Заболевания в средние века. Ужасные болезни и эпидемии в средние века

Образование

Благодаря исторической науке миф о том, что в Средние века Европа переживала «темные времена» культурного упадка, оказался полностью развенчанным. Такое стереотипное понимание распространялось на все сферы общественной жизни. Concepture разбирается, как было налажено лечебное дело в Средние века.

Хорошее знание исторических фактов убеждает в том, что развитие западноевропейской цивилизации отнюдь не остановилось с наступлением эпохи, которую традиционно называют Средневековьем (V-XV вв.). Деятели культуры средневекового Запада, вопреки устоявшемуся мнению, не порывали «связь времен», а перенимали опыт античности и Востока и в итоге внесли свой вклад в развитие европейского общества.

В Средние века комплекс астрологических, алхимических и медицинских знаний был одним из важнейших направлений научного знания (наряду с физико-космологическим, оптическим, биологическим). Именно поэтому в распоряжении средневекового пациента были высококвалифицированные доктора, получившие образование в медицинских школах и университетах, и госпитали, где они могли получить уход и лечение (включая и хирургические операции).

На зарождение и развитие больничного дела в эпоху Раннего Средневековья во многом повлияла христианская идея благотворительности, которая реализовалась в заботе за старыми и больными членами общества. Здесь еще не преследовалась цель заниматься лечением недугов - целью было создание более комфортных условий жизни для неблагополучного населения.

Так появились первые госпитали (буквально - помещение для приезжих), которые не были госпиталями в современном понимании, а больше походили на приюты для оказания первой помощи бездомным больным. Зачастую это были специально отведенные помещения в соборах и монастырях.

В госпиталях не проводили лечение, а просто присматривали за людьми. Рост населения городов обусловил появление городских госпиталей, где забота о духовном здоровье сопрягалось уже с заботой и о физическом. Городские госпитали были похожи на современные больницы: они представляли собой общие палаты с кроватями, на которых размещались больные.

Потребность в медицинской помощи привела к открытию специальных рыцарских орденов с функцией медицинского обслуживания; например, орден Святого Лазаря занимался уходом за прокаженными, количество которых было довольно велико. Со временем лечебное дело стало светской практикой, а госпитали стали нуждаться в большем количестве специалистов. Подготовкой кадров занимались медицинские учебные заведения.

Чтобы стать врачом, средневековому студенту нужно было сначала получить духовное или светское образование, состоявшее из «семи свободных искусств», которые в свое время входили в систему античного образования. К моменту поступления в медицинское учебное заведение необходимо было освоить грамматику, риторику, диалектику, математику, геометрию, астрономию и музыку. Появлению высших школ Европа обязана Италии, где в IX веке уже функционировала Салернская врачебная школа и работала группа не только практикующих врачей, но и преподающих искусство врачевания.

Благодаря деятельности представителей школы города Салерно европейская медицина объединила в себе античную и арабскую традиции врачевания. Именно Салернская школа стала выдавать первые лицензии на занятие врачебной практикой. Обучение в этой школе длилось 9 лет и состояло из подготовительного курса, изучения медицины и врачебной практики. Студенты изучали анатомию и хирургию, оттачивая навыки на животных и человеческих трупах.

В стенах Салернской школы появились такие знаменитые трактаты, как «Хирургия» Роджера Салернского, «О природе человеческого семени» Абеллы, «О женских болезнях» и «О составлении лекарств» Тротулы, «Салернский кодекс здоровья» Арнольда, коллективный труд «О лечении заболеваний». Безусловно, средневековые врачи были хорошо осведомлены о строении тела, симптомах множества заболеваний, наличии четырех темпераментов. С XII века врачебные школы стали превращаться в университеты.

Средневековый университет обязательно имел в своей структуре медицинский факультет. Медицинский факультет (наряду с юридическим и теологическим) был одним из высших факультетов, на которые студент имел право поступить только после окончания подготовительного факультета. Получить степень магистра медицины было очень непросто, и половина поступающих не справлялась с этой задачей (принимая во внимание, что абитуриентов было и так не очень много). Теория медицины преподавалась студентам на протяжении 7 лет.

Как правило, университет не зависел от Церкви, представляя собой автономную организацию, имеющую свои законы и особые права. Прежде всего, это отразилось на разрешении проводить вскрытие трупов, что с христианской точки зрения было тяжелым грехом. Однако университеты добились разрешения на анатомирование, результатом чего стало открытие в 1490 году в Падуе анатомического театра, где посетителям демонстрировалось устройство человеческого тела.

В средневековой Европе термин «медицина» употреблялся по отношению ко внутренним болезням, специфику которых изучали студенты-медики по книгам античных и арабских авторов. Эти тексты считались каноническими и буквально заучивались студентами наизусть.

Самым большим минусом был, конечно же, теоретический характер медицины, не позволяющий применять знания на практике. Однако в некоторых университетах Европы врачебная практика была обязательным компонентом обучения. Образовательный процесс таких университетов и спровоцировал рост госпиталей, где студенты лечили людей в рамках практики.

Алхимические знания западноевропейских врачей послужили толчком к развитию фармацевтики, оперирующей огромным количеством ингредиентов. Через алхимию, которую часто называют лженаукой, медицина пришла к расширению знаний о химических процессах, необходимых для создания действенных лекарственных средств. Появились трактаты о свойствах растений, о ядах и т. п.

Хирургическая практика в период классического Средневековья в основном ограничивалась удалением мозолей, кровопусканиями, заживлением ран и другими незначительными вмешательствами, хотя имелись примеры ампутаций и трансплантаций. Хирургия не была основной дисциплиной в университетах, ей обучали непосредственно в госпиталях.

Потом хирурги, коих было немного, объединялись в своеобразные цеха для ведения врачебной деятельности. Актуальность хирургии позднее возросла в связи с переводом арабских текстов и многочисленными войнами, оставляющих множество людей искалеченными. В связи с этим стали практиковаться ампутации, лечение переломов, обработка ран.

Одной из самых печальных страниц в истории средневековой медицины, без сомнения, можно назвать ужасные по масштабу вспышки инфекционных болезней. На тот момент медицина оказалась недостаточно развитой, чтобы противостоять чуме и проказе, хотя определенные попытки были сделаны: в практику входит карантин, открываются лазареты и лепрозории.

С одной стороны, средневековая медицина развивалась в тяжелых условиях (эпидемии чумы, оспы, проказа и др.), с другой же - именно эти обстоятельства способствовали революционным изменениям и переходу от медицины Средневековья к медицине Возрождения.

Реферат по истории медицины выполнил студент группы №117Кирьянов М.А.

Российский Государственный Медицинский Университет им. Н.И. Пирогова

Кафедра истории медицины

Московский лечебный факультет, поток «Б»

Средние века обыкновенно рассматривают как мрачную эпоху полневежества или совершенного варварства, как период истории, который характеризуется в двух словах: невежество и суеверие.

В доказательство этого приводят, что для философов и врачей в течении всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой, причем указывают на преобладающее господство в это время астрологии, алхимии, магии, колдовства, чудес, схоластики и легковерного невежества.

Как доказательство ничтожности средневековой медицины приводят совершенное отсутствие в средние века гигиены, как в частных жилищах, так и вообще в городах, а так же свирепствования в течение всего этого периода убийственных эпидемии чумы, проказы, различного рода кожных заболеваний и т.д.

В противоположность этому взгляду существует мнение, что средние века потому выше древности, что они за нею следуют. Ничего доказывать, что и то, и другое лишено основания; по крайне мере, что касается медицины, уже один здравый смысл говорит в пользу того, что не было и не могло быть перерыва в медицинском предании, и подобно тому, как история всех других областях культуры покажет, что варвары были не посредственными преемниками римлян, точно так же и медицина не может, и не могла составить в этом отношении исключения.

Известно, с одной стороны, что в Римской Империи и, в особенности в Италии преобладала греческая медицина, так что греческие сочинения служили настоящими руководствами для наставников и учеников, и с другой стороны, что нашествие варваров вовсе не имели на западе таких всесокрушающих последствий для науки и искусств, как обычно полагалось.

Мне показалась интересная эта тема тем, что эпоха средних веков является промежуточным звеном между античным и новым временем, когда наука стала бурно развиваться, стали делаться открытия, в том числе и в медицин. Но ничего не бывает и не происходит на пустом месте…

В своем реферате я показал в первой главе общую картину этой эпохи, так как нельзя рассматривать по отдельности любые отрасли, будь то искусство, экономика или как в нашем случае медицина, так как для создания объективности надо рассматривать данный раздел науки относительно своего периода времени, учитывая всю его специфику и рассматривая с этой позиции различные проблемы.

Мне было интересно рассмотреть во второй главе более конкретно тему истории средневекового госпиталя, его путь становления от простой обители призрения бедных и места каратативной деятельности церкви до формирования социального института медицинской помощи, хотя даже подобие современной больницы с врачами, медицинскими медсестрами, палатами и некоторой специализацией госпиталь начинает походить только что с XV века.

Интересна и клиническая подготовка врачей в период средневековья, которой посвящена третья глава, их процесс обучения на медицинских факультетах университетов того времени, так как в основном образование было теоретическим, более того, схоластическим, когда студентам приходилось просто переписывать на лекциях труды древних, причем даже не сами произведения античных ученых, а комментарии к ним святых отцов. Сама наука была в жестких рамках, диктуемых церковью, ведущий лозунг, который дал доминиканец Фома Аквинский, (1224-1274): «Всякое познание- грех, если оно не имеет целью познание Бога» и поэтому любое свободомыслие, отступления, иная точка зрения - рассматривалось как ересь, и быстро и беспощадно наказывалось «святой» инквизицией.

В качестве справочной литературы в реферате были использованы следующие источники, такие как – большая медицинская энциклопедия, справочное пособие, составившие основу данной работы. И которое, наверное, наиболее полно освещает самые актуальные моменты, связанные с медициной и, интересное, как и для студентов, так уже и для практикующих врачей любых специальностей.

В качестве периодической литературы я взял журналы: «Проблемы социальной гигиены и истории медицины», где по его тематике размещены статьи многих известных авторов, которыми я воспользовался; журнал «Клиническая медицина» и «Российский медицинский журнал», в которых есть рубрика, посвященная истории медицине.

Немаловажным подспорьем оказались и книги «История медицины» Л. Менье, «История средневековой медицины» Ковнер, «История медицины. Избранные лекции» Ф.Б. Бородулин, где подробно описан весь период истории медицины, начиная с первобытного общества и завершая уже началом и серединой двадцатого века.

Эпоху становления и развития феодализма в Западной Европе (5- 13 вв.) обычно характеризовали как период упадка культуры, время господства мракобесия, невежества и суеверий. Само понятие «средневековье» укоренилось в сознании как синоним отсталости, бескультурья и бесправия, как символ всего мрачного и реакционного. В атмосфере средневековья, когда молитвы и святые мощи считались более эффективными средствами лечения, чем лекарства, когда вскрытие трупа и изучение его анатомии признавались смертным грехом, а покушение на авторитеты рассматривалось как ересь, метод Галена, пытливого исследователя и экспериментатора, был забыт; осталась только придуманная им "система" как окончательная "научная" основа медицины, а "ученые" врачи-схоласты изучали, цитировали и комментировали Галена.

Деятели Возрождения и Нового времени, борясь с феодализмом и сковывавшими развитие философской и естественнонаучной мысли религиозно-догматическим мировоззрением, схоластикой, противопоставляли уровень культуры своих непосредственных предшественников, с одной стороны, античности, с другой - создаваемой ими новой культуре, оценивая период, разделяющий античность и Возрождение, как шаг назад в развитии человечества. Такое противопоставление, однако, нельзя считать исторически оправданным.

В силу объективно сложившихся исторических обстоятельств варварские племена, завоевавшие всю территорию Западной Римской империи, не стали и не могли стать непосредственными восприемниками позднеантичной культуры.

В 9-11 вв. центр научной медицинской мысли переместился в страны арабского Халифата. Византийской и арабской медицине мы обязаны сохранением ценного наследия медицины Древнего Мира, которое они обогатили описанием новых симптомов, болезней, лекарственных средств. Большую роль в развитии медицины сыграл уроженец Средней Азии, разносторонний ученый и мыслитель Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037): его "Канон врачебной науки" был энциклопедическим сводом медицинских знаний.

В отличие от народов Ближнего и Среднего Востока, сумевших сохранить культуру своих предшественников, народы Запада, прежде всего германские племена, опрокинувшие западную Римскую империю (при помощи восставших против Рима рабов) уничтожили культуру Рима.

Обладая самобытной культурой эпохи родоплеменных отношений, кельтские и германские народы предстали перед христианизированной позднеантичной культурой особым огромным миром, потребовавшим серьезного длительного осмысления. Оставались ли эти народы верными язычеству или уже успели принять крещение, они по-прежнему были носителями вековых преданий и поверий. Раннее христианство не могло просто вырвать с корнем весь этот мир и заменить его христианской культурой - оно должно было его освоить. Но это означало существенную внутреннюю перестройку позднеантичной культуры.

То есть, если на Востоке культурный подъем 1 тысячелетия н. э. происходил на прочном фундаменте устоявшихся древних культурных традиций, то у народов Западной Европы к этому времени лишь начался процесс культурного развития и формирования классовых отношений.

Средневековье развилось из совершенно примитивного состояния. Оно стерло с лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию и начало во всем с самого начала. Единственное, что средневековье взяло от погибшего древнего мира, было христианство и несколько полуразрушенных, утерявших всю свою прежнюю цивилизацию, городов»1. (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., т. 7, с. 360).

В жизни народов Западной Европы христианство в эпоху средневековья представляло собой общественный фактор исключительного значения. Вылившись в форму католицизма, оно объединяло европейский мир, лишенный единства, целой сетью крепких, трудно расторжимых связей. Это объединение оно осуществляло в лице папы, являвшегося «монархическим центром» католической церкви, и посредством самой церкви, раскинувшей широкую сеть во всех странах Западной Европы. Во всех этих странах церковь владела приблизительно 1/22 всех земель, являясь, таким образом, не только идеологической, но и реальной связью между различными странами. Организовав владение этими землями на началах феодальных отношений, церковь оказалась едва ли не самым крупным феодалом средневековья и вместе с тем могущественным охранителем системы феодальных отношений вообще. Церковь объединяла разрозненные западноевропейские страны в их борьбе против общего внешнего врага, сарацин. Наконец, вплоть до XVI века духовенство было единственным образованным классом в Западной Европе. Следствием этого было то, что «монополию на интеллектуальное образование получили папы и что само образование приняло тем самым преимущественно богословский характер» 2.

При этом, если на Востоке устоявшиеся культурные традиции позволили длительное время сопротивляться сковывающему влиянию догматики организованных религий, то на Западе церковь, даже подвергшаяся в 5-7 вв. «варваризации», была единственным общественным институтом, сохранившим остатки позднеантичной культуры. С самого начала обращения варварских племен в христианство она взяла под контроль их культурное развитие и духовную жизнь, идеологию, просвещение и медицину. И далее следует говорить уже не о греко-латинской, но о романо-германской культурной общности и византийской культуре, которые шли своими особыми путями.

Банщики-цирюльники

В Средние века главным образом была развита практическая медицина, которой занимались банщики-цирюльники. Они делали кровопускания, вправляли суставы, ампутировали. Профессия банщика в общественном сознании ассоциировалась с «нечистыми» профессиями, связанными с больным человеческим телом, кровью, с трупами; на них долго лежала печать отверженности. В Позднее Средневековье авторитет банщика-цирюльника как практического лекаря стал возрастать, именно к ним чаще всего обращались больные. К мастерству банщика-лекаря предъявлялись высокие требования: он должен был в течение восьми лет пройти срок ученичества, сдать экзамен в присутствии старейшин цеха банщиков, представителя городского совета и докторов медицины. В некоторых городах Европы в конце XV в. из числа банщиков учреждались цеха врачей-хирургов (например, в Кёльне).

Святые

Научная медицина в Средние века была развита слабо. Медицинский опыт перекрещивался с магией . Значительная роль в средневековой медицине отводилась магическим обрядам, воздействию на болезнь посредством символических жестов, «особых» слов, предметов. С XI-XII вв. в целительных магических обрядах появились предметы христианского культа, христианская символика , языческие заклинания перелагались на христианский лад, появились новые христианские формулы, расцвёл культ святых и их наиболее популярных мест погребения святых, куда стекались тысячи половников , желающих вернуть себе здоровье. Святым жертвовали дары, страждущие молили святого о помощи, стремились прикоснуться к какой-либо вещи, принадлежавшей святому, соскабливали каменную крошку с надгробий и т. д. С XIII в. оформилась «специализация» святых; примерно половина всего пантеона святых считались патронами определённых болезней.

Амулеты

Помимо исцеления святыми, были распространены амулеты, которые считались важным профилактическим средством. Получили хождение христианские амулеты: медные или железные пластины со строчками из молитв, с именами ангелов, ладанки со святыми мощами, флакончики с водой из священной реки Иордан и т.п. Пользовались и лечебными травами, собирая их в определённое время, в определённом месте, сопровождая определённым ритуалом и заклинаниями. Часто сбор трав приурочивали к христианским праздникам. Кроме того, считалось, что крещение и прочищение тоже воздействуют на здоровье человека. В Средние века не было такой болезни, против которой не было бы специальных благословений, заклятий и т. д. Целебными считались также вода, хлеб, соль, молоко, мёд, пасхальные яйца.

Больницы

Больницы появились в Раннее Средневековье, как правило, при церквах и монастырях. Уже в V в. по уставу св. Бенедикта монахам, которые не имели специального образования, вменялось в обязанность лечить и ухаживать за больными. Больницы раннего Средневековья предназначались не столько для больных, сколько для странников, пилигримов, нищих.

В Высокое Средневековье, с конца XII в., появились больницы, основанные светскими лицами - сеньорами и состоятельными горожанами. Со второй половины XIII в. в ряде городов начался процесс так называемой коммунализации больниц: городские власти стремились участвовать в управлении больницами или полностью взять их в свои руки. Доступ в такие больницы был открыт бюргерам, а также тем, кто внесёт специальный взнос.

Болезни Средневековья

Что касается болезней, то это были туберкулёз, малярия, оспа, коклюш, чесотка, различные уродства, нервные болезни. Обычными спутниками всех войн были дизентерия, тиф и холера, от которых вплоть до середины XIX века гибло значительно больше солдат, чем от сражений. Но бичом Средневековья была бубонная чума. Впервые она появилась в Европе в VIII в. В 1347 г. чума была завезена генуэзскими моряками с Востока и в течение трёх лет распространилась по всему континенту. К 1354 г.чума поразила также Нидерланды, чешские, польские, венгерские земли и Русь. Единственный рецепт, использовавшийся населением до XVII в., сводился к латинскому совету cito, longe, tarde , то есть бежать из заражённой местности скорее, дальше и возвращаться позже.

Другим бичом Средневековья была лепра. Появилась болезнь, вероятно, в эпоху Раннего Cредневековья, но пик заболеваемости приходится на XII-XIII вв., совпадая с усилением контактов Европы с Востоком. Больным проказой запрещалось появляться в обществе. пользоваться общественными банями. Для прокажённымх существовали специальные больницы - лепрозории, которые строили за городской чертой, вдоль важных дорог, чтобы больные могли просить милостыню - единственный источник их существования. Четвёртый Латеранский собор(1214) разрешил строить на территории лепрозориев часовни и кладбища для создания замкнутого мира, откуда больной мог выйти только с трещоткой, предупреждая таким образом о своём появлении. В конце XV в. в Европе появился сифилис, предположительно завезённый из Америки спутниками Колумба.

Христианство разработало учение о болезни как следствии греха или испытания. «Медицинская» часть этого учения основывалась на античной теории римского врача Галена (129-199 н.э). Cогласно этой теории, здоровье человека зависит от гармоничного сочетания в его организме четырёх основных жидкостей - крови, слизи, чёрной и жёлтой желчи.

Библиография

  • История медицины. М., 1981
  • Ле Гофф Жак . Цивилизация средневекового Запада. М., 1992
  • Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI-XIII веков. Эпоха. Быт. Костюм. М., 1978

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Медицина в Средневековье" в других словарях:

    Медицина в Средневековье. - В средние века главным образом была развита практическая м., которой занимались банщики цирюльники. Они делали кровопускания, вправляли суставы, ампутировали. Профессия банщика в общественном сознании ассоциировалась с «нечистыми» профессиями,… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

    I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    медицина - (лат. medicina). В разные периоды средневековья в ученой медицинской теории и практике тон задавали те или иные школы и направления. Обычно выделяют досалернский период, обозначаемый еще и как «монашеская» М.а; салернский; период… … Словарь средневековой культуры

    Содержание 1 Банщики цирюльники 2 Святые 3 Амулеты 4 Больницы … Википедия

    История науки … Википедия

    История науки … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Чёрная смерть (значения). Питер Брейгель старший. «Триумф смерти», 1562 год «Чёрная смерть» («чёрный мор», от … Википедия

    Лат. Imperium Romanum Orientale греч. Βασιλεία Ῥωμαίων Империя … Википедия

    Частое мытье рук рас­про­ст­ра­нён­ное навяз­чи­вое действие … Википедия

    Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/12 декабря 2012. Дата постановки к улучшению 12 декабря 2012. К… … Википедия

Книги

  • Великая медицина. От знахарей до роботов-хирургов. 250 основных вех в истории медицины , Пиковер Клиффорд. С этой книгой вы отправитесь в путешествие по истории медицины и проследите прогресс человечества в этой науке. Когда была проведена первая трепанация черепа? Действительно ли помогают…

«Тёмные века» – такое определение дают многие историки эпохе Средних веков в Европе. Достаточно хорошо мы знаем события, связанные с политической действительностью этого периода? Но многие документы той эпохи связаны с пропагандой или политическими интригами, поэтому страдают необъективностью к другим реалиям того времени. А знакомы ли мы также хорошо с другими сторонами жизни этого времени?

Как и в каких условия рождались люди? Какими заболеваниями мог страдать человек того периода, как происходило лечение, какими средствами оказывали медицинскую помощь? Насколько была развита медицина того периода? Как выглядели медицинские инструменты Средневековья? Когда появились больницы и аптеки? Где можно было получить медицинское образование? На эти вопросы можно получить ответы, изучая историю медицины Средних веков, токсикологию, эпидемиологию, фармакологию. Рассмотрим основные понятия, дающие представления о предмете этой статьи.

Термин « медицина» произошел от латинского слова «medicari» - назначить лечебное средство .

Медицина представляет практическую деятельность и систему научных знаний о сохранении и укреплении здоровья людей, лечении больных и предупреждении болезней, о достижении человеческим обществом долголетия в условиях здоровья и работоспособности. Медицина развивалась в тесной связи со всей жизнью общества, с экономикой, культурой, мировоззрением людей. Как и всякая другая область знаний, медицина представляет собой не соединение готовых, раз навсегда данных истин, а результат длительного и сложного процесса роста и обогащения .

Развитие медицины неотделимо от развития естествознания и технических отраслей знания, от общей истории всего человечества на заре его существования и в каждый последующий период его изменения и преобразования.

Необходимо уяснить связи между развитием отдельных медицинских отраслей. Это и является задачей общей истории медицины, изучающей главные закономерности и основные, узловые проблемы развития медицины в целом .

Медицинская практика и наука развиваются исторически в тесном взаимодействии. Практика, накапливая материал, обогащает медицинскую теорию и в то же время ставит перед ней новые задачи, тогда как медицинская наука, развиваясь, совершенствует практику, поднимая ее на все более высокий уровень .

История медицины – это научная дисциплина, занимающаяся изучением развития медицины на всех этапах, начиная от ее зарождения в виде первобытной народной медицины и до современного состояния.

Для изучения истории медицины используются следующие источники: рукописи; опубликованные труды врачей, историков, государственных и военных служащих, философов; архивные материалы; лингвистические материалы, данные искусства, этнографии, народного эпоса и фольклора; изображения, которые могут быть представлены как в виде наскальных рисунков древности, так в виде фото- и кинодокументов современности; научные сведения: нумизматика, эпиграфика, палеография. Особое значение имеют данные, полученные в результате археологических раскопок, палеонтологических и палеопатологических исследований .

Изучая историю медицины, мы можем проследить весь путь происхождения, развития, совершенствования медицинских инструментов, способов лечения, рецептуры лекарственных средств и сравнить с уровнем развития современных инструментов и методов лечения. Проследить весь тернистый путь проб и ошибок, которым шли врачи из века в век.

Средневековый период очень интересен тем, что нам до сих пор не известны многие его аспекты. И было бы увлекательно узнать больше о нем. Рассмотрим подробнее медицину Средних веков.

Как появились больницы, госпитали и аптеки?

Развитие больничного дела связано с христианской благотворительностью, ведь каждый человек, желающий после смерти поскорее попасть в рай, жертвовал часть своих доходов и имущества на содержание больниц и госпиталей.

На заре средневековья госпиталь был больше приютом, чем лечебницей: прибывшим сюда выдавали чистую одежду, их кормили и следили за соблюдением христианских норм, помещения в которых находились больные, мыли и проветривали. Врачебная слава госпиталей, определялась популярностью отдельных монахов, преуспевших в искусстве врачевания.

В IV веке зарождается монашеское жительство, его основатель Антоний Великий. Организация и дисциплина в монастырях позволили им в трудные годы войн и эпидемий оставаться цитаделью порядка и принимать под свою крышу стариков и детей, раненых и больных. Так возникли первые монастырские приюты для увечных и больных путников – ксенодохии – прообразы будущих монастырских больниц.

Одним из самых известных медицинских учреждений начала IX века являлся монастырь в Сен-Галлене.

В X – XI веках врачебную помощь и приют многие странники и паломники, а позднее и рыцари-крестоносцы, могли найти в обителях «подвижного братства», так называемых госпитальеров .

В 70-х годах XI в. госпитальеры построили множество приютов и госпиталей в странах Европы и на Святой земле (в Иерусалиме, Антиохи). Одним из первых был возведен госпиталь Иоанна Милостивого в Иерусалиме, в котором уже было выделено специализированное отделение глазных болезней. В начале XII века этот госпиталь мог принять до 2000 больных.

Госпитальерский Орден Святого Лазаря Иерусалимского был основан крестоносцами в Палестине в 1098 году на базе больницы для прокаженных, которая существовала под юрисдикцией Греческой патриархии. От названия этого ордена происходит понятие «Лазарет». Орден принимал в свои ряды рыцарей, заболевших проказой, и изначально предназначался для призрения за прокаженными. Его символом был зелёный крест на белом плаще. Орден следовал «Уставу святого Августина», но до 1255 года не был официально признан Святым Престолом, хотя имел определённые привилегии и получал пожертвования.

В это же время создавались также и женские духовные общины, члены которых ухаживали за больными. Например, в XIII веке в Тюрингии Св. Елизаветой был создан орден Елизаветинок.

В Средневековой Западной Европе первоначально при монастырях основывались больницы только для живущих в них монахов. Но из-за увеличения числа странников помещения больниц постепенно расширялись. На территориях монастырских земель монахи выращивали лекарственные растения для нужд своей больницы.

Нужно заметить, что во времена средневековья и Возрождения в монастырях не только занимались выращиванием лекарственных растений, но и умели их правильно применять, зная многочисленные старинные рецепты. Монахи следовали этим рецептам, готовя различные травяные лекарства, которые использовали в лечении. Многие монахи-лекари составляли и придумывали новые лечебные травяные настои и эликсиры. В качестве примера можно привести французский травяной ликер «Бенедиктин», который стали так называть в честь монахов из монастыря Св. Бенедикта. Этот монастырь был основан на берегу Ла-Манша, в городе Фекам в 1001г. .

Так появлялись первые аптеки. Со временем они стали двух типов: монастырские, которые имели места для изготовления лекарств, и городские («светские»), которые находились в центре города и содержались профессиональными аптекарями, входящими в цеховые организации.

У каждого из этих типов аптек имелись свои правила размещения:

  • монастырские: чтобы не нарушать распорядка монастырской жизни, их располагали, как правило, за стенами обители. Часто аптека имела два входа – внешний, для посетителей, и внутренний, который находился на монастырской территории ;
  • городские размещались обычно в центре города, были украшены яркими вывесками и гербами аптекарей. Интерьеры аптек были оригинальными, но непременный их атрибут составляли специальные шкафы – ряды застекленных или открытых полок с аптечным сырьем и готовыми лекарствами .

Особый интерес представляет старинная аптекарская посуда, изготовление которой с развитием сети аптек превратилось в самостоятельную отрасль производства, которая нередко тесно смыкалась с искусством .

Производство и продажа лекарств на начальных этапах становления аптечного дела были слишком малоприбыльны, и для того, чтобы сделать предприятие более доходным, аптекари продавали алкогольные напитки, сладости и многое другое .

Таллиннская Ратушная аптека, одна из старейших действующих в Европе, открывшаяся еще в XV столетии, славилась, например, не только хорошими лекарствами, но и кларетом, легким сухим красным вином. Этим приятным средством лечили многие болезни .

Сильное влияние в Средние века на работу монастырских аптек и больниц оказали поразившие Европу эпидемии. Они содействовали появлению, как объяснений распространения болезни, так и методов борьбы с ней. Прежде всего, стали создаваться карантины: больных изолировали от общества, в порты не впускали корабли .

Практически во всех городах Европы в XII веке стали появляться лечебные учреждения, основанные светскими гражданами, но до середины XIII века эти больницы еще продолжали оставаться под руководством монашества. Эти приюты обычно располагались у городской стены, на окраине города или перед городскими воротами, и в них всегда можно было найти чистые постели и хорошую пищу, а также отличный уход за больными. Позднее начали назначать в больницы врачей, которые не принадлежали к конкретному ордену .

В конце XIII – начале XIV веков больницы стали считаться светскими учреждениями, но церковь продолжала предоставлять им свое покровительство, что давало выгоду в виде неприкосновенности имущества больницы. Это было очень важно для организации врачебной деятельности, так как состоятельные граждане вкладывали охотно свои деньги в больницы, тем самым обеспечивая их сохранность. Больницы могли приобретать земельные участки, брать запасы зерна, если был неурожай, и предоставлять людям ссуды .

Как же развивалась медицина? Где можно было получить медицинское образование? Выдающиеся врачи

Мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим», а церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления» .

В Средние века церковь жестоко преследовала и пыталась искоренить любые попытки ученых того времени объяснить людям природу различных явлений с научной точки зрения. Все научные, философские и культурные исследования, изыскания и опыты строго запрещались, а ученые подвергались, гонениям, пыткам и казням. Она [церковь] боролась против «ереси», т.е. попыток критического отношения к «священному писанию» и церковным авторитетам. С этой целью в XIII веке была создана инквизиция .

К VIII веку на значительной территории Европы снизился интерес к образованию. Этому во многом способствовала церковь, которая становилась господствующей силой. В эпоху развития феодализма остро выявилась необходимость развития медицинского образования, однако церковь препятствовала этому. Исключением явилась Салернская медицинская школа, основанная в IX веке в местности с целебными природными источниками и здоровым климатом. Она значительно отличалась от возникших позднее схоластических медицинских факультетов. В XI веке школа была преобразована в университет со сроком обучения 9 лет, а для лиц, специализировавшихся в хирургии, 10 лет .

В XII веке открылись университеты в Болонье (1156 г.), Монпелье (1180 г.), Париже (1180 г.), Оксфорде (1226 г.), Мессине (1224 г.), Праге (1347 г.), Кракове (1364 г.). Все эти учебные заведения полностью контролировала церковь.

В XIII веке Парижская высшая школа получила статус университета. Будущий врач последовательно проходил стадии клерка, бакалавра, лиценциата, после чего получал диплом магистра медицины .

В университетах развивалась схоластическая («школьная мудрость») медицина. Преподаватели читали тексты и комментарии к книгам признанных церковью авторов, студенты обязаны были выучить это наизусть. И те и другие много дискутировали, спорили о методах лечения той или иной болезни. Но практики лечения не было. Идеологической основой врачебной подготовки явилось учение Аристотеля об энтелехии: о целесообразности и целенаправленной деятельности «высшего творца» в предопределении форм и функций организма, причем его естественнонаучные взгляды были искажены. Другим непререкаемым авторитетом был признан Гален. Широко использовались его труды «Малая наука» («Ars parva») и «О пораженных местах» («De locis affectis»). Учение Гиппократа преподносилось учащимся в виде комментариев Галена к его трудам .

Преподаватели и студенты плохо были знакомы с анатомией человеческого тела. Хотя вскрытие трупов проводилось еще с VI века, в Средневековье эта практика была осуждена и запрещена церковью. Все сведения о строении и функциях организма человека со всеми существенными ошибками и неточностями черпались из произведений Галена и Ибн-Сины . Также использовали учебник по анатомии, составленный в 1316 г. Мондино де Луччи. Этот автор имел возможность вскрыть только два трупа, и его учебник был компиляцией сочинений Галена. Только изредка разрешалось вскрытие трупов в университетах. Это делал обычно цирюльник. Во время вскрытия профессор-теоретик читал вслух на латинском языке анатомическое сочинение Галена. Обычно вскрытие ограничивалось брюшной и грудной полостями .

Только в Италии в конце XV – начале XVI века вскрытие человеческих трупов для преподавания анатомии стало более частым явлением .

Фармация была связана с алхимией. Для средних веков характерны сложные лекарственные прописки. Число частей в одном рецепте нередко доходило до нескольких десятков. Особое место среди лекарств занимали противоядия: так называемый териак, включивший 70 и больше составных частей (основная составная часть – змеиное мясо), а также митридат (опал). Териак считался также средством против всех внутренних болезней, в том числе «моровых» лихорадок. Средства эти ценились очень дорого. В некоторых городах, особенно славившихся своими териаками и митридатами и продававших их в другие страны (Венеция, Нюрнберг), эти средства изготовлялись публично, с большой торжественностью, в присутствии властей и приглашенных лиц .

Окончив университет, врачи объединялись в корпорацию, в которой существовали разряды. Самый высокий статус имели придворные лекари. На ступень ниже стояли городские врачи, жившие за счет платы за оказанные услуги. Такой врач периодически навещал своих пациентов на дому. В XII-XIII веках статус городских врачей существенно повышается. Они стали заведовать больницами, свидетельствовать в суде (о причинах смерти, увечий и т.д.), в портовых городах они посещали корабли и проверяли, нет ли опасности заражения.

Во время вспышек эпидемий больных особой популярностью пользовались «чумные доктора». Такой врач обладал специальным костюмом, который состоял из плаща (был заправлен у шеи под маской и тянулся до самого пола, чтобы скрыть как можно больше поверхности тела); маски в форме птичьего клюва (вид отпугивает чуму, красные стекла – неуязвимость врача для болезни, в клюве пахучие травы – также защита от заражения); кожаных перчаток; шкатулки с чесноком; трости (для обследования больного).

На самой низкой ступени находились хирурги. Потребность в опытных хирургах была очень велика, но их правовое положение оставалось незавидным. Среди них выделялись странствующие хирурги, которые делали операции в разных городах прямо на рыночной площади. Такие врачи излечивали, в частности, кожные болезни, наружные повреждения и опухоли.

К корпорации врачей также присоединялись и банщики-цирюльники. Кроме своих прямых обязанностей они делали кровопускание, вправляли суставы, ампутировали конечности, лечили зубы, следили за публичными домами. Также такие обязанности выполняли кузнецы и палачи (последние могли изучать человеческую анатомию при пытках и казнях).

Выдающимися врачами эпохи Средневековья были:

Абу Али Хусейн ибн Сина (Авиценна) (ок. 980-1037 гг.) был ученым-энциклопедистом. В результате долгого и кропотливого труда он создал впоследствии всемирно знаменитый « Канон врачебной науки» , который стал одним из крупнейших в истории медицины энциклопедических трудов;

Пьетро д’Абано (1250-1316 гг.) – итальянский врач, обвиненный инквизицией за тайные знания и занятия магией. Он имел медицинскую практику в Париже, где стал известным после издания работы по комплексному использованию различных медицинских систем ;

Арнольд де Вилланова (ок. 1245 – ок. 1310 г.г.) – теолог, врач и алхимик. В течение 20 лет изучал медицину в Париже ;

Нострадамус (1503 – 1566 г.г.) – французский врач и предсказатель, чьи далеко идущие пророчества в течение многих веков вызывали противоречивое отношение к себе ;

Парацельс (1493 – 1541 г.г.)один из величайших алхимиков, философов и врачей. Его методы лечения приобрели широкую популярность . Парацельс занимал пост городского врача и профессора медицины. Он утверждал, что любое вещество может стать ядом в зависимости от дозы;

Рази (865 – 925 г.г.)персидский ученый-энциклопедист, философ, алхимик, внес также большой вклад в развитие медицины ;

Михаил Скот (ок. 1175 – 1235 г.г.)алхимик, математик, врач, астролог и богослов ;

Гюи де Шолиак (XIV в.) – всесторонне образованный врач, унаследовавший идеи Гиппократа, Галена, Павла Эгинского, Ар-Рази, Абул-Касыма, хирургов Салернской школы и др. .

Какие болезни и эпидемии «пожирали» население Европы в период Средних веков?

В Средние века по странам Западной Европы прокатилась волна страшных эпидемий, уносивших жизни тысячи человек. Эти болезни были ранее незнакомы населению Европы. Многие эпидемии были занесены на эту территорию благодаря возвращению рыцарей из крестовых походов. Причиной же быстрого распространения послужило то, что после падения Римской империи, где охране общественного здоровья уделялось немало внимания, наступившая в Европе эпоха христианства знаменовала собой общий упадок знаний, полученных опытным путем. Христианство заняло резкую оппозицию по отношению к языческому культу здорового и красивого человеческого тела, которое теперь признавалось лишь бренной, недостойной забот оболочкой. Физической культуре нередко противопоставлялось умерщвление плоти. Болезни стали рассматривать как божье наказание за грехи, поэтому их возникновение уже не связывали с нарушением элементарных норм санитарии и гигиены .

Эпидемии использовались духовенством для укрепления влияния религии на массы и умножения церковных доходов за счет пожертвований на строительство божьих храмов. Также сами церковные обычаи и обряды немало способствовали распространению инфекции. При целовании икон, крестов, Евангелия, плащаницы, прикладывании к мощам «святых угодников» возбудитель заболевания мог передаваться множеству людей .

Чума

Люди давно заметили связь чумных эпидемий с предшествовавшим необычно сильным размножением крыс, что нашло отражение и многочисленных сказаниях и легендах. В одном из известных витражей собора в немецком городе Гаммельне изображен высокий человек в черной одежде, играющий на флейте. Это легендарный крысолов, который избавил жителей города от нашествия мерзких тварей. Завороженные его игрой, они покинули свои норы, вслед за флейтистом вошли в воду и утонули в реке. Жадный бургомистр обманул спасителя и вместо обещанных ста дукатов дал ему только десять. Разгневанный крысолов вновь заиграл на флейте, и все мальчики, живущие в городе, потянулись за ним, и пропали навсегда. Этот мистический персонаж встречается на страницах многих художественных произведений .

Чума имеет две основные формы: бубонная (поражаются лимфатические узлы) и легочная (чумная бактерия попадает в легкие, вызывая острейшую пневмонию с некрозом тканей). При обеих формах без лечения начинается лихорадка, сепсис и наступает смерть. Поскольку наиболее типичными для чумы является бедренный бубон, то на всех гравюрах и рельефных скульптурных изображениях святого Роха, покровителя чумных больных, последний демонстративно выставляет напоказ бубон, расположенный именно на этом месте .

По хронологической таблице, составленной А.Л. Чижевским, начиная с 430 года до н.э. и до конца XIX века насчитывается 85 чумных эпидемий. Наиболее опустошительная была эпидемия XIV века, прокатившаяся по странам Европы и Азии в 1348 – 1351 годах .

В историческом романе Лиона Фейхтвангера «Безобразная герцогиня» ярко описаны страницы этого далекого прошлого. «Чума пришла с Востока. Сейчас она свирепствовала на морском побережье, затем проникла вглубь страны. Она убивала в несколько дней, иногда – в несколько часов. В Неаполе, в Монпелье погибли две трети жителей. В Марселе умер епископ со всем капитулом, все монахи-доминиканцы и минориты. Целые местности совершенно обезлюдели… Особенно свирепствовала чума в Авиньоне. Падали наземь сраженные кардиналы, гной из раздавленных бубонов пачкал их пышные облачения. Папа заперся в самых далеких покоях, никого не допускал к себе, поддерживал целый день большой огонь, жег на нем очищающие воздух травы и коренья… В Праге, в подземной сокровищнице, среди золота, редкостей, реликвий сидел Карл, король Германский, он наложил на себя пост, молился .

Чума распространялась в большинстве случаев с торговыми судами. Вот ее путь: Кипр - позднее лето 1347 года; в октябре 1347 года проникла в генуэзский флот, стоявший в Мессине; зима 1347 года – Италия; январь 1348 года – Марсель; Париж – весна 1348 года; Англия – сентябрь 1348 года; двигаясь по Рейну, чума достигла Германии в 1348 году. В состав германского королевства входили ныне существующие Швейцария и Австрия. В этих регионах также были вспышки эпидемии.

Эпидемия также бушевала в герцогстве Бургундском, в королевстве Чехии. 1348 год - был наиболее страшным из всех лет чумы. Она долго шла до периферии Европы (Скандинавия и т.д.). Норвегия подверглась удару Черной Смерти в 1349 году.

Чума оставила обезлюдевшие города, опустевшие деревни, покинутые поля, виноградники и сады, разоренные хозяйства и заброшенные кладбища. Никто не знал, как спастись от черной смерти. Посты и молитвы не помогали. Тогда люди кинулись искать спасения в веселье. Процессии танцующих, призывающих к милости святого Валлиброда, − защитника от чумы – потянулись по улицам и дорогам. Одно из таких шествий изобразил на холсте, датированном 1569 годом, художник Питер Брейгель Старший (картина находится в Амстердамском государственном музее). Этот обычай – устраивать массовые танцы для борьбы с чумой, несмотря на его полную бесполезность, долго сохранялся среди голландских и бельгийских крестьян .

«Черная смерть» еще существует на планете, и от нее пока умирают люди, особенно в тех странах, где эпидемическая служба поставлена плохо .

Лепра (проказа)

Эта болезнь вызывается бактерией Mycobacterium leprae, родственной туберкулезной. Эта болезнь протекает очень медленно – от трех до сорока лет и неминуемо приводит к смерти, именно поэтому в средние века ее называли «ленивая смерть».

С лепрой, или, как ее чаще называют, проказой, связана одна из наиболее мрачных страниц в истории заразных болезней. Эта хроническая, генерализованная инфекционная болезнь поражает кожу, слизистые оболочки, внутренние органы и периферическую нервную систему… У разных народов существуют очень образные названия проказы: лисья короста, гниючка, ленивая смерть, скорбная болезнь .

В христианстве существуют двое святых, покровительствующие заболевшим лепрой: Иов (особо почитаемый в Венеции, где имеется церковь Сан Джоббе, и в Утрехте, где построили госпиталь Св. Иова), покрытый язвами и выскребывающий их ножом, и бедный Лазарь, сидящий у дверей дома злого богача со своей собакой, которая лижет его струпья: образ, где поистине объединены болезнь и нищета.

Старинная гравюра "Иисус и прокаженный"

Египет считается родиной проказы. Во времена фараонов единственным способом облегчения болезни было принятие ванны из человеческой крови. (Ого, ничего не напоминает?! Можно предположить, что именно так стали появляться легенды о вампиризме.) С. Цвейг в романе-хронике «Мария Стюарт» упоминает о зловещих слухах, которые ходили относительно французского короля Франциска II. Говорили, будто он болен проказой и, чтобы исцелиться, купается в крови младенцев. Многие считали проказу даже более страшным наказанием, чем смерть .

Во время археологических раскопок в Египте были обнаружены барельефы, передающие картину мутиляции – отторжения конечностей при проказе. Отсюда болезнь перешла через Грецию в страны Европы – на Запад до Испании и на восток – до Византии . Ее дальнейшее распространение являлось следствием крестовых походов в Палестину, участниками которых были рыцари, купцы, монахи и земледельцы. Первый такой поход под лозунгом освобождения гроба господня состоялся в 1096 году. Многотысячные толпы разношерстного сброда под предводительством Пьера Амьенского двинулись в Палестину. Почти все участники этого похода сложили свои головы в Малой Азии. Вернуться на родину удалось лишь немногим счастливчикам. Однако европейским феодалам были нужны новые рынки, и через три года хорошо вооруженная шестисоттысячная армия рыцарей и их слуг взяла Иерусалим. На протяжении двух веков состоялось семь крестовых походов, во время которых огромные массы людей устремлялись в Палестину через Малую Азию и Египет, где проказа была широко распространена . В итоге эта болезнь стала социальным бедствием Средневековой Европы. После жестокой расправы французского короля Филиппа IV над рыцарями ордена тамплиеров во Франции начались тяжелая пора народных волнений, принимавших причудливые формы религиозно-мистических массовых походов. Во время одной из таких вспышек в стране началось массовое убийство прокаженных, которых обвинили в обрушившихся на страну несчастьях .

М. Дрюон описал эти события в романе «Французская волчица»: «Были ли виноваты эти несчастные с изъеденным болезнью телом, с лицами мертвецов и культяпками вместо рук, эти люди, заточенные в зараженных лепрозориях, где они плодились и множились, откуда им разрешалось выходить лишь с трещоткой в руках, были ли они действительно повинны в заражении вод? Ибо летом 1321 года источники, ручьи, колодцы и водоемы во многих местах оказались отравленными. И народ Франции в этот год задыхался от жажды на берегах своих полноводных рек или же пил эту воду, с ужасом ожидая после каждого глотка неминуемой смерти. Не приложил ли тут свою руку все тот же орден тамплиеров, не он ли изготовил странный яд, в состав которого входили человеческая кровь, моча, колдовские травы, головы ужей, толченые жабьи лапки, кощунственно проколотые просфоры и волосы развратниц, яд, которым, как уверяли, и были заражены воды? Или, быть может, тамплиеры толкнули на бунт этих проклятых богом людей, внушив им, как признали под пыткой некоторые прокаженные, желание погубить всех христиан или заразить их проказой? … Жители городов и деревень бросились на лепрозории, чтобы перебить больных, внезапно ставших врагами общества. Щадили только беременных женщин и матерей, да и то лишь пока они кормили своих младенцев. Затем их предавали сожжению. Королевские суды покрывали в своих приговорах эти массовые убийства, а знать даже выделяла для их свершения своих вооруженных людей».

Людей с признаками лепры изгоняли из поселений в специальные убежища – лепрозории (многие из них создавались по почину ордена Св. Лазаря, учрежденного крестоносцами, в начале их называли лазаретами, а позднее – лепрозориями). Стоило родственникам заболевшего или соседям обнаружить, что кто-то заболел проказой, как больного тотчас заковывали в цепи и церковный трибунал приговаривал его к смерти. Затем инсценировался один из жестоких и зловещих ритуалов, к которым была склонна католическая церковь в период средневековья. Больного отводили в храм, где священник вручал ему специальную одежду серого цвета. Затем несчастного заставляли лечь в гроб, служили заупокойную мессу и относили гроб на кладбище. Священник произносил над могилой: «Ты мертв для всех нас». И после этих слов человек навсегда становился отверженным. Отныне его пожизненным убежищем становился лепрозорий .

Если больной выходил за территорию лепрозория, он должен был оповещать о своем приближении звоном колокольчика или трещоткой. Также он имел при себе мешок для подаяний, а на его сером плаще нашивался особый знак: скрещенные руки из белого полотна или гусиная лапа из красного сукна – символ заболевания, нередко сопровождавшегося постепенным отмиранием конечностей (кости внутри пальцев гнили, крошились, чувствительность пальцев исчезала, пальцы усыхали). Если прокаженный с кем-либо разговаривал, он обязан был прикрывать лицо плащом и стоять против ветра.

Хотя сегодня уже существуют лекарства для лечения лепры, ей все еще болеют жители Индии, Бразилии, Индонезии и Танзании.

Медицинские инструменты и операции

Важно отметить, что в Средние века не использовали каких-либо обезболивающих средств, кроме придушения или удара по голове, а также использования алкоголя. Часто после операций раны загнивали и жутко болели, а когда человек пытался просить врача дать обезболивающие, последний отвечал что обезболивать, значит обманывать боль, человек рожден для страданий и должен терпеть. Только в редких случаях использовали сок болиголова или белены, Парацельс использовал лауданум – настойку опия.

В этот период истории было распространенно мнение, что болезни чаще всего могут быть вызваны переизбытком жидкости в организме, следовательно самая частая операция того периода – кровопускание. Кровопускание обычно осуществлялось двумя методами: гирудотерапия - медик прикладывал к пациенту пиявку, причем именно на то место, которое больше всего беспокоило пациента; либо вскрытие вен – прямое разрезание вен на внутренней стороне руки. Врач надрезал вену тонким ланцетом, и кровь стекала в миску.

Также ланцетом или тонкой иглой проводили операцию по удалению помутневшего хрусталика глаза (катаракта). Эти операции были очень болезненными и опасными.

Также популярной операцией была ампутация конечностей. Это делали с помощью серповидного ножа для ампутаций и пилы. Сначала круговым движением ножа рассекали кожу до кости, а затем перепиливали кость.

Зубы преимущественно выдергивали железными щипцами, поэтому за такой операцией обращались либо к цирюльнику, либо к кузнецу.

Средневековье было «тёмным» и непросвещенным временем кровавых битв, жестоких заговоров, инквизиторских пыток и костров. Такими же были и средневековые методы лечения. Из-за нежелания церкви допускать науку в жизнь общества, болезни, которые сейчас можно легко излечить, в ту эпоху приводили к массовым эпидемиям и смерти. Заболевший человек, вместо медицинской и моральной помощи, получал всеобщее презрение и становился отверженным всеми изгоем. Даже процесс рождения ребенка становился не поводом для радости, а источником бесконечных мучений, часто заканчивающихся смертью и ребенка, и матери. «Готовьтесь к смерти» - напутствовали рожениц перед родами.

Жестокое время рождало жестокие нравы. Но все же наука пыталась пробиться сквозь церковные догмы и запреты и служить на пользу людям даже в эпоху Средних веков.

Болезни в Средневековье - это самые настоящие «фабрики смертей». Даже если вспомнить, что средние века - это время беспрерывных воин и междоусобиц. Чумой, оспой, малярией и коклюшем мог заболеть каждый, не взирая на сословие, уровень достатка и жизни. Эти болезни просто «морили» людей не сотнями и тысячами, а миллионами.

В этой статье мы расскажем о самых крупных эпидемиях Средневековья .

Сразу следует упомянуть, что основной причиной распространения болезни в Средневековье была антисанитария, большая нелюбовь к личной гигиене (причём как у любого простолюдина, так и у короля), плохо развитая медицина и отсутствие необходимых мер предосторожности против распространения эпидемии.

541 год «Юстинианова чума» – первая исторически зарегистрированная эпидемия чумы. Она распространилась в Восточной Римской империи во время правления византийского императора Юстиниана I. Основной пик распространения болезни приходится именно на 40-е годы 6 века. Но в разных областях цивилизованного мира Юстинианова чума ещё то и дело возникала на протяжении двух веков. В Европе эта болезнь забрала порядка 20-25 миллионов жизней. Знаменитый византийский историк Прокопий Кесарийский писал про это время следующее: «От чумы не было человеку спасения, где бы он ни жил- ни на острове, ни в пещере, ни на вершине горы… Много домов опустело, и случалось, что многие умершие, за неимением родственников или слуг, лежали по нескольку дней несожженными. Большинство людей, которых можно было встретить на улице, были те, кто относил трупы».

Юстинианова чума считается предшественницей черной смерти.

737 год Первая эпидемия оспы в Японии. От нее вымерло около 30 процентов населения Японии. (густонаселённых районах уровень смертности часто доходил до 70 процентов)

1090 год «Киевский мор» (эпидемия чумы в Киеве). Болезнь привезли с собой купцы с Востока. За несколько зимних недель умерло более 10 тысяч человек. Город практически полностью опустел.

1096-1270 год Эпидемия чумы в Египте. Временной апогей болезни прешёлся на время пятого Крестового похода. историк И.Ф. Мишуд в книге «История крестовых походов» описывает это время так: «Чума достигла наивысшей точки во время сева. Землю пахали одни люди, а зерно сеяли другие, и те, что сеяли, не дожили до жатвы. Деревни опустели: мёртвые тела плыли по Нилу так густо, как клубни растений, покрывающие в определенное время поверхность этой реки. Мёртвых не успевали сжигать и родственники, содрогаясь от ужаса, перебрасывали их через городские стены». За это время в Египте умерло более миллиона человек».

1347 – 1366 годы Бубонная чума или «Чёрная смерть» – одна из самых страшных эпидемий Средневековья.

В ноябре 1347 года бубонная чума появилась во Франции в Марселе, уже к началу 1348 года волна главной болезни Средневековья дошла до Авиньона и почти молниеносно распространилась по французским землям. Сразу же после Франции бубонная чума «захватила» территорию Испании. Практически в это же время чума уже распространилась по всем крупным портам южной Европы, включая Венецию, Геную, Марсель и Барселону. Несмотря на попытки Италии изолироваться от эпидемии, в городах вспыхивали эпидемии «Чёрной смерти» перед эпидемией. И уже весной, практически уничтожив всё население Венеции и Генуи, чума достигла Флоренции, а потом и Баварии. Летом 1348 года она уже настигла Англию.

Бубонная чума просто «выкашивала» города. Она убивала, как простых крестьян, так и королей.

Осенью 1348 г. эпидемия чума достигла Норвегии, Шлезвиг-Голштинии, Ютландии и Далмации. В начале 1349 г. она захватила Германию, а в 1350-1351 гг. Польшу.

За описанный промежуток времени чума уничтожила около трети (а по некоторым источникам до половины) всего населения Европы.

1485 год «Английский пот или английская потливая горячка» Инфекционная болезнь, которая начиналась с жёсткого озноба, головокружения и головной боли, а также сильных болей в шее, плечах и конечностях. После трёх часов этой стадии начиналась горячка и сильнейший пот, жажда, учащение пульса, бред, боль в сердце, после чего чаще всего наступала смерть. Эта эпидемия несколько раз распространялась по тюдоровской Англию в 1485 – 1551 годах.

1495 год первая эпидемия сифилиса. Есть мнение, что сифилис появился в Европе от матросов Колумба, которые заразились этой болезнью от коренных жителей острова Гаити. По возвращении в Европу, часть матросов начала службу в армии Карла VIII, который воевал с Италией в 1495 году. В результате, в этом же году возникла вспышка сифилиса среди его солдат. 1496 году эпидемия сифилиса распространяется на территории Франции, Италии, Германии, Швейцарии, Австрии, Венгрии, Польше. Из-за болезни умерло около 5 миллионов человек.. 1500 год эпидемия сифилиса распространяется по всей Европе и выходит за её пределы. Сифилис был основной причиной смерти в Европе в эпоху Возрождения.

Если вам интересны и другие материалы, связанные со , то вот они: , .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх