Виды и формы природопользования. Контрольная работа Виды и формы природопользования. Защита генофонда биосферы. Лицензирование и виды лицензий. Экологический менеджмент и его функции

Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды - экологических, экономических, культурных и оздоровительных.

Формы природопользования осуществляются в двух видах:

а) общего природопользования;

б) специального природопользования.

Общее природопользование не требует никаких разрешений. Оно осуществляется любым гражданином на основе его права, возникшего в результате рождения и существования, например пользование водой, воздухом и т.д.

Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов.

Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов (лес, газ, нефть и др.), поэтому оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством России: Лесным кодексом, Земельным кодексом, Водным кодексом, законами «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «Об использовании и охране животного мира» и др.

Право потребления природных ресурсов осуществляется через определенный порядок лицензирования, который регулируется постановлением Правительства РФ от 27.05.93.

По своей сути лицензия на природопользование имеет три признака:

является актом собственника природного ресурса;

является формой проявления контроля государства за рациональным использованием природного ресурса;

является средством регулирования рационального природопользования.

Природоресурсная лицензия - это разрешение специального органа на ведение определенного вида деятельности, связанной с использованием какого-либо природного ресурса.

Лицензия выдается уполномоченным государственным органом. Такими органами в РФ являются Министерство природных ресурсов (МПР) и его территориально-отраслевые департаменты в республиках, краях, областях, городах и районах. Компетенция этих органов на лицензирование определяется видом природного ресурса. В России известно свыше 30 видов деятельности и услуг, связанных с выдачей лицензии в области природопользования.

Вот некоторые из них:

Лицензия на использование земель выдается администрацией района, города в виде земельно-отводного акта на основе решения о предоставлении земель определенному субъекту или продаже земельного участка на основе договора купли-продажи по результатам конкурса, аукциона и т.д. Земельный акт об отводе выдается для использования земель строго по целевому назначению - ведения крестьянского хозяйства, городского хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, хозяйственного городского производства, разведки полезных ископаемых и т.д.

Лицензия на использование вод. Водный кодекс РФ различает общее, специальное и обособленное водопользование. Разрешения выдаются администрацией и органами Роскомвод РФ.

Водный кодекс РФ устанавливает следующие атрибуты лицензии: цели пользования, пространство, лимиты, сроки, условия платежей, требования рационального использования и охраны.

Организация системы лицензирования возлагается по поверхностным водам на Роскомвод, по подземным водам - на Роскомнедра.

Выдача лицензий осуществляется исполнительным органом власти соответствующей территории, совместно со специально уполномоченным органом по водным ресурсам.

Выданные лицензии могут быть пересмотрены или аннулированы органами управления, если произойдет изменение экологической обстановки, угрозы нанесения вреда природной среде и здоровью населения.

Лицензия на использование недр выдается в соответствии с Законом РФ «О недрах».

Указом Президента РФ право на пользование недрами может быть предоставлено на условиях соглашения инвестору - юридическому лицу или группе юридических лиц (в том числе и иностранным). Такое право подтверждается также лицензией, выдаваемой администрацией.

Лицензия на использование леса. Лесной кодекс РФ предусматривает два вида лесопользования: основное и побочное.

Основное - это заготовка древесины и живицы; побочное - сбор ягод, грибов, орехов, сенокошение, охота и рыболовство.

Контроль за выполнением условий лесопользования ведется лесхозом соответствующего района или города. При лицензировании лесопользования закон требует соблюдения основных правил ведения лесного хозяйства и норм охраны лесов.

Для человека и окружающей среды его обитания важна, прежде всего, охрана той части растительности планеты Земля, которая относится к категории лесов. Именно на леса распространяются некоторые особые требования, обеспечивающие гарантии их защищенности, - группировка и расчетная лесосека.

Лицензия на использование животного мира. Закон РФ «О животном мире» от 24.04.95 определяет следующие виды деятельности: рыболовство, охоту на птиц и животных, использование продуктов жизнедеятельности и полезных свойств животных, пользование животным миром в научных, культурно-просветительских, воспитательных, эстетических целях. Все они охватываются лицензированием.

Лицензии на их пользование выдают органы охраны и использования животного мира. В частности, по диким животным - органы охотнадзора; по лову рыбы и охране использования водных живых ресурсов - органы рыбоохраны.

Лицензии выдаются и в случае продажи животных или продуктов их жизнедеятельности за пределы государства (МПР России). На вывоз из России лекарственного сырья - еще и Минздравом России.

Природопользование может осуществляться в различных формах, различными способами, что предопределяет и дифференциацию правового регулирования отношений природопользования.

Так, основное значение имеет классификация природопользования по объектам пользования.

По этому основанию выделяются землепользование (пользование землями), недропользование (пользование недрами), водопользование (пользование водными объектами), лесопользование (пользование лесами), пользование животным миром, пользование природно-заповедными и природно-рекреационными ресурсами, пользование воздушным прстранством. Поресурсовая структура природопользования служит основанием для дифференциации правового регулирования отношений природопользования и их законодательного закрепления. В отраслях экологического права выделяются соответствующие правовые институты, нормы которых закрепляются в особых разделах, главах отраслевых кодексов и иных головных федеральных законов, дополняющих их нормативных правовых актах.

В зависимости от способа воздействия на природные ресурсы выделяются общее и специальное природопользование.

Общее природопользование - пользование природным ресурсом без применения технических средств, устройств, способами, существенно не влияющими на его состояние. Оно носит общедоступный характер и для его осуществления не требуется лицензии или решения уполномоченного на это органа о предоставлении в пользование природного ресурса. Однако общее природопользование должно осуществляться с соблюдением закрепленных в законодательстве правил охраны окружающей среды и иных ограничений. Так, общим природопользованием является пребывание граждан в лесах. В силу ст. 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих ягод, грибов, орехов и других пищевых лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и ухода за лесами. Запрещается сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, занесенных в Красную книгу РФ и Красные книги РФ, а также наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья. В интересах обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах, безопасности при выполнении работ может быть ограничено пребывание граждан.

Как закреплено в ст. 6 ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами если иное не предусмотрено законодательством. Каждый гражданин имеет доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для своих личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено законодательством.

Правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд устанавливаются органами местного самоуправления. Береговая полоса вдоль береговой линии водного объекта общего пользования предназначена для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования (кроме каналов, рек и ручьев протяженностью не менее 10 км.) составляет 20 метров, а для каналов, рек и ручьев протяженность менее 10км.-5 метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Право природопользования может быть первичным и вторичным.

Первичное природопользование - пользование природным ресурсом, полученным у собственника или органа государственной власти, местного самоуправления. Вторичным природопользованием является пользование природным ресурсом, полученным у первичного природопользователя. Возможность передачи ресурсов во вторичное пользование предусматривается законодательством, либо оно допускается с согласия собственника, органа государственной власти, местного самоуправления, предоставившего природный ресурс в пользование. Природопользование может быть временным (срочным) и постоянным (бессрочным). Временное природопользование, в свою очередь, подразделяется на долгосрочное, как правило, свыше 5 лет и до 49 лет, и краткосрочное - до 5 лет.

Природные ресурсы могут использоваться в различных целях, что предопределяет дифференциацию регламентации пользования ими. Так, землепользование подразделяется на сельскохозяйственное пользование, пользование землями в качестве пространственной основы для размещения примышленных предприятий, транспорта, линий связи, электропередач, для нужд космонавтики и обороны страны и в других несельскохозяйственных целях.

Закон РФ «О недрах» выделяет следующие виды пользования недрами:

· региональное геологическое изучение, включающее региональные геолого-геодезические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

· геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;

· разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающих и связанных с ними перерабатывающих производств;

· строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

· образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

· сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Водные объекты, как закреплено в ст. 37 ВК РФ, могут предоставляться для следующих целей: питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных целей.

Леса могут предоставляться для заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, ведения охотничьего хозяйства и осуществление охоты; ведение лесного хозяйства, осуществление научно-исследовательской и образовательной рекреационной деятельности и в иных целях, закрепленных в ст. 25 ЛК РФ.

Пользование животным миром осуществляется в следующих видах: охота, рыболовство; добыча животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, использование или извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира, получение продуктов их жизнедеятельности; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания.

В ст. 16 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» закреплены следующие виды рыболовства: промышленное, включая прибрежное; в научно-исследовательских и контрольных целях; в учебных и культурно-просветительных целях; в целях рыболовства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов; любительское и спортивное, в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Особо охраняемые природные территории, находящиеся в пользовании государственных заповедников, национальных парков и иных природоохранительных учреждений, могут использоваться в целях охраны и воспроизводства находящихся на этих территориях объектов природы, поддержания их разнообразия, организации и проведения научных исследований, осуществления экологического мониторинга, экологического образования; подготовки научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды; организации отдыха и регулируемого туризма.

Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты используются для лечения и профилактики заболеваний, в целях отдыха, а минеральные воды - для промышленного розлива (ст.10 федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местах и курортах»).

Использование воздушного пространства Российской Федерации осуществляется для перемещения в нем различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другой деятельности (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходит эмиссия электронных и других излучений, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и др.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения (ст. 22 Воздушного кодекса РФ).

Допускается использование атмосферного воздуха для выброса вредных (загрязняющих) веществ, вредных физических воздействий в порядке и на условиях, установленных федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха».

Природопользование может осуществляться с изъятием природных ресурсов из природной среды, либо без такового.

Природные ресурсы могут предоставляться в пользование одному или нескольким лицам.

Объектом природопользования может быть один вид природного ресурса, или несколько природных ресурсов.

Природные ресурсы могут предоставляться в пользование для осуществления одного или нескольких видов природопользования (комплексное природопользование).

Понятие природопользования. Причины кризиса природопользования

На заре истории способность человеческого сообщества преобразовывать природную среду была весьма слабо развитой. Ему приходилось в буквальном смысле бороться за свою жизнь.

С течение времени, в результате научно-технического прогресса, возможности современного человека значительно расширились. Даже законы естественного отбора в человеческом обществе приобрели уже не природную, а социальную основу.

Совершенствуя орудия труда, развивая общественные отношения, человечество постепенно добивалось все более внушительных успехов в «обуздании» природных стихий.

Но удовлетворение потребностей человека, как в прошлом, так и в настоящее время возможно лишь в процессе природопользования .

Природопользование – это теория и практика использования человеческим обществом природных ресурсов в сфере общественно-производственной деятельности ради удовлетворения собственных потребностей.

Очевидна закономерность: чем выше уровень развития и организации производства, тем больший объем природного материала в него вовлекается, тем теснее связь между обществом и природой.

Наша зависимость от природы не уменьшается, а растет.

Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды (ОПС).

Свойства окружающей природной среды (ОПС):

1. экологические;

2. экономические;

3. культурно-экономические.

Форма природопользования осуществляется в двух видах:

1. общее природопользование;

2. специальное природопользование

Общее природопользование не требует специального разрешения, оно осуществляется гражданами на основании естественных прав.

осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения государственных органов. Оно всегда носит целевой характер и подразделяется на: землепользование, пользование недрами, водопользование, пользование животным миром и растениями, использование атмосферного воздуха.

Специальное природопользование регулируется законодательством РФ:

1) земельный кодекс;

2) основа лесного законодательства;

3) закон о недрах;

4) водный кодекс;

5) закон об охране и использовании животного мира;

6) закон об охране атмосферного воздуха.

Причины кризиса природопользования

Причинами кризиса природопользования являются:

1. Демографические проблемы: рост числа населения планеты, темпы урбанизации, проблемы мегаполисов в развивающихся странах.

2. Перепотребление природных ресурсов меньшей частью человечества и недопотребление их большей его частью .

3. Истощение природных ресурсов: деградация почв, сведение лесов, загрязнение морей и океанов, уменьшение разнообразия биологических видов.

4. Технологическая анархия – неспособность человека предсказать и контролировать последствия использования собственных изобретений.

5. Загрязнение природной среды бытовыми, промышленными и военными отходами (в том числе токсичными и ядерными).

6. Рост вооружений, последствия военных конфликтов и учений .

Существуют общая и специальная формы природопользо­вания.

Общее природопользование не требует специального разреше­ния. Оно реализуется гражданами на основе принадлежащих им естественных прав (пользование водой, воздухом и т.д.).

Специальное природопользование связано с потреблением при­родных ресурсов. Оно осуществляется физическими и юридиче­скими лицами на основании разрешения уполномоченных на то государственных органов. Этот вид природопользования носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделя­ется на землепользование, пользование недрами, лесопользова­ние, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование ат­мосферного воздуха. В этой части оно соотносится через право­вое регулирование с отраслевым природоресурсным законода­тельством Российской Федерации, в том числе с Земельным кодексом , Лесным кодексом , Законом о недрах, Водным кодексом , Законом о животном мире, Законом об охране ат­мосферного воздуха . Любая деятельность в природопользова­нии лицензируется.

3.8.2. Лицензирование права деятельности в природопользовании

Действия по лицензированию права деятельности в приро­допользовании в Российской Федерации осуществляются в рам­ках государственной системы лицензирования.

Государственная система лицензирования - это единый по­рядок предоставления лицензий, включающий информацион­ную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление.

Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение:

    практической реализации государственных программ раз­ вития страны и защиты интересов безопасности Российской Федерации;

    социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации;

    равных возможностей для всех юридических лиц и граждан в получении лицензий;

    развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами;

    необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их права пользования недрами.

Лицензирование природопользования - это административно-правовое действие, осуществляемое путём регулирования от­ношений методами запрета, разрешения и уполномочивания. Лицензия на право деятельности в природопользовании явля­ется:

    актом собственника природного ресурса либо его владель­ца (фондодержателя);

    формой проявления контроля государства за рациональ­ным использованием природного ресурса;

    средством рационального природопользования.

При лицензировании отдельных видов деятельности в при­родопользовании применяют следующие основные понятия:

      лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирую­щим органом юридическому или физическому лицу (индивиду­альному предпринимателю);

      лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии;

      лицензирование - мероприятия, связанные с предоставле­нием лицензий; приостановлением действия лицензий за нару­шение лицензионных требований и условий; возобновлением или прекращением действия лицензий; аннулированием лицен­зии лицензирующими органами, соблюдением лицензиатами соответствующих требований и условий; ведением реестров ли­цензии с предоставлением заинтересованным лицам в установ­ленном порядке сведений из них и иной информации о лицензи­ровании;

      лицензионные требования и условия - совокупность уста­новленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых ли­цензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

      лицензирующие органы - федеральные органы исполни­ тельной власти, органы исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, осуществляющие лицензирование в соот­ветствии с Федеральным законом;

      лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретно­го вида деятельности;

      соискатель лицензии - юридическое или физическое лицо (предприниматель), обратившиеся в лицензирующий орган с за­ явлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

      реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих нали­чие лицензий, приостановлении и возобновлении действия ли­цензий или об аннулировании лицензий.

Основные принципы осуществления лицензирования:

1. Приостановление действия лицензии. Оно осуществляется лицензирующим органом в судебном порядке в случае привлече­ния лицензиата за нарушение лицензионных требований и усло­вий к административной ответственности в порядке, установ­ленном соответствующим кодексом Российской Федерации.

В случае вынесения такого решения лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок администра­тивного приостановления деятельности лицензиата.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим орга­ном со дня, следующего за днём истечения срока администра­тивного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днём досрочного прекращения исполнения адми­нистративного наказания в виде административного приоста­новления деятельности лицензиата.

Срок действия лицензии на время приостановления её дей­ствия не продлевается.

    Аннулирование лицензии. Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа в случае если в установленный судом срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлек­шее за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

    Прекращение действия лицензии. Действие лицензии пре­кращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Ведение реестров лицензий осуществляют лицензирующие органы. В реестре лицензий и в документе, подтверждающем на­личие лицензии, указывают:

    наименование лицензирующего органа;

    полное и сокращённое (в случае, если имеется) наименование и организационно-правовую форму юридического лица;

Фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный но­ мер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

Лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении видов деятельности);

    срок действия лицензии;

    идентификационный номер налогоплательщика;

    номер лицензии;

    дату принятия решения о предоставлении лицензии;

    сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

    основание, срок приостановления и возобновления действия лицензии;

    основание и дату аннулирования лицензии;

    основание и срок применения упрощённого порядка лицензирования;

    сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности;

    сведения о выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии;

    основание и дату прекращения действия лицензии;

    иные сведения, определённые положениями о лицензиро­вании конкретных видов деятельности.

Форма документа, подтверждающего наличие лицензии, Утверждена постановлением Правительства РФ от 11.04.2006 № 208.

Существуют следующие виды лицензий (разрешений) в при­родопользовании:

    лицензия на пользование недрами (ст. 11 Закона Российской Федерации «О недрах» № 2395-1 от 21 февраля 1992 г. в ред. от 26.07.2010 №186-ФЗ);

    лицензия на фармацевтическую деятельность;

    лицензия на производство лекарственных средств;

    лицензия на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»).

Эти лицензии выдаются специально уполномоченным госу­дарственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном соответствующими постановлениями Прави­тельства Российской Федерации.

По состоянию на 01.10.2010 г. некоторые лицензии, сущест­вовавшие в области природопользования на законодательном уровне, по решению Правительства Российской Федерации в период 1992-2010 гг. были упразднены и заменены разрешения­ми на соответствующие виды деятельности.

К списку упразднённых лицензий в природопользовании от­носятся следующие: природоресурсная лицензия, лицензия на использование земель, лицензия на использование вод, лицен­зия на использование животного мира, лицензия на использование атмосферного воздуха. При этом термин «природоресурсная лицензия» в природопользовании стал носить обобщающий ха­рактер и иметь собирательный смысл.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует ли­цензия на использование земель.

Состав земель в Российской Федерации определён в ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Земли в Россий­ской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории:

    земли сельскохозяйственного назначения;

    земли населённых пунктов;

    земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

    земли особо охраняемых территорий и объектов;

    земли лесного фонда;

    земли водного фонда;

    земли запаса.

Указанные земли используются в соответствии с установ­ленным для них целевым назначением. Любой вид разрешён­ного использования из предусмотренных зонированием терри­торий выбирается без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, ут­верждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной поли­тики и нормативно-правовому регулированию в сфере земель­ных отношений.

Сегодня в Российской Федерации отсутствует также лицен­зия на использование вод. В этом виде природопользования уполномоченный исполнительный орган государственной вла­сти или орган местного самоуправления на основании заявления лиц принимает решение о предоставлении в пользование водно­го объекта (постановление Правительства РФ от 30.12.2006

«Природоресурсные» лицензии и разрешения оформля­ют обязательственные отношения между государством - собст­венником природных ресурсов и соискателем лицензии, в которых усматривается согласование ряда условий природо­пользования на стадии получения разрешительной документа­ции.

Трудность в определении правового положения разрешитель­ных документов состоит в том, что правовой статус «природоресурсных» лицензий и разрешений в действующем законодатель­стве чётко не определён из-за отсутствия единого нормативного акта о видах и порядке их предоставления.

В лесной отрасли России по действующему законодательству отсутствуют термин «лицензия на использование лесов (лесная декларация)» и его определение. Здесь лесной декларацией явля­ется заявление, об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно заявления подаются в органы государ­ственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (ч. 1, 2 ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации). Так, например, раз­решение по лесной декларации на выполнение работ по геологи­ческому изучению недр на землях лесного фонда без предостав­ления лесного участка выдаётся, если выполнение таких работ не влечёт за собой проведение рубок лесных насаждений (ч. 3 ст. 43 Лесного кодекса Российской Федерации). Выдачу разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на зем­лях лесного фонда осуществляют уполномоченные органы госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 ч. 183 Лесного кодекса Российской Федерации). В иных случаях вид разрешённого использования лесного участка указывают в про­ектной документации и лесохозяйственном регламенте (ч. 4 ст. 69, ч. 4 ст. 7, п. 1 ч. 5 ст. 87 Лесного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 29 Лесного кодекса Российской Феде­рации запрещается заготовка древесины в объёме, превышаю­щем расчётную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастных рубок.

Из Лесного кодекса также исключено понятие основных и побочных видов лесопользования, при этом установлены сле­дующие возможные виды использования лесов:

    заготовка древесины;

    заготовка живицы;

    заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

    заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

    осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

    ведение сельского хозяйства;

    осуществление научно-исследовательской и образователь­ной деятельности;

    осуществление рекреационной деятельности;

    создание лесных плантаций и их эксплуатация;

    выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

    выполнение работ по геологическому изучению недр, раз­работка месторождений полезных ископаемых;

    строительство и эксплуатация водохранилищ и иных ис­кусственных водных объектов, а также гидротехнических соору­жений и специализированных портов;

    строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

    переработка древесины и иных лесных ресурсов;

    осуществление религиозной деятельности;

    иные виды, определённые в соответствии с ч. 2 ст. 6 Лесно­го кодекса.

Леса могут использоваться для одной или нескольких целей. Вид разрешённого использования лесного участка указывается в проектной документации и лесохозяйственном регламенте .

После 1 января 2008 г. все лесхозы должны быть преобра­зованы в соответствии с гражданским законодательством в лес­ ничества ж лесопарки.

В сфере использования животного мира, как было отмечено выше, действует лицензия в рамках ограниченного оборота ди­ких животных. По другим направлениям использования живот­ного мира действуют разрешения на соответствующую деятель­ность.

Федеральный закон «О животном мире» определяет следую­щие виды разрешённой деятельности: рыболовство, охоту на птиц и животных, использование продуктов жизнедеятельности и полезных свойств животных, пользование животным миром в научных, культурно-просветительских, воспитательных, эстети­ческих целях.

Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:

Охота, рыболовство, включая добычу водных беспозвоноч­ных и морских млекопитающих;

Добыча объектов животного мира, не отнесённых к охот­ничьим и водным биологическим ресурсам;

    использование полезных свойств жизнедеятельности объек­тов животного мира -почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

    изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды оби­тания;

    извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

Получение продуктов жизнедеятельности объектов живот­ного мира.

Законами и иными нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации предусмотрены и другие виды пользования животным миром.

Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.

Существует перечень объектов животного мира, изъятие ко­торых из среды их обитания без специального разрешения за­прещено.

Выдача разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняе­мых природных территориях федерального значения, а также

объектов животного мира, занесённых в Красную книгу Рос­сийской Федерации, осуществляется уполномоченными органа­ми государственной власти субъектов Российской Федерации соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»).

Взамен лицензии на использование атмосферного воздуха действующим законодательством введено разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух. Вы­даются они территориальными управлениями федерального ор­гана исполнительной власти в области охраны окружающей сре­ды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определённом Правительством Российской Федерации (ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).

Суть этой системы разрешений состоит в следующем :

    инвентаризация выбросов вредных веществ производст­венным объектом;

    определение предельно допустимых норм выбросов вред­ных веществ для объекта;

    установление суточного, годового лимита выбросов вредных веществ в атмосферу для конкретного объекта ;

    выдача разрешения на выброс, в котором указываются лимит и норма выбросов вредных веществ, срок его действия. Лимиты и нормативы выбросов для объекта устанавливаются органами МПР России. Их невыполнение или нарушение вле­чёт за собой административную или уголовную ответственность .

В число нормативных актов, которыми регулируется сфера природопользования (в том числе устанавливается порядок вы­дачи соответствующих разрешений, определяются уполномо­ченные органы, которые выдают или аннулируют данные разре­шения), входят следующие:

    Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»;

    Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране ат­мосферного воздуха»;

    постановление ВС РФ от 15.07.1992 №3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 №П8-Ф3);

    постановление Правительства РФ от 30,12.2006 №844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»;

    постановление Правительства РФ от 15.01.2001 №31 «Об утверждении Положения о государственном контроле за ох­раной атмосферного воздуха»;

    постановление Правительства РФ от 28.11.2002 №847 «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воз­дух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух»;

    постановление Правительства РФ от 02.03.2000 №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмо­сферный воздух и вредных физических воздействий на него» и др.

    Контроль и надзор в сфере природопользования осуществля­ет федеральная служба Росприроднадзор.

Все виды человеческой деятельности и отрасли экономики в различной степени используют материалы и продукты природного происхождения, а затем возвращают в природную среду свои отходы, поэтому проблемы природопользования имеют универсальное значение и рассматривать их необходимо как единую систему практической деятельности человека с учетом специфики отраслей хозяйства.

По используемым свойствам и функциям, а также характеру зависимости от природы выделяют две основные отрасли хозяйства. Это позволяет определить два основных вида (типа) природопользования (в природно-натуральном выражении). В первом случае, речь идет о пользовании природной территорией. Во втором, речь идет о пользовании веществом и энергией, извлеченными из природы и формирующими обмен веществом и энергией, извлеченными из природы и формирующими обмен между человеком и природой.

Отрасли природопользования Характер взаимоотношений с природой
1. Отрасли, тесно связанные с природой
1.1. Природноресурсные отрасли – сельское, лесное, водное хозяйство, гидроэнергетика, горнодобыча, промыслы, использующие природу как источник ресурсов (почвенно-земельных, лесных, водных, минеральных и др. Природа выступает источником предметов труда и потребления и средством производства. Одновременно природные территории являются своего рода «месторождением», где человек разворачивает свою деятельность.
1.2 Отрасли ландшафтопользования – курортно-оздоровительная деятельность, туризм, организация отдыха, горные, водные, «ландшафтные» виды спорта, заповедно-природоохранная, научно-исследовательская деятельность, использующие природу как обязательное условие своего размещения, способствующее их развитию в данном конкретном месте. Природа используется и сохраняется в менее измененном, более естественном состоянии, чем у отраслей вида 1.1. Лишь в ряде случаев ее «приспосабливают» - прокладывают дороги и коммуникации, устраивают водотоки, укрепляют грунты. Это осуществляется в пределах минимально изменяющих природные свойства территории и сохраняющие ее красоту, уникальность и разнообразие.
2. Отрасли, менее тесно связанные с природой
2.1. Отрасли, связанные с природой опосредованно, через отрасли вида 1.1. Это так называемые базовые отрасли промышленности – металлургия, энергетика, химическая и строительная индустрия, нефтепереработка, переработка природного и попутного газов, каменного угля, древесины, с/х сырья. Природа используется, прежде всего, как источник сырья и вместилище отходов производства. Важно, сколько вещества у природы можно взять, и сколько она может принять обратно отходов, нарушенного вещества и веществ, не имеющих аналогов в природе; ассимилировать их, рассеять, очистить.
2.2. Отрасли, перерабатывающие, потребляющие и перераспределяющие сырье и энергию преимущественно в обработанном виде. Это «верхние этажи» обрабатывающей промышленности, а также транспорт и иная инфраструктура. Природа для этих видов отраслей наименее значима, однако сами они воздействуют на окружающую среду довольно сильно, так как создают вещества, не имеющие в ней аналогов.


Таким образом, от вида природопользования зависит характер воздействия на природу, его количество и качество, а также заинтересованность в сохранении или преобразовании свойств окружающей среды. Степень заинтересованности в сохранении свойств окружающей среды для каждого природопользователя различна. Чем больше она направлена на сохранения «своих» ресурсов, тем эффективнее и рациональнее природопользование.

Существуют и другие подходы к выделению видов природопользования и их классификации. Из них наиболее распространенны следующие:

1.Общее и специальное природопользование. Общее природопользование не требует какого-либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих в результате их рождения и существования. Специальное природопользование реализуется гражданами и хозяйственными субъектами (предприятиями, фирмами, организациями)на основе законов, постановлений и разрешений компетентных государственных органов. Оно носит целевой характер и подразделяется на землепользование, недропользование, водопользование, лесопользование, а также пользование ресурсами животного мира и атмосферным воздухом.

2.По видам используемых ресурсов - основан на выделении основных видов природных ресурсов как объектов природопользовании. Он дает возможность оценить масштабы и характер использования ПР, их состояние, обнаружить конфликты и противоречия между разными пользователями одного и того же природного источника ресурсов, выявить нарушителей состояния ресурсных источников.

Использование минеральных ресурсов – добыча и переработка минерального сырья и разных видов топлива.

Лесопользование – заготовка древесины, дикорастущих растений (грибов, ягод, лекарственных трав), организация отдыха и туризма, охотничьего промысла, заповедного хозяйства, природоохранных лесов и лесополос, лесонасаждения.

Водопользование – промышленное, бытовое, с/х водопотребление, организация водного транспорта, гидроэнергетики, рыболовства, рекреации и туризма на водоемах и водотоках.

Землепользование – использование земли для размещения производства, расселения людей, строительства городов и коммуникаций, т.е. «как пространственного базиса» жизни и деятельности; использование земли в сельском, лесном, промысловом хозяйстве – как средства производства; использование земли для размещения отходов.

3. Хозяйственный подход , основанный на выделении видов человеческой деятельности, использующих природные ресурсы и свойства окружающей среды для своих целей, т.е. для целей субъектов природопользования. Этот подход позволяет оценить совокупное воздействие отраслей хозяйства на используемые в процессе их деятельности ПР и условия, выявить наиболее крупные по масштабам воздействия и наиболее экологически опасные виды деятельности.

Промышленное природопользование в добывающей и перерабатывающей отраслях промышленности.

Сельскохозяйственное природопользование в земледелии, животноводстве, промыслах.

Коммуникационное природопользование – в наземных и подземных водных, воздушных видах транспорта и других коммуникаций (нефте-, газо- и продуктопроводы, водопровод и канализация, линия электропередач и др.)

4.Экологический подход , основанный на оценках характера и размера источников загрязнения и негативных последствий, возникающей в окружающей природной среде и природных ресурсах под влиянием тех или иных природопользователей или их сочетаний.

Природопользование , преимущественно загрязняющее среду и природные ресурсы.

Природопользование , преимущественно нарушающее среду и ресурсы.

Природопользование , преимущественно количественно исчерпывающее ресурсы и условия среды.

Природопользование , оказывающее комплексное, многостороннее воздействие, вызывающее общую деградацию среды и природных ресурсов.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх