

1. Теоретические основы формирования сплоченного коллектива младших школьников

1.1 Изучение опыта отечественных педагогов

1.2 Понятие «коллектив» и его стадии развития

2. Педагогические условия формирования сплоченного коллектива младших школьников

2.1 Педагогические условия

2.2 Из опыта работы в детском лагере

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Постоянные социально-экономические изменения, происходящие в Российской Федерации, ежедневно заставляют думать нас о будущем. Так же как и экономика, концепция современного образования не стоит на месте. В данный момент основной идеей начального образования является всестороннее воспитание и развитие ребенка. Основным подходом, для воспитания такой личности является индивидуально-личностный подход. Но между тем воспитание полноценно-развитой личности не может быть без воспитания в коллективе. Процесс развития личности ребенка и коллектива, в котором он находится, тесно связаны друг с другом. Развитие личности напрямую зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем отношений. С другой стороны активность детей, физическое и умственное развитие каждого ребенка обуславливает уровень развития коллектива в целом. Чем более активны и дружны члены коллектива, тем ярче коллективные отношения. В такой среде ребенок полнее использует свои индивидуальные возможности. Таким образом, можно провести логическую связь между воспитанием одного ребенка как личности и коллектива в целом - эти два понятия являются совместимыми, без которых всестороннее воспитание и развитие личности ребенка будет неполноценным.

Из всего многообразия задач по формированию сплоченного детского коллектива, можно вычленить наиболее долговременные, являющиеся стержневыми:

1) Воспитание сознательной дисциплины и культуры детей, без чего немыслима вообще никакая успешная воспитательная работа;

2) Организация многообразной общественно полезной, творческой деятельности учащихся, направленной на всестороннее развитие каждой формирующейся личности;

3) Формирование гражданских и организаторских качеств детей, развитие их самостоятельности и инициативы, индивидуальных склонностей и интересов.

Данные задачи, имеют первостепенную важность и составляют основу работы педагога начальной школы с детским коллективом и личностью отдельного ученика.

При исследовании данной темы существует проблема, которая возникает из-за принципиальных различий мнений педагогов относительно понятия и структуры детского коллектива и определения необходимого комплекса педагогических условий по формированию сплоченного детского коллектива.

Цель исследования : определить педагогические условия формирования сплоченного детского коллектива.

Задачи:

1. Изучить теоретические аспекты процесса формирования сплоченного коллектива младших школьников.

2. Определить понятие «коллектив» и стадии его развития.

3. Выявить формы и методы формирования сплоченного детского коллектива

4. Апробировать в работе с младшими школьниками различные формы и методы формирования детского коллектива.

Объект исследования : воспитательная работа с коллективом младших школьников.

Предмет исследования : педагогические условия формирования сплоченного детского коллектива.

Гипотеза: предположение о том, что процесс сплочения детского коллектива более эффективными при создании следующих условий:

1) разнообразие форм и методов;

2) сочетание методов формирования представления о коллективе с методами формирования навыков коллективизма;

3) взаимодействие педагога с семьёй по использованию разнообразных форм и методов формирования коллектива младших школьников.

4) Организация целенаправленной совместной работы детей.

Методы исследования :

1) теоретический анализ по проблеме исследования;

2) наблюдение;

3) беседы;

4) анализ документации;

5) анкетирование;

6) анализ продуктов совместной деятельности детей.

1. Теоретические основы формирования сплоченного коллектива младших школьников

1.1 Изучение опыта отечественных педагогов

Проблема формирования сплоченного детского коллектива является актуальной не первый день. Над ней работали многие педагоги и психологи СССР. Необходимость формирования коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко исследовали А.С. Макаренко, А.В. Петровский, Л.И. Новиков, А.Т. Куракин, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский.

Российская педагогическая энциклопедия дает такое определение - «Коллектив (от лат. collectivus - собирательный) - социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения».

А.В. Луначарский считал основной целью воспитания - развитие всесторонней личности, которая может жить в гармонии с окружающими, умеющая содружествовать. Он отмечал, что на основе коллектива могут быть развиты особенности личности наиболее полно. Воспитывая индивидуальность в коллективе, нужно обеспечить единство личной и общественной направленности.

А.С. Макаренко в своих работах давал такое определение: «Коллектив - э то целеустремленный комплекс организованных личностей, обладающих органами управления» .

По мнению А.В. Петровского, «коллектив - это живые и очень разные люди, связанные сложной системой межличностных отношений, стремящиеся к одной цели, но готовые осуществлять ее разными способами».

Вопросом о детском коллективе С.Т. Шацкий начал заниматься практически в самом начале своей педагогической деятельности. Он считал, что главным фактором, который плотит детский коллектив, является разнообразный труд, производительный труд рядом с взрослыми людьми. С.Т. Шацкий считал, что в условиях сельскохозяйственной реконструкции, важным моментом будет является создание колхозов, на которых будут работать ученики под присмотром старших. «Нам нужно говорить о такой организации детской работы,-- писал Шацкий,-- которая является частью работы колхоза, такой частью, которая посильна, доступна детям, но она должна быть серьезной. Нам нужен такой детский труд, который был бы полон смысла и подъема» (Архив АПН СССР, ф. 1, ед. хр. 295 , л. 114).

Особенно Шацкий выделял необходимость смены видов деятельности, тогда правильно организованный труд будет окрашен положительными эмоциями. Педагог утверждал, что приобщение детей к общественно-полезному труду поможет им приобщится к социалистическому строю в целом.

Н.К. Крупская уделяла воспитанию коллективизма особое внимание. Одной из важнейших задачи советской школы, по ее мнению, было воспитание коллективизма, так как организации октябрят, пионерская и комсомол имеют общую цель - развитие коллективизма. Надежда Константиновна считает, что в первую очередь надо наладить работу детей в коллективе. Нужно, чтобы ребенок почувствовал себя частью чего то целого. Тесное общение с товарищами поможет ребенку познать самого себя, посредством познания окружающих людей. В таких условиях индивидуальные черты каждого ребенка будут развиваться в интересах данного коллектива. Так же Н.К. Крупская поддерживала воспитание интернационалистической личности, для укрепления национальных отношений. Она поддерживала инициативы детей разных национальностей.

Н.К. Крупская рассматривала коллектив как среду, в которой ребенок развивается. придавала большое значение организации детей в коллективе.. Многие актуальные проблемы того времени Крупская рассматривала подробнее. К ним относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др.

Весомый вклад с теорию о детском коллективе внес педагог А.С. Макаренко. Он разработал основные принципы коллективного воспитания. Принцип параллельного действия: воспитатель -- коллектив -- личность. Принцип развития или движения коллектива. Принцип перспективных линий. Ближняя цель -- средняя цель -- дальняя цель. Принцип целеустремленности. Будут реализованы цели при желании и готовности дойти до конца. Принцип целостности воспитательной деятельности. Принцип взаимной ответственности, а также проявление определенного тона и стиля отношений в коллективе.

Впоследствии В.А. Сухомлинский продолжил исследовать идею А.С. Макаренко в своих работах. В основу своей воспитательной системы творческого развития личности В.А. Сухомлинский положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции. Богатый опыт работы в школе помогли педагогу разработать систему принципов формирования коллектива: организация школьного коллектива, руководящая роль педагога, разносторонние отношения между воспитателями и воспитанниками, творчество, самодеятельность, гармония потребностей и желаний, создание и сохранение традиций коллектива и их передача следующему «поколению», как культурное достояние, ответственность членов коллектива за свое поведение и свой труд.

Современные педагоги такие, как А.Т. Куракин, Л.И. Новикова дали такое определение коллективу. По их мнению, «коллектив - это общность людей, основанная на общих интересах, и выступает как субъект и объект воспитания». они рассматривают коллектив, как собственную модель общества, отражающая ту систему человеческих ценностей, ту атмосферу, те отношения, которые присущи именно данному коллективу. Для ребенка он выступает, прежде всего, как среда обитания и освоения опыта, а для общества он выступает как ячейка, которая является средством достижения стоящих перед ними воспитательных задач.

1.2 Понятие «коллектив» и его стадии развития

Одним из наиболее ярких представителей отечественной педагогики, занимающихся разработками теории о коллективе, является педагог и психолог А.С. Макаренко. Он посветил выше озвученной теме множество статей, сочинений и работ.

Он считал, что «коллектив это - социальный живой организм, который потому и организм, что имеет органы, что та есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимости, а если этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа и сборище». .

А.С. Макаренко считал, что когда детей приводят в первый класс, их объединяет единая цель - изучать новые науки, обучение читать, писать, считать, тем самым образовывается детский коллектив. Для ребенка он становится средой обитания, в которой дети взаимодействуют, общаются, играют, используя личностные ресурсы. В такой среде они стараются самоутвердиться, впоследствии чего, могут возникать конфликты. Но дети в классе так же взаимодействуют не только друг с другом, но и с педагогическим коллективом, то есть учителем. Поэтому Антон Семенович ввел понятие «воспитательный коллектив». Это объединенный коллектив педагогов и воспитанников, сплоченный общим трудом, общей целью, общим досугом и совместным культурным отдыхом. В своих трудах А.С. Макаренко сформировал целостную концепцию «воспитательного коллектива», суть которого заключается в равноправии, когда не только воспитанники подчиняются воспитателю, но и воспитатель воспитанникам. Но для того что бы стать коллективом группа воспитанников и воспитателей должна пройти нелегкий путь преобразований. На данном этапе А.С. Макаренко выделил несколько стадий формирования коллектива: Первая стадия - первоначального сплочения. На данной стадии основным звеном является педагог, от которого исходят основные требования. Он стремится превратить класс в коллектив, то есть в такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются общими целями, задачами и ценностями. Основной задачей первой стадии формирования коллектива является разработка и организация актива класса, то есть каждому ученику выделяется особая роль. Когда ученики сплотились на основе общей цели и деятельности. Данная стадия является завершенной, если эта задача выполнена.

Вторая стадия - усиление влияния коллектива. На этом этапе актив начинает предъявлять к членам группы требования, основываясь на своих представлениях, что может принести пользу или вред обществу. В такой момент важно, что бы учитель наблюдал эти требования, так как активисты могут преследовать личные цели и могут ущемлять более слабых членов группы. Но если активисты правильно понимают потребности коллектива, они становятся верными помощниками педагога потому, как не всегда ребенок может предъявить претензию или высказать пожелание взрослому человеку, ему на много легче поделится мыслями со сверстником. Для данной стадии характерна стабилизация структуры класса. Таким образом, коллектив выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Очень важно, чтобы педагог максимально использовал возможности молодого коллектива для решения задач, которые перед собой ставит учитель. В такой момент класс становится как бы одним целым, единым организмом, в котором воспитательный процесс будет проходить более эффективно. Одна из проблем, с которой могут столкнуться участники коллектива на этой стадии - противоречия. Разногласия могут возникать между группой детей и отдельными участниками команды, между общими и личными перспективами, между общепринятыми нормами поведения и нормами, которые складываются в классе, между отдельными группировками детей, поэтому в коллективе не может быть ровного прогресса, постоянные скачки, затихание и движение вперед свойственны второй стадии.

Третья и последняя стадия - это рассвет коллектива. Данный этап характеризуется тем, что участники коллектива предъявляют больше требований к себе, нежели к своим товарищам. Это говорит нам о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости мнений, взглядов, манер. Если коллектив доходит до этой стадии, то он формирует полноценную личность.

Четких границ от перехода к каждой стадии нет, но коллектив остановиться в своем развитии не может. Иногда процесс просто замедляется, на какой-то из стадий, и по разным причинам не может продвинуться вперед. Но, благодаря усвоенному коллективному опыту младший школьник сам начинает предъявлять к себе требования, выполнение нравственных норм становится для него важным составляющим. Он перенимает социальный и личностный опыт от своих сверстников на себя.

Классификацию уровней развития коллектива определил отечественный педагог и психолог А.Н. Лутошкин. Он выделил 5 уровней сплоченности коллектива:

1. Песчаная россыпь

2. Мягкая глина

3. Мерцающий маяк

4. Алый парус

5. Горящий факел

Педагог охарактеризовал первый уровень «Песчаная россыпь», как группу людей, в которой каждый сам по себе. То есть песчаной россыпью модно назвать любую новоиспечённую группу людей, которая не имеет общих интересов, целей, задачи, а так же не имеет общего лидера. Такая группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

Следующий уровень развития коллектива - «мягкая глина». Автор сравнивает такой коллектив с мягкой глиной потому, что на данном этапе заметны первые усилия по сплочению коллектива. Участники коллектива не знают друг друга достаточно хорошо, что бы работать сообща. Пока недостаточно опыта совместной работы. Главным и ключевым звеном являются требования, предъявляемые педагогом. Дети на этой стадии не могут стать друг другу союзниками. По собственной инициативе ребята не приходят друг другу на помощь, для этого нужно их подталкивать. Отношения в коллективе разные: доброжелательные или же конфликтные. Существует несколько замкнутых группировок, которые между собой не взаимодействуют. Для того, чтобы коллектив успешно перешел на следующий уровень, педагог должен грамотно организовать деятельность детей, дать им общую цель.

Третий уровень - «мерцающий маяк». На данном этапе преобладает желание трудиться сообща. Члены коллектива заинтересованы в том, чтобы каждый шел верный путем. Важно, чтобы уже сейчас появился лидер, который будет тянуть за собой всех челнов группы. Но его авторитет еще не оправдан, поэтому найти общий язык и организовать всех участников достаточно трудно. Наблюдается всплеск активности отдельных членов коллектива, но не у всех, и не всегда.

Следующий уровень педагог назвал «Алый парус». А.Н. Лутошкин охарактеризовал его, как коллектив, в котором его участники находятся в дружеский отношениях. Они заинтересованы делами друг друга, и сочетают это с взаимной требовательностью. Командный состав такого коллектива - это знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. В такой группе у большинства членов появляется чувство гордости за свою команду. Все победы и неудачи участники переживают вместе. Хотя группа уже сплочена, не всегда ее участники могут признавать свои ошибки. На этом уровне действует принцип «один -- за всех, все -- за одного».

Пятый и последний уровень развития коллектива - «горящий факел». Если коллектив достиг этого уровня, то его можно назвать сплоченным. В таком коллективе отношения между его участниками связывает тесная дружба, ответственность, но не только за себя, но и за своих товарищей. В такой группе дети бескорыстно приходят друг другу на помощь, и делают все, что бы друзьям было легче. Если какие то участники отстают от товарищей, то вся группа, во главе с лидером, помогает отстающим.

Разработанная А.Н. Лутошкиным методика позволяет учителю определить уровень сплоченности класса. Хороша эта методика тем, что разработана она для детей. Суть диагностики такова. Классный руководитель объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своём развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее ребятам предлагается определить, на какой стадии развития находится их собственный коллектив. Следовательно, педагог озвучивает все стадии, и дети определяют уровень развития их коллектива по пятибалльной шкале, баллы которой соответствуют каждому из представленных уровней. (Приложение 1) сплоченный коллектив школьник единомышленник

Современные педагоги рассматривают коллектив как своеобразную модель общества, отражающую отношения, которые ему присущи, атмосферу, которая ему свойственна, и система человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. Для общества детский коллектив, являясь его ячейкой, будет средством достижения воспитательных задач. Для ребенка же он выступает, прежде всего, своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Сейчас педагоги исследуют такие вопросы теории коллектива, как проблема коллективной постановки цели, групповые и личностные интересы, формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива, единства педагогического руководства и самоуправления.

В основе сплочения детского коллектива может лежать множество факторов, такие как труд, общение, познание, игра и много других видов деятельности, на организацию которых следует уделять особое внимание.

2. Педагогические условия формирования сплоченного коллектива младших школьников

2.1 Педагогические условия

Трудно назвать коллективом общность людей, которым сложно взаимодействовать между собой, поэтому главной задачей классного руководителя - объединить обучающихся, сплотить их. В первую очередь объединяет детей общая цель, то есть обучение в школе, но она же и является ведущей деятельностью младших школьников. Так же для успешного развития детского коллектива должны соблюдаться некоторые педагогические условия: постановка цели (перспективы), создание положительных традиций в коллективе, организация совместной деятельности, создание актива класса.

Цели коллектива, перспективы.

Для того, что бы объединить молодой коллектив, нужно дать им общую цель. Двигаться вперед намного интересней и значительно быстрее, если манит общее дело. Работа по достижению общей цели должна увлечь и заинтересовать детей. Особое внимание выбору цели уделял отечественный педагог А.С. Макаренко. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. Педагог выделил три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близкой перспективой можно назвать планирование дел на завтрашний день. Она должна опираться на личную заинтересованность ребенка. Ребенок должен стремиться к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие от ее выполнения. Но если у всего коллектива захватывает дух, от предстоящего общего дела, такую близкую перспективу можно назвать высшей. Близкая перспектива может выдвигаться коллективом, находящимся на любой стадии развития. Примером близкой перспективы моно назвать предстоящая прогулка в парк, экскурсия в музей или поход в театр.

Средней перспективой можно назвать планирование какого-либо проекта, несколько отодвинутого во времени. Целесообразно выдвигать среднюю перспективу тогда, когда в классе уже сформировался работоспособный актив, который может проявлять инициативу и повести за собой своих товарищей. Примерами средней перспективы может являться подготовка к общешкольному мероприятию, спортивному соревнованию,

Далекая перспектива, по мнению А.С. Макаренко - это цель, которая значительно отодвинута во времени. Она наиболее значима и требует усилий в своем достижении. В ней сочетаются общественные и личностные потребности. Если ведущая роль в коллективной деятельности отдается труду, если класс увлечен совместной работой, если для достижения поставленной цели требуется коллективная работа, тогда воспитание на далекой перспективе дает более значительный эффект.

Педагог должен организовать класс так, чтобы система перспективных целей пронизывала коллектив. Если учитель, верно, поставить перспективные цели перед воспитанниками, то в любой момент времени ученики будут видеть перед собой яркую, увлекательную цель. Педагог должен выбрать перспективы с таким расчётом, чтобы работа закончилась реальным успехом. Прежде чем ставить перед коллективом более трудные цели нужно учитывать опыт его работы, уровень развития организованности класса и общественные нужды. В таких условиях развитие коллектива и каждого его члена значительно ускоряется, а воспитательный процесс протекает плавно и естественно. Постоянная смена перспектив на более трудные - обязательное условие прогрессивного движения коллектива.

Актив класса.

Организация самоуправления в коллективе - одно из важнейших условий его развития. Выбор актива класса не может произойти в молодом коллективе за один день. Учитель не может просто дать ребенку определенные обязанности. Для этого нужно постоянное наблюдение. Актив должен появиться «естественным» путем, ни под давлением педагогического коллектива, ни под влиянием родителей. При этом, самоуправление в молодом коллективе во время формирования должен подчиняться следующим последовальным шагам: разделению конкретного дела на законченные части и объемы; формированию микрогрупп соответственно частям и объемам; выбору ответственных за каждый участок деятельности; объединению ответственных в единый орган самоуправления; выбору главного, ответственного лица. Таким образом, органы самоуправления и их количество в школе формируется в зависимости от тех видов деятельности, в которых воспитанники и педагоги задействованы в данный момент.

По мнению А.С. Макаренко, главным сплачивающим ядром коллектива является актив класса. Он является тем необходимым ресурсом, который сохраняет стиль общения, тон, традиции детского коллектива. В актив входят ученики, выполняющие разнообразные поручения класса, и состоящие в его органах. В актив класса тщательно подбираются и входят ученики, наиболее пользующиеся популярностью и уважением у сверстников. Классный руководитель, естественно, не может пустить образование классного актива на самотек, поэтому постоянное наблюдение, диагностика, изучение деловых и личностных качеств детей и их положения в коллективе является одним из наиболее важных условий правильного выбора активистов и предотвращения появления во главе коллектива лидеров с отрицательной общественной направленностью.

Если педагог выстроил работу самоуправления таким образом, что при замирании или бездействии одного из органов остановится весь процесс, только в таком случае организация самоуправления в коллективе будет актуальной, важной и продуктивной. Чем раньше педагог выявит активистов класса и организует актив, тем быстрее коллектив будет развиваться.

В начале учебного года учитель рассказывает детям о том, каким требованиям должны отвечать активисты, помогает им ознакомиться друг с другом в общих делах. Но бывает, что избранный учащимися актив не справляется с работой. В этом случае можно создать дополнительные органы самоуправления. В процессе деятельности разнообразных органов самоуправления создается настоящий инициативный актив, на который опирается педагог в своей работе.

В случаях, если выборный актив инициативен и авторитетен, то большой воспитательный эффект дает метод коллективных поручений. Разнообразие коллективной деятельности способствует развитию инициативы и самодеятельности, потому что каждый ученик может найти себе дело соответственно своим интересам и возможностям.

С точки зрения педагогики, очень важно, чтобы выполненной работе постоянно давалась коллективная оценка, при которой учитывались не только ее качество, но и число занятых в ней школьников, их инициатива и творчество, точность сроков выполнения заданий. Успешную работу коллектива определяют некоторые условия: четкое определение функций актива, поэтапное развитие самостоятельности, поддержание авторитета классным руководителем, его преемственность, частое переизбрание. Органы самоуправления в процессе становления коллектива выполняют очень важную роль. Общественная активность школьников непостоянна. Она может проявляться как инициативность, самостоятельность. При сочетании всех видов коллектив дает действительно активного члена общества.

Традиции.

Большую часть времени коллектив совместно с педагогом проводят в школе. Но проведенное вместе время в неформальной обстановке, во внеурочное время, поможет детям и учителю ближе узнать друг друга как личность, узнать о вкусах, мнениях, и мыслях друг друга. Обще классные мероприятия, походы на природу, проведения различных тематических праздников помогают выработать единые нормы поведения. Помогают детям, родителям и учителю чувствовать друг друга, переживать, скрашивают однообразный учебный процесс. У воспитанников появляется возможность взглянуть на учителя, как на человека, родителя, духовного наставника.

Общеклассные и общешкольные мероприятия называют традициями. А.С. Макаренко разделил их на два типа: большие и малые. Большие традиции - это, как правило, массовые, общешкольные мероприятия, в которых задействованы учащиеся, их родители и педагогический состав учебного заведения. Такие мероприятия воспитывают чувство гордости и ответственности за свою команду. Они помогают поддерживать установленные порядки, вырабатывая постоянные привычки поведения. Малые традиции, повседневные, не требуют больших усилий и эмоциональных затрат. Их поддерживает добровольно принятое соглашение, установленный в классе порядок. По мере развития коллектива, традиции могут обновляться, меняться и сменять друг друга.

Большое значение А.С. Макаренко придавал внутриколлективным отношениям. Он считал, что постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию; ощущение собственного достоинства; гордость за коллектив; дружеское единение его членов; ощущение защищенности каждого члена коллектива; активность всех участников; привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах - это отличительные признаки сплоченного детского коллектива.

Долгие годы его мнение о формировании сплоченного детского коллектива считалось довольно авторитетным, но после демократизации общества появились альтернативные взгляды на его учения.

По нашему мнению, процесс сплочения детского коллектива более эффективными если педагог использует разные формы и методы работы в учебные часы, например:

1) Общеклассные формы организации занятий: урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

2) Групповые формы обучения: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие работы.

3) Индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий по программированию или информационным технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером.

В ходе обучающей деятельности и внеклассной работы педагог должен сочетать методы формирования представления о том, что такое сплоченный коллектив в сочетании с методами формирования навыков коллективизма.

Если учитель проводит полноценную работу по формировании коллектива, то она будет пронизывать все отрасли школьной деятельности, в связи с чем, у детей будет формироваться представление о том, что такое сплоченный коллектив. так же будут сформированы навыки коллективизма. Данную группу навыков можно разделить не несколько подгрупп:

1. Навыки коллективной умственной работы:

а) уменье слушать и понимать то, что говорят другие.

б) уменье выражать свои мысли устно, доказывать, возражать, уменье выступать на собраниях, заседаниях и т. п.

в) уменье подытоживать, обобщать, делать выводы.

д) уменье всесторонне подходить к каждому вопросу, прежде чем решение.

Перечисленные навыки осваиваются по ходу обучающей деятельности, но постоянно подлежат усовершенствованию путем практики.

2. Общие навыки коллективизма. К ним относятся: товарищеская солидарность, взаимопомощь, сотрудничество, чувство ответственности перед коллективом, способность личный интерес подчинять общественному.

При последовательной организации целенаправленной совместной работы связанной товарищеской дисциплиной, работающий на основе взаимопомощи, товарищества, при известном подразделении труда, при исполнении ряда обязанностей отдельными членами класса в интересах не личных только, а в интересах коллектива в целом, формирование навыков коллективизма не может не происходить. В таких условиях каждый ученик будет стремиться получать не только знания, но и сознательно вырабатывать в себе навыки индивидуальной работы и коллективизма. Так же педагог обязан привлекать родителей учащихся к организации внеучебной деятельности такой, как экскурсии, походы на природу, организацию праздников и дней рождений. Учитель может проводить лекции для родителей для того, что бы они правильно организовывали своего ребенка для наилучшего результата.

Как уже было сказано, работа по формированию детского сплоченного коллектива должна пронизывать все направления образования в школе и вне ее стен. Поэтому для учителя очень важно создать определенные педагогические условия, в которых этот процесс будет осуществятся естественным путем.

2.2 Из опыта работы в детском лагере

Как всем известно, самая популярная подработка для подростков и студентов в каникулы - это летний лагерь. Я никогда не проявляла инициативы идти туда подрабатывать, но после первого курса студенты-активисты вдохновили меня на это. В городе Нижневартовск есть несколько педагогических отрядов, которые самостоятельно организовывают смены без помощи городских учебных заведений. Средний возраст участников таких педагогических отрядов - 25 лет. Естественно, при организации смен, опытные педагоги, учителя в возрасте, то есть воспитатели, не задействованы и вся ответственность лежит исключительно на плечах молодых специалистов. Я по знакомству попала в такой отряд. Они проводили курсы для обучения таких молодых педагогов, как я. Все педагоги, корме меня знали друг друга как минимум по 7 лет. У них была разработана собственная система и методика организации летнего детского отдыха. Обучить меня ей за очень короткий срок удалось только по минимуму. До этой смены у меня не было опыта работы в лагере, а на первом курсе дисциплина по подготовке педагогов к организации летнего лагеря не предусматривалась, то можно сказать, что я окунулась в лагерь с головой. И если у большинства вожатых выло педагогическое образование и опыт работы, то ни у меня, ни у моего напарника не было.

Педагогическим отрядом была разработана социокультурная программа летней смены загородного лагеря в форме сюжетно-ролевой игры. Смена развивалась в едином игровом сюжете, что обеспечивало погружение в нее всех участников. Программа не предполагает далекую перспективу на всю смену. Поэтому детям представлялась только близкая, на следующие пару дней.

В программе четко обозначено: «Основной упор предполагается сделать на внутриотрядную работу, т.е. обеспечение так называемого этапа «Безопасность», нацеленную на:

* Знакомство детей и подростков друг с другом, с лагерем, с его законами и правилами;

* Формирование коллектива (команды, отряда);

* Принятие договора о совместной деятельности;

* Создание и принятие внутриотрядных законов;

* Подведение детей и подростков к идее смены;

* Создание собственных ценностных ориентаций»

После заезда детей расформировали по отрядам и нам поручили самый младший. Возраст детей 8-11 лет. Учитывается то, что лагерь загородный и дети живут вместе на протяжении трех недель, что помогает им отвлечься от повседневных забот и проблем. Они остаются наедине со своими сверстниками и набираются опытом друг от друга принимая его на себя.

В нашем отряде полностью был выполнен первый пункт плана. Знакомство происходила в течение двух - трех дней с начала смены.

На втором этапе у нас возникли затруднения, так как без знаний теории о формировании сплоченного коллектива, организовать правильную работу в нем было практически невозможно. Если опираться на работы А.С. Макаренко и проанализировать нашу внутриотрядную работу, относительно его учений о коллективе, можно выявить те элементы, которые были пропущены: выявление лидеров и активистов отряда; создание общих отрядных традиций; организация совместной деятельности.

Для того, что бы за короткое время сплотить молодой коллектив программа предусматривают командные игры (квесты) на командообразование, например «Веревочный курс», Цель курса: командообразование. Такое мероприятие позволяет развивать межличностное взаимодействие членов отряда, умение выбирать стратегию и определять тактику. Некоторые упражнения из данного курса имеют конкретную цель - выявление лидеров и активистов группы. До того, как я начала изучать разную педагогическую литературу на выявление лидера в коллективе, я не могла проанализировать итоги этих упражнений, следовательно это привело нас к замешательству. Так как организовать рабочий актив отряда не удалось вся работа по сплочению коллектива пошла на скат. Игры и квесты на выработку стратегии и умение работать в команде не мотивировали и не интересовали данный отряд, когда их старшие товарищи, вожатые которых провели работу по образованию актива, ввели отрядные традиции, удавалось проходить более дружно.

С самого начала смены в отряде присутствовали конфликты, как личность против личности, так и личность против коллектива. Что касается лидера отряда, то его выявление вызывало затруднение, но вот выявление аутсайдера не составило особого труда. В отряде выделялся один беспокойный ребенок, поведение которого заставляло нервничать не только вожатых, но и его товарищей. Когда дети обнаружили своего «общего» врага, они начали понимающе относится друг к другу. Но все равно на данном этапе сплоченного коллектива в итоге не образовалось, потому, как главной проблемой был конфликт личность-коллектив.

Перескочив этап «Создание и принятие внутриотрядных законов», мы подвели детей в общей идеи смены. Так как в отряде состояли дети младшего школьного возраста общая идея и сюжетно-ролевая смена заинтересовала их своей необычностью и индивидуальностью.

Хотя сформировать сплоченный коллектив нам не удалось, воспитательная работа была выполнена на 70%. Это организация тематических огоньков, организация имитационно ролевых и деловых игр, дидактических игр. Формирование нравственной культуры личности происходило практически безостановочно и если были ошибки, которые касаются нравственных вопросов, были совершены в командных играх, на огоньках, подведении итога дня проходил тщательный анализ и беседа по проведенным мероприятиям.

Итак, главной проблемой в организации летней смены для меня стала формирование сплоченного детского коллектива. Выявленные мною ошибки повели за собой последующие, как снежный ком, поэтому для отряда пребывание в коллективе было столь некомфортным, поэтому внутри отряда существовало несколько небольших группировок, в которых между собой дети общались с трудом. В целом смена прошла больше положительно, нежели отрицательно. В отряде не присутствовал дух соперничества, поддержки и дружбы, но в остальном дети наслаждались пребыванием на природе.

Заключение

Проблема формирования сплоченного детского коллектива остается актуальной для многих молодых педагогов. Она распространяется не только на школьный класс, но и на временный коллектив в лагере. Данная проблема задела и нас.

В советских школах была принята концепция коллективистского воспитания, так как в социалистическом обществе людей связывали подлинно коллективистские отношения, поскольку у них общая собственность, социальные идеалы и деятельность. Солидарность трудящихся и коллективизм являются идеологией социалистического общества, принципом жизни.

По мнению советских педагогов, коллектив учеников является средством воспитания личности, и данный принцип воспитания в коллективе и через коллектив является актуальным и настоящее время. В новых условиях отечественная теория коллективистского воспитания должна отражать социально-педагогическую реальность. Воспитание следует разрабатывать на принципе межличностных и межгрупповых отношений. Современный коллектив должен строиться на таких критериях, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство. Педагогика определяет детский коллектив как объединение воспитанников. Их деятельность должна определяется общими целями, органами самоуправления, а межличностные отношения являются коллективистскими.

Данное исследование было предпринято нами с целью выявить необходимые педагогические условия, которые обеспечат естественное формирование детского коллектива.

Исследование и анализ педагогического опыта и анализа работы в детском лагере показал, что те педагогические условия, которые были определены в начале исследования, должны быть соблюдены. В случае если выпадает один элемент организации совместной деятельности учащихся, то вся работа по формированию сплоченного детского коллектива тормозится на неопределенное время. Поэтому необходимо соблюдать все условия для достижения наиболее лучшего результата и быстрого результата, потому как сплоченный коллектив напрямую влияет на общее самочувствие ученика, на его мотивацию к обучению и нравственные и социокультурные ориентиры.

Проявляя социальную активность, каждый ребенок воспринимает для себя коллектив как среду для самоутверждения себя как личности. Именно в коллективе формируются такие личностные характеристики, как самооценка, самоуважение, принятие или непринятие себя как личности.

Коллектив, как всякий живой организм, рождается, развивается, распадается, умирает и вновь способен к возрождению. Именно детский коллектив отличается от взрослого тем, что дети, вырастая, покидают воспитательное учреждение, с течением времени идет постоянная смена лидеров, интересов, форм деятельности, иерархий ценностей. Из-за таких частых перемен работа педагога осложняется, но если с самого начала образования коллектива вырабатывать традиции коллектива, то он может долго просуществовать, меняя содержательное наполнение жизни, но сохраняя принципиальные позиции, которые передаются новым поколениям из года в год.

Литература

1. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. - М.: Педагогическое сообщество России, 2004. - 480с.

2. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. Учеб. заведений. / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.;

Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 144с.

3. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Гриценко Лариса Ивановна. - М.: Издательский центр «Академия», 2005 - 240 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

5. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

7. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.

8. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии // под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. - М.: Просвещение. - 1981. - 423 с.

9. Педагогика: Учебное пособие под ред. В. А. Сластенина. -- М., 2004.

10. Константинов Н.А. , Медынский Е.Н. , Шабаева М.Ф. История педагогики.- М., 1982 .

11. Лутошкин А.Н. Как вести за собой - М. Просвещение,1978

Приложение

МЕТОДИКА «КАКОЙ У НАС КОЛЛЕКТИВ»

(разработана профессором А. Н. Лутошкиным)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.

Ход проведения. Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н. Лутошкину: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел» (Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1986. С. 208).

«Песчаная россыпь»

Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.

В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим звеном здесь могут стать нормальная дисциплина и требование старших. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера - хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк»

В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив.

Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в том более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус»

Алый парус - это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу: «Один за всех, и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел»

Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив - тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.

Возможен и другой вариант использования этой методики. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наше классное сообщество и почему; что мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические основы формирования коллектива младших школьников. Изучение опыта работы учителя начальной школы по использованию методов формирования детского коллектива. Анкетирование учеников 1-го класса. Занятие в классе

В настоящее время существует несколько моделей развития коллектива, каждая из которых фиксирует осо­бые стадии в этом движении.

Наиболее развернутая концепция развития коллектива принадлежит А.В. Петровскому. Он рассматривает груп­пу как состоящую из трех страт (слоев). В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемле­мости или неприемлемости.Во втором слое эти отноше­ния опосредуются характером совместной деятельности. В третьем слое, названном ядром группы., развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами груп­пы единых целей групповой деятельности. Этот слой со­ответствует высшему уровню развития группы, и следо­вательно, его наличие позволяет констатировать, что пе­ред нами коллектив.

В настоящее время психологи предпочитают рассмат­ривать уровни групповой структуры в обратном порядке, начиная с характеристики ядерных отношений.

Центральное звено групповой структуры образует сама предметная деятельность группы, причем это обязатель­но социально-позитивная деятельность. Второй слой групповой структуры представляет собой фиксацию от­ношения каждого члена группы к групповой деятельно­сти, ее целям и задачам. Этот слой описывается как со­впадение ценностей, касающихся совместной деятель­ности и развития определенной мотивации членов груп­пы, эмоциональной идентификации с группой. Третий слой фиксирует собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью. Четвертый слой группо­вой структуры фиксирует поверхностные связи между членами группы, это та часть межличностных отноше­ний, которая построена на непосредственных эмоциональ­ных контактах.

Силу всякого коллектива составляет его сплоченность. Сплоченность может быть очень высокой, когда люди тесно связаны друг с другом и совместно отвечают за достиже­ние целей, стоящих перед ними и перед коллективом в целом, а поэтому делают все для их успешного достиже­ния. Она может быть и очень низкой, когда коллектив не получает даже четкого организационного оформления, отсутствует общая цель, каждый действует сам по себе, на свой страх и риск, стараясь продемонстрировать ин­дивидуальные результаты даже в ущерб другим.

Во многом сплоченность коллектива зависит от стадии его развития. От стадии зрелости. Таких ста­дий психологи выделяют пять.Первая стадия называ­ется «притиркой». На этой стадии люди еще пригля­дываются друг к другу, решают, по пути ли им с осталь­ными, стараются показать свое «Я». Взаимодействие про­исходит в привычных формах при отсутствии коллектив­ного творчества. Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель.

Вторая стадия развития коллектива -«конфликт­ная» - характеризуется тем, что в его рамках открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значение личные взаимо­отношения. Начинается силовая борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможно возникновение противодействия между руководителем и отдельными подчиненными.

На третьей стадии - стадии экспериментирова­ния - потенциал коллектива возрастает, но он часто ра­ботает рывками, поэтому возникает желание и интерес работать лучше, другими методами и средствами.

На четвертой стадии в коллективе появляетсяопыт успешного решения проблем, к которым подходят, с одной стороны, реалистически, а с другой - творчески. В зависимости от ситуации функции лидера в таком кол­лективе переходят от одного его члена к другому, каж­дый из которых гордится своей принадлежностью к нему.

На последней - пятой стадии - внутри коллектива формируютсяпрочные связи, людей принимают и оце­нивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устраняются. Отношения складываются в основ­ном неформально, что позволяет демонстрировать высо­кие результаты работы и стандарты поведения. Далеко не все коллективы выходят на высшие (4,5-й) уровни.

Таким образом, настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов. Разберем эти этапы на примере учебного коллек­тива. На первом, организационном этапе группа уча­щихся средних специальных учебных заведений (ССУЗ) не представляет собой коллектив в полном смысле слова, поскольку она создана из поступающих в ССУЗ учащихся различного жизненного опыта, взглядов, различного от­ношения к коллективной жизни, поэтому закономерно происходит «притирка» людей друг к другу. Организа­тором жизни и деятельности учебной группы на этом эта­пе является педагог, он предъявляет требования к пове­дению и режиму деятельности учащихся. Для педагога важно четко выделить 2-3 наиболее значимых и прин­ципиальных требования к деятельности и дисциплини­рованности студентов, не допуская выдвижения обилия второстепенных требований, указаний, запретов. На этом организационном этапе руководитель должен вниматель­но изучать каждого члена группы, его характер, особен­ности личности, выявляя на основе наблюдения и психо­логического тестирования «индивидуально-психологичес­кую карту» личности учащегося, постепенно выделяя тех, кто более чутко воспринимает интересы коллектива, яв­ляется действенным активом. В целом первый этап ха­рактеризуется социально-психологической адаптацией, т. е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций жизни учебного заведения.

Второй этап развития коллектива(этап формиро­вания) наступает, когда выявлен действенный, а не фор­мальный актив коллектива, т. е. выявлены организато­ры коллективной деятельности, пользующиеся авторите­том у большинства членов коллектива. Теперь требова­ния к коллективу выдвигает не только педагог, но и ак­тив коллектива. Но выявление актива и лидеров проис­ходит черезстадии конфронтации, распределения груп­повых ролей, с постепенным переходом настадию экспе­риментирования. Руководитель на втором этапе разви­тия коллектива должен объективно изучать, анализиро­вать межличностные взаимоотношения членов коллекти­ва методами социометрии, референтометрии, своевремен­но принимать меры воздействия для коррекции положе­ния членов группы с высоким и низким социометричес­ким статусом.Воспитание актива группы - важнейшая задача руководителя, направленная на развитие орга­низаторских способностей актива и устранение негатив­ных явлений: зазнайства, тщеславия, «командирского тона» в поведении актива.

Знание структуры неформальных взаимоотношений, того, на чем они основываются, облегчает понимание внутригруппозой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность группо­вой работы. В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выяв­лять структуру межличностных взаимоотношений в груп­пе, выделять ее лидеров.

Положение человека в коллективе определяется не только индивидуальными особенностями характера, лич­ности самого человека, но и особенностями коллектива. В малосплоченном коллективе статус личности зависит во многом от уровня ее общительности. В сплоченных коллективах, в которых выполняется сложная совмест­ная деятельность, статус личности в большей мере опре­деляется ее деловыми и моральными качествами, чем общительностью. Чем бы ни определялся статус человека в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание.

Организуя любой вид деятель-ности, полезно иметь в виду те реальные группировки (по 3-5 человек), кото­рые имеются в коллективе, объединять симпатизирую­щих друг другу людей. Так, достаточно авторитетная в коллективе группа людей может возглавить подготовку и проведение определенного мероприятия, т. к., опира­ясь на свой круг общения, люди гораздо эффективнее могут выполнять организаторские функции. Учитывая реально существующие межличностные связи, руководи­тель добивается двоякой цели: включает членов группи­ровок в коллективную жизнь и влияет на жизнь самой группировки.

Вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности (труд, учебу, спорт, отдых, путе­шествия и т. п.), постановка перед коллективом интерес­ных и усложняющихся целей, задач, привлекательных для многих участников, установление дружеских и тре­бовательных отношений, ответственной зависимости меж­ду людьми - все это способствует укреплению и разви­тию коллектива на втором этапе.

Однако на втором этапе развития коллектив еще не является в полном смысле сплоченной группой единомыш­ленников, наблюдается значительная неоднородность взглядов. Свободный обмен мнениями, дискуссии, вни­мание руководителя к настроению и мнениям членов коллектива, демократический коллегиальный способ принятия решений и управления создает основу для со­здания сплоченного коллектива.

На третьем этапе развития коллектив достига­ет высокого уровня сплоченности, сознательности, организованности, ответственности членов коллектива, что позволяет коллективу самостоятельно решать разнообраз­ные задачи, перейти на уровень самоуправления. Отме­тим, что далеко не каждый коллектив достигает этого высшего уровня развития.

Для высокоразвитого коллектива характерно наличие сплоченности как ценностно-ориентационного единст­ва, близости взглядов, оценок и позиций членов груп­пы по отношению к объектам (лицам, событиям, за­дачам, идеям), наиболее значимым для группы в це­лом. Индексом сплоченности служит частота совпадения взглядов членов группы в отношении нравственной и де­ловой сферы, в подходе к целям и задачам совместной деятельности.

Ценностно-ориентационное единство коллектива пред­полагает не усиление конформизма людей, а осуществле­ние коллективистского самоопределения личности - избирательного отношения личности к воздействиям кон­кретной группы, выражающегося в принятии одних и отторжении других групповых воздействий в зависимос­ти от осознания человеком необходимости действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, сло­жившимися в коллективе в процессе совместной деятель­ности.

Для высокоразвитого сплоченного коллектива ха­рактерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу. Наличие или отсутствие этих качеств служит ди­агностическим признаком для различия просто группы людей и коллектива. Проводился эксперимент на прибо­ре - групповом интеграторе, имеющем шесть ручек, со­гласованное вращение которых приводит в движение иглу, перемещающуюся по 5-образной прорези. Испытуемые сообща должны как можно быстрее провести иглу от на­чала до конца прорези, не касаясь ее бортов. Каждое при­касание к борту (ошибка) наказывается ударом тока. В первой серии экспериментов наказывают током всех участников, во второй серии наказывают только ответ­ственного руководителя. Показателем наличия симпатии, эмоционального сопереживания у членов группы являет­ся примерно равная скорость и точность движения иглы в 1-й и 2-й сериях.

Уровень развития группы существенно влияет на осо­бенности процесса включения нового индивида в группу. Проведенное А.С. Горбатенко исследование показывает, что группы высокого уровня развития благоприятствуют процессу адаптации новичка в группе. Такие группы от­крыты для новичка, взаимодействуя с ним, гуманно, доброжелательно его поддерживая. Группам низкого уровня развития свойственно безразличное отношение к новичку, отказ от взаимодействия с ним или даже активное непринятие новичка.

Комплексным показателем взаимоотношений в коллек­тиве является его социально-психологический климат - совокупность отношений членов группы:

1) к условиям и характеру совместной деятельности;

2) к коллегам, членам коллектива; 3)к руководителю коллектива.

Если люди не удовлетворены характером и условиями совместной деятельности, если между ними преобладают безразличные или конфликтные межличностные отноше­ния и неблагоприятные деловые отношения, то склады­вается негативный социально-психологический климат, который ухудшает работоспособность коллектива, эф­фективность его деятельности, отрицательно влияет на самочувствие и здоровье людей, обуславливает жела­ние человека уйти из данного коллектива.

Социально-психологический климат коллектива во многом зависит от личности лидера и руководителя кол­лектива, от его отношений с членами группы, от приме­няемого им стиля руководства.

Сплоченность команды – признак несокрушимости, слаженности и незыблемости взаимодействий и микроклимата в коллективе. Сплоченность является необходимым условием результативной практики и трудового процесса. В обществе, которое сформировалось из незнакомых лиц, определённый период времени неизбежно будет затрачен на выполнение поставленных групповых заданий. Как раз сплоченность бригады – то, что дает больше гарантий на то, что препятствия на пути развития товарищества будут успешно преодолены, а потери сведутся к минимуму. Также имеет значение, насколько сплочены сотрудник и руководитель.

Совместимость подразумевает высокую вероятность решения проблемы. Сплоченность представляет собой образцовое интегрирование состава сборной.

В кадровой области движения, как и в социуме в общем, существует разделение на союзы и сообщества. Их формирование происходит на почве существования структур в объединении и предприятии, общественным разбиением, заведенным в определённом окружении. Яркий пример – пример трудового окружения.

Однако основным фактором образования определенного объединения представляется человек, его манера поведения, позиция по отношению к людям вокруг него. Зачастую человек во фракции может искать оценки собственных нужд, пристрастий и увлечений. Контакт личностей, формируемый в окружении коллег, может как соответствовать этому, так и нет.

Дружный коллектив – залог успешной работы

Цель начальника – сформировать спетую компанию. Возникает вопрос о том, как же этого достичь. Безусловно, результативность общего дела обусловливается гармоничным взаимодействием членов сообщества. Это относится и к деятельности содружества, которая должна превратиться в единый отряд с определённым намерением, задачами и целями.

Каждый лидер предприятия обозначает для себя цель, которая кажется невыполнимой – создание сплоченного коллектива, готовый выполнять работу не только ради денежного вознаграждения, но также для воплощения в жизнь общих идей, достижения результата. Это непростая задача, так как даже представители одного рода деятельности обладают разными характерами, темпераментами и увлечениями. Цель руководителя – сплоченность и формирование дружного сообщества.

Наиболее используемый прием – приглашение в товарищеский круг психолога. Однако прибытие специалиста дает обратный эффект. Это скованность и неготовность раскрываться. Метод номер два: решение проблемы собственными силами.

Основная часть – создание благоприятного климата в офисе. Следует позаботиться о наличии всех необходимых вещей для выполнения своих должностных обязанностей кадрами и временного досуга на рабочих местах.

Помимо этого, немаловажно периодически контактировать с коллегами вне офиса. Совместный выход на природу даст больше положительных впечатлений, возможность выяснить скрытые таланты и увлечения сослуживцев, окажет положительное влияние на процесс сплочения товарищества.

Методы и механизмы формирования сплоченного коллектива

Каковы же существуют методы для того, чтобы сплотить людей в вашем коллективе?

  • Собрание, совещание – прекрасный способ налаживания контакта между членами данного общества. В большинстве случаев хватает одного консилиума за неделю. В качестве креативного варианта, который положительно повлияет на сплоченность союза, можно выдумывать тематику дискуссии, к примеру, сложить лозунг для организации, после чего его напечатать и приклеить на стены в офисе. В этом случае играет основную роль ваша фантазия. Следует предоставить возможность высказывания всему кругу присутствующих, в этом случае у коллег скорее сформируется осознание целостности бригады.
  • «Круглые столы» и практические занятия также имеют место быть, если среди коллег появляется какое-либо напряжение. Они дают возможность выискивать пути разрешения многих неурядиц в профессиональной деятельности, и каждый сотрудник имеет право высказаться.
  • Мотивация также одобряется деятелями. Она уместна на любой стадии формирования отряда. В условиях наличия мотивации к труду процесс идет активнее. Это воспринимается как «игра за приз» в случаях необходимости достигать целей любыми средствами. Но поощрен должен быть весь коллектив, а не отдельный сотрудник, так как у остальных могут возникнуть сомнения в непредвзятости отношения руководителя. Деятельность, осуществляемая под воздействием общей мотивации, дает труженикам более четкое ощущение духа команды. Положительно сказывается занятие общим проектом, в этом случае есть и общая задача, и поощрение. По ходу групповой практики будут обучаться продуктивному взаимодействию и нахождению контакта с товарищами.

Это главные факторы.

Совет психологов: делитесь с корпорацией победами и неудачами. Солидарное волнение трудового сообщества настраивает на результативную деятельность для решения поставленных вопросов.

Прислушивайтесь к мнению коллег. Даже если они не специалисты в сфере рассматриваемого вопроса. Каждый сотрудник имеет право быть услышанным. Чаще интересные идеи озвучивают специалисты, видящие вопрос с иного ракурса, не понимая закономерности и вариантов примитивных заключений.

Домашние трудности непосредственно влияют на работоспособность кадров. Невозможно иметь все сведения о каждом, однако иногда всё-таки полезно любопытствовать. Так авторитет возрастает в глазах Ваших подчиненных, у них появится ощущение защиты и участия, это важная часть. Демонстрируя внимание к работникам, вы тем самым повышаете их работоспособность и обеспечиваете рост прибыли, и каждый сотрудник стремится по возможности воздать столько же, сколько вложено.

Фундамент коллективного взаимодействия – создание и поддержание ощущения командного духа. Однако это совсем непросто. В помощь руководителю существует множество различных курсов и тренингов, на которых говорят об основах работы с людьми, рассматривают вопрос с точки зрения психологии, производят оценку трудового потенциала работника компании.

Следует понимать, что коллектив всегда создается из личностей, у которых разные характеры, темпераменты, и каждый сотрудник имеет свои амбиции и потенциал. Различия такого рода могут становиться причинами несогласованности и разладов. Ярче всего это проявляется в таком обществе на грани дедлайна. Несмотря на то, что время – деньги, всё же следует уделить время формированию единой сборной, дать возможность коллегам привыкнуть друг к другу. Это достаточно важный этап формирования трудового объединения и поможет вывести сплоченность на новый уровень.

Факторы, о которых следует помнить на этапе формирования команды

  1. Отряд не сложится в единое целое за несколько дней. Это процесс, который занимает немалое время. Совместный труд следует сделать главным стилем работы организации.
  2. В попытках создания бригады руководитель не всегда может учесть данные. Товарищество принимает участие в игре, по-другому не будет. В чем суть игры? Всякое дело – игра, но в случае, если в ней есть задачи, будь то получение материального вознаграждения, повышение социального статуса и прочее. Правилами выступают нормы и положения. Также есть противники. Об этом не стоит забывать.
  3. Сотрудник, сколько он находится в кругу трудового коллектива, всегда стремится играть. При отсутствии конкурентов он станет создавать их для себя самостоятельно. Предположим, группа идет на подъем. Миссией выступает покорение вершины гор, препятствия – физические затруднения, средства – познания и навыки, противники ˗ чрезвычайная ситуация. Общественность, учитывая эти факторы, понимает, что по одному им не справиться с миссией, и члены такого общества начинают искать методы решения проблемы. Но стоит поместить тот же союз в менее дискомфортную среду, и командный дух исчезнет.
  4. Наставнику, который пытается сделать из своей группы команду, следует не ограничиваться проведением тренингов, также следует выдвигать на первый план стиль работы в обществе, максимально точно излагать суть вопроса работникам, обсудить правила, предоставить возможность видеть противника. Не всегда противником выступает человек. Пожарные ведут борьбу с огнем, медики – с болезнью.

Заключение

Каждый начальник должен понимать механизмы коллективной инициативы, помнить о том, что каждый сотрудник — это личность, имеющая право на точку зрения. Он является частью этого содружества. Методы работы и подход ко всем должен отличаться. Не следует забывать о том, что всё же никуда не денутся такие факторы как темперамент, восприятие и несхожесть характеров. Сколько существует человечество, столько же и люди разбивают нагрузку на бригаду.

Разделяют несколько стадий формирования сплоченного трудового объединения: притирка, этап «дворцовых переворотов», результативность, эффективность, мастерство, старение и смерть – этап реорганизации учреждения. С каждой из этих стадий сплоченность группы растет.

Выше приведены методы, которые, несомненно, помогут добиться того, что сплоченность трудового товарищества усилится. Конечно, на это также оказывают влияние такие факторы как несходство характеров и несовместимость темпераментов, однако такие проблемы решают психологические методы воздействия. Главное, чтобы каждый сотрудник должен быть услышан.

На сплоченность трудового сообщества влияют многие факторы, но одно остается неизменным: всегда решающей единицей остается сотрудник.

Для высоких результатов требуется слаженная работа всего коллектива. Если добиться этого не получается, необходимо выявить патологии командообразования и устранить их..

Из материала вы узнаете:

  • Как выяснить, что затрудняет формирование сплоченного коллектива;
  • С чего начать сплочение HR-отдела;
  • Чем помогут конструктивные конфликты в формировании сплоченного коллектива;
  • Как преодолеть нежелание сотрудников работать в команде;
  • Каковы критерии сплоченного коллектива.

Вопросы, ответив на которые вы поймете, что затрудняет формирование сплоченного коллектива

Ответив на эти вопросы, вы сможете понять, какие патологии командообразования имеются и что мешает сформировать сплоченный коллектив единомышленников. Основные пять патологий, который выделяет эксперт международного уровня Патрик Ленсиниони.

Конструктивные конфликты как условие формирования сплоченного коллектива

Совещания должны проходить оживленно и темы обсуждения должны волновать и затрагивать всех участников. Спровоцировать общую дискуссию можно, используя один им предложенных способов.

  1. Попросите сотрудника, уже подходившего к вам с проблемой, озвучить ее на совещании. Это должен быть вопрос, который так или иначе касается работы всей службы и который будет интересен каждому. Устраивайте «мозговые штурмы», в ходе которых поиск оптимального решения будет происходить на коллегиальной основе. Сотрудники не должны бояться высказываться откровенно, даже если эти высказывания и будут ошибочными.
  2. Выступайте в качестве модератора совещаний и привлекайте внимание их участников к больным вопросам, предлагая общие обсуждения.
  3. При необходимости, создавайте проектные группы, которые будут сообща работать над тем или иным предложенным вами проектом. Чтобы исключить конфликты, своим решением назначайте, кто за что будет отвечать, у кого какие будут полномочия. Контроль работ по проекту проводите периодически и после его удачного завершения поощрите сотрудников, отметив эффективную работу команды. Сформированный сплоченный коллектив можно «разбавлять» другими сотрудниками, чтобы и у них появился вкус и желание к совместной деятельности с коллегами.

Как преодолеть нежелание сотрудников работать в команде

Поскольку не все захотят работать коллективно, следует предусмотреть и возникновение конфликтов. Они неизбежны, поскольку есть люди – индивидуалисты по складу характера, есть и такие, кто не захочет работать в команде, опасаясь обнаружить свой непрофессионализм и лень. Все это может привести как к конфликтам между сотрудниками, так и к спорам с вами, сопротивлению вашим решениям. Ситуация может обостриться в любой момент и надо быть готовым к ней.

Понаблюдайте за противниками командной работы, попробуйте понять истинные причины этого нежелания. С теми подчиненными, для кого личные цели выше командных, следует поработать в индивидуальном порядке. Учитывайте роли сотрудников в команде . Нельзя мириться с тем, что кто-то равнодушно относится к результатам общего труда, перекладывая на других ответственность и работу. Сплоченный коллектив отличает общая заинтересованность в итогах совместной работы и нельзя допустить, чтобы чьи-то деструктивные действия дискредитировали саму идею.

Критерии сплоченного коллектива

Но как понять, что сотрудники HR-службы готовы к сплоченной совместной работе, что им плечу решение сложных задач, требующих командного взаимодействия и полной отдачи. Можно выделить несколько признаков, которые станут свидетельством сплоченного коллектива.

  1. Коллеги относятся с доверием друг к другу и не бояться признаться, что могут ошибиться. Отсутствует нездоровая конкуренция, при которой каждый может обратиться к соратникам за помощью, с удовольствием рассказывает о своем участке работы, не боясь критики.
  2. Сотрудники открыто высказываются и спорят, ища оптимальные решения и быстро устраняя проблемы. Все споры конструктивны и затеваются не для того, чтобы критиковать коллегу, а найти эффективное решение, совещания проходят оживленно и все их участники проявляют искреннюю заинтересованность.
  3. Ответственность за итоговые результаты несет вся команда. Устанавливайте конкретные сроки решения проблемы и контролируйте промежуточные результаты. Это поможет команде оперативно корректировать работу с учетом выполняемых задач.
  4. Контролирующие функции выполняет не только лидер, но и все члены команды. Поскольку каждый сотрудник заинтересован в скорейшем успешном достижении результата, члены команды требовательны друг к другу. Никто из них не стремиться переложить свою часть работы на плечи коллеги и вся работа выполняется с высоким качеством.
  5. Общая коллективная цель формирует сплоченный коллектив, это не мешает амбициозным сотрудникам проявить себя, негативное влияние индивидуалистов минимизируется.
  6. Состав команды стабилен, даже если кто-то и уволится, основная часть сотрудников работает давно. Благодаря этому, коллеги легко подстраиваются и с удовольствие взаимодействуют, четко понимая возможности и полномочия друг друга.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх