​Выдающиеся учёные и изобретатели из списка великих людей, изменивших мир. Самые известные ученые мира и России. Кто самый известный ученый в мире

Учёный — представитель научного сообщества, чья целенаправленная деятельность по формированию научной картины мира в той или иной форме получила признание со стороны научного сообщества.

Учёный — специалист в какой-либо научной области, внёсший реальный вклад в науку.

Ученый - научный работник, это эксперт в одной либо нескольких областях науки.

В широком смысле понятие учёный относится к любому человеку, который сам систематически расширяет знания человечества или участвует в деятельности и поддержании традиций тех или иных научных и философских школ. В более узком смысле учёными называют только тех людей, которые применяют научный метод. Учёный может быть экспертом в одной или нескольких областях науки.

В более узком смысле учёными называют только тех людей, которые применяют научный метод. Учёный может быть экспертом в одной или нескольких областях науки. Русские понятия наука и учёный не вполне соответствуют английским science и scientist, так как в английском языке последние нередко используются в ещё более узком смысле, и относятся только к естественным наукам и людям, занимающимся естественными науками.

Ученый занимается научной деятельностью, исследованием различных областей наук, окружающей среды, человеческого организма, разработкой изобретений, совершением различных открытий, проводит научные открытия, пишет научные труды.

Основной формальный признак признания научной квалификации — публикация материалов исследований в авторитетных научных изданиях и доклады на авторитетных научных конференциях. В России сделана формальная попытка отделить авторитетные научные издания от прочих в виде списка изданий, публикации в которых признаются ВАК.

Ученый должен получить ученую степень кандидата наук, доктора наук путем защиты диссертации. От ученого требуется умение публично отстаивать свое мнение, высокий уровень развития интеллектуальных способностей, он должен быть волевым, благородным, интеллигентным, одаренным, мудрым и образованным человеком, обладать осмотрительностью, терпением.

В научном сообществе высоко ценится педагогическая работа. Право читать лекции в престижном учебном заведении является признанием уровня и квалификации учёного. Высоко также ценится создание научной школы, то есть подготовка нескольких учёных, развивающих идеи учителя.

Для получения учёного звания (доцента или профессора) кроме учёной степени требуется вести педагогическую работу, в частности иметь учебно-методические публикации. Существуют и более мелкие формальные признаки признания квалификации, например, разрешение руководить научной работой аспирантов является необходимой ступенькой перехода от кандидата к доктору.

Ученый может работать в различных учреждениях: в Академиях наук, НИИ, лабораториях и др.

В наши дни профессия ученого теряет свою востребованность и престиж на рынке труда. Уровень оплаты труда ученого, как правило, невысокий.

Биография каждого ученого позволяет лучше понять его путь к великим достижениям и ознакомиться с некоторыми интересными фактами. Для того чтобы иметь представление о том пути, который проделывает наука, стоит детально изучить хотя бы несколько историй о ведущих ее деятелях.

Самые значимые деятели

В каждом из направлений стоит обратить внимание на наиболее значимого ученого. Так, лучшим британским медиком был Флеминг. Важнейший изобретатель из России - Попов. Леонардо да Винчи, как истинный человек Возрождения, проявил множество разнообразных талантов. Паскаль, Тесла и другие - лучшие математики и физики, чей вклад виден и в современной жизни. Кто из них - самый Каждый достоин внимания в равной степени.

Александр Флеминг

Будущий изобретатель пенициллина родился в августе 1881 года в небольшом шотландском городке Лочфилде. Получив среднее образование, он отправился в Лондон и стал студентом Королевского политехнического института. По совету профессионального физика и своего брата Тома Александр решил заниматься наукой, в 1903 поступил на работу в больницу святой Марии и начал хирургическую практику. После войны, где он повидал множество смертей, Флеминг решил найти лекарство, которое справлялось бы с инфекциями. Известные английские ученые уже работали над вопросом, но никому не удалось добиться значительных результатов. Единственное, что было изобретено - антисептик, лишь снижающий защитные функции организма. Флеминг доказал, что для обработки глубоких ран такое лечение не подходит. К 1928 году он начал изучать бактерии из семейства стафилококковых. Однажды, вернувшись из отпуска, Флеминг обнаружил на столе грибковые колонии, которые поразили вредоносные микроорганизмы. Ученый решил вырастить плесень в чистом виде и выделил из нее пенициллин. До сороковых он совершенствовал его форму и вскоре его производство стало масштабным и было принято в больницах. В 1944 вместе с коллегой Флори получил рыцарское звание. Имена известных ученых дошли до Нобелевского комитета, и уже в 1945 они получили премию в области медицины. Королевская коллегия врачей сделала Флеминга почетным членом. Далеко не все известные английские ученые могут похвастаться такими достижениями. Флеминг - выдающийся талант и человек, достойный упоминания в любом списке лучших врачей мира.

Грегор Мендель

Многие известные ученые не получали основательного образования. Например, Грегор Мендель родился в июле 1882 в семье простых крестьян и обучался при богословском институте. Все свои глубокие знания о биологии он приобрел самостоятельно. Вскоре стал преподавать, а потом отправился в университет в Вене, где начал заниматься гибридными растениями. С помощью множества опытов на горохе вывел теорию о законах наследования. Имена известных ученых нередко доставались их изобретениям, и Мендель не стал исключением. Труды Грегора не заинтересовали современников, он бросил работу в лаборатории и стал настоятелем в монастыре. Революционность его открытий и их глубокий смысл стали заметны биологам лишь в начале двадцатого века, уже после смерти Грегора Менделя. Известные ученые России и мира пользуются его теориями и сейчас. Принципы Менделя изучают на базовом уровне в школах.

Леонардо да Винчи

Мало какие известные ученые настолько популярны, как Леонардо. Он был не просто выдающимся физиком, но и творцом, его картины и скульптуры восхищают людей по всему миру, да и сама его жизнь служит источником вдохновения для произведений: он - по-настоящему интересная и загадочная личность. Величайший деятель Возрождения родился в апреле 1452 года. С детства Леонардо увлекался живописью, архитектурой, скульптурой. Его отличали впечатляющие знания в области естествознания, физики и математики. Многие его труды были оценены лишь через столетия, а современники часто не обращали на них внимания. Леонардо увлекался идеей но воплотить работающий проект ему не удалось. Кроме того, он изучил многие законы жидкости и гидравлики. Известные ученые редко знамениты и как деятели искусства. Леонардо же является великим художником, автором знаменитой «Джоконды» и полотна «Тайная вечеря». Остались после него и многочисленные рукописи. Многие иностранные и известные российские ученые все еще пользуются наработками да Винчи, созданными им до 1519, когда он умер, находясь во Франции.

Блез Паскаль

Этот французский ученый родился в июне 1623 в Клермон-Ферране, в семье судьи. Отец Паскаля был известен своей любовью к наукам. В 1631 семья переехала в Париж, где Блез написал свою первую работу о звучании вибрирующих тел - это произошло, когда мальчику было всего 11 лет. Немногие известные ученые России и мира могут похвастаться таким ранним успехом! Блез удивлял людей своими математическими способностями, он сумел доказать, что сумма углов треугольника равняется двум прямым. В 16 он написал трактат о шестиугольнике, вписанном в круг. На его основе позже будет разработана известная теорема Паскаля. В 1642 Блез разработал механическую счетную машину, которая могла осуществлять действия сложения и вычитания. Впрочем, как и многие другие известные ученые и их открытия, Блез со своей «Паскалиной» так и не стали слишком известны у современников. На сегодняшний день его вариации на тему счетных машин хранятся в лучших музеях Европы. Кроме того, неоценим вклад Паскаля в науку - его выкладками пользуются и современные ученые.

Александр Попов

Многие известные русские ученые сделали изобретения, которыми и сейчас пользуется весь мир. К таким относится и создатель радио, родившийся в уральском поселке в семействе священника. Первое образование было им получено в духовном училище, после чего он поступил в семинарию. Отправившись в университет Петербурга, Попов столкнулся с денежными затруднениями, поэтому параллельно с учебой ему пришлось работать. Александр увлекся физикой и начал преподавать ее в Кронштадте. С 1901 он служил профессором института электротехники в Петербурге, а затем стал его ректором. Главным интересом его жизни оставались изобретения и эксперименты. Он изучал электромагнитные колебания. В 1895 он представил публике радиоприемник. С 1897 трудился над его усовершенствованием. Ассистенты Попова Рыбкин и Троицкий подтвердили возможность его использования для принятия сигналов на слух. Попов внес заключительные модификации и создал тем самым устройство, которое сейчас есть практически в каждом доме.

Никола Тесла

Этот ученый появился на свет в Австро-Венгрии. Как и Попов, Тесла был сыном священника. В 1870 он окончил гимназию и поступил в училище, где увлекся электротехникой. Несколько лет поработал преподавателем в гимназии, после чего отправился в Пражский университет. Параллельно Никола трудился в телеграфной компании, а потом - у Эдисона. Все годы обучения старался изобрести электродвигатель, работающий на переменном токе. Переехал в США, где провел удачную работу по улучшению машины, созданной Эдисоном. Однако Тесла не получил от того денег, после чего уволился и основал собственную лабораторию в Нью-Йорке. К началу двадцатого века у Никола было уже несколько патентов - он изобрел частотометр и счетчик электричества. В 1915 был номинирован на Нобелевскую премию. Никогда не прекращал работы и сделал значительный вклад в науку, умер в 1943 после несчастного случая - Тесла попал под машину, и сломанные ребра привели к слишком сложному воспалению легких.

Фридрих Шиллер

Как все прекрасно знают, известные ученые могут быть не только в сфере Отличным примером для этого служит - историк и философ, который очень многое сделал для своих областей знаний и внес неоценимый вклад в литературное достояние. Он родился в 1759 году в Священной Римской Империи, но уже 1763 году переехал с семьей в Германию. В 1766 году он оказался в Людвигсбурге, где закончил медицинский факультет. Творить Шиллер начал еще в процессе обучения, и в 1781 году его первая драма увидела свет и получила такое признание, чтобы в следующем же году поставлена в театре. Эта пьеса до сих пор считается одной из первых и самых успехных мелодрам в Европе. Всю свою жизнь Шиллер творил, переводил пьесы с других языков, а также преподавал в университетах историю и философию.

Абрахам Маслоу

Абрахам Маслоу - это подтверждение того, что известные ученые могут быть не только математиками и физиками. Его теорию самореализации знают абсолютно все. Маслоу родился в 1908 году в Нью-Йорке. Его родители плохо с ним обращались и всячески унижали, а его еврейское происхождение стало причиной антисемитсских выходок со стороны его сверстников. Это развило в маленьком Абрахаме комплекс неполноценности, из-за чего он прятался в библиотеке и проводил дни за книгами. Позже он постепенно начал утверждаться в жизни - сначала в Средней школе, участвуя в различных клубах, а затем и на факультете психологии, где получил в 1931 году степень магистра. В 1937 году Маслоу стал членом преподавательского состава колледжа в Бруклине, где и проработал большую часть своей жизни. Когда началась война, Маслоу оказался уже непригодным для службы, однако при этом он почерпнул очень многое из этого кровопролитного события - оно повлияло на его исследования в области гуманитарной психологии. В 1943 году Маслоу разработал свою известную Теорию мотивации личности, в которой заявил, что у каждого человека есть пирамида потребностей, требующих удовлетворения, чтобы самореализоваться. В 1954 году он выпустил книгу "Мотивация и личность", где максимально подробно объяснил свою теорию и развил ее.

Альберт Эйнштейн

Любое обсуждение на тему "Известные ученые и их открытия" не обойдется без упоминания Альберта Эйнштейна, гениального физика, который стоит у истоков современного представления о данной науке. Эйнштейн родился в Германии в 1879 году, всегда был скромным и тихим мальчиком, не выделялся на фоне остальных детей. И только когда увлекся Кантом, Эйнштейн открыл в себе талант к точным наукам. Это помогло ему успешно окончить гимназию, а затем и Политехникум Цюриха в Швейцарии, куда он переехал. Еще в техникуме он начал писать различные статьи и другие работы, проводить исследования. Естественно, в итоге это привело к ряду открытий, которые известны всему миру - теория относительности, фотоэффект, и так далее. Через некоторое время Эйнштейн перебрался в США, устроился там на работу в Принстоне и поставил перед собой цель - работать над теорией единого

Андре-Мари Ампер

Известные ученые мира, которые работали в сфере физики, не ограничиваются Эйнштейном. Например, Андре-Мари Ампер родился в 1775 году во Франции. Его отец не хотел, чтобы его сын учился централизовано, поэтому сам обучал его, а также ему в этом помогали книги. Ампер буквально был воспитан на трудах Руссо, что сказалось на его дальнейших работах. После Революции и смерти отца Ампер женится и возвращается к нормальной жизни. Он продолжает преподавать, и в 1802 году становится учителем математики и химии в одной из школ. Однако в это же время он проводит исследования по его известной теории вероятности, из-за которой он оказывается в Парижской академии и пишет один из своих наиболее признанных трудов - "Математическую теорию игр". В 1809 году Ампер получает звание профессора, а в 1814 году становится членом Академии наук. После этого он переходит к исследованиям в области электродинамики, а в 1826 году создает свою наиболее известную работу - "Научный очерк математической теории электродинамических феноменов".

Изменили наш мир и существенно повлияли на жизнь многих поколений.

Великие ученые физики и их открытия

(1856-1943) — изобретатель в области электротехники и радиотехники сербского происхождения. Николу называют отцом современного электричества. Он сделал множество открытий, и изобретений получив более 300 патентов на свои творения во всех странах, где работал. Никола Тесла был не только физиком теоретиком, но и блестящим инженером, создававшим и испытывавшим свои изобретения.
Тесла открыл переменный ток, беспроводную передачу энергии, электричества, его работы привели к открытию рентгена, создал машину, которая вызывала колебания поверхности земли. Никола предсказывал наступление эры роботов, способных выполнять любую работу.

(1643-1727) — один из отцов классической физики. Обосновал движение планет Солнечной системы вокруг Солнца, а также наступление приливов и отливов. Ньютон создал фундамент для современной физической оптики. Верхом его работ является известный закон всемирного тяготения.

Джон Дальтон — английский физико-химик. Открыл закон равномерного расширения газов при нагревании, закон кратных отношений, явление полимерии (на примере этилена и бутилена).Создатель атомной теории строения вещества.

Майкл Фарадей (1791 - 1867) - английский физик и химик, основоположник учения об электромагнитном поле. Сделал за свою жизнь столько научных открытий, что их хватило бы десятку ученых, чтобы обессмертить свое имя.

(1867 - 1934) - физик и химик польского происхождения. Совместно с мужем открыла элементы радий и полоний. Занималась проблемами радиоактивности.

Роберт Бойль (1627 - 1691) - английский физик, химик и богослов. Совместно с Р. Тоунлеем установил зависимость объёма одной и той же массы воздуха от давления при неизменной температуре (Бойля - Мариотта закон).

Эрнест Резерфорд — английский физик, разгадал природу индуцированной радиоактивности, открыл эманацию тория, радиоактивный распад и его закон. Резерфорда нередко справедливо называют одним из титанов физики ХХ века.

— немецкий физик, создатель общей теории относительности. Предположил, что все тела не притягивают друг друга, как считалось со времен Ньютона, а искривляют окружающее пространство и время. Эйнштейн написал больше 350 работ по физике. Является создателем специальной (1905) и общей теории относительности (1916), принципа эквивалентности массы и энергии (1905). Разработал множество научных теорий: квантового фотоэффекта и квантовой теплоемкости. Вместе с Планком, разработал основы квантовой теории, представляющие основой современной физике.

Александр Столетов — русский физик, нашел, что величина фототока насыщения пропорциональна световому потоку, падающему на катод. Вплотную подошел к установлению законов электрических разрядов в газах.

(1858-1947) - немецкий физик, создатель квантовой теории, совершившей подлинную революцию в физике. Классическая физика в противоположность современной физике ныне означает «физика до Планка».

Поль Дирак — английский физик, открыл статистическое распределение энергии в системе электронов. Получил Нобелевскую премию по физике «за открытие новых продуктивных форм атомной теории».

Русские учёные отодвинули завесу непознанного, внеся свою лепту в эволюцию научной мысли во всем мире. Многие трудились за рубежом в научно-исследовательских учреждениях с мировым именем. Наши земляки сотрудничали со многими выдающимися научными умами. Открытия стали катализатором развития технологии и знания во всем мире, а многие революционные идеи и открытия в мире создавались на фундаменте научных достижений известных русских учёных.

Мировые в области химии прославили наших соотечественников на века. сделал самое важное открытие для мира химии — он описал периодический закон химических элементов. Периодическая таблица получила со временем признание во всём мире и сейчас ею пользуются во всех уголках нашей планеты.

Великим в авиационном деле можно назвать Сикорского. Авиаконструктор Сикорский известен своими разработками по созданию многомоторных самолётов. Именно он создал первый в мире летательный аппарат, обладающий техническими характеристиками для вертикального взлёта и посадки — вертолёт.

Не только русские учёные вносили вклад в авиационное дело. К примеру, лётчик Нестеров считается основателем фигур высшего пилотажа, к тому же он впервые предложил использовать освещение взлётной полосы во время ночных полётов.

Известные русские ученые были и в медицине: Пирогов, Мечников и другие. Мечников разработал учение о фагоцитозе (защитных факторах организма). Хирург Пирогов впервые применил в полевых условиях наркоз для лечения больного и разработал классические средства оперативного лечения, которыми пользуются и по сей день. А вклад русского ученого Боткина заключался в том, что он впервые в России провёл исследования по экспериментальной терапии и фармакологии.

На примере этих трёх областей науки мы видим, что открытия русских учёных используются во всех сферах жизни. Но это лишь малая доля из всего того, что было открыто русскими учёными. Наши земляки прославили свою выдающуюся родину абсолютно во всех научных дисциплинах, начиная от медицины и биологии, и заканчивая разработками в сфере космических технологий. Русские ученые оставили для нас, своих потомков, огромный клад научных знаний, чтобы обеспечить нас колоссальным материалом для создания новых великих открытий.

Александр Иванович Опарин - известный русский биохимик, автор материалистической теории появления жизни на Земле.

Академик, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии.

Детство и юность

Любознательность, пытливость и желание понять, как из крошечного семечка может вырасти, например, огромное дерево, проявилось в мальчике очень рано. Уже в детстве его очень интересовала биология. Жизнь растений он изучал не только по книгам, но и на практике.

Семья Опариных переехала из Углича в загородный дом в деревне Кокаево. Там и прошли самые первые годы детства.

Юрий Кондратюк (Александр Игнатьевич Шаргей), один из выдающихся теоретиков полетов в космос.

В 60-е годы он стал всемирно известным благодаря научному обоснованию способу полетов космических кораблей к Луне.

Рассчитанная им траектория получила название «трассы Кондратюка». Ею пользовались американские космические аппараты «Аполлон» для высадки человека на лунную поверхность.

Детство и юность

Этот один из выдающихся основоположников космонавтики родился в Полтаве 9 (21) июня 1897 года. Свое детство он провел в бабушкином доме. Она была акушеркой, а ее муж земским врачом и государственным чиновником.

Некоторое время с отцом жил в Санкт-Петербурге, где с 1903 учился в гимназии на Васильевском острове. Когда в 1910 году отец умер, мальчик снова вернулся к бабушке.


Изобретатель телеграфа. Имя изобретателя телеграфа навсегда вписано в историю, поскольку изобретение Шиллинга позволило передавать информацию на большие расстояния.

Аппарат позволил использовать радио - и электрические сигналы, идущую по проводам. Необходимость передавать информацию существовала всегда, но в 18-19 вв. в условиях растущей урбанизации и развития технологий, обмен данными стал актуальным.

Эту задачу решил телеграф, термин с древнегреческого языка переводился, как «писать далеко».


Эмилий Христианович Ленц - знаменитый русский учёный.

Со школьной скамьи всем нам знаком закон Джоуля - Ленца, устанавливающий, что выделяемое током в проводнике количество теплоты пропорционально силе тока и сопротивлению проводника.

Другой известный закон - «правило Ленца», по которому индукционный ток всегда движется в направлении, обратном тому действию, которое его породило.

Ранние годы

Изначальное имя учёного - Генрих Фридрих Эмиль Ленц. Родился он в Дерпте (Тарту) и по происхождению являлся прибалтийским немцем.

Его брат Роберт Христианович стал известным востоковедом, а сын, также Роберт, пошёл по стопам отца и стал физиком.

Тредиаковский Василий человек с трагической судьбой. Так было угодно судьбе, что в России в одно время жили два самородка — и Тредиаковский, но один будет обласкан и останется в памяти потомков, а второй умрёт в нищете забытый всеми.

Из школяра в филологи

В 1703 году 5 марта появился на свет Василий Тредиаковский. Он рос в Астрахани в небогатой семье священнослужителя. 19 - летний юноша отправился в Москву пешком для продолжения учёбы в Славяно-греко-латинской академии.

Но в ней он задержался ненадолго (2 года) и без сожаления уехал пополнять багаж знаний в Голландию, а затем и во Францию — в Сорбонну, где терпя нужду и голод, отучился 3 года.

Здесь он участвовал в публичных диспутах, постигал математические и философские науки, был слушателем богословия, изучал за границей французский и итальянский языки.


«Отец Сатаны», академик Янгель Михаил Кузьмич, родился 25.10.1911 года в дер. Зырянова, Иркутской обл., происходил из семьи потомков поселенцев-каторжан. По окончании 6-го класса (1926 г.), Михаил уезжает в Москву - к своему старшему брату Константину, который там учился. Когда учился в 7-м классе, занимался подработкой, разносит стопки газет - заказы типографии. По окончании ФЗУ, трудился на фабрике и одновременно учился на рабфаке.

Студент МАИ. Начало профессиональной карьеры

В 1931 г., поступает учиться в МАИ - по специальности «самолетостроение», и заканчивает его в 1937 г. Еще студентом, Михаил Янгель устраивается в КБ Поликарпова, в дальнейшем, своего научного руководителя по защите дипломного проекта: «Высотный истребитель с герметической кабиной». Начав свою работу в КБ Поликарпова конструктором 2-й категории, через десять лет М.К. Янгель уж являлся ведущим инженером, занимался разработкой проектов для истребителей новых модификаций.

13.02.1938 г., М.К. Янгель в составе группы советских специалистов в области авиастроения СССР посещает Соединенные Штаты - с целью командировки. Стоит отметить, что 30-е годы ХХ века - это достаточно активный период в сотрудничестве СССР и США и не только в области машиностроения и самолетостроения, в частности, закупалось (достаточно ограниченными партиями) стрелковое оружие - пистолеты-пулеметы Томпсона и пистолеты Кольта.


Ученый, основатель теории вертолетостроения, докторр технических наук, профессор Михаил Леонтьевич Миль обладатель Ленинской и Государственной премий, Герой Социалистического труда.

Детство, учеба, юность

Михаил Леонтьев родился в , 22.11.1909 г. - в семье железнодорожного служащего и врача-стоматолога. Прежде чем осесть в городе Иркутск, его отец, Леонтий Самуилович, в течение 20-ти лет искал золото, работая на приисках. Дед, Самуил Миль, поселился в Сибири по окончании 25-летней флотской службы. С детских лет, Михаил проявлял разносторонние таланты: любил рисовать, увлекался музыкой и легко осваивал иностранные языки, занимался в авиамодельном кружке. В десятилетнем возрасте, участвовал в Сибирском авиамодельном конкурсе, где пройдя этап, Мишина модель была отправлена в город Новосибирск, где и получила один из призов.

Начальную школу, Михаил оканчивал в Иркутске, по завершении которой в 1925 г., он поступает в Сибирский технологический институт.

А.А. Ухтомский - выдающийся физиолог, ученый, исследователь мышечной и нервной систем, а также органов чувств, лауреат Ленинской премии и член Академии наук СССР.

Детство. Образование

Рождение на свет Алексея Алексеевича Ухтомского произошло 13.(25).06.1875 в небольшом городке Рыбинске. Там же прошли его детские годы и юность. Этот волжский город навсегда оставил в душе Алексея Алексеевича самые теплые и нежные воспоминания. Он с гордостью величал себя волгарём в течение всей жизни. Когда мальчик окончил начальную гимназию, отец отправил его в Нижний Новгород и определил в местный кадетский корпус. Сын послушно окончил его, но военная служба никогда не была пределом мечтаний юноши, которого больше привлекали такие науки как история и философия.

Увлечение философией

Проигнорировав службу в армии, он поехал в Москву и поступил в духовную семинарию на два факультета сразу - философский и исторический. Глубоко изучая философию, Ухтомский стал много думать над извечными вопросами о мире, о человеке, о сущности бытия. В конце концов философские тайны привели его к изучению естественных наук. В результате он остановился на физиологии.

А.П. Бородина знают как выдающегося композитора, автора оперы «Князь Игорь», симфонии «Богатырская» и других музыкальных произведений.

Гораздо меньше он известен как ученый, внесший неоценимый вклад в науку в области органической химии.

Происхождение. Ранние годы

А.П. Бородин был внебрачным сыном 62-летнего грузинского князя Л. С. Геневанишвили и А.К. Антоновой. Родился он 31.10.(12.11) 1833 года.

Его записали как сына крепостных слуг князя - супругов Порфирия Ионовича и Татьяны Григорьевны Бородиных. Таким образом, восемь лет мальчик числился в доме отца как крепостной. Но перед смертью (1840) князь выдал на сына вольную, купил ему и его матери Авдотье Константиновне Антоновой четырехэтажный дом, предварительно выдав ее замуж за военврача Клейнеке.

Мальчика, во избежание ненужных слухов, представляли племянником Авдотьи Константиновны. Поскольку происхождение не позволяло Александру учиться в гимназии, он обучался дома всем предметам гимназического курса, кроме того, немецкому и французскому языкам, получив прекрасное домашнее образование.


Джордж Вашингтон Карвер Младший (1865-1943) был известным ученым в области сельского хозяйства.
Благодаря его исследованиям только из арахиса научились производить около 300 продуктов. Он нашел более чем 100 видов промышленного применения для различных сельскохозяйственных культур, например соевых бобов. Из этой культуры теперь получают заменители резины, краски и красители для тканей и многое другое. Президент Франклин Рузвельт в 1943 году отметил работу Карвера и открыл памятник ученому.

Марри Гелл-Манн родился 15 сентября 1929 года в Нью-Йорке и был младшим сыном эмигрантов из Австрии Артура и Полин (Райхштайн) Гелл-Манн. В возрасте пятнадцати лет Марри поступил в Йельский университет. Он окончил его в 1948 году с дипломом бакалавра наук. Последующие годы он провёл в аспирантуре Массачусетского технологического института. Здесь в 1951 году Гелл-Манн получил докторскую степень по физике. После годичного пребывания в Принстонском институте фундаментальных исследований (штат Нью-Джерси) Гелл-Манн начал работать в Чикагском университете с Энрико Ферми, сначала преподавателем (1952–1953), затем ассистент-профессором (1953–1954) и адъюнкт-профессором (1954–1955).

Основная область научных интересов молодого учёного, физика элементарных частиц, в пятидесятые годы находилась в стадии формирования. Основными средствами экспериментальных исследований в этом отделе физики были ускорители, «выстреливавшие» пучок частиц в неподвижную мишень: при столкновении налетающих частиц с мишенью рождались новые частицы. С помощью ускорителей экспериментаторам удалось получить несколько новых типов элементарных частиц, помимо уже известных протонов, нейтронов и электронов. Физики-теоретики пытались найти некоторую схему, которая позволила бы классифицировать все новые частицы.

Английский специалист в области молекулярной биологии Фрэнсис Харри Комптон Крик родился 8 июня 1916 года в Нортхемптоне и был старшим из двух сыновей Харри Комптона Крика, зажиточного обувного фабриканта, и Анны Элизабет (Вилкинс) Крик. Проведя своё детство в Нортхемптоне, он посещал среднюю классическую школу. Во время экономического кризиса, наступившего после Первой мировой войны, коммерческие дела семьи пришли в упадок, и родители Фрэнсиса переехали в Лондон. Будучи студентом школы Милл-Хилл, Крик проявил большой интерес к физике, химии и математике. В 1934 году он поступил в Университетский колледж в Лондоне для изучения физики и окончил его через три года, получив звание бакалавра естественных наук. Завершая образование в Университетском колледже, молодой учёный рассматривал вопросы вязкости воды при высоких температурах; эта работа была прервана в 1939 году разразившейся Второй мировой войной.

В 1940 году Крик женился на Рут Дорин Додд; у них родился сын. Они развелись в 1947 году, и через два года Крик женился на Одиль Спид. От второго брака у него было две дочери.

В военные годы Крик занимался созданием мин в научно-исследовательской лаборатории Военно-морского министерства Великобритании. В течение двух лет после окончания войны он продолжал работать в этом министерстве и именно тогда прочитал известную книгу Эрвина Шрёдингера «Что такое жизнь? Физические аспекты живой клетки», вышедшую в свет в 1944 году. В книге Шрёдингер задаётся вопросом: «Как можно пространственно-временные события, происходящие в живом организме, объяснить с позиции физики и химии?»

Лев Давидович Ландау родился 9 (22) января 1908 года в семье Давида Львовича и Любови Вениаминовны (Гаркави) Ландау в Баку. Его отец был известным инженером-нефтяником, работавшим на местных нефтепромыслах, а мать - врачом. Она занималась физиологическими исследованиями. Старшая сестра Ландау стала инженером-химиком.

«Вундеркиндом не был, - вспоминал о школьных годах учёный. - Учась в школе, по сочинениям не получал отметок выше троек. Интересовался математикой. Все физики-теоретики приходят в науку от математики, и я не стал исключением. В двенадцать лет умел дифференцировать, в тринадцать - интегрировать».

Лев Давидович поскромничал. Среднюю школу он окончил, когда ему было всего тринадцать лет. Родители сочли, что он слишком молод для высшего учебного заведения, и послали его на год в Бакинский экономический техникум.

В 1922 году Ландау поступил в Бакинский университет, где изучал физику и химию; через два года он перевёлся на физический факультет Ленинградского университета. Ко времени, когда ему исполнилось 19 лет, Ландау успел опубликовать четыре научные работы. В одной из них впервые использовалась матрица плотности - ныне широко применяемое математическое выражение для описания квантовых энергетических состояний.

Василий Васильевич Леонтьев родился 5 августа 1905 года в Мюнхене. Предки Леонтьева были простые крестьяне, но прадед оторвался от земли и переехал в Петербург. Дед Василия разбогател, открыв там ткацкую фабрику. Один из его сыновей женился на англичанке, откуда пошла британская ветвь семьи Леонтьевых. Отец будущего нобелевского лауреата был уже русским интеллигентом, профессором экономики труда Петербургского университета. Так что Василий шёл по проторённой тропе, но шёл неимоверно быстро: в четырнадцать лет он окончил гимназию и в 1921 году поступил в Петроградский университет, где изучал философию, социологию, а затем и экономику.

Будучи в университете в статусе вундеркинда, несмотря на все потуги «единственно верного» учения, диамата, он позволял себе называться «меньшевиком». В 1925 году Леонтьев уже окончил четырёхгодичный курс университета и получил диплом экономиста. Обучение тогда велось ни шатко ни валко, но подросток прочёл в библиотеке университета много книг по экономике на русском, английском, французском и немецком языках.

По меткому выражению одного учёного, математик - это тот, кто умеет находить аналогии между утверждениями. Лучший математик - кто устанавливает аналогии доказательств. Более сильный может заметить аналогии теорий. Но есть и такие, кто между аналогиями видит аналогии. Вот к этим редким представителям последних и относится Андрей Николаевич Колмогоров - один из лучших, если не лучший математик двадцатого века.

Андрей Николаевич Колмогоров родился 12 (25) апреля 1903 года в Тамбове. Тётушки Андрея в своём доме организовали школу для детей разного возраста, которые жили поблизости, занимались с ними - десятком ребятишек - по рецептам новейшей педагогики. Для ребят издавался рукописный журнал «Весенние ласточки». В нём публиковались творческие работы учеников - рисунки, стихи, рассказы. В нём же появлялись и «научные работы» Андрея - придуманные им арифметические задачи. Здесь же мальчик опубликовал в пять лет свою первую научную работу по математике. Правда, это была всего-навсего известная алгебраическая закономерность, но ведь мальчик сам её подметил, без посторонней помощи!

В семь лет Колмогорова определили в частную гимназию. Она была организована кружком московской прогрессивной интеллигенции и всё время находилась под угрозой закрытия.

Игорь Васильевич Курчатов родился 30 декабря 1902 года (12 января 1903 года) в семье помощника лесничего в Башкирии. В 1909 году семья переехала в Симбирск. В 1912 году Курчатовы перебираются в Симферополь. Здесь мальчик поступает в первый класс гимназии.

Игорь увлекается футболом, французской борьбой, выпиливанием по дереву, много читает. Ему в руки попала книга Корбино «Успехи современной техники», которая ещё больше усилила его тягу к технике. Игорь стал собирать техническую литературу. Мечтая о профессии инженера, он вместе с товарищами по классу изучает аналитическую геометрию в объёме университетского курса, решая многочисленные математические задачи.

Но с каждым годом Первой мировой войны материальное положение семьи становилось всё тяжелее. Пришлось помогать отцу. Игорь работал на огороде и вместе с отцом ходил на консервную фабрику пилить дрова. Вечерами работал в мундштучной мастерской.

Вскоре Игорь поступает в вечернюю ремесленную школу в Симферополе, получает квалификацию слесаря. Позже это пригодилось: он работал слесарем на небольшом механическом заводе Тиссена.

Английский физик Поль Адриен Морис Дирак родился 8 августа 1902 года в Бристоле, в семье уроженца Швеции Чарлза Адриена Ладислава Дирака, учителя французского языка в частной школе, и англичанки Флоренс Ханны (Холтен) Дирак.

Сначала Поль учился в коммерческом училище в Бристоле. Затем с 1918 по 1921 год он изучал электротехнику в Бристольском университете и окончил его со степенью бакалавра наук. После этого Поль прошёл ещё и двухлетний курс прикладной математики в том же университете. «Во время этого математического образования больше всего повлиял на меня Фрезер… он был прекрасным учителем, способным внушить своим студентам чувство действительного восхищения фундаментальными идеями математики… - вспоминал Дирак. - У Фрезера я научился двум вещам. Во-первых, строгой математике. До того я использовал только нестрогую математику, которая удовлетворяла инженеров… Они не заботились о точном определении предела, о том, как долго суммировать ряды, и о других подобных вещах. Фрезер учил, что для обращения с этими предметами иногда необходимы строгие логические идеи». И дальше: «Вторая вещь, которой я научился у Фрезера, была проективная геометрия. Она оказала на меня глубокое влияние благодаря присущей ей математической красоте… Проективная геометрия всегда работает с плоским пространством… она обеспечивает вас методами, такими как метод взаимнооднозначных соответствий, которые, как по волшебству, получают результаты; теоремы евклидовой геометрии, над которыми вы долго мучились, выводятся наипростейшими способами, если использовать рассуждения проективной геометрии».

Вернер Гейзенберг был одним из самых молодых учёных, получивших Нобелевскую премию. Целеустремлённость и сильный дух соперничества воодушевили его на открытие одного из наиболее известных принципов науки - принципа неопределённости.

Вернер Карл Гейзенберг родился 5 декабря 1901 года в немецком городе Вюрцбурге. Отец Вернера, Август, благодаря успешной научной деятельности сумел подняться до уровня представителей высшего класса немецкой буржуазии. В 1910 году он стал профессором византийской филологии Мюнхенского университета. Матерью мальчика была урождённая Анна Веклейн.

С самого рождения Вернера его семья твёрдо решила, что он тоже должен достичь высокого социального положения благодаря образованию. Полагая, что соперничество должно благоприятствовать достижению успеха в науке, отец провоцировал Вернера и его старшего брата Эрвина к постоянной конкуренции. В течение многих лет мальчики часто дрались, и однажды соперничество довело их до такой драки, что они били друг друга деревянными стульями. Повзрослев, каждый из них пошёл собственным путём: Эрвин уехал в Берлин и стал химиком, они почти не общались, не считая редких встреч в кругу семьи.

«Великий итальянский физик Энрико Ферми, - писал Бруно Понтекорво, - занимает особое место среди современных учёных: в наше время, когда узкая специализация в научных исследованиях стала типичной, трудно указать столь же универсального физика, которым был Ферми. Можно даже сказать, что появление на учёной арене XX века человека, который внёс такой громадный вклад в развитие теоретической физики, и экспериментальной физики, и астрономии, и технической физики, - явление скорее уникальное, чем редкое».

Энрико Ферми родился 29 сентября 1901 года в Риме. Он был младшим из трёх детей железнодорожного служащего Альберто Ферми и урождённой Иды де Гаттис, учительницы. Ещё в детстве Энрико обнаружил большие способности к математике и физике. Его выдающиеся познания в этих науках, приобретённые в основном в результате самообразования, позволили ему получить в 1918 году стипендию и поступить в Высшую нормальную школу при Пизанском университете. Затем, по протекции доцента Физического института Римского университета сенатора Корбино, Энрико получил временную должность преподавателя математики для химиков в Римском университете. В 1923 году он получает командировку в Германию, в Гёттинген, к Максу Борну. Ферми чувствует себя не очень уверенно, и лишь большая моральная поддержка Эренфеста, у которого он был в Лейдене с сентября по декабрь 1924 года, помогла ему поверить в своё призвание физика. По возвращении в Италию Ферми с января 1925 года до осени 1926 года работает во Флорентийском университете. Здесь он получает свою первую учёную степень «свободного доцента» и, что самое главное, создаёт свою знаменитую работу по квантовой статистике. В декабре 1926 года он занял должность профессора вновь учреждённой кафедры теоретической физики в Римском университете. Здесь он организовал коллектив молодых физиков: Разетти, Амальди, Сегре, Понтекорво и других, составивших итальянскую школу современной физики.

Николай Николаевич Семёнов родился 3 (15) апреля 1896 года в Саратове, в семье Николая Александровича и Елены Дмитриевны Семёновых. Окончив в 1913 году реальную школу в Самаре, он поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, где, занимаясь у известного русского физика Абрама Иоффе, проявил себя активным студентом.

Окончив университет в 1917 году, в год свершения русской революции, Николай был оставлен для подготовки к профессорскому званию. До весны 1918 года он работал в Петрограде.

Вот как писал о том времени в одной из своих автобиографий сам учёный:

«Будучи увлечён научной работой, я мало интересовался политикой и в событиях разбирался плохо. Весной 1918 года я поехал на каникулы к родителям в Самару, где меня и застал Чехословацкий переворот. Под влиянием окружившей меня мелкобуржуазной среды и известного доверия, которое питала в то время мелкая буржуазия к меньшевикам и эсерам (как известно, возглавлявшим самарский Комуч), я вступил добровольно в середине июля в так называемую народную армию самарской „учредилки“.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх