Сон разума рождает чудовищ. Сон разума рождает чудовищ: нейробиологические основы мифов о паранормальном

см. также Картины Сальвадора Дали

В Ростове-на-Дону с 3 августа по 30 сентября 2007 года проходила выставка двух знаменитых испанских художников.
С одной стороны - самые мрачные и до сих пор неразгаданные офорты Франциско Гойи (1746-1828) с названием «Капричос» , с другой - гравюры знаменитого сюрреалиста Сальвадора Дали .

Известная подпись Франсиско Гойи под одной из своих гравюр - «Сон разума рождает чудовищ» - на выставке в областном музее изобразительных искусств получила множественное число: «Сны разума» . Спят и видят кошмары сразу два испанца. Франсиско Гойя, создавший «Капричос» («Причуды» ) в самом конце XVIII века, всеми силами хотел пробудиться и увидеть свою страну без чудищ фанатизма, истовой религиозности, падения нравов и глупости. Самого художника мучили приступы глухоты и патологического безумия. От того и получились образы на грани сна и реальности, с ведьмами, людьми с ослиными ушами и прочей нечистью, значение которых не может разгадать ни один искусствовед.

Дали, в свою очередь, взявшийся в 1977 году повторить (как бы сейчас сказали, сделать ремейк) фантазии Франсиско Гойи, больше заботился о самовыражении и собственном сумасшествии, которое он очень выгодно имитировал всю жизнь. Так или иначе, получились два цикла о темных сторонах человеческой души, которые никак не исчезли за три столетия.

Серия "Капричос", демонстрируемая в проекте "Сны разума", Франсиско Гойя создал в 1793-1799 годах. Она выразила отношение художника, находящегося под влиянием идей французского Просвещения, к морали, нравам и общественным установлениям современной ему Испании. Офорты Франсиско Гойи - причудливое соединение жизненных реалий и образов, рожденных его художническим гением.

Эта серия стала одной из самых больших загадок в мировом художественном наследии и пребывает в центре внимания исследователей уже 200 лет. Посвященные ей комментарии насчитывают тысячи страниц.

Крупнейший представитель сюрреализма Сальвадор Дали обратился к серии Франсиско Гойи на последнем этапе своего творческого пути, в 1977 году, за семь лет до ухода из общества - последнего появления на публике, за двенадцать лет до ухода из жизни.

Дали перенес композиции всех офортов Франсиско Гойи в свои литографии, насытил их цветом, ввел свои знаки, пронизывающие все его предыдущее творчество, дал новым композициям новые имена. Добавил к загадке Гойи загадку Дали. Стал хранителем "Сна разума" ХХ века.

Технический прогресс, космос, интернет, мобильный телефон, телеграф… Все эти слова стали символами 20 — 21 века. Мы не представляем своей жизни без плодов НТР. СМИ вещают, что скоро человек полетит на Марс, найдет себе подобных в космосе. Конечно, жизнь поменялась, стала быстрее, комфортнее, удобнее, но почему-то не добрее. Так что изменилось в самом человеке? Ответ на этот вопрос решила поискать в конце 18 века, в серии работ великого испанского художника Франциско Гойи «Капричос». Корни названия серии восходят к итальянскому «Каприччи» — искусство, открывающие новые горизонты восприятия мира.

«Капричос» состоит из 80 офортов, разделенных на пять частей. В первой части хорошо прослеживается личная любовная драма художника, но работы настолько универсальны, что почти каждый может найти отражение своих отношений. Вторая часть посвящена Испании – низшим слоям населения, третья – дворянству, четвертая — самая неясная, в своей гротесковой манере обличает духовенство и показывает всю возможную «нечисть», и беспомощность отдельно взятого человека перед силой обстоятельств. Пятая часть – краткие выдержки из предыдущих.

Серия была написана художником на одном дыхании за 1, 5 года в 1799 году. Конец 18 века – эпохи просвещения. Испанией правил безвольный монарх Карл IV Бурбон, двор погряз в распутстве, королева была не исключением, фактически Испанией правил любовник Марии Луизы. Сама Мария Луиза была некрасивой, стареющей женщиной, которая не желала это признавать. Первая красавица Испании герцогиня Альба после нескольких лет взаимной любви с художником уходит к другому. Уже почти десять Гойя ничего не слышит.

Первым офортом — вступлением служит портрет художника: усталый, погруженный в свои мысли. Далее испанская пословица, лежащая в названии первой гравюры: «Сон разума порождает чудовищ» — открывает «Капричос». На столе заснул сам Гойя, которого мучают кошмары. В тот момент, когда человека обуревают страсти и пороки, разум засыпает, просыпается «звериное начало», которое толкает на страшные мысли и поступки. Как только это начало засыпает, разум даёт миру великие произведения науки и искусства. Зависть, ненависть, жадность, гнев, пьянство вытесняют разумное начало и забирают человека во власть пороков. Это касается всех сфер жизни и слоев населения, всех человеческих отношений.

Если будет время, просмотрите всю серию. В ней можно увидеть себя, своих знакомых, друзей родственников, врагов и даже незнакомцев.

Прошло уже более 200 лет, многое изменилось вокруг, но почти ничто не изменилось внутри нас. Прорыв в науке может дать гранату «обезьяне» и эффект будет исторический. Может, из-за этого человечество еще « не бороздит просторы вселенной»?

20 век был веком сострадания, немало катаклизмов потрясло, в частности, нашу страну, беды объединили людей. Наш 21 век – век ненависти и зависти, когда нескончаемый поток информации с кодами зависти и гордыни, будит в человеке «звериное начало».

Очень хотелось бы надеяться, что наш коллективный разум не уснёт.

«Сон разума рождает чудовищ» (исп. El sueño de la razón produce monstruos ) - испанская поговорка, фабула известного одноименного офорта Франсиско Гойи из цикла Капричос .

Согласно бытовавшему в те времена представлению, живопись и графика являют собой некий доступный для всех и всем понятный всеобщий язык (лат. idioma universal ). По первоначальному замыслу Гойи офорт должен был называться «Всеобщий язык». Однако это название впоследствии показалось ему слишком дерзким, и он переименовал свой рисунок в «Сон разума», сопроводив его следующим пояснением: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений». Воображение в сочетании с разумом производят не чудовищ, а чудесные творения искусства. А чудищ, по всей видимости, порождает не само воображение и не сам по себе разум, но именно сон последнего.

Разум призван к бдительности, которая сдерживает навязчивые фантазмы, которые немедленно овладевают сознанием человека, когда сном ослаблена цензура рассудка над чувствами и воображением. Во сне человек мыслит не точно, и это позволяет утверждать, что во сне он оказывается захвачен игрой собственного воображения, результат которой представляется чуждым и опасным вмешательством неких сторонних сил, посягающих на суверенитет рационально структурированного сознания. Подобный ход мыслей превратил художественную аллегорию в аргумент в пользу незыблемых полномочий «здравого смысла».

В настоящее время фразу используют, чтобы подчеркнуть негативный результат необдуманных действий.

Примечания

Литература

  • Goya - Caprichos da InfoGoya96, esposizione virtuale, a cura di: Università di Saragozza e Institución Fernando el Católico.
  • Helman, Edith (1983), Transmundo de Goya, Madrid: Alianza Editorial. ISBN 84-206-7032-4 .
  • Frederic Chordá, Goya: Grabados (con le immagini dei disegni preparatori e della prova di stampa), 2007

Ссылки

  • Офорты Сальвадора Дали: переработанные иллюстрации «Капричос» Гойи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сон разума рождает чудовищ" в других словарях:

    Название одной из гравюр, входящих в серию «Капричиос» (1797 1798), испанского художника Франсиско Хосе де Гойи (1746 1828). Он изобразил на этой гравюре спящего человека, которого мучают кошмарные сны и чудовища, их населяющие. Иносказательно: о … Словарь крылатых слов и выражений

    Сон разума: «Сон разума рождает чудовищ» офорт Гойи Сон разума (мультфильм) Анабиоз: Сон разума «Сон разума» сборник рассказов Витткоп, Габриэль … Википедия

    - (goya) Франсиско (полное имя Франсиско Хосе де Гойя и Лусьентес) (1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы – 1828, Бордо), выдающийся испанский живописец, гравёр, рисовальщик, представитель романтизма. Сын мастера позолотчика. С 1760 г. учился в Сарагосе … Художественная энциклопедия

    Кошмарные сны - – тяжелые сны с гнетущими видениями. Ср. сон Марьи Гавриловны в повести А. Пушкина «Метель»; сон Татьяны в романе «Евгений Онегин». См. картину Ф. Гойи «Сон разума рождает чудовищ». Ср. ночные страхи … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гойя (значения). Франсиско Гойя Автопортрет … Википедия

    Гойя и Лусьентес, Франсиско Хосе де У этого термина существуют и другие значения, см. Гойя (значения). Франсиско Гойя Автопортрет Имя при рожде … Википедия

    Автопортрет Имя при рождении: Франсиско Хосе де Гойя и Лусьентес Дата рождения: 30 марта 1746 Место рожден … Википедия

    Франсиско Гойя Автопортрет Имя при рождении: Франсиско Хосе де Гойя и Лусьентес Дата рождения: 30 марта 1746 Место рожден … Википедия

    Франсиско Гойя Автопортрет Имя при рождении: Франсиско Хосе де Гойя и Лусьентес Дата рождения: 30 марта 1746 Место рожден … Википедия

Книги

  • Олесь Бузина. Расстрелянная правда , Отсутствует. Сон разума рождает чудовищ. Украинский проект был кабинетной игрой интеллектуалов, модной игрушкой, за которой не было никакой социальной базы. Никакой Украины небыло на землях Малороссии. Но…

«Сон разума рождает чудовищ» (исп. El sueño de la razón produce monstruos ) - испанская пословица, фабула известного одноименного офорта Франсиско Гойи из цикла «Капричос ».

Согласно бытовавшему в те времена представлению, живопись и графика являют собой некий доступный для всех и всем понятный всеобщий язык (исп. idioma universal ). По первоначальному замыслу Гойи офорт должен был называться «Всеобщий язык». Однако это название впоследствии показалось ему слишком дерзким, и он переименовал свой рисунок в «Сон разума», сопроводив его следующим пояснением: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений» . Воображение в сочетании с разумом производят не чудовищ, а чудесные творения искусства. А чудищ, по всей видимости, порождает не само воображение и не сам по себе разум, но именно сон последнего.

Разум призван к бдительности, которая сдерживает навязчивые фантазмы, которые немедленно овладевают сознанием человека, когда сном ослаблена цензура рассудка над чувствами и воображением. Во сне человек мыслит не точно, и это позволяет утверждать, что во сне он оказывается захвачен игрой собственного воображения, результат которой представляется чуждым и опасным вмешательством неких сторонних сил, посягающих на суверенитет рационально структурированного сознания. Подобный ход мыслей превратил художественную аллегорию в аргумент в пользу незыблемых полномочий «здравого смысла».

В настоящее время фразу используют, чтобы подчеркнуть негативный результат необдуманных действий.

Напишите отзыв о статье "Сон разума рождает чудовищ"

Примечания

Литература

  • da InfoGoya96, esposizione virtuale, a cura di: Università di Saragozza e Institución Fernando el Católico.
  • Helman, Edith (1983), Transmundo de Goya, Madrid: Alianza Editorial. ISBN 84-206-7032-4 .
  • Frederic Chordá, (con le immagini dei disegni preparatori e della prova di stampa), 2007

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сон разума рождает чудовищ

Опять волна общего любопытства, как и около церкви в Хамовниках, надвинула всех пленных к дороге, и Пьер благодаря своему росту через головы других увидал то, что так привлекло любопытство пленных. В трех колясках, замешавшихся между зарядными ящиками, ехали, тесно сидя друг на друге, разряженные, в ярких цветах, нарумяненные, что то кричащие пискливыми голосами женщины.
С той минуты как Пьер сознал появление таинственной силы, ничто не казалось ему странно или страшно: ни труп, вымазанный для забавы сажей, ни эти женщины, спешившие куда то, ни пожарища Москвы. Все, что видел теперь Пьер, не производило на него почти никакого впечатления – как будто душа его, готовясь к трудной борьбе, отказывалась принимать впечатления, которые могли ослабить ее.
Поезд женщин проехал. За ним тянулись опять телеги, солдаты, фуры, солдаты, палубы, кареты, солдаты, ящики, солдаты, изредка женщины.
Пьер не видал людей отдельно, а видел движение их.
Все эти люди, лошади как будто гнались какой то невидимою силою. Все они, в продолжение часа, во время которого их наблюдал Пьер, выплывали из разных улиц с одним и тем же желанием скорее пройти; все они одинаково, сталкиваясь с другими, начинали сердиться, драться; оскаливались белые зубы, хмурились брови, перебрасывались все одни и те же ругательства, и на всех лицах было одно и то же молодечески решительное и жестоко холодное выражение, которое поутру поразило Пьера при звуке барабана на лице капрала.
Уже перед вечером конвойный начальник собрал свою команду и с криком и спорами втеснился в обозы, и пленные, окруженные со всех сторон, вышли на Калужскую дорогу.
Шли очень скоро, не отдыхая, и остановились только, когда уже солнце стало садиться. Обозы надвинулись одни на других, и люди стали готовиться к ночлегу. Все казались сердиты и недовольны. Долго с разных сторон слышались ругательства, злобные крики и драки. Карета, ехавшая сзади конвойных, надвинулась на повозку конвойных и пробила ее дышлом. Несколько солдат с разных сторон сбежались к повозке; одни били по головам лошадей, запряженных в карете, сворачивая их, другие дрались между собой, и Пьер видел, что одного немца тяжело ранили тесаком в голову.
Казалось, все эти люди испытывали теперь, когда остановились посреди поля в холодных сумерках осеннего вечера, одно и то же чувство неприятного пробуждения от охватившей всех при выходе поспешности и стремительного куда то движения. Остановившись, все как будто поняли, что неизвестно еще, куда идут, и что на этом движении много будет тяжелого и трудного.

Справка.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес
(исп.Francisco José de Goya y Lucientes; 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — знаменитый испанский живописец, гравёр, рисовальщик.

«Капричос» - гениальное, и как все гениальное, достаточно сложное для восприятия произведение. Серия состоит из 80 офортов, взаимное расположение которых относительно друг друга было определено Гоей порядковыми номерами. Название серии восходит к итальянскому слову «Каприччи» - искусство, открывающее новые способы восприятия мира.
Гойя создал «Капричос», что называется, на одном дыхании, всего за полтора года и при первой же публикации заставил о себе говорить.
Подобно музыкальной сюите «Капричос» состоит из Прелюдии ("Автопортрет"), пяти частей, связанных общей темой (герцогиня Альба) и финалом (офорт "Уже пора!"). В каждой из частей ясно прочитывается вступление, кульминация и заключение. Офорты взаимным расположением могут образовывать пары или триптихи, дополняя друг друга.

Прелюдия

Автопортрет

1 часть. В первой части «Капричос» Гойя рассказывает о своей личной любовной драме, хотя на первый взгляд это не очевидно. При поверхностном восприятии мы видим сцены в духе «сатиры нравов»: брак по расчету, «маменькины сынки», маскарад, бессмысленное убийство на дуэли. Ключом к правильному истолкованию замысла художника является гравюра «Тантал». В женской фигуре на коленях Тантала мы без труда узнаем герцогиню Альбу, это один из подготовительных вариантов знаменитого парного портрета Альбы «Обнаженная Маха». В словесном пояснении к гравюре Гойя дал свою версию разрыва отношений: «Если бы он был более учтив и менее назойлив, она, быть может, ожила бы», - т. е. не оставила его.

Они говорят «Да» и протягивают руку первому встречному

Бука идёт!

Маменькин сынок

Один другого стоит.
Немало было споров о том, кто хуже - мужчины или женщины

Никто никого не знает.
Свет - тот же маскарад. Лицо, одежды и голос - все в нем притворно.
Все хотят казаться не тем, что есть на самом деле.
Все обманывают друг друга, и никого не узнаешь.

Он даже так не разглядит её.
А как же ему распознать её?
Чтобы узнать её как следует, мало лорнета.
Нужен здравый смысл и жизненный опыт,
а этого-то и не достает нашему бедняжке.

Тантал.
Если бы он был более учтив и менее назойлив, она, может быть, ожила бы !


Любовь и смерть


2 часть. Во второй части «Капричос» мы вместе с Гоей совершаем путешествие по современной ему Испании, оказываясь среди низших слоев испанского общества: бандиты, проститутки, сводни, врачи-шарлатаны, заключенные тюрьмы или сумасшедшего дома. И всюду встречаемся с женским персонажем в одежде махи, прототипом которого была герцогиня Альба. Махами во времена Гойи называли женщин очень свободного поведения из средних городских слоев. На улицах их легко было узнать по пышным темным юбкам и глубокому вырезу на груди, прикрытому полупрозрачной тканью. В консервативной Испании маха была символом независимости и свободы, ее любовь страстная и непостоянная. Образ молодой, красивой и внутренне раскрепощенной женщины, который создал Гойя (например, в офорте «Да простит её бог, это была её мать») , чем-то схож с Кармен П. Мериме.

За дело, ребята!


Охота за зубами.
Зубы повешенного - чудодейственное средство для всякого колдовства

Горячо!
В удовольствиях необходима умеренность и воздержание



Да простит ее Бог, это была ее мать


Он хорошо натянут.
Она отлично знает, как важно иметь хорошо натянутые чулки



Все погибнут.
Удивительно! Опыт погибших не идет впрок тем, кто стоит на краю гибели.
Ничего тут не поделаешь. Все погибнут.



Вот они и ощипаны.
Раз их уже ощипали, пусть убираются, другие придут на их место.



Как её ощипывают!
И на цыпочек находятся коршуны, которые обдерут их до перышка.

Недаром говорят: как аукнется, так и откликнется



У них уже есть на что сесть

3 часть. В третьей части мы поднимаемся на одну ступеньку выше по лестнице социальной иерархии, попадая в мир испанского дворянства. Здесь Гойя использует хорошо знакомый по басням прием - место людей заняли животные, но нам не приходится долго разгадывать замысел автора.

Вот это называется читать.
Никто не скажет, что он теряет время зря



А не умнее ли ученик?


Брависсимо!


От какой болезни он умрет?
Врач отменный, способный, сосредоточенный, серьезный. Чего же еще желать?



Ты, которому невмоготу.
Разве не ясно, что эти верховые суть верховые животные?


4 часть. Четвертая часть - самая большая и непонятная. Это мир населенный дьяволом, ведьмами, зооморфными существами и угнетенными ими людьми. Среди ведьм Гойя поселил короля, королеву, католическую церковь и инквизицию в дьявольском обличии. Для понимания мысли автора наиболее важна гравюра «Тонко прядут». Три женщины за прялками - античные богини судьбы, и прядут они нити человеческой жизни. Людям свойственно надеяться на их благосклонность, но когда судьба - ведьма: нет надежды, остается только отчаяние. И здесь рождается гротеск, опрокидывающий святыни смех-сарказм, дух «Капричос». И, наконец, кульминация - черная месса в гравюре «Благочестивая месса».

Сон разума порождает чудовищ.
Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ;
но в союзе с разумом оно - мать искусств и источник творимых им чудес.

Тонко прядут.
Они тонко прядут и сам черт не распутает тех нитей, которые они уготовят этим малюткам

Многое можно сосать.
Человек словно для того и рождается и живет на свете, чтобы из него тянули соки

Доносчики

Маленькие домовые

Сурки
Тот, кот ничего не слышит, и ничего не знает, и ничего не делает,
принадлежит к огромному семейству сурков, которые ни на что не годятся.

Прихорашиваются
Иметь длинные когти предосудительно, что запрещается даже нечистой силе

Чего не сделает портной!

Верх и низ
Фортуна очень плохо обращается с теми, кто с нею угодлив.
Тому, кто с таким трудом взбирается наверх, она даёт дым, а потом в наказание сбрасывает вниз

Пропади всё пропадом!
Кто станет жить среди людей, тому не избежать клистира.
А если он этого не хочет, ему придётся удалиться в леса и горы.
И там он всё равно убедится, что жизнь - сплошной клистир

А они всё не уходят!
Тот, кто не задумывается над превратностями судьбы, спит спокойно среди опасностей;
он не умеет уберечься от бед, которые ему угрожают, и любое несчастье застает его врасплох

Первые опыты

Невероятно!

Счастливого пути!

Погоди, тебя подмажут

Поддувает

Благочестивая профессия

5 часть. Заключительная, пятая часть - краткий конспект предыдущих четырех. Здесь мы в последний раз встречаем Гойю и Альбу в офорте «Неужели нас никто не развяжет?» .

Тебе не уйти!

Неужели нас никто не развяжет

Поняли? Чтоб всё было по-моему, слышите? А не то...

Друг дружку
Такова жизнь. Люди издеваются один над другим и мучают друг друга, словно разыгрывают бой быков.
Тот, кто вчера был на месте быка, сегодня - тореро.
Фортуна правит фиестой и распределяет роли по своей прихоти

Нас никто не видел

Финал

Уже пора


В целом «Капричос» крайне безрадостное сочинение, и только в заключительной коде у Гойи появляется какой-то луч надежды на лучшее - странные существа то ли звериного, то ли человеческого облика кричат, поднимают в верх руки, их лица обезображены гримасой ужаса. Светает, наступает царство Бога, дьявол уступает свои права:
«Уже пора» - говорит ему Гойя. Так заканчивается великий и трагический «Капричос», открывший Эпоху Романтизма в изобразительном искусстве.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх