Школа развития громады: рецепты славянских знахарей. Лечение радикулита народными средствами Рецепты староверов по сбору и лечению травами

Изумительный принцип самолечения некоторых славян-староверов, с которыми я в своё время имел возможность пообщаться, поражает своей простотой и эффективностью одновременно.

Недаром простые конструкции являются наиболее прочными. Этот принцип содержит в себе всего три пункта. Если вы действительно хотите понять алгоритм и индивидуальность, то прошу включить всё своё внимание и вникнуть в написанное далее. Итак, начнём с предыстории.

Для начала внесу ясность в определение староверов как таковых. В данном контексте подразумеваются не старообрядцы, бежавшие от реформы Никона в XVII веке, а так называемые анимисты. Образно выражаясь, поклоняющиеся силам природы. Их образ жизни полностью зиждился на близости с окружающими явлениями и живностью. Даже перед тем, как срубить дерево, человек извинялся перед ним. Это может показаться странным современному обывателю, который не знаком с понятием «сила» (энергия) и не имеет представления про её течение и характер. Но это отдельная тема, требующая самостоятельного пояснения. Сейчас же просто попытайтесь понять особенность мышления человека того времени и его мотивы действий.

Теперь ближе к делу. Имея счастье пообщаться с лесорубом в возрасте, мне удалось выведать у него простой секрет лечения болезней. И заключается он в трёх шагах. Начнём по порядку и с описанием:

Анализ своих мыслей и действий. Первым делом они (староверы) напрягают память и вспоминают, где могли привлечь к себе негатив. То есть на кого-то плохо подумали, неискренне поступили. А может быть и такое, что просто поленились, чего делать в общине категорически не рекомендуется. Если описать пункт двумя словами, то выйдет «Бог наказал». И, если причина найдена, то захворавший извиняется перед теми, с кем нехорошо поступил, и заглаживает вину добрыми поступками. Этот мужчина рассказывал, что если болезнь имеет духовный характер, то чаще всего такого самоанализа вполне достаточно и через день-два человек отлично себя чувствует. Если не помогает, то болезнь имеет другой источник. Об этом следующий пункт.

Пост и медитация. Если заболевший взял у природы что-либо лишнее, то болезнь, скорее всего, началась из-за этого. Более понятным словом для современного человека будет «чревоугодие». Этот пункт списка базируется на понимании того, что, взяв у природы что-либо сверх нужного, человек тем самым откровенно жадничает и растрачивает ресурсы (растения, животные, силы), тем самым нарушая естественный баланс. Тяжело это осознать тому, кто живёт в обществе потребления и не понимает, каким образом можно забрать что-то сверх меры, если больше - лучше. И, чтоб восстановить баланс взаимодействия силы личной и силы природной, прихворавший постится. Причём как в питании, так и в мыслях. При этом практикует медитацию. Да, медитируют не только на востоке, но об этом мало кто знает. Дело в том, что после погружения в себя, в сознание приходят мысли, которые ведут к выздоровлению. Это невозможно понять, можно только прочувствовать на себе.

Лечение с вмешательством. Это завершающая стадия, когда требуется вмешательство извне. Но это не врачи и не таблетки. Травы, отвары, ягоды, лекарственные смеси из тех же природных составляющих. Туда же входят массажи, волнование, бани, целебные воды и прочее. Подробное описание также займёт не одну статью, поэтому вдаваться в подробности не вижу смысла.

Вот таким образом славяне-староверы и лечатся по сей день. Живут дружно, общинно. При этом долго, некоторые преодолевают рубеж в сто лет. Потому, что знают о вреде пересыщения и не бегут к сомнительным врачам за ещё более сомнительными лекарствами. Друг к другу относятся как к родным и ставят мораль превыше всего. Ибо здоровье начинается с головы.


Вместо предисловия

Среди старинных русских рукописей всегда особое место занимали работы медицинского содержания. Не смотря на сложные отрезки отечественной истории до сегодняшних дней сохранилось не мало воистину ценнейших работ разного времени: целебники, травники, лечебники, зельники и прочие. Есть серьезные основания считать, что в старину таких сборников и других работ по травам и лечению было значительно больше, и они оказывали очень серьезное влияние на повседневную жизнь людей.
Видя неподдельный интерес наших подписчиков к травоведению и искусству травничества, мы хотим начать серию статей, посвященных целебным травам, ягодам, деревьям и грибам. Мы постараемся приоткрыть для читателей завесу таинственности с этой необъятной и невероятно интересной темы. По покоящейся здесь и скрытой от широкого глаза информации можно писать настоящие медицинские трактаты. Так глубоко, уважаемый читатель, мы заходить с Вами не будем, но обещаем пополнить Вашу копилку знаний важной, полезной и разносторонней информацией.

Итак, приступим.

«Та трава есть ЦАРЬ во всех травах…»

В народной знахарской традиции было принято делить травы на царские, обладающие великой силой, и все остальные, сила которых была скромнее. Уже само слово царь, как известно, в Древней Руси имело особую сакральную окраску. Некоторые подразделяли все травы на три группы: царь-травы, свита и народ. Такая градация, конечно же, условна, но она даёт нам больше понимания, какие травы какой силой могут обладать.

Следует также помнить, что сила травы – это обоюдоострый меч. Человек может как ударить по болезни, излечив свой недуг, так и нанести удар самому себе, серьезно навредив собственному здоровью. Поэтому главное правило, которое работает во всех случаях – это чем сильнее активные вещества растения, тем с большим пиететом нужно относиться к его применению.

Одно из самых ранних упоминаний царь-травы оставил в своих «Дневных записках» адъютант Академии наук И. И. Лепёхин. Путешествуя по России в 1768-1769 годах, он обратил своё внимание на то, какой широкой известностью обладает эта трава у знахарей города Владимир. Современные ученые предполагают, что речь в этих записках шла об аконите северном (борец северный, борец обыкновенный, борец высокий).

Аконит или борец (лат. Aconitum)

Это род многолетних травянистых растений семейства Лютиковых. Название этого растения сохранилось ещё с древних времён. С древнегреческого аконит можно перевести как «стрелы» или как «скала».

Существует одна седая легенда, которая повествует нам о возможном происхождении этой травы. Легенда уходит своими корнями к известным всем с детства подвигам Геракла. Совершая свой 12-й подвиг, могучий полубог вывел из царства Аида громадного трёхголового пса Цербера. Оказавшись снаружи, чудовище стало яростно вырываться из сильных рук Геракла. Солнечные лучи, коих пёс не видел ни разу за время своей караульной службы в преисподней Аида, ослепили Цербера, заставив его вырываться с ещё большей остервенелостью. При его потугах к освобождению из его пасти начала обильно капать ядовитая слюна, заливая землю, траву и скалы вокруг. Там, куда капала слюна, вырастали и тянулись стрелами к небу высокие, стройные ядовитые растения. Происходило это всё близ греческого города Акони, в честь которого и был якобы назван многолетник.

Следует сразу оговориться, аконит – это род ядовитых растений. Его соком древние германцы, галлы и славяне смазывали наконечники стрел для охоты на волков, барсов и других хищников. Отсюда аконит также называли волкобой, волчий корень, песья смерть и черное зелье. По одной из легенд сам Тамерлан был отравлен соком аконита, которым была пропитана его тюбетейка.

Но знатоки-знахари умели использовать некоторые разновидности аконита в целебных целях. Более того, даже сегодня некоторые современные медицинские препараты производятся из отдельных частей представителей рода аконитов. Но давайте вернёмся к запискам адъютанта Лепехина и прочтем вот такие занимательные строки:

«Дворница, старуха пожилая, которая в городе, как мы после спроведали, за сродницу Эскулапову почиталася, увидя копенку трав, спрашивала у нас: на какую потребу мы травы собираем? Но как мы ей ответствовали, что мы никакого другого к тому предмета, кроме любопытства, не имеем, и силы сих трав не разумеем; то она столь была ободрена нашим ответом, что не оставила и похулить нашего предмета, и возгордяся своим знанием сказала: «И золото в руках незнающего грязь». Потом взяла Царь траву, и, называя ее земным сокровищем, отрадою болящих, и проч., вознамерилася быть нашим Иппократом. «Ето Царь трава, — продолжала она, — трава над травами, угодная во многих болезнях, от утробы, водяной болезни, от матки, когда она засядет в горле; от паралича, от всякой нечисти». Я бы без сумнения навел страх читателю, естьли бы привел здесь толкования почтенной нашей бабушки на помянутые болезни».

Из слов знахарки мы можем понять, насколько почиталась эта трава в целительстве и являлась чуть ли не панацеей от многих болезней. Такое же почтительное отношение к этой траве мы видим и в советской медицине. Так, в VII Государственной фармакопее СССР от 1946 года были включены два вида борца (аконита): каракольский борец и джунгарский. Произрастают эти растения в горных лесах Тянь-Шаня. Также используется трава борца бледноустого, из которой производят препарат аллапинин, оказывающий антиаритмическое действие.

Некоторые виды аконита носят старорусские названия, дошедшие до нас: «борец-корень», «волчий корень», «царь-зелье», «козья смерть», «прострел-трава», «волкобой», «синеглазка», «иссык-кульский корень» и другие. Известен аконит также и как ведьмин цветок.

Применение аконита в народной медицине разных стран

Борец обыкновенный, о котором, по всей вероятности, шла речь в записках адъютанта Лепехина, до сих пор весьма распространен как в народной медицине Сибири и Горного Алтая, так и в травничестве Монголии и Тибета.

Монголы зовут это растение «ман-чин-ман» — царь лекарств, великий, могущественный. Зрелые семена («бихянагвы») используют для лечения абсцессов, острых и хронических гнойных инфекций, а также при сифилисе.

На Алтае аконит настаивают на водке и в небольших количествах употребляют «если нутро болит». Примочки из аконита использовали и продолжают использоавать при раке молочной железы. Как и монголы, сибирцы часто использовали аконит при сифилисе. Народная медицина широко применяет аконит при ревматизме и асците, а также при невралгии. В последнем случае готовятся ванны или мази. Препараты, изготовленные на основе борца, применяются при различных видах дерматитов.

Борец высокий (известен также как аконит джунгарский, шлемник, голубой лютик) применяется при онкологических заболеваниях. Его активные вещества являются алкалоидами, использование которых против разных видов опухолей приветствует народная медицина разных стран. Официально это растение для борьбы с раком используют в Болгарии и ряде азиатских стран.

Сегодня в борьбе с онкологией аконит чаще используют вместе с традиционными и классическими методами лечения, в том числе операционным удалением опухоли. Особенно положительных эффектов пациенты достигают при ранней стадии выявления заболевания. При неоперабельных случаях чудодейственных эффектов ожидать вряд ли стоит, здесь вытяжка из аконита может поспособствовать лишь в качестве обезболивающего и средства для улучшения общего состояние пациента. В официальной медицине аконит не признан как лекарственный препарат, но народные знахари и фитотерапевты сходятся во мнении, что аконит при правильном сборе, заготовке и приготовлении настоев, способен бороться со многими заболеваниями.

В современной гомеопатии из свежих и цветущих растений готовится средство Aconitum D4, которое успешно помогает преодолеть простудные заболевания, лихорадочные состояния, а также некоторые болезни сердца.

Так или иначе, применяя аконит следует строго соблюдать рекомендуемые дозировки и делать это следует под наблюдением лечащего врача. Собирать, заготавливать траву и готовить препараты в домашних условиях смертельно опасно. Содержание ядовитых веществ в разных частях растения больше, чем в широко известном болиголове.

Другие применения растения в быту

Поскольку трава аконита очень ядовита, его применяют как действенный инсектицид, способный уничтожить как мух, так и тараканов при использовании настойки из цветков растения.

Ваш доктор Алексей Маматов

Лечение радикулита народными средствами является самым доступным, а возможно, и самым действенным методом. В этой статье я расскажу вам об одном древнем рецепте староверов для лечения радикулита народными средствами.

Тот, кто болел радикулитом, знает сколько страданий, мучений и невзгод приносит человеку этот недуг. Он вызывает адские боли, лишает на долгое время трудоспособности. Достаточно небольшого переохлаждения или поднятия тяжести - и эта безжалостная болезнь настигает вас, принося с собой невыносимую боль, при которой можно было лишь стоять или лежать, а согнуться практически невозможно.

Можно сколько угодно колоть лекарства и втирать аптечные мази, но поверьте, радикулит совсем вас не отпустит никогда. Он будет "настигать" вас снова и снова в самый неподходящий момент. Рецепт, о котором я хочу вам поведать, передавался из поколения в поколение русскими староверами, которые с незапамятных времён занимались траволечением. Он избавит вас от радикулита навсегда.

Лечение поясничного радикулита народными средствами

Данный народный рецепт приготавливается в течении 12 дней. А пока не готово основное лекарство, нужно как - то облегчить состояние больного. И тут нам на помощь приходит хрен. Приготавливают его следующим способом: натереть корни хрена на крупной терке и уложить эту массу на марлю, сложенную в 4 слоя и приложить к больному месту на 10 - 15 минут. Эта процедура требует терпения и выдержки от пациента, но игра стоит свеч. Боль заметно ослабевает.

Народное лечение радикулита

После компресса необходимо заняться приготовлением основного лекарства. Доверху набить литровую банку травой спорыша, затем залить всю траву водкой до краёв, закрыть крышкой и поставить в тёмное место на 12 дней.

Широко распространена в умеренной климатической зоне России. Её можно встретить где угодно. Но можно также приобрести её на рынке у сборщиц лечебных трав или в аптеке.

По истечении12 дней содержимое банки нужно отжать, профильтровать. Лекарство готово. Принимать его необходимо ежедневно перед едой по 1 столовой ложке. Этот курс нужно будет повторить через 6 месяцев.

Республика Бурятия
Мухоршибирский район
село Никольск, улица Ленина 14а
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа»
автор ученица 10 класса
Варфоломеева Анастасия Александровна
руководитель работы учитель информатики
Варфоломеева Елена Александровна

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«ТРАДИЦИИ ТРАВОЛЕЧЕНИЯ У СЕМЕЙСКИХ»

«Нет такого растения,
которое не являлось бы лекарственным.
Нет такой болезни,
которую нельзя было бы вылечить растением»
Восточная мудрость.

I. Введение.
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново или переосмысливаем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое оказывается мы знаем поверхностно. Всё это не просто любопытно. Знание истоков отечественных традиций, нравов, обычаев, устоев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты в истории страны.
Современный человек всё дальше и дальше отходит от природы. Пользуясь достижениями техники, химии, физики – мы перестаём активно двигаться, переходим на искусственное питание, дышим загрязнённым воздухом, пьём не качественную воду – мы не замечаем как разрушается наше здоровье. И наступает такой момент, когда мы оказываемся перед выбором, чем же нам лечиться, что использовать для профилактики – современные препараты или обратиться к проверенным «бабушкиным рецептам».
Тема моего исследования выбрана не случайно. Я, как и большинство моих сверстников лечу простудные заболевания лекарственными препаратами синтетического происхождения. Это очень удобно: положил, запил, сглотнул и всё, и лечебный эффект наступает быстро. От своей мамы, бабушки, из средств массовой информации я конечно уже знала, что существует такое понятие как «народная медицина». Заранее хочу оговориться, что моя прабабушка родом из Бичуры, а её прапрабабушка была потомком семьи Слепнёвых сосланных в Сибирь с треьтьи потоком переселенцев из Польши. Так что я вполне могу считать себя потомком семьи старообрядцев. И у меня возникло ряд вопросов на которые я хотела бы получить ответ:
- Кто у семейских выполнял функцию фармацевта, то есть собирал травы, готовил лекарственные
формы?
- Кто выполнял роль доктора, назначающего те или иные лекарственные средства при данном
заболевании?
- Какие лекарственные формы использовали наши предки (и з Интернета я узнала, что первая
таблетка - как лекарственная форма была изобретена в Англии в 1843 г. Уильямом Брокдоном)?
- Почему среди молодёжи не популярно использование «бабушкиных рецептов», хотя известно, что
препараты, изготовленные из растительного сырья считаются безопасными, экологически
чистыми и дешёвыми по сравнению с синтетическими препаратами

Актуальность
На современном этапе развития общества, ввиду резкого увеличения стоимости лекарственных препаратов, появления огромного количества подделок, увеличения случаев непереносимости отдельных компонентов синтетических лекарств и огромного списка побочных эффектов в аннотации к препарату, всё чаще мы обращаем свои взоры к методам народной медицины. Наблюдается всё более широкое использование этих методов в практическом здравоохранении. Но при этом каждый из нас должен знать, какую траву нужно пить, при каком заболевании и точно знать дозировку, ведь даже не правильно приготовленный настой может нанести вред здоровью.

Цель исследования:
1) Изучить традиции лечения старообрядцев таких распространённых заболеваний как:
o простудные;
o заболевания почек:
o заболевания суставов.
2) Выявить причины малой популярности использования «бабушкиных рецептов» среди моих сверстников.

Объект исследования: традиции траволечения у семейских.
Предмет исследования: старожилы села, учащиеся 9-11 классов.
Сроки исследования: сентябрь - октябрь 2012 года
Задачи исследования:
o Изучить литературу по данной теме;
o Побеседовать со старожилами нашего села о способах и методах лечения у семейских;
o Провести социологический опрос и выяснить, как относятся мои сверстники к народной медицине;
o На основе полученных результатов сделать выводы;
o Результаты исследования разместить на сменном стенде «Уголок здоровья».

Методы исследования:
o Изучение литературы;
o Социологический опрос;
o Беседа;
o Статистическая обработка результатов;
o Построение диаграмм.

II. Основная часть
Изучив и проанализировав следующую литературу:
- А.М.Селищев «Забайкальские старообрядцы. Семейские» ;
- В.П.Гирченко «Из истории переселения в Прибайкалье старообрядцев – семейских» ;
- А.М.Леонов «Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев»
- Ф.Ф. Болонев « Семейские. Историко-этнографические очерки» .
А так же просмотрев ряд материалов на сайте «Семейские. Староверы Забайкалья» www.semeyskie.ru, я выделила ряд особенностей врачевания у семейских:
o Все способы лечения, применяемые старообрядцами можно условно разделить на рациональные и иррациональные. Иррациональное лечение – это лечение испуга («выливание на воске»), сглаза (наговор на воду), зубной боли (заговаривание), грыжи (чтение молитвы и процедура «загрызания». Рациональное лечение было построено на народном опыте, наблюдениях. Врачеванием занимались только женщины старше 50 лет, имеющие большой опыт в обращении с травами и животными препаратами и по уходу за детьми.
o Среди применяемых средств во врачевании старообрядцев первое место отдавалось использованию трав. Это подтверждается исследованиями А.М.Леонова «Зависимость от природы заставляла человека изучать окружающий мир, примечать его мельчайшие особенности и приметы. Поклоняясь природе, семейские заботились о её чистоте и плодородии. Природа отвечала ему взаимностью. Её богатства растительного мира - травы и коренья охраняли здоровье семейского. Старообрядцы лечатся исключительно растительными средствами: по их понятиям, травы и коренья указаны самим Богом…».
o Старообрядцы не пользовались услугами земских докторов, обращение к ним считалось большим грехом. Фирс Болонев в своих этнографических очерках писал «…. Старообрядцы весьма неохотно пользовались услугами традиционной медицины. Правильней будет сказать, что они практически ими не пользовались, считая большим грехом обращение к врачу. Чувствуя недомогание или хворь, семейский не спешил к врачу, а обращал своё внимание на природу, с её травами, кореньями, целебными источниками.»
Следующим моим шагом была встреча со старожилами нашего села. Первая встреча была с основателями школьного историко-краеведческого музея, хранителями богатейших исторических фактов Бодровым Сергеем Ивлиевичем и Полиной Алексеевной. Сергей Ивлиевич (1931 года рождения) подтвердил факт, что староверы не обращались к земским докторам и не одобряли прививки и микстуры. « Я на себе испытал этот факт, сам переболел оспой, хотя в тот период уже была прививка против неё. Но мои родители наотрез отказались её делать, сказав, что «… это бесовские дела, что этот укол нарушит мою душу, разрушит моё тело». «Что касается лечения, особенно простуды, то я хорошо помню, что мама лечила нас с помощью молока и животных жиров. Молоко нагревали, затем туда добавляли внутренний свиной жир или коровье масло. Так же добавляли чеснок или анис.» - рассказал Сергей Ивлиевич. Из рассказа Полины Алексеевны (1939 года рождения): «От мамы я знаю, что семейские для лечения заготавливали следующие травы: подорожник, пижму, тысячелистник, мяту, зверобой, валериану, кровохлёбку. Листья берёзы, брусники, толокнянки. Сосновые и берёзовые почки, плоды черёмухи, рябины, шиповника, боярышника и многое другое. Некоторые рецепты были утеряны, ввиду того, что отдельные растения имели местные названия и они не были идентифицированы с определителем растений. Я помню, что для лечения зубной, головной боли, заболеваний горла мама использовала листья «черногрива», внешне они чем-то похожи на листья багульника, но крупнее и имеют другой окрас. Я искала это растение во всех справочниках лекарственных растений, но с подобным названием растения так и не нашла. Позднее, учась в БГПИ и проходя практику, я всё таки нашла это растение. Им оказался багульник золотистый, его среда обитания Алтай и Саяны.» Меня заинтересовало это растение и я поискала в Интернете используется ли данное растение для производства лекарственных препаратов в настоящий момент. Оказывается выпуск препаратов на основе данного растения запрещён в России ввиду его высокой токсичности.
Так же я встретилась с Калашниковой Галиной Ивановной (1949 года рождения), её мама занималась траволечением и лечением от испуга, от сглаза. И как говорит Галина Ивановна «часть знаний мама мне передала, как когда-то ей их передала её мать. Мама моя использовала травы для лечения в виде настоек, отваров, мазей и порошков. Настойки мама готовила из нежных частей растения на спирту: листья, цветы, соцветия, а отвары – из грубых – корней и коры. Я сама помогала маме толочь в деревянных ступках траву до состояния муки. Вместе с мамой изготовляли мази, основой которых служил свиной внутренний жир или несоленое сливочное масло, вазелин.
Варфоломеева Агафья Агаповна (1940 года рождения) вспоминает: « мы же совсем шпаной в лес ходили, траву собирали, бабушка моя мне показывала какая трава, что лечит, рассказывала когда каждую травку собирать надо, как сушить и как правильно готовить. Часть я уже и не помню, столько времени прошло, но вот деду моему бабка от желудка давала отвары пижмы, ромашки, подорожника. Кашель, помню лечили – малиной, багульник заваривали, чабрец. Суставы лечили спиртовой настойкой – мухомора, только аккуратно с ним надо, главное не переборщить, а ещё редькой натирали. Для лечения почек отвары делали – брусники, толокнянки, морковный чай пили. Раны и ожоги заживляли подорожником, ромашкой».
Калашникова Ахимья Моисеевна (1927 года рождения) рассказала: «… а ещё простуду лечили теплом. Ингаляции делали – дышали парами только, что сваренной картошки. Простуду, ревматизм, радикулит в бане лечили – веником. От каждой болезни – свой веник. Берёзовым веников лечили бронхи и почки, еловым – суставы, можжевельниковым – радикулит, ревматизм, крапивным - различные кожные заболевания.»

Следующим моим шагом было проведение социологического опроса. Мною была составлена анкета из 5 вопросов, в опросе приняли участие 22 учащихся 9-11 классов. Вопросы были следующие:
1. Как часто вы болеете?
2. Какими препаратами вы предпочитаете лечиться синтетическими или «бабушкиными рецептами»?
3. Можете ли вы указать какие растения из предложенных используются для лечения простудных заболеваний, заболеваний почек?
4. Почему вы отдаёте предпочтение лечению таблетками или травами (в зависимости от ответа на 2 вопрос)?
Я получили следующие результаты:
Диаграмма 1 «По состоянию здоровья»

С этой диаграммой я подошла к работнику ФАПа Григорьевой О.И. и попросила её уточнить какими заболеваниями болеют опрошенные, она дала такие данные: из 15 часто болеющих 10- это простудные заболевания, 3 заболевания почек и 2 прочие.

Диаграмма 2 «О способах лечения»

Диаграмма 3 «Знание трав для лечения заболеваний»

Диаграмма 4 «Обоснование использования препаратов»

III. Заключение
Исходя из результатов исследований, я пришла к следующим выводам:
o Все способы лечения применяемые семейскими можно условно разделить на рациональные и иррациональные. Рациональное лечение – это траволечение, лечение построенное на народном опыте, наблюдениях нескольких поколений. Травы использовались для приготовления настоек, мазей, отваров, порошков. Кроме трав лечились воздействием тепла;
o Лечением занимались женщины старше 50 лет, имеющие большой опыт в обращении с травами и животными препаратами и по уходу за детьми. Секретами приготовления порошков, настоев нельзя было ни с кем делиться, опыт передавался от матери к дочери;
o Старообрядцы всегда с уважением, поклонением относились к природе. За что природа давала ему всё необходимое для здоровой жизни, «врачевала и охраняла здоровье землепашца и труженика »;
o Результаты социологического опроса показали, что несмотря на увеличение стоимости лекарственных препаратов, появления огромного количества подделок, возрастания случаев непереносимости отдельных компонентов препаратов при выборе предпочтение отдаётся всё-таки синтетическим лекарствам. Это связано с тем, что лечебный эффект наступает быстрее, препараты выпускаются в удобной форме, просты в применении. Причинами низкой популярности «бабушкиных рецептов» среди молодёжи является не достаточная осведомлённость их о травах. Нехватка времени для приготовления готовых лекарственных форм и маленький срок хранения отваров.
Итак, на протяжении веков единственным и надежным способом лечения старообрядцев было лечение травами, теплом, молитвой. Или как писал А.М.Селищев «… староверов лечило всё, что росло из земли: травы, коренья, деревья. И даже их собственная вера.»
С результатами своего исследования я выступила перед моими сверстниками, разместила результаты социологического опроса в школьном уголке здоровья. Отзывы моих сверстников были только положительные, учителя так же заинтересовались проведённым исследованием. Ведь изучение траволечения у семейских – это огромное поле для деятельности.

Список литературы:

1) А.М.Селищев «Забайкальские старообрядцы. Семейские», » Издательство Гос. Иркутского
Университета. – город Иркутск: Паровая тип. Общества потребителей "Сибирское Книжное Дело", 1920. - 81 с. ; 7 л. ил. ; на сайте Библиотека религиоведения и русской религиозной философии;
2) В.П.Гирченко «Из истории переселения в Прибайкалье старообрядцев – семейских», Верхнеудинск, 1921 год на сайте Русская географическая библиотека > Этнография и антропология;
3) А.М.Леонов «Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев», работа опубликована на сайте: http://www.predistoria.org
4) Ф.Ф. Болонев « Семейские. Историко-этнографические очерки», » Улан-Удэ Бурятское книжное издательство 1985 143 с. 21 см
5) материалы на сайте «Семейские. Староверы Забайкалья» www.semeyskie.ru,



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх