Традиционная архитектура японии. Филиалы банка Sugamo Shinkin Bank в Токио. Влияние китайской культуры на архитектуру Японии

Япония – страна величественных замков, неприступных крепостей, великолепных монастырей и сказочных дворцов.

Архитектура Японии – это что-то особенное, уникальное и необычное. Особенность архитектуры Японии заключается в интересной форме крыш, имеющих характерные загнутые края. Известно, что эта особенность свойственна только Японии.

Во времена средневековья, в Японии строились величественные замки, с примыкающими к ним могучими башнями. Такие замки окружали толстой неприступной стеной. Они были выполнены в архитектурном японском стиле – ямадзиро. В настоящее время, построек ямадзиро почти не сохранилось. В те далекие времена все замки возводились из дерева, поэтому многие из них просто сгорели.

Немногим позже появилась архитектурная техника – хирадзиро. По своей сути хирадзиро сильно походила на ямадзиро. Отличие состояло лишь в том, что сооружения хирадзиро возводились на возвышенностях и холмах, а здания ямадзиро строились исключительно на равнинной местности. Стены при технике хирадзиро строились из прочного камня, поэтому такие постройки разрушить было довольно сложно. Кроме того, они служили защитой от вражеских набегов.

Обычно, в центре холма возвышался огромный замок, больше напоминающий оборонительную крепость. Центр замка венчала высокая главная башня. Японцы называли ее тэнсю. Эта башня была самой высокой. Несколько башен замка соединялись между собой специальными узкими переходами, тем самым превращая комплекс из нескольких построек в единое целое.

С течением времени японцы научились производству шифера. Им стали покрывать крыши многочисленных зданий. Шифер имел разные расцветки – это были яркие сочные оттенки и спокойные пастельные тона. Чаще всего крыши покрывали шифером красного цвета с золотистыми краями.

В период Эдо – архитектурная техника хирадзиро использовалась для постройки оборонительных крепостей. Стоит отметить, что многие современные японские здания были построены в стиле хирадзиро. А те многие, что строились в средние века, сохранились до сих пор.

Первые японские поселения появились в 10 веке до нашей эры. Эти поселения состояли из небольших землянок. Их крыши были покрыты ветками деревьев. В 3 веке до нашей эры стали появляться первые дома с приподнятыми полами и двухскатными крышами. В таких домах обычно проживали знатные японские вожди.

В 6 тысячелетии в Японии стали строиться огромные усыпальницы могучих японских правителей (кофун).

Древнейшими средневековыми памятниками архитектурного японского творения являются религиозные буддийские и синтоистские здания – величественные храмы, красивые монастыри и уникальные святилища.

Например, святилище Исэ дзингу, является примером древней архитектуры Японии. Это красивое сооружение с высоким фундаментом. По бокам можно увидеть две античные колонны, подпирающие крышу святилища. Крыша украшена декоративным рисунком.

Древние храмовые сооружения Японии отличаются невзрачностью красок и украшений. Часто для строительства храмов использовалось неокрашенное дерево. Даже в те времена, когда многие страны стали использовать в строительстве зданий камень, японцы продолжали возводить деревянные крепости и монастыри. Они считали, что в таком сооружении будет легче перенести жару.

Самым большим деревянным буддистским храмом в мире является знаменитый комплекс Тодайдзи. Внутренний зал поражает своими масштабами. В самом центре этого зала восседает на троне знаменитая бронзовая статуя Будды.

Самыми распространенными стилями японской архитектуры являются – сеин и синдэн. Синдэн отличается огромными усадьбами, в центре которых расположен главный зал. Сеин – в переводе с японского языка – студия, библиотека. В стиле сеин были построены такие сооружения, как зал Гинкакудзи – Тогудо в городе Киото.

Ярким примером японской архитектуры являются уютные чайные домики. Все они выполнены в стиле сукия. В этом же стиле японцы возводили императорские дворцы и замки. Пример тому – великолепный дворец Кацура. Важным аспектом японской архитектуры является объединение построек с окружающей его природой, например, с садом.

Простые крестьянские жилища возводились в достаточно простом архитектурном стиле – минка. Дома строились преимущественно из дерева. Даже стены, крыша и потолок жилища были деревянными. Из камня возводили только фундамент.

После того как Япония открыла свои границы для иностранцев, в стране стали строиться целые европейские кварталы. К ним присоединились и русские здания. Это были каменные или кирпичные сооружения. А некоторые здания имели современные железобетонные перекрытия.

Современная архитектура Японии не выдерживает никакой критики. Новые технологии позволяют построить здание из современных высокопрочных материалов. А красоту внутреннего японского интерьера передать словами просто невозможно.

Япония находится в восточном направлении от Китая и Кореи, она расположена на бесчисленном количестве мелких и четырех больших островах. Существует легенда, что цепочка островов появилась благодаря каплям, упавшим в океан с копья бога. Первыми жителями островов являлись переселенцы из Азии. Они смогли выжить в неблагоприятных условиях из-за умения разводить скот и выращивать рис. Им приходилось отбивать атаки местных племен, но со временем они заселили все большие острова на архипелаге. На уклад жизни японцев, культуру и историю издревле значительное влияние оказывали Китай и Корея. Интересные особенности средневековой Японии будут рассмотрены далее.

Исторические сведения

Как рассказывает история средневековой Японии, самые первые упоминания о правителях страны относятся к VII веку до н. э. Хотя ученые утверждают, что первое государство возникло здесь только в III-IV веке на территории племени ямато. Вожди ямато за последующие три столетия смогли завоевать племена, проживающие на островах Хонсю и Кусю, также известны их атаки на земли Кореи.

Местные жители до сих пор уверены в божественном происхождении императорской династии. По легенде, богиня солнца вручила знаки власти первому императору. Хотя правитель пользуется безграничным почтением, но реальной власти почти никогда не имел.

Как рассказывает история, средневековая Япония всегда управлялась представителями нескольких самых богатых и уважаемых семей, передававших власть из поколения в поколение. С 645 года сторонники императора устроили переворот, в результате которого был устранен от правления род Сога. Такой шаг должен быть укрепить государственную власть, чтобы все жители подчинялись одним законам, а местные власти безоговорочно исполняли приказания императора.

Страна в Средневековье

Страна всегда развивалась обособленно, ведь располагалась на периферии остального мира. Ученые считают, что становление Японии отдельно от китайской цивилизации началось около 100-400 годов, поэтому культуру средневековой Японии можно отнести к островной форме культуры Китая. Японцы переняли многое от китайской цивилизации - религию, письменность, буддизм, ритуалы, искусство, церемонии. Уже немного позже японская цивилизация стала отличаться. Она настолько органично смогла сочетать традиции Китая со своими приобретениями, что становится отдельной самобытной культурой.

Правители средневековой Японии

В 8 веке реальными правителями стали представители рода Фудзивара, которые превратили императорские семьи в заложников в собственных дворцах. До истечения 12 столетия былая власть монархов идет на убыль. Появляется альтернативное самурайское правительство - сегунат в Камакуре. В 1221 году дворцовая аристократия полностью разгромлена в антисегунском восстании, а император превращается исключительно в распорядителя церемоний и ритуалов. Чтобы содержать пышный монарший двор, ведется продажа почетных должностей всем желающим самураям.

После падения сегуната император Го-Дайго проводит реставрацию Кэмму с целью вернуть государственную модель 9 века, но она вызвала социально-политический кризис. Императорский дом распался на две династии: Северную и Южную. Только через 30 лет единство дома было восстановлено стараниями самурайского сегуната Муромати, но монархи потеряли власть над страной. Трагические события повлекли за собой упадок императорского дома. В течение нескольких веков не проводилась церемония Императорского сбора урожая и не назначался наследник - Великий сын императора. Только с приходом к власти в 18 веке сегуната Токугава восстановлены императорские ритуалы и церемонии.

Религиозные предпочтения

В средневековой Японии происходит смешение нескольких религиозных течений. Наиболее всего выражен синтоизм или «путь богов». Большинство населения свято веровали в мифы, поэтому всему приписывали божественные истоки. Духи неба считались предками монархов, а простые жители происходили от духов более низкого происхождения. В синтоизме поклоняются духам предков, а после смерти готовятся сами превратиться в духов. Бестелесные сущности вездесущи, они невидимо изменяют течение жизни, способны влиять на происходящие события. Благодаря синтоизму проявляется еще одна отличительная черта японцев - любовь к гармонии природы.

Из Китая в Японию пришел буддизм. Придворная знать первая решила примкнуть к этому новомодному учению. Философское учение должно было сплотить страну и поддержать авторитет центральной власти. Религия в средневековой Японии вошла в кодекс чести самураев: дисциплинированность, хладнокровность, отрешенность и самоконтроль. Стали появляться буддийские монастыри, готовящие настоящих бесстрастных воинов. С буддизмом японцы позаимствовали иероглифическую письменность, которая нужна при переписывании священных буддийских наставлений.

В стране мирно уживались две религии, в некоторых случаях они переплетались между собой. Население могло одновременно следовать принципам предписаний синтоизма и буддизма, которые не шли между собой в диссонанс. Государственной религией в средневековой Японии считается буддизм, но в качестве национальной религии одновременно проявляется и синтоизм. От буддизма в 12 веке отделяется отдельная ветвь - конфуцианство. По новой идеологии, дети не только должны подчиняться решению родителей, но и безоговорочно их любить.

Концепция права

Известна самая первая конституция Сётоку-тайси, относящаяся к ранней эпохе Тайка 604 года. Концепция права в то время слабо очерчена, можно сказать разве что о нормах наказаний, обозначенных понятиями кары или божьего гнева. Нужно было следовать определенным нормам поведения, называемых гири. В стране существовало несколько гири: отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены. Также выделялись гири, не связанные с семейными отношениями, то есть между торговцами и покупателями, хозяина и подчиненного и подобное. Им следовали как неписанным законам, с учетом осуждения в случае плохого или некорректного отношения к близким людям или подчиненным.

Собственное обычное право (букэ-хо) было обозначено в военной касте (букэ или самураи). Внутри военного сообщества существовал свой кодекс правил, основанный на исключительной верности подчиненного своему сюзерену. Если последний проявлял излишнюю жестокость, то вассал не имел никаких прав на защиту, всецело зависел от воли своего господина. Немного позже против произвола сюзеренов составили специальный Сборник обычаев военной касты, в котором указывались нормы уголовного права и кодекс чести для военных.

В средневековой Японии право предписывало только одно - подчинение низших слоев населения вышестоящим по иерархии господам. В государстве для каждой социальной группы существовали четко обозначенные функции, уточнение обязанностей описывалось в сборниках рицу-рё. Термином "рицу" указывались репрессивные нормы, а термином "рё" - административно-применительные.

Экономика

В 17 веке военачальнику Токугаве Иэясу удалось сформировать династию сёгунов. Хотя император считался главой страны, династия сёгунов управляла всеми сферами деятельности Японии. Возникла необходимость создания своей денежной единицы. Только от риса зависела экономика средневековой Японии. В качестве стандартной единицы измерения считалось такое количество риса, которое человеку нужно для питания в течение одного года. Налоги тоже платились рисом. С середины 16 века в страну часто стали приезжать португальцы, предпочитающие вместо риса рассчитываться золотыми монетами. Местные феодалы тоже ощутили преимущества драгоценных металлов. Токугава продолжил дело своего предшественника Тоетоми Хидэёси, который прибрал к рукам большую часть золота и серебра страны. Так и появилась золотая монета обан, но ее не использовали для оплаты сделок, а дарили или награждали.

Японская знать стремилась привязать крестьян к земельному наделу. Крупные землевладельцы пытались решить проблему, как усмирить восстание крестьян или вернуть сбежавших подчиненных назад. Появляются специальные отряды обученных воинов, которые с течением времени образовали свою замкнутую общину самураев. Стал соблюдаться кодекс чести воинов, или бусидо, который основывался на идеи верности господину. Воин обязывался ценой жизни защищать своего господина, а в случае бесчестья совершить ритуальное самоубийство, или харакири.

Политический уклад

С 12 века укрепилась феодальная иерархия. Ввиду феодальной раздробленности страна пребывает в состоянии постоянных междоусобных разборок. Даже после установления верховной власти сёгунов стычки между мелкими феодалами не прекращаются. Среди таких условий создается мировоззрение самурая, готового принести себя в жертву своему сюзерену. Самурай становится образчиком мужества, чести и верности.

После появления больших феодальных хозяйств начинается образование и рост городов. Около замка властителя начинал строиться город, где преобладало торговое и ремесленное население. На смену частным землевладениям приходят крупные латифундии.

Культура средневековой Японии

В зрелом Средневековье начинают строиться новые города, укрепляются связи с Китаем, развиваются ремесла и расширяется торговля. Появляются совершенно другие эстетические предпочтения, основанные на народных мотивах. Япония постепенно приобретает самобытные черты, переходит на другой уровень развития. В художественной культуре средневековой Японии акцент делается на человеческое восприятие мира, драматическую подоплеку совершаемых поступков. Стали появляться драматические произведения для постановок в театре. В живописи и скульптуре в самостоятельный жанр выделяется пейзаж и портрет. На изобразительное искусство средневековой Японии влияют суровые будни эпохи, наполненной конфликтами. Искусство пронизано налетом буддизма, особенно процветает секта Дзэн. Прежде приходилось осуществлять непонятные сложные религиозные обряды, но секта Дзэн перевела служение в более простую и понятную форму. Отрицается любая буддийская литература и множественные обряды, на место которым приходит только стремление к познанию своей духовной сущности. Каждый мог стать на путь истины посредством созерцания и углубления в себя.

Воспевание самураев

В то время самураи еще не стремились к роскоши и изнеженности дворцов. Им приходилось часто вступать в схватки в междоусобицах, отбивать атаки чужестранных племен, поэтому главным для них были воинская доблесть, отвага и честь. Воинскому сословию понятия дзэн-буддизма пришлись по душе, ведь рая можно достигнуть дисциплиной и одной простой молитвой. О воинах слагают повести-гунки, передающие ощущение тревоги, но лишенные пышности интерьеров и напыщенности. Подвиги самураев описываются в свитках, появляется культ меча и брони, возводятся статуи Будды, исполненные со всей строгостью. Сочиняли стихи, как самураи отправляются на охоту, стреляют и упражняются в верховой езде. В особом почете нарское искусство, выраженное в строительстве статуи Будды Камакура. В средневековой Японии начинают реставрировать нарские храмы, разрушенные во время войны или те, что находятся в ветхом состоянии.

Архитектурные предпочтения

Чем особенна архитектура средневековой Японии? В 12 веке буддийские храмы стали возводить среди живописной природы. Природу считали божеством, поэтому архитектурные сооружения должны были гармонично вписываться в окружающий пейзаж. Усадьбы и дворцы строились в виде прямоугольника, обращенного южной стороной к площади, обрамленной с двух сторон галереями с флигелями. С южной части здания всегда старались обустроить пейзажный сад, состоящий из озер, скал, мостов и островов. Сады должны навевать мысли об уединении, настраивать на тишину и спокойный лад. Вместо бурного потока водопада предпочитали сооружать пруды со стоячей водой, а на поверхности должны покачиваться утонченные цветы лотосов. Прелесть уединенного сада создавали в хэйанских парках, когда за каждым поворотом тропинки ожидала перемена пейзажа. Вместо воздушных мостов появились гладкие камни, которые создавали мозаичные картины. Пользуются успехом у знати сады, декоративные все четыре времени года.

Наиболее излюбленными в то время становятся дворцы, замки и домики для проведения чайных церемоний. Наблюдается стремление к простым архитектурным линиям. Деревянные сооружения не всегда покрывались краской. Сучки на поверхности древесины обыгрывались в качестве декоративных элементов. Постройки возводились в виде прямоугольного павильона, окруженного галереей, а крыша должна иметь изогнутую форму. Строятся многоярусные пагоды, хотя и небольшого размера. Если здание окрашивается, то не используется больше одного-двух цветов. В Японии самыми первыми священными храмами считались кладовые, где хранились запасы риса. Кладовые возвышались на высоких столбах, чтобы влага не испортила рис. Первые храмы строились по типу кладовых для зерна. Климат в Японии достаточно влажный, но деревянные храмы сохранились до наших дней. Этим долголетием они обязаны обычаю японцев каждые 20 лет разбирать священные храмы, а на том месте возводить новые из другого материала.

Светское строительство

С 16 века строились феодальные замки, способные за своими надежными стенами сдерживать атаки вражеских армий. Эти многоярусные сооружения возводили из дерева, а в основе закладывали каменные фундаменты. Вокруг дополнительно строили бастионы и низкие стены, а по периметру замок окружали рвы. Самым впечатляющим замком того времени является Химедзи близ Кобе, состоящий из 80 различного вида построек.

Эпоха Эдо привнесла затишье после разрушительных междоусобных войн. Вместо замков разворачивается строительство дворцов. Они являются одноэтажными постройками, хотя самые первые еще имеют систему укреплений, но далее уже строят подобно садово-парковому ансамблю. По традиции дворцовые стены не обладают конструктивными функциями, поэтому заменяются проемами или съемными перегородками. Строители пытались достигнуть максимальной естественности и единства с природой.

Живопись

Начиная с 7 века, живопись средневековой Японии остается очень простой. Об уровне мастерства можно судить по росписи, украшающей ковчег Тамамуси из храма Хорюдзи. Автор разрисовал ковчег желтой, красной и зеленой краской по черному основанию. По мере распространения буддизма появляется все больше культовых сооружений, поэтому появился спрос на высококвалифицированных художников. Теперь мастера совокупно работали над одним рисунком соответственно своей специализации. Один художник только делал набросок, второй занимался раскрашиванием, а третий обводил контур готовой картины. На полотнищах эмакимоно в 8 веке рисунки имеют символический характер, здесь отсутствует динамика. Начинает развиваться пейзажная и жанровая живопись. Ярким примером служит раскрашенная ширма «Женщина с птичьими перьями», где линии уже становятся более плавными и легкими, создается выразительное изображение. С 9 века развивается буддийская живопись, для которой характерно изображать мандалу. Чтобы нарисовать мандалу, применяли более дорогие материалы, например, серебро и золото.

В конце 16 века появляется ряд школ живописи: Тоса, Сога, Кано, Кайхо, Ункоку. В этот период создано много уникальных картин, принадлежащих не только известным мастерам, но и неизвестным художникам.

Древняя японская архитектура

Сохранившиеся образцы архитектуры древней Японии до IV века практически отсутствуют. Сведений об архитектуре этого периода в древних японских текстах «Кодзики» и «Нихон сёки» очень мало. Внешний вид строений ранней Японии обычно воссоздают по найденным глиняным моделям жилых домов ханива и рисункам на бронзовых зеркалах.

Раскопки и исследования показывают, что сооружения раннего периода японской истории, называемые «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»), представляли собой землянки с крышей, покрытой соломой и ветками. Крыша поддерживалась с помощью каркаса из деревянных опор. Позже появляются постройки на сваях «такаюка», используемые в качестве зернохранилища. Конструкция помогала предотвратить порчу запасов зерна от наводнений, сырости и грызунов. Такого же типа дома строили для старейшин племён.

Архитектура раннего периода

Примеры реконструированых зданий периода Яёй

Ханива-дом

Реконструкция жилищ и наблюдательной вышки на стоянке Ёсиногари, недалеко от города Тоса, префектура Сага

Реконструкция жилищ, город Сэтоути, префектура Окаяма

Курган императора Нинтоку, V век

В третьем веке н. э. с наступлением периода Кофун в районах Осаки и Нары в большом количестве сооружались огромные курганы, служившие гробницами для правителей и местной знати. В настоящее время в Японии обнаружено более 10 тыс. курганов. Эти сооружения имели круглую форму, позднее - форму замочной скважины и часто окружались рвами с водой по периметру. Один из самых известных сохранившихся курганов находится в городе Сакаи, префектура Осака, считается что это усыпальница императора Нинтоку. Это самый крупный курган в Японии, его размеры составляют 486 метров в длину и 305 метров в ширину.

В I-III веках складывается традиция сооружения синтоистских святилищ, представляющих собой комплекс симметрично расположенных строений. Собственно синтоистский храм представляет собой деревянное неокрашенное сооружение прямоугольной формы на сваях с массивной двускатной крышей. Стили - симмэй (Исэ), тайся (Идзумо) и сумиёси (Сумиёси).

Тории святилища Ицукусима

Особенностью синтоистских храмов являются ворота тории (яп. 鳥居 ? ) при входе в храм. Тории не имеют створок, по форме напоминают букву «П» с двумя верхними перекладинами. Перед святилищем могут быть расположены одни или двое ворот тории.

В соответствии с принципом всеобщего обновления синтоистские храмы регулярно перестраиваются с использованием тех же материалов. Так святилище Исэ-дзингу, основная синтоистская святыня Японии, посвященное богине Аматэрасу, полностью перестраивается каждые 20 лет.

Золотой зал и пагода в Хорю-дзи,607 год

Начиная с середины VI века в Японии распространяется буддизм, завезённый из корейского государства Пэкче. Буддизм оказал сильное влияние на архитектуру этого периода. Одним из важнейших изменений стало использование каменного фундамента. Первые буддистские религиозные постройки представляли собой практически точные копии китайских образцов. Расположение строений производилось с учётом гористого ландшафта, постройки располагались асимметрично, в расчёт бралась больше совместимость с природой. Влияние буддизма на архитектуру синтоистских храмов выразилось в увеличении декоративных элементов, строения окрашивали в яркие цвета, дополняли металлическими и деревянными украшениями.

Одной из самых древних из сохранившихся деревянных построек в мире считается буддийский храм Хорю-дзи (яп. 法隆寺 ? ) в городе Нарапостроенный принцем Сётоку в 607 году.

Главный зал храма Тодай-дзи, 745 год

Строения выполнены в архитектурном стиле китайской династии Тан, комплекс состоит из 41 отдельных строений. Важнейшие из них - главный или Золотой зал (Кондо) и пятиярусная пагода высотой 32 метра. Храмовый комплекс Хорю-дзи внесён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Японии.

Примером храмовой архитектуры XIII века служит буддистский храм Тодай-дзи в городе Нара построенный в745 году. Храм считается самым крупным деревянным строением в мире.

Примеры архитектурных памятников эпохи Хэйан

Храм Феникса (храм Хоодо) в монастыре Бёдо-ин

Украшение на крыше храма Хоодо

Храм Дайго-дзи в Киото

[править]Японская средневековая архитектура

Кинкаку-дзи (Золотой павильон), Киото

Гинкаку-дзи(Серебряный павильон)

Сад камней в Рёан-дзи

Замок Мацумото

Замок Химэдзи

Замок Нидзё

Замок Осака

Павильон Сёкинтэй водворце Кацура

Замок Хиросаки

[править]Архитектура периода Мэйдзи

Здание Парламента Японии

Традиционный японский за́мок (яп. 城 ? ) - укреплённое строение, в основном из камня и дерева, часто окружённое рвом и стенами. В ранние периоды истории основным материалом для постройки замков было дерево. Также как и европейские, японские замки служили для обороны стратегически важных территорий, а также для демонстрации власти крупных военных феодалов (даймё). Значение замков сильно выросло в «период воюющих провинций» (Сэнгоку Дзидай,1467-1568).

Японская архитектура

Архитектура Японии - одна из немногих в мире, чьи произведения вплоть до сер. XIX в. строились из дерева. Все самые древние сохранившиеся деревянные постройки мира (с кон. VI вв.) находятся в Японии; в Китае они не древнее VIII в., в Северной Европе - XI в., в России - XV в. Мощнейший импульс развитию архитектуры, как и всей культуры Японии, дало принятие буддизма. Главным ориентиром в архитектуре до XIX в. был Китай, но японские зодчие всегда превращали заморские образцы в подлинно японские произведения.

О том, как выглядела добуддистская архитектура Японии, можно судить по постройкам двух почитаемых синтоистских святилищ Исэ и Идзумо. Нынешние постройки не древние, но воспроизводят выразительные древние формы: бревенчатые срубы стоят на сваях, имеют высокие двускатные крыши с большим навесом и крестообразно торчащими балками. На их формы ориентировались при реставрации большинства синтоистских святилищ Японии в XIX в. Характерная черта синтоистских святилищ - ворота тори, обозначающие границы священной территории; один из символов страны - стоящие в воде тори святилища Ицукусима (к западу от Хиросимы).

Древнейшие буддистские монастыри Японии находятся в городе Нара и его окрестностях. Это обширные, четко распланированные комплексы. В центре прямоугольного двора обычно находятся прямоугольное в плане здание кондо («золотой зал», где поклоняются почитаемым статуям) и пагода - многоярусная башня-реликварий. По периметру расположены сокровищницы, колокольни и другие дополнительные постройки; особо выделены монументальные главные ворота (нандаймон), находящиеся с юга. Самый древний монастырь Японии - Хорюдзи близ Нары, в котором сохранились десятки древних построек (многие VI–VIII вв.), уникальные фрески, бесценная коллекция скульптуры. Наиболее почитаемый монастырь Нары - Тодайдзи, его главный храм Дайбуцудэн («зал Великого будды», последняя перестройка нач. XVIII в.) - крупнейшее деревянное сооружение в мире (57 х 50 м, высота 48 м).

В XIII в. развивается новый тип монастыря - школы дзен, в котором все здания строятся вдоль оси север – юг, по очереди открываясь паломнику. Как правило, дзенские монастыри возводились на лесистых горных склонах и прекрасно вписаны в природу; в них устраиваются пейзажные сады и так называемые «сады камней». Наиболее знамениты «Пять великих храмов дзен» в Камакуре близ Токио; восходящие к XIII в., но сохранившие в основном поздние, относительно небольшие постройки, эти монастыри прекрасно сохранили проникнутую тесным контактом с природой молитвенную атмосферу.

Светская архитектура Японии дошла до нас в достаточно поздних образцах. Среди них впечатляют феодальные замки, возводившиеся в основном в эпоху междоусобных войн во второй половине XVI – начале XVII вв. Это живописные многоярусные деревянные сооружения на мощных каменных фундаментах, окруженные низкими стенами и бастионами, а также рвами. Крупнейший из них - Химедзи близ Кобе (1601–1609), представляющий собой комплекс из более чем 80 построек.

После умиротворения, которое ознаменовало наступление эпохи Эдо (1603–1868), в Японии широко развернулось строительство дворцов. В отличие от замков это были, как правило, одноэтажные сооружения, состоящие из асимметрично сгруппированных построек. Первые еще включались в систему укреплений: например, обширный дворец Ниномару в замке Нидзё (1601–1626) в центре Киото. Другие сооружались как центры садово-парковых ансамблей, усадеб; из них наиболее знаменит дворец императорской виллы Кацура (1610-е, 1650-е) близ Киото, одно из наиболее совершенных творений японской архитектуры. Как и другие традиционные постройки, дворцы были каркасными зданиями, стены не имели конструктивной функции и потому часто заменялись открытыми проемами или украшенными живописью съемными перегородками, что во многом стирало грань между интерьером и природой. Ощущение естественности, соотнесенности с природой усиливается и благодаря нелакированным деревянным опорам и дощатым полам, циновками-татами в жилых комнатах, бумажным перегородкам. Начало эпохи Мэйдзи (1867–1912) обозначило решительный разрыв с традиционными формами. Пройдя через период освоения европейских форм и поиска национальных корней (творчество Тюто Ита), японская архитектура во второй половине ХХ в. смогла стать одной из ведущих в мире, соединив в лучших произведениях универсальность с яркой индивидуальностью.

Данная статья посвящена особенностям традиционной архитектуры страны восходящего солнца. Материал может быть полезен при создании презентации или реферата на тему «Японская архитектура».

Архитектура древней Японии

Необычность японской архитектуры характеризуется деревянными строениями с тяжеловесными крышами и достаточно лёгкими стенами. Поскольку в Японии тепло и нередко льют обильные ливни, то такое не удивительно. К тому же местные строители всегда учитывали опасность подземных толчков.

Из древне-японских строений, дошедших до нашего времени, самыми знаменитыми являются синтоистские монастыри Исэ и Идзумо. Они созданы из дерева, имеют плоские, сильно выходящие за территорию строения двускатные крыши, надёжно укрывающие от осадков. Храм Идзумо весьма велик, возвышается он на 24 м.

Идзумо фото

Вхождение в страну буддизма отразилось на динамике местного стиля архитектуры.

Одно из главных технических новшеств - постройка фундамента из камня. Древнейшие синтоистские строения были закреплены на сваях, врытых в землю, тяжесть распределялась на них, что весьма ограничивало площадь и высоту постройки. Для периода Асука (7 в.) характерно увеличение числа выгнутых крыш со слегка поднятыми углами, таких, какие мы можем видеть на традиционных храмах и пагодах Японии. Для строительства монастырей разрабатывается особое планирование храмовых комплексов.

Традиционная японская архитектура

Вне зависимости какого типа храм - буддийский ли, синтоистский - он является целым ансамблем культовых построек, а не отдельным строением, в точности, как и старинные русские монастыри. В традиционный японский храм изначально входили 7 строений:

  1. Ворота ограды территории (самон),
  2. Золотой, он же главный храм (кондо),
  3. Храм для чтения проповедей (кодо),
  4. Башня с колоколами или барабанами (серо или коро),
  5. Сокровищница - аналог ризницы (сёсоин),
  6. Хранилище книг (кёдзо),
  7. Пагода со множеством ярусов.

Японцы уверены, что пейзаж и архитектура хорошо сочетаются лишь в том случае, когда оба созданы из одинакового материала. Именно потому японский монастырь, соединяясь с окружающим его ландшафтом, как бы является его рукотворным продолжением. В храмовых двориках располагаются место для размышлений и медитации, каменный сад, которые отчасти повторяют пейзаж вокруг храма, местную природу, а также общую идею вселенной в целом.

Архитектура средневековой Японии

Вторая половина 1-го тысячелетия н. э. великолепный пример архитектурных изысков этого времени - шедевр японской архитектуры храм Тодайдзи, возведенный в 743-752 гг. Этот деревянный комплекс - самый большой на свете.

Тодайдзи фото

В Японии редко можно встретить массивные, тяжёлые строения, несмотря на то, что она является страной деревянных сооружений. Почти всегда присутствуют какие-либо лёгкие изящные элементы, стремящиеся ввысь и уравновешивающие строение. Так, в качестве такой детали, на крыше Золотого павильона установлен Феникс.

На пагодах, как правило, присутствуют продолжения центрального шеста каркаса здания - шпиль.

В зависимости от местности, где строился буддийский храм, - гора или равнина - его комплексы отличались по планировке. Если храм был размещён на равнине, то строения располагали симметрично. Для тех сооружений, что находятся в горах, симметрия зданий почти невозможна, поэтому строители всякий раз были вынуждены искать как можно более удобное расположение для каждого элемента храма.

В средневековой Японии в 13 столетии повсеместно распространяется исповедуемая сектой дзэн разновидность буддизма, а также сочетающийся с ней "кара-э", то есть китайское видение архитектуры. Храмовый комплекс дзэн традиционно состоял из 2-х пар ворот (основные и последующие), проходящих от ворот по обе стороны крытых галерей, а также два гармонично расположенных храма, считавшихся самыми главными: дом божества, где находилось изваяние Будды, а также сооружение для молитв.

Кинкакудзи (Золотой павильон) выступает одним из самых ярких проявлений культурного наследия светской архитектуры конца 14 века. Возвел его император Есимицу в 1397 г.

Золотой павильон Кинкакудзи фото

В 14 столетии архитектура дзэн добралась до своего максимального развития. Войны и нестабильная политика Японии создали так называемую замковую архитектуру, верх расцвета которой пришёлся на 1596-1616 гг. С этого времени при возведении замков широко использовался камень, поэтому рассчитывалось, что постройка будет существовать столетия.

Центральную часть замка занимала тэнсю - стандартная башня, сначала единственная, затем их стали строить по нескольку. Колоссальные размеры имели замковые комплексы Окаяма и Нагоя, которые, к сожалению, были разрушены в 20 столетии.

Воссозданный Окаяма

Чайные домики – отличительный пример традиционной архитектуры страны восходящего солнца. Считается, что чайной церемонии следует быть максимально простой, без излишеств, так как в ней отражены примирение и аскетизм. Чайные домики поражают своим многообразием - от обычной хижины до затейливо украшенной шкатулки - всего более ста типов.

Лучшая японская архитектура видео

В видео из цикла "Красивейшие памятники мировой архитектуры" рассказано о наиболее известном храме в Киото - Кинкакудзи, или Золотом павильоне. Это здание называют так потому, что его внешние стороны обиты золотыми листами. Храм был возведен как обитель великого полководца Есимицу.

Жанр статьи - Культура Японии



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх