Зачем нужны знания и образование. Знания

Каждому человеку хочется быть образованным, побольше знать, побольше уметь. Но путь к знаниям нелегок, он требует упорства, настойчивости. И всякий труд бывает вознагражден. Так для чего же нужны человеку знания?

Прежде всего знания нужны, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом - ведь без знаний ты не сможешь быть хорошим специалистом и не будешь полезен обществу. Очень приятно общаться с человеком всесторонне развитым. Интересно вести разговор с людьми, которые много читают. У таких людей хорошо развита речь, недаром А. С. Пушкин отметил, что чтение - лучшее учение. Знания украшают человека, они - огромная созидающая сила.

Однако знания в руках безнравственных людей - страшное оружие. Ведь самые образованные инженеры создали машину смерти в Бухенвальде, самые эрудированные, знающие химики и биологи изобрели биологическое оружие.

В истории существуют примеры того, как люди, обладающие глубокими и всесторонними (а иногда - энциклопедическими) знаниями, достигали больших высот. Библейский царь Соломон попросил у Бога единственное благо - знание. За это он награжден всем: богатством, мудростью, любовью, долгожительством.

Высокообразованными, эрудированными людьми были художник, архитектор, ученый и инженер Леонардо да Винчи, полководец Суворов, ученый и поэт Ломоносов, великий Пушкин и многие другие. Они-то как раз и являются яркими примерами великой роли знаний - того, что они могут дать человеку и как повлиять на его жизнь.

История человечества насчитывает не одну тысячу лет. За это время люди прошли много ступеней развития, научились использовать окружающую среду, познали тайны природы. Технический прогресс достиг больших высот: наука не стоит на месте. Что же послужило причиной такого роста человека, что помогло ему перейти из каменного века в век высоких технологий? Я думаю, это знания.

В ранний период развития люди были очень уязвимы, и для выживания было необходимо узнавать об окружающем мире как можно больше, чтобы понимать, как избежать опасности. Люди придумывали новые способы добычи еды, учились строить дома, приручали животных. Наблюдая за природой, человек составил календарь, что очень помогло при ведении хозяйства. Новые инструменты, изобретения, технологии…Всё это появилось благодаря знаниям.

Знания играют большую роль в развитии человечества. Откуда мы их получаем? Существует много способов что-либо узнать. Мы получаем знания из наблюдений, собственного опыта, книг, интернета и телевидения, от других людей. Они могут быть нужными или бесполезными, но необходимы хотя бы для общего развития человека и всего общества в целом. Что дают знания? Прежде всего, развитие науки и техники. Учёные в лабораториях изучают предметы и явления, тем самым толкая вперёд научный прогресс. Наша жизнь, несомненно, улучшилась с изобретением электричества, автомобилей и новых средств связи, поэтому получение новых знаний также положительно отразилось на уровне жизни людей и их комфорте.

Ещё знания дают свободу. Чем больше человек осведомлён об окружающих предметах, явлениях и событиях, тем больше он ориентируется в окружающем мире, и тем труднее кому-либо навязать ему свою волю. Люди, чьи знания очень обширны, как правило, поднимаются выше остальных и способны управлять теми, чей запас знаний мало.

Если человек многое знает и умеет в какой-то области, а ещё лучше, если это несколько областей, то он становится мастером своего дела и за счёт этого становится свободнее, потому что теперь зависит от меньшего количества людей и способен обеспечить себе достойную жизнь.

Но самих знаний недостаточно, важно ещё уметь их применять в жизни, что написано в абзаце выше. Если ты многое знаешь, но не можешь этим воспользоваться, то много ли будет толку от этого? Знания должны нести пользу не только теоретически, но и практически. Как сказал знаменитый итальянский поэт Франческо Петрарка: «Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам?».Поэтому недостаточно изучать только теорию, надо ещё уметь применять полученные знания на практике.

Как мы видим, в жизни людей знания имеют огромное значение. Без них не было бы того прогресса, что мы сейчас имеем. Может быть, мы так и оставались бы жить на уровне каменного века, если бы не стремились к знаниям. Всё, что мы знаем, делает нас сильнее и лучше, давая способность влиять на ход жизни.

Знания – сила! И чем больше мы знаем, тем больше развиваемся и идём вперёд. Я надеюсь, что в будущем люди узнают много всего нового и воспользуются этими знаниями с умом, чтобы улучшить мир, в котором мы живём.

Я понимаю, что перестала меньше писать статей. Но я думаю, что вы меня понимаете, хочется делиться информацией, технологиями и инструментами с теми, кому это действительно надо, кто готов эту информацию изучать, применять на практике и давать обратную связь. То есть видеть результаты своего труда.

Сегодня мы поговорим о том, зачем человеку нужны новые знания и инструменты, если он не планирует переводить их в практику.

Судя по огромному количеству сайтов по духовному и личностному развитию, эта тема востребована и каждый из нас периодически читает подобную информацию. Знакомство с новой информацией подразумевает под собой развитие сознания. Но так ли это?

В основном новая информация – это жвачка для ума, чтобы ум был чем-то занят. Вы можете не согласиться с этим и быть абсолютно уверены в том, что прочитав что-либо, вы уже владеете новыми знаниями до такой степени, что способны применять их на практике.

Но когда начинается практика, оказывается, что это совсем не так.

«...чем вредна жвачка для ума?».

А чем алкоголик хуже меня? У него, по крайней мере, наблюдается физическая зависимость, зависимость на уровне тела от химического вещества. У меня же мой Ум получает кайф от того ощущения всезнайства, которое у него появляется только при изучении новой информации - и это диспансером не лечится))). Короче, опять игры Ума, опять не я управляю своей жизнью.

============

Но это еще полбеды. Мы не замечаем главного: чем больше мы развиваем свой ум, тем более неудовлетворенными мы становимся. Мы как на наркотик подсаживаемся на информацию, и нашей целью становятся не изменения, а знания.

Прочитали что-то новое, получили новые знания, удовлетворили свой ум, свое сознание, а проблемы как были, так и остались. Знания дают нам объяснение, как должно быть и как правильно. С этими знаниями мы ныряем в реальность и видим, что мир не соответствует этим новым знаниям, не соответствует не тому, как должно быть, не тому, что правильно. В итоге проблемы не решаются, а неудовлетворенность начинает расти все больше и больше.

Неудовлетворенность растет и у нас появляется желание от нее уйти. И мы опять уходим от нее привычным для нас способом – заполнением себя новыми знаниями.

Когда у вас случается какая-то проблема, что вы делаете? Начинаете искать ее решение в интернете, так? Нашли ответ на свой вопрос и временно успокоились. Но решилась ли при этом проблема?

И чем больше мы знаний получаем, чем более умными и знающими себя считаем, и заметьте – тем более нетерпимы к чужому мнению становимся. И так по кругу. Новая информация дает только временное облегчение и только в тот момент, когда мы ее поглощаем.

В итоге знания становятся источником получения энергии для сознания, для ума, но это одновременно и источник неудовлетворенности, как мы выяснили. «Многие знания – многие беды» или «горе от ума».

Вообще существует два типа людей:

  • первый – это те, кто накапливает знания, и копаются внутри этих знаний;
  • второй – это те, кто направляет свои знания на жизненные процессы через практику, опыт, закрепление того, что проникло в сознание.

Давайте посмотрим, что делаю те, кто накапливают знания.

Во-первых, они повышают свою информированность и совершенствуют интеллект. Они очень много знают и начинают учить других, не имея жизненного опыта, а в итоге все усложняют. Указывая другим, что и как правильно делать, они лишают и себя жизни и мешают жить другим. При этом они все знают и все могут обосновать.

Вы замечали, что от человека, который много знает, мы ожидаем проявления лучших человеческих качеств. Но с чем мы сталкиваемся в итоге? С нетерпимостью, с требовательностью иногда даже с агрессией и циничностью. Простой душевной теплоты у людей ума нет, так как их мало интересуют другие люди, как таковые. Для них главное высказать и навязать свою точку зрения.

Со стороны кажется, что эти люди реально много знают и умеют, но на самом деле информация вошла в них без усилия и душевной работы и осталась там только в виде установок: как правильно и как должно быть.

Такие люди не могут на простой вопрос дать простой и искренний ответ. Обязательно будет установка, совет, правило, мораль.

Татьяна: Вот смотри, у тебя народилось много крапивы (знаний) и ты ходишь и всем предлагаешь эту крапиву. Теперь переверни. Тебе предлагают крапиву, говорят, что она поможет от всех болезней. Какова будет твоя первая реакция?

О.: Моя реакция - отторжение, «не учите меня жить».))

К.: Вот вот, об этом Татьяна и говорит, по-моему. Когда действуешь на автомате «людям будет нужна моя информация» без про чувствования ситуации и человека с которым разговариваешь, у человека и будет такая реакция типа «да че она лезет со своими советами» (может ему и не нужны были советы) и он может не захочет с тобой общаться. Еще может сложиться представление о тебе, как о постоянно «льющей воду».

У меня лично ни то, ни другое впечатление о тебе не сложилось. Это, по-моему, потому что я тоже грешу «литьем воды»))) Как мы с тобой тут хорошо друг другу цитировали, помнишь, пока Татьяна нас на землю не вернула. Так бы и цитировали и ничего бы в жизни нашей не поменялось.

===========

Люди второго типа не приобретают знание в виде информации, а делают любое знание своим внутренним знанием через осознание, через опыт, через переживание. А когда знание входит через переживание, тогда любое знание созидательно, тогда нет желания навязать его кому-то как установку. Это уже образ жизни, когда слова и поступки не расходятся, когда появляется внутренняя структура и человек понимает что, зачем и как он делает.

Давайте сейчас посмотрим, что происходит с нами, когда мы читаем тексты действительно выдающихся авторов, таких как И.Калинаускас, Ошо, Ч.Трунгпа, Н.Д.Уолш, Лиз Бурбо и других.

Когда мы находимся в пространстве книги, в пространстве автора у нас возникает иллюзия сопричастности, иллюзия понимания, и мы пытаемся через слова, которые воспринимаем, вызвать переживания. Но в этот момент мы обращаемся к своей фантазии, считая, что это и есть переживания.

Но так ли это на самом деле?

Смотрите, стоит нам отложить книгу, информация, с которой мы знакомились, с которой отождествились, начинает сужаться. Половину того, что мы прочитали, мы уже не помним. Мы оказываемся в своем пространстве, в том, в котором были и до чтения книги. Да, знания или понимания прибавилось, но реальные изменения не произошли, хоть нам и кажется, что мы стали другими.

Из записей участников Мастерской:

Татьяна, хочу тебя поблагодарить, что направила мое внимание в нужную сторону (в очередной раз).

Вчера сижу, посмотрела-послушала ИНК (И.Н.Калинаускас), зафиксировала что «все понятно», хорошо так. Потом выключила и через минуты три уже пронаблюдала изменение в своем «все понятно» - я прямо почувствовала, КАК мое пространство отличается от его пространства. И вспомнила тут же твои слова, что пока мы в пространстве лектора, нам все понятно. Потом минут через десять, когда я еще обдумывала, что ИНК сказал, зафиксировала легкое раздражение и неудовлетворенность(!) потому что «все понятно» стало улетучиваться постепенно, и захотелось еще ИНК послушать. Я тоже это прямо прочувствовала. Вот так когда свое пространство не меняешь внутренней работой, через какое-то время наступает неудовлетворенность и опять хочется послушать ИНК или еще кого. Мне захотелось. Действительно - наркотик для ума. А в жизни-то ничего от этого не меняется! И от этого еще больше неудовлетворенность - и опять «вперед за знаниями». Я это осознала.

Так и ходим туда-сюда, фантазируя себе, представляя себя в какой-то роли или на месте автора книги, считая, что мы уже чуть ли не целостные и просветленные, все можем и все умеем.

Это самый страшный момент обмана себя, именно в этот момент мы уходим от себя, перестаем слышать свои собственные импульсы, свои собственные потребности. А если мы не слышим себя, то от чувства неудовлетворенности нам не избавиться.

Кто часто посещает психологические тренинги или курсы личностного роста, с этим явлением тоже сталкивался. Пока вы находитесь в пространстве тренера, вам кажется все понятно и все просто, у вас много энергии и вы уверены, что после тренинга со всем справитесь. Но после тренинга пыл начинает угасать, находится куча ограничений, почему вы не можете сделать то, чему обучались на тренинге и в итоге возвращаетесь к начальной точке и снова идете на тренинг. Такое явление я называю «духовная наркомания», уход от самого себя.

Как можно увидеть, что мы уходим от себя и входим в свои фантазии?

У нас сразу появится неудовлетворенность. Явно или фоном, но она появится. Придет ощущение, что нам чего-то не хватает, чего-то недостает, что-то с нами или в мире не так, мы чему-то не соответствуем или мир чему-то не соответствует.

Спровоцировать нас на осознание, на переживания может только живой человек в какой-то конкретной для нас ситуации. Иногда просто одним вопросом. Потому что есть вещи, которые мы можем усвоить только через переживание, которые не предназначены для понимания.

Книга пережить не поможет, она обращена ко многим, там построены логические цепочки для сознания. А значит для понимания и все. Тренинги не направленные на индивидуальные ситуации тоже не помогут получить переживания.

Только живое индивидуальное взаимодействие, практика в вашей конкретной ситуации при помощи наставника, через его пространство, тогда у вас могут возникнуть эти переживания. Не переживания ума, фантазии, как в книгах, а реальные переживания, когда вы не просто понимаете что-то, а ваша жизнь начинает меняться.

Истинные, глубинные знания приобретаются через напряжение ума, осознание, переживание и практические действия.

Мой опыт показывает еще одну интересную особенность: когда человек приходит на курс, поведение его в учебе – это следствие его поведения в жизни. Если человек в жизни ответственен и организован, то и к учебе он относится так же.

Если он не работает на курсе, то не работает только потому, что в голове полное состояние беспорядка, с которым он не хочет разбираться. Но при этом он имеет точное представление, как все должно быть. И вместо того, чтобы разобраться с собой, начинает требовать от других соответствия своему представлению, начинает учить других.

Человеку вообще очень трудно удержаться от того, чтобы не учить. Учить любят все, и вы можете за собой это пронаблюдать. А вот встать в позицию ученика – это самое сложное, намного сложнее, чем учить. И не у всех на это хватает мужества.

Проведите такой тест: загружая себя информацией, задавайте себе вопрос «что этой информацией я хочу сделать?». И дайте себе искренний ответ: увеличить свою информированность; или подтвердить свои знания, свои догадки; или применить эти знания на практике. Что?

С уважением, Татьяна Ушакова.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////

другие статьи автора в группе:
Самопознание
  • Самосовершенствование. Исправлять то, что создал Создатель или научиться пользоваться тем, что дано?
  • Я не знаю, что хочу или куда исчезают наши личные желания
  • Ведомый или ведущий? Или что для нас важно: высказаться или услышать?
  • «Я не могу с ним найти общего языка» или как выйти на диалог
  • Три мотива, по которым мы обращаемся к специалистам, Учителям и Мастерам
  • Власть оценок или природа чувства собственной значимости и важности - 2
  • Власть оценок или природа чувства собственной важности - 1
  • Жизнь ради целей и жизнь без цели. Совместить несовместимое - 2
  • Жизнь ради целей и жизнь без цели. Совместить несовместимое - 1

Каждый день, час, минуту и даже секунду в мире происходят изменения. Мы не можем оставаться на месте, а должны идти в ногу с прогрессом. Для этого нужно развиваться, поглощая различную информацию отовсюду.

Залог успеха

Будущее любого человека зависит от багажа знаний, которые находятся у него за спиной. Они помогут построить надежный фундамент из точных целей и прочных жизненных позиций. Знания приходят к нам из внешнего мира, протекают по всему сознанию и оставляют следы на долгие годы.

Умный человек – это огромная созидающая сила, которая влечет за собой мудрость, богатство, любовь, долголетие. Только упорство и желание обучаться чему-то новому даст огромный успех в любом деле. Тот, кто много читает получает взамен большой запас слов. С каждой прочитанной книгой приходит четкое понимание мира, выстраивается характер, жизненные нравы и принципы. С такими людьми очень приятно общаться, от них можно почерпнуть много нового.

Кто знаниями обладает, тот всюду побеждает. (пословица)

Вперед к совершенству

Быть всесторонне развитым – это не только интересно, но и полезно для жизни. Со знаниями человек становится самодостаточным, не требуя ни от кого ничего взамен. Все мировые заслуги, от самых маленьких и до глобальных масштабов, принадлежат обознанным, интеллектуально развитым людям. Мир вокруг нас продолжает совершенствоваться только с помощью новых знаний.

Знание подготавливает человека к будущему. Чтобы добиться в жизни успеха, оставив после себя след, а также стать полезным обществу необходимо всегда стремиться к познанию нового.

Фрэнсис Бэкон

О том, что знания – это сила, слышали и знают многие. Однако далеко не все люди прилагают достаточно усилий для того, чтобы теми или иными полезными для них знаниями обзавестись. Поэтому, я считаю, что следует рассмотреть эту тему более подробно, чтобы каждый из вас, уважаемые читатели, четко понимал, в чем именно заключается великая сила знаний и что нужно делать, чтобы эту силу обрести. С одной стороны, вроде бы понятно, что нужно учиться, получать знания всеми доступными методами, чтобы многое знать и, следовательно, многое уметь. Но с другой стороны, о том, какие именно знания необходимо получать и каким образом это лучше делать, и главное, как их потом использовать в своей жизни, не всегда и не всем понятно. Поэтому с этим моментом определенно нужно как следует разобраться. И мы с вами это сделаем. Мы подробно рассмотрим данную тему и узнаем о знаниях все, что о них нужно знать.

Что такое знания?

Знания – это информация, которая, во-первых, проверена практикой, а во-вторых, – и это самое главное, – дает человеку наиболее полную картину реальности. В этом принципиальное отличие знаний от обычной информации, которая позволяет нам иметь лишь частичное представление о тех или иных вещах. Знания еще можно сравнить с инструкцией к чему-либо, а информацию с обычными советами. Те знания, которыми человек обладает, очень хорошо отложились в его памяти, благодаря тому, что он их неоднократно применял в своей жизни, закрепляя эти знания на практике и подтверждая их истинность своим собственным опытом. Со временем знания становятся бессознательным навыком.

Виды знаний

Знания бывают разными. Например, есть поверхностные знания, а есть глубинные. Поверхностные знания – это такие знания, которые основаны на видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в определенной предметной области. Для поверхностных знаний достаточно хорошей памяти – прочитал, услышал, увидел и запомнил полученную информацию, не думая о том, почему она именно такая, а не другая. И вроде бы как что-то знаешь. Поверхностные знания часто основаны на двух, максимум трех звеньях причинно-следственной цепи. Модель рассуждений человека, обладающего поверхностными знаниями, будет достаточно простой. Она обычно имеет такой вид: «Если [условие], то [действие]». Более сложные мыслительные конструкции в этой схеме, как вы понимаете, невозможны.

Совсем другое дело, глубинные знания, в них уже используется более сложная структура размышлений и рассуждений. Глубинные знания представляют собой абстракции, сложные схемы и глубокие аналогии, которые отображают структуру и процессы в предметной области. Глубинные знания опираются не только на память, но и на мышление. Причем они не сводятся лишь к построению и анализу причинно-следственных цепочек, а представляют собой сложную паутину размышлений/рассуждений, в которой множество фактов и процессов взаимосвязаны между собой. В этом случае какая-то одна причина может иметь несколько следствий, а одно конкретное следствие может вытекать из разных причин. Глубинные знания отражают целостную структуру и природу существующих процессов и отношений, которые протекают в предметной области. Эти знания позволяют детально анализировать и прогнозировать поведение объектов.

Знания также могут быть явными и неявными. Явные знания – это накопленный опыт, выделенный и представленный в форме инструкций, методик, руководств, планов и рекомендаций к действиям. Явные знания имею четкую и ясную структуру, они сформулированы и зафиксированы, как в памяти человека, так и на различных носителях. Неявные знания – это такие знания, которые трудно или затруднительно формализовать, то есть выделить с их помощью наиболее важные характеристики предмета изучения, обсуждения. Это интуитивные знания, личные впечатления, ощущения, мнение, догадки. Их не всегда просто объяснить, передать другим людям. Они похожи на плохо связанные между собой куски информации, а не на полную и ясную картину реальности.

Еще знания могут быть житейскими и научными. Житейские знания – это конкретные знания о чем-либо, которые основаны на случайных размышлениях и стихийных наблюдениях. Они нередко носят интуитивный характер и могут сильно зависеть от мнения окружающих. Эти знания часто бывают иррациональными, то есть не поддающимися объяснению и полному пониманию. Их нельзя применять ко всем ситуациям, несмотря на то, что человек получил эти знания благодаря своему опыту, потому что этот опыт является неполным, он лишь частично отражает закономерности тех или иных ситуаций. А вот научные знания – это уже более обобщенные, рациональные, продуманные и обоснованные профессиональным наблюдением и экспериментами знания. Они точны, универсальны, структурированы и систематизированы, их проще проанализировать, благодаря их системности, понять и передать другим людям. Поэтому стремиться нужно именно к таким знаниям, чтобы иметь более полное и точное представление о различных вещах в этом мире. Существуют и многие другие виды знаний, но мы с вами сейчас не станем их все рассматривать, оставим это дело для будущих статей. А вместо этого перейдем к более важным для нас вопросам.

Зачем нужны знания?

Чтобы тяга человека к знаниям была особенно сильной и постоянной, он должен четко понимать – зачем нужны знания. Все-таки их ценность не всегда очевидна, раз многие люди не гонятся за ними так же сильно, как, скажем, за деньгами. Некоторые ценности для нас более понятны, потому что мы пользуемся ими постоянно и открыто, и видим, какая от них польза. Те же деньги являются ценностью, которую мы все ощущаем, благодаря тому, что за деньги можно многое купить. Или, если говорить о том, на что мы готовы потратить свои деньги, то опять-таки, такие вещи, как “хлеб и масло” или крыша над головой, кажутся нам достаточно очевидными ценностями, так как мы нуждаемся в этих вещах и не можем без них обойтись. А вот полезность знаний как-то не совсем и не всегда заметна невооруженным глазом. Но на самом деле, именно от того, какими знаниями обладает человек, зависит наличие у него и денег, и хлеба с маслом, то есть еды на столе, и одежды, и жилья, и многих других важных и полезных для жизни вещей. Знания помогают людям ко всему этому прийти. И чем больше человек знает и чем качественнее его знания, тем легче ему прийти к нужным ему материальным и духовным ценностям. Ведь те же деньги можно зарабатывать разными способами – можно выполнять за них очень тяжелую, грязную и вредную для здоровья работу, а можно просто принимать правильные решения, давать нужные распоряжения, совершать несколько звонков в день и за два-три часа зарабатывать больше, чем многие люди зарабатывают на тяжелой работе за месяц и даже за год. И дело не в производительности труда, дело в умении выполнять такую работу, которую не могут выполнить многие другие люди, а также в умении переигрывать других людей в борьбе за место под солнцем. И всему этому способствуют качественные и обширные знания. Так что знания открывают перед человеком дверь в прекрасную, счастливую, богатую и светлую жизнь. И если вам такая жизнь интересна, если она вам нужна, тогда вам нужны и знания. Но знания нужны не все, а только такие, которые можно применить в жизни с пользой для себя. Давайте посмотрим, что это за знания.

Какие знания нужны?

Как бы некоторым из нас не хотелось обладать всеми существующими в мире знаниями, чтобы быть очень умными, совершенно очевидно, что это невозможно. Мы не можем знать все, потому что даже тех знаний, которые известны человечеству так много, что на одно только ознакомление с ними понадобится несколько жизней. А если еще учесть тот факт, что люди очень многого не знают об этом мире, то становится окончательно ясно, что знания нужно получать выборочно. Но выбор этот сделать непросто. Для этого человек должен определиться с тем, какой жизнью он хочет жить, каких целей планирует достичь и что для него ценно в этой жизни. От этого выбора будет зависеть его судьба. Мы не случайно не можем знать все, потому что нам это и не нужно. Нам нужно хорошо знать самое главное для нас, от чего будет зависеть наша судьба. А это главное нужно вначале выделить из всего остального. И чтобы это сделать, полезно обратиться к чужому опыту. Вокруг нас полно людей, которые уже прошли энную часть жизненного пути и на их примере можно видеть, какие знания оказались для них полезными, а какие нет. Жизнь разных людей показывает нам, какие знания к чему могут привести.

Вот мы с вами сегодня живем в такое время, когда различных знаний повсюду полно. Один только интернет чего стоит, в котором много всего интересного и полезного можно найти. Но такое изобилие информации и знаний мешает человеку разобраться с тем, что ему действительно нужно. Я не считаю, что это такая уж серьезная проблема, как, скажем, проблема нехватки знаний, ограничение доступа к информации, цензура, отсутствие возможности получать образование и тому подобные вещи. Но все равно мы должны признать, что обилие информации требует от нас серьезного подхода к ее отбору. И жизнь других людей, на которую я предлагаю вам ориентироваться – это лучший способ понять, какие знания важны, а какие нет. Все ошибки, которые вы можете совершить, уже кем-то когда-то были совершены. Все успехи, которых вы хотите и можете достичь – уже кем-то в той или иной форме были достигнуты. Поэтому опыт других людей бесценен. Изучайте его, и вы сможете понять, к каким знаниям вам следует стремиться. При этом не надо просто верить тому, что говорят другие люди, даже если это очень успешные люди. Лучше смотрите на то, чем и как они живут, где, как и чему учились и учатся, какие книги читают, чем занимаются, к чему стремятся. Дела честнее слов. Также имейте в виду, что успешные люди, показывают на примере своего опыта, какие знания могут быть полезны в жизни, поэтому к ним стоит стремиться. А вот неудачники, наоборот, своей жизнью могут показать, какие знания бессмысленны и бесполезны, а иногда и вредны. Это не точный показатель, но ориентироваться на него можно.

Знания и информация

Давайте, друзья, посмотрим, чем знания отличаются от информации. Все-таки ту или иную информацию мы получаем каждый день, а вот знания далеко не всегда. На этот счет существует несколько мнений. Обычно пишут и говорят о том, что знания от информации отличаются тем, что они являются частью опыта человека. То есть знания – это проверенная опытом информация, которой обладает человек. Это хорошее определение, но на мой взгляд не полное. Если бы знания являлись только частью нашего собственного опыта, то мы бы не использовали такую фразу, как “получение знаний”, мы бы говорили о получении информации, которая может стать знаниями, только в том случае, когда мы проверим ее собственным опытом. Но мы, тем не менее, используем такое словосочетание, как “получение знаний”, то есть, уже чего-то готового, чем можно пользоваться, не проверяя это на собственном опыте. Поэтому в моем понимании, знания – это более полная, более качественная, более структурированная и систематизированная информация, которая отражает максимально приближенную к реальности полную и целостную картину определенной предметной области. То есть, это более гармоничная, точная и достаточно обширная информация. А просто информация – это куски знаний, так сказать, элементы пазла, из которых еще нужно составить более полную и ясную картину о чем-либо. Так что знания – это уже составленная из разной информации картина реальности, или еще можно сказать, инструкция к жизни, которой мы можем пользоваться. Если, к примеру, я вам скажу, что какой-то определенный инстинкт отвечает за какое-то конкретное поведение человека, то это будет информация, потому что с этим куском знаний о человеке многое останется непонятным. Если же я расскажу вам все, что знаю об инстинктах, о том, как они работают, как взаимосвязаны между собой, как они управляют поведением человека и так далее и тому подобное, то это уже будут знания, которые я вам передам. То есть, это будет более целостная картина природы человека или инструкция к человеку, которая позволит вам многое о нем узнать, многое понять и главное, она позволит вам грамотно работать с людьми и самим собой. Информацию тоже можно использовать, но ее диапазон возможностей значительно ниже.

Получение знаний

Очень важно уметь правильно получать знания, чтобы при минимуме потраченных времени и сил усвоить максимум нужных и полезных знаний. Здесь очень важную роль играет способ донесения, а, следовательно, и получения информации, хоть с помощью книг, хоть с помощью любых других источников. Упор должен делаться на понимание, благодаря которому человек не теряет интереса к тому, о чем узнает. Ибо достаточной силой воли, необходимой для серьезного вникания в изучаемый предмет обладают не многие люди, тогда как интерес к чему-то, подогреваемый, помимо прочего и понятностью изучаемой информации, может оказаться отличной мотивацией к учебе. Человек будет с жадностью получать новые знания, если они будут для него понятными и по его мнению полезными. Вот качественное образование от некачественного отличается, в том числе и тем, как учителя преподносят знания своим ученикам, а не только тем, какие именно знания они им дают. Хороший учитель – это такой учитель, который способен объяснять ученикам материал не только на сложном научном языке, но и на языке простых людей. Можно даже сказать, что учитель должен уметь объяснять материал на языке пятилетнего ребенка, чтобы его могли понять все. Если знания подаются понятным языком, то они будут интересны людям, а если они интересны, то и внимания к ним будет больше. Если же преподносить людям знания на непонятном для них языке, то интерес к ним будет минимальным, если он вообще будет, и многие просто отвернутся от них, какими бы полезными не были эти знания.

Качество знаний

Нельзя не сказать и о такой важной вещи, как качество знаний, от которого зависит их эффективность. Все-таки знания мы получаем преимущественно ради использования их в своей жизни, а не ради того, чтобы просто о чем-то знать. Поэтому знания должны быть практичными и эффективными. Давайте с вами подумаем, как определить качество знаний, которые мы можем получать из тех или иных источников. Здесь, я считаю, приоритет стоит отдавать пониманию нами получаемых знаний. Как я писал выше – понятные знания не только интересны и в них хочется вникать, но они еще и хорошо усваиваются, и что особенно важно – их легче проверить. Помимо этого, знания должны быть понятными для того, чтобы человек мог не просто их запомнить, но и мог развивать эти знания и делать на их основе собственные выводы, то есть, рождать с их помощью новые знания. Затем, конечно, важно, чтобы знания были полными, а не обрывистыми и не в виде сухих фактов, которые опять-таки, нужно только запомнить, а в виде целой системы, в которой должна быть видна связь между фактами, чтобы было понятно, почему что-то устроено или работает так, а не иначе. И из этого вытекает следующий критерий качественных знаний – это их достоверность. Почему именно вытекает? Потому что знания, которые представлены в виде преимущественно фактов, а не в виде той системы рассуждений, состоящей из цепочки причинно-следственных связей, которая к этим фактам приводит и помогает их связать между собой, довольно сложно проверить на достоверность. Вам останется только поверить в такие знания, которые состоят исключительно из фактов, если вы сами не были очевидцем этих фактов. Факт – он либо есть, либо его нет. Но как узнать о том, существует ли факт на самом деле? Какие доказательства его существования самые надежные? Конечно, можно проверить те или иные факты и основанные на них знания на собственном опыте, так сказать, провести эксперимент, как это делается в науке. Но это потребует от вас немалого времени и сил. К тому же, если вы получили некачественные и даже вредные знания, то вы рискуете допустить серьезные ошибки при их проверке, которые будет непросто исправить. Поэтому важно видеть те цепочки рассуждений, которые позволяют нам проверить истинность тех или иных фактов, хотя бы на уровне теории, с помощью логических размышлений. А по возможности, можно перенести эту теорию на более или менее похожий опыт из своей жизни, чтобы с помощью этого переноса определить вероятность истинности того или иного факта, а вместе с тем и всех тех знаний, которые мы получаем.

Нередко для эффективного обучения нам требуется помощь других людей, которые помогают нам усвоить те или иные знания, связав их с тем опытом, свидетелями которого мы являлись и являемся. Вот почему нам нужны учителя, которые объясняют нам то, что написано в книгах и то, что мы видим вокруг себя. Они помогают нам сложить в голове полное представление о чем-либо, дополняя своими объяснениями те знания, которые мы получаем из книг. Впрочем, хорошие книги тоже способны многое объяснить, поэтому самостоятельное обучение может быть не менее, а то и более эффективным, чем обучение с помощью учителей. Но при условии, что книги и другие источники информации, по которым учится человек, действительно качественные.

Знание – сила

Теперь давайте задумаемся на тем, почему знание – это сила. Мы уже касались этого вопроса выше, но теперь мы рассмотрим его более подробно, дабы у вас была мощная мотивация к тому, чтобы получать новые знания, невзирая ни на какие преграды. Сила знаний заключается в том, что они позволяют человеку воплощать задуманное в жизнь, с помощью необходимой последовательности действий. Говоря проще – знания помогают нам избегать ненужных ошибок, при реализации своих желаний. Благодаря им мы легче ориентируемся в этом мире и можем на многое в нем повлиять. Знание чего-то позволяет нам этим чем-то управлять. А вот когда мы чего-то не знаем, мы ограничены в своих возможностях и тогда уже нами могут управлять те, кто знает больше нас.

Также знания делают нас более смелыми и уверенными в себе людьми. А смелость и уверенность позволяют людям добиваться успеха во многих делах. Вот допустим, если вы хотите что-то сделать, то вам нужно думать не о том, можно ли это сделать или нет, а о том, как можно это сделать, какие действия для этого нужно совершить. А до того, вам нужно задуматься над тем, где и какие знания вам надо получить, чтобы совершить необходимые действия [последовательность действий] и сделать нужное вам дело. То есть знания – это ключ к успеху в любом деле. Имея нужные знания, вы сможете воплотить в реальность любую свою идею. И это умение делать реальность такой, какой мы хотим ее видеть дает нам силу. Давайте зададимся таким вопросом: можно ли построить машину времени? Каким будет ваш ответ? Подумайте над ним. Если вы считаете, что машину времени построить нельзя, значит вы не осознаете всей той силы, которой обладают знания. Вы исходите из тех знаний, которыми обладаете в настоящий момент, и они не позволяют вам допустить вероятность того, что такую вещь, как машина времени построить можно. Хотя для этого просто необходимо получить другие знания, которые в настоящий момент человечеству неизвестны. А вот если вы человек мыслящий и понимаете одну простую, но очень важную истину, что мы, люди, многого еще не знаем об этом мире, то вы легко сможете допустить возможность создания машины времени и любого другого необычного устройства, которое может сильно изменить нашу жизнь. В этом случае перед вами будет стоять только один единственный вопрос: как это сделать? Так что сила знаний в том, что с их помощью мы можем сделать невозможное возможным.

Еще сила знаний очень ярко проявляется в тех случаях, когда человек не получает, а распространяет знания. Дело в том, что людьми движут не только их инстинкты, определяющие их потребности, но и идеи, убеждения, вера. А идеями люди заражаются из окружающего мира, в котором их кто-то создает и распространяет. И именно тот, кто заражает своими идеями умы большинства людей – получает высшую власть над ними. Это великая сила, с которой никакая другая сила не сравнится. Никакое насилие и никакой страх не сравнятся с силой идей, с силой убеждения и в конечном счете с силой веры людей во что-то. Потому что такая сила управляет людьми изнутри, а не снаружи. Так вот чтобы заразить людей своими идеями, нужно их создать и распространить в обществе. Это очень непростая задача, поэтому в мире так мало великих идеологов, которые вершат судьбы миллионов. Если же вы будете только получать знания, то это, конечно, тоже очень хорошо. Благодаря знаниям вы будете многое знать и многое уметь. Но при этом вы сами рискуете заразиться чужими идеями и в каком-то смысле стать их заложником. Это не всегда плохо, но имейте в виду, что высшим проявлением силы знаний является именно умение их создавать и распространять, а не получать и применять.

Цена знаний

Это, пожалуй, один из самых важных вопросов, ответ на который должен знать каждый человек. Сколько стоят хорошие во всех смыслах знания? Не спешите с ответом на этот вопрос, подумайте получше. Многие из нас знают и понимают, что знания нужны, знания важны, знания полезны. Но хорошие, качественные знания, которые человек не просто будет получать с помощью какого-то источника или в каком-нибудь учебном заведении, а которые ему будут подробнейшим образом объяснять, чтобы он их хорошо усвоил, имеют свою цену. Цена может быть разной, но важно понимать главное – хорошие знания бесценны! Вы прекрасно знаете о том, что хорошее образование стоит дорого, но при этом вы должны понимать, что хорошие знания, нужные знания, полезные знания, которые можно получить благодаря качественному образованию – всегда себя окупают, всегда. Поэтому вложение средств и времени в получение хороших знаний – это идеальная инвестиция. Я вообще считаю, что в этой жизни никогда нельзя жалеть деньги на такие вещи, как здоровье и обучение, все остальное второстепенно. Ведь совершенно очевидно, что любому человеку нужно хорошее здоровье, без него нормальной жизни не будет. Для этого он должен хорошо питаться, отдыхать нужное количество времени, пользоваться качественной медициной и по возможности не работать на вредной работе. Про вредные привычки я даже не говорю – они однозначно неприемлемы. И имея хорошее здоровье, человек должен заботиться о содержимом своей головы, чтобы занять в этой жизни достойное место. Поэтому на здоровье и знания ни в коем случае нельзя жалеть, ни денег, ни времени. Это не те вещи, по которым можно торговаться.

Как получать знания?

Чтобы получить хорошие знания, необходимо в первую очередь определиться с приоритетом тех методов их получения, которые тому или иному человеку доступны. И затем использовать эти методы в соответствующей последовательности. На мой взгляд, самый лучший способ получения знаний – это получение их от других людей и с помощью других людей. Только речь здесь не о том, что кто-то за вас будет решать, чему и как вам нужно учиться, а о том, что вы будете использовать другого человека, других людей, как своих учителей, чтобы научиться нужным вам вещам. То есть, определять план своего обучения нужно именно вам, как в случае с самообразованием – самым лучшим способом образования. Но при этом вам нужно использовать других людей в качестве помощников, наставников, советников, чтобы они подсказывали вам, чему и как полезно учиться. Ведь, скажем, если вы еще очень молоды и мало что знаете об этом мире, то самим вам будет сложно разобраться с тем, что в нем важно и ценно, а что нет. Нужно прислушиваться к советам других людей, более умных и более опытных, но ответственность за получаемые вами знания должна лежать на вас. Люди – это источник знаний, которым очень удобно пользоваться. Когда человек вам объясняет, что и как устроено в этом мире, когда вы можете задавать ему вопросы по непонятным вам моментам, можете переспрашивать, уточнять, спорить, можете исправлять свои ошибки в процессе обучения с его помощью – это просто прекрасный способ чему-то научиться, причем достаточно быстро.

Также очень большую роль в процессе получения знаний играют книги – это, с моей точки зрения, самый предпочтительный способ обучения без помощи живых людей. Не видео, не аудио, а именно книги, то есть, получение знаний с помощью печатного текста, с помощью знаков, символов, вот что полезно. Текст, неважно, на бумажном он носителе находится или на экране монитора – это материал, с которым нужно работать. Не просто просматривать его, как картинки, а именно работать с ним – вдумываться в написанные мысли, слова, идеи, законы, анализировать их, сравнивать, оценивать, проверять. Текст – он всегда перед глазами, его всегда можно разбить на отдельные предложения, фразы, слова, чтобы тщательнейшим образом его изучить. В некоторых случаях полезнее читать не книги, а статьи, в том числе и научные. Они полезны тем, что в них знания передаются в сжатом виде, в них нет такого количество ненужной писанины, как в большинстве книг. Все-таки, время у нас у всех ограничено, поэтому его может просто не хватать для того, чтобы читать большущие книги. А вот статья может, пусть и не всегда полно, но зато довольно быстро и точно передать вам самую суть тех или иных закономерностей, из которых формируются наши знания. А дальше вы уже сами для себя решите, во что вам нужно углубится и в какую сторону расширить свои познания, найдя дополнительные материалы по интересующей вас теме.

И еще один хороший способ получения знаний, давайте будем считать его третьим по значимости – это наблюдение за происходящим. Мы все имеем какой-никакой опыт, и продолжаем получать его ежедневно, который нас многому может научить. Причем это такой учитель, который никогда не обманет. Но чтобы нам чему-то научиться на своем опыте – необходимо быть предельно внимательным ко всему, что нас окружает и что с нами происходит. Многие люди ничему не учатся на своем опыте лишь потому, что не обращают на него должного внимания. Они не наблюдают за всем, что происходит в их жизни и поэтому много ценной информации проходит мимо них; не придают значения важным мелочам вокруг себя, которые могут о многом рассказать. Ну и, конечно же, они не анализируют достаточно хорошо все те ситуации, которые были в их жизни и чем-то их учили. Но я считаю, что человек может и должен учиться у всего, что он видит и слышит вокруг себя. Для этого просто нужно быть внимательным и наблюдательным. А эти качества может развить в себе каждый. Иной раз с помощью простого наблюдения можно научиться гораздо большему, чем с помощью многих хороших книг. Потому что оно способно показать вам такие детали в происходящем, на которые другие люди могут не обратить внимания или не придать им нужного значения. К тому же свой опыт, как правило, дает больше уверенности в понимании чего-либо, чем чужой, в искренности и корректности которого по ряду причин всегда можно усомниться.

Знания и мышление

Знания знаниями, но в наше время особое значение приобретает способность человека мыслить, в том числе и нестандартно, креативно, гибко. Мышление позволяет не только эффективно использовать имеющиеся у человека знания, но и создавать свои собственные, приходить к новым интересным идеям, способным в корне перевернуть его представление о чем-либо. А это, как вы уже знаете, тоже очень важно, а иногда и намного важнее уже накопленного человечеством опыта. Знания, даже очень хорошие, сегодня быстро устаревают, пусть и не полностью, но в значительной степени. Тогда как мышление актуально всегда, оно позволяет адаптировать старые знания к новым условиям и когда это необходимо, создать новые знания, которые помогут решить актуальную задачу. Поэтому научиться чему-то один раз, а потом всю жизнь почивать на лаврах, пользуясь своими знаниями, пока хоть еще и можно, но в скором будущем станет невозможным для тех людей, которые хотят жить хорошей, качественной жизнью. Современный мир ясно показывает нам, что учиться нужно всю жизнь. Только так можно выживать и добиваться успеха в высококонкурентной борьбе.

А хорошей жизнью лично я считаю такую жизнь, в которой человек занимается действительно любимым делом, пусть даже и за небольшие деньги, а не работает целыми днями на нелюбимой и иногда даже ненавистной работе, чтобы только заработать на кусок хлеба. Заниматься любимым делом в современном мире, не подстраиваясь под рынок труда – это большая роскошь. Если вы к этому придете, вы будете чувствовать себя счастливыми.

Так что, друзья, мышление обязательно нужно развивать. Без развитого мышления даже очень хорошие современные знания могут стать мертвым капиталом. А мертвые знания никому особо нужны. А чтобы сделать их живыми – нужно с помощью мышления адаптировать их для решения различных актуальных задач и проблем. Вот представьте себе современный средний или крупный бизнес, в котором идет жесточайшая конкурентная борьба, и чтобы в ней победить, нужно давать результат, а не откапывать в своей памяти запылившиеся знания, чтобы блеснуть ими перед конкурентами. Поэтому мышление выходит на первый план, так как оно позволяет нам быть более практичными. А знания сегодня можно очень быстро получить в интернете, причем многие из них будут более современными и точными, чем те знания, которые имеются у человека в голове.

Вообще, большая часть знаний – это то, что есть не только у одного человека, но и у многих других людей. И чем больше людей о чем-то знают, тем слабее это знание. Сила знаний определяется, в том числе и их доступностью. Если какие-то знания доступны лишь немногим людям, тогда в них много силы, а когда о них узнает большинство людей – они теряют свою силу. Вот, допустим, кто-то знает о чем-то полезном, а другие не знают этого, и этот кто-то имеет преимущество над остальными, благодаря своим знаниям, которые доступны только ему. Но стоит этим знаниям распространиться и человек потеряет свою силу, так как его монополия на эти знания рухнет. Ведь если все знают то, что знаете вы, то в чем тогда ваше преимущество, в чем ваша сила? Так вот, те знания, которые мы получаем стандартными способами, как правило, известны не только нам, но и многим другим людям. А значит большого преимущества перед этими другими людьми у нас при прочих равных условиях нет. Под прочими равными условиями я понимаю такие вещи, как готовность и умение человека применять свои знания, а также настойчивость, трудолюбие и тому подобные вещи. Без них ведь знания бесполезны.

Так что получается, что то, что знаем мы, нередко знают и некоторые другие люди, и это в определенной мере уравнивает нас с ними. А вот хорошее, развитое мышление способно привести человека к таким знаниям, которые будут известны только ему одному. Ведь мышление способно родить абсолютно новые знания, новые решения и новые идеи. Оно может привести человека к инсайту – озарению, прозрению, осознанию, прорыву в решении какой-то задачи, которую невозможно решить стандартными способами. Таким образом развитое мышление дает человеку серьезное преимущество над другими людьми. Так что знания – это, конечно, сила. Но вместе с развитым мышлением они становятся поистине великой и абсолютной силой.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх