"севастополь" - линейный корабль вмф россии. Линкоры-гиганты

«Севастополь» - линейный корабль военно-морского флота России, головной корабль одноименного класса кораблей. Назван в честь города Севастополь, расположенного на Черноморском побережье. Корабль участвовал в Первой и Второй Мировой Войне. После Кронштадтского мятежа 31 марта 1921 г линкор был переименован в «Парижская Коммуна» .

Проектирование

После Русско-Японской войны, в которой Россия потеряла почти все свои балтийские и тихоокеанские линкоры, встала задача возрождения линейного флота. В связи с этим в 1906 г. Главный морской штаб разработал задание для проектирования нового линкора для Балтийского моря. Для этого подготовили девять пред-эскизных проектов кораблей водоизмещением до 20 000 т., со скоростью до 22 узлов и вооружением из восьми - девяти 305-мм орудий главного калибра. Дальнейшего развития проекты 1906 г. не получили, из-за неясности задач Балтийского флота и неясности с финансированием будущей судостроительной программы. По мере решения данных задач, Главный морской штаб приступил к разработке уточненных требований. Так после “цусимского” опыта, кардинально изменились взгляды на концепцию бронирования. Во время войны Японцы использовали фугасные, а не бронебойные снаряды, особенно эффективные при стрельбе по слабо бронированным и не бронированным целям. Отсюда возникла необходимость в сплошном бронировании надводной части борта.

В декабре 1907 г. утвердили окончательные требования к кораблю, количество 305-мм орудий достигло 12, 120-мм - 16. В конце 1907 г. был объявлен международный конкурс на лучший проект линкора для Российского флота. Первое место заняла работа Балтийского завода.

В конце октября по требованию Главного морского штаба в проект внесли изменения. Увеличили наибольшую скорость хода до 23 узлов, усилили бронирование нижнего и верхнего пояса. Для обеспечения экономического хода, в составе энергетической установки появились дизели, хотя от них в дальнейшем отказались.

9 апреля 1909 г. в техническом бюро Балтийского завода подготовили технический проект, а в мае было принято решение о начале строительства линкоров, головному кораблю присвоили имя «Севастополь». Всего было построено четыре корабля данного класса: «Севастополь» , « » , « » и « » .

Конструкция

Линкоры класса «Севастополь» имели корпус “мониторной” формы с минимизированной площадью надводного борта и форштевнем ледокольной формы. Количество надстроек было минимизировано. Отличительной особенностью данного проекта было почти полное бронирование надводного борта. Орудия главного калибра размещались в четырех трех-орудийных башнях главного калибра размещенных в линейной плоскости. В отличие от итальянских линкоров класса « », они не были линейно возвышены.

Длина корабля по ватерлинии составляла 180,1 м, а общая - 181,2 м. Ширина корпуса составляла 26,9 м, а осадка - 9,1 м. Стандартное водоизмещение составляло 23 300 т, а полное - 26 400 т. Экипаж корабля состоял из 1 125 офицеров и матросов.

Двигатели

Энергетическая установка линкоров состояла из десяти паровых турбин системы «Parsons» суммарной мощностью 32 000 л.с. Турбины приводили во вращение четыре гребных вала и располагались в трех машинных отделениях. Два отделения были бортовыми и в них, размещалось по две турбины работающих на один вал. Третье отделение было среднее, смещенное в корму от башни главного калибра №3, в нем размешались шесть турбин работающих на два вала.

Пар для турбин вырабатывали двадцать пять паровых котла системы «Yarrow», размещенные в четырех котельных отделениях. Шестнадцать из них работали на смешенном отоплении, а девять - нефтяном отоплении. Нормальный запас топлива на борту составлял 816 т угля и 200 т нефти, а максимальный - 1500 т. угля и 700 т нефти. Дальность плавания составляла 3 500 миль при 13 уз. Максимальная скорость хода составляла 21,75 уз.

Вооружение

Вооружение главного калибра линкоров класса «Севастополь» состояло из двенадцати 305-мм орудий 52 калибра размещенных в четырех трех-орудийных башнях. Башни были расположены в линейной плоскости по одной в носу и корме и две в средней части корпуса. Углы возвышения составляли от -5 до 25 градусов. Скорость стрельбы орудий составляла 1,5- 2 выстрела в минуту. Данные орудия могли вести огонь 470,9-кг бронебойными и фугасными снарядами, а так же 331,7-кг шрапнельными снарядами. В 1928 г на вооружение поступили облегченные 314-кг фугасные снаряды. Максимальная дальность стрельбы при ведении огня 470,9-кг снарядами составляла 24 400 м, а при использовании 314-кг фугасного снаряда - 34 400 м. Однако при ведении огня шрапнельным снарядом максимальная дальность стрельбы составляла 22 200 м.

Боекомплект составлял 100 снарядов к каждому орудию. Снаряды располагались в погребах под башнями главного калибра. При этом погреба носовых и кормовых орудий не вмещали весь боекомплект, поэтому часть снарядов размещалось в запасных погребах. Из-за чего снижалась скорость стрельбы носовых и кормовых орудий.

Вооружение противоминного калибра состояло из шестнадцати 120-мм орудий 50 калибра. Они размещались в казематах на средней палубе. Углы возвышения составляли от -10 до 20 градусов (в других источниках встречаются данные, что угол возвышения составлял от -10 до 25 градусов). Данные орудия могли вести огонь фугасными, шрапнельными и осветительными снарядами. Фугасных снарядов на вооружении линкора было три: 29,48-кг образца 1907 г, 28,97-кг образца 1911 г и 26,3-кг образца 1928 г. В зависимости от снаряда варьировалась максимальная дальность стрельбы 10 400 м, 13 900 м и 17 000 м соответственно. Шрапнельные снаряды были только 20,7-кг и имели максимальную дальность стрельбы 10 600 м. Дальность стрельбы приведена при угле возвышения в 20 градусов. Скорострельность орудий составляло семь выстрелов в минуту. Боезапас составлял 300 снарядов к каждому орудию.

Ситуация с зенитным вооружением линкоров не однозначна. Согласно информации приведенной в журнале “Первые линкоры красного флота”, по проекту зенитное вооружение линкоров должно было состоять из восьми 47-мм орудий, размещавшихся по четыре на крышах башен главного калибра №1 и №4. Однако из-за нехватки данных орудий, на момент вступления в строй на линкорах « » и « » было установлено два 63,5-мм орудия и одно 47-мм орудие, а на линкорах «Севастополь» и « » - два 75-мм орудия и одно 47-мм орудие. Однако судя по сохранившимся фотографиям линкоров периода 1914 - 1916 гг, на концевых башнях главного калибра не было зенитного вооружения.

Так же линкоры были вооружены четырьмя подводными траверзными 450-мм торпедными аппаратами. Торпедные аппараты предназначались для самообороны линкора при выходе из строя артиллерии.

Бронирование

Главный броне пояс имел высоту 5,06 м, во время проектирования предполагалось, что над водой он должен был возвышаться на 3,06 м, но из-за перегрузки корабля броневой пояс уходил под воду на лишний метр, что стало причиной снижения его эффективности. В районе цитадели на участке между концевыми башнями его толщина составляла 225-мм. На этом участке броне пояс заканчивался траверзами. Носовой траверз имел толщину 50-мм, а кормовой - 125-мм. От траверзов в оконечностях, доходивших до самого носа и почти до кормы, толщина уменьшалась до 125-мм.

Выше проходил верхний броне пояс высотой 2,26 м и простирался от траверза башни главного калибра №4 до носа корабля. На участке между носовыми и кормовыми траверзами его толщина составляла 125-мм. В носовой оконечности толщина пояса уменьшалась до 75-мм, в районе кормовой оконечности верхний пояс отсутствовал.

Кроме этого вертикальная защита линкоров включала в себя продольные броневые переборки, проходившие по всей длине цитадели на расстоянии 3,4 м от борта и предназначавшиеся для защиты внутренних помещений от осколков снаряд пробивших главный или верхний броне пояс. Между нижней и средней палубами переборки имели толщину 50-мм, а между средней и верхней палубами - 37,5-мм.

Горизонтальное бронирование линкоров состояло из трех броне палуб. Верхняя броне палуба в районе цитадели и носовой оконечности имела толщину 37,5-мм, а в кормовой оконечности - 6-мм. Ниже шла средняя броне палуба, которая в районе цитадели и носовой оконечности имела толщину 25-мм, а в пространстве между бортами и продольными переборками ее толщина составляла 19-мм. В кормовой оконечности толщина средней палубы составляла 37,5-мм, за исключением участка над румпельным отделением, где толщина уменьшалась до 19-мм. Последней шла нижняя броне палуба, которая в районе цитадели имела толщину 12-мм, а в межбортовом пространстве переходила в 50-мм скосы. В кормовой оконечности нижняя палуба была горизонтальной по всей ширине корпуса с толщиной 25-мм.

Толщина лобовых и боковых плит башен главного калибра составляла 203-мм, а задней стенки выполнявшей роль противовеса - 305-мм. Крыша башни имела бронирование толщиной 76-мм. Барбеты башен имели разное бронирование, так часть над верхней палубой имела толщину 150-мм, а нижняя часть, доходившая до средней палубы, имела толщину 75-мм. Исключение составляли концевые башни, у которых барбеты служили частью броневых траверзов. Нижняя часть барбетов башен главного калибра №1 и №4 имели толщину 125-мм, вместо 75-мм.

Бронирование стен основной и вспомогательной боевой рубки составляло 254-мм, крыши - 100-мм. Так же 70-мм кожухами защищались приводы управления. Дымовые трубы в основании защищались 75-мм бронированием, а в остальной части - 22-мм бронированием. Румпельное бронирование заключалось в броневой кожух толщиной от 30 до 125-мм.

Специальной противоминной защиты линкоры не имели, ее роль частично восполнялось двойным дном и бортом, доходивших до кромки главного броне пояса и продольными 9-мм переборками из стали повышенного сопротивления.

Модернизации

Как мы уже писали выше, точной информации о наличии зенитного вооружения линкоров нет. Согласно одним источникам на момент входа линкоров в строй на них уже были размешены зенитные орудия на крышах концевых башен главного калибра. Однако сохранившиеся фотографии периода 1914-1916 гг не подтверждают ее, так как на них зенитное вооружение в указанных местах отсутствует. Согласно журналу “Все линкоры Второй Мировой” известно, что во время кардинальной модернизации на линкорах зенитное вооружение состояло из шести 76,2-мм зенитных орудий Лендера расположенных по три на крышах концевых башен, но данных когда их установили, нет. Самые ранние фотографии, на которых видно зенитное вооружение в указанных местах, датированы мартом 1917 г и исходя из этого, мы сделали вывод, что зенитное вооружение было установлено во время Первой Мировой Войны. Однако точно сказать, какие орудия были установлены нельзя из-за противоречивой информации.

В середине 1920-х г встал вопрос о коренной модернизации линкоров класса «Севастополь» в связи с их устареванием. 10 марта 1927 г состоялось “Особое совещание”, на котором были обоснованы основные причины устаревания линкоров и раскрыты перспективные направления их модернизации. В конце этого года конструкторское бюро Балтийского завода разработало техническую документацию по модернизации линкоров.

В связи с передислокацией линкора «Севастополь» на Черное море, корабль подвергся внеплановой частичной модернизации. Она проходила с октября 1928 г по май 1929 г. В результате работ на линкоре были изменены обводы носовой части корпуса, для повышения мореходных качеств корабля в штормовых условиях. Носовая дымовая труба получила незначительный отгиб в корму, что бы уменьшить задымление носовой надстройки. Каждая башня главного калибра была оборудована автономным дальномерным постом. В ходе эксплуатации корабля в суровых условиях перехода с Балтийского на Черное море, выявила непригодность реализованного проекта по повышению мореходных качеств.

В 1930 г на линкоре «Севастополь» установили пневматическую катапульту для запуска самолетов на башне главного калибра №3.

С ноября 1933 г по январь 1938 г линкор проходил коренную модернизацию на Севастопольском морском заводе. В ходе работ старые котлы были заменены двенадцатью новыми паровыми котлами с нефтяным отоплением, предназначавшихся для линейных крейсеров класса «Измаил» . Теперь котлы по два размещались в шести котельных отделениях. Турбины крейсерского хода из среднего машинного отделения были демонтированы. Мощность энергетической установки возросла до 57 500 л.с. Запас топлива составлял 2 115 т нефти, дальность плавания составляла 2 500 миль при скорости хода 14,2 уз.

Средняя палуба получила усиление в районе цитадели, толщину увеличили до 75-мм. Угол возвышения орудий главного калибра увеличили до 40 градусов, что увеличило максимальную дальность стрельбы 29 800 м. Толщину брони крыш башен довели до 152-мм. Так же была увеличена скорострельность орудий главного калибра, примерно на 25%.

Линкор получил новые дальномеры. Старые 76,2-мм зенитные орудия Лендера демонтировали, заменив новыми 76-мм орудиями 34-К расположенными по три на площадках над боевыми рубками. Зенитное вооружение усилили установкой шести 45-мм полуавтоматов 21-К размещенных по три на крышах концевых башен главного калибра. Так же установили двенадцать 12,7-мм пулеметов ДШК расположенных по шесть на площадках мачт. Торпедное вооружение демонтировали. Катапульту, установленную в 1930 г, сняли, в дальнейшем ее установили на крейсер «Красный Кавказ» .

Для сохранения остойчивости корабля, было принято решение в ходе второго этапа модернизации оснастить корпус бортовыми булями, которые так же должны были улучшить противоторпедную защиту.

С ноября 1939 г по февраль 1941 г линкор проходил второй этап модернизации. Во время модернизации установили бортовые були, что увеличило ширину линкора до 32,5 м. Стенки буля составляли 50-мм и поднимались до уровня верхней палубы, повышая суммарную толщину брони до 275 - 175-мм. Глубина противоторпедной защиты увеличилась до 6,1 м. По расчетам противоторпедная защита должна была противостоять взрыву торпеды с боевой частью 170 кг ТНТ. В результате модернизации стандартное водоизмещение возросло до 27 060 т, а полное - 30 395 т.

В апреле 1941 г 45-мм полуавтоматы 21-К демонтировали, вместо них установили двенадцать 37-мм автоматов 70-К установленных по три на крышах башен главного калибра.

В период с апреля по июль 1942 г линкор проходил ремонт в Поти, в ходе которого были установлены четыре 37-мм автомата. В августе 1944 г на линкор «Севастополь» установили английскую радиолокационную систему.

Служба

В декабре 1914 г линкор «Севастополь» вступил в строй и входил в состав 1-й бригады линейных кораблей, находился на внутреннем рейде Гельсингфорса. Линкор в составе 1-й бригады должен был не допустить прорыва германских кораблей в Финский залив. Однако германский флот таких попыток не предпринял. Поэтому в октябре 1914 г 1-я бригада получила приказ, готовится к встречному бою. Однако новым линкорам запрещалось действовать дальше Финского залива.

Весной 1915 г. линкоры: «Севастополь» , « » , « » и « » приступили к интенсивной боевой подготовке. Согласно плану боя силы флота делились на шесть маневренных групп. Линкоры «Севастополь» и « » входили во 2-ю маневренную группу усиленную крейсером «Россия» . Линкоры должны были вести огонь орудиями главного калибра по главным силам неприятеля, а противоминным калибром - по тральщикам.

В августе 1915 г германские силы предприняли две попытки прорваться в Рижский залив, хотя вторая попытка была успешной, немцам все равно пришлось покинуть залив. В результате бои показали слабость русских сил в Рижском заливе, командование разрешило использовать линкоры класса «Севастополь» в Балтийском море.

В апреле линкор выходил в открытое море для прикрытия эсминцев восстанавливающих минное заграждение Ирбенского пролива. По возвращении на базу, во время сильного шторма, линкор трижды ударился о грунт, получив значительные повреждения. В результате корабль встал в сухой док, на полтора месяца, в Кронштадт.

17 октября во время погрузки боезапаса металлический футляр с 305-мм полу-зарядом упал на палубу погреба и воспламенился. Пожар быстро ликвидировали, но из-за инцидента погиб один человек и четыре получило ранения.

Весь 1916-1917 г корабли бездействовали и стояли на рейде Гельсингфорса. В конце февраля 1917 г на линкорах класса «Севастополь» были подняты красные флаги. Во время захвата Германией Моонзундских островов линкоры 1-й бригады находились в состоянии боевой готовности, но в море не выходили. Война для их экипажей уже закончилась.

По условиям Брестского мира Советское правительство обязалось вывести свои корабли из портов Финляндии. Первый отряд в составе 1-й бригады вышел 12 марта 1918 г. В составе бригады находились линкоры: «Севастополь», « », « », « », крейсеры: «Рюрик», «Адмирал Макаров» и «Богатырь» . Под проводкой ледоколов «Ермак» и «Волынец» . В Кронштадт бригада прибыла 17 марта. Впоследствии весь 1918 год линкор бездействовал.

Осенью 1919 г линкор был включен в состав Действующего отряда Морских Сил Балтийского моря. При отражении наступления белых на Петроград, линкор «Севастополь» находился на огневой позиции в районе Гутуевского острова, а 20 октября 1919 г обстреливал орудиями главного калибра части белогвардейцев на линии Красное Село - Детское Село - Павловск. При поддержке корабельной артиллерии красные войска начали 21 октября успешное наступление.

В дальнейшем линкор находился в Кронштадте, не привлекая к себе внимания до конца февраля 1921 г. 28 февраля на линкоре начался Кронштадтский мятеж. В ходе подавления мятежа с 7 по 17 марта, линкоры «Севастополь» и « » обстреливались орудиями фортов «Краснофлотский» и «Передовой», а так же полевой артиллерией. Отвечая на огонь, «Севастополь» израсходовал 375 305-мм снарядов и 875 120-мм снарядов. После штурма города, 17 марта экипажи линкоров капитулировали, а к полудню следующего дня мятеж был подавлен.31 марта 1921 г линкор «Севастополь» был переименован в «Парижская Коммуна» .

После подавления мятежа линкор получил ряд повреждений, которые были начаты устраняться силами команды весной 1921 г, а уже в 1922 г был включен в состав Учебного отряда Морских сил Балтийского моря. В 1923 г уже участвовал в маневрах. 17 сентября 1924 г после ремонта судовыми средствами встал в строй. 5 ноября корабль был переведен в Ленинград для ремонта и по его окончанию 4 апреля 1925 г вернулся в Кронштадт и был зачислен в состав полубригады линейных кораблей.

С 20 по 27 июня 1925 г линкоры « » (линкор « » ) и «Парижская Коммуна» совместно с шестью эсминцами совершили Большой поход до Кильской бухты. А 20 сентября принимали участие в маневрах Морских сил Балтийского моря в Финском заливе и у Моонзундских островов.

Во второй половине 1920-х г в летний период линкор занимался интенсивной боевой подготовкой, а в зимнее время на корабле проводились ремонтные работы, совмещенные с ограниченной модернизацией. С октября 1928 г по май 1929 г линкор проходил частичную модернизацию перед передислокацией на Черное море.

22 ноября 1929 г линкор «Парижская Коммуна» вместе с крейсером «Профинтерн» покинул Кронштадт. Во время перехода отряд попал в сильный шторм, из-за которого корабли получили повреждения. Установленная на линкор наделка была почти полностью разрушена, были выведены из строя башни главного калибра №1 и №2, почти вся противоминная артиллерия и один из котлов. Были затоплены часть помещений и погреба 76-мм артиллерии. Из-за полученных повреждений отряд был вынужден 10 декабря вернуться в Брест. Часть повреждений были критическими, без устранения которых отряд не мог выйти в море. За ремонтные работы Французскому правительству было уплачено 5 800 долларов.

После устранения неисправностей, отряд вышел в моря 26 ноября 1929 г и направился в Средиземное море. 1 января 1930 г отряд встал на якорь у острова Сардиния, затем корабли посетили Неаполь и 18 января прибыли в Севастополь, после чего встали в сухой док для ремонта.

Как мы уже писали выше, в этом же году корабль оснастили пневматической катапультой Heinkel, для приема на борт двух гидросамолетов-разведчиков «КР-1».

В ноябре 1933 г линкор «Парижская коммуна» встал на кардинальную модернизацию в сухой док Севастопольского морского завода. Работы продлились до января 1938 г. Во время летних компаний 1938-1939-х г линкор проводил активную боевую подготовку, а 3 ноября 1939 г корабль снова встал в сухой док для проведения второй фазы работ по модернизации.

3 июля 1941 г линкор вышел из сухого дока, однако проток по его приемке был подписан только 3 февраля 1941 г. В результате работ по установке булей на корабль, скорость хода уменьшилась в среднем на 0,48 уз. Совершенствование боевых и технических средств линкора сопровождалось ростом его экипажа, численность которого в 1941 г составила 1 730 человек.

Несмотря на проведенную модернизацию линкоры класса «Севастополь» по-прежнему оставались морально устаревшими кораблями, пригодными для ведения морского боя с финскими и шведскими броненосцами береговой обороны или германскими линкорами класса «Deutschland» на Балтике, а на Черном море - с турецким линейным крейсером «Yavuz» .

Начало Второй Мировой Войны линкор «Парижская коммуна» встретил в Севастополе, где 14 июля 1941 г провел свою первую боевую стрельбу по самолету Ju-88, израсходовав 12 76-мм снарядов. С июля по сентябрь линкор еще четыре раза открывал огонь по самолетам противника, израсходовав при этом 40 76-мм снарядов. В октябре 1941 г. стоявший линкор в главной базе Черноморского флота, был накрыт маскировочной сетью изготовленной экипажем корабля. После чего, линкор с высоты стал походить на выступ береговой черты.

В ночь с 30 на 31 октября линкор вместе с крейсером «Молотов» , лидером «Ташкент» и эсминцем «Сообразительный» покинули главную базу и отправились в Поти. Спустя 12 часов после ухода соединения авиация противника нанесла массированный авианалет на Севастополь. После пополнения боезапасов и приняв на борт 400 бойцов, 9 ноября линкор направился в Новороссийск. Где 11 ноября отразил налет авиации противника, сбив при этом один бомбардировщик He-111. Во время воздушного боя израсходовал 189 76-мм и 320 37-мм снарядов. В ночь на 13 ноября, из-за высокой активности авиации противника над Новороссийском покинул его. Днем этого же дня авиация противника нанесла массированный удар по району портов, где стоял линкор.

28 ноября 1941 г линкор «Парижская коммуна» совместно с эсминцем «Смышлёный» прибыл в район мыса Фиолент и обстрелял из орудий главного калибра скопления сил противника в селении Байдары, Павловка и Тыловое. Кроме этого нанес артиллерийский удар орудиями противоминного калибра по целям приморского фланга фронта. Во время перехода из-за сильной вибрации треснул лист наружной обшивки, что привело к затоплению двух дифферентных отсеков. 29 ноября линкор отдал якорь на внутреннем рейде Поти.

27 декабря 1941 г линкор в сопровождении лидера «Ташкент» и эсминца «Смышленый» вышел из Поти для оказания артиллерийской поддержки защитникам Севастополя. 29 декабря прибыл в Южную бухту и в течении 14 часов вел огонь по позициям противника в Бельбекской долине. За время обстрела подавил артиллерийскую батарею противника, открывшую огонь по кораблю. Линкор повреждений не получил и приняв на борт более тысячи раненых ушел в Новороссийск вместе с крейсером «Молотов» . Куда корабли прибыли 30 декабря. Находясь на рейде в Новороссийске, 4 и 5 января 1942 г трижды открывал огонь по авиации противника.

5 января 1942 г линкор совместно с эсминцем «Бойкий» прибыли в район Керченского полуострова для оказания артиллерийской поддержки. 6 января линкор нанес артиллерийский удар по скоплениям техники и живой силы противника в районе Старого Крыма. За 27 минут линкор выпустил 165 305-мм снарядов. Вернувшись в Новороссийск, 6 и 7 января отразил две атаки германской авиации, после чего ушел в Поти.

В периоды с 10 по 13 января и с 15 по 17 января открывал огонь по позициям противника в районе Старого Крыма. А в период, с 17 января по 25 февраля находясь в Поти и в Новороссийске, семь раз открывал огонь по авиации противника, сбив при этом один бомбардировщик Ju-88.

26 февраля линкор «Парижская коммуна» в охранении эсминцев «Бойкий» и «Бдительный» , оказывал артиллерийскую поддержку войскам Крымского фронта. Снова орудия главного калибра линкора обрушили всю свою мощь по району Старого Крыма и причалам Феодосийского порта, выпустив по 50 305-мм снарядов. 28 февраля отряд кораблей отправился в Новороссийск. Находясь в порту 18 марта, линкор отразил групповую атаку авиации, сбив один и повредив другой немецкий самолет.

20 марта 1942 г линкор «Парижская коммуна» в сопровождении лидера «Ташкент» , эсминцев: «Бойкий» , «Безупречный» и «Бдительный» прибыла к берегам Крыма для нанесения артиллерийского удара по немецким позициям в районе Владиславовка - Ново-Михайловка. Несмотря на сильное обледенение, линкор выпустил около 300 305-мм снарядов по позициям противника и 23 марта вернулся в Поти.

После возвращения в Поти, линкор нуждался в срочном ремонте. На шести орудиях главного калибра треснули стволы у дульных срезов, ресурс лейнеров оказался полностью израсходован. На их замену по нормам мирного времени отводилось шесть-восемь месяцев, а в 1942 г на эту операцию дали 30 суток, а закончили ее за 16 суток. После замены стволов, линкор встал на ремонт, его деятельность сводилась к отражению воздушных атак. Так за период с 30 апреля 1942 г по 29 марта 1943 г было отражено десять атак авиации противника, при этом был сбит один самолет Ju-88.

После окончания ремонта с линкора перевели 540 человек в морскую пехоту. 31 мая 1943 линкору «Парижская коммуна» возвратили прежнее имя «Севастополь» . 9 августа, накануне решающих боев за Новороссийск с корабля сняли 120-мм орудия, которые образовали 120-мм батарею, выпустившую во время штурма города 1700 снарядов. После чего орудия были возвращены на линкор. В августе 1944 г на корабле установили новую радиолокационную станцию английского образца. 5 ноября 1944 г линкор «Севастополь» вместе с другими кораблями вернулся на Главную базу Черноморского флота. 8 июля 1945 г линкор был награжден орденом Красного Знамени.

Уже летом 1945 г линкор начал проводить интенсивную боевую подготовку. В 1948 г линкор «Севастополь» внесли в списки кораблей, не подлежащих капитальному ремонту. В основном на кораблях проводили регулярные ремонты. В ходе, которых в основном обновлялись радиолокационные станции и зенитное вооружение. 15 мая 1954 г линкор был включен в состав 46-й дивизии учебных кораблей Черноморского флота, а 24 июля переквалифицирован в учебный корабль.

Историки флота сходятся во мнении, что первый линейный корабль (чертежи и проект Д. Бейкера) был построен в Англии в 1514 году. Он представлял собой четырехмачтовый неф (высокобортное деревянное судно), оборудованный двумя деками - крытыми орудийными палубами.

Из каракк и галеонов

Линейная тактика морских сражений стала применяться флотами европейских стран вслед за инициаторами нововведения - Англией и Испанией - в начале XVII века. На смену абордажным дуэлям пришли артиллерийские. Согласно этой стратегии, максимальный урон вражескому флоту наносился судами, выстроенными в линию и ведущими прицельный залповый огонь бортовыми орудиями. Возникла необходимость в кораблях, максимально адаптированных к таким сражениям. Первое время для этих целей перестраивали большие парусные корабли - каракки. Оборудовали палубы для установки пушек и прорезали отверстия в бортах - орудийные порты.

Первые линкоры

Создание судов, способных нести мощное, функциональное артиллерийское вооружение, требовало пересмотра и изменения многих устоявшихся технологий судостроения, создания новых методов расчета. Так, например, флагманский парусный линейный корабль "Мэри Роуз", переоборудованный из каракки, затонул в 1545 году в морском сражении при Соленте не под огнем вражеских орудий, а из-за захлестывания волнами неверно рассчитанных орудийных портов.

Новый метод определения уровня ватерлинии и расчета водоизмещения, предложенный англичанином Э. Дином, позволял без спуска судна на воду вычислить высоту нижних портов (соответственно, и орудийной палубы) от морской поверхности. Первые настоящие пушечные линейные корабли были трехпалубными. Росло количество установленных орудий крупного калибра. Созданный в 1637 году на верфях Англии "Повелитель морей" имел на вооружении сто пушек и долгое время считался самым большим и дорогим военным кораблем. К середине века линкоры имели от 2 до 4 деков с размещенными на них от 50 до 150 крупнокалиберными орудиями. Дальнейшее совершенствование сводилось к повышению могущества артиллерии и улучшению мореходных качеств судов.

По проекту Петра I

В России первый корабль (линейный) был спущен на воду при Петре I, весной 1700 года. Двухпалубное судно "Божье предзнаменование", ставшее флагманом Азовской флотилии, имело на вооружении 58 орудий, отлитых на заводах промышленника Демидова, калибром 16 и 8 футов. Модель линейного корабля, отнесенного, по европейской классификации, к судам 4 ранга, была разработана лично российским императором. Мало того, Петр принимал непосредственное активное участие в строительстве "Предзнаменования" на верфях Воронежского адмиралтейства.

В связи с угрозой шведского морского вторжения, по утвержденной императором программе развития кораблестроения состав Балтийского флота в ближайшее десятилетие должны усилить линейные корабли типа азовского флагмана. Полномасштабное строительство судов было налажено в Новой Ладоге, и к середине 1712 года на воду было спущено несколько пятидесятипушечных линкоров - "Рига", "Выборг", "Пернов" и гордость императорского флота - "Полтава".

На смену парусам

Начало XIX века ознаменовалось рядом изобретений, положивших конец славной истории боевого парусного флота. Среди них осколочно-фугасный снаряд (изобретатель - французский артиллерийский офицер Анри-Жозеф Пексан, 1819 г.) и корабельный паровой двигатель, впервые приспособленный для вращения судового ходового винта американским инженером Р. Фултоном в 1807 году. Деревянным бортам трудно было противостоять новому типу снарядов. Для повышения пробивной устойчивости дерево стали покрывать металлическими листами. С 1855 года, после освоения серийного производства мощной судовой паровой машины, парусники стали быстро сдавать позиции. Некоторые из них были переоборудованы - снабжены силовой установкой и облицованы броневой обшивкой. В качестве площадок для установки орудий крупного калибра стали использоваться вращающиеся станки, что позволило сделать сектор обстрела круговым. Установки стали защищать барбетами - броневыми колпаками, в дальнейшем трансформировавшимися в артиллерийские башни.

Символ абсолютной мощи

К окончанию века мощность паровых машин существенно возросла, что позволило строить гораздо большие суда. Обычный корабль линейный того времени имел водоизмещение от 9 до 16 тыс. тонн. Крейсерская скорость достигала 18 узлов. Корпус судна, поделенный переборками на герметичные отсеки, защищала броня толщиной не менее 200 мм (в районе ватерлинии). Артвооружение состояло из двух башен с четырьмя 305-мм орудиями.

Развитие скорострельности и дальнобойности морской артиллерии, усовершенствование техники наведения орудий и централизованного управления огнем за счет электроприводов и радиосвязи заставили военных специалистов ведущих морских держав задуматься о создании линкоров нового типа. Первый такой корабль в рекордно короткие сроки построила Англия в 1906 году. Его название - HMC Dreadnought - стало нарицательным для всех судов подобного класса.

Российские дредноуты

Военно-морские чиновники сделали неверные выводы по итогам русско-японской войны, и заложенный в конце 1905 года линейный корабль "Апостол Андрей Первозванный", без учета тенденций развития мирового судостроения, морально устарел еще до спуска на воду.

К сожалению, и конструкцию последующих русских дредноутов нельзя назвать совершенной. Если по могуществу и качеству артиллерии, площади бронированной поверхности отечественные корабли не уступали английским и германским судам, то толщина бронирования была явно недостаточной. Создаваемый для Балтийского флота корабль (линейный) "Севастополь" получился быстроходным, хорошо вооруженным (12 орудий 305-го калибра), но слишком уязвимым для вражеских снарядов. Четыре судна такого класса были спущены на воду в 1911 году, но вошли в состав Военно-морских сил только во время Первой мировой войны (1914 г.).

Черноморские линкоры "Императрица Мария" и "Екатерина Великая" имели еще более мощное вооружение и усовершенствованную систему крепления броневых плит. Самым совершенным линейным кораблем мог стать "Император Николай I", получивший 262-мм монолитную броню, но Октябрьский переворот не позволил завершить строительство, и в 1928 году судно, переименованное в "Демократию", было разобрано на металл.

Конец эпохи линкоров

По Вашингтонскому соглашению 1922 года, максимальное водоизмещение линейных кораблей не должно превышать 35 560 тонн, а калибр орудий - 406 мм. Эти условия выполнялись морскими державами до 1936 года, после чего борьба за военное морское превосходство возобновилась.

Грянувший пожар Второй мировой войны послужил началом заката линейных кораблей. Лучшие линкоры - немецкие "Бисмарк" и "Тирпиц", американский "Принц Уэльский", японские "Мусаси" и "Ямато", - несмотря на мощное зенитное вооружение, были потоплены вражеской авиацией, сила которой возрастала с каждым годом. К середине XX века почти во всех странах строительство линейных кораблей прекратилось, а оставшиеся были выведены в резерв. Единственной державой, оставившей линкоры в строю до конца столетия, были Соединенные Штаты.

Несколько фактов

Легендарному линкору "Бисмарк" понадобилось всего пять залпов, чтобы уничтожить гордость британского флота - линейный крейсер HMS Hood. Чтобы пустить ко дну немецкий корабль, англичанами была задействована эскадра из 47 судов и 6 субмарин. Для достижения результата было выпущено 8 торпед и 2876 артиллерийских снарядов.

Самое большое судно Второй мировой - корабль линейный "Ямато" (Япония) - имел водоизмещение 70 тыс. тонн, бронепояс в 400 мм (лобовая броня орудийных башен - 650 мм, боевой рубки - полметра) и главный калибр в 460 мм.

В рамках "Проекта 23" в 40-х годах прошлого столетия в СССР были построены три суперлинкора класса "Советский Союз", по техническим характеристикам незначительно уступавшие японскому "гиганту".

Самые известные американские линкоры класса "Айова" последний раз модернизировались в 1980 году, получив на вооружение по 32 баллистические ракеты "Томагавк" и современное электронное оборудование. Последний корабль был выведен в резерв в 2012 году. Сегодня на всех четырех судах функционируют военно-морские музеи США.

Линейный корабль - это парусное военное судно из дерева с водоизмещением до 6 тыс. тонн. Они имели до 135 орудий на бортах, расположенных в несколько рядов, и до 800 человек экипажа. Эти корабли использовались в боях на море с применением так называемой линейной тактики боя в 17-19-м веках.

Появление линейных кораблей

Название «корабль линейный» известно со времен парусного флота. Во время многопалубники выстраивались в одну линию для того, чтобы дать залп всех орудий по противнику. Именно одновременный огонь со всех бортовых пушек наносил врагу существенный урон. Вскоре такая тактика боя стала называться линейной. Постройка в линию кораблей во время морских боев впервые стала использоваться английскими и испанскими флотами в начале 17-го века.

Прародителями линейных кораблей являются галеоны с тяжелым вооружением, карраки. Первое упоминание о них появилось в Европе в начале 17-го века. Эти модели линейных кораблей были намного легче и короче галеонов. Такие качества позволяли им быстрее маневрировать, то есть выстраиваться в линию бортом к противнику. Построиться нужно было таким способом, чтобы нос следующего корабля обязательно был направлен в корму предыдущего. Почему не боялись выставлять борта кораблей под вражеские атаки? Потому что многослойные деревянные бока были надежной защитой корабля от ядер противника.

Процесс становления линейных кораблей

В скором времени появился многопалубный линейный корабль парусный, который более чем на 250 лет стал основным средством ведения войны на море. Прогресс не стоял на месте, благодаря новейшим методикам расчета корпусов стало возможным прорезать пушечные порты в несколько ярусов еще в самом начале сооружения. Таким образом, можно было рассчитать силу корабля еще до того, как он будет спущен на воду. В середине 17-го века возникло четкое разграничение по классам:

  1. Старые двухпалубные. Это корабли, у которых палубы располагаются одна над другой. Они заставлены 50 пушками, стреляющими по противнику через окна в бортах корабля. Данные плавучие средства не обладали достаточной силой для ведения линейного боя и в основном применялись в качестве эскорта конвоев.
  2. Двухпалубные линейные корабли с количеством пушек от 64 до 90 представляли основную часть флота.
  3. Трех- или четырехпалубные корабли, имеющие 98-144 боевых орудия, исполняли роль флагманов. Флот, содержащий 10-25 таких кораблей, мог контролировать торговые линии и в случае военных действие перекрывать их для противника.

Отличия линейных кораблей от других

Парусное оснащение у фрегатов и линейных кораблей одинаковое - трехмачтовое. На каждом обязательно присутствовали прямые паруса. Но все же фрегат и корабль линейный имеют некоторые отличия. Первый обладает только одной закрытой батареей, а линейные корабли несколькими. Кроме того, у последних количество пушек гораздо больше, также это касается и высоты бортов. Но фрегаты более маневренные и могут действовать даже на мелководье.

От галеона корабль линейный отличается прямыми парусами. Кроме этого, у последнего нет прямоугольной башни на корме и гальюна на носу. Линейный корабль превосходит галеон и в скорости, и в маневренности, также в артиллерийском бою. Последний более приспособлен для абордажного боя. Помимо всего прочего, они очень часто использовались для перевозки войск и грузов.

Появление линейных кораблей в России

До правления Петра I в России таких конструкций не было. Первый российский корабль линейный именовался как «Гото Предестинация». К двадцатым годам 18-го века в состав Российского Императорского флота входило уже 36 таких судов. В начале это были полные копии западных моделей, но к концу правления Петра I, линейные российские корабли стали иметь свои отличительные черты. Они были намного короче, имели меньшую усадку, которая негативно влияла на мореходность. Данные корабли очень хорошо подходили к условиям Азовского, а затем и Балтийского морей. Непосредственное участие в проектировке и постройке принимал сам император. Свое название - Российский Императорский флот носил военно-морской флот России с 22 октября 1721 года по 16 апреля 1917 года. Морскими офицерами могли служить только выходцы из дворян, а матросами на кораблях - рекруты из простого народа. Срок службы на флоте для них был пожизненным.

Линейный корабль «Двенадцать апостолов»

«12 апостолов» был заложен в 1838 году и спущен на воду в 1841 году в городе Николаеве. Это корабль со 120 пушками на борту. Всего в Российском флоте существовало 3 судна такого типа. Данные корабли отличались не только своим изяществом и красотой форм, они не имели равных в бою среди парусников. Линейный корабль «12 апостолов» был первым в составе Российского Императорского флота, который имел на вооружении новые бомбические пушки.

Судьба корабля сложилась таким образом, что ему не удалось участвовать ни в одном бою Черноморского флота. Его корпус остался цел и не получил ни одной пробоины. Но этот корабль стал образцовым учебным центром, он обеспечивал оборону российских фортов и крепостей на западе Кавказа. Кроме того, корабль занимался перевозкой сухопутного десанта и уходил в длительные плавания на 3-4 месяца. Впоследствии судно было затоплено.

Причины, по которым линейные корабли утратили свою значимость

Положение деревянных линейных кораблей как основной силы на море пошатнулось из-за развития артиллерии. Тяжелые бомбические орудия с легкостью пробивали деревянный борт бомбами, начиненными порохом, тем самым нанося кораблю серьезные повреждения и вызывая пожары. Если раньше артиллерия не представляла большой угрозы корпусам судов, то бомбические орудия могли пускать на дно линейные корабли России всего лишь несколькими десятками попаданий. С этого времени возник вопрос о защите конструкций броней из металла.

В 1848 году изобрели винтовой движитель и относительно мощные паровые машины, поэтому деревянные парусники медленно стали уходить со сцены. Некоторые корабли были переоборудованы и снабжены паровыми агрегатами. Также было выпущено несколько крупных судов с парусами, их по привычке называли линейными.

Линейные Императорского флота

В 1907 году появился новый класс судов, в России они назывались линейными, или сокращенно - линкорами. Это бронированные артиллерийские военные корабли. Их водоизмещение составляло от 20 до 65 тыс. тонн. Если сравнить линейные корабли 18 века и линкоры, последние имеют длину от 150 до 250 м. На вооружении у них орудие калибра от 280 до 460 мм. Экипаж линкора - от 1500 до 2800 человек. Применялся корабль для уничтожения противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Свое название кораблям было дано не столько в память о линейных суднах, сколько по причине того, что им нужно было возродить тактику линейного боя.

Линкор

Линко́р (сокр. от «лине́йный кора́бль») - класс бронированных артиллерийских военных кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м, вооружённых орудиями главного калибра от 280 до 460 мм, с экипажем 1500-2800 человек. Линкоры применялись в XX веке для уничтожения кораблей противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Являлся эволюционным развитием броненосцев второй половины XIX в.

Происхождение названия

Линкор - сокращение от «линейный корабль». Так в России в 1907 году назвали новый тип судов в память о старинных деревянных парусных линейных кораблях . Первоначально предполагалось, что новые корабли возродят линейную тактику , однако от неё вскоре отказались.

Английский аналог этого термина - battleship (дословно: боевой корабль) - тоже произошёл от парусных линейных кораблей. В 1794 году термин «line-of-battle ship» (корабль боевой линии) сокращённо записали как «battle ship». В дальнейшем он употреблялся по отношению к любому боевому кораблю. С конца 1880-х годов неофициально его чаще всего стали применять к эскадренным броненосцам . В 1892 году переклассификация британского флота назвала словом «battleship» класс сверхтяжёлых кораблей, куда попало несколько особо тяжёлых эскадренных броненосцев.

Но реальную революцию в кораблестроении, ознаменовавшую действительно новый класс кораблей, произвела постройка «Дредноута », законченная в 1906 году.

Дредноуты. «Только большие пушки»

Авторство нового скачка в развитии больших артиллерийских кораблей приписывают английскому адмиралу Фишеру . Ещё в 1899 г., командуя средиземноморской эскадрой, он отметил, что стрельбу главным калибром можно вести на гораздо большее расстояние, если ориентироваться по всплескам от падения снарядов. Однако при этом требовалось унифицировать всю артиллерию, чтобы избежать путаницы в определении всплесков снарядов главного калибра и среднекалиберной артиллерии. Так родилась концепция all-big-guns (только большие пушки), легшая в основу кораблей нового типа. Дальность эффективной стрельбы возрастала с 10-15 до 90-120 кабельтовых .

Другими новшествами, легшими в основу нового типа кораблей, стали централизованное управление огнём с единого общекорабельного поста и распространение электроприводов, ускоривших наведение тяжелых орудий. Серьёзно изменились и сами пушки, в связи с переходом на бездымный порох и новые высокопрочные стали. Теперь пристрелку мог осуществлять только головной корабль, а идущие за ним в кильватере ориентировались по всплескам его снарядов. Таким образом, построение в кильватерные колонны вновь позволило в России в 1907 году возвратить термин линейный корабль . В США, Англии и Франции термин «линейный корабль» не возрождали, а новые корабли продолжали называть «battleship» или «cuirassé». В России «линейный корабль» остался официальным термином, а на практике утвердилось сокращение линкор .

Линейный крейсер «Худ».

Военно-морская общественность приняла новый класс capital ships неоднозначно, особые нарекания вызывала слабая и неполная броневая защита. Тем не менее, британский флот продолжил развитие этого типа, построив сначала 3 крейсера типа «Индифатигебл» (англ. Indefatigable ) - усовершенствованной версии «Инвинсибла», а затем перешёл к постройке линейных крейсеров артиллерией калибра 343 мм. Ими стали 3 крейсера типа «Лайон» (англ. Lion ), а также построенный в единственном экземпляре «Тайгер» (англ. Tiger ) . Эти корабли уже превзошли современные им линкоры по размерам, были весьма быстроходны, но их бронирование, хотя и усилилось в сравнении с «Инвинсиблом», все равно не отвечало требованиям боя с аналогично вооружённым противником .

Уже в ходе Первой мировой войны, англичане продолжили строительство линейных крейсеров в соответствии с концепцией вернувшегося к руководству Фишера - максимально возможная скорость в сочетании с максимально сильным вооружением, но при слабом бронировании. В результате Королевский флот получил 2 линейных крейсера типа «Ринаун», а также 2 лёгких линейных крейсера типа «Корейджес» и 1 типа «Фьюриэс», причем последний начали перестраивать в полуавианосец ещё до ввода в строй. Последним линейным крейсером Великобритании, введённым в строй стал «Худ», причём его проект был значительно изменён после неудачного для британских линейных крейсеров Ютландского боя. Бронирование корабля резко усилили, и он фактически стал линкором-крейсером.

Линейный крейсер «Гебен».

Заметно иной подход к проектированию линейных крейсеров продемонстрировали немецкие судостроители. В определённой степени жертвуя мореходностью, дальностью плавания и даже огневой мощью, они уделяли очень большое внимание броневой защите своих линейных крейсеров и обеспечению их непотопляемости. Уже первый немецкий линейный крейсер «Фон-дер-Танн» (нем. Von der Tann ), уступая «Инвинсиблу» в весе бортового залпа, заметно превосходил британские аналоги в защищённости .

В дальнейшем, развивая удачный проект, немцы ввели в состав своего флота линейные крейсера типа «Мольтке» (нем. Moltke ) (2 единицы) и их усовершенствованный вариант - «Зейдлиц» (нем. Seydlitz ). Затем немецкий флот пополнили линейные крейсера с артиллерией калибра 305-мм, против 280-мм на ранних кораблях. Ими стали «Дерфлингер» (нем. Derfflinger ), «Лютцов» (нем. Lützow ) и «Гинденбург» (нем. Hindenburg ) - по мнению экспертов, самые удачные линейные крейсера времён Первой мировой войны.

Линейный крейсер «Конго».

Уже в ходе войны, немцы заложили 4 линейных крейсера типа «Макензен» (нем. Mackensen ) и 3 типа «Эрзац-Йорк» (нем. Ersatz Yorck ). Первые несли артиллерию калибра 350-мм, на вторых планировали установить 380-мм орудия . Оба типа отличались мощной броневой защитой при умеренной скорости хода, но до конца войны ни один из строившихся кораблей в строй не вошёл.

Линейные крейсера пожелали также иметь Япония и Россия. Японский флот получил в 1913-1915 годах 4 единицы типа «Конго» (яп. 金剛 ) - мощно вооружённых, быстроходных, но слабо защищённых . Российский императорский флот строил 4 единицы типа «Измаил» , отличавшихся очень мощным вооружением, достойной скоростью и неплохой защитой, превосходя во всех отношениях линкоры типа «Гангут» . Первые 3 корабля спустили на воду в 1915 году, но в дальнейшем, в связи с трудностями военных лет, их постройка резко замедлилась и, в конечном счёте была прекращена .

Первая мировая война

Во время первой мировой войны немецкий «Хохзеефлотте» - Флот открытого моря и английский «Гранд флит » провели большую часть времени на своих базах, так как стратегическое значение кораблей казалось слишком большим, чтобы рисковать ими в бою. Единственное в этой войне боевое столкновение флотов линкоров (Ютландское сражение) состоялось 31 мая 1916 года . Немецкий флот намеревался выманить из баз и разбить по частям английский флот, но англичане, разгадав замысел, вывели в море весь свой флот. Столкнувшись с превосходящими силами, немцы были вынуждены отступить, несколько раз избегнув попадания в ловушку и потеряв несколько своих кораблей (11 против 14 английских). Однако после этого до самого конца войны Флот открытого моря был вынужден оставаться у берегов Германии.

Всего же в ходе войны ни один линкор не пошёл на дно только от артиллерийского огня, лишь три английских линейных крейсера погибли из-за слабости защиты в ходе Ютландского боя. Главный же урон (22 погибших корабля) линкорам нанесли минные заграждения и торпеды подлодок, предвосхищая будущее значение подводного флота.

Российские линкоры в морских сражениях не участвовали - на Балтике они стояли в гаванях, связанные минно-торпедной угрозой, а на Чёрном море у них не было достойных соперников, и их роль свелась к артиллерийским бомбардировкам. Исключение составляет бой линкора «Императрица Екатерина Великая» с линейным крейсером «Гебен», в ходе которого «Гебен», получив повреждения от огня российского линкора, сумел сохранить преимущество в скорости и ушёл в Босфор. Линкор «Императрица Мария » погиб в 1916 году от взрыва боезапаса в гавани Севастополя по неустановленной причине.

Вашингтонское морское соглашение

Первая мировая война не положила конец гонке морских вооружений, ибо на место европейских держав в качестве обладателей наибольших флотов встали практически не участвовавшие в войне Америка и Япония. После постройки новейших сверхдредноутов типа «Исэ» японцы окончательно уверовали в возможности своей кораблестроительной промышленности и стали готовить свой флот к установлению господства в регионе. Отражением этих стремлений стала амбициозная программа «8+8», предусматривавшая постройку 8 новейших линкоров и 8 не менее мощных линейных крейсеров, с 410 мм и 460 мм пушками. Первая пара кораблей типа «Нагато» уже сошла на воду, два линейных крейсера (с 5×2×410 мм) стояли на стапелях, когда обеспокоенные этим американцы приняли ответную программу строительства 10 новых линкоров и 6 линейных крейсеров, не считая более мелких кораблей. Разорённая войной Англия также не желала отставать и запланировала постройку кораблей типа «G-3» и «N-3», хотя уже и не могла поддерживать «двойной стандарт». Однако подобная нагрузка на бюджеты мировых держав была крайне нежелательной в послевоенной обстановке, и все были готовы на уступки ради сохранения имеющегося положения.

Для противодействия всё более возраставшей подводной угрозе на кораблях все больше увеличивались размеры зон противоторпедной защиты. Для защиты от снарядов, приходящих издалека, следовательно, под большим углом, а также от авиабомб, всё больше увеличивали толщину броневых палуб (до 160-200мм), получивших разнесённую конструкцию. Широкое применение электросварки позволяло делать конструкцию не только более прочной, но и давало существенную экономию в весе. Артиллерия противоминного калибра перемещалась из боковых спонсонов в башни, где она имела большие углы обстрела. Постоянно увеличивалась численность зенитной артиллерии, разделившейся на крупнокалиберную и малокалиберную, для отражения атак, соответственно, на больших и малых дистанциях. Крупнокалиберная, а затем и малокалиберная артиллерия получили отдельные посты наведения. Была опробована идея универсального калибра, представлявшего собой скорострельные крупнокалиберные пушки с большими углами наведения, пригодного для отражения атак эсминцев и высотных бомбардировщиков.

Все корабли оснащались бортовыми разведывательными гидросамолётами с катапультами, а во второй половине 30-х англичане начали устанавливать на своих кораблях первые радары .

В распоряжении военных также оставалось немало кораблей конца «сверхдредноутной» эры, которые проходили модернизацию, чтобы соответствовать новым требованиям. Они получали новые машинные установки взамен старых, более мощные и компактные. Однако скорость их при этом не возрастала, а нередко даже падала, ввиду того, что корабли получали большие бортовые наделки в подводной части - були - призванные улучшить стойкость к подводным взрывам. Башни главного калибра получали новые, увеличенные амбразуры, позволявшие увеличить дальность стрельбы, так, дальность стрельбы 15-дюймовых пушек кораблей типа «Куин Элизабет» возросла со 116 до 160 кабельтовых.

В Японии, под влиянием адмирала Ямамото , в борьбе со своим главным предполагавшимся противником - США - делали ставку на генеральное сражение всех морских сил, ввиду невозможности длительного противостояния с Соединенными Штатами. Главная роль при этом отводилась новым линкорам (хотя сам Ямамото был против подобных кораблей), которые должны были прийти на смену непостроенным кораблям программы 8+8. Причем ещё в конце 20-х годов было решено, что в рамках Вашингтонского соглашения не удастся создать достаточно мощные корабли, имеющие превосходство над американскими. Поэтому японцы решили игнорировать ограничения, построив корабли максимально возможной мощи, получившие название «тип Ямато ». Самые большие в мире корабли (64 тыс. т.) оснащались рекордно большими орудиями калибром 460 мм, выпускавшими снаряды весом 1460 кг. Толщина бортового пояса достигала 410 мм, правда, ценность брони снижалась её более низким по сравнению с европейской и американской качеством . Огромные размеры и стоимость кораблей привели к тому, что удалось достроить только два - «Ямато» и «Мусаси».

Ришелье

В Европе в последующие несколько лет были заложены такие корабли как «Бисмарк » (Германия, 2 единицы), «Кинг Джордж V» » (Великобритания, 5 единиц), «Литторио » (Италия, 3 единицы), «Ришелье » (Франция, 2 единицы). Формально они были связаны ограничениями Вашингтонского соглашения, но в реальности все корабли превысили договорной лимит (38-42 тыс. т), особенно немецкие. Французские корабли были фактически увеличенным вариантом малых линкоров типа «Дюнкерк» и представляли интерес тем, что имели всего две башни, обе в носовой части корабля, лишаясь, таким образом, возможности стрелять прямо в корму. Зато башни были 4-орудийными, а мёртвый угол в корме довольно небольшим. Также корабли были интересны сильной противоторпедной защитой (до 7 метров шириной). С этим показателем могли соперничать только «Ямато» (до 5 м, но толстая противоторпедная переборка и большое водоизмещение линкора несколько компенсировали относительно небольшую ширину) и «Литторио» (до 7,57 м, правда, там применялась оригинальная система Пульезе). Бронирование же этих кораблей считалось одним из лучших среди «35-тысячетонников».

USS Массачусеттс

В США при постройке новых кораблей предъявлялось требование максимальной ширины - 32,8 м - с тем, чтобы корабли могли проходить Панамским каналом, которым владели США. Если для первых кораблей типа «Норт Кэролайн » и «Саут Дакота» это ещё не играло большой роли, то для последних кораблей типа «Айова », обладавших увеличенным водоизмещением, пришлось использовать вытянутые, грушевидные в плане, формы корпуса. Также американские корабли отличались мощными орудиями калибра 406 мм со снарядами весом 1225 кг, из-за чего на всех десяти кораблях трех новых серий пришлось пожертвовать бортовой броней (305 мм под углом 17 градусов-на «Норт Кэролайн», 310 мм под углом 19 градусов-на «Саут Дакота» и 307 мм под тем же углом-на «Айова»), а на шести кораблях первых двух серий-еще и скоростью хода (27 узлов). На четырёх кораблях третьей серии («тип Айова », за счёт большего водоизмещения удалось этот недостаток частично исправить: скорость была доведена (официально) до 33 узлов, но толщина пояса даже уменьшилась до 307 мм (хотя официально, в целях пропагандистской кампании было заявленно о 457 мм), правда, толщина внешней обшивки возросла с 32 до 38 мм, но это не играло существенной роли. Несколько усилилось вооружение, орудия главного калибра стали на 5 калибров длиннее (с 45 до 50 кал.).

Действовавший вместе с «Тирпицем» «Шарнхорст » в 1943 г. встретился с английским линкором «Дюк оф Йорк» , тяжелым крейсером «Норфолк» , легким крейсером «Ямайка» и эсминцами и был потоплен. Однотипный «Гнейзенау» при прорыве из Бреста в Норвегию через Ла-Манш (Операция «Цербер») был тяжело поврежден английской авиацией (частичный взрыв боезапаса) и не вышел из ремонта до конца войны.

Последний в военно-морской истории бой непосредственно между линкорами состоялся ночью 25 октября 1944 года в проливе Суригао , когда 6 американских линкоров атаковали и потопили японские «Фусо » и «Ямасиро ». Американские линкоры встали на якоря поперёк пролива и давали бортовые залпы всеми орудиями главного калибра по локаторному пеленгу. Японцы, не имевшие корабельных радаров, могли стрелять только из носовых орудий практически наугад, ориентируясь на вспышки дульного пламени американских пушек.

В изменившихся обстоятельствах, проекты по постройке ещё бо́льших линкоров (американский «Монтана » и японский «Супер Ямато») были отменены. Последним линкором, вступившим в строй, стал британский «Вэнгард » (1946 г.), заложенный ещё до войны, но достроенный лишь после её окончания.

Тупиковость развития линкоров показали немецкие проекты Н42 и Н44, по которым корабль водоизмещением 120-140 тыс. т должен был иметь артиллерию калибром 508 мм и палубную броню 330 мм. Палубу, имевшую много большую площадь, нежели бронепояс, невозможно было защитить против авиабомб без излишнего утяжеления, палубы же имевшихся линкоров пробивались бомбами калибра 500 и 1000 кг.

После Второй мировой войны

После войны большинство линкоров было отправлено на слом к 1960 г. - они были слишком дороги для изнуренных войной экономик и не имели больше прежнего военного значения. На роль главного носителя ядерного оружия вышли авианосцы и, чуть позже, атомные подводные лодки.

Только США ещё несколько раз использовали свои последние линкоры (типа «Нью-Джерси») для артиллерийской поддержки наземных операций, в силу относительной, в сравнении с авиаударами, дешевизны обстрела берега тяжелыми снарядами по площадям, а также чрезвычайной огневой мощью кораблей (после модернизации системы заряжания, за час стрельбы, «Айова » мог выпустить около тысячи тонн снарядов, что и сейчас недоступно ни одному из авианосцев). Хотя надо признать, что обладающие весьма малым (70 кг для 862 килограмовых фугасных и всего 18 кг в 1225 килограммовых бронебойных) количеством ВВ снаряды американских линкоров не лучшим образом подходили для обстрелов берега, а разработать мощный фугасный снаряд они так и не собрались. Перед войной в Корее были снова приняты на вооружение все четыре линкора класса «Айова ». Во Вьетнаме использовался «Нью-Джерси ».

При президенте Рейгане эти корабли были выведены из резерва и вновь введены в строй. Они были призваны стать ядром новых ударных корабельных группировок, для чего были перевооружены и стали способны нести крылатые ракеты «Томагавк » (8 4-х зарядных контейнеров) и противокорабельные типа «Гарпун» (32 ракеты). «Нью-Джерси» участвовал в обстреле Ливана в -1984 годах , а «Миссури » и «Висконсин » вели огонь главным калибром по наземным целям во время первой войны в Персидском заливе г. Обстрел иракских позиций и стационарных объектов главным калибром линкоров при одинаковой эффективности оказался значительно дешевле ракетного. Также хорошо защищённые и просторные линкоры оказались эффективными в роли штабных кораблей. Однако, большие затраты на переоборудование старых линкоров (300-500 млн дол. каждый) и высокие затраты на их содержание привели к тому, что все четыре корабля были повторно сняты с вооружения в девяностых годах XX века . «Нью-Джерси» отправлен в военно-морской музей в Кэмдене, «Миссури» стал кораблем-музеем в Перл-Харбор , «Айова» находится в консервации на стоянке резервного флота в Сьюсан-Бей (шт. Калифорния), а «Висконсин» поддерживается в консервации по классу «В» в морском музее Норфолка. Тем не менее, боевая служба линкоров может быть возобновлена, поскольку при консервации законодатели особо настаивали на сохранении боеготовности как минимум двух из четырёх линкоров.

Хотя сейчас линкоры отсутствуют в боевом составе флотов мира, их идеологическим преемником называют «корабли-арсеналы», носители большого числа крылатых ракет, долженствующие стать своеобразными плавучими ракетными складами, располагающимися возле побережья для нанесения по нему ракетных ударов в случае необходимости. Разговоры о создании подобных кораблей ведутся в американских морских кругах, но к настоящему моменту ни одного такого корабля построено не было.

Линейные корабли в течение многих лет считались самыми мощными боевыми единицами мирового флота. Их называли «морскими монстрами». И это не случайно. Огромные, бесстрашные, с большим количеством вооружения на борту – они осуществляли атакующие маневры и защищали свои морские владения. Популярные дредноуты представляли собой высшую степень развития линкоров. И только морская авиация сумела показать свое превосходство над ними. Против самолетов эти властители океанов были бессильны. На смену им пришли авианосцы. Тем не менее линкоры оставили большой след в истории, участвовали в важных сражениях на протяжении сотен лет. Рассмотрим этапы развития описываемых судов, начиная с первого деревянного парусного образца и заканчивая стальным бронированным дредноутом последнего поколения.

Предпосылки создания парусных линейных кораблей

Захват территорий и увеличение зоны торговли стали основой для финансового развития многих европейских держав. В середине 16 века Испания и Великобритания все чаще сталкивались у берегов Нового Света – борьба за территории вынуждала заниматься усовершенствованием флота, который должен был не только перевозить ценный груз, но и уметь защищать свое имущество. Поворотным моментом для Англии стала победа над Армадой в 1588 году. С развитием торговых отношений и колонизации стало понятно, что море – источник будущего благосостояния и мощи страны, который необходимо защищать.

Некоторые торговые судна были переоборудованы в боевые – на них устанавливались пушки и прочее вооружение. В этот момент никто не придерживался единых стандартов. Такая разношерстность оказывала негативный эффект при столкновениях в открытом море. Бой выигрывался за счет удачных стечений обстоятельств, а не в результате спланированных тактических маневров. Для безоговорочных побед необходимо было совершенствовать морские силы.

Первые линейные корабли

Предшественниками линейных кораблей стали галеоны – большие многопалубные торговые судна с артиллерией на борту. В 1510 году Англия построила первый артиллерийский корабль, названный « ». Несмотря на большое количество пушек, абордаж все еще считался основным видом борьбы. «Мэри Роуз» был оснащен специальными сетями, препятствующими проникновению противника на палубу. Это был период, когда в момент морского сражения корабли располагались бессистемно, в результате чего артиллерия не могла в полной мере проявить свои способности. Пушки с дальних кораблей могли попасть даже в свои собственные судна. Часто основным оружием против аналогичной кучи вражеских морских сил становился брандер – старое судно, которое начинялось взрывоопасными веществами, поджигалось и направлялось в сторону противника.

В конце 16 века во время очередной схватки корабли впервые выстроились в кильватерную колонну – друг за другом. Понадобилось около 100 лет, чтобы мировой флот признал такое расположение боевых судов самым оптимальным. Каждая боевая единица в этот момент могла использовать свою артиллерию по прямому назначению. Однако разнообразие кораблей, в большинстве своем переоборудованных из торговых судов, не давали возможности создать идеальную линию. В ряду всегда находились уязвимые судна, вследствие которых бой мог быть проигран.

HMS «Prince Royal» 1610

В 1610 году в Великобритании был построен первый трехпалубный линейный корабль HMS «Prince Royal», имевший 55 пушек на борту. Спустя несколько десятилетий на вооружении Англии появилась еще одна подобная боевая машина, включающая уже 100 единиц артиллерии. В 1636 году Франция ввела в строй « » с 72 пушками. Началась гонка боевого морского вооружения между европейскими странами. Основными показателями боеспособности считались количество вооружения, быстроходность и способность оперативного маневрирования.

«La Couronne» 1636

Новые корабли были короче своих предшественников галеонов и более легкими. А значит, они могли быстрее вставать в линию, развернувшись бортом к неприятелю для начала атаки. Подобная тактика создавала преимущество на фоне бессистемной стрельбы со стороны противника. С развитием военного кораблестроения усиливалась и огневая мощность боевого судна. Артиллерия увеличивала свое количество и силу удара.

Кильватерная колонна во время смотра 1849 год

Со временем новые боевые единицы стали разделять на классы, которые отличались количеством вооружения:

  • Судна с количеством артиллерии до 50 единиц, находящихся на двух закрытых орудийных палубах, не включали в боевые эскадры для ведения линейных боев. Они выполняли роль эскорта при конвое.
  • Двухпалубные корабли, имеющие до 90 единиц огневой техники на борту, составляли основу большинства военных сил морских держав.
  • Трех- и четырехпалубные судна, включающие от 98 до 144 пушек, выполняли роль флагманов.

Первый российский линейный корабль

Царь Петр I сделал большой вклад в развитие России, в особенности в области военно-морских сил. При нем началось строительство первых русских боевых кораблей. После обучения кораблестроению в Европе он отправился в воронежскую верфь и начал строить линейный корабль, названный впоследствии «Гото Предестинация». Парусное судно было оснащено 58 пушками и по конструкции походило на британских собратьев. Отличительной чертой стал чуть более короткий корпус и уменьшенная осадка. Это было связано с тем, что «Гото Предестинация» предназначался для службы в Азовском неглубоководном море.

В 2014 году в Воронеже была построена точная копия линейного корабля времен Петра I, сегодня она используется в качестве плавучего музея.

Гонка вооружений

Вместе с развитием кораблестроения эволюционировало и – гладкоствольная артиллерия. Необходимо было увеличивать размеры ядер, создавать новые виды взрывающихся снарядов. Увеличение дальности полета помогало располагать свои судна на безопасном расстоянии. Меткость и скорострельность способствовали более быстрому и успешному завершению боя.

17 век ознаменовался зарождением стандартизации морского вооружения по калибру и длине ствола. Орудийные порты – специальные отверстия в бортах, позволяли использовать мощные орудия, которые при правильном расположении не препятствовали остойчивости корабля. Основной задачей такой техники было нанесение максимального урона экипажу. После этого судно брали на абордаж. Потопить же сам деревянный корабль было практически невозможно. Лишь в 19 веке начался выпуск новых тяжелых снарядов, несущих в себе большое количество взрывчатых веществ. Эти нововведения изменили тактику ведения боя. Теперь целью были не люди, а сам корабль. Появилась возможность его потопления. При этом износ оборудования (артиллерии) все еще был очень быстрым, а ремонт дорогостоящим. Необходимость создания более современного вооружения возрастала.

Производство нарезной артиллерии в 19 веке ознаменовало очередной скачок в сфере корабельного вооружения. Она имела следующие преимущества:

  • Улучшилась меткость стрельбы;
  • Увеличилась дальность полета снарядов, что ознаменовало перспективу ведения боя на больших расстояниях;
  • Появилась возможность использовать более тяжелые снаряды, внутри которых находились взрывчатые вещества.

Следует отметить, что до появления электронных систем наведения артиллерия все еще имела невысокую точность, так как механические устройства имели множество ошибок и неточностей.

Вооружение использовали не только для обстрела кораблей неприятеля. Перед началом штурма вражеского побережья, линкоры проводили артиллерийскую подготовку – так они обеспечивали безопасный выход своих солдат на чужую землю.

Металлическая обшивка корпуса

Увеличение мощности стрельбы морской артиллерии вынуждало кораблестроителей усиливать корпус боевого судна. Для производства использовалась древесина высокого качества, обычно дуб. Перед применением она высушивалась и выстаивалась в течение нескольких лет. Для обеспечения прочности обшивка корабля состояла из двух пластов – внешнего и внутреннего. Подводную часть корпуса дополнительно покрывали мягким слоем дерева, защищающего от гниения основную конструкцию. Этот слой периодически обновляли. Впоследствии днища деревянных кораблей стали обшивать медью.

HMS « Victory» 1765

Ярким представителем линейного корабля 18 века с металлической обшивкой подводной части является британский линейный корабль «Виктория» (HMS ). В связи с участием Англии в Семилетней войне его строительство затянулось на много лет. Но этот срок способствовал получению качественного сырья для строительства – древесина стала обладать великолепными характеристиками. Подводная часть судна была обшита медными пластинами, прикрепленными к дереву при помощи железных гвоздей.

Любой корабль того периода имел существенный недостаток – как бы хорошо днище судна не было сделано, вода все равно просачивалась внутрь, происходило загнивание, которое источало неприятный запах. Поэтому периодически капитан «Виктории» отправлял матросов в нижнюю часть корпуса для откачки воды.

За годы службы вооружение несколько раз меняло свое количество и размер. В начале 19 века оно включало 104 пушки разного калибра. За каждым орудием было закреплено по 7 человек, обеспечивающих работу техники.

«Виктория» участвовала в большинстве морских боях, происходивших в годы ее службы. Одним из самых ярких было Трафальгарское сражение. Именно на этом корабле командующий британским флотом вице-адмирал Нельсон получил смертельное ранение.

Примечательно, что увидеть данный корабль можно и сегодня. В 1922 году оно было отреставрировано и установлено в Портсмуте в качестве музея.

Паровой движитель

Дальнейшее развитие линейных кораблей требовало улучшения мореходности. Парусные судна постепенно изживали себя, ведь они могли двигаться только при хорошем ветре. К тому же усиление артиллерийской мощи делало парусную технику более уязвимой. Начинался период паровых движителей, работающих на угле. Первые образцы оснащались гребными колесами, которые хоть и обеспечивали движение судна, но их скорость была очень невысокой и подходила для речного плавания или в море при абсолютном штиле. Однако новая установка заинтересовала военные силы многих стран. Начались испытания паровых машин.

Замена гребных колес на винты помогла увеличить скорость пароходов. Теперь даже небольшое по размеру и вооружению судно с паровым движителем превосходило огромный парусный линейный корабль. Первый мог подплыть с любой стороны вне зависимости от силы и направления ветра и начать атаку. В это время второй продолжал усиленно бороться с природными явлениями.

Корабли, построенные после 40-х годов 19 века, старались оснащать паровыми двигателями. В числе первых стран, начавших строительство военных пароходов с тяжелой артиллерией на борту, были США, Великобритания и Франция.

В 1852 году Франция построила свой первый винтовой линейный корабль, оставив при этом парусную систему. Оснащение паровым двигателем вынуждало уменьшить количество артиллерии до 90 пушек. Но это было оправдано за счет улучшения мореходности – скорость хода достигала 13,5 узла, что считалось очень высоким показателем. В течение следующих 10 лет в мире было построено около 100 подобных кораблей.

Появление броненосцев

Появление снарядов, начиненных взрывчатыми веществами, требовало срочного обновления корабельного состава. Появлялся риск больших повреждений и выгорания значительной части деревянного корпуса. После пары десятков удачных попаданий судно уходило под воду. Кроме того, установка на корабле паровых машин увеличивала риск обездвиживания и последующего затопления в случае попадания в машинное отделение хотя бы одного вражеского снаряда. Необходимо было защитить стальными листами наиболее уязвимые части корпуса. Позднее весь корабль стал производиться из металла, что потребовало полного изменения конструкции. Бронирование занимало значительную часть водоизмещения судна. Для того, чтобы оставить прежнее количество артиллерии, необходимо было увеличивать размеры линейного корабля.

Дальнейшим развитием линкоров стали эскадренные броненосцы с полностью металлическим корпусом, которые получили свое распространение в конце 19 века. Они имели мощный броневой пояс, защищающий от вражеских снарядов. Вооружение включало 305-мм, 234-мм и 152-мм артиллерию. Предполагалось, что такое разнообразие техники положительно скажется во время ведения боя. Опыт показал, что такое утверждение было ошибочным. Одновременное управление разнокалиберными пушками вызывало множество сложностей, особенно в момент корректировки огня.

Первые гиганты — Дредноуты

Венцом всех предыдущих видов линейных кораблей стал суперброненосец «Дредноут», построенный Великобританией в 1906 году. Он стал основоположником нового класса линкоров. Это было первое судно в мире, несущее в себе большое количество тяжелого вооружения. Выполнялось правило «all-big-gun» — «только большие пушки».

На борту располагалось 10 единиц 305-мм артиллерии. Паротурбинная система, впервые установленная на линкор, позволила увеличить скорость хода до 21 узла – невероятные в те года показатели. Защита корпуса уступала предшествующим ей броненосцам типа «Лорд Нельсон», но все остальные нововведения произвели настоящую сенсацию.

Линейные корабли, построенные после 1906 года по принципу «all-big-gun», стали называться дредноутами. Они сыграли важную роль в годы Первой мировой войны. Каждая морская держава стремилась иметь на вооружении хотя бы один корабль дредноутного типа. США и Великобритания стали неоспоримыми лидерами по количеству подобных судов. Однако 40-е года 20 столетия и морские сражения с участием авиации показали уязвимость морских гигантов.

Сражение при Габбарде (1653)

Первый положительный опыт ведения линейного боя был зафиксирован в 1653 году. Кильватерное расположение английских кораблей – друг за другом, с легкостью позволило отбить первую атаку Нидерландов, которые к тому же потеряли два судна. На следующий день голландский адмирал Мартен Тромп вновь отдал приказ наступать. Это стало его роковой ошибкой, флот был разгромлен. 6 судов было потоплено, 11 взято в плен. Англия не потеряла ни одного корабля, к тому же получила контроль над проливом Ла-Манш.

Сражение при Бичи-Хед (1690)

В июле 1690 года произошло столкновение между французскими и союзническими (Англия, Голландия) кораблями. Адмирал Франции Турвиль руководил 70 линейными кораблями, которые выставил в три ряда:

  • Первая линия – авангард, насчитывала 22 линкора;
  • Вторая – кордебаталия, 28 судов;
  • Третья – арьергард, 20 линейных кораблей.

Противник также выстроил свое вооружение в три ряда. Он насчитывал 57 линкоров, которые в разы превосходили французов по количеству артиллерии. Однако тактика Турвиля сумела одержать бесспорную победу, не потеряв при этом ни одного судна. Союзники лишились 16 линкоров, еще 28 были серьезно повреждены.

Данное сражение позволило французам захватить под свой контроль Ла-Манш, что привело английский флот в смятение. Спустя несколько дней они вернули свои морские границы. Бой при Бичи-Хед вошел в историю, как одна из крупнейших битв парусных линейных кораблей.

Трафальгарское сражение (1805)

В годы правления Наполеона французско-испанский флот встретил жестокое сопротивление британских военно-морских сил. Недалеко от мыса Трафальгар в Атлантическом океане союзники выстроили корабли по линейной схеме – в три ряда. Однако плохие погодные условия и начинающийся шторм не позволяли вести бой на дальнем расстоянии. Проанализировав ситуацию, английский адмирал Нельсон, находящийся на борту линкора «Виктория», приказал группироваться кораблям в две колонны.

Дальнейшая тактика ведения боя Королевского флота Британии оказалась более успешной. Ни один из судов не был потоплен, хотя многие имели серьезные повреждения. Союзники потеряли 18 парусников, 17 из которых были захвачены. Командующий английским флотом был ранен. В первый день битвы французский стрелок, находящийся на броненосце Redoutable, выстрелил из мушкета. Пуля попала в плечо. Нельсон был спущен в лазарет, но вылечить его так и не удалось.

Ютландское сражение (1916)

Самое знаменитое сражение с применением дредноутов произошло у берегов Ютландского полуострова. Два дня немецкие и британские линкоры испытывали свои силы и возможности. В результате каждая из сторон заявила о своей победе. Германия утверждала, что проиграл тот, у кого оказались самые большие потери. Королевский флот считал, что победителем является страна, которая не отошла от поля сражения.

Вне зависимости от итогов эта битва стала огромным опытом, который в дальнейшем подробно изучался. На нем основывалось строительство всех последующих мировых дредноутов. Были учтены все недостатки, зафиксированы наиболее уязвимые места на корабле, в которых следует усилить бронирование. Также полученные знания вынудили конструкторов изменить расположение башен главного калибра. Несмотря на то, что в бою участвовало большое количество вооружения, это столкновение никак не повлияло на исход Первой мировой войны.

Конец эры линкоров

Нападение Японского императорского флота на американскую базу Перл-Харбор в декабре 1941 года показало нежизнеспособность линкоров. Огромные, неповоротливые и уязвимые при атаке с воздуха – их тяжелое вооружение, бьющее на десятки километров, стало бесполезным. Потопление нескольких единиц техники перекрыло возможность выхода в море остальных боевых судов. В результате этого потеряли значительную часть современных линкоров.

Завершение Второй мировой войны стало окончательным финалом эры линейных кораблей. Последние годы сражений показали, что эти судна не могут защититься от и подводных лодок. На замену им пришли еще более мощные и гигантские , несущие на себе десятки самолетов.

При этом дредноуты не стали сразу списывать, необходима была их поэтапная замена. Так, в 1991 году последние американские линкоры «Миссури» и «Висконсин», построенные еще в годы Второй мировой войны, совершили поход в Персидский залив, где произвели выстрелы крылатыми ракетами «Томагавк». В 1992 году «Миссури» был снят с вооружения. В 2006 году последний дредноут в мире – «Висконсин», также покинул службу.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх