Я забывал на горестной земле. Анализ стихотворения о доблестях, о подвигах, о славе

2. Укажите средства создания выразительности.
3. В последнем абзаце подчеркнуть грамматические основы в ССП



И я забыл прекрасное лицо.




Я слёзы лил, но ты не снизошла.
В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют своей гордыне

(А.Блок)

помогите пожалуйста выписать из стихотворения сложные предложения,в котором совмещаются разные виды связи!! О доблестях, о подвигах, о

славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем...
Вино и страсть терзали жизнь мою...
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою...

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...

Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

Определить вид придаточного: 1.Где ты будешь,там буду я. 2.Я не знаю,где граница между товарищем и другом. 3.Комната,где меня обычно устраивали,была

занята. 4.Легенда умалчивает,сохранился ли этот замок. 5.Я догадываюсь, зачем ты хотел приехать. 6.Мне грустно,потому что весело тебе. 7.Счастье там нас ждёт,где его обрести не мечтаем. 8.Если вы отправитесь к нему,то можете размянуться.

Задание 2. Списать, раскрывая скобки и указывая разряд местоимения. 1)(Кое) (о) (ком) п…думать 2) (кому) (нибудь) поручить 3) приготовить за (не)

сколько минут 4) (чем) (либо) п…моч(?) 5) пр…обрести (кое) (что) для турис…ской п…ез(д,т)ки 6) (кое) (в) (чём) (не) согласит(?)ся 7) (какие) (то) предметы 8) (чьи) (то) советы 9) (не)что интересное 10) от (чего) (то) пришлось отказат(?)ся. 11) Сам (не) научишься, (ни) кто (не) научит.12)Что (у) кого болит, тот (о) том и говорит.13) Тот (не) ошибается, кто (ни)чего (не) делает.14) Худо тому, кто добра (не) делает (ни) кому.15) Сын (у) меня мой, а ум (у) него свой.16) Храни себя от бед, пока их нет.17) (Ни) чего я (не) боюсь, но (ни) (с) кем и (не) бранюсь.18) На каждый роток (не) накинешь платок. 19) Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой. 20)Услышал суд такой, мой бедный Соловей вспорхнул и - полетел за тридевять земель. 21) Помертвело чисто поле, нет уж дней тех светлых боле. 22) Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек. 23) Сторожка стояла на Боровом мху, на обширном болоте. Такие Болота в Рязанской области зовут мшарами. 24) Мы выбрали место под крутояром, закрытое от западного ветра. Этот ветер всегда начинал дуть с утра и дул до полудня.

Помогите сжать изложение, до 70-75 слов, сохраняя все обзацы. Понимание того, что все мы разные, приходит к нам в детстве. Ещё не зная

значения слова «характер», мы делим своих знакомых на злых и добрых, весёлых и грустных. Во взрослой жизни мы избегаем людей с «тяжёлым» характером и приближаем к себе тех, с которыми нам легко, приятно и интересно.

Характер человека - это определённый способ мышления, проявляющийся в системе отношений к другим людям, делу, себе и собственности.

Сколько бы раз человек ни оказывался в похожих ситуациях, его реакция всегда будет примерно одинаковой. Хорошо зная человека, можно с большим процентом вероятности предугадать развитие событий. Обычно по тому, как ведёт себя человек, и оценивают его характер, проявление которого связано с темпераментом, задатками и способностями.

Качества темперамента являются врождёнными и проявляются в эмоциональности, скорости движений и мышления, общительности. Характер человека не является врождённым свойством личности. Он формируется на протяжении всего жизненного пути, его предпосылки можно усмотреть с самого раннего возраста, однако первые проявления можно обнаружить у двенадцатилетних подростков.

Многие черты характера базируются на особенностях темперамента. Терпеливость и усидчивость более свойственны флегматику и меланхолику, а общительность холерику и сангвинику.

Чем меньше ребёнок, тем меньший у него жизненный опыт и тем менее развито умение управлять собой. Велика роль окружающих ребёнка взрослых, которые регулируют поведение малыша и выступают в качестве учителей. Чем выше уровень учителя, тем более успешного ученика он может воспитать. Хорошие качества будут лучше привиты в том случае, если значимые для ребёнка люди будут сами их проявлять.

В прошлом делалось множество попыток просчитать влияние на формирование характера ребёнка факторов окружающей среды. Их можно свести к простым истинам: любите своего ребёнка, будьте естественными, руководствуйтесь не теориями воспитания, а своими чувствами и чувствами ребёнка.

Читать стих «О доблестях, о подвигах, о славе» Блока Александра Александровича предлагается учащимся в 11 классе на уроке литературы. На дом его задают учить полностью наизусть. На нашем сайте можно бесплатно скачать его на гаджет или прочитать в режиме «онлайн».

Текст стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» был написан в 1908 году. Он посвящен жене поэта Любови Менделеевой. У Александра Александровича были с ней очень тяжелые отношения. Познакомились они еще в детстве. Потом какое-то время они не виделись. В юности они встретились вновь. Поэт сильно в нее влюбился и, в конце концов, в 1903 году они расписались. Они то сходились, то расходились, но однако же, она всю жизнь была для него музой. Это произведение было создано после очередного ее ухода. В нем он пишет о том, что она ушла от него в сырую ночь в синем плаще. С помощью цвета одежды он пытается донести до читателя, что она не просто бросила его. Она пошла именно к другому человеку. Синий цвет символизирует измену. Блок очень переживал это событие. Он не мог понять, почему она это сделала. Он не мог думать ни о чем, кроме нее. В стихе он пишет, что он начал много пить, менять женщин, но это не помогало ему забыться. Все время перед его взором являлась она. Даже во сне ему постоянно она снилась. Он звал Любовь Менделееву обратно, но она не возвращалась. Для Александра Александровича ее уход в итоге ознаменовался не просто потерей любимой, но и утратой его молодости. Все его мечты, помыслы, желания были связаны с ней, но ее больше рядом не было. Не стало и того юного пылкого мальчишки, безнадежно влюбленного в нее. В последней строфе мы узнаем, что спустя время он все-таки смог справиться с болью потери, он забыл возлюбленную. В ней Александр Александрович пишет о том, что он убрал портрет любимой со стола.

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

17.11.2011 15:05:00
Отзыв: положительный
Виктор, позвольте слегка похулиганить. :))
Отрывок из романа "..."

Игорь опрокинул в себя рюмку и артистичным жестом выхватил с полки синий том.

С вашего разрешения, господа и дамы, возьмем Блока. Прошу прощения, Сан Саныч, я слегка поколеблю ваш треножник с фимиамом. Какое самое известное стихотворение великого поэта? Ну, кроме поэмы «Двенадцать»? Конечно, вот это: «О доблестях, о подвигах, о славе». Но! Вдумайтесь: стихотворение сплошь основано на логических ляпах. Читаем первую строфу:

«О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.»

О чем это? - Игореша обвел взглядом публику. - Некоторое время назад лирический герой был влюблён. Забывал даже о том, что обычно занимает мужчин куда больше, чем какая-то там любимая женщина – о славе. Разумеется, со своей любимой он находился в разлуке. От дамы сердца осталось лишь «лицо в простой оправе» - фотография или портрет.

«Но час настал, и ты ушла из дому…»

Здрасьте-пожалуйста! Оказывается, в предыдущей строфе она жила с ним, эта женщина? Сидела рядом, смотрела, например, в окно, а он в это время - на её портрет, сияющий на столе. Видимо, портрет сиял лучше. И он пялился на портрет, а не на свою даму. Ха, дорогой лир. герой! Я знаю, почему она от вас ушла. Я на её месте сделал бы то же самое.

«Но час настал, и ты ушла из дому,
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо».

Забыл? Значит, портрет выбросил? Ага, в ночь вместе с заветным кольцом. Если бы портрет продолжал стоять на столе, герой лица не забыл бы. Об эпитетах «заветное» (кольцо) и «прекрасное» (лицо) я уж молчу.

Это стилистика жестокого романса, - наконец подала голос Люся. – В ней такие вещи допустимы.

«Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла,
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла».

Да это полный провал! Четыре глагольных рифмы подряд! И какие! «Снизошла-ушла», «оглянулась-завернулась»! "Я слезы лил..." - хорош слезливый герой, мечтающий о славе! Любой редактор, видя такую беспомощную технику, обязан закрыть рукопись и вернуть автору. Но это же Блок! Гений! Ему можно! А, кстати, по логике развития сюжета – получается, что героиня опять (опять!) ушла. Когда ж она успела вернуться? Об этом в тексте ничего нет!

«Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла..».

«Я крепко сплю». Люси, вот как бы вы отнеслись к такому признанию со стороны кавалера? Мужики, если вам когда-нибудь захочется поведать любимой о том, что вам без неё плохо, не говорите ей, что у вас крепкий сон и хороший аппетит! Далее, по психологии лир. героя: он то слезы льет, то крепко спит. Позвольте напомнить Станиславского: не ве-рю!

«Уж не мечтать о нежности, о славе,
Всё миновалось, молодость прошла!
Твоё лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола».

Как можно ставить «нежность» и «славу» в один смысловой ряд? Это – словно «теплое» и «зеленое» – слова не стыкуются. Классическая ошибка неопытных стихотворцев. Что касается «лица в простой оправе» - то оно, по идее, было убрано со стола ещё три строфы назад. Помните, когда лир. герой забыл лицо? Как же оное лицо снова оказалось на столе?

А эпитеты?! Плащ – синий, оправа – простая, ночь – сырая. Банальность на банальности. А где символизм, коим столь славен Блок? Где, в каких строках его можно здесь обнаружить и оценить? И сие творение выдается за образец поэзии? По-моему, все это – лицо-кольцо, нашла-ушла, ушла-снизошла - не выдерживает ни малейшей критики.

Разделал Блока, как селедку, - скупо улыбнулась Люся. – Забавно.

Понятное дело, - Димка наконец прорвался сквозь монолог Игоря, - чтобы оценить эти стихи, нужно понимать их контекст, а именно, иметь представление о личностях Александра Блока и Любови Менделеевой. Читатели - а это были люди из их же круга - видели в этих стихах нечто большее, чем просто слова. Символизм как раз и подразумевает, что есть некий скрытый, сакральный смысл. Считалось, что это тайное знание доступно «посвященным» современникам Блока. А ты, Игорек, анатомировал текст как набор слов, по их первому плану. При таком анализе испарился весь дух эпохи.

Спасибо, что объяснил, блин. Но позволь, старик, немного похулиганить, развлечь Люси. Да и согласись, Димыч: если бы сегодня тебе кто-нибудь принес такие стихи, не называя автора, ты бы раздолбал их почище меня! Я отнюдь не хотел развенчать Сан Саныча. У меня иная цель: показать, насколько могут меняться критерии совершенства и красоты в зависимости от эпохи. Даже в такой подробно обжитой среде, как поэтика. Люси права: сегодня такой текст можно воспринимать разве что как жестокий романс. Многие шедевры прежних времен сегодня, скажем так, не актуальны. Но парадокс истории в том, что произведение, по сути, давно ушло, а слава его автора длится.

А мне в этом стихотворении больше всего жаль его героиню – Любу Менделееву, – повела плечом Люся. – Из нее при жизни сделали идола и водрузили на пьедестал. О ее трагедии на этом столпе никто не вспоминает. Все – ах, Блок! А она?

Как сказала по поводу ее воспоминаний Анна Ахматова, «тебя любили Блок и Белый. Помолчи!» - подкинул дров Игорек.

А ну, знатоки, скажите, кто из гениев русской поэзии рифмовал «себя-тебя» и «не мог-занемог»?

Пу-шкин, - хором протянули мы с Димычем, переглянулись и рассмеялись. – Это из первой строфы «Онегина».

Наливайте, мальчики! Так за что пьем?

А кто в ладу с эпохою, тому проблемы пОбоку! – тут же выдал Димыч."

Читает В. Качалов

Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в “страшном мире”. Не чувствовал он ее и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку ту необходимую, желанную умиротворенность, без которой невозможно было жить. Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, открывшую ему высокий смысл жизни. Большое количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. Одно из них - “О доблестях, о подвигах, о славе...”.
Это произведение было написано в 1908 году. Оно имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, однако он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и ее.
Жанр стихотворения - любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад:

И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою...
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся “проклятым роем”. Образ “страшного мира” символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с “синим плащом” прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет - измена):

Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...

Дни подобны ночи, жизнь кажется сном {“я крепко сплю”). В стихотворении встречается большое количество эпитетов: “на горестной земле”, “заветное кольцо”, “проклятым роем”, “в сырую ночь”. Нежность, с которой герой вспоминает свою любимую, сравнивая ее со своей молодостью: “И звал тебя, как молодость свою...”, - подчеркивается в произведении такими эпитетами, как: “прекрасное лицо”, “ты, милая”, “ты, нежная”. Есть в стихотворении олицетворения и метафоры: “когда твое лицо в простой оправе передо мной сияло на столе”, “я бросил в ночь заветное кольцо”, “ты отдала свою судьбу другому”, “летели дни”, “вино и страсть терзали жизнь мою”.
Если внимательно читать стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе...”, то нетрудно заметить, что оно перекликается со стихотворением А. С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье...”. У Блока:

Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
У Пушкина:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты.

“И я забыл прекрасное лицо” - “и я забыл твой голос нежный”; “летели дни” - “шли годы” и др. Но, несмотря на столь похожий сценарий, финалы у произведений совершенно противоположные: у Пушкина к концу стихотворения наступает пробуждение души, у Блока же мы видим лишь горечь и отчаяние (герой не вернул любимой).
В спасительную силу любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к родине. Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его творчестве.

Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в "страшном мире". Не чувствовал он её и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку ту необходимую, желанную умиротворённость, без которой невозможно было жить. Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, которая открыла ему высокий смысл жизни. Огромное количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. Одно из них - "О доблестях, о подвигах, о славе…".
Это стихотворение было написано в 1908 году и вошло в третий том Собраний стихотворений поэта. Цикл "Возмездия", к которому относится стихотворение, продолжает тему "страшного мира". Слово "возмездие" понимают обычно как наказание за некое преступление. Причём наказание, исходящее со стороны, от кого-то. Возмездие, по Блоку, - это прежде всего осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Главная вина героя - измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому предназначению. А следствием этому - расплата: душевная опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание смерти. Эти мотивы звучат во всех стихотворениях цикла "Возмездие".
Навсегда ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь, действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистой мечте, в которую он теперь не способен так сильно верить:

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,

Передо мной сияло на столе…
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Всё миновалось, молодость прошла!
Твоё лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

Стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славе…" имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, но он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и её.
Жанр стихотворения - любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад. Это желание передано в стихотворении при помощи анафор и синтаксического параллелизма:



Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла.

Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого себя. Не встретил он больше и настоящей любви, на жизненном пути ему встречалась лишь страсть:

Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…

Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся "проклятым роем". Образ "страшного мира" символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с "синем плащом" прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет - измена):

Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, нежная, ты, милая, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла.

Дни подобны ночи, жизнь кажется сном ("я крепко сплю").
В стихотворении нам встречается большое количество эпитетов: "на горестной земле", "заветное кольцо", "проклятым роем", "сырая ночь". Та нежность, с которой герой вспоминает свою любимую, сравнивая её со своей молодостью: "И звал тебя, как молодость свою", отражена в произведении такими эпитетами, как: "прекрасное лицо", "ты, милая", "ты, нежная". Встречаются в стихотворении олицетворения и метафоры: "когда твоё лицо в простой оправе", "передо мной сияло на столе", "я бросил в ночь заветное кольцо", "ты отдала свою судьбу другому", "летели дни", "вино и страсть терзали жизнь мою", "я крепко сплю".
Если внимательно читать стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славе…", то нетрудно заметить, что оно перекликается со стихотворением А.С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье…".
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе…
У Пушкина мы видим сходные строчки:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты.
"И я забыл прекрасное лицо" - "И я забыл твой голос нежный". "Летели дни" - "шли годы". Но, не смотря на столь похожий сценарий, финалы у стихотворений совершенно противоположные: у А.С. Пушкина к концу стихотворения наступает пробуждение души, у Блока же мы видим лишь горечь, отчаяние (герой не вернул любимой).
В спасительную веру любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к Родине… Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его стихотворениях на всём протяжении творчества великого поэта, именем которого его мать, Россия, гордится и поныне.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх