Условия формирования универсальных учебных действий в урочной деятельности при переходе на фгос ноо








Цель педагогического сопровождения: создание условий для формирования универсальных учебных действий. задачами педагогического сопровождения являются: Определить индивидуальные психологические показатели учащихся, уровень актуального и «зону ближайшего развития», сформированность УУД на актуальный момент, механизмов затруднений, характер педагогической помощи и пр. Разработать индивидуальные (адресные) программы педагогического сопровождения. Проектировать совместно с обучающимися индивидуальные образовательные маршруты. Отобрать методы обучения, адекватные уровням способностей учеников. Постоянно отслеживать в режиме мониторинга изменения индивидуальных показателей учащихся, их ресурсных возможностей на данный момент времени.






Универсальные Учебные Действия Личностные внутренняя позиция мотивация нравственно-этическая оценка Регулятивные целеполагание Планирование и прогнозирование контроль и коррекция, оценка волевая саморегуляция Познавательные знаково-символические средства логические действия и операции постановка и решение проблем Коммуникативные сотрудничество и кооперация учет чужой позиции адекватная передача информации контекстная речь и постановка вопросов


Овладение универсальными учебными действиями дают учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Список литературы

1. Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: Монография. - Псков: Изд-во ПОИП-КРО, 1997. 421 с.

2. Губанова М.И. Система формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению социального самоопределения старшеклассников: Автореф. дис. д-ра пед. наук. - Кемерово, 2004. 43 с.

3. Куликова Л.Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы: учебное пособие / Л.Н. Куликова - Хабаровск: Издательство ХГПУ 2005. 320 с.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: «Питер», 1998. 276 с.

5. Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л., Рандерс Й. За пределами роста. - М.: Изд. группа «Прогресс», «Пангея», 1994. 304 с.

6. Смирнова В.М. Формирование аутопсихологической компетентности студентов психологических специальностей вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Саратов, 2013. 24 с.

7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - МО-ДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2013. 456 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Еник О.А., Фомина С.А.

Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, Самарская область, Россия

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR SHAPING OF COGNITIVE UNIVERSAL TRAINING ACTIONS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Enik O.A., Fomina S.A.

Togliatti State University, Togliatti, Russia

Цель - обосновать и апробировать педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий (ПУУД) у младших школьников.

Метод или методология проведения работы - диагностика уровней сформированности ПУУД у младших школьников; разработка и апробация системы заданий по развитию познавательных способностей младших школьников.

Результаты - повышение уровня сформированности ПУУД у младших школьников.

Область применения результатов - начальное образование.

Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия; технология формирования познавательных универсальных учебных действий; познавательные способности; логически-поисковые задания.

Purpose - to base and to approve the possibilities for shaping of cognitive universal training actions (CUTA) of primary school children.

Method or the methodology of conducting work - diagnostics of the levels of shaping of CUTA ofprimary school children; development and approval of system of tasks with respect to development of the cognitive abilities of primary school children.

Results - raising the level of shaping of CUTA ofprimary school children.

Field of application of results - elementary education.

Keywords: cognitive universal training actions; primary school children; shaping technology for cognitive universal training actions;cognitive abilities; logical- search tasks.

Начальная школа - важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться - стать «профессиональным учеником».

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС НОО она существенно возрастает. Важнейшая задача современной системы образования - формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса, дают возможность ученику самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться . В начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.

Термин «универсальные учебные действия» (УУД) в широком значении означает умение учиться, т. е. характеризует способность субъекта к самосовершенствованию и саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса .

Универсальные учебные действия подразделяются на: - личностные;

Познавательные;

Коммуникативные;

Регулятивные.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Принимая во внимание особенности современного общества, например, такие как: «информатизация» - необходимость в постоянном самообучении и саморазвитии, «технологизация» - необходимость умения работать с различными источниками информации, находить и решать проблемы и т.п. -мы пришли к выводу, что при организации процесса формирования УУД стоит уделить особое внимание познавательным УУД.

Изучая вопрос формирования познавательных УУД у младших школьников, мы пришли к необходимости применения в воспитательно-образовательном процессе начальной школы технологии О.А. Хо-лодовой. Ею разработана система заданий, которая представляет собой курс по развитию познавательных способностей (РПС) детей 6-7, 7-8, 8-9 и 9-10 лет. Он рассчитан на программу 1-4 классов общеобразовательной школы. Особое внимание следует уделить тому, что упражнения, выполненные в определенной последовательности, обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательность, воображение; способствует развитию сенсорной и двигательной сфер ребенка, формируют нестандартное мышление. Задания могут быть использованы на уроках математики, информатики, логики .

Цель нашего исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действия у детей младшего школьного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что теоретико-методологической основой разработки стандартов общего обра-

зования служит системно-деятельностный и культурно-исторический подходы, базирующиеся на положениях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др., которые наиболее полно раскрывают психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общей структуры учебной деятельности учащихся. Тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается формированием УУД, которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса служит базовым положением. Так, по мнению А.Г. Асмолова, готовность к переходу на следующую ступень системы образования выражается не только и не столько на основе знаний, умений, навыков, сколько на базе сформированности основных видов УУД .

Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД) - это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

К ПУУД относятся умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадях, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции сравнения, классификации, анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. Наиболее наглядно эти умения проявляются на уроках по математике.

На основе анализа литературы нами была определена методика экспериментального исследования, которая состояла из трех этапов.

Первый этап - констатирующий эксперимент. Цель - выявить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.

Констатирующий эксперимент проводился на базе МБУ лицей № 51 г. о. Тольятти в параллели первых классов (с сентября 2012 г. по май 2013 г.). Были определены экспериментальная группа (1Г) и контрольная группа (1Б). В эксперименте принимали участие 52 ребенка.

На основании исследований Т.В. Гарачук, О.А. Еник, Л.Г. Петерсон [ 2; 3; 4] нами были определены показатели уровней сформированности ПУУД:

■ умение выполнять логические действия установления взаимно однозначного соответствия и сохранения дискретного множества;

■ умение различать предметную и речевую действительность;

■ умение осуществлять кодирование (декодирование) с помощью символов;

■ умение решать арифметические задачи;

■ умение выделять тип задачи и способ ее решения.

В таблице 1 представлена карта констатирующего эксперимента.

Таблица 1

Диагностическая карта констатирующего эксперимента

Показатель Диагностическое задание

1) умение выполнять логические действия установления взаимно однозначного соответствия и сохранения дискретного множества Построение числового эквивалента или взаимно однозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминьска)

2) умение различать предметную и речевую действительность Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова)

Продолжение таблицы 1

3) умение осуществлять кодирование (декодирование) с помощью символов Кодирование (11-й субтест теста Д. Векслера в модификации А.Ю. Панасюка)

4) умение решать арифметические задачи Диагностика универсального действия общего приема решения задач (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова)

5) умение выделять тип задачи и способ ее решения Нахождение схем к задачам (А.Н. Рябинкина)

После проведения всех диагностических заданий мы условно разделили детей на уровни сформированности ПУУД:

высокий уровень - дети правильно устанавливают взаимно однозначное соответствие, видят неизменность количества при различных изменениях пространственного расположения предметов; правильно определяют количество не только в предметных, но и в речевых конструкциях; адекватно ис

ЗАЙЦЕВА К.П. - 2013 г.

  • Создание педагогически комфортных условий для творческой самореализации подростков в образовательном процессе

    ЛАРИСОВА И.А. - 2010 г.

  • Research of the internal position of the school student at trained at elementary school

    KUKHARCHUK OLGA VALERYEVNA, SHIPOVA LARISA VALENTINOVNA - 2015 г.

  • Условия формирования универсальных учебных действий в урочной деятельности при переходе на ФГОС НОО.

    Бурлакова М.В.

    Разработаны, апробированы и утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения для начальной школы.

    С 2011-12 учебного года я как учитель начальной школы стараюсь реализовать требования ФГОС в практику своей работы, для этого надо переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов начального общего образования.

    В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!

    Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

    Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) . Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

    Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта .

    Работая по УМК «Школа России», главной целью своей педагогической деятельности считаю формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

    Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

    С первой минуты урока обучающихся стараюсь включить в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД) К ним относятся:

    Целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее, обучающиеся разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему урока.

    При повторении изученного материала ставлю перед обучающимися новую проблему (формируются коммуникативные УУД). Всем группам необходимо выбрать верные утверждения, например, о Луне, после чего они должны ответить на вопросы: Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь? После предположений обучающихся начинается совместное открытие нового.

    Почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думает по – разному, но опыт помог нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием).

    Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). Ребята принимали активное участие в проведении опыта . На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:

    Личностные (формирование интереса)

    Регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)

    Познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта)

    Коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

    Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия обучающимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

    Очень эффективно при формировании УУД использование учебного диалога. Учебный диалог – субъект – субъектное взаимодействие учителя и обучающихся, а также самих обучающихся, перерастающее в продуктивное сотрудничество в ходе внутригрупповой или общеклассной дискуссии при постановке и решении учебных задач.

    Учебный диалог возникает только в процессе учебной деятельности, которую направляет и побуждает потребность в самоизменении действующего субъекта. Эта потребность реализуется в решении учебных задач , когда происходит усвоение общих способов действий с предметами и основ понятийного знания (а не разрозненных определений, фактов, формул и т. п.). Решение учебных задач осуществляется специфическими учебными действиями.

    Учебная деятельность требует особой формы ее осуществления – учебного сотрудничества детей и взрослых в форме дискуссий, побуждающих ее участников к пониманию и координации разных точек зрения, к обоснованию и проверке своих гипотез и выводов.

    Таким образом, учебный диалог имеет обширный образовательный потенциал, так как способствует формированию УУД.
    Мой опыт работы в начальной школе показывает, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени . На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагаю ряд заданий, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится здесь не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач, независимо от того, на каком предметном материале они будут предъявлены – математических, физических, химических и других.

    Часто предлагаю ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служит коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

    С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, часто практикую приемы самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаю тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляю правила проверки текста, определяющий алгоритм действия.

    Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий .

    В связи с этим организация групповой работы обучающихся является для меня особой педагогической задачей. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

    Условия успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

    На разных возрастных ступенях при формировании УУД формулируются конкретные цели . Младшие школьники только осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Ведь недаром бытует мнение: чему научили ребенка в начальной школе, с тем он и пойдет дальше , и от этого зависит его успешность в дальнейшем. Итак, каковы условия, обеспечивающие у младших школьников формирование основ умения учиться и способности организации своей деятельности?

    Первое условие для успешного формирования УУД – педагогическая компетентность учителя.

    Как научиться самому ставить цели, планировать деятельность, прогнозировать результат, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность? И самое главное, как убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического опыта? Несомненно, этому можно научиться только при взаимодействии с коллегами : быть готовым к восприятию инновационного опыта, понимать необходимость самообразования и самосовершенствования, быть способным сотрудничать с коллегами, делясь своим опытом и перенимая опыт других учителей.

    Второе условие для успешного формирования УУД – включение в учебную деятельность , правильная организация которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка). Таким образом, я делаю процесс учения привлекательным для своих учеников:

    Не преподношу ученикам новое знание в готовом виде, а организую процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности , понимая и принимая систему ее норм;

    Соблюдаю преемственность между дошкольным образованием и начальной ступенью обучения, учитывая возрастные психологические особенности развития детей;

    Выбираю средства обучения, формирующие у учащихся обобщенное системное представление о мире (природе, обществе, самом себе);

    Создаю доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;

    Формирую у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;

    Создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности ;

    - предлагаю ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечиваю при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний .

    СПОСОБЫ , какими я реализую данное условие, следующие:

    Четвертое условие для успешного формирования УУД – диагностика.

    На заседании школьного методического объединения учителей начальных классов нами была определена модель выпускника начальной школы. В ней как раз и заложена сформированность всех четырех видов УУД. В своем классе я, начиная со второго года обучения, провожу диагностику уровня сформированности компонентов учебной деятельности, что позволяет в свете новых ФГОС говорить об уровне сформированности регулятивных УУД. Развитие УУД данного вида происходит по мере становления ученика как субъекта учебной деятельности; о высоком уровне сформированности учебной деятельности можно говорить в случае осознанного и самостоятельного осуществления школьником ее компонентов: мотивационного, целевого, исполнительского и контрольно-оценочного. Результаты диагностики составляют часть портфолио обучающихся, где каждый имеет возможность проследить свой личностный рост.

    Конечно, я, учитель начальных классов, не могу говорить о том, что у моих учеников полностью сформированы все компоненты учебной деятельности. Но при такой организации учебно-воспитательного процесса у них закладывается прочная основа для успешного ее формирования в основной школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива , вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в обществе. Уверена, что моему ученику будет интересно, комфортно и хорошо в основной школе. Он обязательно будет успешен, а, значит, счастлив.

    Материал предоставлен для учителей начальных классах. Можно использовать как выступление на заседаниях МО учителей начальных классов, педсовете. В статье описаны условия, создаваемые в начальной школе для формирования УУД как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    лицей №60 городского округа Тольятти

    Создание условий для формирования универсальных учебных действий

    в урочное и внеурочное время в начальной школе.

    Логунова Елена Александровна

    2015 год

    Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе. Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

    Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

    Мне, как учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. формировать универсальные учебные действия. Для этого нужно создать определённые условия.

    Итак, каковы условия, обеспечивающие у младших школьников формирование основ умения учиться и способности организации своей деятельности?

    Первое условие для успешного формирования УУД – педагогическая компетентность учителя. Как научиться ставить цели, планировать деятельность, прогнозировать результат, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность? И самое главное, как убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического опыта? Несомненно, этому можно научиться только при взаимодействии с коллегами: быть готовым к восприятию инновационного опыта, понимать необходимость самообразования и самосовершенствования, быть способным сотрудничать с коллегами, делясь своим опытом и перенимая опыт других.

    Второе условие для успешного формирования УУД – включение учащихся в активную учебную деятельность.

    Стараюсь не преподносить ученикам новое знание в готовом виде, а организовать процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм;

    Учитываю возрастные психологические особенности развития детей;

    Создаю доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;

    Создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;

    В своей работе я опираюсь на то, что если на уроках использовать активные формы работы с применением технологии деятельностного обучения, то творческие способности учащихся будут развиты на более высоком уровне, так как повысится интерес к предмету, сформируются ключевые компетенции, улучшится качество знаний по предметам.

    У меня идёт неустанный творческий поиск, я моделирую урок, учитывая все до мелочей, используя при этом опыт передовых учителей и собственное творчество. Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками.

    Использование элементов технологии адаптивного обучения позволяет мне варьировать обучение, осваивать новые структуры урока, что формирует у учащихся умение работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

    Третье условие для успешного формирования УУД – диагностика.

    В своем классе я провожу диагностику уровня сформированности компонентов учебной деятельности, что позволяет в свете новых ФГОС говорить об уровне сформированности регулятивных универсальных учебных действий.
    Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

    Участие в проектах;

    Подведение итогов урока;

    Творческие задания;

    Самооценка события, ситуации на уроке, перемене;

    Дневники достижений;

    Для формирования познавательных универсальных учебных действий я использую работу с разного рода таблицами, словарями, составление схем-опор, игры «На что похоже» или «Поиск лишнего»

    Для формирования регулятивных универсальных учебных действий применяю следующие виды заданий: "преднамеренные ошибки"; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль.

    Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

    Составь задание партнеру;

    Отзыв на работу товарища;

    Групповая работа по составлению кроссворда;

    Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

    Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с моими учениками пришли к выводу, что должно достигаться:

    ​ − полное внимание к однокласснику;

    ​ − серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

    ​ − терпимость, дружелюбие:

    ​ − никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

    Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

    В своей работе я использую проектную деятельность, которая служит продолжением уроков по изучаемым предметам в начальной школе.

    Эту работу я начала ещё в букварный период. Была поставлена проектная задача, совершить путешествие «Из Словорецка в Звукоград». Работа велась в группах. Задания были разные:

    Я пришла к выводу, что наличие традиционной самостоятельной работы предполагает закрепление знаний на репродуктивном уровне, т.е. при применении их по образцу или в сходных ситуациях, а творческие задания предполагают применение знаний в измененных ситуациях. Задача учителя найти такие методы (а это методы развивающего обучения), при которых была бы обеспечена активная мыслительная деятельность всех учащихся.

    Четвёртое условие для успешного формирования УУД – создание условий для личностного самоопределения и самореализации ребенка.

    Наш с ребятами девиз в этом направлении: «Много знать – престижно, помогать товарищу – нормально, жить без творчества и активности – скучно». Поэтому способом выполнения данного условия является организация сетевого взаимодействия. В результате такой организации внеурочной деятельности каждый из моих учеников может сделать выбор в пользу приоритетного для себя направления деятельности. Внеурочная деятельность организуется мною по направлениям. Одно из которых спортивно-оздоровительное. Ребёнок должен быть здоров, чтоб радоваться жизни. Значит, нужно его научить беречь свое здоровье, т.е. создавать условия для формирования у ребенка здорового образа жизни и его физического развития.

    Ежегодно в лицее проводятся Дни Здоровья, курс внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании», динамическая пауза, подвижные игры, посещение бассейна и др.

    Результатом организации работы с учащимися по интеллектуальному направлению считаю развитие познавательной активности моих учеников. Это выражается в том, что ежегодно растет количество желающих проявить себя в данном направлении, ребята успешно выступают во Всероссийских и международных конкурсах, занимают призовые места в школьных, Всероссийских и Международных предметных олимпиадах. Организация проектной деятельности – это условие для освоения детьми духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего народа.

    Особую роль в формировании личностных УУД играют внеклассные мероприятия.

    К личностным УУД относятся:

    Положительное отношение к учению , к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

    осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

    осознание себя как гражданина , как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

    стремление к красоте , готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

    Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Но на любой ступени обучения для учащихся необходимо:

    Создать ситуацию успеха;

    Помогать ребёнку учиться легко;

    Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях;

    Не скупиться на поощрения и похвалу.

    Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.

    Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.

    В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.

    Список литературы:
    1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
    2. Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа 2 класс. Учебно – методический комплект «Планета знаний»: примерная основная образовательная программа: [сборник]. М.:АСТ: Астрель,2011 рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
    3. Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б.
    4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357.


    Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе (практические советы).

    Главной задачей современной системы образования является формирование «универсальных учебных действий» (далее УУД). УУД - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

    В составе основных видов УУД можно выделить четыре блока:

    1. Коммуникативные действия - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    2. Личностные действия - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

    3. Регулятивные действия - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

    4. Познавательные действия включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

    Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий и их свойства. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

    Условия, обеспечивающие развитие УУД :

    Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

    · формирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса;

    · формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности ;

    · универсальные учебные действия могут быть сформированы только при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся.

    Отбор и структурирование содержания образования, определение форм и методов обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.

    Примеры форм учебной деятельности как условие формирования УУД:

    Учебное сотрудничество

    Учебное сотрудничество позволяет формировать коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные универсальные учебные действия.

    Педагог воспринимает ребенка как равноправного партнера, активного, влиятельного участника учебного процесса, организует взаимообщение, диалог.

    Участники процесса эмоционально открыты и свободны в своих высказываниях. Ребенок свободно пользуется помощью педагога или сверстников.

    При таком сотрудничестве педагог выступает в роли организатора, который действует опосредованно, а не прямыми указаниями. Такое общение максимально приближено к ребенку. Организация работы в паре, группе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников.

    Творческая, проектная,

    учебно – исследовательская

    деятельность

    Художественное, музыкальное, театральное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально – значимых инициатив и др.

    Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

    Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов.

    Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений .

    Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.

    Контрольно – оценочная и

    рефлексивная деятельность

    Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми.

    Центральной функцией самооценки является регуляторная функция. Происхождение самооценки связано с общением и деятельностью ребенка.

    На развитие самооценки существенное влияние оказывает специально организованное учебное действие оценки.

    Условия развития действия оценки учебной деятельности:

    · постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности (оценивает не учитель, перед ребенком ставится задача оценки результатов своей деятельности);

    · предметом оценивания являются учебные действия и их результаты;

    · способы взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности;

    · организация объективации для ребенка изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений;

    · формирование у обучающегося установки на улучшение результатов своей деятельности (оценка помогает понять, что и как можно совершенствовать);

    · формирование у обучающегося умения сотрудничать с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи;

    · организация учебного сотрудничества учителя с обучающимися, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, и признании индивидуальности каждого ребенка.

    Трудовая деятельность

    Самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях. Планомерный труд развивает положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Труд

    младших школьников позволяет учителю лучше узнать их индивидуальные особенности, выяснить их творческие возможности, развить определенные способности.

    Трудовая деятельность позволяет формировать личностные универсальные учебные действия.

    Спортивная деятельность

    Освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях позволят формировать волевые качества личности, коммуникативные действия, регулятивные действия.

    Формы организации учебного пространства, способствующие формированию УУД.

    Проблемная ситуация;

    Взаимообучения;

    Свободный урок;

    Урок разновозрастного

    сотрудничества и т. д.

    Форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач

    Учебное занятие

    Место различных групповых и индивидуальных практик

    Консультативное занятие

    Форма разрешения проблем младшего школьника по его запросу к педагогу

    Творческая мастерская

    Для организации навыков творческой коллективной деятельности

    Конференция, семинар

    Форма подведения итогов творческой деятельности

    Индивидуальное занятие

    Форма организации деятельности по построению индивидуальных образовательных траекторий

    Внеучебные формы

    Место реализации личностных задач и интересов младших школьников.

    Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.

    Как сформировать УУД (список технологий формирования УУД)

    1. Для развития умения оценивать свою работу, дети сами по предложенному алгоритму учатся оценивать свое задание

    2. Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания

    3. Учитель не сравнивает детей между собой

    4. Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни

    5. Учитель рассказывает на уроке новый материал, привлекая детей к открытию новых знаний

    6. Учитель обучает детей приемами работы в группе

    7. Учитель показывает, как можно прийти к единому решению в работе в группах

    8. Учитель вмешивается в учебные конфликты, проговаривая (направляя, показывая) образец

    9. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку

    10. Учитель ставит цели на уроке и работает с детьми в направлении целей

    11. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, знакомит с различными источниками

    12. Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления

    13. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации

    14. Учитель использует проектные формы работы на уроке и во внеурочной деятельности

    15. Учитель предпочитает формировать нужные ценности, прибегая к диалогическому общению и включая детей в процесс

    16. Учитель учит детей делать нравственный выбор в рамках работы с ценностными материалом и его анализом

    17. Учитель находит способ увлечь детей знаниями

    18. Учитель показывает смысл учения, делает это в «корректной» форме

    19. Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела

    20. Учитель дает шанс исправить ошибку

    21. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям

    22. Учитель позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания ответов

    23. Учитель помогает ребенку найти самого себя, составляя индивидуальный маршрут

    24. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути достижения

    25. Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что – то делать

    26. Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их на собственном примере

    27. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других

    28. Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания

    29. Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельнсоти

    30. Учитель ненавязчиво транслирует смысл учения детям

    31. Учитель показывает, как распределить роли и обязанности, работая в команде

    32. В конце выполнения задания, в конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет

    33. Учитель на уроке использует специализированные развивающие задания, постановки вопросов

    34. Учитель и ребенок общаются с позиции «на равных»

    35. Учитель активно включает каждого в учебный процесс, поощряя учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем

    36. Учитель строит урок в деятельностной парадигме

    37. Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ

    38. Учитель организует работу в парах сменного состава

    39. Учитель дает возможность детям самостоятельно выбирать задания из предложенных

    40. Учитель организует конструктивную совместную деятельность

    Материал составила,

    методист Ресурсного центра

    Используемая литература :

    · Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя под редакцией, М.: "Просвещение", 2010.

    Ресурсы сети Интернет:

    · ФГОС – для начальной школы в действии (http://www. wiki. vladimir. i-edu. ru/index. php? title=%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B_-_%D0%B2_%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B8!)



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх