Теоретический анализ и синтез. Анализ и синтез как важнейшие методы исследования изменений систем управления производством

методы научного познания. Анализ это мысленное или физическое расчленение исследуемого объекта на составные части и изучение их в отдельности. Синтез это формирование целостного образа объекта на основе мысленного соединения его отдельных частей. А. и С. взаимосвязаны друг с другом: синтез невозможен без анализа, а анализ во многом лишен смысла без синтеза.

Отличное определение

Неполное определение ↓

анализ и синтез

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ. - Анализ (от греч. analysis - разложение, расчленение) - реальное или мысленное разложение объекта на компоненты; синтез (от греч. sythesis - соединение, сочетание) - реальное или мысленное объединение этих компонентов в целостный объект. Деление всех процессов мира на аналитические и синтетические является логическим следствием деления всех предметов мира на материю и форму (см: Форма и материя) или, что не меняет сути дела, на элементы и структуру. В этом контексте различают четыре разновидности А. и с: 1. Природный анализ - разложение предметов на части, и природный синтез - объединение этих частей в новые предметы, в соответствии с природными возможностям. 2. Практический анализ - расчленение предметов на компоненты, и практический синтез - объединение их в целостности, также в соответствии с возможностями практики, которые в природе никогда не реализовались бы. 3. Мысленный анализ отделяет от предметов то, что ни в природе, ни на практике неотделимо, напр, улыбку Чеширского кота от самого кота, а мысленный синтез соединяет то, что по законам природы соединить невозможно, напр., голову быка с телом человека. 4. От А. и с. объективно существующих предметов отличают метаанализ и метасинтез, т.е. А. и с. знаний о мире. Различают инстанциальную (от англ. instance - пример) и пропозициональную (от англ. proposition - предложение) трактовку А. и с. как познавательных процедур. В первом случае анализ понимается как мысленное разложения исследуемого объекта на компоненты, а синтез - как мысленное же объединение их в целое; во втором случае А. и с. называют преобразование предложений, обслуживающее инстанционально понимаемые А. и с. Таково классическое, или, как еще говорят, «этимологическое», понимание А. и с. Его сторонники нередко понимают анализ как мысленное разложение исследуемого предмета на любые компоненты: части, свойства и отношения. Однако, в соответствии с так понимаемым анализом, синтез остается без работы: нет такой стороны предмета, познание которой не было бы включено в задачу анализа. «Анализ» и «исследование» становятся синонимами, разделяясь запятой. Именно так понимают, напр., математический анализ: он включает не только дифференциальное, но и интегральное исчисление. Определив анализ как мысленное разложение объекта на любые компоненты, обычно и синтез определяют как «соединение различных элементов, сторон предмета, в систему». Но соединить элементы в систему - значит отразить те отношения, которые образуют ее из ее же элементов. А они уже включены в предмет анализа. Эту широко распространенную точку зрения на А. и с. естественно назвать эклектической. Чтобы преодолеть ее, достаточно исключить из задачи анализа отражение тех отношений, которые образуют предмет из его элементов, и сделать их отражение единственной задачей синтеза. В классической теории содержательные А. и с. отличают от формальных А. и с. Содержательный анализ открывает в исследуемом предмете ранее неизвестные части, напр., элементарные частицы, из которых состоит атом. Содержательный синтез обнаруживает ранее неизвестные отношения, образующие этот предмет из его частей. Именно содержательный синтез осуществил Э. Резерфорд, когда в своей планетарной модели атома показал, благодаря каким отношениям между электронами, протонами и нейтронами образуется атом. Когда современный преподаватель рассказывает об элементарных частицах, входящих в атом, он совершает формальный анализ; когда же он показывает, благодаря каким отношениям между собой эти частицы образуют атом, он совершает формальный синтез. Содержательные А. и с. называют еще расширяющими, формальные - проясняющими. Их классической трактовке противостоит кантовская теория аналитических и синтетических суждений, согласно которой все аналитические суждения являются проясняющими, а все синтетические - расширяющими. С классической теорией тесно связана теория геометрического А. и с, или, как ее еще называют, теория А. и с. в смысле Паппа (греческого математика 3 в. н.э.). В геометрии так понимаемые А. и с. еще до Платона применялись как при поиске гипотезы, предназначенной для решения проблемы, так и при ее доказательстве. Сегодня детально разработаны лишь А. и с. как методы доказательства уже найденной гипотезы. В ходе анализа доказываемое предложение1 условно принимается за истинное; из него выводится предложение., также в качестве лишь условно истинного; и так до тех пор, пока не будет получено предложение, ложность или истинность которого либо уже доказаны, либо признаны очевидными. После этого начинается обратное движение: из ложности предложения заключают о ложности предложения из истинности предложения (при условии обратимости вывода) - об истинности предложения. На этом основании анализ называют движением от конца к началу, или «работой назад» (working backward), а синтез - движением от начала к концу. Как детально показал И. Лакатос («Доказательства и опровержения». М., 1967), с инстанциональной точки зрения геометрический анализ представляет собой процедуру расчленения исследуемого объекта на части (напр., многогранника - на треугольники), а синтез - процесс их объединения в целое. Это позволяет использовать теорию геометрического А. и с. для конкретизации их классической теории. Г.Д. Левин

Только разложив объект исследования , рассматривая его как особую систему, на элементы, выделив присущие каждому элементу качества, свойства, отношения и изучив их, можно познать предмет , выявить и определить закономерности его раз­вития. В процессе анализа исследователь идет от конкретного (кон­кретно-чувственного) к абстрактному, от сложного и единого к простому и многообразному.

Исследуя, к примеру, процесс пер­спективного планирования производительности труда, расчленя­ют этот процесс на этапы прошлого, настоящего, будущего с выявлением, как, в каком направлении, в каком объеме и содер­жании осуществлялся и осуществляется этот процесс; мысленно выделяют факторы непосредственно и опосредовано воздействующие на уровень производительности труда (технические, органи­зационные, социальные, региональные и т.д.). Только так можно подойти к познанию истины. Но анализ - только начало процесса познания.

Синтез как метод познания состоит в том, что составные части изучаемого предмета, явления, свойства и отношения, расчленен­ные в ходе анализа, мысленно соединяются в единое целое (сис­тему или класс систем). Синтезирование есть процесс, раскры­вающий место и роль каждого элемента в системе, единство, взаимную связь и взаимную обусловленность, взаимодействие элементов целостной системы.

Противопоставлять и разделять анализ и синтез можно только логически, в целях обстоятельного раскрытия сущности и содер­жания обеих сторон этого противоречия. Реально они есть един­ство, обычно они переплетаются между собой (так же как причина и следствие).

Системный анализ и синтез - важнейший метод реализации системного подхода в исследовании.

Как метод исследования, системный анализ и синтез включает следующие элементы: цель исследования, альтернативы достиже­ния цели, ресурсы исследования, моделирование исследования, критерии.

Исходным пунктом системного анализа и синтеза является цель. Цель есть мысленный, идеальный образ, предвосхищающий результаты деятельности, конечный итог работы.

Для типологизации целей в виде т.н. дерева целей используют такие характеристики как их значимость (главная цель и подцели), развертываемость (вертикальная и горизонтальная), со-подчиненность (цели низшего уровня - средство для достижения целей высшего уровня).

Многовариантность достижения целей обозначается в системном анализе и синтезе как многообразие альтернатив.

Опираясь на эти правила, строят умозаключение - от ложнос­ти (неоптимальности) всех альтернатив, кроме одной, к истиннос­ти (оптимальности) этой альтернативы. Выбор альтер­натив предполагает как обязательное, непременное условие ис­пользование основных законов мышления традиционной и диа­лектической логики.

Историческо-логический метод познания имеет свою основу в

том, что каждый процесс, предмет, явление обладает своей исто­рией и логикой (объективной логикой). История предмета - конкретное его развитие во всем многообразии, последовательная смена различных состояний. В истории предмета представлено все многообразие сторон, теорий, отношений.

Объективная логика - это принципы, существенные закономерности развития, она исклю­чает частности, повороты, зигзаги развития, попятное движение. Изучение объекта может быть либо историческим, либо логичес­ким. Тот и другой подходы в конечном счете только в единстве выражают сущность и содержание предмета, процесс развития.

Индуктивный метод научного мышления или метод наведения. Он позволяют предсказывать и прогнозировать возможные изме­нения в этих процессах при тех или иных условиях; выявлять количественные границы меры, он позволяет осуществлять поиск и предсказывать количественные и другие зависимости.

Индукция как метод исследования наиболее полно реализуется системой статистических методов . Статистика как общественная наука изучает закономерности количественных отношений в непрерывной их связи с качественным содержанием.

Различают методы статистического наблюде­ния (отчетность, переписи, выборочные обследования, семейные бюджеты и т.п.) и методы обработки и анализа данных (группи­ровка, балансы, исчисление средних величин, исчисление индек­сов, графики и др.). Группировки охватывают вопросы классифи­кации, номенклатур, построения групповых и комбинационных таблиц).

Для обработки данных (в части измерения ошиб­ки выборки, анализа связи между факторами, оценки надежности результата) используются методы математической статистики и теории вероятностей (корреляционные исчисления, дисперсион­ный анализ и т.д.).

Дедуктивный метод - метод выведения по законам и правилам логики всех предложений, следствий, законов, гипотез, теорий.

Из некоторого конечного числа исходных истинных посылок получается множество логически необходимых следствий, что создает связанность, последовательность, строгость знания. Де­дуктивный метод используется различными науками.

Главные дедуктивные операции:

а) Вывод из данных теоретических положений различных

следствий (вычисления в математике).

б) Подыскание исходных теоретических положений, из

которых могут быть логически выведены данные следствия (доказательство истинности какого-либо положения,
гипотезы, теории).

Дедуктивный метод - единственный для построения теорий в логико-математических науках.

Математические методы познания есть одно из приложений дедуктивного метода.Современное развитие науки связано с всевозрастаю­щей ролью математических методов.

Среди математических методов выделяют:

а) метод формализации и б) аксиоматический метод.

Разные по конкретному содержа­нию мысли могут быть выражены в одной и той же логической форме умозаключений. Заменив символы понятиями, получаем новые по содержанию умозаключения.

Аксиоматический метод. Его суть состоит в том, что все поло­жения какой-либо теории выводятся дедуктивным путем из поло­жений, которые называются постулатами или аксиомами

(позволяет упорядочить рас­суждения, выяснить логические связи между понятиями и сужде­ниями, сделать изложение более стройным). В нематематических науках этот метод применяется ограниченно.

Традукция или Аналогия как метод исследования использует объективное единство разнокачественных явлений, общность за­конов, структуры, функционирования и развития ряда явлений и процессов. Как метод познания аналогия включает:

а) накопление знаний об отдельных сторонах изучаемого объекта;

б) системати­зацию этих знаний на основе наблюдения, эксперимента, изме­рения, описания;

в) уподобление изучаемой системы на основе сравнения свойств ее со свойствами других более полно изученных систем (аналогов);

г) установление необходимой и существенной связи между признаками уподобляемой системы и аналогов.

Аналогия как метод исследования является основой для моде­лирования.

Моделирование - это метод исследования объективно сущест­вующих предметов, процессов, явлений, основанный на исполь­зовании моделей.

Модель - система, с той или иной степенью сходства воспро-изводящая оригинал - исследуемую систему и поэтому позволяю­щая получать информацию об отражаемой системе (оригинале).

Два основных класса моделей:

а) материальные - средство и объект модельного

эксперимента;

б) мысленные - мысленные, идеальные конструкции, над
которыми осуществляются мысленные эксперименты.

Мысленная модель объекта познания строится на основе преж­де всего абстракции упрощения и абстракции идеализации.

Абстракция упрощения есть отвлечение от реальной сложности, многообразия внутренних и внешних связей и отношений и сохранение лишь основных, существенных связей.

Абстракция идеализации идет дальше. Она состоит в том, что свойства упрощенной абстракции доводятся до предела. В виде мысленной модели продукт идеализации вводится в науку. Моделирование - обязательное и непременное условие воз­можности разработки прогнозов, программ, планов.

Предвидение - метод теоретического мышления, опирающий­ся на объяснение, поскольку им открываются законы. Его сущ­ность определяется как предсказание, опирающееся на теории, законы того, что появится в будущем. Предвидение - не образ будущего, а проектирование, вообра­жение его.

Всякое предвидение харак­теризуется тремя моментами: новизной того, что предсказывается; обоснованностью законом ; подтверждаемостью в будущем .

Прогноз, программа, план имеют единую основу - это формы предвидения состояния управляемого объекта в некоторый период (момент) будущего.

Прогноз - это начальная ступень предвидения, начальный пункт исследования путей развития будущего (прогноз всегда локаль­но ограничен во времени; прогноз осуществим («если сохраняются тенденции», «если не будет экстремальных ситуаций» и т.п.).

Проект программы в отличие от прогноза: а) всегда проект управленческого решения; б) это единый комплекс решения ло­кальной проблемы, который имеет целевую направленность и

опирается на систему сбалансированных, увязанных мероприятий по ресурсам, срокам и исполнителям; в) программы всегда вклю­чают в себя в явной или неявной форме прогнозы, поскольку они связаны с развитием ведущего звена экономики, социальных отношений, научно-технического прогресса.

Проект плана - всегда проект управленческого решения. Это целенаправленная система мероприятий, опирающаяся на проек­ты программ, связанных с решением узловых вопросов данного периода, и систему прогнозов.

Объяснение - как метод исследования есть реализация логи­ческого компонента историко-логического метода.

Это заключительная стадия исследования в форме научной статьи, научного доклада, диссертации, монографии. В объяснении синтезируются законы науки, гипотезы, теоре­тические идеи, теории.

Арендный блок

Анализ - логический метод расчленения целого на отдельные элементы с рассмотрением каждого из них в отдельности.

Синтез - объединение всех данных, полученных в результате анализа. Синтез не простое суммирование результатов анализа. Его задача состоит в мысленном воспроизведении основных связей между элементами анализируемого целого

Методы анализа и синтеза предполагают изучение социально-экономических явлений как по частям - это анализ (от греческого analysis - разложение, расчленение), так и в целом - синтез (от греческого synthesis - соединение, сочетание, составление). Например, сопоставление показателей работы отдельных подразделений - это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей промышленности – синтез.

Анализ как метод познания представляет мысленное или практическое (материальное) расчленение целостного предмета на составляющие элементы (признаки, свойства, отношения) и их последующее исследование, реализуемое относительно независимо от целого. Анализ дает возможность выделить существенные и несущественные стороны и связи явления, определить каждое из качеств (свойств) с точки зрения значения и роли в рассматриваемом едином целом, таким образом отделить общее от единичного, необходимое от случайного, главное от второстепенного.

Анализ – лишь начало процесса познания, поскольку знание о предмете в целом не является простой суммой знаний об отдельных ее частях. Отдельные части в предмете взаимообусловлены, и пролить свет на эту взаимообусловленность дает противоположный анализу диалектический метод познания – синтез. При синтезе мысленно или практически соединяют ранее выделенные элементы (признаки, свойства, отношения) предмета в единое целое с учетом знания, полученного в процессе их исследования относительно независимо от целого.

Методы анализа и синтеза в научном исследовании являются взаимосвязанными. Глубина изучения объектов исследования с их помощью зависит от поставленных задач. В практике принято выделять два направления их использования: прямой (или эмпирический) и возвратный (или элементарно-теоретический). Первый вид применяется на стадии предварительного ознакомления с объектом исследования, а второй - как инструмент для формулирования новых научных положений или обобщения конечных результатов. Очевидно, что в первом случае представление об объекте получается поверхностным, а во втором – глубинным, проникающим в суть явлений и закономерностей. С помощью анализа устанавливаются новые истины, отыскиваются новые идеи, тогда как с помощью синтеза реализуется обоснование этих истин, идей.

На практике выделяют разновидность этого метода - структурно-генетического анализа и синтеза, позволяющего установить причинно-следственные связи между отдельными характеристиками объекта. Он используется при изучении сложных по составу объектов. Суть его состоит в том, что объект исследований расчленяется на отдельные элементы, выделяют главные из них, изучают их и устанавливают связи с другими менее значимыми.

Получение новых знаний, независимо от того, опытным или теоретическим путем оно осуществляется, невозможно без различных типов умозаключений.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Методы научного исследования

Принципы научной деятельности. Научное исследование, предмет исследования. Методология науки, Специфика развития. Основная задача методологии науки.

Несущая способность одиночных свай. Современные методы определения несущей способности. Работа куста свай.

Несущая способность одиночных свай. Современные методы определения несущей способности свай Статическое испытание Работа свай в кусте

Формы (источники права) это способы закрепления и выражения правовых норм, через которые право приобретает общеобязательный характер.

Назначение радиовысотомера

Радиовысотомер предназначен для определения высоты полета, находящихся в воздухе объектов и может использоваться как дальномер.

Теории макроэкономического равновесия

Основные макроэкономические школы. Понятие макроэкономического равновесия, его виды. Основные макроэкономические теории экономического равновесия

Социальные действия, поведение людей в обществе регулируются так же обычаями. Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике, вошедшее в привычку, в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей.

Анализ (от греч. analysis -- разложение, расчленение) -- в научном исследовании процедура мысленного разделения объекта (явления, процесса), свойства объекта (объектов) или отношения между объектами (явлениями, процессами) на части (признаки, свойства, отношения). Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин «анализ» часто служит синонимом исследования вообще.

Процедуры анализа входят составной частью в психолого-педагогическое исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от общего описания изучаемого объекта или от общего представления о нем к выявлению его строения, состава, свойств, признаков, функций. Так, анализируя процесс становления у воспитанника какого-либо качества, исследователь выделяет стадии этого процесса, «кризисные точки» в становлении воспитанника, а затем подробно исследует содержание каждой стадии. Но и на других этапах исследования анализ сохраняет свое значение, хотя здесь он выступает уже в единстве с другими методами. В методологии образования анализ рассматривается как один из важнейших методов получения нового психолого-педагогического знания.

Существует несколько видов анализа как метода научного познания .

  • * Один из них -- мысленное разделение целого на части . Такой анализ, выявляющий строение (структуру) целого, предполагает не только фиксацию частей, из которых состоит целое, но и установление отношений между частями. Так, некоторые свойства ситуации обучения могут быть распространены на воспитывающие ситуации.
  • * Возможен также анализ общих свойств предметов и отношений между предметами, когда свойство или отношение разделяют на его составляющие, которые поэтапно подвергаются дальнейшему анализу. Анализу может подвергнуться то, от чего ранее отвлеклись, и т.д. В результате анализа общих свойств и отношений понятия о них сводятся к более частным и простым. Таким образом формулируются, например, определения педагогических и психологических понятий.
  • * В науке используется также логический анализ . Логический анализ -- это уточнение логической формы (строения, структуры) рассуждения, осуществляемое средствами современной логики . Такое уточнение может касаться как рассуждений (логических выводов, доказательств, умозаключений и т.п.) и их составных частей (понятий, терминов, предложений), так и отдельных областей знания

Все виды анализа применяются как при получении нового знания, так и при систематическом изложении уже имеющихся научных результатов. Например, при изложении содержания какой-либо психолого-педагогической концепции в ней необходимо выделить философские основания, целевые установки, предлагаемые педагогические средства и т.д., что позволит выявить сущность данной концепции и отнести ее к той или иной образовательной парадигме.

Чтобы анализ действительно был целенаправленным, необходимо определить признак (или несколько признаков), на основании которого вычленяется та или иная часть исследуемого объекта педагогической реальности. Выделение таких признаков зависит главным образом от задач исследования. Так, стадии процесса выделяются, как правило, на основании качественных изменений, которые происходят в развитии того или иного свойства системы. В основе выделения функций образовательного феномена лежат способы его взаимодействия с педагогической и социокультурной средой. Структурные элементы феномена выделяются чаще всего на основании его функций.

Синтез (от греч. synthesis -- соединение, сочетание, составление) -- соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему). В этом значении синтез как метод научного исследования противоположен анализу, хотя в практике психолого-педагогического исследования неразрывно с ним связан.

Синтез как метод научного исследования имеет множество различных форм.

Во-первых, на единстве процессов анализа и синтеза основан процесс образования понятий.

Во-вторых, в теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий и концепций, являясь основой интеграции в психолого-педагогическом исследовании знания из разных научных дисциплин. Часто эти теории оказываются противоположными в определенных аспектах; корректное применение метода синтеза позволяет снять эти противоречия. Так, религиозная и светская образовательные парадигмы имеют много различий. Однако синтез знаний о духовном становлении человека, о способах приобретения им духовного опыта, заключенных в той и другой парадигмах, позволяет создать целостную теорию духовно-нравственного воспитания.

В-третьих, синтез применяется при теоретическом обобщении накопленных в ходе психолого-педагогического исследования эмпирических данных. На этом этапе исследования из разрозненных данных, полученных в результате использования эмпирических методов, необходимо составить единую картину, дающую целостное представление о том или ином объекте, явлении, процессе. В этом аспекте синтез выступает как средство выявления причинно-следственных связей, педагогических принципов как оснований деятельности педагога и пр.

В-четвертых, синтез может рассматриваться как метод восхождения от абстрактного к конкретному: получаемое в результате проведенного исследования конкретное знание об образовательном феномене -- это результат синтеза, объединения его многообразных абстрактных определений, полученных в результате анализа. Такое объединение не является механическим. Здесь важна не простая сумма частей, а смысловые связи между ними. Поскольку всякое целостное знание представляет собой систему, то при синтезировании отдельных аспектов рассмотрения предмета возникает феномен, наделенный принципиально иными смыслами и обладающий новыми по сравнению с составляющими его частями качествами.

Анализ и синтез -- это не изолированные друг от друга самостоятельные этапы научного исследования. На каждой его стадии они осуществляются в единстве, отражают связь частей и целого и не могут плодотворно применяться один без другого .

Так, при анализе мы выделяем в предмете те свойства, которые делают его частью целого, основываясь при этом на синтетическом, хотя бы самом общем предварительном представлении о целом, а при синтезе осознаем целое как состоящее из частей, определенным образом связанных между собой. Благодаря этому в ходе научного исследования синтез осуществляется через анализ, а анализ -- через синтез. Анализ и синтез тесно связаны с другими методами психолого-педагогического исследования: абстрагированием, обобщением, классификацией и др.

Одним из наиболее распространенных методов познания является анализ. В XIX веке этот метод вообще отождествлялся с наукой. Очевидно, по этой причине и в настоящее время анализ является доминирующим методом познания. И, дополняя аналитические процедуры синтезом, обычно об этом не говорят и не пишут. Чаше всего в обосновании управленческих решений с использованием результатов анализа употребляют только термин «анализ», хотя само решение есть не что иное, как синтез результатов анализа. Так что же такое анализ, и что же такое синтез, и почему анализ должен непременно дополняться синтезом?

В общем и целом анализ предполагает подразделение целого на части и подробное изучение (количественное и качественное) этих частей. Сам по себе анализ без последующего обобщения его результатов не имеет никакой практической значимости. Любой анализ составляющих целое частей производится для получения посредством обобщения нового знания о целом на более точной и подробной информации о составляющих его частях. Такое обобщение аналитической информации, превращение ее в новое знание о целом называется синтезом. О логической связи анализа и синтеза в познавательном процессе довольно полно и емко написал в своей книге И.П. Суслов (Отступление 3.10).

Отступление 3.10. Анализ и синтез: логическая взаимообусловленность применения в процессе познания

Если входе анализа исследование идет от единичного, эмпирически конкретного к всеобщему, то в процессе синтеза оно развертывается от всеобщего к теоретически познанному, структурно расчлененному конкретному. В результате синтеза познаваемое явление предстает как единое целое, объясненное из его «порождающей основы», внутреннего закона... Анализ и синтез составляют единство противоположностей, две стороны единого познавательного процесса, поэтому недопустим их разрыв... В принципе любой познавательный акт представляет собой одновременно и анализ, и синтез. Например, вывод стоимости денег, т.е. переход от более абстрактной категории к менее абстрактной, представляет собой не только синтез, но и анализ, так как при этом исследователь привлекает эмпирические данные о товарных отношениях, показывающих формирование денег и научного понятия о них... Применительно к исследованию можно говорить об отдельных этапах и периодах аналитической и синтетической работы. Скажем, исследование крупной экономической проблемы осуществляется по частям в отдельных подразделениях... института... Результаты такой аналитической работы затем синтезируются. На каждом этапе исследования может выдвигаться на первый план или анализ, или синтез. Анализ готовит «работу» для синтеза, синтез помогает анализу глубже проникнуть в сущность явлений. Весь процесс экономического исследования можно условно изобразить в виде цепи, где за звеном анализа следует звено синтеза, затем - более сложные анализ и синтез и т.д.

Источник: Суслов И.П. Методология экономического исследования. М. : Экономика, 1983. С. 174-179.

Согласно утверждениям И.П. Суслова, в решении любой конкретной исследовательской задачи процесс познания должен представлять собой не просто форму цельной однонаправленной последовательности методов сбора данных и производства новых знаний, но и некий механизм, позволяющий осуществлять возврат к применению уже примененных методов, но на другой, более богатой по содержанию основе. Таким образом, забегая вперед, можно отметить, что методология каждого конкретного исследования должна выстраиваться на принципах системного подхода, важнейшим из которых является обратная связь.

Анализ и синтез всегда должны применяться вместе, и синтез должен дополнять анализ. На деле так и есть. Только об этом обычно не упоминают. Можно привести пару примеров не из экономики. Так, пациент сдает кровь на анализ. Затем он приходит к врачу, который, ориентируясь на количественные показатели составляющих крови, синтезирует результаты анализа в диагноз (однако никто не говорит, что пациента направили сдавать кровь на синтез; все говорят - он пошел сдавать кровь на анализ). Точно так же можно сказать и про работу метеорологических служб страны. Многочисленные метеостанции, а также метеоспутники собирают огромный объем данных о состоянии атмосферы, облачности, направлении и силе ветра, осадках и т.п., которые в качестве данных стекаются в Гидрометеоцентр страны, где обрабатываются, формируясь в мощные информационные массивы, с тем чтобы быть подвергнутыми глубокому анализу. И все это делается только для того, чтобы результаты анализа синтезировались в прогнозы в целом по стране и по ее районам. Именно таким образом анализ и синтез применяются во всех отраслях науки. Экономика здесь не является исключением. Прав А. Маршалл: методы познания едины для всех наук (см. Отступление 3.3), но их применение обусловливается содержанием каждой конкретной отрасли знаний.

Что касается экономики, то, как и в других отраслях науки (см. выше примеры из медицины, метеорологии), рассуждения об анализе рассматриваются как бы отдельно, не в связи с синтезом. Это однозначно следует из содержания учебной литературы и хозяйственной практики. Так, в высшей школе испокон веков преподается учебный курс «Анализ хозяйственной деятельности». Издано и издается огромное количество учебников и учебных пособий, которые так и называются «Анализ хозяйственной деятельности» или «Экономический анализ хозяйственной деятельности»; есть учебники с названием «Анализ рынка» или как-нибудь по-иному, но с непременным употреблением только слова «анализ». О синтезе же - ни в названии, ни в содержании этой обширной учебной литературы - ни слова. В связи с этим может возникнуть предположение, что синтез как метод познания в высшей экономической школе не изучается вовсе; изучается только один анализ.

Однако это не так. Синтезу как в практике хозяйствования, так и в учебном процессе уделяется не меньше внимания, чем анализу, только без употребления слова «синтез». В экономической практике - так же как в медицине и в метеорологии, где синтез применяется, но речь ведут о диагнозе, прогнозе погоды - синтез на основе результатов анализа хозяйственной деятельности или анализа рынка используется в разработке предложений по развитию предприятий, регионов, страны в форме целей, стратегий, планов, программ и других управленческих решений. В учебном процессе процедуры синтеза излагаются в обширной литературе по разработке и обоснованию управленческих решений, планов, проектов, программ, целей, стратегий и т.п. В этих учебных изданиях всегда делается оговорка о том, что любое такое решение имеет в своей основе анализ, но никогда не говорится о том, что здесь задействован и такой метод познания, как синтез. Хотя так было не всегда. Например, при определении понятия «Научная организация труда» (НОТ), сформулированном в начале 1920-х гг., термин «анализ» употребляется совместно с термином «синтез» (Отступление 3.11).

Отступление 3.11. Анализ и синтез: две стороны единого познавательного процесса

Под научной организацией труда надлежит понимать организацию, основанную на тщательном изучении производственного процесса со всеми сопровождающими его условиями и факторами. Основным методом при этом является измерение с натуры затрат времени, материалов и механической работы, анализ всех полученных данных и синтез, дающий стройный, наиболее выгодный план производства.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх