Тест по истории реформы сперанского. Тест: Сперанский М М и его реформы. Государственный совет был создан

Задание № 1.

Перечислите основные вехи политической биографии М.М. Сперанского в 1801-1812 гг. Чем вы можете объяснить успех его политической карьеры?

1801 - статс-секретарь при госсекретаре, 1802 - статс-секретарь при министре внутренних дел Кочубее, 1807 - статс-секретарь Александра I, 1808 - товарищ министра юстиции и главный советник Александра I в государственных делах, 1810 - государственный секретарь (председатель учрежденного Госсовета), 1812 - ссылка.
Выдающиеся способности, умноженные на умение разбираться в человеческих характерах и нравиться людям. Все это способствовало расположению к нему влиятельных особ (Куракин, Кочубей).

Задание № 2.

Подготовьте доклад на тему «Реформы М. М. Сперанского» Составьте развернутый план доклада.

План доклада: 1) Причины возвышения Сперанского, 2) Причины необходимости реформ по мнению Сперанского, 3) Основные положения проекта реформы, 4) Характер реформ, 5) Фактические результаты реформы, 6) Причины неудачи реформ, 7) Значение реформаторской деятельности Сперанского.

Задание № 3.

Укажите главную, с вашей точки зрения, черту проекта политических реформ Сперанского. В чем состояло ее особое значение для России?

Не затрагивая основ самодержавно-феодального строя, осторожно провести умеренные реформы, которые смягчили бы острые социальные противоречия в обществе. Значение реформ состояло в том, что многие идеи Сперанского послужили основой будущих реформаторских преобразований.

Задание № 4.

Заполните таблицу «Политические реформы М. М. Сперанского».

Основные положения

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Осуществить разделение влас-тей на законодательную, испол-нительную и судебную
- Создать систему представитель-ских учреждений
- Определить порядок, функции и ответственность органов ис-полнительной власти
- Выборность судебной власти на местах
- Разделение на три сословия всего населения России и наде-ление его определенными для каждого сословия правами
- Монарх сохранял верховную власть

Децентрализация власти
- Стремление поставить испол-нительную власть под контроль выборных органов
- Предоставление гражданских прав всему населению
- Привлечение к управлению страной более широких слоев на-селения за счет системы выборов

Политические права получали только два первых сословия на основе имущественного ценза и личной свободы
- Ограничивались возможности Государственной думы в законо-дательной сфере и в области кон-троля за исполнительной властью
- Фактическое сохранение само-державия в его правах и возмож-ностях
- Не рассматривался вопрос отме-ны крепостного права
- Основная масса населения оста-валась бесправной

Задание № 5.

Какими функциями, согласно проекту М. М. Сперанского, должны были обладать:

Сенат - состоит из двух частей - Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения). Члены Сената пожизненно должны были избираться Думой и утверждаться императором.
Государственная Дума - выборный высший законодательный орган страны. Без согласия Думы монарх не имел права издавать законы, но мог всегда рас-пустить Думу.
Государственный совет - совещательный орган при императоре, как связующее звено между монархом и законодательными, исполнительными, судебными органами империи. Члены совета назначались императором и несли ответственность только перед ним.
Министерства - орган исполнительной власти со строго определенными функциями и порядком. Министры назначались императором и должны были нести ответственность перед Государственной Думой.

Задание № 6.

Выберите правильный ответ.
По замыслу М. М. Сперанского Россия должна была стать:

а) самодержавной монархией; в) парламентской монархией;
б) конституционной монархией; г) республикой.

Задание № 7.

На основе материала учебника составьте схему высших органов государственной власти России и их взаимодействия по проекту Сперанского.


Задание № 8.

Заполните таблицу «Причины и последствия отставки М. М. Сперанского».

Причины

Последствия

* Реформы затрагивали интересы высших слоев населения
* Либеральный характер реформ
* Недовольство консервативно настроенных слоев дворянства и чиновничества
* Личность самого Сперанского («попович»)
* Симпатии Сперанского к государственному уст-ройству Франции в условиях обострения отноше-ний двух стран
* Интриги двора
* Нерешительность Александра I

* Не была доведена до конца административная реформа, что сказалось на качестве и эффектив-ности аппарата управления
* Не были проведены политические реформы, что оставило нерешенными все противоречия общес-тва
* Не были проведены экономические реформы (бюджет, налоги)
* Откат России к консерватизму и отказ от курса реформаторства

Задание № 9.

Заполните таблицу «Функции министерств».

Название министерства

Функции

Военное министерство

Вопросы руководства, организации, устройства, снабжения, вооружения всех сухопутных вооруженных сил

Морское министерство

Вопросы руководства, организации, устройства, снабжения, воору-жения, строительства военно-морских сил

Министерство иностранных дел

Все международные отношения государства и связанные с этим «места и лица», дворцовый церемониал

Министерство юстиции

Управление судебными учреждениями и вопросы судопроизводства

Министерство внутренних дел

Промышленность, сельское хозяйство, городское и земское хозяйст-во, медицина, гражданское строительство, перепись населения и статистика

Министерство финансов

Доходное имущество, горное дело, все налоги, повинности и сборы, государственный бюджет, государственные кредиты и займы, кре-дитные учреждения (банки)

Министерство народного просвещения

Управление учебными заведениями, Академией наук, науч ными учреждениями, музеями и ведало цензурой

Министерство коммерции

Внешняя и внутренняя торговля, таможня, коммуникации

Вернуть авторитет, утраченный после Тильзита, Александр I решил с помощью нового витка реформаторской деятельности. С охлаждением царя к членам Негласного комитета возникла потребность в новых лицах, которые, однако, должны были продолжить прежнее направление реформ. Император быстро нашел человека, который отвечал этим требованиям. Им стал М. М. Сперанский.

Происходил из семьи бедного сельского священника. После окончания Санкт-Петербургской Духовной академии он некоторое время работал учителем, а затем секретарем у князя А. Б. Куракина - любимца Павла I.

Когда князь был назначен генерал-прокурором Сената, Сперанский стал работать чиновником в Сенате при Куракине. В короткий срок он зарекомендовал себя поистине незаменимым и очень способным человеком. В начале правления Александра I он оказался в числе главных действующих лиц правительства, хотя и не занимал первоначально крупных государственных постов.

Члены Негласного комитета привлекали Сперанского к обобщению материалов своих обсуждений, а затем стали поручать ему составление проектов по заданным ими темам. В 1803-1807 гг. Сперанский имел уже пост директора одного из департаментов Министерства иностранных дел. Он был наиболее близок к В. П. Кочубею - всесильному министру внутренних дел. В период болезни министра Сперанскому было поручено вместо него лично докладывать императору о положении дел. Эти доклады показали Александру, что Сперанский - тот человек, который ему нужен. Кроме того, в отличие от ближайшего окружения царя, Сперанский не выступал против Тильзитского мира, симпатизируя в душе законам, установленным во Франции Наполеоном.

Началось восхождение Сперанского к вершинам государственной власти. С 1807 г. он статс-секретарь императора, а с 1808 г. - заместитель министра юстиции, который одновременно являлся и генерал-прокурором Сената.

Проект политической реформы: замыслы и результаты

Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Он ставил вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии и предотвращении таким образом для России «французского революционного кошмара». Однако лишь после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления. Такой проект был готов к октябрю 1809 г. Им стало «Введение к уложению государственных законов», в котором содержались следующие положения:

    Управление государством должно осуществляться на основе разделения властей: законодательная власть принадлежит новому выборному учреждению - Государственной думе; исполнительную власть осуществляют министерства; судебная власть принадлежит Сенату;

    Еще один новый орган - Государственный совет - должен был стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу;

    Устанавливались три основных сословия российского общества: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне), 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);

    Политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий; однако третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие; первое сословие сохраняло и особые права (покупать имения с крепостными и т. п.);

    Избирательное право получали лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом (т. е. представители первых двух сословий);

    Выборы в Государственную думу предполагались четырехступенчатыми (вначале проходили выборы в волостные думы, затем депутаты этих органов избирали членов окружных дум, те, в свою очередь, - депутатов губернских дум. И лишь губернские думы выбирали депутатов Государственной думы);

    Руководить работой Думы должен был назначаемый царем канцлер.

Осуществление проекта Сперанского должно было стать важным шагом на пути реформ. Этот план со временем получил бы развитие в других преобразованиях. Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти царя и ликвидации крепостного права.

Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы.

1 января 1810 г. был обнародован манифест о создании Государственного совета. Его главной задачей было наведение порядка в подготовке и принятии законов. Все их проекты теперь должны были рассматриваться только через Государственный совет. Совет оценивал не только содержание законов, но и саму необходимость их принятия. В его задачи входило также «разъяснение» смысла законов, принятие мер к их исполнению. Кроме того, члены Совета должны были рассматривать отчеты министерств и вносить предложения по распределению государственных доходов и расходов.

Государственный совет был призван стать не законодательным, а законосовещательным органом при императоре, орудием его законодательной власти.

В 1811 г. Сперанский подготовил проект «Уложения Правительствующего сената», которое должно было стать следующим шагом на пути политической реформы. Исходя из идеи разделения властей, он предлагал разделить Сенат на Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения). Этот проект, однако, не был осуществлен.

Проведенные в 1810 - 1811 гг. преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чиновников и большинства дворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца.

▫ На мнение - имеет. На высказывать гадости - выходит, тоже. Увы. И то: разве ж высказанное этим деятелем (уж не знаю, с каких таких дум и по какой при чине... жара? настолько увлёкся учением? иное?) оскорбительно? Это же не с айфоном зайти куда, поснимать! И не станцевать под песенку. Глупую, правда, песенку. Вот зайти с айфоном и под песенку когда - вот то настоящее оскорбление! На школьном сайте проглядывается называние заслужившего - заслуженными эпитетами... ========================= А ещё есть понятия `честь` и `совесть`. Наряду с понятиями `Да класть я хотел!`, к сожалению. ... Коллеги этого `докладчика` прокомментировали. Привожу мой уже комментарий - к их комментарию: - епископ Стефан призвал `спокойнее относиться` к высказываниям главы Белгородской епархии и не рассматривать их `в контексте того, что владыка Иоанн кого-то там осуждает или привносит что-то такое в религиозное осмысление событий, что является каким-то новшеством`. ================= Итишкин же ты кот, а! ПРИВНОСИТ! И не `что-то такое`, а... А сдуреть что он привносит. И именно в религиозное - да! - осмысление событий. Но вы, дескать, того... Спокойней относитесь. Не рассматривайте. Ибо сказал этот сказун хоть и так, да вот ни разу не так! (Почему? А потому! Но как же так... А вот так!). ... Расслабтесь, типа. Поедайте свой попкорн. Спокойней, граждане, что за треволнения. ========================== Ладно хоть не сказал `А ну цыть тут у меня, рты, вишь, пораскрывали!`... Вот вообще - совесть есть?! Стыд - есть?!
▫ Пушкин так Радищева чихвостил, особенно касательно слога и содержания, что после его выпадов Радищева страшно даже открывать. Вот и не стала министр читать ересь всякую, ну а потом немного ошиблась. Но в целом же попала правильно. Не ревизора же она назвала. :):) Но, почему она не сказала, что школы сами выбирают программы для изучения, так как теперь важны универсальные знания, целостное понимание, бла-бла...Ведь это мог быть `заказ` конкурентов...., а время эфира ограничено, она могла бы до бесконечности `уходить от темы`. В этом она ступила.. Вот когда какую-то министершу про снилс спрашивали, она такого лазаря напела, договорились до того, что это вовсе не православие против, вовсе не Патриарх 2013 году выступал с трибуны, а какие-то ортодоксы и секты против снилса, а православие За....и ничего не изменилось....
▫ Каждый имеет право на свое мнение! Мой родной дядя в 18 лет погиб под Тверью, был крещен. И два брата бабушки погибли в 20 - 24 года, оба крещеные... Статистики нет и не может быть - сколько было крещеных, а сколько нет... Но и обзываться не делает чести здесь присутствующим. Низкий уровень воспитания, к сожалению, проглядывается и на школьном сайте...Эх, педагоги!

Тест по истории России Реформаторская деятельность М.М. Сперанского для учащихся 8 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 6 заданий.

1 вариант

1. Кто из перечисленных исторических деятелей подверг критике реформы начала царствования Александра I и деятельность М.М. Сперанского в записке «О древней и новой России»?

1) А.Н. Радищев
2) Н.М. Карамзин
3) М.М. Щербатов
4) Н.И. Новиков

2. Как назывался законосовещательный орган Российской им­перии, созданный по предложению М.М. Сперанского в 1810г.?

1) Совет министров
2) Правительствующий Сенат
3) Государственная дума
4) Государственный совет

3. План государственных преобразований, разработанный М.М. Сперанским в 1809 г., предусматривал создание

1) коллегий как центральных государственных учреждений
2) Государственной думы как органа законодательной власти
3) Верховного тайного совета как высшего органа управ­ления
4) Тайной канцелярии как органа по борьбе с политиче­скими преступлениями

4. Какое изменение в социальной системе Российской импе­рии предусматривалось планом государственных преобра­зований, разработанным М.М. Сперанским в 1809 г.?

1) ликвидация дворянства как особой привилегированной социальной группы
2) создание группы приписных крестьян
3) установление полного равноправия представителей раз­ных сословий
4) объединение купцов, мещан и государственных крестьян в группу «среднее состояние»

5. Что было одной из причин отставки и ссылки М.М. Сперан­ского в марте 1812 г.?

1) протест М.М. Сперанского против Тильзитского догово­ра и союза с Наполеоном
2) разработка М.М. Сперанским конституционного проек­та без ведома и разрешения императора Александра I
3) недовольство деятельностью М.М. Сперанского со сто­роны консервативной части дворянства
4) участие М.М. Сперанского в убийстве Павла I

6. Назовите не менее двух основных целей, которые ставил в своем проекте государственных преобразований М.М. Сперанский.

2 вариант

1. План государственных преобразований, разработанный М.М. Сперанским в царствование Александра I, преду­сматривал

1) установление федеративного устройства России
2) переход к республиканской форме правления
3) возвращение к коллегиальной форме центрального управления
4) реализацию принципа разделения властей

2. Что было одним из результатов деятельности М.М. Сперанского в царствование Александра I?

1) переход России к конституционной монархии
2) отмена крепостного права в России
3) совершенствование существующего порядка управления
4) ликвидация сословной организации российского общества

3. Как назывался разработанный М.М. Сперанским документ, содержавший план государственных преобразований в России?

1) «Уставная грамота Российской империи»
2) «Введение к уложению государственных законов»
3) «Записка о древней и новой России»
4) «Генеральный регламент»

4. Какой орган власти по проекту М.М. Сперанского должен был стать высшей судебной инстанцией?

1) Министерство юстиции
2) Непременный совет
3) Комитет министров
4) Сенат

5. Какое положение соответствует социальной системе, создание которой было предусмотрено планом государствен­ных преобразований М.М. Сперанского?

1) предоставление политических прав только первым двум сословиям
2) установление запрета на переход из сословия в сосло­вие
3) объединение государственных и крепостных крестьян в одно сословие
4) предоставление равных политических прав всем сосло­виям

6. Назовите не менее двух причин отставки и ссылки М.М. Сперанского.

Ответы на тест по истории России Реформаторская деятельность Сперанского
1 вариант
1-2
2-4
3-2
4-4
5-3
2 вариант
1-4
2-3
3-2
4-4
5-1



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх