Социология молодежи. Периодизация развития шарлотты бюлер Ш бюлер жизненный путь человека

Бюлер (Bühler) Шарлотта (20.12. 1893, Берлин - 3.02.1974, Штуттгарт, Германия) - немецкий, австрийский и американский психолог. Профессор университетов Вены (1929), Осло (1938), Лос-Анджелеса (1940). Получила образование в университетах Фрейбурга, Киля, Берлина. Училась у Э. Гуссерля. Работала в психологической лаборатории при Мюнхенском университете под руководством О. Кюльпе, затем К. Бюлера. Доктор философии (1918, диссертация по психологии мышления). После прохождения стажировки в США (у Э. Торндайка в Колумбийском университете, 1923) продолжила исследования в Венском университете, в рамках которого ею совместно с мужем К. Бюлером был создан Психологический институт. В 1920–1930-егг. проводила исследования по диагностике психического развития ребенка («Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста», 1935). После аншлюса Австрии гитлеровской Германией (1938) вынуждена была эмигрировать сначала в Норвегию, затем (с 1940) в США, где продолжила исследования. В 1965 г. стала первым президентом Ассоциации гуманистической психологии, созданной ею совместно с А. Маслоу, К. Роджерсом и др. видными психологами. С научной концепцией, разрабатывавшейся в рамках Ассоциации, связаны книги «Жизненный путь человека» (1968, в соавторстве с Ф. Массариком), «Введение в гуманистическую психологию» (1972, в соавторстве с М. Ален) и др. Периодизация жизненного пути личности, предложенная , положила начало психобиографическому направлению в психологии.

Для истории социологии молодежи наибольшее значение имеет книга «Душевная жизнь юных» (DasSeelenleben des Jugendlichen), вышедшая в Йене первым изданием в 1922 г. (Bühler, 1922) и через год - как «расширенное и полностью переработанное издание» с учетом новых материалов, полученных от читателей (Bühler, 1923), а затем переиздававшаяся многократно, - одно из ранних ее произведений. Книга содержит концепцию, которая рассматривается как одна из первых теорий молодежи (Критика…, 1982: 38–46; , Луков, 1999: 30–32; Луков, 2012: 133–138). И. С. Кон указывает, что конкретизировала и развила теорию Э.Шпрангера (Кон, 1989: 35). действительно обращалась в «Душевной жизни юных» к некоторым работам , опубликованным в 1916–1922 гг. (в том числе: Spranger, 1922), но его основной работы в области теории молодежи она знать не могла, поскольку она была опубликована позже.

Начало теоретического осмысления душевной жизни подростков сама связывала с четырьмя докладами, которая она сделала в Дрездене в 1920 г. на курсах повышения квалификации учителей, основываясь на материалах дневников нескольких девушек. Она увидела в этих дневниках нечто большее, чем было нужно ее слушателям-педагогам, и поняла, что смещенный до сих пор интерес к периоду становления молодого человека в сторону практики, исходящей из ограниченного опыта и задач профессиональных сообществ - педагогических, конфессиональных, политических, медицинских (что вытекало и из анализа литературы), оставил в стороне психологическую характеристику важного этапа становления человека, который соотносится с юностью (Bühler, 1923: V). Таким образом, первоначальный замысел исследования лежал в собственно психологической области, но он уже учитывал, что определенная часть тематики лежит в пограничных областях психологии и комплексных научных проблем: в этой связи называет «сексуальную науку» и сексуальную педагогику, молодежное движение, молодежное потребление, охрану прав молодежи и воспитание молодежи, школьные проблемы и др.

Бюлер сделала попытку обобщения многообразных эмпирических данных и информации из литературы для объяснения специфики юношеского . В ее руках были личные документы - дневники подростков (поначалу только девушек, но позже коллекция расширилась, и в распоряжении оказались и дневники юношей). Впоследствии этот путь эмпирического исследования подвергался критике и полученные в результате анализа дневников (сначала трех девушек, «затем их стало 14 и наконец 52», признавались малодостоверными (Критика…, 1982: 40). Однако надо учитывать, во-первых, то, что ведение дневников в культурных слоях европейских стран (включая и Россию) по крайней мере с XVIII в. было привычным занятием и важной техникой самоанализа и самовоспитания: дневнику доверялись душевные порывы и сомнения, это было место признаний, исповеди, покаяний, самокритики; во-вторых, критика исследовательской манеры основывалась на общем критическом отношении к качественной стратегии социологических исследований, которое позже само подверглось встречной критике и работа с жизненными историями, в том числе и единичными, получила в социологии признание. Работа с дневниками была в духе времени и оказалась вполне продуктивной. Материалы обработки дневников для характеристики пубертатного широко применялись как аргументация в научной литературе ее времени (Gruhle, 1930).

Бюлер впервые дала многостороннюю характеристику периоду созревания, или пубертации. Согласно ее определению, время пубертации - это «период, когда происходит становление первичных и вторичных половых признаков... Мы называем время вплоть до начинающегося полового созревания детством человека, последующие периоды пубертата и юности - молодостью» (Bühler, 1923: 9). Биологическая ориентация концепции подчеркивалась самим автором, от этого была поставлена в зависимость психологическая характеристика юношеского . Тезис о двусоставной конструкции молодости некоторыми исследователями ее творчества не был должным образом осмыслен. Это, в частности, дало повод для его критики в марксистской литературе. Но вполне последовательна: она проводит идею, что генеральной потребностью юношеского является «потребность в дополнении», вытекающая из полового инстинкта, однако реализуемая в разном контексте душевной жизни на этапах пубертата и юности.

Для потребность в дополнении - психологическое отражение того факта, что половое созревание порождает в качестве сопутствующего явления нарушение спокойствия индивида, его поиски партнера для продолжения рода. По , «чтобы обеспечить соединение с другим полом, сопутствующие созреванию явления должны вызвать у индивида потребность в дополнении, сделать его возбудимым, неудовлетворенным своей закрытостью, его Я должно открыться для встречи с Ты. В этом заключается биологический смысл созревания» (Bühler, 1923: 11). Необходимость в дополнении предопределяет, по , особый возрастной феномен - томление (Sehnsucht), которое выступает как основная черта психической структуры в этот период.

Потребность в дополнении реализуется на разных уровнях психологического созревания и осуществляется в двух формах: примитивной и культурной. Примитивная форма психологических реакций непосредственно зависит от биологической первоосновы. Она характеризуется повышенной чувствительностью, возбудимостью, усилением всех способностей и интересов, обострением чувства красоты, «стремлением к прихорашиванию и выставлению себя на передний план», желанием странствовать, наконец, тем самым томлением, роль которого в психической структуре личности периода молодости особо подчеркивала . Культурная форма психического созревания возвышается над примитивной и проявляется как душевное созревание. Явления этого класса образуют сложные формы душевной жизни, до­статочно автономные, но восходящие к тому же источнику, что и явления, образующие примитивную форму. Ш.Бюлер возводит и культурную форму (душевное созревание) к потребности в дополнении.

Л. С. Выготский подчеркнул значение такого разделения форм душевного созревания: «Отсюда социальное включение, выбор профессии и т. д., не связанные непосредственно с явлениями полового созревания, но в основе все же "потребность в дополнении”, из которой вытекают основные черты структуры этого . Та же потребность определяет также и душевное созревание: именно тоска и стремление, искание, которое дает всем функциям направленность на будущее» (Выготский, 1929: 62). Считая, что проявляла биологический редукционизм и односторонне ставила «в центр всего потребность в дополнении», Выготский тем не менее оценивал книгу как шаг вперед в отрицании примитивных связей всех изменений в переходном возрасте с половым созреванием (там же: 63).

От эмпирического обобщения потребности в дополнении идет к более глубокому различению биологической и психологической составляющих личности, что означает признание известной автономности двух аспектов созревания. В биологическом аспекте период пубертации заканчивается, «как только половой аппарат готов к использованию». Психологическая же сторона созревания раскрывается через характер и интересы индивида. В пубертатный период они проявляются в наиболее резких формах, чувства молодого человека накалены и при этом на фоне полового созревания и общего физического развития у него формируется повышенная уверенность в себе, что дает толчок возникающему стремлению к свободе, подготавливает «обособление индивидуума, гордую изоляцию и отделение от окружающего мира. Молодой человек удаляется в своей внутренней жизни от родителей, братьев и сестер, приятелей и друзей. В этой предфазе жизнеощущение совершенно положительно с самого начала» (Bühler, 1923: 52). подчеркивает, что в основе психического преобразования лежит динамическое развитие чувств: «Удивительно, в какой мере волей и интеллектом молодого человека могут управлять его чувства» (Ibid.: 97). При этом в период пубертата чувство не порождает той однородности, которую может приобретать страсть у взрослого человека. «Для этого молодежная жизнь чувства слишком хаотична, слишком разнообразна. Она посылает отдельные импульсы то сюда, то туда», потому и тщеславие легко переходит в покорность и преданность перед любимым, мужество самопожертвования чередуется с резким эгоизмом, упрямство с послушанием, усердие с утомлением (Ibid.: 97).

Бюлер раскрывает роль культурных факторов в психической жизни юношества. Характеризуя развитие воли в период пубертата, она отмечает, что сексуальное влечение только в условиях недостатка культуры приобретает немедленно «желаемое природой направление». В условиях более высокой культуры сексуальное развитие молодого человека «замедляет шаг», влечение отделяется, модифицируется. Дружба и энтузиазм, природа, искусство и умственные интересы выполняют эту отвлекающую роль, выступают своего рода культурным тормозом. На передний план выдвигаются, в частности, философские вопросы умственной жизни - на фоне возрастающей и глубоко испытанной внутренней уединенности. «Эти интересы часто встречаются только в юности, когда именно путь инстинкта, собственная цель тоски уже предвидится или узнается ясно и когда душа в самовоспитании готовится к дальнейшему ожиданию и бытию, ищет радости, поддержки и открывает на их пути новые значения» (Ibid.: 109).

В конечном итоге в период молодости интеллект достигает своей истинной вершины, воля - подлинной силы, складывается личность, формируются страсти, цели, идеалы.

Итак, (1) связала психическую и духовную жизнь в период молодости с физиологическим фактором - половым созреванием, но (2) показала эти процессы как автономные; она (3)выявила особенности развития чувств, воли и интеллекта в этот период, заметив и их стремительное, скачкообразное развитие, и особую подвластность воли и интеллекта чувствам; среди прочего установила (4) амбивалентность чувств и вслед за этим двойственность (или даже множественность) всего каркаса личностных характеристик на определенном этапе жизненного цикла человека, который завершается с уходом молодости; (5) предложила иную, чем у Г. С. и ряда других современных ей авторов (например А. Бидля), трактовку стадий молодости: она вынесла за пределы периода переходный , а внутри периода разделила две стадии, которые ею обозначены как отрочество (Pubertät, от 10–12 до 17 лет) и юность (Adoleszenz, от 17 до 21–24 лет). Интерес представляет то, что возрастные границы (прежде всего верхнюю границу юности) исследовательница связывала с социокультурными факторами. Именно поэтому она считала трудным делом определять, когда наступает конец юности. Римляне, напоминает , считали такой границей достижение 31 года жизни. Кроме того, что исследовательница признавала за такой практикой право в силу истории, она отмечала, что «сильное психическое бытие» до приблизительной стабилизации характера еще продолжается и в этом возрасте. Когда же юность считают завершающейся к 21 или 24 году жизни, то исходят из того, что к этому времени достигается уже «первый пункт спокойствия», наблюдается определенная устойчивость. «Первые буря и натиск отзвучали, наметилось общее направление будущей жизни, выбрана примерная точка опоры, и стремительность первых усилий по обретению мировоззрения, выбору профессии и формированию самого себя ослабевает и уступает место более спокойному темпу прогресса. Первые захватывающие переживания любви, природы, искусства и работы познаны, первое примерное социальное упорядочение осуществлено. Самая бурная часть развития жизни человека миновала» (Bühler, 1923: 27).

В такой трактовке верхней возрастной границы уже нет следов биологизаторства, это вполне социологическая характеристика, основанная и на признании значения факторов, которые на 40 лет позже назовут «социальным конструированием реальности».

Во многих современных концепциях молодежи обнаруживаются положения, сходные с выводом , согласно которому отрочество в психологическом плане характеризуется стремлением к отрицанию. У мальчиков негативизм оценок сопровождает почти весь ранний юношеский . Это, по , кризисная фаза развития, которая отрицательно оценивается обществом. Подросток, таким образом, оказывается на ничейной земле - он не ребенок и не взрослый. Подобные оценки широко распространены в социологии молодежи и сегодня. В них отразилась не столько теоретическая мысль, сколько бытовое представление о молодежи как носительнице общественной угрозы. В ряде случаев на этой основе выросли социологические интерпретации агрессивного поведения и экстремизма молодых людей - особенно школьников (Schubarth, Melzer, 1993). Здесь подростковый кризис исследуется в контексте особенностей западной социокультурной системы, и подобное рассмотрение представляется позитивным развитием на социологической почве идей о возрастном кризисе.

Соч .: Bühler, Ch. (1918) Das Märchen und die Phantasie des Kindes. Leipzig: Barth. 82 S.; Bühler, Ch. (1922) Das Seelenleben des Jugendlichen. Versuch einer Analyse und Theorie der psychischen Pubertät. Jena: G. Fischer. 104 S.; Bühler, Ch. (1923) Das Seelenleben des Jugendlichen. 2. erweiterte und völlig veränderte Aufl. Jena: G. Fischer. 210 S.; Bühler, Ch. (1928) Kindheit und Jugend. Genese des Bewusstseins. Leipzig: Hirzel. 308 S.; Bühler, Ch. & Hetzer, H. (1929) Zur Geschichte der Kinderpsychologie. In E. Brunswik, Ch. Bühler, H. Hetzer, L. Kardos, E. Köhler, J. Krug & A. Willwoll, Beiträge zur Problemgeschichte der Psychologie. Festschrift zu Karl Bühler´s 50. Geburtstag. Jena: G. Fischer, S. 204–224; Bühler, Ch. (1934) Drei Generationen im Jugendtagebuch. Jena: G. Fischer. 184 S.; Bühler, Ch., Baar, E., Danzinger-Schenk, L., Falk, G., Gedeon-S. & Hortner, G. (1937) Kind und Familie. Jena: G. Fischer. 172 S.; Bühler, Ch. (1965) Die Wiener Psychologische Schule in der Emigration // Psychologische Rundschau, 16, S. 187–196.

Лит .: Выготский, Л. С. (1929) Педология подростка. Задания 1–8. М. : Изд. бюро заоч. обучения при педфаке 2 МГУ. 172 с.; , А. И., Луков, В. А. (1999) : Теоретические вопросы. М. : Социум. 357 с.; Кон, И. С. (1989) Психология ранней юности. М.: Просвещение. 255 с.; Критика буржуазных теорий молодежи (1982) : пер. с нем. / общ. ред. и предисл. Б. К. Лисина. М. : Прогресс. 335 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарное исследование. М. : Канон+. 528 с.; Gruhle, H. W. (1930) Pubertät // Handwörterbuch der medizinischen Psychologie / Hrsg. von K. Birnbaum. Leipzig: Georg Thieme Verl., 1930. S. 458–463; Schubarth, W., Melzer, W. (1993) (Hrsg.) Schule, Gewalt und Rechtsextremismus: Analyse und Prä vention. Opladen: Leske + Budrich. 291 S.; Spranger, E. (1922) Humanismus und Jugendpsychologie. Berlin: Weidmannsche buchhandlung. 42 S.;

Бюлер Шарлотта (Bühler, 1893-1974) - психолог, доктор философии, специалист по детской психологии. Ученица Эдмунда Гуссерля, жена Карла Бюлера . Училась в ун-тах Фрайбурга, Киля, Берлина и Мюнхена. Профессор ун-тов Вены (1929), Осло (1938), Лос-Анджелеса (1940); президент Ассоциации гуманистической психологии (1970).

В 1920-30-е гг. Шарлотта Бюлер возглавляла созданную ею Венскую школу возрастной психологии, которая известна своими диагностическими исследованиями уровня психического развития ребенка. Показателем уровня развития являлся «коэффициент развития», введенный Б. вместо широко известного «коэффициента интеллекта». Он определяется как отношение «возраста развития», устанавливаемого с помощью тестирования, к паспортному возрасту ребенка. По результатам тестирования составляется и «профиль развития», который показывает, как развиваются различные стороны поведения. Важнейшим результатом исследований этого периода, проведенных в т.ч. биографическим методом, является периодизация жизненного пути личности. Главной движущей силой развития Б. считала потребность личности в самоосуществлении, которая по-разному проявляется в различные периоды жизни.

2-й (амер.) период творчества (с 1940) посвящен изучению проблем психологии личности, периодизации жизненного пути и др. в русле гуманистической психологии. Б. рассматривала личность как изначально данное духовное образование, не изменяющееся по своей сути на протяжении всей жизни. Трактовка Б. сущности и движущих сил развития неоднократно подвергалась критике, в т.ч. и в сов. психологии. Вместе с тем идеи целостного подхода к изучению жизненного пути человека, фактический материал, полученный Б. и ее сотрудниками, а также некоторые предложенные ею диагностические методики сохраняют свое значение и для современной науки. (Е.Е. Соколова)

Литература

  • HPSY.RU - экзистенциальная и гуманистическая психология
  • Manfred Berger: Bühler, Charlotte Berta, in: Hugo Maier (Hrsg.): Who is who der Sozialen Arbeit, Freiburg/Brsg. 1998, S.115-116
  • Manfred Berger: Zum 100. Geburtstag von Charlotte Bühler, in: Unsere Jugend 1993, S.525-527
  • Charlotte Bühler: Selbstdarstellung. In: Ludwig Pongratz u. a. (Hrsg.): Psychologie in Selbstdarstellungen. Band 1. Huber, Bern u. a. 1972, ISBN 3-456-30433-1, S.9–42
  • Gerald Bühring: Charlotte Bühler oder Der Lebenslauf als psychologisches Problem. Lang, Frankfurt am Main u. a. 2007, ISBN 3-631-55743-4 (Beiträge zur Geschichte der Psychologie 23), (Biographie).
  • Barbara Reisel: Bühler, Charlotte. In: Gerhard Stumm u. a.: Personenlexikon der Psychotherapie. Springer, Wien u. a. 2005, ISBN 3-211-83818-X, S.77–79

назад в раздел .

В истории биографического метода исключительное место занимает Шарлотта Бюлер - австрийский и американский психолог, исследователь и психотерапевт, одна из основателей гуманистической психологии. Она создала цельную, теорию жизненного пути, вместе с сотрудниками и учениками обнаружила ряд эмпирических закономерностей в нем и существенно обогатила операциональный аппарат биографического метода. История и результаты биографических исследований Ш.Бюлер достойны специального рассмотрения, поскольку они уникальны по своим масштабам и влиянию на генетическую персоналистику, или биографику.

Шарлотта Бюлер (девичья фамилия Малаховски) родилась в 1893 году в Берлине. В юные годы она училась в Берлинском и Мюнхенском университетах. В Мюнхене она училась у Карла Бюлера и вскоре стала его женой. Под влиянием К.Бюлера она сначала занималась психологией мышления, потом детской и юношеской психологией. В этой области она провела серьезные исследования и недаром считается крупным специалистом по детскому развитию. Под ее руководством разработаны методы точного наблюдения за ходом раннего развития, тесты для дошкольников (совместно с Г.Гетцер). Много раз издавалась ее книга "Душевная жизнь юноши".

Но главный интерес Ш.Бюлер заключался в духовности человека - именно в ней она видела уникальную его особенность. Еще будучи молодой романтичной девушкой, она задумывалась над вопросами бытия и идеальной сущности человека. Тайна жизненного пути человека волновала и, в конце концов, подвигнула на грандиозный замысел - эмпирически изучить закономерности жизненного пути и роль духовной структуры человека в построении им собственной судьбы. Основным инструментом в реализации исследовательского проекта стал биографический метод.

Суть исследований Ш.Бюлер отражена в названии ее книги, изданной Шарлоттой Бюлер в 1933 году в Лейпциге. Книга, «Жизненный путь человека как психологическая проблема» (7) написана на основе массы биографического материала, собранного психологами Венского психологического института на рубеже 20-30-х годов под руководством Ш.Бюлер. Венские психологи, среди них Э.Френкель, Э.Брунсвик, П.Гофштэттер, Л.Шенк-Данцигер, собирали и обрабатывали дневники, письма, проводили биографические интервью, анализировали множество опубликованных биографий и постепенно обнаружили целый ряд закономерностей жизненного пути.



Анализ жизни производился по трем параметрам: объективные события жизни, творческие достижения (продуктивность), состояния внутреннего мира - типичные для определенного возраста переживания. Все это соотносилось с обобщенным биологическим статусом организма на разных фазах развития, с так называемой жизненной кривой (Lebenskurve).

Аналогично фазам органического развития, онтогенеза, в исследованиях под руководством Ш.Бюлер наметились пять фаз жизненного пути. В основу периодизации жизни Бюлер кладет особую структуру самосознания, которую называет самоопределением (Selbstbestimmung). Наличие строго определенных фаз жизни одна из найденных в Венском институте психологии закономерностей. Эту и другие закономерности Ш.Бюлер трактовала с позиций собственной теориижизненного пути. Сама же теория складывалась в процессе эмпирических биографических исследований и потому была не умозрительной, а хорошо обоснованной.

Жизнь человека рассматривается Ш.Бюлер в свете ее итогов, как реализация внутренней сути личности, ее интенционального ядра ("самость"). Это духовное образование, имманентное человеку. Главной силой психического развития является врожденное стремление человека осуществить себя. Правда, плохое воспитание может извратить или подавить его, тогда мы имеем дело с неврозами. Как пишет Ш.Бюлер, "самость представляет собой интенциональность или целенаправ­ленность всей личности. Эта целенаправленность ориентирована на исполненность (Erfullung) лучших потенциалов, исполненность экзистенции человека" (8, 99).

Исполненность достигается по мере осуществления (Verwirklichung) человека в профессии, общении, борьбе за идеалы. Понятие самоосуществления близко к понятию самоактуализации А.Маслоу, но Ш. Бюлер их различает. Самоосуществление - это "итог жизни или фазы жизни, когда ценности и цели, к которым стремился человек, осознанно или неосознанно, получили адекватную реализацию" (9, 753). Но вместе с тем она рассматривает самоосуществление и как процесс, который в разные возрасты выступает то как хорошее самочувствие, то как переживание завершение детства, то как самореализация (в зрелости), то как исполненность (в старости).

Бюлер доказывает, что полнота самоосуществления зависит от способности личности ставить такие цели, которые наиболее адекватны ее внутренней сути. Эта способность есть самоопределение (Selbstbestimmung). Основное русло, в котором происходит самоопределение, есть "тема бытия" (Daseinthema). Самоопределение связано с интеллектуальной развитостью личности, поскольку интеллект дает глубину понимания человеком собственных потенциалов и устремлений. Чем яснее человеку его призвание, чем отчетливее самоопределение, тем вероятнее самоосуществление. Хотя оно, конечно, во многом зависит от социальной среды, способствующей или, что чаще бывает, препятствующей самореализации личности.

В первой фазе жизни (до 16-20 лет) отсутствует, как считала Бюлер, самоопределение. Во второй фазе (с 16-20 до 25-30 лет) человек пробует себя в разных профессиях, занятиях, заводит знакомства в поисках спутника жизни. Эти пробы уже указывают на функционирование самоопределения, но оно носит диффузный характер. Третья фаза (25-30 - 45-50 лет) наступает, когда человек находит свое призвание или просто постоянное занятие, ставит конкретные цели и добивается результатов. У него уже есть более или менее устойчивое положение в обществе, образовался круг друзей, сложилась своя семья. Это фаза спецификации самоопределения, совпадающая с годами расцвета человека. Стареющий человек в четвертой фазе (45-50 - 65-70 лет) переживает трудности в связис биологическим увяданием, выходом на пенсию, сокращением будущего времени жизни. В конце этой фазы для большинства завершается путь к самоосуществлению, перестает функционировать самоопределение. В пятой фазе старик влачит бесцельное существование, живет прошлым, поэтому Ш. Бюлер даже не причисляет последний этап жизни к собственно жизненному пути. Жизнь кончается раньше наступления смерти. Но есть возможность оставаться психологически живым до самой смерти. Изучая выдающихся стариков, активных ипосле 90 лет, Бюлер приходит к идее о типах развития иобъясняет ихсоотношением витальных иментальных стремлений человека. Отмечается рост альтруистических мотивов у пожилых людей с преобладанием ментальных потребностей.

В1940 году, как многие европейские ученые, Ш.Бюлер вынуждена эмигрировать в США, чтобы спастись от войны. Поэтому она уже не могла продолжить биографические исследования, начатые в Вене. Во время второй мировой войны погибли архивы Венского психологического института, его сотрудники покинули Австрию илипогибли. Однако, став американкой, Ш.Бюлер не прекращала работу над теорией жизненного пути и много почерпнула для нее из психотерапевтической практики. Она пришла к выводу о существовании базальных тенденций (потребностей) личности: ими являются потребность в физическом ипсихическом благополучии, потребность в адаптации, в творчестве, во внутреннем порядке. Эти тенденции проявляют себя в разных формах в зависимости от возраста. У каждого человека доминируют те илииные тенденции, но лучше, когда все из них удовлетворяются в процессе жизнедеятельности.

Как считала Ш.Бюлер, невротическая личность страдает от того, что не может понять себя, не умеет ставить адекватные «самости»цели и достигать их.Оздоровление личности идет через осмысление ею своей жизни и определения целей. В этом человеку помогает гуманистически ориентированная психология.

Шарлотта Бюлер явилась одним из основателей гуманисти­ческой психологии. В 1970 году ее избрали президентом Ассоциации гуманистических психологов. Умерла в Калифорнии в 1974 году.

(20.12.1893, Берлин — 03.02.1974, Штутгарт) - австрийский, впоследствии американский психолог. Жена Карла Бюлера . Училась в университетах Фрейбурга, Киля, Берлина, Мюнхена. С 1920 г. Бюлер - приват-доцент технического вуза в Дрездене. С 1923 г. - приват-доцент, а с 1929 г. - профессор Венского университета, в 1938- 1940 гг. профессор университета г. Осло (Норвегия), с 1940 г. профессор университета Лос-Анджелеса. Одновременно Бюлер занималась частной психотерапевтической практикой. В 60-е гг. Бюлер становится одним из лидеров гуманистической психологии, в 1970 г. избирается президентом Ассоциации гуманистической психологии. Довоенные исследования Бюлер посвящены преимущественно проблемам детской и юношеской психологии. Созданная и возглавляемая ею Венская школа возрастной психологии приобрела известность, прежде всего, диагностическими исследованиями психического развития ребенка, разработкой тестовых методов, характеризующихся максимальной приближенностью к естественным условиям. Эти исследования позднее привели Бюлер к идее о фазах развития и к созданию периодизации жизненного пути личности («Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem», Leipzig, 1933; «Goettingen», 1959), которая считается началом пихолого-биографических исследований жизненного пути личности. Многие методы, разработанные Бюлер в этот период, сохраняют свое значение и по сей день. Во второй, американский период своей научной деятельности (1940-1970 гг.) Бюлер продолжает развивать целостный подход к изучению жизненного пути личности. Человеческая жизнь, по Бюлер, характеризуется четырьмя сосуществующими базисными тенденциями: удовлетворения потребностей, адаптивного самоограничения, творческой экспансии и установления внутренней гармонии. Различные тенденции могут преобладать в различные периоды жизни личности, но ее самоосуществление как итог ее жизненного пути возможно в рамках любой из этих тенденций. Бюлер руководствуется положениями об уникальности каждого жизненного пути, об активности и самодетерминации субъекта, о его направленности на реализацию жизненных целей, смыслов и ценностей. Интеграция этой активности осуществляется личностью (self, das Selbst) без участия сознания. Личность при этом выступает у Брюлер как изначально данное духовное образование, в основном не изменяющееся на протяжении жизненного пути.

Основные труды: «Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни», М.-Л., 1931 (совм. С Б. Тюдор-Гарт, Г. Гецер); «Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. М., 1935 (совм. с Г. Гетцер); «Das Seelenleben des Jugendlichen». Jena, 1922 - 1967 (6 изданий); «Kindheit und Jugend». Leipzig, 1938; Göttingen, 1967 (4 издания); «Kind und Familie». Jena, 1937; «Values in psychotherapie». New York, 1962; «Die Psychologie im Leben unserer Zeit», 1962; «Wenn das Leben gelingen soll», 1968; «The course of human life». New York, 1968 (совм. с F. Massarik); «Introduction to humanistic psychology», 1972 (совм. M. Allen).

Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Периодизация развития Шарл отты Бюлер

Шарлотта Берта Бюлер родилась 20 декабря 1893 г. в Берлине. Она была старшим ребенком и единственной дочерью Розы и Германа Малаховски. Душевной близости с родителями Шарлотта никогда не испытывала. Гораздо ближе ей был младший брат, с которым она в детстве проводила долгие часы в совместных играх и музицировании.

Окончив частную школу, Шарлотта в 1913 г. поступила во Фрейбургский университет, где изучала медицину, философию и психологию. Высшее образование она завершила в Берлинском университете (1914-1915) под руководством одного из пионеров экспериментальной психологии - Карла Штумпфа.

Шарлотта работала с О. Кюльпе в Мюнхене. Когда Кульпе умер, и его место занял его ближайший помощник Карл Бюлер, возвратившийся с войны. Между коллегами возникло взаимное влечение, и в апреле 1916 г. они поженились. В 1917 г. у них родилась дочь Ингеборг, в 1919 г. - сын Рольф (их воспитанием занимались в основном гувернантки).

В 1918 г. Шарлотта Бюлер защитила диссертацию по психологии мышления и получила степень доктора философии. В том же году ею было опубликовано оригинальное исследование, посвященное детским фантазиям и сказкам.

В последующие годы Карл и Шарлотта Бюлер работали рука об руку, в частности в Дрезденском технологическом институте, где Шарлотта стала первой женщиной, получившей звание приват-доцента. В 1923 г. она получила Рокфеллеровскую стипендию и отправилась на стажировку в США. Там она работала в Колумбийском университете под руководством Э. Торндайка. Освоение бихевиористских методов исследования еще более укрепило ее склонность к прямому наблюдению феноменов поведения.

В 1945 г. Ш. Бюлер получила американское гражданство. Американский период научного творчества Ш. Бюлер посвящен углубленному изучению проблем основных тенденций личности, периодизации жизненного пути. В 1964 г. вместе с Карлом Роджерсом, Виктором Франклом и Абрахамом Маслоу она приняла участие в организации конференции, положившей начало новому научному направлению - гуманистической психологии. В 1965 г. она стала первым президентом Ассоциации гуманистической психологии. Центральными для этой научной школы, признанной в противовес фрейдизму и бихевиоризму «третьей силой» в психологии, были понятия личностного роста и самоактуализации. Этим проблемам посвящены важнейшие работы Ш. Бюлер - «Жизненный путь человека» (1968, в соавторстве с Фредом Массариком) и «Введение в гуманистическую психологию» (1972, в соавторстве с Мелани Ален). Окруженная единомышленниками, Шарлотта Бюлер наконец нашла достойное место в научной среде своей новой родины.

Теория интенциональности.

Центральное место в концепции личности и ее жизненного пути занимает идея интенциональности. Интенциональность выступает в качестве функционального ядра личности, которое участвует во всех ее жизненных выборах. Содержание интенциональности составляют врожденные целевые и ценностно-смысловые структуры личности, которые экстериоризируются по ходу индивидуального жизненного пути. Интенциональность - врожденная структура, которая не поддается и подвергается прижизненному формированию. По словам Ш. Бюлер, условия среды и воспитания лишь меняют формы выражения интенциональности, не преобразуя ее сущности. Тем не менее, социальное окружение может исказить и задавить в ребенке ростки интенциональности.

В своих последних работах Ш. Бюлер отмечает, что интенциональность личности структурируется из «базовых тенденций» - врожденных стремлений человека к реализации определенных ценностей и смыслов. Конвергенция «базовых тенденций» является движущей силой психического развития личности, а их индивидуальное сочетание детерминирует параметры жизненного пути. Первая базовая тенденция - это стремление к удовлетворению простейших физиологических нужд, обеспечивающих физическое самосохранение человека. Эта тенденция актуализируется в раннем возрасте в виде потребностей в пище, тепле, комфорте, движении. Вторая базовая тенденция - это стремление к адаптации в окружающей среде. Она развертывается в детском возрасте, когда ребенок начинает активно познавать окружающий мир, манипулировать и орудовать объектами, овладевать культурными способами действия с вещами. По сути дела, вторая базовая тенденция есть потребность в активности. Описанные тенденции Ш. Бюлер оценивала как простейшие, отвечающие приспособительному образу жизни. Третья базовая тенденция - это стремление к достижениям и творческим творениям. В детском возрасте она проявляется в игре и творческой экспансии, а в зрелом возрасте реализуется в преобразовательном стиле жизни. Четвертая тенденция - тенденция интеграции и упорядочивания внутреннего мира личности. В зрелых формах она наблюдается в активности жизненного самоопределения и в систематизации жизненного опыта личности.

Результатом такого развития будет выступать самоосуществление личности.

В самоосуществлении выделяются два основных аспекта: процессуальный и результативный. В процессуальном аспекте самоосуществление - это процесс объективации внутренней сущности личности в масштабе жизни. В результативном аспекте самоосуществление - это исполненность, реализованность личности, которая увенчивает и результирует процесс самоосуществления.

Бюлер выделяет для каждого возраста неповторимую форму самоосуществления личности.

Психологическое содержание

Форма самоосуществления

Нет семьи, профессии, жизненного пути

Спонтанность

Предварительное самоопределение, выбор супруга

Зрелость\самостоятельность

Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация

Творчество\генеративность

Стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей

мудрость

65 до смерти

Старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность

бюлер сказка личность интенциональность

Психологическая характеристика жизненных фаз основывается на возрастных особенностях функционирования самосознания личности и отражает эволюцию личностного самоопределения. Период жизни до юношеского возраста Ш. Бюлер не включает в свою периодизацию вообще на том основании, что в это время самосознание личности пребывает в «дремлющем состоянии». Начало жизненного пути датируется моментом, когда в человеке впервые «просыпается» потребность в самосознании и самоопределении.

Особое значение Бюлер уделяла третьей фазе жизненного пути, она говорить, что у людей эта фаза происходит в разном возрасте. Оптимальный возраст вхождения в третью фазу равняется 35-40 годам. В это время человек специфицирует свое жизненное призвание и заметно продвигается на избранном поприще. В этой связи третья фаза жизненного пути рассматривалась Ш. Бюлер как кульминация личностного самоопределения и самоосуществления. Напротив, неадекватное самоопределение на предыдущих этапах провоцирует творческий застой, стагнацию личностного развития и психологический кризис в этой фазе.

Особое отношение так же имеет к пятой фазе развития.Эту фазу Ш. Бюлер не включала в структуру жизненного пути по той причине, что здесь, по ее наблюдением, происходит замирание психической жизни. У нее по этой причине нет формы самоосуществления.

Самоосуществлению предшествует длительная и напряженная внутренняя работа личности, которая направлена на понимание смысла жизни. Процесс поиска и постижения личностью смысла жизни Ш. Бюлер называет самоопределением. Продуктом самоопределения является индивидуальная концепция смысла жизни, которой руководствуется личность при построении жизненного пути. Индивидуальная концепция смысла жизни определялась Ш. Бюлер в разные годы по-разному: чаще других использовались два термина - «темы бытия» и «ведущие идеи». В обоих случаях подчеркивалось, что ими детерминируется общая смысловая направленность индивидуального жизненного пути. Анализ многочисленных биографий позволил сформулировать основную закономерность: чем глубже и адекватнее понимание личностью смысла и цели своей жизни, тем успешнее и продуктивнее процесс ее самоосуществления. Напротив, извращенное понимание личностью смысла своей жизни неминуемо приводит к жизненному краху. Как пишет Ш. Бюлер, человек, не знающий своего предназначения, не станет тем, кем он может и должен стать. По ее мнению, смысл жизни и жизненные ценности консолидируют структуру личности, а их отсутствие является фактором дезинтеграции личности и разрушения ее психического здоровья.

Основной заслугой Ш. Бюлер является постановка вопроса об общих закономерностях развития человека на протяжении жизненного пути. Идея сквозных закономерностей, пронизывающих становление личности от рождения до смерти, была чрезвычайно новаторской, поскольку большинство психологов были увлечены стадиями детства. Несомненным ее достижением явилась попытка вычленения элементарной структурно-функциональной единицы жизненного пути личности. В качестве таковой Ш. Бюлер постулировала жизненное событие - единичное изменение, происходящее в обстоятельствах жизни человека, пересекающиеся между собой.

Движущими силами развития выступает теологический принцип. Согласно телеологическому принципу активность личности побуждается и направляется больше ценностями, смыслами и целями, нежели внешними причинно-следственными связями событий.

Жизненный путь в ее концепции определяется как история экстериоризации внутренней, генетически предопределенной сущности личности. За эту явно идеалистическую трактовку, пренебрегающую социальными детерминантами жизненного пути, концепция обильно критиковалась российскими психологами С.Л. Рубинштейном и Б.Г. Ананьевым.

Научный и практический вклад в психологию.

В истории науки принято говорить о созданной ею венской школе возрастной психологии, объединившей многих исследователей (X. Гетцер, К. Рейнингер, Б. Тудер-Гарт, Э. Келер и др.). Шарлотта Бюлер разрабатывала проблемы возрастной периодизации и развития детей в различные периоды становления социального поведения. Ей принадлежит первая попытка создать периодизацию переходного возраста.

Ш. Бюлер совместно с X. Гетцер разработала оригинальные тесты для дошкольников, по сей день используемые в психодиагностической практике. Показателем уровня развития являлся «коэффициент развития», введенный ею вместо широко известного «коэффициента интеллекта». Он определялся как отношение «возраста развития», устанавливаемого по результатам тестирования, к паспортному возрасту ребенка. По результатам тестирования составляется и «профиль развития», который показывает, как развиваются различные стороны поведения.

Литература

1. Логинова Н.А. Шарлотта Бюлер - представитель гуманистической психологии.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Принципы периодизации истории. Схема пяти формаций, разработанная советскими учёными на базе произведений Маркса и Энгельса. Цивилизационный подход. Мир-системный анализ. Периоды развития российского государства. Периодизация в учебной литературе.

    курсовая работа , добавлен 29.02.2016

    Понятие исторического времени, разделение истории общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Анализ временных периодов развития России, их отношения к всемирно-исторической периодизации.

    реферат , добавлен 23.05.2010

    Краткий биографический очерк, этапы личностного становления и карьерного роста Г.Г. Ягоды. Деятельность данной исторической личности в качестве одного из главных руководителей советских органов госбезопасности и наркома внутренних дел, его достижения.

    реферат , добавлен 13.02.2015

    Исторические условия, повлиявшие на формирование характера Ленина. Краткие сведения о жизненном пути. Свойства личности, жизненные цели, мотивы поведения. Способы и средства достижения цели. Результаты деятельности Ленина, оценка его личности.

    контрольная работа , добавлен 16.04.2009

    Социально-экономическое положение казачества. Периодизация гражданской войны в работах советских историков. Вопросы периодизации гражданской войны на Дону в 90-е гг. XX века в исторической науке. Историки эмигранты о периодах гражданской войны на Дону.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2013

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления великого российского флотоводца, военно-морского теоретика, мореплавателя, океанографа, кораблестроителя, вице-адмирала С.О. Макарова. Военные заслуги данной личности и роль в истории флота.

    реферат , добавлен 30.10.2010

    Сущность понятия "средние века". Определяющие черты этого периода в Западной Европе. Основные принципы периодизации истории средних веков. Основные черты средневекового развития Византии. Периодизация истории средних веков в российском государстве.

    реферат , добавлен 06.05.2014

    Главные представления о роли личности в истории до середины XVIII в. Развернутые концепции и теоретически оформленные взгляды на проблему роли личности, которые появились в XIX в. Вопрос о возможностях личности, ее соответствии времени и народу.

    реферат , добавлен 16.02.2015

    Изучение жизненного пути Н.Я. Бичурина, китайский период его миссионерской деятельности. Отображения основных тенденций во внешней и внутренней политике цинской династии и сопоставление исторических исследований Бичурина и других ученых-востоковедов.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    Факторы формирования и развития культа личности Сталина. Возникновение культа личности вождя (начало 20-х гг. ХХ в.). Политические процессы 30-х г. Особенности тоталитарного государства в СССР и оформления режима личной власти Сталина в начале ХХ века.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх