Традиционная японская архитектура. Зарождение японского архитектурного стиля. Японский сад и чайный домик

Уникальность древним сооружениям Японии придает слияние китайского зодчества и самобытной деревянной архитектуры этой страны. И только в XIX веке правительство решает приблизиться к западному обществу и перенять его главные принципы градостроительства, особенно в проектировании общественных городских зданий и промышленных предприятий.

Самыми знаменитыми культовыми сооружениями Японии являются деревянные синтоистские монастыри Исэ и Идзумо. Время, когда было основано святилище Идзумо тайся неизвестно, его относят к мифическому периоду «ками». Древность этого религиозного комплекса подтверждает известный исторический факт. Особенностью этого комплекса является наследственное жречество из родственных семей Китадзима и Сангэ. К началу VI века н.э. в Идзумо тайся смена Верховного жреца осуществлялась на протяжении семнадцати поколений. Обучение особым техникам дыхания и медитации происходит в соломенных хижинах. В Идзумо нет буддистских статуй и реликвий, которые обычны для большинства синтоистских святилищ. Храм объявлен национальным сокровищем страны. Его высота составляет 24 м.


Влияние китайской культуры на архитектуру Японии

Первые японские города имели в своей основе прямоугольные схемы, а архитектура построенных храмов была частично заимствована из соседних стран, Китая и Кореи. Но все же незыблемыми оставались национальные традиции возведения культовых ансамблей и отдельных сооружений, в которые входили:

  • семь построек, образующих комплекс;
  • обязательный главный или «золотой» храм и строение для чтения проповедей;
  • наличие башни с колоколами или барабанами;
  • сокровищница и книжное хранилище;
  • многоярусная пагода.

Гармония была главным принципом древних японских строителей и зодчих. Все старинные здания составляли единый ансамбль с окружающей природой. Храмовые комплексы, в зависимости от местности, имели различную планировку. Во двориках находились места для медитаций и каменные сады, которые тоже были частью ландшафта. Храмы строили по законам симметрии, если они возводились на равнине. А если святилища были расположены в горах, то план здания меняли, чтобы добиться наилучшего слияния храма и местности. В таком случае было практически невозможно оставить план постройки прежним, зодчие следовали вековым традициям и изменяли его.

Зарождение японского архитектурного стиля

Радикальный комплекс реформ всех сфер жизни, осуществленный в Японии, за период с 1868 по 1889 годы, изменил модель управления и способствовал ускоренному развитию страны. Это так называемое Обновление Мэйдзи, возвратившее власть императору.

Прекращение самоизоляции страны, активное ведение международной торговли, способствовали возведению в портовых городах западных кварталов, дома в которых соответствовали европейскому образу жизни. Началось строительство зданий из камня и кирпича, на улицах крупных городов установили газовые фонари, появились рикши.

Офисы, мануфактуры и заводы создавались в западном стиле. В Японии работали талантливые инженеры, приглашенные из стран Европы и США. Токийский технологический колледж в 1879 году выпустил первых специалистов и стал основной базой подготовки японских архитекторов, которые с конца XIX века возглавили строительную отрасль. В западном стиле построено здание Банка Японии и Токийский вокзал, главный транспортный узел страны, находящийся в бизнес-квартале Маруноути. Автор проектов - архитектор Тацуно Кинго. Не менее известен и Императорский дворец Акасака, архитектора Катаяма Токума.

Современная японская архитектура

Страшное землетрясение 1923 года в Токио разрушило большинство каменных и кирпичных строений, построенных по обычным технологиям, без учета повышенной сейсмоактивности района. В последующие годы в стране были разработаны новые методы ведения строительства, значительно повышающие надежность зданий, появились многоэтажные дома из железобетона.

Японская архитектура не разделяет внешнее пространство, которое окружает строение и внутреннее. Для японской философии они едины, так как взаимосвязаны. Между этими понятиями отсутствует четкая граница. Для более полного понимания этой концепции можно привести пример с верандой традиционного дома, которая называется энгава.

Энгава - это пространство, расположенное между жилыми помещениями и улицей. Отделка и декор энгавы тоже соответствующий. Это уже не улица, но еще и не комната. Напольные покрытия есть, но их обработка более грубая, чем в помещении. Декор тоже может присутствовать. Резные элементы и детали колонн, оформление входной двери, все это лишь подчеркивает промежуточную функцию японской веранды. Материалом для веранды обычно служит современный дерево композитный материал.

Характерные черты фасадов японских домов

В настоящее время стало модным строить дома в японском стиле. Популярность этих проектов основана на их рационализме и практичности. Небольшое количество декора и дополнительных деталей во внешнем оформлении лишь подчеркивает выбор качественных материалов, характерных для фасадов японских домов:

  • для создания оригинальной поверхности используют фиброцементные плиты, изготовленные в Японии, при помощи которых можно создать имитацию природных материалов;
  • применение керамического сайдинга из обожженной глины препятствует любому воздействию влаги и ее проникновению в помещение;
  • установка панелей «в замок» позволяет их быстро и легко монтировать;
  • в некоторых случаях фиброцементные панели оборудованы скрытым кляммером.

Фиброцемент представляет собой смесь кварца и цемента с добавлением целлюлозы. Он прочный и легкий. Срок эксплуатации панелей около 30 лет. Панели, покрытые фотокерамикой, сохраняют свою яркость на протяжении десятилетий.

Более современными для отделки считаются металлические плиты, которые изготавливаются на основе композитных технологий. Такой сайдинг отличается большим разнообразием текстур и устойчивостью к воздействию влаги и ультрафиолетовых лучей. Резкий перепад температур не оказывает на такие панели заметного воздействия.

Для создания фасада дома в японском стиле лучше всего оборудовать террасу с настилом из досок. Но под навесом будет находиться лишь ее часть. Террасу можно украсить, используя для этого контейнерное озеленение. Подойдут карликовые сосны или бамбук. В принципе, любой европейский дом можно оформить в японском стиле, достаточно при строительстве добавить соответствующие элементы декора. Нужно подобрать отделочные материалы, цветовая гамма которых характерна для восточного стиля. Например, сочетание светлых молочных и бежевых оттенков с темно-коричневыми или даже черными. Можно соорудить сад камней или установить раздвижные двери.

Дома в японском стиле — фото

Японский стиль в архитектуре — видео:


В Токио и других крупных городах Японии построено много интересных по форме и по своему назначению зданий. Бизнес-центры и развлекательные сооружения, Музей науки в Нагое, многочисленные виллы и дома возводятся на основе последних разработок инженеров и ученых. Япония, давно опередившая многие страны по уровню жизни населения, является также лидером и по внедрению новых строительных технологий в жизнь обычных граждан.

В серии предстоящих на нашем сайте публикаций KASUGAI Development предлагаем Вам отправиться в путешествие по основным вехам развития японской архитектуры – с древних времён и до наших дней. Мы познакомимся с самыми выдающимися, уникальными и таинственными сооружениями Японии.

Принципы японской архитектуры основаны на том же мировоззрении, которое определило всё искусство Японии в целом.

Почитание природы как всеобъемлющего божества, внимание к фактуре материалов, свету и цвету в пространстве, стремление к простоте и функциональности форм – все эти особенности японского видения мира были связаны с древнейшими представлениями о гармоничном существовании человека в природной и предметной среде.

Важной особенностью японского искусства было стремление сделать человеческое окружение «человечным». Архитектура не должна довлеть над человеком своим совершенством, но должна вызывать ощущение соразмерности, покоя и гармонии. Именно таким путём в архитектуре шли древние мастера, создававшие дома для жизни и святилища древней религии синто , а позже – павильоны и комнаты для чайной церемонии, загородные виллы знати и уединённые буддийские храмы.

Другие принципы отношения человека с окружающим миром были привнесены китайским влиянием. Регулярная городская архитектура, связанная с идеями правильного мироустройства, величественные монументальные храмы и дворцы, поражающие великолепием декора, были призваны создавать вокруг человека порядок, соответствующий представлениям о мировом устройстве, иерархии в мироздании и империи. Согласно традиционной версии, буддизм был принесён в Японию в 552 году. Именно тогда монахи, прибывшие из Кореи, преподнесли двору японского правителя свитки со священными текстами, изображениями божеств, храмовую скульптуру и предметы роскоши, которые должны были продемонстрировать великолепие буддийского учения.

А уже в первой половине VII века буддизм был признан государственной религией Японии, и началось бурное храмовое строительство. Подчиняясь величию китайской архитектуры, человек должен был осознавать себя частью этой сложной системы и повиноваться Закону.

В соприкосновении этих двух философий искусства рождается национальная японская архитектура. С течением времени разница мировоззрений отчасти сглаживается, и появляются синкретические (смешанные) религиозные культы. В искусстве же рождаются формы, в которых китайские образцы адаптируются к японскому вкусу и приобретают национальные черты.

Отчасти можно сказать, что китайскую тему японские правители использовали в поисках возвышенного, пафосного тона обращения к своему народу. Такими «обращениями» стали фактически все крупнейшие буддийские храмы эпохи Нара, Мавзолей первых правителей эпохи Токугава и много других знаменитых сооружений, о которых мы расскажем в дальнейшем.

Важно заметить, что японская архитектурная традиция всегда оставалась обращённой, прежде всего, к частной жизни человека, его ежедневным и духовным потребностям.

Обладая удивительной способностью к адаптации чужих идей, японцы также пытались сделать более привычной европейскую архитектуру, с которой познакомились лишь в 1868 году, в начале эпохи Мэйдзи. От подражаний архитектурным формам западноевропейских стилей японские архитекторы быстро пришли к идее заимствования оттуда только конструктивных идей и современных материалов.

В начале ХХ века выдающиеся архитекторы Японии начали увлечённо изучать национальную архитектуру прежних веков и искать в ней основу для новой японской архитектурной традиции. Что интересно, эти поиски встретили энтузиазм и на Западе: многие художники Европы попали под обаяние простоты и гармонии японских архитектурных форм и внесли японские черты в философию новой европейской архитектуры.

Итак, в ближайших выпусках Вас ждут следующие материалы:

  • Эпоха Асука (538-645 г.г.) – Синтоистское святилище Исэ-Дзингу и Храм Хорюдзи
  • Эпоха Нара (645-710 г.г.) – Храм Тодайдзи, самое большое деревянное сооружение в мире
  • Эпоха Хэйан (794-1185 г.г.) – Буддистский Храм Бёдоин и уникальный Храм Чистой Воды Киёмидзу-дэра
  • Эпоха Камакура (1185-1333 г.г.) – Храмы новой столицы, древнего японского города Камакуры.
  • Эпоха Муромати (1333-1573 г.г.) – Золотой и Серебряный павильоны (Кинкакудзи и Гинкакудзи)
  • Эпоха Момояма (1573-1615 г.г.) – Замки Химэдзи и Осака
  • Эпоха Эдо (1615-1868 г.г.) – Дворцы, замки и храмовые комплексы: замок Нидзё в Киото, святилища и храмы Никко. Становление ландшафтного дизайна и архитектуры чайных павильонов
  • Эпоха Мэйдзи (1868-1912 г.г.) – Окончание периода изоляции Японии: влияние Западной архитектурной традиции. Гражданская архитектура, новые города, новые храмы
  • Эпоха Тайсё (1912 – 1926 г.г.) – Японская архитектура в контексте западного модернизма: конструктивизм
  • Эпоха Сёва (1926-1989 г.г.) – Новые течения в архитектуре: метаболизм, органическая архитектура
  • Хэйсэй (с 1989 г. по настоящее время) – Современная японская архитектура

Для традиционной японской архитектуры характерны сооружения из дерева с массивными крышами и относительно слабыми стенами. Это не удивительно, если учесть, что в Японии теплый климат и часто идут обильные, сильные дожди. Кроме того, японские строители всегда должны были считаться с опасностью землетрясения. Из числа дошедших до нас сооружений древней Японии примечательны синтоистские храмы Исэ и Идзумо (приложение, рис. 1-2). Оба деревянные, с практически плоскими двускатными крышами, далеко выступающими за пределы собственно постройки и надежно защищающими ее от непогоды.

Проникновение в Японию буддизма, с которым было связано столь важное для средневекового искусства осознание человеком единства духа и плоти, неба и земли, отразилось и на развитии японского искусства, в частности архитектуры. Японские буддийские пагоды, писал академик Н. И. Конрад, их "устремленные ввысь многоярусные кровли с тянущимися к самому небу шпилями создавали то же ощущение, что и башни готического храма; они распространяли вселенское чувство и на "тот мир", не отделяя его от себя, а сливая "Трепетность Голубых Небес" и "Мощь Великой Земли".

Буддизм принес в Японию не только новые архитектурные формы, развивалась и новая техника строительства. Пожалуй, важнейшим техническим новшеством стало сооружение каменных фундаментов, В древнейших синтоистских постройках вся тяжесть здания падала на врытые в землю сваи, что, естественно, сильно ограничивало возможные размеры зданий. Начиная с периода Асука (VII в.) получают распространение крыши с изогнутыми поверхностями и приподнятыми углами, без которых сегодня мы не можем представить себе японских храмов и пагод. Для японского храмового строительства складывается особый тип планировки храмового комплекса.

Японский храм, независимо от того, синтоистский он или буддийский, - это не отдельное здание, как привычно думать, а целая система специальных культовых сооружений, подобно старинным русским монастырским ансамблям. Японский храм-монастырь состоял первоначально из семи элементов - семи храмов: 1) внешние ворота (самон), 2) главный, или золотой храм (кондо), 3) храм для проповеди (кодо), 4) барабанная или колокольная башня (коро или серо), 5) библиотека (кёдзо), 6) сокровищница, то, что по-русски называлось ризница (сёсоин) и, наконец, 7) многоярусная пагода. Крытые галереи, аналог наших монастырских стен, как и ведущие на территорию храма ворота, нередко представляли собой примечательные в архитектурном отношении самостоятельные сооружения.

Древнейшей буддийской постройкой в Японии является ансамбль Хорюдзи (приложение, рис. 3-4) в городе Нара (столица государства с 710 по 784 г.), воздвигнутый в 607 г. Правда, в старинной исторической хронике "Нихонги" есть сообщение о большом пожаре в 670 г., но японские историки считают, что кондо и пагода монастыря Хорюдзи уцелели от огня и сохранили свой облик начала VII в. В таком случае это самые древние деревянные здания в мире.

Вообще все старинные памятники архитектуры в Японии построены из дерева. Эта особенность дальневосточного зодчества обусловлена рядом причин. Одна из них, и немаловажная, - сейсмическая активность. Но не только в прочности дело. Дерево позволяет оптимально соединить, слить воедино творения рук человеческих и творение природы - окружающий ландшафт. Гармоническое сочетание архитектуры с пейзажем, считают японцы, возможно только тогда, когда они состоят из одного и того же материала, Японский храм-монастырь сливается с окружающей рощей, становится как бы ее рукотворной частью - с высокими стволами колонн, сплетающимися ветвями кроншейнов, зубчатыми кронами пагод. Природа "прорастает" архитектурой, и архитектура затем, в свою очередь, "прорастает" природой. Иногда лесная стихия и самым непосредственным образом вторгается в искусство. Ствол живого большого дерева становится опорным столбом в традиционной японской хижине или колонной в сельском святилище, сохраняя нетронутой первозданную красоту своей фактуры. А внутри монастырских двориков, моделируя не только и не столько окружающий пейзаж, но природу, вселенную в целом, развертывается своеобразный сад камней, сад сосредоточенности и размышлении.

Замечательным примером японской архитектуры второй половины I тысячелетия н. э. является: храмовый комплекс Тодайдзи, построенный в 743-752 гг.

В это время буддизм был объявлен государственной религией японцев. Красота и великолепие архитектурных сооружений, посвященных "неведомому богу", всегда имели первостепенное значение для обращения в новую веру впечатлительных язычников и считались важным орудием насаждения нового культа. Так и император Сёму - именно с его именем связано торжество буддийского вероучения в Японии - решил построить в своей столице, городе Нара, памятник, который не имел бы себе равных в других странах. Золотой храм (кондо) монастыря Тодайдзи (приложение, рис. 5) и должен был стать таким памятником. Если здания ансамбля Хорюдзи - древнейшие в мире памятники деревянного зодчества, то золотой храм Тодайдзи - самое большое в мире деревянное здание. Храм имеет высоту современного шестнадцатиэтажного дома (48 м) при основании 60 м в длину и 55 м в ширину. Строили храм шесть лет. Размеры его определялись ростом главного "жильца": храм должен был стать земным домом легендарного Большого Будды - уникального памятника средневековой японской скульптуры. Снаружи постройка кажется двухэтажной из-за двух возносящихся одна над другой крыш. Но на самом деле у храма единое внутреннее пространство, где и сидит вот уже более 12 столетий задумчивый великан Дайбуцу. Правда, дерево - материал недолговечный. За минувшие века Дайбуцу-дэн дважды горел (в 1180 и 1567 гг). Японские архитекторы воссоздают древние сооружения в точности один к одному, так что можно считать, что в наши дни храм точно такой же, каким видели его когда-то жители древней японской столицы.

Своеобразна в архитектурном отношении пагода Якусидзи (приложение, рис. 6), единственная в своем роде, построенная в 680 г, (т. е. позже Хорюдзи, но раньше Тодайдзи) и также находящаяся около древней Нары. Пагода Якусидзи имеет как традиционные для пагоды архитектурные особенности, так и значительные отличия. Своеобразие этой, очень высокой (35 м) башни заключается в том, что, будучи трехэтажной, она кажется шестиэтажной. У нее шесть крыш, но три крыши меньшего размера имеют чисто декоративный характер. Чередование их с большими конструктивными крышами сообщает башне своеобразный, только ей свойственный зубчатый силуэт.

Конструкции в Японии редко бывают тяжелыми и массивными. Всегда где-то присутствуют уравновешивающие, - а точнее возносящие ввысь, - легкие и изящные детали. Например, птица Феникс на Золотом павильоне. Для пагоды - это шпиль, продолжение центральной мачты, устремленный с крыши пагоды в самое небо. Шпиль - самая существенная часть пагоды, наиболее четко выражающая ее глубокую философскую символику.

Красив и своеобразен шпиль пагоды Якусидзи (высота его 10 м) с девятью кольцами вокруг, символизирующими 9 небес - представление, общее для буддийской и христианской космологии. Верхушка шпиля - "пузырек" представляет собой стилизованное изображение пламени с вплетенными в его языки фигурами ангелов в развевающихся одеждах. "Пузырек" похож силуэтом и символикой на нимбы буддийских святых.

Именно в нем - средоточие священной силы храма. Именно на нем, как на своеобразном воздушном шаре, возносится к незримым вершинам буддийского рая вся довольно громоздкая, воздевающая к небу уголки кровель постройка.

Буддийские храмовые комплексы различались по планировке в зависимости от того, строились ли они в горах или на равнине. Для храмовых ансамблей, построенных на равнине, характерно симметричное расположение зданий. В горных условиях по самому характеру местности симметричное расположение зданий обычно просто невозможно, и архитекторам приходилось каждый раз находить конкретное решение задачи наиболее удобного расположения сооружений храмового комплекса.

Интересным примером планировки храмового комплекса эпохи Хэйан является ансамбль Бёдоин. В центре ансамбля, как принято, размещается главный храм - храм Феникса (приложение, рис. 7), содержащий статую будды Амиды. Первоначально храм Феникса был увеселительным дворцом, построенным при храме Бёдоин в 1053 г. По преданию, в плане он должен был изображать фантастическую птицу Феникс с распростертыми крыльями. Когда-то храм стоял посреди пруда, окруженный со всех сторон водой. Его галереи, соединяющие главное здание с боковыми павильонами, были для культовых целей совершенно не нужны, а построены как будто действительно для придания храму сходства с птицей. Сзади также размещается крытая галерея, образующая "хвост".

Храмовый комплекс богато декорирован украшениями. По храму Феникса можно получить представление о характере дворцовых построек эпохи Хэйан.

Со второй половины VIII века в восприятии современников различия между божествами синтоистского и буддийского пантеонов постепенно стираются, в связи с чем в синтоистские постройки начинают вноситься элементы буддийской архитектуры.

В это время в Японии уже существуют довольно крупные города. Столица Хэйан (теперь Киото) протянулась с запада на восток на 4 км, а с севера на юг на 7 км. Город строился по строгому плану. В центре находился императорский дворец. Большие улицы пересекали город в шахматном порядке. Дворцовые комплексы, как и храмовые, состояли из ряда зданий, включая культовые сооружения. На территории дворцов сооружали водоемы, в том числе и предназначенные для катания на лодках.

В VIII-XIV веках в японской архитектуре сосуществовало несколько архитектурных стилей, разнящихся друг от друга соотношением заимствованных и местных элементов, а также особенностями архитектурных форм и приемов строительства.

С XIII века в Японии широкое распространение получил буддизм секты дзэн, а вместе с ним и соответствующий архитектурный стиль (кара-э - "китайский стиль"). Для храмовых комплексов секты дзэн было характерно наличие двух ворот (главные ворота и ворота, следующие за главными), крытых галерей, шедших справа и слева от главных ворот, и симметрично расположенных главного храма, содержащего статую Будды (дом божества), и храма для проповедей. На территории храмового комплекса находились также различные вспомогательные строения: сокровищница, жилища священнослужителей и др. Основные храмовые здания сооружались на каменном фундаменте и первоначально окружались навесом, что превращало крышу в двухъярусную, позже этот навес часто не делали.

Выдающимся памятником светской архитектуры конца XIV века является так называемый Золотой павильон (Кинкаку-дзи) (приложение, рис. 8), построенный в 1397 г. в Киото по приказу правителя страны Есимицу. Это также образец насаждавшегося дзэнскими мастерами стиля кара-э. Трехъярусное здание с позолоченной крышей, - отсюда и название "Золотой", - возносится над прудом и садом на легких столбах-колоннах, отражаясь в воде всем богатством своих изогнутых линий, резных стен, узорчатых карнизов. Павильон - наглядное свидетельство того, что эстетика дзэн отнюдь не была простой и однозначно аскетичной" но могла быть и изысканной, сложной. Ярусный стиль стал общим для архитектуры XIV-XVI веков как светской, так и духовной. Соразмерность и гармоничность были главным мерилом художественности, эстетической ценности сооружения.

Архитектура дзэн достигла вершины своего развития в XIV веке. В дальнейшем упадок политического могущества секты сопровождался разрушением большей части ее храмов и монастырей. Нестабильность политической жизни страны, войны способствовали развитию замковой архитектуры. Расцвет ее приходится на 1596-1616 гг., но уже с XIV века замки строились в расчете на века. Поэтому при их сооружении широко применялся камень. В центре замковых ансамблей находилась обычная башня - тэнсю. Сначала в замке имелась одна башня, затем стали сооружать несколько. Огромными размерами отличались замки Нагоя и Окаяма. Они были разрушены уже в XX веке.

С конца XVI века возобновилось крупное храмовое строительство. Восстанавливались старые монастыри, разрушенные в период междоусобиц, и создавались новые. Некоторые были просто огромные. Так, "обиталище Будды" в храме Хокодзи в Киото - одно из самых больших среди сооруженных в стране за всю ее историю. Выдающимися для своего времени архитектурными произведениями являются богато декорированные синтоистские храмы Одзаки хатиман-дзиндзя (1607) и Дзуй-гандзи (1609).

В период Эдо (XVII в.) когда в стране установилась централизованная система управления (сёгунат Токугава), естественно, наступил упадок замковой архитектуры. Дворцовая архитектура, наоборот, получила новое развитие. Замечательным образцом ее является загородный императорский дворец Кацура, состоящий из трех примыкающих зданий, сада с прудом и павильонами.

Традиционная японская архитектура в целом достигла своего наивысшего уровня развития уже в XIII веке. В период политической нестабильности, приходящейся на XIV-XVI века, условия для развития искусства архитектуры были крайне неблагоприятны. В XVII веке японская архитектура повторила свои лучшие достижения, а кое в чем и превзошла их.

Японцы с древности приучили себя к скромности домашнего обихода. Необходимость частых перестроек зданий и заботы о предохранении их от разрушений заставили очень рано выработать рациональные конструктивные приемы, как для жилой, так и для храмовой архитектуры. Но при этом сохранялась неповторимая выразительность каждого здания, дополнявшаяся красотой живой природы.

Средневековая японская архитектура проста и отчетлива по своим линиям. Она соответствует масштабам человека, размерам самой страны. Из дерева возводились дворцы и храмы, разнообразные жилые и хозяйственные постройки. Они создавались по единому принципу. Основой являлся каркас из столбов и поперечных балок. Столбы, на которые опиралось здание, не уходили глубоко в землю. При землетрясении они колебались, но выдерживали подземные толчки. Между домом и землей оставлялось пространство для изоляции от влажности. Стены в условиях теплого климата не были капитальными и не имели опорного значения. Они могли быть раздвинуты очень легко, заменены более прочными на холодное время или же в теплое время сняты вовсе. Окон также не было. На решетчатый каркас вместо стекол натягивалась белая бумага, пропускающая в помещение неяркий рассеянный свет. Широкий карниз крыши предохранял стены от сырости и палящих солнечных лучей. Внутреннее помещение, лишенное постоянной мебели, имело скользящие стены-перегородки, благодаря которым можно было по желанию создавать то зал, то несколько небольших изолированных комнат.

Японский дом был и внутри так же ясен и прост, как и снаружи. В нем поддерживалась постоянная чистота. Отшлифованный до блеска пол покрывали светлыми соломенными циновками - татами, разделявшими комнату на ровные прямоугольники. Обувь снимали у порога, все необходимые вещи содержали в стенных шкафах, кухня находилась отдельно от жилого помещения. В комнатах, как правило, не было постоянных вещей. Их вносили и уносило по мере надобности. Но каждая вещь в пустом помещении, будь то цветок в вазе, картина или лаковый столик, притягивала внимание и приобретала особую выразительность.

Значительным становился и пейзаж, который можно было увидеть сквозь раздвинутые перегородки дома. Как правило, при японском доме устраивался небольшой сад, который как - бы расширял границы дома или храма. Пространство его строилось с таким расчетом, чтобы зритель мог чувствовать себя окруженным природой. Поэтому оно должно было казаться глубже, чем на самом деле. С разных углов зрения открывались для глаза новые перспективы, и каждое растение, каждый камень занимали в нем глубоко продуманное и точно найденное место. Садово-парковое искусство японцы переняли у китайцев, но придали ему другой смысл. Китайские сады предназначались для прогулок, японские больше подчинялись законам живописи, служили главным образом для созерцания и сами напоминали картину. Пейзажный свиток, росписи на ширмах и скользящих дверях вместе с садом при японском храме взаимно дополняли друг друга, выражая особенность японской культуры - стремление к гармонии с природой.

С оформлением пространства дома, храма, дворца или замка в средневековой Японии связанны почти все виды искусства. Каждый из них, развиваясь самостоятельно, в то же время служил дополнением другого. Например искусно подобранный букет дополнял и оттенял настроения, переданные в пейзажной картине. В изделиях декоративного искусства ощущалась та же безупречная точность глаза, то же чувство материала, что и в отделке японского дома. Недаром при чайных церемониях, как самая большая драгоценность употреблялась посуда, вылепленная руками. Её мягкий, глянцевидный и неровный черепок как бы хранил след пальцев, лепивших сырую глину. Розово-жемчужный, бирюзово-лиловый или серо-голубой цвета поливы не были броскими, но в них как бы ощущалось сияние самой природы, с жизнью которой связан каждый предмет японского искусства.

На сегодняшний день в Японии превалирует стильная хай-тек архитектура, представляющая собой фантастические объекты, которые, вместе с тем, совмещены с классическими прямоугольными формами. Окружности и конусы, столь популярные в современной японской архитектуре, вошли в нее всего несколько десятков лет назад. Планировка зданий Японии признана одной из лучших в мире – на территории страны почти отсутствуют пустующие или незадействованные площади.

Кроме того, особенностью традиционной японской архитектуры издавна являются деревянные здания с тонкими стенами и массивными плоскими крышами. Это связано с климатическими условиями страны и постоянной угрозой землетрясений. Дерево является достаточно прочным материалом, который способен выдержать сейсмические толчки.

Практически все японские храмы максимально сливаются с окружающим ландшафтом, производя впечатление полного единения с природой – опорной колонной нередко может служить мощное дерево. Обязательным элементом архитектуры храмов также считаются сады камней, символизирующие не только всю природу, но и целую Вселенную. Культовые сооружения Японии полностью лишены окраски и украшений – их красота заключается в простоте и естественности цельного неокрашенного дерева, являющегося основным материалом строительства.

Дополнительные аспекты

Широко распространенной особенностью японской архитектуры является абсолютная гармония здания и окружающего ее пространства. Архитекторы Японии не делят внешнее и внутреннее пространство домов на несколько отдельных частей – они создают такую обстановку, которая позволяет помещениям перетекать друг в друга.

Ведущим направлением в современной японской архитектуре выступает конструктивизм, удачно совмещаемый планировщиками с традиционным стилем. Эта тенденция четко прослеживается в футуристических зданиях сегодняшней Японии, которые оформлены садами с прудами и камнями, а также другими элементами старинной национальной стилизации. Главным стремлением японцев является создание удобных, минималистичных и надежных архитектурных решений.

Сегодня даже самые оригинальные и авангардные архитектурные строения возводятся японскими архитекторами с использованием экологически чистых материалов. Также в моде смелые геометрические конструкции, уникальность которых подчеркивают с помощью контрастных, но гармоничных цветов, а также разноцветной подсветки, привлекающей внимание к современным шедеврам японской архитектуры.

Многие японские частные дома не имеют прочного каменного фундамента, основываясь лишь на деревянных колоннах и крыше – японцы считают, что основание из камня мешает им устремляться в духовную сферу и отягощают их дух чрезмерным материализмом. В качестве пола японцы используют деревянный настил, который возвышается над землей на высоту около полуметра - он обеспечивает помещению отличную вентиляцию и уравновешивает температурные перепады.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх