Русские народные традиции в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина – прямая наследница сказки народной Презентация литературная сказка прямая наследница сказки народной

КГБС(К)ОУ «Новоалтайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»

Открытый урок литературы в 6 классе

Тема: «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»

Леонгард Татьяна Ивановна ,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Новоалтайск

Тема: Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной.

Цель: Создать условия для сравнения народных сказок с литературной сказкой.

Задачи: Формировать умение обсуждать события и поступки героев в сопоставлении с фактами из разных произведений.

Развивать словесно-логическое мышление, долговременную память, непроизвольное и произвольное внимание.

Прививать интерес к изучению творчества А.С. Пушкина, воспитывать правильное отношение к добру и злу на примере сопоставления поступков героев народных и литературных сказок.

Тип урока: комбинированный урок.

Программное содержание:


  1. Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

  2. Русская народная сказка «Морозко» (внеклассное чтение).

  3. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Предшествующая работа :

  1. Чтение сказок, работа над содержанием.

  2. Характеристика главных героев.

  3. Просмотр фильма «Морозко», мультфильмов «Царевна-лягушка», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Средства обучения:

Мультимедийная установка для демонстрации учебно-познавательного материала (проблемных вопросов и заданий для учащихся) и наглядно-иллюстративного материала (кадров фильма «Морозко» и мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Виды дифференцированного подхода:

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества (репродуктивные и продуктивные задания).

Словарь:


  • наследница

  • кадр
Ход урока.

  1. Организационный момент.
Какой сейчас урок?

  1. Повторение.

  1. Какие русские народные сказки мы прочитали?

  • «Царевна-лягушка»

  • «Морозко»

  1. Какую литературную сказку мы прочитали?

  • «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

  1. Кто автор этой сказки?

  • Александр Сергеевич Пушкин
Слайд №2 :

Портрет Александра Сергеевича Пушкина


  • Можно сказать, что «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - пушкинская сказка.

  1. Рассказ учителя о Пушкине.
Александр Сергеевич Пушкин с детства очень любил слушать русские народные сказки. Эта любовь к сказкам осталась у него на всю жизнь.

Слайд № 3 :

1824 год

село Михайловское

Здесь в 1824 году жил А.С. Пушкин.

Слайд № 4 :

няня и Пушкин

Это Александр Сергеевич Пушкин и его няня - Арина Родионовна.

Арина Родионовна знала много народных сказок и любила их рассказывать, а Александр любил их слушать.

Слайд № 5:

В ноябре 1824 года в письме брату Пушкин пишет: «…вечером слушаю сказки. Что за прелесть эти сказки!»

А потом Пушкин начал сам писать сказки.

Слайд № 6 :


  • «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830)

  • «Сказка о царе Салтане…» (1831)

  • «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833)

  • «Сказка о мёртвой царевне…» (1833)

  • «Сказка о золотом петушке» (1833)
Слайд № 7:

« Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»

С.Я. Маршак

Это тема нашего урока. Сегодня вы должны понять, в чём сходство пушкинской сказки с народными сказками.


  1. Сравнительный анализ литературной сказки с народными сказками.
Слайд № 8:

  1. Напевные интонации
Прочитаем, как начинаются сказки. Читать надо напевно.

Слайд № 9:

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.


  • Какая это сказка?

Слайд № 10:

Живало-бывало, - жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка.


  • Какая это сказка?
– «Морозко» (народная сказка).

Русская народная речь напевная и мелодичная, поэтому народные сказки читаются напевно. А теперь прочитайте начало пушкинской сказки.

Слайд № 11:

Царь с царицею простился,

В путь дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждёт-пождёт с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!


  • Какая это сказка?
– «Сказка о мёртвой царевне…» (пушкинская сказка)

Вывод: В пушкинской сказке сохраняются напевные интонации.


  • Есть сходство?
Слайд № 12:

  1. Повторы слов
Слайд № 13:

Подумал-подумал Иван-царевич, взял лягушку-квакушку, завернул её в платочек и принёс в своё царство-государство.


  • Какая это сказка?
– «Царевна-лягушка» (народная сказка).

  • «подумал-подумал» – это повторы слов.
Слайд № 14:

Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась - нет лягушечьей кожи! Бросилась она искать её. Искала, искала, не нашла…


  • Какая это сказка?
– «Царевна-лягушка» (народная сказка)

  • Найдите повторы.

  • Найдите повторы в сказке «Морозко», с. 41.
Слайд № 15:

подумал-подумал

искала, искала

вези-вези


  • В народных сказках есть повторы слов. Посмотрим пушкинскую сказку. Найдите повторы, с. 91-92
ждёт-пождёт

росла, росла


  • Есть сходство?
Вывод: Повторы слов есть и в народных сказках и в пушкинской сказке.

Слайд № 16:


  1. Сказочные герои
Слайд 17:

  • Какие герои есть и в сказке «Морозко» и в «Сказке о мёртвой царевне…»?
старуха мачеха царица

Настенька падчерица царевна


  • Есть сходство?
Слайд № 18:

  1. Характеры героев
Слайд № 19:

  • Какая старуха по характеру? (кадр)
Учащиеся называют черты характера старухи.

  • Какая царица по характеру? (кадр)
Учащиеся называют черты характера мачехи.

Черты характера:

злая

грубая

капризная

жестокая

бессердечная

завистливая

Вывод: Мачехи похожи.


  • Сейчас мы посмотрим, как мачехи относятся к падчерицам.
Слайд № 20:

  • Как мачехи относятся к падчерицам?
Кадр из фильма «Морозко» (по приказу мачехи старик отвёз Настеньку в лес) и кадр из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне…» (по приказу царицы чернавка отвела «царевну в глушь лесную…)

  • В чем сходство?

  • Похожи желания старухи и царицы избавиться от падчериц.
Слайд№ 21:

  • Какие по характеру падчерицы?
Демонстрируются кадры:

  1. Настенька вяжет;

  2. Настенька разговаривает с Морозко.

  • Какая Настенька? (учащиеся характеризуют Настеньку)

  1. Царевна вышивает;

  2. Царевна разговаривает с богатырями.

  • Какая царевна? (учащиеся характеризуют царевну)
добрые

скромные

вежливые

сердечные

трудолюбивые

Вывод : Характеры героев похожи.

Слайд №22: 5. Сказочные концовки – победа добра и справедливости.

Слайд № 23:


  • Что случилось?

  1. «Морозко» - падчерица умерла (замёрзла), но потом ожила, свадебный пир.
народная сказка

  1. «Сказка о мёртвой царевне…» - падчерица умерла – ожила – свадебный пир.
пушкинская сказка

  • Есть сходство?
Вывод : Сказочные концовки – победа добра и справедливости.

Слайд № 24:

6. Природа помогает героям.

Слайд №25:

Вспомним сказку «Морозко».


  • Как природа помогает Настеньке?
Демонстрируются кадры из сказок:

  1. Петушок и солнышко помогают девушке закончить работу до рассвета.

  2. Морозко (мороз) укутал её тёплыми шубами.
народная сказка

Королевич Елисей едет искать свою невесту. Он не знает, где царевна, и просит, чтобы природа помогла ему.


  • К кому обращается Елисей?

  1. Сначала к солнцу.

  2. Потом к месяцу.

  3. Затем к ветру.
пушкинская сказка

Вывод : Природа помогает героям.

Слайд №26:

Животные помогают хорошим, добрым людям.

Слайд № 27:


  1. В сказке «Морозко» собачка чувствует, что Настенька попала в беду и зовёт на помощь (кадр из сказки).

  2. В «Сказке о мёртвой царевне…» Соколко помогает царевне (кадры).

  3. Есть сходство?
Вывод : Животные помогают хорошим, добрым людям.

  1. Обобщение.
Слайд № 28:

Сходство пушкинской сказки с народными сказками


  • Напевные интонации;

  • повторы слов;

  • сказочные герои;

  • характеры героев;

  • сказочная концовка – победа добра и справедливости;

  • природа помогает героям;

  • животные помогают хорошим, добрым людям.

  • Вы увидели, что есть сходство пушкинской сказки с народными сказками. Вспомним слова Маршака:
Слайд №29:

«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»

С.Я. Маршак

VIII. Итог урока.


  • Чему учат сказки?

  • Нельзя быть злыми, жестокими, гневными, завистливыми.

  • Надо быть добрыми.

Ибрагимова Илюза Ильгизовна

Здесь русский дух,

Здесь Русью пахнет…

А.С. Пушкин

От ужаса не шелохнусь бывало,

Обманами мой сон обворожали,

Прочитайте.

…И завидуют оне

Государевой жене…

В народной сказке тоже:

…Тут уж царь не утерпел,

Снарядить он флот велел…

– Что я? царь или дитя?

Повинились, разрыдались…

В народной сказке:

И я там был; мёд, пиво пил –

И усы лишь обмочил.

…Гости умные молчат:

Спорить с бабой не хотят…

… А царевич хоть и злится,

Но жалеет он очей

Старой бабушки своей…

…И царица над ребенком

Как орлица над орленком…

…Около царя сидят,

Злыми жабами глядят…

Тема проекта: Сказки А.С. Пушкина

Здесь русский дух,

Здесь Русью пахнет…

А.С. Пушкин

Показать и (через сопоставление сказок), что «пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».

доказать, что А.С. Пушкин, развивая в сказке традиции устного народного творчества, создаёт самобытное произведение, утверждающее общечеловеческие ценности.

Задача: Выявить сходства и различия в сказках. Представить материл в виде таблицы «Сопоставление народной сказки с литературной сказкой».

Ах, сколько замечательных сказок окружает нас с самого детства!

На протяжении всей жизни мы склонны верить, что зло слабее добра, оно не может победить, что несправедливость будет наказана. Эта вера зарождается в нас, когда еще совсем маленькими слушаем сказки.

Сказка -занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях).

Они учат отличать доброе от злого, хорошее от плохого.

Кргда читаем волшебные сказки, они очаровывают; переживаешь за героев, сочувствуешь им, восхищаешься их качествами, поступками).

Закройте на мгновенье глаза… Представьте себе: зима, поздний вечер, ближе к ночи. За окном разыгралась метель, в печной трубе гудит ветер. А в горнице тепло и уютно. Напевный голос Арины Родионовны звучит негромко, задушевно, погружая ребёнка-поэта в волшебный мир народной сказки.

Маленький Саша не шелохнётся, живо представляет он сказочные события, о которых повествует няня: «В некотором царстве-государстве…»

Поэт живо вспоминал потом, в течение всей жизни, «прелесть этих таинственных ночей»:

От ужаса не шелохнусь бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло.

Когда же он засыпал, весь трепещущий от страха, просыпалось его детское творчество:

Волшебники, волшебницы слетали,

Обманами мой сон обворожали,

Терялся я в порыве сладких дум

* * *И в вымыслах носился юный ум…

Эти детские вымыслы сквозь сон и были первыми созданиями поэта… Поэтому мы можем утверждать, что любовь к народной поэзии зародилась у Пушкина под влиянием рассказов его старой няни.

Став взрослым, Александр Сергеевич собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки.

Сам поэт мог часами слушать сказки. Многие из услышанных народных сказок Пушкин положил в основу своих собственных. Сегодня я предлагаю вам свое исследование, то есть научную работу. В любом исследовании есть гипотеза, то есть предположение. За гипотезу взяла слова детского писателя, Самуила Яковлевича Маршака.

Прочитайте.

«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».

Нам нужно доказать: либо это высказывание верно, либо доказать, что оно не верно.

Вспомним названия русских сказок.. (Это народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» и литературная сказка А.С.Пушкина «сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

Давайте понаблюдаем, что общего и в чем различие волшебной народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» и литературной сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

:Князь Гвидон умный, находчивый, смелый. Царевна Лебедь добрая, нежная, отзывчивая и т.д.

Волшебная сказка начинается с традиционного зачина «В некотором царстве…». В сказке Пушкина нет этого зачина.

Далее следует завязка. Это поступок одного или нескольких персонажей, после которого начинает стремительно развиваться действие. Например, в наших сказках – это зло и зависть старших сестёр по отношению к младшей. У Пушкина:

…И завидуют оне

Государевой жене…

В народной сказке тоже:

…Женился Иван-царевич на меньшой сестре…

…А старшие стали ей завидовать да зло творить.

Затем идёт повествование о трудностях, выпавших на долю главных героев, об их борьбе со злом, о добрых делах, совершаемых ими, о чудесах и волшебных силах, помогающих в сложной ситуации. Все действия сюжета ведут к кульминации.

Кульминация представляет собой основную проблему произведения, характеры героев раскрываются в ней предельно ясно. У Пушкина:

…Тут уж царь не утерпел,

Снарядить он флот велел…

– Что я? царь или дитя?

Говорит он, не шутя: «Нынче ж еду!»

Тут он топнул, вышел вон и дверью хлопнул.

Или в народной сказке: «…Выслушал Иван-царевич и задумался... кольнуло его в грудь, забилося сердце; снял он свой верный меч, взял меткую стрелу, оседлал ретивого коня и, не сказав жене "Прощай!", полетел во дворец».

После нее действие ослабевает. Наступает развязка. У Пушкина:

Тут во всём они признались,

Повинились, разрыдались…

В народной сказке:

«…Очутился там, глянул на детей, глянул на жену – узнал, и душа его просветлела!»

Добрая, счастливая концовка присуща сказкам. Она оставляет светлое чувство в душе. Вот как завершается повествование у Пушкина:

И я там был; мёд, пиво пил –

И усы лишь обмочил.

В народной сказке: «В это время я там была, мёд-вино пила, всё видела, всем было очень весело, горько только одной старшей сестре».

Мы видим, что композиция сказок схожа; есть завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка и концовка. Но нашлись и отличия: «Сказка о царе Салтане» - вольная обработка народной сказки. Автор свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания.

В народной сказке у царицы родилось три сына, в пушкинской сказке только один сын.

В народной сказке царские сыновья были с солнцем во лбу, месяцем на затылке и звёздами по бокам, а у Пушкина такой красотой обладала Царевна-Лебедь.

В литературной сказке появляются новые герои: коршун-злодей, Черномор с богатырями, Царевна-Лебедь и другие.

Разная и форма изложения. Народная сказка написана в прозе, что ближе к устному творчеству. А «Сказка о царе Салтане…» написана четырёхстопным хореем с парной рифмовкой; в те времена, так часто писались «подражания» народной поэзии. (Языковеды объясняют понятия «размер», «ритм», «рифма»).

И ещё одно важное отличие: в народной сказке ведётся повествование без отношения к героям и событиям. В литературном произведении присутствует оценка героев и их поступков:

…Гости умные молчат:

Спорить с бабой не хотят…

… А царевич хоть и злится,

Но жалеет он очей

Старой бабушки своей…

Народная сказка не так красноречива. У Александра Сергеевича Пушкина вся сказка от первых и до последних строк пронизана волшебством сюжета, она зачаровывает каждой строчкой, восхищает каждым словом. Всё здесь к месту и каждое сравнение уникально по точности:

…И царица над ребенком

Как орлица над орленком…

…Около царя сидят,

Злыми жабами глядят…

Подражая устному творчеству, он использовал эпитеты, постоянные эпитеты. (Работают языковеды. «…на добра коня садяся…», «…видят холм в широком поле…» и другие.

Добро всегда побеждает зло. Каждый получает по заслугам. В финале сказки «Во лбу солнце…» все счастливы, «горько только одной старшей сестре». Царь Салтан всех прощает. Он счастлив и не хочет никого наказывать. В этом одна из идей автора. Надо уметь прощать обидчиков, быть выше мести.)

Вывод: сказка Пушкина близка к народной сказке, переняла у неё идеалы добра и справедливости, неприятие злобы и зависти!

Мы провели исследовательскую работу, сравнили две сказки. В начале нами было выдвинуто предположение, что сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной.

Пушкин создает свою неповторимую, литературную сказку.

Итак, мы выяснили, что Пушкин «Сказку о царе Салтане написал на основе русской народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Но он не просто пересказал сюжет, а создал авторскую сказку, в которой многое изменил, так как хотел выразить свои собственные идеалы, мысли, представления о жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:




2. По своему настроению, идейной направленности сказки А.С. Пушкина очень близки народным сказкам. Как и в народных, в сказках А.С. Пушкина волшебное соединяется с реальностью, ирония с лиричностью. События, герои изображаются так, как изображались бы в сказках народных.


3. А.С. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его сказках льётся свободно и радостно, как будто звучит весенняя капель, которая падает в быстро бегущий ручеёк. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще.


4. А.С. Пушкин с детства полюбил народные сказки, песни, пословицы: всю жизнь он собирал, записывал, изучал их. Уже прославленным поэтом ему пришлось прожить два года в Псковском имении отца - селе Михайловском. Долгие зимние вечера проводил он со своей старой няней Ариной Родионовной и, как в детстве, с увлечением слушал сказки. Жизнь родного народа, нянины сказки, рассказы бабушки - все это глубоко запало в память и душу великого русского поэта и стало источником собственного творчества.


5. В традиционную сказочную концовку («И я там был, мёд, пиво пил…») поэт внёс некоторые изменения. Он ввел целый ряд утверждений: «я был», «я пил», «видел», «сидел», «кот… мне сказки говорил». Для того чтобы показать, что в чудесный мир сказки он вошёл навсегда и уже никогда с ним не расстанется.

Разделы: Литература

  • Организовать учащихся на исследовательскую работу по сопоставлению народной сказки с литературной сказкой.
  • Показать им (через сопоставление сказок), что «пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».
  • В ходе работы подвести их к выводу, что А.С. Пушкин, развивая в сказке традиции устного народного творчества, создаёт самобытное произведение, утверждающее общечеловеческие ценности.
  • Познакомить учащихся со сказочным прологом к поэме «Руслан и Людмила».

Оборудование: компьютер, медиапроектор, книжная выставка.

Метод: проектный

Форма: коллективная, групповая, индивидуальная. Ученики (с учетом их интересов и взаимоотношений) распределяются по творческим группам:

  1. Знатоки сказок
  2. Исследователи сюжета
  3. Составители слайдов
  4. Языковеды

Каждая группа получает задание.

1. Знатоки сказок А.С.Пушкина
Перечитать известные с детства сказки Пушкина, вспомнить героев «Сказки о царе Салтане…»
Задача учителя: Помочь учащимся вспомнить знакомые сказки, составить «перечень» героев «Сказки о царе Салтане…»

2. Исследователи сюжета
Сопоставить «Сказку о царе Салтане…» А.С.Пушкина с русской народной сказкой «Во лбу солнце...». Найти сходства и различия.
Задача учителя: Помочь выявить сходства и различия в сказках. Представить материл в виде таблицы «Сопоставление народной сказки с литературной сказкой».

3. Составители слайдов
Собрать материал по сказкам к слайдам.
Задача учителя:
Из собранного материала отобрать наиболее удачный и составить слайды.

4. Языковеды
Найти определения (пояснения) предложенным словам.
Задача учителя: Повторить с учениками изученные ранее понятия «эпитет», «постоянный эпитет», «сюжет, зачин и т.д. Объяснить новые определения (лубок, лубочные повествования, гипотеза и др.).

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Ах, сколько замечательных сказок окружает нас с самого детства!

На протяжении всей жизни мы склонны верить, что зло слабее добра, оно не может победить, что несправедливость будет наказана. Эта вера зарождается в нас, когда еще совсем маленькими слушаем сказки.

Ребята, на этом уроке нас ждет встреча с уже знакомыми сказками. С какими? Не спешите отвечать! Будьте терпеливы, внимательны, активны.

2. Актуализация знаний учащихся

– Что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях).
– Чему она учит? Какой урок может преподнести человеку? (Учит отличать доброе от злого, хорошее от плохого).
– А какие сказки обычно начинаются со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве..»? (Волшебные).
– Что вы чувствуете, когда слушаете волшебные сказки? (Они очаровывают; переживаешь за героев, сочувствуешь им, восхищаешься их качествами, поступками).
– Как вы думаете, что испытывал маленький Саша Пушкин, слушая старинные предания и былины, которые рассказывала ему няня?

3. Детство поэта (рассказ учителя с опорой на представления учащихся)

Учитель. Закройте на мгновенье глаза… Представьте себе: зима, поздний вечер, ближе к ночи. За окном разыгралась метель, в печной трубе гудит ветер. А в горнице тепло и уютно. Напевный голос Арины Родионовны звучит негромко, задушевно, погружая ребёнка-поэта в волшебный мир народной сказки.

Маленький Саша не шелохнётся, живо представляет он сказочные события, о которых повествует няня: «В некотором царстве-государстве…»

Поэт живо вспоминал потом, в течение всей жизни, «прелесть этих таинственных ночей»:

От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло.

Когда же он засыпал, весь трепещущий от страха, просыпалось его детское творчество:

Волшебники, волшебницы слетали,
Обманами мой сон обворожали,
Терялся я в порыве сладких дум

И в вымыслах носился юный ум…

Эти детские вымыслы сквозь сон и были первыми созданиями поэта… Поэтому мы можем утверждать, что любовь к народной поэзии зародилась у Пушкина под влиянием рассказов его старой няни.

Став взрослым, Александр Сергеевич собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки.

– С какими сказками А.С.Пушкина вы уже знакомы? Назовите их. Работает группа знатоков сказок.

4. Исследовательская работа (сопоставительный анализ)

– Сам поэт мог часами слушать сказки. Многие из услышанных народных сказок Пушкин положил в основу своих собственных. Сегодня я предлагаю вам провести исследование, то есть научную работу. В любом исследовании есть гипотеза, то есть предположение. За гипотезу возьмем слова детского писателя, Самуила Яковлевича Маршака.
Прочитайте.

«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».

Нам нужно доказать: либо это высказывание верно, либо доказать, что оно не верно.

– Вспомним названия русских сказок, заданных на дом. (Это народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» и литературная сказка А.С.Пушкина «сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

– Обратите внимание на длинное название сказок. Работает группа языковедов. (Это типичное заглавие лубочных повествований в 18 веке. Лубочные повествования – промежуточный жанр между фольклором и литературой).

5. Сопоставительный анализ

Работает группа исследователей сюжета, им помогает группа языковедов. У каждого ученика на парте таблица «Сопоставление волшебной народной сказки с литературной сказкой».

Работа с таблицей сопровождается показом слайдов. Приложение 1

Учитель. Давайте понаблюдаем, что общего и в чем различие волшебной народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды » и литературной сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди ». Обратите внимание на длинные названия сказок.

Отвечают языковеды: Это типичное заглавие лубочных повествований в XVIII веке. Лубочные повествования – промежуточный жанр между фольклором и литературой.

– Назовите героев, которые встречаются в этих сказках.

Отвечают знатоки героев сказок: Князь Гвидон умный, находчивый, смелый. Царевна Лебедь добрая, нежная, отзывчивая и т.д.

Работают исследователи: Волшебная сказка начинается с традиционного зачина «В некотором царстве…». В сказке Пушкина нет этого зачина.

Далее следует завязка. Это поступок одного или нескольких персонажей, после которого начинает стремительно развиваться действие. Например, в наших сказках – это зло и зависть старших сестёр по отношению к младшей. У Пушкина:

…И завидуют оне
Государевой жене…
В народной сказке тоже:
…Женился Иван-царевич на меньшой сестре…
…А старшие стали ей завидовать да зло творить .

Затем идёт повествование о трудностях, выпавших на долю главных героев, об их борьбе со злом, о добрых делах, совершаемых ими, о чудесах и волшебных силах, помогающих в сложной ситуации. Все действия сюжета ведут к кульминации.

Кульминация представляет собой основную проблему произведения, характеры героев раскрываются в ней предельно ясно. У Пушкина:

Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел…
– Что я? царь или дитя?
Говорит он, не шутя: «Нынче ж еду!»
Тут он топнул, вышел вон и дверью хлопнул.

Или в народной сказке: «…Выслушал Иван-царевич и задумался... кольнуло его в грудь, забилося сердце; снял он свой верный меч, взял меткую стрелу, оседлал ретивого коня и, не сказав жене "Прощай!", полетел во дворец».

После нее действие ослабевает. Наступает развязка. У Пушкина:

Тут во всём они признались,
Повинились, разрыдались…

В народной сказке:
«…Очутился там, глянул на детей, глянул на жену – узнал, и душа его просветлела!»

Добрая, счастливая концовка присуща сказкам. Она оставляет светлое чувство в душе. Вот как завершается повествование у Пушкина:

И я там был; мёд, пиво пил –


И усы лишь обмочил.

В народной сказке: «В это время я там была, мёд-вино пила, всё видела, всем было очень весело, горько только одной старшей сестре» .

Мы видим, что композиция сказок схожа; есть завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка и концовка. Но нашлись и отличия: «Сказка о царе Салтане» - вольная обработка народной сказки. Автор свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания.

В народной сказке у царицы родилось три сына, в пушкинской сказке только один сын.

В народной сказке царские сыновья были с солнцем во лбу, месяцем на затылке и звёздами по бокам, а у Пушкина такой красотой обладала Царевна-Лебедь.

В литературной сказке появляются новые герои: коршун-злодей, Черномор с богатырями, Царевна-Лебедь и другие.

Разная и форма изложения. Народная сказка написана в прозе, что ближе к устному творчеству. А «Сказка о царе Салтане…» написана четырёхстопным хореем с парной рифмовкой; в те времена, так часто писались «подражания» народной поэзии. (Языковеды объясняют понятия «размер», «ритм», «рифма»).

И ещё одно важное отличие: в народной сказке ведётся повествование без отношения к героям и событиям. В литературном произведении присутствует оценка героев и их поступков:

…Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят…

… А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей…

Народная сказка не так красноречива. У Александра Сергеевича Пушкина вся сказка от первых и до последних строк пронизана волшебством сюжета, она зачаровывает каждой строчкой, восхищает каждым словом. Всё здесь к месту и каждое сравнение уникально по точности:

…И царица над ребенком
Как орлица над орленком…

…Около царя сидят,
Злыми жабами глядят…

Подражая устному творчеству, он использовал эпитеты, постоянные эпитеты. (Работают языковеды. «…на добра коня садяся…», «…видят холм в широком поле…» и другие.

Учитель. Сопоставляя сказки, вы, ребята, конечно же, заметили одно качество, которое
роднит сказку Пушкина с народными сказками. Подумайте над вопросами.

Что всегда побеждает в народной сказке? Какие человеческие качества сказка прославляет, а за какие – наказывает? (Добро всегда побеждает зло. Каждый получает по заслугам. В финале сказки «Во лбу солнце…» все счастливы, «горько только одной старшей сестре». Царь Салтан всех прощает. Он счастлив и не хочет никого наказывать. В этом одна из идей автора. Надо уметь прощать обидчиков, быть выше мести.)

Подводим детей к выводу о том, что сказка Пушкина близка к народной сказке, переняла у неё идеалы добра и справедливости, неприятие злобы и зависти!

Учитель. Мы провели исследовательскую работу, сравнили две сказки. В начале урока нами было выдвинуто предположение, что сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной.

– Согласны вы с этой гипотезой?

– Как вы думаете, ребята, сказка Пушкина – это пересказ народной сказки или авторская сказка? (Создает свою неповторимую, литературную сказку.)

Итак, мы выяснили, что Пушкин «Сказку о царе Салтане написал на основе русской народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Но он не просто пересказал сюжет, а создал авторскую сказку, в которой многое изменил, так как хотел выразить свои собственные идеалы, мысли, представления о жизни.

6. Введение нового материала

– Вспомним с детства знакомые строчки «…Там чудеса: там леший бродит…» Эти строчки из знаменитого «Лукоморья» – пролога к поэме «Руслан и Людмила», в котором удивительным образом переплелись известные сюжеты русских сказок.

Выразительное чтение пролога учителем.
(Далее проводится беседа, в ходе которой комментируются трудные слова).

– Какой картиной начинается пролог? Как вы её себе представляете? (Устное словесное рисование).
– Что такое Лукоморье? (В фольклоре – сказочная страна, полная чудес).
– Знакомы ли вам персонажи, упомянутые в прологе? (Лешие, русалки, богатыри, Баба-Яга, Кощей и т.д.)
– А что за персонаж кот ученый? (Кот Баюн, популярный персонаж русской мифологии, хранитель священного дерева Перуна).
– Можете ли вы назвать ту сказку, которую А.С.Пушкин использовал, чтобы написать вступление к поэме? (Использована не одна сказка. Во многих фольклорных произведениях русского народа встречается и Кощей, и Баба-Яга, и другие герои).
– Зачем же они понадобились поэту? Что он хотел пояснить читателю поэмы? (Что поэма сказочная. Читая её, попадаешь в удивительный мир. Для этого в прологе автор рисует картину волшебного царства Лукоморья.)

Учитель. Всё напоминает в прологе о народной сказке. Обратите внимание на композиционное построение вступления. В нем, как и в сказке, есть зачин: где-то далеко, у Лукоморья.., далее развитие действия:

«Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…»
и т.д.

– Автор проводит читателя через сказочную жизнь разных героев. (Вспомните про постоянные эпитеты. Найдите их в тексте, например: «бурый волк», «на неведомых дорожках» и другие. Повторы: «через леса, через моря», «избушка…без окон, без дверей»).

– Как вы понимаете строчки: «Там русский дух… Там Русью пахнет!» (У Пушкина «русский дух» – это подлинно живое, светлое, доброе, народное начало, истинная Русь, которой веет от сказок).

Пролог заканчивается так же, как кончается народная сказка. Сегодня на уроке звучала традиционная сказочная концовка («И я там был, мёд, пиво пил…»). Но поэт вносит некоторые изменения. Он ввел целый ряд утверждений: «я был», «я пил», «видел», «сидел», «кот… мне сказки говорил». Для чего? (Поэт хотел сказать, что в чудесный мир сказки он вошёл навсегда и уже никогда с ним не расстанется).

7. Подведение итогов

Учитель. Ребята! В любом возрасте не поздно заново открывать для себя мир сказки. Читайте сказки! Это полезное, увлекательное, захватывающее занятие.

8. Домашнее задание

Выучить наизусть вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Список литературы:

  1. Детская энциклопедия, том 10, Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР 1961.
  2. Зуева Т.В
  3. . Сказки А.С.Пушкина. М.: Просвещение, 1989.
  4. Корепова К.Е
  5. . Русская лубочная сказка. – Нижний Новгород: Ки Тиздат, 1999.
  6. Пушкин А.С
  7. . «Сказка о царе Салтане» 1961г. Художник А. Куркин. (Иллюстрации в стиле ПАЛЕХ).
  8. Русская народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» http://peskarlib.ru (Детская электронная библиотека «Пескарь», 2006–2011).
  9. Самойлова Е.А
  10. . Конспекты уроков для учителя литературы. 5класс. М.:Владос, 2003.
  11. Школьный философский словарь, Издательство «Просвещение», 1995.


Цели работы над проектом:

  • разобраться и актуализировать тему проекта
  • найти сравнительный материал для раскрытия темы работы
  • создать в классе заинтересованную атмосферу при изложении материала
  • добиться от слушателей понимания в раскрытии темы проекта
  • нацелить аудиторию на любовь и уважение к чтению, и в частности, к сказкам.

Сказка литературная – авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство играет роль сюжетообразующего фактора.


Сказка фольклорная (народная) – занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. Главная отличительная черта сказки фольклорной – присутствие чуда, фантастики, вымысла. Автором фольклорной сказки является народ.


Под литературной сказкой мы подразумеваем произведения трех типов конструкций:

  • стихотворная сказка;
  • драматическая сказка;
  • прозаическая сказка.

В русской литературе наиболее распространены первый и второй типы, хотя имеются и яркие образцы сказки драматической.

Литературная сказка выросла из сказки фольклорной, унаследовав ее черты, проявляющиеся в разной степени. Здесь можно говорить о жанровой эволюции.








Минералова И.Г. Детская литература. - М., 2002.

Лагин Л.И. Старик Хоттабыч. – Киев, 1988.

Овчинникова Л.В. Специфика жанра литературной сказки. - М., 2001.

Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. - Свердловск, 1992.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх