Основы общей патологии человека. Предмет, задачи и методы патологии

Патология - фундаментальная наука, изучающая закономерности возникновения, развития и завершения болезней. Предметом ее исследования является больной организм.

Как учебная дисциплина патология основывается на синтезе двух наук: патологической физиологии и патологической анатомии.

Методы, используемые в патологии. Для познания и объяснения сущности патологических процессов и болезней патология использует данные:

  • клинического обследования больных;
  • морфологического изучения прижизненно взятых участков тканей больного организма;
  • результаты исследования трупов;
  • моделирование болезней.

Патология включает два раздела - общую и частную патологию.

Общая патология изучает типовые (стереотипные) патологические процессы, лежащие в основе болезней, - дистрофию, некроз, атрофию, нарушения крово- и лимфообращения, воспаление, аллергию, лихорадку, гипоксию, а также приспособительные и компенсаторные реакции, шок. стресс и опухоли.

Частная патология изучает конкретные болезни, причины и механизмы их развития, проявления, осложнения и исход отдельных заболеваний.

Патология является теорией медицины, так как именно она позволяет раскрыть сущность болезни, выявить ее функциональные и структурные проявления, указать направление поиска принципов профилактики и лечения болезней.

Для решения стоящих перед ней задач патология использует два подхода:

  • патофизиологический, который позволяет изучить расстройства в организме на разных этапах развития отдельных патологических процессов и болезней в целом:
  • патоморфологический, который, с помощью разнообразных современных морфологических методов, дает возможность исследовать нарушения структуры органов и тканей во время болезни, при выздоровлении или гибели организма.

Вместе с тем единство и взаимообусловленность фикции и структуры в норме и при патологии стирают грань между этими двумя подходами, и они по существу лишь дополняют друг друга. Так, патофизиология в настоящее время широко использует для анализа патологических процессов морфологические методы. Патологическая анатомия в свою очередь располагает методами, позволяющими оценивать функцию поврежденных структур.

Патологическая анатомия использует несколько методов. К ним относятся биопсия, вскрытие трупов и эксперименты на животных.

Биопсия - прижизненное исследование кусочков тканей и opганов больного. Высокое техническое оснащение современной клинической медицины позволяет получить фрагмент ткани (биоптат) практически любого органа человека.

Анализируя с пoмощью микроскопа и других методов изменения, обнаруженные в биоптате, патологоанатом устанавливает прижизненный клинический диагноз заболевания . Результаты исследования биопсийного материала позволяют выявить болезнь на самых ранних этапах ее развития, когда еще отсутствуют четкие клинические симптомы заболевания. Это дает возможность рано начать лечение и служит залогом благоприятного исхода болезни. В ряде случаев только патологоанатом может установить правильный диагноз (например, точно определить характер опухоли).

Вскрытие (аутопсия) трупов умерших больных проводится для выяснения тех изменений в органах и тканях, которые были вызваны болезнью, а также для установления причины смерти; по результатам вскрытия составляется патологоанатомический диагноз.

Эксперименты на животных широко используются для изучения морфологических изменений в органах и тканях в процессе болезни, от самых ранних ее проявлений до завершения, а также с целью оценки эффективности различных методов лечения.

Патофизиология - фундаментальная дисциплина, и поэтому моделирование (в том числе на животных) болезней, близких к заболеваниям человека, является ее ведущим методом.

Эксперимент позволяет вскрыть сущность предболезненных состояний и самых ранних стадий заболевания, что не всегда удается в клинике. С помощью экспериментальных моделей исследуют механизм мы развития болезней, оценивают разные способы их лечения, находят пути управления течением заболевания (экспериментальная терапия), разрабатывают проблемы диагностики и профилактики болезней. Любое лекарственное или нелекарственное средство, прежде чем оно будет использовано в клинике, проходит испытание на животных.

История патологии.

Возникновение патологии и выделение ее в качестве самостоятельной науки относятся к первой половине XIX в., когда благодаря развитию химии, биологии, физиологии, хирургии, терапии и морфологии для нее была подготовлена coответствующая основа.

Первая в России кафедра патологической анатомии и патологической физиологии была организована в 1849 г. в Московском университете известным терапевтом А. И. Полуниным. Он пepвым понял необходимость сопоставления проявлений болезни, имевшихся при жизни больного, с изменениями, которые выявлялись при вскрытии трупов. А. И. Полунин - основоположник клинико-анатомического направления, которое стало характерной чертой отечественной медицины. Идеи А. И. Полунина продолжали и развивали его многочисленные ученики и последователи. Среди них и создатель Московской школы патологоанатомов, автор первого в России учебника по патологической анатомии проф. М. Н. Никифоров. Учениками М. Н. Никифорова были академики А. И. Абрикосов и И. В. Давыдовский. Развивая идеи, заложенные А. И. Полуниным и М. Н. Никифоровым, А. И. Абрикосов создал принципы отечественной патологической анатомии и внес большой вклад в разработку многих проблем общей и частной патологии. И. В. Давыдовский доказал закономерности развития патологических процессов и болезней; ему принадлежат крупные исследования в области общей патологии, патологии военного времени. Учеником М. Н. Никифорова был профессор М. А. Скворцов - признанный основоположник детской патологической анатомии.

Преемником идей Московской школы патологоанатомов стал ученик А. И. Абрикосова - академик А. И. Струков. С его именем связаны разработки патоморфологии туберкулеза, ревматических болезней, патологии микроциркуляции, воспаления, а также введение в патологическую анатомию новых методов исследования - гистохимии, гистоферментохимии, электронной микроскопии, придавших ей функциональную направленность. Современный этап развития патологической анатомии характеризуется появлением молекулярной патологии, изучающей болезни на молекулярном уровне, обеспечивающим межклеточные отношения. Это направление в нашей стране возглавляет академик М. А. Пальцев.

Параллельно с патологической анатомией развивалась и патологическая «физиология. В 1849 г. тот же профессор А. И. Полунин стал основателем кафедры патологической физиологии в Московском университете. В этот период эксперимент на животных уже прочно вошел в арсенал методов научного исследования. Фундаментом для развития патологической физиологии явились исследования физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, терапевта С.П. Боткина.

В создании кафедр общей и экспериментальной патологии (патологической физиологии) в России большая заслуга принадлежит выдающемуся физиологу, ученику И. М. Сеченова - проф. В. В. Пашутину. Его научные исследования были сосредоточены на механизмах нарушения обмена веществ, голодании и патологии эндокринной системы. Крупный вклад в развитие общей патологии внесли отечественные патофизиологи профессора А.Б. Фохт, А.А. Богомолец, Н.Н. Аничков, С.С. Халатов, А.Д. Сперанский, Н.Н. Сиротинин. которые разрабатывали различные аспекты проблем реактивности, старения, патологии эндокринной системы. Н. Н. Аничков и С. С. Халатов создали первую экспериментальную модель атеросклероза и многое сделали для понимания механизмов его развития.

Большой вклад в развитие патологии внесли крупные зарубежные физиологи и морфологи - К. Бернар. В. Кеннон. К. Рокитанский, Р. Вирхов, Г. Селье. Так, известный физиолог XIX века К. Бернар является основоположником экспериментально-физиологического направления в патологии и учения о постоянстве внутренней среды организма - гомеостазе. Крупнейший немецкий патолог Р. Вирхов - основатель учения о клеточной патологии. Клеточная теория патологии стала мощным стимулом для изучения и систематизации клеточных, а позднее субклеточных механизмов развития болезни. Широкую известность и pacпpoстранение получили исследования Г. Селье, показавшего важную роль нейроэндокринной системы в формировании приспособив тельных реакций и расстройств жизнедеятельности. Он является основоположником учения о стрессе.

В настоящее время патология имеет в своем арсенале большой комплекс современных физиологических и морфологических методов исследования. Изучение патологических процессов и болезней проводится на организменном, органном, клеточном, cyбклеточном и молекулярном уровнях. Использование современных методических подходов позволило вскрыть ряд важных для медицины общебиологических закономерностей. Основополагающие ми среди них являются представление о типовых, или стереотипных, реакциях; учение о гомеостазе; представление о том, что в основе всех патологических процессов лежат физиологические реакции; гетерогенность.

Представление о типовых, или стереотипных, реакциях, т. е. об относительно небольшом наборе ответов организма на изменения окружающего мира и внутренней среды, распространяется на все и физиологические, и патологические процессы. Стереотипные реакции проявляются на всех уровнях организации живой материи. На молекулярном уровне набор стереотипных реакций относительно невелик, на уровне внутриклеточных структур их несколько больше (например, в митохондриях могут происходить набухание, потеря матрикса, разрушение крист, разрыв наружной мембраны); на уровне клетки - секвестрация (отделение части клетки), дифференцировка, деление, созревание. Различные сочетания стереотипных реакций на уровне внутриклеточных структур, клеток, тканей и органов в условиях патологии составляют специфику общепатологических процессов, а на уровне систем и всего организма - картину болезни.

Учение о гомеостазе - совокупности типовых реакций, составляющих относительное постоянство состава крови, метаболизма, температуры тела, артериального давления, иными словами - постоянства внутренней среды. Эти же реакции определяют ответы организма на патогенные воздействия.

В основе всех патологических процессов лежат физиологические реакции, и никаких других, особых реакций, появляющихся только при развитии патологии, не существует. Ответные реакции организма на действие раздражителя в пределах параметров гомеостаза являются нормальными, физиологическими. Но если в ответ на действие раздражителя нарушаются структурно-функциональные основы гомеостаза, те же самые реакции становятся патологическими. Они могут вызвать гибель не только отдельных частей организма, но и его смерть. Так, способность крови свертываться в норме - действительно защитная физиологическая реакция, предупреждающая смерть от кровотечения при повреждениях. Но та же реакция в определенных неблагоприятных условиях приводит к образованию тромба, закрывающего просвет coсуда, что вызывает повреждение тканей организма (например, инфаркт миокарда). Воспалительный процесс в норме направлен на защиту организма от патогенных раздражителей, но при oпpeделенных условиях он может вызвать летальный (смертельный) исход.

Гетерогенность - еще одна важная биологическая закономерность. Органы функционируют на протяжении многих десятков лет потому, что в каждый данный момент функционально активна не вся ткань органа, а только ее определенная часть. Функционирующие структуры разрушаются, для их восстановления требуются время, энергетические и пластические затраты. Пока идет процесс восстановления разрушившихся структур, функция органа осуществляется другими структурами, которые в свою очередь тоже разрушаются. Все это в норме создает структурнофункциональную мозаичность органов и тканей, которая называется гетерогенностью. Она выявляется на всех уровнях жизнедеятельности: даже отдельная митохондрия не функционирует в клетке одновременно всей своей структурой. Явление гетерогенности создает функциональный (жизненный) резерв организма. Исчезновение гетерогенности структур клеток и тканей является плохим прогностическим признаком, указывающим на истощение резервных возможностей организма.

Знание указанных биологических закономерностей позволяет правильно понять болезнь, оценить состояние больного и проводить целенаправленное лечение.

Общая патология - это учение о наиболее общих закономерностях патологических процессов, о главных их чертах, которые лежат в основе любой болезни независимо от вызвавшей ее причины, индивидуальных особенностей организма, специфических условий окружающей среды, методов исследования (клинических, морфологических, функциональных) и т.п.

Общая патология служит прежде всего для изучения биологических аспектов медицинских проблем и самой сущности болезней человека. Главной целью как общей патологии в целом, так и отдельных ее разделов является разработка стройного учения о болезни. В этом остро нуждается прежде всего практическая медицина: только опираясь на такое учение, можно разработать научные основы профилактики болезней, дать правильную оценку первым клиническим проявлениям недуга, ясно представить себе сущность различных его периодов, в том числе рецидивов, и в итоге - повысить рациональность и эффективность врачебного вмешательства.

Общая патология на современном этапе развития состоит из трех разделов. Один из них включает сведения о таких вопросах, как периодизация болезни, причины ее возникновения (этиология), механизм развития (патогенез) и выздоровления, значение конституции, наследственности, реактивности и др.

Изучение патологии в курсе спортивной медицины необходимо для студентов институтов и факультетов физической культуры университетов прежде всего потому, что у спортсменов и школьников (особенно у юных спортсменов) нередко встречаются самые различные заболевания и изменения опорно-двигательного аппарата (ОДА). В одних случаях это связано с тем, что при недостаточном врачебном контроле начинают заниматься физкультурой и спортом лица, уже имеющие те или иные заболевания или отклонения в состоянии здоровья; в других - отклонения в состоянии здоровья возникают уже в процессе занятий спортом. Появлению травм и заболеваний у спортсменов (особенно у юных) способствуют тренировки без учета состояния их здоровья и функционального состояния, возраста, пола и других факторов.

Чтобы правильно решить вопрос, Продолжать ли тренировки или немедленно их прекратить, обратиться ли за консультацией к врачу или оказать спортсмену какую-либо первую помощь и т.д., преподавателю (тренеру) важно знать основные проявления патологии, понимать причины и механизмы развития болезней.

Не зная общих закономерностей возникновения патологических процессов (общей патологии), нельзя понять изменения, происходящие в организме спортсменов при тех или иных заболеваниях (частной патологии). Знакомство с частной патологией необходимо и при изучении применения средств физической культуры с лечебной целью в системе реабилитации при различных травмах и заболеваниях и пр.



Знание того, что такое здоровье, что такое болезнь и при каких условиях она возникает, является существенным фактором профилактики заболеваний и травматизма при занятиях физкультурой и спортом.

Здоровье - это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам.

Высокая приспособляемость организма к изменениям внешней среды (температуры, влажности, гипоксии и др.) необходима спортсменам при тренировках и участии в соревнованиях.

Следует отметить, что границы между нормой и патологией нет. Между здоровьем и болезненным состоянием существуют различные переходные стадии. Болезнь обычно возникает в тех случаях, когда организм подвергается чрезмерным физическим и психоэмоциональным нагрузкам либо когда снижены приспосо-бительные функции. Тогда и возникают морфофункциональные изменения, нередко переходящие в болезнь или приводящие к травме ОДА.

Болезнь - это процесс превращения нормального состояния в патологическое, связанный с реактивно-детерминированными изменениями степени компенсаторно-приспособительной саморегуляции живых систем. Норма есть мера жизнедеятельности организма в данных конкретных условиях среды, в пределах которой изменения физиологических процессов удерживаются на оптимальном уровне функционирования гомеостатической саморегуляции. Болезнь связана с превращением нормального состояния живой системы в патологическое, то есть с переходом в новое качественное состояние.

Любая болезнь есть поражение всего организма. По характеру протекания болезни делят на острые, подострые и хронические. Острое заболевание начинается внезапно, сразу появляются ярко выраженные симптомы. Подострое заболевание протекает более вяло. Хроническое заболевание продолжается много месяцев или лет. Иногда острое заболевание переходит в хроническое. Этому способствует недостаточно активное лечение, а в спорте - раннее возобновление тренировок или участие в соревнованиях.

Понятие о болезни включает в себя представление о патологическом процессе и патологическом состоянии.

Патологический процесс - это реакция организма на болезнетворное раздражение, в основе которой лежит нарушение функции органа или его структуры. При болезни могут возникать различные патологические процессы, например повышение температуры и воспаление желез при ангине, повышение температуры и кашель при пневмонии и т.п.

Патологическое состояние - один из этапов патологического процесса или его следствие. Примером патологического состояния может быть ревматизм, который приводит в дальнейшем к пороку сердца, миокардиту и т.д.

Выявление и изучение причин болезней служат основой профилактики. Чаще всего болезни возникают в результате воздействия внешних факторов. Однако болезни могут возникать и от внутренних причин, лежащих в самом организме. Внешние (экзогенные) причины - переохлаждение, перегревание, радиация, недоедание и др. - изменяют внутреннее состояние организма, в результате чего снижается иммунитет, сопротивляемость болезнетворным факторам. Внутренние (эндогенные) причины болезни связывают с наследственностью, конституцией, реактивностью, иммунитетом и др.

Патогенез - это учение о механизмах возникновения, развития и течения болезни. Патологический процесс может развиваться на различных уровнях: молекулярном, тканевом, органном, наконец, захватывать целую систему. Следует отметить, что в организме все клетки, ткани и органы неразрывно связаны. Поэтому нет местных болезней, всегда болеет весь организм. Отсюда вытекает основной принцип лечения: надо лечить не болезнь, а больного (М.Я. Мудров).

В течении каждой болезни различают следующие периоды: 1 - скрытый, или латентный; 2 - продромальный, или период предвестников болезни; 3 - период развернутого течения болезни; 4 - период завершения болезни.

Скрытый (латентный) период - это время от внедрения болезнетворного агента в организм до первых проявлений болезни. При инфекционных заболеваниях скрытый период называют инкубационным.

Продромальный период проявляется в недомогании, головной боли, ознобе, повышении температуры и т.д.

Период развернутого течения для каждой болезни имеет определенные проявления, характеризуется сочетанием некоторых симптомов. Совокупность симптомов называется симп-томокомплексом или синдромом.

Период завершения болезни бывает различным: выздоровление с восстановлением функций, переход в хроническую форму, осложнение или смерть.

При нарушениях метаболизма в организме возникают различные изменения. Известно, что всем тканям требуются кислород и питательные вещества при своевременном выведении метаболи-тов. Процесс усвоения питательных веществ называется ассимиляцией, процесс распада - диссимиляцией. Питание тканей обеспечивается адаптационно-трофическим влиянием ЦНС.

Ассимиляция - это совокупность следующих процессов создания живой материи: прием из внешней среды необходимых для организма веществ; превращение веществ в соединения, приемлемые для тканей организма; синтез клеток, ферментов и других регуляторных соединений и замена устаревших новыми; синтез простых образований в более сложные соединения; отложение запасов.

Диссимиляция - совокупность следующих процессов распада живой материи: мобилизация запасов организма; расщепление более сложных соединений до более простых; распад устарелых тканевых и клеточных элементов; расщепление энергобогатых соединений вместе с высвобождением энергии; устранение продуктов распада из организма.

Другими разделами основ патологии человека являются дистрофия, нарушение кровообращения, воспаление, регенерация и т.п.

Дистрофия проявляется в нарушении тканевого (клеточного) обмена, ведущем к структурным изменениям тканей и клеток. Поэтому дистрофия рассматривается как один из видов повреждений. Непосредственной причиной развития дистрофии могут стать нарушения клеточных или внеклеточных механизмов. Среди них можно выделить такие, как: расстройства ауторе-гуляции клетки, ведущие к ее энергетическому дефициту и нарушению ферментативных процессов в клетке; нарушение работы транспортных систем трофики, обусловливающие гипоксию, которая становится ведущей в патогенезе дисциркуляторных дистрофий; расстройства эндокринной или нервной регуляции трофики, лежащие в основе эндокринных и нервных (церебральных) дистрофий.

Дистрофии разделяют (в зависимости от преобладания морфологических изменений в специализированных элементах паренхимы или в строме) на паренхиматозные, мезенхимальные и смешанные; (по преобладанию нарушений того или иного вида обмена) на белковые, жировые, углеводные и минеральные; (в зависимости от влияния наследственных факторов) на приобретенные и наследственные; (по распространенности процесса) на общие и местные.

Известно, что различные травмы и заболевания нервной системы вызывают различные изменения в тканях. Атрофия - уменьшение в объеме и понижение функциональной активности органов и тканей вследствие гибели клеточных и тканевых элементов при каком-либо патологическом процессе из-за нарушения питания тканей либо длительного снижения степени их вовлеченности в общий физиологический процесс.

Гипертрофия - увеличение органа или его части вследствие увеличения объема и (или) числа клеток. Может быть гипертрофия викарная (одного из органов при выключении функции другого); гормональная (некоторых органов); истинная (гипертрофия органа, обусловленная увеличением размеров и числа его функционирующих паренхиматозных элементов); компен-саторная (органа или его части, вызванная усилением деятельности, компенсирующей какие-либо нарушения в организме); коррективная, при изменении функции другого органа, находящегося с ним в единой функциональной системе (обычно какой-либо железы внутренней секреции); ложная (гипертрофия органа за счет преимущественного или исключительного разрастания его межуточной ткани или окружающей клетчатки); нейро-гуморальная (в результате нарушения нейрогуморальной регуляции функции органа); регенерационная (истинная гипертрофия части органа, развивающаяся после резекции или повреждения другой его части); физиологическая (истинная гипертрофия, обусловленная усилением функции органа у лиц физического труда, спортсменов и т.д.).

У спортсменов, систематически тренирующихся в циклических видах спорта, может развиться гипертрофия миокарда, то есть увеличение сердечной мышцы. Более того: сегодня считается, что у каждого спортсмена имеется гипертрофия миокарда в начальной стадии. Гипертрофия миокарда, переходящая определенные границы, способствует усилению работы сердца, как это считали раньше.

В развитии гипертрофии миокарда у спортсменов определяющую роль играют различные неблагоприятные факторы: участие в соревнованиях и тренировках в болезненном состоянии или после перенесенных заболеваний (ОРВИ, грипп, ангина и др.), наличие хронических очагов инфекций (кариес зубов, хронический тонзиллит, холецистит, фурункулез и др.). В основе патологической гипертрофии лежит ухудшение кровоснабжения сердечной мышцы, дистрофические изменения, которые приводят к ухудшению сократительной способности миокарда и, следовательно, к снижению спортивной работоспособности.

Довольно часто при тренировках в зонах с жарким и влажным климатом, чрезмерном увлечении баней (сауной) в организме спортсмена возникает нарушение водного и минерального обмена. Проявляется это в изменениях кислотно-щелочного состояния (КЩС), электролитного, водно-солевого и других показателей гомеостаза.

Кислотно-щелочное состояние (КЩС) обеспечивает нормальное функционирование клетки при постоянстве объема, состава и рН жидкостей организма. Кислотность или щелочность растворов зависят от концентрации Н 4 , увеличение ее делает раствор кислым, уменьшение - щелочным. Внеклеточная жидкость слегка щелочная, и рН ее находится в пределах 7,35-7,45.

Водно-солевой обмен - совокупность процессов распределения воды и электролитов между вне- и внутриклеточным пространством организма, а также между организмом и внешней средой. Распределение воды в организме неразделимо связано с электролитным обменом.

Водно-электролитный гомеостаз - поддержание постоянства осмотического объемного и ионного равновесия вне- и внутриклеточных жидкостей организма с помощью рефлекторных механизмов.

Водный баланс - соотношение между количествами поступившей в организм и выведенной из него воды.

У спортсменов, особенно тренирующихся в циклических видах спорта (бегуны-стайеры, лыжники-гонщики, велосипедис-. ты и др.), встречаются маршевые (спонтанные) переломы костей, судороги и т.п. У спортсменов, сгоняющих вес (борцы, боксеры, штангисты и др.) фармакологическими средствами и баней, возникают нередко серьезные нарушения минерального (солевого) обмена.

Некроз - омертвление части живого организма, необратимое прекращение жизнедеятельности его элементов. Это не просто местная реакция клетки, ткани или органа на повреждение, а полное прекращение их жизнедеятельности (Схема I).

Некроз как биологическое явление нельзя считать только патологическим процессом, поскольку он является необходимым моментом в развитии и функционировании организма. Постоянно отмирают клетки эпидермиса кожи, эпителия слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, некоторых железистых органов. В организме широко распространен физиологический аутолиз как необходимая часть самообновления системы на клеточном, тканевом и органном уровнях, но имеющая различное биологическое значение (развитие организма и морфологические процессы, регенерация и рост ткани, старение, физиологические перестройки и др.).

Некроз как патологическое явление может вызвать необратимые изменения в организме вплоть до смерти. Клинически некроз выражается в конкретных заболеваниях: инфаркт миокарда, гангрена конечности и др. Кроме того, некроз может явиться составной частью, патогенетическим звеном другого процесса (воспаление, аллергия) или болезни (вирусный гепатит, дифтерия и др.).

Переход органа, ткани или клетки из одного качественного состояния (жизнь) в другое (смерть) следует рассматривать в целом, совокупно, а не по оценке и регистрации изменений части.

Различают два типа нарушения кровообращения : общее, или центральное, сказывающееся на уровне артериального давления, скорости кровотока, и местное, или периферическое, вызванное сопротивлением кровотоку в мелких сосудах отдельных органов и тканей, а также кровенаполнением капилляров.

Определяющими факторами нарушения кровообращения являются: повреждения сердца, легких, грудной клетки и диафрагмы, влияющие на наполнение сердечных камер; скелетной мускулатуры и связочного аппарата, нарушающие приток крови к сердцу по венам; эндокринных желез, сказывающиеся на артериальном давлении и обмене электролитов сосудистой стенки; коркового и мозгового вещества почек, влияющие через систему ренина и простагладинов на артериальное давление. Большое влияние на кровообращение оказывают также изменения тонуса артериол и венул, влияющие на сопротивление кровотоку, и изменения реологических свойств крови, ее вязкости, обусловленные нарушениями со стороны системы свертывания крови или свойств ее форменных элементов, их соотношения с плазмой.

Патология - как наука.

Патология - фундаментальная наука, изучающая закономерности возникновения, развития и завершения болезней. Предметом ее исследования является больной организм. Как учебная дисциплина патология основывается на синтезе двух наук - патологической физиологии и патологической анатомии.

Для познания и объяснения сущности патологических процессов и болезней патология использует данные клинического обследования, морфологического изучения прижизненно взятых участков тканей больного органа, результаты исследования трупов, а также факты, полученные в эксперименте при моделировании болезней на животных.

Патология включает два раздела - общую и частную патологию.

Общая патология изучает типовые (стереотипные) патологические процессы, лежащие в основе болезней, - дистрофию, некроз, атрофию, нарушение крово- и лимфообращения, воспаление, аллергию, лихорадку, гипоксию, а также компенсаторно-приспособительные реакции, шок, стресс и опухоли.

Частная патология изучает конкретные болезни. В основе методических подходов частной патологии лежит нозология, т.е. наука о причинах, механизмах развития, проявлениях, осложнениях и исходах отдельных заболеваний. Именно патология позволяет раскрыть сущность болезни, выявить ее функциональные и структурные проявления, указать направление поиска принципов профилактики и лечения болезней. Поэтому патология является теорией медицины.

Для решения стоящих перед ней задач патология изучает два подхода - патофизиологической и патоморфологический. первый подход позволяет изучить функциональные расстройства в организме на разных этапах развития отдельных патологических процессов и болезней в целом. Второй подход, используя разнообразные современные морфологические методы, дает возможность исследовать нарушения структуры органов и тканей во время болезни, при выздоровлении или гибели организма. Вместе с тем единство и взаимообусловленность функции и структуры в норме и патологии стирают грань между этими двумя подходами, и они по существу лишь дополняют друг друга. Так, патофизиология в настоящее время широко использует для анализа патологических процессов морфологические методы. Патологическая анатомия в свою очередь располагает методами, позволяющими оценивать функцию поврежденных структур.

Патологическая анатомия - клиническая дисциплина, и поэтому патологоанатомы работают в патологоанатомических отделениях больниц. Патологическая анатомия использует несколько методов.

1. Вскрытие трупов умерших больных для выяснения тех изменений в органах и тканях, которые были вызваны болезнью, а также для установления причин смерти; по результатом вскрытия составляется патологоанатомический диагноз.

2. Прижизненное исследование кусочков органов больного (биопсия). Высокое техническое оснащение современной клинической медицины позволяет получить фрагмент ткани любого органа человека (биоптат).

От нормального состояния или процесса развития.

  • ru (мед.)
  • Следует отметить, что словом «патология » обозначают также любое отклонение от нормы.
  • Мазня в середине цикла - это патология , довольно часто встречающаяся у многих женщин всех возрастов.
  • Степень выраженности патологии развития плода может быть различная.
  • , изучающая закономерности возникновения, течения и исхода заболеваний и отдельных патологических процессов в организме человека и животных.
    • Истоки медицинской патологии можно найти в древнем мире, как умозрительное учение о гуморальной (от лат. humor - влага, жидкость) и солидарной (от лат. solidus - плотный) патологии .
    • Общая патология изучает наиболее общие закономерности патологических процессов, которые лежат в основе болезни независимо от вызвавшей ее причины, индивидуальных особенностей организма, специфических условий окружающей среды и др.
    • Кафедра психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии .
  • ж. врач. наука о болезнях, свойстве, причинах и признаках их. -гический, -гичный, к сему относящ. Патолог м. ученый врач, особенно сведущий по сей части. Патогения ж. часть патологии, ученье о происхождении и о начале болезней
  • наука о болезненных процессах
  • наука о болезненных процессах в организме
  • наука, изучающая болезненные процессы в организме человека и животных
  • ненормальность, отклонение от нормы, болезнь
  • область медицины, изучающая патологические процессы и отдельные заболевания
  • отклонение от нормы
  • отклонение от нормы в медицине
  • отклонение от нормы в организме
  • раздел медицины, изучающий болезненные процессы
  • болезненное отклонение от нормы
  • так врачи называют болезненное отклонение от нормы
  • (греч., от pathos - болезнь, и logos - слово). Исследование о болезнях, их причинах и симптомах.
  • греч. pathologikon, от pathos, страдание, и logos, слово. Наука о болезнях, рассматривающая их причины, признаки и лечение.
  • наука о ненормальных, болезненных процессах в организме. П. изучает не только проявления болезней, но и их причины, течение, исход, равно как и те патологические (болезненные) изменения, которые производят болезнь в тканях и органах больного.
  • одна из медицинских наук, занимающаяся вопросами о происхождении болезней, их свойствах, выражении и обо всех изменениях, какие происходят в организме от той или другой болезни.
  • Наука о болезненных процессах.
  • Синонимы к слову патология

      • заболевание

    Гипонимы к слову патология

      • эхопатология

    Гиперонимы к слову патология

      • нарушение
      • отклонение

    У термина "патология" есть два основных значения. Первое - синоним заболевания, болезненное состояние, отклонение от нормы. Во втором случае патология - отклонения, она имеет множество разделов и более узких областей, занимающихся определенными органами или системами органов. Есть и смежные дисциплины: патанатомия, и патфизиология, гистология и другие.

    В общем же смысле этот термин употребляется в первом значении, как синоним слов "заболевание" или "болезненное состояние". В этом значении различают врожденные и приобретенные отклонения. В первом случае нарушения происходят еще на стадии формирования или внутриутробного развития, а во втором - в течение жизни.

    Как правило, врожденная патология - объект исследования, прежде всего, пренатальной и перинатальной диагностики, то есть проблемы выявляются еще во время беременности и сразу после рождения. Серьезные нарушения выявляются еще в первом или начале второго триместра. Во многих случаях еще до их обнаружения или даже до установления факта беременности происходит ее самопроизвоизвольное прерывание. Чаще всего это говорит о грубых хромосомных нарушениях, но иногда свидетельствует о проблемах в Приоберетена патология может быть вследствие заболеваний в более или менее зрелом возрасте - в результате воздействия различного рода факторов. К ним можно отнести травмы, влияние химических веществ, перенесенные заболевания и т. д.

    Вообще же, "патология" - это один из самых популярных в медицине терминов. Он может относиться к любому разделу: неврологии, ортопедии, хирургии, гастроэнтерологии, гинекологии, педиатрии, психиатрии и так далее. В патологии же, как в науке, также есть несколько специализированных разделов, занимающихся, например, только нарушениями работы клеток или объясняющих возникновение болезней изменением внутренней среды организма, некоторые дисциплины даже занимаются изучением возникновения болезней на молекулярном уровне.

    Существует даже экспериментальная патология: это направление занимается моделированием различных процессов и состояний на животных. Так что этот раздел медицины отличается разнообразием направлений.

    Лечение патологий осуществляется врачами-специалистами в зависимости от того, какие пациент испытывает симптомы. Есть одна тонкость: в силу различных факторов меняется понятие нормы, причем в медицине такие изменения происходят довольно быстро и часто. То, что пару десятков лет назад считалось серьезной патологией, сегодня может быть вариантом нормы. С другой стороны, если отклонение от нормы поддается лечению, почему бы от него не избавиться, даже если оно не

    мешает?

    Кстати, "патология" - это термин, используемый не только в медицине. Например, это понятие применяется в социологии для обозначения болезненных процессов в обществе, что свидетельствует о его нездоровье. Например, так называют человеческие действия и типы поведения, которые общество воспринимает как аморальные и вредные - алкоголизм, наркоманию, преступность и т. д. Подобные явления ослабляют функционирование социума, а потому нуждаются в противодействии.

    Так что не нужно пугаться, прочтя в медкарте или записи врача слово "патология", ведь во многих случаях это всего лишь синоним термина "заболевание".



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх