В течение составной или простой. Какие бывают предлоги в русском языке? Предлоги места, времени и непроизводные. Как правильно писать предлоги

Предлоги и союзы - это служебные части речи , при написании которых многие люди сталкиваются с трудностями. Они используются для установления связи между словами в предложении и для построения определённых грамматических конструкций: около забора, мимо остановки, напротив здания . И если правописание непроизводных служебных частей речи (у соседа, на столе, в холодильнике ) чаще всего не вызывают затруднений, то при написании производных приходится вспоминать различные правила.

Кроме того, бывает сложно сразу определить, является ли выбранная часть речи , именем существительным или же предлогом. Примерами таких конструкций являются следующие: в течение года, идти навстречу друг др угу (где выделенные слова являются производными предлогами), в течении реки, опоздать на встречу с другом (здесь выделенные слова - это существительные с непроизводными частями речи).

Классификация по происхождению и строению

Как уже было сказано ранее, предлоги принято подразделять на производные и непроизводные. К непроизводным относятся простые предлоги, издавна существующие в русском языке: под потолком, над водой, к ингредиентам.

Какие же предлоги называются производными? К ним относятся те, что изначально являлись другими частями речи. Различают 3 вида:

В упражнениях по русскому языку для 7 класса часто попадаются задания, в которых нужно отличить служебную часть речи от самостоятельной. Следует помнить, что производный предлог часто можно заменить на непроизводный:

  • вследствие сильного ветра - из-за сильного ветра;
  • узнать насчёт заявления - узнать о заявлении;
  • спустя пять минут - через пять минут.

Кроме того, к самостоятельным частям речи, в отличие от служебных, можно задать вопрос. В случае со служебными частями речи вопрос задаётся к существительным или местоимениям, относящимся к ним:

  • огляделся (где?) вокруг - обошёл (где?) вокруг дома;
  • стоит (где?) впереди - бежал (где?) впереди меня.

Многие производные предлоги утрачивают своё прежнее лексическое значение:

  • в течение пяти минут (значение времени);
  • в связи с болезнью и невзгодами (в значении из-за );
  • придумал поздравление вроде прошлогоднего (в значении наподобие ).

Производные от деепричастий конструкции можно отличить следующим образом: для этого нужно помнить, что глагольную форму можно заменить на глагол, немного перестроив предложение. В случае с предлогом это сделать невозможно. Например:

  • Мы вышли из комнаты, благодаря хозяев за радушие. Можно заменить деепричастие на глагол: Мы вышли из комнаты и поблагодарили хозяев за радушие . Здесь благодаря является деепричастием.
  • Благодаря учителям мы смогли поступить в институт. В этом случае замена выделенного слова на глагол изменит смысл фразы и будет некорректна. Следовательно, здесь благодаря - предлог.

Кроме того, принято подразделять предлоги и союзы на простые (состоящие из одного слова: внутри, о, перед), сложные (в состав включено 2 простых: из-за, из-под) и составные (состоящие из 2 и более слов: невзирая на, по мере, в целях).

Правила написания составных предлогов

Все предлоги и союзы, независимо от их происхождения и строения, пишутся отдельно от самостоятельных частей речи. Однако правописание таких конструкций, как несмотря на тяжкие обстоятельства - играл, не смотря на струны , чаще всего вызывает затруднения.

Итак, составные производные служебные части речи чаще всего пишутся слитно, особенно когда речь идёт о наречных или отглагольных . Приведём примеры словосочетаний с ними: сидеть напротив начальника, обойти вокруг площадки, гулять вместе с друзьями. Однако среди отымённых следует выделить ряд производных предлогов (список которых приведён ниже), всегда имеющих раздельное написание:

К этому списку можно также добавить и другие конструкции: в виде, во исполнение, в меру, в продолжение и аналогичные им.

Слитное написание наблюдается в сочетаниях:

  • взял батон вместо хлеба;
  • поинтересовался насчёт новой должности;
  • отменили мероприятие ввиду плохих погодных условий;
  • продолжил работать сверх выполненного плана;
  • купила машину наподобие предыдущей.

Сложные предлоги из-под, из-за и другие пишутся всегда через дефис.

Отымённые предлоги: Е или И на конце

Часто сомнения вызывает написание сочетаний в течение, в заключение, в соответствии. Следует запомнить особые случаи правописания производных предлогов. В таблице показаны наиболее частые в употреблении сочетания.

Особые случаи употребления

Предлоги - это служебные части речи, которые не употребляются отдельно, а только с существительными или заменяющими их местоимениями, находящимися в определённом косвенном (любом, кроме именительного) падеже . В большинстве случаев не вызывает затруднений определение необходимого для согласования падежа:

  • на (на чём? на ком?) окраине - предложный падеж;
  • для (кого? чего?) друзей - родительный падеж;
  • несмотря на (кого? что?) странные обстоятельства - винительный падеж.

Однако следует запомнить исключения, когда существительное должно стоять не в родительном, а в дательном падеже:

  • благодаря (кому? чему?) неожиданному возвращению;
  • согласно (кому? чему?) составленному расписанию.

Ещё одна распространённая ошибка - наличие или отсутствие мягкого знака на конце слов близ и сквозь. Их верное написание также следует запомнить.

Примеры употребления в русском языке

Для начала приведём примеры текстов из художественной литературы:

Я взял её с собою в поездку, несмотря на хрупкий возраст моего ребёнка, я повёз её к моему другу, который жил в Сибири. (Л. Чарская, «Сибирочка»)

…Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись! (А. Пушкин, «Зимнее утро»)

…Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела… (А. Пушкин, «Зимнее утро»)

Теперь рассмотрим несколько предложений, где используются предлоги, а в некоторых - омонимичные с ними существительные, наречия или деепричастия.

Он шёл на (…)встречу новому дню, совершенно не (…)смотря на окружающих.

Необходимо определить, будут ли слова или словосочетания писаться слитно или отдельно друг от друга. Попробуем разобраться, для этого определим, с какой частью речи мы имеем дело. Следует запомнить, что перед существительным всегда можно вставить другое слово, а производный отымённый предлог можно заменить другим, аналогичным по смыслу. В случае с на (…)встречу можно выполнить замену: он шёл к новому дню. Следовательно, это слово является предлогом. Поскольку его не было в списке исключений, которые пишутся раздельно, правильное написание - слитное.

Разберёмся со второй орфограммой. Попробуем заменить не (…)смотря на предлог с аналогичным значением вопреки: совершенно вопреки окружающим. Получилась фраза с совершенно иным значением. Делаем вывод, что перед нами деепричастие с частицей НЕ, которая, безусловно, пишется отдельно от слова.

Мужчина быстро шёл в (…)доль длинной аллеи, не (…)смотря на то, что дул пронизывающий ветер.

Рассмотрим первое слово. Если это наречие, то вопрос можно задать к нему от глагола; но когда вдоль - производный или непроизводный предлог, то он будет относиться к существительному, и вопрос к нему не задаётся. В нашем случае вдоль относится к существительному аллеи, следовательно, является предлогом (производным от наречия вдоль ). Написание наречных и глагольных предлогов всегда слитное.

Со вторым словом поступаем так же, как и в первом предложении: попробуем заменить его на другое слово. В этом примере мы получаем вполне похожее по смыслу хотя дул пронизывающий ветер, из чего делаем вывод, что мы имеем дело с глагольным предлогом, который образовался от деепричастия и пишется слитно.

В течени (…) следующего дня магазин не работал.

Чтобы определить, какую букву нужно писать в конце слова, необходимо определить, чем является сочетание в течени (…). Если это существительное (можно вставить прилагательное, относящееся к слову течение: в сильном течении ), то его окончание определяется в соответствии с правилами его склонения. Если речь идёт о предлоге (имеющим временное значение), в конце требуется писать букву Е.

В выбранном предложении сочетание употребляется в значении времени: магазин не работал (когда?) в течение следующего дня, следовательно, была пропущена буква Е.

Тема урока: «Простые и составные предлоги».

Цели урока:

Образовательные: показать отличия простых и составных предлогов;

Развивающие: закрепить умение отличать предлоги от самостоятельных частей речи.

Воспитательные: способствовать развитию интереса и любви к русскому языку.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: учебник русского языка, 7 класс теория, практика, авт. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова, мультимедийное оборудование, наглядный материал (предлоги на доске).

Ход урока:

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, вы уже многое знаете о предлоге, прекрасно делаете грамматические задания. Сегодня вы познакомитесь с еще одним морфологическим признаком предлога как части речи, ведь наша тема сегодня «Простые и составные предлоги».

    Грамматическая задача. (Выведено на интерактивную доску)

Начнем мы урок с одной грамматической задачи. Задание: распределите словосочетания в две колонки (н или нн); исходя из этого, определите часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).

Ране...ый боец – изране...ый солдат, посея...ое зерно – сея...ая мука, стриже...ый мальчик – стриже...ые под ноль волосы – остриже...ая голова, дистиллирова...ая вода, линова...ая тетрадь, жжё...ый кофе – сожжё...ое письмо.

Учащиеся на местах выполняют упражнение, распределяя словосочетания в две колонки, вставляя пропущенные буквы. Проверяется степень усвоения темы, умение писать одну и две н в прилагательных и причастиях, различать эти части речи.

Учащиеся выполняют данное задание в тетрадях. Затем следует взаимопроверка. Дети обмениваются работами и сверяют записи в тетрадях с правильным написанием, которое появляется на клонируемом слайде интерактивной доски. Далее делаются выводы.

    «Момент истины».

Следующий этап урока покажет, насколько хорошо вы усвоили предыдущие темы урока, и можете ли вы отличить предлог от других частей речи. Итак, откройте стр. 120, упр. 320. Вам нужно определить, в каком из двух словосочетаний производный предлог, а в каком – самостоятельная часть речи (какая?). Также вам нужно будет увидеть и обозначить все знакомые орфограммы в предлогах. Два человека выполняют задание у доски (один выписывает словосочетания с самостоятельными частями речи, другом – с предлогами.) Проверка, обсуждение результатов и ошибок.

    Объяснение новой темы.

Обратите внимание на предлоги несмотря на, благодаря, в течении, вследствие (выписать их отдельно на доску). Они все производные, но они же чем-то отличаются, правда? Да, правильно, они отличаются количеством слов. Кто скажет, как называется тема нашего урока? Может быть, кто-то уже догадался, какие предлоги называются простыми, а какие составными?

Итак, простые предлоги состоят из одного слова, составные – из нескольких. А как вы думаете, существуют ли предлоги, состоящие из трех слов? Тогда запишите, это предлоги: в отличие от, в связи с, в близи к и еще некоторые другие. И придумайте предложение с любым предлогом, какой вам больше нравится, обязательно его выделите.

Давайте продолжим. Мы выяснили, что есть простые и составные предлоги. Но это еще не все. Существует небольшая группа предлогов, которые называются сложными. Их мало, но вы все равно должны их знать и уметь отличать. Можете предположить, какие это предлоги? А, например, предлог из-за (стола) в какую группу можно отнести? Получается, что сложные те предлоги, которые через дефис.

    Систематизация знаний.

Сейчас разделите вашу страничку на три колонки, одна будет – «Простые», другая – «Сложные», третья – «Составные». Запишите в эти колонки примеры предлогов, какие вы вспомните (ученики озвучивают, какие предлоги они записывают). С простыми и составными все более менее понятно, давайте я помогу вам со сложными. Например: из-за, из-под, по-за, по-над, по-под, с-под и т.д.

    Закрепление знаний.

Для логического завершения вашей работы, придумайте по одному предложению с каждым видом предлогов. Кроме того, укажите, какой предлог в вашем предложении по значению и по происхождению (производный, непроизводный).

    Проверка знаний.

Кто может обобщить все, что вы сегодня узнали на уроке? А что вы еще можете сказать про составные предлоги, что еще ни разу не звучало сегодня на уроке? Может быть, вы заметили, одну его особенность. Если нет, посмотрите на свои предложения, какие характеристики у составных предлогов? Правильно, все они производные. От каких частей речи могут быть образованны предлоги?

    Подведение итогов.

Вам понравился сегодняшний урок? Чем он был для вас полезен? Как вы оцениваете свою работу?

    Домашнее задание.

Найти несколько примеров сложных предлог в литературе\ любых печатных изданиях. Сделать упр. 322, стр. 121.

§1. Общая характеристика предлогов

Предлог - это служебная часть речи. Предлоги нужны для связи слов в словосочетании. Предлоги выражают зависимость одних слов от других. Предлоги могут быть при существительных, местоимениях и числительных.
Предлоги - неизменяемая часть речи. Предлог не является членом предложения, но поскольку значение выражается предложно-падежным сочетанием, при разборе предлоги можно подчеркивать вместе со словами, к которым они относятся. Предлоги выражают различные смысловые отношения:

  • временные: приехать под вечер, сдать отчёт к четвергу, позвонить в среду,
  • пространственные: положить в стол, положить на стол, положить под стол,
  • причинные: пропустить занятия из-за болезни,
  • целевые: приехать для участия в конкурсе и другие.
    Но собственное значение предлога не проявляется вне предложно-падежного сочетания предлога с существительным, местоимением или числительным.

Предлоги могут использоваться только с одним падежом или с разными падежами. Примеры:

к кому? к чему?: к другу, к школе - Д.п.;
благодаря кому? чему? благодаря помощи, благодаря отцу - Д.п.;
во что? в пять часов - В.п.;
в чём? в лесу - П.п.

Из примеров видно, что предлоги к и благодаря употребляются только с существительными в Д.п., а предлог в - с существительными в разных падежах: В.п. и П.п.

§2. Образование предлогов

С точки зрения образования предлоги делятся на непроизводные и производные.

  • Непроизводные предлоги: без , в , до , для , за , из , к , на , над , о , об , от , по , под , пред , при , про , с , у , через.
  • Производные предлоги образованы путём перехода самостоятельных частей речи в служебную. При этом утрачиваются лексическое значение и морфологические признаки слов. Примеры:
    Вокруг парка - предлог, образованный от наречия вокруг .
    В течение часа - предлог, образованный от существительного с предлогом.
    Благодаря помощи - предлог, образованный от деепричастия.

Соответственно различаются наречные, отымённые, отглагольные предлоги.

Непроизводные предлоги чаще употребляются с разными падежами.

Производные предлоги обычно употребляются с одним падежом.

§3. Структура предлогов


С точки зрения структуры предлоги делятся на простые и составные .

  • Простые - это предлоги, состоящие из одного слова: в, на, к, под, над, вопреки и др.
  • Составные - это предлоги, состоящие из двух, реже трех слов: в продолжение, в течение, в связи с, в зависимости от, по направлению к и др.

§4. Разряды по значению

По значению предлоги делятся на:

  1. Места (пространственные) : на окне, в окне, около окна, под окном, над окном, за окном, перед окном и т.д.
  2. Времени (временные) : в восемь, около восьми, к восьми, до восьми, после восьми и т.д.
  3. Объекта (объектные) : о книге, про книгу, с книгой и т.д.
  4. Причины (причинные) : вследствие дождя, из-за дождя, ввиду дождя, по болезни.
  5. Цели (целевые) : для детей, ради детей, деньги на детей.
  6. Образа действия : работать без вдохновения, работать с вдохновением.
  7. Сравнения : характером в отца, ростом с отца.
  8. Определения : ткань в полоску, велосипед с мотором, кофе с молоком.

Предлоги могут быть однозначными и многозначными .

  • Однозначные: благодаря, ввиду, из-за и проч.
  • Многозначные: в (в среду - время, в шкафу - пространство, в отца - сравнения, в полоску - определения)

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Для чего нужны предлоги?

    • Для связи слов в предложении
    • Для связи простых предложений в составе сложных
    • Для выражения эмоций
  2. Можно ли считать, что каждому падежу соответствует один определённый предлог?

  3. Существуют ли в русском языке однозначные предлоги?

  4. Может ответить любой школьник, эту часть речи дети начинают изучать со второго класса и о том, какие бывают предлоги, узнают на протяжении всей школьной программы. Однако в разговоре начинают ими пользоваться с самых первых фраз, потому как именно они позволяют выстроить зависимость слов друг от друга так, чтобы высказывание обрело смысл и стало предложением. И хотя предлог - это неизменяемая часть, которая совсем не выступает в роли члена предложения, а лишь может быть привязана к таковым, для правильно построенного высказывания его присутствие обязательно и незаменимо. Поэтому для правильно поставленной речи просто необходимо знать, какие бывают предлоги, как они влияют на окончания слов, с которыми связаны, и как правильно их употреблять. Ведь именно эта маленькая деталь образует смысловые зависимости и отношения между словами.

    В гуманитарном словаре определение предлога русского языка звучит примерно так: это которая является служебным словом, оформляющим подчинение падежной формы имен к другому слову, выражающее отношение к предметам относительно их действий.

    Основные функции

    Как и все служебные слова, предлоги не используются самостоятельно, они всегда связаны с существительным или другим словом, употребленным в качестве такового, что обусловливает невозможность определения этого элемента как части речи, однако они входят в их число. В некоторых случаях именно предлог может определить антонимичные и синонимичные оттенки и пары, благодаря чему достаточно просто подобрать нужную комбинацию слов для высказывания.

    Например: в школу - из школы; до урока - после урока; при садике - у садика - около садика; из-за невнимательности - по причине невнимательности.

    Какие бывают предлоги

    Все предлоги разделяют на временные, пространственные, причинные и целевые. Одни из них могут быть использованы с существительными в одном падеже, а другие употребляются со словами в разных падежах. Например:

    • к подруге, к школе - Д. п. (к кому? к чему?);
    • благодаря подруге, благодаря школе - Д. п. (благодаря кому? благодаря чему?);
    • в семь часов - В. п. (во что?);
    • в парке - П. п. (в чем?).

    Из примера видно, что предлог «в» может быть использован со словами в разных падежах. Именно такие предлоги, как в, про, из, при, через, у, на, без , могут иметь огромное количество значений. В русском языке их называют непроизводные предлоги.

    Если же предлог образован из и используются лишь с одним падежом, то его называют производным. Например:

    - вокруг дома, исходная форма предлога - наречие вокруг;

    - в течение часа, исходная форма предлога - существительное течение, использованное с предлогом «в»;

    - благодаря помощи, исходная форма предлога - деепричастие.

    Структурные различия

    Наряду со всеми различиями русские предлоги разделяют также и по их структуре. А именно:

    • Простые, состоящие из одного слова. Как правило, это одно- и двусложные. Непроизводные и некоторые производные предлоги: на, в, к, под, над.
    • Сложные или парные, по сути, являющиеся разновидностью простых предлогов: из-за, из-под и другие.
    • Составные, являющиеся предложно-падежными сочетаниями: в деле, вдоль по, по части, в отношении, в зависимости и так далее.

    Разряды по значению

    Поскольку предлог является лишь связующей частью, собственного значения он иметь не может, а лишь определяет грамматические отношения между существительными, употребленными в косвенных падежах, и другими словами. Иначе говоря, его лексическое значение зависит от слова, к которому он привязан, однако он может передавать различные обстоятельственные оттенки связи слов между собой.

    Все предлоги русского языка разделяют на такие разряды:

    • Пространственные или предлоги места: из, в, к, у, по, под, из-за, около, перед, вокруг, возле. Например: живет в городе; работает на заводе; бегает вокруг дома.
    • Временные или предлоги времени: до, через, в, по, к, с, перед, в течение. Например: через полчаса; бег по утрам; прогулка перед сном.
    • Причинные: от, за, со зла, в силу, благодаря, по случаю, ввиду, вследствие. Например: покраснел от стыда; разбил со зла вазу; ошибся по невнимательности.
    • Предлоги, указывающие на цель: ради, для, в, к и другие. Например: сказать ради шутки; речь по случаю; уехать на отдых.
    • Объектные, определяют и указывают, на какой предмет направлено действие: о, про, с, насчет, относительно, об и другие. Например: скучать по дочери; узнать насчет оценок.

    Классификация производных предлогов

    В зависимости от части речи, из которой образован предлог, они подразделяются на такие разряды. Тому, какие бывают предлоги, произошедшие от других частей речи, в школьной программе уделено много часов, и это правильно, ведь очень важно знать, какую связь слов они могут образовать, и как правильно их употреблять в речи и на письме.

    Правописание предлогов

    Знания о том, какие бывают предлоги, так же важны, как и их правописание. Поэтому одной из главных тем школьной программы, касающейся предлогов, выступает правописание. Самое первое правило, с которым знакомятся дети, звучит так: «Предлоги с другими словами пишутся отдельно». Чтобы правильно определить, является ли слово служебным, между предлогом и связанным с ним словом можно поставить вопрос или дополнение.

    Например: на (чем?) море или на (Черном) море.

    В старших классах детей знакомят с образованными от наречий. И тут самое главное - определить, является ли эта часть предложения наречием или это уже предлог. Для этого нужно определить, есть ли в предложении существительное в и как оно связано со спорной частью.

    Например: осмотреться вокруг (наречие) или осмотреться вокруг себя (предлог).

    Существует и такое правило: «Чтобы убедиться в том, что слово в предложении является предлогом, а не другой частью речи, его следует заменить синонимичным предлогом. При этом смысловое значение не должно меняться». Вот список взаимозаменяемых вспомогательных предлогов:

    • ввиду (из-за, по причине);
    • вроде (подобно);
    • насчет (об, о);
    • вследствие (по причине).

    Например: По причине плохой погоды мы не пошли гулять. Из-за плохой погоды мы не пошли гулять.

    Примечания

    Раздельно пишутся такие предлоги: в течение, в продолжение, на протяжении, в заключение, во избежание, в деле, в отличие от .

    Также следует отметить, что парные или срощенные предлоги, такие как из-за, из-под, по-за, за-ради, по-над, пишутся только через дефис.

    Например: Из-за туч вышло солнце. Из-под шкафа выскочил кот.

    Существуют и такие предлоги, правописание которых нужно просто запомнить. А именно: близ (без и сквозь (с мягким знаком).

    Употребление предлогов с падежами

    Очень важно знать, какие предлоги бывают у падежей, поскольку часто именно благодаря предлогу можно правильно определить, в каком падеже употреблено то или другое слово, что очень важно для правильного написания. Следует отметить, что с именительным предлоги не употребляются, лишь с косвенными:

    • с родительным падежом - без, вокруг, для, из, от, у, с;
    • с дательным падежом - к, благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, по;
    • с винительным падежом - сквозь, про, несмотря, через, в, на, под, за;
    • с творительным падежом - над, перед, между, за, под, с;
    • с предложным падежом - о, при, в, на.

    Данная таблица предлогов составлена с учетом производных и непроизводных предлогов, которые в каждом отдельном случае могут употребляться только с одним или несколькими падежами имен существительных.

    Вместо заключения

    На самом деле выучить эту тему в школьные годы досконально не так уж и сложно, правил правописания и образования предлогов из других частей речи здесь совсем немного. Главная задача состоит в том, что следует научиться отличать предлог от других элементов и знать, как правильно его употребить. Именно это позволит не только грамотно выстраивать слова предложения, но и суметь записать их, не путая окончаний.

    Цели:

    • продолжить знакомство с предлогом как частью речи;
    • способствовать развитию речи учащихся путем устных ответов с использованием опорных схем;
    • формировать логическое мышление, развивать познавательный интерес к предмету, используя элементы занимательности на этапе повторения.

    Этапы:

    1.Организационный момент: приветствие учащихся, сообщение темы урока, постановка целей и задач.
    2. Повторение темы: «Предлог»
    3. Изучение новой темы.
    4. Закрепление изученного.
    5. Домашнее задание.
    6. Подведение итогов урока.

    ХОД УРОКА

    Цели:

    • Повторить и закрепить изученный ранее материал о предлоге.
    • Выяснить различие простых и составных предлогов.

    I. Организационный момент

    Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке.

    1 слайд. Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания:

    Пр..рода пр..чудливо пр..образившаяся весной с нетерпением ждет пр..лета птиц ра..тапливая снежные глыбы своим теплым дыханием.

    • Обозначьте орфограммы, графически объясните постановку знаков препинания.
    • Выделите грамматическую основу предложения.
    • Найдите в предложении слово, отличающееся от всех остальных.

    2 слайд. Учащимся предлагается самостоятельная работа с последующей самопроверкой:

    ПрИрода, прИчудливо прЕобразившаяся весной, с нетерпением ждет прИлета птиц, растапливая снежные глыбы своим теплым дыханием.

    3 слайд . Высвечивается ответ: С

    4 слайд: Расскажите о предлоге, восстанавливая материал в схеме:

    Звучит устный ответ учащегося у доски.

    III. Работа над новым материалом

    5 слайд .

    1. На доске предложения:

    В течение всех каникул мы путешествовали.
    В течении некоторых рек бывают опасные места.

    (Запись в тетрадях, выделить предлоги, доказательство).

    2. Анализ этих предложений:

    а) Найти омонимичные слова
    б) Указать предлоги
    в) Выяснить смысловое значение
    г) Вывод о написании.

    1. Чтение параграфа учебника (№51)
    2. Выяснение различия простых и составных предлогов
    3. Наблюдения по таблице 6 слайда , перенесение ее в ученическую тетрадь:

    3. Выполнение упражнения учебника (№303)

    Упражнение 1.

    4. Задание. Выпишите предлоги из предложений в два столбика:

    простые и составные

    1. В течение всего дня шел дождь.
    2. В заключение вечера был концерт.
    3. Река в течении своем делает много поворотов.
    4. В продолжение повести мы узнали о судьбе героев.
    5. Из-за болезни я не мог посещать школу.
    6. Говорил тихо, несмотря на друзей.
    7. Я хотел поговорить с вами насчет квартиры.
    8. Подложили цепи под колеса вместо тормозов.
    9. Прилагательное согласуется с существительным в роде.
    10. В отличие от одноклассников он не собирался в институт.
    11. Над морем становится по-прежнему тихо.
    12. Антон приехал к нам из города.

    Перед глаголом, деепричастиями, наречием никогда не бывает предлогов.
    Как отличить предлог от приставки?
    Вы хорошо знаете, что в русском языке предлог стоит перед существительным или местоимением
    (смотреть на звезды, приблизиться к ней). Если существительное имеет определение, то предлог ставится перед ним (смотреть на ночные звезды).

    – И.И. Левитан, русский художник-пейзажист, любил рисовать лето и весну. Рассмотрите картину «Весна. Большая вода». Как она связана с прочитанным текстом?

    IV. Самостоятельная работа

    Выписать словосочетания из текста: с простыми и составными предлогами.

    Идет март. Все чаще в течение целого дня светит солнце. По мере повышения температуры воздуха снег темнеет, оседает и тает.
    Почти неслышной и невиданной жизнью живет в эту пору едва пробудившийся лес. Прозрачно и чисто небо с высокими легкими облаками. Во время массового таяния снегов начинается половодье.

    (по Соколову-Микитову)

    – Определите стиль текста, тему, главную мысль.

    V. Закрепление темы. Итоги урока

    – Что нового мы узнали на уроке?
    – Какие предлоги называются простыми?
    – Какие предлоги называются составными?

    VI. Занимательная лингвистика

    – В каких значениях употреблено слово предлог в стихотворении А. Шибаева?

    Нет предлога.

    Чудесный выдался денек, А я учу предлоги... Я должен твердо знать урок: У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит – «по»? «Что значит – «за»? И «за», и «по» – предлоги...» А хорошо бы – ЗА порог И – мчаться ПО дороге!.. Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги?

    VII. Слайд 9: Домашнее задание .



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх