Регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов нормами федерального закона

1. В случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты либо до корректировки размера указанной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные на его пенсионном счете накопительной пенсии (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования), выплачиваются правопреемникам застрахованного лица в соответствии с настоящим Федеральным законом, страховыми правилами фонда и договором об обязательном пенсионном страховании фонда с застрахованным лицом.

Выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица производится правопреемникам, указанным в договоре об обязательном пенсионном страховании либо в заявлении застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений, поданном в фонд, в соответствии с размером долей, определенным застрахованным лицом в таком договоре или заявлении. При отсутствии указания на размер долей или отсутствии в договоре указания о распределении средств пенсионных накоплений и отсутствии заявления о распределении средств пенсионных накоплений средства пенсионных накоплений, учтенные на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии и подлежащие выплате правопреемникам, распределяются между ними в равных долях.

2. В случае смерти застрахованного лица после назначения ему срочной пенсионной выплаты остаток средств пенсионных накоплений, учтенных на его пенсионном счете накопительной пенсии, подлежит выплате в порядке, установленном частями 7 и 8 статьи 5

3. Выплата средств, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, производится правопреемникам умершего застрахованного лица при условии обращения за указанной выплатой в фонд в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.

В случае аннулирования лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию фонда правопреемники умершего застрахованного лица обращаются за получением указанной выплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев с даты аннулирования лицензии.

Срок обращения за выплатой правопреемника умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке.

4. В случае отсутствия обращений правопреемников в течение срока, установленного пунктом 3 настоящей статьи, средства пенсионных накоплений умершего застрахованного лица (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования) учитываются в составе резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию.

Выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица, восстановившим в судебном порядке срок обращения за выплатой средств пенсионных накоплений, производится фондом за счет средств резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию.

5. Основания выплаты средств (части средств) материнского (семейного) капитала, дохода от их инвестирования правопреемникам умершего застрахованного лица, а также основания передачи указанных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации устанавливаются частями 8 и 9 статьи 5 Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".

6. Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами в фонд, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета сумм средств пенсионных накоплений, подлежащих выплате фондом правопреемникам умерших застрахованных лиц, порядок передачи средств пенсионных накоплений в резерв фонда по обязательному пенсионному страхованию и порядок выплаты средств пенсионных накоплений из указанного резерва устанавливаются Правительством Российской Федерации.


Судебная практика по статье 36.21 ФЗ от 07.05.1998 № 75-ФЗ

    Решение № 2-5374/2018 2-5374/2018~М-5186/2018 М-5186/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 2-5374/2018

    Нижневартовский городской суд (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) - Гражданские и административные

    Месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали (ч. 1 ст. 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу п.п. 1, 2, 3 ст. 36.21 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии и (...

    Решение № 2-1260/2018 2-1260/2018~М-1059/2018 М-1059/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-1260/2018

    Шадринский районный суд (Курганская область) - Гражданские и административные

    Ему срочной пенсионной выплаты, применяется порядок выплаты, предусмотренный статьей 5 Федерального закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». В соответствии со ст. 36.21 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) срочной пенсионной выплаты...

    Решение № 2-3106/2018 2-3106/2018~М-2976/2018 М-2976/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-3106/2018

    Альметьевский городской суд (Республика Татарстан) - Гражданские и административные

    1) в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям); 2) во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам. Согласно ст. 36.21 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» №75-ФЗ случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии или до перерасчета размера накопительной части...

    Решение № 2-1404/2018 2-1404/2018~М-1382/2018 М-1382/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-1404/2018

    Камышинский городской суд (Волгоградская область) - Гражданские и административные

    Течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемника умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке (п. 3 ст. 36.21 Федерального закона № 75-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 N 710 утверждены Правила выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умерших...

    Решение № 2-3936/2018 2-3936/2018~М-2895/2018 М-2895/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-3936/2018

    Железнодорожный районный суд г. Красноярска (Красноярский край) - Гражданские и административные

    Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 36.21 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости и (...

    Решение № 2-735/2018 2-735/2018~М-652/2018 М-652/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-735/2018

    Нурлатский районный суд (Республика Татарстан) - Гражданские и административные

    Назначения ему срочной пенсионной выплаты, применяется порядок выплаты, предусмотренный статьей 5 Федерального закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». Пунктом 3 статьи 36.21 Федерального закона от 07 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» предусмотрено, что выплата средств, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, производится...

    Решение № 2-2466/2018 2-2466/2018~М-1985/2018 М-1985/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-2466/2018

    Арзамасский городской суд (Нижегородская область) - Гражданские и административные

    Возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Выслушав истца, изучив материалы дела, проанализировав и оценив доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии с п.3 ст. 36.21 Федерального закона № 75-ФЗ от 07.05.1998 года «О негосударственных пенсионных фондах» выплата средств, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, производится правопреемникам умершего...

    Решение № 2-772/2018 2-772/2018~М-706/2018 М-706/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2-772/2018

    Мончегорский городской суд (Мурманская область) - Гражданские и административные

    Телефонограмме просили рассмотреть дело без участия представителя фонда, возражений против удовлетворения иска не имеют. Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. В силу статьи 36.21

    Решение № 2-3639/2018 2-3639/2018~М-3451/2018 М-3451/2018 от 25 сентября 2018 г. по делу № 2-3639/2018

    Свердловский районный суд г. Иркутска (Иркутская область) - Гражданские и административные

    П. 12 ст. 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст. 38 ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ», ст. 36.21 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» установлено право определенной категории граждан (правопреемников) получить пенсионные накопления умерших лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования. В соответствии с п. ...

Российская пенсионная система контролируется властями. При этом существуют как государственные пенсионные инстанции, так и независимые. Деятельность органов из негосударственной группы регулируется 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Особо важные положения этого нормативного акта будут рассмотрены в статье.

Негосударственная пенсионная система: общая характеристика

Для начала стоит разобраться с тем, что вообще называется пенсионным фондом негосударственного типа. Закон говорит об особого вида организации, в полномочия которой входит обычное и досрочное пенсионное обеспечение, а также пенсионное страхование. Деятельность фонда осуществляется на основании специальной лицензии.

Между самим фондом и его вкладчиками должен быть заключен специальный пенсионный договор. Так, вкладчик обязуется уплачивать взносы, а фонд берет ответственность по выплате своему клиенту негосударственной пенсии. Существует и другая форма договора, речь в которой идет о типа. Согласно такому документу, фонд обязуется выплачивать застрахованному гражданину накопительную или срочную накопительную пенсию.

О создании фонда

Разобравшись с тем, какие цели преследует негосударственный пенсионный фонд, стоит обратить внимание на процессы по формированию такой организации. Согласно статье 4 № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", сам фонд может быть сформирован только в форме акционерного общества. Акционеры обладают правами на участие в управлении организацией. Выпуск акций возможен только в обыкновенной форме.

Как и в случае с любой другой акционерной организацией, негосударственный пенсионный фонд не имеет возможности отвечать по обязательствам своих представителей. При этом сами акционеры обязаны нести ответственность по обязательствам фонда. Работа с векселями, выдача займов, оплата акций через зачет финансовых требований - все это не допускается в пенсионном фонде негосударственного типа.

В статье 5 рассматриваемого нормативного акта говорится о государственной регистрации фонда. Согласно закону, созданная организация должна получить специальную лицензию и документ о внесении в единый государственный реестр юридических лиц. Документ может быть получен только от Банка России, который, к слову, и ведет представленный реестр.

О полномочиях фонда

Негосударственные пенсионные фонды обладают рядом законных обязанностей и полномочий. Вначале следует рассказать о полномочиях организации, коих существует немало. Вот что регламентирует закон:

  • разработку правил фонда (правила могут быть объединены в устав);
  • заключение пенсионных договоров и документов о пенсионном страховании обязательного типа;
  • аккумулирование пенсионных взносов и накоплений;
  • разработка пенсионных счетов;
  • заключение договоров об оказании услуг по техническому обеспечению;
  • определение инвестиционной стратегии ;
  • создание специальных пенсионных резервов, размещение в них финансов;
  • заключение договоров с компаниями, реализующими управляющие функции;
  • расторжение договоров с компаниями, имеющими управляющие функции;
  • принятие мер для обеспечения сохранности финансов фонда и т.д.

Все представленные функции характерны для акционерных обществ, коими и являются независимые от государства пенсионные фонды.

Требования к договорам

Пенсионная система в России подвержена особому контролю. Все-таки, именно эта структура призвана обеспечивать жизнедеятельность крупнейшей категории населения. К пенсионным фондам негосударственного характера также устанавливается ряд важнейших требований. Закрепляются они в статье 9 №75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Так, устанавливается ряд правил в отношении пенсионных договоров. Согласно закону, они должны содержать:


Если же говорить про страховые договоры, то документы подобного рода должны включать в себя:

  • порядок инвестирования финансов;
  • положения об ответственности организации;
  • правила заключения, изменения или ликвидации договора;
  • обязанности и права всех сторон, заключивших договор и т.д.

Каждая отдельная организация может устанавливать какие-то свои требования. Важно только одно: чтобы они не противоречили 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

Обязанности фонда

Стоит также обратить внимание на обязанности участников пенсионной системы негосударственного типа. В статье 14 рассматриваемого нормативного акта указывается следующее:

  • обязанность реализовывать свои профессиональные функции только в строгом соответствии с нормами рассматриваемого федерального закона;
  • реализация учета сведений об отдельных вкладчиках, застрахованных лицах или участниках пенсионной системы;
  • бесплатное предоставление вкладчикам и застрахованным лицам информации о состоянии пенсионных счетов;
  • реализация выплат негосударственных пенсий или выкупных сумм в строгом соответствии с условиями пенсионного договора;
  • уведомление участников системы о наступлении гарантийного случая;
  • организация качественной системы управления рисками.

Взаимоотношения с российским Центральным банком входят в отдельную группу обязанностей негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Согласно закону, они обязаны своевременно предупреждать ЦБ о заключении или изменении договоров с управляющими компаниями, обеспечивать возможность предоставления в Банк документации электронного типа, отчитываться об итогах аудита и т.д.

Собственность организации

В главе 4 Федерального закона 75-ФЗ от 07.05.1998 г. рассказывается о правилах управления имуществом фондов. Согласно статье 16, собственность рассматриваемых обществ делится на три группы: это собственные средства (необходимые для обеспечения акционеров и директоров) и пенсионные накопления. В состав пенсионных накоплений входят также страховые резервы фонда. За счет чего формируется все представленные группы финансов? Согласно закону это:

  • целевые поступления;
  • доходы фонда от размещения резервов;
  • пенсионные взносы;
  • иное имущество, которое может быть определено по решению директорского совета организации.

Российский Центральный Банк устанавливает нормативный размер резервов для соответствующих пенсионных схем.

Контроль над фондом

Контрольно-надзорная деятельность в отношении пенсионных негосударственных фондов может иметь две формы: государственную и внутреннюю, то есть организационную. В первом случае речь идет о проверках деятельности Центробанком РФ, о направлении отчетов в специальные государственные органы и т.д. В случае же с внутренней проверкой следует отметить ряд важнейших процедур, среди которых проведение аудирования и актуарное оценивание. Ему подлежит вся деятельность фонда. Так называемые актуарии проверяют, насколько НПФ способен отвечать по своим обязательствам перед клиентами.

В случае с аудиторской деятельностью все несколько иначе. Проверке должны быть подвергнуты все имеющиеся документы, договоры и отчеты организации. Особенное внимание приковывается к сравнению действующей документации с изначальными, учредительными документами фонда. К слову, к ним относятся устав фонда и дополнения к нему. Сам устав должен содержать наименование фонда, максимальную долю от доходов, состав попечительского совета и совета директоров.

Система управления фондом

Чуть подробнее нужно рассказать про структуру фонда. Согласно статье 28 рассматриваемого нормативного акта, в состав органа входит совет директоров (он же наблюдательный совет), а иногда и совет попечителей (оба совета могут быть объединены). Не может быть допущена передача полномочий организации управляющего типа или одному управляющему в виде ИП.

Чем занимается попечительский совет? Здесь стоит выделить принятие решений о реорганизации, изменение устава или максимальной доли и т.д. Все обязанности представителями попечительского совета реализуются на безвозмездной основе. Стоит также отметить, что в совет должны входить не менее 5 человек, рекомендации которых были предварительно рассмотрены советом директоров или собранием акционеров.

О реорганизации и ликвидации фонда

Реорганизация негосударственного пенсионного фонда может быть выполнена в нескольких формах: путем присоединения, слияния, разделения или выделения. Другие формы реорганизации не допускаются.

Вопрос о необходимости реорганизационных вопросов поднимается на общем собрании акционеров. После принятия соответствующего решения подается уведомление в Банк России (максимальный срок подачи такого документа составляет три дня). Уведомление должно содержать следующую информацию:

  • о порядке реорганизационных процессов и сроках их проведения;
  • о предполагаемом результате процессов.

Заинтересованными лицами в данном случае признаются акционеры и кредиторы. Отказ Банка России в осуществлении реорганизационной процедуры, если таковой последует, может быть обжалован.

Немного по-другому ситуация обстоит с ликвидацией. Все накопленные средства должны быть переданы в ПФР. Требования вкладчиков и участников общества необходимо полностью удовлетворить, но только не за счет накоплений пенсионного типа. Должна быть создана специальная ликвидационная комиссия, функции которой приобретают приоритетный характер. Деятельность фонда прекратится после исключения соответствующих сведений из государственного реестра о юридических лицах.

Обязательное пенсионное страхование и досрочное пенсионное обеспечение

Любой негосударственный фонд, получивший от ЦБ РФ лицензию на осуществление профессиональных полномочий в области пенсионного обеспечения, имеет возможность осуществлять и пенсионное страхование. Вот какими обязанностями обладает такой фонд:

  • бесплатно предоставлять пользователям информацию о состоянии счетов;
  • отражать на счетах результаты инвестирования пенсионных средств;
  • осуществлять выплату накопительной пенсии, срочной пенсии или выплаты единовременного типа;
  • извещать граждан о временной невозможности передавать часть средств на формирование пенсии накопительного характера.

К досрочному пенсионному обеспечению негосударственного характера также закрепляется ряд требований. Касаются они, в основном, списка профессий, регламентированного в ФЗ "О страховых пенсиях".

Рейтинг НПФ

Какие негосударственные пенсионные фонды наиболее известны на данный момент? Максимальный уровень надежности, согласно журналу "Пенсионное решение", установлен у АО "Газфонд". На втором месте числится "Волга-капитал" с 13%-ной доходностью. В рейтинге НПФ "Доверие" стоит на третьем месте. У этой организации установлена очень высокая степень надежности. Далее следует выделить АО "Европейский", НПФ от "Сбербанка", "ВТБ", "Росгосстраха" и "Нефтегаранта". Прочие фонды либо распространяют свое действие на конкретные регионы, либо являются дочерними предприятиями других, более крупных компаний.

Пенсионной реформы, которой определены основные принципы и направления развития новой пенсионной модели. Согласно этой Программе пенсионная система Российской Федерации состоит из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, добровольного (дополнительного) пенсионного обеспечения (страхования), профессионального страхования.

В целях обеспечения надежности системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) комментируемый предусматривает формирование механизма надзора и регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, включая:

Систему учета и отчетности в сфере добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) и обеспечение ее информационной прозрачности;

Комментируемый закон предусматривает гарантии исполнения фондом обязательств по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. комментируемого закона предусматривает формирование страхового резерва, объединенных гарантийных фондов, страхования.

Добровольность негосударственного пенсионного обеспечения предусматривает возможность формирование индивидуальных пенсионных систем, финансируемых за счет самих вкладчиков. Законодатель не определяет конкретные условия предоставления и размеры негосударственных пенсий. Решение этих вопросов оставлено на рассмотрение фондов и вкладчиков, заключающих пенсионные договоры. Законодатель определил только минимальный размер негосударственной пенсии, которая может быть выплачена участнику. На сегодняшний момент минимальный размер негосударственной пенсии равен половине минимальной государственной пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, установленной законодательством Российской Федерации.

Осуществление деятельности в качестве страховщика негосударственного пенсионного обеспечения фондами стало возможным с 1 января 2004 года. Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Для осуществления этого вида деятельности фонд должен иметь лицензию, зарегистрировать в уполномоченном федеральном органе страховые правила фонда, подать в уполномоченный федеральный орган заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика и отвечать требованиям, установленным комментируемого закона:

Иметь опыт одновременного ведения не менее пяти тысяч именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного года с 1 января 2004 года, а с 1 июля 2009 года - не менее 20 тысяч именных пенсионных счетов;

Иметь величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 января 2005 года не менее 30 миллионов рублей, а с 1 июля 2009 года - не менее 100 миллионов рублей;

В целях обеспечения защиты прав участников и застрахованных лиц иметь совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда, внесенный в фонд денежными средствами, в размере не менее 3 миллионов рублей со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не менее 30 миллионов рублей с 1 января 2005 года и 100 миллионов рублей с 1 января 2009 года;

Деятельность в качестве страховщика негосударственного пенсионного страхования регламентируется не только нормами настоящего закона, но и нормами от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Комментируемый устанавливает требования, предъявляемые к фонду, исполняющему функции страховщика, порядок заключения договора об обязательном пенсионном страховании, порядок передачи средств пенсионных накоплений в соответствии с желанием застрахованного лица в другой фонд, в ПФР или получение указанных средств, порядок управления средствами пенсионных накоплений и др.

Кроме комментируемого отношения, которые возникают при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности и ликвидации указанных фондов, регулируются законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В настоящее время законодательная база, регулирующая деятельность негосударственных пенсионных фондов, кроме настоящего закона, включает в себя.

НПФ или, по-другому, негосударственные пенсионные фонды обладают полномочиями акционерных фондов, но к тому же имеют право заниматься деятельностью по обязательным обеспечениям. После оформления государством указа о введении настоящей категории организаций, они стали популярны среди юридических лиц. Уже сразу после принятия закона в стране появилось более 350 НПФ. Правительством было принято решение о принятии закона для регулирования такого большого количества организаций и контроля за этой отраслью.

Что представляет собой закон?

75 закон РФ был принят Государственной Думой 8 апреля 1998 года, а одобрен Советом Федерации 22 апреля 1998 года. Последние изменения в него были внесены 31 декабря 2017 года. ФЗ о НПФ РФ содержит 11 глав и 38 статей. Этот закон контролирует и регулирует возникающие экономические и социальные правоотношения при ведении деятельности негосударственными пенсионными фондами, а также правоотношения между НПФ и гражданами России. Также закон регламентирует процессы и способы контроля за фондами, меры по реорганизации, способы создания НПФ.

Краткое содержание Федерального закона номер 75 о негосударственных пенсионных фондах:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Описаны цели, задачи, отношения и сфера регулирования закона. Оформлена информация о деятельности фондов. Перечислены термины и понятия, используемые в законе и даны их определения. Даны списки субъектов, которые являются участниками правоотношений по настоящему закону;
  • В главе второй оформлены процессы и условия создания негос. пенс. фондов, порядок регистрации и получение лицензии на ведение деятельности. Перечислены требования для лиц, имеющих в распоряжении от общей доли только 10% акций. Подробно оформлен процесс регистрации и места, куда можно обратиться за регистрацией. Дан список необходимых документов для учредителей компании. Оформлены списки требований к уставу и к органам контроля. Описаны особенности и нюансы сделок, которые совершаются с участием акций компании. Оформлена информация о порядке выдачи и получения лицензии, а также даны причины аннулирования и отказа;
  • В главе номер три подробно оформлена и перечислена деятельность фондов. Дан список их функций, полномочий, прав и обязанностей. Описано, по каким правилам и условиям работают организации, пенсионные основания в договорах и требования к схемам. Оформлены способы заключения и пункты, которые должны быть в договоре. Перечислены права и обязанности страхователей, а также вкладчиков и участников правоотношений. Отдельно дан большой список с пояснениями обязанностей фондов. Описаны засекреченные данные и тайны, которые не могут быть разглашены, а также конфиденциальная информация клиентов;
  • В г. четыре оформлена информация об имуществе НПФ. Описано что подходит под категорию имущество, как необходимо с ним обращаться и кто ответственен за его сохранность. Перечислены накопления и резервы, даны сведения о распределении накопленных средств;
  • В пятой г. перечислены и описаны гарантии на исполнение обязательств сотрудниками фондов. Оформлен страховой резерв и нюансы работы с ним. Написано что такое дивиденды и ограничения по ним. Описано актуальное оценивание НПФ. Перечислены способы отчетности, сроки и особенности. Оформлены объединенные гарантии для различных организаций;
  • В шестой оформлены процессы и способы вклада средств в пенсионные фонды. Описаны особенности и нюансы размещения средств и их накопления. Оформлен порядок управления собственными размещенными средствами. Каким способом можно хранить накопления посредством ценных бумаг и контроль за резервами и накоплениями. Процесс распределения доходных сумм с учетом резервов и накоплений в НПФ;
  • В седьмой оформлена деятельность органов, которые ведут контроль и регулируют деятельность фондов. Описаны их полномочия, функции, права и обязанности. Отдельно даны полномочия и деятельность попечительских советов в описываемой области;
  • В восьмой главе описана информация о процессах отчетности. Каким образом в НПФ ведется бухгалтерский отчет;
  • В главе девятой оформлена информация о реорганизации фонда, также дан порядок, по которому фонд можно ликвидировать. Описана принудительная ликвидация по решению Банка России;
  • В главе номер десять оформлены способы и процессы, а также меры по улучшению контроля и надзора за негос. пенсионными фондами. Дан список мер, используемых Центральным Банком РФ по регулированию деятельности НПФ. Описаны способы предоставления фондам информации. Оформлено определение налогового режима, перечислены условия и требования, когда налоговый режим установлен;
  • В г. 10.1 перечислены особенности и нюансы работы пенсионных накоплений. Оформлены списки требований и условий для вкладов. Дана форма договора и описаны пункты, которые должны быть в договоре обязательно. Даны требования для разных видов и категорий сделок. Описаны меры по разрешению конфликтных ситуаций и споров;
  • В 10.2 г. оформлены особенности разных категорий и разных ситуаций, когда необходимо досрочное негос. пенсионное обеспечение. Даны списки общих требований для всех лиц и требования для отдельных исключительных категорий. Перечислены обязанности фондов, когда необходимо провести досрочное обеспечение. Даны списки гарантий прав для лиц и работников;
  • В 11 оформлены заключительные условия и дополнительные положения и требования настоящего Федерального закона.

НПФ имеют право осуществлять предписанную деятельность на следующий рабочий день после предоставления организации лицензии. Для того чтобы получить право на обязательное страхование, фонд должен быть внесен в реестр. Также, после внесения в реестр, на следующий рабочий день сотрудники фонда имеют право на обязательное страхование лиц.

Последние изменения, внесенные в 75 ФЗ

Последние изменения в закон 75 о негосударственных пенсионных фондах были внесены 31 декабря 2017 года, при принятии ФЗ номер 482.

Согласно последней редакции, изменения были внесены в статью номер 25.1, был добавлен пункт 7. Ситуации, когда фонды не имеют право раскрывать сведения или ситуации, когда фонды могут раскрывать только ограниченное количество информации, определяются Правительством РФ. В общих случаях публичное предоставление информации определяется настоящим Федеральным законом. Также Правительство России определяет, когда фонд имеет право раскрывать или не раскрывать информацию о клиентах.

Также изменения произошли и в статье 36.14. В первом абзаце статьи к слову «Управляющая» была добавлена цифра 1. Также в статью добавили 2 пункт. Согласно закону, управляющие фондов обязаны в определенных ситуациях раскрывать или ограничивать, либо полностью скрывать информацию о собственных клиентах (акционерах). Однако после добавления 2 пункта, Правительство РФ имеет право рассматривать отдельные случаи и запрещать или предоставлять доступ к информации.

Текст закона о негосударственных пенсионных фондах РФ с изменениями

Федеральный закон 75 был принят для объяснения негосударственным пенсионным фондам и гражданам о системе деятельности НПФ. Гражданам рекомендуется изучить описываемый закон для лучшего понимания куда стоит обратиться за вкладами, страхованиями и накоплениями. Сотрудники же фондов обязаны изучить настоящий закон в связи с родом деятельности и для лучшего исполнения обязанностей.

Закон о негосударственных пенсионных фондах обеспечивает регулирование деятельности этих акционерных обществ. Они занимаются пенсионным обеспечением негосударственного характера. Такая практика допускается исключительно при наличии соответствующей лицензии.

Принятие закона о негосударственных пенсионных фондах

История возникновения НПФ связана с Указом Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах», принятым во время проведения реформ в экономике. В течение двух лет учредили около 350 таких организаций. Для лицензирования их деятельности была создана Инспекция НПФ, которую позже упразднили.

С 2008 года количество фондов стало сокращаться за счет слияний и самоликвидаций. В 2018 году насчитывается 94 НПФ.

В конце 2013 года приняли закон, по которому к 2016 году должны быть акционированы все НПФ с обязательным пенсионным страхованием в практике. Прочие фонды такую процедуру должны пройти до нового года.

До завершения акционирования пенсионные накопления участников фонда переводятся в ПФР. Для управляющих компаний, инвестирующих пенсионные накопления, предусмотрено вступление в страховую программу в обязательном порядке после проверки Центральным Банком. Эта необходима для гарантирования сохранности денежных средств вкладчиков.

Функции НПФ по закону

Деятельность НПФ осуществляется по двум основным направлениям – негосударственному пенсионному обеспечению и страхованию по ОПС. Различают также другой вид деятельности данных организаций – пенсионное страхование профессионального характера.

Федеральный закон предусматривает следующие функции таких организаций:

  • заключение пенсионных договоров и договоров по ОПС;
  • сбор и хранение взносов и накоплений;
  • ведение счетов НПО (негосударственное пенсионное обеспечение);
  • создание пенсионных резервов с последующим размещением их средств;
  • вложение накоплений с целью получения прибыли;
  • назначение и производство выплат негосударственной пенсии;
  • назначение и произведение накоплений, срочных и единовременных выплат;
  • формирование выплатного резерва.

НПФ имеют право вести пенсионные счета лично, либо посредством других организаций на основании соответствующих договоров. Уставная деятельность обеспечивается определенным образом. На оплату расходов направляются собственные средства организации.

Исключение : расходы на размещение резервных средств и инвестиции пенсионных накоплений.

Вкладчикам, участникам и застрахованным лицам в обязательном порядке ежегодно предоставляется информация о состоянии их счетов. Обеспечивают ее по обращению в течение 10 дней.

Обязательные резервы НПФ

Федеральный закон № 75 предусматривает, что НПФ обязан обеспечить устойчивость исполнения обязательств относительно своих участников.

С этими целями создается страховой резерв. Его учет ведется обособленно. Банк России устанавливает особенности формирования и применения страхового резерва, а также регламентирует его нормативный размер. При нарушении этих требований наступает административная ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

С аналогичными целями создают резерв по ОПС. Его формирование обеспечивается:

  • ежегодными отчислениями по ОПС за счет дохода от инвестиций;
  • средствами пенсионных накоплений, которые не были получены правопреемниками;
  • доходами от инвестиций средств фонда по ОПС.

Если доход от инвестиций отсутствует либо недостаточен, то формирование резерва производят за счет собственных средств НПФ.

Важно! Резервные средства используются для передачи пенсионных накоплений правопреемникам, а также для гарантийного восполнения.

Кто осуществляет контроль над деятельностью фондов

Закон от 7 мая 1998 г №75 ФЗ предусматривает, что единоличный исполнительный орган фонда не имеет права передавать полномочия индивидуальному предпринимателю.

Деятельность НПФ ежедневно контролируется специализированным депозитарием. Контроль деятельности фондов осуществляется также следующими органами:

  • Пенсионным фондом РФ;
  • Банком России;
  • Федеральной налоговой службой;
  • Счетной палатой;
  • независимым аудитором;
  • независимым актуарием.

Такой многоступенчатый контроль необходим для защиты прав и состояния средств участников НПФ. Органы управления и контроля должны иметь определенный состав и структуру. Этот пункт регламентируется уставом фонда и законодательством РФ.

Участие в НПФ

Пенсия имеет и накопительную части. Формируются они из отчисления работодателя (22%) и составляют соответственно 16% и 6% от фонда оплаты труда. формируется только у тех граждан, которые выбрали соответствующее обеспечение.

Закон о негосударственном пенсионном обеспечении предполагает, что любой гражданин вправе переносить накопительную часть в НПФ.

На страховую часть эти права не распространяются, так как в настоящее время она используется для выплат действующим пенсионерам.

Накопления, переданные в НПФ, приносят доход. Это обеспечивается за счет инвестирования средств. Если сравнивать среднюю доходность при государственном и негосударственном обеспечении, то выше показатели будут во втором случае.

Обратите внимание: обязательное условие сотрудничества с НПФ – заключение договора об ОПС.

Переход из ПФР в НПФ: порядок, способы

Переход в НПФ осуществляется по определенным правилам. В закон были внесены поправки, в соответствии с которыми заявление о переходе необходимо подавать в ПФР.

Сделать это можно лично либо по почте. Во втором случае заявление необходимо нотариально заверять.

Инвестирование накоплений и размещение резервных средств по закону

Закон регламентирует, что движения инвестируемых накоплений и размещаемых резервных средств должны быть прозрачными и информационно открытыми.

НПФ руководствуется определенными принципами:

  1. гарантировать сохранность этих средств;
  2. обеспечить получение дохода, вложения в разные активы, их ликвидность;
  3. определить стратегию инвестиций, основываясь на непредвзятых критериях;
  4. учитывать надежность ценных бумаг;
  5. профессионально управлять процессом инвестирования.

Средства резервов фонды могут размещать самостоятельно либо посредством управляющих компаний, но последние не получают при этом право собственности.

Объекты инвестирования предусматривает Банк России. Сотрудничество с управляющими компаниями осуществляется по договору доверительного управления.

Объекты инвестирования

Активы пенсионных накоплений должны соответствовать определенным критериям, устанавливаемым Банком России.

Средства пенсионных накоплений могут быть инвестированы относительно следующих объектов:

  • государственных ценных бумаг РФ и ее субъектов;
  • облигаций и акций (при создании в форме ОАО) российских эмитентов;
  • паев ПИФов;
  • ипотечных ценных бумаг;
  • денежных средств на счетах и депозитах кредитной организации (рубли, иностранная валюта);
  • ценных бумаг международной финансовой организации, если допущено их публичное обращение и размещение в РФ;
  • облигаций иностранных эмитентов, если российское юридическое лицо получает доходы от их размещения.

Банк России вправе также вводить дополнительные ограничения касаемо инвестирования.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх