Серебряная гробница александра невского. Как отмечается День перенесения мощей Александра Невского

2-й этаж). В 2019 году завершена реставрация.

«Рака Александра Невского сразу стала общепризнанным чудом молодой столицы. Можно с уверенностью сказать, что она - единственное в мире столь монументальное сооружение из высокопробного серебра» .

Комплекс памятников, входящих в мемориал Александра Невского, хранится в фондах и экспозиции Эрмитажа (Концертный зал) . В него входит 7 частей:

«Памятная рака Александра Невского является уникальным памятником русского барокко Елизаветинского времени. Многоярусная пирамида напоминает архитектурное сооружение. В ней преобладают асимметрические формы, практически отсутствуют прямые горизонтальные линии, Мастера умело сочетали архитектурные и скульптурные мотивы. Весь орнамент и сюжетные композиции выполнены в технике высокой чеканки, что создает дополнительную игру света и тени» .

Фотография вывоза из Александро-Невской лавры изъятых церковных ценностей в 1922 году позволяет увидеть малую раку

Была изготовлена в 1746-1751 гг. Придворный художник Георг Христофор Грот выполнил рисунок масштабного сооружения по моде создавать пышные раки наподобие архитектурных сооружений, пришедшей в Россию из католических стран. Эскизы для барельефов, украшавших стенки конструкции, выполнил Якоб Штелин .

«Изготовление деревянной модели в натуральную величину было поручено резных дел мастеру Ивану Шталмееру . Официальным руководителем работ был назначен советник монетной канцелярии Иван Андреевич Шлятер . Оговаривалась возможность приглашения ростовских мастеров, чеканщиков из Москвы, мастеров-литейщиков с Санкт-Петербургского монетного двора, а также других потребных мастеров иноземцев. За их работой должен был наблюдать Захарий Дейхман , петербургский серебряных дел мастер. Общее руководство было поручено барону Ивану Антоновичу Черкасову . На изготовление изделия было запрошено 90 пудов (1500 кг) серебра 82 пробы, выплавленного на Петербургском монетном дворе. В 1748 г., когда модель была закончена, выяснилось, что многие уже изготовленные серебряные детали не годятся, и требуются другие модели. Чертежи для новой конструкции выполнили Грот, Шлягер и резчик Мартелли, который изготовил вторую модель. Помогал ему мастер от канцелярии от строений Иоганн Франц Дункер. В 1749 г. началось изготовление серебряных деталей новой раки. В 1750 г. на работу было выделено серебро с Колыванских заводов. Коллективу сотрудников пришлось преодолеть немало трудностей в процессе создания уникального сооружения. Некоторые детали переделывались, другие очищались от патины. При установке пирамиды выяснилось, что стихотворная надпись не видна, чего ради императрица указала приделать две фигуры ангелов со щитами, на которых нанести надпись, „дабы она от всякого видна была“. Поэтому в 1753 г. были дополнительно отлиты фигуры ангелов со щитами в руках по модели Альберто и Джанбатиста Джани. Каждый из ангелов весил 10 пудов 36 фунтов» .

«30 августа 1753 года создание огромного монументального сооружения было завершено. Его вес достиг 89 пудов, 22 фунтов, 1 с третью золотника. Вся работа обошлась казне в 80 244 рубля, 62 копейки (пуд серебра в работе стоил 906 рублей 56 копеек). (1 золотник равен 4,266 гр.)»

Непосредственными авторами этого шедевра ювелирного искусства были сплошь иностранные серебряных дел мастера: Эрик Апельрот, Самуэль Зильгерштейн, Лоренцо Зильгерштейн, Георг Берг, Иоганн Окман, Герман Янн, Марк Бренер, Петер Лесс, Карл Дальберг, Фридрих Гемикинс, Карл Фридрих Весгрен, Георг Койн и Фридрих Ремерс. Русская бригада - Иван Евлампиев, Демид Михайлов, Петр Андреев, Гавриил Плотников, Андрей Афанасьев, Ерофей Еремеев, Василий Пономарев, Андрей Попов, Иван Соболев - занималась только чеканкой .

Пирамидальное трехъярусное изголовье служит величественным фоном всему сооружению. «В середине второго яруса пирамиды помещен барельеф Александра Невского со знаменем в руке, на боковых сторонах саркофага - тематические рельефы, изображающие важнейшие события из его жизни» :

БОГУ
Всемогущему
И Его угоднику
Благоверному и Великому
Князю
АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ
Россов усердному,
защитнику, презревшему прещение мучителя

Южную сторону саркофага украшает медальон с эпитафией, сочиненной М. В. Ломоносовым (см. ниже).

На верхних углах пирамиды помещены сидящие фигуры ангелов. тоже сделана составленная М. В. Ломоносовым надпись. Она написана на двух серебряных щитах, которые держат в руках два серебряных ангела .

«Одна из надписей, выгравированных на щитах, которые они поддерживают, датирует время перенесения праха Александра Невского в Петербург (1724). Все детали искусно отлиты и составляют в целом роскошный убор этого уникального произведения, поражающего грандиозностью конструкции и широтой творческой фантазии» .

Её описывали путешественники XVIII в., посетившие северную столицу России, историки Петербурга XIX в, - И. Пушкарев, М. Пыляев, В. Михневич упоминали о ней в своих книгах по истории города.

«Рака была своеобразной достопримечательностью, единственной в своем роде. Её описания помещались на страницах всех книг, посвященных истории и культуре столицы» .

Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 г., мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 г., когда 30 августа были установлены в Александро-Невской церкви Александро-Невского Свято-Троицкого монастыря (ныне Александро-Невская Лавра) по повелению Петра Великого .

Святой и храбрый князь здесь телом почивает:
Но духом от небес на град сей призирает,
И на брега, где он противных побеждал,
И где невидимо ПЕТРУ способствовал.
Являя дщерь Его усердие святое,
Сему защитнику воздвигла раку в честь
От первого сребра, что недро ей земное
Открыло, как на трон благоволила сесть.

При освящении в монастыре в 1790 году Троицкого собора мощи положены в нём, в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной в 1753 году , на изготовление которой мастерами Сестрорецкого оружейного завода пошло около 90 пудов серебра. В 1790 году после завершения строительства собора Пресвятой Троицы гробница была перенесена в этот собор и размещена за правым клиросом .

Елизавета, чтя волю своего отца Петра, перенесшего мощи, почтила её новой богатой ракой, так как «в годы её царствования стало очевидно, что деревянная рака 1695 г., в которой во Владимире хранились мощи князя, уже не соответствует помпезной пышности северной столицы» .

Рака создавалась в 1746-1751 годы. В общей сложности рака Александра Невского весила 89 пудов 22 фунта 1 с третью золотника и обошлась казне в 80244 рубля 62 копейки.

Сначала она была помещена в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. В 1774 г. архитектор Иван Старов начал строительство храма Святой Троицы там же, которое было завершено в 1790 году, раку перенесли туда, где она и оставалась до революции.

Екатерина II в 1768 году пожаловала к раке дорогую золотую лампаду и возложила на св. мощи покров с образом Александра Невского и с бриллиантовым знаком ордена его же имени .

Демонтаж серебряной пирамиды (изголовья раки) в 1922 году, фотограф Карл Булла

В мае 1922 года мощи были вскрыты и вскоре изъяты . Вначале Зиновьев и комиссариат юстиции пытались получить разрешение у Петроградского совета на вскрытие и изъятие мощей, но Совет отказал ввиду активных протестов со стороны митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина и верующих. Однако в мае 1922 года постановление о вскрытии раки было принято.

12 мая 1922 года в 12 часов дня власти вскрыли раку. Были назначены «ответственные за мероприятие» - товарищи Н. П. Комаров и И. Н. Кондратьев. «Согласно предписанию райкома от 9 мая 1922 года, направляются в ваше распоряжение товарищи Урбанович и Наумов с инструментами для участия в вскрытии мощей в Александро-Невской лавре», - написано в одном из направлений от Петроградского райкома для одиннадцати слесарей-железнодорожников и одного ювелира . Вскрытие провели публично: в лавру была приглашена общественность - работники райкомов партии коммунистов, представители воинских частей и другие граждане. Операцию документировал знаменитый фотограф Карл Булла , а также кинооператор (была создана кинохроника «Вскрытие мощей Александра Невского») . При вскрытии было обнаружено:

Мощи сначала оставались в Лавре, а потом попали в Государственный музей истории религии и атеизма (Казанский собор). Рака была передана в Эрмитаж - в архиве Государственного Эрмитажа хранится текст телеграммы (10 мая 1922), написанной председателю ВЦИК М. И. Калинину , подписанной руководством музея с просьбой передать раку в отдел Западноевропейского искусства Эрмитажа, есть и дело 1922 г. о передачи раки из Губфинотдела в Эрмитаж . 19 мая 1922 года мемориальный комплекс гробницы св. Александра Невского был передан в Эрмитаж. Рака была выставлена в одном из залов «Музея революции», который тогда размещался в бывшей официальной резиденции русских императоров.

Телеграмма Калинину: «Государственный Эрмитаж и Русский музей просят срочного распоряжения приостановить разрушение иконостаса Казанского собора и раки Невской Лавры - памятников мирового художественного значения» (директор Эрмитажа Сергей Тройницкий, директор Русского музея Николай Сычёв и известный художник Александр Бенуа) .

Телеграмма из Москвы 12 мая. Губкому послана пред. ВЦИК Калининым телеграмма: «Предлагаю вторжение иконостаса Казанского собора Александро-Невской Лавры приостановить временно вплоть до окончательного решения вопроса в центре» .

В последующие годы большевики склонялись к тому, чтобы переплавить огромное серебряное изделие и продать, как это случилось со многими экспонатами музея (см. Продажа картин из коллекции Эрмитажа).

«В архиве Государственного Эрмитажа хранятся документы, свидетельствующие о героической борьбе сотрудников музея за сохранение раки. Учитывая обстановку тех лет, легко представить, чем могла закончиться для них эта борьба. (…) В 1930 г. над ракой снова нависла угроза уничтожения, осложненная борьбой правительства с церковью» .

«Государственный Эрмитаж. Народный комиссариат просвещения на основании секретного отношения финансов СССР доводит до вашего сведения, что с её стороны нет возражения к передаче в распоряжение народного комитета финансов раки из Александро-Невской Лавры, большие и малые подсвечники и т. д., а также икон, разные вещи, не имеющие музейной ценности. При условии, что с наиболее ценных интересных предметов (в том или ином отношении предметов) для Эрмитажа должно быть снято в некоторых случаях слепки и фотографии. Выполнение срочно и не требующее отлагательств. Об исполнении донести. Заместитель заведующего „Главнауки“ Вольтер»" .

«Экономисты в Смольном явно не учитывали даже своих финансовых интересов. Они явно не понимали, что уникальное произведение ювелирного искусства, каким является рака, на мировом рынке стоило бы гораздо больше, чем металл в слитках, полученный в результате её переплавки. Сохранился документ - протест директора Эрмитажа С. Н. Тройницкого о недопустимости её варварского разрушения и передачи фрагментов в металлолом для переплавки. Это письмо датировано 20 сентября 1930 г. На письме имеется резолюция какого-то важного областного начальника по фамилии Сааков, в которой говорится, что раку следует оставить в Государственном Эрмитаже, и предписывалось её тщательно сохранять» .

В годы Второй мировой войны рака, в числе других ценных экспонатов, была эвакуирована с эшелоном музейных ценностей в Свердловск в 10 ящиках, для секретности пронумерованных вразнобой. Она возвратилась в Ленинград в 1949 году, была отреставрирована и поступила в Отдел истории русской культуры. Экспонируется в концертном зале Эрмитажа.

Мощи святого возвращены в лаврский Троицкий собор из запасников музея религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе, в 1989 году. Рака остается в Эрмитаже. Православная общественность требует вернуть её в Лавру (используется экспрессивная риторика - «саркофаг выставлен на публичное глумление», «факт заточения надгробия» , «незаконное удержание чужого имущества» ).

Разговоры о передаче гробницы в лавру ведутся с 2000 года , представители верующих направляли обращения с просьбой вернуть раку в адрес президента РФ, премьер-министра и губернатора Петербурга.

Рака с мощами благ. кн. Александра Невского в интерьере собора, 1910-е годы

Официальный сайт музея в начале 2013 года сообщает: «В 2012 г. Эрмитаж приступил к реставрации памятника. Предварительно были проведены все необходимые исследования и экспертизы. Сегодня Эрмитаж обладает совершенным лазерным оборудованием для реставрации металла, которое позволяет снимать тончайшие слои патины (в несколько микрон), не затрагивая неокисленную поверхность. Именно такая уникальная на сегодняшний день методика применяется для реставрации мемориального комплекса раки Св. Александра Невского. В 2012 году были отреставрированы две композиции, фланкирующие саркофаг. Работы по реставрации знаменитого памятника истории, культуры и серебряного дела XVIII столетия будут продолжены» .

По сообщению на ноябрь 2012 года рака находится на реставрации в лаборатории по работе с редкими металлами .

В ноябре 2013 года Эрмитаж заявил, что ищет подрядчика по реставрации раки, начальная (максимальная) цена госконтракта составляет более 16,5 миллиона рублей. «Согласно техническому заданию, реставрации подлежит рака, которая представляет собой большой деревянный ковчег, по его верхнему краю расположена серебряная пластина с прочеканенной надписью. Деревянное основание предметов необходимо очистить от загрязнений механическим способом, произвести укрепление сопряжений на рыбий клей, места рассыхания зареить породой аналогичной по физико-механическим свойствам оригинальной. Основа раки изготовлена из дуба, филенки могут быть липовыми или березовыми. Кроме того, требуется провести наращивание и укрепление древесины, произвести подгонку накладного серебра, заделать отверстия креплений и изготовить новые отверстия исключающих напряжение серебряных накладок» . Судя по тексту задания, речь идет о «малой раке».

В декабре подрядчик был выбран . Работы должны быть завершены к лету 2014 года.

Епископ Назарий: Однако от сакрального начала рака не свободна. Соприкоснувшееся со святыми мощами для верующего также становится святыней. И икона освятится, если в неё будут помещены мощи.

Михаил Пиотровский: (…) Я считаю, что ничего плохого не будет, если надгробие останется в музее, а для хранения мощей святого будет изготовлена и освящена копия. Тем более что, будучи освященной и соприкоснувшись с мощами, эта копия [тоже] приобретет сакральный смысл .

Идея о создании копии изделия весом в полторы тонны появилась в 2000-х годах в связи с диспутом о праве собственности.

Официальный сайт музея в начале 2013 года сообщает: «Проведенные музеем исследования и реставрационные работы позволят создать модель для изготовления точной копии надгробия из серебра, для передачи её (после освящения) в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. Стоимость изготовления копии на сегодняшний день оценивается в сумму ок. 330 млн рублей. Деньги, по мнению Эрмитажа, должно найти Государство, так как разорение церквей было государственной политикой советского государства» .

В декабре 2013 года Пиотровский сообщил, что после завершения реставрации надгробия святого князя Александра Невского Эрмитаж готов приступить к изготовлению копии для передачи в лавру. «Для церковного использования подойдет и копия, ведь само надгробие было спасено и находится на своем месте. Сейчас мы его реставрируем, и после этой реставрации мы готовим все для создания копии», - сказал он. Пиотровский подчеркнул, что Эрмитаж готов приступить к изготовлению копии в любой момент, однако «у музея пока нет денег». «Нет пока православного мецената, который бы выделил деньги, а государство спрашивает нас, нельзя ли подешевле. Но настоятель Александро-Невской лавры прав: подешевле нельзя, нужно изготовить точную копию из серебра, которого, кстати, там не так много» . Таким образом, планируется, что функционировать в неблагоприятных климатических условиях храма будет новая копия, а ветхий предмет 300-летнего возраста будет сохраняться в музее под присмотром специалистов.

Александру Невскому посвящено несколько христианских праздников, которые отмечаются православной церковью с давних времен. Главным из них является День перенесения мощей Александра Невского, который отмечается 12 сентября 2019 года.

Этот талантливый полководец, дипломат, мудрый и сильный правитель защищал русскую землю от иноземных захватчиков. Им было одержано много славных побед. Где находятся мощи Александра Невского? Когда отмечают праздник? Каковы его история и традиции? Об этом мы сегодня расскажем.

Александр Невский скончался 14 ноября 1263 года. Он завершил жизненный путь, приняв святую иноческую схиму под именем Алексий. Был погребен в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, и при погребении было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно».

В 1380 году его мощи, которые оказались нетленными, были положены в раке поверх земли. 23 мая 1491 года во Владимире произошел пожар. В списках летописей XVII века упоминалось, что мощи чудесным образом сохранились.

В 1547 году Александр Невский был причислен к лику святых. 150 лет спустя, в 1697 году, митрополит суздальский Илларион повелел поместить мощи святого в новую раку, украшенную резьбой и покрытую драгоценным покровом.

Позже состоялось перенесение мощей Александра Невского. В 1721 году император Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского в Петербург.

В 1723 году из Владимира их привезли в Шлиссельбург, где они оставались до 1724 года, затем по распоряжению Петра I были установлены в Александро-Невской церкви Александро-Невского Свято-Троицкого монастыря.

В 1790 году перенесены в Троицкий собор этого же монастыря (с 1897 года монастырь называется лаврой). На изготовления серебряной раки для мощей пошло около 90 пудов серебра.

Однако при советской власти, в мае 1922 года мощи были вскрыты и вскоре изъяты. Раку передали в Эрмитаж, где она хранится по сей день.

Где находятся мощи Александра Невского?

В 1989 году они были возвращены в Троицкий собор Александро-Невской лавры из запасников музея религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе.

Где еще покоятся мощи Александра Невского? Частички мощей находятся в Храме Александра Невского в г. Софии (Болгария), Успенском соборе г. Владимира, образ с частицей мощей был передан Александро-Невскому храму уральского села Шурала.

В честь Александра Невского возведено множество храмов. Его именем названы улицы, площади в различных населенных пунктах, он считается небесным покровителем Санкт-Петербурга и Петрозаводска.

Когда празднуется День перенесения мощей Александра Невского?

Перенесение мощей Александра Невского из года в год отмечается православной церковью 12 сентября. День памяти святого отмечается 6 декабря.

В мае 1723 года Петр I, будучи в Александре-Невской лавре Санкт-Петербурга, „повелел обретающиеся в Владимирском Рождественском монастыре мощи Александра Невского перенести сюда“. Чтобы перенести святые мощи благоверного и благочестивого князя, одного из храбрейших и достойнейших сынов Древней Руси, И.П. Зарудный, суперинтендант Святейшего синода, должен был сделать в Москве ковчег с балдахином. Ему был послан рисунок, изображавший ковчег на восьми „подножках“ в форме львиных лап с головами херувимов. Ковчег был украшен еще и львиными масками - традиционным на саркофагах символом Воскресения, а на крышке ковчега помещалась княжеская корона. Ковчег стоял на подставке, а над всем сооружением возвышался балдахин, у основания которого были укреплены золотые доспехи.

Ритуал перенесения в Санкт-Петербург мощей Александра Невского был разработан в самых мельчайших деталях. Еще в начале июля 1723 года был составлен маршрут следования процессии и определено: „Нести оный ковчег и над ним балдахин людьми с переменою, чего ради во всех городах, селах и деревнях брать как из посадских, так и из ямщиков и из крестьян, чего бы оные ведения ни были“. В пути святые мощи князя должен был безотлучно сопровождать сокольничий М.В. Собакин - один из последних представителей этого дворянского рода. В городах и крупных селах ковчег должны были нести священники и монахи, встречавшие процессию у городских ворот.

Через год, в июле 1724 года, во Владимир отправилась комиссия из духовных и светских лиц, которая должна была сопровождать мощи князя до Новгорода. Составленный ритуал соблюдался строго: по пути следования повсюду устраивались встречи, в соборах и церквах служили молебны, войска салютовали артиллерийскими залпами. От Новгорода на специально приготовленной яхте мощи Александра Невского должны были водным путем следовать до Санкт-Петербурга. Навстречу святым останкам к устью Ижоры на галере выехал Петр I. Он сам перенес мощи с яхты на галеру, сопровождающим велел сесть на весла и сам управлял рулем. Встретить мощи у Александро-Невской лавры под штандартом был выведен „Ботик“ Петра I, а на берегу были расставлены военные полки. Когда государева галера пристала к берегу, под пушечную и оружейную пальбу Петр I поднял раку и сам перенес ее во второй этаж церкви Животворящей Троицы на заранее приготовленное место.

Перенесением мощей святого князя Александра Невского царь хотел ознаменовать заключение Ништадтского мира между Россией и Швецией. В честь и память об этом событии торжества и празднества продолжались целых 3 дня. А впоследствии ежегодно, 30 августа, по повелению Петра I должно праздноваться перенесение мощей святого князя Александра Невского. Повелевалось также для праздничных торжеств выводить в этот день „Ботик“ к Александро-Невской лавре.

В 1752 году по повелению императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I, ковчег был заменен серебряной ракой.

Ее сделали из первого серебра, выплавленного во время ее царствования на Колыванских рудниках. Рака была изготовлена в виде прямоугольного саркофага, обложенного серебром и золоченой медью. На крышке ее был сделан образ святого Александра Невского в схимническом одеянии, а по борту раки шла надпись:

„В сей сребропозлащенной раце положенные святые мощи благоверного и Христолюбивого князя Александра Ярославича, во иноцех преподобного Алексия, Невского и Владимирского и всея Руси чюдотворца, внука бывша Всеволоду, правнука Владимиру Мономаху, иже был правнук великому князю Владимиру Святославичу, во святом крещении нареченный Василий, просветившему Российскую землю святым крещением, от него же осьмый степень великих князя Александра сей.“

Рака Александра Невского украшена прекрасно вычеканенными барельефами, в лицах рассказывающими о подвигах святого князя. На ней также располагается сочиненная М.В. Ломоносовым надпись:

Святой и храбрый князь здесь телом почивает;

Но духом от небес на град сей призирает,

И на брега, где он противных побеждал,

И где невидимо ПЕТРУ способствовал.

Являя дщерь его усердие святое,

Сему защитнику воздвигла раку в честь

От первого сребра, что недро ей земное

Открыло, как на трон благоволила сесть.

На верху раки по атласу был написан образ святого князя Александра Невского; при нем находился зеленый бархатный покров, шитый золотом бишью и золотой канителью. На середине другого покрова, пожалованного императрицей Екатериной II в 1768 году, располагался знак ордена Александра Невского из бриллиантов и бурмитского жемчуга. К восточной стороне раки была приделана большая серебряная пирамида, на которой сделана надпись, тоже составленная М.В. Ломоносовым. Она разместилась на двух серебряных щитах, которые держат в руках два серебряных ангела.

БОГУ Всемогущему и Его угоднику Благоверному и великому Князю
АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ

Россов усердному защитнику, презревшему прещение мучителя……………………………и т. д.

В 1776 году императрица Екатерина II повелела построить в Александро-Невской лавре новую соборную церковь вместо церкви Животворящей Троицы, в которой были обнаружены различные повреждения. Новый храм возводился по проекту архитектора И.Е. Старова, и 30 августа архиепископ Гавриил положил в основание собора частицу мощей святого Андрея Первозванного и серебряную доску. Храм строился 11 лет, и в день освящения (29 августа 1787 года) Екатерина II послала в дар собору золотые церковные сосуды, декорированные бриллиантами, украшенный финифтевыми изображениями золотой потир, дискос, блюдца и другие дары. Вечером того же дня мощи благоверного князя Александра Невского были перенесены в нижний этаж собора и поставлены посреди него под балдахином, сделанным из золотого глазета с серебряными кистями на шнурах.

Над ракой Александра Невского в праздники подвешивалась золотая лампада с подвесной кистью, сделанной из драгоценных камней - бриллиантов и жемчугов. Лампада эта была пожалована в 1791 году императрицей Екатериной II, а в 1806 году император Александр I подарил храму аналой с киотом для частиц святых мощей и подсвечник с 12-ю серебряными тандалами. В киоте, который сверху закрывается стеклом, находится частица Животворящего креста Господня, а также пять небольших ковчежцев с мощами святых угодников.

После Октябрьской революции мощи святого благоверного князя Александра Невского перенесли в петроградский Казанский собор, где разместился Музей религии и атеизма. В 1989 году их возвратили в Александро-Невскую лавру, а рака в настоящее время представлена в экспозиции Эрмитажа.

Тогда же Петр I намеревался учредить и орден в честь Александра Невского, но намерения своего исполнить не успел. Орден Александра Невского учредила в 1725 году его супруга Екатерина I.

Впоследствии в постановлении Святейшего синода указывалось, чтобы отныне святого Александра Невского в монашеской одежде «николи не писать», а писать в одежде великокняжеской. В такой одежде и был выполнен образ благоверного князя для крышки гробницы неизвестным художником XIX века.

6 декабря - память святого благоверного князя Александра Невского в день его погребения во Владимире в 1263 г. Нетленные мощи князя были открыты перед Куликовской битвой в 1380 г. и тогда же установлено местное празднование. Князь Александр Невский был канонизирован Русской Православной Церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 г. В 1723 г. святые мощи Александра Невского были привезены из Владимира в Шлиссельбург и 30 августа/12 сентября установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. В 1922 г. 12 мая большевистские власти приступили к вскрытию мощей святого благоверного князя Александра Невского - вскрытию, которое больше было похоже на публичное осквернение.

13 января 1918 г. Наркомат государственного призрения издал распоряжение о реквизиции жилых помещений Лавры и покоев митрополита для своих нужд. 19 января прибывший отряд красногвардейцев арестовал настоятеля и членов Духовного собора и смертельно ранил священномученика протоиерея Петра Скипетрова. Однако свидетели - собравшиеся в Лавре богомольцы - дали красноармейцам отпор и заставили солдат отступить. Для защиты обители было создано Александро-Невское братство, просуществовавшее до его уничтожения ОГПУ в 1932 г. 21 января 1918 г. состоялся общегородской крестный ход в защиту Лавры с участием 250-300 тыс. человек из всех храмов столицы. Особую тревогу советских властей вызвало почти триумфальное посещение Петрограда с 5 по 16 июня 1918 г. Патриархом Тихоном, во время которого Первосвятитель два дня провел в Лавре.

И тем не менее властям удалось провести национализацию имущества обители, после чего ее хозяйственное положение резко ухудшилось. Весной 1918 г. начались захоронения деятелей советской власти на монастырском дворе - это место первоначально называлось Красноармейской, а затем Коммунистической площадкой. Весной и осенью 1919 г. Наркомат юстиции дважды безуспешно пытался вскрыть раку с мощами святого Александра Невского. В период так называемого «красного террора» 1918-1919 гг. арестам подверглись некоторые насельники Лавры, в том числе наместник архимандрит Виктор (Островидов). На территории Митрополичьего сада планировалось построить первый в Советской России крематорий, но митрополиту Петроградскому и Ладожскому Вениамину (Казанскому) и братии удалось не допустить этого кощунства.

Несмотря на все внешние трудности, обитель продолжала оставаться центром церковной жизни епархии. Помимо Александро-Невского братства, в ее стенах собирался богословский кружок святителя Иоанна Златоуста. После закрытия в 1918 г. Духовной академии и семинарии в Лавре открылось Богословско-пастырское училище, до конца 1920 г. занимавшее бывшее здание семинарии.

Подобная деятельность вызывала все большее раздражение властей. Уже в 1918-1919 гг. часть ценностей из Древлехранилища и ризницы забрали в Музейный фонд, а архивы Лавры передали в ведение Главного управления архивным делом.

12 мая 1922 г. была вскрыта серебряная рака с мощами святого благоверного князя Александра Невского. Мощи духовенство в тот момент отстояло - ларец с ними был помещен в алтаре Троицкого собора. Раку же конфисковали, отправив поначалу в Москву на переплавку, чего, к счастью, не случилось. Возможно, сыграла свою роль телеграмма председателю ВЦИК Калинину и супруге Троцкого Седовой: «Государственный Эрмитаж и Русский музей просят срочного распоряжения приостановить разрушение иконостаса Казанского собора и раки Невской Лавры», - подписанная директором Эрмитажа Сергеем Тройницким, директором Русского музея Николаем Сычевым, а также художником и искусствоведом Александром Бенуа. Иконостас спасти не удалось, а рака находилась в Концертном зале Эрмитажа, ныне на реставрации.

15 ноября 1922 г. власти изъяли мощи святого Александра Невского из монастыря. На следующий день их отправили в Москву в Наркомюст, а затем передали в Музей истории религии и атеизма, располагавшийся в Казанском соборе до его передачи РПЦ в 2000 г.

Летом 1923 г. были закрыты три церкви в Митрополичьем корпусе, все предприятия и жилые помещения Лавры переданы отделу коммунального хозяйства, а осенью прекратила свою деятельность и церковь во имя святого праведного Лазаря на кладбище. С закрытием в 1926 г. церкви Успения Богородицы в Митрополичьем доме началось упразднение лаврских храмов.

На начало 1930-х гг. пришелся самый трагичный период в истории Лавры. Были арестованы наиболее активные прихожане и все монахи-иосифляне - сторонники открыто выступившего против Советской власти митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых); прекратились богослужения, были закрыты еще четыре храма обители. В 1932 г. ОГПУ арестовало почти всех оставшихся насельников Лавры, отправив их в лагеря и в ссылку. 23 октября 1933 г. Синод принял постановление о закрытии Лавры, в которой фактически не оставалось монахов, и о преобразовании ее в приход.
Но уже 20 декабря 1933 г. был закрыт и Троицкий собор, а 23 января 1936 г. - последний действующий храм Лавры - церковь во имя Сошествия Святого Духа.

Во время «большого террора» 1937-1938 гг. погибло подавляющее большинство насельников Лавры, множество архиереев. Были расстреляны: священномученики митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Прокопий (Титов), епископ Григорий (Лебедев), архимандрит Лев (Егоров), архидиакон Серафим (Вавилов), а также митрополит Феофан (Туляков), архиепископы Иннокентий (Тихонов), Артемий (Ильинский), епископы Илларион (Бельский), Авраамий (Чурилин), Нектарий (Трезвинский), Сергий (Дружинин), Амвросий (Либин), архимандриты Алексий (Терешихин), Варлаам (Сацердотский), Сергий (Бирюков), Нил (Гончаров) и многие другие.

К 1936 г. все 13 монастырских церквей были ликвидированы, на территории Лавры находилось 17 учреждений. Живопись Троицкого собора передали в музейный фонд, а помещения сдали в аренду под склад универмага «Пассаж».

Закрытие Лаврских храмов привело к уничтожению интерьеров большинства из них. От Тихвинской церкви, переданной отделу связи, после перестройки остались одни стены; почти полностью были уничтожены интерьеры занятой рабочим общежитием Феодоровской церкви; погибли интерьеры, а также почти все захоронения в Исидоровской церкви, приспособленной под гараж.

Ликвидация храмов обители сопровождалась закрытием для захоронений Лаврских кладбищ, их частичным разграблением, уничтожением и постепенной музеефикацией.

Через год после закрытия, в 1935 г., послед¬ней действующей церкви Лавры - Духовской - она была передана организации Ленгорплодоовощ, которая принялась громить подвалы и склепы для размещения там котельной и склада угля. После многочисленных протестов общественности здание через полгода передали аэроклубу ОСОАВИАХИМа, затем - физкультурному обществу «Спартак». Перед войной Духовскую церковь отдали Кировскому заводу «для использования под жилые помещения». От большинства надгробных плит и украшавших их скульптурных памятников к тому времени уже ничего не осталось.

В верхнюю Александро-Невскую церковь Благовещенского храма вселилось отделение геодезических съемок института «Гипрогор». Помещения использовали под склады с устройством междуэтажных перекрытий, множеством перегородок и печей.

Когда в 1931 г. начались работы по спасению отдельных художественных надгробий и деталей памятников с ленинградских кладбищ, в Благовещенской церкви был устроен склад переносимой в музей мемориальной скульптуры. Но его открытие, намеченное на 1940 г., так и не состоялось - помешала война.

Как тревога, так за Бога

Именно во время войны началась реставрация Благовещенской усыпальницы. По эскизам художников Н.М. Суетина и А.В. Васильева в ноябре были выполнены два живописных панно, знамена и транспаранты. Было проведено декоративное оформление притвора в Троицком соборе, где до 1922 г. находилась рака с мощами Александра Невского. В 1944 г. здесь удалось организовать посвященную князю выставку, которую посетило большое количество воинов и ленинградцев.

В 1948-1949 гг. был освобожден от посторонних учреждений второй этаж Благовещенского храма, проведены ремонтные работы. В 1950 г., впервые за долгие годы, Благовещенскую усыпальницу открыли для свободного посещения.

25 ноября 1950 г. состоялось освящение митрополичьей Крестовой церкви святого благоверного князя Александра Невского в здании Свято-Духовской церкви, переданной 10 января 1949 г. под канцелярию и квартиру Ленинградского митрополита Григория (Чукова).

Через шесть лет борьба верующих за возрождение главного храма Лавры увенчалась успехом. Приложивший для этого много усилий митрополит Григорий (Чуков) скончался 5 ноября 1955 г., и дело довел до конца занявший Ленинградскую кафедру митрополит Елевферий (Воронцов). Троицкий храм сильно пострадал от действий арендаторов и обстрелов во время войны, поэтому в 1957-1960 гг. на средства Патриархии, Ленинградской и других епархий и пожертвования верующих был проведен ремонт собора. 12 сентября (30 августа) 1957 г. владыка освятил главный алтарь Троицкого собора, с этого времени в храме возобновилась приходская жизнь.

1958-1964 гг. вошли в историю как период жестоких «хрущевских» гонений на Церковь. В Ленинграде власти прежде всего обрушились на епархиальное управление и Лавру. В 1961 г. при митрополите Гурии (Егорове) здание Свято-Духовской церкви повторно отняли у епархии, передав вечерней школе рабочей молодежи. Однако Троицкий собор удалось отстоять в бытность Ленинградским митрополитом владыки Никодима (Ротова).

29 июля 1986 г. митрополитом Ленинградским стал архиепископ Алексий (Ридигер). Уже вскоре после занятия Ленинградской кафедры владыка начал активную борьбу за возращение Церкви зданий и святынь Лавры. В 1988 г. в Троицкий собор были переданы из Русского музея три картины и старинная (предположительно XVI-XVII вв.) чудотворная икона святой мученицы Параскевы Пятницы.

Важнейшим событием для Церкви стало возвращение в Лавру 3 июня 1989 г. мощей святого князя Александра Невского. Святые останки в ковчеге установили на их прежнее место в Троицком соборе, под сенью за правым клиросом. 7 июня 1990 г. владыка Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси.

25 ноября 1994 г. Священный Синод под председательством Патриарха Алексия II благословил открытие Александро-Невской Лавры, утвердив ее наместником архимандрита Кирилла (Начиса), а Петербургского митрополита Иоанна (Снычева), по традиции, - священноархимандритом Лавры. Это решение положило начало трудному процессу возрождения обители.

31 июля 1995 г. ЦНИИ «Прометей», занимавший почти все здания монастырского каре, передал монастырю помещения на втором этаже Духовского корпуса, где вскоре поселилась немногочисленная братия. 14 сентября состоялось первое монашеское богослужение в Никольской церкви.

После смерти владыки Иоанна (Снычева) Петербургским митрополитом 26 декабря 1995 г. стал Владимир (Котляров).

26 марта 1996 г. состоялось официальное возвращение Лавры РПЦ - был подписан акт приема-передачи всех зданий монастырского каре от «Прометея».

25 октября 1996 г. к исполнению обязанностей наместника приступил архимандрит Назарий (Лавриненко). 14 апреля 1997 г. Синод утвердил его в этой должности. После назначения архимандрита Назария началось возрождение Лавры в качестве действующего монастыря. В передаваемых Лавре помещениях развернулась масштабная реставрация, началась активная социальная и просветительская работа. 3 ноября 1997 г. на монашеском собрании были избраны члены Духовного собора, в этот же день принят и утвержден митрополитом Владимиром канонический устав монастыря. С этого дня Лавра начала жить полноценной монастырской жизнью.

9 мая 1922 года «согласно предписанию райкома» в Александро-Невскую Лавру явились «товарищи Урбанович и Наумов с инструментами для участия во вскрытии мощей». По приказу партийного главаря Петрограда Зиновьева они должны были вынуть мощи великого полководца, чтобы можно было изъять и увезти из Лавры драгоценную серебряную раку, в которой они хранились. Рака, как и другие церковные ценности, была предназначена на переплавку и продажу за границу…

То было время великого погрома и разграбления накопленных веками церковных сокровищ России. Под предлогом помощи голодающим, по приказу Ленина из соборов, церквей и монастырей изымались драгоценная утварь, священные иконы, украшенные самоцветами, отлитые из серебра иконостасы, осквернялись раки святых. В Эрмитаже была устроена выставка «В помощь голодающим», на которой были представлены практически все наиболее ценные в художественном и материальном отношении иконы и церковная утварь из соборов и церквей Петрограда. Сразу же после нее почти все экспонаты были поспешно проданы за границу. Многие бесценные произведения искусства безжалостно уничтожались, их переплавляли, а драгоценный металл тоже продавали за рубеж. Священников, сопротивлявшихся грабежу, арестовывали, сажали и расстреливали.

Такая же печальная судьба была уготовлена и бесценной раке Александра Невского и иконостасу Казанского собора – самым ценным церковным реликвиям нашего города. Однако в Петрограде у них нашлись бесстрашные защитники. 10 мая 1922 года в Москву председателю ВЦИК Калинину была послана отчаянная телеграмма: «Государственный Эрмитаж и Русский музей просят срочного распоряжения приостановить разрушение иконостаса Казанского собора и раки Невской Лавры – памятников мирового художественного значения». Подписали телеграмму Тройницкий – директор Эрмитажа, Сычов – директор Русского музея и Александр Бенуа. Иконостас Казанского собора отстоять не удалось, а рака была передана в Эрмитаж. Однако коммунисты не угомонились. В 1930-х годах кто-то снова вспомнил, что полторы тонны серебра «стоят в Эрмитаже напрасно». И опять, с огромным трудом, музейщикам и ученым уникальную раку удалось отстоять.

Усыпальница полководца

Святой князь Александр Невский, которого недавно в результате телевизионного опроса признали «Именем России», был похоронен во Владимире. В дошедшем до нас летописном сказании о его подвигах говорилось, что он «Богом рожен». Побеждая везде, он нигде не был побежден. Рыцарь, пришедший с Запада посмотреть Невского, рассказывал, что он прошел много стран и народов, но нигде не видал такого «ни в царях царя, ни в князьях князя». Мы о его подвигах знаем по знаменитому фильму Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», снятом накануне нападения гитлеровцев на СССР.

Петр I решил, что именно Александр Невский, как Божий угодник, станет самым надежным защитником и охранителем возводившегося Санкт-Петербурга, и приказал перенести его мощи на берега Невы. В мельчайших подробностях был разработан специальный ритуал, ковчег с останками князя следовал водным путем. В крупных городах и селах его должны были нести священники и монахи, которые встречали его у городских ворот. По прибытию драгоценной реликвии Петр сам ее встретил на своей яхте, поднял ковчег со святыми мощами и под пушечную и оружейную пальбу расставленных на берегу полков перенес его на руках в Александро-Невский монастырь, который стоял тогда на месте нынешней Лавры.

Серебряный шедевр

В 1752 году дочь Петра Елизавета Петровна распорядилась заменить ковчег на монументальную серебряную раку, которая была сделана из первого русского серебра, выплавленного на Колыванских рудниках. Она была украшена барельефами, рассказывающими о подвигах Александра Невского с надписью, сочиненной Ломоносовым:

Святой и храбрый князь здесь телом почивает:
Но духом от небес на град сей призирает…

Рака была помещена в огромный многоярусный саркофаг из чистого серебра, общим весом почти полторы тонны – нигде в мире нет такого грандиозного сооружения из этого драгоценного металла. В его создании принимали участие самые лучшие российские и иностранные мастера-серебряники того времени. На раке изображены ангелы, пьедесталы с трофеями, воинскими доспехами и оружием, а также поясное изображение самого Александра Невского в короне со знаменем и его супруги княгини Полоцкой. Над изображением князя – сияние из облаков и лучей, а среди них вензель «АН». В праздники над ракой подвешивалась драгоценная золотая лампада с кистью из жемчуга и бриллиантов, пожалованная Лавре Екатериной II. Рака стала замечательным памятником русского ювелирного искусства XVIII века, ею все единодушно восхищались.

Подложная «кукла»

Однако первыми вскрыли раку вовсе не коммунисты. Это было сделано летом 1917 года, когда еще шла Первая мировая война. Ввиду немецкого наступления на Петроград, Святейший Синод поручил архиепископу Вениамину Петроградскому произвести вскрытие раки с мощами св. Александра Невского на случай их срочной эвакуации. После молитвы крышку раки бережно отвинтили и обнаружили внутри большой кипарисовый гроб. В нем лежала человеческая фигура в монашеском одеянии схимника, со странной выпяченной грудью. Подняли покрывала и одежды, и тут случилось неожиданное: оказалось, что это – вовсе не хорошо, как казалось, сохранившееся мумифицированное тело, а… кукла.

Вот как описал увиденное секретарь Петербургского религиозно-философского общества Сергей Каблуков: «вся передняя часть головы и лоб оказались сделанными искусственно и вылепленными из воска, только небольшая верхняя часть – часть черепа подлинно-серого цвета. Грудь и живот оказались тоже искусственными, из ваты, зашитой в шелковые мешки. С прибавлением ваты оказались руки и ноги, т. к. подлинных костей было мало… На «чучеле» оказался мешочек шелковый: с костями мелкими в бумажке, с ароматическими веществами в виде порошка в другой». Как выяснилось, эти мощи были в церкви, которая подверглась пожару еще во времена Петра I. Чтобы скрыть правду о повреждении мощей огнем, и было изготовлено это «чучело». О находке доложили Святейшему Синоду, и было принято решение о «переоблачении» мощей, отделении подлинных мощей от инородных предметов.

Второе вскрытие

Второе вскрытие раки с мощами происходило, как мы уже писали, совсем в другой обстановке. Вместе с упомянутыми «товарищами Урбановичем и Наумовым с инструментами» 9 мая 1922 года в Лавру явились еще девять слесарей-железнодорожников и ювелир А. Семенов. Собралось также много других людей: представители от Петроградского райкома и губкома, делегаты от верующих, представители агитотдела – такие церемонии выставлялись тогда властью, какакции по разоблачению «религиозного дурмана», а также сотрудники ОГПУ. Чуть поодаль держалась группа священников во главе с митрополитом Вениамином. Вскрытие больше походило на публичное осквернение…

Эвакуация и возвращение

Прах Александра Невского оставили в Лавре, а громадную раку из серебра перевезли в Эрмитаж, где она и хранится по настоящее время. Она покидала его стены лишь однажды – в 1941 году, когда к стенам Ленинграда приближались гитлеровские войска. Уникальный экспонат упаковали в десять ящиков, для секретности пронумерованных вразнобой, и отправили в глубь страны, на Урал вместе с другими ценностями Эрмитажа специальным секретным эшелоном. Там она хранилась всю войну в залах Свердловского художественного музея. На прежнее место рака вернулась в 1945 году. Ее почистили, отреставрировали, собрали и установили в концертном зале Зимнего дворца, где она стала экспонатом выставки «Русское художественное серебро».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх