Аллерголог-иммунолог Олег Тогоев: Отказ от прививок можно приравнять к жестокому обращению с детьми. Иммунолог-педиатр о прививках, Комаровском и тонкостях работы иммунной системы16

Я работала врачом педиатром в детском саду и прививала детей.

В институте нам буквально на пальцах объяснили, как работает иммунная система, и теперь мне странно, почему я удовлетворилась этими "объяснялками". Если профессора иммунологии недоумевают по поводу сложности иммунитета, открывая все новые и новые механизмы в его функционировании, признаваясь, что очень мало знают об иммунитете, что вакцины опасны, то почему мне все казалось понятным и простым?!

Например, вот что пишет доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории биотехнологии в Институте иммунологии ГНЦ МЗ РФ. Игнатьева Г.А.: "Вакцинация — теоретически самый лучший метод иммунотерапии и иммунопрофилактики. Но есть проблемы, наиболее трудные из которых мы обозначим.

Самая крупная из трудных проблем — биологическая опасность самих вакцинирующих препаратов вне зависимости от целевого антигена. Дело в том, что все современные вакцинирующие препараты получают методами биотехнологии с использованием сывороток и клеток животных. У животных, как становится известно нам чем дальше, тем больше, есть чрезвычайно опасные для человека инфекции типа прионных и ретровирусных. Очистить вакцину от примесей, потенциально содержащих эти инфекции, принципиально невозможно (без потери собственно вакцинирующего антигена). Такое серьезное сопутствующее явление заставляет признать, что, вакцинируя население, медицина несознательно нарушает основной принцип — «не навреди».

И теперь, когда я слышу от педиатров, что вакцины "тренируют" иммунитет, что они защищают от инфекционных заболеваний, что вакцины безопасны, мне становится грустно и тревожно, потому что цена таким убогим "объяснялкам" — детское здоровье и детские жизни.

Когда мне открылась оборотная сторона вакцинации, которую не афишируют и не преподносят в институте, мне стало страшно и стыдно. Страшно, потому что я поняла, наконец, что я сотворила со своим собственным ребенком, поняла, откуда растут "ноги" у его болячек и чем чревата такая "забота" о его здоровье.

А стыдно — потому что я, будучи врачом, неся ответственность за здоровье доверенных мне детей, так бездумно и легко относилась к вакцинации, а ведь она, по словам г. Онищенко (главного санитарного врача страны) является "серьезной иммунобиологической операцией".

Тут меня мои коллеги педиатры могут упрекнуть: "Понятно, что вакцинация, это не в бирюльки играть, нужен индивидуальный подход!" Здесь все дело в СТЕПЕНИ осознания глубины проблемы. Я ведь тоже очень строго отбирала детей на вакцинацию — обязательный осмотр, термометрия, анамнез (и чтобы никто в семье не болел, не чихал!), когда нужно — анализы, словом, все, что можно сделать в условиях поликлиники… Но надо признать, что эти минимальные данные (а в условиях поликлиники они же — максимальные), НИЧЕГО не говорят о состоянии иммунитета и здоровья в целом у конкретного ребенка.

И не надо обманываться и обманывать родителей - даже развернутая иммунограмма и консультация иммунолога не защитят ребенка от побочного действия вакцин, не дадут гарантию, что прививка не спровоцирует серьезное аутоиммунное заболевание, что она не сорвет тонкие механизмы саморегуляции и у ребенка не разовьется диабет, бронхиальная астма, рак крови или другое неизлечимое заболевание.

Если бы родители на самом деле понимали, в какую рулетку они играют, то многие бы задумались…

Я поняла и задумалась.

Сейчас практически невозможно выставить диагноз "Поствакцинальное осложнение". Врач, сделавший это, подписывает себе приговор, поэтому никто не ставит такие диагнозы во избежание неприятностей. Поэтому МЫ НЕ ЗНАЕМ сколько на самом деле детей, пострадавших от вакцинации, и думаем, что очень мало (один на миллион), "пронесет" и на этот раз…

Я видела ребенка, шестимесячного, с которым на третий день после вакцинации случилась клиническая смерть. Его оживили, но он будет идиотом, потому что кора головного мозга погибла. НИКТО из врачей "не вспомнил", что за три дня до клинической смерти ему сделали прививку АКДС.

У нас много разговоров о так называемой концепции информированного согласия на медицинское вмешательство, в частности, на вакцинацию. На самом деле — это пустой звук.

Родитель, желая вакцинировать свое дитя, должен знать, что:

1. По Российскому законодательству ОН ИМЕЕТ ПРАВО на отказ от вакцинации (по любым соображениям, в том числе религиозным) и этот отказ не повлечет за собой НИКАКИХ последствий в виде неприема в детский сад, школу, институт. А те граждане, который чинят таким родителям препятствия, должны иметь дела с прокуратурой.

2. Родитель должен знать, что вакцины — это не лекарства, они опасны и грубо вмешиваются в иммунитет; должен знать, из чего они состоят, как испытываются и какие осложнения вакцинации существуют. Поэтому родитель должен давать ПИСЬМЕННОЕ согласие на прививку и ПОСЛЕ того, как прочитал и понял, что в вакцинах есть мертиолят, чужеродные ДНК, что вакцинация может спровоцировать сахарный диабет, рак, аутоиммунные заболевания, вызвать смерть.

Поэтому я стала доводить до сведения родителей факт существования закона "Об иммунопрофилактике", дающего право на отказ. Многие родители были удивлены, так как не знали, что вакцинация — дело добровольное. Они мне говорили, что не хотели прививать ребенка (или вообще, или какой-то конкретной вакциной) или хотели отложить вакцинацию, но им пригрозили, что без прививок не возьмут в сад, не дадут питание на молочной кухне и они согласились.

Я стала спрашивать родителей, знают ли они о составе вакцин, о способах их производства. Ведь прежде чем дать ребенку какое-то лекарство, каждый посмотрит на его состав и возможные побочные действия. Оказывается, что никто и никогда не видел аннотации к вакцинам перед прививкой. Обычных аннотаций, в которых черным по белому написано, из чего состоят вакцины и официальные осложнения на вакцинацию (например, смерть) никто не видел.

Однажды ко мне подошла главный врач частного медицинского центра и спросила, по какому праву я даю эту информацию родителям. Я ответила, что мой долг, в первую очередь, соблюдать принцип "не навреди", и родитель должен знать как можно больше, чтобы принять осознанное решение прививать — не прививать. Хозяйка этого частного центра тоже "озаботилась" и предупредила меня, что центр работает по программе МИНЗДРАВА, поэтому я не должна давать родителям эту информацию. Дело в том, что вакцинация — еще и прибыльный бизнес, дозу вакцины можно оптом купить за сто рублей, а "вколоть" — за тысячу. А какой бизнесмен не любит быстрой прибыли?

За мной стали следить, ограничили доступ к документации, мотивируя это "врачебной тайной", мне стало противно и я ушла.

В детскую поликлинику я пришла работать неврологом, думая, что теперь не буду связана с вакцинацией так, как была, работая педиатром в саду и в центре. Главного врача сразу предупредила, что я настороженно отношусь к вакцинации и считаю недопустимым вакцинировать детей ослабленных, недоношенных, с явными неврологическими проблемами.

Главный врач со мной во многом был согласен, сказал, что всегда был против вакцинации, что знаменитая педиатр Домбровская (его учитель) резко критиковала прививки, но последняя эпидемия дифтерии поколебала его уверенность. Сказал, что меня с радостью возьмет, но будет перевоспитывать.

Начались будни невролога. Неврологи очень осторожно относятся к вакцинации, особенно детей с проблемами нервной системы. Известно, что скрытая или явная патология нервной системы после вакцинации может манифестировать в виде судорожной готовности. То есть, вакцинация может провоцировать эпилепсию (описанное осложнение на вакцинацию). Я стала в сложных и сомнительных случаях давать медотводы на месяц-два от вакцинации. Родители спрашивали, а как же быть с педиатром, он настаивает на прививке. Я говорила, что РЕШАЕТЕ ВЫ, педиатр может только рекомендовать прививку. Говорила, что есть закон "Об иммунопрофилактике", на основании которого можно оформить отказ от вакцинации, чтобы педиатр "отстал".

Зав. поликлиникой предупредила: "Наступите на горло собственной песне". Однажды на консультации был особенно тяжелый ребенок, угрожаемый по ДЦП (на самом деле-то уже с ДЦП, но такой диагноз ему поставят после года), я запретила делать ему вакцинацию, потому что на ее фоне ДЦП резко прогрессирует. Меня не послушали, тогда я сказала главному врачу, что снимаю с себя ответственность за таких пациентов. Ну что, в самом деле, за игры?! Невролог, понимая всю тяжесть поражения нервной системы и неблагоприятный прогноз, дает медотвод, а педиатр отмахивается от него, как от назойливой мухи, и делает прививку… В общем, перевоспитать меня не удалось и меня уволили.

Педиатры в поликлинике на прием тратят по пять- десять минут (чтобы больше заработать по ОМС), поэтому педиатр — это работник конвейера, подумать ему некогда. Основная его функция — вакцинировать детей, так как другие проблемы будут решать узкие специалисты, или он сам с помощью калполов, кларитинов, флемоксинов. Перед прививкой осмотр осуществляется "на глазок". После прививки не отслеживается состояние ребенка, поэтому педиатр не связывает ухудшение здоровья ребенка с недавно сделанной прививкой.

Неврологи находятся не в лучшем положении — тот, кто задумывается о последствиях вакцинации для конкретного ребенка, дает медотвод, но вопрос о вакцинации решает педиатр, с которого "снимают стружку за недоохваты" прививками. Поэтому невролог получает на следующем приеме еще бОльшую проблему в состоянии здоровья ребенка, но решение о следующей прививке — опять за педиатром.

Разорвать этот порочный круг могут только родители, которые понимают, что вакцинация — "это сложнейшая иммунобиологическая операция" и не дадут разрешение вакцинировать своего ребенка, если считают, что надо подождать или, что прививки вредны и они ОТКАЗЫВАЮТСЯ делать их сознательно. У меня есть под наблюдением здоровые непривитые дети — это СОВСЕМ ДРУГИЕ дети…

Емельянова Надежда Борисовна, педиатр-невролог, Москва

К слову мы не делаем прививки.но я все еще читаю про них.как говорится и хочется и колется.вот интересное.
В «Одноклассниках» есть группа «Нет прививкам» и там одна из тем звучит так: «Есть ли среди нас медики (а также бывшие)? Как вы пришли к отказу от вакцинации?»
Ответы следующие: Здравствуйте! Я врач невролог, сейчас в декрете с младшей дочерью. От прививания своих детей (старшей 8 лет, млашей 1год.10мес.) отказалась после институтского цикла иммунологии. На неофициальных занятиях озвучивали нам статистику по вакцинации,«запрещенные» статьи. Тогда открыла для себя, что в местном фонде соц.защиты выделена даже группа инвалидности (Осложнения после вакцинации).Очень
рада, что нашла здесь единомышленников! Спасибо Вам! Я врач акушер-гинеколог. К сожалению к отказу от вакцинации пришла из личного опыта. Я медсестра иммунолог.У меня двое детей мальчику 12, а девочке 7лет.Мальчику кроме полиомиелита я нечего больше не делала, а девочке сделала 3-х кратно гепатит и жалею об этом.Потому, что я считаю, что это вакцина пагубно влияет на печень.Я против всех прививок несмотря на то что я иммунолог. Я АКУШЕР, И РЕАБИЛИТОЛОГ, ОТКАЗАЛАСЬ ОТ НИХ КОГДА СЫН ПОПАЛ В РЕАНИМАЦИЮ ПОСЛЕ АКДС, ДИАГНОЗ СЕЙЧАС АУТИЗМ, НАМ УЖЕ 5 ЛЕТ, МЫ РАБОТАЕМ НАД
ЭТИМ, РЕБИЛИТИРУЕМСЯ, НО… МОГЛО БЫ БЫТЬ ВСЕ ПО-ДРУГОМУ Я акушер-гинеколог. Старшему сынишке делали БЦЖ, Гепатит, АКДС - все очень «хорошие», под наблюдением областного иммунолога, но через три недели после второй АКДС - парез правой стороны… и 7-ой черепно-мозговой паре… Коллеги уверяли, что причина в другом и я сними согласна! Виной моя некомпетентность и слепая вера в честность коллег! Младшего не прививали. А если честно, то после общения с позиции пациента совсем не могу вернуться в медицинскую практику… Я семейный врач. И как врач я была убеждена в неоспоримой необходимости вакцинации. Конечно же, когда на свет появился мой малыш мы прививались по возрасту… до 7 месяцев. После второй АКДС я заметила, что общее состояние меняется-ребенок стал беспричинно кричать по ночам, стал раздражительным, появился атопический дерматит. Где-то в это же время стали появляться частые случаи ПВО, в т. ч. и смертельные исходы. Стало страшно… Я начала активно искать информацию по данному вопросу, общалась с коллегами иммунологами, инфекционистами, педиатрами, сан эпидемиологами. В итоге я пришла к выводу, что вакцинация-это при необходимости оружие массового поражения, а своего малыша хочется видеть живым и здоровым. С того момента пишу регулярно отказы от вакцинации и пробы Манту в поликлинике. Педиатр с 13 летним стажем, сейчас преподаю.
Сама не привита (как водится - БЦЖ в роддоме - мама потом простить себе не могла).
Никто из врачей и медсестер участковых у нас неп рививался от грипа- как-то все уже одумались. привилась только заведующая.
Во время эпидемии гриппа принимали по 40-45 челоек, вызовов - не сосчитать. Заведующая сидела в отдельном кабинете, капала интерферон, мазал носик оксолинкой, единичных посетителей принимала исключительно в масочке (нам-то это было невозможно - просидеть 3 часа с обслюнявленной тряпкой на лице!)
Вопрос: во всей поликлинике грипом заболел один человек. отгадайте, кто это был?!))))
Осложнений (втом числе смерть) от вакцинаци насмотрелась достаточно. да и простой здравый смысл подсказывает, что это не может быть хорошо...
Сейчас дочь проходит интернатуру в инфекционном отделении. будем с ней потихонечку собирать статистку - связь по времени заболевания с вакцинацией… я медик: мед сестра анестезист, своего ребёнка не прививаю и прививать не буду!!! я потеряла одного в 2002 г от прививки краснухи ему было год три месяца Я врач анестезиолог- реаниматолог.Сейчас в декрете- сынуле 5 месяцев.От всех прививок отказалась.Идея не прививать возникла еще во время обучения в университете.У меня знакомая не прививала своих деток и они росли здоровыми и счастливыми.А меня ведь учили другому-без прививок ни как! Вот иначались поиски информации.Книжки, информация в интернете, опрос иммунологов… Чем больше я читала об побочных эффектах тем больше склонялась к отказу от прививок.Скандал вокруг смерти мальчика от коревой прививки окончательно меня убедил-НЕТ ПРИВИВКАМ! Все врачи вокруг зудят-надо! а если после вакцинации что-то пойдет не так-это ваши проблемы, ваш ребенок- разбирайтесь сами. К слову сказать я в детстве получила всего пару прививок(из-за частых заболеваний не могла прививаться по программе).Не болела ни одной детской инфекционной болезнью. Я врач-педиатр, старший сын родился крепким здоровым ребёнком, беременность протекала прекрасно, от прививки против гепатита в роддоме отказалась, привили БЦЖ, после чего начался непрекращающийся
«неврологический» крик, нарушение сна. Я сходила с ума, показывала его всем наилучшим неврологам, а нам писали в карточке «ЗДОРОВ». Рекомендации сводились к купанию в
отварах седативных трав. К сожалению, я не сразу связала его состояние с вакциной, ещё свято верила в непогрешимость учения наших детских инфекционистов, привила 3 АКДС, после каждой прививки затяжной бронхит, насморк
в течение полутора месяцев, явления атопического дерматита. Брала всю ответственность на себя, считала, что не уберегла ребёнка от инфекции на фоне привок. Мальчику уже 4 года, стоим на дисп.учёте у невролога. С 1 года прекратили прививаться. Сейчас испытываю глубокую вину перед сыном за добровольно причинённый вред. У младшей дочери нет ни одной
прививки. Берегите своих детей! Они кроме нас никому не нужны. Ещё нам в Мед ВУЗе сами иммунологи говорили, что до 3 лет и после 50 лет загружать организм антигенами (чужеродными веществами) нельзя. У первых - организм ещё слабый, у вторых - уже ослабел. А Инфекционнисты говорили, что прививки делают, а титр антител (выработка организмом веществ способных бороться с инфекцией) никто не проверяет, поэтому и после прививок болеют Я-врач-невролог. Еще в институте на кафедре иммунологии преподаватель говорила, что грамотный иммунолог своего ребенка
не привьет никогда. И рассказывала страсти про РДКБ, переполненной детьми, больными лейкозами, развившимися из-за прививок. Ее не послушала, привила старшего импортными вакцинами - педиатр из НИИ Педиатрии сказала, что все осложнения только после отечественных, а после импортных не бывает! Просто за импортные она получает хорошие деньги, только и всего!!! А состав у импортных такой же гадостный, как и у наших, причем еще и неизвестно, что там с генным материалом, есть сведения, что могут вызывать генные мутации - происки зарубежных спецслужб. В результате у старшего сильнейший атопический дерматит и хронический аллергический ринит. Ничего в лечении не помогает. Младшую дочку не прививала. Педиатр, дочь педиатра, мать будушкго педиатра… Общесемейный стаж - почти 60 лет. Сама и трое моих детей не привиты. К неприятию прививок привели здравый смысл и наблюдения. Видела много соложнения, в том числе - и смерть от вакцинации.И еще то, что привитые все равно болеют, только в старшем возрасте и с более тяжелыми последствиями (одни эпидемии паротита в армии чего стоят!) Чтение литературы и злобные нападки вакцинаторов только укрепили во мнении… там еще много

Дэйли Бэби разбирается в неоднозначном и спорном вопросе: прививки таят в себе зло или спасают наших детей от серьёзных заболеваний? Кардинально противоположные точки зрения - в материале.

С рождения и на всю жизнь

Первую прививку, от гепатита В, ребёнку делают уже спустя 12 часов после его появления на свет. Дело это добровольное, поэтому мама должна подписать согласие на вакцинацию малыша. В первый год жизни малыша ждут десятки вакцин: от туберкулёза, гепатита, кори, краснухи и многих других заболеваний.

Затем в течение последующих многих лет человек должен проходить ревакцинацию — повторные прививки от некоторых болезней.

Для чего же делают прививки?

Они позволяют организму выработать иммунитет к заболеванию, чтобы при встрече с ним суметь побороть вирус и не дать инфекции взять верх. Благодаря прививкам мы забыли о такой страшной смертельной болезни, как оспа, от которой столетия назад массово умирали люди. Полиомиелит, дифтерия — эти серьёзные недуги также удалось победить благодаря массовой вакцинации.

Казалось бы, сплошные плюсы, какие тут могут быть споры? Но не всё так просто.

Увы, но у прививок почти всегда есть побочные эффекты. Нередко это просто повышение температуры тела и слабость малыша. Случается и так, что поставленные прививки делают из детей инвалидов или вовсе приводят к летальному исходу.

Врачи обращают внимание: чтобы избежать осложнений, важно делать прививку только абсолютно здоровому ребёнку, не имеющему противопоказаний и аллергии на компоненты вакцины.

Немаловажное значение имеет качество вакцины, и тут зачастую родителям приходится слепо доверять врачам. Многие родители выбирают импортные препараты, считая, что они более качественные: очищенные и не содержат вредных примесей, а, значит, легче переносятся детьми и не вызывают аллергических реакций.

Мнения

Екатерина Юрьева, частный педиатр, мама дочки (Санкт-Петербург)

— Прививки, безусловно, нужно делать. Современные мамы часто не имеют представления о болезнях, от которых защищают вакцины.

Дифтерия может, помимо летального исхода, привести к порокам сердца, бесплодию. Столбняк вызывает страшные мучения. Корь, коклюш, туберкулез и гепатит В очень распространены и особенно опасны для маленьких детей. Именно поэтому основную вакцинацию проводят в первый год жизни.

Младенцы легче переносят прививки, и нет смысла откладывать их на более поздний срок, если для этого нет показаний. Конечно, руководствоваться следует здравым смыслом. Перед первыми прививками необходимо проконсультироваться с неврологом, сдать анализ крови и мочи. Не забывайте, что вакцинация проводится только здоровому ребенку.

Анна Ганина, врач-педиатр, мама троих детей (город Кемерово)

— Да, у прививок есть неприятные последствия: от лёгких, к каким я отношу недомогание, боль в месте инъекции, капризность, до тяжёлых, вплоть до летального исхода. Но также я знаю, какие могут быть последствия от тех заболеваний, которые мы почти не видим сегодня, и всё благодаря вакцинации.

Количество серьезных негативных реакций на вакцину существенно меньше, чем риск от тяжёлых форм инфекций, от которых эти вакцины защищают.

Сейчас нам кажется: да что там, полиомиелит! Врачи надумывают. А вы посмотрите документальные фильмы об эпидемии полиомиелита в середине 20 века в США. Сотни парализованных и умерших. Это реальность, которой менее ста лет.

Качество отечественных вакцин особо не меняется с момента их первого выпуска. Они содержат антигены, которые нужны для выработки иммунитета, консерванты для хранения, адсорбенты для того, чтобы мелкие молекулы антигенов проще было найти клеткам нашей иммунной системы.

Есть вакцины, которые содержат весь перечисленный набор, например, АКДС, есть такие, в которых не все эти компоненты. Ничего лишнего. Многие боятся ртути и формальдегида, но те количества, в которых они есть в некоторых вакцинах настолько малы, что за день те же вещества мы получаем из воздуха с выхлопными газами или порцией рыбы в гораздо большем количестве.

Валентина Рубцова, актриса театра и кино, мама шестилетней дочери (город Москва)

— Я, безусловно, за прививки. Перед тем, как ставить прививки своему ребёнку, я консультировалась с компетентными в этой области людьми, разговаривала с ведущими иммунологами Москвы. Кроме того, сама анализировала то, что происходит вокруг нас.

Ставить прививки, на мой взгляд, необходимо. Ведь статистика заболеваний в нашей стране, увы, неутешительная. Эпидеомологическая ситуация оставляет желать лучшего.

Конечно, есть определённый риск, связанный с прививками, и мы, как родители, очень переживали за свою дочь перед каждой вакциной. Перед некоторыми прививками я просто плакала от безызвестности: кто знает, как ребёнок отреагирует, какие будут последствия? Но вакцинация необходима для здоровья ребёнка, для его защиты от серьёзных заболеваний, таких, как, например, гепатит и туберкулёз. Я и сама ставлю необходимые прививки, потому что данные говорят за себя: заболеваемость растёт, а вакцина способна защитить от опасной болезни.

Мы тщательно выбирали вакцины для своей дочери. В основном, конечно, ставили зарубежные. Они очищенные, проверенные, их рекомендуют уважаемые врачи, и дети гораздо легче переносят импортные вакцины.

Юлия Плотникова, психолог, мама четверых детей (город Кемерово)

— Троим своим дочерям я не ставила и не ставлю никаких прививок. Первой дочке по неопытности поставила АКДС, о чём потом очень пожалела. Были неприятные последствия от вакцины: у ребёнка сильно поднялась температура.

К слову, у меня самой в младенчестве были плохие последствия от АКДС: я оказалась в больнице с очень высокой температурой, у меня выпали волосы — в общем, ужас. После этого моя мама отказалась от вакцинации меня и моей сестры.

По собственному опыту могу сказать, что отказ от вакцинации положительно повлиял на моих детей. Они спокойно ходят в детский сад, не болеют, у них прекрасный иммунитет и крепкое здоровье. Я объясняю их сильный иммунитет в том числе тем, что они достаточно долгое время были на грудном вскармливании.

Я знаю, как поддержать здоровье детей с помощью траволечения, хорошего питания и психологии. Я уделяю большое значение психосоматике, поэтому прекрасно понимаю, почему возникает та или иная проблема со здоровьем ребёнка. Важно знать, что поднять иммунитет малыша можно с помощью психологической атмосферы в семье, любви и взаимопонимания.

Екатерина , Instagram-блогер, «фитнес-мама», сыну 3 года (город Санкт-Петербург)

— Я за грамотную вакцинацию, если она сделана, когда ребёнок не болен, у него нет аллергии на какие-то из компонентов вакцины и отсутствуют противопоказания.

Мы делали сыну все прививки сразу с рождения, далее по европейской схеме: ставили комплексные вакцины.

Причин сразу несколько — противопоказаний у нас не было, я заранее знала, что при отсутствии вакцинации в период «эпидемии» таким детям могут отказать в зачислении в дошкольное учебное заведение и даже школу, в некоторые страны выезд запрещён и прочие моменты.

О ПРИВИВКАХ


Учёный- иммунолог и микробиолог: от инфекций защищают не прививки, а естественный иммунитет

09:49 23.04.2017 | О ПРИВИВКАХ

В Ярославле состоялся симпозиум врачей и научных сотрудников, на котором обсуждались сложные вопросы вакцинации. Форум был организован аппаратом Уполномоченного по правам ребёнка в Ярославской области.

Предлагаем вашему вниманию выступление доцента кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии ЯГМУ Андрея ЦВЕТКОВА.

С учетом имеющегося перечня докладов в программе конференции, в моем выступлении, по-видимому, должны прозвучать научные аспекты обсуждаемых вопросов как представителя научного и врачебного сообщества. Но я, так же как и все присутствующие здесь отношусь, в том числе и к сообществу родителей. И все обсуждаемые здесь вопросы для меня достаточно актуальны, поскольку я являюсь отцом восьмерых детей и дедом троих внуков.

Все противоречия, на мой взгляд, возникают по причине одностороннего отношения к инфекционной патологии. Когда произносится слово «микроб», то у подавляющего большинства людей в первую очередь возникает представление о нем, как о возбудителе инфекционных заболеваний. Но инфекционный процесс – это сложный многогранный процесс взаимодействия микроорганизма с макроорганизмом. Наука иммунология возникла именно потому, что, несмотря на прочие равные условия возникновения инфекционной болезни, все люди болели по-разному, а некоторые не болели совсем. Это позволило понять, что многое в инфекционной патологии зависит от резистентности или устойчивости организма человека. Стоит вспомнить и расшифровать значение самих терминов: инфекция, инфекционный процесс, инфекционная болезнь. Инфекция – переводится как «внедрение, проникновение», которое может не сопровождаться взаимодействием с организмом (транзиторные бактерии, транзиторная флора - временно присутствует, удаляется, алиминируется). Инфекционный процесс – это уже процесс взаимодействия микро- и макроорганизма в определенных условиях внешней среды, имеющий две крайних степени проявления: инфекционная болезнь и бессимптомное носительство. Учитывая вышесказанное, по мнению большинства инфекционистов, ведущая роль в возникновении патологии отводится состоянию резистентности организма человека, которая называется видовой иммунитет.

Кроме того, мы забываем о биологической роли микроорганизмов в природе и представителей нормальной микрофлоры в организме человека. Основоположник иммунологии И.И. Мечников говорил, что «роль микроорганизмов надо рассматривать в диалектическом единстве пользы и вреда приносимого ими». Число бактерий в организме человека составляет более ста триллионов клеток , что в десятки раз превышает количество клеток в организме человека. При каждом поцелуе передается более 40 000 микробов , с каждым вдохом в наши легкие залетает около 15 000 микроорганизмов . Все представители микробного сообщества, входящие в состав заселяемых биотопов, существуют в виде сформировавшихся сложных многогранных взаимоотношений, которые называют «кворум сенсинг», (социальное или коллективное поведение бактерий). У них есть свой язык общения на основе сенсорного механизма путем выделения микромолекулярных веществ. Это явление было описано учеными уже более 30-и лет назад.

Можно долго говорить о биологической роли микрофлоры кишечника (биомасса которой составляет от 1,5 до 3-х килограммов), принимающей участие в пищеварении, витаминном и минеральном обмене, выполняющей защитную и детоксикационную функцию; о роли микрофлоры кожи, верхних дыхательных путей и полости рта. Но главное, что мы должны помнить, это то, что все микроорганизмы генетически детерминированы, то есть предопределены в организме человека. В геноме человека присутствует более 67 000 секвентов, участков генов гомологичных специфическим участкам генома бактерий. Как доказала наука гнотобиология, стерильные организмы без микробов долго не живут и быстро погибают. Если говорить об окружающей среде, необходимо помнить что биомасса бактерий превышает биомассу всех имеющихся живых существ (растений и животных вместе взятых). Если исчезнут все микробы на планете, Земля превратится в безжизненную пустыню. Учитывая это, может быть стоит в год экологии встать на защиту обитателей микромира (микрокосмоса), с которыми мы так упорно, всеми возможными способами пытаемся бороться.

Основоположник науки микробиологии Луи Пастер писал, «микробы – бесконечно малые существа, играющие в природе бесконечно большую роль». Все сказанное о бактериях в свете современных достижений можно сказать и о вирусах, с учетом открытий в генетике и исследований в вирусологии. После расшифровки генома человека, выяснилось, что наши структурные и функциональные гены составляют всего около 10%, а остальные гены оказались сходны с геномом червей, растений, животных, бактерий и вирусов. Все эти гены, в связи с неясностью их присутствия в геноме человека были названы «генетическим мусором». До 20% генома большинства клеток являются неактивными и, по мнению ученых, являются геномом многообразных интегрированных про-вирусов и не только вирусов герпеса, имеющихся во всех клетках организма человека.

Эти научные открытия подтверждаются изучением генетиками модели симбиотического существования бактериофагов с бактериями. Эта модель оказалась очень удобной и информативной для исследования наследственности и изменчивости. Она послужила основой для формирования в 1950-60-е годы эволюционного направления в генетике. Кроме того, выяснилось, что каждая бактерия лизогенна (то есть является носителем интегрированных в её геном кучи бактериофагов).

Бактериофаги могут вызывать лизис бактерий, то есть гибель, в результате своей репродукции (или размножения). Но, если бы это было их биологической ролью, то учитывая скорость их размножения (несколько сотен или тысяч новых фагов за несколько часов), бактерий не осталось бы совсем. Кроме того перестали бы существовать и сами фаги, поскольку без клетки они не смогли бы размножаться и превратились бы из существа в вещество.

Другим, не менее важным свойством вирусов бактерий является способность переносить генетическую информацию из одной клетки в другую (рекомбинативная изменчивость). Изучение этой способности позволило реализовать эти свойства в генной инженерии и биотехнологии. Инструментом, с помощью которого, генные инженеры переносят информацию из одной клетки в другую являются векторные фаги. В настоящее время генетики проводят исследования и эксперименты по использованию вирусов человека (например аденовирусов) в качестве аналогичных инструментов для внесения нужной информации в геном клеток человека.

Таким образом, учитывая все вышесказанное, отношение к вирусам может в корне измениться и это отражено в статьях профессора К.Г. Уманского: « Презумпция невиновности вирусов » или «Убийце – Нобелевскую премию» более 30 лет назад. Будучи заведующим лабораторией опасных вирусных инфекций, он полностью соглашался с высказыванием Г. Селье о том, что многие болезни на самом деле являются болезнями адаптации, то есть отклонениями общего адаптационного синдрома, чем результатом прямого повреждающего действия патогенных агентов.

Отсюда возникает вопрос: как лучше защититься от инфекции, если практически все инфекционные агенты предопределены в нашем организме?

По-видимому, стоит заботиться о сохранении на должном уровне факторов неспецифической резистентности видового иммунитета , то есть естественной устойчивости , которая поможет существовать в гармонии с микромиром.

Я понимаю, что вступаю в конфликт с имеющимися взглядами и убеждениями, которые поддерживаются сложившимися стереотипами оказания медицинской помощи, то есть борьбы с проявлениями патологии, реализуемые в симптоматической терапии, но, по словам Декарта, «чтобы усвоить истину, каждый должен хоть раз в жизни освободиться от усвоенных им представлений и совершенно заново построить систему своих взглядов».

Возможно, стоит задуматься над принципом профилактической медицины и углубленным изучением здоровья человека, а не его болезней, для реализации приказа Минздрава №113 от 2003 г. «Об утверждении концепции охраны здоровья для сохранения здоровья нации», где делается акцент на немедикаментозных принципах оздоровления и самооздоровлении.

Актуальность этой проблемы подтверждается тем, что по данным центра изучающего демографическую ситуацию в РФ, наблюдается тенденция к ухудшению здоровья наших детей. Каждый третий ребенок имеет серьёзное отклонение от нормы. Чаще всего это связано с патологией органов дыхания и сахарным диабетом. Все мы прекрасно понимаем, что здоровье человека закладывается и формируется в детстве, являясь прочным фундаментом на последующие десятки лет.

Что же мешает расти нашим детям здоровыми? Увеличивается частота детской онкопатологии, аутизма, дцп, рассеянного склероза, атопии и других серьёзных патологий. В патогенезе большенства этих заболеваний участвуют аутоиммунные механизмы. Откуда берется аутоиммунная патология у наших детей ? Уже несколько лет назад принята программа «Доступная среда», которая помогает детям-инвалидам адаптироваться в обществе в процессе получения образования и трудовой деятельности. Эта программа появилась именно потому, что количество детей-инвалидов неуклонно растёт !

Конечно, ухудшение экологии и влияние других неблагоприятных факторов не способствуют улучшению здоровья детей, но не стоит забывать об определенных факторах, связанных с медицинским вмешательством, направленным на иммунопрофилактику некоторых инфекционных заболеваний.

По непонятным мне причинам, до сих пор эти мероприятия начинаются с первых дней жизни ребёнка в родильном доме(!) , хотя это не входит в перечень услуг акушерского стационара, занимающегося родовспоможением.

Необходимо помнить особенности иммунитета у новорождённого ребенка . Он рождается со всеми защитными антителами, имеющимися в организме матери к основному спектру циркулирующих микроорганизмов. Этот пассивный естественный иммунитет поддерживается с помощью грудного вскармливания с молоком матери. Поэтому никакая дополнительная защита в этот период ребенку не требуется. Кроме того, создавать искусственный иммунитет первые шесть месяцев малоэффективно в связи с физиологической толерантностью, связанной с отсутствием цитокино-медиаторного регулирования.

Учитывая это, возникает вопрос о необходимости столь ранней профилактики таких заболеваний как гепатит В (первые 24 часа) и туберкулёз (первая неделя после рождения).

Многочисленные исследования говорят о том, что к 3-м годам поствакцинального иммунитета к гепатиту В нет уже 80-85% детей, а к пяти годам его уже нет совсем . Учитывая эпидемиологию этого заболевания непонятна необходимость столь раннего применения этой вакцин.

Ведущие специалисты в области иммунологии всегда говорили о том, что необходим индивидуальный подход к иммунопрофилактике. Иммунитет у детей варьирует в очень широком диапазоне. Это необходимо учитывать перед началом вакцинации.

Вакцинация, по словам Пастера, это малая болезнь, которая может иметь и свои осложнения, особенно в организме ослабленного ребенка. Побочное действие вакцин может быть также связано с их сопутствующими компонентами (препараты ртути, гидроокись алюминия, формалин и т.д.) Осложнения могут быть также связаны с плохим качеством препарата и остаточной вирулентностью возбудителей.

Ситуация с профилактикой полиомиелита позволила обострить все накопившиеся за долгие годы проблемы. Именно в отношении этого заболевания существует официально признанный медицинский термин ВАПП (вакцино-ассоциированный полиомиелит) . А в 90-е годы частота ВАПП при использовании ОПВ могла достигать 15 %. Конечно, необратимые случаи патологии, приводящие к инвалидизации, связанные с введением живого ослабленного вируса естественным путем (перорально) были единичными, во многих странах Европы отказались от использования вакцины ОПВ, а нашей стране переход к ИПВ планируют осуществить к 2019 году.

Существуют и другие официально признанные нозологии, возникающие вследствие применения некоторых вакцинных препаратов, например «вакциноформный пустуллез Капоши» после применеия вакцины АКДС .

В практике работы детских противотуберкулезных стационаров и судебных медиков достаточное количество БЦЖитов и поражений лимфатических узлов после применения живой вакцины БЦЖ.

Механизм формирования аутоиммунной патологии , лежащей в основе многих серьезных патологий, может быть связан с чрезмерной искуственной антигенной стимуляцией с помощью вакцин у ребенка, иммунитет которого только формируется. Избыток циркулирующих антител и сенсибилизированных лимфоцитов в отсутствии мишени рано или поздно прореагируют с собственными антигенами. Особенно это касается вирусных антигенов, которые сходны или даже полностью комплементарны антигенам клеток, в которых они размножаются.

Работать на кафедре микробиологии я начал в 1982 году, 35 лет достаточный срок для того чтобы углубленно изучить вопросы инфекционной патологии. Диссертация была выполнена по специальности ревматология и иммунология. Кроме того в 1987, 30 лет назад я присутствовал на защите докторской диссертации заведующего кафедрой по теме «Побочное действие вакцин », что говорит об актуальности этой проблемы уже в те годы.

Беспокойство родительского сообщества по всей стране вызвала активизация Федеральной службы Роспотребнадзора в отношении соблюдения СанПина в части, связанной с профилактикой полиомиелита. Любой здравомыслящий родитель после изучения информационных писем о порядке разобщения в период вакцинации ОПВ непривитых детей уже ни под каким предлогом не будет делать эти вакцины, поскольку, изучив этот вопрос, понимают, что риск ВАПП в 3 раза больше у привитых детей . Возможно, комментарии по этому вопросу мы услышим в докладе одного из выступающих. Кроме того, подливает масла в огонь то, что расписка родителей о том, что они берут ответственность за последствия на себя и претензий иметь не будут, руководителями образовательных учреждений не принимаются. В этом плане поднимается вопрос о мере ответственности родителей за здоровье своих детей. Насколько этичен этот вопрос можно обсуждать с родителями и представителями аппарата полномочного по правам ребёнка. И все это на фоне открытой информации о том, что случаев полиомиелита в Ярославской области не отмечается с 1950 года, а Россия с 2002 года имеет сертификат страны, свободной от полиомиелита.

Мы в настоящее время живем в век информационных технологий. Любую информацию, в том числе и медицинскую, можно получить, не выходя из дома, было бы желание. Социальные сети позволяют родителям объединяться в целые сообщества по всей стране, не ограничивающие их рамками районов и регионов. По федеральным каналам показывают случаи серьезных поствакцинальных осложнений (Юлия Самойлова).

На примере официально признанной ВАПП при полиомиелите (ВАПП - вакциноассициированный, т.е. вызванный прививкой, полиомиелит - прим. РИФ) можно объяснить поствакцинальные осложнения при использовании других живых вирусных вакцин. Например, применяемых для профилактики гриппа, кори, краснухи, паротита, ветрянка . Особенно хотелось бы обратить внимание на эпидемический паротит , осложнением которого является сахарный диабет . Все вышеперечисленные вирусы обладают способностью поражать железистую ткань. Использование этих вакцин по календарю прививок приходится на одно и то же время в течении первого года жизни ребенка.

Учитывая то, что создаваемый специфический поствакцинальный иммунитет не является стопроцентной гарантией защиты от соответствующей инфекции , необходимо обращать большее внимание на поддержание естественной неспецифической резистентности видового иммунитета у ребенка.

Достаточно провести несложное статистическое исследование общей заболеваемости привитых и непривитых детей на основе изучения их амбулаторных карт, чтобы понять, насколько важно учитывать индивидуальный подход к формированию здоровья у каждого ребенка.

Никогда не предпринималось официальной попытки сравнения вакцинированной популяции с невакцинированной, чтобы узнать, какое действие оказывают вакцины на детей и общество. Независимые частные исследования (голландские и немецкие) обнаружили, что привитые дети болеют гораздо больше, чем их непривитые сверстники.

Конечно, проще всего ввести обязательную поголовную вакцинацию, но тогда не потребуется добровольное информированное согласие и все последствия за осложнения будут возложены на государство, а самое главное должен быть достигнут результат этого профилактического направления – улучшение здоровья детей и взрослых. Но на фоне обратной тенденции этого вряд ли удастся достигнуть.

Нельзя полностью отрицать принцип иммунотерапии и иммунопрофилактики. В некоторых случаях это единственный способ исключить или предотвратить патологию. Но подход к нему, как и к любому другому методу медицинского вмешательства должен быть обоснованным, взвешенным и с учётом индивидуальных особенностей каждого пациента, что и требует принцип персонализации медицинских услуг по рекомендациям министерства здравоохранения.

Открытое письмо онкоиммунолога

Профессора В.В. Городиловой

Давно следовало серьезно подумать о нарастающем детском лейкозе, о котором говорил уже в начале 60-х академик Зильбер, о разбалансированной иммунной системе в результате неугасающего "поствакцинального состояния", начинающегося у нас с роддомов и активно продолжающегося в детском и подростковом периодах.

Доказано, что у младенцев иммунная система незрелая, она начинает функционировать в пределах "нормы" через 6 месяцев. Какая может быть БЦЖ в неонатальном периоде? Неонатология обязывает наблюдать за новорожденными в первый месяц после рождения. За это время должна быть проведена не вакцинация, а скрининг новорожденных на иммунодефициты, исследования с целью установления наследственных заболеваний, прогноза предпосылок к патологиям. Западные страны не прививают крох живыми вакцинами. Но там уже несколько десятилетий проводят оценки иммунного статуса сразу после рождения.

После БЦЖ начинается перестройка иммунной системы, в первую очередь - макрофагальной составляющей на живые микобактерии туберкулёза. Готова ли иммунная система младенца бороться со столь сильной нагрузкой?

Грубое нарушение защитного механизма "иммунотерапией" вызывает ускоренную потерю "иммуносилы", допускаю - инволюцию тимуса, не успевшего приступить к своим обязанностям, открывает дорогу к онкозаболеваниям...

Кровь, как известно, состоит из жидкой плазмы, эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. Можно думать, при интенсивной подолжительной иммуностимуляции в крови накапливаются факторы, воздействующие на клетки иммунной системы, нарушающие условия функционирования лимфоцитов, повышаюшие "расход" определённых типов клеток белой крови. Истощение их приведёт к изменению кроветворения, аналогично тому, как при длительной анемии активизируется эритропоэз. Хочу напомнить о работах Н. П. Шабалова, указывающих на провоцирующую роль вакцин в латентно протекающем лейкозе у детей, а также о тяжёлых обострениях лейкоза под влиянием прививок, о чем упоминается в педиатрической литературе, но меры не принимаются.

Допускаю, что БЦЖ, живые микобактерии туберкулёза, подавляют активность Т-системы новорожденных, вызывая вторичную иммунологическую недостаточность. Это следует расценивать как результат функционального расстройства иммунной системы детей.

Полностью разделяю требования Галины Червонской - прививки должны быть индивидуальными и рациональными. Необходимо иммунологическое обследование до и после этого небезобидного вмешательства. Нельзя беспредельно накапливать антитела - их избыток приводит к аутоиммунным процессам. Отсюда и "помолодевшие" аутоиммунные заболевания у молодёжи: ревматоидный артрит, системная красная волчанка, заболевания почек, щитовидной железы, расстройство нервной, эндокринной систем, онкозаболевания, а среди них - детский лейкоз.

Считаю, что Минздрав обязан разработать план по организации иммунологического обследования-скрининга детей на иммунодефициты. Он должен отвечать запросам детской эко- и эндопатологии и определять более серьёзные показания к прививкам, особенно живыми вакцинами.

На собственном горьком опыте знаю, что насильственная вакцинация приносит вред. Моей внучке была сделана прививка АКДС. Возникло тяжелейшее осложнение - отёк мозговых оболочек.

Каждый человек - индивидуальность. Любая вакцина ослабляет организм: сколько процесс продлится - предсказать невозможно. Следовая патология на вакцинальное повреждение обязательно остаётся.

Добавлю к этому что реакция Манту - тоже серьёзная иммунологическая перестройка. Вы только подумайте: организм "обязан" выдать реакцию с местными проявлениями в месте введения аллергена - туберкулина, на крохотное количество биологической диагностической пробы. И организм реагирует воспалительным процессом - покраснением разной величины. Эта диагностическая проба - ничуть не менее опасное вмешательство, чем вакцина, постольку тоже - чужеродный белок, аллерген.

Конечно же, прививки не должны быть обязательными, тем более плановыми. Как всякое медицинское вмешательство, вакцинация не может быть массовой и должна быть добровольной. Ведь с возбудителем инфекционной болезни ребенок то ли встретится, то ли нет, а вакцина обязательно нарушит естественный ход событий. Да и кто просчитал, что в наше время опаснее: дифтерит, туберкулёз или осложнения от прививок против них?

Думаю, мы занимаемся не "той" вакцинацией в век сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, патологии органов дыхания, почек, распространённого диабета, опорно-двигательной патологии, нарушения психического здоровья детей. Прививки следует рассматривать как меру чрезвычайную, тщательно учитывая динамику заболеваемости конкретной инфекционной болезнью, чтобы проводить строго селективную вакцинацию.

Иммунная система не выдерживает "планового натиска", она ломается, функции её извращаются, она "сбивается с курса", предписанного природой, человек становится более уязвимым к простуде, аллергенам, онкозаболеваниям... Растёт аллергия среди малышей - есть ли теперь такие дети, которые бы не страдали аллергическими заболеваниями?! В первое полугодие дети страдают желудочно-кишечной дистрофией и изменениями на коже, вызываемыми пищевыми аллергенами разной этиологии. Со второго полугодия присоединяются астматические бронхиты (кстати, одно из осложнений на АКДС, АДС). Ну, а к 3-4 годам начинают проявляться клинические симптомы сенсибилизации пыльцой - по этим проблемам публикации неисчислимы.

Разбалансированная иммунная система "не замечает" неповинующихся клеток, вышедших из-под её контроля, перерождающихся в опухолевые из-за искажённых функций макрофагального звена и, в целом, лимфоцитов. Я не встретила ни одной работы отечественных авторов, которая бы ответила на вопрос: что происходит с тимусом после БЦЖ, после "поствакцинального напряжения" во время полового созревания подростков? Зато известно: нельзя пользоваться живыми вакцинами при иммунодефицитах и ферментопатиях, они способствуют развитию инфекционного процесса среди восприимчивых детей.

Иммунная система - тонкий сбалансированный механизм, она подвержена расстройству. В результате постоянного раздражения - стимуляции вакцинами, имунная система вместо того чтобы охранять организм, губит собственные клетки за счет накопления антител, за счет аутоиммунных процессов и функционального изменения свойств клеток.

Какими бы временными ни были формы иммунопатологии, все они сводятся к нарушению баланса Т-клеточных систем, приводя функционально и структурно к многочисленным расстройствам в здоровье ребенка. Запас лимфоцитов истощается, организм оказывается беззащитен перед антропогенными факторами. Человек стареет раньше времени. Физиологическое старение - процесс постепенного увядания звеньев иммунной системы. Вакцины подстёгивает процесс "расходования" лимфоцитов, искусственно приводя организм к преждевременному старению, отсюда cтарческие болезни у молодёжи. В онкологии основополагающим является дисбаланс между скоростью иммунного ответа и опухолевым ростом. Нарастание онкозаболевания опережает скорость размножения реагирующих на него лимфоидных клеток, направленных на борьбу с непристанно поступающими антигенами - вакцинами.

Известный хирург, академик Амосов в своей книге "Раздумья о здоровье", утверждает, что практически невозможно провести границу между вроде бы противоположными понятиями "здоровье" и "болезнь". К похожим рассуждениям был склонен и Авиценна, живший свыше тысячи лет назад: он различал между этими двумя понятиями различные переходные стадии. А где "переходные стадии" между здоровьем и "малой болезнью" - прививкой?

Я абсолютно убеждена, что вся онкология начинается с негативной перестройки иммунной системы с последующим угнетением её функций как результата "сверхнагрузки". Именно при врождённых и приобретённых иммунодефицитах отмечается более частое развитие злокачественных новообразований...



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх