Тревога у подростков лечение. Тревожные дети (признаки тревожности, причины, последствия). Тревожные расстройства и паника: причины их возникновения, признаки и симптомы, диагностика и терапия

Температура – один из важнейших показателей здоровья, помогающий понять: какое соотношение между выработанным теплом и теплообменом, происходящим между органами и их тканями, с одной стороны, и внешней средой – с другой. Как ни странно, но её показатели не одинаковы для всех и зависят от следующих факторов:

  • возраст (повышается у детей во время игр или продолжительного плача; чем старше человек, тем ниже показатели)
  • пол (у женщин выше, чем у мужчин)
  • состояние организма (повышается: в активном состоянии, испытывая физические нагрузки, принимая пищу)
  • время суток (с утра ниже, к вечеру повышается)
  • влияние окружающей среды (в жаркую погоду может повыситься)

Температура тела — важный показатель здоровья человека

К субфебрильной относится температура 37 – 37,5 °С и считается таковой, если она появилась без видимых причин и держится определенный промежуток времени, порой до нескольких месяцев. Человек может ощущать это, а может и не замечать этого. Для того, чтобы сделать вывод о том, субфебрильная температура у вас или это единичный случай, который вызван конкретной ситуацией, стоит обратиться к врачу.

Делаются замеры, которые происходят несколько раз в день, в одно и то же время на протяжении некоторого времени. На основании этих данных строится температурная кривая. Её необходимо проанализировать, выяснить, есть ли сопутствующие изменения и провести лабораторную диагностику. В результате можно понять причину или причины, приведшие к повышению температуры.

Такое состояние может соответствовать многим заболеваниям, среди которых: депрессии, вегетососудистая дистония, неврозы.

Температура при неврозе

Что собой представляет невроз и какова природа этой болезни? Это заболевание является функциональным, т.е. обратимым и представляет собой не «поломку» какого-то органа, а лишь нарушение в работе, в нашем случае не органа, а центральной нервной системы.

Иногда упадок сил способствует тому, что температура падает до показателя 35°С, но она так же может выскочить и вверх, а порой может находиться на субфебрильных отметках.

За терморегуляцию и сбалансированность отвечает гипоталамус – центральный орган вегетативной системы. Стойкое расстройство теплообменных процессов свидетельствует о нарушениях в его работе.

При неврозе температура тела может повышаться или понижаться

Неинфекционное повышение температуры может свидетельствовать о проявлениях симптомов всд, в частности вегетоневроза. Это состояние с субфебрильной температурой может быть продолжительным по времени и проявляться в следующих случаях:

Психогенные причины повышенной температуры при неврозе:

  • детский и юношеский возраст на фоне всд
  • зндокринные патологии в переходном возрасте (гормональные перестройки)
  • стресс
  • физические и эмоциональные перегрузки
  • железодефицитная анемия

Личностные особенности больного:

Вы в группе риска, если у вас: слабая нервная система невротического склада, вы эмоционально уязвимы, наследственная предрасположенность, беременность, вы – житель мегаполиса.

Эмоциональный стресс, тяжелые умственные нагрузки — все это основные причины повышения температуры тела при неврозе

Симптомы невроза с температурой:

  • астения
  • повышенная температура тела
  • боли в мышцах и суставах
  • «ватные» конечности

Почему держится субфебрилитет, каковы его причины? Иногда этому состоянию предшествовала болезнь и это может быть её отголоском. Когда же не было ничего подобного, то можно говорить о зарождающейся дисфункции.

Чтобы правильно поставить диагноз, нужно действовать методом исключения: нужно исключить наличие воспалительных процессов, инфекционных заболеваний, проявлений хронических болезней. И вот если все эти факторы исключены, а цифры продолжает держаться на повышенных отметках, то принято говорить о вегетоневрозе.

При неврозе организм работает в стрессовом состоянии. Стресс способен повысить температуру и здесь организм попадает в замкнутый круг: иммунная система ослаблена и плохо выполняет свои функции, следовательно, развиваются инфекционные процессы, а они приводят в стрессовое состояние нервную систему, разбалансируют вегетативную систему и подогревают уже запущенные процессы.

Если повышение температуры происходит от воспалительного процесса, то можно с уверенностью сказать, что работа иммунной системы нарушена и выглядит это в виде увеличенных лимфоузлов и проявлениях признаков болезни на слизистых. Соответственно, лечение будет успешным, если будут устранены причины во всех 3-х направлениях: восстановлена работа нервной и иммунной системы, осуществлён поиск и найдена инфекция, проведена санация слизистых.

У 1/3 больных неврозом есть в наличии субфебрильная температура. Она не опасна, может быть и не замечена человеком, но не стоит недооценивать ситуацию, т.к. может развиться психосоматическая болезнь.

При неврозе организм работает в стрессовом состоянии

Температура при депрессии

У каждого человека есть свои внутренние биологические часы и от того, как они работают, будут зависеть такие жизненно важные показатели, как артериальное давление, сердечный ритм, тонус сосудов, температура тела. В течение суток наша температура меняется: наименьшие её показатели в утренние часы (в районе 4-5 часов), наивысшие между 15 и 18 часами. У здорового человека эта разница невелика и составляет 1,2 – 1,5°С. У человека, находящегося в состоянии депрессии эта разница почти отсутствует и показатели ее находятся на завышенных позициях.

Депрессия – это комплексное расстройство, а не патология конкретного органа. Поэтому причин, по которым может долгое время держаться температура, тоже может быть много.

Для точного их определения нужно очень внимательно провести устный опрос: выяснить, были ли оперативные вмешательства и по какому поводу, принимались ли какие-либо препараты, посещались ли другие страны, выясняются бытовые условия и профессиональные особенности, увлечения, а так же нужно исключить ложные причины субфебрилитета. Ложными причинами может быть банальный поломанный градусник. На следующем этапе проводится эпидемическое и клиническое обследование.

Если причина определена и она не относится к инфекционным болезням и воспалительным процессам в организме, то все расстройства терморегуляции относят в вегетососудистой дистонии – одному из симптомов температурной депрессии.

Температура при панических атаках

ПА – это приступ страха, невротическая реакция. Особенность её в том, что возникает она внезапно, на первый взгляд без видимых причин. Вызывать её могут любые умственные, эмоциональные или физические перенапряжения.

Повышенную температуру тела может вызывать сбой в работе гипоталамуса.

Повышение температуры тела может произойти и при панических атаках

Суть панической атаки: это выглядит в виде выброса адреналина в кровь. Постоянная бомбардировка гипоталамуса повышенными дозами адреналина и приводит к тому, что терморегуляция нарушена и температура может повышаться.

Все патологические отклонения в работе нервной системы излечимы, если вы будете находиться в тесном контакте с врачом психотерапевтом. Существуют лекарственные и немедикаментозные способы лечения, методики дыхательной и мышечной релаксации. Все они играют исключительно важную роль для купирования и лечения этих состояний.

Родители беспокоятся, когда их ребенок постоянно тревожен, такое с ним случается, когда он расстается с родителями, идет в детский сад и в других ситуациях. Многие педиатры убеждены в том, что это тревожность должна быть у ребенка. Главное, чтобы родители с пониманием относились к своему малышу, не усугубляли ситуацию, когда ребенок станет взрослым, он сможет избавиться от тревожности.

Отклонением является повышенная тревожность ребенка – полный отказ от похода в детский сад, школу, купания и т.д. В данной ситуации нужна серьезная психологическая помощь.

Как различить нормальную и патологическую тревожность?

Если ребенок рыдает, закатывает маленьким, когда расстается с матерью, это нормально. Такая тревога развивается до одного года, может продолжаться до 4-х лет, у каждого протекает индивидуально. В старшем возрасте нормально, когда ребенок немного волнуется, если расстался на некоторое время с родителями. В этой ситуации нужно терпение, настойчивость и понимание.

У некоторых детей сильная тревожность длится долгое время, у них она обостряется в подростковый период, некоторым не дает полноценно жить, развиваться, учится. Это говорит о том, что у ребенка серьезное .

Облегчение тревожности у ребенка

1. Как можно чаще разлучайтесь, для этого оставляйте ребенка с бабушками, дедушками, затем с воспитателями, ребенок должен отвыкнуть от мамы, папы, уметь адаптироваться к другим условиям.

2. Разлучайтесь после кормлений, сна. Обратите внимание, дети в младенческом возрасте чувствительно относятся к разлуке.

3. Придумайте веселое прощание, оно должно ребенка ободрять, вызывать положительные эмоции.

4. Ребенок должен адаптироваться к другим условиям постепенно, нельзя этого делать резко.

5. Уходить нужно тихо, при этом предварительно поговорить с ребенком, спокойно ему все объяснить.

6. Не пугайте ребенка, не показывайте фильм ужасов, чтобы ребенок не боялся быть дома.

7. Не поддавайтесь на уловки ребенка, старайтесь убеждать его, нельзя у него идти на поводу.

Симптомы тревоги у ребенка

Обратите внимание, если у детей тревожное расстройство – это уже нарушение в развитии. Это серьезная проблема эмоционального характера, ребенок страдает от острого беспокойства, когда с ним рядом нет родителей. Норму и отклонение тяжело отличить, все зависит, как именно проявляются детские , мешают ли они ему жить.

В тяжелых ситуациях дети, когда нервничают, плохо себя чувствуют, у них возникает желудочное расстройство, скачки артериального давление, у некоторых повышается температура тела. С психологической точки зрения, ребенок начинает врать, не хочет учиться, общаться с одногодками, боится, что останется сам без родителей.

Чаще всего для тревожного расстройства характерны такие симптомы:

1. Ребенок боится, что с родителями что-то случится, когда его не будет рядом. Дети волнуется, что мама или папа серьезно может заболеть.

2. Дети волнуются, что больше никогда не смогут увидеть своих родителей, они уверены в том, что их похитят, они забудут за детей.

3. Ребенку часто снится , где он расстается с родителями

Виды отказов ребенка при тревожном расстройстве

1. Дети не хотят идти в школу, они боятся выходить с дому.

2. Отказ от сна из-за того, что приходится делать это самому, ребенок боится , который ему может присниться.

3. Постоянные жалобы о плохом самочувствии – головные боли, неприятные дискомфортные ощущения в области живота.

4. Ходят следом за родителями, дома не играют самостоятельно, когда родители уходят, с истерикой могут цепляться за них.

Причины тревожности у детей

Такое происходит, если ребенок не чувствует надежной защиты в этом мире. Обратите внимание на своего ребенка, обязательно нужно выяснить и устранить причину таких страхов, из-за них он может стать психологически неуравновешенным, не может нормально жить.

Часто тревожность появляется после:

1. Смены места – новоселье, ребенка перевели в новый детский сад, школу.

2. Из-за пережитого – смерть близкого человека, постоянные скандалы в семье могут привести к серьезному расстройству нервной системы у ребенка.

3. Постоянной опеки. Часто, когда родители уделяют большое количество времени ребенку, никуда его не пускают, приводит к тому, что ребенок не может жить самостоятельной жизнью, появляется страх остаться одному. Это приводить к задержке развития ребенка.

Лечение тревожности у детей

Главное подойти к проблеме серьезно, ребенок должен почувствовать уверенность в себе и чувствовать себя в абсолютной безопасности. В семье должен быть спокойный и уютный микроклимат, ребенок должен себя чувствовать комфортно, избегайте конфликтных ситуаций.

Как можно чаще разговаривайте с ребенком, обратите внимание не нужно постоянно считать его маленьким, если вы будете вести себя с ним как взрослым, он себя будет так и чувствовать. Замедляются в развитии и постоянно чего-то боятся те дети, которых мама и папа балует и считает маленькими.

Психологические методы избавления от тревожности ребенка

1. Поговорите с ребенком и узнайте, что его волнует, чего он боится.

2. Разговаривайте обо все с ребенком. Он к вам не должен относиться со страхом, недоверием, вы должны стать для него другом.

3. Преодолевайте трудности.

4. Помогите ребенку почувствовать себя в полной безопасности.

5. Приучите ребенка к определенному рациону дня.

6. Установка определенных правил.

7. Дайте возможность ребенку выбрать.

8. Приучите ребенка быть независимым.

9. Спокойно относитесь к расставанию с ребенком.

10. Если ребенок долгое время находится дома из-за болезни, помогите ему быстро ему снова адаптироваться к детскому саду, школе.

11. Хвалите ребенка.

12. Заставляйте ребенка избавляться от стресса своего страха, нельзя, чтобы он держал их в себе.

13. Ребенок должен правильно питаться, полноценно спать и заниматься спортом. Здоровый образ жизни укрепляет нервную систему.

14. Всегда оставайтесь оптимистом, положительный настрой передастся вашему ребенку.

Итак, уровень тревожности у ребенка зависит от поведения родителей. Чаще всего они становятся виновниками проблемы.

Тревожное расстройство – это определенное психопатическое состояние, характеризующееся специфической симптоматикой. Тревогу испытывает периодически каждый субъект, вследствие различных ситуаций, проблем, опасных или тяжелых условий труда и т.д. Возникновение тревожности можно считать своеобразным сигналом, который сообщает индивиду об изменениях, происходящих в его организме, теле или во внешней среде. Отсюда выходит, что чувство тревоги выступает в роли приспособительного фактора при условии того, что оно не выражено чрезмерно.

Среди наиболее часто встречаемых сегодня тревожных состояний выделяют генерализованное и адаптивное. Генерализованное расстройство характеризуется выраженной устойчивой тревожностью, которая направлена на различные жизненные ситуации. Адаптивное расстройство характеризуется ярко выраженной тревожностью или иными эмоциональными проявлениями, которые зарождаются в сочетании со сложностями в адаптации к определенному стрессовому событию.

Причины тревожного расстройства

Причины образования тревожных патологий сегодня полностью не изучены. Для развития тревожных нарушений имеют значение психические и соматические условия. У некоторых субъектов данные состояния могут появляться без наличия четких пусковых механизмов. Чувство тревоги может быть ответной реакцией на внешние стрессовые раздражители. Также отдельные соматические заболевания являются сами по себе причиной тревожности. К таким заболеваниям можно отнести сердечную недостаточность, бронхиальная астму, гипертиреоидизм и др. Так, например, органическое тревожное расстройство может наблюдаться вследствие кардиоцеребральных и кардиальных нарушений, гипогликемии, сосудистой патологии головного мозга, эндокринных нарушений, черепно-мозговых травм.

К физическим причинам можно отнести прием лекарств или наркотических препаратов. Может вызывать тревожность отмена приема седативных препаратов, алкоголя, некоторых психоактивных средств.

Сегодня научные деятели выделяют психологические теории и биологические концепции, которые объясняют причины образования тревожных расстройств.

С точки зрения психоаналитической теории тревожность является сигналом образования недопустимой, запретной потребности, или посыла агрессивного либо интимного характера, которые мотивируют индивида к бессознательному предотвращению их выражения.

Симптомы тревожности в таких случаях рассматриваются в качестве неполного сдерживания или вытеснения недопустимой потребности.

Бихевиористические концепции рассматривают тревогу, а в частности, различные фобии изначально зарождаются в качестве условно-рефлекторной ответной реакции на пугающие или болезненные стимулы. В последующем тревожные реакции могут возникать и без посыла. Когнитивная психология, которая появилась позднее, акцентирует внимание на искривленных и неверных мысленных образах, которые предшествуют развитию симптомов тревоги.

С позиций биологических концепций тревожные нарушения являются результатом биологических отклонений, с резким повышением продуцирования нейромедиаторов.

У многих индивидов, у которых наблюдается тревожно паническое расстройство, отмечается также чрезвычайная чувствительность к небольшому увеличению концентрации в воздухе углекислого газа. В соответствии с отечественной систематикой тревожные нарушения причисляются к группе функциональных расстройств, другими словами к психогенно детерминированным болезненным состояниям, которые характеризуются осознанием заболевания и отсутствием трансформаций в личностном самосознании.

Тревожное расстройство личности также может развиваться вследствие наследственных особенностей темперамента субъекта. Часто данные состояния разных типов имеют отношение к поведению наследственного характера и включают в себя следующие черты: пугливость, замкнутость, стеснительность, необщительность, если оказывается в неизвестной ситуации.

Симптомы тревожного расстройства

Признаки и симптоматика данного состояния может значительно отличаться в зависимости от индивидуальных характеристик субъекта. Некоторые страдают от сильнейших приступов беспокойства, появляющихся внезапно, а другие – от возникающих навязчивых беспокойных мыслей, например, после выпуска новостей. Одни индивиды могут бороться с различными навязчивыми страхами или неконтролируемыми мыслями, другие живут в постоянном напряжении, которое их не тревожит абсолютно. Однако, несмотря на разнообразные проявления, все это вместе будет являться тревожным расстройством. Основным симптомом, которым считается постоянное присутствие или беспокойство в ситуациях, при которых большинство людей чувствуют себя в безопасности.

Все симптомы патологического состояния можно разделить на проявления эмоционального и физического характера.

К проявлениям эмоционального характера, кроме иррационального, безмерного страха и тревожности, относят также ощущение опасности, нарушение в концентрации внимания, предположение худшего, эмоциональную напряженность, повышенную раздражительность, чувство опустошенности.

Тревога является чем-то большим, чем простое ощущение. Ее можно рассматривать в качестве фактора готовности физического тела индивида к бегству или борьбе. Она содержит в себе широкий диапазон физических симптомов. Вследствие множества симптомов физического характера субъекты, страдающие тревожными состояниями, часто принимают свою симптоматику за болезнь тела.

Симптоматика тревожного расстройства физического характера включает ускоренное сердцебиение, диспепсические расстройства, интенсивное потоотделение, учащение мочеиспускания, головокружение, одышку, тремор конечностей, мышечное напряжение, быструю утомляемость, хроническую усталость, головные боли, нарушение сна.

Также была отмечена взаимосвязь между тревожным расстройством личности и . Так как множество индивидов, страдающих тревожным нарушением, имеют в анамнезе депрессию. Депрессивные состояния и тревожность тесно взаимосвязаны между собой психоэмоциональной уязвимостью. Именно поэтому они довольно часто сопровождают друг друга. Депрессия способна усугубить тревогу и, наоборот.

Тревожные расстройства личности бывают генерализованного, органического, депрессивного, панического, смешанного типа, вследствие чего симптомы могут отличаться. Так, например, органическое тревожное расстройство характеризуется клиническими проявлениями качественно идентичными симптомам тревожно-фобического расстройства, но для диагностирования органического тревожного синдрома необходимо наличие этиологического фактора, который вызывает тревожность как вторичное проявление.

Генерализованное тревожное расстройство

Расстройство психики, характеризующееся общей постоянной тревожностью, не связанной с конкретными событиями, предметами или ситуациями носит название генерализованное тревожное расстройство личности.

Лицам, страдающим расстройствами данного вида, присуща тревожность, для которой характерна устойчивость (продолжительность не менее 6 месяцев), генерализованность (т.е. тревожность проявляется в выраженной напряженности, беспокойстве, ощущении будущих неприятностей в событиях повседневности, наличии различных страхов и дурных предчувствий), не фиксированностью (т.е. тревога не ограничивается какими-либо конкретными событиями или условиями).

Сегодня выделяют три группы симптомов данного вида расстройства: беспокойство и опасения, моторное напряжение и гиперактивность. Опасения и беспокойство обычно довольно трудно контролируются, а их длительность дольше, чем у людей, не страдающих генерализированным тревожным расстройством. Беспокойство не фокусируется на специфичных проблемах, например, таких как вероятность возникновения панического приступа, попасть в затруднительное положение и др. Моторное напряжение может выражаться в напряжении мышц, головной боли, треморе конечностей, неспособности расслабиться. Гиперактивность нервной системы выражается в повышенном потоотделении, ускоренном сердцебиении, ощущении сухости во рту и дискомфорта в эпигастральной области, головокружении.

Среди типичных симптомов генерализованного тревожного расстройства личности также можно выделить раздражительность и повышенную чувствительность к шуму. Другими симптомами со стороны моторики считается наличие ноющих мышечных болей и ригидности мышц, в особенности мышц плечевой области. В свою очередь вегетативные симптомы можно сгруппировать по функциональным системам: желудочно-кишечные (ощущение сухости во рту, затрудненность глотания, дискомфорт в эпигастральной области, повышенное газообразование), дыхательные (затрудненность вдоха, чувство сжатия в грудной области), сердечнососудистые (дискомфорта в сердечной области, учащенное сердцебиение, пульсация шейных сосудов), урогенитальные (частое мочеиспускание, у мужчин – исчезновение эрекции, снижение либидо, у женщин – менструальные нарушения), нервная система (пошатывание, ощущение расплывчатости зрения, головокружение и парестезия).

Тревожное состояние также характеризуется нарушением сна. Люди с таким расстройством могут испытывать трудности в процессе засыпания и ощущать беспокойство при пробуждении. У таких больных сон характеризуется прерывистостью и наличием сновидений неприятного характера. Пациентам с генерализованным тревожным нарушением часто снятся кошмары. Они часто просыпаются с ощущением усталости.

Индивид с таким расстройством часто имеет специфический внешний вид. Лицо и поза его выглядят напряженными, брови нахмуренные, он беспокоен, нередко наблюдается дрожание в теле. Кожные покровы такого больного бледные. Пациенты склонны к плаксивости, что отражает подавленность настроения. Среди других симптомов данного расстройства следует выделить быструю утомляемость, депрессивные и обсессивные симптомы, деперсонализацию. Перечисленные симптомы являются второстепенными. В случаях, когда эти симптомы являются ведущими, нельзя ставить диагноз генерализованное тревожное расстройство личности. У некоторых пациентов была отмечена периодическая гипервентиляция.

Тревожно-депрессивное расстройство

Заболеванием современности можно назвать тревожно-депрессивное расстройство, которое существенно понижает качество жизни индивида.

Тревожно-депрессивное расстройство следует отнести к группе невротических расстройств (неврозы). Неврозами называют психогенно детерминированные состояния, характеризующиеся значительным разнообразием симптоматических проявлений, отсутствием трансформаций личностного самосознания и осознанием заболевания.

В течение жизни риск развития тревожно-депрессивного состояния составляет около 20%. При этом, всего лишь одна треть заболевших обращается к специалистам.

Основным симптомом, определяющим наличие тревожно-депрессивного расстройства является устойчивое ощущение неотчетливой тревоги, объективных причин для возникновения которой не существует. Тревогой можно назвать неизменное ощущение близящейся опасности, катастрофы, аварии угрожающей близким людям или самому индивиду. Важно понимать, что при тревожно-депрессивном синдроме индивид испытывает страх не перед определенной угрозой, которая реально существует. Он только ощущает смутное чувство опасности. Данное заболевание опасно тем, что постоянное чувство тревоги стимулирует производство адреналина, который способствует нагнетанию эмоционального состояния.

Симптомы данного расстройства делятся на клинические проявления и вегетативные симптомы. К клиническим проявлениям относят устойчивое снижение настроения, повышенное беспокойство, постоянное чувство тревоги, резкие колебания эмоционального состояния, стойкое расстройство сна, навязчивые опасения различного характера, астению, слабость, постоянную напряженность, беспокойство, быструю утомляемость; понижение концентрации внимания, работоспособности, скорости мышления, усвоения нового материала.

К вегетативным симптомам относят учащенное или интенсивное сердцебиение, тремор, ощущение удушья, повышенную потливость, приливы, влажность ладоней, болевые ощущения в области солнечного сплетения, ознобы, расстройства стула, учащенное мочеиспускание, боль в животе, напряжение в мышцах.

Подобные дискомфортные ощущения испытывает множество людей в стрессовых ситуациях, но для диагностирования тревожно-депрессивного синдрома у пациента должны быть выявлены несколько симптомов в совокупности, которые наблюдаются на протяжении нескольких недель или месяцев.

Существуют группы риска, которые чаще подвержены тревожным нарушениям. Так, например, женщины гораздо чаще мужской половины населения подвержены тревожно-депрессивным расстройствам. Так как прекрасная половина человечества характеризуется боле выраженной эмоциональностью, по сравнению с мужчинами. Поэтому женщинам нужно научиться расслабляться и сбрасывать накапливаемое напряжение. Среди факторов, способствующих возникновению неврозов у женщин, можно выделить гормональную перестройку организма в связи с фазами менструального цикла, беременностью или послеродовым состоянием, менопаузой.

Люди, которые не имеют постоянного места работы, гораздо чаще подвержены возникновению тревожно-депрессивных состояний, чем работающие индивиды. Ощущение собственной несостоятельности в финансовом плане, постоянный поиск места работы и преследующие неудачи на собеседованиях ведут к появлению чувства безысходности. Наркотики и алкоголь также являются факторами, способствующими развитию тревожно-депрессивных состояний. Алкогольная или наркотическая зависимость разрушает личность индивида и ведет к возникновению психических расстройств. Постоянно сопутствующая депрессия принуждает искать счастья, удовлетворения в новой порции спиртного или дозе наркотического препарата, которая лишь усугубит депрессию. Неблагоприятная наследственность часто бывает фактором риска развития тревожно-депрессивных расстройств.

Тревожные расстройства у детей, чьи родители страдают психическими расстройствами, наблюдаются чаще, чем у детей со здоровыми родителями.

Пожилой возраст также может являться предпосылкой к возникновению расстройств невротического характера. Индивиды в таком возрасте теряют социальную значимость, дети их уже выросли и перестали зависеть от них, многие друзья умерли, у них наблюдается депривация в общении.

Низкий уровень образования ведет к появлению тревожных расстройств.

Тяжелые соматические заболевания образуют самую тяжелую группу больных тревожно-депрессивными расстройствами. Ведь многие люди часто страдают неизлечимыми заболеваниями, которые могут вызывать сильнейшие боли и дискомфорт.

Тревожно-фобические расстройства

Группу расстройств, возникающих вследствие совокупности психологических факторов воздействия и внешних причин, называют тревожно-фобическими расстройствами. Возникают они вследствие воздействия психотравмирующих раздражителей, семейных неприятностей, потери близких, крушений надежд, проблем, связанных с работой, предстоящего наказания за совершенное ранее правонарушение, опасности для жизни, здоровья. Раздражитель бывает однократного сверхсильного воздействия (острая психическая травма), или многократного слабого действия (хроническая психическая травма). Черепно-мозговые травмы, различного рода инфекции, интоксикации, болезни внутренних органов и заболевания желез внутренней секреции, длительное недосыпание, постоянное переутомление, нарушение в режиме питания, длительное эмоциональное напряжение являются теми факторами, которые способствуют возникновению заболеваний психогенного характера.

К основным проявлениям фобического невротического нарушения относят , панические атаки и фобии ипохондрического характера.

Могут выражаться в виде всепоглощающего ощущения страха и чувства приближающейся смерти. Они сопровождаются вегетативными симптомами, такими как ускоренное сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, потливость, тошнота, головокружение. Приступы панической атаки могут продолжаться от пары минут и до часа. Часто больные во время таких атак боятся утратить контроль над поведением или опасаются сойти с ума. В основном, панические атаки появляются самопроизвольно, но временами их возникновение могут спровоцировать резкие перемены в погодных условиях, стресс, недосыпание, физическое перенапряжение, чрезмерная половая активность, злоупотребление алкогольными напитками. Также некоторые соматические заболевания могут спровоцировать появление первых панических атак. К таким заболеваниям можно отнести: гастрит, остеохондроз, панкреатит, некоторые заболевания сердечнососудистой системы, заболевания щитовидной железы.

Психотерапия тревожных расстройств личности направлена на устранение тревожности и коррекцию неадекватного поведения. Также в ходе терапии больных обучают основам расслабления. Для лечения индивидов, страдающих тревожными расстройствами, может применяться индивидуальная или групповая психотерапия. Если в анамнезе заболевания превалируют фобии, то пациенты нуждаются в психоэмоциональной поддерживающей терапии, позволяющей улучшить психологическое состояние таких пациентов. А ликвидировать фобии позволяет поведенческая психотерапия и применение гипноза. Также может применяться при лечении навязчивых страхов и рациональная психотерапия, при которой пациенту объясняется суть их заболевания, вырабатывается адекватное понимание пациентом симптомов заболевания.

Смешанное тревожно-депрессивное расстройство

В соответствии с международной классификацией болезней тревожные состояния подразделяются на тревожно-фобические расстройства и другие тревожные расстройства, которые включают в себя смешанное тревожно-депрессивное расстройство, генерализованное и тревожно паническое расстройство, обсессивно-компульсивные нарушения и реакции на серьезный стресс, нарушения адаптации, включающие в себя посттравматическое стрессовое расстройство.

Постановка диагноза смешанного тревожно-депрессивного синдрома возможна в тех случаях, когда у пациента наблюдаются приблизительно в одинаковой степени выраженности симптомы тревоги и депрессии. Другими словами наряду с тревожностью и ее вегетативными симптомами наблюдается также снижение настроения, потеря прежних интересов, снижение мыслительной деятельности, двигательная заторможенность, исчезновение уверенности в собственных силах. Однако при этом состояние больного невозможно непосредственно связать с какими-нибудь психотравмирующим событием и стрессовыми ситуациями.

К критериям смешанного тревожно-депрессивного синдрома относят временное или устойчивое дисфоричное настроение, которое наблюдается с 4-мя и более симптомами в течение не менее месяца. Среди таких симптомов выделяют: трудности концентрации внимания или заторможенность мышления, нарушения сна, усталость или быстрая утомляемость, плаксивость, раздражительность, беспокойство, безнадежность, повышенная настороженность, заниженная самооценка или наличие чувства никчемности. Также перечисленные симптомы должны вызывать нарушения в профессиональной сфере, социальной или другой важной области жизнедеятельности субъекта либо провоцировать клинически значимый дистресс. Все названные выше симптомы не обусловлены приемом каких-либо препаратов.

Лечение тревожных расстройств

Психотерапия тревожных расстройств и медикаментозное лечение препаратами, обладающими противотревожным действием, являются основными методами лечения. Применение когнитивно-поведенческой терапии в лечении тревожности позволяет идентифицировать и изжить отрицательные шаблоны мышления и алогичные воззрения, которые подпитывают тревогу. Для излечения повышенной тревожности обычно применяется от пяти до двадцати ежедневных сеансов.

Для терапии также применяется десенсибилизация и конфронтация. В ходе лечения пациент противостоит собственным страхам в неопасной среде, которая контролируется терапевтом. Посредством повторяющегося погружения, в воображении или реальности, в ситуацию, провоцирующую возникновение страха, пациент приобретает большее ощущение контроля. Непосредственно посмотреть в лицо своему страху, позволяет постепенно уменьшить беспокойство.

Гипноз является надежным и быстрым механизмом, использующимся в лечении тревожных расстройств. Когда индивид находится в глубокой телесной и умственной релаксации, терапевт применяет различные терапевтические приемы, помогающие пациенту взглянуть в лицо собственным страхам и их преодолеть.

Дополнительной процедурой в лечении данной патологии является физическая реабилитация, которая основывается на упражнениях, взятых из йоги. Исследования показали эффективность снижения тревожности после выполнения тридцатиминутного специального комплекса упражнений от трех до пяти раз в неделю.

В лечении тревожных расстройств используются различные лекарственные средства, включающие в себя антидепрессанты, бета-адреноблокаторы и транквилизаторы. Любое медикаментозное лечение показывает свою эффективность только в сочетании с сеансами психотерапии.

Бетта-адреноблокаторы применяются с целью снятия вегетативных симптомов. Транквилизаторы уменьшают выраженность проявлений тревожности, страха, содействуют снятию мышечного напряжения, нормализации сна. Недостаток транквилизаторов заключается в способности обуславливать привыкание, по причине которого возникает зависимость у пациента, следствием такой зависимости будет синдром отмены. Именно поэтому их следует назначать только по серьезным показаниям и недлительным курсом.

Антидепрессантами называются лекарственные препараты, которые нормализуют патологически измененное депрессивное настроение и способствуют редукции соматовегетативных, познавательных, двигательных проявлений, вызванных депрессией. Наряду с этим множество антидепрессантов обладают также и противотревожным эффектом.

Тревожные расстройства у детей также лечат при помощи когнитивно-поведенческой терапии, лекарственных препаратов или их сочетанием. Среди психиатров распространено мнение, что для терапии детей наибольшим эффектом обладает поведенческая терапия. Ее методы базируются на моделировании устрашающих ситуаций, обуславливающих навязчивые мысли, и принятии комплекса мер, которые предупреждают нежелательные реакции. Применение же лекарственных препаратов оказывают менее продолжительный и менее позитивный эффект.

Большинство тревожных нарушений не требует назначения лекарственных препаратов. Обычно индивиду с тревожным расстройством достаточно разговора с терапевтом и его уговоров. Беседа не должна быть длительной по времени. Пациент должен ощущать, что он всецело занимает внимание терапевта, что его понимают и ему сочувствуют. Терапевту необходимо предоставить больному четкое объяснение любых соматических симптомов, которые имеют связь с тревогой. Необходимо помочь индивиду преодолеть или примириться с любой социальной проблемой, относящейся к заболеванию. Так неопределенность только может повысить тревожность, а четкий план терапии помогает ее снизить.

– это группа аффективных нарушений, характеризующихся эмоциональным напряжением, беспокойством, страхами. В центре переживаний ребенка – негативные ожидания и предчувствия относительно собственной жизни, здоровья, отношений в семье и школе. Иногда тревожность принимает форму навязчивых мыслей, компульсивных действий, фобий, панических атак, ночных кошмаров. Основные методы диагностики – сбор анамнеза, беседа, наблюдение. Дополнительно используется психодиагностика. Распространенным методом лечения является когнитивно-бихевиоральная психотерапия в сочетании с приемом антидепрессантов и анксиолитиков.

МКБ-10

F41 Другие тревожные расстройства

Общие сведения

Тревожные расстройства у детей относятся к широкой группе эмоциональных нарушений детского возраста. Их распространенность постоянно растет, в настоящее время патология занимает второе место среди психических заболеваний в детстве и подростничестве (после поведенческих отклонений). Активные исследования последних 20 лет позволили выявить новые нозологические единицы, которые теперь включены в МКБ-10 и DSM-IV – официальные классификаторы болезней. Эпидемиологические показатели колеблются от 4 до 15% в различных возрастных группах. Наиболее подвержены тревожным симптомам дошкольники и младшие школьники. У девочек преобладают варианты расстройств с выраженным эмоциональным компонентом, у мальчиков – с соматическим (нарушения пищеварения и сна, абдоминальные и головные боли).

Причины

Тревога является естественной реакцией, усиливающей концентрацию внимания и активизирующей механизмы борьбы или бегства в ситуации угрозы. При ее усилении нарушается процесс адаптации, постоянная психофизиологическая напряженность приводит к истощению. В таких случаях говорят о тревожном расстройстве. У детей его причинами могут стать:

  • Врожденные факторы. Результаты близнецовых исследований доказывают, что склонность к интенсивной тревоге передается по наследству. Она может быть обусловлена особенностями гуморальной регуляции и функционирования нервной системы. Также в группе риска находятся дети, имеющие пренатальные и натальные поражения ЦНС.
  • Стиль воспитания. Симптомы тревоги формируются в результате определенного отношения родителей к ребенку. Развитию расстройств способствуют психастенические черты матери (реже – отца), гиперопека , директивные методы воспитания.
  • Психотравмирующее событие. Тревожность ребенка может быть спровоцирована переживанием болезни, разлуки с близким человеком, резким ухудшением материальных возможностей семьи, катастрофами, природными и военно-политическими катаклизмами. Единичное воздействие психотравмы переносится детьми проще, повторные эпизоды формируют невротические нарушения .

Патогенез

Периодическое проявление тревоги является нормальной реакцией организма, служит мотивационным компонентом поведения, обеспечивая высокий уровень бдительности, целеустремленности и готовности прикладывать усилия для достижения результата. Однако частые, неконтролируемые опасения негативно влияют на способность адекватно оценивать ситуацию и целенаправленно действовать, а в тяжелых случаях искажают восприятие повседневных событий. Тревожное состояние всегда ориентировано на будущее и проявляется страхом по отношению к тому, что может произойти. Чем сильнее выражено расстройство, тем более широк круг событий, которые расцениваются как опасные.

На физиологическом уровне высокую тревожность связывают с дисфункциями в отделах лимбической системы и гиппокампа, ответственных за регуляцию эмоций. И. П. Павлов рассматривал страх и тревогу как варианты проявления пассивно-оборонительного рефлекса. В основе данных эмоций – инстинкт самосохранения, активизирующий все системы организма для бегства либо борьбы. И если в норме возбуждение и торможение ЦНС сбалансировано, естественный оборонительный рефлекс сменяется расслаблением, то при расстройстве тревожного типа существует ригидность нейронных процессов – эмоция, ставшая неактуальной, переживается вновь и вновь.

Классификация

Существует множество видов детских тревожных расстройств, различающихся симптоматикой. Их общее проявление – продолжительное беспокойство, неадекватное существующей ситуации, которое негативно влияет на повседневную жизнь ребенка, снижает ощущение психологического комфорта. С учетом особенностей клинической картины выделяют:

  • Общее тревожное расстройство. При генерализованном ТР дети постоянно беспокоятся о различных сферах жизни – о здоровье, безопасности, отношениях со сверстниками и родителями, успешности учебы. Из всех вариантов будущего негативный кажется наиболее вероятным.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. При ОКР тревога проявляется навязчивыми действиями и мыслями. Ритуалы на непродолжительное время обеспечивают ощущение спокойствия.
  • Фобии. Предчувствие опасности может оформиться в устойчивый страх (фобию) определенных объектов и ситуаций. Часто дети боятся высоты, темноты, выдуманных чудовищ, социальных контактов.
  • Панические атаки. Интенсивная тревога иногда проявляется нарастанием вегетативных симптомов – головокружением, учащением сердцебиения, дыхательным спазмом, перенапряжением мышц, составляющих клинику панической атаки . Ребенок начинает избегать событий, способных спровоцировать панику.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство. Данный вариант тревоги возникает как результат переживания травматического события, не вписывающегося в рамки привычного опыта. ПТСР у детей проявляется внезапным наплывом воспоминаний и ночными кошмарами.

Симптомы

Основной симптом – стойкое, выраженное беспокойство. Пациенты чувствуют себя эмоционально напряженными, не могут отвлечься от негативных переживаний и расслабиться. Из-за тревоги они испытывают трудности с концентрацией внимания, подростки сообщают об ощущении «пустоты в голове». Повышенная нервозность проявляется раздражительностью, плаксивостью, пугливостью. Характерно вздрагивание при неожиданных резких звуках, изменении освещенности, внезапных прикосновениях. Поведение становится избегающим (ограничительным): дети отказываются от общения, прогулок, активных игр, путешествий, употребления некоторых продуктов.

Среди физических симптомов тревожных расстройств преобладает беспричинная усталость и быстрая истощаемость. Больные жалуются на головокружение, слабость, головные и мышечные боли, дискомфортные ощущения в области живота и груди. Может отмечаться повышенная потливость, особенно в стрессовых ситуациях, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, тремор и дрожь, чувство кома в горле, приливы жара, озноб. Аппетит чаще снижен, но иногда развивается прожорливость с последующей тошнотой и рвотой. Нарушения сна включают трудности засыпания, пробуждения среди ночи, кошмары.

Симптомами фобических расстройств являются устойчивые страхи. Формируется боязнь ситуаций, которые на самом деле не представляют угрозы либо могут быть опасны лишь при определенных условиях. Малыши раннего возраста боятся темноты, высоты, разлучения с матерью. У дошкольников активно развивается воображение, страхи связаны со сказочными или выдуманными чудовищами – драконами, динозаврами, ожившими скелетами, зомби, оборотнями. У школьников на первый план выходят социальные фобии – боязнь общения, знакомства, публичного выступления. Подростки испытывают страх потери контроля, смерти, сумасшествия, переживания позора. Тревога после переживания психотравмы характеризуется «флешбеками» – неконтролируемыми пугающими наплывами воспоминаний, кошмарами по ночам.

При обсессивно-компульсивном расстройстве тревожность сопровождается формированием навязчивых представлений пугающего характера. Дети мысленно проигрывают негативные варианты развития событий, испытывая при этом страх. Справиться с эмоциональным напряжением им отчасти помогают ритуальные действия – компульсии. Наиболее распространенные – частое мытье рук, перебирание края одежды, обкусывание ногтей, хождение по периметру комнаты. При панических атаках тревога возникает без видимой причины и мгновенно нарастает, проявляясь вегетативными симптомами. Самочувствие ухудшается – возникает головокружение, потемнение в глазах, чувство отчужденности собственной личности, нереальности предметов и событий. Вторично формируется страх очередной панической атаки, избегающее поведение.

Осложнения

Эмоциональные расстройства нередко приводят к осложнениям, так как дети неспособны понять и критически оценить собственные переживания. Они не сообщают о подавленном настроении и постоянном чувстве тревоги, поэтому диагностика проводится несвоевременно. Подростки не рассказывают о беспокоящих мыслях, опасаясь непонимания и осуждения со стороны окружающих. Длительное течение расстройства без адекватной терапии осложняется депрессией , аутическими изменениями поведения. Пациенты склонны к самообвинению, чувствуют одиночество, замыкаются, избегают общения. Возрастает риск социальной дезадаптации, суицидальных попыток на фоне депрессии.

Диагностика

Основное обследование проводит врач-психиатр : беседуя с родителями и ребенком, он собирает клинико-анамнестические данные, выясняет наличие соматических заболеваний, врожденных патологий ЦНС, уточняет условия проживания, особенности адаптации в детском саду, школе. При преобладании жалоб на состояние физического здоровья врач направляет на консультацию к педиатру, детскому неврологу для проведения дифференциальной диагностики. К специальным методам исследования относятся:

  • Беседа. В ходе непринужденного общения с ребенком специалисту нередко удается определить причину тревоги – страхи, деструктивные взаимоотношения в школе и семье, проблемы с учебой, воспоминания о психотравме. При выраженной тревожности дети пассивны, но становятся более открытыми при установлении доверительного контакта и обсуждении актуальных, беспокоящих тем.
  • Наблюдение. Врач оценивает эмоции и поведение ребенка. Для тревожного состояния характерна эмоциональная и двигательная скованность, гиперреакции на неожиданные раздражители (шум за дверью, вход без предупреждения посторонних людей). Малыши часто не хотят отходить от мамы, боятся смотреть в глаза.
  • Опросники. Подросткам предлагается ответить на вопросы стандартизированных методик для выявления повышенной тревоги. Используется шкала Спилбергера-Ханина, тест школьной тревожности Филлипса, тест на определение уровня тревожности Бека.
  • Проективные тесты. Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста применяются методики, выявляющие неосознаваемые доминирующие эмоции (страх, беспокойство) и проблемы в межличностных отношениях. Распространенными инструментами диагностики являются рисуночные тесты (рисунок человека, семьи, несуществующего животного) и проективный тест «Выбери лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Лечение тревожных расстройств у детей

Терапевтическую помощь детям оказывают психиатры и психотерапевты , но для успешной реабилитации необходимо подключение матери, отца и других близких родственников. Объем лечебных процедур определяется индивидуально: при легких формах расстройств достаточно одного курса и поддержки родителей, при тяжелом течении необходимо продолжительное и периодические встречи с психологом . Общая схема лечения выглядит следующим образом:

  • Психотерапия. На сеансах когнитивно-поведенческой терапии психотерапевт корректирует деструктивные установки, заменяет негативные суждения позитивными, обучает навыкам управления эмоциями и решения проблем. В итоге ребенок научается самостоятельно разрешать сложные ситуации, противостоять влиянию стрессовых воздействий. Если тревога основана на страхах или фобиях, применяется техника систематической десенсибилизации.
  • Семейная психотерапия. Для устранения тревоги ребенка необходима корректировка повышенной тревожности родителей и проблемных семейных отношений – факторов развития и поддержания расстройства. Взаимодействуя с семьей, психотерапевт использует техники когнитивной психотерапии, гештальт-терапии . Он налаживает нормальную коммуникацию между всеми членами семьи, обучает родителей лучше понимать ребенка, контролировать эмоции, избегать ситуаций, провоцирующих тревогу у сына или дочери.
  • Лекарственная терапия. Медикаментозная помощь показана при умеренных и тяжелых симптомах тревоги. Для долгосрочной терапии используются антидепрессанты. Препаратами выбора являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Применение анксиолитиков в возрасте до 18 лет оправдано в исключительных случаях, когда имеются острые симптомы. С этой целью используются бензодиазепины, терапия проводится краткосрочно.

Прогноз и профилактика

Вероятность выздоровления во многом определяется своевременностью начала лечения и готовностью членов семьи помогать ребенку справляться с эмоциональными проблемами. При раннем обращении к специалистам прогноз благоприятный. Профилактика тревожных расстройств основывается на доверительных семейных отношениях, правильных способах воспитания, базирующихся на любви и уважении, без гиперопеки и авторитаризма. Важно проявлять искренность, открытость в общении, делиться собственным положительным опытом преодоления неуверенности и страхов. В сложных ситуациях необходимо оказывать поддержку, при неудачах – анализировать полученный опыт, учить ребенка делать выводы.

– психологическая особенность, характеризующаяся склонностью к беспокойству в большинстве жизненных ситуаций. Может проявляться чрезмерной привязанностью к матери, возбудимостью, гиперактивностью, подавленностью, замкнутостью, застенчивостью, страхами, нарушениями сна, аппетита. Диагностируется с помощью клинических (опрос, осмотр) и психологических (тесты, опросники) методик. Основой лечения является психологическая помощь, которая при необходимости дополняется применением лекарственных препаратов – антидепрессантов, транквилизаторов.

Общие сведения

Тревога – комплекс эмоциональных, когнитивных, поведенческих реакций, возникающих при воздействии стрессоров: определенных ситуаций, межличностных контактов, внутренних сигналов организма, прошлого опыта. Периодическое или постоянное чувство тревоги называется тревожностью. При слабой выраженности рассматривается как качество личности, индивидуальная особенность, при усилении – как психическое расстройство . Распространенность патологической тревожности в составе аффективных расстройств среди детей и подростков составляет 2%. Менее выраженные устойчивые симптомы определяются примерно у 40-60% дошкольников и школьников. До 12 лет патология чаще диагностируется у мальчиков, в последующем – у девочек.

Причины повышенной тревожности

Тревожность развивается как результат воздействия внутренних и внешних факторов. Преобладание тех или иных причин определяется возрастом. Выделяют четыре большие группы обстоятельств, способствующих возникновению данной патологии:

  • Эмоциональный опыт. Актуальная повышенная тревожность поддерживается эмоциями, которые вызываются воспоминаниями о пережитом событии. Боязнь повтора требует постоянного контроля ситуации, самоконтроля. Неспособность управлять обстоятельствами провоцирует тревогу, порождает новый негативный опыт, который становится дополнительным источником беспокойства.
  • Личностные особенности. Источниками постоянной тревоги являются внутриличностные конфликты. Актуализация происходит при формировании противоречия между идеальным и реальным образом Я. Тревожности подвержены ранимые, обидчивые, предрасположенные к запоминанию негативного опыта дети, подростки.
  • Семейное воспитание. Диапазон искаженных стилей воспитания, способных сформировать повышенную тревожность, очень широк. Напряжение, беспокойство развиваются на базе противоречивых, завышенных родительских требований, их несоответствия требованиям педагогов, негативного отношения, положения зависимости, подчинения. Причиной может стать тревожность родителей, компенсируемая гиперопекой , ограничением свободы ребенка.
  • Влияние школы. Учебная тревожность начинает формироваться у детей дошкольного возраста. Развитию эмоциональной напряженности способствует стиль работы воспитателя, завышенные требования, сравнение детей между собой. Начало школьного обучения является стрессом для ребенка. Новая среда, правила, нормы, отношения становятся источником неопределенности, тревоги. Эмоциональное расстройство закрепляется при больших учебных нагрузках, сложностях освоения учебной программы, наказаниях родителей за плохие оценки, негативном отношении одноклассников.

Группу риска повышенной тревожности составляют дети, подростки, проживающие в неблагоприятных бытовых условиях, имеющие родителей с невротическими, депрессивными расстройствами, алкоголизмом , наркоманией . Провоцирующим фактором является состояние здоровья ребенка – болезни, недомогания увеличивают вероятность развития тревожности.

Патогенез

Основу патогенеза повышенной тревожности образует взаимодействие биологических, психологических факторов. На уровне физиологии тревога является реакцией нервной системы на потенциально опасные стимулы. Происходит увеличение продукции нейромедиаторов, электрическая стимуляция стволовой части головного мозга формирует страх, тревогу. Тревожные расстройства относятся к неврозам , характеризуются парциальностью, многообразием клинических проявлений, сохранностью критического отношения пациента.

Представители психоанализа полагают, что в основе тревожности лежит внутренний конфликт между существующей потребностью, желанием ее реализации и непринятием со стороны общества. Сторонники поведенческих теорий рассматривают тревогу как условно-рефлекторную реакцию на болезненный, устрашающий стимул. Последователи когнитивного направления определяют патогенез тревожности как формирование ошибочных, искаженных мыслительных образов (преувеличение проблемы).

Классификация

Распространенной классификацией повышенной тревожности детей и подростков является хронологическая. Для каждого варианта расстройства характерен определенный возраст начала, симптомы сохраняются длительное время, наслаиваются друг на друга. Существует четыре типа тревожности:

  • Примитивная реактивность. Сензитивный период – младенчество. Тревога возникает при неожиданной сенсорной стимуляции: воздействии звука, света, удара.
  • Тревожность разлуки. Возраст – раннее детство. Нарушение происходит из страха сепарации от матери, отца, близких людей, знакомой обстановки.
  • Страх чужих. Период возникновения – дошкольное детство. Усложняются социальные взаимоотношения, ребенок общается с воспитателями, сверстниками. Многообразие контактов, их эмоциональная окрашенность порождают тревогу.
  • Боязнь событий, объектов. Развивается у старших дошкольников, младших школьников. Представлена страхом темноты, нереального (привидения, чудища), смерти, болезни, социальных контактов.

Симптомы повышенной тревожности

Клиническая картина изменяется по мере взросления, со временем симптомы становятся более сложными, разнообразными. У новорожденных повышенная тревожность проявляется повышенным двигательным беспокойством, плаксивостью, частыми пробуждениями ночью, сниженным аппетитом. Ребенок 2-4 лет чрезмерно привязан к маме как к источнику спокойствия. Тревога сопровождается возбудимостью, гиперактивностью либо подавленностью, апатией. Формируются страхи – оформленные источники тревожности. На фоне стресса развивается вторичная иммунная недостаточность, ребенок часто болеет.

У дошкольников определяется заниженный уровень самооценки. В детсадовской группе они предпочитают играть одни, замкнуты, скромны. Нередко повышенная тревожность переходит в невроз, сопровождающийся фобиями , навязчивыми действиями, мыслями. Внешне это проявляется страхом закрытых/открытых пространств, темноты, откусыванием ногтей, выдергиванием волос, частым мытьем рук, онанизмом. Речь тихая, робкая. Характерны психосоматические симптомы: головокружения, абдоминальные боли, учащение сердцебиения.

При взрослении ребенка повышенная тревожность становится более осознанной, закрепляется, трансформируясь в тревожно-невротический вариант развития личности. При отсутствии стрессов, конфликтных ситуаций заостренные черты компенсируются различными поведенческими, когнитивными способами: избеганием публичных выступлений, предпочтением одиночества компании, обесцениванием ситуаций, провоцирующих тревогу. Декомпенсация провоцируется внешними и внутренними (гормональной перестройкой) причинами, требует помощи врачей, психологов .

Осложнения

Без лечения повышенная тревожность детей и подростков приводит к развитию ипохондрического, обсессивно-компульсивного невроза , фобического тревожного расстройства. При длительном сглаженном течении развивается тревожно-мнительная, психастеническая акцентуация характера. Она определяет стиль поведения подростка, его жизненные выборы: доминирует мотив избегания неудач, повышен самоконтроль, отсутствует умение реализовывать себя. Кризисные, конфликтные ситуации приводят к состоянию декомпенсации, часто принимающему форму соматического заболевания, депрессии .

Диагностика

Диагностика повышенной тревожности производится детским психиатром , медицинским психологом. Используются следующие методы:

  • Клиническая беседа, наблюдение. Специалист выясняет у родителей симптомы, их продолжительность, выраженность, время начала. Обсуждает с ребенком сферы жизни, сопровождающиеся тревогой: процесс засыпания, отношения со сверстниками, учебные сложности. Подростки способны рассуждать о возможных причинах эмоционального напряжения. При наблюдении за поведением пациента отмечаются характерные признаки: робость, скованность, неуверенность, застенчивость, боязливость.
  • Психодиагностические методики. Детям до 10-11 лет предлагается выполнить рисуночные тесты, тесты интерпретации образного материала (чаще всего – социальных ситуаций). Подростки, родители заполняют опросники: патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Спилберга-Ханина, шкалу Филлипса, опросник Лаврентьевой, Титаренко.

Повышенная тревожность детей и подростков дифференцируется от тревожно-депрессивных состояний, замкнутости как симптома реакции дезадаптации, шизофрении . При затруднениях в различении расстройств клиническими методами используются дополнительные психологические методики: опросники депрессии, личностные опросники, пробы для исследования мышления.

Лечение повышенной тревожности

Основу лечения составляет помощь психолога, психотерапевта . Она имеет ряд направлений:

  • Повышение самооценки. Адекватная самооценка – фундамент уверенности, гармоничной личности. Тревожные дети посещают групповые встречи, им предоставляется возможность в «щадящих» условиях проявить себя. Выполняются упражнения на похвалу, поддержку, благодарность. Для наглядности достижений заводится дневник самоотчета, стенд. Проводятся , обсуждаются способы внутрисемейного взаимодействия.
  • Устранение напряжения. С подростками отрабатываются навыки релаксации, дыхательные техники, выполняется коррекция ошибочных суждений, вызывающих напряжение. У детей младшего возраста снятие напряжения осуществляется через телесный контакт – объятия, поглаживания, массаж. Второй способ – творческие занятия (): рисование, лепка, создание, обыгрывание сказок.
  • Самоконтроль. Скованность, стеснительность тревожных детей – проявления сверхконтроля. Через сказкотерапию, организованную ролевую игру ребенок научается выражать свои эмоции (страх, беспокойство), осознавать, принимать их.

Наряду с психологической помощью может использоваться – антидепрессанты, противотревожные препараты (транквилизаторы). Необходимость приема лекарств, схема терапии определяется психиатром индивидуально.

Прогноз и профилактика

Повышенная тревожность детей и подростков хорошо поддается коррекции психологическими методами. Для скорейшего выздоровления важно чтобы эти методы применялись в повседневной жизни – родителями, родственниками, учителями. Профилактика заключается в развитии, поддержании чувства уверенности, защищенности. Родителям необходимо сопоставить свои требования с возможностями ребенка, чаще хвалить его за успехи, поддерживать при неудачах. Стоит обсуждать все сложные жизненные ситуации, совместно находить оптимальный выход, закреплять способ поведения – вырабатывать эффективные поведенческие паттерны (что сказать обидчику, как отвечать у доски). Повышению уверенности, снятию соматических симптомов способствует регулярная физическая активность. Рекомендуется подбирать спортивные занятия, приносящие удовольствие ребенку.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх