Таможенная система рф структура. Понятие и признаки таможенных органов РФ. Федеральным органом исполнительной власти в области таможенного дела является Федеральная таможенная служба России

Таможенные органы являются единой системой, которая основывается на следующих принципах:

  1. единая таможенная политика
  2. единая таможенная территория
  3. единое таможенное законодательство
  4. единое тарифное регулирование и меры экономической политики

Таможенные органы РФ имеют иерархическую структуру и включают 4 ступени:

1. Федеральная таможенная служба (ФТС)

Осуществляет непосредственное руководство нижестоящими органами, организует и ликвидирует их, является собственником.

ФТС контролирует деятельность нижестоящих таможен и принимает жалобу на них, непосредственно не занимается таможенным оформлением и взиманием платежей.

Однако крупнейшие плательщики из энергетического сектора, государственные корпорации и предприятия оборонной промышленности отчитываются и вносят платежи в ФТС.

2. Региональное таможенное управление (РТУ)

Это промежуточное звено между ФТС и местными таможнями, необходимость которого связана с большими размерами таможенных территорий.

РТУ отвечает за организацию таможенного дела в пределах федеральных округов.

Осуществляет управленческие функции, связанные с организацией и контролем деятельности нижестоящих таможенных органов.

Может заниматься таможенным оформлением и взиманием таможенных платежей.

3. Таможня

Создается в рамках региона и отвечает за организацию таможенного дела на конкретной территории.

Существует принцип, по которому участник ВЭД должен производить оформление товаров в той таможне, на территории которой он зарегистрирован.

Функции таможни:

  1. Начисление таможенных пошлин и налогов
  2. Проверка правильности начисления
  3. Взимание таможенных пошлин и налогов
  4. Фиксация фактической уплаты таможенных платежей
  5. Взыскание неуплаченных платежей, в том числе в бесспорном порядке
  6. Своевременное перечисление денежных средств в федеральные бюджеты
  7. Производит отчет по деятельности и платежам в вышестоящие таможенные органы

Таможня может проводить досмотр и контроль во всех разрешенных формах и привлекать к ответственности нарушителей таможенных правил.

4. Таможенные посты

Таможенный пост - это низшее подразделение, с которого начинается осуществление таможенного дела по технологической цепи. Как правило, таможенные посты проводят первичное оформление товаров и передают основную часть и взимание платежей в таможню либо в более крупные посты.

Посты различаются по :

  • Величине;
  • Оснащенности;
  • Статусу.

Могут иметь специализацию и находиться на крупных промышленных объектах.

Особые таможенные посты могут подчиняться напрямую ФТС в свободных экономических зонах.

Таможенные посты могут выполнять те же функции, что и таможня.

Выделяется отдельная категория постов, которые занимаются таможенных оформлением импортных товаров, подлежащих акцизу. Взимание акциза на отдельные товары может сопровождаться приобретением и наклейкой акцизных марок. Таможенный пост несет ответственность за хранение, продажу и нанесение акцизных марок.

Таможня и посты в зависимости от территориального размещения делятся на 2 вида :

  • Пограничные

Находятся в местах пересечения границ и крупных транспортных узлах. Обычно фиксируют прохождение товаров через границу и передают таможенное оформление во внутреннюю таможню.

  • Внутренняя таможня

Расположены в местах концентрации участников ВЭД на таможенной территории страны. Они проводят большую часть таможенного оформления и взимание платежей.


Введение

Глава 1. История развития таможенного дела в РФ

1 Становление таможенной службы РФ

2 Государственная политика в области таможенного дела

Глава 2. Структура и функция таможенных органов РФ

1 Федеральная таможенная служба и ее положение в структуре органов исполнительной власти

2 Организационная структура таможенных органов

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Актуальность темы исследования. Производственная практика является одной из неотъемлемых частей подготовки квалифицированных специалистов всех специальностей, в том числе и экономической. Во время прохождения практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умения и навыков практической работы по избранной специальности и присваиваемой квалификации.

Основной целью производственной практики является ознакомление с историей, со структурой таможенных органов (предприятия), функциями структурных подразделений и существующими технологиями таможенного оформления и таможенного контроля.

В соответствии с целью необходимо выделить следующие задачи практики:

Расширить знания в области истории становления и развития таможенного дела и таможенных органов на федеральном уровне и в разрезе регионов;

Освоить принципы построения системы таможенных органов РФ;

Изучить правовое регулирование деятельности таможенных органов;

Познакомиться с направлениями деятельности таможни.

Данный отчет состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения, списка литературы и основная часть, которая в свою очередь, состоит из перечня производственных и ознакомительных вопросов, по которым проводилась основная аналитическая работа.


Глава 1. История развития таможенного дела в РФ


.1 Становление таможенной службы РФ


Обретение суверенитета, повлекшее за собой экономические преобразования, принципиально изменило место и роль таможенных органов в системе государственного управления РФ.

октября 1991 г. была образована таможенная служба России. В Указе Президента Российской Федерации говорилось: «В целях обеспечения экономической основы суверенитета и государственной безопасности РСФСР, защиты интересов народа Российской Федерации и в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 октября 1991 г. постановляю:

Образовать Государственный таможенный комитет РСФСР.

Установить, что Председатель Государственного таможенного комитета РСФСР является по должности первым заместителем Председателя Таможенного комитета СССР.

Назначить Круглова Анатолия Сергеевича Председателем Государственного таможенного комитета РСФСР - первым заместителем Председателя Таможенного комитета СССР».1

декабря 1991 г. Правительство РСФСР утвердило Положение о Государственном таможенном комитете РФ, был образован его центральный аппарат.

В решении задач создания таможенной службы Российской Федерации важную роль сыграли реализация программы модернизации таможенных органов, осуществленная в период с 1986 по 1991 г., разработка перспективных стратегических направлений, превращение таможни в государственный орган, предназначенный для решения экономических и финансовых задач, развитие внешнеэкономической деятельности страны и установление взаимодействия с зарубежными службами по борьбе с контрабандой и наркобизнесом. В связи с новыми подходами были пересмотрены взгляды на таможенную политику. Ее основу составили три основополагающих принципа. Первый из них состоял в возрождении опыта дореволюционной России. Таможенные органы совместно с другими государственными структурами стали органами экономической защиты новой России как внутри страны, так и на границе. Второй принцип нацеливал таможенную службу на сближение с соседними странами путем упрощения и унификации таможенных процедур в соответствии с мировым опытом. Третий принцип предполагал переориентировку таможенного контроля с границы внутрь страны, где оформлялась основная масса грузооборота. В течение 1992 г. и в I квартале 1993 г. доля грузовых таможенных деклараций, обработанных на внутренних таможнях, возросла с 67,9 до 81,5 %, а доля деклараций, обработанных на пограничных таможнях, соответственно сократилась с 32,1 до 18,5 %.

Перестройка таможенной службы и выполнение вышеуказанных задач осуществлялись в сложных условиях. Непросто складывалась обстановка на границах России со странами Прибалтики, Украиной, Белоруссией и другими вновь образовавшимися суверенными государствами.

Вышедший 11 ноября 1991 г. Указ Президента России «О либерализации внешнеэкономической деятельности РФ» сыграл ключевую роль в установлении направления экономической политики.2 Реализация указа потребовала отказа от монополии внешней торговли, совершенствования таможенно-тарифного регулирования и экспортного контроля со стороны Таможенного комитета, министерств экономики, финансов, внешних экономических связей. В ходе дальнейшего совершенствования таможенной инфраструктуры удалось в течение года выставить таможенные посты на границах со странами Балтии, через которые проходило до 70 % внешнеторговых грузов. В 1992 -1993 гг. были созданы пункты таможенного досмотра на границах с Украиной, Азербайджаном, Грузией.

Важным шагом по обеспечению таможенных приоритетов внутри страны и на международной арене явились подготовка и выход в свет в 1993 г. Таможенного кодекса РФ и Закона РФ «О таможенном тарифе». Они позволили национальной таможенной системе встать в ряд цивилизованных таможенных служб, а главное - решать задачи по защите экономических интересов страны, реализовать концепцию таможенного дела в условиях экономических реформ, выхода из экономического и финансового кризиса и перехода к рыночным отношениям. Освобождение от таможенных льгот многочисленных участников внешнеэкономической деятельности на сумму 500 млрд. руб. способствовало умножению таможенных сборов в несколько раз.

Во второй половине 1993 г. ГТК России пересмотрел ранее намеченную концепцию развития таможенного дела на ближайшую перспективу и наметил пять приоритетных программ: обустройство границы и развитие таможенной инфраструктуры; создание эффективной системы таможенных платежей; формирование таможенной статистики внешней торговли; кадровое обеспечение и социальное развитие таможенной службы; компьютеризация таможенных органов, их техническое оснащение.

Принимались меры по совершенствованию структуры и руководства таможенной системой. В 1992-1993 г. были созданы Северо-Западное, Калининградское, Дальневосточное, Северо-Кавказское, Западно-Сибирское, Уральское, Поволжское, Московское, Западное, Татарское, Дагестанское, Восточно-Сибирское управления.

Начало новому этапу в работе таможенных органов России положило Всероссийское совещание руководителей таможенных служб. Проходившее в феврале 1994 г. совещание рассмотрело стратегию деятельности таможенных органов в условиях проведения экономической реформы в стране и подвело итог первого этапа внедрения в жизнь Таможенного кодекса РФ, а также итоги 1993 г. На совещании отмечалось, что шло активное становление таможенных органов, расширялись их функции в Российском государстве. ГТК России превратился в орган защиты национальной экономики и пополнения государственного бюджета России.

В соответствии с итоговым документом Всероссийского совещания руководителей таможенных органов Российской Федерации в течение 1994 г. продолжалась работа по совершенствованию нормативной базы таможенных органов. Были изданы документы, в которых реализованы положения Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона РФ «О таможенном тарифе».

Таможенные органы получили документы, упорядочивающие работу таможен практически во всех областях, и в том числе по оперативному информированию об изменениях, вносимых в законодательные акты.

Продолжалось совершенствование организационной структуры и управления таможенными органами на основе специализации подразделений и их гармоничного взаимодействия в рамках единого технологического процесса таможенного оформления и контроля.

В день третьей годовщины таможенной службы России Указом Президента Российской Федерации от 25 октября 1994 г. № 2014 было утверждено Положение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации. С принятием этого документа завершился этап становления таможенного ведомства Российского государства. В Положении получили дальнейшее развитие статьи Таможенного кодекса, Закона РФ «О таможенном тарифе» и другие законодательные документы.

«Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России), - говорилось в Положении, - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации.3


.2 Государственная политика в области таможенного дела

таможенный служба федеральный орган

Таможенная политика России является составной частью внешней и внутренней политики российского государства. Целями таможенной политики России являются:

) интеграция хозяйства страны в мировую экономику;

) защита и стимулирование экономического развития России;

) создание условий для функционирования российского рынка и рынка стран СНГ;

) укрепление торгового и платежного баланса страны;

) рост доходов государственного бюджета;

) упрочение торгово-политических позиций России;

) противодействие дискриминационным акциям иностранных государств и их союзов;

) расширение культурных и информационных обменов между Россией и зарубежными странами, контактов между людьми;

) охрана жизни и здоровья человека, животных и растений, сохранение окружающей среды;

) защита государственной и общественной безопасности;

) защита прав и законных интересов граждан, предприятий, объединений и организаций, культурного и исторического наследия народов России.

Главными функциями государственной таможенной политики являются:

) защита экономических интересов Российской Федерации;

) обеспечение экономической безопасности Российской Федерации;

) принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

) создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации.

Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы разработана в целях осуществления задач, определенных ежегодным Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Целевая программа призвана стать инструментом дальнейшего совершенствования таможенного администрирования при решении следующих социально-экономических и политических задач государства:

развитие и укрепление внешнеэкономической деятельности, интеграция российской экономики в мировую экономику;

углубление интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств, в том числе в рамках Единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества;

повышение конкурентоспособности российских производителей на мировых рынках, реализация конкурентных преимуществ российской экономики;

защита рынка, товаропроизводителя и стимулирование развития экономики;

поддержание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата и «здоровой» конкурентоспособной среды;

выработка конструктивного механизма взаимодействия бизнеса и государства, снижение непроизводственных расходов бизнеса;

обеспечение устойчивой бюджетной и валютной политики;

выполнение социальных обязательств государства, повышение благосостояния населения, борьба с бедностью и нищетой;

обеспечение безопасности России (адекватный ответ на угрозы XXI века).

Первоочередными задачами в 2005 году были задачи, связанные с обеспечением взимания установленных объемов таможенных платежей с соблюдением таможенного законодательства Российской Федерации и их перечисление в федеральный бюджет в полном объеме, а также переход таможенных органов от сметного бюджетного финансирования к бюджетированию, ориентированному на конечный результат.

Основными задачами таможенных органов на 2006 год являются:

Безусловное выполнение контрольных показателей по взиманию и перечислению в доходную часть федерального бюджета таможенных платежей.

Расширение взаимодействия с деловыми кругами и добросовестными участниками внешнеэкономической деятельности.

Ускорение и упрощение процедур таможенного оформления товаров и транспортных средств.

Усиление мер по пресечению незаконной деятельности «фирм - однодневок».

Качественное изменение негативной для таможенных органов судебной практики.

Совершенствование форм и методов работы правоохранительных подразделений таможенных органов.

Создание равных условий работы для всех законопослушных участников ВЭД, обеспечение защиты отечественного производителя посредством усиления контроля достоверности декларирования и таможенной стоимости ввозимых товаров.

Расширение практики применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц, установленных ст.68 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Построение системы мониторинга достижения целей, выполнения задач и показателей деятельности, внедрение программно-целевых методов планирования.4


Глава 2. Структура и функция таможенных органов в РФ


.1 Федеральная таможенная служба и ее положение в структуре органов исполнительной власти


Согласно Указу Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года № 649 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» утверждена новая структура органов исполнительной власти.5 Государственный таможенный комитет России в лице его руководителя, который непосредственно на принципах единоначалия руководил таможенным делом в Российской Федерации, назначался и подчинялся непосредственно Правительству Российской Федерации, назначал и освобождал от должности всех руководителей ГТК и руководителей региональных таможенных управлений и таможен, таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций, разрабатывал и утверждал общие положения о таможенных органах Российской Федерации. В настоящее время ГТК РФ преобразован в Федеральную таможенную службу Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации в 26.07.2006 № 459 «Положение о Федеральной таможенной службе», которым четко определено место ФТС в системе органов исполнительной власти: она находится в ведении Правительства Российской Федерации.6

Руководитель ФТС России и его заместители назначаются на должность и освобождаются от нее Правительством Российской Федерации.

ФТС имеет право издавать только приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

Положением о ФТС определено, что Служба выполняет три функции:

функции по контролю и надзору в области таможенного дела;

функцию по выработке государственной политики и нормативно - правового регулирования;

функции агента валютного контроля;

специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Поскольку ФТС финансируется из федерального бюджета, то Правительством определяется конкретная численность не только руководящего звена, числа управлений, единиц работников центрального аппарата, но и численность всех сотрудников управлений, таможен, постов и организаций, находящихся в ведении Службы.

Рассмотрим структуру таможенных органов на территории РФ.

Структура Федеральной таможенной службы:

Главное организационно-инспекторское управление (аппарат руководителя ФТС России);

Управление кадров;

Главное управление организации таможенного контроля;

Главное управление по борьбе с контрабандой;

Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений;

Главное управление тылового обеспечения;

Главное управление федеральных таможенных доходов;

Главное финансово-экономическое управление;

Управление валютного контроля;

Управление таможенного сотрудничества;

Управление делами;

Контрольно-ревизионное управление;

Главное управление информационных технологий;

Правовое управление;

Управление собственной безопасности;

Управление таможенной инспекции;

Управление таможенной статистики и анализа;

Управление таможенных расследований и дознания;

По территориальному признаку можно выделить:

·Таможни центрального подчинения;

·Северо-западное таможенное управление;

·Южное таможенное управление;

·Приволжское таможенное управление;

·Уральское таможенное управление;

·Сибирское таможенное управление;

·Дальневосточное таможенное управление;

Согласно статье 6 ТК ТС РФ таможенные органы выполняют следующие основные задачи7:

) содействие реализации единой торговой политики таможенного союза;

) обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза, контроль, за исполнением которого возложен на таможенные органы;

) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;

) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;

) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;

) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств - членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза - мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств - членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза;

) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;

) ведение таможенной статистики.


2.2 Организационная структура таможенных органов


Таможенный орган представляет собой федеральный государственный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли.

В таможенные органы входят:

·Федеральную таможенную службу Российской Федерации (ФТС РФ);

·Региональные таможенные управления;

·Таможни РФ;

·Таможенные посты РФ.

Таможенным органам присущи следующие основные признаки:

)Таможенные органы осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, т.е. выполняют государственные задачи.

) Деятельность таможенных органов происходит под общим руководством Правительства РФ, и перед которым ФТС отчитывается о своей деятельности.

)Таможенные органы реализуют свои полномочия в сфере перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств.

)Таможенные органы отнесены законодательством к числу правоохранительных, так как они пресекают неправомерные деяния и привлекают к ответственности виновных.

)Таможенные органы выступают как федеральные органы исполнительной власти, аккумулирующие в себе административно-правовой и финансово-правовой статус.

)Немаловажной особенностью таможенных органов является наличие официальных символов: флага, вымпела и эмблемы, описание которых утверждается Президентом РФ.

Региональные таможенные управления входят в единую систему таможенных органов России и руководят таможенным делом на территории подведомственного региона под непосредственным руководством ФТС РФ.8

В структуру региональных таможенных управлений (РТУ) входят отделы и группы, возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Председателем ФТС.

Таможни и таможенные посты выполняют функции непосредственного таможенного контроля, производства таможенного оформления, предотвращения контрабанды, а также функции сбора и анализа статистической информации.

С точки зрения местонахождения таможни подразделяются на пограничные и внутренние. Пограничные - проверяют наличие и правильность заполнения документов, предъявляемых в таможенных целях; внутренние - проводят таможенный и личный досмотр, проверяют документы, ревизуют финансово-хозяйственную деятельность предприятий - субъектов ВЭД.

В зависимости от специфики операций таможни подразделяются на сухопутные, морские, воздушные и речные.

Специализированные таможни - подчинены непосредственно ФТС.

Функции таможни:

·в подведомственном регионе контролирует соблюдение всеми юридическими и физическими лицами правил, порядка и условий таможенного дела, обобщает и анализирует складывающуюся практику;

·оформляет товары и транспортные средства, проводит таможенный контроль, в том числе и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ; организует, координирует и контролирует производство таможенного оформления и проведение таможенного контроля нижестоящими таможенными постами; подготавливает предложения о совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля;

·собирает, обобщает и анализирует сведения о грузовых и пассажирских потоках в части, имеющей отношение к таможенному делу;

·проверяет достоверность и полноту сведений, предоставляемых для таможенных целей;

·контролирует доставку товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них в места, определяемые таможенными органами России;

·организует и осуществляет таможенное сопровождение товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;

·начисляет и взимает пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

·контролирует фактическую уплату таможенных платежей;

Таможенные посты - несамостоятельны, не являющиеся юридическими лицами, действующие под непосредственным руководством таможни или РТУ. Пост обычно действует на железнодорожных станциях, в аэропортах, речных портах вдоль государственной границы. Таможенные посты могут быть созданы на крупных промышленных предприятиях.


Заключение


В результате прохождения практики я углубила и закрепила теоретические знания, полученные при изучении дисциплин таможенного профиля, а именно ознакомилась с такими интересующими меня вопросами:

Как происходило развитие таможенных органов в России?

Структура таможенных органов в РФ?

Функции таможенных органов?

Структурные подразделения в таможенных органах?

В соответствии с целью были решены следующие задачи практики:

Углублены и расширены знания в области организационной структуры таможенных органов;

Сформировано представление о структуре ФТС, РТУ, таможенных постов;

Изучена структура таможенных органов;

Сегодня Федеральная таможенная служба России находится на стадии перестройки, но ее показатели не ухудшаются. Успешно выполняются программные требования, решаются задачи, поставленные Правительством Российской Федерации. Среди них, совершенствование информационного обеспечения, повышение качества таможенной службы, расширение связей со Всемирной таможенной организацией, таможенными службами государств-членов СНГ.


Список использованной литературы


Нормативно-правовые документы:

Постановление Правительства РФ "Вопросы Федеральной таможенной службы" от 21.08.2004 № 429 // Собрание законодательства РФ, 30.08.2004, № 35, ст. 3637, (ред. от 01.10.2011)

Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 № 213 (ред. от 27.10.1992) "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 21.11.1991, № 47, ст.1612. (Утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 23.12.2000 № 2061).

Указ Президента РСФСР от 19.12.1991 № 306 (ред. от 09.07.1997) "О некоторых вопросах организации деятельности центральных органов государственного управления РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 26.12.1991, № 52, ст. 1905.

Литература:

Указ Президента РСФСР от 19.12.1991 № 306 (ред. от 09.07.1997) "О некоторых вопросах организации деятельности центральных органов государственного управления РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР", 26.12.1991, № 52, ст. 1905.

Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 № 213 (ред. от 27.10.1992) "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 21.11.1991, № 47, ст.1612. (Утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 23.12.2000 № 2061)

Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. - 3-е изд., доп. / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. - М: РУСИНА-ПРЕСС, 2004.

Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21.07.1997 № 114-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, № 30, ст. 3586, (ред. от 06.12.2011)

Указ Президента РФ от 20.05.2004 № 649 (ред. от 25.08.2010) "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ, 24.05.2004, № 21, ст. 2023.

Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 (ред. от 20.06.2011, с изм. от 31.01.2012) "О Федеральной таможенной службе" // Собрание законодательства РФ, 07.08.2006, № 32, ст. 3569.

Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства РФ, 13.12.2010, № 50, ст. 6615 (ред. от 16.04.2010)

Приказ ФТС РФ "О типовых структурах таможенных органов Российской Федерации" от 16.05.2006 № 443 // Первоначальный текст документа опубликован не был. (ред. от 22.12.2011)


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Таможенное дело ведет единая система таможенных органов, которые, относясь к исполнительной власти, имеют конкретные цели формирования, осуществляют государственные исполнительно-распорядительные функции, наделены определенной компетенцией, образуются вышестоящими органами управления, подотчетны и подконтрольны им и ответственны за свою деятельность перед государством и гражданами.

Таможенный орган представляет собой федеральный государственный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли.

Таможенные органы составляют единую, федеральную централизованную систему, в которую входят: 1)

Федеральная таможенная служба (ФТС) России; 2)

региональные таможенные управления; 3)

таможни; 4)

таможенные посты.

В таможенную систему входят также учреждения, подведомственные непосредственно ФТС (таможенные лаборатории, учебные заведения, вычислительные центры и др.). В ведении ФТС могут находиться государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствуют решению задач, возложенных на таможенные органы.

Все звенья системы являются федеральными и не подчиняются органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления и общественным объединениям. Каждый нижестоящий таможенный орган подчинен по вертикали только вышестоящим таможенным органам, контролирующим его деятельность.

Места нахождения таможенных органов определяются исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, транспортных организаций, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей экспортеров, импортеров, других участников ВЭД, а также иных факторов.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является Федеральная таможенная служба РФ (ФТС РФ). Руководство ФТС осуществляет Правительство Российской Федерации. Назначение на должность руководителя ФТС и его заместителей и их освобождение от должности осуществляется Правительством Российской Федерации. Начальники региональных таможенных управлений и таможен, а также иные должностные лица и работники таможенных органов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, устанавливаемом руководителем ФТС.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, а также компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также деятельности таможенных органов в регионе определяются ФТС РФ.

Таможенная служба вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для вы полнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых ФТС.

В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются ФТС для обеспечения деятельности таможенных органов.

Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции: -

осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу; -

взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию; -

обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; -

обеспечивают соблюдение установленных в соот ветствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу; -

обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности; -

ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международ ным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации; -

осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле; -

ведут таможенную статистику внешней торговли; -

обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела; -

осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам; -

проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

ФТС РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями.

Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам РФ в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого.

Еще по теме 4. СТРУКТУРА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ И ИХ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ:

  1. 2. Региональное таможенное управление как звено системы таможенных органов: правовой статус, основные задачи, функции и организационная структура
  2. 3. Таможни и таможенные посты как звенья системы таможенных органов: правовой статус, основные задачи, функции и организационная структура

Юридический институт

Контрольная работа

на тему:

Структура и функции таможенных органов Российской федерации

Студента 3 курса

Группы ЮЗВ-1-09

Власов М.М.

Научный руководитель-

Степаненко М.В.

Москва-2010 г.


Введение

1. Сущность таможенных органов как субъектов таможенного права

2. Правовое положение таможенных органов

3. Виды таможенного контроля, осуществляемого таможенными органами

Заключение

1.1 Структура таможенных органов

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят (ст. 402 ТК РФ):

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

Региональные таможенные управления;

Таможни;

Таможенные посты.

Центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, до 2004 года являлся Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ). В июле 2004 года в рамках административной реформы, проводимой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314, ГТК России преобразован в Федеральную таможенную службу (ФТС) при Минэкономразвития.

Федеральная таможенная служба РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями.

В своей деятельности Федеральная таможенная служба РФ руководствуется Конституцией РФ, Таможенным кодексом РФ, Таможенным кодексом Таможенного Союза (с 1 июля 2010 года), другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ и постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

ФТС РФ решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты РФ, таможенные лаборатории, подведомственные ФТС РФ учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации, которые действуют на основании положений, утверждаемых ФТС РФ.

Никакие государственные органы, кроме Президента РФ и Правительства РФ, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов РФ, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в деятельность этих органов, которая соответствует положениям Таможенного кодекса РФ и иных актов законодательства РФ.

1.2 Обеспечение деятельности таможенных органов

Материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В случае гибели должностного лица таможенного органа в связи с исполнением служебных обязанностей семье погибшего и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере 10-кратного годового денежного содержания погибшего по последней занимаемой им в таможенных органах должности. Несовершеннолетним иждивенцам погибшего дополнительно выплачивается ежемесячное пособие в размере среднемесячного заработка погибшего по последней занимаемой им должности до наступления совершеннолетия или появления самостоятельного источника дохода, а учащимся дневных отделений учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования - до окончания учебы. Иным иждивенцам назначается пенсия по случаю потери кормильца в размере среднемесячного заработка погибшего.

При получении должностным лицом таможенного органа в связи с исполнением служебных обязанностей телесных повреждений, исключающих для него возможность в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью, указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере 5-кратного годового денежного содержания по последней занимаемой им в таможенных органах должности, а также в течение 10 лет - разница между размером его среднемесячного заработка по последней занимаемой должности и размером пенсии.

При нанесении должностному лицу таможенного органа иных телесных повреждений ему выплачивается единовременное пособие в размере пяти среднемесячных заработков.

Ущерб, причиненный имуществу должностного лица таможенного органа или его близкого родственника в связи с исполнением этим должностным лицом служебных обязанностей, возмещается в полном объеме.

Выплата пособий и возмещение ущерба, причиненного имуществу, производятся из средств федерального бюджета с последующим взысканием этих сумм с виновных лиц.

Решение о выплате пособий принимается начальником таможенного органа по месту работы потерпевшего на основании приговора суда или постановления следственных органов либо прокурора о прекращении уголовного дела или приостановлении предварительного следствия.

Отказ или уклонение следственных органов от возбуждения уголовного дела могут быть обжалованы таможенным органом прокурору или в суд на основании проведенного служебного расследования и других доказательств.

Возмещение ущерба, причиненного имуществу, производится по решению (приговору) суда.

Годовое денежное содержание должностного лица таможенного органа, используемое для исчисления размеров единовременных пособий, включает в себя все виды денежных выплат, которые указанное лицо должно было бы получить в год гибели или причинения вреда его здоровью.

Среднемесячный заработок определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Должностной оклад должностного лица таможенного органа для целей настоящей статьи включает также оклад по специальному званию, надбавки за выслугу лет, за знание иностранного языка и иные надбавки.

1.3 Цели и задачи таможенного регулирования

Таможенное регулирование представляет собой деятельность, связанную с установлением, изменением таможенных правил, внесением в них необходимых дополнений либо отменой отдельных таможенных правил.

Основными целями таможенного регулирования является обеспечение экономических интересов государства, а именно:

Участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

Содействие проведению структурной перестройки;

Обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;

Обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России и Таможенного Союза в целом;

Участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;

Стимулирование развития национальной экономики;

Иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.

Из целей вытекают задачи таможенного контроля:

а) принимать меры, предусмотренные настоящим Кодексом, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

б) требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом;

в) проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

г) требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела;

д) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;

е) осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

ж) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

з) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

и) задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

к) производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершения с ними грузовых операций;

л) получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с настоящим Кодексом;

м) выносить руководителям государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства Российской Федерации и контролировать выполнение указанных требований;

н) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления:

о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов;

об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов;

в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами;

о) устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешнеэкономической деятельности, иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешнеэкономической деятельности, и их профессиональными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества и взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля.

2.1 Понятие и признаки таможенных органов РФ

Согласно ТК РФ: «Таможенные органы - это орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела и подчиненные ему таможенные органы РФ, за исключением случаев, когда в Настоящем Кодексе упоминаются таможенные органы иностранных государств».

По мнению А.А. Богомоловой таможенный орган - это федеральный государственный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий возложенные на него функции по развитию внешней торговли.

Формулируя понятие таможенного органа РФ, следует учитывать его специфические черты и особенности.

Таможенные органы Российской Федерации являются органами исполнительной власти, звеньями системы государственного управления. Таможенные органы, используя разнообразные формы и методы, осуществляют свои функции и полномочия в области организации перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств; взимание таможенных платежей; таможенного контроля и оформления и т.д.

Важной отличительной чертой и особенностью таможенных органов является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов. Правоохранительный характер деятельности таможенных органов во многом обусловлен самой структурой таможенного дела, а также тем, что все основные права и полномочия в сфере таможенного дела таможенные органы осуществляют с учетом интересов страны, укрепления ее экономического суверенитета и экономической безопасности.

Деятельность таможенных органов характеризуется правоохранительной направленностью. Они принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела. Таможенные органы осуществляют не только борьбу контрабандой, нарушителями таможенных правил и налогового законодательства, что свидетельствует об их характере как правоохранительных органов, они также применяют средства типичного регулирования торгово-экономических отношений, то есть активно участвуют таможенно-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности; содействуют развитию внешнеэкономических связей РФ и ее субъектов; осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных материалов и валютный контроль в пределах их компетенции; участвуют в международно-правовом сотрудничестве и регулировании отчислений в сфере таможенного дела.

Следует считать, что приведенные понятия таможенных органов не единственное, существуют и точки зрения других авторов. Например, К.К. Сандровский пишет "… таможенные органы можно определить как государственные органы, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность в специальной сфере государственного управления, связанной с пропуском через государственную границу различного рода грузов, в том числе багажа и валютных ценностей, а также транспортных средств, служащих для перевозки пассажиров и грузов".

2.2 Виды и правовое положение таможенных органов

В Таможенном Кодексе подчеркивается, что таможенные органы составляют единую систему, в которую входят:

Федеральная таможенная служба;

Региональные таможенные управления РФ;

Таможни РФ;

Таможенные почты РФ.

Системообразующие факторы, взятые в совокупности, придают характер внутренней органической взаимосвязи составным частям данной системы.

Функциональная общность, единство целей и задач таможенных органов, обусловленные тем, что все они выполняют единые по содержанию функции.

Организационное единство таможенных органов. Оно обеспечивается организационным построением системы этих органов, которая отличается строгой иерархичностью.

Рассмотрение совокупности таможенных органов в качестве единой системы предполагает одновременно анализ специфики ее составных частей, то есть различных таможенных органов, в качестве подсистемы. Важно рассмотреть статус каждого из таможенных органов, являющихся самостоятельным субъектом таможенного права.

Таможенный Кодекс определяет его как центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в РФ. Это совершенно правильная, но явно недостаточная характеристика.

Статус ФТС, его функции, полномочия и частично - структура определяются в Таможенном Кодексе, а также других нормативных актах.

ФТС признается органом, осуществляющим межотраслевое регулирование, поскольку выполняет не только функции непосредственного руководства таможенным делом, но и координационные и частично контрольные функции в этой сфере (ст. 408 ТК РФ).

В системе таможенных органов ФТС является функциональным и организационным центром данной системы, возглавляет ее, объединяет и направляет деятельность всех звеньев системы, способствуя развитию и укреплению ее единства и целостности.

ФТС возглавляет Председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ. Председатель ФТС несет персональную ответственность за выполнение данным органом возложенных на него задач и функций. Заместители Председателя, в том числе первый заместитель, назначаются на должность и освобождаются от нее Правительством по представлению Председателя ФТС. Обязанности между ними распределяет Председатель.

Важной составной частью таможенных органов являются региональные таможенные управления (РТУ). Возникновение и функционирование управлений, являющихся промежуточным звеном между ФТС и таможнями, было обусловлено усложнением функций и организации управления в сфере таможенного дела.

Правовой статус региональных таможенных управлений находит свое отражение в приказе Начальника Управления таможенного сотрудничества от 06 октября 2010г. №1838 «Об утверждении типового положения о подразделении таможенного сотрудничества регионального таможенного управления, таможни, непосредственно подчиненной ФТС России».

Таможни РФ составляют фундамент системы таможенных органов. Именно они непосредственно решают основную часть задач в таможенном деле. Таможни условно подразделяют на внутренние и внешние (в стране и на границе).

Таможни осуществляют деятельность под руководством ФТС и РТУ. Отдельные таможни могут быть подчинены непосредственно ФТС.

Регион деятельности таможни определяет ФТС. Она же осуществляет их создание, реорганизацию и ликвидацию.

В оперативном подчинении таможни находятся расположенные на территории ее региона таможенные посты.

Таможни являются юридическим лицом. Перед каждой из них определен круг задач и функций, ими исполняемых.

Таможенные посты РФ - первичное звено системы таможенных органов. Деятельность его направляется таможней, в состав которой он входит и которой подчиняется.

Решением ФТС по представлению РТУ таможенному посту может быть придан статус юридического лица.

Таможенный пост выполняет такие функции: осуществляет таможенный контроль и таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ; обеспечивает соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; налагает и взимает таможенные пошлины, налоги и иные платежи.

2.3 Функции таможенных органов

Таможенные органы РФ согласно ст. 402 ТК РФ выполняют следующие основные функции:

1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

3) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

4) обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

5) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

6) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

7) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

8) ведут таможенную статистику внешней торговли;

9) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

10) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

11) проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.


Формами таможенного контроля согласно ст. 110 ТК ТС являются:

1) проверка документов и сведений;

2) устный опрос;

3) получение объяснений;

4) таможенное наблюдение;

5) таможенный осмотр;

6) таможенный досмотр;

7) личный таможенный досмотр;

8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

9) таможенный осмотр помещений и территорий;

10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

11) проверка системы учета товаров и отчетности по ним;

12) таможенная проверка.

Проверка документов и сведений осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза. Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и правильности их заполнения.

Устный опрос таможенными органами проводится при совершении таможенных операций в соответствии с ТК ТС. Должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающими полномочиями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.

Получение объяснений - это получение должностными лицами таможенного органа от декларантов и иных лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, необходимой информации в сфере таможенного дела.

Таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

Таможенный осмотр - внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Таможенный досмотр - действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Личный таможенный досмотр является исключительной формой таможенного контроля, который проводится по письменному решению руководителя (начальника) таможенного органа, лица, его замещающего, при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу, либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства таможенного союза.

Решение о проведении личного таможенного досмотра принимается в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа, либо оформляется отдельным документом.

Таможенный осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, в местах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур, предусмотренных настоящим Кодексом.

Учет товаров, находящихся под таможенным контролем ведется таможенными органами для регистрации товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций, в том числе с использованием информационных систем и технологий.

Таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.


Общие и конкретные задачи и функции таможенных органов определяются в таможенном законодательстве, стержнем которого является Таможенный Кодекс РФ и Таможенный кодекс Таможенного союза. Кодексы направлены на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности РФ и Евразийского экономического сообщества.

Это говорит о том, что само таможенное дело и таможенные органы изначально в силу специфической природы и структуры таможенного права являются органами исполнительной власти по своему характеру.

В ст. 403 Таможенного Кодекса Российской Федерации приведен обширный перечень функций, исполняемых таможенными органами, их одиннадцать - это свидетельствует о том, что деятельность Федеральной таможенной службы в целом многообразна.

Переоценить значение таможенного законодательства невозможно, т.к. эффективное таможенное регулирование является одним из гарантов для обеспечения скорейшей интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей.


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (ТК РФ) (ред. от 28.11.2009).

3. Таможенный кодекс таможенного союза решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества №17иот 27 ноября 2009 года (с изменениями на 16 апреля 2010 года).

4. Таможенное право. Учебник для вузов. / Под ред. А.А. Богомоловой – М: Издательская группа Юрайт - М–2010г.

5. Таможенное право. Учебно-методический комплекс. / Под ред. С.М. Степаненко М., 2007.

6. Таможенное право: Учебник. Отв. редактор – доктор юридических наук, профессор А.Ф. Ноздрачев М.: Юрист, 2004 г.

Единую структуру таможенных органов России можно определить, как общую совокупность самостоятельных звеньев, характеризующихся едиными целями и задачами. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет определенную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные органы в целом.

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ [Приложение «В»]. В соответствии со ст. 402 ТК система таможенных органов включает:

­ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба РФ);

­ региональные таможенные управления;

­ таможни;

­ таможенные посты.

Система таможенных органов представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Система таможенных органов РФ

Центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является Федеральная таможенная служба России (далее - ФТС России). Федеральная таможенная служба, уполномоченная в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела [Приложение «Г»]. ФТС РФ вправе создавать специализированные таможенные органы, а также свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров. ФТС России имеет свои представительства в иностранных государствах, создаваемые в порядке, установленном законодательством РФ .

ФТС России является юридическим лицом со всеми присущими статусу юридического лица признаками. Финансирование деятельности ФТС России и подчиненных ему таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти, а также иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников. Федеральная таможенная служба входит в единую, централизованную систему таможенных органов России и возглавляет ее. В соответствии с постановлением правительства ФТС наделяется правами и обязанностями, устанавливаются сферы ее компетенции, задачи. Основное назначение обеспечивающих управление в структуре ФТС России - создавать нормальные условия для функционирования системы таможенных органов, обеспечивать развитие таможенной инфраструктуры, социально-бытовые и финансовые условия, предусмотренные законами и иными нормативными актами для государственных таможенных служащих .

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых ФТС России. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

На ступень ниже Федеральной таможенной службы стоит региональное таможенное управление (далее - РТУ).

Региональное таможенное управление является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности РТУ в пределах своей компетенции. Регион деятельности РТУ определяет ФТС России . РТУ является промежуточным звеном между ФТС и таможенными постами. На рисунке 3 представлена схема расположения региональных таможенных управлений.

Территориально-структурное деление таможенных органов Российской Федерации:

ФТС России (Таможен: 10)

­ Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская

­ Центральная акцизная, Центральная энергетическая, Центральная, (Кинологический центр ФТС России) Центральная базовая

­ Калининградская областная

­ Крымская

­ Севастопольская.

­ Центральное таможенное управление (Таможен: 15, Субъектов РФ 18)

­ Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Курская, Липецкая, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская, Московская областная, Московская, Центральная оперативная таможня.

Северо-Западное таможенное управление (Таможен: 11, Субъектов РФ 10)

­ Архангельская

­ Пулковская, Санкт-Петербургская, Балтийская

­ Кингисеппская, Выборгская

­ Мурманская, Себежская, Псковская

­ Карельская

­ Северо-Западная оперативная

Южное таможенное управление (Таможен: 8, Субъектов РФ 6)

­ Астраханская

­ Новороссийская, Сочинская, Краснодарская

­ Миллеровская, Таганрогская, Ростовская

­ Южная оперативная

­ Северо-Кавказское таможенное управление (Таможен: 4, Субъектов РФ 7)

­ Дагестанская

­ Минераловодская

­ Северо-Осетинская

­ Северо-Кавказская оперативная;

Приволжское таможенное управление (Таможен: 9, Субъектов РФ 14)

­ Самарская, Нижегородская, Саратовская, Ульяновская, Татарстанская, Башкортостанская, Оренбургская, Пермская, Приволжская оперативная

Уральское таможенное управление (Таможен: 8, Субъектов РФ 6)

­ Екатеринбургская, Кольцовская имени В.А. Сорокина

­ Тюменская

­ Ханты-Мансийская

­ Ямало-Ненецкая

­ Челябинская, Магнитогорская

­ Уральская оперативная

Сибирское таможенное управление (Таможен: 12, Субъектов РФ 12)

­ Иркутская

­ Красноярская

­ Бурятская

­ Тывинская

­ Хакасская

­ Читинская

­ Кемеровская

­ Алтайская

­ Новосибирская

­ Томская

­ Сибирская оперативная

Дальневосточное таможенное управление (Таможен: 12, Субъектов РФ 9)

­ Благовещенская

­ Биробиджанская

­ Камчатская

­ Магаданская

­ Владивостокская, Находкинская, Уссурийская, Хасанская

­ Сахалинская

­ Хабаровская, Ванинская

­ Дальневосточная оперативная .

Региональное таможенное управление (РТУ) входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет непосредственное руководство таможенным делом на территории подведомственного ему региона. В непосредственном подчинении РТУ находятся все расположенные на территории подведомственного ему региона таможенные органы, за исключением непосредственно подчиненных Федеральной таможенной службе России. Правовой статус РТУ закреплен в Общем положении о региональном таможенном управлении Российской Федерации, утвержденном Федеральной таможенной службой России .

Основными задачами РТУ являются: реализация таможенной политики России на территории подведомственного региона; разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории России.

Организационный фундамент системы таможенных органов России составляют таможни и таможенные посты. Именно они непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного дела.

Таможни и таможенные посты составляют организационный фундамент системы таможенных органов России. Именно они непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного дела .

Таможня входит в единую систему таможенных органов России и осуществляет свою деятельность под общим руководством Федеральной таможенной службы России и непосредственным руководством РТУ, в состав которого она входит. В ряде случаев таможни подчиняются непосредственно Федеральной таможенной службе России (например, Шереметьевская таможня) .

Таможни подразделяются на пограничные и внутренние. Первые располагаются преимущественно в приграничной зоне в районах транспортных узлов: портов, аэропортов и железнодорожных станций, а вторые -- в глубине таможенной территории страны в местах концентрации участников внешнеэкономической деятельности.

Таможенный пост РФ согласно действующему законодательству входит в единую систему таможенных органов России, является первичным звеном этой системы и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни . В ряде случаев таможенные посты могут быть подчинены РТУ либо напрямую Федеральной таможенной службе России.

Таможенные посты могут различаться по своему юридическому статусу. В соответствии с законодательством решением Федеральной таможенной службы России таможенному посту может быть предоставлен статус юридического лица. Таможенные посты, обладающие статусом юридического лица, наделены большими полномочиями по сравнению с таможенными постами, такового статуса не имеющими .

Штатная численность таможенных постов определяется исходя из грузо- и пассажиропотока, проходящего через каждый конкретный таможенный пост, и может колебаться от нескольких человек до ста и более.

Типовая структура и штатная численность таможни и таможенного поста утверждается Федеральной таможенной службой России. Конкретная структура и штатная численность таможни и таможенного поста утверждается вышестоящим таможенным органом .

Создание, реорганизацию и ликвидацию таможни осуществляет Федеральная таможенная служба России по представлению либо с учетом мнения РТУ, в состав которого входит данная таможня. Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет РТУ, а таможенного поста со статусом юридического лица или непосредственно подчиненного Федеральной таможенной службе России либо подчиненного таможне, в свою очередь непосредственно подчиненной Федеральной таможенной службе России, -- Федеральная таможенная служба России.

В таможенной системе помимо обычных действуют и так называемые специализированные таможенные органы: специализированные РТУ, специализированные таможни и специализированные таможенные посты.

Организационная структура существенно сказывается на реализации таможенным органом своих функций, что определяется, главным образом, степенью жесткости или устойчивости структуры. Поэтому органы с устойчивой, узкоспециализированной структурой создаются тогда, когда заранее известны все те функции, для осуществления которых они предназначаются . К одним из узкоспециальных организационных структур относятся специализированные РТУ.

Специализированные РТУ -- это региональные таможенные управления, регионом деятельности которых является вся таможенная территория Российской Федерации, созданные для организации и непосредственного руководства теми или иными направлениями деятельности таможенных органов (борьбой с контрабандой и иными таможенными правонарушениями, реализацией задач обеспечения радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры и противодействия техническому проникновению на них, осуществлением тылового обеспечения деятельности таможенных органов и пр.) .

Первое специализированное РТУ -- Региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями -- было создано в 1995 г. в целях организации в таможенных органах эффективной работы по выявлению, предупреждению, пресечению и расследованию таможенных правонарушений. В настоящее время их уже более десяти.

Специализированные таможни и таможенные посты -- это таможни и таможенные посты, специализирующиеся на регулировании таможенно-правовых отношений при определенных обстоятельствах. Так, например, Чкаловская таможня специализируется на таможенном оформлении и таможенном контроле военно-транспортной авиации в Московской области, Энергетическая таможня -- на таможенном контроле за перемещением энергоносителей через таможенную границу Российской Федерации, так называемые оперативные таможни, существующие в каждом таможенном регионе, -- на борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями. Центральная акцизная таможня и акцизные таможенные посты, также существующие в каждом таможенном регионе, -- на таможенном оформлении и таможенном контроле подакцизных товаров. И таких примеров существует много.

На примере Алтайскoй таможни мы рассмотрим организационную структуру и её управление.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх