Задания для впр по географии. Подготовка к ВПР по географии: опыт педагога

Всероссийские проверочные работы ВПР по географии в 11 классах в 2018 году прошли 3 апреля. Данная проверочная работа не является обязательной как и год назад, и проводится в 2018 году по решению школы. ВПР предназначена для выпускников, не выбравших географию для сдачи ЕГЭ.

Для подготовки к ВПР 2019 подойдут реальные варианты 2018 года.

Варианты ВПР 2018 по географии 10 - 11 класс с ответами

Школы имеют возможность выбрать, проводить проверочную работу по географии в конце 10 или в конце 11 класса, в зависимости от своего учебного плана.

Проверочная работа включает в себя 17 заданий. На ее выполнение отводится 1 час 30 минут (90 минут).

При разработке заданий ВПР по географии за основу были взяты вопросы курса школьной географии, изучаемые в 8–11 классах: источники географической информации, мировое хозяйство, природопользование и геоэкология, регионы и страны мира, география России.

В работе проверяется знание географических явлений, географических особенностей природы, населения и хозяйства отдельных территорий.

Также участникам ВПР необходимо продемонстрировать умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, способность применять полученные в школе географические знания для объяснения различных событий и явлений в повседневной жизни.

Приоритетом в работе по географии являются оценка умения анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, а также способности применять полученные знания для анализа экологических проблем.

Таблица перевода баллов ВПР по географии в оценки

География. 10-11 класс.

Подготовка к ВПР, ЕГЭ. Определить страну по описанию

1 .Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между стра-ной и её сто-ли-цей.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам: АБВ

2 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта се-вер-ная ост-ров-ная стра-на рас-по-ло-же-на в За-пад-ном по-лу-ша-рии. По форме прав-ле-ния она яв-ля-ет-ся рес-пуб-ли-кой. Она вы-де-ля-ет-ся тем, что в пре-де-лах зна-чи-тель-ной части её тер-ри-то-рии при-род-ные ланд-шаф-ты со-хра-ни-лись не-тро-ну-ты-ми че-ло-ве-ком. От-ли-чи-тель-ной осо-бен-но-стью её при-ро-ды яв-ля-ет-ся на-ли-чие дей-ству-ю-щих вул-ка-нов. Глав-ны-ми ста-тья-ми экс-пор-та яв-ля-ют-ся про-дук-ция рыб-ной про-мыш-лен-но-сти и алю-ми-ний, вы-плав-ля-е-мый на базе ис-поль-зо-ва-ния дешёвых воз-об-но-ви-мых ис-точ-ни-ков энер-гии.

3 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны рас-по-ло-же-на в во-сточ-ной части ма-те-ри-ка и омы-ва-ет-ся во-да-ми морей Ти-хо-го оке-а-на. По раз-ме-рам тер-ри-то-рии и чис-лен-но-сти на-се-ле-ния стра-на вхо-дит в де-сят-ку круп-ней-ших стран мира. От-ли-чи-тель-ной осо-бен-но-стью гео-гра-фи-че-ско-го по-ло-же-ния яв-ля-ет-ся на-ли-чие су-хо-пут-ной гра-ни-цы с че-тырь-мя стра-на-ми СНГ.

4 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны рас-по-ло-же-на в южной части ма-те-ри-ка и омы-ва-ет-ся во-да-ми двух оке-а-нов. Её пе-ре-се-ка-ет Се-вер-ный тро-пик. Чис-лен-ность её на-се-ле-ния пре-вы-ша-ет 100 млн. че-ло-век. В на-сто-я-щее время в меж-ду-на-род-ном гео-гра-фи-че-ском раз-де-ле-нии труда стра-на вы-сту-па-ет в первую оче-редь как по-став-щик про-дук-ции ма-ши-но-стро-е-ния, од-на-ко нефть и неф-те-про-дук-ты оста-ют-ся важ-ной ста-тьей её экс-пор-та.

5 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта стра-на рас-по-ло-же-на в За-пад-ном по-лу-ша-рии. По форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся рес-пуб-ли-кой. Её тер-ри-то-рия с се-ве-ра омы-ва-ет-ся одним из морей Ат-лан-ти-че-ско-го оке-а-на. Го-су-дар-ствен-ный язык — ис-пан-ский. Стра-на яв-ля-ет-ся чле-ном ОПЕК. Кроме нефти важ-ны-ми ста-тья-ми экс-пор-та яв-ля-ют-ся бок-си-ты и алю-ми-ний.

6 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта не-боль-шая по тер-ри-то-рии и чис-лен-но-сти на-се-ле-ния стра-на рас-по-ло-же-на в За-пад-ном по-лу-ша-рии. По форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся рес-пуб-ли-кой. Её тер-ри-то-рия пе-ре-се-ка-ет-ся эк-ва-то-ром, с за-па-да омы-ва-ет-ся Тихим оке-а-ном. Го-су-дар-ствен-ный язык — ис-пан-ский. Стра-на яв-ля-ет-ся чле-ном ОПЕК. Кроме нефти важ-ной статьёй экс-пор-та яв-ля-ет-ся про-дук-ция тро-пи-че-ско-го зем-ле-де-лия — ба-на-ны, какао и паль-мо-вое масло.

7 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны пе-ре-се-ка-ет-ся Южным тро-пи-ком и омы-ва-ет-ся во-да-ми двух оке-а-нов. Стра-на не имеет су-хо-пут-ных гра-ниц с дру-ги-ми го-су-дар-ства-ми. Боль-шая часть тер-ри-то-рии на-хо-дит-ся в при-род-ных зонах са-ванн, по-лу-пу-стынь и пу-стынь. По-ка-за-тель плот-но-сти на-се-ле-ния один из самых низ-ких в мире. Стра-на от-но-сит-ся к числу круп-ней-ших экс-портёров угля, же-лез-ной руды, гли-нозёма и шер-сти.

8 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

На тер-ри-то-рии этой стра-ны на-хо-дит-ся край-няя южная точка ма-те-ри-ка, на ко-то-ром она рас-по-ло-же-на. По форме го-су-дар-ствен-но-го прав-ле-ния она яв-ля-ет-ся кон-сти-ту-ци-он-ной мо-нар-хи-ей. Боль-шая часть на-се-ле-ния ис-по-ве-ду-ет ислам. Глав-ны-ми ста-тья-ми экс-пор-та яв-ля-ют-ся бы-то-вая элек-тро-ни-ка, нефть и сжи-жен-ный при-род-ный газ, про-дук-ция тро-пи-че-ско-го зем-ле-де-лия.

9 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта по-лу-ост-ров-ная стра-на рас-по-ло-же-на в Се-вер-ном по-лу-ша-рии. По форме прав-ле-ния она яв-ля-ет-ся кон-сти-ту-ци-он-ной мо-нар-хи-ей. Её тер-ри-то-рия омы-ва-ет-ся во-да-ми двух оке-а-нов, и в её пре-де-лах на-хо-дит-ся край-няя се-вер-ная точка той части света, в ко-то-рой рас-по-ло-же-на эта стра-на. В меж-ду-на-род-ном гео-гра-фи-че-ском раз-де-ле-нии труда она вы-де-ля-ет-ся как круп-ный про-из-во-ди-тель нефти и при-род-но-го газа.

10 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта стра-на не имеет су-хо-пут-ных гра-ниц с дру-ги-ми го-су-дар-ства-ми. Рос-сия имеет с ней мор-скую гра-ни-цу. По чис-лен-но-сти на-се-ле-ния стра-на вхо-дит в де-сят-ку круп-ней-ших стран мира. По форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся кон-сти-ту-ци-он-ной мо-нар-хи-ей. По про-из-вод-ству мно-гих видов про-мыш-лен-ной про-дук-ции от-но-сит-ся к числу ми-ро-вых ли-де-ров.

11 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны рас-по-ло-же-на в Се-вер-ном по-лу-ша-рии и имеет выход к од-но-му из морей Ат-лан-ти-че-ско-го оке-а-на На её тер-ри-то-рии рас-по-ло-же-на край-няя се-вер-ная точка ма-те-ри-ка, на ко-то-ром на-хо-дит-ся эта стра-на. При-ро-да стра-ны край-не раз-но-об-раз-на — здесь можно уви-деть пу-стын-ные пей-за-жи, олив-ко-вые и апель-си-но-вые рощи, веч-но-зелёные леса. По форме гграв-ле-ния яв-ля-ет-ся рес-пуб-ли-кой. В эко-но-ми-ке важ-ную роль иг-ра-ют сель-ское хо-зяй-ство и лёгкая про-мыш-лен-ность. Боль-шое зна-че-ние имеет и ту-ри-сти-че-ская от-расль

12 Опре-де-ли-те стра-ну по ее крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны, рас-по-ла-га-ю-щей-ся в Се-вер-ном по-лу-ша-рии, омы-ва-ет-ся во-да-ми двух оке-а-нов. Офи-ци-аль-ный го-су-дар-ствен-ный язык — ис-пан-ский. Глав-ны-ми при-род-ны-ми бо-гат-ства-ми яв-ля-ют-ся за-па-сы нефти, при-род-но-го газа и руд цвет-ных ме-тал-лов. Чис-лен-ность на-се-ле-ния пре-вы-ша-ет 100 млн. че-ло-век. Струк-ту-ра хо-зяй-ства пост-ин-ду-стри-аль-ная, — на долю сферы услуг при-хо-дит-ся более 60% ВВП.

13 Опре-де-ли-те стра-ну по ее крат-ко-му опи-са-нию.

Эта стра-на от-но-сит-ся к числу эко-но-ми-че-ски вы-со-ко-раз-ви-тых. Ее тер-ри-то-рия рас-по-ло-же-на в южном по-лу-ша-рии и омы-ва-ет-ся во-да-ми Ти-хо-го и Ин-дий-ско-го оке-а-нов. Зна-чи-тель-ную часть тер-ри-то-рии за-ни-ма-ют пу-сты-ни и по-лу-пу-сты-ни. В ми-ро-вом гео-гра-фи-че-ском раз-де-ле-нии труда стра-на иг-ра-ет роль круп-но-го по-став-щи-ка же-лез-ной руды, ка-мен-но-го угля и сжи-жен-но-го при-род-но-го газа, про-дук-ции жи-вот-но-вод-ства.

14 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта стра-на на-хо-дит-ся на одном из по-лу-ост-ро-вов Ев-ро-пы, имеет су-хо-пут-ную гра-ни-цу лишь с двумя стра-на-ми. Это одна из вы-со-ко-раз-ви-тых стран, по уров-ню и ка-че-ству жизни она за-ни-ма-ет одно из пер-вых мест в мире и вхо-дит в со-став ЕС. По форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся мо-нар-хи-ей. На её тер-ри-то-рии раз-ра-ба-ты-ва-ют-ся круп-ные же-ле-зо-руд-ные ме-сто-рож-де-ния (до-бы-тая руда вы-во-зит-ся на экс-порт), а также ме-сто-рож-де-ния мед-ных руд, свин-ца и цинка. В на-сто-я-щее время в стра-не на-блю-да-ет-ся по-ло-жи-тель-ный ми-гра-ци-он-ный и есте-ствен-ный при-рост на-се-ле-ния.

15 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта стра-на на-хо-дит-ся пол-но-стью в Се-вер-ном по-лу-ша-рии. Имеет выход к двум оке-а-нам. Это вто-рая по чис-лен-но-сти на-се-ле-ния стра-на ма-те-ри-ка, на ко-то-ром она на-хо-дит-ся, треть на-се-ле-ния — дети и под-рост-ки. Для на-се-ле-ния ха-рак-тер-на ми-гра-ци-он-ная убыль. Сто-ли-ца — один из круп-ней-ших в мире го-ро-дов. Стра-на яв-ля-ет-ся круп-ным про-из-во-ди-те-лем и экс-портёром нефти. В стра-не про-из-во-дят-ся ку-ку-ру-за, пше-ни-ца, соя, рис, хлоп-чат-ник, кофе.

16 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны рас-по-ло-же-на в За-пад-ном и в Во-сточ-ном по-лу-ша-ри-ях. По форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся кон-сти-ту-ци-он-ной мо-нар-хи-ей. Ве-ду-щим сек-то-ром эко-но-ми-ки яв-ля-ет-ся сфера услуг, на ко-то-рую при-хо-дит-ся более 70% ВВП стра-ны. В со-став тер-ри-то-рии вхо-дят ост-ров-ные тер-ри-то-рии, на одном из при-над-ле-жа-щих стра-не ар-хи-пела-гов име-ют-ся дей-ству-ю-щие вул-ка-ны.

17 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны рас-по-ло-же-на в За-пад-ном и в Во-сточ-ном по-лу-ша-ри-ях. По суше она гра-ни-чит толь-ко с одним го-су-дар-ством. По форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся пар-ла-мент-ской мо-нар-хи-ей. Ве-ду-щим сек-то-ром эко-но-ми-ки яв-ля-ет-ся сфера услуг, на ко-то-рую при-хо-дит-ся более 70% ВВП стра-ны. Сто-ли-ца стра-ны яв-ля-ет-ся одним из круп-ней-ших ми-ро-вых фи-нан-со-вых цен-тров.

18 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны рас-по-ло-же-на в Во-сточ-ном по-лу-ша-рии, она омы-ва-ет-ся во-да-ми не-сколь-ких морей Ти-хо-го оке-а-на. По раз-ме-рам тер-ри-то-рии и чис-лен-но-сти на-се-ле-ния стра-на вхо-дит в де-сят-ку круп-ней-ших стран мира. Важ-ной осо-бен-но-стью ЭГП яв-ля-ет-ся на-ли-чие су-хо-пут-ной гра-ни-цы со стра-на-ми СНГ. В пре-де-лах стра-ны можно встре-тить не-сколь-ко при-род-ных зон, для во-сточ-ной части тер-ри-то-рии ха-рак-те-рен мус-сон-ный кли-мат.

19 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта по-лу-ост-ров-ная стра-на рас-по-ло-же-на в Се-вер-ном по-лу-ша-рии. По форме прав-ле-ния она яв-ля-ет-ся кон-сти-ту-ци-он-ной мо-нар-хи-ей. Её тер-ри-то-рия омы-ва-ет-ся во-да-ми двух оке-а-нов и в её пре-де-лах на-хо-дит-ся край-няя се-вер-ная точка той части света, в ко-то-рой рас-по-ло-же-на эта стра-на. В меж-ду-на-род-ном гео-гра-фи-че-ском раз-де-ле-нии труда она вы-де-ля-ет-ся как круп-ный про-из-во-ди-тель нефти и при-род-но-го газа.

20 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта вы-со-ко-раз-ви-тая стра-на по форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся мо-нар-хи-ей. Бóльшая часть её тер-ри-то-рии на-хо-дит-ся в За-пад-ном по-лу-ша-рии, на двух круп-ных ост-ро-вах, на одном из ко-то-рых стра-на имеет су-хо-пут-ную гра-ни-цу лишь с одним го-су-дар-ством. Чис-лен-ность на-се-ле-ния пре-вы-ша-ет 60 млн че-ло-век. В стра-не хо-ро-шо раз-ви-ты ма-ши-но-стро-е-ние, хи-ми-че-ская про-мыш-лен-ность, ме-тал-лур-гия. Ведётся до-бы-ча нефти и при-род-но-го газа, ка-мен-но-го угля. Около 2/3 про-из-во-ди-мой в стра-не элек-тро-энер-гии при-хо-дит-ся на долю ТЭС. Во-круг сто-ли-цы сфор-ми-ро-ва-лась самая круп-ная го-род-ская аг-ло-ме-ра-ция в той части света, где эта стра-на рас-по-ло-же-на.

21 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны на-хо-дит-ся на не-сколь-ких ты-ся-чах ост-ро-вов, рас-по-ло-жен-ных в ак-ва-то-рии двух оке-а-нов. Раз-ве-да-ны ме-сто-рож-де-ния нефти, при-род-но-го газа, угля, руд чёрных и цвет-ных ме-тал-лов. Бóльшая часть тер-ри-то-рии стра-ны рас-по-ло-же-на в при-род-ной зоне влаж-ных эк-ва-то-ри-аль-ных лесов. По чис-лен-но-сти на-се-ле-ния вхо-дит в первую пятёрку стран мира. Боль-шин-ство ве-ру-ю-щих ис-по-ве-ду-ют ислам. К ос-нов-ным сель-ско-хо-зяй-ствен-ным куль-ту-рам от-но-сят-ся зер-но-вые, ка-у-чу-ко-нос-гевея, чай, кофе, табак, какао, си-заль.

Результаты. Задание 24. Определить страну по описанию.

п/п

Правильный ответ

Исландия

Венесуэла

Австралия

Малайзия

Норвегия

Австралия

Великобритания

Норвегия

Великобритания

Индонезия

ВПР Всероссийская Проверочная Работа- География 11 класс

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по географии. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной
работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 17 заданий. На выполнение работы по географии отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении заданий работы Вы можете использовать необходимые карты атласов.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

1. Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергоснабжения жилых домов , во многом зависит от продолжительности светового дня. Запишите названия перечисленных городов в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 мая, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.

Астрахань
Мурманск
Воронеж

Астрахань, Воронеж, Мурманск

2. На месторождении им. М.В. Ломоносова, расположенном в труднодоступном районе на севере Архангельской области, ежегодно добывается более 500 тыс. каратов алмазов. Добыча ведётся в гигантском карьере, глубина которого превышает 100 м. Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы найти информацию, необходимую для определения географических условий добычи алмазов на территории Архангельской области?

Ответ: ____________________________________________________________

Европейский Север

3. В регионах, в которых работают крупные ГЭС, тарифы на электроэнергию для населения
иногда значительно ниже, чем в соседних с ними регионах.
В каких трёх из перечисленных регионов России построены крупные ГЭС? Запишите цифры,
под которыми указаны эти регионы.

1) Республика Татарстан
2) Республика Коми
3) Иркутская область
4) Архангельская область
5) Амурская область
6) Тюменская область

4. На одном из сайтов в Интернете были размещены карта погоды на 12 апреля 2013 г. и
выдержки из прогноза погоды на этот день. Какие выводы о погоде на Европейской части
России и в Западной Сибири подтверждаются сведениями карты? Запишите номера
предложений, в которых указаны верные сведения.

1) 12 апреля на всей Европейской части России ночные температуры будут выше 0 °С.
2) На юге Западной Сибири возможны осадки в виде снега.
3) В Ростов-на-Дону пришла настоящая весна, даже ночью температура будет выше 10 °С.
4) На Пермь надвигается холодный фронт, на следующий день ожидается существенное похолодание.
5) Над Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами расположился антициклон.

Ответ: __________

5. Затраты на отопление жилых и производственных помещений в холодное время года
в значительной степени зависят от средних зимних температур. Запишите названия перечисленных городов России в порядке повышения средней температуры января в них, начиная с города с самой низкой температурой.

Нижневартовск
Усть-Илимск
Пермь

Ответ: ____________________________________________________________

Усть-Илимск, Нижневартовск, Пермь

6. Потенциал российских регионов для развития туризма огромен. Каждый из них имеет рекреационные ресурсы, способные привлечь тысячи туристов из России и зарубежных стран. Определите субъект Российской Федерации по описанию его рекреационного потенциала:
«Песчаные морские пляжи, расположенные на широте Сочи, и тёплое море (купальный сезон – до 100 суток). Три национальных парка, включая знаменитый «Зов тигра», шесть государственных природных заповедников и лечебные источники минеральных вод. Богатый подводный мир моря, водопады, древние потухшие вулканы, пещеры, туристические базы на островках и лёгкий доступ к большинству
достопримечательностей».

Ответ: ____________________________________________________________

Приморский край

7. На выборах депутатов Государственной Думы избирательные участки работают с 8
до 20 часов по местному времени.
Используя карту, определите, в каких из перечисленных
регионов к 15 часам московского времени голосование уже закончится. Запишите цифры,
под которыми они указаны.

1) Челябинская область
2) Астраханская область
3) Тюменская область
4) Иркутская область
5) Оренбургская область
6) Республика Саха (Якутия)

Ответ: __________

8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).
Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на места пропусков, обозначенных буквами. Обратите внимание на то, что слов (словосочетания) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Запишите в текст номера выбранных слов (словосочетаний).

В Восточной Европе стремительно сокращается численность населения

По состоянию на 2015 год в Восточной Европе было зафиксировано 292 миллиона жителей. Это на 18 миллионов меньше, чем в начале 90-х годов. Восточные европейцы уезжали в Западную Европу, вдохновлённые возможностью заработать больше и жить лучше. То есть одной из причин сокращения численности населения стала _________(А) из Восточной Европы. К примеру, поляки, латвийцы и литовцы чаще всего уезжали в Великобританию и Ирландию. Эстонцы – в Финляндию; румыны – в Италию и Испанию. В последнее время популярной стала _________(Б) в Норвегию. Другая причина сокращения населения – это уменьшение _________(В). Экономическая и политическая неопределённость в постсоветскую эпоху сильно повлияла на естественный прирост в совокупности с отсутствием адекватной системы социального обеспечения.

Список слов (словосочетаний):
1) эмиграция
2) урбанизация
3) рождаемость
4) иммиграция
5) смертность
6) экономическая интеграция

А – 1; Б – 4; В – 3

9. На уроке учащиеся анализировали статистические данные, приведённые ниже в таблице,
в целях сравнения темпов роста промышленного производства в Великобритании и России
в период с 2012 по 2014 г. Илья указал, что в Великобритании, в отличие от России,
ежегодно происходило увеличение объёмов промышленного производства.

Динамика объёмов промышленного производства
(в % к предыдущему году)

Правильный ли вывод сделал Илья? Свой ответ обоснуйте.

________________________________________________________________________________

В ответе говорится о неправильном выводе Ильи.
В обосновании говорится, что в Великобритании в период с 2012 по 2014 г. ежегодно не происходило увеличение объёмов промышленного производства.
ИЛИ
Рост объёмов происходил только в 2014 г.
Пример ответа
В Великобритании рост объёмов наблюдался лишь в 2014 г.,
в 2012 и 2013 гг. наблюдался спад, так как показатели в эти годы
(в % к предыдущему году) не превышают 100%

10. Дмитрий включил радио, когда в выпуске новостей передавали сообщение о землетрясении.

Землетрясение магнитудой 6,6 произошло в префектуре Тоттори, расположенной на западе острова Хонсю. Об этом сообщило Национальное метеорологическое агентство страны. Очаг землетрясения залегал на глубине 10 км. Метеорологическое агентство изначально предупредило жителей об угрозе цунами, однако позднее отменило её. Между тем, предупреждают власти, сохраняется опасность обрушения зданий и возникновения пожаров.

Дмитрий не услышал начало сообщения и не понял, на территории какой страны произошло
землетрясение. Определите, о какой стране говорится в этом сообщении.

Ответ: ____________________________________________________________

11. От уровня экономического развития стран зависят многие особенности их населения.
Установите соответствие между страной и характерной особенностью её населения: к
каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:

А Б В

12. Цены на нефть, от которых в значительной степени зависит развитие экономики России,
определяются согласованностью позиций стран ОПЕК. Назовите три (любые) страны, являющиеся членами ОПЕК.

Ответ: ____________________________________________________________

В ответе правильно указаны три страны – члены ОПЕК (Алжир, Ангола, Эквадор, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Нигерия, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, Венесуэла).
Примеры ответов
Саудовская Аравия, Эквадор, Нигерия
Иран, Алжир, Ангола

13. По радио прозвучало сообщение о том, что за последние 10 лет показатель
ресурсообеспеченности нефтью США возрос с 11,0 до 11,9. Используя данные таблицы,
объясните, с чем это связано.

Показатель 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Разведанные
запасы нефти,
млрд т
3,6 3,7 3,7 4,2 5,4 5,9 6,6
Добыча нефти,
млн т в год
377 412 445 493 498 522 566
Численность
населения, млн
человек
299 309 311 313 316 317 322

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

В ответе говорится о том, что за указанный период страны разведанные запасы нефти в США увеличились в большей степени, чем возросли объёмы её добычи.
Примеры ответов
Запасы нефти возросли в 1,83 раза, величина добычи всего в 1,5 раза.
Темпы прироста запасов были выше, чем темпы роста добычи

Задания 14, 15 и 16 выполняются с использованием приведённого ниже текста.

ОХОТСКОЕ МОРЕ СТАЛО ПОЛНОСТЬЮ РОССИЙСКИМ

В ноябре 2013 года Россия доказала свои права на 52 тысячи квадратных километров акватории в центре Охотского моря. Комиссия ООН по границам континентального шельфа официально передала России документ о признании российским континентальным шельфом анклава площадью 52 тысячи квадратных километров в Охотском море. В состав российского шельфа был включён участок, который до сих пор не принадлежал ни одной из стран. Он считался «открытым морем», и на его акватории могли свободно перемещаться и вести лов рыбы суда любых государств. Теперь на его ресурсы распространяется исключительно юрисдикция России. Российское законодательство теперь распространяется и на ресурсы,
которые находятся под дном Охотского моря.

14. Назовите один (любой) субъект Российской Федерации, имеющий выход к Охотскому морю.

Ответ: ____________________________________________________________

В ответе правильно называется один любой субъект РФ, имеющий выход к Охотскому морю (Камчатский край, Магаданская область, Хабаровский край, Сахалинская область)

15. Как изменилась государственная территория России в результате события, о котором говорится в тексте?

Ответ: ____________________________________________________________

В ответе говорится о том, что государственная территория России увеличилась (указание на то, что она увеличилась на 52 тыс. кв. км не является обязательным)

16. Объясните, почему до 2013 года участок в центре Охотского моря считался «открытым
морем» и на его акватории могли свободно перемещаться и вести лов рыбы суда любых
государств.

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

В ответе говорится о том, что до 2013 г. этот участок не считался частью континентального шельфа России,
ИЛИ
о том, что центр Охотского моря находился на большом расстоянии от берегов России, за пределами её 200-мильной экономической зоны

17. Глобальные изменения климата, наблюдаемые на Земле, вызывают тревогу и находятся под пристальным вниманием учёных. Данные многолетних наблюдений свидетельствуют о повышении за последние 40 лет общепланетарной температуры и об изменении состава атмосферы.
Существуют разные точки зрения относительно причин происходящих изменений климата и состава атмосферы. Одни учёные считают их причиной хозяйственную деятельность человека, другие указывают на естественные природные факторы.
Используя географические знания, сформулируйте и обоснуйте Вашу точку зрения относительно того, существует ли связь между человеческой деятельностью и глобальными климатическими изменениями.
Сформулируйте и обоснуйте Вашу точку зрения на эту проблему. Запишите рассуждения, подтверждающие Вашу точку зрения.

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Наличие сформулированной точки зрения по вопросу
(Положительный балл по этому критерию выставляется только при положительном балле по второму критерию.)
В ответе сформулирована точка зрения учащегося

Раскрытие причинно-следственных связей
В ответе полностью прослеживается цепочка связей между деятельностью человека и глобальными изменениями климата:
причина – конкретный вид хозяйственной деятельности человека (тепловая энергетика, сельское хозяйство и т.п.) – и два следствия:
1) повышение содержания парниковых газов в атмосфере;
2) повышение общепланетарной температуры.
ИЛИ
В ответе полностью прослеживается цепочка связей между естественными природными явлениями и глобальными изменениями климата: причина – увеличение солнечной радиации;
выбросы парниковых газов из вод и со дна Мирового океана, из толщ земной коры – и два следствия:
1) повышение общепланетарной температуры;
2) повышения содержания углекислого газа в атмосфере

Географическая грамотность
(Положительный балл по этому критерию выставляется только при положительном балле по критерию К2)
Отсутствуют фактические и теоретические ошибки (ошибки в использовании географической терминологии, в демонстрации знаний о географических связях и закономерностях),
ИЛИ
присутствует не более одной фактической или теоретической ошибки

© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Овчинникова С.Р.

Знание только тогда становится знанием,

Когда оно приобретено усилиями своей мысли,

А не памятью.

Л.Н.Толстой.

К сожалению, география сегодня - далеко не самый популярный предмет у школьников, и выбирают ЕГЭ по этому предмету лишь 2-3 процента.

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов уточнил: "Это всего 18 тысяч человек".

Правда, с прошлого учебного года, как только выпускникам 9-х классов предложили выбирать кроме русского и математики еще два любых школьных предмета, 27 процентов решили, что будут сдавать экзамен по географии. А в этом учебном году, процент желающих сдать экзамен по географии увеличился.

В следующем году планируется Национальное исследование качества географического образования в 7-8-м классах, - рассказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

В этом году впервые пройдет Всероссийская проверочная работа по географии в 11-х классах.

Всероссийские проверочные работы по географии для обучающихся 10 или 11 классов (в зависимости от учебного плана) пройдут 19 апреля 2017 года.

Целью проведения ВПР является оценка качества подготовки обучающихся по данному предмету на базовом уровне.

ВПР – это итоговые контрольные работы, результаты которых не должны учитываться при выставлении годовых отметок по предмету или при получении аттестата о среднем общем образовании.

Участие образовательных организаций в проведении ВПР в 11 классе не является обязательным, такое решение принимает сама образовательная организация. ВПР не влекут за собой дополнительной нагрузки, так как они будут заменять традиционные итоговые контрольные работы в школе.

Ознакомившись с описанием ВПР и демоверсией, где 17 заданий – это вопросы, изучаемые с 8 по 11 класс, понимаешь (а мы, как правило, итоговые контрольные работы составляем по вопросам 10-11 класса), что без подготовки не обойтись.

Те учащиеся, кто в прошлом учебном году впервые в 9 классе уже сдавал ОГЭ по географии, в следующем учебном году им будет легче.

Но нас волнует работа этого учебного года, а времени для подготовки обучающихся к ВПР немного, т.к., Письмо Рособрнадзора «О проведении Всероссийских проверочных работ» в 11 классе датировано 16.11. 2016г. с дополнением от 13.12.2016г.

Как же нам быть, как подготовить детей в такие короткие сроки, если консультационных часов нет, да и учащиеся уже расписали всю вторую половину дня на дополнительные занятия по тем предметам, которые им необходимы для сдачи ЕГЭ?

Основная работа по повторению в 11 классе будет проводиться на уроках. Урок, а он 1 раз в неделю, у него своя цель, изучаемая в соответствии с тематическим планированием.

Мы, учителя географии, понимаем, что невозможно достичь высоких результатов без системной, долгой, продуманной работы по подготовке учащихся. Поэтому система повторения должна быть четко спланирована.

Конечно, задания ВПР составлены в пределах школьной программы, но:

  • материал дан за 8-11 класс, а 8 - 9 кл. требует повторения;
  • 12 вопросов базового уровня, а 5 вопросов повышенного уровня, а они в свою очередь рассчитаны на максимальную стимуляцию нестандартного мышления при его выполнении;

Невольно встал вопрос: «Как подготовить всех детей к успешному написанию ВПР по географии? Думаю, что это осознал каждый школьный учитель, и каждый встал перед вопросом: «С чего начать?»

Первое, с чего, мне кажется, следует начинать – это подготовительная работа по подготовке к ВПР:

1. тщательно изучить описание и демоверсию ВПР (цель – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году);

2. оценить готовность учащихся к ВПР, выявить проблемы, как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика;

3. спланировать работу по отработке умений и развития навыков выполнения заданий;

4. предупредить детей, что 5-10 минут на каждом уроке географии будем уделять внимание повторению изученного материала за предыдущие годы .

5. провести психологическую подготовку обучающихся к ВПР, не пугая школьников предстоящей работой, а убедить их в том, что если очень постараться, то можно получить очень приличный балл.

Второе – повторение пройденного материала

На этом этапе четко следовать плану подготовки к ВПР, который включает в себя список ключевых тем для повторения.

Это позволит параллельно с изучением нового материала системно повторить пройденное ранее.

  • Продумать небольшие задания, которые можно давать обучающимся для выполнения на дом, с последующей проверкой и объяснением на уроке.

Третье – мини - практические работы

Выполнение серий небольших практических заданий с использованием различных источников информации, например, с атласами

Четвертое – организация и проведение мониторингов

В СТАТГРАДЕ мониторинг по географии включает в себя диагностические работы в формате ЕГЭ и ОГЭ, и регулярные тренировочные работы по отдельным темам. Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях. Ребята выполняют работы над ошибками каждой проверочной работы: результаты оперативно доводятся до сведения родителей, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на дальнейшем процессе обучения.

Пятое - устные упражнения

В целях эффективного использования времени на уроке, использовать:

  • каскад быстрых вопросов в хаотичном порядке или по цепочке;
  • вопросы по карте;
  • небольшие географические задачи;
  • слайды с устными и тестовыми заданиями

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.

Шестое – использование ИКТ при подготовке к ВПР

Помимо работы с учителем на уроке учащиеся должны и самостоятельно получать знания, поэтому необходимо рекомендовать учащимся сайты Интернета, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн .

1. сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Есть Открытый банк заданий ЕГЭ по предметам, предварительно объяснив нумерацию необходимых для решения заданий.

2. официальный информационный портал ЕГЭ.

3. официальный сайт Рособрнадзора;

4. "ЕГЭ-портал. Мы знаем о ЕГЭ все" http://4ege.ru/novosti-ege/1532-shkala-perevoda-ballov-ege.html;

5. Базы заданий для портала «РЕШУ ЕГЭ» составлены на основе следующих источников: задания открытых банков и официальных сборников для подготовки к ЕГЭ; демонстрационные версии ЕГЭ и экзаменационные задания, разработанные ФИПИ; диагностические работы, подготовленные МИОО; тренировочные работы, проводимые органами управления образованием в различных регионах Российской Федерации. Все используемые в системе задания снабжены ответами и подробными решениями;

6. Незнайка.про https://neznaika.pro/oge/geo_oge/662-variant-9.html

7. ЕГЭ и ГИА. Информационный образовательный портал. Документы, материалы, пособия, пробники к ЕГЭ и ГИА. http://egeigia.ru/;

8. учебные (справочные) пособия для подготовки к ЕГЭ (книги, сборники тестов в форматах djvu/zip и pdf/zip) http://www.alleng.ru/edu/math3.htm .

9. Большой востребованностью пользуется дистанционный контакт с учениками через СКАЙП, вайбер, ватсаб, вконтакте. Где можно раздавать рассылку с заданиями и отвечать на вопросы учеников.

Седьмое – дифференцированная работа с классом

Для качественной подготовки школьников к ВПР возможны такие группы учащихся, как:

  • учащиеся, которые имеют минимум знаний и рассчитывают лишь преодолеть порог успешности, выполнив задания базового уровня;
  • учащиеся, которые хотят получить высокие баллы, выполнив не только задания базового уровня, но и повышенного.

При таком подходе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.

Восьмое – временной

Все тренировочные тесты стараться проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя – за какое время сколько заданий они успевают решить.

Девятое – контролирующий

Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Следуя этим принципам, пытаемся формировать у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

В работе с учениками каждый учитель использует свои собственные подходы, приемы и методики и я уверена, что каждый учитель уже имеет банк контрольно-измерительных материалов.

И еще, каждый учитель найдет плюсы в создавшейся ситуации.

Например:

  • учащиеся, наконец-то более серьёзно обратят внимание на предмет географию, а, следовательно, проявят интерес к урокам географии;
  • появится возможность у учителя увеличить количество отметок у каждого ученика. Можно ввести накопительную систему отметок, за выполнение нескольких заданий, ответов на вопросы. Каким образом: созданием индивидуальной карты ученика, жетонов, карточек с личной подписью, тетрадью личных достижений - это решает учитель.
  • опыт написания ВПР уже есть в начальной школе, а значит можно обратиться к анализу проведенных работ, выявленным проблемам работы и рассмотреть пути решения.
Подготовка к проведению Всероссийских проверочных работ по географии

Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это итоговые контрольные работы, результаты которых не должны учитываться при выставлении годовых отметок по предмету или при получении аттестата о среднем общем образовании.

Целью проведения ВПР является оценка качества подготовки обучающихся по данному предмету на базовом уровне.

Участие образовательных организаций в проведении ВПР в 11 классе не является обязательным, такое решение принимает сама образовательная организация. ВПР не влекут за собой дополнительной нагрузки, так как они будут заменять традиционные итоговые контрольные работы в школе.

Первое – при подготовке к проведению ВПР следует начинать с подготовительной работы:

1. тщательно изучить описание и демоверсию ВПР (цель – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году);

2. оценить готовность учащихся к ВПР, выявить проблемы, как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика;

3. спланировать работу по отработке умений и развития навыков выполнения заданий;

4. предупредить детей, что 5-10 минут на каждом уроке географии будем уделять внимание повторению изученного материала за предыдущие годы ;

5. провести психологическую подготовку обучающихся к ВПР, не пугая школьников предстоящей работой, а убедить их в том, что если очень постараться, то можно получить очень приличный балл.

Второе – повторение пройденного материала.

На этом этапе четко следовать плану подготовки к ВПР, который включает в себя список ключевых тем для повторения.

Это позволит параллельно с изучением нового материала системно повторить пройденное ранее. Продумать небольшие задания, которые можно давать обучающимся для выполнения на дом, с последующей проверкой и объяснением на уроке.

Третье мини - практические работы.

Выполнение серий небольших практических заданий с использованием различных источников информации, например, с атласами

Четвертое организация и проведение мониторингов.

Мониторинг по географии включает в себя диагностические работы в формате ЕГЭ и ОГЭ, и регулярные тренировочные работы по отдельным темам. Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях.

Пятое - устные упражнения.

В целях эффективного использования времени на уроке, использовать:

    каскад быстрых вопросов в хаотичном порядке или по цепочке;

    вопросы по карте;

    небольшие географические задачи;

    слайды с устными и тестовыми заданиями.

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.

Шестое – использование ИКТ при подготовке к ВПР.

Помимо работы с учителем на уроке учащиеся должны и самостоятельно получать знания, поэтому необходимо рекомендовать учащимся сайты Интернета, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн .

1. Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Есть Открытый банк заданий ЕГЭ по предметам, предварительно объяснив нумерацию необходимых для решения заданий.

2. Официальный информационный портал ЕГЭ.

3. Официальный сайт Рособрнадзора;

4. «ЕГЭ-портал. Мы знаем о ЕГЭ все» ( );

5. Базы заданий для портала «РЕШУ ЕГЭ» составлены на основе следующих источников: задания открытых банков и официальных сборников для подготовки к ЕГЭ; демонстрационные версии ЕГЭ и экзаменационные задания, разработанные ФИПИ; диагностические работы, подготовленные МИОО; тренировочные работы, проводимые органами управления образованием в различных регионах Российской Федерации. Все используемые в системе задания снабжены ответами и подробными решениями;

6. Незнайка.про ( ) и др.

Седьмое – дифференцированная работа с классом.

Для качественной подготовки школьников к ВПР возможны такие группы учащихся, как:

    учащиеся, которые имеют минимум знаний и рассчитывают лишь преодолеть порог успешности, выполнив задания базового уровня;

    учащиеся, которые хотят получить высокие баллы, выполнив не только задания базового уровня, но и повышенного.

При таком подходе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.

Восьмое – временной.

Все тренировочные тесты стараться проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя – за какое время сколько заданий они успевают решить.

Девятое – контролирующий.

Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Следуя этим принципам, можно сформировать у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх