Славянские народы центральной и юго восточной европы. Ранняя этническая история народов восточной европы

Краткое изложение теоретических вопросов

План изучения темы

1. Племена и народы Восточной Европы в древности.

2. Влияние географических особенностей: природная среда и человек.

3. Восточные славяне в VII-VIII вв.

Основные понятия : индоевропейская общность, язычество, племенные союзы, военная демократия, вече, князь, дружина, дань.

Славяне принадлежат к числу индоевропейцев (ариев). Эти народы с родственными языками (индоевропейская языковая семья) населяют значительную часть Евразийского материка. Индоевропейцами (ариями), помимо славян, являются: германцы, кельты, романцы, греки, иранцы, индусы. Языковеды установили, что разделение индоевропейского языка на отдельные ветви (индоиранскую, славянскую, германскую) произошло в начале III тыс. до н.э. Вопрос о том, откуда пришли европейцы, остаётся открытым. По наиболее убедительным версиям, корни их уходят в Малую Азию VII тыс. до н.э., Северную Месопотамию, Западную Сирию, Армянское нагорье. Есть предположение, что родина ариев – Челябинская область. Выделение древних славян из индоевропейского единства произошло во II – I тыс. до н.э. Общее самоназвание «славяне» (в древности - «словене») обозначает словесные, говорящие в противоположность другим племенам, говорящие на непонятных языках (немые, немцы). В VI в. н.э. славяне уже неоднократно упоминаются в иностранных источниках. Эпоха Великого переселения народов, положившая конец Римской империи, сдвинула с мест славянские племена, подвергшиеся нашествиям германцев и степных кочевников - гуннов. Славяне, подталкиваемые увеличением своей численности, были вынуждены искать новые места для жизни. В ту пора они продвинулись на территорию Балканского полуострова. Первая волна Великого переселения была связана с германцами. Во втором - третьем веках через Русскую равнину с севера на юг - из районов Прибалтики и Дании - в Крым, на Балканы и оттуда - в Южную Азию - двинулись германские племена готов. У готского историка Иордана есть упоминание о мордве, веси, мери, эстах и об онежской чуди, которые вошли в состав готского царства, созданного вождем готов Германарихом и простиравшегося на всю Русскую равнину. Под напором гуннов и славян готы были вытеснены из Причерноморья на запад, приведя в движение и другие германские племена, граничившие с Римской империей.

Так последовательно в продолжение почти целого ты­сячелетия южные степи нынешней России были предме­том спора прошлых племен: готы сменялись гуннами, гун­ны - аварами, авары - уграми и хазарами, хазары - пече­негами, печенеги - половцами, половцы - татарами. На­чиная с гуннов, Азия посылала на Европу одно кочевое племя за другим. Проникая через Урал или Кавказ в Черноморье, кочевники держались вблизи от Черноморских берегов, в степной полосе, удобной для кочевья, и не захо­дили далеко на север, в лесные пространства нынешней средней России. Леса спасали здесь от окончательного раз­грома пришлых орд постоянное местное население, состо­явшее главным образом из славян и финов .



Что касается славян, то древнейшим местом их жи­тельства в Европе были, по-видимому, северные склоны Карпатских гор, где славяне под именем венедов, антов и склавен были известны еще в римские, готские и гуннские времена. Отсюда славяне разошлись в разные стороны: на юг (балканские славяне), на запад (чехи, моравы, поляки) и на восток (русские славяне). Восточная ветвь славян пришла на Днепр вероятно еще в VII в. и, постепенно рас­селяясь, дошла до озера Ильменя и до верхней Оки.

В середине 1 тысячелетия н.э. у славян завершался процесс распада первобытно-общинного строя. Этому способствовали: широкое распространение железа, развитие земледелия и скотоводства, зарождение ремесла. Районом расселения союза склавинов были земли на западе от Днестра, а племенного союза антов - Поднестровье и Среднее Поднепровье. На рубеже 5-6 вв. анты совместно со склавинами вступили в борьбу с Византийской империей. В VIII – IX вв. славяне делятся три большие группы:

- южные славяне (склавины - предки болгар, македонцев, серборхорватский народ);

- западные славяне (венеды - предки поляков, чехов, словаков);

- восточные славяне (анты - предки русских, украинцев, белорусов).

Проблема происхождения и расселения славян до сих пор остается дискуссионной в исторической науке, но в целом различные точки зрения сводятся к двум концепциям (см. рис.6).

Миграционная равнину)

Рис. 6 «Концепции происхождения и расселения славян».

2. Влияние географических особенностей: природная среда и человек.

Взаимодействие человека со средой в процессе производственной деятельности во многом влияет на национальный характер. На формирование общества восточных славян повлияли следующие факторы:

1. Огромные пространства (колонизация территорий).

2. Сложные природно-климатические условия (континентальный характер природной среды, наличие огромных природных богатств приводило к экстенсивному типу земледелия за счёт расширения посевных площадей; однотипность хозяйственной деятельности).

3. Соседство с кочевыми народами Евразии.

4. Преобладание общинных традиций.

Следует принимать во внимание то, что Древнерусское государство с начала своего существования было полиэтничным. В Восточной Европе вместе со славянами жили более двадцати неславянских народов. Древнерусские летописцы хорошо знали об этом и учитывали это в собственных этноисторических построениях. Описывая племенные княжения в Восточной Европе, «Повесть временных лет» сообщает: «На Белоозере седять весь, а на Ростовьском озере меря, а на Клещине озере меря же. А по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой, и черемиси свой язык, моръдва свой язык». Нестор еще неоднократно будет обращаться к неславянским, прежде всего угро-финским народам, которые сосуществовали с Русью в Восточной Европе.

Угро-финны и литовцы Восточной Европы в II-X вв. переживали стадию разложения родо-племенного строя. В их среде также складывались союзы племен и затем племенные княжения, хотя хронология этих явлений еще менее ясна, чем у славян. Можно допускать существование крупных племенных княжений: чудского мерьского, веского.

Нестор подчеркивает зависимое положение неславянских народов от Руси: «А се суть инии языци, иже дань дають Руси: чюдь, меря, весь, мурома, Черемись, моръдва, пермь, Печера, ямь, литва, зимигола, корсь, Норома, либь - си суть свой язык имуще». Летописец видит различие неславянских народов и Руси, во-первых, в языке (говорят на собственных языках), во-вторых, в ином происхождении (ибо Русь принадлежит к славянским народам), в-третьих, в зависимом положении (дают дань Руси).

Как справедливо заметил более четверти столетия назад В.Т. Пашуто, «и доныне в сущности остается не поколебленным взгляд, что Древнерусское государство возникло в результате насильственного объединения племен и охватило огромный кусок восточноевропейской территории». Речь идет о славянских и неславянских племенах. Этот взгляд поныне разделяется многими историками, хотя и лишен Источниковых оснований.

Главный путь, которым неславянские земли вошли в состав Киевской Руси, - это в основном мирная колонизация, освоение и заселение их славянами.

Ни письменные, ни вещественные источники не дают оснований утверждать сколько-нибудь заметную насильственную колонизацию славянами иноязычных племен и их земель. До сих пор археологам не удалось найти следов масштабной принудительной колонизации. Имею в виду остатки разрушенных и сожженных поселений и протогородов, костяков людей, умерших насильственной смертью, и пр. Приходится признать правоту М.К. Любавского, в 20-е гг. нашего столетия обобщившего свидетельства источников о заселении Верхневолжского и Окского бассейнов и пришедшего к выводу, что, начиная с доисторических времен, основную роль в нем сыграло стихийное народное движение. Именно народной колонизации обязаны своим появлением многочисленные погосты и волости, села и сельца. Намного позже в колонизационном процессе проявится организующая роль феодалов, князей и бояр.

К сожалению, невозможно определить хотя бы приблизительную хронологию очень протяженных во времени процессов расселения славянских племен по восточноевропейской равнине и их отношений с неславянами. Нет сомнений, однако, в том, что эти отношения берут начало в очень ранние, безусловно, догосударственные времена существования восточных славян. Например, кривичи, начавшие формироваться на будущей Псковщине, унаследовали от тамошнего балтского населения некоторые детали погребального обряда и в эпоху дальнейшего расселения в Витебско-Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье осваивали земли днепро-двинских балтов. А славяне, пришедшие на Оку под водительством Вятко, продолжали формироваться в этнокультурных контактах с местным населением, впоследствии славянизированным. Логично допустить, что подобное расселение славян не вытесняло совсем местные племена, а пополняло их земли «разрозненными славянскими ячейками».

Относительно неплохо изучены историками и археологами обстоятельства и хронология заселения Волго-Окского бассейна славянами, двигавшимися с восточной части территории прародины. Но и тут остается немало неясных проблем, прежде всего - судьба неславянского (угро-финского) населения этого Залесского края, мери. Последнее время археологи установили, что в этом регионе древнерусская народность формировалась в основном в X-XI вв. и что вещественные памятники, оставленные Мерским населением, были относительно «чистыми» в этническом плане вплоть до X в., а далее меря входит как один из субстратных компонентов в древнерусскую материальную и духовную культуру.

Значительно раньше появились славяне в бассейне озера Ильмень. В конце VII в., продвигаясь из более южных районов, они начали расселяться на северо-западе. Археология свидетельствует, что в VIII в. в Центральном Приильменье появляется вторая волна славянской колонизации. То были новгородские словены, земледельческое население с относительно развитым хозяйством. Они постепенно ассимилировали немногочисленное и разъединенное угро-финское население.

Особенно рано, где-то в конце V в., начинается славянская колонизация Юго-Восточной Европы. А в II-X вв. древнерусское население Южного Поднепровья было представлено потомками племен уличей и оседлой части алано-болгарских племен, переместившихся из Подонья под давлением печенегов. Южные степи, Понизья Дона, Днестра и Дуная были колонизованы восточными славянами также в догосударственные времена. Однако в древнерусскую эпоху от когда-то компактных и многочисленных славянских поселений там впоследствии остались лишь некоторые, о чем красочно повествует Нестор. Рассказывая о расселении славян на юге, он замечает: «А улучи и тиверьци седяху бо по Днестру, приседяху к Дунаеви. Бе множьство их: седяху бо по Днестру оли до моря, и суть гради их и до сего дне». Речь идет, вероятно, об остатках тех городов - городищах. Главной причиной оттеснения восточных славян от Черного моря и устьев больших рек было нашествие печенегов в X в., которых в XI в. сменили другие кочевники - половцы. Эта мало исследованная южная славянская колонизация издавна встречалась с могучим встречным потоком кочевников: аваров, тюрков-болгар, угров, печенегов, торков, половцев, наталкивалась на сильное сопротивление Византии и Хазарии.

Достаточно рано, по крайней мере с IX в., завязывались политические отношения между союзами славянских и неславянских племен на Севере. Уже в первых записях датированной части «Повести временных лет» (с 852 г.) встречаем известия о федеративном объединении на северо-западе, состоявшем из двух славянских (словены и кривичи) и двух угро-финских (чудь и меря) союзов племен, скорее, племенных княжений. Под 859 г. (дата условная, как и почти все годы, проставленные позднейшими летописцами в рассказах о IX и большей части X вв.). Нестор сообщает, что «имаху дань Варязи из Заморья на чюди и на словенех, на мери и на всех кривичех». Славяне и неславяне названы здесь вперемешку, что и навело В.Т. Пашуто на мысль о существовании в то время конфедерации этих народов. Далее эти племенные образования «изъгнаша варяги за море, и не даша им дани и почаша сами в собе володети». Упомянутая конфедерация славян и неславян была, по-видимому, стойкой, о чем свидетельствуют последующие страницы летописи. А «согласованное действие четырех земель свидетельствует об усилении тенденции к их слиянию, ускоренной северной (варяжской. - Н.К. ) опасностью».

Союзы славянских и неславянских земель сложились, как видим, еще до образования Древнерусского государства. На севере их ядро составили новгородская Словенская земля и полоцкая Кривичская. В длительном и неоднозначном процессе образования древнерусской государственности неславянские земли попали в подчиненное положение. Когда с конца IX в. начался первый этап объединения Руси, государственный центр в Киеве постепенно присоединял и неславянские земли, превращая их в объект нарастающей государственной, а затем и феодальной эксплуатации. Часть неславянских народов растворилась в славянском этносе (мурома, водь, ижора, позднее - меря), другая устояла. Так, совокупность эстонских племен слилась в Чудскую землю, а укшайтско-жемайтско-ятвяжских - в Литву.

Неславянские союзы племен Восточной Европы на первых порах строительства Древнерусского государства были ее союзниками, быть может, и подневольными. Рассказывая о знаменитом походе Олега из Новгорода на Киев около 882 г., следствием которого стало объединение восточнославянских племен (что принимается современной наукой за начальную дату существования Древнерусского государства), Нестор пишет: «Поиде Олег, поим воя многи, варяги, чудь, словени, мерю, весь, кривичи...». Точно так же неславянские племена пребывали в составе громадного войска Олега, двинувшегося в 907 г. на Царьград: «Иде Олег на Грекы, Игоря оставив Киеве, поя же множество варяг и словен, и чюдь, и словене, и кривичи, и мерю, и деревляны...». Но в войске преемника Олега Игоря, также ходившего на Царьград в 943 г., представители неславянских народов уже не упоминаются. Логично допустить, что одни из них (меря) были к тому времени уже поглощены Киевской Русью, другие не имели с ней союзнических отношений. В дальнейшем летопись ни разу не упоминает воинов из чуди, веси, мери и других угро-финских народов в составе войска русских князей.

Археологические исследования подтверждают как политическое сосуществование славян и неславян, так и бытование славяно-финно-угорского, славяно-тюркского, славяно-иранского и славяно-балтского социально-культурного симбиоза в Восточной Европе. Следует считать несомненным прогрессивный характер влияния Руси на подвластные народы. Восточные славяне-земледельцы, носители более высокой культуры, положительным образом влияли на неславян, бывших в основном охотниками и скотоводами. «Главной фигурой могучей экономической колонизации, развернувшейся во второй половине первого тысячелетия на Восточноевропейской равнине, был славянский земледелец... Экономический прогресс выражался во внедрении земледелия в среду скотоводческих, охотничьих и промысловых народов». Этнологи считают, что славянское экономическое и культурное влияние во многих случаях благоприятствовало даже этническому сплочению неславянских народов.

Завершая рассмотрение сюжета о вхождении неславянских народов в восточнославянские протогосударственные, а далее и государственное объединение - Киевскую Русь, необходимо подчеркнуть, что всегда в территориальном, политическом, экономическом и культурном отношениях в этих объединениях преобладал собственно славянский, далее древнерусский этнос. Сам феодальный способ производства, стимулировавший развитие государственности, возник и развивался у славян раньше, чем у подвластных им народов, долгое время остававшихся на родо-племенной стадии социальной эволюции. Киевская Русь была исторической прародиной не только российского, украинского и белорусского народов. В составе этого государства жили и приобщались к общественно-политической и культурной жизни страны десятки больших и малых неславянских народов Причерноморья, Прибалтики, европейского Севера, Поволжья, Северного Кавказа.

Прежде чем перейти к южным славянам и другим балканским народам, следует завершить обзор народов Восточной Европы. При этом ограничимся популяциями лишь четырех соседствующих друг с другом республик Волго-Уральского региона, пересекающих этот регион единой полосой с востока на запад: Башкортостан, Татарстан, Чувашия и Мордовия.

Каждая из первых двух серий карт обнаружила свой собственный генетический ландшафт, охватывающий обширные пространства Европы - ландшафт Северо-Восточной Европы и ландшафт «северных славян». Причем в каждой из серий все карты за единственным исключением строго следовали общей модели. Однако третья серия - Уральская - несмотря на много меньший охваченный ареал, обнаруживает совершенно разные паттерны для каждого из народов. Более того - генетические ландшафты всех шести рассмотренных этнических групп резко различны даже по размеру ареала генетически сходных с ними популяций — от сходства с популяциями половины Восточной Европы до очень локального варианта.

На всех генетических ландшафтах серии самое нижнее течение Волги окрашено в тона генетически очень далеких популяций. Но на них пока не отражены генофонды астраханских ногайцев и астраханских татар: в момент написания книги их генотипирование нами еще не закончено. Но оно явно внесет коррективы в генетические ландшафты данной серии.

КАРТОГРАФИРОВАНИЕ СХОДСТВА С ГЕНОФОНДОМ БАШКИР


По данным переписи 2010 г. в России 1.6 млн. башкир, из них 1.2 млн. - в Башкортостане. Однако, несмотря на столь большую численность, ареал популяций, сходных с генофондом башкир, очерчен очень четко: он тянется по Уральским горам и их западным предгорьям вдоль Камы, занимая только ее левобережье, и далее продолжает путь на юг вдоль этого же меридиана, доходя до Казахстана. При этом южная часть ареала более широка и размыта, протягиваясь на запад почти до Волги, а на востоке вновь до ареала казахов. Максимальные значения генетических расстояний (темно-красные тона) окружают ареал башкир с востока, севера и юга, следуя изгибу Оби и ареалу казахов. На западе же от башкир - от Волги и нижнего Дона до крайнего европейского севера находятся оранжевые тона популяций, генофонды которых, конечно, далеки от башкир, но все же не настолько, как Сибирь и Казахстан.

Рис.1. Карта генетических расстояний от башкир


КАРТОГРАФИРОВАНИЕ СХОДСТВА С ГЕНОФОНДОМ КАЗАНСКИХ ТАТАР


По данным переписи 2010 г. в Татарстане проживает 2 млн. татар. Но поскольку эти данные включают и мишарей, и кряшен, и тептярей, то численность казанских татар Татарстана, видимо, сопоставима с численностью башкир Башкортостана. Однако казанские татары характеризуются совершенно иным генетическим ландшафтом, чем башкиры - ареал популяций, генетически сходных с казанскими татарами, обширен и весь обращен к Северо-Восточной Европе.

Хотя область популяций, максимально сходных с казанскими татарами (темно-зеленые тона, показывающие генетические расстояния от 0 до 0.05) невелика, ареал популяций, окрашенных в желто-зеленые тона небольших генетических расстояний (от 0.05 до 0.10), чрезвычайно обширен. Этот ландшафт почти полностью вторит ландшафту Северо-Восточной Европы, детально описанному в первой серии карт. Вся северная и западная часть ареала сходных популяций практически та же (за исключением разве что побережья Баренцева моря) - она включает не только западных финнов и балтов, но и запад Фенноскандии. На юге этого ареала границей вновь служит Волга.

Но есть и разница. В отличие от народов Северо-Восточной Европы, область сходных генофондов охватывает Татарстан и часть популяций Башкортостана, указывая на наличие общего североевропейского субстрата и у них. Если бы надо было дать выразительное название наиболее характерным чертам этой карты, то ее можно было бы назвать ландшафтом «левобережья Волги» — так как Волга практически на всем своем течении ограничивает ареал генофондов, сыгравших наиболее важную роль в сложении генофонда казанских татар. И приходится отметить, что Y-хромосомный генетический ландшафт не подтверждает ни булгарскую, ни золотоордынскую версии этногенеза казанских татар, а вместо этого подчеркивает мощный североевропейский генетический субстрат в их генофонде.


Рис.2. Карта генетических расстояний от казанских татар
(генетический ландшафт по гаплогруппам Y-хромосомы)


КАРТОГРАФИРОВАНИЕ СХОДСТВА С ГЕНОФОНДОМ МИШАРЕЙ


Численность мишарей указать не просто, так как в последних переписях они не выделялись из совокупности татар, но в переписи 1926 года их численность оценивалась около 200 тыс. Из их обширного ареала к настоящему времени по Y-хромосоме изучены только популяции мишарей Татарстана. И хотя в Татарстане мишари явно уступают по численности казанским татарам, однако они обнаруживают новый, ранее еще невиданный, генетический ландшафт. Поражает его обширность - зона генетического сходства (минимальных и небольших расстояний) простирается от южного Урала до Белого и Балтийского морей. Но самая удивительная черта - это то, что здесь Волга не служит границей, как мы это видели практически на всех картах. Напротив, Волга является центром - во всем ее течении области генетически сходных популяций расположены на ее обоих берегах. Генетический ландшафт мишарей объединяет карты первой и второй серий. Но при этом генетический ландшафт мишарей ограничен с запада и с юга - в отличие от карт второй серии, зона генетического сходства в западном направлении доходит лишь до Прибалтики, но не покрывает ареал западных славян, не заходит она ни к украинцам, ни на юг России, но тянется широкой полосой светло-зеленых интервалов от Прибалтики до Поволжья и Южного Урала.

Неожиданность генетического ландшафта мишарей позволяет выдвинуть рабочую гипотезу, требующую тщательной проверки. Можно допустить, что «левобережно-волжская» часть ландшафта, практически повторяющая предыдущую карту (рис. 2) - генетического ландшафта казанских татар — связана с потоком генов к мишарям от более многочисленного генофонда казанских татар. В этом случае «правобережно-волжскую» часть можно считать «собственным» генетическим ландшафтом мишарей, который, возможно, несет следы древнего балтского генофонда.


Рис.3. Карта генетических расстояний от мишарей
(генетический ландшафт по гаплогруппам Y-хромосомы)


КАРТОГРАФИРОВАНИЕ СХОДСТВА С ГЕНОФОНДОМ ЧУВАШЕЙ


Следующий генофонд в нашем продвижении с востока на запад — чувашский, который в данных по широкой панели гаплогрупп Y-хромосомы пока представлен единственной популяцией, изученной на территории Татарстана. Но вопреки и ее географическому соседству с мишарями и казанскими татарами, и их общей принадлежности к тюркским языкам, и большой численности (по переписи 2010 года, чувашей в России около 1.5 млн. человек) чуваши являют собой генетический остров - мы вообще не обнаруживаем других популяций, генетически с ними сходных. Сразу вспоминается, что чувашский язык - это единственный уцелевший из булгарской ветви тюркских языков. В целом, генетический ландшафт чувашей не противоречит (в отличие от ландшафта казанских татар) «булгарской» версии их этногенеза.


Рис.4. Карта генетических расстояний от чувашей
(генетический ландшафт по гаплогруппам Y-хромосомы)


КАРТОГРАФИРОВАНИЕ СХОДСТВА С ГЕНОФОНДАМИ МОКШИ И ЭРЗЯ


Часто возникающий вопрос о том, являются ли мокша и эрзя разными народами или же субэтническими группами одного этноса — мордвы - может быть адресован не к генетикам, а лишь к этнологам. Отметим лишь, что мордва - это экзоэтноним, а мокша и эрзя - самоназвания. Лингвистика выделяет их языки как самостоятельные, а не диалекты — существенная разница в фонетическом строе, лексике и грамматике не позволяет их носителям понимать друг друга. Наиболее близкими к ним являются ныне мертвый мещерский язык, а также марийский и языки прибалтийских финнов.

Генетика изучает популяции всех уровней этнической и субэтнической иерархии, и сходство или же различия их генофондов не могут служить указанием на то, кто из них является этносом, а кто — субэтнической группой. В первой серии карт мы уже видели, что части одного этноса могут быть генетически не схожи (как северная и южная части русского генофонда), в то время как разные этносы могут быть генетическими близнецами (как, например, центрально-южная половинка русского генофонда и белорусы). Поэтому, ни в коем случае не обращаясь к решению вопроса, являются ли мокша и эрзя самостоятельными этносами или же частями одного этноса — мордвы, рассмотрим их генофонды отдельно, поскольку для них характерны разные геногеографические ландшафты.

Генетический ландшафт мокши (рис. 5) указывает на яркое своеобразие их генофонда - область генетически близких значений охватывает лишь небольшой ареал популяций среднего течения Волги, строго ограничиваясь ее правобережьем.

Генетический ландшафт эрзян (рис. 6), напротив, поражает обширнейшим ареалом генетически близких популяций. Этот ареал уже хорошо узнаваем - это все тот же хорошо знакомый нам по второй серии карт генетический ландшафт «северных славян». При этом ярко-зеленые области генетически близких значений включают в себя не только ареал белорусов, центральных и южных русских популяций, но и Польшу, и запад Германии, и Словакию, оставляя Украине и левобережью Волги область умеренно близких частот, окрашенных желтыми тонами. Обратим особое внимание, что в отличие от мокшан, генофонд эрзян генетически далек от крымских татар.

Такое яркое различие между генетическими ландшафтами мокши и эрзи служит важным аргументом, что при описании характеристик генофонда Мордовии недостаточно просто указание «мордва», и необходимо указывать, популяции мокши или же эрзи были включены в анализ.


Рис.5. Карта генетических расстояний от мокши
(генетический ландшафт по гаплогруппам Y-хромосомы)


Рис.6. Карта генетических расстояний от эрзян
(генетический ландшафт по гаплогруппам Y-хромосомы)


Примечание. Сходство эрзян с западными и восточными славянами, вероятно, объясняется общим субстратом. Подробнее см. .

1. Неславянские народы северной России.

2. Неславянские народы Поволжья.

1 . КАРЕЛЫ - народ Российской Федерации, составляющий, большинство (около 80 тыс. чел. жителей республики Карелия (до распада СССР - Карельская АССР), Общая численность в Российской Федерации- около 125 тыс. чел. Проживают, кроме Карелии, в Тверской, Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Московской и других областях. Говорят на карельском языке, который имеет несколько диалектов.(собственно карельский, ливвиковский, людиковский) и относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи.

С точки зрения физической (биологической) антропологии карелы принадлежат к беломоро-балтийской расе, входящей в большую европеоидную расу. Однако в некоторых группах карельского населения прослеживается небольшая монголоидная примесь. Русские летописи называют их предков, которые в IX в. населяли северо-западное побережье Ладожского озера, - «корела». Освоив в XI- XII вв. западную часть теперешней территории.Карелии, корела постепенно продвигались на север и на восток, смешиваясь с лопарями (саами) и вепсами;. С XII в., войдя а состав Русского государства находились под постоянным этнокультурным влиянием русских, что, «однако, не помешало консолидации карельского этноса, произошедшей в середине ХV в.

Традиционный вид хозяйства карелов - трехпольное и подсечное земледелие (рожь, ячмень,овес, горох, редька, репа, а с конца XIX в. -свекла, морковь, картошка, брюква) и животноводство (коровы, лошади, свиньи). Немаловажное значение в традиционном хозяйстве карел имеет рыболовство. Тип жилица-близок к северно - русскому при наличии некоторой специфики, которая проявляется в архитектурном декоре. В народном костюме также имеют место формы, присущие традиционной одежде русских Европейского Севера: сарафан, рубаха. Однако в национальном карельском костюме существуют и свои особенности: в Прионежье можно встретить тип древней несшитой юбки (хурстут); среди северных карел - рубаху с разрезом на спине,мужские шейные платки, вязаные и плетенные пояса и наголенники, а среди южных карел широко распространена архаическая вышивка.

В традиционной карельской пище существуют особенности, отличающие их от проживающего рядом русского населения. Эти рыбные похлебки с добавлением мучных продуктов, пироги с крупой и картофелем (калитки), запеченная в молоке и сметане рыба. Из напитков особенно традиционны для карел квас из репы, чай, чуть подсоленый кофе. Фольклор имеет некоторое сходство с финским: древние песнопения (руны), которые сопровождаются игрой на кантеле (щипковый музыкальный инструмент), сказки с древними героями и сюжетами из древней финской истории, и, наконец, карело-финский эпос «Калевала"".


СААМЫ (самоназвание - саами, саамь, саме, устаревшее название –лопари) - народ, расселенный на Кольском полуострове (кольские-саамы 1615 чел.), Норвегии (30 тыс. чел.), Швеции (17тыс. чел.) и Финляндии (5 тыс. чел.). Прежнее название «лопари» имеет скорее всего финско-скандинавское происхождение, перешедшее затем и к русским. Антропологически саамы весьма своеобразны; их относят к лапоноидному типу (монголоидная примесь) большой европеоидной расы. Саамский язык составляет свою отдельную подгруппу финно-угорской группы уральской языковой семьи. В языке Кольских саамов существует четыре диалекта,а также несколько говоров. Верующие саамы в Скандинавии и Финляндии - лютеране, в России - православные.

Саамы- древнее население европейского Крайнего Севера. Их предки занимали более обширную территорию, но в течение нескольких веков оттеснялись на север и ассимилировались русскими, карелами, финнами и скандинавами. Основным занятием саамов долгое время были охота и рыболовство, но с XVII в. они становятся оленеводами, сохраняя этот тип хозяйства в качестве основного до сих пор. Традиционное жилище - переносной конусовидный шалаш, основу которого составляют жерди. На них покрывается мешковина (летом) или оленьи шкуры (зимой). У Кольских саамов это жилище называется «кувакса» , у скандинавских - «кота», традиционная мужская и женская одежда отличается друг от друга незначительно. Это прямая рубаха; сшитая из сукна или холста, которую мужчины подпоясывают широким кожаным ремнём. Зимняя одежда у саамов представляет

собой глухую накидну из олених шкур мехом наружу, которая стягивается ремешками. Традиционная пища состоит главным образом из оленьего мяса (зимой) и из рыбы (летом). Фольклор саамов -это прежде всего, мифы, народные сказания и предания. Долгое время у народа саами сохранялись пережитки шаманизма.

КОМИ - самоназвание двух близких народов. Один из них -собственно коми, называющие себя также коми морт или коми войтыр и которых ранее называли зырянами (образуют коренное население республики Коми, численность - около 300 тыс. чел.); другой - коми-пермяки, оставляющий основу населения Коми-Пермяцкого автономного Округа (95,5 тыс. чел.). Представители первого народа проживают также в Архангельской, Свердловской, Мурманской, Омской, Тюменской областях, Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Представители второго народа населяют, кроме Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермскую область. Собственно коми говорят на коми (- зырянском) языке, имеющим десять диалектов. Коми-пермяки говорят на коми-пермяцком языке, имеющим заметное родство с коми (-зырянс­ким) и удмуртским языками. Все они принадлежат к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Верующие коми -православные и староверы.

Древние предки коми населяли бассейн среднего и верхнего течений Камы, часть их во второй половине I-го тыс. н.э. переселилась в бассейн реки Вычегды и смещалась с проживавшими там фино-угорскими народами. В результате этого смешения сформировались два племенных конгломерата: вычегодская пермь, ставшие-непосредственными предками собственно коми, и великая пермь (предки коми-пермяков). ,

Этническая культура народа коми связана со средой его обитания, а наличие резервной территории позволяло коми сохранять традиционный хозяйственный комплекс почти неизменным. В XII в. начался переход от подсечно-огневого к пашенному земледелию, а к XV в. коми освоили трехпольное земледелие, однако еще в начале XX в. у коми можно было встретить все три типа земледелия; подсечное, переложное и трехпольное. Основными зерновыми культурами до сих пор являются ячмень, рожь, овес, пшеница, лен, конопля. Жилище коми - это срубные дома, состоящие из двух изб - летней (лункерка) и зимней (войкерка). В народной одежде прослеживается большое сходство с традиционным костюмом русских Европейского Севера; Женский костюм состоит из сарафана различных типов (шушун, кунтей,синяк, китайка), рубахи, передника (запон) ,мужской – из рубахи, штанов с широким шагом (гач), пояса и войлочной шляпы. С наступлением холодов надеваются кафтаны, а зимой - шубы. Достаточно самобытной является одежда для охоты. Это наплечная накидка (лузан), вязаные чулки, кожаные туфли (уляди) и также кожаные высокие сапоги (бахилы). Из традиционной кухни выделяются блюда из мяса и рыбы, хотя и продукты растительного происхождения также употребляются в пищу.

Традиционный промысел в основе своей связан с народным искусством: вышивкой, узорчатым ткачеством и вязанием, аппликацией из меха, резьбой по дереву. Фольклор коми состоит из песен, сказок, эпических сказаний о Пере-богатыре, а также из преданий о чуди, которых коми считают своими историческими предками.

Материальная и духовная культура коми-пермяков близка этнической культуре собственно коми. Их традиционное занятие- пашенное земледелие (зерновые, конопля, лен, горох). Распространено животноводство (лошади, коровы), пчеловодство, рыболовство. Жилище коми-пермяков - срубные трехраздельные дома, близкие по своему типу к северорусскому (изба-сени-изба). Вплотную к жилому помещению пристраиваются хозяйственные постройки. Традиционная одежда также имеет большое сходство с народным костюмом собственно коми. Женская одежда состоит из сарафана (дубас, рубахи, узорного пояса (покром), передника (запон). Мужская - из штанов (вешьян), рубахи, которая подпоясана узорным поясом. Поверх нижней одежды носится холщовый балахон (шабур), холщовые кафтаны, шуба (пась). Традиционная пища коми-пермяков состоит из ячменного и ржаного хлеба, овощей, рыбы, грибов, ягод. Мясные блюда употребляются редко, преимущественно по праздникам. Прикладное искусство коми-пермяков связано с традиционными промыслами, такими как узорное ткачество, реазьба и роспись по дереву и кости; обработка бересты и рогов. Известен коми-пермяцкий эпос о Лере и Мизе, а также о Пеле и Кудым-Оше, распространены предания о чуди, былички, сказки.

2 . ТАТАРЫ (самоназвание - татар)- один из самых крупных народов России(шестой по численности, более 6,5 млн. чел.), составляющий основное (коренное) население республики Татарстан. Татары проживают также в республике Башкортостан, в Челябинской,Пермской, Свердловской, Оренбургской и Астраханской областях, на юге Сибири и Дальнем Востоке. После распада СССР небольшое количество татар. продолжает оставаться в некоторых странах СНГ- республиках Центральной Азии и Казахстане.

Этноним (название народа) «татары» исторически прослеживается с VI в. н.э. среди конгломерата монгольских племен, кочевавших к юго-востоку от озера Байкал. В период монгольских завоеваний, происходивших в XII- XIVв. так назвались некоторые народы, вошедшие в состав одного из государств, образовавшихся в результате этих завоеваний и получившего название Золотая Орда. В дальнейшем татарское население дифференцировалось, в результате чего сформировалось несколько этно-территориальных групп татарского населения, из которых особенно выделялись такие, как татары Среднего Поволжья и Приуралья (казанские татары, касимовские татары и мишари), татары Нижнего Поволжья или астраханские татары (юртовские татары, кундровские татары и карагаши) и, наконец, татары Сибири (тобольские, барабинские и томские татары). Подобный географический разброс татарского населения повлиял на его антропологическое разнообразие. Татары Среднего Поволжья и Приуралья близки по своей антропологии к представителям большой европеоидной расы. Большая часть астраханских и сибирских татар антропологически приближаются к южно­сибирскому варианту большой монголоидной расы. Такая неоднородность проявляется и в языках; на которых говорят различные группы татар: поволжские, приуральские и сибирские татары говоря на языке кыпчакской подгруппы, входящей в тюркскую группу алтайской языковой семьи, в то время как язык астраханских татар, имея ногайскую основу, более всего близок к классическому татарскому языку. Верующие татары - мусульмане-сунниты.

Татары преимущественно земледельцы (выращивают рожь, пшеница, овес, горох, ячмень, гречиху, просо, лен, коноплю). Менее развито у них животноводство (разводят мелкий и крупный рогатый скот, лошади, домашняя птица). Среди традиционных ремесел особенно выделяются-обработка кожи и шерсти, изготовление узорной обуви и вышитых головных уборов. Традиционный татарский дом (четырех- или пятистенная изба) делится на мужскую и женскую половины.

В мужской и женской нательной одежде традиционного костюма главным элементом; является туникообразная рубаха и штаны с широким шагом. На рубаху мужчины и женщины надевают приталенный камзол, причем женские камзолы длиннее мужских. Верхняя одежда как мужская, так и женская - бешмет, стеганный на вате. Мужской головной убор – шапка(зимой), тюбетейка, войлочная шляпа (летом). Очень самобытны женские головные уборы: вышитая бархатная шапочка под названием калфак, украшенный снаружи серебряными монетами головной убор (кашпау) и разнообразные покрывала с вышивкой. Из традиционной обуви особо выделяются ичеги, сшитые из мягкой кожи, и туфли, инкрустированные цветной кожей. Традиционная пища состоит в основном из мясо-молочных блюд, а также из блюд растительного происхождения: каша; хлеб из кислого теста, лепешки (кабартма), блины, сдобы из пресного теста (бавырсак, кош, теле). Ритуальное блюдо - мед смешанный с маслом; свадебный напиток - смесь фруктов и растворенного в воде меда (ширбэт). Самым значительным национальным праздником является сабантуй, посвященный весеннему севу (с традиционными состязаниями - борьбой, бегом, конными скачками). Устное народное творчество богато сказками, легендами, песнями, загадками, поговорками. Одним из основных жанров являются байты - эпические или лиро-эпические произведения, рассказывающие об истории татарского народа.

БАШКИРЫ (самоназвание – башкорт) - народ, образующий основное население одной из национальных республик Российской Федерации (РФ) - Башкортостана. За пределами своей этнической территории живут в Челябинской, Курганской, Оренбургской, Пермской и Свердловской областях РФ. Общая численность в России на начало 1990-х годов Около 1,5 млн., в том числе в Башкортостане 864 тыс. чел.

Происхождение башкирского этноса тесно связано со скотоводческими племенами тюркского происхождения, кочевавшими до прихода на территорию Южного Урала в приаральско-сырдарьиноких степях. Однако самыми древними предками башкир были ираноязычные сарматы и различные финно- угорские племена. Именно поэтому антропологический тип башкир неоднороден. Часть их относится к субуральскому типу переходной уральской расы; башкиры, живущие на северо-западе республики, близки к восточно-европейскому типу среднеевропеоидной расы; и, наконец, восточные башкиры имеют много общего с представителями южносибирской расы. Башкирский язык принадлежит к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской языковой семьи, имея несколько диалектов. Среди башкир широкое распространение имеют русский и татарский языки.

До середины XVII в. основным традиционным занятием башкир было полукочевое скотоводство: С начала XVIII в. возрастает роль земледелия, однако у южных и восточных башкир кочевание сохранялось вплоть до начала XX в. Традиционные формы быта башкир осшованы на земледелии и скотоводстве. Большое значение, особенно на юге, имеет коневодство. Традиционные ремесла башкир - ткацкое дело, выдека войлока, производство ковров, обработка кожи. Женская традиционная одежда - длинное отрезное в талии платье (кюлдак), передник и камзол, Часто украшенным серебряными монетами. Типичный женский головой убор называется кашмау - чепец, конец которого спускается по спине и который обычно украшается монетами и серебряными подвесками; головной убор незамужней девушки - шлемовидная шапочка с прикрепленными к ней монетами (такыя). Мужской национальный костюм башкиров состоял из рубахи, штанов с широким шагом, камзола или халата. Традиционный головной убор башкира - тюбетейка, круглая меховая шапка, меховой малахай, который закрывает уши и шею. Башкирская кухня основана на мясной и молочной пище; традиционные блюда башкир -вареная конина и вареная баранина (бешбармак), вяленая колбаса (казы), сыр (корот), простокваша (катык). Наиболее распространенными народными праздниками башкир являются джин, сабантуй и специфический женский праздник под названием каргатуй. Башкирский фольклор - это прежде всего героический эпос («Урал-батыр», «Акбузат»), песни о башкирских героях (батырах).

Чуваши (самоназвание - чаваш) - народ, образующий основное население (более двух третей, 907 тыс. чел.) Чувашской республики, входящей в состав Российской Федерации (РФ), в которой чувашей насчитывается 1773,6 тыс. чел. Кроме своей этнической территории они проживают в Татарстане, Башкортостане, Самарской, Ульяновской областях, в Москве и Московской области, в Красноярском крае, Кемеровской, Оренбургской областях", Казахстане и на Украине. Общее число чувашей на территории бывшего СССР 1842,3 тыс., чел.

Этногенез чувашей закончился приблизительно к концу I тысячелетия н. э, в результате смешения племенного объединения волжско-камских болгар с финно-угорскими племенами, населявшими территорию будущих чувашей. Дальнейший процесс тюркизации местного населения был обусловлен разгромом волжских болгар в XIII вв. татаро-монголами, после чего (середина XV в) чувашские земли вошли в состав Казанского ханства. Этнической консолидации чувашей способствовало присоединение их территории (1551 г.) к Московской Руси, Чуваши делятся на две основные этнотерриториальные группы: проживающих в северо­западной Чувашии (верховые или вирьяп) и населяющих северо- восточную и южную Чувашию (низовые или анатри). Однако между этими двумя группами проживает группа средненизовых чувашей, которая по языку близка к вирьял, в бытовом же отношении имеет большое сходство с антари. Чувашский этнос относится к субуральскому варианту уральской расы, а язык образует булгарскую подгруппу тюркской группы, входящей в алтайскую языковую семью.

Основа традиционного хозяйства - земледелие, которое трансформировалооь в течение нескольких веков от подсечно-огневого до трехпольного. У чувашей со второй половины XIX в. преобладают жилища, близкие к планировке среднерусского дома: изба, сени, клеть. Женский и мужской народный костюм чувашей слабо дифференцирован. Он состоит из туникообразной рубахи под названием кепе (женская отличается богато украшенной вышивкой) и штанов с широким шагом. Верхняя одежда похожа на кафтан (шупар), а в холоднее время года надевается поддевка.(сахман) и овчинная шуба (керек). Очень красивы головные уборы, особенно женские: шапочка, имеющая форму усеченного конуса, украшенная монетами, и бисером (хушпу), чалма из треугольной ткани. Головной убор незамужней женщины - шлемовидная или полусферическая щапочка, расшитая бисером и украшенная монетами, В национальной кухне основу составляют продукты растительного происхождения: супы (яшка), бульоны с разнообразными добавками, каши, пироги с различной начинкой. В пищу употребляются и молочные блюда: кислое молоко (турах), сыр из творога (чакат) и др., а также мясные блюда: колбаса из овечьих потрохов (шартан), вареная колбаса из рубленного мяса с крупяной начинкой (тултармаш). Самый распространенный напиток -ржаное или ячменное пиво. Чувашская семья до сих пор является хранителем народных традиций; родильных, свадебных и похоронных. Среди чувашей сильно распространен русский язык, поскольку чувашский этнос подвергся значительной аккультурации со стороны русских. Верующие чуваши - христиане православного толка.

МАРИЙЦЫ (самоназвание - мари, мэрий, в дореволюционной России назывались черемисами) - народ, проживающий в одной из республик Российской Федерации Марий Эл составляющий основную часть ее населения (более 325 тыс. чел.). Общая численность марийцев \в России - около 645 тыс. чел., которые кроме свой этнической территории, компактно проживают в Башкортостане (около 106 тыс. чел.), Татарии (около 10 тыс. чел.), а также в Нижегородской, Кировской, Свердловской и Пермской областях.

Марийцы подразделяются на три основные этнорегиональные группы: горные, населяющие Правобережье Волги, луговые- междуречье между реками Вятка и Ветлуга; и восточные - к востоку от реки Вятка, в основном на территории Башкортостана, переселившись туда в XV- XVIII вв. В соответствии с этим расселением марийский язык (финно-угорская группа уральской языковой семьи) делится на следующие наречия: горное, луговое, восточное и северо-западное. Антропологически марийцы относятся к; субуральскому типу уральской расы, то есть являются европеоидами с небольшой монголоидной примесьюю Верующие - христиане (православные), а также приверженцы свой собственной марийской веры, которая является пережитком древних языческих поверий.

Древними предками марийцев были финно-угорские племена, которые расселились на теперешней территории марийцев в нач. нашей эры. Под названием сремискане (VI в.), они упоминаются готским историком Иорданом, Не обошли марийцев вниманием и русские источники («Повесть временных лет», XII в.) Именно в конце XII в началось сближение марийских племен с русскими, которое заметно усилилось после присоединения к России (XVI в.) Среднего Поволжья.

Пашенное земледелие - основное традиционное занятие марийцев (выращивают рожь, овес, ячмень, просо, гречиху, коноплю, лен). Среди огородных культур особенно распространены лук, картофель, хмель, морковь, редька. Вспомогательными видами хозяйства являются животноводство (держат лошадей, крупный рогатый скот, овец), лесной помысел, пчеловодство и рыболовство. Из традиционных ремесел особо следует выделить вышивку, ювелирное дело и резьбу по дереву. Сельское традиционное жилище представляет собой сруб (тюрт) с двускатной крышей, разделенный на две или три части. Национальный костюм как женский, так и мужской состоят из туникообразной рубахи (тувыр), штанов (йолаш), кафтана (шовыр), поясного полотенца (солык) и пояса (юштэ), Традиционная пища довольно разнообразна: суп с клецками (лажка), вареники, начиненные мясом или творогом (подкогыльо), конская вареная колбаса (каж), творожники (туара), печеные лепешки (салмагинде). Самые распространенные марийские напитки: пиво (пура), пахта (эран), хмельной напиток из меда (пуро). Традиционные верования основаны на культах предков и языческих божеств.

МОРДВА - народ, составляющий основу населения республики Мордовия (313, 4 тыс. чел.), входящей в состав Российской Федерации (более одного миллиона человек). Компактно расселены в Башкортостане (около 32 тыс. чел.), Татарстане (29 тыс. чел.), Чувашии (18,7 тыс. чел.), Сибири, на Дальнем Востоке (более 80 тыс. чел.), а также в следующих областях РФ: Самарской (116,5 тыс. чел.). Пензенской (86,4 тыс. чел.), Оренбургской (около 69 тыс. чел.), Ульяновской (около 62 тыс. чел,), Нижегородской (36,7 тыс. чел.) ,Саратовской (23,4 тыс. чел.). Более 60 тыс. чел. проживает в некоторых странах СНГ. Мордва состоит из двух этнокультурных групп; эрзя и мокша, которые некоторыми учеными ставятся на уровень двух субэтносов. Эрзянский и мокшанский языки удалены друг от друга настолько, что имеют свою литературную форму, но тот и другой принадлежат к финно-угорской группе уральской языковой семьи. По своим антропологическим характеристикам мордва несет в себе переходные формы европеоидной. расы, а у мокши обнаруживается небольшая монголоидная примесь. "

Древнейшие предки мордовского этноса - финно-угорские племена, населявшие во второй половине I -го тыс. до н.э. междуречье Волги, Оки и Суры.; Начиная с первой половны I -го тыс. н. э. наметилась тенденция формирования и дифференциации эрзянской и мокшанской племенных групп. В этом процессе немаловажную роль играла обширность территорий, а также взаимодействие двух ветвей мордовского этноса с различными иными культурами. Развитию дуальности мордвы способствовала и миграция через их территорию представителей иных культур: волжских булгар, а позже - монголо-татар. Под именем «морденс» мордва упоминается в VI в. готским историком, а в Х в. византийский император Константин Багрянородный говорит о существовании страны Мордии. Некоторое разночтение можно встретить в русских летописях XI - XII вв.; в них сохранились этнонимы (название народа) мордва и мордовичи. В то время как эрзя (арису) и мокша встречаются соответственно в послании хазарского кагана(X в.). И те и другие взаимодействовали с этносами тюркского происхождения (татарами, волжско-камскими болгарами) и русским населением, связь с которым еще больше усилилась после присоединения мордовских земель к русскому государству (конец XV в.). Впоследствии (середина XVI в.) мордва приняла христианскую веру в форме православия, долго сохраняя однако элементы язычества.

Основой традиционного хозяйства мордвы является пашенное земледелие (рожь, пшеница; конопля, лен, просо). Вспомогательная роль отводится животноводству (крупный и мелкий рогатый Скот), бортничеству. Традиционное жилище имеет планировку схожую со среднерусской двухкамерной избой. Мордовский женский костюм состоит из холщовой рубахи белого цвета(памар) с богатой вышивкой. Эрзянский костюм - сплошь покрытая вышивкой рубаха (покай); верхняя одежда -халат из белого холста (руця). У мокшанок - белые холщовые штаны (понкст) и тот же халат из белого холста (мышкас, плахон). Весьма разнообразны женские головные уборы; они невысоки, имеют твердую-основу. У незамужних девушек - налобная повязка, обшитая бисером. Старинная традиционная обувь - это прежде всего лапти, которые у эрзя называются карть, а у мокша - карьхть.

Традиционная пища более всего состоит из продуктов земледелия:

дрожжевой хлеб (киот), пироги с разнообразной начинкой, блины, лапша, круглые кусочки теста, заваренные в воде. Блюда из мяса у эрзя и мокша также отличаются: эрзи употребляют в пищу жареное мясо и ливер с приправами (селянка), мокша едят жареное мясо с луком (щеням). Народные ремесла мордвы- вышивка, резьба по дереву и шитье бисером.

Традиционные праздники чаще всего приурочены к народному календарю один из которых (вельозкс) посвящен Вель –ава - покровительнице деревни. Мордовский фольклор более всего основан на обрядовой поэзии (календарной и семейной). Это свадебные песни, различные причитания.. Среди мордовского населения бытуют лирические грустные песни, пастушки, поговорки.

Удмурты (самоназвание - утморт,укморг, устаревшее русское название - вотяки) - народ, составляющий основное население Удмуртии (496,5 тыс. чел.) - республики, входящей в состав Российской федерации (РФ). Удмурты малыми группами проживают в Татарстане (около 25 туе. чел.), Башкортостане (около24 тыс. чел.), республике Марий,^л (2»5 тыс. чел.), Пермской (около 33 тыс. чел.), Кировской (23 тыс. чел.). Тюменской « (чуть больше 7 тыс. чел.), Свердловской (23,6 тыс. чел.) областях, а также в Украине (около 9 тыс. чел.), Узбекистане (2,7 тыс. чел.) и Белоруссии (1,2тыс.чел).

В антропологическом отношении удмурты являются представителями субуральского варианта уральской переходной расы. Удмурты говорят на удмуртском языке, который относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи и имеет.четыре основных наречия: северное, южное, периферийно-южное и бесермянское. Весьма распространенными являются русский и татарский языки. Верующие удмурты - христиане православного толка.

В основе этногенеза удмуртов - древние финно-угорские племена, населившие теперешнюю территорию Удмуртии с I-го тыс. до н.э. I-го тыс. н.э). На рубеже I-го и II-го тыс. н.э. удмуртские племена попали под влияние вояжско-камских болгар, о 1236 г. они оказались под монголо-татарским владычеством. До середины XVI в. их северные территории были частью Вятской земли, а южные входили в состав Казанского ханства. Однако в третьей четверти того же века вся территория, на которой проживали удмурты, вошла в состав Русского государства, оставаясь до сих пор субъектом Российской Федерации.

Основными традиционными видами хозяйства удмуртов является пашенное земледелие (рожь, овес, гречиха, ячмень, полба, горох, лен, конопля) и животноводство (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, овцы, домашняя птица). Традиционное жилище удмуртов - сруб из бревен (корка) с двускатной крышей. Сени дома - холодные, печь- русская. Хозяйственные постройки - амбар (кенос), летняя кухня.

В традиционной одежде удмуртов прослеживается два варианта - северный, в "котором преобладают белый, красный, черный, и южный с многоцветной гаммой. Женский народный костюм состоит из туникообразной рубахи (дэрем), халата (шертдарем), передника, высокого конусовидного головного убора (айшон) с накидкой (сюлык) узорчатых чулков.

Верхняя женская одежда – кафтан из сукна (дукес) и овчинная шуба, Мужской традиционный костюм почти аналогичен русскому народному костю му(пестрядинные штаны, рубаха косоворотка, валяная шляпа, лапти с, онучами). Основу национальной кухни составляют продукты питания растительного характера. По праздникам широкое распространение имеют такие блюда как пельмени, рыбники, пироги с грибами, ягодами и, овощами, а также мясо, масло, яйцо, мед. В религиозном плане в удмуртском этносе отчетливо проявляется система синкретизма язычества и христианства. В быту заметное место занимает вышивка, ткачество, вязание, резьба по дереву. Удмуртский фольклор и устное народное творчество содержат в себе космогонические мифы, предания о древней истории народа, сказания о богатырях, сказки, загадки, пословицы и поговорки, несущие в себе, духовное наследие удмуртского этноса.

КАЛМЫКИ (самоназвание - хальмг) - народ, большинство которого проживает в республике Калмыкия (146,3 тыс.чел.). Остальные живут в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях, а также в Ставропольском крае и Сибири. Немногочисленные диаспоры калмыков существуют в США, во Франции, Германии. Калмыки относятся, по своим антропологический характеристикам к одной из групп центрально-азиатской расы, входящей в большую монголоидную расу(антропологически близки монголам и бурятам). Говорят на калмыцком языке, который относится к монгольской группе алтайской языковой семьи.

Происхождение калмыков связывается, с ойратами Джунгарской равнины, часть которых в поисках новых пастбищ перекочевали в район нижнего течения Волги (конец XVI - XVII вв.) Здесь они постепенно смешивались с местными народами, более всего, тюркского происхождения. Вплоть до начала XX в. вели кочевой образ жизни, сохраняя деление на несколько племенных групп. В советское, особенно в процессе насильственной депортации в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан(с 1943. по 1957.). Однако, несмотря на это, калмыки до сих пор сохранили определенные культурные черты.

Основой их прежнего хоаяйственно-культурного типа было кочевое

скотоводство с преобладанием овец и лошадей. Традиционные ремёсла -

обработка металла, вышывка, резьба по дереву и тиснение по коже, у калмыков три основных типа традиционного жилища: кибитка, землянка полуземлянка.

Основу традиционного костюма составляет длинное платье, на

которое надевается безрукавка, длинная рубаха, штаны, сапожки и

вышитый пояс. Мужской традицонный костюм состоит из приталенногокафтана; рубахи, штаны, сапоги из мягкой кожи. Основа традиционного питания- овечье и лошадиное мясо, говядина и молоко, а также свинина и дичь. Широко распространенным напитком является чай с молоком,

маслом и другими добавками (соль, специи). В калмыцком фольклоре

бытуют протяжные песни, сказки, изречения, богопожелания, но особенно

известен калмыцкий героический эпос «Джангар». Верующие калмыки -

буддисты ламаистского толка.

Установите безопасный браузер

Предпросмотр документа

Тема «СЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ»

1.Введение 3 1.1 История Славян 4-5 1.2.Этногенез Славян 5-6 2.Языки 6 2.1. Ремесло 6-7 3. Религия 8 4. Эпос Марка Кралевича 9 5. Кто занимался лечением заболеваний? 10

Введение

СЛАВЯНЕ – крупнейшая группа европейских народов, объединенная общностью происхождения и языковой близостью в системе индоевропейских языков. Славяне, как и все современные народы, возникли в результате сложных этнических процессов и являются смесью предшествующих разнородных этнических групп. История славян неразрывно связана с историей возникновения и расселения индоевропейских племен. Четыре тысячи лет назад единая индоевропейская общность начинает распадаться. Формирование славянских племен происходило в процессе выделения их из числа многочисленных племен крупной индоевропейской семьи. В Центральной и Восточной Европе отделяется языковая группа, в которую, как показали данные генетики, входили предки германцев, балтов и славян. Они занимали обширную территорию: от Вислы до Днепра, отдельные племена доходили и до Волги, тесня финно-угров. Во 2-м тысячелетии до н.э. германо-балто-славянская языковая группа также переживала процессы дробления: германские племена уходят на Запад, за Эльбу, а балты и славяне остаются в Восточной Европе. Слова «славяне» в те древнейшие времена не было. Народ был, но по-разному именованный. Одно из имён – венеды, происходит от кельтского vindos, что означает "белый. Это слово и поныне сохранилось в эстонском языке. Птолемей и Иордан считают, что венеды это древнейшее собирательное имя всех славян, обитавших в то время между Эльбой и Доном. Представителей ее делят на три подгруппы: южную (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы), восточную (русские, украинцы и белорусы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане). Общая численность славян в мире – около 300 млн чел., в том числе болгар 8,5 млн., сербов около 9 млн., хорватов 5,7 млн., словенцев 2,3 млн., македонцев около 2 млн., черногорцев менее 1 млн., боснийцев около 2 млн., русских 146 млн (из них в РФ 120 млн.), украинцев 46 млн., белорусов 10,5 млн., поляков 44,5 млн., чехов 11 млн., словаков менее 6 млн., лужичан – около 60 тыс. Славяне составляют основную часть населения РФ, Республик Польши, Чехии, Хорватии, Словакии, Болгарии, Государственного сообщества Сербия и Черногория, проживают также в республиках Прибалтики, Венгрии, Греции, Германии, Австрии, Италии, в странах Америки и в Австралии. Большинство славян – христиане Данные археологии и языкознания связывают древних славян с обширной областью Центральной и Восточной Европы, ограниченной на западе Эльбой и Одером, на севере Балтийским морем, на востоке – Волгой, на юге – Адриатикой.

История Славян

Славяне занимались пашенным земледелием, скотоводством, различными ремеслами, жили соседскими общинами. Многочисленные войны и территориальные перемещения способствовала распаду к 6–7 вв. родовых связей. В 6–8 вв. многие из славянских племен объединились в племенные союзы и создали первые государственные образования: в 7 в. возникло Первое Болгарское царство и государство Само, в которое вошли земли словаков, в 8 в. – сербское государство Рашка, в 9 в. – Великоморавская держава, вобравшая в себя земли чехов, а также первое государство восточных славян – Киевская Русь, первое самостоятельно хорватское княжество и государство черногорцев Дукля. Тогда же – в 9–10 вв. – среди славян начало распространяться христианство, быстро ставшее господствующей религией.

Со второй половины 19 в. стало очевидным стремление многих славянских народов к созданию собственных, независимых государств. На славянских землях начали действовать общественно-политические организации, способствовавшие дальнейшему политическому пробуждению славянских народов, не имевших собственной государственности (сербов, хорватов, словенцев, македонцев, поляков, лужичан, чехов, украинцев, белорусов). В отличие от русских, чья государственность не была утрачена даже во время ордынского ига и насчитывала девятивековую историю, а также болгар и черногорцев, получивших независимость после победы России в войне с Турцией 1877–1878, большинство славянских народов еще только вело борьбу за независимость.

Национальный гнет и нелегкое экономическое положение славянских народов в конце 19 – начале 20 вв. вызвали несколько волн их эмиграции в более развитые европейские страны в США и Канаду, в меньшей степени – Францию, Германию. Общая численность славянских народов в мире в начале 20 в. составляла около 150 млн. человек (русских – 65 млн., украинцев – 31 млн., белорусов 7 млн.; поляков 19 млн., чехов 7 млн., словаков 2,5 млн.; сербов и хорватов 9 млн., болгар 5,5 млн., словенцев 1,5 млн.) В то время основная масса славян жила в России (107,5 млн. чел.), Австро-Венгрии (25 млн. чел.), Германии (4 млн. чел.), странах Америки (3 млн. чел.).

После Первой мировой войны 1914–1918 международные акты зафиксировали новые границы Болгарии, появление многонациональных славянских государств Югославии и Чехословакии (где, однако, одни славянские народы доминировали над другими), восстановление национальной государственности у поляков. В начале 1920-х было объявлено о создании собственных государств – социалистических республик – украинцев и белорусов, вошедших в СССР; однако тенденция к русификации культурной жизни этих восточнославянских народов – ставшая явной в период существования Российской империи – сохранялась.

На рубеже 20–21 вв. вновь стал актуальным вопрос об общности судеб всех восточных славян: украинцев, белорусов, великороссов, а также южных славян. В связи с активизацией славянского движения в России и за ее пределами в 1996–1999 было подписано несколько соглашений, являющихся ступенью к образованию союзного государства России и Белоруссии. В июне 2001 в Москве прошел съезд славянских народов Белоруссии, Украины и России; в сентябре 2002 в Москве была основана Славянская Партия России. В 2003 образовалось Государственное сообщество Сербии и Черногории, объявившее себя правопреемником Югославии. Идеи славянского единства вновь обретают свою актуальность

После Февральской революции 1917 предпринимались попытки создания украинской и белорусской государственности. В 1922 Украина и Белоруссия вместе с другими советскими республиками были учредителями СССР (в 1991 они объявили себя суверенными государствами). Утвердившиеся в славянских странах Европы во второй половине 1940-х годов тоталитарные режимы с господством административно-командной системы оказывали деформирующее воздействие на этнические процессы (нарушение прав этнических меньшинств в Болгарии, игнорирование руководством Чехословакии автономного статуса Словакии, обострение межэтнических противоречий в Югославии и т. д.). Это явилось одной из важнейших причин общенационального кризиса в славянских странах Европы, который привёл здесь, начиная с 1989-1990 гг., к существенным изменениям социально-экономической и этнополитической ситуации. Современные процессы демократизации социально-экономической, политической и духовной жизни славянских народов создают качественно новые возможности для расширения межэтнических контактов и культурного сотрудничества, имеющих прочные традиции. Территория современных славянских государств соответствует более или менее Центральной Европе, Восточной Европе и Северной Азии и состоит из следующих стран: Россия, Украина, Белоруссия, Приднестровье (непризнанное государство), Болгария, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория, Польша, Чехия и Словакия.

Этногене́з славя́н

Это- процесс формирования древнеславянской этнической общности, приведший к выделению славян из конгломерата индоевропейских племён. В настоящее время не существует общепризнанной версии формирования славянского этноса.

Один из крупных историков-славистов чешский ученыйП.И. Шафарик считал, что прародину славян следует искать в Европе, по соседству с родственными им племенами кельтов, германцев, балтов и фракийцев. Он считает, что славяне уже в глубокой древности занимали обширные пространства Средней и Восточной Европы, а в IV в. до н.э. под натиском кельтов переселились за Карпаты.

Однако и в это время они занимают весьма обширные территории - на западе - от устья Вислы к Неману, на севере – от Новгорода до истоков Волги и Днепра, на востоке – до Дона. Далее она, по его мнению, шла через нижний Днепр и Днестр вдоль Карпат до Вислы и по водоразделу Одера и Вислы к Балтийскому морю.

В конце XIX – начале ХХ вв. акад. А.А.Шахматов развил идею двух славянских прародин: района, в пределах которого сложился праславянский язык (первая прародина), и района, который праславянские племена занимали накануне расселения по Центральной и Восточной Европе (вторая прародина). Он исходит из того, что изначально из индоевропейской группы выделилась балто-славянская общность, являвшаяся автохтонной на территории Прибалтики. После распада этой общности славяне заняли территорию между нижним течением Немана и Западной Двины (первая прародина). Именно здесь сложился, по его мнению, праславянский язык, который в дальнейшем лег в основу всех славянских языков. В связи с великим переселением народов германцы в конце II в.н.э. продвигаются на юг и освобождают бассейн р. Вислы, куда и приходят славяне (вторая прародина). Здесь славяне разделяются на две ветви: западную и восточную. Западная ветвь продвигается в район р. Эльбы и становится основой для современных западнославянских народов; южная ветвь после распада империи гуннов (вторая половина V в.н.э.) разделилась на две группы: одна из них заселила Балканы и Дунай (основа современных южнославянских народов), другая – Днепр и Днестр (основа современных восточнославянских народов).

Наиболее популярной среди лингвистов гипотезой о прародине славян является висло-днепровская. По мнению таких ученых, как М.Фасмер (Германия), Ф.П.Филин, С.Б.Бернштейн (Россия), В.Георгиев (Болгария), Л.Нидерле (Чехия), К. Мошиньский(Польша) и др., прародина славян располагалась между средним течением Днепра на востоке и верховьями Западного Буга и Вислы на западе, а также от верховий Днестра и Южного Буга на юге до Припяти на севере. Таким образом, прародина славян определяется ими как современная северо-западная Украина, южная Белоруссия и юго-восточная Польша. Однако в исследованиях отдельных ученых встречаются те или иные вариации. С.Б.Бернштейн поддерживает гипотезу А.А.Шахматова о первоначальном разделении славян на две группы:западную и восточную; из последней в свое время выделились восточная и южная группы. Именно этим объясняется большая близость восточнославянских и южнославянских языков и некая обособленность, в частности фонетическая, западнославянских.

К проблеме этногенеза славян неоднократно обращалсяБ.А. Рыбаков. Его концепция также связана с висло-днепровской гипотезой и основана на единстве территорий обитания славянского этноса на протяжении двух тысячелетий: от Одера на западе до левобережья Днепра на востоке.

Славянские языки по степени их близости друг к другу принято делить на 3 группы: восточнославянскую, южнославянскую и западнославянскую. Распределение славянских языков внутри каждой группы имеет свои особенности. Каждый славянский язык включает в свой состав литературный язык со всеми его внутренними разновидностями и свои территориальные диалекты. Диалектное дробление и стилистическая структура внутри каждого славянского языка неодинаковы.

Ветви славянских языков:Восточнославянская ветвь: белорусский,древнерусский, древненовгородский диалект, западнорусский, русский украинский, русинский

Развито было у древних славян и ремесленное производство. Они изготовляли предметы быта из глины, дерева, кости, рога. Им было знакомо текстильное производство. Высоким уровнем отличалась обработка металла, из которого производились орудия земледелия и оружие. Славяне умели делать и украшения из цветных металлов. Те племена, которые жили на берегу моря и вообще на водных путях, умели строить лодки-однодревки, служившие для дальних путешествий. Славяне вели торговлю с неславянскими народами: продавали рабов-военнопленных, покупали оружие, украшения, драгоценные металлы. Для расчетов использовалась монета иностранного происхождения, но незначительное число найденных при раскопках монет свидетельствует о том, что деньги использовались нерегулярно. Жили славяне в хижинах, построенных из дерева и покрытых соломой, камышом или деревом. Жилище имело глиняные полы и каменные печи.
Славяне VI века обладали всеми типичными достоинствами и недостатками варваров. Византийские писатели признавали храбрость славян, их свободолюбие, честность, “демократический инстинкт”, гостеприимство, указывали на существование у них патриархального рабства. Но на войне славяне были жестоки. Личная храбрость в сочетании со свирепостью заменяли славянам то, чего им не хватало в военном искусстве и в вооружении при столкновении с Восточно-Римской империей.

В области семейного быта восточных славян период сложения и развития древнерусской народности характеризовался отмиранием рода и усилением моногамной семьи. Многие родовые обычаи отошли в прошлое. Русская Правда ограничивала кровную месть кругом только ближайших родственников (родители, дети, братья, племянйики), причем уже заметно стремление заменить ее денежным штрафов. На первый план выступает большая семья, в которую входят родители и"их взрослые дети с потомством. Имущество крестьянской семьи находилось, по-видимому, в распоряжении отца, после смерти которого делилось между сыновьями. Дочери не имели права наследования, но, выходя замуж, они приносили в семью будущего мужа приданое. В то же время складывается и укрепляется феодальный род, экономической основой которого было владение землей и крепостными. Сохранившиеся древние здания и материалы археологических раскопок говорят о высоком развитии деревянного и каменного зодчества. Здания, построенные из дерева, отличались богатством архитектурных форм, в особенности сложностью силуэтов домов, увенчивавшихся множеством затейливых кровель и куполов; каменные здания, преимущественно церкви* возводили сначала по византийским образцам из кирпича, но и они имели ряд самобытных древнерусских черт. Картину славянской культуры необходимо дополнить еще данными относительно их общественной организации. Еще из периода индоевропейского единства славяне вынесли выработанные семейные отношения, одномужнее супружество и виды кровного, по отцу, родства. Об этом свидетельствуют праарийские слова: отец, мать, сын, дочь, брат, сестра, стрый, свекор, деверь, ятровь (жена деверя), невестка. После того, в эпоху совместной жизни, они выработали термины для обозначения родства по матери и жене (уй, дядя по матери, и т. п.). Патриархальная праславянская семья, заселяя весь, составляла общину, соединенную узами кровного родства, иначе - род. Община-род носила общее имя от своего родоначальника (с окончанием на ичи, овичи, вцы), владела сообща имуществом и управлялась своим старшим (старостой, владыкой, господарем), который поддерживал мир и согласие в общине, разбирал недоразумения в ее среде и распоряжался трудом ее членов. Первоначально старейшиной был естественный глава семьи - отец, дед, иногда прадед, а по смерти его старший или способнейший (по выбору) сын. Род, разрастаясь в дальнейшем, распадался на несколько родов, которые, сознавая свое родство, образовывали следующую ступень общественной организации - братство (у черногорцев до сих пор сохраняются следы этой организации в виде братств, празднующих общий церковный праздник одного святого, заменившего старого предка - праотца). Братство, разрастаясь в дальнейшем, или соединяясь с другими братствами, образовывало племя, во главе которого стояли жупаны, воеводы, князья, имевшие значение родовых старейшин и предводителей на войне.

Религия: Религия древних славян представляет собой совокупность сложившихся в дохристианской славянской культуре религиозных воззрений и отношений, а также способов организации духовного опыта и поведения. Исторически религия славян восходит к религии древнейших индоевропейцев. Относительную целостность и своеобразие она приобретает в эпоху славянского единства, продолжавшуюся вплоть до второй половины I тыс. н.э. Постепенное расселение вело к появлению различий в религиозных представлениях и культах; кроме того, появлялись некоторые формы религиозной жизни, заимствованные славянами у соседних народов. Сведения о религии древних славян сохранялись в основном в устной традиции. Единственный письменный источник,«Велесова книга», вызывает у специалистов большие сомнения в своей подлинности. Славянские представления о священном были связаны с представлениями о сверхчеловеческой силе, животворящей и наполняющей сущее способностью к росту. Существовала развитая система понятий, обозначающих сверхъестественные силы. Высший разряд составляли боги. Понятие «Бог» означает - дающий долю, удел, богатство. Боги, так же как в античной религии, делились на небесных, подземных и земных. К небесным богам относился Перун - бог-покровитель княжеской власти, дружины и воинского ремесла. Он имел антропоморфный облик воина, иногда конного.Стрибог - бог атмосферных явлений, и прежде всего ветра. Даж-бог или Даждьбог - дающий бог, который соотносился с солнцем. Хоре (солнечный - сравните Хор или Гор у древних египтян) и Симаргл (мифологический образ огромного орла, соотнесенного с верхним миром). К подземным богам относится прежде всего Земля, «Мать сыра земля», «Хлебородница», которая у славян не имеет эротической окраски и впоследствии идентифицируется с Мокошью. Мокошь - это женское божество, которое наделяется только положительными качествами. Однако у славян были представления и о злых женских божествах, которым надо приносить кровавые человеческие жертвы. Мужским подземным богом считался Белее, которого называли еще скотьим богом и считали, что он дарует обильный приплод, а следовательно, и богатство. Еще одним свойством Белеса считалось ясновидение. Земные боги - это боги заселенного людьми мира. Их ответственность распространяется на культурные занятия, общественные и семейные отношения, быт и среду обитания. Это прежде всего Сварог - бог огня, поставленного на службу человеку. Преемственность поколений, берущих начало от общих предков, персонифицирована в образе Рода,рядом с которым упоминают рожаниц - дев судьбы, определяющих долю, судьбу новорожденного. Существовали представления о богах, связанных с профессиональными занятиями людей. Наряду с представлениями о высших богах, существовали верования в богов низшего уровня, духов, оборотней. Значительный отряд именовали бесами, которым приписывали злонамеренность и губительную силу. К бесам относили духов опасных для посещения мест: лесной глуши (леший), болота (зыбочник, болотник) омутов (водяной).В поле обитали полудницы. Внешне бесов представляли в человеческом, зверином или смешанном облике. К наиболее опасным относилась группа полудемонов человеческого происхождения - это люди, не избывшие свой жизненный путь, - упыри, вурдалаки, ведуньи, русалки. Они вредят человеческому роду, и их надо опасаться. Существовало также и олицетворение болезней: мимохода, лихорадка, мара, кикимора и др.У славян существовала вера в бессмертие души, в ее посмертное существование. При погребении необходимо было соблюсти все тонкости обряда, и только в этом случае душа обретает покой и впоследствии будет помогать потомкам. Славяне прибегали к различной форме захоронений, часто к кремации. Особое место в понимании мира у славян занимала вода. Они считали, что вода является стихией, связывающей живой и потусторонний мир

Эпос Марка Кралевича:

Ма́рко Кра́левич (1335 - 17 мая 1395) - последний правительПрилепского королевства в Западной Македонии (1371-1395), самозваный: самодрьжць вьсѣмь Србьлѥмь (рус: самодержец всех сербов), герой эпоса сербской народов, историческая личность. В песнях и преданиях выступает как борец против турецких поработителей, народный защитник. Древнейшие записи песен о Марко Кралевиче относятся к XVI веку. Эпический образ кралевича Марко сильно мифологизирован; на него перенесены черты Святогора. В сербском эпосе Марко-Королевич играет видную роль, везде являясь защитником сербского народа против осман, с которыми он то воюет, то ведет дружбу. Ему посвящено множество сербских былин или героических (юнацких) песен.

Народ придал своему любимцу мифический характер: дал ему в посестримы вилу, дал ему голос лучше голоса вилы, заставил его жить 300 лет и ездить на коне Шарце, который порой говорит с хозяином человеческим голосом и которого Марко-Королевич любит больше, чем брата. Смерть Марко-Королевича окружена таинственностью. По одним рассказам, Марко-Королевича убил какой-то каравлашский воевода золотой стрелой в уста, когда турки воевали с HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%85%D0%B8&action=edit&redlink=1" \o "Каравлахи (страница отсутствует)" каравлахами и Марко-Королевич помогал туркам. Другие рассказывают, что Шарац зашёл как-то в воду слишком глубоко, так что оба - и конь, и всадник - утонули, и до сих пор показывают место это около Неготина. По третьим рассказам, в одном бою было так много перебито людей, что в крови плавали и люди, и кони. Марко-Королевич поднял руки к небу и воскликнул: «Боже, что мне делать». Бог смилостивился и перенес его вместе с конем в одну пещеру, где Марко-Королевич и спит до сего дня. Его меч спрятан под большим камнем, но понемногу выдвигается из скалы: конь, стоя перед господином, жует понемногу пшеницу из большой торбы. Когда весь меч выйдет наружу и конь сжует всю пшеницу, тогда проснется Марко-Королевич и пойдет на защиту своего народа. Наконец, есть в сборнике В. Караджича песня про смерть Марко-Королевича, в которой рассказывается, что он убил своего Шарца, разбил меч и забросил свой буздован (боевую палицу), чтобы они не доставались другому, а сам, написав свое завещание, лег под высокое дерево и заснул. Шедшие мимо игумен с послушником исполнили его волю и похоронили.

Героем-защитником Марко-Королевич является только в эпосе и устах народа в Сербии; в тех же местах, где он, по былинам, действовал (в Старой Сербии, в окрестностях Прилепа и Косовского поля), о нём сохранилась дурная память: там его зовут Марко-насильником (Марко-зулумџија), Марко-сорви-голова (Марко-дели-баша). По мнению Гёте, Марко-Королевич. соответствует греческому Гераклу и персидскому Рустему. Можно сказать, что Марко-Королевич - такой же народный герой, как и наш Илья Муромец.

Кто занимался лечением заболеваний?

В лечении заболеваний применяли целительство, проводили обряды. Этим занимались знахари, ведуны, колдуны, ведьмы, трихи, чародеи, кудесники. Они обладали знаниями и способностями, которые помогали человеку решить его как физические заболевания так и другие проблемы

Наиболее запретное христианской церковью понятие «Волхв» тоже является одним из древнейших названий человека, обладающего сверхъестественными возможностями. Волхвы, кудесники были людьми особого ранга, влиявшими на государственный и общественный быт. Так как жрецы издревле именовались у славян волхвами, а их деятельность - волхованием, то впоследствии это слово стало синонимом волшебства и чародейства. Волхвы знали множество метеорологических примет, силу и действие разных трав и умело применяли гипноз. В некоторых случаях у славян и князья воспринимались как волхвы или были ими, являясь одновременно и воинами, и волхвами. Волхвы обладали и серьезными познаниями в нетрадиционной медицине. Они успешно лечили больных лекарствами растительного и животного происхождения, хорошо разбирались в лекарственных растениях. Лечили минералами, металлами, золами итайными средствами; знали диетотерапию и рефлексотерапию раньше и лучше китайцев; прекрасно владели акупрессурой и различными видами массажа; хиропрактикой и мануальной терапией; владели костоправством и искусством лечения суставов; умели успешно лечить раны разного происхождения и травмы; владели хирургией, в том числе энергетической; владели родовспомогательными и гинекологическими методами; умели применять физико-терапевтические средства лечения: прижигание, иглоукалывание, кровопускание, энергетический массаж, компрессы и аппликации, грязелечение, минеральные воды и аэрозоли, глинолечение, водолечение, холодолечение и др.; оригинально лечили ревматизм, радикулит, растяжение мышц и связок, зубы и зубные боли, кровяное давление, болезни глаз, болезни сердца и сосудов; эффективно лечили, даже сегодня еще неизлечимые, сложные психические заболевания и многое другое. А начиналось обучение ведающего человека с изучения основ мироздания, познав которые можно было понять суть различных лечебных приемов.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх