Витебск, собор Святой Варвары: история и фото. Церковь святой варвары в кутной горе Собор варвары


Интересно, как формируется, как закладывается чувство разделения на своих и чужих? В моём белорусском детстве, а почти каждое лето я проводил в городе Слониме Гродненской области (Западная Белоруссия, до 1939-го - Польша), в соседнем от бабушкиного доме жила женщина по имени Ядвига или тётя Ядя, как мы её называли. Так вот, мы - дети - чётко знали, что она католичка. Откуда в советском малолетстве, с господствующей атеистической идеологией, было у нас это знание, которое в реальной жизни мало что значило, я не помню. Но почему-то в белорусских яблоках и конфетах, которыми она нас угощала, всегда был странный католический привкус, ощущаемый, как я теперь понимаю, не вкусовыми рецепторами, а какой-то областью мозга, отвечающей за родоплеменные чувства. Как-будто за спиной тёти Яди, с её слегка высокомерным голосом и видом, несмотря на абсолютную бедноту и простоту существования, стоял мощный, великий - чего уж там, эгрегор, отягощённый более чем тысячелетней историей - с подвигами и крестовыми походами, с кострами инквизиции и всеми Папами вместе взятыми. И дело было не в том, что она полячка. В Западной Белоруссии поляками никого не удивишь. Дело было именно в её Вере. И в её непогрешимой уверенности, что Истина только в этой Вере.

Религиозная история Белоруссии очень сложа и трагична. Это сегодня Православная церковь — крупнейшая религиозная конфессия на территории современной Республики Беларусь (4,5 млн человек, примерно половина населения страны). А было время, когда само существование Православной веры на этих землях было под угрозой.

Эти земли были крещены практически одновременно с другими землями Киевской Руси. Но после монгольского нашествия на Русь все белорусские земли вошли в состав Великого княжества Литовского. В 1385 году великий князь Ягайло заключил Кревскую унию с Польшей, одним из условий которой было крещение язычников ВКЛ (которых было всё ещё много и в Полесье, и на территории нынешней Литвы) по латинскому обряду. Католикам были созданы привилегии, и часть православной шляхты перешла в католицизм. После Люблинской унии 1569 года влияние католицизма стало усиливаться, началась активная полонизация белорусских земель. Почти вся белорусская элита (продажная или скажем... дальновидная, как это часто бывает) сменила и Веру, и язык. Православную Веру предков хранил простой народ...

В 1596 году по инициативе некоторых белорусских и украинских православных епископов, а также при поддержке властей Речи Посполитой была провозглашена Бресткая уния, положившая начало существованию грекокатолической церкви в Белоруссии,

сохранившей свои обряды, но подчинявшейся Римскому Папе.

Православное население и духовенство сопротивлялись насаждению унии. Наиболее известный пример сопротивления - самосуд православных жителей Витебска над архиепископом Полоцким Иосафатом Кунцевичем в 1623 году. Православные горожане объединялись в братства для защиты своих церквей и священников от насаждения чуждой веры. Но Речь Посполитая год от года усиливала религиозные гонения на народ. Католицизм и грекокатолическое вероисповедание навязывались всеми возможными способами.

Жестокие, насильственные методы насаждения религии, конечно, дали определённые результаты: в 18-м веке большинство населения находились в лоне униатской греко-католической церкви. Во времена расцвета Речи Посполитой католицизм исповедовали до 40 % населения Белоруссии, в основном на западе и в крупных городах. Ситуация в корне изменилась после раздела Речи Посполитой и особенно после 1839 года, когда униатские приходы были переданы в ведение Русской православной церкви Российской империи.

Но даже самые жестокие гонения католиков не смогли нанести православным в Белоруссии такой урон, который нанесла им советская власть. В советский период, особенно с 1929 года, в Восточной Белоруссии, как и в целом по СССР, почти все церкви были закрыты, а служители культа репрессированы. В Белорусской ССР на 20 декабря 1936 году из ранее действовавших храмов была закрыта 1371 церковь, а службы продолжались лишь в 74...

Сейчас в Белоруссии 10,5% населения исповедуют католицизм. Но католическая церковь ведёт активную миссионерскую деятельность. Строятся новые храмы. Заигрывает с католицизмом и белорусское руководство. В ходе последней поездки в Ватикан в мае 2016 года Лукашенко назвал теократическое государство одним из самых лучших друзей Белоруссии в Европе. Религия как всегда активно используется в политике.


Костёл Святой Варвары в Витебске, находится в стороне от центральных улиц, недалеко от железнодорожного вокзала, рядом с Полоцким рынком и выделяется своей высотой и архитектурой из окружающей малоэтажной застройки. Костёл был построен в конце 19-го века по проекту инженер-архитектора Виктора Пиотровского. Архитектура храма сочетает черты неоготики и неороманских стилей. Представляет собой трёхнефную базилику с двумя двухъярусными башнями на главном фасаде. Объём храма разделён на нефы четырьмя мощными столбами. Нефы перекрыты цилиндрическими сводами. Центральный неф завершается полукруглой апсидой.

Первый ярус башен — четырёхгранный, второй - шестигранный. Башни, каждая из которых украшена шестью небольшими фронтонами, завершаются шатрами с крестами. Между башен - треугольный щипец на ширину центрального нефа. Костёл Святой Варвары имеет арочные, различного размера, окна. Снаружи костёл украшен созданными кирпичной кладкой карнизными поясками, завершениями окон. Внутренняя отделка представлена густым антаблементом по периметру главного нефа. Алтари в романо-готическом стиле.

Территория костёла обнесена кирпичной оградой с брамой (воротами). Костёл является памятником республиканского значения и включён в «Государственный список историко-культурных ценностей Витебска»


Службы проводились до 1935 года. Потом здание отдали под склад удобрений, что со временем очень плохо сказалось на кирпичной кладке. В Великую Отечественную войну башни костёла были частично разрушены.

Здание медленно разрушалось до 1988 года, когда костёл Святой Варвары начали восстанавливать, первоначально планируя организовать здесь концертный зал. Но стараниями польского миссионера Януша Скечека костёл стал действующим католическим храмом.

Он был повторно освящён архиепископом Казимиром Свёнтаком в 1993 году. До июня 2011 года был кафедральным собором в Витебском диоцезе (епархии). Но 18 июня 2011 года кафедральным храмом епархии стал новый костёл Иисуса Милосердного.

Януша Скечека прихожане до сих пор вспоминают добрым словом - восстановление храма проходило, в основном, его стараниями. Это был его самоотверженный совместно с прихожанами немногочисленного тогда, им же организованного прихода труд. Несколько лет после восстановления он служил в костёле, а потом, когда из Польши пришло распоряжение сменить приход, «он с одной сумкой, как приехал, сел в поезд и уехал в Польшу». Сейчас приход костёла насчитывает 500 человек

Собор Св. Варвары в Кутна-Горе (Чехия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Чехию
  • Горящие туры в Чехию

Позднеготический собор Св. Варвары - пожалуй, наиболее известная архитектурная достопримечательность Кутна-Горы. Этот впечатляющий храм является второй по размерам готической церковью страны. Да и религиозное значение его очень велико. Архитектура римско-католического храма настолько специфична, что позволяет назвать его одной из наиболее аутентичных готических религиозных построек в Центральной Европе. В 1995 г. ЮНЕСКО включило собор в Список объектов Всемирного наследия.

Интересно, что инициатором строительства собора стал не какой-либо правитель или религиозный орден. Затеяли всё это местные предприниматели, им хотелось отделиться от монастыря, который был ближайшим к городу религиозным центром. Хотя, если верить легенде, дело обстояло немного иначе: троих рудокопов завалило в шахте, и каждый начал молиться на свой лад. Первые двое просили немногого, но третий взмолился о годе жизни, чтобы совершить благое дело. Этот год и был дарован последнему св. Варварой, и спасшийся рудокоп начал строить храм.

Результатом всех этих многовековых переделок стало совершенно уникальное, величественное здание, не имеющее себе равных.

Строительство собора началось в 1388 г., но работы несколько раз прерывались. Окончательно он был завершён только в 1905 г. Первым архитектором, который над ним трудился, стал Иоганн Парлерж, сын Петра Парлержа, выстроившего собор Св. Витуса и Карлов мост в Праге. Некоторые свидетельства указывают на то, что отец помогал сыну как минимум в создании первоначальных чертежей. Кутна-Гора быстро развивалась, богатела и стремилась ни в чём не уступать Праге: горожане хотели, чтобы их собор был точь-в-точь как столичный, только больше и лучше. Во время гуситских войн строительство прерывалось аж на 60 лет, и впоследствии оригинальный дизайн был существенно изменён.

Св. Варвара считалась покровительницей горняков, а соответственно, и города, чьё благосостояние основывалось на серебряных рудниках.

Так, первоначально планировалось сделать церковь гораздо больше: как минимум в два раза. И это не говоря уже о принципиальных особенностях конструкции, таких как пять нефов вместо итоговых трёх. Но строительство зависело исключительно от работы серебряных рудников, а последние стали давать меньше прибыли, чем хотелось бы. В 1588 г. незаконченную постройку обнесли стеной, и в таком состоянии собор оставался до 1884 г. В 17 веке к его переделке приложили руку иезуиты, добавив барочные элементы; в 17 веке собор переделывали под неоготику. Результатом всех этих многовековых переделок стало совершенно уникальное, величественное здание, не имеющее себе равных. В его внешнем облике особенно выделяются разнообразные мифические и полумифические фигуры вроде горгулий, выстроившиеся по бокам.

Собор Св. Варвары

Интерьер собора обязательно стоит осмотреть изнутри. Здесь можно увидеть интереснейшие фрески: помимо религиозных сюжетов в них нашли отражение детали шахтёрского быта и чеканки серебра. Другие заслуживающие внимания элементы интерьера храма - это позднеготический пастофорий, созданный в начале 16 века, резные деревянные скамьи на хорах, своды со множеством интересной формы рёбер и гербов, красивые оконные витражи. Кроме того, в соборе можно увидеть статую рудокопа.

Практическая информация

Собор Св. Варвары расположен в конце улицы Барборска, близ реки, к югу от центра города.

Вход: для взрослых - 120 CZK, для людей старше 65 лет и студентов от 15 до 26 лет - 90 CZK, для детей от 6 до 15 лет - 50 CZK, дети до 6 лет - бесплатно.

Время работы: ежедневно, с апреля по октябрь - с 9:00 до 18:00 (вход ограничивается за полчаса до закрытия), с ноября по декабрь - с 10:00 до 17:00, январь и февраль - с 10:00 до 16:00, март - с 10:00 до 17:00. Закрыто 24 декабря.

Цены на странице указаны на август 2018 г.

С архитектурной точки зрения это готический собор базиликального типа. Причина его строительства является совершенно уникальной. Он был построен не по заказу некоторых религиозных организаций, или для литургических нужд прихода, а с самого начала построен, как большое репрезентативное здание по инициативе богатых бюргеров из города Кутна Гора.

Согласно каноническому закону был первоначально только капеллой. Однако архитектурно смело может конкурировать с собором в Праге. Он выражает современную напряженность между Прагой и Кутной Горой, а также между Кутной Горой и Седлецким монастырем, у которого было большое влияние, хотя Кутна Гора была королевским городом. Таким образом, церковь была построена за пределами городских стен на земле главы Праги.

С 1995 года собор в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Строительство собора Св. Варвары начали в 1388 году, по некоторым данным, это здание должно было быть в два раза длиннее. Строительство велось в несколько этапов и в значительной степени было связано с процветанием серебряных рудников в городе Кутна Гора. Работа остановилась в 1558 году и церковь была закрыта на западе лишь временной стеной.

Следующие вмешательства имели только поддерживающий характер. В 1626 году собор был передан иезуитам, которые построили рядом с ним колледж. После пожара были проведены барочные изменения. Прежде всего была построена крыша в стиле барокко.

Между годами 1884 и 1905 по инициативе местного археологического общества Vocel прошла реконструкция в стиле пуризм, в котором здание было не только восстановлено, но и расширенно по одной травеи на запад, где был построен новый неоготический фасад. Барокковая крыша была заменена на готический шатёр, который примерно соответствует первоначальному готическому решению.

Первым проектировщиком и строителем собора Святой Варвары стал Ян Парлерж, сын строителя собора Святого Вита Петра Парлержа. Ян Парлерж построил самую старую часть здания по взору французских соборов. Первоначально построенный трехнеф вскоре был расширен широкими внешними нефами, но с появлением гуситских войн, строительство в первый раз было приостановлено на шестьдесят лет.

До тех пор он достиг почти половины своей сегодняшней высоты, однако центральный трехнеф не был сводчатый. До начала строительства в 1547 году здесь не было свод и собор не был застрахован от дождя. Он был построен из песчаника, собранного из близлежащих шахт.

Работа по строительству собора была восстановлена в 1482 году, сначала здесь работали местные строители, которые продолжали намерения основателя зданий Яна Парлержа.



С 1489 года по 1506 год, до своей смерти над завершением церкви работал Матей Рейсек. Он построил хор, трифорий, базиликальные окна, сетевые крещатые своды (завершено 1499) и соответствующую часть внешнего контрфорса. Строительные вмешательства Матея Рейсека характеризуются применением очень богатого позднеготического декорa. По его проекту продолжалось строить до 1509 года.

Для того чтобы использовать церковь, было необходимо, прежде всего закончить скошенный неф базилики. Однако приход уважаемого архитектора Рейт, Бенедикта Рида в 1512 году означал радикальные изменения.

Рейт кроме верхней части нефа построил еще два также высоких боковых нефа, которые выше аркад, открываются в нефе как эмпоры, которые о 1,15 м ниже уровня трифория, благодаря чему вместе с ними и всей верхней части церкви все выглядит как одно целое.

По своей сути над оригинальной церковью была построена новая церковь, в стиле поздней готики с крещатыми сводами и просветленная множеством больших окон. Иллюзию «церкви над церковью» еще подчеркнуло довольно необычное расположение алтаря во втором ярусе.

По проекту Рейта строили и после его смерти, но с постепенным снижением добычи серебра, была нехватка финансовых средств, поэтому в 1558 году прекратили окончательно работу, хотя дело не дошло до строительства последней части нефа. Последние изменения были завершены в 1905 году.



В алтаре находится поздний готический пастофорий из мастерской Маттиаса Рейсека, который принадлежит примерно к 1510 году. Лавки для хорa украшены резьбой мастера резчика Якуба Нимбурка.




Замечательным и уникальным в чешском средневековом искусстве, это сохранившиеся поздние готические фрески с горно-добывающей темой в некоторых из часовен, например в Хашплирской часовни можно найти иллюстрированную работу с лебедкой. В другой часовне на стенах изображена средневековая техника чеканки монет.


Однако наиболее уникальные украшения в Смишковской часовне (1485-1492), изображающие типологически сцены „Царица Савская приходит к царю Соломону, суд Траяна и Распятие.“ В нижней части часовни эти сцены дополняет еще более примечательная живопись „литтерати“ - подготовка литургических приборов для поклонения. Художник, который создал эти картины был не только очень способным, а также был хорошо информирован о современной итальянской живописи.


Самыми красивыми частями экстерьера являются скульптуры, которые находятся в самой высокой части здания, особенно на контрфорсе. В дополнение к упомянутым выше башенок с цветком, можно найти разнообразные изображения фауны и флоры, сатирических фигур, демонов и мифических существ.

Poche, Emanuel: Umělecké památky Čech 2, Praga, Academia, 1978
Kalina, Pavel: Benedikt Ried a počátky záalpské renesance, Praga, Academia, 2009

https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Church_of_Saint_Barbara_(Kutn%C3%A1_Hora)

Во время тура из Праги в город Кутна Гора, относящийся ко Всемирному наследию Юнеско, туристы традиционно посещают главную достопримечательность города - Церковь святой Варвары (его часто называют собором, но правильное название - церковь), или по чешски - Святой Барборы.

О Кутной горе мой рассказ часть 1

О Кутной горе мой рассказ часть 2

Это без преувеличения уникальное строение, которое невозможно спутать ни с каким другим. Оно не похоже ни на один другой храм ни своим внешним обликом, ни элементами внутреннего убранства. С его строительством связана трагическая и поучительная легенда о трех горняках и святой Варваре. Святая Варвара считается покровительницей шахтеров, рудокопов, горняков. Согласно легенде, в последний миг своей жизни каждый может обратиться к ней с просьбой, и она непременно исполнит ее.

Однажды, во время обвала в шахте, три горняка, чувствуя приближающуюся смерть, обратились к святой Варваре. Один попросил хотя бы еще раз увидеть солнечный свет, другой - перед смертью еще хотя бы раз увидеть своих родных, а третий - попросил дать ему время, чтобы совершить что-то хорошее, полезное для людей. Святая Варвара услышала их, произошло чудо, завал разобрали и горняков подняли из шахты. Первый умер, едва увидев свет, второй прожил еще целый день и смог увидеть перед смертью свою жену, детей и всех родных, а третий решил собрать деньги на строительство самого прекрасного храма, какой только видел мир, и посвятить его своей спасительнице. Ему удалось собрать немало денег, и строительство началось. Святой Варваре настолько понравился строившийся храм, что она подарила горняку еще много лет жизни.


Что здесь является истиной, а что вымыслом, сегодня никто не скажет, известно лишь, что строительство храма, действительно, велось на пожертвования богатых горожан. Можно назвать и более земные причины строительства такого грандиозного храма. Дело в том, что с 13 века Кутна Гора представляла собой богатейший город не только Чехии, но и Европы. После того, как здесь были открыты серебряные рудники, город получил королевские привилегии, а горожане стремились получить как можно больше самостоятельности и привилегий, в том числе и церковных.
Некоторое время Кутна Гора находилась в зависимости от расположенного рядом Седлецкого монастыря, один из монахов которого, по легенде открыл месторождение серебра. Чтобы получить независимость от монастыря, было решено возвести собственный храм, для чего требовалось разрешение папы римского. Богатство города стало веским аргументом, разрешение было получено и в 1388 году строительство началось, растянувшись на долгие пять столетий.


Стоит отметить, что кутногорцы были людьми весьма богатыми и честолюбивыми, а потому стремились показать, что их город способен не только соперничать, но и превзойти по красоте и роскоши Прагу, поэтому и их храм должен был затмить главный храм столицы и страны - Собор святого Вита. Сегодня Собор святой Варвары является вторым по своему историческому, культурному и религиозному значению храмом Чехии, превзойти Собор святого Вита ему так и не удалось, хотя в их истории есть много общего. Так, строительство двух храмов растянулось на многие века, но в отличие от Собора святого Вита, Церковь святой Варвары осталась недостроенной. Это хорошо видно на схеме храма, а также по диссонансу между фронтоном, более соответствующем стилю барокко, и его наиболее ранней частью, являющейся образцом высокой готики, напоминающей соборы Франции.


С боковой стороны можно увидеть, что храм словно обрезан посредине и обязательно должно быть продолжение. Действительно, считается, что по задумке архитектора (которым, кстати был Ян Парлерж, сын того самого знаменитого Петра Парлержа, который спроектировал собор св. Вита), храм должен был быть в два раза длиннее. Там, где сейчас находится фронтон стояла временная стена, и лишь после прихода в город иезуитов в веке здесь была поставлена капитальная стена с барочным фронтоном, а проект Парлержа так и остался нереализованным. Причина была банальна - у города просто не было средств на продолжение столь грандиозного строительства: рудники иссякли, а вместе с ним закончился и период процветания Кутной Горы.


Как я уже писала, строительство храма растянулось на несколько веков, что было связано с драматическими периодами в истории Чехии. Так, в период гуситских войн сам город сильно пострадал, и его жителям было не до трат на столь масштабное строительство, кроме того, многочисленные тела убитых гуситов сбрасывали в шахты, ведь добыча серебра временно сократилась. В итоге эти шахты, даже несмотря на их запасы, уже невозможно было использовать, пришлось разрабатывать новые, а на это требовалось время. Все это время храм стоял недостроенным.


Новый этап в строительстве храма связан с именами также весьма известных архитекторов, как Матеаш Рейсек, который построил известную Пороховую башню (Пражна Брана) в Праге, а также Бенедикт Райт, тоже прославившийся работой в столице - по его проекту был возведен Владиславский зал, являющийся одним из самых больших средневековых залов Европы. Райту принадлежит кружевной свод. Оба архитектора, как полагают, смогли проявить здесь свои творческие замыслы в полной мере, так как не были ограничены строгими требованиями, которые являются обычными, если заказчиком выступает церковь. Но в данном случае заказчиками были горожане, ждавшие от архитекторов одного - роскошного и неповторимого храма.


Внутренне убранство храма поражает не только своими размерами, но и некоторыми деталями, которых больше нет ни в одном другом католическом соборе или церкви. Во-первых, это сохранившиеся со времен средневековья фрески (некоторые еще от догуситской эпохи), посвященные не сценам из святого писания, как это принято в других храмах, а сценам, посвященным труду рудокопов, чеканщиков, истории создания храма, жизни города. Все здесь должно напоминать о том, кому и чему Кутна Гора была обязана своим богатством, а также, на чьи средства осуществлялось его строительство.



Об этом же должна напомнить и фигурка рудокопа в белых одеждах. Многие сначала ошибочно считают, что это монах в белых одеждах, но такие белые накидки одевали горняки перед спуском в шахту, чтобы в темноте в случае завалов их можно было увидеть. А на потолке храма изображены гербы тех богатых кутногорских семейств, которые жертвовали свои деньги на строительство. Еще раз повторю, что ничего подобного в других храмах вы не увидите.


Красотой, яркостью красок, необычными сюжетами поражают также витражи конца 19 - начала 20 века, автором которых являлся Франтишек Урбан - известный чешский художник. Богатый центральный алтарь, роскошные боковые алтари конца 17-начала 18 века в стиле барокко в капеллах, удивительно филигранная кафедра, - все это и сегодня захватывает дух.




В храме многое свидетельствует о былом богатстве города. Например, далеко не многие города могли позволить себе иметь собственного палача, так как содержать людей такой специфической профессии было очень дорого. И только несколько городов могли позволить себе такую «роскошь», как несколько палачей. В Кутной горе во времена процветания их было несколько, и для них и их семей в храме были выделены даже отдельные места.


Сбоку располагаются отдельные ряды, предназначавшиеся для самых знатных горожан и даже для короля и его свиты. Стоит отметить и о скамьях из массивного дерева с искусной резьбой в центре храма. По легенде, эти скамьи, на которых могли рассаживаться прихожане во время службы, были сначала заказаны для Собора св. Вита. Но кутногорцы, желая «утереть нос» пражанам, перехватили заказ, заплатив за скамьи двойную цену.



Нужно сказать и еще об одной части храма (в стиле барокко), называемой иезуитской. Посвящена она Игнатию Лойоле - основателю иезуитского ордена, призванного бороться с реформацией, и на одной из фресок изображена сцена его ранения, после которого он и ушел в монахи.


Крайне необычно выглядит целый ряд кабинок для исповеди. Это тоже исключительная черта Церкви святой Варвары, ведь обычно в храмах только одна, максимум - две подобные кабинки. Но, как объяснили нам, в связи с тем, что рядом с храмом находился Иезуитский колледж, многие студенты которого отличались молодостью и удалью, часто ведя себя не совсем подобающим образом, число желающих исповедоваться и очиститься от собственных грехов, всегда было велико.


Осмотр храма может занимать очень много времени. Здесь есть даже специальные стенды для студентов - архитекторов, где подробно изображаются схемы строительства готических храмов. Есть и музейная экспозиция, посвященная истории города и истории строительства храма. Еще одной достопримечательностью храма является орган в стиле барокко, который создавался в 18 веке в мастерской Яна Тучека. Его звук превращает храм в совершенно неземное место.


Храм расположен на улице Барборской (на карте ниже объект № 9), и увидеть три его башни можно почти из любой точки города. Кутна Гора - небольшой город, поэтому к церкви можно пройти пешком, полюбовавшись старинными средневековыми домами, либо же доехать общественным транспортом от авто- или ж/д вокзала. Вход в храм платный, билет стоит 60 крон, есть льготы для школьников и студентов. Церковь открыта ежедневно с 9.00 до 18.00 в летний период (с апреля по октябрь) и с 10.00 до 16.00 в зимний период (с ноября по март).

Привет, дорогие читатели. Чешский город Кутна Гора считается едва ли ни вторым по популярности среди туристов городом в стране. И Собор святой Варвары считается одной из главных его достопримечательностей. Зданием, приманивающим сюда любителей прекрасного. Это второй по размерам храм, представляющий стиль готика в Чехии. Более того, он считается одним из самых необычных готических строений подобного типа в Европе. Не зря он в списке ЮНЕСКО.

Собор находится в городке . Из Праги на поезде это примерно 2 часа. На машине 1 час.

Собор святой Варвары или Храм святой Барборы (Chrám svaté Barbory) начали строить с 1388 года. И уже на начальном этапе начались первые странности.

Причина строительства этого здания была довольно необычна. Его решили возвести не для нужд прихода и не по заказу религиозных организаций, а как здание, призванное демонстрировать богатство города, занимающегося добычей серебра. И заказчиками стали местные бюргеры.

Совсем другую причину строительства рассказывает легенда. Если верить ей, дело было так: троих рудокопов завалило в шахте. Они начали молиться о спасении. И только один из них просил о годе жизни для себя, чтобы успеть совершить благое дело. Он спасся. И принялся строить храм в честь святой, подарившей ему жизнь.

За проект и строительство здания отвечал Ян Парлерж, сын создателя . Но с началом гуситстких воин строительство было впервые приостановлено на целых 60 лет.

К тому времени храм уже достиг половины сегодняшней высоты.

Возобновились работы с 1482 года. Сперва над постройкой храма трудились строители, продолжавшие воплощать проект Парлержа, затем строительством стал руководить Матей Рейсек.

Он возвел хор, своды, окна и трифорий.

С 1512 года собор строился уже по плану другого архитектора – Бенедикта Рида. И он внес в уже существующее здание большие изменения. По сути, получилось, что он не просто достроил здание, а над старой церковью возвел новую.

Жизнь города в то время полностью зависела от добычи серебра. К середине XVI века объемы добычи ощутимо сократились, в результате сократилось и финансирование строительства. Работы снова приостановились.

Следующие вмешательства в облик здания были внесены иезуитами, которые рядом с храмом построили колледж и украсили храм барочными элементами.

Последние изменения храм пережил лишь в 1905 году.

Кстати, сначала храм планировался как капелла. При этом в архитектурном плане он смело конкурировал со знаменитыми соборами Праги.

Храм стал выражением противостояния Седлецкого монастыря, обладающего большим влиянием, и Кутна Горы, считавшейся королевским городом.

Собор внутри

Как мы уже говорили, собор построен в стиле поздней готики. Самые примечательные части внешнего облика здания — скульптуры, расположенные на самой верхней его части.

Горгулии, демоны, мифические существа с высоты взирают здесь на жителей города и туристов.

Интерьер собора также украшен готическими элементами. Например, хорошо сохранились фрески на горно-добывающую тему в часовнях.

Здесь можно увидеть иллюстрации работы с лебедкой, чеканки монет.

Уникальны украшения Смишковской часовни, изображающие сцены из жизни царя Соломона.

Собор известен и своей потрясающей акустикой, поэтому здесь самое место органу.

Послушать звучание этого инструмента можно во время органных концертов, которые здесь периодически проводятся.

  • Каменный фонтан
  • Наводящее ужас

Время работы собора

  • ноябрь – март с 10:00 до 16:00
  • апрель – октябрь 9:00 до 18:00.

Сколько стоит

  • Взрослый билет — 60 CZK
  • Льготный — 40 CZK.

Сайт: www.kutna-hora.net

Как добраться

  • Собор святой Варвары стоит рядом с рекой недалеко от центра города. Добраться до него можно на восьмиместном туристическом автобусе, который за 35 крон провезет вас по достопримечательностям города.
  • От ж/д вокзала Kutná Hora Hlavni Nadrazi пешком далековато. Лучше воспользоваться автобусом F01 или взять такси.
  • Кроме главного вокзала в Кутна Горе есть еще 2 станции: Kutná Hora město и Kutná Hora-Sedlec.

К этим станциям от главного вокзала ходит моторовагон «моторачек». Сначала он останавливается на Kutná Hora-Sedlec, выходите если хотите посетить Костницу. И конечная станция Kutná Hora město — от нее 15 минут пешком до собора святой Варвары.

Адрес: Barborská, 284 01, Kutná Hora

Собор на карте

Спасибо, что читаете наш блог! До встреч!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх