Социальными нормами являются. Нормы поведения между супругами. Нормы поведения и социального контроля


Социальная норма -это правила поведения человека в обществе, чтобы и он и общество пребывали в согласии. Но эти правила касаются не конкретного человека, а всех людей в данном обществе, и они не только общие, но и обязательные для исполнения. Социальные нормы, которые действуют в современном обществе, делятся по способу их установления и по средствам охраны их требований от нарушений.
Выделяют следующие виды социальных норм:
1. Нормы права - правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии моральными представлениями людей и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.
3. Нормы общественных организаций - правила по ведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и ими же и охраняются.
4. Нормы обычаев - правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения, вошедшие в привычку людей.
5. Нормы традиций - наиболее обобщенные и стабильные правила поведения, которые возникают в определенной сфере жизнедеятельности человека (семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции).
6. Нормы ритуалов - разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия.
Деление социальных норм проводится и по содержанию. По этому признаку выделяют политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие. Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития. По определению любая социальная норма носит общий характер и адресуется не к конкретному человеку, а ко всему обществу или к большой группе людей. Моральные нормы регулируют не внутренний мир человека, а отношения между людьми. Правовые нормы затрагивают ту же область. Единство правовых норм и норм морали, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
Однако нормы права и нормы морали различаются:
1. Происхождением. Нормы морали складывались на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедливости и входили в обиход постепенно, ненасильственным путем. Нормы права вводятся государством, после вступления в законную силу они становятся обязательными для всех.
2. Формой выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Правовые же нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах,
указах, постановлениях).
3. Способом защиты от нарушений. Нормы морали и нормы права вправовом обществе обыкновенно соблюдаются добровольно, поскольку они справедливы. Реализация и тех и других идет согласно желаниям самого человека или под давлением общественного мнения. Такого способа достаточно для охраны моральных норм и недостаточно для обеспечения правовых: в случае нарушения норм применяются меры государственного принуждения.
4. Степенью детализации. Нормы морали содержат обобщенные правила поведения (будь добрым, справедливым, честным). Правовые нормы регламентируют детализированные правила поведения и закрепляют четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений.
Поскольку нормы права и нормы морали очень тесно соприкасаются и часто даже вовсе смыкаются, они постоянно взаимодействуют между собой - дополняют друг друга в регулировании общественных отношений. Успешность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей, то есть высшие моральные требования современного общества. Норма морали институируется обществом, а норма права устанавливается или санкционируется государством как модель поведения, которая закрепляется в официальных государственных актах и имеет предоставительно-обязывающий характер.
В одно и то же время она и разрешает человеку свободу действий для реализации законных прав, и обязывает его совершать или не совершать какие-то действия, ограничивая его свободу. Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы позволяет удовлетворять законные интересы управомоченных субъектов через действие обязанных лиц. Иногда реализация правовой нормы требует мер государственного принуждения. Если нарушены границы свободы дозволенного, происходит применение со стороны компетентных государственных органов мер юридической ответственности к правонарушителю. Опора на принуждение позволяет нормам права выступать государственным регулятором типовых общественных отношений (отношений подчиненности в армии, отношений купли-продажи при совершении имущественных сделок).
Поскольку действие права состоит в том, чтобы «повелевать (обязывать), запрещать, разрешать, наказывать (карать)», нормы всегда что-либо предписывают как обязанности; что-либо разрешают; что-либо запрещают как недозволенное или за что-либо карают как вредное и опасное для людей и общества. Для достижения целей правового регулирования норма права должна выразить само содержание правовой нормы; определить условия, при которых содержание правовой нормы может осуществляться; установить правовые последствия нарушения правовой нормы. Поэтому структура правовых норм строится в виде трех элементов деонтической логики, получивших в правовой науке название диспозиции, гипотезы и санкции. Наиболее существенно различаются особенности структуры норм регулятивных, предписывающих права и обязанности участников отношения, и норм правоохранительных (карательных), закрепляющих меры ответственности.
Структура правовой нормы выглядит так:
гипотеза - юридический факт, с которым связано задействование нормы;
диспозиция - собственно правило поведение;
санкция - последствия в случае невыполнения диспозиции.
Гипотезы и диспозиции бывают простые, альтернативные, сложные; абстрактные, конкретные. Вместе с тем, правовая норма может быть и без гипотезы (безусловная норма) либо без санкции (незащищенная норма), которая санкцию имеет, но общего характера (как, например, в международном праве, или общая, как статья КоАП об административной ответственности за непредоставление документов государственным органам). Санкция имеет два вида - правовосстановительная и штрафная (карательная).
Регулятивные нормы права устанавливают содержание правила поведения, которое выражается в мере дозволенного и должного поведения участников регулируемого отношения. В современном законодательстве развитых стран эта правовая регуляция достигается определением прав и обязанностей сторон отношения. Та часть правовой нормы, которая закрепляет права и обязанности как меру их поведения, именуется диспозицией. Диспозиция может относиться не только непосредственно к правам и обязанностям, но и к объекту отношения, его субъектам, документам, оформляющим отношение, и иным сторонам регулируемого отношения.
Однако любая норма, предусматривающая, например, виды субъектов (товарищества, акционерные общества), виды объектов (движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, имущественные права, нематериальные блага и т. п.), виды документов (доверенность, сертификат качества и т. п.), связывает их правовое значение с правами и обязанностями сторон, участников отношения. Права и обязанности лиц и организаций, предусмотренные диспозицией правовой нормы, возникают, изменяются и прекращаются в связи с наступлением тех или иных жизненных обстоятельств, наличие которых выступает условием осуществления данной нормы. Закрепление условий, при которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности участников общественного отношения, носит название гипотезы правовой нормы.
Соблюдение норм права обеспечивается возможностью применения мер принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных законом и в целях защиты интересов общества и государства, прав и свобод граждан и организаций. Закрепленные в нормах права предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей и в целях защиты прав других лиц носят название санкции правовой нормы.
В административном праветипичны ми санкциями являются штрафы, исправительные работы, административный арест, отстранение от должности, а также особые случаи прекращения государственной службы. Санкциями норм уголовного права служат меры наказания за совершение преступлений, предусмотренных УК РФ. В комплексных отраслях и массивах права (земельном, природоохранительном, транспортном и др.) меры принуждения (ответственности) сочетают гражданско-правовые (возмещение вреда), административные взыскания (штрафы, лишение прав на охоту, приостановление и прекращение деятельности предприятий), уголовно-правовые наказания, предусмотренные УК РФ, и гражданско-правовые санкции за причинение вреда природным объектам.
Нормы различаются в первую очередь по построению системы права (по отраслям права и правовым институтам, нормы публичного и частного права).
Различаются они и по способу объективации (то есть первичной текстуальной привязки): обычные, гетерономные (установленные социальным авторитетом, например, государством), автономные (из автономных правовых текстов, согласуемых самими субъектами, например, нормы международного права).
Существует также деление на общие и специальные нормы: первые применяются относительного всех случаев, применение вторых оговорено - это исключения из правил применительно к особым случаям.
По функциям в механике правового урегулирования различаются нормы общего и конкретного содержания (большинство норм имеет конкретное содержание, поскольку.ориентировано на рассмотрение определенных ситуаций), общие или родовые нормы определяют понятия и основания возникновения отдельных институтов права или (еще более общие) - устанавливающие исходные начала (принципы) или общие определения для «национального» права в целом или для отрасли права (учредительные, дефинитивные).
Нормы разделяются и по категоричности предписаний - императивные, диспозитивные, рекомендательные. Первые не допускают отступления от правил, вторые допускают регулирование отношения по соглашению сторон и устанавливают правило лишь на случай отсутствия соглашения, третьи рекомендуют правильные действия.
Нормы можно разделить по социальному назначению и роли в правовой системе: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы-правила поведения), охранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).
Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства. Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Декларативные нормы включают в себя положения программного характера. Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий. Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу прекращения его действия.
Нормы различают по предмету правового регулирования - конституционного, гражданского, уголовного-, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы подразделяются на материальные (правила поведения субъектов) и процессуальные (предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил).
Различаются нормы по форме выражения диспозиции: управомочивающие, обязывающие, запретительные; по признакам структуры (имеются ли все три элемента структуры), по сфере действия (во времени, пространстве, по кругу лиц); по времени (постоянного или временного действия), по степени определенности различных элементов структуры (абсолютно-определенные, относительно-определенные или альтернативные, бланкетные), по субъектам правотворчества (государство или общество); дефиниции (является ли нормой или просто служебным средством для других норм); по цели; по источникам и их месту в иерархии (в законе или подзаконных актах).

Поскольку нормы призваны упорядочивать общественные отношения и согласовывать интересы людей, требования норм, охраняются силой общественного мнения, а при особой необходимости - государственно-властным принуждением.

Таким образом, социальные нормы - это общие правила поведения, непрерывно дей­ствующие во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Виды социальных норм

Все существующие социальные нормы можно классифицировать по трем основаниям:

1. По сфере регулирования общественных отношений социальные нормы подразделяют­ся на:

o нормы права - общеобязательные правила поведения людей, установленные и охраняемые госу­дарством;

o нормы морали - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Они охраняются силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека;

o нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определенных действий, закрепившиеся как устойчивые нормы;

Осо­бая роль в первобытном обществе принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы . Ритуалом называют правило поведения, в кото­ром самым главным является заранее строго заданная форма его ис­полнения. Само содержание ритуала не столь важно - главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др.

Несколько позднее в риту­альных действиях стали выделять обряды . Обряды представляли со­бой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых сим­волических действий. В отличие от ритуалов они преследовали опре­деленные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более серьезное влияние на психику человека.

o нормы традиций - это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев;

o политические нормы - это общие правила поведения, регулирующие отношения между клас­сами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти, способом организации и деятельности государства.

o экономические нормы - представляют собой правила поведения, регулирующие общественные отношения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ.

o нормы общественных организаций (корпоративные нормы) являются правилами поведения, ре­гулирующими общественные отношения внутри различных общественных организаций между их членами. Эти нормы устанавливаются самими общественными организациями и охраня­ются с помощью мер, предусмотренных уставами этих организаций.

o религиозные нормы как вид социальных норм возникают в эпоху первобытности. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним боже­ственную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет - фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению - тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат . «анима» - душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных рели­гий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных - богов. Так появились первые политеистичес­кие (языческие), а потом и монотеистические религии;

2. По способу образования социальныенормы подразделяются настихийно образован­ные (нормы обрядов, традиций, морали) и нормы,образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права).

3.По способу закрепления общественные правила поведения делятся на письменные и устные. Нормы морали, обычаев, традиций, как правилоизустно передаются из поколения в поколение. В отличие от них, правовые нормы приобретают обязательный характер и госу­дарственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах, постановлениях, указах и т. д.).

В современном обществе действуют два основных вида социальных норм (правил поведения): со­циально-технические и собственно социальные . Правила используются для регулирования поведения человека в его отношениях с приро­дой, техникой либо в сфере общественных отношений. Разнообразие деятельности человека в обществе приводит к разнообразию правил поведения, совокупность которых и обеспечивает регулирование отношений.

Социальные нормы могут складываться стихийно или создавать­ся; закрепляться и выражаться в устной или письменной форме.

32. Правовой статус личности: понятие, структура и виды.

Правовым статусом личности называ­ют систему прав, свобод и обязанностей индивида, закрепленных за ним государст­вом в законодательстве. По своей сути правовой статус представляет собой систему эталонов, образцов поведения людей, поощряемых государством и, как правило, одобряемых обществом.

В структуру правового статуса входит гражданство, правосубъектность и некоторые другие элементы. Возможность реализовать некоторые права дает лишь обладание определенным правовым статусом. Выделяют правовые статусы: а) граждан; б) иностранцев; в) лиц без гражданства; г) лиц, которым предоставлено убежище.

Помимо этого, различают общий правовой статус лица как гражданина государства или члена общества: отраслевой (определяемый нормами конкретной отрасли); межотраслевой (комплексный) и специальный правовой статус, связанный с не­которыми правовыми ограничениями и реализацией мер ответ­ственности.

В структуру правового статуса входят юридические права, сво­боды и обязанности.

Конституционные права и свободы - дозволительная часть основ правового статуса личности, закрепленная в Конституции. Права и свободы составляют лишь часть конституционно-правового статуса личности (другая его часть - конституционные обязан­ности).

Права человека - это установленные и гарантируемые государством в правовой норме возможности [правомочия) инди­вида совершать определенные действия в указанной в законе сфере жизни общества. Предоставленным ему правом человек либо может воспользоваться, реализовать его, либо нет. Все права можно разделить на личные, экономические, социальные и культурные.

Свободами человека называют те сферы, области его деятельности, в которые государство не должно вмешиваться и в которых индивид может действовать по своему усмотрению в соответ­ствии со своими интересами и целями, не выходя, разумеется, за установленные законодательством пределы. Если права человека определяют его конкретные действия (например, право свободно передвигаться, выбирать места пребывания и жительства), то сво­боды закрепляют за индивидом возможность самостоятельного выбора варианта своего поведения, не очерчивая при этом его конкретного результата.

Необходимым условием реализации прав и свобод челове­ка является исполнение им юридических обязанностей.

Юридические обязанности - это установленные и гаран­тированные государством требования к поведению человека, обя­зательные для исполнения.

Являясь элементами правового статуса личности, права, сво­боды и обязанности личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Права и свободы одного индивида заканчиваются там, где начинают­ся права и свободы другого.

Виды прав человека

По времени возникновения различают три так называемых поколения прав человека. К первому поколению относят гражданские и политические права (иногда они называются негативными, т. к. для их соблюдения государству не нужно предпринимать активные действия). Права второго поколения включают социальные и экономические права, закрепление которых в конституциях и законах наиболее развитых стран относится к началу XX в. Иногда их называют мнимыми , поскольку при их реализации приходится ущемлять права первого поколения (например, право граждан на отдых ограничивает свободу предпринимательства). К правам третьего поколения относят правами народов: право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства, право на достойное существование и право на развитие народа. Представление о них утверждается в юридической науке и международно-правовой практике во второй половине XX в., в большей степени после Второй мировой войны, В первую очередь это связано с активизацией борьбы народов за свою независимость и распадом мировой колониальной системы.

По способу существования и отражения различают естественные права, принадлежащие человеку от рождения, и позитивные (искусственные) права, устанавленные государством.

По кругу субъектов права делятся на индивидуальные (принадлежащие отдельным лицам) и коллективные (принадлежащие и реализуемые группой лиц, существующих как общность: инвалиды, потребители, несовершеннолетние, беженцы).

В зависимости от сферы общественных отношений , в которой индивид реализует свои права и свободы, различают личные (граж­данские), политические, экономические, социальные и культурные права человечка.

Гражданские (личные) права - это права, принадлежа­щие человеку как биосоциальному существу. Они призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена общества, ограждать его от любого незаконного внешнего вмешательства в частную жизнь.

К данной группе прав относятся: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство и их защиту, право на личную и семейную тайну, на гражданство (следовательно, на защиту государства), равен­ство перед законом и судом, презумпция невиновности, свобода выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну переписки, телефонных переговоров, поч­товых и иных сообщений, свобода совести и другие права (ст. 20 –28 Конституции РФ).

К политическим правам относятся права, обеспечиваю­щие возможность участия граждан в политической жизни страны и осуществлении государственной власти. Политические права признаются лишь за гражданами государства, поскольку непре­менным условием их обладания является наличие гражданства.

К данной группе прав принадлежат: избирательные права, т. е. пра­во избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, свобода слова, мысли, совести, мир­ных собраний, создания союзов и объединений, а также право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти (ст. 33 Конституции РФ).

Социальные права реализуются в области общественных отношений. Объем и степень реализации данных прав во многом зависят от состояния экономики государства. Это права на благосостоя­ние и достойный уровень жизни: право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на жилище; право на медицинскую помощь (бесплатную в государственных учреждениях здравоохранения); право на защиту материнства и детства; право на благоприятную окружающую среду.

Культурные права человека обеспечивают духовное раз­витие и самореализацию личности: право на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества, право на культурную самобытность (пользова­ние родным языком, национальными обычаями, традициями и т. д.), право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и другие права.

Экономические правакасаются сферы материальных благ. Это, прежде всего, право частной собственности, возможность осуществления предпринимательской деятельности.

Обязанности

Все обязанности российских граждан, за крепленные в Конституции РФ, можно раз делить на общие и специальные (конкретные).

К общим относятся те обязанности, которые распространяются на всех без исключения граждан страны, а именно:

а] обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ;

б] обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

в] обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы.

Специальные (конкретные) обязанности закреплены за определенными категориями лиц:

а] за родителями - обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования;

б] за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет, - обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях;

в] за налогоплательщиками - обязанность платить законно установленные налоги и сборы;

г] за военнослужащими - обязанность защищать Отечество и др.

Гарантии правового статуса личности

Гарантии основ статуса личности можно разделить натри вида:

политические (определяют направленность политики госу­дарства на защиту личности, возможность контроля власти со стороны общества);

социально-экономические (материальная основа этих прав, например, установленные законом государственные пенсии и социальные пособия);

юридические (провозглашение принципов правового государства, презумпции невиновности, недопустимости повторной ответствен­ности за одно и то же правонарушение и др.). В статье 55 особо оговорено, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Гражданство

Правовой статус индивида, находящегося на территории конкретного государства, различается в зависимости от того, явля­ется ли он гражданином данного государства, иностранным граж­данином либо лицом без гражданства (апатридом).

Гражданством называется устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в со­вокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, прав и свобод человека.

Наличие у индивида гражданства государства является юридической предпосылкой возможности пользоваться теми пра­вами и свободами, которые данное государство предоставляет своим гражданам, а также нести установленные его законом обя­занности.

Необходимо различать граждан и физических лиц, проживающих на территории стра­ны. Нельзя сказать, что любой человек, находящийся в границах Российской Федерации, яв­ляется ее гражданином, поэтому комплекс прав и обязанностей, характеризующих его статус будет отличаться от статуса гражданина РФ.

Гражданст­во следует отличать от подданства, которое используется для обозначения правовых связей лица и государства при монархии (там, где есть император, царь, король, эмир, есть и их подданные).

Принципы гражданства

Равенство прав и обязанностей различных способов приобретения гражданства,

Единство - проживание гражданина на территории России автоматически означает граж­данство субъекта РФ, гражданство России как бы охватывает, "вбирает" в себя правовые связи с республиками в ее составе, следовательно, какое-либо дополнительное оформление для приобретения статуса гражданина субъекта РФ не требуется.

Открытый и свободный характер гражданства дает возможность приобретать его на до­статочно льготных основаниях (например, российским гражданином становится ребенок, ро­дившийся на территории РФ от лиц без гражданства). В то же время государство дает право на прекращение или приобретение двойного гражданства.

Добровольность решения вопросов о гражданстве. Лицо по своей инициативе обращается в соответствующие органы с целью приобретения гражданства. С другой стороны, никто в принудительном порядке не может быть лишен гражданства РФ. Даже утрата территориальной связи с государством из-за перемены места жительства не означает потери, правовых уз гражданства.

Виды оснований приобретения гражданства

Законодательство России закрепляет несколько оснований приобретения гражданства:

1 . Признание. В связи с распадом СССР признание гражданства осуществлялось в отношении всех граждан бывшего Советского Союза, которые постоянно проживали на территории РФ и в течение года не изъявили желания отмежеваться от правовой связи с Россией. Штамп прописки на территории РСФСР в паспорте означал автоматическое приобретение российского гражданства путем признания.

Этикет - правила поведения людей в обществе, которые определяют, что можно и что нельзя делать в тех или иных ситуациях. Знание этикета помогает производить на людей приятное впечатление и строить эффективное общение. Особенно полезны эти знания при посещении торжественных мероприятий.

Многие из нас, попадая в дорогой ресторан или присутствуя на важной деловой встрече, чувствуют себя неловко. Это происходит из-за того, что мы точно не знаем, как правильно себя вести. Основные правила этикета позволят тебе не упасть лицом в грязь в любой ситуации.

Правила поведения в обществе

  1. Никогда не приходи в гости без звонка. А если тебя навестили без предупреждения, можешь позволить себе быть в халате и бигуди.


    © DepositPhotos
  2. Если ты принял приглашение, прояви пунктуальность - не стоит говорить знаменитое: «Могу слегка опоздать». Приходи вовремя. Больше чем на полчаса может опоздать только очень важная персона или звезда: они, как известно, не опаздывают, а задерживаются.


    © DepositPhotos
  3. Приходить в гости или на вечеринку всегда лучше с подарком. Он необязательно должен быть дорогим. Беспроигрышные варианты - вино и десерты. Если в доме есть маленькие дети, захвати что-нибудь и для них.

  4. Формат приветствий при входе - поцелуи, объятия, рукопожатия или иные знаки уважения - определяют гости более старшего возраста. Кем бы ты ни был - директором, академиком, пожилой женщиной или студентом, входя в помещение, здоровайся первым.

  5. За столом действуют обычные правила. Ешь в том же темпе, что и остальные.

  6. Определенных неудобных тем для разговора лучше избегать. Считается, что нельзя говорить о зарплате, политике, здоровье, религии. Удачные темы для непринужденной беседы: спорт, погода, кулинария, домашние животные, искусство, наука, путешествия и тому подобное.


    © DepositPhotos
  7. Во время еды положи салфетку на колени, а после - слева от тарелки. В свою очередь столовые приборы оставь на тарелке, а не на столе.


    © DepositPhotos
  8. Не клади смартфон на стол в общественных местах. Поступая таким образом, ты показываешь, насколько важную роль в твоей жизни играет этот гаджет и насколько тебе неинтересна происходящая рядом беседа. Лучше вообще не использовать телефон во время ужина.

  9. Всегда включай беззвучный режим или вовсе отключай телефон в театре, библиотеке, кино, на лекции. Если тебе нужно сделать или принять звонок, отойди на два-три метра в сторону, чтобы не мешать беседе друзей.

  10. Принимая гостей, проследи, чтобы размер стола соответствовал количеству пришедших. Скатерть должна быть безупречной.
  11. Посуда должна быть из одного набора. Стоит подобрать все тарелки и прочие предметы по материалу и цветам.

  12. Если в меню 2 типа блюд и 2 принципиально разных вина, поставь каждому гостю по дополнительному бокалу. Не забудь и о стаканах для воды.

  13. Если кто-то пришел к тебе впервые, сначала покажи гостю, где можно вымыть руки и привести себя в порядок, а затем пригласи в гостиную.

  14. Если среди гостей есть незнакомые люди, их обязательно следует представить друг другу. При знакомстве представляют: мужчину - женщине, младших по возрасту и положению - старшим, пришедших позже - уже присутствующим. При этом человек, которому ты представляешь незнакомца, упоминается первым, а тот, кого ты представляешь, - вторым.

  15. Представительницам прекрасного пола не рекомендуется проверять или наносить макияж во время беседы или за столом, а мужчинам - расчесывать волосы, трогать прическу или бороду.
  16. Не забывай благодарить! Скажи спасибо хозяину и по возможности остальным, с кем ты беседовал, за интересный разговор. Хозяину стоит поблагодарить всех гостей, упомянув, что именно их приход сделал это мероприятие особенным.

Ничто не стоит нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Правила этикета достаточно просты и основаны на здравом смысле. Ты проявляешь вежливость по отношению к другому человеку, он проявляет ее по отношению к тебе. Таким образом выигрывают все.

Мы ежедневно находимся среди людей, совершаем какие-то действия в соответствии с той или иной ситуацией. Нам приходится общаться друг с другом, пользуясь общепринятыми нормами. В совокупности все это является нашим поведением. Попробуем разобраться глубже,

Поведение, как моральная категория

Поведение - это комплекс человеческих поступков, которые индивид совершает на протяжении длительного периода времени в заданных условиях. Это все поступки, а не отдельно взятые. Независимо от того, выполнены действия сознательно или непреднамеренно, они подвергаются моральной оценке. Стоит отметить, что поведение может отражать как действия одного человека, так и целого коллектива. При этом влияние оказывает как личные особенности характера, так и специфика межличностных отношений. Своим поведением человек отображает свое отношение к обществу, к конкретным людям, к окружающим его предметам.

Понятие линии поведения

Понятие поведения включает в себя определение линии поведения, что подразумевает наличие определенной системности и последовательности в повторяющихся поступках индивида или особенностях действий группы лиц на протяжении длительного периода времени. Поведение - это, пожалуй, единственный показатель, который объективно характеризует моральные качества и движущие мотивы личности.

Понятие правил поведения, этикет

Этикет - это совокупность норм и правил, которые регулируют взаимоотношения человека с окружающими. Это неотъемлемая часть общественной культуры (культуры поведения). Он выражается в сложной системе взаимоотношений между людьми. Сюда входят такие понятия, как:

  • вежливое, учтивое и покровительственное обращение с представительницами прекрасного пола;
  • чувство почтения и проявление глубокого уважения к старшему поколению;
  • правильные формы повседневного общения с окружающими;
  • нормы и правила ведения диалога;
  • нахождение за обеденным столом;
  • обхождение с гостями;
  • выполнение требований, предъявляемых к одежде человека (дресс-код).

Все эти законы приличия воплощают в себе общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. В целом совпадают с общими требованиями вежливости. Однако есть и строго установленные этические нормы, имеющие неизменный характер.

  • Уважительное обращение учащихся и студентов к преподавателям.
    • Соблюдение субординации в отношении подчиненных к своему руководству.
    • Нормы поведения в публичных местах, во время семинаров и конференций.

Психология как наука о поведении

Психология - наука, изучающая особенности поведения и побуждений человека. Данная область знаний изучает, как протекают мыслительные и поведенческие процессы, специфические свойства личности, механизмы, существующие в сознании человека и поясняющие глубинные субъективные причины тех или иных его поступков. Также она рассматривает отличительные черты характера человека, учитывая те существенные факторы, которых обусловливают их (стереотипами, привычками, склонностями, чувствами, потребностями), которые могут быть отчасти врожденными, а отчасти приобретенными, воспитанными в соответствующих социальных условиях. Таким образом, наука психология помогает нам понять, , так как она раскрывает его психическую природу и нравственные условия его формирования.

Поведение, как отражение поступков человека

В зависимости от характера действий человека, можно определить различные .

  • Человек своими поступками может пытаться привлечь к себе внимание окружающих. Такое поведение называется демонстративным.
  • Если человек берет на себя какие-либо обязательства и добросовестно исполняет их, то его поведение называют ответственным.
  • Поведение, которое определяет действия человека, направленные на благо других, и за которые он не требует какого-либо вознаграждения, называется помогающим.
  • Существует также внутреннее поведение, которое характеризуется тем, что человек сам для себя решает, во что ему верить, что ценить.

Есть и другие, более сложные .

  • Девиантное поведение. Оно представляет собой негативное отступление от норм и образцов поведения. Как правило, оно влечет за собой применение к нарушителю различных видов наказания.
  • Если человек демонстрирует полное равнодушие к окружающему, нежелание самостоятельно принимать решения, бездумно следует в своих поступках за окружающими, то его поведение считается конформным.

Характеристика поведения

Поведение индивидуума может характеризоваться различными категориями.

  • Врожденное поведение - как правило, это инстинкты.
  • Приобретенное поведение - это поступки, совершаемые человеком в соответствии с его воспитанием.
  • Преднамеренное поведение - действия, осуществляемые человеком сознательно.
  • Непреднамеренное поведение - это действия, совершаемые спонтанно.
  • Также поведение бывает осознанным и неосознанным.

Нормы поведения

Нормам поведения человека в обществе уделяется пристальное внимание. Норма - это примитивная форма требования относительно нравственности. С одной стороны, это форма отношений, а с другой - специфическая форма сознания и мышления индивида. Норма поведения - это постоянно воспроизводимые однотипные поступки множества людей, обязательные для каждого человека в отдельности. Общество нуждается в том, чтобы в заданных ситуациях люди поступали по определенному сценарию, который призван удержать социальное равновесие. Обязующая сила норм поведения для каждого отдельного человека базируется на примерах со стороны общества, наставников и ближайшего окружения. Кроме того, немаловажную роль играет привычка, а также коллективное или индивидуальное принуждение. При этом нормы поведения должны исходить общих, абстрактных представлений о морали и нравственности (определение добра, зла и так далее). Одна из задач правильного воспитания человека в обществе заключается в том, чтобы простейшие нормы поведения стали внутренней потребностью человека, приобрели форму привычки и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения.

Воспитание подрастающего поколения

Одним из ответственнейших моментов в воспитании подрастающего поколения являются . Целью таких бесед должно быть расширение знаний школьников о культуре поведения, объяснение им нравственного смысла этого понятия, а также воспитание у них навыков правильного поведения в обществе. Прежде всего, учитель должен объяснить учащимся, , что оно неразрывно связано с окружающими их людьми, что от того, как подросток будет себя вести, зависит, насколько этим людям будет легко и приятно жить рядом с ним. Педагоги должны также воспитывать у детей положительные черты характера на примерах книг разных писателей и поэтов. Также школьникам нужно объяснить следующие правила:

  • как вести себя в школе;
  • как себя вести на улице;
  • как себя вести в компании;
  • как вести себя в городском транспорте;
  • как нужно вести себя в гостях.

Отдельное внимание, особенно в старших классах, важно уделять такому вопросу, как в обществе одноклассников, а также в обществе парней вне школы.

Общественное мнение как реакция на поведение человека

Общественное мнение - это механизм, посредством которого социум регулирует поведение каждого конкретного индивида. Под эту категорию попадает любая форма социальной дисциплины, включая традиции и обычаи, ведь для общества - это что-то вроде законодательных норм поведения, которым следует подавляющее большинство людей. Более того, подобные традиции формируют общественное мнение, которое выступает мощным механизмом регулирования поведения и человеческих взаимоотношений в разных сферах жизни. С этической точки зрения, определяющим моментом в регулировании поведения индивида является не его личное усмотрение, а общественное мнение, которое опирается на определенные общепризнанные моральные принципы и критерии. Надо признать, что отдельный человек имеет право самостоятельно решать, как себя вести в той или иной ситуации, несмотря на то, что на формирование самосознания колоссальное влияние оказывают нормы, принятые в обществе, а также коллективное мнение. Под воздействием одобрения или порицания характер личности может кардинально меняться.

Оценка поведения человека

Рассматривая вопрос, , нельзя забывать о таком понятии, как оценка поведения отдельного человека. Эта оценка заключается в одобрении или осуждении обществом конкретного поступка, а также поведения индивида в целом. Свое положительное или отрицательное отношение к оцениваемому субъекту люди могут выражать в виде похвалы или порицания, согласия или критики, проявлений симпатий или неприязни, то есть посредством различных внешних действий и эмоций. В отличие от требований, выраженных в виде норм, которые в виде общих правил предписывают, как должен поступать человек в той или иной ситуации, оценка сопоставляет эти требования с теми конкретными явлениями и событиями, которые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие существующим нормам поведения.

Золотое правило поведения

Кроме того, что все мы знаем общепринятые , существует золотое правило. Оно зародилось еще в древние времена, когда формировались первые существенные требования к человеческой нравственности. Суть его заключается в том, чтобы относиться к окружающим таким образом, каким бы вы хотели видеть это отношение к себе. Подобные идеи встречались в таких древних работах, как учения Конфуция, Библия, «Илиада» Гомера и так далее. Стоит отметить, что это одно из немногих убеждений, которое сохранилось до нашего времени практически в неизменной форме и не потеряло своей актуальности. Положительное нравственное значение золотого правила определяется тем, что оно практически ориентирует индивида на выработку важного элемента в механизме нравственного поведения - способности ставить себя на место других и эмоционально переживать их состояние. В современной морали золотое правило поведения является элементарной общечеловеческой предпосылкой взаимоотношений между людьми, выражая преемственную связь с нравственным опытом прошлого.

этикет, нормы поведения, взаимодействие людей, грамотное социокультурное пространство

Аннотация:

Одним из основных принципов жизни в современном светском обществе является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Но в жизни нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к другому человеку. Причина этого в том, что очень часто игнорируются азы этикетной культуры, являющейся частью общей светской культуры, основами которой является внимание и уважение к другим.

Текст статьи:

Человек на протяжении всей жизни находится в социокультурном пространстве, где правила поведения играют одно из главных ролей. Эти правила получили названия – этикет.

Этикет (франц.- etiquette) – это свод правил поведения, принятых в обществе, устанавливающий порядок светского поведения, который дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы достойного поведения и общепринятой вежливости для культурного общения между собой на различных уровнях структуры общества, в свете, при этом в процессе общения достойно учитывать в своем поведении интересы других.

Само слово этикет употребляется со времен Людовика XIV, на приемах которого гостям вручали карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. Эти карточки – «этикетки» и дали имя этикету. Во французском языке это слово имеет два значения: ярлык и свод правил, условный порядок поведения.

Понимая под этикетом систему устоявшихся взаимных ожиданий, одобряемых «моделей» и правил светского общения между людьми, следует признать, тем не менее, что реальные нормы поведения и представления о том, «как должно поступить», существенно меняются со временем. То, что раньше считалось неприличным, может стать общепринятым, и наоборот. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Разумеется, различные народы вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные спецификой исторического развития своей культуры. Поэтому этикет отражает также специфическую систему национальных знаков-символов общения, положительных традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, соответствующих исторически обусловленным условиям бытия и нравственно-эстетическим потребностям людей.

Рассмотрение всех аспектов этикета не представляется возможным, так как этикет проходит через все сферы общественной и личной жизни человека. В свою очередь заострим внимание на наиболее важных его нормах как тактичность, вежливость, чуткость. Затронем такое понятие как «неравенство». Проанализируем уровни поведения, внутреннюю и внешнюю культуру человека. Выделим правила телефонного общения. Последняя позиция выбрана не случайно, так как телефон занимает в данный момент лидирующие место в общении, иногда заменяя межличностное, а иногда даже и межгрупповое общение.

Одним из основных принципов жизни в современном светском обществе является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Но в жизни нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к другому человеку. Причина этого в том, что очень часто игнорируются азы этикетной культуры, являющейся частью общей светской культуры, основами которой является внимание и уважение к другим.

В этой связи одной из самых необходимых норм и оснований этикета выступает вежливость, проявляющаяся во многих конкретных правилах поведения: в приветствии, в обращении к человеку, в умении помнить его имя и отчество, важнейшие даты его жизни. Истинная вежливость непременно доброжелательна, так как она – одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению к людям, с которыми приходится общаться.

Другими важнейшими человеческими качествами, на которых основываются правила этикета, выступают тактичность и чуткость. Они подразумевают собой внимание, глубокое уважение к тем, с кем общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать раздражение, досаду, обиду. Тактичность, чуткость проявляются в чувстве меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, в умении чувствовать границу, за которой слова и поступки могут вызвать у человека незаслуженную обиду, огорчение, боль.

Кроме основных принципов этикета: вежливости, тактичности, скромности – существуют еще и общие правила светского поведения. К ним относится, например, «неравенство» людей в области этикета, выражающееся, в частности, в форме преимуществ, которые имеют:

  • женщины перед мужчинами,
  • старшие перед младшими,
  • больные перед здоровыми,
  • начальник перед подчиненными.

Нормы этикета – в отличие от норм морали – являются условными, они носят характер как бы неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Условность этикета в каждом конкретном случае можно объяснить. Направленный на объединение людей, он предлагает общепринятые формы, стереотипы поведения, символы проявления мыслей и чувств, облегчающие людям взаимопонимание.

В то же время этикет можно рассматривать и как эстетическую форму проявления нравственной, светской культуры, поскольку он одновременно имеет прямое отношение и к нравственности, к моральному облику человека и к эстетическим аспектам его поведения. Красивые манеры, красивое поведение, красивые жесты, позы, мимика, улыбка, взгляд, т.е. то, что говорит о человеке, его чувствах и мыслях без слов; речь, обращенная к старшим, ровесникам, младшим при встрече и прощании, в гневе и радости; манера двигаться, есть, носить одежду и украшения, отмечать грустные и радостные события, принимать гостей – всем этим видам общения человек должен придавать не только нравственный, но и эстетический характер.

В любом случае этикет является неотъемлемой фрагментной частью структуры социокультурной матрицы и представляет собой значимую часть современного светского поведения, хотя, конечно, далеко не все поведение человека вообще. По сути, он подразумевает лишь общепринятые правила и манеры поведения человека в обществе в обусловленных для этого местах, где и можно наблюдать внешнюю сторону поступков индивидов, в которых они проявляются наподобие своеобразной, заранее заученной игры интеллекта.

Исходя из сложившегося образа жизни современного человека, его общественных связей и деятельности, несложно перечислить все те условности светского поведения, которые изначально связаны с общепризнанным этикетом и обуславливают соответствующие этические и эстетические его нормы. Все они должны изучаться и повторяться, быть хорошо известны всем гражданам страны. Эти нормы касаются практически всех сторон жизни и быта, а также сфер общественной деятельности человека, обуславливая его поведение в семье, в гостях, в школе, на работе, а общественных местах, на дорогах, когда он пешеход и когда он автоводитель, в гостиницах, в парках, на пляже, в самолете, в аэропорту, в общественном туалете, и т.д. и т.п.

При этом следует иметь в виду, что в большинстве общественных мест гражданам достаточно лишь немудреное знание хороших манер и умение вести себя сдержанно, культурно и вежливо, ничем не привлекая внимания со стороны других людей и тем самым не мешая им находиться в вашем обществе.

Вместе с тем существуют и такие общественные места, где знание лишь только этикета гражданам недостаточно. Там должны использоваться в той или иной мере и другие базовые фрагменты социокультурной матрицы, рассмотренные нами выше (этические, эстетические, гражданские, ценностные, экологические и т.д.), а также умение чувствовать систему баланса интересов и прежде всего владеть способностью учитывать интересы других, ставить их выше собственных.

Для этого применяются более серьезные нормы и законы поведения, вытекающие из прав, обязанностей и интересов граждан, госслужащих, предпринимателей. Без наличия знаний соответствующих фрагментов социокультурной матрицы индивиды не могут называться, статусно аттестоваться или допускаться к соответствующим ячейкам общественной деятельности или государственным должностям. И чем выше социально место деятельности индивида в структуре общественных отношений, тем большие требования помимо знания этикета должны предъявляться к его поведению, тем больше в его поведении должно обуславливаться обязанностями данного индивида перед другими членами общества, социума по пониманию их конкретных интересов, интересов общества в целом – национальных интересов.

Исходя из этого, можно утверждать, что культура поведения человека складывается из двух частей: внутренней и внешней.

Внутренняя культура – это знания, навыки, чувства и умения, лежащие в основе фундаментальных фрагментов индивидуальной социокультурной матрицы человека, приобретенные посредством его воспитания, образования, развития сознания и интеллекта, профессиональной подготовки, признаками хороших результатов чего должна быть его добродетельность, знание интересов других, трудолюбие и высокая нравственность.

Внешняя культура – это стиль жизни и манеры поведения, проявляющиеся в быту и в общественной деятельности во время непосредственных контактов, общения с другими людьми, с объектами окружающей среды. Внешняя культура, как правило, является прямым порождением внутренней культуры человека, тесно связана с ней, хотя существуют и некие нюансы.

Так, отдельные проявления внешней культуры могут быть не отражать внутреннюю культуру индивида или даже противоречить ей. Это бывает в случаях болезненных проявлений психики, а также в случаях поведенческой «мимикрии», когда невоспитанный индивид пытается выдать себя за благовоспитанного. Однако при более продолжительном наблюдении за ним эти противоречия легко обнаруживаются. Поэтому подлинно культурный и дельный человек может быть таковым только благодаря усердному его воспитанию. И, напротив, внешние проявления невоспитанности индивида свидетельствуют о его внутренней пустоте, а значит, безнравственности, полном отсутствии элементарной внутренней культуры.

Внешняя культура не всегда полностью зависима от внутренней и иногда на какое-то время может скрывать недостаток последней. Хорошее знание правил этикета и их соблюдение может смягчить отсутствие высокой внутренней культуры, развитого сознания и интеллекта, хотя ненадолго.

Внешнюю культуру называют по-разному: культурой поведения, этикетом, хорошими манерами, правилами хорошего тона, благовоспитанностью, культурностью… Это говорит о том, что в зависимости от конкретной задачи люди акцентируют внимание на какой-то одной стороне внешней культуры: чаще всего либо на знании правил поведения и их соблюдении либо на степени вкуса, такта, мастерства в овладении внешней культурой.

Внешняя культура состоит из двух «частей»: того, что идет от элементов общественных социокультурных матриц (разных инструкций, уставов, общепринятых правил, приличий, этикета) и того, что идет от воспитанности и просвещенности светского человека (манеры, деликатность, такт, вкус, чувство юмора, совестливость и т.п.).

Существуют правила поведения разного уровня и содержания:
1) уровень общечеловеческих правил, принятых в современном светском обществе, в т.ч. в среде благовоспитанных людей – интеллигенции;
2) уровень национальных правил или правил, принятых в данной стране;
3) уровень правил, принятых в данной местности (в селе, городе, в регионе);
4) уровень правил, принятых в том или ином несветском общественном слое (в среде обывателей, среди приверженцев той или иной религиозной конфессии или секты, среди коррумпированных высокопоставленных чиновников, в бомонде, в среде олигархов и прочих индивидов со сверхвысокими доходами, и т.п.).
5) уровень светских правил, принятых в том или ином профессиональном сообществе или общественной организации (медицинских работников, юристов, милиционеров, военных, среди актеров, государственных служащих, членов той или иной партии…)
6) уровень светских правил, принятых в том или ином учреждении (образовательном, медицинском, государственном, коммерческом…)

Говоря о внешних проявлениях этических или эстетических фрагментов социокультурной матрицы индивидов, следует отметить, что и здесь тоже можно наблюдать большое разнообразие типов поведения: и деликатность и хамство, и хорошие и дурные манеры, и хороший и плохой вкус.

В ситуациях, когда человек не знает тех или иных правил поведения, принятых в данном обществе, но он обладает определенными навыками воспитанности и знанием основ этикета, он может в какой-то мере компенсировать свое незнание чутьем, интуицией, основанным на прирожденных или приобретенных деликатности, такте, вкусе.

Между правилами и внутренними регуляторами поведения имеют место очень сложные отношения. Они противоположны – внутренние и внешние, типичные и индивидуальные, хотя в то же время могут «работать» в одном направлении. Нормальные взаимоотношения людей – вообще тонкая материя, которая легко рвется, если люди грубо обращаются друг с другом, особенно сейчас в век постоянных стрессов и повышенной психической нагрузки.

Умение выслушать собеседника – непременное требование речевого этикета. Это, конечно, не означает, что нужно сидеть молча. Но бестактно прерывать другого. При разговоре вдвоем тоже нужно уметь слушать, Бывает, что приходится помолчать, когда чувствуешь, что твои слова могут разжечь страсти. Не стоит начинать горячий спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим.

Если человек желает совершенствоваться, быть лучше, быть достойным любви, добра, хочет, чтобы его уважали, тогда он должен следить за собой, за своими словами-действиями, чистить себя, не давать себе в этом покоя. Ведь известно, что благовоспитанность есть внешнее выражение внутренней деликатности души, заключающейся в общей благожелательности и внимании ко всем людям.

Вежливость не обязательно означает действительно уважительное отношение к человеку, так же как грубость не обязательно означает действительно неуважительное отношение к человеку. Человек может быть грубым в силу того, что он вращался в грубой среде, не видел иных образцов поведения.

Таким образом, вежливость – это моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.

Важным аспектом этикета является понятие хороший тон, который требует изучения и упражнения; он должен, так сказать, сделаться нашей второй натурой. Правда, многое, называемое хорошим тоном и утонченным вкусом, есть прирожденная деликатность, и поэтому верно утверждение, что человек может усвоить все и всему научиться, только не деликатности. Но деликатность еще не все, и прирожденный вкус требует совершенствования. Хорошие примеры и собственные старания способствуют этому.

Кроме того, в этикете существует такое понятие, как приличие. Это наименее приметный из всех понятий этикета, но наиболее чтимый.

Итак, хорошими манерами обладает только тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. Ведь каждый человек, как правило, живет в обществе, т.е. среди других людей. Поэтому каждый его поступок, каждое желание, каждое высказывание отражается на этих людях. По этой причине должна существовать граница между тем, что ему хочется сказать или сделать, и тем, что можно, что будет приятно или неприятно другим. В этой связи ему необходимо каждый раз производить самооценку, не причинят ли зла, не вызовет ли неудобств или неприятностей те или иные его высказывания или поступки. Всякий раз он должен поступать так, чтобы окружающим людям было хорошо.

К азам этикета, известным всем с детства, являются три волшебных слова: пожалуйста, спасибо, извините (простите).

Всякая просьба должна сопровождаться словом «пожалуйста».

За всякую услугу или помощь нужно благодарить, говорить «спасибо».

За всякую неприятность, причиняемому другому, нужно извиняться или просить прощения.

Эти волшебные слова нужно научиться говорить не задумываясь, автоматически. Отсутствие этих слов в соответствующих ситуациях или их неавтоматическое, неестественное употребление означает либо невежливость, хамство, либо объявление-демонстрацию вражды.

В этикете нет «мелочей», точнее, он весь состоит из «мелочей», нанизанных на единый стержень вежливости, внимания к людям, Начинается же этикет с определенного порядка и правил приветствий, обращений, представлений и знакомств.

Учитывая «неравенство» в этикете, следует иметь в виду, что молодые обязаны первыми приветствовать старших, входящие – присутствующих, запаздывающие – ожидающих, и т.д. На официальных приемах в первую очередь приветствуют хозяйку и хозяина, после них дам, сначала – более пожилых, затем – молодых, затем – более пожилых и старших по положению мужчин, а затем остальных гостей. Хозяйка дома должна пожать руку всем приглашенным гостям.

Следует помнить, что принятое у нас и на Западе рукопожатие при встрече и при представлении мужчины и женщины в мусульманских странах совершенно неуместно: ислам не приемлет даже простое соприкосновение лиц разного пола, не связанных кровными узами. Не принято обмениваться рукопожатиями и у народов Юго-Восточной Азии.

Большое значение при приветствиях имеет манера держаться. На человека, с которым здороваешься, следует смотреть прямо, с улыбкой. При обращении к незнакомому, малознакомому человеку или официальному лицу всегда следует говорить «Вы». Форма обращения «ты» выражает более близкие отношения с человеком. При обращении на «ты» отпадают многие формальности, свидетельствующие о внешней, отстраненной форме вежливости.

Не менее сложными являются и этикетные правила знакомств. Первый шаг к установлению знакомства – это представление. Представляясь или представляя кого-то, обычно называют фамилию, имя, отчество, иногда – должность или звание. Если вы по служебным или личным делам посещаете учреждение или должностное лицо, то прежде чем начать деловой разговор, вам следует представиться и, при наличии, вручить свою «визитную карточку».Представление необходимо и в том случае, если вы обращаетесь к незнакомому человеку по какому-либо вопросу.

Неотъемлемым атрибутом современного этикета является этика телефонных переговоров. К наиболее важным ее пунктам относятся следующие:
1) Всегда надо представляться, когда вы звоните, если не знакомы или малознакомы с адресатом или если вы редко звоните этому адресату. Надо также учитывать, что телефонная связь может быть плохой, т.е. ваш голос еле слышен или искажен и поэтому даже хороший знакомый может сразу не разобраться, с кем он говорит.
2) Почти всегда надо спрашивать, занят человек или нет и сколько у него времени на телефонный разговор. Бесцеремонным является поведение звонящего, который сразу без необходимых уточнений границ разговора начинает вести этот разговор.
3) Если вам звонят, а вы очень заняты и не можете разговаривать, то, как правило, бремя повторного звонка лежит не на том, кто звонил, а на вас. Исключений здесь может быть два:
- если у звонящего нет телефона;
- если по каким-либо причинам затруднительно звонить тому, кто позвонил вам. Невежливо заставлять звонящего перезванивать вам вновь из-за вашей занятости. Когда вы так делаете, то невольно даете понять, что цените-уважаете его меньше, чем себя.
4) Когда звонят по телефону и спрашивают не вас, а другого человека, то невежливо спрашивать «кто это?» или «кто говорит?». Во-первых, неприлично отвечать на вопрос вопросом. Во-вторых, своим вопросом вы можете поставить в неудобное положение того, кто спрашивает. Спрашивающий не всегда расположен представляться постороннему, взявшему телефонную трубку. Его право – оставаться инкогнито для посторонних. Спрашивающий «кто говорит?» вольно или невольно «лезет в душу» позвонившему. С другой стороны, спрашивающий «кто говорит?» вольно или невольно «лезет в душу» и тому, кому непосредственно звонят, поскольку адресат может быть тоже хотел сохранить тайну своих отношений со звонящим. (Так родители поступают порой в своем стремлении контролировать каждый шаг своих взрослых детей, чем ограничивают их право на личную жизнь. Излишний контроль и излишняя опека со стороны родителей приводят к тому, что взрослые дети или остаются инфантильными, несамостоятельными или отчуждаются от родителей.) В случае отсутствия адресата нужно спрашивать не «кто говорит?», а «что передать адресату?»
5) В телефонном разговоре должен преобладать, за редким исключением, деловой или телеграфный стиль. Разговоры вокруг да около неуместны. Нужно по возможности сразу же формулировать вопросы, из-за которых вы звоните, и не стесняться просить об этом же собеседника, если он «увлекся» разговором на посторонние темы. Просить собеседника о переходе к предмету телефонного разговора нужно тактично, без грубого прерывания его речи. В принципе, допустимы и неделовые разговоры по телефону, но лишь после того, как выясняется, что обе стороны располагают желанием и временем вести такие разговоры.
6) Нужно иметь в виду, что телефонное общение не такое полное как общение «лицом к лицу». Поэтому требования к разговору в целом более жесткие, т.е. нужно вести себя более осторожно, осмотрительно. Слово, сказанное по телефону, и слово, сказанное лицом к лицу, может быть оценено по разному и даже противоположным образом.

В телефонном разговоре нужно говорить менее эмоционально, шутить осмотрительнее, стараться избегать резких слов и выражений.

Еще два понятия этикета, которые нельзя не отметить, это обязательность и точность. Необязательный человек очень неудобен для окружающих, хотя он может быть милым, обходительным и т.п. На такого человека нельзя положиться, нельзя рассчитывать. Пусть он не обижается, если его перестают уважать и избегают общения с ним. «Точность – вежливость королей» – утверждает поговорка. Не король тот, кто необязателен, кто ведет себя небрежно по отношению к своему же собственному обязательству.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх